Планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (средняя группа). Патриотическое воспитание в доу
Чувство патриотизма у детей дошкольного возраста выражается через любовь к своим близким, малой и большой Родине, уважение к опыту старших, родному языку, истории, культуре. Воспитывается оно с малых лет, у каждого ребенка формируется индивидуально. Целью патриотического воспитания в ДОУ является забота о становлении целостной личности, развитие у нее нравственности и культуры.
Чтобы достичь такой многогранной цели, воспитателю детского сада приходится решать сразу несколько задач:
- Сформировать у каждого дошкольника активный интерес ко всему живому вокруг, заложить основу экологической культуры, разбудить увлеченность историей сначала своего небольшого городка, а потом страны.
- Воспитывать у детей чувство красоты, привязанности к своей семье, дому, а затем ко всему народу, его традициям, развивать у воспитанников любознательность, стремление к учебе.
- Привлечь родителей к совместным мероприятиям, самому стать крепким звеном цепочки между семьей, детьми, дошкольным учреждением.
Актуальность патриотического воспитания в ДОУ
Призывы гражданского общества к возрождению России звучат все громче. Но идеологические установки прошлых лет забыты, а новые не обрели пока четких очертаний. На исходе 90-х работу дошкольных учреждений старались излишне не политизировать, особенно учитывая то, что отношение ко многим историческим событиям не было однозначным. Итогом отсутствия работы в этом направлении стал дефицит духовности молодежи.
Сейчас МО РФ стало уделять больше внимания формированию гражданского самосознания, воспитанию дошкольников в духе уважения истории, ценностей своего народа. На первый план выдвинулись проблемы социализации молодых, их своевременного правового развития.
С детьми самого младшего возраста на базе ДОУ реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию, лежащему в основе патриотизма. Малыши постепенно приходят к выводу, что для того, чтобы реализовать себя как личность, необходимо много учиться, потом работать. Именно так можно помочь любимому городу и стране стать процветающими. От них зависит, насколько благополучной будет жизнь родных, всех друзей, знакомых. В свою очередь, стабильность страны делает жизнь каждого радостной и интересной.
Предписания ФГОС
Суть требований ФГОС, касающихся патриотического воспитания, сводится к соблюдению согласованности воспитательных технологий, программ со следующими образовательным сферами:
- Социально-коммуникативной. Развитие дошколят в этом направлении формирует у них чувство единства со страной, отзывчивости по отношению не только к близким. У детей закладываются практические навыки того, как следует вести себя в рамках правовой культуры.
- Образовательной. Она призвана расширить кругозор, дать основные исторические знания, представления об этнической, художественной культуре. У детей формируется гуманное отношение к представителям всех народов. Будущий гражданин должен отличаться активным, ответственным поведением, веротерпимостью, интернационализмом.
- Речевого развития. Дети познают увлекательный мир художественной литературы, красоту родной речи, исконных традиций, знакомятся с уникальными героями и окружающей природой.
- Физического развития. Оно направлено на осознание правильности здорового образа жизни. Судьба страны напрямую зависит от здоровья того человеческого потенциала, которым являются ее пока еще маленькие граждане.
Работа с учетом возрастного мировосприятия
Младший и средний дошкольный возраст – время не только физического становления. Именно в этот период у ребенка зарождаются благородные чувства и социальные установки, развиваются черты характера, которые во взрослом будущем будут связывать его со своим народом, страной.
Средняя группа
Ребятам из средней группы уже можно устроить экскурсию в краеведческий или исторический музей, встречу с героем, интересной личностью. На уроках лепки и рисования дети под руководством воспитателя создают знакомые образы окружающей природы, рисуют свою семью. Для родителей организуется выставка, где могут быть представлены открытки, фотографии с занятий, поделки малышей.
Старшая группа
У детей старшей группы проекты по патриотическому воспитанию включают мероприятия, среди которых ролевые игры, создание стендов, выставок своими руками, организация праздников, концертов для родителей к Дню Победы, другим памятным датам.
Детей наверняка увлечет совместное создание тематического лэпбука, работа над которым не только раскроет творческий потенциал воспитанников, но и поможет формированию у детей правильных представлений о достопримечательностях родного края, его важных социокультурных объектах.
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на 2015-2016 учебный год
Сентябрь
Детский сад мой так хорош, лучше сада не найдешь
НОД Беседа «Наш детский сад».
Цель: уточнить знания детей о детском саде. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге. Закреплять, углублять, расширять знания детей о людях разных профессий, работающих в детском саду. Формировать понятия «я- воспитанник детского сада», «детский сад-мой дом родной».
НОД «Мои друзья»
Цель: формировать понятие «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побеждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
Беседа «Воспитатель глазами детей».
Цель: знакомить детей с общественной значимостью труда воспитателя, его заботливым отношением к детям, к труду (деловые и личностные качества). Показать, что продукты труда воспитателя отражают его чувства, личностные качества, интересы.
«Утренний сбор».
Цель: установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками и взрослыми. Совершенствовать навыки культурного общения, развивать коммуникативные умения, воспитывать уважение и интерес к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям.
НОД «Экскурсия по детскому саду».
Цель: формировать представления детей о детском саде, его предназначении, людях, работающих в детском саду. Воспитывать чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада. Познакомить с опасными ситуациями в детском саду.
