Ребенок-кинетстетик. Воспитываем правильно! Аудиал, визуал или кинестетик: как достичь успеха в учебе

Кинестетик - он слышит и видит, только когда ощущает. В разговоре может дотрагиваться до собеседника, а если нельзя, то будет что-то теребить в руках. Если он находится на значительном расстоянии от вас, то весьма вероятно, что разговор вообще не состоится, пока он вас не «почувствует кожей». Одежду кинестетики выбирают мягкую, приятную к коже, колючие шерстяные свитера исключены.

Как распознать: слова «чувствую», «мягкий», «приятный». Легко произнесет: «Чувствуешь, какая мягкая музыка». Всегда старается сократить дистанцию в разговоре, потрогать или вас, или вашу сумочку, молнию, пуговку и т.д.

Очень важно с раннего возраста распознать кто ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик. Поскольку это позволит построить занятия, игры, учебный процесс таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ребенка. Известно, что приоритет того или иного способа познания не зависит от возраста. Свойственный ребенку способ познания останется доминирующим на протяжении всей жизни, однако расширение возможностей только помогает ему добиться прогресса в каждой конкретной области.
Отличия между кинестетиками, визуалами, аудиалами касаются очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.

Кинестетик запоминает все телом, мышцами - у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать егособственноручно, Аудиал - произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он

выглядит.

Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему

нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». Аудиалу

обычно надо все это проговорить внутри себя. Кинестетику нужно щупать, делать,

двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что

нужно нажать, и желательно сделать все своими руками.. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал - рассказать подробнее. Девочки, подскажите как заниматься с ребенком-кинестетиком, нам 3 года и 2 месяца, на что делать акцент? Аппликации не любим, лепим тоже так себе. Рисуем не особо, расскрашиваем только гуашью или фломастерами, другое не признаем. Конструктор -есть игольчатый-не играем (зря купили), лего -иногда собираем, может машину собрать и пару тройку деталей соединить, и все.. нравятся "бешеные"игры-с подкидыванием, щекотанием, щипанием. Любим массаж рельсы рельсы, шпалы, шпалы...но уже надоело.. вопрос у меня-как развивать ребенка с кинестичечким восприятием? В инете инфу не нашла, сестра говорит что кинестетикам сложнее всего что то объяснять и им сложнее воспринимать информацию (она на учителя учится) но как информацию доносить, я не знаю.Сын не горит желанием заниматься, знает некоторые буквы алфавита, но не все, не знаю как заинтересовать, не знает квкие животные относятся к домашним, какие к диким. Он у меня развивается не по годам, но простые, казалось бы вещи не знает и слушать даже не хочет....не знаю квк заинтересовать своего товарища.....

Школьное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

· На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик — визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).

· От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.

· Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).

· Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

На что обязательно обращают внимание?

Словарь общения . Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Направление взгляда . У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов – по средней линии, у кинестетиков — вниз.

Особенности внимания . Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания . Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал — то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.

Визуал : послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.

Аудиал : если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Кинестетик : чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.

Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты говорят:

  • от визуала можно требовать быстрого решения задач;
  • от аудиала — немедленного повторения услышанного им материала;
  • от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

  • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами — так ему легче справиться с заданием;
  • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома — сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на «его языке»:

  • с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
  • с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
  • с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Введите e-mail адрес:

Ваш ребенок бросается в работу, не задумываясь над дополнительными инструкциями? Он имеет координацию, не характерную для своего возраста? Тогда, возможно, он - кинестетик.

Существует три основных способа получения информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (с помощью телесных ощущений). И хотя большинство детей в самом начале обучения проявляют себя кинестетиками, их истинный способ восприятия дает о себе знать только во втором или третьем классе. Ученик-кинестетик отличается тем, что чтобы охватить информацию, он должен быть задействован в процессе.

