Занятия для детей средней группы по экологии. Конспект занятия по экологии в средней группе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждением - детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек».
Барабинского района Новосибирской области.

Интегрированное занятие по экологии в средней группе:
«Удивительное путешествие в лес (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)»

Воспитатель ВКК: Плотникова Т.И.

г. Барабинск, 2017 г.
Цель: Воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять её.
Преодолевать потребительское отношение, формировать у детей
экологическое сознание, соответствующие ценностные ориентации,
интерес к окружающему миру.
Задачи:
1. Закреплять счет в прямом порядке, названия цветов (желтый, зеленый, красный); соотносить цвет предмета с цветом корзины.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память; активизировать коммуникативные умения; развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений; развивать эстетический вкус через слушание музыки.
Предварительная работа: беседы об охране природы, отгадывание похожих загадок, знакомство со значением слов: экология, привал, браконьеры. Заучивание стихотворений.
Подготовка к занятию:
1. Атрибуты к играм (корзинка, яблоки – вырезные, карточки –зеленого, желтого, красного и белого цвета, прищепки, трафареты – ежа, 2 - конверта)
2. Игра: «Посади дерево» Стаканчики с землей, палочки для рыхления, салфетки, веточки для посадки, лейка.
3. Презентация занятия.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой:
Игра-разминка «Австралийский дождь»
Ход упражнения
Участники встают в круг.
Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? (Ответ детей) Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами).
Тихий шелест ветра. (Простирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в интересное, познавательное
путешествие.
В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как в любом походе вы должны помогать друг другу, и тогда удача будет сопутствовать вам.
- Я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Занимайте свои места, мы едем в лес.
Звучит музыка «Автобус». Воспитатель выполняет вместе с детьми движения под музыку
- Мы приехали. Выходим аккуратно из автобуса, не мешаем друг другу.
– Готовы идти, встаём за мной. Сначала мы пройдём по узенькой дорожке, перешагнём через упавшие деревья, перейдём болото по кочкам.
– Вот мы и в лесу!
Оля: Здравствуй, лес, дремучий лес
Кто в глуши твоей таится.
Что за зверь, какая птица?
Всё открой - не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Правда, здесь красиво. Что вы увидели в лесу? (Ответы детей.)
много деревьев
– Присядем.
- Ребята, посмотрите, тут какое-то письмо (достаёт, читает)
”Браконьеры были здесь
И срубили весь наш лес.
Письмо писали медвежата,
Этот лес – дом для зверей.
Очень просим вас, ребята,
Помогите нам скорей! ”
Ребята, есть люди, которые занимаются охраной природы – экологи. Они следят, чтобы чистыми были леса, прозрачная вода в реке, чистый воздух.
А кто такие браконьеры? (ответы детей)
Правильно, это люди, уничтожают леса, птиц, зверей, рыб.
- Ребята, поможем медвежатам? Давайте ”посадим” новые деревья
и у зайчат, медвежат, лисят будет лес, их дом.
Игра «Посадим дерево»
- Давайте, посадим дерево. Сначала возьмем. (саженец) и посадим его в. (землю).
- Чтобы он рос, надо его. (полить).
-А что еще растению нужно. (солнце)
- Пройдет время и появится. (листики)
Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно.
Воспитатель: Ребята, скажите, разве можно рубить деревья в лесу?
(ответы детей)
Игра «Можно -нельзя» (дети отвечают хором)
Ломать деревья и ветки (нельзя).
Сажать больше деревьев (можно).
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя).
Ходить только по тропинкам (можно).
Рвать большие букеты цветов (нельзя).
Любоваться ими (можно).
Оставлять мусор в лесу (нельзя).
Собрать мусор в яму и закопать (можно).
Разжигать костры в лесу (нельзя).
Беречь лес от пожара (можно).
В лесу шуметь (нельзя).
Так что же такое лес?
Дети отвечают:
Лес – зеленый наряд нашей земли. (Оля)
Лес – дом животных и птиц. (Алиса)
Лес – наше богатство. (Катя)
Лес – красота нашей природы. (Полина)
Воспитатель:
Лес – это сказка.
Лес – это дом,
Лес – это друг, с которым вдвоём
Всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес – это книга.
Лес – это мир.
Лес – словно счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроет тебе
И радостней станет от них тебе.
Физминутка «Капельки»
(звучит аудиозапись «Звуки природы»)
Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой, бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.
(дети бегают, «поливают» землю)
- Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.
Давайте присядем на пенечки, посмотрим вокруг.
- Как вы думаете? Какое сейчас время года?
- По каким признакам вы догадались, что сейчас время года весна?
(Ответы детей)
Дети, возьмите карточки на стульчиках.
Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый”.
“Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога. ” (Зима)
“У второго – синие
Небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава” (Весна)
“На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака” (Лето)
“А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам!” (Осень)
Молодцы! Хорошо знаете времена года.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается.
и сейчас мы полетим на самолёте.
(Дети поднимают руки, разводят в стороны и ”самолётиками”
летят)
Воспитатель: Всё, прилетели. Заходим на посадку (дети садятся на стульчики).
Ребята, мы прилетели с вами на берег реки Омь.
Физминутка:
К речке быстро мы спустились (шагаем на месте,
Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс,
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши,
Вот так славно освежились (встряхиваем руками).
-Ой, куда это мы попали? Как грязно, здесь что это– свалка?
Маша: Ах, Омь, река большая
Город на ней стоит.
Мусором берег весь усыпан,
Стёкла режут и блестят.
Ангелина: Без конфет не может жить страна.
Ест народ конфеты круглый год.
Если же он фантики бросает,
То свою планету засоряет.
Алиса: Должен помнить ты, и он, и я –
Фантиком погубишь муравья.
Хоть они красивы и легки
Могут умереть от них жуки.
Полина: Правильно друзья
Поступит тот
Кто свой фантик
В урну унесёт.
Воспитатель: Правильно, ребята, нельзя бросать фантики, пакеты, бумагу,
пластиковые и стеклянные бутылки.
Давайте и мы соберём весь этот мусор, чтобы было чисто и
красиво.
Проводится игра ”Кто быстрее соберёт фантики”. Приглашаю 2-х детей,
Нужно собрать фантики в корзину.
Воспитатель: Ну вот здесь порядок, можно двигаться дальше.
На автобусе мы ехали, на самолёте летели, а сейчас мы поплывём на лодке.
(Дети садятся на пол, ”берутся за вёсла” и гребут).
Воспитатель: Ой, ребята, беда. Поднялся ветер и наши лодки опрокинул.
Поплыли к берегу.
(Дети лёжа на животе ”плывут” к берегу.)
Все ребята доплыли, все на берег вышли?
Давайте сделаем привал, обсохнем, отдохнём.
- Ребята, посмотрите, к нам кто-то идет! (включается фильм «Еж»)
- К нам в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся. Ребята, ежик почему-то грустит. Он мне сказал, что шел к нам в гости с подарком, уронил его и все просыпал. (на столе рассыпаны картинки яблок желтого, зеленого и красного цветов)
- Давайте посмотрим, что нам принес ежик? (яблоки)
- Яблоки каких цветов принес нам ежик? (желтого, красного, зеленого)
- Сколько яблок принес ежик? (много)
- Катя, возьми яблоко зеленого цвета. Сколько яблок у тебя в руке? (одно)
- Какого оно цвета? (зеленого)
- Давай положим зеленое яблоко в корзинку.
Вызвать двоих детей, предложить им взять яблоки желтого (красного) цвета. Спросить сколько в руке яблок, какого цвета? Положить яблоки в корзину.
- Ребята, посмотрите, сколько яблок стало в корзине? (много).
- Давайте посчитаем, сколько яблок стало в корзине.
- Ежик очень рад, что мы собрали яблоки в корзинку.
Он предлагает нам поиграть в игру «Бабочка».
Дыхательное упражнение «Бабочка»
– Ой, бабочка летит!
(Предложить детям подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы делали длительный плавный выдох).
- Ребята, вместе с ежиком к нам в гости пришли его друзья ежики. (показать детям трафареты ежиков)
- Посмотрите, чего не хватает у ежиков? (показать игрушку ежика с иголками и трафарет)
- Правильно, иголок. Давайте обрадуем ежиков и сделаем им разноцветные иголки. (показать, как с помощью прищепок можно сделать ежику иголки)
- Ребята, ежики говорят нам спасибо за иголки! Теперь они смогут носить грибы и яблоки на спине. Давайте попрощаемся с ежиками. Им пора возвращаться домой. А еще чтобы нам не было скучно, ежики оставили нам конверт с загадками.
загадки и вопросы
- а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.
1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).
2. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).
3. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).
4. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи).
1. Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
2. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто же это? (Лиса)
3. Что за зверь такой лесной:
Косолапый и большой.
Летом по лесу гуляет,
А зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Воспитатель: Привал окончен. Что нужно сделать, ребята?
(Нужно всё убрать за собой, чтобы осталось чисто).
Ведущий: Ребята, нам пора возвращаться домой. И поедем мы с вами на
лошадях.
(Дети делятся на 2 группы и ”скачут” на лошадях.)
Подведение итогов.
- Вот и закончилось наше путешествие в лес. Что интересного было в путешествии? Что вам больше всего понравилось? Кто такие экологи? Кто такие браконьеры?
Настя: Экологам всем пожелаем трудиться
Они помогают Земле возродиться.
Пусть чистыми будут земля, реки, воды
Пусть все защищают родную природу.

Занятия по экологии в средней группе

Цель: дать детям понятие о значении комнатных растений, содержании их в чистоте, правильном поливе и бережном уходе.

