Школьные конфликты: как уладить без последствий.

Конфликтные ситуации в школе - вещь неизбежная. Другое дело, что направив ситуацию в нужное русло, из всего можно извлечь пользу. Научиться этому без помощи взрослых получится вряд ли.

Детское восприятие во многом зависит от реакции окружающих на те или иные действия. Если ребятам повезет с учителем в начальной школе, и конфликты будут решаться исключительно деструктивным методом, то школьный период будет вспоминаться с теплом и нежностью долгие годы.

Причины конфликтов между детьми в школе

Причин для недопонимания в стенах школы может быть немало. Даже присущий школьникам дух соревнования можно рассматривать как провокацию, стимулирующую к действию, познанию, стремлению стать лучшим. Задача учителя - сделать так, чтобы конкуренция была здоровой.

Возникнуть конфликт может по следующим причинам :

  • желание стать лидером;
  • личная неприязнь;
  • борьба за признание, обида;
  • безответное чувство;
  • недолюбливание и высокомерное снисходительное отношение к кому либо;
  • желание дружить с кем-то против кого-то.

Иногда в школе конфликтуют дети разных классов. А бывает и так, что на кланы разделены одноклассники.

Часто втянутыми в ситуацию оказываются также любимчики или те ученики, которым учителя постоянно делают прилюдные замечания. Дети жестоки, сильного они могут недолюбливать не меньше, чем слабого.

Как избежать конфликтных ситуаций

От учителя зависит не все, но многое. Это на его плечи ложиться груз ответственности. Избежать конфликта между детьми в школе и постараться сгладить ситуацию - святая обязанность педагога.

Даже после сорванного урока «разбор полетов может быть разным». Первый способ - искать виноватого среди учеников, возможно даже с привлечением директора и классного руководителя. Виноватые обязательно найдутся, и плодородная почва для разборок между учениками в будущем тоже.

Конструктивный способ выглядит иначе.

Ситуация следующая. Узнав о болезни учителя, старшеклассники договариваются прогуляться за территорией школы. Замена находится в последний момент, но решение прогулять принято и обжалованию не подлежит.

На урок приходит единственная девушка, отличница. Реакция учителя - единица в ее дневнике и никакого «разбора полетов» после. Непедагогично? Вряд ли. Так мог поступить только настоящий детский психолог.

Сложно представить каких масштабов мог бы достичь конфликт между оставшейся ученицей и ее одноклассниками, при «разборе полетов».

Причины конфликтов

Какими бы ни были причины конфликтов между детьми в школе, именно педагогу приходится разрешать многие из них. Иногда для этого не обязательно даже открыто вмешиваться в происходящее.

Учитель обучает не только грамоте, он помогает ребенку адаптироваться в коллективе, научиться цивилизовано общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, уступать, понимать и принимать ошибки, отвечать за свои поступки.

Особенности конфликтов

Несколько разную природу могут иметь конфликты между школьниками и одноклассниками. Важно понимать, что любой класс это коллектив. Иногда недопонимание может возникнуть между старшими и младшими школьниками.

Причин здесь может быть много вплоть до чувства ревности к любимому учителю, взявшему на воспитание других учеников.

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем

Намного сложнее, если конфликтующими сторонами являются учащийся и учитель. Причины конфликта ребенка с учителем могут быть разными, вплоть до личной неприязни.

Иногда дают себя знать разные методы воспитания в стенах школы и в семье. Прежде чем принимать чью-либо сторону, важно разобраться в ситуации. Иногда родители точно не знают, как определить, что у ребенка конфликт с учителем.

Для начала стоит сходить в школу и пообщаться с учителем. Только так можно понять, кто виноват, и что происходит на самом деле. Исходы могут быть разными: от полного разрешения проблемы без привлечения посторонних до жалоб в вышестоящие инстанции и даже перевода в другую школу.

Всегда нужно пытаться сглаживать острые углы и не провоцировать возникновение конфликтных ситуаций.

Если не хотите, чтобы ребенок замкнулся в себе и затаил обиду на всех и вся, никогда нельзя ругать его прилюдно, даже если он не прав. Выслушать всех это одно, а лишить ребенка поддержки - другое.

Не помешает и беседа с учителем один на один или сбор информации о педагоге, его методах воспитания и прочем. Мирный путь всегда лучше.

Что делать если ребенок конфликтует в школе — советы родителям

На конфликт детей в школе действия родителей бывают разными. Всегда лучше сначала попробовать разобраться в ситуации. В большинстве случаев правда находится где-то посередине.

Принимать безапелляционно сторону учителя или ребенка нельзя. Делать поспешные выводы тоже не стоит.

Конечно можно при любых жалобах «любимого дитяти» учинять разборки и тут же переводить кровиночку в другую школу, но гарантий того, что в новом коллективе сын или дочь сможет адаптироваться и не станет конфликтовать, никто дать не сможет.

Не бойтесь общаться и открыто высказывать свое мнение. Только так можно найти истинные причины происходящего и варианты для устранения неприятной ситуации.

Филологов не понимает физтех - молчат в ти­шине.

глухонемых нужен свет.

Р.Рождественский

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете- эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№7»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Статья

Подготовила

Иванова Светлана Ханифовна

Учитель начальных классов

г Нижнекамск

2012

ЕСЛИ ВОЗНИКАЕТ КОНФЛИКТ «ШКОЛА - РОДИТЕЛИ»

Филологов не понимает физтех - молчат в ти шине.

Эти не понимают тех, а этих - те…Для разговора

Глухонемых нужен свет.

