Интерактивная программа «Левши — талантливее многих» к Международному дню левшей. Стоимость свадьбы

Левшей отмечается ежегодно 13 августа. Именно в эту дату, как постановила конфедерация леворуких людей в 1976 году, будет праздноваться день, знаменующий борьбу за достоинство и свободу всех левшей в мире. Столь громкое заявление было подкреплено «Биллем о левшах» и началом массовых движений людей, пишущих левой рукой. В 1980 году граждане США вышли на митинг в поддержку офицера полиции Франклина Уинборга, которого уволили по причине того, что он носил кобуру не с правой стороны, как этого требует устав.

Впервые День левши отпраздновали в 1992 году. Этому событию поспособствовал Британский клуб, объединявший единомышленников. Прежде всего, это не поверхностный праздник, созданный для того, чтобы было больше поводов погулять, а важный день, благодаря которому общество вспоминает о проблеме психологического настроя детей, отличающихся от сверстников. Британский клуб говорит миру о том, что ни в коем случае не стоит переучивать малышей, родившихся левшами, это может привести к серьезным травмам нервной системы. Также члены клуба обращают внимание производителей канцтоваров и бытовых приборов на то, чтобы они выпускали больше товаров для леворуких людей.

Существует о том, почему же некоторые люди, а их на сегодняшний день порядка 10% в мире, отличаются от большинства. Врачи и ученые склоняются к теории о том, что леворукость формируется вследствие нарушений внутриутробного развития мозга малыша, но отклонением от нормы данный факт не является. Другие сетуют на генетическую расположенность. Как бы то ни было, День левши лишний раз напоминает обществу о том, что все мы в этом мире разные, и это прекрасно.

Несмотря на то, что люди, привыкшие использовать правую руку как вспомогательную, наравне с остальными работают на производствах, водят машину с механической коробкой передач, используют столовые приборы, дискомфорт в быту у них возникает довольно часто. Так, например, многие девушки совершенно не способны заниматься вязанием и шитьем. Но это сугубо индивидуальные особенности.

День левши - необычный праздник, и если в честь этого события вы хотите подарить своему «особенному» другу какой-либо презент, подберите то, что наверняка понадобится ему в быту, например канцелярские принадлежности для леворуких.

Как говорят психологи, люди, имеющие данную физиологическую особенность, являются склонными к творчеству и нестандартной, креативной деятельности. Они живут на эмоциях и не склонны мыслить пространственно. Международный день левши - праздник людей, отличающихся от массы. Пусть это и считается физиологическим (или психологическим) отклонением в среде ученых, все мы знаем, что леворукие люди от других отнюдь ничем не отличаются, а лишний раз поздравить с праздником своего близкого человека и самому приятно.

Если вы хотите, чтобы День левши стал более популярным событием в нашей стране - соберите леворуких приятелей и устройте флешмоб! Это не только весело, но и полезно. Проявив активность, вы обратите на себя внимание и бросите своеобразный вызов обществу.

13 августа 2016 года в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова (директор Светлана Юрьевна Ахметдинова) в летнем читальном зале – прошла интерактивная программа «Левши — талантливее многих» к Международному дню левшей .

Ведущие праздника – Елена Владимировна Бадахина и Светлана Леонидовна Смирнова — встречали гостей прямо у дверей Центральной библиотеки и сразу задавали провокационный вопрос «А Вы, случайно, не левша?». Пораженные ярославцы останавливались, чтобы узнать – что же такое интересное здесь происходит под веселую музыку и смех прохожих. Оказывается, 13 августа – Международный день левшей. Он отмечается с 1992 года по инициативе британского клуба левшей.
— А Вы знаете, сколько левшей на Земле?
— Кто подковал блоху?
— А кто из животных – левша?
— Кто такие «рацематы»?

На эти и другие вопросы «Леворукой викторины», которые задавала Светлана Леонидовна, ярославцы, в большинстве своем, отвечали, не раздумывая.