Материалы к занятию:
Три растения – с сухой землей, с пыльными и чистыми листьями, 4-5 растений с несложными названиями и внешне отличающиеся; лека с водой, лопаточка, 2 тряпочки и ванночка с водой.

Ход занятия:
I. Дети на стульчиках полукругом, на столе по середине- 3 растения- с сухой землей; с чистыми и пыльными листьями.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что у нас стоит на подоконниках? (комнатные растения).
Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей).
Правильно, Никита, для красоты.
С растениями красиво и уютно.
А еще для чего? (Если дети затрудняются помочь им).
Ребята, а еще растения очищают воздух.
Мы дышим через нос, а растения чем, подумайте? (листьями).
А как вы думаете, для того, что бы растения очищали нам воздух и радовали нас красотой, что нужно для них делать? (ухаживать за ними). Правильно. Как нужно за растениями ухаживать, мы сейчас попробуем разобраться.

II. Посмотрите, на столе стоят растения.
Вот в этом горшке, какая земля? (сухая)
А почему она сухая? (её не поливали давно).
Правильно, землю долго не поливали, и, посмотрите, как цветочек засох. Нужно скорей накормить его водичкой. (полить из лейки).
А для того, чтобы земля долго оставалась влажной, нужно взрыхлить ее лопаточкой. Посмотрите ребята, теперь земля даже красивее стала. Давайте пока поставим его в сторонку, а позже посмотрим, что с ним случится.
А теперь посмотрите как эти 2 растения, на их листья. Какие листья у этого растения? (ответы детей, а самый главный – «чистые»). Конечно чистые даже блестят. А спатифиллюм как будто радуется, сверкает на солнышке. А у этого растения, Амариллиса, какие листья? (пыльные). Да, к сожалению, листики у Амариллиса пыльные, тусклые и он грустит, жалуется нам, что ему невесело и тяжело от пыли. Как вы думаете, ребята, какому растению легче дышать - Спатифиллюму с чистыми листьями или Амариллису с пыльными? (с чистыми). Конечно же, Спатифиллюму, потому что у него чистые листья, правильно. Значит, что нужно сделать у Амариллиса, чтобы ему стало легко и весел дышать? (протереть листья). Хорошо! Давайте протрем их. Для этого нужно взять небольшую тряпочку, намочить и немного выжать, взять в ладошку лист и осторожно протирать его тряпочкой, придерживая ладошкой по всей длине листа, передвигая ее, не забывая прополаскивать тряпочку. Вот так! (показать). Кто хочет попробовать? (вызвать несколько пар по очереди, объясняя и помогая детям аккуратно протирать листья, следить за тем, чтобы не повредить их). Молодцы, теперь у нас и Спатифиллюм, и Амариллис стали красивые, чистые и блестящие, им будет легко дышать.
Сегодня мы узнали, как нужно ухаживать за комнатными растениями. Кто назовет, что мы сегодня делали, чтобы растениям было хорошо и спокойно? (вовремя поливать, протирать пыль с листьев, рыхлить землю).

Физкультминутка
На лужайке, над ромашкой
Жук летал в цветной рубашке-
« Жу- жу- жу, жу- жу- жу,
Я с ромашкою дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко- низко наклоняюсь».

III. Д/и « Угадай, какого растения не стало? »

На столе стоят 4 растения: фиалка, амариллис, бегония, финик. Вспомнить с детьми как они называются. Убирать по одному растению, когда дети закроют глаза. Когда откроют, спрашивать, какого растения не стало (5 раз). « Молодцы, ребята, вы были внимательными, и сразу видели, какое растени е я убрала». В конце занятия закрепить названия этих растений.

Вениченко Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №902 "Диалог"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка по реализации экологического воспитания в ДОУ
Тема: Итоговое занятие по экологии в средней группе "Земля - наш общий дом"
Дата публикации: 20.12.2015

Текстовая часть публикации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №902 «ДИАЛОГ» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №10 Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по реализации познавательной области (экология) в рамках методического объединения на тему «Развитие познавательного интереса, интеллектуально – творческих способностей ребенка через проектно - исследовательскую деятельность» в средней группе Тема: «Земля – наш общий дом!» Составила и провела: воспитатель средней группы №5 Вениченко Ирина Евгеньевна г. Москва 16.12.2015г.

Цель:
активизировать и обобщить знания детей о планете Земля, как общем доме для всех людей и живых существ, привести детей к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей и объектов неживой природы.
Задачи:
Образовательные:  Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу;  Формировать у детей знания о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек - разумный хозяин, отвечает за все на земле;  Закрепляет знания детей о правилах поведения в природе;  Продолжать формировать бережное отношение детей к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле;  Привлечь внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды и воздуха;  Формировать элементарные экологические знания, чувство эмоционального комфорта;  Способствовать формированию экологической культуры подрастающего поколения, воспитанию осознанного и ответственного отношения к природе и своему здоровью. Развивающие:  Развивать познавательный интерес и интеллектуально – творческихе способности;  Развивать речевую активность, мыслительные операции, мелкую моторику рук, физические качества;  Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи; способствовать развитию связной речи. Воспитывающие:  Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему, вызывать чувство эмпатии, сопереживания;  Воспитывать желание беречь и охранять природу, как условия жизни человека и всех природных обитателей.
Приоритетная образовательная область:
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие» 2

