Родные дети монтессори. Мария монтессори и ее сын марио монтессори

31 августа день рождения выдающегося педагога 20 века - Марии Монтессори. Женщины, чей метод до сих пор активно применяется в педагогике, несмотря на отдельную критику.

"Все мы родом из детства", говорил Антуан де Сент Экзюпери. В биографии большинства великих людей важную роль сыграло детство и Семья. Семья, может быть, не сильно богатая, но где было принято читать книги, и где давался в той или иной степени простор мыслям. Английский поэт Роберт Бернс происходил из крестьянской семьи, но отец его интересовался книгами, и читал детям по вечерам вслух. Мать Всеволода Гаршина, русского писателя 19 века (мы все знаем его сказку о "Лягушке-путешественнице") увлекалась идеями "шестядисятников". Так что наверняка в семье не обходилось без диспутов на подобные темы. Родители Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа (спорной теории) старались дать ему хорошее домашнее образование и всячески поощеряли его к учебе.

Такой была и жизнь Марии Монтессори.

Родилась она, как уже было сказано, 31 августа 1870 года в Италии, в семье аристократов Монтессори-Стопани. Ее мать выросла в атмосфере либерализма и гендерного равноправия. Среди ее родственников были ученые. Особенно Мария уважала труды своего дяди, ученого и богослова, Антонио Стопани.

Однако образование ее не ограничилось домом. Вскоре ее отдали в школу, а в 12 лет она решила поступить в гимназию. Однако в заведения подобного уровня принимали только мальчиков. Однако увидев ее незаурядные способности, педагоги все-таки решили дать девочке шанс. И не ошиблись.

Учеба давалась ей легко, особенно она обожала математику. По окончании гимназии она, как и современные выпускники, задумалась о выборе профессии. Замужество и роль исключительно жены и матери ее не привлекала.Она хотела большего. Вскоре ее увлекла медицина, и в 1892 году ее приняли в Римский университет на медицинский факультет.

Во многих источниках подчеркивается, что Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Однако это не совсем так. В Средние века, в период полного "порабощения" женщины в итальянском городе Салерно действовала медицинская школа, которую с успехом закончила арабская акушерка Тротула. А единственная причина, по которой женщина в средние века не попадала в европейский университет - не смогла бы выдержать экзамен. Родители готовили своих дочерей к другой роли. Никаких правил, официально запрещающих женщинам учиться в университете, не существовало.

Именно в медицине Монтессори начала свой научный путь. С разработки методики образования умственно отсталых детей. В 1889 году независимые эксперты оценили, что ее подопечные во многом превосходят даже своих здоровых сверстников в навыках обучения письму и счету. Такой вывод привел Монтессори в ужас. Она поняла, насколько неудачно разработана система образования в обычных общеобразовательных школах.

Она к концу 19 начала 20 века действительно оставляла желать лучшего. Жесткая дисциплина, наказания, отстутствие стремления к всестороннему развитию детей и главное - к тому, чтобы вызвать у учеников ИНТЕРЕС к обучению.

В 1907 году Мария Монтессори открыла свою первую школу - "Дом ребенка".

Метод Монтессори на удивление прост - ребенку должно быть интересно. А для этого нужно исключить всяческое принуждение со стороны взрослого. Ребенок сам выбирает занятие из предложенных в комнате вариантов. Главное здесь - подготовленная среда. Пожалуй, именно "комната Монтессори" - главный воспитатель в этом процессе. Задача взрослого в это время, по мнению Монтессори, "не мешать". Ребенок сам творит свою личность, а взрослый всего лишь "помощник на этой стройке".

Метод Монтессори подвергается критике до сих пор, в частности из-за отказа от сюжетно-ролевых занятий и творчества. Но он существует и применяется до сих пор.

