Инесса гольдберг - тайны почерка, или что на роду написано. Тайны подписи, или кто есть кто Национальные особенности почерка

Почерк как индивидуальная манера письма всегда привлекал внимание не только красотой каллиграфии, но и возможностью изучения «слепка личности». Со времён императора Нерона, оценивавшего почерк судимых им людей, до наших дней в графике почерка продолжают искать черты характера, симптомы заболеваний, признаки эмоциональных состояний, искренность ответов, кризисы личности. А может анализ почерка - псевдонаука?

Только с 1875 года, с момента появления книги «Система графологии» французского аббата Жана-Ипполита Мишона, почерк становится предметом серьёзных научных изысканий.

С тех пор в истории изучения почерка были разные периоды - от паранаучных графологических трактатов и политических репрессий специалистов-графологов до полноценного становления к концу 80-х годов прошлого века анализа почерка как проективной методики в психологии и судебного почерковедения в криминалистике.

Показательна в этом судьба Дмитрия Митрофановича Зуева-Инсарова, председателя Русского научного графологического общества, автора книг «Почерк и личность», «Строение почерка и характер», «Чтение характера по почерку» о построении портрета личности по почерку. После мирового признания его как графолога и публициста, потока отзывов с благодарностью о его трудах со стороны известных в России учёных, писателей, артистов, государственных деятелей, он был арестован НКВД после 1935 года и бесследно исчез в ГУЛаге.

Почерк как проективная психологическая методика

В HR-технологиях анализу почерка не придаётся статуса могущества, как это часто можно видеть в различных, в том числе современных, книгах по графологии. Наряду с другими проективными методиками исследования личности, например рисуночными «Несуществующее животное», «Дом - Дерево - Человек», «Автопортрет», почерк относится к проективным методам изучения экспрессии, что сразу определяет его применимость и степень объективности получаемых выводов.

Как и оценка речи в телефонном интервью, так и анализ почерка, никогда не выявит насколько сотрудник добрый или злой, щедрый или жадный, трудолюбивый или ленивый, смелый или трусливый, серьёзный или легкомысленный. В то же время почерк составит HR-специалисту неоценимую услугу в определении ведущих свойств нервной системы, типа темперамента сотрудника, выявит личностный психотип (радикал), даст оценку поведению сотрудника в коллективе.

Для этого необходимо выбрать написанный сотрудником документ, содержащий не менее десяти строк (200 - 400 рукописных символов) и обязательно предназначенный им для чтения другими людьми, - в этом случае заметно снижается фактор небрежности в графике почерка и такой почерк является наиболее соответствующим личности его автора. Проективная методика анализа почерка готова решать не только задачи понимания черт характера сотрудника, но и поможет оценить личностную совместимость, склонность к кадровым рискам, уровень управленческого потенциала, оперативность в принятии решений и многие другие личностные особенности.

Алгоритм анализа почерка

Обычно выделяют три этапа изучения почерка. На первом делаются выводы по особенностям нервной системы и типу темперамента и оцениваются сила, подвижность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость нервной системы, а также принадлежность к холерическому, сангвиническому, флегматическому, меланхолическому типам темперамента. Каким образом?

Чем больше геометрический размер символов и заметнее нажим при письме, тем более сильная нервная система изучаемого. Слабую нервную систему отличает «скромный» размер букв и нетвёрдый нажим при письме.

Подвижную нервную систему от инертной отличает выраженная длина межсимвольных связок и растянутость букв по направлению письма.

Уравновешенность - неуравновешенность нервной системы определяется по тому, насколько отклоняются строки в тексте от воображаемой средней линии, - чем более отклоняются от такой воображаемой средней линии для строки отдельные буквы, тем более неуравновешенна нервная система изучаемого.

Эмоциональная возбудимость выявляется по отклонению букв от воображаемой вертикальной линии от нижнего края листа, - чем более наклон букв вправо/влево, тем более характерна для изучаемого эмоциональная возбудимость.

В итоге, сильная, подвижная, мало уравновешенная, эмоционально возбудимая нервная система представляет холерический тип темперамента; сильная, подвижная и хорошо уравновешенная - сангвинический; сильная, мало подвижная и хорошо уравновешенная - флегматический тип: слабая, мало подвижная, но мало уравновешенная и эмоционально возбудимая нервная система представляет меланхолический тип темперамента. Описания типов темперамента легко найти в литературе.

На втором этапе анализа почерка делаются выводы по выраженности таких личностных черт, как экстраверсия - интроверсия, экстернальность - интернальность, коммуникативность - индивидуализм, конфликтность - компромисность и других:

Чем больше в символах присутствуют не несущие информации элементы (каллиграфические, стилизованные, украшающие), чем длиннее межсимвольныесвязки, тем болеевыражено свойство экстравертированности личности и наоборот;

Чем более поднимаются вверх строки письма по мере завершения, чем более выражен разрыв межсимвольных связок, тем более выражено качество экстернальности личности (при наличии признаков сильной, уравновешенной/неуравновешенной нервной системы);

Чем более округлены буквенные очертания, тем более характерно качество коммуникативности для изучаемой личности (при наличии признаков сильной, уравновешенной нервной системы);

Чем более выражена заострённость, угловатость букв, чем более характерна разорванность, несвязность отдельных символьных штрихов, тем более проявляется качество конфликтности личности (при наличии признаков сильной, подвижной нервной системы).

На третьем этапе анализа почерка даётся оценка проявлению в элементах рукописи признаков тех или иных психотипов (радикалов): демонстративного (истероидного), эпилептоидного, шизоидного, тревожного и других.

Например:

истероидность личности определяется присутствием в элементах букв украшающих штрихов, не несущих информационной нагрузки (при наличии признаков сильной, подвижной нервной системы);

эпилептоидность личности исходит изприближениябукв к машинописным, их идентичности друг другу, из ровного, последовательного стилянаписания по всему документу;

шизоидность (уникальность) личности выявляется по нетипичностинаписания рукописных символов, по высокой изменчивости в документе одинаковых алфавитных букв (при наличии свойства инертности нервной системы);

тревожность личности характеризуется наличием в тексте поправок, исправлений, появлением символьных «обводок», «зачернений» (при наличии признака эмоциональной возбудимости). Зная особенности того или иного психотипа, HR-специалист легко составит по почерку портрет изучаемого сотрудника.

Можно ли составить общее представление о человеке, даже не видя его? Оказывается можно – по почерку .

И такую возможность предоставляет Графология , изучающая зависимость между почерком и личностью.

Графология (от др. -греч. «пишу» и «учение») - учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. (Википедия ).

На эту связь начали обращать внимание еще в древности. Известно изречение императора Нерона : «Я боюсь этого человека, его почерк показывает, что у него предательская натура» .

У Конфуция : «Почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен» .

Почерк может рассказать специалисту-графологу о личности порой больше, чем сам он способен поведать о себе. Это происходит оттого, что почерк формируется не столько сознанием, сколько подсознательными процессами мозга.

Письмо — сложный психомоторный навык, и если его довели до совершенства в школе, он откладывается в мозге и не утрачивается.

Каким же образом почерк может рассказать о человеке?

Приглашаю читателей в небольшое исследование этой темы.

Как всегда подойдем к вопросу системно, начнем с истории и закончим книжным обозрением.

История графологии

О связи почерка с личностными качествами человека догадывались еще в эпоху античности. Аристотель писал: «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих» .

Светоний Гай Транквилл (около 70-140 гг. н. э.), биограф римских императоров писал, что император Август, не начинал новой строчки стиха, если стих не помещался на одной строчке, а дописывал его под последним словом стиха.
Современный графолог определил бы это как свойство человека бережливого, имеющего строго дедуктивный, практичный ум.

После распада Римской империи интерес к графологии пропал, но он вновь возродился в средние века, когда письменность стала достоянием более широких слоев общества.

Однако до начала XVII в. не существовало самостоятельных сочинений, посвященных этому вопросу.

Первый известный истории трактат по исследованию почерка принадлежит итальянскому врачу, профессору Болонского университета Камилло Бальдо (Camillo Baldo), жившего в Болонье и издавшего в 1622 г. свой труд «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего ».

Это был первый фундаментальный труд по графологии. Эпиграфом к своему сочинению Бальдо взял пословицу «по когтям узнают льва ».

Камилло Бальбо (1550 – 1637 гг)

Впервые слово "графология « появилось в 1871 г. в книге „Систeмa графологии“ , французского аббата Жана Ипполита Мишона. Его и принято считать отцом современной графологии.