Предварительная работа:
участие средней группы в экологическом проекте «Земля – наш общий дом!»  проведение цикла НОД по ознакомлению с миром природы «Путешествие по материкам», «Дикие и домашние животные», «Животные жарких стран», «Животные севера», «Птицы нашего края», «Насекомые», «Подводный мир», «Деревья, кустарники, цветы»;  беседы с детьми: «Как себя вести в лесу?», «Дерево заболело», «От чего «болеет» наша планета?», «У меня есть домашний питомец», «Зачем нужны растения на планете?», «О мусоре и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше»;  организация исследовательской деятельности с детьми: экспериментирование с живой и неживой природой, оформление плаката «Земля – наш общий дом!»;  рассматривание картин, иллюстраций, прослушивание музыкальных композиций, разучивание стихов о планете Земля;  продуктивная деятельность по рисованию, аппликации, конструированию из бросового материала;  ознакомление детей с детскими художественными и научно – популярными произведениями о природе и животном мире;  целевые прогулки;  акция «Сделаем нашу планету чище»;  наблюдение на прогулке за птицами, прилетающими на участок, их поведением;  ситуации общения: «Что бы ты сделал, если бы увидел, как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы? Разрушает муравейник, Разжёг костёр и т.д.»  совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями в группе и на участке детского сада
Результаты:
 сформированы начала экологической культуры у детей;  сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;  дети учатся практическим действиям по охране природы; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;  у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. 3

Словарная работа:
планета, природа, растения, животные, насекомые, птицы, рыбы, человек, домашние животные, лесные животные, животные жарких стран, животные севера, фильтр, фильтровать.
Оборудование:
мультимедиапроектор, экран, ноутбук, презентация со слайдами, музыкальный центр, диск с музыкальными произведениями (звуки леса, «космическая музыка», музыка для релаксации), декорации деревьев, ткань голубого цвета для имитации речки, костюм речки для ребёнка, бросовый материал, мешки для мусора, корзина для мусора, оборудование для экспериментирования (подносы, по 2 стакана на каждого ребенка – пустой стакан и стакан с «грязной» водой, воронки, ватно- марлевые фильтры), клей - карандаш по количеству детей, плакат с иллюстрацией планеты Земля, вырезанные изображения животных и растений, дымящихся заводов, костров, бытового мусора, мяч. 4