Беседа «Ваши права, дети».
Цель: дать детям представление о том, что дети имеют право на воспитание и образование в детском саду. Рассказать о труде воспитателя. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание работать в детском саду.
Беседа «Мы идем в детский сад».
Цель: вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями, учить запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.
Беседа «О дружбе и друзьях».
Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Цель: учить детей обыгрывать реальные трудовые действия воспитателя, младшего воспитателя, музыкального руководителя, кладовщика, повара и др., использовать в игре свои практические умения, учить намечать тему игры, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли. Отображать в игре положительные стороны действительности, обыгрывать различные ситуации проблемного характера.
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
Цель: актуализировать, систематизировать и дополнять знания детей об орудиях труда, их назначении. Побуждать интерес к труду взрослых, желание трудиться.
Чтение художественной литературы, пение песен о детском саде.
Цель: воспитывать у детей интерес к детскому саду, развивать речь детей.
Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления о детском саде, воспитывать любовь к детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание помогать им.
Октябрь
Моя семья
НОД «Моя семья».
Цель: ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра) ; мама и папа-дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям-членам семьи. Формировать представления детей о доброжелательных отношениях родных людей, расширять представления об обязанностях членов семьи, прививать любовь к родным людям.
НОД «Дружная семейка».
Цель: формировать представления о составе семьи, прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, помогать взрослым.
Беседа «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать».
Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям, желание помогать им, подражать.
Беседы на тему «Интересное в нашем доме»:
-«Моя любимая игрушка»;
-«Самая интересная книга»;
-«Животные в доме» и др.
Цель: учить внимательно относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи.
Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Цель: прививать любовь и уважение к близким людям, уважение к их труду. Развивать монологическую речь, желание рассказывать о своей семье, о событиях, происходящих в семье другим людям.
Рисование на тему «Моя семья».
Цель: формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; вызывать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления, полученные в семье. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Учить рисовать характерные черты внешности.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Цель: развивать и обогащать сюжеты игры, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети и т.д.), выполнять игровые действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения.
-К.Ушинский «Четыре желания»;
-С.Черный «Имя»;
-Л.Толстой «У бабки была внучка»;
-Г.Браиловская «Наши мамы, наши папы»;
-Я.Сегель «как я был мамой»;
-П.Воронько «Мальчик Помогай»;
-Д.Габбе «Моя семья».
Развлечение «Наши бабушки» ко дню пожилого человека
Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Ноябрь
«С чего начинается Родина?»
НОД «Мой город».
Цель: систематизировать и обобщать знания детей о городе: название, достопримечательности. Вызывать чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город, очень старались и хорошо выполнили свою работу.
НОД «Люблю тебя, мой край родной»
Цель: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охранными видами растений и животных Саратовской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь ее и охранять.
Беседа «Дома на нашей улице».
Цель: Познакомить с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные и многоэтажные. Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках. Учить соблюдать элементарные правила гигиены.
Беседа «Добрая милая мама» (ко дню матери)
Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать ей, заботиться о маме. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому. Указать на необходимость помощи мамам. Формировать ценные нравственные качества. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворений о маме.
НОД «Природа родного края»
Цель: обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее. Развивать интерес к изучению родного ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Проект «Моя малая родина»
Цель: воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за «малую» Родину.
Педагогический проект по воспитанию любви к малой Родине.
Цель: воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления детей с родным краем. Расширять представления о родном городе, крае. Познакомить с достопримечательностями родного города. Формировать бережное отношение к природе и всему живому. Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения малой Родины.
Целевая прогулка «Что такое улица».
Цель: формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания детей о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут.
Беседа «Улицы нашего города».
Цель: дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц города. Рассказать о людях, в честь которых названы улицы.
Экскурсии в учреждения города (библиотека, пожарная часть, магазин, почта) и беседы по результатам экскурсий.
Цель: воспитывать уважение к людям труда, интерес к профессиям библиотекаря, продавца, почтальона, пожарного.
Рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей города .
Цель: расширять знания детей о самых знаменитых местах в городе, истории их происхождения, прививать интерес и любовь к родному городу, району.
Рассматривание альбома «Наша Волга»
Цель: дать представление о реке Волга, ее растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах.
Дидактические игры: «Район, в котором я живу», «Кто больше улиц знает».
Цель: закреплять знания о родном городе и районе, в котором живут дети, знать названия улиц.
Конкурс рисунков «Город, который я люблю».
Цель: побуждать детей передавать в рисунке впечатления от окружающего, создавать яркие позитивные изображения.
Чтение художественной литературы:
-П. Воронько «Лучше нет родного края»;
-С.Маршак «Почта»;
-Я.Аким «Неумейка»;
-Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»
Цель: Формировать интерес и потребность в восприятии книг, понимание того, что из книг можно узнать много интересного. Содействовать правильному восприятию содержания произведений, формировать способность сопереживать его героям.
Цель: знакомить детей с поэтами и прозаиками Энгельса, вызвать чувство гордости за людей, прославляющих родной город.
Изготовление альбома «Родная сторонушка»
Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае, о достопримечательностях, людях, которые прославляют наш край, о природных ресурсах края.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»
Цель: развивать у детей интерес к родному городу, желание узнавать о нем больше: о достопримечательностях, о людях, которые прославили город, воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине.