А Елена Владимировна тут же приглашала их на мастер-класс – раскрасить, НО ТОЛЬКО ЛЕВОЙ РУКОЙ, летнюю картинку. С каким азартом дети, молодежь, взрослые и даже пожилые люди пытались ровненько по линиям левой рукой раскрасить картинку цветными карандашами! Вот какую красоту изобразили ВСЕ участники праздника:

Те из них, кто сомневались в своих умениях, попадали вновь к Светлане Леонидовне на тест-игру: надо похлопать в ладоши, и узнать, какой рукой удобнее хлопать сверху – правой или левой. Если правая рука сверху – Вы правша. Если левая – левша. А если удобно хлопать двумя руками сразу – вы – рацемат – человек, одинаково владеющий обеими руками. Никто из приглашенных не отказался, все весело хлопали в ладоши. И вот немного статистики: большинство участников праздника – рацематы. Чему мы очень рады. Ведь среди левшей много людей с мощным творческим потенциалом. Это и Марк Твен, и Леонардо да Винчи, и Микеланджело, и Сергей Рахманинов, и Мерлин Монро, и Александр Македонский, и Наполеон Бонапарт и Жанна Д’Арк и многие, многие другие, включая трех президентов США (Рейгана, Буша-старшего, Клинтона). Все это гости праздника узнавали, отвечая на вопросы викторины, рисуя, и получая наши главные подарки – книги (букроссинг), которые мы щедро дарили всем желающим.


А наш главный герой праздника – маленький мальчик Миша – он, единственный, оказался настоящим левшой и по-настоящему творческой личностью. Михаил раскрасил картинку, ответил на вопросы «Леворукой викторины» и получил прекрасную детскую книгу в подарок.

С праздником, тебя, Михаил и всех нас, дорогие ярославцы!

Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова ждет Вас в гости!

Светлана Смирнова, сотрудник библиотеки им. М. Ю. Лермонтова
Фотографии Елены Бадахиной

Коля с Дашей пишут правой,

И они, конечно, правы,

Ну а мне удобней левой -

Я берусь за дело смело;

Буквы ровно вывожу,

За линеечкой слежу.

Дом из кубиков умело

Возвожу я тоже левой.

И вообще, любое дело

Мне удобней делать левой -

Молотком стучать, лепить,

Просто чай из чашки пить,

Мяч бросать и рисовать,

Резать, клеить и играть.

Из детского стихотворения

Задачи

2. Способствовать развитию познавательного интереса к необычной информации.

3. Воспитывать понимание и уважительное отношение к окружающим людям, которые имеют физиологические особенности, связанные с леворукостью.

Форма проведения : информационный калейдоскоп.

Подготовительная работа

1. Социологический опрос в классах школы по теме информационного часа.

2. Подготовка стенгазеты «Знаменитые левши России».

3. Чтение отрывков из книг Льюиса Кэрролла и Николая Лескова о левшах.

4. Подготовка информации о левшах.

5. Конкурс рисунков «Рисуют левши».

Ход информационного часа

Классный руководитель.

Он не лютеранец и не протестанец, а русской веры.

А зачем же он левой рукой крестится?

Он - левша, и все левой рукой делает.

Так начал свой рассказ о леворуких людях известный русский писатель Николай Семенович Лесков, сам писавший левой рукой.

Давайте проведем небольшой тест. Я прошу вас свести руки в замок.

Учащиеся выполняют задание.

Классный руководитель. Этот небольшой тест говорит сам за себя и выдает тайну леворукости. У леворуких людей большой палец левой руки увереннее лежит на поверхности правой руки.

По данным статистики 10% населения земного шара - левши. А с какой статистикой столкнулись вы в нашей школе?

Учащиеся знакомят класс со статистикой леворукости по школе.

Классный руководитель . Итак, мы отправляемся в страну леворуких людей, как в Зазеркалье писателя Льюиса Кэрролла, который тоже был леворуким. Ребята, вам слово.

Ученик 1 . Давайте обратимся к истории. Впервые Всемирный день левшей отмечали 13 августа 1992 года по инициативе британского Клуба левшей, созданного в 1990 году. В этот день Левши всего мира стремятся привлечь внимание производителей товаров к необходимости учитывать и их удобства.