Аббат Мишон, систематизировал особенности почерка и попытался установить соответствия между ними и личностными качествами.

Жан Ипполит Мишон (1806—1881 гг)

В 1879 г. аббат начал издавать журнал «Графология », он был одним из основателей Парижского графологического общества. О Мишоне известно также, что в течении тридцати пяти лет он изучал автографы выдающихся французов и умел распознавать по почерку 350 чувств и способностей.

Простота метода Мишона сделала его популярным. Он изучал и сравнивал отдельные элементы письма: штрихи, буквы, слова, строки и пр. Его метод предполагал, что наличие одного графологического признака означает одну определенную черту характера, а его отсутствие — противоположную черту. В настоящее время это представляется правильным лишь отчасти.

Последователи Мишона, в том числе и его ученик, Жюль Крепье-Жамен не согласились с этим принципом, а также с практикой приписывания жестких интерпретаций к отдельным признакам почерка. Крепье-Жамен каждому элементу в почерке приписывал диапазон возможных значений.

Он утверждал, что значение и интерпретация может измениться в зависимости от других особенностей письма. Современная графология принимает именно эту теорию.

Несмотря на мистический налет, многие выдающиеся умы того времени обращались к теме определения характера по почерку. Такие имена, как Лейбниц, Шекспир, Гете, Лафатер, Жорж Санд, Александр Дюма-сын, Вальтер Скотт, Эдгар По.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий философ, математик, а также Иоганн Вольфганг Гете (1749 г- 1832 г) — великий поэт и естествоиспытатель, признавали, что индивидуальность человека отражается в его письме.

Жорж Санд , в свою очередь, считала: „Возможно, что я во всем ошибаюсь, так как я не обладаю системой; но я получаю много писем, и инстинкт наблюдателя позволяет мне, на основании общего впечатления, судить по почерку о писавшем“ .

Гете писал: «нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях ».

Ч. Ломброзо изложил свои взгляды на почерк и личность в книге «Графология», вышедшей в 1899 г.

Чезаре Ломброзо (1835 -1909 гг) - итальянский врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике.

«Как идиот не может избавиться от подпрыгивающей походки, а паралитик от шаркающей, так и обычный «средний» человек не может не проявить свои особенности в движениях руки при письме ».

Почерку «преступного человека», по учению Ломброзо, свойственны особые графологические признаки, которые делятся на две группы. Одни признаки якобы характеризуют почерки убийц, разбойников и грабителей, другие – воров.

Но учение Ломброзо о почерке «преступного человека», как и вся его теория, оказалось научно несостоятельным.
****
В дальнейшем графология стала распространяться по всей Европе.

Вильгельм Прейер , профессор физиологии из Йены, предположил, что письмом руководит мозг, а не пальцы, и на самом деле пишет мозг, а не рука.

Вклад в теоретическую базу графологии внесли немецкие графологи Ганс Бюссе и Людвиг Клагес .

Наиболее выдающаяся фигура в швейцарской графологической школе – доктор Макс Пулвер , психолог Цюрихского Университета, который в 1934 году обнаружил три зоны в почерке.

В Англии Роберт Соудек, Ханс Яакоби и Ганс Айзенк провели исследования, подтвердившие валидность анализа почерка.

Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг и Альфред Адлер признавали важность графоанализа. Фрейдом и Юнгом графология принималась, как путь проникновения в бессознательное человека, и потому вызывала их интерес.

Также графологией занимался Альфред Адлер , он однозначно признавал важность графологии и сам практиковал анализ почерка.

В 40-50-х годах XX века появляются понятия графометрики и психологии почерка (Scriftpsychologie). Графометрики начинают измерять характеристики почерка и использовать статистические методы, чтобы доказать истинность выводов о связи особенностей почерка с психологическими качествами.

На протяжении ХХ века графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования.

Графология в мире сегодня

Во многих странах графология принята академическим сообществом и государством, изучается в рамках высшего образования.

В настоящее время в Европе графология входит в обязательную программу обучения во многих странах. Университеты в Гейдельберге, Киле, Мюнхене, школы в Голландии, Швейцарии, Италии и Франции, имеют официальное разрешение для работы в этой сфере. Новейшие курсы читаются в Сорбонне (Франция).

В Италии, Венгрии профессии – «графолог» можно обучиться в вузе, как любой другой специальности.

В Голландии имеются две профессорские кафедры (в университетах Лейдена и Утрехта) и два графологических общества (в Амстердаме и Гааге).

В США создан Институт почерка (Нью-Йорк), а также Американское графологическое общество. В США курс графологии читается в Нью-йорском университете, в Социальной школе исследований. В некоторых университетах графологию изучают после завершения курса психологии; в других - ее читают как часть медицинского курса.

Многие фирмы пользуются услугами экспертов-графологов, составляющих характеристики на специалистов, принимаемых на работу.

По подсчетам американских графологов более 500 фирм США используют анализ почерка для определения профессиональных свойств человека, вновь принятого на работу или продвигаемого по службе.

Графология с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях.

****
О статусе графологии в других европейских странах говорят следующие факты:

Британская академия графологии (BAOG) была создана в 1985 году.
Британский Институт графологии (BIG) был основан в 1983 году.
В 1986 году – создано Венгерское Общество Изучения Почерка, в 1991 – Институт Графологии в Будапеште под руководством Тамаша Агарди.

Также можно назвать:
Американское общество профессиональных графологов (ASPG).
Объединение немецких графологов.
Французское объединение графологов-консультантов.
Швейцарская ассоциация графологов.
Итальянская графологическая ассоциация.
Итальянская ассоциация графологов.
Испанская графологическая ассоциация.
Израильская ассоциация графологии.

Графология получила развитие во многих странах и особенно во Франции, Германии, Голландии, Израиле и США.

Графология в России

До революции 1917 года в России сложилась своя графологическая школа, имеющая два направления: криминалистическое и, собственно графологическое.

Графологическое направление было представлено Н.Д.Ахшарумовым, Ф.Ф.Тишковым, В.В.Маяцким и М.И.Попялковским. Теоретическое обоснование графологии представлено И.Ф.Моргенштерном.

Графология впервые была представлена широкой публике книгой Ильи Федоровича Моргенштерна „Психографология“ в 1903 г.

В 1915 г. выходит брошюра В. Маяцкого «Графология».

С 20-х годов XX столетия в этом направлении работал графолог-эксперт Д.М.Зуев-Инсаров, написавший множество статей по графологии и монографии: „Строение почерка и характер“, „Почерк и личность“.

Криминалистическое направление основали судебные почерковеды Е.Ф.Буринский, С.М.Потапов и психофизиолог-графолог М.И.Попялковский.

В 1903 г издается книга Е.Ф. Буринского «Судебная экспертиза документов, производство её и пользование ею ». Он впервые подробно описал особенности почерка, как способа идентификации личности по рукописи. Таком образом, Буринский был основоположником нынешней графометрии. Он положил начало судебному почерковедению, как области знаний, изучающая методы для идентификации личности в целях раскрытия преступлений или установления личности по гражданским делам.


Евгений Фёдорович Буринский (1849—1912 гг) - выдающийся русский ученый-криминалист, один из основоположников криминалистики, основатель судебной фотографии, технического исследования документов и судебного почерковедения в России.

Практически не развиваясь после революции, в СССР в 1940 году графология была официально объявлена буржуазной лженаукой .

В Большой Советской Энциклопедии (1952 г ) сказано: «Графология (от греч. графо – пишу и логос – слово, учение)–лженаучная теория, согласно которой по почерку человека якобы можно судить о его характере и даже о внешности... Такие заключения не научны ».
Но в энциклопедии, изданной позднее (1972 г) говорится: «Графология (от графо... и...логика) — учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются для исследования индивидуальных особенностей человека в психологии, а также в медицине и криминалистике» . О лженаучности теории графологии уже ничего не сказано.

Положение графологии и специальной литературы не сильно изменилось и после распада СССР.

В России сильная именно почерковедческая Школа , хотя ведущие российские криминалисты-почерковеды писали, что и в графологии есть рациональное зерно. Но дальше этого дело в развитии графологии как-то не пошло.

Появившаяся доступность иностранных источников информации повысила интерес и популярность графологии, возросло количество русскоязычных книг.

Все это в целом отражает очень неоднородное состояние русскоязычной графологии.

