Классный час "законы дружбы в коллективе". Делу время, делу время…

Классный час на тему «Дружба в нашем классе»

Цели: развитие умений вести рассуждения; формирование нравственных качеств учащихся:

умение дружить, беречь дружбу; на примерах из жизни своего класса показать важность и ценность дружеских отношений в коллективе.

Оборудование : карточки с заданиями для групп; толковый словарь С.И.Ожегова.

Ход занятия :

1. Вступление.

Приветствие.

Поприветствуем друг друга улыбкой. Сядьте парами по желанию.

2.Определение темы классного часа.

Здесь зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его.

Молодцы. Сегодня мы поговорим о дружбе и конкретно о дружбе в нашем классе.

Нужна ли дружба людям? (Ответы детей.)

Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.

(Зачитывает ученик):

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

3. Пословицы о дружбе .

Нам хорошо знакомы пословицы о дружбе. Вспомним их.

Не имей 100 рублей, а…

Старый друг лучше…

Нет друга – ищи, а…

Друг познаётся…

4. Работа с таблицей .

Перед вами таблица. Заполните, пожалуйста, её качествами, которыми должен обладать друг.

Классный руководитель организует дискуссию, зачитывая высказывания, а учащиеся называют имена учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу.

    Самым добрым человеком в классе, можно назвать…

    Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…

    Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…

    Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…

    Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…

    Щедрость не знает границ у…

    Скромность всегда украшает…

5. Работа в группах.

Разбейтесь на 2 группы. Перед вами карточки с заданиями. Вам даётся 5минут на выполнение.

1группа. Твой друг обозвал одноклассника плохим словом. Твои действия.

2группа. Твой друг не сделал домашнее задание и просит списать. Твои действия.

(Обсуждение предложенных ситуаций).

6.Рассказ о своём друге (по желанию).

Классный руководитель предлагает одновременно хором громко назвать свой адрес, но при этом каждый должен стараться, чтобы услышали его адрес, просит повторить любого ученика адрес кого-нибудь, находившегося в отдаленной части помещения. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, выводит правила общения:

    Нельзя перебивать другого!

Если хочешь, чтобы тебя услышали, нужно самому уметь слушать !

Физкультминутка

Когда приходим в класс, мы приветствуем друг друга. А как вы приветствуете друг друга? В разных странах приветствуют по- разному. Давайте научимся.(дети встают парами напротив друг друга)

Поприветствуем по Японский: сложить руки(как в молитве на уровне груди) и поклониться.

Так как в Великобритании: пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга.

По Тибетский: показать язык.

По русский: обнять друг друга

7. Правила дружбы.

-Давайте жить по правилам дружбы:

1.Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его.

2.Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь.

3.Умей сопереживать товарищу.

4. Старайся выручить товарища..

5. Останови друга, если он делает что-то плохое.

6. Хорошо дружить- значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чём-то не прав, скажи ему первый об этом.

7. Не ссорься с одноклассниками, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам.

8.Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

8. Классный руководитель : Китайская притча «Ладная семья»

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.

Прочел владыка и спросил: - и все?

Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.

Рефлексия.

Встать в круг, взяться за талию соседей, нагнуться вперед, назад. Вы не падаете? Потому что у вас есть поддержка!

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

9. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца!»

Каждому ученику выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я МОГУ!». Ученики рисуют лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого. Некоторые надписи зачитываются.

Подводя итоги работы, классный руководитель подчёркивает, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплочённее.

Арбузова Яна

Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо обладать, чтобы у тебя появились друзья?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работу выполнила ученица 3 а класса ГБОУ «Школа № 41» Арбузова Яна Руководитель проекта: Гук Н.Н. Проект: Поговорим о дружбе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №41 им Г.А.Тарана»

Цель проекта: расширить знания о дружбе, дружеских отношениях. Задачи: Способствовать формированию умения дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей. Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, так.

Вопросы над которыми я задумалась: Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо обладать, чтобы у тебя появились друзья? Проблема: Ссоры в классе… Почему?