Ученик 2 . Давайте проследим жизнь левшей в истории. Начнем с Древнего Рима периода Империи. Левша на латыни именовался как sinister, что переводится как «зло», а правша - dexter - добро, умение. Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь левшей была далеко не сладкой.

Ученик 3 . Хочу не согласиться, поскольку так было не везде. К примеру, древние инки считали, что быть левшой - большое счастье. Если в семье рождался леворукий ребенок, считалось, что семья отмечена богом.

Ученик 4. Напомню, что цивилизация инков была очень развитой. А вот на Руси к левшам относились подозрительно. Им даже запрещали давать показания в суде. Считалось, что левшой был сам дьявол.

Ученик 5. В каждой стране еще издавна было различное отношения к левшам. В Японии, например, муж мог развестись с женой, узнав, что она пишет левой рукой.

Ученик 6 . Моя бабушка рассказала, что в советской школе маленьких левшей переучивали в обязательном порядке.

Классный руководитель. А кто же такие левши?

Ученик 1. Внимание! Информационная справка.

Левша - человек, у которого предпочтительно используется во всех его действиях левая рука. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую.

Ученик 2. Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел.

Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево- или праворукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других Движений.

Ученик 3. Жизнь леворуких людей затруднена. Связано это с тем, что все изобретения человечества приспособлены под правую руку. Например, кто из нас видел леворукую компьютерную мышь или гитару, приспособленную под левую руку?

Ученик 4 . Знаменитый левша, музыкант Пол Маккартни сейчас, конечно, может заказывать себе любые гитары, но в Юности ему пришлось сталкиваться с немалыми трудностями. Более того, большинство молодых и еще небогатых музыкантов чаще всего вынуждены самостоятельно переделывать себе гитары.

Ученик 5. Хочу привести примеры из собственных наблюдений. Левшам всю жизнь приходится приспосабливаться к миру построенному правшами. Они входят в метро - щель монетоприемника в автомате расположена справа. Хотят позвонить по телефону- автомату - цифровой диск предназначен для правой руки. Циферблат ручных часов также рассчитан на правшей.

Ученик 1 . Чтобы выжить в этом мире, левшам приходится переучиваться еще со школьной скамьи. Но не так-то просто переделать природу. Самую сложную работу, которая требует многочасовых усилий и напряжения, переученные левши все равно выполняют левой рукой. Так поступают леворукие хирурги, часовщики, художники, хотя пишут и едят они правой рукой.

Ученик 2 . Психологи считают, что люди-левши обладают сильным характером и мощным творческим потенциалом. Одним из таких людей был известный ученый-физик Андрей Дмитриевич Сахаров. Писал он правой рукой, но только потому, что его переучили в детстве, а вот рисовал все равно левой.

Ученик 3. Давайте обратимся к тем заданиям, которые мы подготовили к этому информационному часу.

Итак, в нашей школе мы провели не только социологическое исследование. Еще мы попросили сделать рисунки и написать тексты от руки правшей и левшей. Сейчас вам придется определить, где рисунки и тексты написаны и нарисованы правшами, а где - левшами.

Подведение итогов конкурса. Определение лучших работ.

Ученик 1 . На самом деле, и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку.

Ученик 2. У леворуких, по мнению ученых, гораздо сильнее выражены конкретно-образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений.

Ученик 3. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Ученик 4. Одним из самых известных леворуких людей был известный итальянский художник, ученый, изобретатель, инженер Леонардо да Винчи.

Ученик 5 . Сотни лет нет на земле знаменитого итальянского левши, а идеи его и сегодня становятся реальностью. Я предлагаю вам познакомиться с небольшой статьей об этом факте.

Учащиеся читают статью.

Самый маленький в мире одноместный вертолет весом 75 кг создан в Японии в соответствии с замыслом Леонардо да Винчи.

Это вертолет-крошка ГЭН Эйч-4, создателем его стал инженер Гэннай Янагисава, который говорит о своем детище так: «Он не имеет хвоста и точь-в-точь такой, как машина, предложенная Леонардо да Винчи». Набросок Леонардо, датируемый 1493 годом, признан сейчас первым проектом аппарата вертикального взлета и посадки.