****
В России и СНГ профессиональным графоанализом и обучением ему занимается международная Школа Графоанализа. Это Школа Графоанализа Инессы Гольдберг, она является наиболее авторитетной графологической организацией в русскоязычном пространстве (www.grafologia.co.il)

Добавим также Московскую Школу Графологии. Основатель и руководитель Школы Т. В. Ефремова (http://www.moscow-graphology.ru/).
Курсы по графологии по авторской методике, которые ведет Светлана Сибирская (http://grafol.ru/swet/kursi.html).

Хотя конечно не исключаю, что я что-то пропустил в моем исследовании и буду рад, если меня поправят мои читатели.

Графология и почерковедение

Графология и почерковедение - это не синонимы.

Почерковедение - это практический раздел криминалистики, а графология – это учение о связи почерка и характера.

Почерковедческая экспертиза проводится экспертами-криминалистами и может определить, например, принадлежат ли два автографа одному человеку, но ни в коем случае она не определяет характер писавшего.

Почерковедческая экспертиза обладает разработанной методологией, отвечающей научным критериям, и преследует четко определяемые цели, например, поможет выяснить является ли почерк или подпись подлинными или поддельными.

Научность графологии

Графология не является точной наукой в математическом смысле слова.

Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т.д, — качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста , чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов.

Сподвижник Чезаре Ломброзо, итальянский профессор судебной медицины Сальваторе Оттоленги писал в начале 20-х годов: «Графология пока еще не наука, хотя и нет никакого сомнения в ее научном основании...».

В своей книге „По следам преступления“ профессора криминалистики Геза Катона и Имре Кертес пишут: «Возможно, что в будущем удастся выяснить отдельные вопросы, например обнаружить определенные признаки темперамента по почерку, но сегодня тот, кто утверждает, что может установить по почерку характер, обычно является либо обманщиком, либо искренне заблуждающимся человеком » .

Отечественный криминалист О.М. Глотов характеризуя современную графологию, процветающую на Западе замечает, что она «чаще всего граничит с шарлатанством, так сказать, в его чистом виде ». (Глотов О. М. О криминалистике//От преступления к наказанию/Под ред. Н. С. Алексеева. Л., 1973. с. 182).

Мнения криминалистов понятны, графология — не научная дисциплина.

Хотя исследования показывают что анализ почерка позволяет характеризовать некоторые психологические особенности личности. А Верховный суд США в 1978 году признал законным использование графологии при приеме на работу.

И все же необходимо признать, что предположения о возможности диагностики по почерку свойств личности не получило к настоящему времени убедительного научного подтверждения.

Возможно Графология находится в стадии развития и через какое-то время будут найдены необходимые аргументы, удовлетворяющие академические инстанции для признания ее наукой. Пока же Графология по мнение графологов — это сочетание науки и искусства.

От общего к частному

Любой графологический анализ следует начать с оценки общего вида почерка. По Зуеву-Инсарову общий вид включает: гармоничность, геометричность и графологичность письма. Эти три категории присутствуют во всех графологических школах мира и по сей день.

1. Степень гармоничности.
Обратите внимание на общее впечатление от почерка: создается ли у вас ощущение единого целого?

Гармоничность почерка — это степень гармонии между отдельными буквами, составляющими слова.

Чем выше степень гармоничности письма тем выше степень одаренности личности.

2. Степень геометричности.

Степень геометрической выдержанности письма определяется: ровностью линий строк и полей, равномерностью интервалов между словами и строками, равномерностью нажима.

Высокая степень гармоничности говорит о том, что человек обладает большим запасом внутренней энергии, развитыми волевыми усилиями, позволяющими ему всегда сохранять внутреннее равновесие, тормозить нежелательные эмоции, действовать обдуманно.

3. Степень графологичности письма.

Степень графологичности письма определяется степенью отклонения от каллиграфического образца.

1. Нажим при письме.

Сильный нажим характеризует людей энергичных и готовых к преодолению препятствий на пути к желаемому.

Слабый нажим свидетельствует о чувствительной натуре, склонной к идеализации, к влиянию чужого мнения.

Неравномерный нажим — показатель неуравновешенности, впечатлительности, импульсивности.

Если же нажим при письме слабый, и к тому же еще неравномерный, то автор такого почерка скорее всего неуверенный в себе, склонный к постоянным сомнениям.

2. Выдержанность строки.

„Прямая“ строка говорит об уравновешенности и сдержанности писавшего, умении доводить дело до конца.

„Волнистые“ строки указывают на то, что человек обладает гибкостью мышления и дипломатичностью, позволяющей обходить трудности, хотя ему может не доставать целеустремленности.

Строки, поднимающиеся к концу принадлежат людям энергичным, уверенным в себе, инициативным и стремящимся к успеху.

Если же строки, наоборот, падают к концу, то и автор почерка скорее всего обладает нехваткой энергичности для доведения дела до конца.

3. Наклон почерка.

Слишком наклонный почерк — от его владельца вполне можно ожидать проявления крайних черт и выставления своих чувств и предпочтений напоказ, а также восторженность в восприятии всего нового.

Почерк наколенный влево часто указывает на несовпадение личных склонностей человека с внешними условиями воспитания и жизни.

Если же почерк вертикальный, не имеющий наклона, то это говорит о равновесии между умом и чувствами и одновременно сдержанности человека.

4. Размер букв.

Крупный почерк часто указывает на чувственность влечений, энергичность в общении и непрактичность в жизни, а также на отсутствие объективной самооценки.

Мелкий почерк более характерен для людей сдержанных, наблюдательных и при этом весьма закрытых, не склонных говорить о себе.

Сжатый почерк характеризует своего владельца как очень бережливого, экономного и сдержанного.

5. Расстояние между словами и строками.

Если в почерке почти нет пробелов и создается впечатление, что слова наползают друг на друга, то можно говорить о бережливости человека, порой переходящей в скупость.

Если же в тексте полно пустых мест как между словами, так и между строками, то это свидетельство щедрости, иногда граничащей с расточительностью.

6. Подпись.

Подпись без росчерка — свидетельство вкуса и сдержанности.

Если подпись дополнена прямым росчерком, то это указывает на энергичность человека, его решительность и смелость.

Волнистый росчерк свидетельствует о дипломатичности и умении обходить „острые углы“.

Подчеркивание росписи — признак развитого чувства собственного достоинства.

Подпись, поднимающаяся вверх, указывает на честолюбие.

В случае, если подпись завершается точкой, речь идет о человеке, склонном к самоанализу и умеющем доводить дело до конца.

Если подпись выполнена очень крупными буквами, это говорит о том, что ее владелец обеспокоен своим имиджем и, вероятно, пытается создать у окружающих обманчивое впечатление о себе.

Вот примерно так кратко некоторые моменты. Конечно только по ним нельзя судить о человеке, должен быть комплексный анализ почерка. Для желающих расширить свои познания существует литература, которую мы рассмотрим чуть ниже.

Каллиграфичность почерка

Считается, что излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка (если это не поздравление на на открытке) – отражает проявление усиленного Супер-Эго в ущерб индивидуальности и самобытности человека.

Т.е. следование стандарту в сочетании с украшенностью и стилизованностью отражает шаблонное, стереотипное восприятие и мышление.

Именно поэтому учителя не должны требовать от учеников, особенно начальных классов излишней внешней красивости почерка. Намного важнее научить ребенка гармонично распределять нажим в почерке.

Для сведения: Почерк как индикатор характера и индивидуальности отметил в XI веке китайский философ и художник Го Жо Су в своей книге «Записки о живописи».


Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что видел и слышал». Издательство: «Наука». 1978 г

Национальные особенности почерка

Небольшая выдержка из книги И.В. Белова «Секреты почерка. 20 типов личности 20 типов почерка».

«Нетрудно увидеть различия в написании букв, которые используют люди различных стран. Эти черты почерка отражают лишь наиболее типичные проявления национальных особенностей.

Испанцы обычно пишут заглавные буквы вычурно и с завитушками, что говорит об их гордой и романтической натуре.
Французы пишут гораздо мельче, и их почерки отражают более логичный подход к жизни.
Итальянское письмо с его простыми маленькими буквами и грациозными большими буквами свидетельствует о чувстве ритма и изяществе.
Русская эмоциональная, общительная природа отражается в размашистом, крупном почерке.

Немецкий почерк более угловат и тщателен, чем у других народов.

У англичан почерк сдержан, прост, без росчерков и завитушек.
Американский почерк - свободный и размашистый» .

Ум и почерк

Умный человек – это прежде всего высокий уровень индивидуальности, самостоятельное мышление.