Что такое дружба? Словарь Ожегова: «Дружба – б лизкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света.» Цицерон 30 июля во всем мире отмечается Международный день дружбы. Это один из самых "молодых" праздников, решение о его учреждении Генеральная ассамблея ООН приняла только в 2011 году.

Фольклор о дружбе Пословицы и поговорки о дружбе: Друг за дружку держаться - ничего не бояться. Друг и брат великое дело: не скоро добудешь. Друг лучше старый, а платье - новое. В дружбе - правда. Верному другу цены нет. Верный друг лучше сотни слуг. Сказки о дружбе: «Храбрый баран» «Иван-царевич и Серый Волк» «Заячьи слёзы» «Зимовье» «Теремок»

9 лучших литературных произведений о дружбе Рекомендую вам почитать лучшие детские книги о дружбе. 1. «Приключения Тома Сойера» Марк Твен 2. «Крокодил Гена и его друзья» Эдуард Успенский 3. «Тимур и его команда» Аркадий Гайдар 4. «Волшебник Изумрудного города» Александр Волков 5. «Гарри Поттер и философский камень» Дж. К.Роулинг 6. «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери 7. «Винни-Пух и все-все-все» Алан Александр Милн 8. «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен 9. «Путешествие Алисы» Кир Булычев

Какими качествами необходимо обладать, чтобы у вас были друзья, и чтобы вас могли назвать другом? Есть ли у нас в классе дети, которые дружат друг с другом? Я решила провести анкету на эту тему

Анкета о дружбе. 1. Есть ли у тебя друзья? 2. Кого ты считаешь своим лучшим другом? 3. Почему ты считаешь этого человека своим лучшим другом? 4. Знают ли твои родители, кто твой лучший друг? 5. Знакомы ли они с ним? 6. Бывает ли твой друг у тебя дома? 7. Как часто вы с ним видитесь? 8. Как относятся родители к вашим встречам?

Итоги опроса У всех ребят нашего класса есть друзья. У 17 – друзья одноклассники, а у 7 – друзья учатся в другом классе и даже в другой школе. Ребята считают их своими друзьями потому, что они не бросают в трудную минуту, поддерживают, всегда помогают, самые добрые, с ними интересно играть и гулять. Ребята общаются с ними почти каждый день. Но 4 человека редко видятся со своими друзьями (летом или один раз в 3 месяца) . Но, все мы дорожим ими и наши родители знают о них.

Законы дружбы: Уступай другу Не завидуй другу, умей радоваться его успехам Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его Истинная дружба бескорыстна Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом Останови друга, если он делает что-то плохое Береги своего друга Старайся, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавай неловких ситуаций. Защищай друга

Дружба. Искренняя, взаимная. Сближает, связывает, выручает. Старый друг лучше новых двух. Друг. Дружба Верная, крепкая Доверять, общаться, помогать Друзья познаются в беде. Доверие. Дружба. Нужная, неразлучная. Понять, защитить, не предать. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Товарищество. Дружба. Верная, честная. Укрепляет, сплачивает, обязывает. Дружба нужна каждому человеку. Привязанность.

Вывод: Дружба – это отношения между людьми, которые может создать каждый желающий. Без дружбы жизнь не полноценна. Но только если речь идет о настоящей. Когда мы сталкиваемся с тяжёлыми ситуациями, только друзья придут на помощь, чтобы поддержать нас. Если у Вас ещё нет друзей, а Вы очень сильно хотите иметь настоящего друга, прежде всего сами станьте таким настоящим другом!

Использованные ресурсы: http://www.papaimama.ru/arts.php http://izmchldbibl.blogspot.ru/ http://vashechudo.ru/raznoe http://lady-mari.ru/otnosheniya / http://o-druzhbe.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БУНЬКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ПРОЕКТ

«Дружба - это счастье»

Злоказов Владимир, Молодкин Сергей,

Привалова Евгения, Ракова Виктория,

Рева Татьяна, Устинов Александр,

учащиеся 4 класса

С.Буньково

ВВЕДЕНИЕ

Проблема дружбы между людьми является одной из тех, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы об особенностях дружбы, о её возникновении и развитии продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в разные времена ценности и образы человеческих взаимоотношений изменялись.

