Организация и методика проведения занятий по лепке. План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Занятия по лепке

Задачи:

Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные) , передавать их характерные признаки.

Закрепить приемы раскатывания, сплющивания, приглаживания, развивать мелкую моторику руки.

Лексическая работа: познакомить детей с понятием «ярмарка» ; подбор относительных прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус овощей.

Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле.

Материал:

Пластилин, дощечка, стека, натуральные овощи: огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации различных овощей и фруктов, а также иллюстрации, изображающие труд людей по выращиванию овощей и фруктов, заучивание загадок, пение песни «Собираем урожай» чтение В. Сутеева «Яблоко» , Ю.Тувим. «Овощи» .

Ход занятия:

Ребята, наступило время, когда овощеводы и дачники собрали свой богатый урожай овощей. Излишки урожая они повезли на овощную ярмарку. Кстати, вы знаете, что такое «ярмарка» ? Это специально отведенное место, куда съезжаются колхозники со своим урожаем. Ярмарка обычно проводится осенью, чтобы люди заготовили овощи на долгую зиму.

Мы с вами тоже должны заготовить овощи в детский сад на зиму, чтобы повара готовили нам вкусную еду, поэтому тоже отправляемся на ярмарку.

Но так как мы с вами еще не работаем, и у нас нет денег, то я думаю, что мы сможем приобрести овощи за интересные загадки, которые мы будем загадывать продавцам. Пожалуйста, начинайте загадывать.

Загадки про овощи:

1. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали, -

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?

/Картофель/

2. В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят.

/Помидоры/

3. Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети?

4. Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые.

5. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. /Морковь/

6. Над землей трава,

Под землей – алая голова.

А теперь, ребята, давайте внимательно рассмотрим овощи, которые мы купили. Обведите их пальчиками по контуру, и скажите, какой формы ваши овощи?

Помидор, лук - круглые;

огурец, картофель - овальные;

морковь – удлиненная;

свекла – конусообразная.

Напомните, пожалуйста, какого цвета ваши овощи?

Помидор – красный;

картофель - белый, розовый;

огурец – зеленый;

свекла – темно- вишневая;

морковь – оранжевая;

лук - коричневый.

Правильно вы все сказали, ребята, молодцы. Только этих овощей недостаточно для всего детского сада, зима ведь длинная. Как быть? /Слепить еще/.

Физминутка "Овощи"

Мы капусту рубим, рубим,

/движения ребром ладони вверх-вниз/

Мы морковку трем, трем.

/движения ладонями вперед-назад/

Мы морковку солим, солим,

/круговые движения пальцами/

Мы морковку жмем, жмем.

/сжимание ладоней в кулачки/

А сейчас, ребята, приготовьте себе корзину и наполните ее овощами.

/самостоятельная деятельность детей/

Теперь я предлагаю выставить ваши вылепленные овощи на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему?

Особое внимание при высказывании обратите на то, аккуратными ли получились овощи у ваших друзей: ведь нужно было приглаживать пальчиками поделку, чтобы она была гладкой; похожи ли они на настоящие овощи.

/анализ работ детьми/.

А сейчас, ребята, наступает самый приятный момент: мы будем дегустировать /пробовать на вкус/ овощи, которые купили на овощной ярмарке. Попробуйте по кусочку разных овощей и скажите, какого они вкуса?

Лук, чеснок – острый,

Картошка – рассыпчатая,

Помидор – сладко-кислый,

Огурец – хрустящий,

Перец болгарский – сладкий.

Ребята, я думаю, что повара скажут вам большое спасибо за купленные овощи. Теперь мы обеспечены витаминами на всю зиму. Спасибо вам за работу.

Ознакомительный процесс

Работа детей

Оставшуюся после лепки массу заверните в тряпочку и положите в полиэтиленовый пакет. Если при хранении влажная тряпка начнет плесневеть, замените ее на новую, а глину промните.

После работы помойте руки под краном и приведите рабочее место в порядок, используя для этого губку.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 5 годам:

Умеет отламывать от большого куска пластилина (глины) небольшие кусочки.

Умеет скатывать куски пластилина круговыми движениями рук в шарики.

Умеет раскатывать куски пластилина прямыми движениями рук в столбики, колбаски.

Умеет надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху.

Умеет размазывать пластилиновые шарики по картону.

Умеет прищипывать с легким оттягиванием края пластилиновой поделки.

Умеет прищипывать мелкие детали.

Умеет сплющивать шарики пластилина между пальцами или ладонями.

Умеет сглаживать поверхность вылепленной фигуры, места соединения частей.

Умеет наносить пластилин в границах нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне.

Умеет вытягивать отдельные части из целого куска пластилина.

Владеет приемами вдавливания середины пластилинового шара, цилиндра при помощи пальцев.

Знаком с использованием стеки.

Способен украсить поделку узорами при помощи стеки.

Умеет украшать изделие пластилиновым барельефом.

Годовое тематическое планирование занятий по лепке

Конспекты занятий

Тема недели "Части тела и лица"

Занятие 1. Лицо клоуна

(Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала)

Программное содержание. Учить детей скатывать из пластилина шарики и прикреплять их на заданную основу Закреплять умение детей ориентироваться в частях лица. Развивать мелкую моторику рук и внимание.

Демонстрационный материал. Альбомный лист с двумя нарисованными клоунами, имеющими пять заметных отличий (костюмы разных цветов; разные по форме шляпы, ботинки; в руках держат разные предметы; один клоун грустный, другой веселый).

Раздаточный материал. Капсулы от киндер-сюрпризов белого цвета по количеству детей, пластилин, пуговицы с ушком, по два маленьких кусочка меха, картонки-подставки, доски для лепки.

Ход занятия

Покажите детям нарисованных клоунов и попросите найти отличия.

Скажите детям, что у клоунов на лице всегда много краски. Они специально раскрашивают себя поярче – красный нос, щеки, огромные глаза, чтобы было смешно.

Предложите детям самим сделать смешных клоунов. Каждому ребенку нужно вылепить из пластилина глаза, нос и рот и прикрепить к киндер-сюрпризу. Шляпу-пуговицу и волосы из меха нужно закрепить при помощи пластилина (шляпу можно вылепить и из пластилина).

Покажите, как прикрепить поделку на картонку-подставку и спросите детей, какой клоун у них получился (смешной, веселый, озорной).