Ход занятия:
Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь» Дети под музыку входят в зал и приветствуют гостей. Воспитатель: - Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Организационный момент.
Слайд1(Детский сад) Воспитатель предлагает детям игру на эмоциональное разыгрывание. Воспитатель: А теперь давайте подарим улыбки друг другу: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Воспитатель: Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку. Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас сегодня в космическое путешествие. А на чём мы отправимся в космическое путешествие? Ответы детей Воспитатель: Сначала нам нужно надеть скафандры: надеваем скафандр на правую ногу, затем - на левую ногу, надеваем правый рукав, потом - левый. Застегиваем молнию, ремни, одеваем шлем. Занимаем свое космическое кресло, пристегиваем ремни. Дети садятся на стульчики, звучит космическая музыка Воспитатель: И так, приготовились! Начинается отсчет 5-4-3-2-1- пуск! Внимание! Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше 5
становятся деревья, дома, наш город и вскоре мы теряем его из вида. И вдруг, будьте внимательны, что это? Слайд 2(Планета Земля) Воспитатель: Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад и стар, Что она - большущий шар. Что это за шар, который мы видим из Космоса? Ответы детей (планета Земля) Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение о планете Земля, которое подготовила для нас Полина. Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, И называется Земля. Воспитатель: А почему Земля – это твоя, моя или точнее наша планета? Ответы детей (Потому что мы живём на этой планете) Воспитатель: А на других планетах существует жизнь? Ответы детей (нет) Воспитатель: Да, только на нашей планете существует жизнь. Воспитатель: А кто живёт на планете Земля? Ответы детей (растения, насекомые, рыбы, птицы, звери и люди, т.е. мы с вами) Воспитатель: Мы с вами живем в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего обычного дома, то попадаем в другой мир. Это мир природы. Ребята, что можно назвать нашим общим домом? Ответы детей (Планета Земля) 6
Воспитатель: Вы правы, Земля – это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых и растений. Воспитатель: Посмотрите, сколько всего замечательного на Земле! Слайд 3 (показ серии слайдов о многообразии жизни на Земле)
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Воспитатель: Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете обитателей планеты Земля. Мы с вами поиграем в игру «Назови одним словом». Я буду называть различных животных или растения, а вы мне будете называть общее слово, которое обозначает группу, к которой они относятся. Дети встают в круг и воспитатель проводит игру, кидая каждому ребенку мяч 1) Кошка, собака, корова, лошадь (Домашние животные) 2) Жук, бабочка, муравей, стрекоза. (Насекомые) 3) Берёза, клён, ель, липа (Деревья) 4) Окунь, акула, щука, скат (Рыбы) 5) Жираф, бегемот, лев, зебра (Африканские животные) 6) Василёк, ромашка, одуванчик, колокольчик (Цветы) 7) Синица, воробей, снегирь, ворона (Птицы) 8) Белка, волк, лиса, медведь (Лесные животные) 9) Тюлень, морж, белый медведь, северный олень (Животные севера) 10) Женщина, мужчина, девочка, мальчик (люди) Дети садятся на стульчики Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на нашу планету поближе, всё ли в порядке у нашей планеты? Слайд 4 (грустная планета) Ответы детей (Земля грустная, она плачет) Воспитатель: Скажите мне, а когда вы плачете? Ответы детей Воспитатель: Земля живая, и как всё живое, она может заболевать. А болеет Земля из-за нас, из-за того, что люди не берегут Землю, свой голубой шар. Земля просит нас о помощи. Хотите помочь своей планете? Ответы детей (Хотим) 7
Воспитатель: В одном лесу нашей планеты случилась беда. Нам нужно срочно возвратиться из нашего космического путешествия обратно на землю и отправиться туда, посмотреть, что же произошло и постараться помочь.
Физкультминутка
(дети встают в рассыпную) Звучит волшебная музыка Воспитатель: Повторяйте за мной: Нужно нам закрыть глаза, Сделать два больших прыжка, Руки вытянуть вперед, А затем наоборот. Как листочки покружиться. Чтоб в лесу нам очутиться. Вот так чудо из чудес: Мы попали с Вами в лес! Слайд 5 (Лес) Стоят декорации деревьев. Под деревом имитация речки (ткань). На ткани разбросан различный мусор. Сидит девочка, одетая в костюм речки, и «плачет». Звучит музыка леса Воспитатель читает стихотворение С.Погореловского «Здравствуй, лес!» Воспитатель: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: 8
Ты же видишь, мы свои. Воспитатель: Слышите, кто – то плачет. Подходят к девочке, переодетой речкой. Воспитатель: Что случилось речка, почему ты плачешь? Речка: На моем берегу отдыхали люди. Они весь мусор побросали в воду. Вода стала очень грязной, и погибло много рыбок! Воспитатель: Н е печалься, реченька, твоей беде мы поможем. Ребята, что нужно сделать с мусором? Ответы детей (собрать в пакеты и выбросить в мусорный контейнер)
Игра «Очистим планету от мусора»
Все дети с целлофановыми пакетами убирают оставшийся на поляне «мусор», и складывают в одно место (корзину для мусора). Воспитатель: Речка, посмотри, мы весь мусор убрали. Речка: Спасибо вам большое. Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь речке очистить воду, чтобы рыбы опять смогли в ней жить? Ответы детей (мы можем её очистить с помощью фильтра) Воспитатель: Речка, наши ребята умеют фильтровать воду. С помощью чего фильтруют или очищают воду? Ответы детей (с помощью фильтра) Проводится опыт «Очистка воды» (воспитатель объясняет и показывает)
Опыт «Очистка воды»
Воспитатель: Подойдите к столам. Перед вами в стаканах вода из нашей реки. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная? Ответы детей (да) 9