Так как же проявляются эти признаки в почерке?

Самое главное – это не банальный почерк. Не обязательно оригинальный, но обязательно несущий свои индивидуальные черты.

Излишнее преувеличение через различные украшения почерка – это не проявление ума, а лишь желание произвести впечатление, т.е. казаться, а не быть.

«Умная» форма почерка – продуктивная, экономит усилия руки, сокращает время написания букв.

Чем выше развитие человека, тем больше сторон души раскрывает его почерк.

Оказывается, так много скрытого смысла в обычном почерке. Даже поэтому стоит более внимательно отнестись к Графологии.

Темперамент и почерк

Каждому темпераменту помимо присущим им жестам и движениям, есть и присущие особенности почерка.

Люди изысканные, элегантные по своей натуре, - это сказывается и на почерке — изысканном, изящном с красиво округленными буквами, ровными и аккуратно расположенными строчками.

У прямых, открытых натур почерк лишен выкрутасов, слова выписаны отрывистыми расходящимися линиями.

В письме жестоких, решительных людей буквы обычно бывают резкие, у мягких и у добродушных — округленные.

Грубые и вульгарные люди пишут витиевато, украшая нелепыми завитушками заглавные буквы.

Вот например как определяет предварительные условия для анализа почерка Инесса Гольдберг в своей книге «Язык почерка, или Проблемы на бумаге».

«Максимальная информативность и достоверность зависит не только от профессионализма графолога, но и от качества, а также количества исследуемого материала» .

«Правила подготовки качественного материала для анализа почерка.

1. Письменные принадлежности, стол.
Для образца пригоден только чистый белый лист (без клеток и полос) формата А4, под который следует подложить несколько листов бумаги (слишком твердая или мягкая по верхность искажает почерк). Поверхность письменного стола — без трещин и неровностей.
Писать только шариковой ручкой (лучше синей), не протекающей и хорошо работающей.

2. Состояние, поза.
Поза — удобная, сидя за столом; настроение — относительно спокойное.

3. Что и как писать .
Текст: объем — произвольный; содержание — произвольное, оно не имеет значения. По дойдет любая свободная тема, которая придет в голову: предложите написать о себе, об отпуске, о детях и т. д. Самое главное требование — писать в привычном темпе, спонтанно, не списы вая, не под диктовку, и не стихи в столбик. Затем — расписаться.

4. Язык.
Писать на родном языке, для двуязычных — на обоих языках. Языки могут быть любыми (кроме иероглифов).

Зачем все это нужно – лучше узнать из самой книги И Гольдберг.

Итак, общее представление о предмете Графология мы получили. Чтобы углубить наши знания обратимся к книжным источникам.

Но будем помнить, что опыт приходит с практикой. Безусловно самообучение заслуживает уважения, но время от времени возникают вопросы, требующие объяснения, которые сложно найти в книгах. Здесь важно, чтобы эти объяснения давал опытный профессионал.

Обзор книг по теме «Графология»


Зуев-Инсаров Д.М. «Почерк и личность» . Издательство: «ЛТД», «Перлит продакшн». 1992 г.

Д.М. Зуев-Инсаров - крупнейший русский графолог, председатель Русского научного графологического общества.

В переизданной впервые с 1929 г. книге в простой и доступной форме излагаются принципы оценки по почерку черт характера человека.

В книге приводятся различные образцы почерков, даётся их подробная характеристика. Также приведены характерологические расшифровки почерков известных людей, например, Сергея Есенина, Льва Толстого, Максима Горького, Александра Пушкина и других.

Приведена библиография, выпущенных на тот момент книг в различных странах.

Можно начать с этой книги, по крайней мере, она написана практиком.

Одна из самых известных книг, выпущенная в Санкт-Петербурге в 1903 г и переизданная в 1994 году — И. Ф. Моргенштерн. «Психографология. Наука об определении характера и наклонностей людей по его почерку».


Два издания:
1. И. Моргенштерн. «Психографология». Питер. 1994 г
2. И. Ф. Моргенштерн. «Психографология. Наука об определении характера и наклонностей людей по его почерку». Типография «Наука». 2006 г

В книге знаменитого психографолога И. Моргенштерна рассказывается об истории графологии, приводится психографологическое описание нескольких сотен почерков.

Приведу несколько интересных выдержек из книги:
Ум
«Буквы прямые, слитные, без украшений; одинаковое расстояние между словами; большей частью отсутствие крупных букв, попадаются неразборчивые; буквы круглые. Обыкновенно с, в, г выходят не совсем законченные ».

Глупость
«Вытянутые, редко поставленные буквы с оригинально украшенными крючками. Неравные расстояния между словами, иногда нажимы в заглавных буквах – когда стараются выводить их архитектурно, придать им закругленную форму и сделать их тонкими и изящными; следует обратить внимание на неравные нажимы".

Высокий рост
«Буквы в конце строки оканчиваются ровным штрихом, почерк нетвердый, но местами нажимы. Буквы не запутанные и идут ровными рядами; большею частью слова на другую строчку не переносятся» .

Низкий рост
«Буквы с украшенными размашистыми штрихами, сильно вытянутыми, будто бы им желали дать рост; конец слова или не дописывают, или переносят на другую строку, оставляя свободное место» .

Брюнеты
«Поднимающиеся строки; кроме того, буквы очень старательно выведены, с желанием придать им красивую форму, что особенно сказывается в крючках заглавных букв; сами буквы приподнятые» .

Блондины
«Ровные строки, мелкие буквы; в конце строки буквы становятся уже; почерк разборчивый, не растянутый».

В книге приводится подробный анализ психографологических законом почерка. Описаны все буквы и их графологические признаки.

Отдельная глава посвящена детским почеркам. Приводятся почерки людей, с отклонениями в психическом и физическом отношениях.

Дан анализ почерков известных исторических личностей. Читатель узнает как меняется характер письма с возрастом, сможет по собственному почерку определить свои скрытые возможности


В. Маяцкий В. Графология. Москва, 1907. Переиздано в 1990 году (репринт).

Маяцкий. «Графология». 1990 г.

Очень простая, небольшая книга — брошюра, написанная еще в царской России. Содержит микроструктурный типологический анализ каждой буквы. Как дополнение к другим книгам. Ниже содержание книги.

Авторская серия книг «Секреты Почерка» Инессы Гольдберг в ключает 8 изданий:
1. Учебник «Как расшифровать почерк или Графология шаг за шагом».
2. Учебник «Почерк и типы личности».
3. Книга «Почерк и Ваша успешность».
4. Книга «Почерк и Ваша личная жизнь».
5. Книга «Почерк - Зеркало Души».
6. Книга «Тайны Почерка - Что на роду написано».
7. Книга «Язык Почерка или Проблемы на бумаге».
8. Избранное серии «Психология Почерка».

Это систематизированные учебные пособия по основам графологического метода, а также научно-популярные издания, посвящённые различным аспектам применения графологии.


Соломевич В.И. Уласевич В.И. «Почерк и характер» . «АСТ» 2009 г.

Кроме основ эта книга познакомит вас с графологическим анализом почерков некоторых известных политиков, спортсменов и популярных артистов эстрады и кино.

Джудит Норман. «О чем говорит почерк. Графология для начинающих». Вектор. 2010 г.


Сара Дороти. «Тайны почерка. Как по почерку определить черты Вашего характера» . АСТ. 1998 г.

Книги Ильи Щеголева

Илья Щеголев - специалист в области графологии и психологии менеджмента, получил образование на факультете психологии СПбГУ, автор бестселлера «Тайны почерка». Он вместе со своей командой ведет работу по популяризации и распространению прикладных методов графологии в России и странах СНГ.


Илья Щеголев. «Тайны почерка». Феникс. 2011 г.
Илья Щеголев. «16 типов почерка». Питер. 2005 г.
Илья Щеголев. «Загадки почерка. От маленькой буквы к великой судьбе». Феникс. 2011 г.

Книги Юрия Чернова

Юрий Георгиевич Чернов — кандидат технических наук, разработчик программного обеспечения, психолог, имеющий сертификат по деловой психологии, сотрудник Швейцарского графологического общества, регулярно принимает участие в различных конгрессах и конференциях по анализу почерка.


Илья Щеголев, Юрий Чернов. «Тайны почерка» (+ CD-ROM). «Эксмо». 2008 г.

На диске — уникальная программа для анализа почерка и составления психологического портрета человека по почерку.


