Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Мы познаем загадочный мир растений. Познавательно - исследовательский проект по экологии
Экологический проект для детей 5-7 лет «Живая природа»
Проект разработан для детей старших и подготовительных групп
В ходе реализации дети познакомятся с правилами поведения в природе, научатся сопереживать и помогать природным объектам.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности, дети получат знания о природе.
Девиз:
Природа - это наше богатство.
Цель проекта:
создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Формирование в детях осознано-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Участники проекта:
дети старшей, подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта:
среднесрочный.
Тип проекта:
досугово-познавательный.
Задачи проекта:
1. научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
2. научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы,
3. развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственныесвязи между объектами природы,
4. научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности,
5. воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда,
6. воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Продукты проекта: рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, план
экологической тропинки, кормушки, цветник, дидактические экологические
игры, комнатные цветы, фотографии.
Этапы проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Постановка цели и задач, определение направлений, методов исследования, предварительная работа с воспитателями, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
ОСНОВНОЙ
Собственно исследовательский поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Организация в группе познавательно-экологической среды.
Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы.
Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения.
Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки.
Оформить схему экологической тропинки в групповом уголке природы.
Посадка цветника, уход за цветами.
Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
Цикл практических занятий по изучению разрешающих и запрещающих экологических знаков.
Операция «Помоги природе».
Цель- уборка определённых уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
Операция «Подарок птицам».
Цель - изготовление кормушек с помощью родителей, и развешивание их на территории детского сада.
Викторина «Знаем ли мы растения нашего края».
Экскурсия по экологической тропинки- закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав, с весны
до осени.
Ручной труд с природным материалом «Лесная полянка».
Выставка работ детей и совместных работ с родителями.
Экологическая беседа «К природе с добротой»
Составление альбома «Цветы нашего края»
Опытно исследовательская деятельность на огороде - вырастить корнеплодную культуру (морковь), для получения полноценного урожая.
Проведение выставки коллекции динозавров (игрушка) ребёнком в рамках личной коллекции.
Создание искусственного водоёма «Озеро» и прилегающей к нему территории.
ОБОБЩАЮЩИЙ
Обобщение результатов работы по экологическому плану «Экологическая тропа». Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Педагогический совет по итогам проекта.
Обобщение уровня обогащения предметно-развивающей среды в группе.
Составление рекомендаций по дальнейшей работе, в экологическом воспитании дошкольников.
Результаты реализации проекта:
Разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями.
Созданы достаточные условия для организации деятельности группы по экологической направленности.
Разработаны критерии знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе.
Созданы условия по проведению опытно-экспериментальной деятельности.
Опыт по формированию у детей осознанного, экологически грамотного поведения в природе.
Развито чувство сопереживания и желания помогать объектам природы.
Составлен альбом « Цветы нашего края».
Создан искусственный водоём «Озеро» и оформлена площадка вокруг него.
Травникова Алла Викторовна
Тема: «Овощи – полезные продукты»
Тип проекта : информационно – исследовательский
Срок реализации проекта : краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : воспитатель, дети с 6до7лет, родители воспитанников.
Проблема – овощи поспорили, кто из них полезней.
Цель : Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять сообщение по теме. Формировать интерес к книге как к источнику знаний.
Задачи развития :
Расширять знания детей об овощах.
Закрепить знания детей об условиях и о месте произрастания овощей.
Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах (овощах).
Формировать знания о пользе овощей, их значение для здоровья.
Формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа с опорой на модель.
Повышать заинтересованность родителей в творческой деятельности детей.
Предполагаемые результаты :
Сформированы знания об овощах, их пользе и значении для здоровья человека.
Созданы продукты (сообщения по теме), которые представлены социуму.
Развита система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в процесс родителей, общаются между собой и с воспитателем).
Этап 1 . Подготовительный:
1. Дети формируют проблему (Овощи на грядке поспорили: кто из них полезней?)
2. Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию (Сказочные овощи пришли к детям, рассматривание, называние).