Р.Рождественский

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете- эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся.

Если в первом приближении рассмотреть отношения «родители- школа», то с явной очевидностью просматриваются три основных типа отношений, а значит и три основные тактики взаимодействия.

1. Ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу. Столь благоприятная ситуация складывается, если родители стремились определить ребенка именно в эту школу («сами в ней учились», «школа избранного профиля», «школа с новаторскими идеями обучения и воспитания», «школа в округе слывет как «хорошая», «добрая», «ребенку в будущем пригодится именно такая подготовка», «есть знакомые учителя», «школа хорошо оборудована, имеет благопристойный вид» и т.п.). В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, спо собствуют их выполнению детьми, исповедуют доброжелательное отношение к школе и учителям, которое, естественно, передается и детям; с удовольствием помогают (материально и морально) в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Ситуация, когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей: «наша школа хорошая - я вполне доверяю ей своего ребенка», «я занимаюсь своим делом, а школа - своим», «учителя лучше знают, как надо обучать и воспитывать», «в дела школы вмешиваться не надо: если позовут - тогда прихожу», «мой ребенок хорошо учится, не нарушает дисциплину - все идет нормально». К этой группе семей относятся и родители, воспитыванием детей не занимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родители принимают все, что исходит от школы, не вмешиваются в ход учебно-воспитательного процесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесс семейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственному усмотрению, руководствуясь своей жизненной и педагогической позицией, своими методами и приемами. При этом такое равновесие долго продолжаться не может, ибо при отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные «педагогические ножницы»: содер жание и методика воспитывания семьи и школы входят в проти воречие, которое усугубляется по мере взросления ребенка, ста новления его жизненной позиции, развития его критериев оценки жизненных явлений, а, следовательно, - и критического отношения к воспитателям (родителям и педагогам).

3. Ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых от ношений родителей и школы, если изначально либо в процессе последующего общения возникают коллизии типа: «педагоги не понимают моего ребенка», «школа с предубеждением относится к моему сыну (дочери)», «в этой школе ничего хорошего нет...», «после того случая (...) мой ребенок ненавидит свою школу, а как же я могу к ней хорошо относиться», «педагогика школы - это насилие над личностью: я только по необходимости терплю это», «в других школах все (...) гораздо лучше», «конфликт с... определяет мое отношение к школе», «школа мне не нравится, но удобно, что она рядом с домом», «школа вообще консервативна», «в учителя вообще идут одни жизненные неудачники или недоучки» и т.п. в этих и подобных ситуациях возможна различная степень непони мания, противоречивости отношений, противостояния и даже про тиводействия, «борьбы» двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы в высшие инстанции, письма в газеты, проявления протеста в действиях..., объектом которых, естественно, становится ребенок, отдельные группы детей, классы и школа в целом. Разумеется, в этих условиях нарушается нормальный ход учебно-воспитательного процесса в школе, не в выигрыше и домашнее воспитание детей.

Классному руководителю, во внимании и интересах которого взаимоотношения с родителями класса, небезразлична атмосфера в системе отношений «родители - школа»: хотим мы или не хотим, она неизменно является фоном, на котором строятся собственные отношения классного руководителя с классом и коллективом ро дителей. И поэтому на первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное отношение, либо скрытую или явную настороженность, оппозиционность и даже враждебность. В порядке рекомендаций, пожеланий начинающему (молодому) классному руководителю следует порекомендовать немедленно, при первом же общении с родителями и детьми «снять» перенесенное с общешкольных масштабов явное или намечающееся противосто яние и предотвратить возможное противодействие. Как? Во-первых, через формирование отношения детей к своей личности: первыми интересными и полезными уроками и внеклассными делами, про явлением внимания к классным делам и личности каждого ученика, культурой общения, заманчивыми перспективами общих дел, вы разительностью нравственной и эстетической позиции, широкой эрудированностью и кругозором... Во-вторых, необходимо сразу установить определенные отношения с родителями: на первом же собрании знакомства с родителями раскрыть свою жизненную и педагогическую позицию, показать привлекательность своей лич ности (тактично, ненавязчиво, скромно), по - возможности «снять» явные общешкольные противоречия в отношениях «дет - школа», «родители - школа», показать родителям «что хорошего я увидел (а), познакомившись с вашими детьми», раскрыть удовлетворяющие родителей перспективы учебно-воспитательной работы с классом, вынести на обсуждение наиболее острые классные проблемы для выработки общей стратегии и тактики воспитания (и школьного, и семейного), обязательно в конце первого собрания предложить родителям (каждому!) письменно или устно высказать свои суж дения по поводу услышанного, замечания, вопросы, предложения, дополнения, соображения, рекомендации, просьбы... Обязательно дать возможность сейчас, немедленно, и в будущем иметь инди видуальные встречи и консультации с классным руководителем. И еще: при первых же контактах очень важна тональность отношений: доброжелательность, культура психолого-педагогическая, культура речи, позитивная эмоциональность (и противовес равнодушно-ад министративному безразличию), выражение позитивного настроя на детей и родителей, мажор и оптимизм по поводу существующих с классом и отдельными учащимися проблем, проявление велико душия, готовность к позитивным отношениям с родителями, вы сказывание тактичного отношения к своему предшественнику («хо рошему» ли - «плохому» ли, принятому- непринятому родителями и учащимися, доброму - сердитому ли...)...

