Особенности приемных детей и проблемы, связанные с периодом адаптации. Воспитание приемного ребенка

Воспитание приемных детей в семье – дело чрезвычайно важное с позиций общечеловеческих ценностей, но в то же время и трудное, исходя из сложности соединения семьи, у которой есть своя история, свои традиции, привычки, устои, с судьбой ребенка, искалеченной, травмированной. Важно понимать особенности ребенка-сироты, знать, как он до этого жил в детском доме. Нужно помнить, что ребенок, несмотря на то, что в детском доме очень много взрослых – воспитатели, педагоги, психологи – тотально одинок и покинут. У него нет того единственного, близкого, родного взрослого, ради которого он мог бы развиваться, расти, на кого мог бы ориентироваться в своей жизни. Это, конечно, не единственная особенность. Хочется отметить, что у такого ребенка, может быть полное отсутствие опыта жизни в семье. У него нет модели семьи, он не видел, как мама заботится о ребенке и о папе, как папа заботится о семье. Не знает он и многих элементарных вещей: как ходить в магазин, сделать себе бутерброд, заварить чай, как зарабатывают и тратят деньги. В детском доме, к сожалению, полное отсутствие личных границ. Ребенок, конечно, имеет свою кровать, тумбочку, но он не может распоряжаться вещами так, как ему бы хотелось. От его желания очень мало что зависит: хочешь или не хочешь, в положенное время нужно есть, спать, играть.

В семье у ребенка должны быть личные границы , вещи, про которые ребенок может сказать «Это моё!», и мама, папа, другие люди должны попросить разрешения, чтобы воспользоваться этими вещами. Таким образом у ребенка формируется понятие не только «моё», но и «чужое». Отсутствие личных границ в детском доме приводит к тому, что, взяв вещь другого человека, ребенок не понимает, что он ворует, он даже не задумывается о том, что это чужое, он привык к тому, что всё общее. Поэтому когда ребенок приходит в приемную семью, важно учесть этот момент. Обращать его внимание на то, что нужно просить разрешения – и, в свою очередь, спрашивать у него, можно ли взять его вещи. Это целое направление работы приёмных родителей. Нужно не стесняться проговаривать эти вещи с ребенком и непременно уважать его границы.

Если от ребенка отказались уже в сознательном возрасте, он жил в семье какое-то время, то это, безусловно, травмированный ребенок , но определенная привязанность с мамой у него сформировалась. У него есть опыт, пусть и негативный, общения с близкими взрослыми, он научился любить, хотя, может быть, и не так, как нам бы хотелось. У ребенка, который с младенчества живет в детском доме, такого опыта нет вовсе. Он не успел научиться любить ни одного взрослого, у него нет чувства стойкой привязанности. Взрослые в детском доме часто меняются, и в таких условиях тяжело установить взаимоотношения, напоминающие семейные.
Как бы мы ни рассказывали в Школе приемных родителей, на что стоит обратить внимание при выборе ребенка, в большинстве случаев выбирают сердцем. Пришли, увидели – моё! Ёкнуло сердце, и ребенка полюбили с первого взгляда.

Когда ребенок из детского дома приходит в семью, он приносит с собой все обиды, которые он успел накопить за свою жизнь. У ребенка очень низкая самооценка, он считает, что от него отказались, потому что он плохой. Почти никогда он не испытывает агрессию сторону отказавшихся от него родственников. В том, что произошло, он винит себя. Это связано с детским эгоцентризмом, ведь ребенок считает, что весь мир вертится вокруг него – и хорошее, и плохое. Когда ребенок приходит в семью, всё меняется. Конечно, период адаптации проходит сложно, он может быть довольно длительным, но в семье ребенок просто расцветает. Меняется даже запах у ребенка, иногда появляются новые волосы, он начинает активно расти, меняются его глаза – то есть обновление происходит даже на физиологическом уровне.

Психологические изменения связаны в первую очередь с тем, что ребенок понимает теперь: «Я нужен, я любим. У меня есть мама и папа, и всё как у всех» . Ребенку хочется расти и стараться для них. Но не всё сразу получается и не всё гладко проходит. Сначала ребенок очень старается понравиться, старается всё слышать и выполнять, но долго в таком напряженном состоянии он, конечно, находиться не может. Когда ребенок наконец-то расслабляется, приемные родители уже видят всю его горечь, обиду на мир. Они замечают, что не сформировано или разрушено у ребенка базовое чувство доверия к миру. И в этот период родителям важно не дрогнуть, контейнировать его тревогу, принять ребенка с его трагедией. У некоторых адаптация длится около полугода, у других – занимает до семи лет.
Когда конфликт происходит со своим ребенком, у вас есть биологическое подкрепление, вы с этим ребенком с самого начала. Когда возникают конфликты с приемным ребенком, такой биологической поддержки у вас нет. Поэтому очень важно при знакомстве с ребенком почувствовать его. Буквально, нравится ли вам, как он пахнет, приятно ли держать его на руках, трогать его. Трудностей в приемной семье очень много, и телесное принятие поможет вам, будет служить подкреплением в непростых ситуациях. И всё-таки воспитание приемного ребенка – это дело очень благодарное.

Стоит отдельно сказать об искушении приемных родителей свалить все беды на генетику . Сами подумайте, если мы будем каждый день думать о плохой наследственности и говорить об этом ребенку, если каждую минуту будем ждать, что вот-вот он станет алкоголиком или наркоманом, в каждом его шаге, даже безобидном, видеть проявление дурных генов, - что может вырасти из этого? Такое поведение родителей подталкивает ребенка к воспроизведению того сценария, о котором ему говорят, которого от него ждут.
Принимая решение взять ребенка в семью, нужно подумать о том, какие есть противопоказания. Для себя их нужно помнить, обсудить со специалистом и взвесить своё решение. Рассмотрим некоторые из них.

