Как научить ребенка верить в свои силы. Ребенок не верит в себя

Наталья Барложецкая

В самом раннем детстве человек не задумывается над тем, что и как он делает. Любое действие лишено самооценки, и поэтому малыш получает ничем не омраченное удовольствие от любой деятельности. Ребенку нет никакой необходимости приписывать себе какие-либо качества и сравнивать собственные достижения со своими или чужими успехами. Мир воспринимается в совокупности всех качеств, без разделения на «хорошо» и «плохо».

Но эта счастливая пора быстро заканчивается, а на смену ей приходит зависимость от оценки окружающих (от 2 до 4 лет). Сначала малыш ориентируется на мнение мамы и других значимых взрослых людей: «Я хороший, потому что мама так говорит…» Он приписывает себе все самые позитивные качества и не способен адекватно оценивать собственные действия: «Маша хорошая!..», «Даша самая-самая…» Именно родители запускают механизм оценки, иногда даже не замечая, как это происходит. Часто от взрослых можно услышать: «Посмотри на себя! Весь грязный, как хрюшка!» Или: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу и т.п.) так и не научился! » Или: «Плохой мальчик! Нельзя бить кошек!» и т. д. Родители не задумываются над тем, что из их оценок в первую очередь и складывается мнение ребенка о себе. Именно в семье малыш узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ему успех или неудача.

На основе оценки взрослых формируется оценочная деятельность ребенка по отношению к другим людям. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, человек должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. Малыш стремится оценить всех, кто его окружает, выражая свое отношение короткими фразами: «Ты плохая, папа хороший…» и т.д. В этот период ребенок замечает любые промахи других детей и взрослых, но редко столь же критично оценивает собственные действия. Часто этот возраст (4–6 лет) характеризуется большим количеством жалоб и ябедничества. Относиться к ним надо философски, а в большинстве случаев лучше просто не реагировать на ябеды ребенка. В дошкольном возрасте малыш становится чрезвычайно чувствителен к похвале и редко замечает критику в свой адрес. Он ищет одобрения и использует любые способы, чтобы его получить.

К 7 годам малыш начинает постоянно сравнивать себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатывает мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. В начальной школе ребенок включается в конкурентную борьбу за оценки, внимание учительницы, внимание одноклассников и т.д. В большинстве случаев младшие школьники ориентируются на мнение учительницы, как она сказала – так и есть! Для подростков (12–17 лет) характерна оглядка на мнение сверстников и редких значимых взрослых.

Так постепенно складывается самооценка любого человека, которая будет меняться на протяжении всей жизни.

Жажда похвалы

«Моему сыну сейчас 2,5 года. Он очень чувствителен к похвале, а иногда просто требует одобрения, даже если совсем его не заслуживает. Приносит мне рисунок, который нарисован очень плохо, и хочет, чтобы я его хвалила. Или сделает пару взмахов веником и говорит папе: «Я молодец?» Как правильно хвалить малыша?»

Похвала детям нужна обязательно! Но пользоваться этим средством достижения хорошего поведения необходимо осторожно. С точки зрения психологии, похвала – это один из лучших способов поддержать и закрепить определённое желательное поведение. Однако ребёнка, превозносимого до небес, в будущем ждёт жестокое разочарование. У ребенка, которого хвалят часто или чрезмерно, развивается так называемая внешняя мотивация. Он старается только в расчете на очередную, уже привычную, похвалу.

Развивайте внутреннюю мотивацию. Учите ребенка ценить свои усилия и получать удовольствие от дела, которым он занимается. «Тебе самому понравилось? Я рада, что ты получаешь удовольствие от того, что помогаешь другим!»

Когда, как и за что хвалить? Используйте похвалу вместо наказания и порицания. Хотите научить ребенка спокойно сидеть за столом? Похвалите его в тот момент, когда он ведёт себя хорошо, а не ругайте в обратном случае.

Похвала и одобрение должны быть заслуженными. Вы не обязаны постоянно хвалить ребенка, иногда полезно добавить ложку дегтя. Если вас не устраивает качество сделанной работы (рисунок или уборка) – похвалите малыша за вклад, но отметьте качество: «Ты умница, что решил сделать мне подарок (рисунок), но я знаю, что ты можешь сделать ещё лучше, если добавишь немного красок» или «Я очень ценю твоё желание мне помочь. Спасибо. Надо будет купить тебе специальную щётку, чтобы тебе было удобнее делать это более тщательно». Не думайте, что малыш не может улавливать нюансы ваших посланий, дети чрезвычайно чувствительны в таких вопросах.

Если вы хвалите малыша, покажите – за что. Вдавайтесь в детали, не стоит говорить: «Это ты хорошо нарисовал», скажите: «Красиво получился дом, и солнышко тоже».

Маленький рост

«Мой сын этой осенью пошел в первый класс. Оказалось, что он самый низкий в классе. Сын очень переживает по этому поводу, хотя вопрос роста дома никогда не обсуждался. В прошлом году он посещал подготовительные курсы данной школы, поэтому обстановка там не является такой уж новой. Коле сейчас 6 лет 8 месяцев, а его рост 117 см. Судя по книгам о развитии детей, рост вполне соответствует норме. Посоветуйте, как избавить ребенка от этого переживания».

Если ребёнка волнует какая-либо проблема, её обязательно надо обсудить с родителями дома, и откладывать этот вопрос нельзя. Чтобы избежать серьёзных комплексов из-за невысокого роста в зрелом возрасте, необходимо развеять тревогу мальчика по этому поводу до достижения им 12-13 лет. Формирование адекватного отношения к себе и своим физическим особен ностям – это задача подросткового периода, который богат разными переживаниями, и не стоит добавлять к ним «комплекс лилипута». Для мальчика проблема роста достаточно серьезна: ребята в классе дразнятся и придумывают клички, девочки не желают обращать внимание, в спорте часто приходится уступать… Правда, это зависит и от того, какой мальчик, – ведь нередко маленький рост является дополнительным психологическим стимулом к развитию самых разных способностей. Среди известных личностей и людей, достигших значительных высот в карьере, людей небольшого роста, пожалуй, больше, чем высоких. Может быть, именно малый рост послужил толчком к беспрецедентной военной карьере Наполеона, развитию таланта Лермонтова, взлету многих политических лидеров. Постарайтесь сами поднять этот вопрос в разговоре с ребёнком. Расскажите, как вы переживали в детстве (придумайте себе какой-нибудь «изъян» типа веснушек или полноты) и какой красавицей или красавцем стали повзрослев.

Объясните, что мальчики начинают особенно активно расти в возрасте 12-14 лет и что ребята удивятся, когда однажды в сентябре он придет в класс и окажется среди самых высоких учеников. Используйте в качестве примера сказочных героев, чтобы показать, что совсем не рост играет главную роль в успехе дела. Расскажите ему о том, как Мальчик-с-пальчик спас своих братьев и сестер от злого Великана, потому что оказался самым сообразительным и мог спрятаться. Объясните, что рост – не самое большое достоинство или недостаток. Не успокаивайте ребенка, а удивляйтесь тому, что он расстроен.