Такое начало позволит классному руководителю выстроить си стему собственных позитивных отношений с родителями. И это не значит, что эти отношения будут ровными, исключительно поло жительными, бесконфликтными. Такого быть не может, ибо в основе этих отношений - жизнь со всеми ее радостями и печалями, взлетами и падениями, ровным течением и коллизиями. Жизнь учащихся, взрослых - педагогов и родителей; жизнь, протекающая за пределами семьи и школы, неизменно вторгающаяся в учебно-воспитательный процесс.

Конфликт в педагогике и психологии трактуется как несовпа дение, несходство во взглядах, точках зрения, убеждениях, кри териях оценки жизненных явлений, мировоззрении, отношениях к объектам окружающего мира. Конфликт - это противоречие, в диалектическом подходе к явлениям (в том числе педагогическим) - источник всякого развития. Разрешенный конфликт способствует позитивному развитию, прогрессу - ученика, отношений в классе и с родителями, самого педагога» Неразрешенный конфликт усу губляет неприязненные взаимоотношения, нарушает нормальный учебно-воспитательный процесс, разрушает наметившиеся контакты учителя и учащихся, родителей и детей, сводит на нет позитивные явления в классе и в семье... Вот почему классный руководитель должен овладеть теорией диалектического противоречия и конф ликта (в этом ему поможет имеющаяся философская, педагогиче ская и психологическая литература) и постоянно анализировать и «вести» разрешение конфликта в отношениях «учитель - уча щиеся», «учитель - родители» по линии их позитивного развития.

С этой целью необходимо раскрыть здесь типы возможных конфликтов в отношениях классного руководителя с родителями, их основные причины, способы разрешения и условия, в которых разрешение конфликтов возможно.

Итак, начнем наш анализ с перечня причин, которые могут породить конфликты разной степени сложности и глубины между классным руководителем и родителями.

Первая группа - причины объективные:

Различия в уровне образования и культуры, мировоззрении, ценностных ориентациях (политических, экономических, нравствен ных, эстетических, экологических, поло-ролевых...), в убеждениях..;

Различия в уровне психолого-педагогической, этической, эс тетической... подготовленности к воспитанию и обучению детей;

Возрастные и половые различия педагога и родителей;

Различия в типе отношений к ребенку, объясняемые их назначением и воспитательными функциями: в основе отношения родителей - чувство любви и родственные связи, в основе отно шения педагога - общественные и общечеловеческие требования;

Однобокая, односторонняя информированность о ребенке (у родителей - из наблюдений в домашних условиях, у педагога - в системе общественных отношений различные видов деятельности, некоторые из которых отсутствуют дома);

Предъявление завышенных требований родителей - к пе дагогам, педагогами - к родителям;

Разница условий, материальных и духовных, для реализации задач воспитания и развития детей (интеллектуального, физиче ского, эстетического, нравственного..») - наличие помещений, обо рудования, пособий, технических средств, специалистов и т.д.

В каждом конкретном случае необходимо учитывать и причины субъективного характера, кроющиеся в личностных особенностях классного руководителя и родителей:

Личностные качества: особенности протекания психических процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления, речи...), на правленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, ин тересов, убеждений, мировоззрения), способностей (общих и спе циальных), темперамента, экстравертности-интравертности, черт характера...;

История жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую пози цию;

Сложившийся стереотип в понимании воспитания: воспитание - как стимулирование развития ребенка, как процесс интуитивный, «как нас воспитывали», «как... наказать, пригрозить, запугать...», как бесконечное морализирование, как книжно-наукообразное (что нередко встречается в семьях с высоким уровнем образования, в педагогических семьях);

Предшествующие мелкие и крупные, краткие и затяжные конфликты;

Отношение ребенка к учебно-воспитательному процессу в школе;

Недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия, неврастения...);

Вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания;

Анализируя причины и условия появления конфликтности в от ношениях с родителями, классный руководитель, как правило, вы являет несколько моментов, которые образуют так называемую слож ную совокупную причину. Знание ее позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющиеся или возникающие конфликты.

Теперь приведем перечень типов возможных конфликтов в от ношениях «классный руководитель (учитель) - родители» по воз растающей степени глубины и сложности:

Несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явлений: книги, кинофильма, спектакля, похода, му зыкального произведения... (такого рода противоречие не затраги вает ни одну из сторон);

Несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно ребенка (воспитанника), его отдельных поступков и поведения (это противоречие уже затрагивает эмоциональную сферу сторон);

Спор, непродуктивная дискуссия по поводу личностных осо бенностей ребенка, его жизненной позиции, отношения к нему родителей, содержания и методики учебно-воспитательного про цесса в школе... (это противоречие уже затрагивает жизненную и педагогическую позицию тех и других);

Ссора, прерывание отношений на краткий или более дли тельный срок - могут привести к более устойчивым конфликтам, даже противодействию (непосещению родительских собраний, под черкнутому игнорированию требований, жалобам администрации школы и других органов народного образования...);

Разрыв - конфликт, доведенный до крайней точки, в отношениях образовалось противостояние, делающее невозмож ным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка; чаще всего в таком случае родители или классный руководитель ставят вопрос о переводе ребенка в другой класс или в другую школу.