Внешне вертолет выглядит так: открытое кресло, над которым прикреплен мотор и два ротора, вращающиеся в противоположных направлениях. Вертолет уже успешно прошел испытания в японской горной префектуре Нагано и может развивать скорость до 50 км в час.

Кстати, пару месяцев назад Книга рекордов Гиннеса зарегистрировала этот аппарат как самый маленький в мире вертолет, способный нести человека. Напомним, Леонардо да Винчи создал набросок своего вертолета в 1493 году. Сам же рисунок был найден в XIX веке.

Вот такие истории XXI века, начало которым было положено более 500 лет тому назад.

Ученик 1. А вот какую легенду рассказал Николай Семенович Лесков, русский писатель, о Левше, подковавшем блоху. И я приглашаю к нам рассказчиков, которые поведают нам о тульском Левше.

Выходят ребята. В руках у них книги Н. С. Лескова. Одна из них - «Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе)».

Рассказчик 1. Давно это было, в незапамятные времена. Только история эта правдивая. О человеке умелом и делах его славных.

Рассказчик 2. После окончания Венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».

Рассказчик З. В самой последней кунсткамере за границей, среди собранных со всего света диковин, государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет танцевать. Вскоре у Александра Павловича «от военных дел делается тоска и меланхолия», как говорит автор, и он возвращается на родину, где умирает.

Рассказчик 1 . Взошедший на престол Николай Павлович Иностранную блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам, чтобы заказать им изделие, которое могло бы по изяществу превосходить созданное иностранными умельцами. В те времена тульские мастера славились на всю Россию.

Рассказчик 2. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков.

Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет».

Платову приходится везти Левшу в Петербург.

Рассказчик 3 . Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов бьет и треплет Левшу а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп».

Рассказчик 1 . Вновь пытаются царь с дочерью рассмотреть возможности блохи, но и опять им это не удается. Тогда Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. При этом выкованные им гвоздики для подков блохи вовсе рассмотреть невозможно.

Рассказчик 2. Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам.

Рассказчик 3. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поет на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, потому что своему отечеству верно преданная».

Рассказчик 1 . Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, даже предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об англичанках.

Рассказчик 2 . На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.

Рассказчик 3 . Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и, не отрываясь, смотрит в сторону России. По возвращению в Россию он умирает.

Ученик 2 . Я предлагаю вам открыть для себя творчество писателя Николая Лескова. Из его книг вы узнаете еще очень много интересного, откроете для себя Россию умельцев, добрых и преданных людей.

Ученик 3. Мы узнали, что написал о Левше писатель. А вот что говорят ученые о праворукости и леворукости людей. И у нас в гостях представители научной среды.

Выходят ребята в мантиях и шапочках.

Ученый 1 (сопровождает рассказ презентацией). В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями.

Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно- образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие).

Ученый 2. Левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а также математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным, или преобладающим.

Ученый 1. В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое полушарие, соответственно, левой рукой и ногой. Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. И наоборот, у левшей доминирует правое полушарие, а преобладающей является левая Рука.

Ученый 2 . Ученые провели исследования среди любителей компьютерных игр и выяснили, что левши играют лучше, чем правши, так как быстрее анализируют текущую ситуацию и реагируют на нее адекватнее. По мнению ученых, такие люди хорошо себя проявят в работе водителями, пилотами, а также другими представителями профессий подобного рода.

Ученый 1 . Хочу привести случай из практики. Пятилетний левша рано научился читать, но никак не мог запомнить последовательность букв в алфавите. Ища что-то в энциклопедии, он на 8сякий случай держал перед глазами телефонную книжку.

Ученик 4. А еще я читал, что Владимир Владимирович Путин - скрытый левша. Он часто кладет левую руку на правую. И еще - он очень эмоционален, поэтому его речи имеют такой успех у слушателей.

Ученый 2 . Возможно, но научными исследованиями это не подтверждено.

Ученик 5. Спасибо нашим ребятам, выступившим в роли ученых, а мы отправляемся дальше.

