Управление энергией ци. Энергия ци, тайцзи, цигун

В китайской традиционной медицине находит свое заключительное выражение общий философский постулат о круговороте вещей и явлений. Рассмотрение функций органов человека происходит в их взаимосвязи с окружающим миром. Древние медики считали, что для нормального функционирования органов необходимо наличие специфической энергии «чи». Жизнь человека, как говорилось, образована из «чи» неба и земли и находится под влиянием четырех времен года. Они полагали, что в организме имеется энергия двух видов - внутренняя и «особая», причем каждый вид энергии циркулирует по собственным путям (линиям, каналам, меридианам).

Внутренняя энергия, согласно древним канонам, образуется из взаимодействия двух компонентов: «космической» и «земной» пищи. Смысл этих понятий древние восточные ученые выводили, по-видимому, из теории у-син, которая утверждает, что к элементу «земля» (почва) относится селезенка, а элементу «металл» - легкие. Селезенка, по воззрениям древних медиков, управляет процессами переработки пищи, которая является субстратом, добытым из земли. И эта пища после переработки внутри организма превращается в энергию земного происхождения. Легкие же поглащают воздух, т.е. субстанцию, также необходимую для жизни организма, но эта субстанция другой природы, она связана со средой, окружающей землю, т.е. космосом. Следовательно, это «космическая» пища. Если организм лишается одного из видов пищи, «космической» или «земной», то он, не получая энергии, погибает. Взаимодействие двух компонентов дает внутреннюю энергию.

Изобразим получение внутренней энергии графически:

Итак, можно сделать вывод, что древние восточные медики не рассматривали внутреннюю энергию организма как некую метафизическую сущность, а подразумевали под этим понятием «силу», которая возникает вследствие взаимодействия двух компонентов: энергии, получаемой из вдыхаемого воздуха, и энергии, получаемой путем переработки продуктов питания. Как можно видеть, эта схема не так уж далека от нашего современного понимания процесса обмена веществ между организмом и средой, а также его роли для жизнедеятельности всех биологических объектов.

Внутренняя энергия в состоянии устойчивого равновесия «циркулирует» по собственным путям (специфическим каналам) на поверхности и в глубине. Представители древней восточной медицины твердо верили в их существование и аргументировали это самим фактом тех реакций, которые получали при чжэнь-цзю.

По воззрениям древних медиков, в организме по специфическим путям циркулирует не только энергия, но и «кровь» (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Некоторые зарубежные авторы представляют начало кругооборота внутренней энергии с меридиана сердца; в данном случае они, по-видимому, за основу кругооборота берут циркуляцию крови. Однако древние медики отводили энергии ведущее место, а «крови» - второстепенное, считая, что в основе жизнедеятельности организма лежит циркуляция энергии по специфическим каналам (меридианам). Внутренняя энергия, циркулирующая в 12 основных меридианах, вступает, с одной стороны, в контакт с органами, а с другой - посредством точек воздействия с внешней средой. Эта энергия циркулирует по спаренным меридианам и охватывает органы в строго обусловленной последовательности.




Древнекитайская медицина утверждала, что кругооборот энергии начинается с меридиана легких, ибо через органы дыхания человек находится в постоянном контакте с окружающим воздухом, который является важнейшим источником энергии. Графически это показано на рисунке. Кругооборот внутренней энергии в организме был назван "Большим кругом циркуляции энергии". Считалось, что он обеспечивает гармоническое функционирования различных систем организма.

Внутренняя энергия последовательно проходит все 12 основных меридианов (два иньских, потом два яньских и т.д.) за 24 часа, т.е. в течение суток. В то же время древняя медицина утверждает, что каждый из этих 12 меридианов имеет свой как максимальный, так и минимальный базовый потенциал. Первый достигается в момент прохождения энергии, а второй - через два часа. Так, начиная циркулировать с меридиана легких, на котором ее максимальная интенсивность отмечается в 3-5 часов утра, энергия переходит на меридиан толстой кишки - 5-7 часов, желудка - 7-9 часов, селезенки - поджелудочной железы - 9-11 часов, сердца - 11-13 часов, тонкой кишки - 13-15 часов, мочевого пузыря - 15-17 часов, почки - 17-19 часов, перикарда - 19-21 часов, трех частей туловища - 21-23 часов, желчного пузыря - 23-1 часов, печени - 1-3 часов и проделав полный цикл за 24 часа, вновь возвращается к меридиану легких в 3 часа утра.

