Конспект занятия в средней группе «Русская матрёшка. Конспект ООД в средней группе

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
  • Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
  • Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
  • Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

Воспитательная:

  • Воспитывать любовь к народному искусству.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций о матрешках.
  • Чтение стихотворений о матрешках.
  • Загадывание загадок об игрушках.
  • Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.
  • Изготовление книжки «Веселые матрешки».
  • Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».

Ход занятия

В группу входит Сказительница с сундучком.

Сказительница:

Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка:

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинке,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…

Дети: Матрешка.

Сказительница: Правильно, матрешка.

Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.

Сказительница: Какая матрешка?

Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.

Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Слайд 1.

Сказительница: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?

Дети: Из березы, липы.

Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.

Слайд 2

Сделали мастера заготовки и художникам отдали.

Слайд 3.

Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Слайд 4.

Сказительница:

И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

— «Люби дело – мастером будешь».

— «Дело мастера боится».

-« Всякий мастер сам себе дивиться».

Сказительница: Хочется вам поиграть с матрешкой?

Игра «Матрешки и мышки».

Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).

Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!

Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

Слайд 5.

Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.

Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.

Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.

Слайд 6.

Сказительница: Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Сказительница:

Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.

Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.

Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.

Слайд 7.

Сказительница:

Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

Сказительница: Ребята, у меня в сундучке есть сарафан этой матрёшки. (Сказительница достаёт сарафан, а он весь белый).

Сказительница: Ах, а куда же делись цветы?

Дети:

— украл злой волшебник;

— отпали…

Сказительница: Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки?

Дети:

— нарисовать;

— сделать аппликацию;

— вырезать из материала;

— посмотреть в сундучке.

Сказительница:(смотрит в сундучок и находит цветы). А как же мы будем ими украшать?

Дети:

— пришить;

— приклеить;

— прикрепить на липучки.

Дети прикрепляют цветы на сарафан по образцу и любуются проделанной работой.

Ребята, за то, что вы узнали много о матрёшках, я хочу вам их подарить.

Сказительница достает из сундучка пазлы с изображением матрёшек.

Сказительница: Всех матрешек перепутала. Помогите их собрать.

Дети собирают пазлы и рассказывают, какую матрешку собрали, почему она так называется, как расписана.

Сказительница: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Сказительница: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.

Слайд 7.

Слайд 8.

Какие же бывают матрешки – сувениры?

Ответы детей.

На слайдах появляются матрёшки – сувениры.

Слайд 9 — 15.

Сказительница: Кому мы можем подарить эти сувениры?

Дети:

— Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку.

— Ребенку чуть постарше – матрешку – сказку, пальчиковый театр.

— Маме мы можем подарить магниты на холодильник.

— Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками.

— Сестренке – брелочки.

— Матрешками можно украшать елки.

Сказительница: Но какой бы сувенир мы с вами не выбрали, он всегда радует нас своей оригинальностью и красотой. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет.

Сказительница: Ребята, а вы бы хотели получить такие сувениры или подарить своим родным?

Дети: Да.

Сказительница: Но где сейчас их можно взять?

Дети:

— сделать своими руками;

— украсить;

— нарисовать;

— расписать;

— нарядить.

Сказительница: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).

А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сказительница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.

Сказительница:

Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что ж, друзья, за работу.

Практическая работа.

(Звучит русская мелодия).

Сказительница: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?

Дети:

— я думал, какие искусные мастера были в давние времена;

— эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;

— я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.

Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!

«Ещё раз о … том, как можно научить детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования»

МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса»

Конспект НОД: «Рисование»

Тема: «Весёлые Матрешки»

Воспитатель: Ярош З.Н.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

От рождения до школы

Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Возрастная группа старшая

Тема НОД : «Весёлые Матрешки»

ОО Художественно-эстетическое развитие, НОД «Рисование»

Цель : Создать условия для развития основного художественного восприятия и практических навыков работы при расписывании силуэта матрёшки нетрадиционной техникой рисования («монотипия» и «оттиск смятой бумагой» , используя различные художественными материалы (гуашь, восковые мелки)

Задачи:

1. Формировать представление детей о русских матрёшках. (Познакомить детей с историей создания русской матрешки: с авторскими матрёшками,по мотивам сказок, с изображением памятников культуры,гламурными матрёшками) «Познавательное развитие»

2.Развивать коммуникативные навыки детей в общении со взрослым и сверстниками «Социально-коммуникативное развитие»;