Излишняя стеснительность

«Моему сыну 5 лет, он очень стеснительный и застенчивый мальчик. Много раз я замечала, как он стоит в сторонке от играющих детей, прячется за меня, переминается с ноги на ногу, боится подойти и познакомиться с ребятами. В детский сад он пошел в возрасте 4 лет и вот уже год никак не может привыкнуть к коллективу. Недавно возникли новые проблемы: он боится ходить в места, где много людей. Когда мы пошли на новогоднюю елку, все дети побежали фотографиро ваться с Дедом Морозом, а сын наотрез отказался подходить к нему. Он прижался ко мне и, заплакав, попросился домой. Скоро предстоит идти в школу, и я боюсь, что застенчивость может помешать мальчику нормально общаться с одноклассниками. Как справиться с этой проблемой?»

Застенчивость обязательно нужно побороть к 5-6 годам, иначе она перейдет в хроническую форму. К этому возрасту у ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он осознает, какое положение занимает в коллективе, пусть даже в детском. Понимание ребенком своей застенчивости еще больше сковывает его, неуверенность и заниженная самооценка могут помешать не только общаться с одноклассниками, но и существенно влияют на уровень успешности обучения. Несмотря на то, что застенчивость больше присуща девочкам, все чаще можно встретить застенчивых и стеснительных мальчишек. Существует несколько причин детской застенчивости, попробуйте проанализировать свои взаимоотношения с ребенком и в зависимости от этого скорректируйте его поведение.

Причины детской застенчивости

1. Тип нервной системы или темперамент, который ребенок получает с рождения от родителей. Застенчивость чаще свойственна меланхоликам.

2. Гиперопека со стороны родителей, которые стремятся оградить ребенка от всех превратностей жизни. В таких семьях родное чадо с раннего детства ограничивают в общении, опасаясь инфекций, драк и «плохого влияния улицы». Малыш растет в тепличных условиях, не имея возможности обрести самый ценный опыт – опыт общения. Дети, лишенные достаточных контактов в раннем возрасте, в дальнейшем просто не знают, как вести себя со сверстниками.

3. Излишняя строгость и требовательность родителей. Ребенок, растущий в атмосфере запретов, приказов, одергиваний, не знающий, что такое похвала и ласка, также может стать застенчивым, даже «забитым» и трусливым.

Что делать?

Никогда не говорите при ребенке, что он застенчив или стесняется. Не представляйте его другим людям как стеснительного и не объясняйте застенчивое поведение. Если малыш прячется за вас и не хочет знакомиться с новым человеком, не пытайтесь говорить за него и не добивайтесь, чтобы ребенок заговорил сам. Просто продолжайте разговор: когда малыш будет готов, он сам присоединится.

Чаще хвалите ребенка, особенно в присутствии других взрослых. В некоторых обстоятельствах скованность и осторожность являются естественной реакцией любого человека. В незнакомой ситуации или в новой компании дайте ребенку время для привыкания, не принуждайте сразу включаться в игру или знакомиться с другими детьми. Похвала и одобрение должны быть заслу

Похвала и одобрение должны быть заслу женными. Вы не обязаны пост ттоянно хва лить ребенка, иногда полезно добавить ложку дегтя.

Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, стимулируйте общение со сверстниками, ходите в гости и т.д. Таким образом можно плавно перевести малыша из статуса пассивного наблюдателя в статус активного участника игр.

Купите игры или спортивный инвентарь, требующие активного участия партнера: теннис, бадминтон, шахматы, шашки, «монополия» и т.д.

Показывайте ребенку пример установления первых контактов с незнакомыми людьми: спросите у прохожего, который час, как пройти в библиотеку и т.д.

Все ситуации, в которых ребенок может чувствовать себя неловко, нужно проигрывать с мамой: «Ты сейчас пойдешь в магазин за хлебом (рано или поздно наступит момент, когда ребенок в первый раз пойдет в магазин), ты молодец, тетя тебе вот так скажет, ты ей вот так ответишь».

У застенчивого ребенка должно быть несколько алгоритмов поведения, нужно проиграть вдвоем с ним эти поведенческие штампы, только слова не помогут. Подбодрите малыша: расскажите, как сами впервые пошли за хлебом, как вы боялись, пусть он знает, что не один такой стеснительный.




Сейчас девять часов вечера. Я сижу в своем офисе, и передо мной – зареванная пятнадцатилетняя девочка. Лицо покрыто толстым слоем косметики, откровенное платье не по возрасту – но от этого она выглядит только более беспомощной и маленькой. Она беременна, и мы пытаемся разобраться, что же нам делать.

Обычная ситуация для тех, кто работает с подростками, в том числе и для меня. Обычная – но от этого не менее серьезная. Для молодой женщины, сидящей передо мной в кресле, сегодняшний день станет худшим в ее жизни, и ей как никогда нужна моя поддержка. Я должен уделить ей как можно больше времени и доходчиво объяснить, что к чему. Она должна принять правильное решение, и принять его самостоятельно – это важнее всего.

Я спрашиваю ее, как бы отреагировали ее родители, если бы узнали. Она отвечает моментально, ни секунды не сомневаясь:

О, они скажут – мы тебя предупреждали! Они всегда говорили, что из меня ничего путного не выйдет!

Позднее, когда я ехал домой, эти слова не выходили у меня из головы. «Они всегда говорили, что из меня ничего путного не выйдет». Я часто слышал от родителей похожие высказывания.

Ты безнадежен.

Господи, ты просто наказание какое-то.

Ты еще пожалеешь.

Ты такой же плохой, как дядя Мерв (сидит в тюрьме).

Ты в точности как твоя тетя Ив (алкоголичка).

Ты что, с ума сошел?

Многие дети изо дня в день слышат эти слова от уставших и раздраженных родителей и невольно попадают под их влияние. Это продолжается из поколения в поколение, как родовое проклятие. Такой тип программирования поведения называется самовыполняющимся пророчеством - если часто повторять что-то, в конце концов так оно и будет. Дети – проницательные и восприимчивые существа и, как правило, оправдывают наши ожидания!

Перечисленные примеры – крайние и очевидные случаи деструктивного поведения. В реальной жизни негативное программирование проводится гораздо более незаметными способами. Представьте себе такую ситуацию: дети играют на стройке или лазают по деревьям. Мать раздраженно кричит через забор: «Сейчас упадешь! Разобьешься! Сейчас поскользнешься!»

После вялой перепалки жена на грани истерики идет в магазин за сигаретами, а пьяный муж поучает сына: «Видишь, сынок, женщинам нельзя доверять. Все они хотят тебя использовать». Семилетний малыш смотрит на отца и серьезно кивает. Да, пап.

В миллионах гостиных и кухонь:

Ах ты ленивец!

Ты думаешь только о себе.

Тупой идиот, прекрати сейчас же!

Тугодум.

Дай сюда, тупица!

Ты мне уже надоел.

Подобные фразы рассчитаны не только на сиюминутный эффект, как думают родители. Оскорбления гипнотизируют ребенка и оказывают подсознательное действие – как семена, посеянные в детском подсознании, которые со временем прорастут и сформируют самоощущение ребенка, в конце концов став частью его личности.

Как мы гипнотизируем своих детей?

С давнего времени гипноз и внушение занимают наше воображение. Эти методы психологического воздействия окружены налетом мистики и таинственности – но повсеместно используются в научных целях. Все мы были свидетелями гипнотического сеанса – будь то театральное представление, или гипноз с целью бросить курить, или аудиозаписи для релаксации.