Следует подчеркнуть, что каждый орган, каждая функция обнаруживает максимум циркуляции энергии в точно установленный срок. Выведение этой цикличности объясняется тем, что все органы, как заметили древние медики, ведут себя по разному в течение суток.

Считается, что наибольший седативный эффект в определенном меридиане достигается в период активности, а наибольший тонизирующий эффект - в период пассивности данного меридиана.

Так, например, учитывая существование временных периодов активности и пассивности, желательно использовать тонизирующую точку меридиана V (сердца) именно в 13-15 часов, а не в 11-13 часов. Поэтому, если после проведения традиционной восточной диагностики выявлено, что необходима тонизация меридиана V (сердца), то больному с заболеванием сердца лучше проводить сеанс чжэнь-цзю в период с 13-15 часов, а не 11-13 часов.

Итак, древняя восточная медицина утверждает, что внутренняя энергия в соответствии с большим кругом циркуляции совершает кругооборот по 12 основным меридианам, начиная с меридиана легких и кончая меридианом печени, в течение 24 часов. За период цикла она проходит поочередно иньские и яньские меридианы.

Второй особый вид энергии возникает непосредственно из чжан почка. Эта энергия циркулирует по путям, которые в восточной медицине носят название «чудесных» меридианов. От чжан почка особая энергия переходит на гениталии, а затем делится и входит сразу в три «чудесных» меридиана: чжун-май, ду-май. жэнь-май. Таким образом, эти три «чудесных» меридиана получают особую энергию непосредственно, а остальные пять "чудесных" меридианов получают ее опосредованно от меридиана почек или меридиана мочевого пузыря. Так, меридианы ян-цзяо-май, ян-вэй-май, начинающиеся от наружного хода меридиана мочевого пузыря, и меридиан дай-май, начинающийся от наружного хода желчного пузыря, получают особую энергию от меридиана мочевого пузыря за счет внутренних связей. Два других меридиана инь-цзяо-май и инь-вэй-май, начинающиеся от наружного хода меридиана почек, получают энергию от меридиана почек.

Ранее мы уже говорили о значении ритмических процессов для биологических систем. Исходя из этих позиций, большой круг циркуляции энергии не нужно понимать в буквальном смысле, а лишь как отражение того, что древние медики предполагали определенные взаимоотношения между процессами, протекающими в организме, и суточным ритмом. В настоящее время считается, что суточный ритм не только эволюционно обусловил суточную периодику биологических явлений, но и «сформировал механизмы адаптивной подстройки регуляторных систем организма к синхронизирующему 24 часовому циклу» (Баевский P.M., 1977).

Еще в 1928 г. А.А.Богомолец в своей работе «Учение о конституции и диатезах» писал, что каждый врач должен подходить к анализу патологических процессов в организме с учетом физико-химических процессов, протекающих в нем. Он считал, что если провести на материалистической основе углубленный кондициональный анализ биологических явлений как физико-химических процессов, то в конечном итоге мы получаем ритмическое движение.

Утверждения древних медиков в основе своей были правильны. Например, в вопросе о внутренней энергии они предвосхитили работы Селье, поскольку уже тогда утверждали, что от «чжан» почек (надпочечник) исходит особая внутренняя энергия. Согласно выводам древней восточной медицины то же самое можно сказать и относительно вопроса о циклическом характере, который устанавливает «Большой круг циркуляции энергии». По данным современной биологии понятие цикличности, по видимому, можно отождествлять с понятием ритмичности. Значение последнего понятия весьма ярко выражено в словах виднейшего нейрофизиолога А.А.Богомольца (1928). «Мы уже неоднократно указывали в печати, - говорил он, - в какой мере недооценивается значение всепроникающего ритмического движения в биологии. Ритмически совершает вселенная свой бег по пути бесконечности, закону ритмического движения следуют космические процессы. Как день сменяет ночь, так бдение приходит на смену сна, и смерть, разрушив жизнь, спешит создать ее новые формы. Ритмически проникают в организм жизненные процессы, и нет ни одного среди них, который, не став патологическим, мог бы нарушить закон своего ритма, ритмично бьется сердце и дышат легкие, ритмически идут процессы питания организма и сама нервная система следует своему закону ритма, создавая ритм психической жизни».