Ученик 1. Я предлагаю викторину «Кто этот левша?». Мы будем давать характеристику знаменитым русским людям - левшам. Ваша задача - догадаться, о ком идет речь.

1. Он написал много произведений и прославил себя как великий русский писатель. Его перу принадлежат такие произведения, как «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник». (Это русский писатель Николай Семенович Лесков.)

2. Датчанин по происхождению, он дал толкование многих русских слов, которые до него не были описаны. (Это Владимир Иванович Даль - писатель, этнограф.)

3. Главными героями его самого большого романа являются Наташа Ростова и Андрей Болконский. Кто автор этого романа? (Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир».)

4. Этому ученому человечество обязано открытиями в области физиологии. Он описал действие условных и безусловных рефлексов. (Великий ученый - физиолог Иван Петрович Павлов.)

5. Он - один из выдающихся шахматистов планеты. Только он способен был вызвать на соревнование с собой компьютер. (Гарри Каспаров - чемпион мира по шахматам.)

6. Этот художник долго был непризнанным и непонятым в России. Теперь его картины стоят миллионы долларов. (Василий Васильевич Кандинский.)

Ученик 2. Спасибо, ребята, а теперь нам всем хотелось бы рассказать о великих иностранцах, которые пополнили список левшей. Предлагаю посмотреть ваши презентации «Великие левши мира», которые вы выполняли в группах.

Альберт Эйнштейн - ученый;

Юлий Цезарь - император;

Наполеон Бонапарт - император;

Принц Уильям - наследник английского престола;

Александр Македонский - полководец;

Жанна дАрк - национальная героиня Франции;

Билл Гейтс - предприниматель, миллиардер, основатель «Microsoft»;

Франс Иозеф Штраус - политик, президент Германии;

Бетховен - композитор;

Моцарт - композитор;

Леонардо да Винчи - гениальный ученый-экспериментатор, художник;

Микеланджело - скульптор, архитектор, живописец, мыслитель;

Рафаэль - художник;

Рубенс - художник и дипломат;

Льюис Кэролл - писатель;

Пол Маккартни - музыкант;

Джимми Хендрикс - музыкант;

Ринго Старр - музыкант;

Курт Кобейн - музыкант;

Фил Коллинз - музыкант;

Джордж Майкл - певец;

Рики Мартин - певец;

Брюс Уиллис - актер;

Джулия Роберте - актриса;

Майя Плисецкая - балерина;

Чарли Чаплин - актер;

Мэрилин Монро - актриса;

Морган Фримен - актер;

Роберт де Ниро - актер;

Том Круз - актер;

Сильвестр Сталлоне - актер;

Джон Маккинрой - теннисист;

Мартина Навратилова - теннисистка;

Тина Канделаки - телеведущая.

Ученик 3. Спасибо, ребята! Вы здорово подготовились. А я хочу дать слово ребятам, которые подготовили интересную Информацию о левшах.

Ученик . Довольно необычный способ привлечения туристов придумали в Чехии. Рассчитано развлечение не на всех, хотя осмотреть на него наверняка приедут многие. В самом центре Фаги открылся уникальный магазин, основными покупателями в котором должны стать левши. Весь ассортимент магазина состоит из предметов, пользоваться которыми удобно исключительно левой рукой.

Ученица . Здесь можно приобрести множество «левых» вещей - компьютерную мышь или ножницы, открывалки с «левосторонней» ручкой и даже настенные часы, идущие в другую сторону.

В магазине наверняка найдется и гитара с обратными струнами, вроде той, на которой играл левша Пол Маккартни.

Ученик. В магазине также есть портреты известных левшей, среди которых Мерилин Монро и Наполеон Бонапарт, Чарли Чаплин и даже Леонардо да Винчи, который также пользовался левой рукой при написании своих работ.

Ученица. А еще в магазине можно увидеть саксофон, приспособленный под левую руку. Видимо, это копия саксофона, на котором играет бывший президент США Билл Клинтон. Магазин находится в центре Праги. Если будете там, непременно посетите, вам будет очень интересно.