Развивать творческое воображение детей, фантазию, самостоятельность при расписывании силуэта матрёшки знакомыми способами нетрадиционного рисования- «монотипия» и «оттиск смятой бумагой» «Художественно-эстетическое развитие»;

Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом игры «Физическое развитие»

Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу России. «Познавательное развитие »

Развивать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки «Познавательное развитие »

Развивать умение оценивать творческие работы «Социально-коммуникативное развитие»

3.Воспитывать аккуратность у детей при использовании красок.«Художественно-эстетическое развитие»,
Виды деятельности : Изобразительная, игровая,коммуникативная, двигательная

Формы организации : Групповая. индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности : Изготовление продуктов детского творчества

Оборудование и материалы : Презентация « История создания русских матрешек», ноутбук, посылка,сундучок,белые силуэты матрёшек с альбомный лист, гуашь, клеёнки, салфетки, кисти,непроливайки , восковые мелки, листы бумаги, ватные палочки, тарелки для использованных ватных палочек, палитры, большая деревянная матрешка,

Предварительная работа : Беседа о русской народной игрушке «матрёшке», рассматривание иллюстраций, настоящих изделий матрёшек, игры с матрёшками.

Ход НОД

Дети сидят на стульчиках на ковре.(Раздаётся стук в дверь)

Ребята, нам прислали посылку

Что же в посылке? (открывает посылку) .Это Сундучок,он не простой,
И сюрприз в нем расписной. А какой, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы - …

(Матрешки)

- (открываю сундучок) Правильно, это матрешка. Посмотрите, какая она яркая и нарядная. Но случилась у нашей матрешки беда: Зима превратила её подруг в снежных матрёшек (показываю силуэты матрешек). Стали матрешки совсем белые, некрасивые.Загрустила матрешка, запечалилась, решила просить у вас помощи. Надо вернуть матрешкам их красочность, сделать их опять яркими и веселыми. Поможете матрешкам? (Да, поможем)

(Дети рассаживаются у ноутбука для просмотра презентации)

- Матрёшка - уникальная игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.Как появилась матрёшка? (слайды № 2, № 3, № 4)

Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову, Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, в стенах мастерской “Детское воспитание” . Сергей Малютин, первый художник расписавший матрёшку. Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушки в косынке и народном платье, с петухом в руках. (слайды № 5, № 6, №7, № 8)

А из какого материала делают матрёшек? (Из дерева,)

- : Значит они какие? (Деревянные)

- Разные мастера по-разному расписывали своих матрешек (слайды № 9, № 10, №11, № 12). Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер

Первый в мире и в России -музей матрёшки (слайд № .17)

Вот такая огромная коллекция матрёшек (слайды № .19)

Посмотрите на гламурных матрёшек(слайды № .21, слайды № .22, слайды № .23 , слайды № .24 , слайды № .25)

Кто знает что означает слово гламурная? ( Модная. блестящая)

(Воспитатель предлагает для рассматривания игрушку- Матрёшку)

- Матрешка – игрушка необычная. Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам? (Да, нравится.)

- Какое лицо? (Веселое, грустное, красивое)

- А щечки какие? (Круглые румяные.)

- А глазки? ( Маленькие, круглые.)

- А что на голове у матрешки? ( Платочек.)

- Какого цвета сарафан? (Красный сарафан)

- А фартук какого цвета? (Фартук белый.)

Что нарисовано на сарафане? ( Цветы.)

- Правильно. Наша матрешка очень яркая, у нее красный сарафан, беленький фартук. На фартуке – яркие красные цветы с зелеными листочками. На голове у матрешки желтый платочек. Глазки черные. Круглые, как бусинки. На щечках – яркая румяна.

А теперь возьмите силуэты матрёшек (дети выбирают сами любые силуэты матрёшек) и я приглашаю вас в мастерскую где вы, как настоящие художники – авторы, распишите своих матрешек, поможете стать им снова яркими, нарядными. Но сначала давайте перед работой сделаем разминку.