Таким образом, особенностью процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. Очень активно развивающаяся научная дисциплина - биоритмология получает все новые и новые данные о роли биологических ритмов в физиологии и патологии, связи их с ритмами земными и космическими.

Длительность (цикл) биоритмов колеблется от нескольких секунд до нескольких часов, суток, месяцев и даже лет. Биоэлектрической активности отдельных органов также присуща характерная для них ритмичность.

Опыты Н.А.Аладжаловой (1962), касающиеся биоритмов мозга, показали, что в коре головного мозга имеются механизмы регулирования как бы настроенные на низкочастотное колебание магнитного поля Земли.

Электрическая активность сердца характеризуется частотой около 1 Гц, а частоты колебаний объемного электрического заряда тела составляет 6-8 Гц. Резонансно-изоморфный принцип, предложенный болгарскими учеными, показал, что биоритмы частотой 6-8 Гц отражают взаимосвязь с колебаниями естественного электромагнитного поля Земли. Для различных функциональных состояний мозга характерны частоты его биопотенциалов от 1-2 Гц в состоянии глубокого сна, до 8-12 Гц и более при бодрствовании.

Вопрос установления связей между ритмическими процессами живых организмов - биоритмами и колебаниями физических полей космической природы в настоящее время приобретает определенный практический интерес как в плане диагностики, так и в направлении поисков эффективных способов биостимуляции, основанных на искусственном управлении биоритмами.

Сейчас хорошо известно, что биологические процессы на Земле находятся под воздействием солнечной активности, имеющей определенную цикличность.

Основоположник гелиобиологии А.Л.Чижевский (1936) высказал предположение, что солнечная активность способна порождать особый вид биологических активных излучений, вызывающих немедленную реакцию мозговой и сердечной деятельности. Он назвал их Z-излучениями. Сейчас доказано, что Z-излучение - это сложное физическое поле, складывающееся из взаимодействия известных физических полей корпоскулярной и волновой природы. Обнаружена временная связь между вспышками отдельных заболеваний и магнитными явлениями, развивающимися в околоземном пространстве. Более 40 лет назад А.Л.Чижевский предсказал вспышки эпидемий гриппа, изучив динамику эпидемий гриппа в предшествующие годы, и показал, что они связаны с изменением солнечной деятельности.

Действительность подтвердила выводы ученого. В 1957-1959 гг., в 1965 г. наблюдались эпидемии гриппа, совпавшие по своим срокам с прогнозами ученого.

Ни одна из существующих в мире религий, ни одна естественная наука не будет отрицать факт связи человека с природой и даже зависимость человеческой жизни от природы. Согласно китайской духовной практике Дао, энергия ци даёт нам жизнь, поддерживает нас на протяжении всего нашего пути, а наша смерть есть не что иное, как полное истощение этой энергии в нашем теле.

Многие малограмотные люди, коих во все времена в мире было большинство, не считают необходимым заботиться о своём теле даже на уровне элементарной гигиены, не говоря о том, чтобы даже попытаться понять, ци. Упражнения, которые предлагают тайцзицюань, цигун или йога не требуют ни специального снаряжения, ни подготовки, ни даже какого-нибудь специального образования. Поскольку считается, что всё, что необходимо человеку для его персонального развития и поддержания здоровья, дано ему с рождения. Более того, каждому человеку даётся энергия ци в количестве, достаточном, чтобы прожить больше ста лет (насколько больше, каждый решает сам).

