План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости». Беседа с детьми старшей группы на тему «Культура поведения

Цели:

Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться.

Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой.

Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по этикету в старшей группе №5 «Фантазеры»

Тема: «Путешествие по острову Вежливости».

Цели: Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Задачи:

Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой.

Формировать навыки культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях;

Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;

Упражнять в использовании вежливых слов;

Развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми;

Развивать мыслительную деятельность у детей;

Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо общаться.

ХОД СОД:

Ребята, вы любите путешествовать?

Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим, насколько вы вежливы и воспитаны. Вас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, вы без труда справитесь.

Прежде чем отправиться в путешествие вы должны решить, что возьмете с собой. ЧЕСТНОСТЬ, ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ВЕЖЛИВОСТЬ. ДОБРОТА. НЕВОСПИТАННОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ТРУСОСТЬ .

Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле.

Как весело, как весело

Отправиться с друзьями.

И в это путешествие

Гостей зовем мы с нами!

А вот и наша первая остановка «Добрые слова». Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают:

1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день). Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

1-й ребенок:

Что сказать, когда войти,

Как в гостях себя вести,

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

2. Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи).

3. Какие вежливые слова еще вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)

4. В каких случаях нужно говорить «спасибо»?

5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь) .

6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово

расходиться с делом) .

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

2. Стихотворения про вежливые слова.

2-й ребенок:

Здравствуйте.

Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

3-й ребенок:

Добрый день.

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

4-й ребенок:

Спасибо.

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

5-й ребенок:

Если вежливыми стать

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут,

Уважать вас и любить!

3. Игра «Вежливая просьба».

Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

4. ЗАГАДКИ:

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «… » (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, … » (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «… » (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «… » (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «… » (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала! »

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «… » (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали: «… » (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «… » (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «… » (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «… » (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «… » (Спокойной ночи)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам … » (аппетита)

2 остановка «Верные друзья».

А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно! » (ответы детей)

Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

1. Сценки: «Мальчик оказывает любезные знаки внимания девочке».

Для этого распределим роли.

Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

Мальчик уступает в автобусе место девочке.

Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

Мальчик делает комплимент девочке.

Мальчик знакомится с девочкой.

Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться, сказав спасибо.

Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

2. Игра: «Веселые детки».

Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым.

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:

Никогда не груби своим товарищам.

Не называй обидными словами.

Не давай прозвищ.

Не толкайся и не дерись.

3. Физкультминутка «Быстро встаньте».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

3 остановка «Хорошие поступки».

Что такое быть добрым?

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

1. Задание «Опиши поступок». Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков.

Дети рассматривают картинки, обсуждают их содержание.

По какому пути мы пойдем? По дороге хороших или плохих поступков?

Почему мы пойдем по дороге хороших поступков?

Хорошие, добрые поступки могут быть большими и малыми, а могут быть

повседневными.

Какие хорошие поступки вы совершали?

Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети поочереди называют вежливые слова, а ведущий должен угадать, кто сказал веждивое слово. Через два-три слова ведущий меняется.

Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!

Вы выполнили все задания. А теперь пора возвращаться.

Раз, два, покружись,

В своей группе очутись!

Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением Вас!

Игра «Сердечные пожелания».

Ребята, о чем мы свами говорили? Что понравилось? Что было трудно сделать?

А нам осталось только попрощаться с нашими гостями, поблагодарить их за внимание.

До свидания!


Деловая игра для воспитателей «Эстетика и культура питания в детском саду»

Описание материала: предлагаю вам сценарию деловой игры для воспитателей "Эстетика и культура питания в детском саду". Данный материал будет полезен для воспитателей, педагогов дошкольных учреждений, для студентов. Материал направлен на повышение профессиональных знаний по этике и эстетике культуры питания в дошкольных учреждениях в работе с детьми.
Цель:
Систематизировать знания педагогов по вопросам эстетики и культуры питания в детском саду.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов по культуре питания.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Принципы деловой игры:
- практическая полезность;
- максимальная занятость;
- перспективы творческой деятельности каждого педагога.
Критерии оценки деятельности в деловой игре:
- уровень активности участников;
- педагогическое мастерство;
- умение находить оптимальные или наиболее простые и действенные решения;
- творческий подход к решению задач игры.