Если в семье, которая готовится стать замещающей, в последние два года произошли какие-либо травмирующие события – смерть близких, развод, тяжелая болезнь – это является серьезным противопоказанием. Считается, что два года – это тот период, за который человек смиряется с утратой. Конечно, это не жесткий штамп, у кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, но в среднем так. Нужно обязательно прислушаться к себе, если такая ситуация была, прошла ли она для вас, успокоились ли вы, есть ли у вас силы. То есть сначала непременно нужно решить кризис внутри семьи, и уже потом брать ребенка. Если сама семья в кризисе, она не может помочь другому человечку с его проблемами, по-настоящему поддержать его.

Наличие в семье кровных детей – это конечно, не противопоказание, но лишний повод задуматься. Как они отнесутся к появлению нового члена семьи? Как им будет вместе? Специалисты рекомендуют брать ребенка помладше, чем свои дети, чтобы сохранялся естественный порядок появления детей в семье, не нарушалась иерархия старший-младший. Но стоит сказать, что не всегда так, и есть положительные примеры семей, в которых приёмный ребенок старше родного.

Когда ребенок появляется в семье, ему нужно очень много внимания . Ему нужна вся любовь, всё пространство – и надо оценить готовность всей семьи поменять свою структуру. Это сравнимо с новорождённым ребенком, занимающим всё время и заботу мамы. Но при этом у других членов семьи может возникнуть непонимание ситуации – ведь ребенок-то, может быть, уже большой, пять, семь, десять лет, а ведет себя, как малыш: хочет, чтобы его кормили, одевали, возились только с ним. Он как бы наверстывает упущенное. Он так ведет себя не из-за собственных капризов, но устанавливая таким образом привязанность к родителям. Со временем это изменится, ребенок успокоится, но этот период необходимо прожить.

Помните, что ребенка может взять не только пара, но и одинокие люди – мужчина или женщина. Это не самый лучший вариант, но всё равно хороший. Необходимо подумать о возрасте. Лучше, если потенциальные приемные родители будут младше 50 лет, хотя это, опять же, не строгое ограничение, а лишь рекомендация. Связано это и с ресурсом жизни человека - нужно, чтобы родители успели вывести ребенка во взрослую жизнь, и со здоровьем, и с тем, что пожилым людям просто сложнее менять свою жизнь и найти силы заботиться о ребенке.

Важно также подумать о своей мотивации . Для чего я беру ребенка? Зачем? Что я могу ему дать? Чего я жду от него? Есть мотивация, которая способствует тому, чтобы ребенок прижился в семье, стал родным и близким, а есть мотивация, которая препятствует этому. Зачастую взрослый преследует именно свои цели, а не в интересах ребенка действует. Импульсивные действия тоже ни к чему хорошему не приводят. Например, увидели малыша по телевизору – жалко, надо взять. Но жалость – не лучший советчик. Сегодня жалко, завтра начались проблемы, и жалость закончилась. Остается живой ребенок, со своими проблемами, особенностями. Возврат же ребенка в детский дом очень тяжело пережить и самому ребенку, и несостоявшимся приемным родителям. Специалисты в Школе приемных родителей – в Нижегородской области таких школ достаточное количество - помогают разобраться в мотивах, и определить личностный ресурс кандидатов в приемные родители. Эта работа направлена на то, чтобы выявить сильные стороны кандидата и возможные риски.

Отношения приемного ребенка с окружением семьи – родственниками родителей, их друзьями, - могут выстроиться не сразу. Первый вопрос, который возникает: «Зачем вы это сделали, зачем вам чужой ребенок?» Особенно болезненно воспринимают такой шаг бабушки и дедушки. Но происходит это не из-за их черствости, а наоборот, они слишком переживают за своих родных детей. Бабушки понимают, что воспитание приемного ребенка – это нелегкий труд, и они стараются оградить своих детей от проблем и тягот. Нужно дать время своим родителям, чтобы они привыкли к ребенку. Ведь это решение приняли вы, самостоятельно, и нужно помочь старшему поколению понять вас. Как раз бабушки и дедушки часто поддерживают мифы о дурной наследственности, которая непременно даст о себе знать. Но потом эти же самые бабушки очень привязываются и по-настоящему любят приемных внуков, гордятся и своими детьми, и их решением. Ведь раньше считалось нормой, что ребенок живет в семье. Если в родной семье возникала какая-то тяжелая ситуация, ребенок не оставался один, его всё равно забирали родственники, друзья, знакомые, просто жители той же деревни. Бывает и так, что прабабушки, помня об этой традиции, помогают бабушкам привыкнуть и принять ребенка-сироту.

Приемного ребенка тоже нужно подготовить к знакомству с новыми людьми . В детском доме он жил в достаточно ограниченном коллективе, теперь же ему предстоит встретиться с большим количеством людей, каждый из которых имеет своё мнение о нём, своё отношение. Прежде всего, приёмному ребенку важно установить отношение с приемными родителями, и на первых порах ребенка лучше уберечь от лишних встреч. Выстроить сначала маленькую семью – родители и дети. Когда ребенок поймет, что его здесь любят и принимают таким, какой он есть, - когда он балует, когда он болеет, когда грустит и радуется, - он станет увереннее. Потом постепенно, без пышных многолюдных мероприятий, можно знакомить его с окружением семьи. Хорошо бы сначала поговорить об этом, показать фотографии, рассказать о тех людях, которых он скоро узнает. Ребенок даже может не пойти сначала, отказаться и испугаться – поймите его, может быть, стоит и отложить встречу.