Декабрь
«Наша Родина- Россия».
НОД «Наша Родина-Россия»
Цель: продолжать знакомить детей с родной страной (города, гимн, флаг России), развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России, закрепить знание понятия «флаг»-символ нашей страны; способствовать развитию чувства гордости и любви к своей Родине, русскому народу.
Закрепить знание понятия «флаг»-символ нашей страны; способствовать развитию чувства гордости и любви к своей Родине, русскому народу.
НОД «Столица нашей Родины»
Цель: познакомить детей со столицей нашей Родины – городом Москва. Знакомить с достопримечательностями столицы.
Беседа «Государственные символы России»
Цель: закрепить знания о названии родной страны. Познакомить детей с государственными символами России: гимном и гербом, рассказать об их происхождении, назначении, содержании; воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.
Беседа «Знакомство с историей происхождения сказочных персонажей- Деда Мороза и Снегурочки»
Цель: познакомить с историей происхождения сказочных персонажей- Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать интерес к истории России, национальную гордость, любовь к русскому народному творчеству.
Рассматривание альбома «Родина любимая»
Цель: вызвать интерес детей к истории возникновения исторических памятников города. Уточнить знания о названиях улиц, зданий, достопримечательностей, составлять краткие рассказы о них.
-В.Орлов «Родное»;
-Ф.Глинка «Москва»;
-И.Токмарова «Красная площадь»;
-А.Прокофьев «Люблю березку русскую»;
-М.Иссаковский «Поезжай за моря-океаны»;
-А.Прокофьев «Родина»;
-М.Лермантов «Родина»;
-З.Александрова «Родина», «Сарафанчик».
Цель: посредством художественной литературы продолжать знакомить детей с Россией, Москвой. Дать представления о том, что это наша Родина, ее надо любить, уважать, восхищаться, гордиться ею.
Праздник «Новогодняя сказка»
Цель: создать у детей радостное настроение.
Январь
«Краса ненаглядная»
НОД «Краса ненаглядная»
Цель: воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Познакомить детей с народно-прикладным искусством России. Уточнить представление о понятии «ярмарка». Закрепить и обобщать знания детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрешка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник и др. Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Цель: воспитывать уважение к традициям народной культуры. Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Развивать эмпатию и толерантность.
НОД «Россия- страна мастеров»
Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине-России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение анализировать. Вызвать чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свою страну.
Беседа «Что за праздник Новый год?»
Цель: выявить, что дети знают о любимом празднике всех взрослых и детей -Новом годе. Показать особенности подготовки к празднику (украшать помещение, улицы, ставить и наряжать ёлочку, дарить подарки, загадывать желания, накрывать праздничный стол и т.д.); вспомнить о героях праздника - Дед Мороз и внучка Снегурочка. Воспитывать познавательный интерес к традиционным праздникам. Развивать наблюдательность, обогащать словарный запас детей.
Беседа «Народные праздники на Руси. Рождество»
Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
НОД «Наша добрая матрешка»
Цель: познакомить детей с народной игрушкой- матрешкой. Дать
представление о том, что матрешка является символом России. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства. Развивать интерес к народному творчеству.
Развлечение «Знакомство с бытом, традициями русского народа»
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.
Цель: расширять представления детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Проект «Создание снежных построек» Цель: формировать эстетические и патриотические чувства, приобщать к участию в создании снежных построек; воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других людей.
Проект «Русские народные сказки в воспитании патриотических чувств»
Цель: создание условий для формирования основ патриотического сознания детей через потенциал русских народных сказок. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок эмпатию, толерантность и уважение к традициям народной культуры. Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Беседа «Семейные обычаи на Руси»
Цель: приобщать детей к истокам русской культуры. Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Рисование «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи).
Цель: знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки, мазки, кружки). Учить равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувства ритма, композиции, цвета.
Лепка «Барашек» (по образу филимоновской игрушки)
Цель: познакомить детей с филимоновскими игрушками (птицами, животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма; яркие, нарядные полосы. Вызвать желание слепить такую игрушку.
Лепка «Дымковский индюк»
Цель: продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров, воспитывать интерес и уважение к народному искусству, желание передать в лепке колорит дымковской игрушки.
Беседа «Калейдоскоп игр и развлечений»
Цель: уточнить и расширить знания детей об играх, в которые любили играть бабушки и дедушки («Гуси-лебеди», «У медведя во бору…», «Палочка-выручалочка» и т.д.); расширять знания о русских народных сказках, песнях, прибаутках. Показать многообразие мест отдыха и развлечений (парки, Дома культуры, кинотеатры, театры, детские и спортивные площадки, цирк и т.д.). вызвать желание посещать их. Воспитывать познавательный интерес к окружающей действительности.
Экскурсии в музей «Народно-прикладного искусства»
Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, воспитывать эстетические чувства, чувства прекрасного, уважение к народным мастерам. Продолжать учить детей правильно вести себя в культурных местах.
Драматизация русских народных сказок
Цель: создание благоприятных условий для творческой активности детей посредством театрализованной деятельности. Учить драматизировать знакомые произведения, согласовывать слова и действия персонажей, четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. Закреплять знания о театре, правилах поведения в нем.