Юрий Чернов. «Психологический анализ почерка». Генезис. 2011 г.
Автор рассматривает проблему на стыке дисциплин — психологии, медицины, криминалистики, затрагивает вопросы диагностики, судебного почерковедения и т.п. Но основное внимание направлено на психологию почерка.

Юрий Чернов. «Анализ почерка в работе с кадрами». БХВ-Петербург. 2012 г
Книга рассказывает о том, как использовать анализ почерка в диагностике кадров. В книге системно рассмотрены все этапы работы с персоналом через призму анализа почерка.


1. И. Белов. «Секреты почерка. 20 типов личности. 20 типов почерка». Харвест. 2007 г
2. Исаева Е.Л. «Практическая графология: как узнать характер по почерку». Рипол Классик. 2010 г.
3. Айк Надж (О.К.Наджимов). «Узнать характер человека по его подписи или практическая графология».
4. Владимир Тараненко. «Почерк, портрет, характер. Скрытая психодиагностика в практическом изложении». Ника-Центр. 2008 г.


5. Ирина Улезько. «Характер и почерк». АСТ. 2009 г.
6. Вера Надеждина. «Тайны почерка. Шаг за шагом». Харвест. 2009 г.
7. Александр Фармагей. «Графология как наука и не только». Ника-Центр. 2010 г.
8. А. Соколова. «Графология – ключ к характеру». Рипол Классик. 2013 г.


9. Е. П. Ищенко. «Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души». Проспект. 2015 г.
10. С.Ю. Алесковский, Я.В. Комиссарова. «Основы графологии». Юрлитинформ. 2008 г.
В учебно-методическом пособии рассматриваются основные положения графологического (психолого-почерковедческого) метода исследования личности, а также история становления графологии и ее современное состояние.
11. Т. И. Еремина. «Визуальная психодиагностика». Феникс. 2012 г.
Помимо физиогномики приводятся и другие визуальные средства исследования личности (психогеометрия, графология, анализ цветовых предпочтений, одежды, интерпретация рисунков человека).
12. Б. Хигир. «Графология. Узнай характер по почерку». Издательство: Амрита-Русь 2014 г.


13. Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. «Психологический анализ рисунка и текста». Издатель: Речь. 2006 г.
14. Е. Судиловская. «Разгадываем почерк. Графология (+ СD с программой)». Питер. 2007 г
15. Кравченко В.И. «Графология: характер по почерку». Учебно-методическое пособие ГУАП. 2006 г.
16. Петросян А.Э., Петросян Ю.С. «Как разговорить почерк (практическая графология)». Издательство Тверского университета бизнеса. 1995 г.

И обязательно несколько книг по почерковедению.


17. Орлова В.Ф. (науч. ред.). «Судебно-почерковедческая экспертиза: общая часть». Наука. 2006 г
18. Манцветова А.И., Орлова В.Ф., Славуцкая И.А. «Теоретические (естественнонаучные) основы судебного почерковедения». Наука. 2006 г
19. Бастрыкин А.И. «Криминалистическое исследование письма». Учебное пособие. 2002 г
20. Орлова В.Ф. «Судебно-почерковедческая диагностика». Учебное пособие. Юнити – Дана. 2012 г

И в заключении обзора добавлю журнал «Научная Графология» http://inessa-goldberg.ru/portal-magazine/

Международный журнал на русском языке «Научная Графология» является некоммерческим проектом Института Графоанализа Инессы Гольдберг. Она же — Главный редактор журнала.

Вот так в общих чертах мы познакомились с Графологией. Думаю многих заинтересовала эта тема.

Начните с базовых книг, указанных в начале. Каждая книга дает что-то новое, не в смысле базовых принципов – они повторяются, а в смысле – нюансов. Но именно знание нюансов определяет Мастера.

Желаю успехов в овладении новых Знаний!

Если статья понравилась, дайте, пожалуйста, знать — кликните на кнопку соц. сетей.
Будут вопросы, пишите в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.




Подписывая деловые бумаги, послания, мы бессознательно даем окружающему миру еще одно представление о себе. Особенно ценно расшифровывать подпись, когда она выполнена на чистом листе неразлинованной бумаги. В этом случае каждый из нас будет писать буквы той высоты и ширины, которая типична для него, использовать штрихи и завитушки.

Тем не менее некоторые выводы можно сделать и по отдельным элементам подписи.

Подпись без росчерка - свидетельство культуры и вкуса человека. Подобная простота подписи характерна для многих писателей и ученых (рис. 1).

Прямой росчерк, дополняю­щий подпись, указывает на энер­гичность человека, его решитель­ность и смелость (рис. 2).

Волнистый росчерк указывает на дипломатичность и умение об­ходить сложные ситуации (рис. 3).

Подчеркивание подписи - свидетельство развитого чувства собственного достоинства. Под­нимающаяся, или, как ее иногда еще называют, центробежная, подпись указывает на честолюбие человека.

Иногда подпись кончается точкой. Она обозначает склон­ность к самоанализу, умение до­водить дело до конца и способ­ность принимать окончательные решения. Точка, сопровождаю­щаяся тире, уже обозначает неу­веренность, осторожность и даже мнительность. Завершив дело, че­ловек все еще сомневается и раз за разом возвращается к нему. Надо двигаться вперед, а он все огляды­вается.

Мы уже говорили о необхо­димости анализировать подпись одновременно и совместно с по­черком человека. Прежде всего, надо посмотреть на различия между почерком и подписью че­ловека. Если явных различий нет, то автор отличается естествен­ностью поведения, в нем нет ни ложной гордости, ни фальшивой скромности.

Дальше стоит сравнить наклон букв. Если разница есть, то мож­но говорить о несоответствии внутреннего мира внешним про­явлениям. Наклоненный вперед почерк говорит о дружелюбии и эмоциональной натуре. Если же подпись имеет существенно мень­ший наклон или опрокинута на­зад, то она не раскрывает истин­ной сути человека. Он старается за холодным и чрезмерно гордым поведением спрятать свою уязви­мую натуру.

Возможна ситуация, ког­да подпись наклонена вперед, а пишет человек с наклоном на­зад. В этом случае опять же речь идет о двойственности натуры. В нем есть конфликт между дву­мя началами. Одна часть - рас­судочная, гордая, независимая, дру­гая - демонстрирует дружелюбие и теплоту. Судя по почерку, пер­вая чаще берет верх над теплотой и дружелюбием.

Обязательно надо сопоставить размер букв в почерке и подписи. Иногда, обладая мелким почер­ком, человек использует в подпи­си крупные буквы. Опять прояв­ляется двойственность натуры. Мелкий почерк свидетельствует о сдержанности, скрытности, от­сутствии ложной гордости. Раз­машистый почерк - попытка выглядеть мужественным, гор­дым, человеком широкой натуры. Опять же в человеке идет борь­ба двух начал, но пока побеждает первое.

Если подпись выполнена пре­увеличенно крупными буквами, то человек пытается создать в гла­зах окружающих обманчивое впе­чатление, но это уже бросается в глаза.

Еще необходимо сказать не­сколько слов о манере использо­вать линии, проводимые под под­писью. Если линия короткая и прямая, то можно говорить о са­моутверждении человека. В случае длинного росчерка под подписью и легкого нажима для человека ха­рактерна напористость. При силь­ном нажиме речь уже идет о же­лании материально обогатиться и получить признание. Очень силь­ный нажим, как и в других случа­ях, позволяет говорить о наличии большой агрессивности.

Бывает и так, что некоторые люди подчеркивают свою подпись необычным образом. Обычно та­кая манера свойственна людям уникальным, степень необычно­сти росчерка, как и всего почерка, тесно связана с оригинальностью характера, в этих случаях речь идет уже о выдающихся призна­ках почерка.

В то же время графологи уже давно обратили внимание на уди­вительную простоту подписи лю­дей, занимающихся наукой и до­стигших немалых успехов в своей области. Такой простотой отлича­лись подписи известных русских ученых: геолога А. П. Карпин­ского, математика В. А. Стеклова, психиатра В. М. Бехтерева и дру­гих. Удивительной простотой от­личается и подпись Л. Н. Толсто­го (рис. 4).Если присмотреться к подписи Льва Толстого, то обра­щает на себя внимание четкость написания букв и их связность, что указывает на предприимчи­вость и умение критически подой­ти к решению вопроса. Подпись отличает общая гармоничность, свойственная людям одаренным, с высоким уровнем развития ум­ственных способностей.

Предлагаю проанализировать подпись экс-президента России, а также кандидатов на этот пост от ведущих политических партий страны.