Занятие 2. Овощи

(Лепка из глины)

Программное содержание. Учить лепить из глины предметы овальной и круглой формы. Развивать мелкую моторику рук и память.

Демонстрационный материал. Муляжи или настоящие овощи по количеству детей, мешок.

Раздаточный материал.

Ход занятия

Раздайте детям овощи. Дети по очереди называют овощ, который им достался. Соберите овощи в мешок. Затем дети достают по одному овощу из мешка и вспоминают, у кого этот овощ был (предыдущий обладатель овоща должен молчать).

Покажите детям глину. Предложите вылепить из нее два любых овоща. Для этого нужно отломить небольшой кусок глины, скатать его между ладоней в шар и придать форму нужного овоща. Из другого шара прямыми движениями рук можно раскатать овал и придать форму другого овоща. Овощи сглаживаются слегка смоченными в воде пальцами.

Когда овощи подсохнут, можно раскрасить их гуашью.

Тема недели "Фрукты"

Занятие 3. Фрукты

(Лепка из глины)

Программное содержание. Продолжать учить лепить из глины предметы овальной и круглой формы. Развивать мелкую моторику пальцев и речь.

Демонстрационный материал. Мяч.

Раздаточный материал. Глина, доски для лепки, миски с водой.

Ход занятия

Дети встают в круг, передают друг другу мяч и говорят, каким фруктом они угостили бы своих друзей ("Я угощу вас желтым бананом" или "Я угощу вас зеленой грушей" и т. д.).

Затем предложите детям вылепить из глины любимые фрукты. Для этого нужно отломать небольшой кусок глины, скатать его между ладоней в шар и придать форму нужного фрукта. Из другого шара прямыми движениями рук можно раскатать овал и придать форму другого фрукта.

Когда фрукты подсохнут, их можно раскрасить гуашью.

Тема недели "Ягоды"

Занятие 4. Корзина с брусникой

(Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить лепить полый предмет с ручкой. Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней. Закреплять умение сопровождать стихотворение соответствующими тексту движениями. Развивать точность и координацию движений.

Демонстрационный материал. Настоящая или нарисованная корзинка.

Раздаточный материал. Пластилин, картонки-подставки, доски для лепки.

Ход занятия

Выполните вместе с детьми движения, соответствующие стихотворению:

Я по лесу пойду, я бруснику найду

Если нет лукошка – соберу в ладошку

Прыгну через лужицу – голова закружится.

А в траве брусника, тут ее найди-ка!

Спросите детей:

– Что мы собирали в лесу? (Бруснику.)

– Куда клали ягодки? (В лукошко или в ладошку.)

Покажите детям корзинку и объясните, что лукошко – это то же самое, что и корзина, только с круглым дном.

Предложите тоже отправиться в лес и набрать корзину брусники. Но сначала объясните детям, как сделать корзину из пластилина: скатать круговыми движениями большой шар, затем большим пальцем с одной стороны надавить, чтобы получилось отверстие. Пальцами расширить и углубить его, выровнять края. Раскатать колбаску и прижать ее сверху корзины, примазав пальцами, чтобы получилась ручка.

Остается наполнить корзину ягодами. Пусть каждый ребенок скатывает маленькие красные шарики между ладоней и кладет в корзину.

Тема недели "В лесу"

Занятие 5. Гриб

(Лепка из глины)

Программное содержание. Учить скатывать из глины столбик и соединять его с расплющенным шаром. Развивать умение изображать слова стихотворения при помощи действий.

Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю ли­цом . На каждом столе должны быть дощечка, посуда с водой, мокрая тряпочка, стакан со стеками, коробочка с дополнитель­ными материалами, если в этом есть необходимость.

В центре полукруга столов, на видном месте, ставит легкую тумбочку, покрытую однотонной выглажен­ной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру – вылепленную поделку чистую, красивую, без дефектов.

Если нужно уточнить детали, воспитатель может повесить на доску иллюстрации, но не более 2-3, чтобы не отвлекать внимание детей от главной задачи.

На столе у воспитателя находится все необходимое для занятия: книги со стихами, пластинки, пленки, технические средства, дощечка и материал для показа способа действия или для показа в качестве индивидуальной помощи (воспи­татель на своем материале показывает, как нужно работать).

Первая часть занятия - процесс формирования замысла . Это очень ответственная часть занятия - от того, как воспитатель построит именно эту часть за­нятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Вос­питатель создает атмосферу творчества. Она начинается с объяв­ления темы . Воспитатель знакомит детей с предме­том, который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вы­зывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выра­зить в лепке что-то свое, только что придуманное, а также определяет выбор методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных. Вос­питатель ставит перед детьми задачи изображения. Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения на­блюдать. Для развития этих качеств у детей педагог выбрала леп­ку жуков. За день до занятия она рассказала детям о жуках, по­знакомила с их строением, они рассмотрели коллекцию жуков и открытки с их изображениями - там были жуки-носороги, жуки-олени, скарабей, усач, майский жук, жужелица. Каждый ребенок выбрал своего жука-любимца. Чтобы внести элемент творчества, воспитатель сформулировала тему так: «Сорев­нования на стадионе «Олимпион». Дети должны были вылепить сво­их насекомых, которые движутся на тачках, самокатах, велосипедах к финишной ленте. Педагог усложнила задачу, требовалось изобра­зить жука не статично, а в движении, изобразить «транспорт», при этом проявить чувство юмора, любовь к маленьким живым сущест­вам. Формулировка темы помогла решить поставленную задачу без дополнительных объяснений, так как у детей появился игровой мотив деятельности . Это позволило и анализ занятия провести в игровой форме.



Об­следование предмета - ответственный момент, формирование у детей умения смотреть - одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей лепки имеют свою специфику : об­следующий жест - включает осязание ладонями тех частей, которые дети будут лепить ладонями, и осязание пальцами частей, тре­бующих тонкой проработки, которые они будут лепить пальцами. Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что способы обследования определяют способы изображения, и сформировать правильные навыки лепки. Сначала предмет рассматривают целиком . Педагог использует для этого сюрпризный момент или игровую ситуацию . Затем следует детальное обследование , дети ощупывают предмет, определяя его объем, массу, форму. Деталь­но обследуют отдельные части этого предмета и их соединение с главной частью. После этого воспитатель возвращает детей к це­лостному эмоциональному восприятию . Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета .

Вторая, основная часть занятия - выполнение замысла . Сфор­мированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ста­вила не творческие, а технические задачи, например отработку приемов лепки, то и в этом случае нужно дать детям возмож­ность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить ее. Во время лепки воспитатель подходит к каждому ребенку, нико­го не обделяя вниманием. Не следует ничего поправлять в дет­ских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыслу ребенка, а если у него не хватает навыков лепки, показать на своем кусочке пластилина.

Третья часть занятия – анализ результатов детской деятельности или педагогическая оценка детских работ . Анализ в разных формах необходим на каждом занятии. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ.

В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие ошибки они допустили . Критиче­ские замечания, которые касаются техники лепки, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался. С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей . Например, дети в средней группе конструктивным способом лепят сидящего медве­жонка. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?» Дети отвечают, что он ее плохо примазал. Педагог предлагает детям посмотреть все работы и найти те, где все детали хорошо скреплены. Затем педагог спрашивает: «Почему эти медвежата такие крепенькие?» Дети должны сами делать выводы - закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию : например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сере­жиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

После занятия все выле­пленные игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вы­лепить свою работу красиво.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют в шкаф, где находится постоянно действующая выставка работ . Эти работы обрабатывают парафи­ном и сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Продумывая методику работы с детьми по лепке, воспитатель большое значение уделяет формированию у детей стереотипных уме­ний , поэтому достаточно часто применяет показ и разъяснение спо­собов действия, тренировочные задания для закрепления навыков.

Только на этой базе возможна творческая деятельность детей , поиск новых способов изображения, интересных, нестандартных решений. Тренировочные задания должны быть разнообразными. Например, воспитатель формирует у детей навык раскатывания глины ровным жгутом. На одном занятии они лепят из него кор­зинку для ягод, на другом - красивый кувшин, на третьем - брев­нышки для домика Кикиморы. На каждом из этих занятий дети отрабатывают необходимый навык и имеют возможности для творческого самовыражения.

Детей младшего дошкольного возраста характеризует бурное физическое и психическое развитие. Развиваются движения рук, улучшается координация движений, начинают развиваться мелкие мышцы рук, и это позволяет ребенку осваивать все более сложные движения. Малыш знакомится с разнообразными предметами способами действий с ними, начинает замечать мелкие предметы, рассматривать их. Освоение окружающего пространства вызывает потребность в общений, малыш начинает задавать множество вопросов. Ведущим средством общения становится речь. Он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Занятия лепкой для самых младших дошкольников 2-го года жизни являются первой ступенькой, которая поднимает их из периода доизобразительного в изобразительный- это революционный скачок в разви­тии ребенка, после которого у него резко увеличивается количество мыслительных операций, начинают развиваться образное мышле­ние, воображение, развиваются функции руки. Лишая детей воз­можности лепить, взрослые задерживают их развитие. Раскатанный на столе кусочек глины становится «конфеткой», «колбаской», которой можно угостить куклу. Дальнейшее освоение глины и простейших приемов лепки позволяет воспитателю группы «Малыши» решить основную задачу: подвести детей к пониманию возможностей изображения реального предмета. Развитие детей неодинаково.

Тематика лепки детей очень простая - это колбаски, баранки, яблочки, печенье. Колобок, снеговик, птичка (согнутая колбаска с прищипнутым клювом).

Дети с 2 до 3 лет должны освоить основные формообразующие движения и уметь их применять самостоятельно. Они должны знать, как вылепить стол­бик, шарик, диск, соединить концы колбаски и получить баранку, а в конце года освоить лепку предметов, состоящих из нескольких частей, - пирамидку, самолет лодочку, мишку-неваляшку, зайчи­ка, грибок, яблоко с листочком, птичку, кошку. Воспитатель дает детям представление о частях предмета, их соединении. Знакомит с функцией предметов и их частей. Рассматривая с детьми чайник, объясняет, что это предмет, в который наливают чай, ручка нуж­на для того, чтобы держать и не обжигаться, из носика чай нали­вают в чашку, сверху чайник закрывается крышкой.

Организация занятий лепкой для младших дошкольников имеет свою специфику. Дети 3 года жизни впервые начинают за­ниматься лепкой. Карандаши и фломастеры, их назначение, спо­собы использования уже известны им. Но глину многие из них никогда не видели и боятся брать ее в руки. Дети не привыкли еще и к самой форме занятий. Поэтому первые занятия педагог про­водит в маленьких группах из 4-6 человек: садится с ними за стол, кладет перед собой дощечку и глину и начинает показывать, что из нее можно слепить. Свои действия воспитатель сопровождает эмоциональным рассказом, а вылепленные предметы тут же начи­нает обыгрывать, используя кукол и игрушки. Например, вылепили морковку и тут же угощают ею зайчика, зайчик рассматривает морковку, хвалит ее. Педагог на глазах у детей делает 2-3 игрушки, лучше, если они будут связаны одним сюжетом. Педагог лепит не торопясь, так, чтобы дети успели увидеть его движения. Игрушки должны быть простыми по форме. Необходимо, чтобы занятия были эмоциональными, интересными и длились не более 10 мин.

Когда дети познакомятся с процессом превращения глины в игрушки, можно предложить им самим поиграть с глиной, помять её, отщипывать кусочки. Все это педагог немедленно обыгрывает: «А это будут у нас конфетки для мишки». Медведя воспитатель держит в руках и предлагает детям угостить его конфетами.

На последующих занятиях педагог показывает детям самые простые формообразующие движения, сопровождая их объяснением - что и зачем он делает. Он ставит игрушечный самовар и приглашает кукол к чаю, объясняя детям, что баранки к чаю он сейчас слепит: «Оторву немножко глины, положу на ладошку покатаю другой ладошкой, вот получилась колбаска. Мы ее сей­час согнем и кончики прижмем, вот и получится баранка». Педа­гог лепит 2-3 баранки, каждый раз сопровождая свои действия словами. Затем предлагает лепить баранки детям, помогая им. Так дети осваивают первое формообразующее движение - раска­тывание. После того как дети освоят этот прием, педагог показы­вает, как скатать шар круговыми движениями ладоней. Он подхо­дит к каждому ребенку и показывает ему это движение. Скатывание - сложное движение, и не каждый ребенок поймет, как долж­ны двигаться ладони, поэтому воспитатель берет ладошки ребен­ка в свои и, прижимая их к глине, показывает, как нужно действо­вать. После скатывания детям показывают прием сплющивания, предлагая слепить печенье, пряники, оладьи. Все вылепленные детьми вещи обыгрываются. Слепили шар - это Колобок, он ка­тится по дорожке, поет песенку вместе с детьми. Для закрепления педагог предлагает детям слепить яичко, которое снесла Курочка-Ряба. В этом возрасте трудно сформировать интерес детей к результатам своей деятельности, игровые приемы являются самыми доступными для малышей. Важно, чтобы педагог давал задания, понятные и интересные детям. Планируя занятие с детьми, педагог особое внимание уделяет формированию мотивов деятельности , так как именно они влияют на качество изображе­ния младшего дошкольника.