Приемные родители должны обладать рядом личных качеств, которые помогут справиться с конфликтными ситуациями . Во-первых, это эмпатичность – способность сопереживать, понять, почувствовать другого человека, будь это приемный ребенок, родной ребенок, ваш супруг или ваши родители. Во-вторых – открытость родителя, способность принять помощь. Зачастую приемная семья остается один на один со своими проблемами, она боится пустить к себе специалиста, который поможет, увидит ситуацию с другой стороны, оказать поддержку. Такое поведение лишь усугубляет проблемы. Обращаться лучше в специализированные службы, которые работают именно с замещающими семьями, потому что тема приемного родительства имеет свою специфику. Очень важно для приемного родителя быть коммуникативным человеком, то есть уметь налаживать связь и с ребенком, и с учителями в школе, и, если не прервано общение с кровными родственниками, с родными своего приемного ребенка.

Поддерживать ли контакты с людьми из прошлой жизни ребенка , решают в первую очередь сами приемные родители. Бывают такие ситуации, когда ребенка необходимо оградить от прежних родственников – и точка. Например, если в родной семье происходило насилие, аморальные вещи. Но бывает и так, что от детей отказываются в силу непреодолимых обстоятельств – крайней материальной нужды, сложной жизненной ситуации. Если общение с родными не приносит очевидного вреда ребенку, то не стоит категорически запрещать ему встречи с кровной семьей. Каждый человек должен иметь свою историю, и ребенок вправе знать, что было в его жизни. Приемные родители должны рассмотреть все возможности и варианты именно в пользу ребенка – как ему, а не им, будет лучше.
Желаем вам, чтобы каждая семья была счастливой, и чтобы приемные дети действительно стали родными, любимыми и любящими.

Дети становятся сиротами по разным причинам. Попадая в детские дома, такие дети лишаются самого необходимого для их полноценного психического развития – родительской семьи. Именно поэтому нет более счастливого момента в жизни этого ребенка, как момент, когда его забирают в новую семью. Однако этот момент является всего лишь началом важного пути – адаптации ребенка и приемных родителей друг ко другу. Проблемы приемных детей в семье могут быть тем больше, чем старше дети, которых усыновляют.

Проблемы приемных детей в семье

Усыновляя малыша из детского дома, родители надеются, что теперь их семья обретет свою целостность. Однако появление крохи может сопровождаться целой чередой проблем, потому что воспитание приемного ребенка имеет свою специфику.

Психологические особенности детей-сирот

После того, как от ребенка отказываются, он попадает или в дом-малютки, или в учреждение интернатного типа. Чем старше малыш, и чем больше времени он прожил в таком учреждении, тем больше вероятность появления у него психологических особенностей, характерных детям-сиротам:

1. Дети-сироты понимают, что лишены самого важного в жизни, поэтому считают, что все вокруг должны им помогать и жалеть их. Поэтому нередко они имеют эгоистичные черты характера.

2. Так как воспитанием и обучением детей-сирот в основном занимаются женщины, такие дети имеют феминизированный характер, женский. А особенности мужского поведения они даже не имеют возможности наблюдать. Это особенно отражается на половой идентификации мальчиков.

3. Дети в интернатах не обладают своей собственностью, поэтому не берегут имущество и не ценят то, что имеют.

4. У детей, воспитывающихся в интернатах, сильно развито общественное «мы», «наше», поэтому они не всегда разделяют «моя собственность» и «чужая собственность».

5. Такие дети не имеют возможности быть в одиночестве и заниматься любимым делом. Результатом этого являются проблемы с психическим развитием, самооцениванием и ростом самосознания.

6. Так как жизнь детей в интернате подчинена общему расписанию и контролируется взрослыми, дети-сироты не приобретают навыки самостоятельности.

Проблемы приемных детей в семье связаны именно с этими особенностями. Поэтому знание этих особенностей должно настроить родителей на то, что в первую очередь следует уделить особое внимание этим проблемам. Не стоит думать, что любовь и терпение изменят любого ребенка. Иногда может понадобиться курс работы с психологом или психотерапевтом для того, чтобы скорректировать развитие приемного малыша. Конечно же, чем раньше ребенок был взят из детского дома, тем больше шансов, что он вырастет полноценной личностью.

Проблемы приемных детей

Большая часть детей-сирот имеет тяжелую наследственность. Среди их родителей могут быть наркоманы, алкоголики, преступники. Однако часть детей попадает в детские дома из нормальных семей, когда родители умирают. В любом случае информации о прошлой семье будущий родитель не получит, поэтому он и даже представить не может, с чем он столкнется. Необходимо понимать, что наследственность ребенка может быть достаточно тяжелой. Однако, принимая ребенка, родители должны принять его таким, каков он есть, и постараться развить все его наилучшие качества характера и задатки.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются родители приемных детей, являются:

1. Агрессия. Хотя малыш рад, что обрел новых родителей, он не в силах сразу изменить свое отношение к жизни. Трудности, с которыми он сталкивается и не может их решить, вызывают у него негативные эмоции, виновниками которых он может считать приемных родителей. Агрессия может возникать и по отношению к окружающим людям.

2. Гиперактивность. Неумение контролировать свои движения, рассредоточенность внимания, которые мешают маленькому человечку получать новые знания.

3. Непослушание. Нередко оно связано не с тем, что ребенок не желает , а с тем, что он не может привыкнуть к новой жизни.

4. Безответственность. Отсутствие личной собственности в детском доме и отсутствие необходимости решать вопросы и планировать
приводит к безынициативности и безответственности.

5. Более слабое интеллектуальное развитие. Даже если ребенка усыновили в возрасте около года, его умственное может отставать от возрастной нормы. Требуется терпение и постоянная работа с ребенком, чтобы наверстать упущенное.

Хотя детский дом является выходом для ребенка, который остался без попечения родителей, все же в его стенах дети не могут развиваться так же, как они развиваются в семейной обстановке. По этой причине родители могут столкнуться при воспитании приемного ребенка с разными проблемами, для преодоления которых может потребоваться помощь специалистов.