Уровень развития современных людей, если отбросить все технологические достижения, которые, кстати сказать, служат постоянным источником проблем и от которых ци истощается быстрее, остаётся неизменным на протяжении последних нескольких столетий. Это значит, что человек, в погоне за внешним комфортом, постоянно пытается подменить естественный процесс самосовершенствования чем-то, находящимся вне его тела. Например, вместо того, чтобы уделять себе час-другой, занимаясь дыхательными упражнениями, люди согласны употреблять лекарства, которые никогда не излечивают, а лишь на время убирают симптомы. В лучшем случае молодой человек или женщина откажутся от курения и будут регулярно ходить в спортзал, чего также недостаточно.

Чтобы понять, что такое цигун, что эта древняя практика может дать человеку, необходимо по меньшей мере попробовать вырваться за пределы обычного жизненного уклада и не мешать своему телу восстанавливать свою связь с матушкой-природой.

Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, и энергия ци может ощущаться любым человеком, независимо от возраста, пола и даже диеты.

На начальном этапе приобщения к ценностям и естественной силе природы необходимо отказаться от рационального восприятия себя как социальной единицы. В природе все равны с точки зрения доступа к энергии, в ней - не более чем бессмысленный предрассудок. Необходимо рассматривать собственное бытие как часть вселенского процесса и принимать те изменения, которые неизбежно придут в процессе практики цигун.

И последнее, не стоит забывать, что homo sapiens есть существо социальное, для которого мораль, в отличие от животных, является обязательным критерием самооценки. С точки зрения цигун очищение тела неотъемлемо связано с очищением души, а наличие или отсутствие заболеваний напрямую связывается с моральной чистотой человека. Это последнее утверждение противоречит многим, если не всем, постулатам современного общества. Но академикам современности нечего предложить взамен, у них нет ничего, что могло бы опровергнуть это утверждение.

Ци - это энергия, или природная сила, наполняющая Вселенную. Китайцы традиционно верили, что во Вселенной существуют три основные силы. Этими Тремя Силами (сань цай) являются Небеса (тянъ), Земля (ди) и Человек (жэнь).

Общее определение Ци

Небеса (Вселенная) имеют Небесную ци (тянь ци), которая наиболее важна и состоит из сил, влияющих на Землю, - таких, как солнечный и лунный свет, лунная гравитация и энергия звезд. В древности китайцы верили, что погода, климат и стихийные бедствия зависят от Небесной ци. Погода у китайцев до сих пор тоже называется «Небесная ци» (тянь ци). Каждое энергетическое поле стремится к состоянию равновесия, поэтому, когда Небесная ци утрачивает свое равновесие, она старается его восстановить. Тогда дует ветер, идет дождь и даже возникают торнадо и ураганы.
Ниже Небесной ци находится Земная ци, которая зависит от нее. Слишком обильный дождь, например, вызывает наводнение или выход реки из берегов, а без дождя погибают растения. Китайцы верят, что Земная ци состоит из энергетических линий и контуров, так же как магнитное поле Земли и тепло, скрытое под ее поверхностью. Эти виды энергии также должны быть уравновешены, иначе возникают катастрофы вроде землетрясений. Когда ци Земли пребывает в равновесии, развиваются растения и животные.

Равновесие.

Наконец, внутри Земной ци каждый человек, животное и растение имеют собственное поле ци, которое всегда стремится к равновесию. Утратив это равновесие ци, живое существо заболевает, умирает и разлагается. Все в природе, включая человечество и Человеческую ци, развивается под влиянием естественных циклов Небесной ци и Земной ци. В истории цигун людей больше всего интересовала Человеческая ци и ее связи с Небесной ци и Земной ци.

В Китае ци определяется как любой тип энергии, способной проявлять силу вовне. Такой энергией может быть электричество, магнетизм, тепло или свет. Электрический ток, например, называется «электрическая ци» (дянь ци), а тепло - «тепловая ци» (жэ ци). Энергия тела живого человека называется «человеческая ци» (жэнь ци).

