Ведущий тип деятельности и его значения для психического развития ребенка. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте: понятие, влияние выбора на развитие ребенка

Сразу после рождения приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. На 3-4-м месяце у малыша начинает формироваться образ предмета.

Так создается фундамент образной памяти. Укажем особенности развития памяти в младенчестве:

Память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

Она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;

Материал фиксируется ребенком непроизвольно;

Сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве:

Обогащается содержание представлений;

Возрастает объем и прочность сохранения материала;

Появляется новый процесс памяти - воспроизведение;

Бурное развитие получает словесная память.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

Преобладает непроизвольная образная память;

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

По мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Понятие ведущего вида деятельности и его роль в психическом развитии ребенка.

Движущая сила психического развития - собственная деятельность ребенка , в котором он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.

Формы деятельности ребенка меняются: ведущую роль в психическом развитии играют одни формы активности, в другом - другие. С этим связан термин «ведущий вид деятельности».

Ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречаемая на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии». Ученик и последователь Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности.


Во-первых, в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Например, ребенок начинает учиться, играя: в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения - деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте, сменив игру.

Во-вторых, в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В игре, например, появляется творческое воображение.

В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. В той же игре дошкольник осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения которых он воспроизводит в игровой ситуации. Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка, это отразится на становлении его личности, но такого глубокого развивающего эффекта, как ведущая, она в большинстве случаев дать не сможет.

В ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности; формируются или перестраиваются психические процессы (мышление, восприятие, память и т.д.) От нее зависят основные психологические ни изменения личности ребенка на определенном возрастном этапе Поэтому ведущим видом деятельности для каждого возраста есть не тот, которым больше занимается ребенок, а тот, который обусловливает основные, важнейшие изменения в й психике

- Д.Б. Эльконин : типы ведущих деятельностей

Деятельность в системе отношений: «ребенок - общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка.

Деятельность в системе отношений: «ребенок - общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная - младших школьников, учебно-профессиональная - юношей и девушек.

Структура деятельности:

  1. Потребность - нужда в чем-то необходимом для человека.
  2. Осознание потребности и формирование мотива.
  3. Постановка цели.
  4. Выбор способа реализации мотива.
  5. Планирование деятельности.
  6. Перечень действий.
  7. Выполнение каждого действия (частная цель). Выбор операций с учетом условий и имеющихся средств.
  8. Достижение цели (удовлетворение потребности):

- результат деятельности - предмет, воплощенный в мотиве;

- личностные результаты - опыт, навыки, знания, убеждения, эмоции.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ

Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность. А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).

Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.

У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).

В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности. Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).

Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?

Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.

Игра – это…

ИГРА -

ведущий вид деятельности.

Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника

ИГРА –

основная форма организация жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка

ИГРА –

развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе:

v воображение и фантазия

v способность к символизации и преобразованию

v произвольность поведения

v развитие целеполагания, умение думать в уме

v развитие «самости»

v в познании через игрушку

v в общении

v в движении

v в радости, удовольствии

v в потребности быть как взрослый

v потребность в свободе, самореализации, самостоятельности, активности

v это средство развития

v средство воспитания

v средство общения средство коррекции

v средство формирования позитивной «Я концепции» (успешность в игре)

v средство развития (мышления, речи, воображения, креативности, фантазии и т.д.)

Признаки ведущей деятельности:

1. В ней возникают новые виды деятельности.

2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).

3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.

С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.

Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.

Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.

Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера психики преимущественно развивается

Новообразования возраста

Младенчество 0-1 год

Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности)

На познание отношений

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Раннее детство 1-3 года

Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми)

На познание предмета

Познавательные процессы

Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания.

Дошкольный возраст 3-7 лет

Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов.

Младший школьный возраст 7-10 лет

Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения)

На познание начал наук

Интеллектуально-познавательная

произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Подростковый возраст 11-15 лет

Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам)

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.

Ранняя юность 15-17 лет

Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы)

На познание профессий

познавательная

Мировоззрение, профессиональные интересы

В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта.
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи.

От рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;

От 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

От 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

От 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

От 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Список литературы:

1. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996

2. Марцынковская Т. История детской психологии.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972

Ведущая деятельность - деятельность ребенка, которую он осуществляет в пределах социальной ситуации развития. Выполнение ее будет определять появление и развитие у субъекта основных психологических новообразований на определенной ступени развития в онтогенезе.