Чтение русских народных сказок, произведений народного фольклора, современных поэтов и писателей.
Цель: учить понимать образное содержание и идею сказок, потешек, песенок, их жанровые особенности, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.
Февраль
«Защитники Отечества»
НОД «Наша армия»
Цель: дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов.
Беседа «Военные профессии»
Цель: расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину. Уточнить понятие «защитники Отечества»(воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ, у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями(летчик, моряк, танкист, артиллерист, пехотинец, ракетчики т.д.). Воспитывать гордость за наших воинов, патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.
Беседа «Солдаты России - защитники страны»
Спортивный праздник
Цель: воспитывать чувство гордости, благодарности и уважения к российской армии, любви к Родине. Пропаганда здорового образа жизни, укрепления здоровья детей, вовлечение их в систематические занятия физической культурой. Формирование чувства долга перед теми, кто защищает наше Отечество. Воспитание волевых качеств, выдержки, выносливости, воображения, кругозора. Обеспечить высокую двигательную активность.
Чтение художественной литературы:
-А. Гайдар «Сказка о военной тайне»;
-А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее»;
-А. Барто «На заставе»;
-З. Александрова «Дозор»;
-С. Баруздин «Шел по улице солдат»;
- Я. Длуголенский «Что могут солдаты»;
-О.Высотская « Мой брат уехал на границу»;
-С. Маршак «Пограничник».
Цель: посредством художественной литературы продолжать знакомить детей с Россией, защитниками нашей Родины. Дать представления о том, что это наша Родина огромна и ее защищают доблестные военные, которых надо уважать, восхищаться, гордиться ими.
Сюжетно-ролевые игры « Мы военные», «Моряки»
Цель: развивать тематику военизированных игр, учить в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными; воспитывать уважение к военным профессиям, желание служить в армии. Учить взаимодействовать в игре, договариваться. Способствовать развитию диалогической речи, фантазии, воображения, игровых навыков.
Рассматривание альбома «Защитники Родины»
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о том, кто такие солдаты, чем они занимаются, как готовятся к службе в армии (бегают, стреляют, прыгают с парашютом и пр.); сформировать представление о том, каким должен быть солдат(сильным, смелым, метким, быстрым и т.д.). Развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитывать чувство гордости за армию, солдат, желание стать в ее ряды.
Фотовыставка «Наши папы, наши дедушки-защитники Родины»
Цель: побуждать детей к желанию гордиться своими родными, быть похожими на них.
Март
«Моя мама»
НОД «Родной человек»
Цель: продолжать знакомить детей с праздниками: 8 Марта- международный женский день. Учить детей внимательно относиться к своей маме, уважать ее труд, помогать по дому. Воспитывать любовь к самому родному человеку на свете.
Беседа «Добрая милая мама»
Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
Рисование «Моя любимая мама» (портрет мамы)
Цель: закрепить знание детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважение к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке характерные черты ее облика (цвет волос, глаз). Учить правильно располагать части лица.
Цель: воспитывать у детей желание порадовать маму и бабушку, поздравлять их с праздником, вызвать эмоциональный отклик.
Чтение художественных произведений:
- Ю. Яковлев «Мама»;
-Е. Благинина «Вот какая мама»;
-Е. Благинина «Посидим в тишине»;
-Я. Купала «Матери»;
-В. Осеева «Сыновья»;
-В. Осеева «Просто старушка»;
-М.Родина «Мамины руки»;
-Е.Пермяк «Мамина работа»;
-В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»;
-Л.Квитко «Бабушкины руки».
Цель: подводить к пониманию нравственного смысла произведений, вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через художественные произведения.
Беседа «Масленица»
Цель: воспитывать национальную гордость, интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»
Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
Фотовыставка «Моя любимая мама»
Цель: побуждать детей внимательно относиться к своей маме, гордиться ею, уважать ее труд, помогать по дому. Воспитывать любовь к самому родному человеку на свете.
Конкурс детских рисунков «Портрет мамы»
Цель: воспитывать желание порадовать свою маму, стараясь передать в рисунке образ любимого человека.
Апрель
«День космонавтики»
НОД «День космонавтики»
Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника «День космонавтики». Дать первоначальные сведения о планетах, космонавтах, космических кораблях. Воспитывать любознательность, интерес к общественным праздникам, чувство гордости за свою Родину (первый в космос полетел русский человек-Ю.А. Гагарин).
Беседа «Покорение космоса»
Цель: дать представление о космосе, о космическом пространстве; о ближайшем спутнике Земли- Луне, ближайшей звезде- солнце; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.
Изготовление коллажа «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
Цель: воспитывать интерес к окружающему, развивать чувство гордости за свою страну, воображение, фантазию, эстетические и патриотические чувства.
«День смеха»
Цель: дать детям представление о том, что за день-День смеха; подвести детей к пониманию того, что есть добрые шутки и злые, над чем можно смеяться, а над чем нет.
Творческий проект «Огород на подоконнике»
Цель: формировать эстетическое восприятие и бережное отношение к окружающему. Приобщать детей к участию в посадке семян цветов и созданию «Огорода на подоконнике». Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»
Цель: расширять тематику игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитывать смелость, выдержку, словарный запас: «космическое пространство», «космодром», «открытый космос».