Вам наверняка знакомы ключевые элементы гипноза – отвлекающий маневр («следите за часами»), приказной тон («вы засыпаете»), ритмичная, монотонная речь гипнотизера («Эй! Проснитесь!»). Вам также должно быть известно о постгипнотическом внушении – способности запрограммировать человека на исполнение какого-нибудь действия, которое впоследствии ни о чем не подозревающая жертва, к своему ужасу, выполняет точно по сигналу. Да, при помощи гипноза можно создать ни с чем не сравнимое представление, но в руках квалифицированного специалиста-терапевта он превращается в эффективное лекарство.

Однако почему-то большинство людей не подозревают, что гипноз – повседневное явление. Каждый раз, когда мы используем определенные речевые модели, мы проникаем в подсознание наших детей и программируем его, часто помимо собственной воли.

Вопреки общепринятому мнению, для гипноза пациенту не обязательно впадать в транс. Транс и изменение сознания – всего лишь одна из форм подсознательного обучения. Пугающая правда в том, что человеческий разум легко поддается гипнозу в обычной жизни и жертва при этом ничего не подозревает. В США существует множество тренингов по применению методов гипноза, замаскированных под обычный деловой разговор. Рекламные агенты, менеджеры по продажам, адвокаты – все они используют гипноз в общении с клиентами, и меня это очень пугает. К счастью, внушению можно противостоять – если объект поймет, что его гипнотизируют. А вот случайный гипноз – неотъемлемая часть повседневной жизни. Сами того не понимая, родители внедряют в мозг своих детей некие послания, которые остаются в сознании на всю жизнь – если только не противопоставить им более сильное внушение.

«Незаметный гипноз»

Одним из самых выдающихся специалистов по гипнозу был покойный доктор Милтон Эриксон. Однажды его вызвали к пациенту – раковый больной мучился от страшных болей, но отказывался подвергать себя гипнозу. Болеутоляющие уже не помогали. Эриксон проходил мимо его палаты, остановился и завел разговор об увлечении пациента – выращивании помидоров.

Если прислушаться повнимательнее, в речи Эриксона можно было различить необычный ритм. Он делал ударение на отдельных словах – «глубоко» (в почве), выросли «сильными и здоровыми», «легко» (собирать), «тепло и свободно» (в теплице). Посторонний наблюдатель также заметил бы, что при произнесении этих ключевых слов лицо и поза Эриксона слегка менялись. Пациент думал, что это всего лишь приятная беседа. Он умер через пять дней – по расчетам врачей, так и должно было случиться. И до самой смерти не испытывал боли.

«Ты – бездельник»

Маленький ребенок не знает ответов на многие вопросы. Самые важные из них: «Кто я?», «Что я за человек?», «Где мое место в мире?» Это вопросы самоопределения, или идентификации, на которых основана вся наша взрослая жизнь, согласно которым мы принимаем ключевые решения. Поэтому на сознание ребенка глубоко влияют любые высказывания, начинающиеся со слова «ты».

«Ты – бездельник» или «Ты – чудесный ребенок» – все, что говорят важные «большие» люди, твердо и основательно откладывается в подсознании ребенка. Я много раз слышал, как взрослые люди в кризисные моменты своей жизни повторяют то, что им в детстве твердили родители: «Я никчемный, я ни на что не гожусь».

Представьте, как изменилась бы жизнь вашего ребенка, если бы вы внушали ему следующие понятия:

Я хороший человек.

Я легко нахожу общий язык с большинством людей.

Я могу решить почти любую проблему.

Я способный и сообразительный.

Я творческая личность.

Я здоровый и сильный.

Мне нравится, как я выгляжу.

Психологи (они любят все усложнять) называют эти утверждения «атрибуциями». Во взрослой жизни усвоенные в детстве атрибуции часто неожиданно выходят на поверхность:

Почему ты не попросишь о повышении?

Зачем, у меня все равно ничего не получится.


Но он такой же, как твой бывший муж. Почему ты вышла за него?

Потому что я полная идиотка.


Почему ты позволяешь им тебя использовать?

Со мной так всегда.

«У меня ничего не получится», «я – идиот» – взрослые не случайно повторяют эти негативные утверждения. Они записаны в подсознании – взрослые продолжают верить в слова, впервые услышанные в том возрасте, когда они еще не могли сомневаться в их правдивости. Вы скажете: не может быть, чтобы дети соглашались с любыми высказываниями взрослых в свой адрес.

Разумеется, дети задумываются о том, правда ли то, что им говорят взрослые. Но иногда им просто не с чем сравнить. Все иногда бывают ленивыми, рассеянными, ведут себя эгоистично и глупо, скандалят и мусорят. Прав был разгневанный священник, прокричавший прихожанам: «Грешники!» На самом деле все мы грешны.

«Взрослые все знают и умеют читать мысли». Так думают дети. Поэтому, когда ребенку говорят: «Ты неуклюжий» – он сразу же начинает нервничать и чувствует себя неуклюжим. Когда ребенок все время слышит «Ты путаешься под ногами», он ощущает себя отвергнутым, отчаянно хочет, чтобы его похвалили, и действительно начинает путаться под ногами. Если ребенку говорят «Ты идиот», с виду он изо всех сил противится этому, но в глубине души ему ничего не остается, как печально смириться. Ведь взрослые всегда правы.

Послания, начинающиеся со слова «ты», действуют на сознательном и подсознательном уровне. Работая с пациентами, я часто прошу детей описать себя, и они говорят обычно что-то вроде – «Я плохой мальчик», «Я все время путаюсь под ногами».

Правда, иногда дети испытывают замешательство – «Мама и папа говорят, что любят меня, но я так не думаю». На сознательном уровне ребенок слышит одно, но подсознательно ощущает, что в словах кроется противоположный смысл.

То, как мы разговариваем с детьми, играет огромную роль. Мы говорим: «Я сержусь на тебя, немедленно иди и убери игрушки!», и не задумываемся о долгосрочных последствиях. Если каждый раз, когда возникает конфликт, мы повторяем: «Ленивый маленький паршивец, ты никогда не слушаешься!» – как вы думаете, к чему это приведет?

Не нужно притворяться, что вы счастливы и довольны, когда на самом деле это не так – вы собьете детей с толку, и они со временем тоже начнут хитрить и нервничать. Научитесь откровенно делиться своими чувствами, не унижая ребенка. Ребенок поймет, если вы скажете: «Я сегодня очень устала» или «Я недовольна», особенно, если ваши слова совпадают с тем, что подсказывают его чувства. Откровенность поможет детям понять, что вы – тоже живой человек и в этом нет ничего плохого.

Однажды, выступая на родительском собрании, я попросил присутствующих вспомнить те фразы, начинающиеся на «ты», которые они слышали от родителей в детстве. Я записывал их на доске. Вот что получилось:

Ты бездельник, неуклюжий увалень

тупица

путаешься под ногами

малявка, еще ничего не смыслишь

эгоистичная дубина

надоедливый, как комар

грязнуля, невнимательный

думаешь только о себе

всегда опаздываешь

жадина, безмозглый

вредина, шумный, слабак

от тебя одни проблемы

ненормальным, больной

меня от тебя тошнит

урод, некрасивый

ведешь себя, как маленький

в точности, как твой отец


Сначала собравшиеся выкрикивали унизительные прозвища по одному, но потом, подстегиваемые воспоминаниями, устроили настоящий бунт – в конце концов вся доска была исписана. Я почувствовал, как большой зал наполнился духом облегчения и освобождения, когда взрослые вслух произносили слова, которые обидели их так много лет назад.