Проведя анализ степени конфликтности своих отношений с родителями, классный руководитель выбирает адекватные способы разрешения конфликта:

Сведение незначительных, несущественных проблем взаимо отношений к шутке;

Компромисс (действия на основе взаимных уступок);

Перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные... объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к нерешен ным проблемам на волне доброжелательности, спокойствия, педа гогического такта...);

Спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;

Выражение (подчеркнутое) доверия, заботливости, располо женности, любви... к ребенку и родителям;

Временный отказ от своего требования;

Привлечение других лиц (директора школы, завуча, учите лей-предметников, специалистов-профессионалов, других членов семьи...) в качестве «третейского судьи»;

Выяснение острых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на иной территории, в новых, необычных формах):

дома за чашкой чая, в библиотеке, в сквере..., отсроченное во времени...;

Проявление авансированного доверия, уважения, надежды, веры (для родителей неблагополучных семей);

Конструктивный диалог (склонение родителей на свою сто рону в продуманном и логически вычисленном диалоге со специ ально отобранным содержанием, убедительными доводами, доказа тельными фактами и т.д.;

Умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «ее глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий;

Использование метода «параллельного действия» А.С. Мака ренко: умелое приведение примера из литературы, истории, жиз ни, аналогичного сложившейся ситуации, чтобы родители по аналогии выбрали верную позицию;

Личный пример педагога в умении использовать все пере численные способы выхода из конфликта с целью рациональной организации развития ребенка и классного коллектива.

Очень важно при организации классным руководителем разре шения конфликтных ситуаций учитывать необходимые условия. А в случае их отсутствия следует подумать о возможности их создания.

Основные из них таковы:

Убежденность обеих сторон в необходимости разрешения конфликта;

Психолого-педагогическая грамотность, хотя бы на уровне элементарном;

Этическая образованность, владение нормами культуры по ведения, соблюдение правил этикета;

Психологическое здоровье сторон (в противном случае уме стно участие врача-психоневролога, невропатолога, психиатра);

Скрытость конфликтных отношений классного руководителя и родителей от учащихся.

Таким образом, анализ причин возникновения конфликтных отношений, типов их, способов выхода из конфликтов с учетом конкретных необходимых условий помогает классному руководи телю управлять ситуацией возникновения, развития и разрешения конфликта, сделав его источником развития взаимоотношений с родителями, а, следовательно, - средством повышения эффектив ности всего учебно- воспитательного процесса.

Литература

  1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? как? М., 1993.
  2. Архипова И.А. Подготовка ребёнка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 224 с.
  3. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. в школу – с радостью. Практическая психология для учителя. – Мн.: Амалфея, 1998. – 240 с.
  4. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.
  5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении- М., 1987.
  6. Классные часы. 2 класс / сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 271с.
  7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1976. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с англ. Под ред. Пилиповского ВЛ. М., 1992.
  8. Родительские собрания. 2 класс. Шаги к мудрости / авт.-сост. В.Н. Максимочкина. - Волгоград: Учитель, 2008. – 168 с.
  9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
  10. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  11. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993
  1. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – Москва – Рига, ПЦ «Эксперимент», 2000. – 224 с.
  2. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.
  3. Цукерман Г.А., Поливанова Е.В. Введение в школьную жизнь. – Томск, 1993.
  4. Шуркова Н.Е. Педагогическая технология. (Педагогическое воз действие в процессе воспитания школьника). М., 1992.
  5. Шуркова Н.Е. Вы стали классным руководителей. М., 1986.

Школьные годы - чудесные?..

Школьная пора - это не только время получения ребенком знаний. Это важный период становления его личности, характера. И, как правило, это время часто сопровождается конфликтными ситуациями. Родителям школьников, даже если их дети еще не сталкивались с подобными проблемами, стоит познакомиться с их природой хотя бы в теории, ибо “предупрежден, значит вооружен”.

Мы обратились к психологу, директору тренинг-студии «Семья плюс», Ларисе Михайловой с просьбой рассказать об особенностях конфликтов, которые могут возникнуть у школьников..

Лариса Николаевна, расскажите, с какими проблемными ситуациями часто сталкиваются дети в младшей школе?

Если мы берем самый ранний период – детей начального школьного возраста, то здесь конфликты могут быть связаны с тем, что ребенок просто находит свое место в коллективе. Он только приходит в класс, пытается занять определенные позиции, “отвоевать место под солнцем” или стать любимчиком для учителя, а это не всегда выходит. Поэтому трудности возникают в сфере взаимоотношений “ученик-ученик” и “ученик-учитель”.

Очень часто бывает, что в младшей школе в конфликты включаются еще и родители. Это связано с их отношением к ребенку. Они считают, например, что ребенка недостаточно оценили или его не выделяют среди учеников, не акцентируют на нем внимание и т.д. Тогда включается другой аспект – это проблема “учитель-родитель”. И, соответственно, в каждой из ситуаций ориентироваться в конфликте нужно по-своему. Если мы говорим о конфликтных взаимоотношениях сверстников, то это, в первую очередь, понимание корней конфликта, изучение личностных особенностей ребенка. Родители должны понять, какие черты характера привели к возникновению конфликта. Может быть, он просто эгоцентричен, привык к тому, что все внимание было только на него. Если он, например, единственный и гиперопекаемый ребенок, то, естественно, придя в школьный коллектив, сталкивается с другим отношением, и это влечет за собой появление конфликтов. Соответственно, необходима коррекционная работа и исправление этой ситуации – это как раз изменение взглядов ребенка на себя, на коллектив, на умение взаимодействовать со сверстниками.

Бывают ситуации, когда несколько учеников ведут борьбу за лидерство. Как поступить в этом случае?