Чтение художественных произведений:
-Ю.Виеру «Ракета»;
-Ю.Яковлев «Трое в космосе»;
-А.Барто «Веревочка»;
-Ю.Гагарин «Вижу Землю».
В.Лысач, А.Рассошанский « Песня о Гагарине и о Саратове».
Цель: воспитывать интерес к окружающему, развивать чувство гордости за свою страну, воображение, фантазию, эстетические и патриотические чувства.
Май
«Праздники весны»
НОД «Взрослым и детям нужен мир на всей планете»
Цель: воспитывать патриотические чувства, формировать элементарное представление об истории Отечества, познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны. Побуждать уважительно относиться к подвигу наших солдат.
НОД « Люди все на свете - солнышкины дети»
Цель: создание педагогических условий для становления духовно- нравственных качеств дошкольников. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, образа «Я» через обеспечение каждому ребенку ситуации успеха в самореализации и самовыражении через передачу образов средствами мимики, жеста, пластики, музыки. Побуждать проявлять доброту, заботу о другом человеке; распознавать связь между эмоциональным состоянием человека и причиной, вызвавшей это состояние.
НОД «Помним, гордимся!»
Цель: формирование патриотических чувств, погружение детей в события дней Великой Отечественной войне средствами поэтических и музыкальных произведений.
Беседа «Этот день победы»
Цель: донести до детей мысль, сто спустя много лет человечество помнит о событиях грозной войны, унесшей миллионы человеческих жизней, учить чтить память погибших и отдавать дань уважения оставшимся в живых.
Рассказ - беседа о дне Победы.
Цель: продолжать работу по воспитанию патриотизма у детей. Закреплять знания о том, что 9 Мая- день Победы. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к своей Родине.
Оформление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто»
Цель: создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны, расширять представления о празднике Победы.
Цель: дать детям представление о празднике Весны и Труда; воспитывать уважение к людям труда.
Рассматривание альбома «НЕТ! ВОЙНЕ»
Цель: продолжать знакомить детей с событиями 1941-45 годов. Развить в детях чувство патриотизма, негативного отношения к войне. Воспитывать желание расти сильными, умными, честными, добрыми, чтобы сохранить мир на земле.
Беседа «Святой праздник пасхи»
Цель: духовно-нравственное воспитание детей, развитие лучших качеств, свойственных русскому человеку: отзывчивость, сострадание, доброта, трудолюбие, уважение к старшим, бережное отношение к природе. Приобщение дошкольников к русской культуре и ее истории в форме театрализованного представления на основе устного народного творчества, ознакомление с бытом, обрядами и традициями народа. Учить различать добро и зло.
Чтение художественных произведений и стихов:
-С.Михалков «Служу Советскому Союзу!»;
-Е.Благинина «Шинель»;
-С.Баруздин «Шел по городу солдат», «Слава»;
-С.Маршак «Майский праздник в Москве»;
-С.Алексеев «Дом», «Первый ночной таран»;
-М.Исаковский «Навек запомни»;
-А.Твардовский «Рассказ танкиста»;
-К.Симонов «Сын артиллериста».
Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, желание быть на них похожими.
Рисование « Празднично украшенный дом»
Цель: учить передавать впечатления от праздничного города в рисунке. Закреплять умение рисовать дом и украшать его флагами, шарами, цветами, цветными огоньками.
Праздник «Весенний хоровод»
Цель: создать у детей веселое настроение, благоприятную атмосферу праздника. Развивать творческие способности.
«Праздник доброты и вежливости»
Цель: закрепить знания детей о значении слов «добро», « доброта», «вежливость». Учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Просмотр содержимого документа
«Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе на 2016 – 2017 учебный год»
Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию
в средней группе на 2016 – 2017 учебный год
программные задачи | Работа с детьми и родителями |
||
сентябрь | «Мой детский сад» | Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду. Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей. Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада. Познакомить с опасными ситуациями в детском саду. Продолжать знакомить детей с загадками и стихами. | Проект «Наша группа – дружная семья». Экскурсии на кухню, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые игры. Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду. Фото – книга «Как мы в садике живем». Экскурсия по детскому саду. Дидактическая игра «Подбери себе товарищей». Уроки вежливости «Как и во что играть с друзьями?», «Не забывай о друге». Пальчиковая игра «Дружба». |
«Моя семья» | Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни. Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения. Развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье. | Проект «Семь Я». Выставка фотографий «Моя семья», праздники Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя семья». Чтение худ. лит. К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка». Дидактические игры: «Дружная семейка», «Имена» Сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Встреча гостей». Урок вежливости «Дружная семья». |
|
«Наш город» | Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательностях. Вызывать чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни. Расширять словарный запас детей. | Игра-путешествие «Мой город». Беседа «Малая Родина». Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами города, НОД по ознакомлению с окружающим миром «Улица, на которой я живу». |
|
«Транс- порт родного города» | Закреплять знание названия города, видов транспорта, правила дорожного движения. Закреплять понятие Родины. Воспитывать чувство любви к нему. | Дать представление о транспорте; учить детей правилам дорожного движения, правилам поведения в транспорте. Сюжетно-ролевые игры, конструирование с машинками «Парковка», «Строим дом», Чтение художественной литературы, рассматривание фотографий «Автостанция», «Железная дорога», рисование на тему «Машины на улицах города», беседы |
|
«Дома в нашем городе» | Познакомить детей с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные. Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках. Учить соблюдать элементарные правила гигиены. | Рисование на тему: «Дом, в котором ты живешь», Дидактические игры «Район в котором мы живем», « Кто больше улиц знает», сюжетно-ролевые игры, «Здания родного города», «Где мой дом?». Беседа на тему: «Мой адрес», наблюдение и экскурсии по территории д/с: рассматривание домов, их этажности, номера, из чего построены, рисование дома, фантазирование на тему сказочного дома. Урок вежливости «Дом, в котором ты живешь», Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений. Оформление альбома «Архитектура нашего города». |