Слово ци также часто употребляется в значении энергетического состояния чего-либо, особенно живых существ. Как упоминалось выше, погода называется «Небесная ци» (тянь ци), так как она отображает энергетическое состояние небес. Живые существа имеют «жизненную ци» (хо ци), мертвые - «мертвую ци» (сы ци), или «ци злого духа» (гуй ци). Когда человек справедлив и обладает духовной силой для добрых дел, говорят, что он имеет «нормальную», или «правильную ци» (чжэнь ци). Духовное состояние, или моральный уровень, армии обозначается китайским термином «положение ци» (ци хаи).

Вы видите, что слово ци имеет более широкий смысл и более общее определение, чем считает большинство людей. Оно относится не только к энергии, циркулирующей в человеческом теле, а к энергии вообще и может быть использовано для обозначения характера или состояния энергии.

Узкое определение ци

Теперь, когда вы познакомились с общим определением ци, давайте рассмотрим ее определение, существующее в современном мире . Как отмечалось ранее, из Трех Сил наиболее важной китайцы считали ци, от которой зависит здоровье и долголетие. Поэтому когда люди, после четырех тысяч лет внимания в основном к Человеческой ци, упоминают о ци, они обычно подразумевают ци, циркулирующую в человеческом теле.

Если взглянуть на исторические документы двухтысячелетней давности, касающиеся китайской медицины и цигун, то окажется, что слово ци в них обозначалось иероглифом, который состоит из двух иероглифов: «ничего» и «огонь». То есть в древности иероглиф ци понимался как «нет огня».

Иероглиф — «нет огня».

Если изучить историю китайской медицины и цигун, это нетрудно объяснить.

В древние времена китайские врачи и практиковавшие цигун стремились найти равновесие циркулирующей в теле человека ци. Когда эта цель достигается, во внутренних органах «нет огня». Концепция очень проста. В соответствии с китайской медициной, каждый наш внутренний орган для нормального функционирования нуждается в определенном количестве ци. Если же получаемое органом количество ци не совпадает с требуемым (обычно в большую сторону, т. е. есть избыток, Ян), в нем возникает расстройство и, со временем, физическое повреждение. Поэтому целью врача или практикующего цигун было достижение состояния «без огня», которое и отразилось в старом иероглифе ци.

Однако в более поздних текстах иероглиф ци - «нет огня» - заменен иероглифом, который также состоит из двух элементов: «воздух» и «рис».

Это свидетельствует о том, что более поздние адепты цигун осознали, что циркулирующая в нашем теле ци рождается в основном из вдыхаемого нами воздуха и потребляемой пищи (например, риса). Для «воздуха» как такового в современном китайском языке есть слово кунци, что буквально означает «энергия пространства (пустоты)».

Долгое время люди пребывали в неведении относительно типа энергии, циркулирующей в их телах. Одни считали ее тепловой, другие - электрической, остальные - смесью тепла, электричества и света.
Так продолжалось до начала восьмидесятых годов двадцатого века, когда концепция ци постепенно начала проясняться. Если проанализировать современное научное знание, то оказывается, что (за исключением, возможно, гравитации) в нашей Вселенной существует только один тип энергии -электромагнитная энергия. Это значит, что свет (электромагнитные волны) и тепло (инфракрасные волны) также принадлежат к электромагнитной энергии. Таким образом, очевиден факт, что циркулирующая в нашем теле ци действительно является «биоэлектричеством», а само тело - «живым электромагнитным полем». На это поле влияют наши мысли, чувства, деятельность, потребляемая нами пища, качество вдыхаемого воздуха, образ жизни, окружающая нас природная энергия, а также энергия, излучаемая продуктами современных технологий.

Решил вернуться к генеральной линии своего блога - к своей системе. Одним из основных элементов системы является работа с внутренней энергией ци. Но прежде чем работать с ней, надо знать ее природу. Надеюсь, что ниже следующая информация даст определенное понимание ци.