В первой младшей группе ведущими методами являются ин­формационно-рецептивный , а затем репродуктивный , требующий от детей самостоятельности . На каждом занятии педагог рассмат­ривает вместе с детьми игрушку или образец, затем показывает способ действия . Но как только дети усвоят его, педагог перестает показывать и только словами напоминает , что нужно делать. Это очень важный момент. Зная, что педагог все покажет, дети быстро перестают думать и просто подражают ему.

К 4 годам ребёнок овладевает важнейший операций - сравнением «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышле­ния», - считал К.Д.Ушинский. К 5 годам дети становятся наблюда­тельными, у них развивается память и способность к воспроизведе­нию. Игровая, трудовая, изобразительная деятельность развивают у младшего дошкольника творческое воображение.

В средней группе педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, опре­деляя сходство и отличия (например, сравнивая рыбку и кита, дети выделяют общий для них овальный силуэт). Педагог учит детей переносить усвоенные способы изображения в новые усло­вия.

В средней группе дети лепят несложные предметы, состоящие из нескольких частей. Они должны научиться правильно передавать пропорции между частями предмета, прочно их присоединять и примазывать . Активно включаются в работу пальцы; такие дета­ли как уши, клювы, гребешки, делают путем прищипывания, шляпки грибов, мисочки - путем вдавливания, хвосты у птиц - растягиванием глины или пластилина. Одновременно с изображе­нием мелких деталей игрушек из глины и пластилина педагог учит детей изображать крупные, обобщенные фигуры из мокрого песка и снега, летом можно использовать репьи. В лепке из снега участ­вует и педагог, показывая детям, как надо скреплять детали, за­глаживать поверхность, украшать фигуру кусочками льда, ка­мешками и красками. В средней группе дети учатся использовать дополнительные материалы - иголки от сосны для изображения иголок у ежихи с ежатами, усов у кота; бусинки для изображения глаз. Для развития мелких мышц руки педагог дает задание выле­пить на пластине барельеф бабочки и украсить ее цветными гра­нулами полиэтилена или мелкими камушками, семенами цветов, лепестками. С этой же целью дается задание вылепливать из пла­стилина буквы.

На 4 году жизни значительно повышается уровень психического развития ребенка. Занимаясь лепкой с детьми этого воз­раста, воспитатель проводит детальное обследование предмета, сохраняя принятую последовательность: сначала эмоционально целостное восприятие предмета, затем вычленение отдельных его частей с указанием их функции, формы, цвета. Кончаете обследование повторным целостным восприятием. Для после­дующего изображения предмета в лепке важно не только зритель­ное, но и тактильное восприятие. Для этого педагог показывает детям обследующий жест - основной объем ощупать ладонями, а детали - кончиками пальцев. Для того чтобы ребенку интересно было рассматривать, можно придумать какую-то игровую ситуа­цию. Например, рассмотреть утенка для того, чтобы вылепить его похожим на маму-утку. Перед этим дать детям послушать фран­цузскую песенку «Десять маленьких утят», сделать несколько движений, имитирующих утят. Обследование не должно быть затянутым, чтобы не пропало желание лепить.

Рассмотрев с детьми предмет, педагог показывает им способ изображения . Это хороший обучающий метод при усвоении ново­го, так как у детей развито подражание. Ребенок должен увидеть те способы изображения, которые может показать только взрос­лый человек. Детям нужно показать, как пользоваться инструмен­тами. Но это полезно, только когда ребенок осваивает новый прием или изображаемый предмет сложен. В других случаях мож­но использовать частичный показ. Он дает возможность детям применить свою сообразительность и самостоятельно выполнить лепку. Если воспитатель на каждом занятии использует показ. дети становятся инертными. Им иногда достаточно только на­помнить знакомый способ действия.

Изобразительные возможности 4-летних детей зависят от разви­тия мышц кисти руки. Перед занятиями полезно проводить игро­вые упражнения, например, такие: «Ну-ка, ребята, покажем паль­чиками, как гусь щиплется. А как собачка мух ловит? А теперь по­кажем, как наши ручки работают. Пальчики - в кулак, разжали! Покрутим ручками, вот как они в разные стороны крутиться уме­ют!» В свободное время полезно проводить игру «Узнай форму на ощупь». Ребенку завязывают глаза, и он на ощупь определяет, что ему дали в руки - пирамидку, кубик, шар. Эта игра закрепляет зна­ние детей о различных геометрических формах и полезна для раз­вития ощущений. Можно использовать миндальные и грецкие оре­хи. Ребенку завязывают глаза, кладут его ладошку на орехи и спра­шивают, сколько их? Орехов должно быть не более 3. 4-летние дети справляются с этим заданием и с удовольствием играют в эту игру. Она одновременно учит счету и развивает восприятие.

Обучая детей 4-го года жизни новым приемам лепки, нужно использовать такие, которые они смогут применить в самостоя­тельном творчестве . Например, можно показать детям, как лепить елку . Сначала показать детям искусственную елочку, чтобы они увидели, какая она пушистая, что ветки ее располагаются ярусами, а внизу виден ствол. Затем педагог показывает, как из пластилина вылепить конус - ствол. Далее он привлекает детей к со­творчеству, эмоционально рассказывая, задавая детям вопросы заставляет их заинтересованно следить за процессом лепки и как бы участвовать в нем. «Ствол готов. Теперь догадайтесь, как я буду лепить елочку! Видите, какие у нее пушистые веточки? А как мы такие пушистые вылепим?» Воспитатель скатывает из пласти­лина шар, надевает его на палец и заостряет верхушку, стекой нарезает бахромой края шара. «Вот какая пушистая получается! Сейчас еще один ярус сделаем!» На глазах у детей он надевает готовый ярус на пенек и прижимает его плотно, потом лепит 2-й ярус и надевает его на 1-й. Всего 3 яруса надевает он друг на дру­га, и получается пушистая елочка. Приемы лепки несложные, и дети их запоминают легко. Если не все дети поняли, как нужно лепить, показ можно повторить. Когда 4-летние дети освоят этот прием, им будут доступны многие темы сюжетной лепки. Не­сколько елочек, грибы, ежик - и готова лесная полянка! Все изо­бражения можно переставлять, обыгрывать, населять лес другими зверюшками. Лепку елочки можно давать после того, как дети научились лепить снеговика из 2-3 шаров, тогда им будет поня­тен принцип строения елки, детально нужно будет показать толь­ко прием заострения верхушки шарика и нарезание бахромы сте­кой. Можно применить эвристический метод и после 1-го яруса спросить детей, как сделать елку высокой. Предложить им самим сообразить. Везде, где можно, следует спрашивать детей, каким способом лепить лучше , удобнее, прочнее, красивее.