Что касается семейной жизни, то она у Марии Монтессори не сложилась. Работая в психиатрической клинике, она познакомилась с Джузеппе Монтессано. Из коллег они быстро превратились в возлюбленных. В 1898 году у них родился сын Марио, но они так и не заключили. Что помешало - неизвестно. Они любили друг друга и принадлежали к двум аристократическим итальянским семьям, так что родственникам придраться было не к чему. Вдобавок у них был общий сын. В одном из источников причиной указана амбициозность обоих молодых ученых. Возможно, это так. Нам с вами сейчас судить трудно. Хотя брак едва ли помешал бы их общей работе. Сына Марио родители передали на воспитание родственникам Джузеппе. Однако мальчик обиды на мать не держал, и в 15 лет стал жить с ней. А впоследствии продолжил ее дело, занимаясь им вплоть до своей смерти в возрасте 82 лет. После него его продолжила дочь Ренильда, внучка Марии Монтессори. Именно благодаря ей метод в 1998 году попал в Россию.

Мария Монтессори (1870-1952)

31 августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьярвалле (Charvalle) в семье высокопоставленного государcтвенного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани родилась долгожданная дочь. Ее назвали Марией. Мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором было немало ученых. Она была для того времени весьма образованной женщиной, и всю жизнь, как могла, помогала дочери. Отец, напротив, довольно долго не одобрял желание дочери учиться. В строгой католической Италии второй половины 19 века женщине не обязательно было получать образование. Однако Мария с детства проявляла незаурядные способности. В 12 лет она, преодолев все преграды, была принята в техническую школу для юношей. Особые таланты проявились у нее в математике и естественных науках. Поэтому, когда пришло время делать профессиональный выбор, Мария Монтессори решила стать детским врачом.

Однако в то время в Италии медицина была привилегией мужчин. Но преграды никогда не останавливали Марию. Она поступает на медицинский факультет Римского университета, и спустя пару лет получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину. В 26 лет она становится первой в Италии женщиной-врачом. Будучи студенткой университета, Монтессори активно выступала за социальные права женщин, стала одним из лидеров движения за равноправие женщин, и была выдвинута делегатом Международного конгресса женщин в Берлине.

Работая ассистенткой врача в университетской клинике, М.Монтессори впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были изолированы от мира, предоставлены сами себе, и походили на пленников. Наблюдая за ними, врач Монтессори впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет отправным пунктом ее педагогической системы.

Все глубже вникая в проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями, М.Монтессори изучает труды французских психиатров Э.Сегена и Г.Итара, переводит их труды. Она приходит к пониманию того, что проблемы этих детей - скорее педагогические, а не медицинские, и с такими детьми надо работать не в больнице, а в детских садах и школах. Это шло вразрез с общественной моралью.

Но это было только начало.

Мария Монтессори глубоко изучает педагогику, антропологию, психологию. В институте экспериментальной психологии при Римском университете она начинает вести свои научные исследования, сконцентрировав свое внимание на природных факторах и окружающей ребенка среде и на том, как они влияют на развитие умственных способностей детей. В это время у нее формируются основы ее будущей педагогической системы.

В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу. Возглавила ее Мария Монтессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими.

В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Она работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою методику обучению письму и чтению. Ее открытие первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей сенсацией.

6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», работа в котором была построена по принципам Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. С заботой и вниманием Мария Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. С необычайным терпением и упорством она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними. Она разрабатывает свои материалы.

В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей. На нем обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран.

Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой («Антропологическая педагогика»), а в 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которую сразу же перевели на 20 языков мира.

В 1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс, куда приехали не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также Австралии, Африки, Индии, Китая, США, Канады. В этом же году состоялась первая поездка М.Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация (Montessori Educational Association).

В этом же году России выходит книга Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» Вдохновленная поездкой в Италию,Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России монтессори-сад.

В 1915 году в США в Сан-Франциско на международной выставке Мария Монтессори с блеском демонстрирует свой метод американцам в специально организованном классе за стеклом, который создали по ее проекту выставочном павильоне.

Монтессори-движение растет и развивается по всему миру.

В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI- Association Montessori-International), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа М.Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей.

Однако политика вскоре сама стала влиять на свободные школы Монтессори.

В России, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами.

Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году – в Индию, где вынужденно проведет с сыном семь долгих лет. Им, как представителям Италии – страны, которая во второй мировой войне поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны. М.Монтессори, отметив свое семидесятилетие, продолжает активную педагогическую деятельность.