желают всем родителям, имеющим приемных детей, терпения, мудрости и огромной любви к тем малышам, которым они решили подарить семью!

Вконтакте

НАТА КАРЛИН

Удручает то, что количество брошенных детей растет год от года. Но стоит гордиться теми семьями, которые решили взять ребенка из детского дома. В большинстве своем, это те люди, которые не стремятся получить пособие на приемного ребенка, они любят детей и хотят им дать частичку тепла и любви.

Если люди берут младенца из детского дома, они воспитывают его, как родное дитя. Есть случаи, когда эти дети так и не узнают, что они не родня по крови. Но, как правильно воспитывать ребенка, которого забирают из приюта в том возрасте, когда он уже понимает, что у него не было мамы и папы, а теперь появились? Вы обсудили в семье возможные варианты развития, и готовы считаться с . Вы готовы к тому, что в дом придет человек со своими привычками, вкусами и интересами. Теперь стоит узнать о некоторых проблемах, способных возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка.

Приемные дети в семье — особенности воспитания

Вы уверены, что рассчитали силы, и их хватит на то, чтобы взять в семью приемного ребенка и растить его, как родного? Ведь, это не вещь, которую можно вернуть в магазин, если она вас не устроила по каким-то параметрам. Детям свойственно непослушание, капризы, истерики и слезы. И это касается не только детей из приюта, все ребятишки одинаковые. Главное, о чем нужно помнить – если вы не справитесь с, взятыми на себя обязательствами, и вернете малыша в приют, вы посеете в его душе неприязнь и ненависть к людям. Он окончательно разочаруется в себе, жизни и окружающих людях. Ведь, следом за предательством родных мамы и папы, последовал «удар» от приемных родителей.

Есть несколько правил, следуя которым, можно понять – насколько правильное решение вы принимаете, принимая в свою семью ребенка-сироту.

Вы должны знать, что представляет из себя тот ребенок, которого вы выбрали из всех детей детдома. Поговорите с воспитателями, нянечками и учителями. Уделите ребенку максимум свободного времени, которое у вас есть в запасе. На поведение самого ребенка полагаться в этом вопросе нельзя. Ведь каждый из тех малышей, которые живут в приюте, страстно мечтает обрести маму и папу. Ребенок будет «из кожи вон лезть», чтобы показать себя только с самой лучшей стороны. Не позволяйте себе принимать импульсивное решение, потратьте на общение с малышом не менее месяца.

После того, как ребенок уже оказался дома, волна эйфории от счастья оказаться в семье, захлестывает его с новой силой. В приемной семье дети сироты адаптируются долго. Это же можно сказать и о родителях, которые привыкают к своему «новому» взрослому ребенку. Он может называть вас мамой и папой с момента знакомства, но это не значит, что он привык к вам. Ему очень хочется не расстроить взрослых и еще больше понравиться вам. Ребенок проявляет максимум активности и доброжелательности, он ждет, что его похвалят и обратят на него внимание.

Адаптация.

Приступ эйфории мало-помалу пройдет, и останутся будни. Нужно будет жить дальше, искать точки соприкосновения и взаимопонимания в новой семье. Следующим этапом в поведении приемного ребенка становится отрицание и противоречие. Он старается добиться поблажек и всячески показывает свой характер. Почему? Ответ – ему важно знать границы дозволенного в этой семье. Здесь уместна фраза Карлсона: «Спокойствие! Только спокойствие!» Так вы сохраните в порядке нервную систему всех членов семьи и саму семью. Целенаправленно и методично объясняйте ребенку, что он поступает неправильно. Приводите примеры того, как нужно себя вести. Не скандальте, и не кричите! Однако не позволяйте собой манипулировать и потакать его прихотям. Некоторые родители, отчаявшись справиться с подобным поведением, доводят себя до депрессии. Никогда, даже в моменты отчаяния, не напоминайте ребенку о том, что он обязан вам, как приемным родителям. Что, если бы не вы, он сейчас был в детском доме. Рано или поздно, вам станет стыдно за свою слабость, а ребенок возненавидит вас.

Как долго продлится этот период, не знает никто. Все зависит только от вас и . Следующий период в воспитании приемного ребенка – вознаграждение за ваши нервы и обиды.

Воспитание приемного ребенка в семье начинается с этих основных периодов. Они проходят долго и мучительно. Общее время адаптации и привыкания обеих сторон друг к другу может продлиться до 5 лет. Чтобы , запаситесь массой терпения и любви.

Приемные дети – проблемные дети

Если ребенок, который рожден в семье, бывает неуправляемым, то приемные дети, которые еще не знакомы с порядками и законами вашей семьи, доставят некоторые проблемы. Зная заранее, что вам предстоит пережить, можно подготовиться к проблемам заранее.

Еще до усыновления ребенка, решите между собой, станете вы ему в будущем сообщать, что он приемный. Если вы считаете, что малыш никогда не должен узнать о том, что он вам не родной, сделайте так, чтобы эта информация не пришла к нему со стороны. Одно дело, если он услышит это от вас, другое – от чужих людей. Он решит, что вы ему всю жизнь врали, а теперь предали. Логике это утверждение не поддается никакой, но, как правило, именно так и утверждают приемные дети.