А вы знаете, является ли ваш маленький школьник кинестетиком или же он просто активный ребенок? Половина всех детей в определенной степени сохраняют в себе черты кинестетического восприятия. Однако, если вы достаточно долго отмечаете в своем ребенке данные характерные особенности, это может указывать на его потребности в кинестетическом стиле обучения.

Для учеников-кинестетиков характерно:

  • желание прикоснуться к предмету, почувствовать его, потрогать руками;
  • сначала самому все испробовать. Они не любят предварительно смотреть на демонстрационные примеры;
  • движение тела для изучения чего-то нового. Например, эти ученики могут перелистывать страницы книги левой рукой, а наносить удар по баскетбольному мячу правой;
  • показывать, а не рассказывать.

К сожалению, иногда некоторых учеников-кинестетиков ошибочно принимают за детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) и это в то время, когда они лишь нуждаются в том, чтобы просто побегать по коридору, после чего снова смогут сконцентрироваться на занятиях.

Чтобы помочь вашему маленькому кинестетику быть успешным в школе, есть следующие рекомендации:

  • поощряете его участие в школьных театральных постановках. Драматическое искусство может стать замечательным способом самореализации для учеников-кинестетиков;
  • приветствуйте его внеклассные занятия. Даже если ваш ребенок идет по пляжу, чувствуя песок пальчиками ног и касаясь ракушек, он в это время тоже учится;
  • посоветуйте ребенку делать заметки, рисовать диаграммы или создавать макеты;
  • во время прогулки устройте викторину, проверяя и обогащая его словарный запас, или вспомните с ребенком орфографию, пока он бьет футбольный мяч туда-сюда. Повторяющаяся физическая активность - это ключ ко всему;
  • постарайтесь определить своего ребенка в школу со спортивным уклоном. Многие школы сейчас сокращают преподавание занятий физической культурой и от этого страдают ученики с кинестетическим восприятием.

Вам как родителю очень важно занимать активную позицию в школе и стать партнером учителя своего ребенка. Чем лучше вы освоите особый способ взаимодействия со своим чадом, тем лучше поможете его учителям, предоставив им инструменты, которые непременно приведут ребенка к успеху.

Каждый человек по-особенному воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию. Аудиалами называют людей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т.д.).

Конечно, данная классификация условна, к тому же людей, которые полностью соответствуют какому-либо одному типу, встретить сложно, однако даже в раннем возрасте можно говорить о преобладании у ребенка определенного вида восприятия.

Почему же необходимо знать, к какой категории относится ваш малыш? Это позволит грамотно развивать у него новые умения и навыки, сделает процесс получения знаний как более продуктивным, так и более увлекательным. Ребенок прочнее усвоит полученную информацию, а родителям станет проще выстраивать с ним отношения.

Чем же отличаются дети разных типов восприятия и как определить ведущий канал получения информации?

Поговорка «В одно ухо влетело, в другое вылетело» точно не про таких детей. Полученная информация надолго задерживается, хорошо перерабатывается, превращается в логичные выводы и гипотезы. Ребенок-аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить и слушать.

В развитии детей с аудиальным типом восприятия общение играет огромную роль, вот почему родителям следует почаще разговаривать с ними с раннего детства. Аудиалы любят заниматься в небольших группах, поскольку в этом случае воспитатель или учитель сможет выкроить достаточно времени на каждого воспитанника.

Со стороны кажется, что ребенок-аудиал немного надоедлив – он любит рассказывать в деталях, что произошло в детском саду или школе, а садясь за домашнюю работу, начинает вслух обсуждать решение задачи.

Кстати, проговаривание вслух своих действий является отличительной чертой людей с аудиальной модальностью.