В средней группе вводится сравнение, так как у детей уже сформировано представление о круглой и овальной формах. Сна­чала детям показывают, как лепить барашка, зайчика с овальным туловищем и круглой головой, затем педагог сравнивает овальное туловище барашка с туловищем ежика и показывает, как его нуж­но лепить, держа ладони под углом, как при лепке морковки, как загнуть кверху носик и стекой наколоть иголки, держа ее под уг­лом и слегка приподнимая. Иголки получаются торчащие. Прием несложный, но его нужно показать. Для закрепления дети вылеп­ливают маленьких ежат. Разнообразные детские работы можно объединять в единый сюжет.

Младшим дошкольникам уже доступны задания творческого характера . Творчество - самостоятельная деятельность дошкольника, но для ее развития необходимы новые яркие впечатления, ведь ребенок в своем творчестве образно отражает окружающий мир. Обучение детей идет быстрее, эффективнее, когда уси­лена образная основа изобразительной деятельности . Необходи­мо обогащать ребенка впечатлениями, используя музыку, поэзию, устное народное творчество, экскурсии в природу, знакомство с доступными произведениями искусства. Жизненный опыт ребенка еще очень мал, а те впечатления и наблюдения, которые у него есть, он не умеет использовать в изобразительной деятельности.

Самая доступная и полезная для ребенка информация - зри­тельная . Чтение книг с целенаправленным рассматриванием ил­люстраций дает детям очень много информации по изобразитель­ной технике, развивает воображение. Ребенок с удовольствием рассматривает вместе с взрослым в книжке, как изображен ежик, какой у него нос, есть ли уши, как расположены иголки, почему он на них накалывает яблоки, какие у него ноги, может ли он ходить на задних лапах, почему его так изображают художники. Вопросов во время рассматривания набирается множество, но изображение ежика после такого рассматривания отличается большой точно­стью независимо от того, рисует ребенок ежа или лепит. В книжных иллюстрациях и фотографиях имеется большая информация для изобразительной деятельности. Нужно научить детей получать ее. Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, нужно постоянно об­ращать их внимание на важные детали, на способы изображения . Эти знания пригодятся детям в изобразительной деятельности.

С того момента, как дети начинают лепить, их нужно знако­мить со скульптурными изображениями животных . Особенно полезны маленькие фарфоровые статуэтки, они эстетичны, выра­зительны, и дети, рассматривая их, знакомятся с объемным изо­бражением. Не подходят для показа детям штампованные фигур­ки зверей, т.к. они часто утри­рованы и лишены какой-либо художественной выразительности, поэтому ничего, кроме засорения вкуса, не принесут. Учить детей смотреть - очень важно. При наблюдении живого объекта , предмета или его изображения нужно задавать ребенку вопросы: «Какая это птица?». «Какой у нее клюв?», «Какой фор­мы?», «Какие у нее глазки?», «Где крылышки?». «Какие они?», «Какой хвост?». На прогулке, когда дети играют, воспитатель всегда может найти минутку для индивидуальной работы с теми детьми, у которых плохо развита наблюдательность.

Для обогащения детей яркими впечатлениями, «оживления» образа используется музыка . Например, педагог берет на занятии лепкой тему «Котята» и ставит перед детьми задачу изобразить их в разных позах. После эмоционального рассказа (своего и детей) о проделках котят он показывает детям, как легко передать различ­ные движения котят, если раскатать цилиндр, стекой прорезать с двух сторон ноги и сгибать их по-разному. Так можно изобразить испуганного котенка с выгнутой спиной, играющего на опущенных передних лапках, сидящего или лежащего с поджатыми лапками. Фигурка животного дополняется круглой головой с прищипнуты ми ушками и хвостом, который может быть поднят кверху, опущен вниз. Для того чтобы дети представили веселого, играющего котенка, его разнообразные позы и захотели его изобразить, педагог после своей беседы о технике лепки дает детям послушать А.Гречанинова «Котик выздоровел». Музыка помогает представить движения играющего котенка и изобразить их. С такой же целью используется песенка «Рыбка» М.Красева Эта маленькая яркая песенка рождает интересные изобразительные замыслы даже у самых инертных детей. При лепке медведя можно использовать пьесу «Медведь» С.Ребикова, дающую образ неуклюжего большого медведя. Все эти музыкальные пьесы «оживляют» представления детей об образе и вызывают эмоцио­нальный отклик, они дают представления о движениях персона­жей и поэтому с наибольшей пользой могут применяться на заня­тиях лепкой. Игрушки, созданные в такой эмоциональной атмо­сфере, дети с удовольствием обыгрывают, имитируя их голоса в соответствии с музыкальными образами.

Поэзия так же, как и музыка, развивает воображение детей, обогащая их творчество. Особенно полезно детям знакомство с народной поэзией, потешками, прибаутками .

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок,

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

На занятиях с младшими дошкольниками можно использовать стихи А.Барто, С.Маршака. Но при этом педагог дол­жен помнить, что одни стихи не дают младшим дошкольникам наглядно-чувственной картины, они нужны для эмоционального отношения к образу, поэтому, привлекая поэзию, нужно пока­зывать иллюстрацию , где этот образ зримо запечатлен.