Большинство присутствующих согласились, что вряд ли родители намеренно хотели унизить или обидеть их. Дело в том, что в то время не знали другого способа борьбы с непослушанием. «Пожалеешь розгу – испортишь ребенка!» Эпоха Средневековья в воспитании детей – слава богу, она осталась позади.

«Ваш мозг помнит все, что с вами случилось»

В 1950-е годы, когда многих современных лекарств еще не существовало, больным эпилепсией приходилось нелегко. Врач по имени Пенфилд обнаружил, что в самых тяжелых случаях помогает операция. На поверхности мозга делается несколько небольших надрезов, и таким образом можно уменьшить интенсивность и даже прекратить приступы, вызывающие эпилептический припадок.

Самое интересное – надеюсь, вы сидите, читая эти строки, – что из соображений безопасности во время операции пациент должен был находиться в сознании, под местным наркозом. Хирург удалял небольшую часть черепа, делал надрезы, потом опускал крышечку обратно и накладывал швы. Понимаю, звучит ужасно, но все лучше, чем болезнь.

Во время операции с пациентами происходили поразительные вещи. Когда доктор тонким зондом прикасался к открытому участку мозга, пациента охватывали яркие воспоминания – о том, как много лет назад он смотрел в кинотеатре «Унесенные ветром», причем оперируемый помнил даже запах дешевых духов и прическу «пчелиный улей» у женщины, сидящей на переднем ряду! Когда доктор переместил зонд к другому участку мозга, пациент явственно вспомнил и представил свой четвертый день рождения – и при этом он сидел в операционном кресле, в полном сознании! То же самое происходило с другими пациентами, только воспоминания, естественно, были разные.


Последующие исследования подтвердили это удивительное открытие: все происходящее с человеком – зрительные образы, звуки, слова, ощущения и эмоции – записывается и хранится в мозгу. И хотя нам кажется, что мы ничего не помним, на самом деле все, что когда-либо случалось с нами, имеет продолжительный эффект. На бороздчатой поверхности мозга записана вся наша жизнь, с самого рождения.

Еще один феномен, с которым вы наверняка сталкивались, – подсознательный слух. Допустим, вы на вечеринке. Вы слушаете, что говорит стоящий рядом человек. Комната наполнена шумом разговоров, может, звучит музыка. И вдруг в противоположном конце комнаты кто-то случайно произносит в разговоре ваше имя, или имя вашего знакомого, или заговаривает о чем-то, что имеет личное отношение к вам. «Ага! – думаете вы. – Интересно, что это они обо мне говорят?»

Почему такое случается? Исследования показали, что существуют две разновидности слуха – первичная, то есть то, что непосредственно слышат ваши уши, и вторичная – информация, на которую вы сознательно обращаете внимание.

В то время как вы ничего не подозреваете, умная слуховая система фильтрует все разговоры в пределах одной комнаты и, как только фиксирует ключевое слово или фразу, включается участок в мозгу, доносящий важную информацию до вашего внимания. Конечно, вы не можете воспринимать все разговоры одновременно, но примитивный фильтр все равно отслеживает важную информацию. Это доказывают многочисленные эксперименты и тот факт, что под гипнозом люди вспоминают детали, которых ранее, сознательно, не замечали!

Поздней ночью грузовик теряет управление, несется вниз по откосу и на огромной скорости врезается в стену жилого дома. Войдя в дом, спасатели, к своему изумлению, обнаруживают крепко спящую молодую женщину, которая не слышала аварии. Они стоят в спальне, окончательно сбитые с толку, – и тут в задней комнате раздается плач ребенка. В ту же минуту мать просыпается. «Что… что происходит? »

Фильтр в ее слуховой системе во время сна продолжал работать, но на сознательном уровне фиксировал только один звук – плач ребенка. Только плач мог заставить ее проснуться.

Похожие случаи встречаются повсеместно. Но какое это имеет отношение к детям? Вспомните, как часто мы говорим о детях, думая, что те нас не слушают. Между тем дети обладают очень острым слухом – они способны различить шуршание конфетного фантика на расстоянии 50 метров – и воспринимают информацию на слух даже во время сна. Существуют очевидные доказательства, что звуки и речь воспринимаются человеком, даже пока он спит и видит сны.

Кроме того, не забывайте о том времени, когда ребенок еще не научился говорить (или научился, но не хочет, чтобы вы об этом знали). Многие месяцы до того момента, как грудной ребенок заговорит, он слушает и запоминает почти каждое ваше слово.


Меня всегда поражают родители, которые в течение многих лет отчаянно ссорятся или пребывают в глубокой депрессии, но при этом говорят: «Разумеется, дети ни о чем не знают». На самом деле дети знают все и обо всем. Они просто жалеют вас, скрывая свое недовольство, или проявляют его косвенно – мочат постель, покушаются на братьев и сестер. Но будьте уверены, дети все знают. Поэтому следите за тем, что вы говорите о своем ребенке. Любое высказывание оказывает непосредственное влияние на сознание детей.

Почему бы не направить это влияние в положительное русло? Если ребенок где-то поблизости и может вас услышать, скажите, какие качества в нем вы любите и цените. В определенном возрасте дети смущаются, когда их хвалят в лицо, поэтому косвенная похвала может быть особенно полезной.

«Лечение словом»

Эту историю мне поведала одна из моих учителей, доктор Вирджиния Сатир.

Маленькой девочке только что удалили миндалевидную железу. Она вернулась в палату, но кровотечение никак не останавливалось. Доктор Сатир и другие врачи с тревогой осматривали открытые раны на горле ребенка.

По привычке доктор спросила, что происходит в операционной.

О, только что прооперировали пожилую женщину. Рак горла.

И о чем вы говорили?

У нее не было никаких шансов – ткани сильно разрушены.

Доктор Сатир сразу же все поняла. Ребенок подвергся простой рутинной операции под общим наркозом, в то время как врачи обсуждали предыдущую пациентку – «никаких шансов», «ткани разрушены».

Она немедленно велела отвести девочку обратно в операционную и приказала врачам по пути все время повторять: «Какая сильная и здоровая девочка, не то, что та старушка, которую мы до этого оперировали». «У нее чистое, здоровое горло». «Она быстро выздоровеет и уже завтра сможет играть с друзьями!»

Кровотечение прекратилось, наркоз прошел, и на следующий же день девочка отправилась домой.

Как усилить высказывание

Ученые выяснили, что человек гораздо глубже воспринимает фразы, сопровождаемые определенными сигналами, – такими, как прикосновение, зрительный контакт, тон голоса.

Вот простой пример.

Если вам говорят: «Ты – надоедливое насекомое!» – скорее всего, вы расстроитесь. Если говорящий при этом хмурит брови и повышает голос, вы расстроитесь еще сильнее.

Если он кричит, угрожающе нависает над вами и выходит из себя, то вам уже кажется, что у вас серьезные проблемы.

Если при этом он в три раза больше, чем вы, и к тому же член вашей семьи, от которого зависит ваше существование, – будьте уверены, эти слова вы запомните на всю оставшуюся жизнь.


В современном мире мужчины и женщины (особенно англосаксонского происхождения) привыкли сдерживать свои эмоции. Мы редко совершаем отчаянные поступки или говорим с эмоциональными интонациями. Мы привыкли скрывать свои радости и несчастья и, когда нам действительно плохо, молча несем свою ношу, внешне никак не проявляя, что нам тяжело.