(Дети проходят в мастерскую, к заранее подготовленным столам)

Физминутка "В гости к Матрешке"

Позвала к себе матрёшка (ладошки на щёки, качаем головой)

И пошли мы по дорожке (шагаем на месте)

Видим дерево высоко (кулачок на кулачок)

Видим озеро глубокое (волна рукой)

Птицы песенки поют (скрестить пальцы)

Зёрнышки везде клюют (стучим на ладошке пальцем)

Тут клюют и там клюют, никому их не дают (прыжки на месте)

Это дом.а в нём окошко (крышка и окно из рук)

Нас встречает там матрёшка (наклоны вперёд)

Мы немножко погостим и обратно побежим (здороваются,бег на месте…)

(Дети садятся за столы и подворачивают рукава)

- Расписывать будем силуэт матрёшки не как обычно, а разными способами рисования и разными материалами (показ) – восковыми мелками, гуашью, и ватными палочками. А теперь посмотрите разные способы рисования.(показ воспитателя) Восковыми мелками рисуем матрешке лицо: круглые глазки – бусинки, брови, носик, ротик. Румяные щечки, темные волосы. Вот и готово лицо матрешки.

Какие элементы узоров мы умеем рисовать кистью? (Волнистые линии, травинки, завиток.. ,а ватными палочками –тычок,листики. Примакиванием можно нарисовать листики и лепестки цветов)

- У каждой матрёшки сарафаны расписаны разными узорами, мы будем расписывать своим способом. Складываю силуэт матрёшки пополам.Напомните как, называется способ рисования когда сначала складываем пополам лист бумаги (или силуэт матрёшки в данном случае) ? («Монотипия»)

Правильно, способ «монотипия» используем для расписывания сарафана.А для расписывания платочка используем смятую бумагу. Как называется этот способ рисования? («Печать смятой бумагой»)

Правильно,а « оттиск (печать) смятой бумагой» используем для расписывания платочка. У нашей матрёшки уже нарисовано лицо,и силуэт матрёшки уже я согнула пополам и отгладила линию сгиба.

София взяла правильно кисть, чуть выше металлического наконечника, левую руку положила на левую половину сарафана, чтобы эту сторону не расписывать,а на правую половину сарафана силуэта матрешки кистью наносим любые узоры т.к.вы авторы-художники.. После рисования одной половины сарафана матрёшки, пока не высохла краска, силуэт снова складываем пополам по линии сгиба и прогладим рукой так чтобы получился отпечаток на (левой) чистой половине сарафана. Открываем силуэт матрёшки и смотрим рисунок, похожий на узор (показ ребёнка– работа с «монотипией» ). Получился вот такой нарядный сарафан у матрешки. Затем приступаем к другому способу «оттиск смятой бумагой»:

(Вызываю ребёнка для показа у доски).

Кирилл, взял бумагу и смял её, затем смятую бумагу опускает в любую краску и наносит оттиск (отпечаток) на платочек матрёшки (показ ребёнка– работа с « оттиском смятой бумагой» ). Получившийся рисунок напоминает мозаику.

Давайте повторим, как мы будем рисовать. (Сначала лицо матрешки.)

- Правильно. Чем рисуем лицо? (Восковыми мелками)

- Что делаем потом? (Потом сгибаем силуэт матрешки пополам. И на одну половинку – наносим краску)

Правильно. Краску чем наносим? ( Кистью. Потом прикладываем другую половинку сарафана.)

- Как раскрашиваем платочек? ( Сминаем бумагу и смятой бумагой наносим отпечаток любой краски на платочек.)

- Молодцы! Все правильно! И если постараемся, то ватными палочками украсим свою авторскую матрёшку (Бусы, щёки…)

Ну, мастера, скорей за дело – Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор, Чтобы радовал он взор.

Звучит музыка « Мы весёлые Матрёшки … ».

Дети выполняют задание, воспитатель контролирует, помогает в случае затруднения.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Раз два три четыре пять будем пальчики считать,крепкие дружные все такие нужные.Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, мастера,
Отдохнуть вам всем пора.
-Я предлагаю вам встать и пройти вокруг столов - остановиться около понравившейся матрешки.

Почему эта матрешка вам нравится больше всего? (Спрашиваю 3- 4 детей) (ответы детей)

А сейчас вернитесь к своим матрёшкам.

Посмотрите на эти смайлики «радостный » и «грустный» Кто из вас считает что справился с заданием и у него получилась матрёшка именно такая как вы задумали, то кладёт матрёшку на стол, где смайлик «радостный ».А если считаете что не получилась ваша матрёшка, то на стол,где «грустный» смайлик.(Дети выполняют задание)

- Нашей матрешке тоже очень понравились ее новые подружки. Они стали нарядные, яркие, веселые. Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера- художники! И не страшны больше матрёшкам проказы Зимы (Даю краткую оценку детских работ) Все вы очень старались, матрешка благодарит вас за помощь и говорит вам спасибо за своих новых подружек. А сейчас она прощается с вами и возвращается к себе домой.