3. Воспитатель формирует задачу: определить, какую пользу приносят овощи.
4. Совместная деятельность родителей, детей, педагога.
5. Воспитатель знакомит родителей с проектом.
Этап 2 . Информационно-исследовательский:
Экскурсия к овощной палатке.
Цель: Углубить представления детей о том, что осенью созревают овощи и фрукты, взрослые (колхозники, рабочие) убирают урожай, много фруктов и овощей появляется в магазинах; воспитывать уважение к труду сельских тружеников.
Беседа с детьми «Откуда овощи в магазине».
Цель: формировать представление, что на огороде вырастают овощи, закреплять представления об овощах и отличительных признаках (форма, цвет)
НОД «Овощи».
Цель: Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой; растениями и деятельностью человека. Развивать наблюдательность.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: продолжать учить называть овощи и различать их по цвету, по величине. Развивать тактильные ощущения.
Беседа «Зачем нужны овощи человеку».
Цель: помочь детям понять, чем полезны овощи для человека.
Игра «Вершки – корешки»
Цель: уточнить знания детей об овощах, учить различать части растений, правильно соотносить к определенному виду растения, ввести в словарь детей слова «вершки», «корешки».
Игра «Четвертый лишний »
Цель: Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.
Рисование « Овощи».
Задачи: Учить детей создавать в рисунке композицию из элементов разной формы. Изображать овощи, передавая в характерные особенности внешнего вида. Развивать чувства цвета, формы и композиции. Воспитывать старательность.
Лепка «Овощная история»
Задачи: Продолжать учить детей лепить предметы овальной, круглой, конусообразной формы, закреплять знания об овощах, их внешнем виде. Воспитывать аккуратность и старательность в работе.
Аппликация «Осенний натюрморт»
Задачи: Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство формы и композиции, чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
Приготовление салата из овощей «Витаминный»
Цель: Познакомить детей с последовательностью приготовления салата из овощей, закреплять знания о полезных свойствах помидоров, огурцов, лука.
Сбор урожая на огороде .
Цель: Вызвать радость от результатов совместного труда, закрепить представление о труде, необходимом для выращивания овощей, упражнять детей в различении овощей.
Пальчиковые игры:
1. «Был у зайки огород»
2. «Мы капусту рубим»
3. «Прыгнул козел в огород»
Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, память, внимание.
Отгадывание загадок
Цель: продолжать учить отгадывать загадки про овощи.
Этап 3. Итоговый:
Папка - передвижка «Овощи».
Кулинарные рецепты овощных блюд.
Создание и представление продукта по теме «Овощи – полезные продукты».
Выставка работ продуктивной деятельности.
Пояснительная записка
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Тип проекта: краткосрочный (1 неделя)
Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатель.
Актуальность темы проекта . Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого человека в частности.
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей.
Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде.
Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины
Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, расширять представления детей об обитателях морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни на земле.
Задачи:
- Закреплять и систематизировать знания детей о воде и ее свойствах;
- Развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
- Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений и животных;
- Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека;
- Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
- Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем). У детей будет сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни, углубятся знания о морских обитателях. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Взаимодействие с родителями:
1.Анкетирование для родителей
2. Папка-передвижка для родителей «Как научить детей охранять природные ресурсы»
3.Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма»;
4. Электронная консультация для родителей «Закаливание водой»;
5. Участие в фотовыставке “Вода вокруг нас»;
6. Совместное создание мини-музея в группе «По морям по волнам».
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Цель:
1.Создание предметно-развивающей среды в группе согласно теме проекта;
2. Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта;
3. Подбор информации для оформления родительского уголка;
4. Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;
5. Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.
6. Консультация «Полезные свойства воды для человеческого организма»;
7. Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей 6-7 лет;
8. Совместное создание воспитателем и родителями мини-музея в группе «По морям по волнам»;
9. Участие в фотовыставке «Вода вокруг нас».
2 этап. Основной.