Для обо­гащения детского творчества впечатлениями и наблюдениями многое дают прогулки . Самую обычную прогулку на групповой площадке можно превратить в увлекательное путешествие в мир природы. Иногда возможность понаблюдать за птицами и насе­комыми появляется неожиданно. На руку педагогу села бабочка, дети, затаив дыхание, рассматривают ее необыкновенно краси­вые крылья, усики, длинный хоботок, который она свертывает баранкой. Такое наблюдение нельзя заранее запланировать , следует ценить неожиданную возможность и предложить детям полюбоваться и рассмотреть бабочку. Дети увидели, как борют­ся два жука, поднявшись вертикально и обняв друг друга лапка­ми, каждый старается оттолкнуть от себя другого. Такая сцена тоже стоит внимания. Наблюдения должны накапливаться у детей, они пригодятся потом. Чаще всего воспитатель готовится к прогулкам и организует наблюдение за птицами, насекомыми сопровождая его короткими интересными замечаниями. Рассматривание насекомых в лупу дает новый, интересный ма­териал для изобразительной деятельности. Дети получают ин­формацию, которую обычно получить не могут. Это связано с открытиями, удивлением, яркими эмоциями. Чем больше таких наблюдений, тем больше у детей свежих, нешаблонных рисунков и лепки, совершенно неожиданных воплощений увиденного. Такие прогулки развивают воображение у детей, обогащают их по­знание и влияют на выразительность и творчество детей .

На 6-м году жизни с ребенком происходят большие изменения. Изменяются пропорции тела, ребенок становится подвижным, лов­ким, движения уверенные, совершенствуется координация. К этому возрасту у него активно развиваются мелкие мышцы руки. Эта важная способность руки связана с развитием речи и мышления. У 6-леток значительно повышается острота зрения, и они замеча­ют мелкие детали, это выражается в рассматривании насекомых, строения цветка, устройства различных механизмов и т.д. Мышление в этом возрасте конкретно, и только к 7 годам по­являются элементарные понятия. Естественно, что все это проис­ходит не у всех детей одинаково, даже у растущих в сходных усло­виях. Активно развивается речь, словарный запас ребенка 7 лет составляет около 4000 слов, но образную речь дети часто пони­мают буквально. Дети 6-7 лет хотят учиться, у них активизиру­ются познавательные интересы, в отношении с взрослыми появ­ляются личностное общение и собственные эстетические суждения и оценки.

В изобразительной деятельности дошкольников стар­шего возраста творчество играет все более важную роль . Это свя­зано с развитием личности ребенка. Понимая это, педагог ста­рается организовать детскую деятельность так, чтобы они виде­ли все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли. Педагог должен продумывать свои занятия, чтобы обучение развива­ло личность ребенка, а не превращалось в тренировку изобразительных умений. Поэтому главной задачей является формирова­ние творческого складаума , развитие воображения, эмоцио­нальной впечатлительности у старших дошкольников - раз­витие личности через изобразительная деятельность . Занятия лепкой дают для этого все возможности.

Одна из важнейших задач - научить детей наблюдать и размышлять над тем, что они увидели. Искусство учит детей высокой нравственности, поэтому педагог так организует культурную среду , в которой воспитываются дети, чтобы они могли познакомиться с произведениями искусства, при возможности - побывать в музее , где есть скульптуры, увидеть и рассмотреть городскую скульптуру . Более полному восприятию скульптуры способствует использование музыки, поэзии, художественного слова .

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти. По содержанию лепка мо­жет быть сюжетной, предметной, декоративной . Дети умеют да­вать эстетическую оценку лепным изображениям.

Воспитатель ставит своей задачей научить детей лепить скульптурным спосо­бом - вытягивая детали из целого куска, ленточным способом - в декоративной лепке. Дети должны овладеть многими приемами обработки и украшения вылепленного изделия - уметь загладить его поверхность, прочно скрепить детали, сделать налепы, углуб­ления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стека­ми, работать с разнообразными пластичными материалами, уметь передавать движение. Дети младшего дошкольного возраста лепят конструктивным способом, составляя целое из отдельных частей: это им понятнее, доступнее, потому что у них еще нет целостного восприятия. Но конструктивный способ мешает соблюдать правильные пропор­ции, чаще всего к маленькому туловищу животного прикрепляют слишком большие конечности. Освоив простые формообразующие движения и способы изображения в «Почемучках», «Фантазёры» самостоятельно и свободно оперируют ими – это основа для создания выразительного изображения.

Детей знакомят со скульптурным способом изображения - лепка вытягиванием позволяет ребенку почувствовать всю массу туловища животного и сораз­мерность конечностей, движение пере­дается более естественно. Для более точной передачи дета­лей полезно использовать фотографии животных в разных позах или скульптуру малых форм. Они дают все необходимые сведения о животном и не навязывают чужой манеры изображения.

При ознакомлении детей с новым способом лепки педагог дает образец , который вместе с детьми рассматривает и анализиру­ет , а затем образец убирают . После этого необходимо показать новый способ лепки . Педагог демонстрирует приемы , постоянно обращаясь к опыту детей : «Как мы будем лепить птичку-свистульку из целого куска глины? Что сначала вылепим? Как будем вытягивать свисток? Какими пальцами будем работать?» Дети показывают пальцами движения, а педагог только коррек­тирует их. Усвоение этого приема очень важно для развития не­обходимых умений в лепке, поэтому педагог повторяет все движе­ния пальцами , чтобы их увидели все дети.

Частичный показ. На следующем занятии предлагает детям слепить елочку, но не так, как они лепили в средней группе, когда не было видно веток. Дети уже вылепили пенек - ствол, разделили пластилин и скатали его в шары, из которых будут вылеплены ярусы веток. Педагог надевает один из шаров на палец и спрашивает: «Как вытянуть ветки?» Нужно дать детям возможность подумать самим. Только после этого педагог показывает простой и экономный прием работы двумя пальцами - оттягивание на себя большим и указательным паль­цами , когда большой палец внизу, а указательный сверху, затем этими же пальцами нужно прижать с боков конец веточки, чтобы она стала более тонкой. Так вытягивают и округляют все ветки, работа более тонкая. Нарезать стекой бахрому по окружности шара, имитируя иголки, дети уже умеют, теперь они делают это на каждой ве­точке отдельно. Ставить один ярус на другой нужно так, чтобы ветки у елки не располагались одна под другой. Получается сим­патичная елочка, как настоящая.