|
«Добрая, милая мама» ко дню матери | Воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать матери, заботиться о ней. Воспитывать любовь и нежное чувство к матери, послушание ей. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам. Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д). Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме. | Сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры. Беседы, рисование на тему: «Моя любимая мама», чтение произведений о матери (Ю. Яковлев «Мама»). Беседа «О маме». Игра «Мамины помощники». Уроки вежливости «Чем порадовать маму?», «Бабушкин праздник». |
|
«Природа родного края» | Учить видеть красоту природы осенью. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе, отмечать важность времени года, сбора урожая, подготовке к зиме. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. | Прогулки, экскурсии, подвижные игры, викторины, загадывание загадок. Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какого дерева листок», «Времена года», Рассматривание картин «Времена года», «Осень в лесу», «Цветы». Слушание классической музыки из цикла «Времена года», рисование, пословицы и поговорки о погодных условиях, чтение: С. Есенин «Белая береза», А. Плещеев « Уж тает снег», Н. Минский «Листопад» Праздник осени. |
|
«Уроки вежливости» Культура общения. | Обратить внимание детей на то, что многие слова являются волшебными; возбудить интерес детей раскрыть знание слов, их применение, предложить детям самим поискать и найти «волшебные слова» в приведённых примерах, воспитывать умение быть внимательными. Раскрыть детям значение слова «нельзя»; учить детей участвовать в беседе. Закреплять представления детей о происхождении и правильном произношений слов вежливости: здравствуйте, извините, спасибо, до свидания и т. д.; побуждать интересоваться смыслом слова; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей. Развивать память; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей. Воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей. | Проект «Ежели вы вежливы». Беседы: «Пойдём и найдём вежливые слова», «Письма вежливого сказочника». Дидактические игры: «Заболел дедушка…», « «У нас порядок», Коммуникативные игры: «Нарисуем портрет», «Какой Я», «Хорошо – плохо», «Закончи предложение». Чтение сказки Ш. Перро «Золушка», С.Маршак «Урок вежливости», « Ежели вы вежливы», А.Барто «Медвежонок – невежа», Рисование на тему: «Какого цвета добрые слова?». Знакомство с пословицами и поговорками о культуре общения. |
|
«Уроки вежливости» Культура поведения. | Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения, сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов. Учить применять полученные знания и умения в играх, усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей, активизировать словарь по данной теме; добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения. | Дидактические игры: «Правила этикета» (Как себя вести в транспорте, в театре, в гостях, музее и т.д.). Чтение: Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для дошколят», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – дежурные», «К нам гости пришли…». |
|
«Живот ные и птицы нашего края» | Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности строения и поведения птиц. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает. | Беседы: «Кто у нас зимует?», «Как звери к зиме готовились?», Загадывание загадок о животных и птицах, Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кому что дадим?», «Угадай, чей хвост», «У кого кто?», «Угадай, про кого говорится», «Кого не стало?», «Дикие и домашние». Чтение сказок и рассказов, рассматривание картин и иллюстраций о животных и птицах. Подвижные игры «Воробышки и кот», «Лиса и зайцы». |
|
«Чудо мастера» | Расширить представление детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Воспитывать любовь к русскому фольклору. Развивать патриотические чувства. | Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России». Рисование «Золотая хохлома» Лепка дымковской игрушки «Индюк», «Тульский пряник». Рисование «Тверская матрёшка» Развлечение на тему «Рождество на Руси». |
|
«Защит- ники Отечест- | Продолжать знакомить детей с праздником «День защитника Отечества». Учить называть различные виды войск. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество. | Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков. Упражнения «Готовлюсь быть солдатом». Дидактическая игра «Что в военном пакете?». «Подвижные игры «Стенка - мишень», «Снайперы», «Кто дальше?», «Взятие крепости», «Государственная граница». Чтение произведений художественной литературы (А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее», С. Маршак «Пограничник»), беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций. Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества». |
|
«Воен- ные профес- сии» | Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину. Уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ, у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями. Воспитывать гордость за наших воинов. | Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких. Помощь папе в трудовых действиях. Чтение произведений художественной литературы «Февраль (С. Маршак) , «Армия мира» (В. Давыдов), «Звездочка (А. Жаров) , «О брате» (И. Кульская), «Дозор» (В. Давыдов) , «Мой брат уехал на границу» (О. Высотская) , «День Победы» (Т. Белдеров) , «Навек запомни» (М. Исаковский) , «Аэропорт» (Б. Житков) |
|
«Наша добрая матрешка» | Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой. Воспитывать любовь к народному искусству. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства. Развивать интерес детей к народному творчеству. Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами. | Аппликация «Матрёшка в подарок маме и бабушке». Беседа «О маме». Игра «Мамины помощники». Рисование «Почему матрёшка грустная?» «Такие разные матрешки»: Рассматривание матрешек. Сравнение матрешек и определение их настроения. Сравнение матрешек Нижегородской области (семеновская и полхов-майданская). Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?». Чтение произведений художественной литературы «У меня матрешка есть» (З. Медведева), «Матрешечка» (В. Берестов), «Матрешкины потешки» (В. Берестов) |