Владимир Путин


Перед нами целеустремленный, честолюбивый че­ловек, который ставит перед собой большие задачи. Об этом красноречиво говорит поднимающаяся под­пись. Буквы имеют заостренные очертания, посте­пенно уменьшаются в размерах. Так пишет человек, приучивший себя к сдержанности, но накопивший в себе много агрессии.

Владимир Путин - очень прагматичный человек, рисовки в его действиях нет. Отсюда и стиль подпи­си. Буквы легко читаются, нет излишнего украша­тельства.

В подписи много острых петель. Они свидетель­ствуют о постоянном обращении к своему прошло­му опыту. Между буквами в подписи есть разрывы, характерные для людей с развитой интуицией. Но в повседневной жизни Владимир Путин больше опи­рается на логику, постоянно стремясь рационализи­ровать свои поступки и стремления. К сожалению, так нарабатывается отрицательный опыт, а ум теря­ет остроту.

Судя по узкой петле буквы «у», Владимир Влади­мирович обладает высокой эмоциональной чувстви­тельностью. Соединение букв в подписи имеет ар- кадический вид, то есть соединительные отростки напоминают дуги, обращенные своей выпуклостью к верхнему краю страницы. Этот признак указывает на излишнее внимание к внешним проявлениям жизни, что иногда идет в ущерб внутреннему содержанию.

Последние две буквы написаны в несколько ином стиле, появляется большой нажим, меньше петель, больше остроты в верхних окончаниях буквы. После каких-то событий, связанных, видимо, с вступлени­ем на пост президента страны, в действиях Владими­ра Путина больше обозначились воля, сила, целеу­стремленность и уверенность в себе.

Геннадий Зюганов

Поднимающаяся подпись выдает в человеке опти­мизм, он верит в успех начатых дел. Все буквы на­писаны ясно, писавшему было не лень выводить очертания всех букв. В этом отчетливо проявляется трудолюбие и упорство Геннадия Зюганова.

Заглавные буквы не велики по своим размерам и по виду напоминают строчные. Писавшему не хватает амбициозности и широты размаха в планируемых де­лах. Да и в лидерских качествах можно сомневаться.

Буквы имеют округлые очертания, так чаще всего пишет человек компанейский, охотно проводящий время в кругу друзей и близких. В округлости букв проявляется способность Зюганова чувствовать дру­гих людей, отзываться на их проблемы.

Начало буквы «Г» опущено вниз, затем штрих постепенно поднимается. Аналогично Зюганов вос­принимает и новые идеи. Лишь по прошествии неко­торого времени он соглашается с новыми предложе­ниями, идущими от окружающих его людей.

О существовании внутренних конфликтов можно судить по перечеркнутости буквы «о». В конце под­писи есть крючок, переходящий в горизонтальный росчерк. Во многих ситуациях лидер КПРФ, даже приняв новые идеи или предложения, в последний момент может поменять свое решение. Последнее не сильно удивляет. Ведь росчерк, идущий от буквы «в», характерен для людей, проповедующих и отстаиваю­щих не свои идеи, а программы других людей. В этом плане Зюганов внешне управляемый человек, чем охотно пользуется его политическое окружение.

Стиль подписи в целом выдает в Геннадии Андреевиче «ученика», пытливо поглощающе­го идеи и концепции других людей, придержива­ющегося вполне определенных взглядов, строго соблюдающего законы.

Владимир Жириновский


В подписи Владимира Жириновского обращает на себя внимание острота начертания букв, длинный росчерк в конце и необычный вид буквы «р». Острота начертания букв говорит о внутренней силе, желании не придерживаться рутины, умении настаи­вать на своем. Сильно развит дух соперничества.

Последние буквы в подписи переходят в гори­зонтальную линию. Это явный признак утонченно­сти ума, хитрости и скрытности в общении. Для до­стижения своих целей такой человек готов играть в дипломатию.

Особого внимания заслуживает и буква «р». Ее острые очертания свидетельствуют о мгновенной реакции Владимира Жириновского на изменение си­туации, о способности первым нанести неожидан­ный удар.

В подписи Владимира Жириновского буквы не только имеют острые очертания, но и изогнуты в сторону направления движения руки при письме. Это указывает на устремленность в будущее. Для до­стижения цели о соблюдении норм и правил гово­рить не приходится. Все средства хороши.

Если соединить нижние концы букв в подписи, то получится ломаная линия, напоминающая зигзаги. В таких случаях говорят о танцующих буквах, вы­дающих в писавшем нервозность. Буквы в большин­стве своем вытянуты по вертикали, что указывает на игнорирование традиций и норм.

Характер человека раскрывается в его почер­ке. Внутренний мир человека проявляется в рисунке его подписи очень неоднозначно. Поэтому если есть такая возможность, то лучше проводить анализ подписи одновременно с анализом почерка, чтобы более достоверно определить внутреннюю природу человека.

Дмитрий Медведев

В целом подпись имеет вид гирлянды. Соединяю­щие буквы отростки своей выпуклостью направлены вниз. Гирляндический стиль письма отличает людей, придающих большое значение внутреннему содер­жанию, гораздо меньше их интересует внешняя сто­рона дела. Стремление глубоко вникнуть в суть дела иногда не позволяет Дмитрию Медведеву охватить стоящие перед ним проблемы в целом.

Между буквами нет разрывов, что характерно для людей последовательных, вдумчивых, сосредото­ченных, внимательных к различным деталям.

Конечный росчерк в подписи идет от последней буквы. Его надо рассматривать как крючок, указыва­ющий не только на упорство человека, но и на же­лание цепляться за то, что предлагает ему судьба. Разорванность буквы «в» чаще всего указывает на некоторую разбросанность в делах, что может поме­шать сосредоточиться на главном.

Буквы в подписи написаны очень широко. Это свидетельствует о стремлении к общительности, такому типу людей подходит работа в коллективе. В широких буквах видно желание многое увидеть, да и себя показать.

Особняком в подписи выглядит буква «Д». В ней много петель, соединение которых своим острием уходит вниз. Стиль написания первой буквы имени в подписи раскрывает характер человека в молодости. Петли свидетельствуют о том, что в процессе приня­тия решений в молодости у Дмитрия Медведева ино­гда преобладали эмоции.

Острие, направленное вниз, подчеркивает вну­тренние конфликты, борьбу эмоций и ума. Внешне он выглядит открытым и покладистым, но за этим стоят прагматизм, целеустремленность, умение на­стоять на своем и упорство.

Характер по почерку можно изучить с помощью науки графологии. Профессиональный графолог может многое узнать о личности человека по тому, как он пишет.

Однако и обычные люди, ознакомившись с ключевыми моментами графологии, смогут в общих чертах определить характер по почерку.

Графология - наука определения личностных качеств человека по его почерку.

Определяем характер людей по почерку

Графологи, как правило, для серьёзного анализа изучают несколько листов исписанных человеком.

Считается, что на первом листе человек пишет менее естественно, чем на последующих. Поэтому последние страницы длинных текстов представляют наибольший интерес, для того чтобы изучить характер по почерку.

Как определить характер по почерку? Прежде чем изучать характер по почерку, внимательно посмотрите на сам листок, на котором написан текст.

Листок может много рассказать о его хозяине:

  • Например, маленький лист бумаги с оборванными краями, следами жира или грязи говорит о том, что его хозяин с большой вероятностью неряха, растяпа и, возможно, жадина.
  • Большой, аккуратный, чистый лист бумаги часто говорит о щедрости и аккуратности, но также может быть свидетельством расточительности.

Размер

Определяя характер по почерку, учитывайте размер букв. Размер меняется с возрастом, а также в зависимости от текущего физического состояния.

  • Например, с возрастом и при утомлении написание слов становиться крупнее. Считается, что максимально достоверную информацию даёт почерк в возрасте от двадцати пяти до сорока пяти лет.
  • Буквы среднего размера встречаются наиболее часто. Если вы наткнулись на такие буквы, изучая характер по почерку, знайте, что никакой специфичной информации о его обладателе они не дают.
  • Крупно написанные символы говорят о том, что у их обладателя есть лидерские способности. Такие люди эмоциональны и лёгкие в общении. Без проблем знакомятся и устанавливают новые связи.
  • Маленькие буквы говорят о целеустремлённости и сдержанности человека. Иногда они являются признаком скрытой и замкнутой личности.