На каждом этапе формируется особая социальная ситуация развития, которая, в свою очередь, способствует тому, что проявляется соответствующая ведущая деятельность. Это и является признаком перехода на более высокий уровень психики.

Ведущая деятельность способна определить возникновение нового этапа развития, выступая базовым критерием при его диагностике. Она проявляется не сразу, а должна пройти формирование в рамках социальной ситуации. Более того, новая деятельность не будет отменять предшествующий тип.

Следовательно, ведущая деятельность является фактором, который обусловливает проявление основных изменений и новообразований в психическом уровне развития на определенных этапах онтогенеза.

Как это происходит? В ее рамках развиваются и тренируются все функции ребенка. Это, в конечном счете, приведет к появлению качественных изменений. Растущие возможности подрастающего человека станут источником для проявления противоречий в системе «ребенок - взрослый», которые «выльются» в несоответствие возникших его возможностей устаревшей форме взаимоотношений со средой. Именно тогда начинается особый кризис развития, способствующий переходу на более высокий уровень онтогенеза.

Рассмотрим более подробно протекание этого процесса, опираясь на данные современных исследований.

В (от рождения до года) социальная ситуация будет определяться тем, что маленький ребенок не может обходиться без взрослого. Он ему необходим не только для обеспечения физических потребностей, но также и для коммуникации. Поэтому ведущий тип деятельности - непосредственное эмоциональное общение ребенка - сформирует необходимость и потребность в общении с людьми.

На этапе раннего детства (от года до трех) малыш получает свободу, которая связана с тем, что он уже способен самостоятельно передвигаться. Помимо этого, активно развивается речь, а родители теперь выступают в качестве посредника между ним и окружающим миром. Именно взрослые становятся проводниками, а предметно-манипулятивная деятельность - ведущей. Благодаря ей развиваются и совершенствуются двигательные и речевые умения и навыки.

В период (от трех до семи лет) ребенок входит в мир взрослых при помощи сюжетно-ролевой игры. В ее рамках он имеет возможность повторить то, что видит в окружающем мире. Именно поэтому появляются игры в доктора, продавца, разбойников, войну, семью и так далее.

В (от семи до одиннадцати лет) ведущий существенно изменяется: основной становится учебная. Все усилия ребенка должны быть направлены на то, чтобы усвоить основы наук и стать субъектом деятельности. В социальной ситуации развития появляется новый взрослый - учитель, который теперь определяет особенности его развития, оценивая усилия и способности ученика.

Начиная с подросткового возраста (от одиннадцати до пятнадцати лет) ведущим типом деятельности становится общение со сверстниками, которое проявляется в разных социальных сферах (учебной, художественной, спортивной, личной и так далее). Именно оно теперь является определяющим для психического развития отрока, а влияние взрослых «отходит» на второй план.

По мере же взросления и социализации человека основной становится способствуя формированию его профессионализма.

Каждый ребенок растет ежедневно, получая все больше возможностей для своего развития. Помалу от примитивных форм манипуляций с различными предметами он переходит к более осознанным действиям. Каждое действие, даже если это «несерьезная» игра или баловство, оказывает воздействие на ребенка, на формирование его личности. Однако, только ведущая деятельность, в зависимости от возраста малыша, является самым важным фактором его психического развития. Приоритетная деятельность на данном этапе призвана сформировать деловые человеческие качества. Постепенно к концу этого возраста игра начинает становиться более отвлеченной от реальности, и малыши начинают придумывать разные ситуации.

Они определяют более жесткие правила, которые требуют исполнения.

Понятие ведущей деятельности

Понятие ведущей деятельности малыша можно сформулировать в трех ее признаках:

Содействует появлению новых деяний ребенка;

Формирует и перестраивает определенные функции психики;

Влияет на видимые личностные изменения.

Смена ведущей деятельности - это переход от одного этапа развития на следующий.

Виды ведущей деятельности

Виды ведущей деятельности малыша от младенческого возраста и до дошкольного можно охарактеризовать следующей структурой:

  • Сохраняющаяся - переходит от предыдущей стадии.
  • Непосредственная - свойственна для данного этапа.
  • Нарождающаяся - лишь начала развиваться и станет ведущей на последующей стадии развития.