Раньше настоящая дружба почиталась как одна из человеческих ценностей, её воспевали поэты. К дружбе относились более бережно, ради неё были готовы на большие жертвы. В раннем средневековье восхвалялась героическая рыцарская дружба. В начале Нового времени дружеские чувства понимались как деловые отношения. В 18 - 19 веках - нежная лирическая дружба, главной ценностью которой являлась откровенность и искренность. В 20 веке заговорили об оскудении дружбы под влиянием развития общества и научного прогресса. Сегодня дружба ни к чему не обязывает. Детей больше привлекает телевизор или компьютер, чем общение с друзьями. Может быть, нам уже вовсе не нужны ни друзья, ни дружба?

Мы считаем, что выбранная нами тема проекта «Дружба - это счастье» актуальна.

Объект: дружба одноклассников.

Предмет: характеристики дружбы одноклассников.

Цель: составление правил дружбы.

Задачи исследования:

1)Изучить информацию о роли дружбы среди одноклассников;

2)Исследовать мнение одноклассников о дружбе;

3) Составление правил дружбы, чтобы дружба была настоящим счастьем для друзей.

Гипотеза исследования: исходя из того, что дружба является одной из человеческих ценностей и может сделать человека счастливым, то необходимо придерживаться правил дружбы, чтобы дружба была настоящим счастьем для друзей.

Методы:

1.Изучение литературы, интернет - ресурсов

2. Сочинение «Дружба в моей жизни»;

·анкета «Я и мой друг»;

3.Обработка собранной информации.

4.Творческая работа: составление правил дружбы.

Работа над проектом.

Мотивационный этап. Постановка проблемы.

Среди учащихся нашего 4 класса был проведён опрос. Мы решили узнать, что мы знаем о дружбе. Все ученики нашего класса ответили на следующие вопросы:

Что такое дружба?

В чём и как проявляется дружба?

Нужна ли дружба в наше время?

Есть ли у вас настоящий верный друг?

Каким должен быть друг?

Какие правила дружбы вы знаете?

Результаты опроса показали, что дети нашего класса имеют в школе друзей, хотя не все понимают, в чём и как проявляется дружба, не могут назвать качества настоящего друга. Именно поэтому возникла необходимость проведения данного проекта.

Подготовительный этап (распределение заданий, определение задач).

На этом этапе были определены цели и задачи проекта. Мы получили и выполнили разные задания.

Задания:

Найти объяснение в толковых словарях слова «Дружба»

Найти детские песни о дружбе и представить их.

Найти книги с рассказами и стихами о дружбе

Найти в книгах и изучить пословицы о дружбе, найти им толкование.

Информационный этап.

На данном этапе мы собирали материал, работали с художественной литературой и другими источниками. Вот что мы узнали:

По словарю Даля, дружба - это взаимная привязанность двух или более людей; тесная связь их, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви, уважении и взаимных выгодах.

Дружба - это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. С.И. Ожегов

Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях,общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Википедия

Дружба - это разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Философская энциклопедия

Дружба - это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность,... любовь». Энциклопедия «Кругосвет»

Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями . Википедия

Друг - 1. Близкий приятель, лицо, связанное с кем-нибудь дружбой. 2. Сторонник, защитник кого-чего-нибудь (книжн.). Толковый словарь Ушакова

Друг — это другое Я. Философская энциклопедия

Дружба, что же это такое? Этим вопросом не одно поколение задаются люди. На эту тему написано много художественной литературы и снято фильмов.

В книге «Волшебник Изумрудного города» рассказывается о том, какие подвиги можно совершить ради друзей. И как друзья помогают стать лучше: Лев стал смелым, Страшила - умным, Дровосек - получил любящее сердце. Девочка Элли заботилась о своих друзьях, помогала им. Вот что она сказала своим друзьям: «Я только слабая, маленькая девочка, но я любила вас и всегда старалась помочь вам, мои милые друзья!» На что друзья ей ответили: «Ты научила нас самому дорогому и самому лучшему, что есть на свете- ДРУЖБЕ!»