Беседа «Мир воды», просмотр и обсуждение мультфильмов «Секреты воды», «Ручеек и заяц Коська» | |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто живет в воде», Н.А. Рыжова «Волшебница вода» (экологическая сказка), С. Сахаров «Кто в море живет? |
Физическое развитие | П/и «Караси и щуки»; п/и «Рыбки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки» |
Познавательное развитие | НОД по экологическому воспитанию «Берегите воду» (Приложение 1), опыт-эксперимент «Свойства воды» (Приложение 4), д\и «Как мы используем воду» |
Конструирование из бумаги «Кораблик», свободное рисование на тему «Берегите воду» |
Социально-коммуникативное развитие | Просмотр и обсуждение мультфильмов из цикла «Смешарики» «Капля», «Круговорот воды в природе», просмотр энциклопедии «Морские обитатели» |
Речевое развитие | Чтение и обсуждение произведений: «Живая вода». Польская сказка, Г. Люшина «Капелька», Н. А. Рыжова «Жила-была река»(экологическая сказка) |
Физическое развитие | П/и «Рыбки», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек» |
Познавательное развитие | Опыт-эксперимент «Испарение», «Тонет не тонет» (Приложение 4), д\и «Круговорот воды в природе» |
Художественно-эстетическое развитие | НОД лепка сюжетная по представлению «На дне морском» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 130) |
Социально-коммуникативное развитие | Просмотр и обсуждение мультфильмов из серии «Лунтик и его друзья» «Капельки дождя», «Растения пью воду», беседа «Мир воды» |
Речевое развитие | Чтение и обсуждение произведений: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели» (экологические сказки) |
Физическое развитие | П/и «Караси и щуки», п/и «Ходят капельки по кругу», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки» |
Познавательное развитие | Опыт-эксперимент «Вода ползет вверх», опыт-эксперимент «Очищение воды: как воду сделать чистой» (Приложение 4), познавательная викторина «Вода» (Приложение 2) |
Художественно-эстетическое развитие | НОД рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют, рыбки сверкают» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 134) |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа «Кому в природе нужна вода», сюжетно-ролевая игра «Рыбки в пруду» |
Речевое развитие | Отгадывание загадок про воду, природные явления, связанные с водой; заучивание пословиц о воде |
Физическое развитие | П/и «Мы водные животные», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек» |
Познавательное развитие | Опыт-эксперимент «Цветной лед», опыт-эксперимент «Поднимающаяся вода», рассматривание и обсуждение детской энциклопедии «Вода вокруг нас», д/и «Аквариум» |
Художественно-эстетическое развитие | Свободное рисование на тему «Обитатели дна морского», конструирование из бумаги «Лягушка» |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа «Зачем вода нужна человеку?», просмотр и обсуждение видеоурока «Как нужно беречь воду?», мультфильма «В порту» |
Речевое развитие | Чтение и обсуждение произведений Н.А. Рыжова «Чей дом лучше», «Травинка путешественница» |
Физическое развитие | П/и «Ходят капельки по кругу», п/и «Рыбки», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», заучивание поговорок о воде |
Познавательное развитие | Итоговое мероприятие: НОД по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас» (Приложение 3) |
Художественно-эстетическое развитие | Оригами «Рыбки в аквариуме», раскрашивание картинок «Правила поведения на воде» |
III этап. Заключительный.
1.Подведение итогов проектной деятельности;
2. Проведение итогового мероприятия – открытая непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас»
3. Создание альбома «Вода»;
4. Фотовыставка «Вода вокруг нас»;
5. Создание мини-музея «По морям по волнам»;
7. Фотоотчет о проведении экологического проекта «Вода вокруг нас» (Приложение 5)
Список использованной литературы
1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-сост. Е.А.Мартынова, И.Н. Сучова, Волгоград: - Учитель, 2011 г.
2. Тугушева Г.А., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2007 г.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г.
МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» ДЕТСКИЙ САД № 30
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ».
РАЗРАБОТАЛА:
ДМИТРИКОВА Г.Н.
ЖЕЛЕЗНОГОРСК
2015
НАШ ДЕВИЗ:
Берегите природу!
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!