Ход деловой игры:

Формы этикета:
Речевой (словесное выражение уважения к людям)
Неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям)
Разновидности этикета:
Деловой
Служебный
Семейный
Столовый
Гостевой
Подарочный
Танцевальный
Этикет телефонного разговора
Этикет в общественных местах
Уроки этикета уже начинаются в раннем возрасте. Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду.
Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего возраста: постелить скатерть или салфетки, расставить хлебницы и приборы.
Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.
Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети после окончания еды вытирают салфеткой рот, благодарят за еду и выходят из-за стола.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие эстетика питания.
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.
Наша сегодняшняя игра командная. Участвуют 2 команды.
(Команды должны придумать названия своей команды соотносительно по данной сегодняшней теме). Жюри состоит из 2 человек. Жюри будут оценивать содержательность, оригинальность, эмоциональность выступления.
Максимальная оценка всех конкурсов - 3 балла.

Станция 1 Разминочная
Вопросы первой команде:
1. Чем берут хлеб из хлебницы?
2. Чем едят макароны?
3. Куда нужно положить ложку, размешав сахар в чае?
4. Какие фрукты едят руками?
5. В какой руке держат нож?
6. Как нужно наклонять тарелку с супом?
7. Что нужно делать, если вилка упала?
8. Как нужно разговаривать за столом?

Вопросы второй команде:
1. Как едят хлеб?
2. Чем едят рыбу?
3. Чем размельчают мясные блюда (котлеты)?
4. Куда нужно положить ломтик лимона, отжав его в чае?
5. Какие фрукты едят с помощью вилки и ножа?
6. В какой руке держать вилку?
7. С какой стороны убирают суповые тарелки?
8. Куда класть использованную бумажную салфетку?

Станция 2
Порядок сервировки стола на завтрак.

К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка
Станция 3:
Порядок сервировки стола на обед

К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны
Станция 4:
Порядок сервировки стола на уплотненный полдник

К полднику стол сервируется, как и на завтрак - с единственным отличием: не подается масло.
Станция 5: Вопрос 2 командам
С какого возраста вводится дежурство по столовой?
(Ответ: Дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфФормы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
Дежурить детки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.)

Станция 6: Стихотворная
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.

Станция 7
Найди продолжение пословицы о питании:

1 команде
1. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
2. Аппетит приходит во время еды.
3. Без соли, без хлеба худая беседа.
4. Хлеб да вода – богатырская еда
5. Едешь на день, хлеба бери на неделю
6. Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
7. Вашими бы устами мед пить.
8. Курочка по зернышку клюет да сыта бывает.
9. Будет день, будет пища.
2 команде
10. Все перемелется, мука будет.
11. Не единым хлебом жив человек.
12. В здоровом теле – здоровый дух.
13. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
14. Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
15. Хлеб всему голова.
16. Что есть в печи, все на стол мечи.
17.На вкус и на цвет товарищей нет.
18. Живем да хлеб жуем.

Станция 8:
Инсценировка «За столом»

ЦЕЛЬ: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по воспитанию культуры поведения за столом: актуализирование проблемы, обмен опытом.
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: хорошо подготовить все необходимое для обеда, можно использовать игрушечную посуду.
ХОД ИНСЦЕНИРОВКИ
I-я группа педагогов изображают обедающих детей, используя все приготовленное для этого. Их задача – совершить как можно больше ошибок: кушать неопрятно, громко разговаривать и т. д.
II-я группа педагогов изображает «воспитателя» и «помощника восп-ля», методически правильно работающих с детьми.
Задача противоположной команды отметить все нарушения со стороны «детей», а так же отметить и дополнить (по необходимости) методы и приемы применяемые «воспитателем».
Станция 9: «Сервировка стола» Вы должны правильно расположить приборы на столе?
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: посуда для сервировки стола
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.
Поздравляем, каждая команда прибыла на пункт назначения. За окнами температура воздуха самая комфортная, небо безоблачное, давление в норме. Просьба при выходе не забывать хорошее настроение и прошу следовать к столу.
Чаепитие за красиво сервированным столом

Методическое пособие «Правила этикета» для детей старшего дошкольного возраста

Разработал воспитатель старшей гр 7 СОШ №806: Медведева И.И.

Москва 2015

Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам является важной частью воспитательного процесса.Главную цель обучения мы видим в том, чтобы ребёнок не только знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать.