Итог: Что больше всего вам понравилось на занятии? (ответы детей) . Каким способом понравилось расписывать матрёшку «монотипия» или «оттиск смятой бумагой»? (ответы детей) .Молодцы! Занятие окончено.

Используемая литература:

Литература:

1 Т.С. Комарова. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». Конспекты занятий. М. : Мозаика – Синтез, 2009 г.

2.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»-М,ТЦ Сфера2009г.

3.Т.А.Цквитария. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ»–М,ТЦ Сфера 2011г.

Елена Майорова
Конспект по рисованию в средней группе «Весёлые матрёшки»

Цель : развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Задачи :

1. «Художественно-эстетическое развитие» : Учить расписывать матрёшку , по возможности точно передавая пропорции и элементы оформления «одежды» . Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Совершенствовать способы рисования кистью . Закреплять умение чисто промывать кисточку перед использованием краски другого цвета. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

2. «Речевое развитие» : Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности. Расширять словарный запас. Совершенствовать умения выразительного чтения стихотворений.

3. «Познавательное развитие» : Вызвать интереск русской народной игрушке (матрёшке ) . Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

4.«Социально-коммуникативное развитие» : Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать патриотические чувства, национальную гордость за мастерство русского народа. Приобщать детей к национально-культурным традициям, знакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой ) как символом России; формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

5. «Физическое развитие» : Способствовать двигательной активности детей игровыми упражнениями. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Материал : Образцы матрешек ; бумажный силуэт матрешки , восковой карандаш черного цвета, акварель, кисти, салфетки - на каждого ребенка.

Предварительная работа : Рассматривание матрешек в группе , игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки .

Музыкальное сопровождение : Аудиозапись русских народных мелодий

Методы и приёмы : Словесный (беседа, рассказы детей об матрёшке , чтение стихотворений, указания). Наглядный (рассматривание матрёшек , демонстрация образцов, показ рисования элементов росписи ). Практический (игры, роспись силуэта матрёшки ) .

Ход занятия:

Дети входят в группу под русскую - народную мелодию.

Воспитатель (Сказательница) : - Здравствуйте мои дорогие гости, здравствуйте дети. Я очень рада всех вас видеть. Посмотрите на меня как я сегодня нарядилась. Может вы узнаете кто я? Я хранительница русских сказок. Я – сказательница. Я знаю великое множество сказок. Вот сегодня я вам расскажу и покажу маленькое чудо, но сначала отгадайте загадку :

У меня есть игрушка

Не лошадка, не Петрушка

Красавица-девица и её сестрицы.

Каждая сестрица для маленькой темницы

(Матрёшка )

Воспитатель (Сказательница) : Сегодня я вам расскажу сказку, как родилась матрёшка .

Давным-давно это было. Идет как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг увидел Иванушка - село. Зашел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, печалится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что заболела у него дочка любимая. Заболела оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. «Не печалься, добрый человек, мы что-нибудь придумаем, и обязательно развеселим девочку», - сказал Иван. Договорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сладостей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, все рассматривали да выбирали . И вдруг, увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Решили они купить эту картину. Купили и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же у неё нарисованная . Опять загрустила девочка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, затем разукрасил : яркими красками : одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Крепко обняла свою куколку девочка и стала называть ее русским именем Матрена , а так как куколка была маленькая, то все ее звали простоМатрешкой . И стала девочка быстро выздоравливать, а батюшка ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их разными цветами да букетами.

Вот так,ребятки и появилась русская народная игрушка, наша красавица «Матрёшка » .

Игра «Матрёшечка »

Воспитатель :- Вы хотите поиграть немножко?

(Из детей выбирают 3-х матрёшек-детей . На головы им завязывают платочки. Матрешки приседают в центре круга, который образуют другие дети. Остальные дети поют песню «Матрёшка » на мотив русской народной песни «Колпачок» ) и идут по кругу.

Эх, матрёшечка , матрёшка !

Аленький платочек-

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь

Воспитатель :-Ребятки, а матрёшка игрушка непростая .

Эта игрушка с сюрпризом.

Посмотрите-ка что у матрешке есть ?