|
«Все профес- сии нужны, все профес- сии важны». | Познакомить детей с несколькими видами профессий. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека. Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. | Проект «Все работы хороши – выбирай на вкус!». Дидактические игры «Узнай про кого я расскажу», «Профессии», «Что инструмент может рассказать о себе?», «Кому что нужно для работы». Уроки вежливости «Встречи с добрыми, хорошими людьми» Беседы «О труде хлеборобов», «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом». |
|
«Моя родина – Россия» | Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Познакомить детей с понятиями «большая» и «малая родина». Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Вызвать чувство сопричастности к истории страны. | Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Родина», нахождение России на глобусе. Составление альбомов «Мой любимый город», «Тепло поколений». Настольные игры: «Одень куклу» (национальные одежды) |
|
«День космонавтики» | Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Сформировать представления о празднике «Дне космонавтики», элементарные представления о космосе, о планетах, Солнце, Луне, о первом полете в космос, первых летчиках-космонавтах, покоривших просторы Вселенной. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос. Воспитывать любознательность. | Подвижные игры «Самолеты на посадку», Опыт с падающими предметами вниз (исследование явления притяжения земли). Разминка «Ждут нас быстрые ракеты». Пальчиковая гимнастика «Космонавт». Аппликация - оригами «Ракета». Отгадывание загадок о космических кораблях, планетах, космонавтах. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Звёздное небо». |
|
«Флаг России» | Воспитание гордости за свою Родину и главный город страны – Москва, ее народ и достижения. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья. Знакомить детей с достопримечательностями Москвы. Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины. У чить узнавать российский флаг. Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность расположения цветных полос на нём. Воспитывать уважение к государственным символам России. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края | Слушание рассказа о российском флаге. Беседы, рассказы воспитателя о Москве, рассматривание альбомов с иллюстрациями достопримечательностей. Чтение худ. лит.: В. Орлов «Родное», Ф. Глинка «Москва», И. Токмарова «Красная площадь», З. Александрова «Родина» |
|
«Не нужно нам войны-беды» | Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ. Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений. Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность | Проект «Этих дней далеких позабыть нельзя…» Рассматривание иллюстраций о ВОВ, её героях, медалей и орденов. Беседы: «Русские традиции: проводы в армию», «О Великой Отечественной войне», «Памятники воинской славы в России», «Памятные места героям родного города», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.. Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии. Проведение музыкально - литературного развлечения посвященного «Дню Победы». |
|
«Понача лу в жизни нашей было всё не так …» | Познакомить детей с образом жизни древних славян. Сформировать понимание слова «предки». Уточнить виды занятий славян в древности. Развивать познавательную активность, расширять кругозор, диалогическую речь. Закреплять знания о русском народном фольклоре, обобщить знание детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями. Прививать чувство гордости за свою Родину, русский народ. | Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей; просмотр мультфильмов и чтение русских народных сказок, былин («Илья Муромец и Соловей разбойник»); А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», поэма «Руслан и Людмила».) Прослушивание песни музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, «Богатырская наша сила». |
В течение всего года: «О спорт, ты здоровье, выносливость и смелость».
Цель: развитие физических и психических качеств личности (силы, ловкости, быстроты реакции, выносливости, терпения и настойчивости в достижении поставленной цели). Воспитание чувства взаимовыручки, чувства «локтя», помощи товарищу.
Организация и проведение спортивных мероприятий с участием родителей: «Вместе с мамой» «Я и папа», «Мама, папа и я – спортивная семья». Настольная игра «Виды спортивных соревнований», «Зимние или летние». Оформление альбомов «Спорт со Смешариками», «Спортивные развлечения». Участие в городских соревнованиях; спортивных праздниках. Подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки.
Елена Гузынина
Патриотическое воспитание в средней группе
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и
сохранённое предшествующим поколением, может
любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом ».
С. Михалков
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание . Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию : это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В период среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет .
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают :
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви , уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям) .
Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
Организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года.
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
Целевые прогулки;
Экскурсии;
Личный пример;
Праздники, утренники;
Игры-занятия.
1. Познавательные НОД :
Занятия, посвященные изучению государственных символов России.
Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т. д.
«Наш город» и т. д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся о брядовые праздники : «Рождественские колядки» , «Масленица» , «Посиделки» ; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
Экскурсии в музей города, в музей костюма;
Тематические досуги «Мой край» , «Моя семья» , «Мой папа» , «Моя мама лучшая» , «Русское народное творчество» .
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль : спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как :
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания , во время которого организуются :
- «Герои войны – наши земляки» .