Правила обучения и воспитания детей-аудиалов:

  • постарайтесь создать малышу спокойную атмосферу для игр и учебы – отдельное пространство, изолированное от громких звуков, мешающих сосредоточиться;
  • не настаивайте на обучении чтению, если ребенок предпочитает слушать вас, а не самостоятельно листать книгу;
  • при общении используйте голосовые возможности: в вашей речи обязательно должны быть паузы, интонационно окрашенные выражения, выделенные громким голосом слова;
  • приобретайте или скачивайте аудиокниги, музыку (не обязательно классические произведения);
  • школьнику можно приобрести самый простой диктофон, он пригодится и при дальнейшем обучении;
  • научите ребенка проговаривать последовательность действий не только вслух, но и шепотом или в уме;
  • поощряйте желание детей посещать курсы изучения иностранных языков, поскольку большая часть занятий посвящена разговорной практике.

Читайте также: Как научить ребенка дружить с помощью игр?

Особенности ребенка-визуала

Дети с визуальным типом восприятия лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т.д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания.

Его мыслительный процесс имеет ряд отличительных особенностей: воспоминания из прошлого и представления о будущем предстают в виде картинок, ребенок постоянно проигрывает воображаемые ситуации, благодаря бурной и живой фантазии. То есть думает маленький визуал образами.

Школьникам-визуалам проще запомнить объяснения педагога, если он дублирует задания на школьной доске или на схемах.

Таким детям намного легче увидеть и зрительно зафиксировать слова, чем понять правила, почему необходимо писать именно так.

Правила обучения и воспитания детей-визуалов:

  • создайте для них комфортные для домашнего обучения условия – удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (скрепки, карандаши, маркеры, блокноты);
  • особое внимание уделяйте развитию речи, общительности, чувства коллективизма, физической координации;
  • в раннем возрасте развешивайте в комнате стикеры и картинки с названием предметов, это поможет при обучении чтению;
  • разработайте каталоги по самым разным областям знаний – карточки со схемами, рисунками являются лучшим способом изучения для такого ребенка;
  • повесьте на стену или магнитную доску карты, плакаты, макеты, объясните, как с ними работать, если малыш прежде ими не пользовался;
  • разрешите детям подчеркивать цветными карандашами или маркерами важные абзацы в книгах, журналах, также приобретите для визуалов черновики, в которых можно будет рисовать, чертить или просто черкаться.

Особенности ребенка-кинестетика

Такой малыш является практиком: он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, принюхиваясь, ощупывая и даже пробуя на вкус. Игрушки детей этого типа восприятия, к сожалению, недолговечны – их быстро разбирают на части. Да и в школе кинестетик любит трогать учебные материалы, конструировать, собирать или, наоборот, разбирать пособия.

Читайте также: Что делать, если у вас вспыльчивый ребёнок? Советы психолога

Малыш перед сном не станет слушать сказку, если мама при этом не будет гладить или обнимать его. Он сильно привязан к родителям, растет «ручным» ребенком и даже в школьном возрасте любит забираться на колени к родителям.

Маленькие кинестетики отдают предпочтение подвижным играм, чтение же они зачастую считают скучным занятием.

Именно такие дети начинают писать раньше, чем читать, вот почему чтению их следует обучать через письмо.

Правила обучения и воспитания детей-кинестетиков:

  • для плодотворных занятий ребенку необходимы практические материалы – объемные игрушки, фигурки животных, набор камней и минералов, глобус и т.д.;
  • приобретите объемистые детские энциклопедии по разным областям знаний, толковые словари, книги о природе;
  • обязательно посещайте с детьми различные выставки, музеи, контактный зоопарк;
  • не заставляйте малыша долго сидеть над заданием, так как у него быстро накапливается усталость, а внимание рассеивается, поэтому чередуйте физические и умственные нагрузки;
  • чтобы запомнить правильное написание какого-либо слова, предложите ребенку записать его несколько раз, в этом случае сработает так называемая нервно-мышечная память.

Как определить тип восприятия у ребенка?

Подросток может пройти тест «Аудиал, визуал, кинестетик» С. Ефремцева, ответив на 48 несложных вопросов.

Чтобы узнать ведущий канал восприятия у маленького ребенка, обратите внимание на несколько важных моментов.