Когда вы берете в семью ребенка, который помнит своих биологических родителей, возникают серьезные трудности, связанные с тем, что малыш постоянно проводит параллель между вами и его мамой и папой. В сравнении двух семей, первая будет для него самой лучшей. Даже если его родители , которые били и обижали его, они будут окутаны в воспоминаниях ребенка ореолом любви и тоски. Готовьтесь к такому повороту событий. «Закрывайте глаза» на эти высказывания и сравнения. Иначе, доказывая обратное, вы только восстановите против себя ребенка.
Стереотипы по отношению к детям из детдома – это отвратительно. Но, в большинстве случаев, лишенные самого необходимого, эти ребята замечены в воровстве. Как только вы доподлинно узнали, что ребенок украл у вас из кармана, в магазине, у одноклассника или сестры, принимайте меры! Неважно что, и в каком количестве он взял. Главное – он позарился на чужое. Разговаривайте с ребенком, выявите причину его поступка. Обеспечьте его всем необходимым, только не переусердствуйте, чтобы не избаловать.
Если в доме есть другие дети, объясните приемному ребенку, что в семье многое не так, как в детском доме. Если там было принято, что все вещи общие и не имеют одного хозяина, то здесь у каждого члена семьи свои вещи, которые можно брать только с разрешения хозяина. Постарайтесь не обидеть ребенка этим утверждением, пройдет время, и он привыкнет к этому.

В семье растет родной ребенок, который знает вас с рождения, привык к установленным в доме порядкам. Для него ваша любовь и забота – привычное дело, для этого не нужно ничего делать и доказывать, что он хороший. С приемным малышом все происходит по-другому. Поэтому нужно знать то, чего ждет от вас ребенок, которого вы забрали из приюта.

Ребенок должен быть уверен в том, что вы любите его в любом случае. Чувство не зависит ни от каких обстоятельств. Вам неважно, что он плохо учится или наступил на хвост коту. Вы должны любить ребенка не за достоинства или недостатки, а за то, что он есть на этом свете и он рядом с вами.
Дайте понять ребенку, что вы уважаете каждое его решение. Он достоин уважения, как человек, как личность. Это позволит ребенку и уважение к себе.
Не делайте так, чтобы ребенок вас боялся. Чувство страха – не то чувство, которое порождает любовь и уважение.
Внимание по отношению к ребенку должно быть всегда пристальным. Вы должны знать, что с ним происходит, что беспокоит и тревожит его. Это позволит вовремя принять меры и избежать неприятностей в будущем.

Тем, кто хочет взять ребенка из детского дома, но сомневается, нужно найти приемных родителей с большим стажем. Поговорите с ними, расскажите о том, что останавливает и страшит вас в вопросе приемного ребенка. Советы тех, кто воспитывает приемных детей, сводятся к следующим позициям:

Учитесь у тех, кто уже прошел трудный путь воспитания приемных детей;
Не теряйте даже в сложных ситуациях;
Вера во Всевышнего и его законы спасают от отчаяния и помогают найти выход;
Любите приемного ребенка больше, чем самих себя.

Пути решения социальных проблем приемных детей

Поэтому нужно знать стандартные ситуации и пути разрешения конфликтов.

Ребенок, который всю жизнь провел в обществе таких же обездоленных детей, имеет . Они объясняются тем, что малыш всегда был предоставлен самому себе. Ему никто ничего не объяснял, не разговаривал с ним, и не решал его проблемы. Поэтому не «воюйте» со с первых дней. Сначала определите причину боязни, ее истоки. Действуйте поэтапно – сначала заручитесь доверием малыша, дайте ему возможность поведать о своей боязни, а потом вместе решайте эту проблему.

Привыкший жить среди людей, которые знают его возможности и способности, появляясь в новом коллективе, ребенок становится изгоем. Ведь дети жестоки, их не волнуют истинные мотивы того, почему одноклассник не хочет с ними общаться. Они отрицают его присутствие, и стараются «насолить». Может быть, причина того, что ребенок плохо учится в нежелании учиться и идти в школу.

Заинтересуйте ребенка в познании нового. . Двойки исправляются пятерками, которые дети получают, как только почувствуют силы и поймут, что получать знания – это интересно.

Приемным детям, нужно обязательно объяснять, что такое деньги. Необходимо дать точную формулировку того, как ими пользоваться, и какие блага можно получить, если рационально использовать средства. Давайте ребенку некоторую сумму денег раз в неделю. Вместе с ним определите материальные блага, которые он желает получить. В зависимости от того, что малыш задумал купить, поставьте цель. Объясните ребенку, что если он хочет приобрести велосипед, то транжиря всю сумму, которую вы выдаете ему регулярно, он не придет к своей цели. Распределите карманные средства ребенка следующим образом:

Школьные завтраки;
Проезд до школы и обратно;
Расходы на кино и попкорн;
Сумма, которую нужно отложить, чтобы купить велосипед.

Если вы задумываетесь над тем, чтобы взять ребенка из приюта или детского дома, подготовьтесь морально заранее к тому, что с этого момента ваша жизнь изменится. Терпение и любовь помогут вам в этом благородном деле.

15 февраля 2014, 14:12

Появление ребенка в семье – всегда стрессовая ситуация для всех ее членов. Ситуация еще больше усугубляется, когда речь идет о приемных детях. Несовпадение ожиданий и реальности (родителей, ребенка, других участников семьи), стресс нового образа жизни, негативные реакции ребенка, социально-педагогическое и психологическое отчуждение, ухудшение семейной атмосферы, адаптация детей с ОВЗ, разногласия между приемными и родными детьми – только малая часть проблем в приемной семье. Но все их можно предотвратить или решить.

Юридических нюансов между разными формами устройства детей больше, но в рамках данной статьи о них мы говорить не будем. Хочу обозначить только одно, самое важное в данном контексте.

  • Усыновление – это безвозмездная опека над ребенком. Оформляются необходимые документы, и малыш становится полноценным членом семьи. Все расходы и заботы ложатся на плечи родителей.
  • Приемная семья – возмездная форма, то есть государство оказывает финансовую помощь приемным семьям, а между государством и семьей заключается договор, взрослый носит статус воспитателя и получает зарплату.