Для понимание энергетического воздействия, в т.ч. психологического на организм человека следует иметь общие знание об энергии. Наиболее доступно и четко знания об энергии, ее управлению изложенный в восточной системе У-СИН, ставшей базой для всех внутренних стилей, а также овладение современным бесконтактным боем.

Виды энергии ЦИ

В древнеиндийской философии понятию "ци" соответствует прана ≈ первоначальная и основополагающая универсальная энергия, животворное дыхание, у японцев это "ки". Ци является причиной и началом всякого движения и изменения. В китайском языке иероглиф ци обозначает несколько понятий: воздух, жизненная сила, дух, настроение, душевные силы, жизненная энергия, начало, функциональная активность организма.

Ци разделяют на внешнюю, природную, которая поступает при дыхании в организм человека, и внутреннюю, циркулирующую внутри человека. При дыхании внешняя ци попадает в организм человека, частично превращается во внутреннюю, а при выдохе выходит наружу и вновь преобразуется во внешнюю ци. Так происходит постоянная циркуляция энергии ци. От того, в каком состоянии находится дыхательная система человека, и зависит его насыщение жизненной силой ци.

В организме человека внутренняя ци циркулирует по постоянным каналам ≈ меридианам. Энергия ци, называемая внутриутробной, формируется на начальном этапе развития зародыша, программируя наследственность и запас жизненной силы будущего человека. После рождения ребенка его энергия ци обогащается так называемой питательной (послеродовой) ци, получаемой в результате дыхания и питания, ≈ шуй-гу чжи ци. Взаимосвязь между двумя видами ци заключается в следующем: внутриутробная является движущей силой жизни, а послеродовая является материалом, который обеспечивает поддержание жизни.
Энергия "Ци" подразделяется на несколько видов:

1. Наследственная (первичная, или истинная) энергия" юань ци" энергия, получаемая человеком при его зачатии, в самом начале формирования плода, до рождения. Обусловливает развитие человека в определенном направлении. Этот вид энергии накапливается в почках.

2. Духовная ци ≈ тин ци ≈ о бразуется в процессе зачатия, но сразу же после рождения распределяется по пяти основным органам ≈ печень, сердце, селезенка, легкие и почки, где развивается и пополняется за счет получения организмом питательной и дыхательной энергии (воздух, пища).

3. Дыхательная энергия ≈ цон ци ≈ извлекается организмом из природного (внешнего) ци из вдыхаемого воздуха.

4. Питательная энергия ≈ инь ци ≈ образуется до рождения в утробе матери, а начинает функционировать после рождения, получая воздух и питательные вещества пищи.

5. Защитная энергия ≈ вэй ци ≈ это часть ян энергии ци, которая формирует защитные силы организма.

6. Возмущающая энергия ≈ хын ци ≈ перерожденная внутренняя энергия, ставшая патогенной и вызывающая различные функциональные нарушения.

Наследственная ци. Чем больше этой энергии в организме человека, тем сильнее его внутренние органы, тем меньше он подвержен заболеваниям. Когда повреждающий фактор воздействует на организм, то вначале ему противодействует защитная энергия, циркулирующая по поверхности тела. Поэтому на первой стадии болезнь имеет поверхностный характер.
Если защитная энергия недостаточна и патогенное начало проникает вглубь организма, то ему начинает противодействовать наследственная ци. Если же наследственная ци слаба от рождения или ее стало меньше в результате долгого или сильного патологического воздействия, то внутренние органы ослабевают и не в состоянии далее противостоять вредоносным факторам. Таким образом возникают болезни.

Избыток наследственной энергии аккумулируется в почках для того, чтобы с началом полового созревания организма выйти из почек и направиться для поддержания функций соответствующих органов. От наполненности наследственной энергией зависит половая функция человека и возможность иметь детей. Так, у женщин максимальный расцвет наследственной энергии наблюдается в 28 лет, а ее пустота ≈ в 49 лет; у мужчин максимум наблюдается в 32 года, а пустота энергии ≈ в 64 года. Эти цифры могут варьироваться в зависимости от способности человека сохранять энергию. Определенный образ жизни, основанный на гармонии духа, тела и окружающей природы, способствует поддержанию достаточного количества наследственной энергии. Благодаря почкам наследственная энергия распространяется по всему организму. При поражении почек происходит нарушение как самой энергии, так и ее циркуляции