В таких мультфильмах как «Чебурашка и крокодил Гена», «Кот Леопольд», «Кошкин дом», «Винни Пух и его друзья», «Незнайка и его друзья», «Бременские музыканты», «Снежная королева», рассказывается о том, как важно быть дружными, помогать друг другу, уметь прощать ошибки. Такие мультфильмы показывают, что если действовать дружно, можно многого добиться.

В русских народных сказках всегда в любой беде помогают друзья (кот - петуху, волк - Ивану царевичу).

Много пословиц о дружбе: Не имей сто рублей, а имей сто друзей; Сам погибай, а друзей выручай; Без беды друга не узнаешь; Верный друг лучше сотни слуг; Дружно за мир стоять, войне не бывать.

Высказывание великих людей: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого» Л.Н.Толстой; «Дружба- это непрекращающееся путешествие, наполненное открытиями и открытостью» Чарльз Мичли.

Вольтер: «Глаза дружбы редко ошибаются».

Практический этап.

На практическом этапе мы участвовали в коллективном обсуждении и оценивали результаты своей работы по следующим критериям:

качество выполнения работы по теме;

самостоятельность работы над проектом;

артистизм и выразительность выступления;

убедительность презентации.

Мы просмотрели альбом нашего класса, вспомнили, сколько разных дел выполнили вместе: ходили в поход, вместе бывали в библиотеке и участвовали в разных мероприятиях, у нас не было драк в классе, мы дружно отмечали дни рождения.

После обсуждения мы выделили правила дружбы:

1. Помогай другу в беде. Умей с другом разделить радость.

2. Не смейся над недостатками.

3.Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.

4. Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.

5. Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.

6. Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.

7. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

Заключительный этап.

Работая над проектом «Дружба - это счастье» мы сделали следующие выводы:

1. В современном мире настоящая дружба, явление достаточно редкое. Но если она есть, то надо ее беречь, как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя.

2. Дружба не может быть односторонней, иначе никакая это уже не дружба. Все общее, все вместе! Всегда и всюду!

3. Друг всегда видит кто я на самом деле. И при этом не перестает быть моим другом.

4. У меня есть друг - значит я счастливый человек. Значит я не один. И он тоже. А вместе ‒ море по колено, вместе мы решим любые проблемы, и не будут страшны нам никакие трудности и невзгоды. Ведь мы же друзья!

Таким образом, мы доказали, что дружба нужна людям. И иметь настоящего друга, значит иметь настоящее счастье.

Литература

Хрестоматия по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики»: сборник различных литературных источриков для использования на уроках комплексного учебного курса ОРКСЭ/ авт.-сост. Н.А.Охохонина.-Тюмень: ТОГИРРО,2012.

Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. «Духовно-нравственная культура народов России. Светская этика» для 4-го и 5-го классов общеобразовательных учреждений.:Изд-во Баласс, 2012

Перетягина Н.Н. Самоактуализация личности: урок как спектакль.-ISBN 978-5-85-716-822-6.: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та,2010-174с.

Festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресур].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: http://festival.1september.ru.

Утро рабочего дня практически всегда начинается одинаково. Сотрудники подтягиваются один за другим на работу, собираются в специально отведенном месте, чтобы выпить утреннее кофе и, конечно же, поболтать, и совсем не о работе.

«Ужасно спала ночью, виной всему эта жара», «И не говори, я вообще до 2 часов ночи смотрела телевизор, а мне сегодня еще отчет сдавать», «Пойдем сегодня вместе на обед, я тебе такое расскажу»… И так далее…

Общение в коллективе практически неизбежно, все мы люди и стараемся завести если не дружеские, то, как минимум, теплые взаимоотношения с нашими коллегами, чтобы создать благоприятную рабочую атмосферу. Однако зачастую теплые взаимоотношения перерастают в более близкие и доверительные и близятся к финишной прямой под названием «дружба». Хорошо или плохо дружить на работе?

Взвесим все За.

1. Подстраховка.