Воспитатель: Мы займемся тем, что постараемся очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Посмотрите, как работает фильтр. Слайд 6 (Фильтр воды) Воспитатель: Фильтр пропустит только воду, а, частицы грязи останутся. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром. Сначала воспитатель, затем дети проводят опыт Воспитатель: Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Ответы детей (да) Воспитатель: Речка, посмотри, мы очистили твою воду, и теперь ты снова можешь радостно журчать, а в твоей воде снова будут плескаться рыбы! Воспитатель: Ребята, а мы сможем прожить без воды? Ответы детей Воспитатель: Почему? Ответы детей (чтобы пить, это дом для рыб и других обитателей рек и морей) Воспитатель: Без воды немыслимо существование всех живых организмов, ведь нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Без воды жизнь погибнет. Человек, например, может прожить без воды только 7 дней. Воспитатель: Послушайте стихотворение о воде, которое подготовила для нас Соня: Хочу, чтобы вода в речке стала чистой! Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда! Пусть чистой остается в них на веки Студеная, прозрачная вода! Речка благодарит детей и убегает 10
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в лесу. А в лесу много растений. Какие растения вы знаете? Ответы детей (травы, деревья, кустарники, цветы) Воспитатель: А зачем нужны растения? Ответы детей (они лечат, очищают воздух, используются в пищу, просто для красоты) Воспитатель: Да, главная работа растений – это очистка воздуха. Воздух, словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Давайте проведем еще один опыт: попробуем закрыть рот и нос. Сколько времени мы сможем не дышать?
Опыт «Воздух необходим для жизни»
Ответы детей (очень мало) Воспитатель: Человек может жить долго без пищи, немного без воды, а без воздуха он может прожить очень мало - лишь несколько минут. В чем мы сейчас и убедились. Всё живое на Земле не только нуждается в воде, но и дышит. Дышат растения, рыбы, животные и, конечно, человек. Воспитатель: - Что же мешает воздуху быть чистым, что отравляет воздух на нашей планете? Ответы детей (заводы, дым, машины, газ, вырубка деревьев) Показ слайдов 7 (серия слайдов о загрязнении воздуха и вырубке лесов) Воспитатель: Гудят заводы, всюду пыль, Бежит, дымит автомобиль. А между тем деревья стонут, В грязи и пыли просто тонут. А чтоб построить нам заводы Рубят лес и губят воды. Стала грязной наша вода, 11
От растений нет и следа. Отнят дом у наших зверей, Птицам, рыбам плохо теперь. Воспитатель: Заводы, дым, выхлопные газ от машин, вырубка деревьев – все это отравляет воздух на нашей планете. Как же мы можем помочь нашей планете, что нужно делать, чтобы на планете было как можно больше чистого воздуха? Ответы детей (нам нужно как можно больше сажать деревьев, кустарников, цветов и беречь те, что уже растут)
Физкультминутка «Деревья»
Звучит музыка Воспитатель: Сейчас я вас заколдую, и вы тоже станете деревьями. И попробуете очистить воздух в этом лесу. Расставьте ноги на ширине плеч, представьте, что это ваши корни. Чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Поднимите свои веточки-ручки и пошевелите листочками-пальцами. А теперь помашите веточками-ручками. Слышите, какой ветер поднялся? Да, замечательные деревья выросли в нашем лесу. Но пора опять превращаться в людей. Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли помочь нашей планете, мы убрали мусор, очистили воду, очистили воздух, превратившись в деревья, и наша планета снова улыбается. Слайд 8 (Улыбающаяся планета) Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы наша планета - Земля стала ещё прекраснее? Ответы детей (да) Воспитатель: Тогда давайте её вместе украсим: подарим ей ещё больше птиц, насекомых, деревьев, цветов, зверей, рыб. И планета нам будет благодарна. Воспитатель: Сейчас мы с вами скажем волшебные слова и окажемся в саду: Звучит волшебная музыка Снова мы глаза закроем, Руки вытянем вперед, 12
Как листочки закружимся, И в саду все очутимся. Слайд 9 (планета Земля с её обитателями)
Коллективная аппликация «Земля – наш общий дом»
Воспитатель: Подойдите к столу. Здесь для вас уже приготовлена иллюстрация с изображением планеты Земля и силуэты всего живого, что есть на планете, здесь и цветы и деревья, и животные и птицы и насекомые и рыбы – всё то, что радует нашу планету, но есть здесь и силуэты заводов с дымящимися трубами, костров, мусора – того, от чего наша планета расстраивается, и даже болеет. Также у вас есть клей – карандаш. Сейчас вы сядете за стол и сделаете аппликации. На изображение планеты Земля вы наклеите только то, что вы хотели бы видеть на Земле в изобилии (цветы, грибы, деревья, трава, бабочки, птицы и пр.) что радует планету, а то, что заставляет её огорчаться – оставите. Будьте внимательны. Звучит спокойная музыка и дети приступают к работе. В процессе выполнения задания воспитатель поощряет замыслы детей, подсказывает, как лучше расположить детали на аппликации. После того как дети выполнят задание, воспитатель предлагает показать получившуюся работу гостям и рассказать им, что у них получилось. Воспитатель: Давайте расскажем нашим гостям, что же мы с вами можем сделать, чтобы воздух на планете был чистый, водоемы были чистыми? Что нужно делать, чтобы сохранить леса, луга, животных, птиц? Дети становятся полукругом и читают стихи (звучит спокойная музыка) Наша планета - Земля Очень щедра и богата: Горы, леса и поля – Дом наш родимый, ребята! (Соня) Мы не гости на планете И Земля – наш общий дом, Будет в нём светло и чисто, Если мы его спасём. (Арина) Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. (Илья) 13
Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нету! Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду её никому не дадим! (Миша) Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, цветами, (Настя)
Хором:
Такая планета нужна нам всем с вами! Воспитатель: Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса - все, что окружает нас. Мы должны стараться постигать тайны природы. Давайте лучше узнаем окружающий мир, а, узнав - по- настоящему полюбим его, а полюбив - будем беречь. Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями и вернемся в группу. Дети прощаются с гостями и выходят из зала под песню «Расцветай, моя Земля!» После занятия дети вместе с воспитателем размещают свой плакат в группе. 14
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКИ
1.

Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь» (ЗАХОДИМ)

Дети садятся на стульчики, звучит КОСМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Звучит ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА (для попадания в лес)

Звучит МУЗЫКА ЛЕСА (Я ЧИТАЮ СТИХ)

Звучит МУЗЫКА ДЛЯ ДЕРЕВЬЕВ (МЫ - ДЕРЕВЬЯ)

Звучит ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА (для попадания обратно в сад)

Музыка для аппликации (СПОКОЙНАЯ)

Музыка для стихов (ЛИРИЧНАЯ)
9.
Музыка уход про планету

(МОЖНО ДЕТСКУЮ ПЕСНЮ ПРО

ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ)
песня «Расцветай, моя Земля!» 15

НАДЕТЬ ИЛИ ОДЕТЬ?

Это два разных слова. Оба правильные - зависят от

контекста.

Надевают на кого-то или на что-то

(в том числе на себя),

одевают кого-то или что-то (но не себя).

Однако можно сказать "одевайся".

Запоминайте:

надеть-снять

одеть-раздеть

ПРИМЕР:

Надеть пальто - снять пальто

Одеть ребенка - раздеть ребенка
16
РЕКВИЗИТ Флешка с презентацией Диск с музыкой Стулья Два стола под опыты Стол под аппликацию Клей карандаш Плакат с землей Две миски с животными растениями заводами Подносы Стаканы с грязной водой Стаканы пустые Воронки Марли Ваты Фартуки? Салфетницы с салфетками Дерево Ёлка Речка Накидка на речку Сарафан Кокошник Поляна с цветами Куст? Мусор Мусорная корзина и пакет Мяч Шпаргалки со стихом про лес и про заводы 17

Открытое занятие по экологии «Зима» в средней группе

Программное содержание:

1. Обобщить знания детей о времени года – зима .

2. Закреплять знания о приметах зимы.

3. Воспитывать умение внимательно слушать рассказы о зиме своих товарищей, дополнять ответы.

4. Развивать эстетическое восприятие красоты зимней природы.

Словарная работа:

  1. Называть зимующих птиц – сорока, синица, воробей, голубь, ворона.
  2. Умение отличать диких животных от домашних.
  3. Называть приметы зимы.
  4. Рассказывать пословицы о зиме.

Ход занятия.

  1. Организационная часть

В., Ты мой друг и я твой друг

Сколько здесь друзей вокруг

Ляна, Артем, Денис, Даша, Юра, Саша

Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей на занятии. Давайте поздороваемся (садятся на стульчики)

2. Основная часть.

В. ,– Ребята, вы любите отгадывать загадки?

В., послушайте загадку и узнаете, о каком времени года сегодня мы с вами будем беседовать.

Дел у меня не мало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома

А зовут меня (зима )

В., молодцы! Правильно, зима .

Кто ребята, из вас знает другие загадки о зиме?

(ребенок загадывает загадку, стихи о зиме)

Сегодня ребята, мы с вами на занятии будем путешествовать во времени года – Зима .

Давайте вспомним и назовем приметы зимы.

(Стали дни короткие, рано темнеет. Выпадает снег, стоят морозы.

Солнце светит мало и не греет. Деревья стоят голые, без листьев.

Только ели и сосны зеленые стоят. У некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее. Люди носят теплую одежду (шапки, шубы, зимнюю обувь и т. д.)

Ребята, а теперь давайте назовем пословицы о зиме, которые предупреждают нас, что зима – холодное , суровое время года.

Зима не лето , в шубу одета.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

3.Физминутка. «На прогулке» .(включить музыку)

(Дети стоят около стульчиков) .

Мы шли, шли, шли. (шагаем на месте) .

И на речку пришли,

А на речке лед

Мы шли, шли, шли.

И на горку пришли,

Мы шли, шли, шли,

И в лес пришли.

В. А теперь сели тихо девочки, и очень тихо мальчики.

4. В., - Ребята, я вам предлагаю погостить в зимнем лесу.

А сейчас вы отгадаете загадки и узнаете, кого можно встретить в зимнем лесу.

1) Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый краса, а зовут ее …Лиса.

2) кто зимой холодной, в лесу ходит злой, голодный….Волк.

3) Большой косолапый. Зимой спит, а летом ульи ворошит…. Медведь.

В., А где спит медведь зимой? Почему нельзя будить мишку?

4) Кто с высоких, тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил,

И в кусты через пенёк

Промелькнул как огонёк…. Белка

5)Что за зверь лесной.

Встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы , уши больше головы. … Заяц.

При разгадывании загадок дети дополняют свой ответы кратким описанием этих животных.

Задание «Кто лишний?» Раздаются карточки с изображением 3 диких животных и 1 домашнего.

В., - Ребята, посмотрите внимательно на карточки и обведите того, кто лишний на этих картинках.

В., -Почему эти животные называются дикими?

(Дикие животные живут в лесах, полях и не приручены человеком)

В., -Давайте поиграем в игру «Зайка беленький сидит»

Игра «Зайка беленький сидит»

5. В., – Ребята, а что вы знаете о птицах? Почему на деревьях, кустах не видно птиц?