Основными причинами, истощающими наследственную энергию, являются неправильное питание и, в особенности, злоупотребление алкоголем. Происходит нарушение качества питательной энергии, которая становится неспособной подкреплять наследственную энергию. Разного рода необдуманные действия, которые разрушают интеллектуальную энергию, активно взаимодействующую с наследственной ци, также способствуют ее истощению. И, наконец, половые связи в состоянии опьянения, истощающие наследственную энергию, приводят к быстрому старению. Поэтому сохранение этой энергии является залогом долголетия и здоровья.

Духовная (тин) ци после возникновения в процессе оплодотворения распределяется по пяти органам и становится их функциями, то есть началом их действия. Она поддерживается в своей непрерывности питательной ци на уровне органов. Тин ци сохраняется в пяти органах и вследствие этого имеет разные названия в зависимости от местоположения:
в сердце ≈ дхан (духовная);
в легких ≈ фач (жизненная);
в печени ≈ хон (духовная и жизненная);
в селезенке ≈ у (мысль);
в почках ≈ чи (воля).

Но все это одна энергия, составляющая единое целое. Духовная ци через сердце воспроизводит огонь ≈ ян, воля чи производит через почки воду ≈ инь. Противодействие огня и воды, взаимодействие ян и инь поддерживает равновесие в организме. Утрата его приводит к душевным болезням. У (мысль) является энергией распределения всех остальных ци. Чи (воля) производит (питает) остальные энергии.

Дыхательная ци. Эта энергия вырабатывается в легких из природного ци воздуха и питательного ци, образующегося в желудке и селезенке≈ поджелудочной железе. Цон ци накапливается в грудной клетке. Ее силой происходят дыхание и поступление воздуха в легкие, работа сердца и сосудов, от нее зависят глубина дыхания и полнота голоса, функция такой важной части кровообращения, как капиллярная система и деятельность всего организма. Цон ци регулирует температуру и определяет активность конечностей.

Питательная энергия. В зависимости от вкуса продукта энергия ци, получаемая при его переработке, распределяется по пяти основным органам: печень (кислый), сердце (горький), селезенка (сладкий), легкие (острый), почки (соленый). Далее питательная энергия следует по кровеносным сосудам и циркулирует по ним вместе с кровью, способствуя постоянному ее обновлению. Обращаясь вместе с кровью, питательная ци питает все части и клетки организма.
Функциональное состояние дыхательной и пищеварительной систем во многом оказывает влияние на питательную энергию, так как из желудка питательная ци перемещается в легкие. Источниками ослабления этой жизненной силы являются неправильное питание, курение табака и избыточное употребление алкоголя. Питательная энергия поддерживает полноценное состояние наследственной энергии (являясь ее составной частью), духовной и защитной, что вместе определяет состояние основной энергии ци в организме.

Защитная энергия. Локализуясь в поверхностных слоях организма, циркулируя по коже и в мышцах, эта энергия вей-ци предупреждает внедрение патологической, возмущающей энергии в пределы организма через его отверстия (рот, нос и т.д.). Защитное функциональное начало ци распределено в основном по туловищу, где оно регулирует деятельность кожи и волос, обогревает внутренние плотные и полые органы, выполняет важную функцию при открытии и закрытии пор кожи, а также защищает поверхность тела от воздействия болезнетворных внешних факторов. При проникновении неблагоприятных факторов в организм ограничивает их глубину.

Возмущающая энергия. При истощенном психоэмоциональном или физическом состоянии в организме образуются энергетические пустоты именно в тех его частях, где это ослабление наиболее выражено, где имеется недостаток ци. В результате рождается хын ци, патогенная энергия, вызывающая различные функциональные нарушения. Преградой для возмущающей энергии на первом этапе служит защитная энергия вей ци человека, а при недостатке последней и более глубоком проникновении хын ци - наследственная энергия Ци органов. Все внутренние органы человека также имеют собственную ци, то есть свое функциональное начало, от которого зависит работа органа. Имеется ци печени, сердца, селезенки, легких и почек и т.д. Эти ци разных органов находятся в постоянном обмене и связи с другими ци и составляют общее функциональное начало организма в целом.