Из-за этого наши дети оказываются в странной ситуации. Изо дня в день мы с отсутствующим видом говорим: «Не надо так делать, дорогой, пойдем», «Хороший мальчик». Позитивные и негативные сигналы довольно слабые и не производят сильного эффекта.

И вдруг, в один прекрасный день, когда жизнь окончательно доконала маму и папу, происходит мощный выброс отрицательной энергии: «Заткнись, паршивец несчастный!» Высказывание сопровождается диким взглядом, оглушительным криком, взрослый внезапно приближается на опасно близкое расстояние и начинает дрожать, теряя над собой контроль. Впечатление незабываемое. Ребенок делает неизбежный, пусть и неверный, вывод: «Так вот что на самом деле обо мне думают мама и папа!»

Под воздействием стресса родители иногда говорят невероятно жестокие вещи:

«Я жалею, что ты вообще появился на свет».

«Безмозглый, тупой идиот».

«Ты хочешь моей смерти?»

«Мне хочется тебя задушить!»

Нет ничего плохого в том, чтобы сердиться на детей или злиться в их присутствии. Даже наоборот – дети должны знать, что иногда люди злятся и им нужно спокойно выговориться, снять напряжение. Элизабет Кублер Росс полагает, что вспышка гнева длится 20 секунд, в течение которых человек обычно кричит. Проблемы возникают тогда, когда позитивные утверждения («Ты хороший», «Мы любим тебя», «Мы о тебе позаботимся») звучат менее убедительно и впечатляюще, чем негативные. Очень часто мы скрываем позитивные чувства, не признаемся в них ребенку.

Почти всех детей искренне любят, но многие об этом даже не догадываются. Многие взрослые до конца жизни пребывают в уверенности, что родители считают их ничтожеством и сплошным разочарованием. Один из самых трогательных моментов моей работы с семьями – заставить детей поверить, что это не так, избавиться от непонимания между детьми и родителями.

В жизни каждого ребенка или подростка бывают потрясения – рождение младшего брата или сестры, развод родителей, неудачи в школе, безуспешные поиски работы. И в эти минуты очень важно подавать детям позитивные сигналы, положив руку на плечо и заглянув прямо в глаза, как бы сообщая: что бы ни случилось, ты – особенное, самое важное, самое любимое существо. Мы верим, что ты – самый лучший.

Итак, мы поговорили о том, как родители на уровне подсознания программируют детей на неудачи во взрослой жизни. Но есть множество прямых способов добиться этого!

Никогда так не делайте!

Часто родители заканчивают требование унизительным прозвищем. Чтобы добиться послушания, не унижайте ребенка.


Никогда не используйте унизительные прозвища даже в шутку, ласково.


Не сравнивайте ребенка с другими людьми!


Будьте хорошим примером для своих детей!


Никогда не обсуждайте недостатки своих детей в их присутствии.


Не гордитесь сомнительными достижениями – позже это может стать причиной неприятностей.


Не провоцируйте у детей чувство вины.


Советую вам раз и навсегда исключить эти высказывания из своего родительского репертуара. Вам и вашим детям от этого станет только лучше.

Как заставить ребенка поверить в себя

Иногда с детьми нужно говорить откровенно и убедительно, глядя прямо в глаза или взяв их на руки. Иногда полезно доносить информацию как бы невзначай, опосредованно – так ребенок воспринимает услышанное естественно и легко.

Каждый день у вас есть возможность внушить ребенку веру в свои силы.

Когда нужно добиться послушания:



Когда у ребенка неприятности:




Просто так:


Совет: не хвалите ребенка, чтобы утихомирить его страхи и сомнения. Прислушивайтесь к своим детям. Не сюсюкайте. Похвала хороша в меру, и она должна быть откровенной. Если вы на самом деле так не думаете, ни к чему притворяться.


«Как мы разговариваем с детьми – позитивные высказывания влияют на ребенка»

Самоощущение ребенка формируется не только под воздействием похвалы или унизительных словечек. Мы программируем наших детей, используя негативные или позитивные высказывания при просьбе или побуждении.

Взрослые часто разговаривают сами с собой, тем самым направляя свое поведение и эмоции («Не забудь заехать на бензоколонку», «О, черт, сумочку забыла, совсем память дырявая» и т. д.). Этой привычке мы научились непосредственно у наших родителей и учителей. Вы можете научить этому и своего ребенка, сообщая ему различную полезную информацию, которую ребенок усваивает и использует на протяжении всей жизни.

К примеру, вы можете сказать: «Только попробуй сегодня в школе опять ввязаться в драку!» А можно построить фразу так: «Я хочу, чтобы сегодня ты хорошо провел день и играл только с теми детьми, которые тебе нравятся».

Чувствуете разницу? Все дело в том, как устроен человеческий мозг. Если вам предложат миллион долларов за то, чтобы в течение двух минут не думать о голубой обезьяне – вы не сможете думать ни о чем другом! (Если не верите, попробуйте сами!) Если ребенку сказать: «Смотри, сейчас упадешь!», он усвоит две вещи: «смотри» и «сейчас упадешь». Наши мысли заставляют нас автоматически выполнять соответствующие действия (представьте, что вы едите лимон, и проследите за реакцией – а ведь это происходит у вас в воображении!). Ребенок, живо представляющий в своем воображении, как он падает с дерева, скорее всего, так и сделает. Намного лучше использовать позитивное высказывание: «Держись за ветки».

Каждый день мы сталкиваемся с десятком похожих ситуаций. Вместо того чтобы сказать «Не выбегай на проезжую часть», легче и лучше произнести: «Иди по тротуару рядом со мной» – так, чтобы ребенок представлял себе, что МОЖНО делать, а не что НЕЛЬЗЯ делать.

Четко объясняйте детям, как правильно себя вести. Дети не всегда понимают, что им грозит опасность, поэтому четко формулируйте свои требования. «Трейси, держись за борт лодки обеими руками» – эти слова будут намного полезнее, чем «Сейчас упадешь в воду» или – еще хуже – «Представь, каково будет мне, если ты утонешь?» Казалось бы, ничего особенного, но разница в восприятии огромна.

Позитивные высказывания настраивают ребенка на позитивные мысли и действия. Ребенок чувствует в себе силы справиться с любыми сложностями. Он заранее представляет успех и его внутренний голос программирует его на лучшее. Слова одобрения, которые дети услышат от вас в детстве, останутся с ними на всю жизнь.

Я тебе покажу!

Вы когда-нибудь слышали себя со стороны, когда разговаривали со своими детьми? Я услышал и ужаснулся. Иногда мы говорим нашим детям совершенно безумные вещи!

Недавно шотландский комик Билли Коннолли даже использовал некоторые словечки в своей программе:

«Мам, можно я пойду в кино?» – «Кино? Я тебе покажу кино!»

«Тогда можно взять кусочек хлеба?» – «Кусочек хлеба? Я тебе покажу кусочек хлеба!»


Большинство из нас прекрасно помнят, как в детстве мы слышали от взрослых совершенно бессмысленные вещи – не тяни резину… ты у меня покашляешь!.. я тебя разделаю под орех!., будешь знать, как делать из меня дурака!., и т. д. Неудивительно, что многие из нас до сих пор не имеют понятия, что к чему.