Если не обращаться к прежнему опыту детей, педагог сам покажет прием, то дети инертно скопируют его действия, такое занятие не будет их развивать. Частичный показ имеет преимуще­ства перед полным. Если дети лепили Снегурочку в длинной шубке, а потом им пришлось лепить танцующую девушку в длинном пла­тье, то воспитатель может ограничиться беседой с детьми о том, какие движения характерны для танцующих и каким способом их лучше изобразить. Тогда дети вынуждены будут самостоятельно решать изобразительные задачи. Беспомощными ребята становятся тогда, когда их «ведут», не давая им самостоятельно разобраться с техническими трудностями. Достаточно один раз показать детям, как заглаживать поверхность вылепленной фигурки и продемонст­рировать результат (гладкая, блестящая, красивая), чтобы вызвать желание сделать так же. Позже, при анализе, нужно похвалить де­тей, которые правильно это сделали . Показывая детям прием за­глаживания поверхности, следует делать это указательным пальцем, а не большим, т.к. тренировать лучше указательный палец.

В.А.Сухомлинский считал, что ум ученика - на кончиках его пальцев, поэтому их нужно приучать к тонкой работе . Для этого можно предложить детям вылепить виноградную кисть или корзиночку с малиной . Из тонкой пластины вырезается виноградный лист, прикрепляется к ветке, где висит виноградная гроздь собранная из маленьких, зеленых шариков, на конце кисти более спелые и поэтому более светлые ягоды. Это задание полезно для развития мышц руки. Так же лепится и малинка: мелкими шариками облепляют большой, в одном месте прикрепляют зеленые чашелистики. Это работа коллективная одни дети лепят корзиночку, другие - малину.

Дети по-разному проявляют свои пристрастия в лепке , одним нравятся крупные формы, другим - мелкие, миниатюрные. Люби­телям миниатюры можно давать задания вылепить жука-носорога ежат, лягушонка, снабдив их фотографиями для уточнения деталей. Выразительные возможности пластилина позволяют передавать самые мельчайшие детали.

Занятия лепкой очень полезны для развития ребенка. Они развивают мелкую моторику, цветовое восприятие, художественный вкус, усидчивость. Сплошные плюсы. Добавим сюда еще тот факт, что, работая с пластилином, глиной или солёным тестом нельзя обжечься, порезаться или пораниться. И вы получите идеальное творческое занятие с детьми дошкольного возраста.

Внести разнообразие в занятия по лепке, расширить их возможности Вы сможете, используя публикации этого содержательного раздела. Позитивный опыт коллег по работе с пластилином, солёным тестом, глиной, современными массами для лепки изложен здесь в виде пошаговых мастер-классов, иллюстрированных фотографиями отчётов.

Лепка: конспекты занятий, программы, кружки, планирование

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 6277 .
Все разделы | Лепка. Конспекты занятий, проекты

Конспект НОД по лепке «Цыплята на полянке» во второй младшей группе Цель : Закрепить умение детей лепить образ цыплёнка из нескольких деталей (голова, туловище, лапки) с использованием природных материалов (зерна, клювы из бумаги. Задачи : учить делить пластилин на части стекой; развивать мелкую моторику, координацию движений обеих рук;...

КОНСПЕКТ НОД по лепке для второй младшей группы : «Самолётики» Составила Карманова М.В. Цель занятия : Учить создавать из пластилина простейшую конструкцию самолёта . Задачи : Закреплять знания правил работы с пластилином; учить раскатывать из шариков столбики; формировать знания о...

Лепка. Конспекты занятий, проекты - Фотоотчет по лепке в первой младшей группе «Домик для гнома»

Публикация «Фотоотчет по лепке в первой младшей группе «Домик для...» Лепка в 1 младшей группе "Дом для гнома". Сегодня мы с моими ребятами превратились в строителей и помогали Гномику, у нашего гостя не было дома, и мы всей нашей дружной командой лепили дом для Гнома. Дети продолжали закреплять свои знания, то есть очень аккуратно раскатывать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Цель: учить детей создавать образ ежа, прикреплять к силуэту семена подсолнечника, располагать их острым концом вверх, на близком расстоянии друг от друга. Задачи: Развивать внимание, усидчивость, наблюдательность, активную речь; совершенствовать двигательную активность;...

Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования по лепке ЦЕЛИ: формирование интереса к эстетической окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно – творческой деятельности. развитие эстетических чувств детей; развитие...


ООД в 1 мл.группе по художественно-эстетическому развитию. Лепка. Тема: «Петя, Петя, петушок». Цель: Формирование умения выкладывать «колбаски» из пластилина из одной точки. Задачи: Закреплять навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями. Закреплять знания...

Лепка. Конспекты занятий, проекты - Конспект занятия по лепке «Воспитатели и няни»

Ход занятия. 1. Организационный момент. Воспитатель обращает внимание детей на предметы, которые находятся в группе: тряпки, лейка для полива цветов, веник, совок, фартук, косынка, кастрюля, половник (те предметы, которыми пользуется помощник воспитателя (няня) 2. Основная...

НОД в 1мл.группе по рисованию на тему "Шарики на ёлке". Цель: Расширять знания детей о празднике "Новый год" Программное содержание: Образовательные: Учить детей отщипывать маленькие кусочки, способствовать расширению знаний об окружающем мире. Активизировать познавательную...

Здравствуйте уважаемые коллеги, родители, гости. Сегодня хочется рассказать о увлекательном, интересном виде деятельности- лепке. Творчество-это деятельность, которая дает впервые создаваемые оригинальные продукты. В младшей группе с детьми я провожу занятия по лепке. Главной...

Конспект проведения лепки в подготовительной группе «Живая и неживая природа» (пластилинография) Конспект проведения лепки в подготовительной группе «Живая и неживая природа» Цель: формировать навыки работы с пластилином, пробуждать интерес к лепке. Задачи: 1. Образовательные: Закреплять навык работать с пластилином на горизонтальной поверхности. Упражнять в...

Ну, а если возникнет проблема в поиске идей для создания композиций или поделок для занятий по лепке с детьми - на помощь придет наш раздел. В котором, кропотливо собраны и аккуратно выложены десятки идей, техник и фотоотчетов. Педагоги и воспитатели по всей России долго придумывали, обсуждали и творили именно для того, чтобы Вы могли почерпнуть юту полезную информацию.

Есть даже пошаговая инструкция, как изготовить восхитительную ветку сирени. Оказывается все не так просто, как кажется на самом деле. Воспитатель делится небольшими секретами, как вдохнуть жизнь в обычный куст, как поиграть цветами и формами. Детям обязательно понравятся такие уроки творчества. Так же педагоги предлагают воспользоваться любыми подручными материалами для изготовления забавных композиций – яйца от киндер-сюрпризов, зубочистки и нитки. Все идет в ход, когда включается фантазия, голова и желание творить!