Существуют и другие характерные особенности приемной семьи, отличающие ее от других форм :

  • Взять на воспитание можно одновременно до 8 детей.
  • Ребенок носит статус воспитанника.
  • Срок пребывания ребенка в семье оговаривается в договоре между органами опеки и приемной семьей.

Нередко форма приемной семьи служит проверкой для дальнейшего усыновления или опекунства. В приемную семью ребенок может быть помещен временно, например, при социальном сиротстве, когда мать или отец находятся на исправлении.

К функциям приемной семьи относится:

  • развивающая,
  • социализирующая,
  • корригирующая,
  • реабилитационная.

Требования к приемным родителям

В обязанности приемных родителей входит:

  • Воспитание на основе взаимоуважения, организации совместного быта и досуга, взаимопомощи.
  • Создание условий для получения образования, физического и психического благополучия, духовного и нравственного развития.
  • Защита прав и интересов ребенка.
  • Своевременный и соответствующий уход и лечение ребенка.
  • Взаимодействие с учителями или воспитателями образовательного учреждения, которое посещает ребенок.
  • Извещение органов опеки о возникших проблемах или невозможности ухода за ребенком.

Из этого возникают следующие компетенции приемных родителей:

  • Способность защитить права и интересы ребенка.
  • Умение создать благоприятные условия жизнедеятельности, которые обеспечат процесс успешной психологической адаптации и социализации приемного ребенка.

Естественно, приемные родители должны быть дееспособными. Согласно гражданскому и семейному кодексу, обязательно прохождение школы приемных родителей, которая обеспечивает психолого-педагогическую и социально-правовую готовность граждан к принятию и воспитанию приемного ребенка.

Кризисы в приемной семье

Нормативный кризис в приемной семье один – этап ослабления «эмоциональной пружины» и появление первого доверия к новой семье. Это ухудшение поведения, вызванное расслаблением и высвобождением того, что ребенок сдерживал внутри, думая, что это оттолкнет родителей и его снова отправят в приют.

Ребенок начинает реагировать на стресс и выражать недовольство привычным образом. К сожалению, для детей из приюта такими способами чаще являются:

  • крики;
  • драки;
  • вранье;
  • воровство, другие девиации.

Ребенок доверяет семье, верит, что его не прогонят, даже если будут знать о его недостатках. И он начинает показывать себя со всеми плюсами и минусами.

Любые другие проблемы сигнализируют о ненормативных кризисах. Метод коррекции подбирается в строго индивидуальном порядке, а вот причины кризисов, как правило, общие для каждой семьи.

Чрезмерные требования и ожидания родителей

Давление на ребенка и ожидание (не всегда осознаваемое) благодарности с его стороны. Каждый приемный ребенок испытывает ее, но не каждый может ее выразить.

Научить выражать благодарность и другим полезным социальным навыкам – задача приемных родителей. Научить, а не ожидать (требовать).

Детская тревога от непонимания своего статуса и роли в новой семье

Детская тревога по поводу места и роли ребенка устраняется беседой. Но сначала родители должны обсудить это со специалистом, сопровождающим семью. Нужно в доступной и корректной форме объяснить ребенку, как и почему он оказался в семье, какие перспективы его ожидают.

Можно использовать примерно такую структуру разговора: «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Иногда можно добавить: «Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним», то есть рассказать о реальной ситуации в семье, но делать это можно только после обсуждения с психологом.

Предыдущий психотравмирующий опыт ребенка

Психотравмирующий опыт обязательно должен быть выражен, иначе ребенок не сможет развиваться дальше. Вот только выражает его ребенок чаще всего символически, что может проявляться в чрезмерной чистоте или наоборот неряшливости, беспокойстве о здоровье. Неподготовленные родители воспринимают подобные проблемы как собственные неудачи.

Почему любой кризис можно считать конструктивным

В контексте приемной семьи любой кризис можно считать конструктивным, даже если он носит ненормативный характер. Тому есть несколько объяснений:

  • Кризис указывает на конкретную проблему, помогает ее понять и проработать.
  • Нерешенный кризис не дает идти вперед в адаптации. В совокупности этапы адаптации и кризисы указывают направление и динамику движения семьи.
  • Преодоление кризиса придает уверенности каждому члену семьи, и родителям как воспитателям в частности, дает силы на дальнейшую работу.
  • Успешное разрешение кризиса способствует и снижению уровня .

Адаптация ребенка в приемной семье

Продолжительность и особенности адаптации зависят от психического и физического состояния ребенка и членов приемной семьи, особенностей проживания и подготовленности родителей, возраста ребенка. Оптимальный возраст для устройства – 3 года и младше.

В психологии принято выделять 4 адаптационных этапа ребенка в приемной семье.

Медовый месяц

Первый месяц жизни в приемной семье. Как ребенок, так и другие члены семьи наполнены ожиданиями, интересом и идеализированными установками. Каждый хочет показать себя с лучшей стороны.

Уже не гость

Первый кризис в новой семье, который сигнализирует об успешной адаптации. Гораздо хуже, если его нет. Ребенок понемногу осваивается и начинает проявлять свое «Я», что выражает хулиганством, непониманием между ним и семьей. Часто на этом этапе родители приходят в ужас и сомневаются о своем решении, конечно, если не знают, что проблемный этап – хороший признак.

Вживание

Через проблемы и непонимание родители учатся взаимодействовать с ребенком. Они уже изучили его сильные и слабые стороны, он освоил правила семьи. Поведенческие проблемы на этом этапе – плохой знак. Важно найти причины нежелательного поведения и самостоятельно или со специалистом решить проблемы.