(Холодно. Перелетные птицы улетели в теплые края, а зимующие прилетают ближе к жилищу человека. Люди подкармливают птиц хлебными крошками, семенами, семечками.)

В., А вы знаете зимующих птиц?

(дети называют) (я выставляю на мольберте картинки и вызываю по очереди детей для показа указкой птиц)

В., Ребята, птицам зимой трудно найти корм. Давайте им поможем.

(Насыпаем с детьми зерно и семечки в кормушку)

В., - Ребята, наша прогулка по лесу заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

В., Давайте подведём итог нашей прогулки.

6 .Итог занятия .

Р. ,Скажите в какое время года мы с вами путешествовали?

Кого можно встретить в зимнем лесу?

Что вам особенно понравилось в путешествии? Сюрпризный момент. Угощаю детей печеньем грибочки.

На этом наше занятие закончено . Спасибо.

Название:
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: Детский сад «Нурлан»
Месторасположение: Казахстан, Южно-Казахстанская область, г. Шымкент

Конспект занятия по экологии

Возраст. группа: Средняя группа «Жұлдыз»

Дата:

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум»

Раздел: Основы экологии

Тема: Насекомые.

Цель: Расширять представления детей о насекомых, показать их многообразие. Познакомить со, строением, средой обитания, способами передвижения. Закреплять умение находить сходство и различия. Формировать интерес к жизнедеятельности насекомых. Развивать наблюдательность, разговорную речь, внимание, память. Воспитывать заботливое отношение к насекомым и природе.

Билингвальный компонент: жәндіктер — насекомые, қанқыз — божьякоровка, құмырсқа — муравей.

Словарная работа: насекомые

Технологическое обеспечение: картины насекомых, игрушка, пазлы, материал для творчества.

I. Оргмомент

II. Псих.настрой

Утренний круг

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

— Ребята посмотрите к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся!

Дети стоя в кругу повторяют движения за воспитателем

Дети здороваются на двух языках

Сюрпризный момент: Кто то нам в нашем уголке природы оставил письмо.

Посмотрим что там? Открываю письмо, а там загадки.

Загадываю загадки:

1.Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её…
2. Мы - лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
3. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
4. Спит на листьях у дорожки.
Как антенны, ушки-рожки.
Дождь идёт, гремит ли гром, -
Завитой укроет дом!

5. В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
— Молодцы все загадки отгадали.

Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, как одним словом можно их назвать?

Правильно! И так мы сегодня с вами будем говорить о насекомых.
Пальчиковая игра «Паучок»

Стихотворения о насекомых

Дети читают стихотворения

1 задание: Соединить насекомое с растением (2 детей выполняют задание)



2 задание: Собрать пазлы «Насекомые» (2 детей выполняют задание)



Хитрые вопросы

— Насекомое с рогом?

— Самое опасное насекомое?

Физминутка «Кузнечики»



— Пока ребята выполняют задания поиграем

Хитрые вопросы

Дети отвечают на вопросы и смотрят ответ на экране

— Я вам буду задавать вопросы, а вы если правильно ответите, то на экране появится это насекомое:

— Кого называют «Дети солнца»?

— Насекомое с рогом?

— Самое опасное насекомое?

— Насекомое которое свой дом носит с собой?

— Насекомое которое поднимает груз тяжелее себя?

Дидактическая игра: «4 лишний»

Физминутка «Кузнечики»

3 задание: «Посади божью коровку на листочек»

Дети работают у доски. (Дерево с листочками, на листочках точки, на божьих коровках цифры, нужно посадить божью коровку на нужный листок)



4 задание: «Найди для пчелки улей»

Упражнение «Небылицы»

Муравей живет в улье?

Бабочка стрекочет?

Комар ловит птиц?

Паук собирает нектар с цветов?

Муха плетет паутину?

Шмели строят муравейники?

— Ребята мы с вами прочитали много сказок о насекомых, назовите их.

— Ребята наши детки тоже решили сочинить сказки давайте их послушаем.

Вам понравились сказки?

— Посмотрите какие красивые поделки сделали наши ребята со своими родителями.



Я предлагаю и вам сделать насекомых различными методами и способами

Творческая работа



Оказываю помощь в изготовлении поделок

Итог занятия

Релаксация:

Играет музыка

— Ребята закройте глазки и представте что вы маленькие пчелки и летаете с цветка на цветок.

— Вам понравилось наше занятие?

— Что понравилось больше всего?

— Ребята скажите что будет если на земле исчезнут все насекомые?

— Можно ли убивать насекомых?

Ожидаемый результат:

Знать: строение, средой обитания, способами передвижения. названия.

Иметь: представления о насекомых, их многообразие, особенностях и отличия насекомых.

Уметь: проявлять заботу о насекомых, отвечать на вопросы, вступать в беседу.

Воспитатель: Попова И.В.

Методист: Қоңыратбай Ж.М.

Похожие публикации