Приобретенная энергия ≈ это космическая (шин ци), духовная (тин ци) и питательная энергии (инь ци), а зрелая ≈ это наследственная (юань ци) и жизненная (тхи ци) энергии.

Положительное влияние на состояние энергетики человека имеют различные натуральные продукты, именовавшиеся древними даосами как "внутренняя пилюля", среди них особо выделяются продукты пчеловодства - перга, пыльца (обножка); растительные - пыльца сосны, корень женьшеня и другие. Они помогают оптимальной циркуляции "ци" внутри организма, а также способствуют ее быстрейшему восполнению в экстренных случаях.

В наше время значение подобных помощников резко возросло - человек стал гораздо слабее биологически, его ци подвергается рукотворным "загрязнениям", выросла активность половой жизни. И не случайно за последние годы выросло число половых расстройств и заболеваний (простатит, импотенция) как у мужчин, так и женщин. Но в большинстве случаев их можно победить, упражнениями, образом мысли, питанием и жить в гармонии и согласии с собою и окружающим миром.

Занимайтесь тай-чи (тайцзи). Искусство тайцзи предназначено для сбалансирования энергии ци. Несмотря на то, что в тайцзи много движений и форм, можно выполнять наиболее простые базовые движения, чтобы ощутить их эффект. Дыхание в тайцзи также играет важную роль, и если вы уже достаточно хорошо научились дышать, как было описано ранее, то постарайтесь соединить вместе дыхание и тайцзи. Сама по себе практика тайцзи представляет собой набор медленных и плавных движений, позволяющих вам получить контакт со стихией земли и соединить дыхание с ци. Существует много школ тайцзи и в них есть некоторые отличия, которые касаются выполнения форм и шагов. Если вас интересует тайцзи, вы можете поискать курсы в своем городе: часто занятия тайцзи проходят в различных йога-студиях и в школах боевых искусств.

Работайте над позами. Поза лошади или "ву-дзи" является основной в тайцзи. Может казаться, что вы просто стоите, но на самом деле эта поза позволяет почувствовать энергию. Даже просто стоя в позе вудзи и дыша, можно увеличить свою ци.

  • Поставьте стопы параллельно друг другу примерно на ширине плеч.
  • Равномерно распределите вес.
  • Переместите верхнюю часть тела так, словно вы сидите в кресле.
  • Согните ноги в коленях.
  • Мысленно представьте, как позвоночник вытягивается вверх.
  • Расслабьте плечи.
  • Мягко коснитесь кончиком языка нёба рядом с зубами.
  • Дышите естественным образом.
  • Практика для рук. Это упражнение, а не часть формы тайцзи, но оно тоже позволит вам найти контакт с телом и развить ци. Не забывайте при движении следить за своим дыханием.

    • Поднимите правую руку на уровень лица ладонью вниз параллельно земле.
    • Поднимите левую руку на уровень живота ладонью вверх и параллельно земле.
    • Медленно перемещайте руки по кругу.
    • Представьте, что вы держите большой шар и начинаете его вращать. Ладони и руки будут перемещаться, меняя положение, проходя параллельно друг другу на уровне груди, и в итоге оказываясь в противоположных положениях, левая – вверху, а правая – внизу. На самом деле не стоит думать о положении рук, и тогда руки будут двигаться сами.
    • Дышите и наблюдайте за дыханием.
  • Найдите энергетические практики, которые вам нравятся. Тайцзи – далеко не единственный способ развить свою ци через физические тренировки. Если тайцзи вам кажется слишком медленным и медитативным искусством, то попробуйте кунг-фу, оно тоже помогает развить ци, или же йогу, которая, вообще говоря, является индийской энергетической практикой, но ее целью тоже является полная реализация жизненной силы.

  • Похожие публикации