Лена Зеленина.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину» . М.М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 3 месяца.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
3. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.
5. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
6. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
ПРОБЛЕМА:
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической кадастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
ГИПОТИЗА:
Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
Будет вестись систематическая работа на занятиях;
Работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:
Интерактивная:
анкетирование,
интервьюирование,
дискуссия,
круглые столы,
консультации специалистов.
Традиционная:
родительское собрание,
«День открытых дверей»,
акция «Сбережем природу».
Просветительская:
организация клуба «Земля - наш общий дом»,
выпуск информационных листков,
стенд «Чистый воздух и вода - сохраним мы их друзья»,
уголок экологического воспитания.
Общественная:
создание инициативной группы
«Мы защитники природы».
ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ И СЕМЬЕ:
В ДОУ:
1. Беседы педагога с детьми:
Познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру;
Пробудить чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.
2. Занятия:
Первично - ознакомительные;
углубленно - познавательные;
Обобщающие;
Комплексные.
4. Проведение акции «Сбережем природу».
5. Просмотр театрального представления «Мы друзья природы».
6. Познавательное развитие:
Рассказы из личного опыта;
Беседы об охране природы.
7. Проведение тематических занятий по охране природы.
8. Информационное поле для детей:
Выпуск плакатов и стенгазет;
Интервьюирование.
В СЕМЬЕ:
1. Беседы отца и матери:
«Лес - важнейший компонент биосферы»;
«Ценность леса»;
«Лес - кладовая природы»;
«Братья наши меньшие».
2. Экскурсия в лес.
3. Чтение художественной литературы.
4. Экологические игры.
5. Просмотри телепередач в выходные дни.
6. Информационное поле для родителей:
Непосредственное участие в выпуске плакатов;
Газет (подкрепленного из домашнего архива);
Анкетирование.
ТЕХНОЛОГИИ - ОБОРУДОВАНИЕ:
фотоаппарат;
компьютер;
интнрнет;
видеокамера.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:
Предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;
Уголки природы в группах;
Экологическая тропа на территории детского сада;
Огород на территории ДОУ;
Огород на окне;
Наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
Библиотека книг с экологическим содержанием;
Костюмы животных, растений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У ДЕТЕЙ:
Будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
Научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
ПЕДАГОГИ:
Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
Пополнится развивающая среда в группе;
Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
РОДИТЕЛИ:
Обогащение уровня экологических знаний родителей;
Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.
3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
5. Разработка тематического планирования мероприятий.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.
Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.
Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
(изучение программно - методического материала по направлению работы,
знакомство с новыми технологиями:
Личностно - ориентированная;
Технология сотрудничества;
Программа «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова.
Подбор программно - методического материала по направлению работы).
2 этап - практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
(составление перспективного плана проведения НОД, образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы, разработка конспектов НОД с использованием экологического материала, применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово и загадки, проведение экологических праздников).
3 этап - оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций (подведение итогов работы, презентация проекта (на педагогическом совете), определение перспектив работы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
Тема: «Лес - многоэтажный дом».
Цель: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса.
Акция «Сбережем природу».
Цель акции: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека.
Просмотр театрализованного представления «Мы друзья природы» вместе с родителями.
Цель: повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.
Тема: Экскурсия в парк.
Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе.
Тема: «Животные леса осенью».
Цель: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период.
Тема: «Насекомые».
Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Тема: «Водоем и его жители».
Цель: осознание детьми величайшей ценности воды в жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.
Тема: «Человек – часть живой природы».
Цель: формировать представление о человеке как о части живой природы, учить определять общие и отличительные признаки человека и животных; развивать творческие способности.
Тема: «Растения в нашем уголке природы».
Цель: уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Тема: «Как лесные звери проводят зиму».
Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.
Тема: «Жалобная книга природы» (совместно с родителями).
Цель: расширить представления детей о растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Сбережём природу» были достигнуты следующие результаты:
Сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Появился интерес к явлениям и объектам природы;
Научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Используемая литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2012 г
Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996
Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой.- М, 2005
Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: (