-«Занятия мужества» , на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая :
Занятия, беседы.
Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.
5. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника . Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся :
Выставки рисунков, поделок : «Моя мама лучше всех» , «Моя семья» , «Мой город» , альбом «Преданья старины глубокой»
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Природоохраняемые акции «Посади цветок» , «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми : в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
Современные средства ТСО ;
Методическая литература;
Репродукции картин;
Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город» ;
«Моя семья» ;
Художественная литература;
Грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
Карты, атлас Брянской обл. ;
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС в средней группе.
Сентябрь: Тема «Моя семья»
1. Рассказы детей о членах семьи. Рассмотрение альбома «Моя семья» Цель: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.
2. Чтение стихов и рассказов о семье.
Цель: Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.
3.Рисование на тему «Моя семья»
Цель: Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты. Развивать мелкие мышцы рук. Закрепить приемы рисования фломастерами и гуашевыми красками.
4. Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»
Цель: Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов
семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.
Октябрь: Тема «Мой любимый детский сад»
1. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Цель: Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей.
2. Чтение стихотворений о детском саде.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду.
3. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Ц е л ь: Формировать знание детей с профессиями и их обязанностями работников детского сада; создать условия для доброжелательного отношения к работникам нашего сада и стремиться к общению и взаимодействию; воспитывать уважение к труду взрослых.
4. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
Цель: Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду со трудников детского сада.
Ноябрь: Тема «Наша Родина – Россия»
1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? » Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины .
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края
3. «Флаг России»
Цель: Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность р а с п ол оже н и я ц в е т н ы х п ол о с н а н ё м. В о с п и т ы ват ь у ва же н и е к государственным символам России.
4.Пение русских народных песен, частушек. Русские народные игры.
Цель: Воспитывать любовь к русскому фольклору; уточнить и расширить знания детей об играх в которые любили играть бабушки и дедушки (, Гуси
– лебеди, У медведя во бору, и т.д.) ; расширить представление детей о русских народных сказках, песнях, прибаутках.
Декабрь: Тема «Мой город, в котором я живу»
1. Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города Самара.
Цель: Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательности.
Вызывать чувство восхищения красотой родного города.
2. История названия города Самара.
Цель: Расширять представления детей о родном городе; познакомить детей с историей названия города Самара. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города;
3 Прослушивание песен и стихотворений о родном городе.
Цель: Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.
4. Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)
Цель: уточнить и расширить знания детей о своей родной улице (переулке) закрепить название детского сада и улицу, на которой он находится. Расширять кругозор, развивать речь.Воспитывать любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, родной улице.
Январь: «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
1. «Русский народный костюм»
Цель: знакомство с элементами русского национального костюма: женского и мужского; развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник;
2. Рисование «Укрась сарафан»
Ц е л ь: развитие художественных навыков, творчества, познавательной активности.
3. «Русская изба»
Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.) Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.)
Февраль : « Все профессии нужны, все профессии важны»
1. «Чудо мастера»
Цель: Расширить представление детей о народных промыслах.
Во спитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно- прикладного искусства. Развивать патриотические чувства.
2.«Наша матрешка»
Цель: Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Развивать интерес детей к народному творчеству.
3. «Защитники Отечества».
Цель: Продолжать знакомить детей с праздником День защитника Отечества. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество.
4.Изготовление подарков для пап и дедушек.
Цель: Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.
Март: Тема «Очень я люблю маму милую мою»
1. Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать маме, заботиться о ней. Воспитывать любовь и нежное чувство к маме, послушание ей.
2. Изготовление подарков маме.
Цель: Формировать умение детей создавать композицию, используя природные компоненты; вызвать у детей радостное настроение, рассказывая о предстоящем празднике; развивать мелкую моторику, совершенствовать навыки работы с природным материалом; воспитывать у детей доброе, внимательное, отношение к маме.
3. Пение песен о маме, чтение стихов.
Цель: Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д). Формировать умение детей поддерживать бе седу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.
4. Рисование портрета «моя мама»
Цель: формировать умение детей рисовать портрет мамы, передавая её индивидуальные особенности: цвет глаз, волос; побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.
Апрель: Тема «Наши космонавты»
1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видео фильма)
Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.
2. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты».
Конструирование космического корабля.
Цель: Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Закрепить знания о геометрических фигурах.
Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
3.Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»
Цель: Развивать познавательную активность к познанию окружающего мира. Развивать двигательно-игровую активность детей; побуждать к импровизации игровых движений.
4.Рисование на тему «Планеты».
Цель: Уточнить представления детей о космосе и космических объектах; познакомить с новой техникой «граттаж», ее применением при рисовании; уточнить про ст ранственно е расположение геомет риче ских фигур. Совершенствовать изобразительные умения и навыки.Во спитывать любознательность.
Май: Тема «Этот День Победы»
1. Беседа о 9мае.
Цель: Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям
Великой Отечественной войны.
Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ.
2. Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда.
Цель: Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность.
3.Пение и слушание фронтовых песен. Чтение стихов .
Ц е л ь: П о бу ж д а т ь у в а ж и т е л ь н о, о т н о с и т ь с я к п о д в и г у н а ш и х соотечественников.
Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине;
традиции преемственности поколений.
4.Рассматривание иллюстраций с изображением природы родного края. Ц ел ь: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.