Воспитатель матрёшки невелички

Есть весёлые сестрички .

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки (рассматриваем с детьми матрешку )

Воспитатель :- Что на голове у матрешке ? (платочек, косынка)

Воспитатель :-А на туловище? (сарафан)

Воспитатель :- Посмотрите чем украшен сарафан? (цветами, листочками, ягодами, травой) .

Воспитатель :- Иногда у матрешке на сарафане одет фартук, он тоже всегда украшен или цветами, или узорами.

Воспитатель :- Вот таких чудесных, нарядных матрёшек украшали художники .

Воспитатель :-После того, как их украсили,они получались какие? (яркие, красивые, весёлые , так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс).

Воспитатель :- Узор у матрешек состоит из ярких цветов, ягод, листьев и он расположен в самом центре сарафана. Давайте посмотрим, какие у меня есть узоры для росписи матрёшки , они все разные, и каждый художник-мастер выбирает свой узор.

Воспитатель :- Посмотрите как ребятки, а что с этой матрёшкой ? Почему она грустная? (ответы детей (не успел художник дорисовать эту матрёшку )

Воспитатель :-Молодцы, ребята! Матрешка не яркая , у неё сарафан не расписан.

Воспитатель :- Мы сейчас вместе подойдем к доске и попробуем все вместе расписать ей сарафан. (Воспитатель показывает, как можно кисточкой наносить узор)

Воспитатель :- Ребята, а ведь у матрешке тоже есть сестрички-подружки, у них тоже у всех сарафаны не расписаны, вы им поможете?

Воспитатель :- Кручу, верчу, превратить вас хочу.

Хочу, хочу, хочу… превратить вас в художников.

(Дети поворачиваются вокруг себя)

Воспитатель :- А, сейчас ребятки проходите в мастерскую и садитесь за столы, но перед работой не забудьте разогреть свои пальчики

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель :Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (идут по полу)

В сарафанах наших пёстрых (соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сёстры (ручки в замок)

Воспитатель : Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек смело ,

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Во время работы звучит русская народная музыка)

Воспитатель подходит, подсказывает, помогает, что можно добавляет.

Анализ работ. После окончания работы все матрёшки рассматриваются , выбирают самую яркую, с интересным рисунком, весёлую и т . д.

Воспитатель : - Ну что же, за такую замечательную работу имеется и награда.

Воспитатель : - Всем мастерам приготовила медаль, на которой написано «Мастер» . Вы все сегодня её заслужили, потому что, поработали на славу. Молодцы!

Конспект занятия по рисованию в средней группе.

Тема: "Веселые матрешки"

Программное содержание : развивать у детей чувство цвета, самостоятельно украшать силуэт сарафана, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы располагать узор по всему силуэту или внизу по краю.

Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Материал: Образцы матрешек Полхов-Майдана; бумажный силуэт матрешки, восковой карандаш черного цвета, акварель, кисти, салфетки - на каждого ребенка.

Предварительная работа : Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.

Музыкальное сопровождение : Аудиозапись русских народных мелодий.

Ход занятия

1. Игровая мотивация

Воспитатель (выставляя на стол 8 матрешек из одного набора).

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

На столе у нас живут –

Всех матрешками зовут.

Эта игрушка с сюрпризом...

Посмотрите-ка, ребята,

Чем матрешечка богата?

У матрешки-невелички

Есть веселые сестрички.

Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково – матрешками.

Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер.

Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые – всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сестричками-матрешками.

Словно репка она круглобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

А уж нарядом могут похвалиться! На голове у них яркие платочки с цветами, поверх сарафана - фартучек, да не простой. Посмотрите, каким узором украшают фартучки художники?

– Цветы, листочки, ягоды, бутоны.

– Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод.

Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс...

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички,

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

2. Физминутка

В: –Давайте и мы попляшем вместе с матрешками.

3. Постановка учебной и игровой задач

Воспитатель: -А почему же эта матрешка грустит?

Дети: –У нее сарафан не расписан

Воспитатель: -Давайте сегодня попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).

4. Самостоятельная работа детей

Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе. Во время рисования обращаю внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках. По окончании работы оформляется выставка матрешек.

5. Анализ работ.

Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа... (Ответы 2-3 детей).

Молодцы, ребята. Сегодня мы еще раз встретились с нашей любимой матрешкой, и, вы очень хорошо справились с этой работой.


Похожие публикации