  1. Употребляемые слова:
  • Аудиал использует слова, связанные со слухом – «слышу», «звуки», «говорю», «молчу», «громко», «тихо»;
  • Визуалы основной упор в речи делают на слова, связанные со зрением – «смотрю», «вижу», «ярко», «светло», «темно», «наблюдаю»;
  • Кинестетик описывает в речи собственные чувства или движения – «держу», «трогаю», «тепло», «холодно», «чувствую».
  1. Выражение любви к родным:
  • Аудиал выражает эмоции словами, даже не смотря на родителей;
  • Визуалу важно видеть мамино лицо, необходим контакт глаза в глаза;
  • Кинестетикам необходим физический контакт – поцелуй, объятие, поглаживание.
  1. Направление взгляда:
  • При общении ребенок-аудиал чаще всего смотрит прямо;
  • Взгляд визуала направлен вверх;
  • Кинестетики же смотрят преимущественно вниз, как будто под ноги.

От рождения ребенок, как губка, впитывает в себя информацию о мире. Все дети без исключения просто обожают узнавать новое и чему-то учиться. Так почему же у некоторых малышей возникают проблемы с усвоением школьных знаний.

Дело в том, что все люди по восприятию информации делятся на три группы:(тот кто лучше всего воспринимает информацию на слух), (тот кто лучше всего воспринимает информацию на слух), (зрительное восприятие) и кинестетик (познает мир с помощью тактильных ощущений). А поскольку обучение в школе - это в основном процесс восприятия и усвоения информации, для успешной учебы нужно найти к ребенку правильный подход.

Кстати, в раннем возрасте большинство людей являются кинестетиками, именно поэтому не нужно ругать кроху, если он запустил ладошку в тарелку с кашей, он так познает мир. А со временем способ восприятия информации может измениться. Как говорят психологи, мальчики чаще становятся визуалами, а девочки - аудиалами. Именно отсюда пошла расхожая фраза о том, что мужчины любят глазами, а женщины ушами.

Как распознать кинестетика?
Итак, как уже говорилось, кинестетики воспринимают мир через осязание , а также обоняние, с помощью движений.

Чаще всего в своей речи употребляет слова, описывающие ощущения или движения (теплый, мягкий, схватить, прикосновение, уютно и т. д.) Чтобы узнать как воспринимает информацию ваш ребенок проведите простой тест. Попросите малыша описать какое-то событие. Например, поездку к морю. Визуал скажет: море синее, солнце желтое, вспомнит блики на воде и другие зрительные образы. Аудиал расскажет о шуме прибоя и крике чаек, а кинестестик - о ласковых волнах и теплом песке.


Получает истинное удовольствие от прикосновения к разным поверхностям, а также общения с животными.

При общении у кинестетиков взгляд направлен в основном вниз.

Кинестетику трудно фиксировать свое внимание, он легко отвлекается.

Легче всего запоминает информацию в движении , помнит общее впечатление.

В школе вместо того, чтобы записать задание в дневник, предпочтет обвести нужное упражнение кружочком прямо в учебнике.

Перемену использует как возможность подвигаться, размяться.

Как донести информацию до кинестетика?

  • Нуждается в большем времени для выполнения домашних заданий и терпении со стороны учителей и родителей.
  • Нельзя заставлять его сидеть долгое время неподвижно. Ему обязательно нужна моторная разрядка. В школе он с удовольствием сходит за мелом, журналом, выйдет к доске.
  • Лучше всего воспринимает информацию в движении, с помощью мышечной памяти.
  • Общайтесь с ребенком на его языке: используйте жесты, прикосновения, замедленный темп подачи информации.
  • Если хотите сделать ему замечание - просто положите руку на плечо.

И запомните, к какому типу ни относился бы ваш малыш, можно и нужно развивать и другие каналы восприятия информации. Чем больше органов чувств эффективно работает, тем лучше идет процесс обучения.

Похожие публикации