Если речь идет о лидерстве и о том, когда ребенок сталкивается с лидерскими тенденциями другого, тоже довольно сильного, ученика, то это уже взаимодействия внутри класса. Здесь очень большую роль играет учитель, как он построит работу в классе. Например, учитель может распределить между двумя лидерами направления в работе, чтобы они могли проявиться каждый в своей сфере, чтобы они осознавали собственную значимость и выделялись из класса, но каждый по-своему. Если, конечно, это действительно два приблизительно одинаковых “по силе” ученика. Но если кто-то из них сильнее, тогда придется просто принять ситуацию, что есть один лидер, а все остальные, скажем так, приближенные к этой фигуре люди.

Если у ребенка проблемы с учителем, что можно предпринять для их разрешения?

Если говорить о конфликте “учитель-ученик”, то здесь опять же надо понимать, что за этим стоит. В любом конфликте не нужно смотреть на внешнюю сторону, потому что это только “верхушка айсберга”. Как правило, под этой “верхушкой” скрывается много всего. Это могут быть и личностные отношения – симпатии и антипатии учителя. Каким бы профессионалом он не был, он все равно человек, и иногда случается, что учитель предвзято относится к ребенку. Может быть, он напоминает ему какого-то другого ученика, с которым у него не сложились отношения, или собственного ребенка, с которым тоже что-то не срастается. То есть, это именно личное субъективное отношение самого педагога. Конечно, это не очень профессионально, тем не менее, такое случается. Может возникнуть ситуация, когда учитель чрезмерно критикует за успеваемость, за поведение, а ученик принимает это за придирчивость. Тогда задействуются совсем другие механизмы: можно обговорить с учителем то, в какой форме он подает эту критику, как сделать ее более конструктивной, чтобы она не воспринималась учеником как оскорбление или излишняя требовательность. В этой ситуации может помочь школьный психолог, который может посмотреть на ситуацию объективно и, понимая личностные особенности ребенка, даст рекомендации как учителю по общению с этим учеником, так и ребенку и его родителям поможет осознать, что происходит на самом деле. Чаще всего учитель не придирается, а, видя способности ученика, хочет от него добиться хороших результатов.

Вы сказали, что часто родители тоже включаются в конфликты. Каким образом?

Если мы берем сферу “родитель-ученик”, то здесь много всего такого, что, скажем так, затрудняет процесс обучения ребенка в школе. Часто родители занимают позицию жертвы, говорят: «Как всегда, нас притесняют. Вот и в садике к нам относились не так, вот и в школе его опять ругают и вечно к нему придираются» и т.д. Психология жертвы – очень въедливая модель поведения, которую сложно устранить самому педагогу. Скорее всего, нужно будет психологическое консультирование. Иногда камнем преткновения являются действительно оценки. Родитель считает, что их ребенок талантливый и одаренный, учитель своими оценками это не подтверждает, и возникает конфликт интересов. Другими словами, на взгляд родителей, ценность ребенка принижается.

Какой выход можно найти из этой ситуации?

Опять же, нужно посмотреть объективно, то есть сделать срез интеллектуального развития школьника и дать понять родителю насколько успевает ребенок или не успевает. Потому что порой родители не видят тех сложностей, которые у ребенка есть. Естественно, они любят его и считают самым лучшим, но, к сожалению, оценки или вообще уровень знаний это не подтверждают. Иногда бывает наоборот, когда учитель, зная способности ребенка, говорит родителям: «У него большой потенциал, занимайтесь, развивайте!» Родители никак не реагируют: «Учится на четверки, и, слава Богу!» Здесь конфликтные взаимоотношения возникают, потому что учитель смотрит на ребенка с одной стороны, родители – с другой.

Как родителям понять, что у ребенка проблемы?

Что касается темы помощи родителей своим детям, то в ситуации “ученик-ученик” родителям все-таки лучше не вмешиваться, но в любом случае уделять этому внимание. Например, если ребенок приходит и жалуется на сверстников, на учителя, или наоборот, замыкается и вообще ничего не рассказывает о школе; если он агрессивно или раздражительно реагирует на вопросы о конкретном предмете, ученике или учителе, если он начинает писать какие-то злобные записки или рисовать карикатуры людей и подписывать всякими бранными словами, то это прямой показатель того, что у ребенка есть проблемы. Это сигнал для родителей, чтобы они обратили внимание, обязательно выяснили причину, обязательно поговорили с ребенком. Когда родители беседуют с ребенком, необходимо дать выплеснуть эмоционально то, что у ребенка есть внутри из-за этой ситуации. Это может быть и плач, и крик, ругательства. Пусть он лучше дома, с родителями избавится от этого, нежели будет носить все в себе и в критический момент просто выплеснет на учителя или сверстника. Ситуация только усложнится. Поэтому родители выслушивают, понимая и разделяя чувства ребенка.

Очень важно не занимать сразу какую-либо сторону, потому что есть две крайности: либо родители полностью поддерживают ребенка, говорят, что учителя бессовестные, замучили детей, либо наоборот: «Вот ты вечно ничего не делаешь, учительница права, она тебя действительно должна была отругать!» и т.д. Нужно, чтобы ребенок осознал, что его выслушали, что события, которые происходят с ним в школе, его чувства небезразличны родителям. Тогда можно искать выход из этого положения.

А стоит ли вмешиваться? Если да, то как лучше это сделать?

Возможно, если ребенку объяснить, как бы себя повел взрослый, или привести какой-то пример, он разберется сам и вмешательство родителя не потребуется. И так даже лучше, потому что очень часто на вмешательство родителей другие дети реагируют довольно жестоко, они начинают дразнить “маменькиным сынком” Это, естественно, усложняет отношения ребенка со сверстниками.