Цель разработки пособия:

Углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе, развивать коммуникативные способности дошкольников. Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.

Задачи:

    развитие связной речи;

    преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

    развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, кругозора;

    знакомство с правилами этикета,

    формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

    развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

    воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

    «Правила этикета приветствия»

    «Правила поведения в детском саду»

    «Правила поведения на улице»

    «Правила поведения в транспорте»

    «Правила поведения в магазине»

    «Правила поведения в театре»

Правила пользования пособием:

По выбранной воспитателем теме проводится беседа с детьми, большинство правил, ситуаций, обыгрываются c детьми. На следующий день педагог представляет воспитанникам на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали, дети повторяют основные правила, перерисовывают таблицу в свою тетрадь, которую забирают домой. Дома дети рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Так же если дети хотят, они могут дорисовать еще 2 правила которые не нарисовали в детском саду в свободные 2 квадрата, после чего они приносят тетрадь обратно и рассказывают другим детям о своих правилах, если дети с педагогом считают эти правила правильными, то остальные дети выбирают наиболее подходящие правила из всех предложенных и зарисовывают их в свою тетрадь.Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь, расширяют кругозор, так же тетрадь позволяет педагогу проследить за каждым ребенком, усвоил ли он правила.

Можно использовать наклейки в виде поощрительного приза, которые наклеиваются в конце тетради, только при условии, что ребенок соблюдал правила поведения в детском саду в течении дня. А также вне детского сада: на улице, в транспорте, магазине, театре при условии что эти правила этикета были соблюдены детьми и подтверждены родителями. Это стимулирует детей не только учить правила, но и практически применять их в жизни.


Тема: «Правила этикета приветствия»

    - Всюду сначала здоровайтесь.

    - Человеку,с которым вы здороваетесь, смотрите в газа дружелюбно и приветливо.

    - Улыбаемся (улыбка согревает приветствие).

    - Младший первый приветствует старшего.

    -Входящий первым здоровается с присутствующими.

    - Руки в карманах не держим.

    - Не жуём, когда приветствуем

    - Мужчина первый приветствует женщину

    - Слова приветствия произносите негромко, но четко и ясно

Тема: «Правила поведения в детском саду»

    - Старайся расставаться утром с родителями спокойно и не плакать: твои слезы только расстроят маму и папу. Помни, что в садике тебе будет интересно.

    - Не приноси в садик сладости.

    - Всегда слушайся воспитательницу и не груби ей. Она отвечает за тебя и за всех детишек в группе и знает, что надо делать в течении дня.

    - Не ссорься с детьми в группе, не толкайся, не дерись.

    - Старайся быть со всеми дружелюбным, делись игрушками, помогай тем, кто слабее.

    - Не кричи в детском саду.

    - Веди себя за столом прилично: мой руки перед едой,ешь аккуратно, жуй с закрытым ртом, не разговаривай, вытирай рот салфеткой.

    - Не бегай по детскому саду.

    - Никогда не разговапивай с незнакомыми людьми, ничего не бери у них. Если ты увидел,что кто- то из детей общается с незнакомцем, обязательно расскажи об этом воспитательнице.

Тема: « Правила поведения на улице»

-Идти только по правой стороне тратуара.

-Переходить улицу можно в местах, где есть пешеходная дорожка и на зеленый сигнал сфетофора. .

- Если вы идете со своими друзьями, то не загораживайте дорогу, выстроившись в шеренгу по 3-4 человека.

- На улице не мусорим, для бумажек есть урна

-На улице ничего не едим, так как руги грязные.

- Не играем рядом с дорогой.

- На улице не кричим.

- Не едем на самокате по проезжой части.

- Не расталкивайте прохожих.

Тема: «Правила поведения в транспорте»

- Не прислоняйтесь к дверям

- Не отвлекайте водителя

- Не пачкайте салон, не стоим ногами на сиденье

- Не употребляйте еду и напитки в салоне общественного транспорта

- Не забывайте оплачивать проезд.

- Не шумите.

- Не толкайте всех локтями.

-Троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди

Тема: « Правила поведения в магазине»

- Придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей

- Не берём животных в магазин

-Не кричим в магазине

-Товары кладем в корзину

- Не едим в магазине не оплаченный товар

- Говорим волшебные слова при общении с продовцом(пожалуста покажите, подскажите пожалуйста...)