Стабилизация отношений

Ребенок не воспринимается как чужой, семья функционирует в единстве со всеми ее участниками. Ребенок спокоен за свое будущее и безопасность, но его еще долгое время могут мучить вопросы о жизни кровных родственников. Это идеальный вариант завершения адаптации, но на практике встречаются 2 варианта:

  • Родители не пасуют перед наследственностью и особенностями взросления ребенка, семья функционирует как среднестатистическая.
  • Родители не нашли в себе силы и способности преодолеть наследственность, особенности ребенка, взаимоотношения между семьей и ребенком не налажены, проблемы усугубляются, появляются новые негативные черты и привычки, родители не смогли заслужить доверие ребенка.

При втором варианте, вероятно, ребенок снова попадет в детский дом. Это, безусловно, создаст больший стресс для ребенка и худшую почву для нового устройства. Чем больше таких предательств (прием-отказ), тем больше у ребенка недоверие ко всему миру. Для того чтобы этого не случилось, были придуманы клубы и школы приемных родителей. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Замещающие семьи – что это, их виды, особенности и описание. Психологическое сопровождение замещающих семей».

Мифы и реальность о приеме ребенка в семью

У всех плохая наследственность

Данное утверждение является скорее мифом, чем истиной. Безусловно, генетика и наследственность имеют место быть. Но гораздо больше зависит от стиля воспитания, от условий воспитания, от тех людей, которые воспитывают. Если речь идет о болезнях, то да, большая часть детей в государственных учреждениях имеют определенные проблемы со здоровьем. Но если речь идет о каком-либо отставании, то это достаточно легко решаемый вопрос. Прежде всего нужна забота, любовь и теплота от приемных родителей.

Родные дети так же могут родиться с определенными проблемами. И так же может быть не самая лучшая наследственность, которая берет начало из какого-то далекого поколения прадедушек и прабабушек. В общем, трудностей с генетикой (поведением и болезнями) с такими детьми не больше, чем с родными. Это точно такие же дети, просто их уже один раз обидели, а потому любви им нужно в несколько раз больше.

К слову говоря, не всегда приемные дети являются детьми людей с зависимостями или чем-то еще. Не стоит забывать, что жизнь очень непредсказуема и в любой момент даже с самыми прекрасными людьми может что-то случиться: авария, нападение и другое. Такие причины сиротства тоже не следует забывать. А возможность спросить о том, что случилось с родными родителями, есть всегда.

Существует огромная очередь на детей

Это абсолютная неправда. Очередей нет. Любая организация и любые работники социальных служб делают все возможное, чтобы устроить как можно больше детей в семьи. Нет очередей, нет каких-то жестких невыполнимых условий.

Главное – желание семьи принять к себе ребенка-сироту. Если это желание имеется, то вопрос с очередью является первым в списке тех, которые не возникнут. Достаточно соблюсти ряд нехитрых правил, прописанных в законах, чтобы взять ребенка в свою семью.

Взять ребенка в семью – это дорогое удовольствие

Возможно и дорогое. Но не дороже рождения своего ребенка. А в наше время рождение и воспитание ребенка – серьезный и недешевый шаг. Но в данном вопросе следует сделать несколько оговорок.

  • В России для граждан нашей страны платным является только усыновление (удочерение). Остальные формы устройства ребенка в семью совершенно бесплатны.
  • Более того, государство выплачивает определенные пособия, заработные платы и оказывает иную финансовую поддержку (все вопросы государственной помощи прописаны в соответствующих законах).
  • Но вот для иностранных граждан, желающих взять ребенка из России, любая форма является платной.

А потому следует вывод о том, что бояться финансовых трудностей приемным родителям из России не стоит. А точнее это будет не сложнее, чем с родным ребенком. Если люди готовы материально к ребенку, то совершенно не имеет значения, какой он будет: родной или приемный.

Процесс передачи ребенка в семью

Весь процесс знакомства будущих приемных родителей с ребенком реализуется в 3 этапа: подготовительный, визит, первая и последующие встречи.

Подготовка

На подготовительном этапе задача родителей – получить как можно больше информации о ребенке. Это своего рода заочное знакомство с ним. Родители узнают от работников учреждения о характере ребенка, его поведении, трудностях, жизни до интерната, его родных родителях, состоянии здоровья и так далее.

Визит

Кандидаты в приемные родители после беседы с психологом и воспитателем приюта могут со стороны посмотреть на своего потенциального ребенка, еще раз все обдумать, возможно, снова поговорить со специалистом. Иногда родители решают, что не справятся с особенностями ребенка. Это нормально. И очень хорошо, если это произойдет до личного знакомства с самим ребенком.

Первая встреча

Если до этого трудностей и сомнений не возникало, то и первой встречи бояться не стоит. Однако важно помнить, что все дети разные и реакция их будет разной. Нельзя сразу решать, подходит ребенок вам или нет. Любовь с первого взгляда в данном случае бывает редко. Потому рекомендуется несколько раз встречаться с ребенком, гулять с ним, разговаривать, приглашать в гости.

Для первой встречи важна подготовка обеих сторон. Отмечено, что даже младенцы испытывают волнение в ночь перед встречей, а дети постарше иногда просят никуда их не отдавать, хотя до этого рвались в семью.

Важно дать время себе и ребенку на привыкание, регулярно поддерживать контакт. Неизвестность пугает. Если не можете прийти сами, то вышлите ребенку фото себя и дома, самые лучшие фото своей семьи, домашних животных. Создайте коллаж с трогательными подписями.

Как одеться и вести себя?

Тут важно учитывать возраст ребенка.