Ученица . В одной из научных статей по данной теме я прочитала: «левша» — понятие многогранное. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке - правшой, и наоборот. Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в Европе, где пишут правой рукой и читают слева направо, - примерно 42%. А абсолютных левшей, в среднем, только 8-10%.

Основная же часть людей являются либо правшами с признаками леворукости, либо левшами с признаками праворукости.

Классный руководитель. Как ты думаешь, для чего официально определен праздник леворуких людей?

Ученица . Я думаю, что День левшей нужен для того, чтобы привлечь внимание дизайнеров и производителей товаров, руководителей предприятий к необходимости учитывать и удобство левшей при пользовании предметами.

Классный руководитель . Я думаю, ребята, что вы убедились сегодня в том, что праздники в календаре совсем не случайны. Одни нужны для того, чтобы увековечить память знаменитых и уважаемых в народе людей или памятные даты, другие - чтобы напомнить миру о тех проблемах, которые существуют в обществе. А их немало. Это и проблемы беженцев, проблемы грамотности на планете Земля, проблемы леворуких людей, которых мы называем левшами. Эту проблему невозможно решить в один день. Но то, что люди понимают ее значение в обществе, говорит о том, что проблема будет решаться.

И вовсе неважно, леворукий ты или праворукий - важно, что ты имеешь право быть понятым в обществе и получить помощь, если она тебе нужна.

Наш информационный час мне хотелось бы закончить словами из стихотворения, которое стало эпиграфом нашего информационного часа.

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа

Непосвященному человеку может показаться, что Всемирный день левшей – очередной бессмысленный праздник, суть которого в веселье без особого повода. Да кого вообще волнует, кто какой рукой держит вилку или пишет? Оказывается, разница есть! И повод есть. А смысл куда глубже, чем просто всеобщие гуляния в честь леворукости.

К людям, которые пишут и едят левой рукой, во все времена относились с некой осторожностью. В период кровавой Инквизиции леворукость могла стать последним доказательством вины «колдуньи». В Древней Руси левшей опасались, полагая, что частое использование левой руки – знак дьявола. Из-за этого леворукость стала поводом для недоверия, когда речь шла о свидетельских показаниях – левшей считали паталогическими лгунами.

Во многих странах, в т.ч. и в СССР, детей насильно переучивали, иногда принимая довольно жесткие меры – учителя лупили по «неправильной» руке линейкой, родители привязывали «неправильную» руку к бедру или туловищу – делали все, чтобы ребенок стал таким как все. К счастью, ученые смогли доказать, что левша – это генетическая норма, а бороться с генами бессмысленно. Дети, которым постоянно приходится следить за «правильным» использованием рук, испытывают сильнейший стресс. Самое «безобидное» проявление – потеря интереса к учебе, плохие оценки, агрессия и слезливость. Если родители настойчивы, у ребенка может развиться заикание и даже фобия, связанная с письмом или чтением.

У левшей артикуляционный и речевой центр находятся в правом полушарии мозга, а левое отвечает за ориентацию в пространстве, зрительное и слуховое восприятие. Если силой заставлять левшу делать все «правильно», мозг как бы путает команды и реагирует с задержкой. Из-за этого ребенок может вырасти рассеянным, несобранным, апатичным и депрессивным.

В 1990 году в Британии был основан Клуб Левшей. Цель создания клуба весьма благородная – рассказать миру о том, с какими трудностями сопряжена леворукость. Впервые Международный день левши отметили в 1992 году 13 августа – в этот день, но в 1976 году, прошел первый марш в защиту прав левшей. Сами организаторы не относятся ко Дню левши как к поводу повеселиться. Это скорее метод просвещения широких масс.

Особое внимание уделяется родителям, которые подозревают или недавно убедились, что их ребенок – упорный левша. На открытых семинарах, приуроченных к праздничной дате, мамам и папам рассказывают о нюансах обучения левшей. Объясняют, что за леворукость отвечают гены, которые делают доминантной не только левую руку, но и левый глаз, ухо, ногу. Родителям предлагают протестировать ребенка – поиграть в мяч, теннис, рассмотреть что-нибудь через микроскоп или лупу, подарить малышу калейдоскоп или подзорную трубу. И понаблюдать, какой ногой ребенок чаще бьет по мячу, какой рукой держит ракетку, каким глазом присматривается.