Близкие доверительные отношения на работе с коллегами дают вам некого рода гарантию, что в случае непредвиденных обстоятельств вас прикроют и помогут. Подруга-ресепшионист закроет глаза на ваше опоздание и сделает вид, что вовсе не заметила, когда вы пришли. Менеджер с соседнего отдела поможет доделать отчет и сдать его во время. Секретарь шефа предупредит, когда шеф пребывает в прекрасном расположении духа, а когда лучше и не подходить к нему.

2. С миру по нитке.

Общение в коллективе позволить вам быть весьма и весьма проинформированным по отношению дел в вашей компании. Вы будете знать Что, Где и Когда. Шеф планирует долгосрочную командировку — можно вздохнуть с облегчением. Шеф прилетает раньше запланированной даты - ринетесь в бой с двойным рвением. Освободилось место в департаменте PR — вы давно хотели в него попасть. Дают зарплату, аванс — вы сможете узнать, сколько вам еще надо протянуть дней до получки.

3. Работать легче, работать веселей.

Непринужденная, дружественная атмосфера на рабочем месте влияет на стабильность компании и на ее процветание. Крепко сплоченный коллектив действует как один механизм и с лихвой берется за самые сложные задачи, ведь вместе все выполнить легче.

4. Эмоциональная разрядка.

И на работе нужна эмоциональная разрядка, сидеть и обедать в одиночестве и продолжать думать о цифрах — не принесет вам ни морального удовольствия от отдыха, ни удовольствия от пищи. Другое дело пообедать с коллегой, болтая не о работе, а о посторонних вещах. Так вы не только отдохнете в положенное время, но и получите заряд энергии, который и поможет вам довести до конца нужное дело.

Взвесим все Против.

Уж кто-кто, а наши руководители знают практически все негативные стороны дружбы в коллективе. Именно они и являются ярыми противниками близких отношений в коллективе. Почему?

1. Делу время, делу время…

Работа — на то и работа, что туда мы ходим работать. Вряд ли найдется руководитель, которому понравится тесное общение на работе в неположенное время, болтовня сверх меры, частые походы выпить кофе, покурить и прочее. Работодатель вам платит за работу, и вполне логично, чтобы вы ею и занимались в рабочее время. К сожалению, тесное общение мешает работе, слово за слово, а отчет так и не готов.

2. Сплетни.

Один из существенных минусов дружбы на работе — это сплетни. И вроде сказала только самым проверенным друзьям, но почему-то об этом знает и твой и соседний отдел. Вдобавок к этому, информация поступила в перекрученном и преувеличенном виде, и в итоге в глазах всей компании ты уже беременна и выходишь в декрет, а у тебя на самом деле вчера был всего лишь прерванный половой акт. Заводя знакомства на работе, следует помнить, что скорость распространения сплетен практически равна скорости распространения света.

3. Ссора в коллективе.

Поругаться с коллегами — довольно неприятное происшествие. Тут тебе и напряженная атмосфера на работе, со всеми вытекающими последствиями. На работу идти не хочется, чтобы видеть постные мины коллег, да и работа не спорится, отвлекаешься на всякие негативные мысли. Ну и конечно, сплетни распространяются быстро, и скорее о ссоре знают все, включая руководство компании.

4. Одно место на двоих.

Очень часто дружбе приходит конец, когда вы и ваш друг претендуете на одно и то же вакантное место. Здесь и начинается «ничего личного — только бизнес». Каждый начинает работать исключительно за себя: выслужиться перед начальством, предстать перед ним в самом выгодном свете, подчеркнуть свои достоинства и недостатки соперника. Хорошо, если ваш друг-соперник окажется порядочным человеком и не будет использовать ваши личные секреты против вас же, разглашать нелицеприятные факты вашей биографии, дабы доказать, что его кандидатура предпочтительней. Если же нет, то вам не позавидуешь.

Уверена, у каждого найдется что добавить в список За и в список Против.