  • Дети до 3 лет любят все трогать, щупать, хватать, пробовать на зуб. Потому нужно одеться простенько и не очень ярко, избегать украшений и желательно не душиться (тем более резкими запахами). Дети привыкли к обстановке приюта, внезапное яркое и шумное пятно в виде нового человека может напугать их.
  • Одеваясь, учитывайте, что вам может понадобиться сесть или даже лечь на пол, прогуляться по грязи. Не нужно одеваться как на праздник или как на смотрины.
  • Оптимальный способ начать взаимодействовать с ребенком от года до 3 лет – сделать вид, что вы сами по себе, вообще не к нему пришли. Сидите, рассматривайте какой-то цветочек.
  • С младенцами все тоже не так просто. Малыши чувствуют наше состояние, особенно тревогу. Брать на руки ребенка нужно очень осторожно.
  • Будьте готовы к тому, что ребенок может отличаться от фотографии или проявить негативизм в вашем отношении.
  • С детьми постарше все одновременно проще и сложнее. С одной стороны, они ближе к взрослым, с другой стороны – они полнее сформированы как личность. Желательно с работником приюта обсудить подход к конкретному ребенку.

Как вести себя в группе детей

Что делать, если вы приходите и видите группу беснующихся детей, а ваш стоит где-то в уголочке? Принцип тот же – расположитесь где-то рядом и ждите, что он сам подойдет. Затем разрешите ему осматривать и ощупывать вас.

  • Не пытайтесь сразу управлять ребенком и завлечь его, например, «а пойдем на карусели покатаемся». Ребенку нужно время привыкнуть к вам, для него вы – чужак и потенциальная опасность.
  • Все ценные вещи и то, с чем вы не можете расстаться, выложите заранее. Вы будете осмотрены ребенком от и до, а карманы выпотрошены, вещи «прихватизированы».
  • Зато можно положить приятный сюрприз в виде игрушки или чего-то другого, но сладкое лучше не брать.
  • Не пытайтесь позиционировать себя как мама или папа. На первой встрече нужно достичь установки «Я не опасен для тебя, малыш».

Какую игрушку взять

Не выбирайте слишком отвлекающую игрушку. Помните, что вам она на первой встрече нужна для того, чтобы от ее имени говорить и связать вас и ребенка.

Оптимально – пальчиковые игрушки. Надеть две такие куколки на два пальца, и пусть они общаются. Потом можно оставить их ребенку.

Форма встречи и обстановка

Идеальный вариант – прогулка. Если не это, то любое другое место и обстановка, привычная для ребенка. Те места, где он чувствует себя в безопасности. Тогда вся энергия будет направлена на знакомство, а не на адаптацию или защиту.

  • Инициатором общения должен стать сам ребенок. Ваша задача – создать подходящие условия, без слов расположить к себе.
  • Помните, что ребенок может не принять обстановку, а не вас. Не стоит сразу расстраиваться.

Как представиться

По имени. Но все не так просто. Дети из приютов часто задают вопрос «Ты моя мама?» или «Ты будешь моей мамой?». Если вы действительно собираетесь пристроить этого ребенка, то можно ответить «Если ты захочешь, я, конечно, ей буду». Но с такими словами нужно быть очень осторожными.

Можно еще ответить, что вы пришли познакомиться. Попросить показать комнату, группу. Важно всегда давать инициативу ребенку. Инициатива = чувство контроля, а значит и спокойствие.

А как же остальные дети?

Идя в приют, важно быть готовым к тому, что на вас повиснут гроздьями дети, будут называть мамой и просить забрать. Как реагировать? Как отказывать? Как отвечать?

  • Сдерживайтесь, вдыхайте и выдыхайте. Не отвечайте на подобные вопросы.
  • Можно всех детей гладить, вместе поиграть, порисовать.
  • Всех забрать нельзя, вы пришли за одним. Но детям это знать не обязательно.
  • Во время общей игры понаблюдайте за «своим» ребенком, как он взаимодействует с остальными, как реагирует на новое. Признак зрелой психики – постепенное осторожное взаимодействие с новым объектом. Фиксируйте каждый шаг. Ведь именно сейчас ребенок показывает то, что ждет вас потом дома.

Что взять из приюта

Как ни странно, но это важный момент. Не только принести, но и взять. Между вами и приютом, то есть ребенком должен возникнуть какой-то связующий элемент. Поговорите с работниками, вместе придите к решению.

Приносить ли еду

Принести еду можно. Для вашего ребенка это даже хорошо, так как подсознательно заработает мощный механизм инстинктов. Вы покормили – вы безопасны.

Но будьте готовы, что еду захотят все. Сразу продумайте форму раздачи. Еще важно уточнить у воспитателей, что можно принести, а что нельзя. К чему дети привыкли, какое состояние здоровья.

Ребенок тревожится

Что делать, если на первой встрече ребенок тревожится? Опуститесь на его уровень (присядьте на корточки), не смотрите в глаза (на подсознательном уровне расценивается как агрессия), но смотрите рядом и чуть в сторону. Если ребенок позволяет, то погладьте его.

Говорите что угодно, но ровным и спокойным голосом. Лучше, конечно, вербализовать состояние ребенка, рассказать, что и вам страшно, и вы волнуетесь.

Попробуйте воспользоваться техникой присоединения к дыханию. Кстати, потом дома тоже пригодится. Почувствуйте ритм дыхания и сердца ребенка, повторите его. Постепенно замедляйте и восстанавливайте дыхание. Ребенок успокоится.

Кого еще позвать на встречу

Вы, ребенок и психолог или другой работник приюта, хорошо знающий именно этого ребенка, то есть некое связующее звено – все, кто должен быть на встрече. У ребенка всегда есть привязанности и нередко к кому-то из работников. Замечательно, если именно он передаст ребенка в семью.

Послесловие

Родители всегда могут рассчитывать на поддержку со стороны государства. Разного рода организации, обеспечивающие психологическое сопровождение приемной семьи, стремительно разрастаются. Огромная пропасть в виде неподготовленности родителей наконец-то замечена, и сегодня усыновление ребенка не так страшно, как было еще недавно. Риски сведены к минимуму.

Похожие публикации