На Руси левшей часто высмеивали и почти всегда считали никудышными работниками. Левша, пользуясь инструментом для праворуких людей, мог запутать цеп, поранить соседа острым серпом или косой, неловким движением сломать пилу.

С некоторой насмешкой к левшам относятся и сегодня. Особенно к школьникам – сверстники высмеивают неумеху, пусть не зло, но обидно. Взрослым тоже достается, причем почти ежедневно. Ведь миром правят праворукие, простите за каламбур. И почти все сделано для их удобства – турникеты, двери, овощерезки и ножницы, промышленные станки и большинство вещей, используемых в быту и на работе. Это еще один момент, который освещает Всемирный день левши – организаторы пытаются донести до производителей самых разных товаров информацию о насущных проблемах 15% всего населения планеты.

И получается. Во многих европейских странах есть специальные магазины, где можно приобрести различные товары для левшей, от бытовых мелочей до спортивного инвентаря и музыкальных инструментов. На предприятиях устанавливают оборудование, удобное для использования левшами. Россия немного отстает от западных соседей, но хорошо уже то, что к леворукости перестали относиться как к блажи и капризу.

Как поздравить левшу с праздником?

Возможно, ваш друг или родственник даже не знает, какого числа отмечают День левшей – тогда получится устроить настоящий сюрприз! Можно организовать вечеринку, на которой все праворукие гости будут пользоваться только левой рукой – весело и со смыслом. Можно подарить левше биографию Моцарта, Ницше или Эйнштейна, Жанны Д’арк, Микеланджело или да Винчи, Рубенса или Паганини. Среди великих было много левшей – ученые, политики, художники, композиторы. Выбирая, вспомните увлечения вашего друга, наверняка найдете нечто подходящее.

В Санкт-Петербурге есть интереснейший музей – «Русский левша». Можно всей компанией посетить выставку, полюбоваться искусными микроминиатюрами и купить крошечные сувениры на память. А можно отметить праздник, просто подарив другу практичную мелочь, сделанную специально для левшей. Наверняка такой знак внимания будет приятен тому, кто каждый день сталкивается с десятками неудобств.

Цель: организация досуговой деятельности дошкольников в летний период .

Задачи: сформировать у детей представление о таком празднике, как Международный день левшей; познакомить детей с преимуществами, а также сложностями, с которыми сталкиваются леворукие люди.

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята, уважаемы взрослые! Мы собрались сегодня с вами зале, чтобы отметить праздник, который состоялся в понедельник, 13 августа – Международный день левшей. Мы живём в большом мире, нас окружает много людей. Нам кажется, что все мы одинаковые, однако всё-таки мы сильно отличаемся друг от друга, например, ростом, физическими способностями, цветом волос и глаз, характером и так далее.

Есть различия и в том, какой рукой человек пользуется чаще для того, чтобы совершить привычные всем нам действия: причесаться, застегнуть молнию на куртке, взять ложку в руку или карандаш, зубную щётку. Ребята, поднимите правую руку те, кто этой рукой выполняет перечисленные мной действия. Как вас много! А теперь поднимите руку те, кто рисует, пишет левой рукой. Немного! Так вам удобнее, легче, сподручнее? (Да).

Интересно, что даже среди животных, есть левши и правши (праволапые и леволапые). Так, в дикой природе среди обезьян (шимпанзе) больше левшей. Это значит, что большинство шимпанзе срывают банан с пальмы именно левой лапой. Левши и белые медведи, они левой лапой ловят рыбу в реках.

Конкурс «Какой отпечаток». (Два силуэта рук на мольбертах).

А вот насколько хорошо вы, ребята, владеете левой рукой, я сейчас проверю. Но нам потребуются два мольберта. Вот они! Но посмотрите, что это? Кто-то оставил на их поверхности отпечатки своих рук! Исчезнут они только тогда, когда вы определите, какой отпечаток сделан правой, а какой левой рукой! (Дети высказывают свои предположения). А кто сможет выйти и доказать, что это именно так? (Ребёнок, подойдя к мольберту, прикладывает руки к отпечаткам).