Недавно я был свидетелем сцены в детском саду. Родители привели маленьких детей в новую игровую группу. Пока мы ждали начала занятий, любознательный активный маленький мальчик стал играть с кубиками для урока математики, снимая их с полки. Его задерганная на вид мамаша тут же закричала: «Только тронь, и воспитательница отрежет тебе пальцы!» Легко понять мотивы, которыми руководствовалась мать ребенка, – если больше ничего не действует, попробуйте запугивание! Но какое заключение о жизни сделает ребенок, услышав такое? Одно из двух: или мир – опасное и безумное место, или раз мама несет полную чушь, так зачем вообще ее слушать? Хорошее начало благополучной жизни!

Однажды (история из жизни) я сказал своему двухлетнему сыну, что, если он не будет пристегиваться, полицейские на него разозлятся. Было жарко, и я устал – мой рост 190 сантиметров, и мне приходится изгибаться и изворачиваться в машине, чтобы застегнуть ремень безопасности отбивающемуся ребенку. Я решил прибегнуть к дешевой уловке и поплатился за это. Как только слова вылетели у меня изо рта, я тут же об этом пожалел. Целую неделю мой ребенок не мог успокоиться и то и дело спрашивал: «А у полицейских есть пистолеты?», «На этой дороге есть полицейские?» Пришлось провести целый курс реабилитации, чтобы он перестал бояться женщин и мужчин в синей униформе.

Детям не нужно все объяснять или уговаривать их до бесконечности. «Потому что я так сказал» – иногда такого объяснения достаточно. Но ненужным запугиванием вы ничего не добьетесь. «Когда папа придет…», «Доведешь меня, и я уеду…», «Будешь плохо себя вести, отдадим тебя в детский дом…» – такие высказывания способны причинить непоправимый вред и испугать даже уверенных в себе детей. В раннем возрасте родители – основной источник информации, и позднее ребенок начинает сомневаться, можно ли им доверять (поскольку у него появляются другие источники информации и он может сравнивать). Наша задача – внушить детям реалистичное, даже слегка приукрашенное представление о мире, которое в дальнейшем станет основой их жизни и научит их выносливости и уверенности в себе. В своей жизни дети рано или поздно столкнутся с обманом и предательством, но они будут знать, что не все люди лгут, что есть люди, которым можно доверять и на которых можно положиться – и мама и папа в их числе.

Зачем родители унижают детей?

Дочитав до этого места в книге, многие могут почувствовать себя виноватыми, потому что неправильно обращаются со своими детьми. Не волнуйтесь – еще не поздно все изменить. Есть множество способов исправить прежние ошибки, если ваш ребенок еще маленький и даже если он уже вырос.

Самое главное – разобраться в себе и понять, почему вы выбрали ошибочную тактику воспитания. Почти все родители время от времени унижают и обзывают детей. На это есть три главные причины:

1. Вы повторяете то, что говорили ваши родители!

В школе не учат, как воспитывать детей. Но у каждого из нас есть наглядный пример, от которого мы и отталкиваемся, – наши родители.

Я уверен, когда вы кричите на своих детей в пылу ссоры, вы ловите себя на мысли: «Боже, то же самое говорили мои родители, и я ненавидел их за это!» Это записано в вашей памяти, поэтому вы действуете, как на автопилоте. Но нужно призвать на помощь здравый смысл, остановиться и прекратить повторять ошибки родителей.

Некоторые родители ударяются в другую крайность. Обуреваемые болезненными детскими воспоминаниями, они клянутся никогда не ругать и не бить детей и вообще ни в чем им не отказывать. Но существует опасность перейти разумные границы, и тогда дети будут страдать от вседозволенности. Нелегко быть родителем, правда?

2. Вы думали, что так и нужно делать!

Когда-то воспитатели думали, что дети непослушны по своей природе, поэтому нужно постоянно твердить им, какие они плохие. Тогда им станет стыдно, и они исправятся!

Может, вас тоже так воспитывали. Когда у вас появились дети, вы и не задумывались о том, что необходимо повышать их самооценку или вселить в них уверенность в себе. Если это так, надеюсь, то, что вы узнали из этой главы, изменило ваше мнение. Теперь, когда вы понимаете, что унизительные прозвища наносят вред детской психике, вы наверняка сами захотите остановиться.

3. У вас «стресс»

Если у вас проблемы с деньгами, неприятности на работе, вы переполнены тоской и одиночеством, существует большая вероятность, что, разговаривая с детьми, вы будете унижать их.

Причины очевидны. Когда на нас оказывают давление, в организме накапливается напряжение, которое ищет выход. Нам даже приятно изливать злобу – и словами, и действием.

И чаще всего раздражение вымещают на детях – потому что дети выводят нас из себя чаще, чем супруги, начальники и домовладельцы, вместе взятые. Важно задуматься: я так раздражен! На кого я действительно злюсь?

После того как мы срываемся на детях, становится легче, но облегчение длится недолго. Обычно в результате таких срывов ребенок начинает вести себя еще хуже.

Если вы замечали за собой похожее поведение, вам жизненно необходимо найти безопасный способ снятия раздражения.

Вы можете снять напряжение двумя способами:

1. Активным действием. Колотите матрас, выполняйте тяжелую физическую работу, прогуливайтесь быстрым шагом. Это важнее, чем вы думаете, – жизни многих детей были спасены тем, что взбешенный родитель отправлялся на прогулку – успокоить нервы, заперев ребенка в спальне.

Вы должны научиться заботиться о себе не меньше, чем о своих детях. Вы окажете своему ребенку большую услугу, если не будете посвящать им каждую секунду дня, но найдете время и для собственных дел, позаботитесь о своем здоровье и расслаблении. (Более подробно об этом читайте в главе 8.)



Ну все, хватит о плохом. Остальные главы в этой книге посвящены тому, как облегчить существование родителей! Вы можете измениться – многие родители говорили мне, что, всего лишь услышав об этих идеях на лекции или по радио, они стали по-другому относиться к своим детям.

После того как вы прочитали эту главу, ваши представления о воспитании детей уже должны были измениться. Очень скоро, не прилагая никаких усилий, вы обнаружите, что ваши отношения с детьми стали лучше и позитивнее. Обещаю!

Как заставить ребенка поверить в себя

Иногда с детьми нужно говорить откровенно и убедительно, глядя прямо в глаза или взяв их на руки. Иногда полезно доносить информацию как бы невзначай, опосредованно – так ребенок воспринимает услышанное естественно и легко.

Каждый день у вас есть возможность внушить ребенку веру в свои силы.

Когда нужно добиться послушания:

Когда у ребенка неприятности:

Просто так:

Совет: не хвалите ребенка, чтобы утихомирить его страхи и сомнения. Прислушивайтесь к своим детям. Не сюсюкайте. Похвала хороша в меру, и она должна быть откровенной. Если вы на самом деле так не думаете, ни к чему притворяться.