Если сложилась такая ситуация, что без родительского участия никак не обойтись, то сделать это желательно максимально мягко и незаметно, так чтобы дети из класса не узнали об этом (встретиться с учителем в школе гораздо позже окончания уроков или, предварительно созвонившись, поговорить на какой-то нейтральной территории).

Вообще, лучше обучать детей справляться с трудностями самостоятельно, уметь улаживать конфликты со сверстниками и договариваться с учителем, адекватно реагировать на критику, не воспринимать это так лично на свой счет, не обижаться, не плакать и т.д. Потому что все это – эмоционально нестабильная реакция на то, что происходит в школе. Чем крепче нервная система, чем больше у ребенка навыков противодействия, защиты себя, умения отстоять свои интересы, изложить свою точку зрения без обид, без претензий, без обвинений - тем легче ему будут даваться все школьные ситуации. Ведь конфликты бывают практически у всех: и у благополучных учеников, и у неуспевающих.

Вопрос в том, как это преодолевается ребенком вообще, как реагируют родители. Если они сами склонны к конфликтам, разбирательствам, претензиям, то, скорее всего, ребенок тоже будет придерживаться этой модели поведения в школе. Здесь уже речь пойдет о семейной терапии. Необходимо понимание того, что ребенок не вписывается в классную систему, что у него нет способов мирного взаимодействия с учениками или с учителями, и над этим надо работать.

Каковы особенности поведения детей постарше?

Среднее звено (дети 10-15 лет) характеризуется немного другими аспектами. Здесь накладываются, конечно, психологические особенности подросткового возраста, увеличивается и конфликтность, нетерпимость, тревожность. Особенно 5-6 класс – это переход в среднюю школу, это изменения в системе обучения и т.д. Большое значение имеет то, какой классный руководитель попадется, так как авторитет родителя начинает снижаться, а авторитет сверстников или других взрослых значимых людей возрастает. Усложняется взаимодействие с педагогами, потому что подростки начинают больше позволять себе дерзостей по отношению к учителям и родителям.

Как же справиться со сложностями этого периода?

Очень важен уровень профессионализма педагогов, которые сумеют сгладить, не просто силой подавить, а именно сгладить возникшее недоразумение. Не менее важным будет внутрисемейное взаимодействие. Ведь подростковый возраст – это обычно проверка “на вшивость”: что происходит внутри семьи целиком. Если в семье есть какие-то сложные моменты, они конечно в этот период проявятся.

В любом случае, общие рекомендации по поводу выяснения причины, сути конфликта, понимания чувств и поведенческих аспектов ребенка и поиска обоюдовыгодного выхода для всех сторон, – это остается одинаковым как для младшего школьного возраста, так и для среднего. И в среднем звене особую актуальность приобретает невмешательство родителей, потому что в этом возрасте дети даже более жестоки к участию взрослых в конфликтах сверстников.

Что можно сделать, чтобы ребенок как можно реже сталкивался с конфликтами?

Конечно, лучше было бы заняться профилактикой, чтобы таких ситуаций было меньше. Хорошо если родители, например, включены во внеклассную жизнь своего ребенка, и тогда сверстники из класса с большим интересом относятся к нему. Если мама или папа могут организовать походы, какие-то школьные праздники, то ребенок будет относиться к числу предпочитаемых людей, потому что у него просто интересная семья. Естественно, с таким ребенком конфликтов в школе будет меньше.

Подростки часто не хотят принимать помощь родителей и отдаляются от них. Что предпринять в подобной ситуации?

В любом случае, это должно быть вмешательство не со стороны силы, а со стороны интереса. Бывает так, что подростку проще открыться чужому человеку, нежели родителю. И здесь на помощь могут придти психологи, причем психологи не учебного заведения. Потому что, как правило, подросток, учась в школе, боится, что если он сейчас разоткровенничается со школьным психологом или педагогом, это может каким-то образом дойти до классной дамы, до родителей и т.д. Тогда возможна консультация независимого специалиста. Это оптимальный вариант, так как ребенок будет знать – все, что он скажет на этой консультации психологу, останется между ними. Он сможет больше открыться, а психолог сможет подсказать ему какие-то шаги для того, что бы нормализовать его отношения. В первую очередь, конечно, отношения с родителями, потому что если такой темы, как доверие в отношениях у подростка с родителями нет, то нужно это исправлять, чтобы потом родитель смог помочь ему разрешить конфликты в школе.

Все-таки первостепенная задача родителей в том, чтобы вовремя распознать признаки назревающей проблемы?

Это очень важно. Если родители не обращают внимания на то, каким приходит ребенок из школы, что он говорит или не говорит по поводу школы, им очень трудно будет понять его. Если ребенок чувствует, что все происходящее с ним не так значимо для родителей, как бы ему хотелось, он будет отдаляться. Если проблема не решается, она превращается в снежный ком, который накручивается, накручивается, накручивается... И ситуация может дойти до такого момента, когда приходится менять школу.

Но ведь в новой школе необязательно все проблемы исчезнут.

Конечно. Личностные особенности ребенка не поменялись, отношение родителей не поменялось, и очень большая вероятность того, что и в новой школе ребенок столкнется с теми же трудностями. Но, возможно, в этот раз они уже подумают совсем по-другому, не о том, что учителя плохие и сверстники – изверги, а о том, что, возможно что-то внутри семьи, внутри ребенка заставляет его сталкиваться с такими ситуациями из раза в раз. И это будет хорошей почвой для терапевтической работы.