Итак, в возрастной психологии выделяется несколько видов ведущей деятельности малыша на разных стадиях его развития:

  • 0 - 1 год - прямое эмоциональное общение с мамой и другими взрослыми.
  • 1 - 3 года - предметно-манипулятивная деятельность.
  • 3 - 7 лет - игровая.
  • 7 - 11 лет - обучение.
  • 11 - 15 лет - коммуникативная.

Очень важным временем для малыша является период от рождения и до 7 лет, поэтому эти стадии развития рассмотрим далее.

От 0 до 1 года

От 0 до 1 года малыш целиком зависит от мамы (или другого воспитывающего взрослого). В начале своей жизни до 2-х месяцев деятельность как таковая у ребенка не определена. С 2 до 12 месяцев приоритетная деятельность являет собой общение с матерью. Благодаря этому формируются такие новообразования:

  • деление состояний, ощущений;
  • непроизвольное внимание - непродолжительное фиксирование на каких-то предметах, объектах;
  • самостоятельная речь;
  • начало вырабатывания наглядно-деятельного мышления;
  • восприятие определенных объектов.

Самое основное новообразование младенческого возраста - растущая потребность общаться.

Ранний возраст

Ранний возраст начинается от одного года. В младенчестве у ребенка сформировались такие особенности, которые дали ему возможность перейти на следующую стадию. Теперь ведущей деятельностью выступает предметно-манипулятивная. Посредством такой деятельности дети могут познавать мир под надзором взрослых.

Следует отметить, что в раннем возрасте формирование зависит от пола и уже начинает отличаться. Так, у мальчиков преобладает предметно-орудийная деятельность, а у девочек - социальная. Это все - из-за различия общения, построенного на паттернах общества. У мальчиков больше развивается абстрактное мышление, а у девочек - социальное.

Такие новообразования формируются:

  • самооценка;
  • вырабатывание активной речи;
  • наглядно-деятельное мышление;
  • узнавание и отражение;
  • формирование внимания непроизвольного типа;
  • создание Я-концепции.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст отличается тем, что развитие происходит в познавании людских взаимоотношений под воздействием потребности подражать им. И для детей от 3 до 7 лет поэтому в ведущую превращается игровая деятельность, которая формирует такие новообразования психики, как:

  • непроизвольная память;
  • слова, речь;
  • наглядно-образное мышление;
  • эмоциональное регулирование поведенческих аспектов;
  • аналитическое восприятие;
  • творчество;
  • начало формирования произвольной памяти;
  • речевое мышление.

Естественно, это предельно важно для последующего формирования и развития. На протяжении этого периода от 3 до 7 лет ребенок сменяет виды игровой деятельности.

Предметная игра. Она важна во время раннего возраста, хоть и не выступает ведущей. Ребенок активно пробует использовать разные знакомые предметы в новых ситуациях. Например, в качестве ложки использует палочку и кормит своих родителей и игрушек, баночка становится тарелкой или кораблем. Главная цель - научиться логике действий.

Сюжетно-отобразительная игра. В процессе познания мира малыш к 3 годам уже накапливает достаточно впечатлений, чтобы самостоятельно начать играться с игрушками. Теперь они превращаются в героев и персонажей историй, которые придумывает сам малыш. Куклы превращаются в докторов и воспитателей. Однако, ребенок еще не может самостоятельно выделить взаимоотношения между своими персонажами. Но уже способен точно обозначить поведение в реальной жизни. Его игрушки начинают играть, обижаться, радоваться, выражать разные эмоции. Игра приобретает сюжет и отражает взаимоотношения между людьми.

Сюжетно-ролевая игра. Отличие сюжетно-ролевой игры в том, что участники - несколько малышей. Они отражают отношения в сюжете, а также учатся общаться в реальности. Из игры может произойти даже конфликт, поэтому малыши учатся самостоятельно или с помощью взрослого распределять свои роли, помогать другому, доказывать, что они правы, и делиться.

Так как виды игры усложняются, задача родителей и воспитателей - расширить кругозор детей, обеспечить им новые впечатления для воображения. На основе них у ребенка будут возникать все новые сюжеты. В таком случае игра станет полезной для развития ребенка и сформирует необходимые новообразования.

Похожие публикации