Из книги Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности автора Ледлофф Жан

Глава седьмая Как заставить принцип преемственности снова работать Когда ребенок находится в постоянном физическом контакте с матерью, его энергетическое поле сливается с ее полем, и во время работы она снимает избыток энергии обоих полей. Ребенок остается

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Проверим себя! Мы перейдем вскоре к вопросу воспитания самосознания у детей с СДВГ. И здесь очень важно умение объективно фиксировать свою реакцию на поступки своего ребенка. Попробуйте в течение всего одной недели вести список, пример которого мы приводим ниже, и носите

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

17. Любите ребенка, чтобы он чувствовал себя увереннее Чтобы научиться расставаться, нужно чувствовать, что тебя любят, и уметь сохранять это ощущение любви внутри себя. Отход ко сну означает в первую очередь разлуку. Однако это расставание отличается от того, что

Из книги Сказки для всей семьи [Арт-педагогика на практике] автора Валиев Саид

Из книги Тайм-менеджмент для молодых мам, или Как все успевать с ребенком автора Хайнц Мария Сергеевна

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Проверьте себя Для начала попробуйте ответить на вопросы предлагаемого теста, чтобы понять, насколько тесный установлен контакт между вами и вашим крохой. Понимаете ли вы друг друга с полуслова или ваши отношения нуждаются в доработке?На вопросы этого теста нужно

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Из книги Играем по науке. 50 удивительных открытий, которые вы сделаете вместе с ребенком автора Галлахер Шон

11. Как заставить карусель кружиться? Возраст: 2–4 месяцаУровень сложности: среднийОбласть исследований: двигательные навыкиЭкспериментПоложите ребенка в кроватку. Нетуго закрепите на каждом его запястье по мягкой ленточке. Одну привяжите вторым концом к игрушечной

Из книги 5 методов воспитания детей автора Литвак Михаил Ефимович

Кто себя не любит, не готов полюбить своего ребенка Правильно формируется ребенок тогда, когда он живет в атмосфере любви.И вот теперь немного о любви.Напомним, что в нашем понимании любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви.Это

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Выберите жизненную стратегию для себя и своего ребенка: победитель, середняк или неудачник? Изо дня в день в общении с ребенком мы вольно или невольно формируем психологию победителя, середнячка или неудачника.С победителем ясно – это тот, кто совершает прорывы, не

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Как заставить ребенка принять лекарство Как поет Мэри Поппинс: «Ложечка сахара поможет лекарству пройти». В качестве завершающего штриха добавьте побольше творческого маркетинга. Прибегните к таким хитростям.Подберите лекарство по вкусу. Одно и то же лекарство может

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

14 Как заставить ребенка порвать с дурными привычками Фраза «Порвать с привычками» в определенном смысле обоснована биологически. Мозг развивающегося ребенка состоит из многих миль электроимпульсных связей. По мере роста и приобретения навыков ребенок устанавливает

Из книги Источник сил для уставшей мамы автора Гончарова Света

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Из книги автора

Как помочь застенчивому ребенку поверить в себя Обычно после слов учителя: «К доске пойдет…» – в классе воцаряется напряженная тишина, которая разряжается вздохом облегчения после того, как назван «счастливчик».Наверняка в классе есть ученики, знающие ответ и желающие

Слова - это мощнейший инструмент, которым можно воздействовать на человека. То, что мы говорим своим детям напрямую влияет на их личность и характер. Собственно мы и формируем его своими словами.

В наших руках есть возможность дать ребенку веру в свои силы. Когда мы хотим, чтобы ребенок слушался, можем употребить такие фразы:

  • "Зачем такому смышлёному мальчику как ты, так поступать? Давай лучше поделим пирог на всех";
  • "Ты взрослая и разумная девочка. Не стоит так злиться из-за маленькой сестрички. Наверняка вы снова подружитесь".

А если у ребенка неприятности, тогда:

  • "Ты очень скоро поправишься. Тебе нужно всего лишь отдохнуть".
  • "Я уверен, что ты справишься с этой задачкой, если я тебе немного помогу";
  • "В первый день в новой школе трудно найти друзей. Ты очень хороший друг и дети в школе наверняка захотят с тобой дружить".

Ну и конечно нужно каждый день говорить просто от души:

  • "Ты очень заботливый";
  • "В тебе столько энергии, мне не успеть за тобой";
  • "Ты отлично поёшь, у тебя красивый голос!";
  • "Тебе очень идёт это платье. Ты у меня просто красавица!";
  • "Какой интересный рисунок. У тебя талант!"

Да, не стоит хвалить ребенка лишь для того, чтобы притупить его страхи и сомнения. И, конечно же, не нужно притворяться для похвалы. Похвала хороша в меру и тогда, когда она искренна.

Вы должны понимать, что то, КАК мы разговариваем со своими детьми, КАК мы строим фразы в разговоре, влияет на формирование их личностных качеств. Ведь, вспомните, когда мы изо дня в день повторяем похожие фразы, наше подсознание невольно определяет нам именно то, о чём мы говорим. Например, если мы что-либо забываем и про себя повторяем: "Чёрт, какой я остолоп, постоянно забываю, память дырявая!" то подобное состояние закрепляется в нас как черта характера.

Так, к примеру, сравните фразы: "Только попробуй опять в школе ввязаться в драку!" и "Мне бы хотелось, чтобы ты сегодня в школе провел день в спокойной компании детей." Как вы понимаете, вторая фраза несёт в себе больше осмысленности и позитива. Ведь наш мозг так устроен, что запоминает лишь обрывки фраз. Вот ему и проще запомнить "в школе" и "ввязаться в драку".

Или, допустим, когда ребенок забрался на дерево и пытается слезть. Вы кричите ему: "Смотри, сейчас упадёшь!" И он в самом деле падает, так как мозг ребенка тут же формирует в себе картинку падающего мальчика. А что если вы крикните "Крепче держись за ветки!" В этом случае пользы будет больше.

Вообще с подобными ситуациями мы сталкиваемся каждый день. Вместо того, чтобы сказать: "Не выбегай на дорогу!" скажите "Иди рядом, по тротуару". Ребенку так проще понимать, что МОЖНО делать, а что НЕЛЬЗЯ. Таким образом, необходимо чётко формулировать наши просьбы, подбирать слова, которые будут пониматься ребенком однозначно.

Где он, баланс между повышенной и заниженной самооценкой? Любое стремление оценить себя по баллам на хорошесть даже и во взрослом возрасте затруднительно – мы, как и дети, постоянно меняемся и движемся вперед.

Как действовать, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным и не зазнавался? Мы попробовали подобрать способы, которые помогут вашему сыну или дочери почувствовать себя счастливее и увереннее, не впадая при этом в манию величия.
Любовь
Главный ключ к уверенности мы назовем сразу. Это ваша любовь. Не слепое обожание, а любовь. Когда ребенок ощущает, что его любят, несмотря ни на что. Чтобы сын или дочь чувствовали это, недостаточно подобрать нужные слова. Нужно по-настоящему любить.
И тогда ваше чувство будет проявляться во всех ваших действиях и словах, просвечивать, как лампа, сквозь абажур, невзирая на нарисованные на нем фигурки, строго вы говорите, по-доброму или шутите. Мы чувствуем главное непременно.
Ваше чувство будет согревать ребенка и формировать в нем уверенность, помогающую не впадать в уныние или, наоборот, самодовольство от каждого комментария.
Как же любить ребенка так, чтобы он это по-настоящему ощущал, его это согревало и формировало в нем основу для здорового восприятия себя, для независимости от «кнута и пряника» в виде похвалы или критики первого встречного? Это довольно просто.
Вернитесь мысленно к своей беременности, например. Ждали ли вы какого-то особенного ребенка (красивого, умного) или были готовы любить того, кто придет в вашу семью? Согреть его, дарить тепло тому, кто с вами будет, вне зависимости от любых его качеств? Невзирая на любые неприятности и ситуации? Правильный ответ, как вы понимаете, второй.
И вопрос не в том, как вы выражаете это ребенку. Вы его воспитываете, поэтому он должен получать разную реакцию на разные его поступки. Важно, чтобы вы сами, несмотря на то, что вы говорите и какое поведение демонстрируете, помнили о том, что любите.
Поощряйте старания