Дружба в коллективе — личное дело каждого. Но соблюдать некие меры осторожности следует в любом случае, не стоит делиться слишком откровенными вещами, безапелляционно обсуждать коллег и начальство, так как неизвестными нам путями ваши слова чудесным образом могут найти этого адресата. Лучше всего соблюдать меру во всем, тогда удастся избежать конфликтов, неприятных ситуация и неодобрения руководства.

«Я провожу на работе две трети своего времени - и без дружеских отношений просто не выдержала бы такой нагрузки», - признается 33-летняя Ирина, фармацевт. «Мне важно знать, что в любой момент мне помогут без напоминаний и просьб, - делится 47-летняя Ксения, экономист. - Я бы ни за что не согласилась работать в атмосфере равнодушия или враждебности».

Очевидно, что Ирина и Ксения нуждаются в дружеских отношениях на работе. Они ищут среди сослуживцев не просто взаимопонимания, а настоящей дружбы - отношений абсолютного доверия, взаимного интереса к делам и переживаниям другого, личной привязанности, открытости и преданности друг другу. Но так ведут себя не все.

«В коллективном бессознательном бытует ничем не оправданное предубеждение: мы не должны смешивать личные отношения с рабочими, - напоминает психоаналитик Люс Жанен Девийяр. - Но, разумеется, приходя на работу, никто из нас не сдает в гардероб свое сердце вместе с пальто. Наше бессознательное строит связи с людьми без нашего ведома».

Отношения на работе поверхностны?

Каждому из нас знакомо желание общаться с теми, кто симпатизирует нам и кому симпатизируем мы. «Так проявляется потребность всех приматов, к которым относимся и мы, создавать близкие, значимые отношения, получившие название «аффиляция» (соединение), - поясняет семейный психотерапевт Анна Варга . - Мы нуждаемся в тех, кто признает наши особенности, знания и умения, достижения и заслуги. Так что вполне естественно, что дружба возникает там, где мы работаем». 65% читателей Psychologies говорят о том, что своих близких друзей они встретили именно на работе.

Но насколько справедливо считать такую дружбу настоящей? Возможны ли здесь взаимная привязанность, теплота, искренность, душевная близость - все то, что ассоциируется у нас с дружбой? «Иногда мы всем отделом ходим обедать, с кем-то созваниваемся по вечерам, но я не назвала бы кого-то из коллег близким другом, - признается 31-летняя Марина, HR-менеджер. - Мы многим делимся друг с другом, но и о многом умалчиваем».

Некоторым из нас легче сближаться с людьми благодаря своему характеру и воспитанию

«Общаться с новой коллегой мне легко и интересно, - рассказывает 27-летняя Светлана, энергетик. - Думаю, постепенно мы могли бы стать настоящими подругами, но конкурентная атмосфера в фирме этому не способствует». Значит ли это, что человеческие отношения, которые возникают в повседневном профессиональном общении, всегда несколько поверхностны, так как на них влияют индивидуальные карьерные устремления, конкуренция или правила общения в компании?

«Нет, это не всегда так», - считают наши эксперты. Есть четкая граница между «приятелем» и «другом»: мы чувствуем ее, когда слишком близко подходим к личной жизни другого человека.

«Некоторым из нас легче сближаться с людьми благодаря своему характеру и воспитанию, - объясняет возрастной психолог Татьяна Бедник. - Когда к ребенку относятся внимательно, уважают его желания, личное пространство, чувства, то, став старше, он будет без страха переходить от приятельских отношений к глубокой дружбе, которая предполагает не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие. Он не будет бояться стать уязвимым».

«В наших отношениях нет романтического подтекста»

Трудности сближают...

Работа, конечно, не клуб по интересам, и доверительные отношения зачастую входят в противоречие с корпоративными правилами поведения. В такой ситуации мы вынуждены сохранять равновесие между личным и профессиональным, но нередко чем-то приходится и жертвовать.

«В моем окружении главный принцип - «не иметь врагов», - признается 36-летний Валерий, трейдер в коммерческом банке. - Когда мне кто-то симпатизирует, я спрашиваю себя: почему он так поступает? Мне важно не завязывать дружеские отношения, а продвигаться по работе».