В заключении хотелось бы напомнить, что конфликт всегда проще предупредить, чем решить! Пусть в Вашей жизни случается меньше конфликтов, а если они и будут, то пусть носят конструктивный характер!

Редко какому ребенку удается на протяжении своей детской жизни избежать конфликтов со сверстниками. Это могут быть конфликты на детской площадке или в детском саду, для более старших детей это будут конфликты во дворе или в школе. Так как родители в свое время тоже были детьми и оказывались в малоприятных конфликтных ситуациях, то у них часто возникает желание уберечь ребенка от конфликтов или разобраться с обидчиком и наказать виноватых.

Как правило, мы учим своих детей тем правилам и способам поведения, которые усвоили сами. Однако чаще всего нами как родителями движут наши собственные чувства, и мы, прежде всего, мешаем ребенку разобраться с тем, что произошло, и не даем способов поведения в конфликте.
Невмешательство

Один из вариантов поведения родителей - это невмешательство в ситуацию, игнорирование происходящего. У каждого родителя есть свое объяснение, почему они считают, что вмешиваться в детский конфликт не стоит. Иногда это связано с тем, что взрослый не видит причин для беспокойства, ситуация кажется обыденной, и взрослый считает, что она может быть даже полезной для малыша и, возможно, сможет чему-то научить ребенка.

Действительно, есть ряд конфликтных ситуаций, с которыми ребенок успешно справляется без вмешательства взрослого, особенно если ранее взрослый показал (а ребенок смог усвоить), как себя вести в подобной ситуации. Однако здесь важно обратить внимание на чувства ребенка: если ребенок страдает и самостоятельно выйти из конфликта не может, то ваша помощь необходима.
Избегание. Уйти в другую песочницу/сад/школу

Если родитель для себя выбрал позицию избегания конфликтов, то и своему ребенку он будет предлагать ту же модель, то есть выбор тех мест, где конфликты не случаются. Однако подобное поведение рождает в ребенке еще больше тревоги и непонимания, как же все-таки вести себя, когда кто-то посягает на твои интересы.

Дело в том, что на протяжении своей жизни ребенок, будущий взрослый, обязательно встретится с той или иной конфликтной ситуацией. И, к сожалению, без малейшего опыта ребенок остается полностью обезоруженным и часто не может совершить элементарных действий для защиты себя.
Активная конфронтация. Ругань и обвинение в адрес другого родителя и ребенка
Если внутри нас живет много чувств обиды, жертвенности, несправедливости, то мы особенно рьяно начинаем защищать своего ребенка, не замечая, как превращаемся в тирана для чужого ребенка или родителя. В этом состоянии мы используем обвинения, нотации, возможен даже крик, истеричные высказывания, грубость.

Однако такое поведение может только напугать нашего ребенка, как пугает сильный аффект, любые сильные эмоции, которые ребенок не понимает. Если вы склонны к такому бурному разрешению конфликтов, старайтесь объяснять малышу свое поведение спустя какое-то время, когда успокоитесь. Вообще, любой разговор с ребенком и обсуждение конфликта с прояснением чувств ребенка и его отношения к ситуации бывает очень полезен. Вы можете также рассказать о своих чувствах, о том, что вы очень разозлились и не могли сдержать свой гнев.


Родительская власть и помощь

Основная причина конфликта - это нарушение границ личности. То есть кто-то либо нанес вам телесное повреждение (ударил, толкнул, укусил и т.д.), либо посягнул на вашу собственность (что-то отобрали или не дали положенного), либо оказали психологическое давление (обозвали, накричали, сказали что-то неприятное). В таком случае у родителя всегда есть власть восстановить границы и помочь защитить их, не нарушая границ другого. Например, если у вашего малыша отобрали совок в песочнице и он пришел к вам за помощью, важно, пользуясь родительской властью, подойти к чужому ребенку и сказать уверенным тоном: «Это совок моего сына (дочки), и он сейчас ему (ей) нужен, отдай его, пожалуйста». Обычно дети отдают вещи, но если вы видите, что чужой ребенок не хочет отдавать вашу вещь, то пробуйте найти взрослого, который за него отвечает. Как правило, взрослый помогает малышу расстаться с драгоценным объектом.

Основная задача родителя - дать ребенку ощущение ценности себя, уверенности в себе и научить способам поведения в конфликте.
Вечная жертва или маленький тиран

Если вы замечаете, что ваш ребенок часто становится либо жертвой конфликта, либо тираном (то есть тем, кто обижает других детей), отнеситесь к этому внимательно. Вероятно, ребенок часто чувствует себя обиженным и незащищенным дома. Понять, с чем это связано, и помочь ребенку можно на консультации у психолога.

Конфликт в школе у детей может возникнуть из-за незначительных разногласий по поводу успехов в учебе, поведения, отношения друг к другу, одежды и т. д. Конфликты между обучающимися самые распространенные в школе. Конфликты ученик-ученик разрешаются участниками спора самостоятельно, но часто требуется помощь либо классного руководителя, либо психолога, либо родителей. Нередко можно наблюдать в школе вербальную агрессию со стороны детей или открытые физические столкновения. Такое происходит в силу возраста, воспитания, темперамента. Дети еще не так осознают границы общения друг с другом. Нередко причиной конфликта служит борьба за лидерство, личное соперничество, этнические конфликты. В данном случае очень важна роль и реакция педагога, как посредника между детьми, который может разрешить конфликт на начальной стадии. Если изначально конфликт не был разрешен, то разногласия между детьми могут нарастать. Школьный конфликт между учениками — это явление обычное, где каждый учится отстаивать свою точку зрения, учится жить по законам детского общества. Максимальное количество конфликтов приходится на подростковый возраст. Желание самоутвердиться, стать лидером может стать причиной конфликта. Оскорбления и обиды, которые дети наносят друг другу являются также причинами конфликта. Существует такое понятие как буллинг, которое является выражением психического насилия с участием учащихся.