Поля

Чтобы узнать характер по почерку, внимательно рассмотрите поля:

  • Люди, оставляющие узкие поля, часто обладают такими качествами, как бережливость. Иногда узкие поля могут говорить о мелочности автора. Чем уже поля, тем более ярко выражено качество бережливости, порой, оно может доходить до скупости.
  • Широкие поля, напротив, говорят о щедрости автора. Чем шире поля, тем больше вероятность того, что человек окажется не только щедрым, но и расточительным. Чрезмерно широкие поля также могут говорить о тщеславии, стремлении к роскоши и хвастовству.

Нажим пера

Изучая нажим можно узнать не только характер по почерку, но и эмоциональное состояние человека в момент письма. Чем сильнее были эмоции, тем сильнее нажим.

  • Сильный нажим характерен для энергичных людей и трудоголиков. Такие люди легко налаживают контакт с окружающими, обладают низкой степенью замкнутости.
  • Лёгкий нажим, напротив, характерен для людей, предпочитающих одиночество и спокойствие общению. Такие натуры часто бывают романтиками.

Направление строк

Изучая характер по почерку, внимательно рассмотрите как написаны строки:

  • Люди, склонные к частым переменам настроения и авантюрам, нередко являются обладателями «волнообразных» строк при письме. В некоторых случаях такие строки говорят о склонности автора к обману и изворотливости.
  • Прямые строки, написанные как по линейке, выдают людей рассудительных и сдержанных. Часто такие люди имеют адекватную самооценку и трезво оценивают свои возможности.
  • Строка, поднимающаяся вверх, говорит о том, что её автор .
  • Строка спускается вниз - автор, вероятно, пессимист или имеет заниженную самооценку.

Связанность элементов письма

Определяя характер по почерку, изучите связанность элементов письма:

  • Почерк человека, пишущего все символы связанно, говорит о том, что это прямолинейная личность с преобладающим логическим мышлением. Нередко такие люди предприимчивы и склонны к критике.
  • Люди с хорошо развитым образным мышлением часто пишут все буквы раздельно.
  • Если на письме обнаруживаются связки из двух или трёх букв, то это говорит об уравновешенности автора.

Форма письма

Определение характера по почерку включает в себя изучение формы букв:

  • Угловатые и острые символы. Если вы натолкнулись на такой стиль письма, изучая характер по почерку, знайте, что он часто бывает признаком эгоизма.
  • Округлые и плавные - характерный признак уступчивости и податливости. Такие люди бывают слишком лояльны, обычно им сложно достигать своих целей.

Наклон письма

Чтобы узнать характер по почерку обратите внимание на его наклон:

  • Слабый наклон влево говорит о том, что автор склонен критиковать других. Такая личность часто ставит свои интересы выше интересов других.
  • Если буквы сильно наклоняются влево, то это говорит об упрямстве автора и склонности считать свою точку зрения единственно верной.
  • Определяя характер по почерку, наиболее часто придётся сталкиваться с лёгким наклоном вправо. Такой наклон, как правило, ничего не говорит о пишущем. Так учат писать в школе.
  • Если буквы наклоняются вправо очень сильно, то автор - . Он целеустремлён. Часто такой наклон встречается у ревнивцев и людей способных очень сильно влюбляться.
  • Символы без наклона говорят об упрямом харкаете. Такие люди обычно хорошо продумывают свои действия, оценивают положение вещей и действуют наверняка.

Подпись

Изучая характер по почерку, особое внимание уделите подписи. Подпись даёт достаточно много сведений о характере её обладателя:

  • Если при определении характера по письму, вы наткнулись на обычную подпись, то есть у неё нет каких-либо дополнительных элементов, то это говорит о смелости и уверенности её обладателя.
  • Подпись содержит подчёркивание - автор предприимчивый человек.
  • Подпись имеет петельки - автор наблюдательный человек.
  • Подпись перечёркнута - автор импульсивный и активный человек.
  • Обведённая подпись - автор труслив или .
  • Отдельное внимание уделите заглавной букве, изучая характер по почерку:
  • Чем более замысловато украшена заглавная буква, тем сильнее у автора потребность в признании и внимании окружения.
  • Если изучая характер по почерку, вы увидите заглавный символ небольшого размера, то, возможно, строки принадлежат зажатому человеку.

Темперамент по почерку

Графологи считают, что можно не только изучить характер по почерку, но и узнать темперамент. Каждый темперамент имеет свои особенности письма:

  • Холерик. Для этого типа характерен наклон вправо. Знаки завёрнутые и запутанные. Нажим сильный. Расстояние между словами не одинаково.
  • Флегматик. Межбуквенные расстояния различные. Сами буквы жирные, но толщина их непостоянна.
  • Сангвиник. Часто сангвиники имеют красивый почерк. Буквы бегущие, размашистые. Строки неровные.
  • Меланхолик. Характерны неровные поля. Буквы танцующие, имеют длинные штрихи и чёрточки.

Личные качества по почерку

Определяя характер по почерку, можно также выявить некоторые качества человека:

  • Вспыльчивость. Для вспыльчивых людей характерны символы, поднимающиеся над строкой. Крючки последних букв слова опускаются ниже строк.
  • Чувствительность. Часто встречаются незаконченные символы, нажим неравномерный, присутствует наклон, буквы бледные.
  • Ум. Буквы не имеют декоративных элементов, наклон незначительный или отсутствует. Расстояние между словами одинаковое. Буквы среднего размера, округлые.
  • Глупость. Наличие необычных крючков. Различное расстояние между словами, нажим неравномерный. Заглавные буквы выводятся с большим старанием и оригинальностью. Письмо кажется пафосным.
  • Воля. Буквы связаны между собой. Нажим равномерный. Количество штрихов небольшое. Буквы отчётливые, письмо содержит очень мало украшений, округлое.
  • Хладнокровие. При неровных строках, как правило, последнее слово пишется точно на своём месте. Буквы аккуратные, расстояние между словами различное.
  • Уравновешенность. Вызывает ощущение, что все символы «сплетены». Почерк красивый, но изначально может показаться неразборчивым. Строки ровные.
  • Жестокость. Иногда буквы имеют подчёркивания. Обычно они старательно прописаны, крючковатые, сплюснутые, но выглядят грубыми и жирными.

Определяя характер по почерку, помните что человеку свойственно иметь сразу несколько качеств.

Внешность по почерку

Можно определить не только характер по почерку, но и внешность:

  • Низкий рост. Написание слов имеет штрихи, буквы вытянуты. Буквы кажутся размашистыми и стремящимися «вырасти». Буквы, заканчивающие слова, часто бывают прописаны не полностью.
  • Высокий рост. Буквы, как и в предыдущем случае, имеют штрихи, но не растянуты. Идут ровными рядами, похожи на забор. Не выглядит витиеватым, но при этом нетвёрдый. Нажим может быть неравномерным.
  • Средний рост. Характерна сжатость букв в начале строки. К концу строки буквы становятся реже. Последние символы могут быть написаны ниже строки.
  • Стройность. Знаки препинания вырисовываются мелко. Буквы бывают удлинёнными.
  • Полнота. Нажим на одной и той же букве неравномерен. Чаще более сильный нажим имеет вторая часть буквы. Могут попадаться неоконченные символы.
  • Блондины. Для светловолосых людей характерен разборчивый стиль письма. К концу строки буквы могут сужаться. Как правило, символы некрупные.
  • Брюнеты. Буквы приподняты над строкой. Заглавные могут иметь украшения. Все элементы старательно выведены и имеют красивую форму. Строки часто идут вверх.

Род занятий по почерку

Характер по почерку и внешность не единственное, что можно узнать о человеке из того, как он пишет:

  • Неровный, неаккуратный. Характерен для аптекарей, бизнесменов.
  • Отрывистый, скачущий. Характерен для людей, изучающих и работающих с языками.
  • Со множеством штрихов. Часто бывает у людей, занимающийся умственным трудом, профессоров.
  • Опускающийся. Характерная особенность поэтов, мечтателей, философов.
  • Вертикальный, простой. Особенность математиков и инженеров.
  • Волнистый. Свойственен творческим людям, художникам, скульпторам.

ТАЙНЫ ПОЧЕРКА

Большинство из нас представляет себе графологию как магический способ получения информации, типа предсказания будущего по внутренностям животных или гадания на кофейной гуще. Трудно поверить, что графология современная наука, которой с успехом пользуются психологи, криминалисты, врачи, педагоги и даже опытные менеджеры по персоналу. Что же можно сказать о человеке по егопочерку и как потом использовать это знание? На вопросы «Лечебных писем» отвечает руководитель центра «Секреты успеха», специалист в области нетрадиционных диагностических методик Н.В. КУЗИНА.