Конкурс «Аппликация». (Ладошки, мольберты).

Для следующего конкурса под названием «Аппликация» мне нужны 4 человека. Вам сейчас нужно составить аппликацию из ладошек разных цветов, используя при необходимости овалы, круги, полоски картона. (2 человека встают к 1 мольберту, другие 2 человека встают к другому). Вам, ребятки, я предлагаю выложить перед нами цветок, а вам, ребята, насекомое (каких знаете? (…бабочку)).

Игра со зрителями (пока дети выполняют задания).

Пока команды выполняют задания, вам, ребята, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Хлопалка». Для этого вам нужно встать у своих стульчиков и приготовить свои ладошки!

Хлопните:

— Все присутствующие.

– Только девочки.

– Только те, кто любит мороженое.

– Только те, у кого дома живёт собака.

– Только мальчики.

– Только те, у кого день рождения зимой.

– Только воспитатели.

– Только те, любит есть перец.

Конкурс «Художники».

Настало время следующего конкурса «Художники». Приглашаю ко мне двух детей. Возьмите маркеры в левую руку и подойдите каждый к своему мольберту. Предлагаю вам левой рукой нарисовать цветок.

Музыкальная пауза. (Включаю фонограмму).

Девочки и мальчики, выходите ко мне. Образуем круг. Мы исполним вместе весёлый танец, который называется «Лавата». Для этого я в ответ на мои слова вы хором должны сказать «а у соседа лучше».

Повторяйте:

(Идём по кругу, не держась за руки)

Дружно танцуем мы.

Тра-та-та, Тра-та-та,

Танец весёлый наш – это лавата.

(Останавливаемся).

Н аши руки хороши? хороши…

А у соседа? лучше!

Н аши руки хороши? хороши…

А у соседа? лучше!

(Все берутся за руки и поют) .

Припев.

Эстафета «Попади точно в цель». (2 таза, 12 шариков, 2 коробки).

Ребята, правшей большинство. Я, например, тоже правша. В правой руке держу кисточку, правой рукой перелистываю страницы книги, застёгиваю пуговицы. Пользуюсь в основном одной рукой. Леворуких детей рождается меньше, однако они, как правило, пробуют совершать те же действия как левой, так и правой рукой. Таким образом они развивают обе руки. Имеют левши преимущество и в спорте: сопернику сложнее подстроиться под леворукого соперника, отработать направление удара. Леворуких теннисистов, фехтовальщиков, боксеров, борцов очень не любят - с ними неудобно соревноваться .

Левая рука должна и вам принести успех в эстафете под названием «Попади точно в цель». Первые шесть ребят станут участниками команды «Пупсики», вторые шесть детей войдут в команду «Ловкачи». Вам нужно взять по одному шарику в левую руку и постараться попасть в таз. Команда, забросившая больше шариков, победит.

Эстафета «Покупатель». (2 столика, 2 подноса, 2 тазика, 12 продуктов).

Опять объявляю набор в команды «Пупсики» и «Ловкачи» по 6 человек в каждую. Представьте, что вы покупатели в магазине. Ваша задача – взять в левую руку поднос, подбежать к тазику, положить на поднос любой продукт и, держа поднос в левой руке, отнести продукт на столик (кассу). Команда, которая быстрее доставит последний продукт, победит.

Заключительное слово.

Я вам так скажу, ребята,
Не пристало в нашем веке
По руке с рожденья главной
Нам судить о человеке!
Ну с какой, скажите, стати
Все должны работать правой?
Тем, кто не согласен с этим,
Заявляю — вы не правы!
Человек двумя руками
Все дела обычно делал,
А не только самой правой
Или может только левой.
За поступки, за заслуги
Мы друг друга уважаем.
И левшам на всей планете
Равноправия желаем!

На этом наш досуг окончен. До свидания, до новых встреч!

Похожие публикации