- Не бегаем по магазину

- В магазине встаем в очередь

- Платим за товар деньгами

Тема: «Правила поведения в театре»

    - В театр приходим красиво одетыми

    - Не забываем взять билет

    - Приходим во время, не опаздываем.

    - У зеркала в гардеробе можно только поправить прическу. (причесываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете)

    - После третьего звонка вход в зал запрещён

    - В буфете можно попить и поесть

    - В зале не едим, не кричим

    - Представление понравилось – хлопаем в ладошки (аплодисменты)

    - Спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду.

Список используемой литературы:

    Беседы об этикете с детьми 5-8 лет Т.А. Шорыгина .

    Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками С.О. Николаева .

    Уроки вежливости Ольга Александрова .

Поведение в обществе - это тоже зеркально отражение того, что ребенок видит вокруг себя, поэтому стремясь ему что-либо хорошее и полезное привить, будьте для него лучшим примером этого.

Первые представления о нормах поведения дети получают в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают им определённые нравственно - поведенческие правила. В детском саду ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного существования детского коллектива.

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.

Воспитатель ежеминутно, терпеливо формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни. Ребёнок дошкольного возраста многое знает из рассказов родителей, бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Педагог лишь должен расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе.

Поскольку в этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, следует постоянно обращать внимание воспитанников на то, что и почему хорошо или плохо. При этом тон воспитателя должен быть спокойный, доброжелательный и доверительный. Это создаёт наиболее подходящие условия для формирования этикетного поведения. При обучении правилам этикета необходимо учитывать психовозрастные особенности дошкольника.

Стандарт дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

Формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям - уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

Создание коммуникативной компетентности ребёнка - распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

Формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Таким образом, исходя из выдвигаемых требований, с правилами и нормами этикета дети знакомятся на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Необходимый настрой на этикетное поведение создаёт установленный порядок в группе, выработанный совместными усилиями воспитателя и детей. Для воспитания этикетного поведения необходимы определённые условия.

Основные правила этого порядка можно сформулировать так:

Проявляем к каждому дружеское участие и терпение;

Сопереживаем и стремимся оказать помощь друг другу;

Доброжелательно воспринимаем каждого из своих товарищей;

Не отказываемся в участии в играх и упражнениях;

Не стесняемся своего незнания и неумения;

Не боимся ошибаться сами и не смеёмся над ошибками других.

Все эти правила можно объединить в такое важное состояние человеческого общежития, как любовь. Научить ребёнка проявлению любви в этом одно из важнейших назначений обучения правилам этикета.

Таким образом, правила детского этикета - это основа основ, которая поможет ответить на вопрос, как последовательно научить ребенка правильно и достойно вести себя в обществе. Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе.

Стержнем основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия -- непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость.

В обществе существуют принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут -- тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.

Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное.

Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия:

1) как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения;

2) как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами;

3) как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Для формирования правил и норм поведения воспитатели-практики рекомендуют использовать следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:

Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо)

Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа)

Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)

Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)

Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены.)

Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)

Практические действия

Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления)

Метод проектов

Подводя итог сказанному, хочется вспомнить замечательные слова А.С. Пушкина: «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».Мы часто ошибаемся, когда думаем, что сможем прожить без людей. Процесс социализации личности, который напрямую зависит от принятия и соблюдения правил этикета, принятых с обществе, очень важен. Стоит иногда больших усилий сохранить добрые отношения с окружающими людьми и в то же время остаться самим собой. И если взрослым легче себя контролировать, то детям нужно помогать, учить жить в коллективе.

Приходя в детский сад, ребёнок попадает в интересное и необычное для него пространство. Это совершенно новый коллектив - воспитатели, младшие воспитатели, педагоги и - такие же, как он сам, - малыши. Существуют определенные нормы и правила поведения, которые нужно постепенно объяснить ребенку. Другими словами, разъяснить, что такое «хорошо», и что такое «плохо». Процесс занятий может быть очень увлекательным как для детей, так и для взрослых. Ведь обучая, мы и сами учимся (это всегда полезно), иногда у своих же собственных детей, потому что в их глазах и устах - истина. Проводимая работа помогает воспитателю и родителям научить ребенка адаптироваться в коллективе, общаться со сверстниками и родителями, другими взрослыми.

Похожие публикации