В Европу Мария Монтессори вернулась в возрасте 76 лет, сразу после войны. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы.

Последние годы М.Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук.

6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвийк, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище.

С 1952 года AMI – Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монессори-педагогики.

После его смерти в (февраль 1982 года) президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.

Мария Монтессори – итальянский педагог, врач, ученый, философ, гуманистка. Благодаря ее трудам, посвященным детям, образовательная система стала развиваться в определенном направлении. В последствии, ЮНЕСКО отметила 4-х ученых и педагогов из всей истории, учения которых определили педагогику в целом и ее развитие. Среди этих четырех фамилий была и Монтессори.

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии , в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле. Отец Марии — Алессандpо Монтессори — был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые.

Детство и юность

Мария была единственным ребенком в семье, и ее родители делали все возможное, чтобы она получила хорошее образование и в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение . В строгой католической Италии это, разумеется, не соответствовало привычному положению женщины.

Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко. Особые таланты она проявила в математике и других естественных науках. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды. Она была принята в техническую школу для юношей.

Первая женщина-врач в Италии

Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача . В тогдашней Италии ее мечта была практически неосуществима. Медицина была привилегией мужской половины. Однако Марию Монтессори никогда не останавливали преграды: она поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину.

Ей было 26 лет, когда она стала первой в Италии женщиной-врачом.

Еще учась в университете, Монтессори активно выступала за социальные права женщин, искала государственной поддержки социальным программам, связанным с женщинами и детьми, и стала одним из лидеров движения за равноправие женщин. Ее избрали делегатом Международного конгресса женщин в Берлине .

Переворот в педагогике

Изучение детской психологии и педагогики привело Марию Монтессори к мысли, что проблемы умственно отсталых детей — это не только и столько медицинские проблемы, но, главным образом, педагогические проблемы . Надо учиться работать с такими детьми не в больнице, а в школе.

Эти идеи по тем временам были абсолютно крамольными, они влекли за собой не только перестройку общественного сознания в отношении к детям с ограниченными возможностями, но и изменение уклада жизни любой традиционной школы .

Личная и профессиональная жизнь

В 1898 году у Марии Монтессори родился сын — маленький Марио . Ее отношения с возлюбленным не привели к замужеству, и она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле — посвятить себя чужим детям . Мария и ее сын впервые встретились, только когда Марио был уже молодым человеком. С тех пор до конца жизни они оставались вместе.

Помимо педагогики и психологии Марию Монтессори привлекала антропология , главным образом, вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит различные антропологические исследования в педагогической области. На это время приходится формулировка основ ее собственной педагогики.

Ортофреническая школа

Весной 1900 года «Лига женщин Италии » открыла в Риме ортофреническую школу. Мария согласилась стать ее директором. Ей дали короткий промежуток времени длиной всего в три месяца . Она впервые попробовала создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду.

Через три месяца комиссия из представителей министерства образования, членов Лиги и городского совета пожаловала с подведением итогов ее работы. Сначала было короткое выступление самой Монтессори, затем учителя школы отвечали на вопросы, и, наконец, дети показали то, чему они научились за столь короткое время.

Результаты были ошеломляющие. Школа и труд ее педагогов во главе с директором были справедливо оценены очень высоко.

Метод Монтессори

В начале 1907 года открывается первый «Дом ребенка» в Сан-Лоренцо, в котором вся деятельность ведется по принципу Монтессори. Мария стала руководить детским садом, работу в котором она организовала так, что в нем себя прекрасно чувствовали дети различных возрастов.

Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение , демонстрируя живой интерес к вещам вокруг.

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии приезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встретилась с Маpией Монтессоpи и русский педагог Юлия Фаусек, которая открыла в России первый монтессоpи-сад.

В 1910 году вышла книга «Метод Монтессори» , которая была переведена на 20 языков мира. Она имела огромный успех. Идеи гуманистической педагогики завоевывали мир. Состоялось официальное признание новой педагогической системы в Италии, и на ее развитие были отпущены большие средства.

В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI) , которая действует и поныне. В этом же году был открыт специальный колледж с базовой школой, построенный по проекту Марии Монтессори лучшими архитекторами и инженерами Италии.