Бу́ллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом.

Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности.

Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации (https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля).

Жертвами в школе чаще всего становятся:

  • двоечники, неуспевающие учащиеся;
  • отличники, вундеркинды;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • дети с ОВЗ, физическими недостатками;
  • дети, не имеющие электронных новинок или, имеющие самые дорогие из них.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьного буллинга.

Необходимо отметить, что существуют типологические особенности участников буллинга. Если ребенок агрессивен или наоборот является объектом нападок, то стоит пересмотреть его общение и действия в соответствии с данной типологией.

1. «Преследователи » — такие дети отличаются авторитарностью. «Преследователи», не смотря на свою роль, считают себя слишком добрыми, т. е. хотят быть ещё менее добрыми, чем они есть. Также «преследователи» не являются и не стремятся быть терпеливыми. В целом у «преследователей» достаточно высокая самооценка и уровень притязаний.

2. «Жертвы ». У «жертв» самый низкий социометрический статус и коэффициент удовлетворённости общением, что говорит об их низком положении в классе. «Жертвы» зависимы, «слабы» по сравнению с другими участниками буллинга. Самооценка у «жертв» самая низкая по сравнению с другими группами, а уровень притязаний довольно высокий, т. е. «жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят меняться. Уровни тревожности, трудностей в общении и конфликтности также самые высокие у «жертв».

3. «Помощники » — помогают «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создаёт у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу, самые высокие показатели именно у «помощников», т. к. часто именно они обзывают, бьют и т. д., а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план. «Помощники» чаще всего испытывают острый дефицит общения с отцом.

4. «Защитники » в целом довольны занимаемой позицией, которая к тому же достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу, что подтверждает правильность деления на группы. У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надёжности и пониманию. Эти особенности позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им.

Дети оценивают уровень насилия в школе значительно выше, чем в семье. Поэтому школа должна быть местом, где сохраняется безопасная среда (по материалам социологического исследования кафедры социологии молодежи социологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «Проблема насилия в отношении подростков»). Больше детей, указывающих на высокую и среднюю степень насилия в школе, наблюдается среди детей, в семьях которых существуют прохладные и отчужденные или плохие отношения, равнодушие, безразличие или постоянное недовольство, раздражение; в бедных и малообеспеченных семьях; среди детей, которые учатся на тройки и двойки и почти на одни тройки, активно включены в молодежные субкультуры, курят, регулярно употребляют алкоголь, состоят на внутришкольном учете. Таким образом, борьба с насилием в школе должна быть направлена в первую очередь на детей из семей с плохими отношениями в семье, детей с плохой успеваемостью и отклоняющимся поведением (активно включенных в молодежные субкультуры, курящих, регулярно употребляющих алкоголь, состоящих на внутришкольном учете).

Каким образом закон охраняет права детей в образовательном учреждении и семье?

Обратимся к Федеральному закону от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об Основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • В образовательной организации, при осуществлении деятельности в области образования и семье права ребенка не могут ущемляться.
  • Обучающиеся старше 8 лет могут быть инициаторами создания общественных объединений в образовательной организации.
  • Обучающиеся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в конфликтную комиссию.
  • Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляют множество различных органов. Различные общественные объединения по защите прав детей могут в судебном порядке оспаривать неправомерные действия родителей, педагогических, медицинских работников.
  • Если ребенок нуждается в социальной, психологической, педагогической помощи, социальной реабилитации, то соответствующие органы обязаны принять меры по оказанию такой помощи.

Право на защиту обучающихся закреплено и в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации». При возникновении конфликта между учащимися и серьезных последствиях конфликта, в целях защиты прав обучающихся родители могут направлять обращения, жалобы. Родители могут обращаться в конфликтную комиссию. Родители могут использовать все средства для защиты прав своего ребенка в школе, которые не противоречат законодательству.

Особенности разрешения конфликтов в школе

Если учитель стал свидетелем межличностного конфликта или к нему обратились обучающиеся, то педагог должен разобраться в ситуации.

Педагог должен быть объективен ко всем сторонам конфликта.

Необходимо разбирать конфликт индивидуально и только с теми детьми, которые являются участниками конфликта.

Разрешить конфликт нужно постараться не привлекая третьих лиц. Если педагог сможет справиться с конфликтной ситуацией без помощи директора, заместителя директора, психолога, то это только поднимет авторитет самого педагога.

Педагог общается с участниками конфликта максимально конкретно, без лишних эмоций и воспоминаний о плохом поведении, плохих оценках и т. д.

Педагог создает предпосылки к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно определили предмет конфликта и постарались самостоятельно найти пути выхода из конфликтной ситуации.

Учитель должен дать возможность каждой стороне конфликта высказаться, внимательно выслушать каждого обучающегося, не реагировать на раздражение сторон участников конфликта.

Не стоит забывать и про правила педагогической этики педагог должен доброжелательно, тактично общаться с учащимися.

Если конфликт не удается разрешить педагогу, то возможно привлечь других специалистов школы. Возможно, обратиться к психологу за консультацией, социальному педагогу, если конфликт обострился и есть признаки агрессивного поведения.

Похожие публикации