Допустим, у вас двое детей. Один из них нереально талантлив в английском, другой – в математике. Представьте, что вы хвалите их за их результаты по английскому. Каждый день Саша приносит из школы по иностранному «пять», а Варя – «три».
Сашу каждый раз поощряют, Варю – ругают, несмотря на то, что Саше предмет самое дается очень легко, а Варе – с трудом, но она старается. Сын зазнается, хотя он не прилагает усилий, и, возомнив себя гением, может перестать стараться по другим направлениям.
Дочь, которая, вполне вероятно, делает все возможное и невозможное – и все равно получает тройки… максимум четверки, просто переживет некоторое отчаяние и срыв - и может махнуть рукой на достижение результата в принципе либо же на вашу объективность.
Начать прогуливать уроки или концентрироваться совсем на других вещах. Поэтому важно обращать внимание на то, к чему прикладывает усилия ваш ребенок и поощрять их.
Небольшой педагогический секрет: можете завести специальный дневник «за старания», выставлять в нем оценки за ежедневные усилия не только по школьным делам, но и по самым разным направлениям. Поощряйте старания разными способами – походами в зоопарк, планетарий, новыми интересными знаниями.
Пусть поощрения сами по себе будут развивающими (не конфетно-тортиковыми) – не будем воспитывать маленького обжору!
Принятие решений
Пусть ребенок принимает разные решения по ходу дня и вообще в жизни. А также переживает последствия принятых им решений и учится представлениям об ответственности. Это позволит ему чувствовать себя маленьким взрослым и по-настоящему расти.
Не сравнивайте с другими детьми
Не надо сравнивать ребенка с Петей, Машей из соседнего подъезда и вашим воображаемым идеальным сыном. Признайтесь себе, что такие сравнения – банальная зависть и неумение любить ребенка.
А это неумение (смотрите пункт первый) может крайне негативно отразиться не только на его самооценке, но и на жизни вообще. Мотивируйте его не примером других детей, а возможностью проявить свои таланты, написать картину, придумать и изобрести что-то интересное…
Стать умным, сильным, добрым. То есть, творческими вещами. Тогда ребенок не будет нервничать по поводу чужих успехов (и строить свою самооценку в зависимости от того, что получила сегодня по русскому Катя), а будет больше обращать внимания на свои собственные успехи.
Создавайте ребенку достойных героев

В пример хорошо ставить… да, самых настоящих героев. До которых не так сразу и допрыгнешь. Это придаст ребенку вдохновения и сил. Пусть дети знают о героических личностях, вдохновляющих не просто успехом, а личным характером или удивительными поступками.
«Чем выше цель, тем больше сил», как говорит психолог Марина Таргакова. Следование за каким-то интересным идеалом и стремление добиться высокой цели (например, желание стать виртуозным пианистом) придаст ребенку массу энергии – и у него просто не будет времени и желания думать о том, как над ним вчера посмеялись.
Для того, чтобы таким образом вдохновлять ребенка, нужно, действительно, постараться, но оно того стоит. Будьте вдохновлены сами.
Не перехваливайте
Не надо слишком упоенно хвалить ребенка. Этим вы можете получить перекос, когда ваш школьник просто воспарит в собственных лаврах и начнет «лоботрясничать», думая, что он уже всего достиг. Расслабится, то есть. Лень и самодовольство – не наша цель.
Помните, что поощрять лучше старания – и в меру. Пусть вообще движущим мотивом ребенка к деятельности будет не похвала, а сама увлеченность, процесс.
Не унижайте
Это, конечно, само собой. Если вы оскорбляете человека как личность, то вы рискуете просто утратить его доверие. Помните, что критиковать важно поступки, неправильное выражение эмоций, а не самого ребенка. Давайте ему понять, что он может ВСЕ.
Главное – захотеть и постоянно стараться.
Внешность и другие проблемы



Постарайтесь в разговорах или, находясь в школе, постараться понять, какие критерии кажутся особенно важными ребенку для того, чтобы быть «своим» в своем обществе.
И постарайтесь «расшатать» эти критерии, то есть не подвергнуть их сомнению (внешность, классный телефон), а пояснить ему, насколько все интереснее – и как много важных и хороших качеств есть в человеке. Познакомьте его с людьми, у которых есть совершенно другие, непривычные для ребенка качества.
Талант, чувство юмора, смелость… Пусть, проявляя свои менее привычные позитивные качества в их присутствии, ребенок чувствует себя увереннее и понимает, что развиваться можно бесконечно.
Тогда, если одноклассники назовут его лопоухим или его телефон будет не самым модным в классе, он придаст этому не так много значения. Возможно, ему стоит пойти в кружок игры на гитаре, шахматное общество или другое такое же вдохновляющее его общество.
Верующим родителям можно подыскать клубы по интересам на темы, связанные с религией или какими-то духовными ценностями (в зависимости от ваших убеждений). Можно, если это входит в вашу картину мира, отвести неуверенного ребенка поговорить со священником, предупредив, о чем речь.
Хороший священник – настоящий психолог и, вполне вероятно, сможет быстро обрисовать ребенку, насколько иными могут быть ценности и направление движения. Проявляйте креативность в расширении горизонтов ребенка.
Искусство «маленьких шагов»
Почаще поручайте ребенку задания, которые он сможет успешно выполнить сам. Если у него что-то получается, он будет без лишних похвал окрылен успехом и попробует взяться за новое дело. Таким образом, будет расти его уверенность в своих силах.
Еще один важный момент – пусть он осваивает сложные умения или навыки по чуть-чуть. Учится готовить и шить с самых простых заданий, причем пускай смастерит одно и то же несколько раз.
Освоил – переходит к новому. Иначе он может просто растратить весь энтузиазм и растерять веру в свои силы – что-то вроде того, как взрослые посреди слишком строгой диеты бегут к холодильнику и потом впадают в уныние и занимаются самоосуждением.
Объясните, как относиться к критике и обидным замечаниям

Поясните ребенку, что критика – это не всегда плохо. Это способ понять, к чему стоит стремиться. Если его кто-то обижает, пусть он задумается, нельзя ли это как-то использовать.
Если, например, ему говорят, что он нудно рассказывает у доски, это возможность научиться интересно выражаться – и стать, в будущем, может быть, телеведущим!
Если же из критики ничему нельзя научиться (например, «ты дурак»), то на нее надо постараться не обращать внимания и понимать, что у других людей может просто быть плохое настроение или какие-то сложности в семье, которые мешают им научиться себя хорошо вести.
Будьте мамой и папой, а не одноклассниками
Ребенку очень помогают чувствовать себя уверенным в жизни мама и папа, у которых есть четкие принципы и представления о жизни. То есть тут два пункта: во-первых, не нужно быть совсем «равными», хихикающим над другими, делиться с ребенком своими проблемами – если взрослые ведут себя инфантильно, ребенок лишается ощущения защиты.
Надо стараться быть одновременно вдохновляющим идеалом и по-настоящему взрослыми, уверенными в том, что и почему вы делаете. Тогда ребенок будет чувствовать над собой «крышу» – и ему будет намного спокойней и лучше. Для этого, естественно, надо думать, как становиться увереннее и взрослее самим.

Похожие публикации