Наука и политика

Свободные Монтессори-школы были вскоре запрещены в Испании, их разгромили в фашистской Германии и самой Италии во времена национал-социализма, а в России Монтессори — детские сады и школы были закрыты в середине 20-х, подавленные политикой поголовного коллективизма. Учителей назвали космополитами, поддавшимися западным влияниям.

Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году по приглашению Теософского общества уезжает с чтением лекций в Индию, в Мадрас. Семь долгих лет прожила она в этой стране. За это время она обучила своей методике более тысячи учителей.

Возвращение

Мария Монтессори вернулась в Европу сразу после войны, в возрасте 76 лет . Но ее энергии можно было только удивляться. В начале 50-х годов она написала свои главные психолого-антропологические труды. Она по-прежнему много выступала, и самые ответственные учебные курсы всегда вела сама.

Последние несколько лет Мария Монтессори вместе с сыном жила в Голландии — стране, которую она очень любила и которая проявляла особый интерес к ее гуманистическим идеям. В 1950 году Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета . Ее труды выдвинули на международную Нобелевскую премию.

Мария Монтессори скончалась в Голландии в мае 1952 года и была похоронена в местечке Нордвийк на маленьком католическом кладбище.

Мария Монтессори – итальянский педагог, создатель педагогической системы, в основе которой лежит идея свободного воспитания. Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в маленьком итальянском городке Кьяравалле в семье высокопоставленного государственного чиновника. О детстве Марии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали для своего ребёнка все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе. В 12 лет Мария мечтает о поступлении в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача. И хотя девушка жила в стране, где врачом мог стать только мужчина, она поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину. В 26 летона стала первой в Италии женщиной-врачом. В 1896 году, работая в университетской клинике, Мария получила частную практику, где впервые состоялась ее первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были предоставлены сами себе, никто не способствовал их продвижению вперед, ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Наблюдая за детьми, Мария Монтессори пришла к мысли о том, что и больным, и здоровым детям необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте. Эта мысль стала отправным пунктом ее педагогической системы.

Изучая труды французских психиатров – Эдуарда Сегена и Гаспара Итара - положивших начало медико-педагогическому направлению помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями, Мария Монтессори приходит к выводу, что слабоумие проблема в большей степени педагогическая, нежели медицинская 1 и ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Монтессоpи начинает изучать педагогику, психологию, а также антропологию, в особенности вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1898 году у Монтессоpи родился сын. Будучи незамужней, она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям. В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу, которую возглавила Мария Монтессори. В этой школе Мария впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими. В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Параллельно с этим Мария изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. В это же время формируются основы ее собственной педагогики.

6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый "Дом ребенка", работа в котором была построена по принципам педагогической системы Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. Мария Монтессори со вниманием и заботой оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. Наблюдая за детьми, она заметила, что в ходе занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей, на котором обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой ("Антропологическая педагогика").

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. В те годы с Марией Монтессори встретилась Юлия Фаусек, открывшая первый в России монтессоpианский детский сад. В 1910 году вышла книга "Метод Монтессори", которую сразу же перевели на 20 языков мира. В 1913 году состоялась первая поездка Марии Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация. В этом же году России выходит книга Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики".

В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI - Association Montessori Internationale), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа Мария Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей. Однако политика вскоре сама стала влиять на школы Монтессори. В Испании и в России сады Монтессори были запрещены и закрыты, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами. Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году – в Индию. В Европу Мария Монтессори вернулась сразу после войны, в возрасте 76 лет. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы. Последние годы Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук в возрасте 81 года. 6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвиг, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. С 1952 года AMI – Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монессори-педагогики. После его смерти, в феврале 1982 года, президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.


День рождения выдающегося педагога-гуманиста и философа Марии Монтессори - 31 августа 1870года.

В год объединения Италии, накануне нового учебного года в небольшом итальянском городке Кьяровалле в семье Алессандро и Ренильде Монтессори родилась дочь. Семья была католической, отец - крупный чиновник, мать - из рода ученых и священников Стопани. Именно мать занялась образованием дочери.