Цель : знакомство детей с приёмами лепки ежика.

Задачи : учить детей лепить ежика конструктивным способом, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, вытягивание. Продолжать учить детей планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей; закреплять умение детей отгадывать загадки; вызывать интерес к жизни диких животных. Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать сказочному персонажу. Активизировать словарь на тему "Дикие животные нашего леса": зайчонок, пушистый, куцый (хвост, осторожный, плутовка и т.д.; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.

Оборудование, материалы : пластилин, доска для лепки, стека; салфетки бумажные, картинки с изображением диких животных, бусинки, композиция леса из пластмассовых деревьев, заранее вылепленный еж для демонстрации.

Методические приёмы : отгадывание загадок; беседа о еже, побуждение детей к действию – "слепим ежиков и поселим в сказочном лесу", самостоятельная деятельность детей, физ. минутка, пальчиковая гимнастика, подведение итогов.

Предварительная работа : чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов о жизни животных наших лесов, беседы об особенностях покрытия их тела(шерсть, колючки) ; раскатывание из пластилина шариков.

Ход занятия
(дети сидят на ковре)

Воспитатель : Ребята, к нам пришли гости, вы поздоровались с гостями?

Дети: Здравствуйте! Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое, здравствуй утро, здравствуй день, нам здороваться не лень!

Воспитатель : Дорогие ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие! А куда мы с вами отправляемся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

1. Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)

2. Встал стеною до небес,

Перед нами чудо. (Лес)

(на телевизоре появляется фото лесой полянки)

Да, мы отправляемся в лес. Но в лес необычный, а сказочный.

Для этого нам надо закрыть глаза и сказать: «Покружись, покружись. И в сказочном лесу окажись»

(Дети выполняют движения с закрытыми глазами, когда дети открывают глаза, воспитатель обращает внимание детей на заранее заготовленную композицию леса)

Воситатель: Отгадайте загадки и узнаете, кто живёт в этом лесу:

  1. 1. Хвост пушистый, мех золотистый,

в лесу живет, кур в деревне крадёт.(Лиса) (Воспитатель выставляет в лесок пластиковую лису)

2. На овчарку он похож:

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

(Воспитатель выставляет в лесок пластикового волка)

3. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

(Воспитатель выставляет в лесок пластикового медведя)

4. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

(Воспитатель демонстрирует пластикового зайца)

5. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. (Ёж)

(Воспитатель выставляет в лесок пластикового ежа)

Можно посматреть видио проежа watch?v=bTq-zZfCqlo

Гимнастика для глаз

Воспитатель: На что похож наш ежик? На шарик. А еще, что у ежика есть? Носик, мордочка вытянута у ежа. А еще ежик покрыт острыми иголками. Сейчас я расскажу вам о ежах: Ежата рождаются совсем голенькие и слепые. А потом у них открываются глазки и вырастают маленькие мягкие иголочки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начинает ежат по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А ежата за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, почему мама ежиха не выпускает ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей) . Без иголок ежи беззащитные, легкая добыча для хищников.

Воспитатель : Скоро ежата сами себе еду начинают искать. А что ежи любят кушать, нам расскажет …….

(Ответы детей):

Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступлением темноты ежи выползают из норы и ищут себе пищу. Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них чуткие нос и ушки. Ежи, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Воспитатель : Почему ежей называют ночными охотниками? (Ответы детей) .

Воспитатель: Еж у меня один. Ему будет скучно в лесу одному. Что же делать (вылепить для моего ежика друзей), А наши ежата принесут подарки всем лесным жителям, это будут грибы, яблоки.

Ребята проходите за столы. Техника безопасности, что нужно помнить при работе с колющимися материалами, пластилином, бусинками (ответы детей).

Объяснение работы : выскажите свои предположения по выбору цвета для ежика, готовим кусочек пластилина к работе:….. раскатываем шар, вытягиваем носик. А для чего нужны бусинки и зубочистки?(бусины это глазки и носик, зубочистки –иголки) Стеком отмечаем мордочку, на ней нет иголок, а на спинке и по бокам- иголки. Но перед работой нам необходимо размять наши пальчики. .

Пальчиковая гимнастика :

Ёжик и часы

Ёполез как-то раз

Вдруг часы сказали: «Бом!» (Ребенок хлопает в ладоши над головой)

Ёжь скатилась кувырком, (Ребенок «скатывает» руки на пол.)

Ёжь полезла второй раз

Посмотреть, который час. (Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки.)

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (Ребенок хлопает в ладоши над головой два раза.)

Ёжь полезла в третий раз

Посмотреть, который час (Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки.)

Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» (Ребенок хлопает в ладоши над головой три раза.)

Ёжь скатилась кувырком. (Ребенок «скатывает» руки на пол.)

Приготовили пальчики для работы, начнем лепить.

Самостоятельная работа детей.

Индивидуальная помощь.

Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат салфетки давайте вы вытрите ими ручки и мы с вами сделаем зарядку:

Физкультминутка : «Прогулка по лесу» -

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)

В лес отправились гулять (обычная ходьба) По извилистым тропинкам Потихоньку мы пойдём (ходьба на носочках)

Может быть, и под листочком Мы грибочек вдруг найдём (нагибаются)

На носочки дети встали (встали)

По дорожке побежали (бег на носочках) И на каблучках пойдём,

Через лужи перейдём, (ходьба на пятках)

И теперь мы отдохнем. (присели)

Воспитатель: Ребята ……………….приготовил(а) стихотворение про нашего ёжика, давайте послушаем её(его)

ДВА ЕЖА

У ёжика папы большие иголки,

Чтоб смело он мог защищаться от волка.

У сына ежонка- поменьше пока.

Но знай, волк, и о пощекочет бока!

Спасибо тебе Сашенька за такой чудесный стишок!

Вот и славно! - Молодцы! Вы потрудились замечательно. Теперь у наших ежиков красивые глазки и колючие иголки у них на спинках замечательные подарки для друзей. Давайте мы поместим наших ежей в наш сказочный лес.А теперь нам надо вернуться обратно в детский сад. Готовы? Закрывайте глаза и произносите волшебные слова:

"Покружись, покружись…

в детском саду окажись!"

Воспитатель: Где мы с вами были и что делали? Что нового узнали?

(Воспитатель предлагает детям вспомнить, как и из чего лепили ежиков).

Похожие публикации