«Отношения между коллегами определяются сочетанием личности и контекста, - анализирует ситуацию социальный психолог Маргарита Жамкочьян . - Карьерное продвижение, добытое в конкурентной борьбе, и дружба на работе несовместимы. Ведь все действия и свои поступки такой человек подчиняет главной цели. Но зачастую те, кто нацелен на карьеру, достигая вершин, обнаруживают, насколько они одиноки. Рядом с ними не оказывается никого, с кем можно быть самим собой».

Уровень сплоченности и дружеских связей тем выше, чем сильнее и жестче иерархическая организация социума

И наоборот, если у коллег есть общая цель, то обязательно возникают личные отношения, многие из которых перерастают в дружбу. «Личная конкуренция препятствует дружбе, а выполнение общих задач, как и преодоление общих трудностей, напротив, способствуют ей», - уточняет психолог. «С моим закадычным теперь другом мы познакомились в частной фирме, где начальство разными способами пресекало любые контакты, кроме деловых. Наша дружба возникла не благодаря, а вопреки обстоятельствам. И она а оказалась по-настоящему крепкой», - рассказывает 33-летний Антон, менеджер по продажам.

«Уровень сплоченности и дружеских связей тем выше, чем сильнее и жестче иерархическая организация социума, - комментирует Маргарита Жамкочьян. - Дружба в таких обстоятельствах становится способом выживания. Это касается и небольшой компании, и целого государства. Так, в Советском Союзе, где власть давила на людей и постоянно вмешивалась в отношения, регламентировала их, многие дружили очень крепко».

…или разобщают

И еще один аспект рабочих отношений - отношения мужчин и женщин. «Некоторые мои коллеги-мужчины стали мне настоящими друзьями, - делится 34-летняя Оксана, программист. - Нам интересно работать и общаться, потому что наши различные взгляды на жизнь, бизнес, явления и процессы отлично дополняют друг друга».

«Дружба между мужчинами и женщинами на работе возможна, но в отсутствие сексуальных притязаний друг к другу, влечения, влюбленности, - говорит Анна Варга. - Потому что служебный роман всегда скоротечен. И что после него? Только очень некомфортная ситуация сосуществования в одном коллективе. Так что или ей, или ему нередко приходится увольняться из компании».

Если мы осознаем границы дружбы на работе, это поможет нам оценить ее по достоинству

Будь то близкая дружба или приятельство, в рабочей обстановке эти отношения всегда подвергаются испытаниям, так как всегда есть риск разрушить их из-за конфликтов или изменений в служебной иерархии. «Недавно я получила повышение, - рассказывает 35-летняя Анна, - меня назначили заведующей отделом. - И некоторые сотрудники практически перестали со мной общаться. Я была поражена и обижена».

«При смене статуса или работы некоторые из нас прерывают отношения, в которых еще вчера не сомневались, - размышляет Маргарита Жамкочьян. - Как правило, это происходит из-за того, что приятельские отношения мы принимаем за дружбу, которая не зависит ни от нашего статуса, ни от материального положения, ни от сиюминутного плохого или хорошего настроения. На нее не влияют расстояния и годы, частота встреч и (не)совпадение планов».

Но можно ли обезопасить себя от разочарования? Пожалуй, да. Если мы осознаем границы дружбы на работе, это поможет оценить ее по достоинству, когда она складывается, и не слишком разочаровываться, если на поверку она окажется не такой уж крепкой.

Три средства от разочарования

  • Осторожность. «На работе важно быть особенно внимательными, уметь соблюдать дистанцию, не очаровываться, - говорит Анна Варга. - Общение с коллегой требует постепенного узнавания, изучения друг друга. Нужно достаточно долго общаться, чтобы понять его».
  • Чувство меры. «Свои теплые чувства не стоит растрачивать исключительно на работе, - уточняет Люс Жанен-Девийяр. - Эти отношения могут стать одним среди прочих источников нашего душевного равновесия».
  • Тактика. «Стоит разнообразить наши дружеские связи, - советует Маргарита Жамкочьян, - чтобы у нас не создалось зависимости от одного человека или мы не оказались в полной изоляции».
Похожие публикации