Учеба давалась Марии легко. Особенно ее увлекала математика. Даже в театр она брала с собой учебник и в полутемноте решала задачки, радуясь найденному неординарному решению. Мария решила поступать в техническую школу, но посещать ее лицам женского пола запрещалось. В 12 лет она одержала свою первую победу над системой образования - ее настойчивость, при поддержке родителей, сломала все преграды. Она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила её. Уже тогда она решила, что сделает всё от неё зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

В 1890 году, увлекшись естествознанием, М.Монтессори принимает решение стать детским врачом. Но в Италии конца ХIХ века это было невозможно! Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины. Отец не одобрял выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, ввиду особых успехов, перевели в число студентов.

Учеба не была легкой. Работать в морге ей приходилось в одиночку по ночам, чтобы сокурсники-юноши не мучили её своими насмешками и критическими замечаниями. Чтобы оплачивать обучение Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Они были предоставлены сами себе, ничто не побуждало их к активному полезному действию. Наблюдая за этими несчастными детьми, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

На защите дипломного проекта ей нужно было прочитать лекцию. Ее отец попал в этот день в университет случайно. Увидев, как его дочь после лекции осыпают овациями, увидев признание преподавателей и публики, Алессандро Монтессори простил Марию и они наконец помирились. Упорство Марии Монтессори опять дало плоды - она стала первой женщиной - врачом в Италии. Мария получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой. Она была прекрасным лектором, её статьи стали печатать в европейских журналах.

В 1897 - 98 годах Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по терапии восприятия и образования. Во время работы с умственно-отсталыми детьми Мария Монтессори находит книги двух французов - Жана-Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Она сама переводит их работы, переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради «я читала медленно и внимательно, пытаясь проникнуть в самый дух автора », - так потом вспоминала она об этой работе. Эти труды вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми ».

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она работала в психиатрической клинике Рима. В 1898 году родился сын Марии - Марио. Мать Джузеппе не дала согласия на брак, ребенок был незаконнорожденным. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой и для Марии и ее карьеры, и для самого ребенка. Поэтому до 10 лет он воспитывался в деревне. Только потом мать смогла забрать его к себе. С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей М.Монтессори по всему миру.

После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и сдали их лучше нормальных детей , правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года.

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Еще она занимается экспериментальной психологией и педагогической антропологией. Становится заведующей кафедрой антропологии, пишет книгу «Психологическая антропология», читает лекции на тему: «Истинное обучение - помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его ».
6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори . Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материала. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. «Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать ».
Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная автодидактическая среда, любовь и уважение к детям, подача материалов - (презентации), разновозрастность групп - всё это принесло очевидные результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у М.Монтессори появились последователи и ученики.

В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский.

После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.

Во время второго путешествия в США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает 2 золотые медали Панамско-Тихоокеанской выставки в сфере образования.

Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца . А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в "Дом ребенка" группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.

В 1922г. Правительство Италии назначает её государственным инспектором школ.
В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI) , которая действует и поныне.

Популярность метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомиться с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори - известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиансе, а Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен » .

Отношения Монтессори с фашистским правительством окончательно испортились в 1934 году. Она навсегда покидает Италию. Друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой либо стране - она считала себя человеком мира. Мария Монтессори живет сначала в Испании, потом в Голландии, начало Второй мировой войны застало ее в Англии, из которой её интернируют как гражданина государства - противника. Спасает предложение теософского общества посетить Индию. Там она вместе с сыном провела 7 лет. Читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода - для детей 6 - 12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития.

Мария Монтессори обращается к человечеству: «У нас есть проблема - взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование - оружие мира».

После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г., М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике - развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети - другие!

Мария Монтессори умерла в 1952 году в Ноордвик-ан-зее, в Голландии.
При жизни её номинировали на получение Нобелевской премии мира.
Первые Монтессори общества возникли в США (1915), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933), Индии (1940), Пакистане (1949).

Её сын Марио возглавлял АМИ до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века:
Джон Дьюи
Георг Кершенштейнер

Антон Макаренко.

До введения в Италии Евро, портрет М.Монтессори украшал купюру 1000 лир .

Похожие публикации