– Нина Владимировна, как может почерк содержать какую-то информацию о человеке, если с возрастом характер письма у всех меняется, к тому же на него влияют любые жизненные ситуации?
– Эти изменения как раз и позволяют графологам судить о переменах в психическом состоянии человека и о его новой жизненной ситуации, то есть обладают не меньшей диагностической ценностью, чем устойчивые элементы почерка. Всем этим занимается графология – наука о почерке человека. Мы выражаем свои мысли в словах, а слова – в почерке, одновременно перенося на бумагу и свое душевное состояние. Графологуостается только понять особенности письма, чтобы рассказать о человеке, его характере, привычках, об отношении к другим людям, о его болезнях и т. д. Кое-где за границей уже используютграфологическую экспертизу для приема на работу, постановки диагноза и т.д. К сожалению, в нашей стране графология пока остается делом спецслужб, почерковедов и горячих энтузиастов.

– Наверное, анализ почерка требует от человека каких-то феноменальных способностей?

– Вовсе нет. Графологическими навыками владеет очень много людей. Курсграфологии сегодня изучают в вузах будущие юристы, преподается эта дисциплина и в некоторых других государственных учебных заведениях. В частности, у нас в Санкт-Петербурге работает известный психолог-графолог, член-корр. Международной академии наук высшей школы, доктор философских наук, профессор В. И. Кравченко, автор книги «Секреты почерка». Графология основана на доказанном факте, что почерк отражает характер человека и свойства его психики. Более того, почерк вообще никогда не лжет, просто люди иногда неправильно его истолковывают.

– Что же конкретно можно сказать о человеке по его почерку?

– Возможности графологии очень велики. Например, с ее помощью выявляются скрытые таланты молодого человека, помогающие правильно выбрать тот или иной род деятельности. Можно сделать выводы о совместимости людей – скажем, предупредить жениха и невесту о возможных сложностях при вступлении в брак, чтобы они были готовы к их преодолению. По образцу подписей обоих супругов на консультации выявляются особенности их взаимоотношений и предлагаются способы выхода из семейного кризиса. Причем достаточно, чтобы пришел лишь один из супругов с образцом подписи другого.

– Однако никакие элементы почерка, наверное, не могут передать всей сложности человеческой психики?

– Разумеется, нет. Но никто и не возводит элементы почерка в абсолют. В его чтении очень большую роль играет интуиция графолога. А конкретные признакипочерка служат графологу скорее опорными точками, опознавательными знаками его собственного внутреннего восприятия. Задача графолога – через рукописный текст «вчувствоваться» в человека, который его писал. Многим это удается. Способность к графологическойинтерпретации почерка – такое же общечеловеческое свойство, как музыкальный слух. Графологвидит почеркчеловека как образ, несущий в себе определенные эмоции, ценностные характеристики и т.д. Поэтому графологический язык неизбежно оказывается образным, эмоциональным, а не «научным». Попытки установить жесткую связь между элементами почерка и выводами графолога могут исказить восприятие.

– Какие же все-таки элементы почерка принимаются во внимание графологами?

– Практически все. Размеры, форма, взаимное расположение букв, пропуски, степень отклонения от каллиграфического письма, наклон, нажим, штрихи, росчерки, расположение на строке и т.д.

– Приведите, пожалуйста, пример.

– Возьмем написание заглавной буквы «Я». Если «Я» крупная и с раздутой петлей, человеку хочется, чтобы на него обратили внимание. Обычно такой человек общителен, обожает общественную деятельность и часто вступает в различные клубы или благотворительные организации. Любит быть лидером. Напротив, маленькое, простое «Я» показывает, что человек не стремится привлечь к себе внимание. Он осторожно двигается по жизни, не спешит заводить друзей, зато остается преданным тем, кого выбрал. Но если буква «Я» слишком мала по сравнению с остальными буквами и к тому же наклонена в обратную сторону от них – это признак самоуничижения. Такому человеку графолог может посоветовать проявлять больше уверенности и не оставаться в тени без необходимости, но и не взваливать на себя большую ответственность. Высокая буква «Я» без украшений, с узкой петлей показывает, что человек гордится своим домом и своей семьей. Похвалите кого-нибудь из его родственников или предков – и он станет вашим другом. А вот печатное «Я» показывает, что человек ищет внимания к себе, но прежде всего ждет одобрения за хорошо выполненную работу. У него творческий характер и развита изобретательность.

– А что вы скажете о человеке, который букву «Я» всегда пишет по-разному?

– Разнообразие вариантов при написании заглавной буквы «Я» показывает, что у человека нет устойчивых взглядов, и к себе он относится с чувством юмора. К тому же он любит разнообразие. Но бывает, что в почерке вообще нет заглавных букв. Это признак предельного самоуничижения и даже неспособности человека выполнять нужную работу.

– Можно ли по почерку сделать какие-то выводы о физическом и психическом здоровье?

– Это целый раздел графологии. Есть интересное высказывание, что медицина часто служит для графологииувеличительным стеклом, тогда как графология для медицины может иногда являться хорошим термометром. Почерк – это зеркало психических отклонений. Сейчас считается твердо установленным фактом, что при всяком расстройстве нервной системы – а это первый симптом любой болезни – непременно изменяетсяпочерк. Даже незначительные отклонения в системе кровообращения, в питании мозга неизбежно отражаются в почерке. И если мы этого не замечаем, то только потому, что вообще не привыкли следить за своим почерком. При первых признаках усталости почерк становится крупнее. При сильном утомлении появляется дрожание в волосяных штрихах букв. И точно так же влияют на почерк состояния опьянения или наркотического возбуждения.

– А как проявляются в почерке нервные и мозговые заболевания?

– По типу нарушений почерка можно делать очень важные выводы. Изменения впочерке возникают задолго до явных признаков нервной болезни. Например, при общем прогрессивном параличе они проявляются чрезвычайно рано, гораздо раньше других симптомов, и служат средством для установления диагноза. Почеркстановится более крупным, чем обычно. Буквы стоят неодинаково, сильно закруглены, с неправильными начертаниями. Больные пропускают буквы, знаки и целые слова, прибавляют лишние буквы, забывают, что надо писать, и все их письмо часто представляет собой бессмысленный набор слов. Дрожащийпочерк, встречается, как правило, у алкоголиков и иногда при неврастении или истерии. Линии букв становятся волнистыми или зигзагообразными, плохо разборчивыми. Буквы пляшут в словах, отдельные элементы их преувеличены. Это результат нарушения моторики при воспалении мозга.

– Истерия встречается довольно часто. Что ее характеризует, кроме дрожащего почерка?

– Наряду с дрожанием, есть и другие особенности почерка при истерии. Он часто имеет наклон влево. Отдельные буквы выписаны очень витиевато, у многих отсутствуют конечные штрихи, буквы все разной величины, тесно прилегают друг к другу, а интервал между словами большой. Вообще, существует очень много значимых для врача нарушений письма. Раньше самым распространенным из них была так называемая писчая судорога. Обычно это результат утомления тех мышц, которые участвуют в держании пера: пальцев, всей кисти руки и даже предплечья. Пишущий не может выводить буквы, рука перестает слушаться и перо останавливается на начатом штрихе или против воли человека заезжает в сторону.

– Можно ли по почерку отличить человека, страдающего той или иной болезнью?

– Очень часто это удается. Например, люди с частыми сердечными приступами злоупотребляют точками в соединениях букв или ставят точки между словами там, где они не требуются. Точки перед началом фразы, перед датами или после них, в середине фразы или слова наблюдаются также у больных с бредом преследования. Эти точки – своего рода остановки мысли. Когда мысль, диктующая письмо, по какой-то причине задерживается, человек делает рефлекторное движение и ставит точку. Почерк эпилептиков изобилует искривлениями всего текста, абсолютно ненужными точками, искажением заглавных букв. Ровные прямолинейные или наклонные буквы с украшениями и резкими связями между ними чередуются с клинообразными, дрожащими, как бы парализованными. Кстати, путем сравнения резко выраженных ненормальностей в письме душевнобольных и ненормальностей в письме здоровых людей было найдено многографологических признаков. Например, злоупотребление точками, особенно до или после подписи, наблюдается у очень мнительных, осторожных и скрытных людей.

– Как происходит сеанс графологии?

– Графолог не задает ни единого вопроса. Он просит клиента написать под диктовку очень быстро текст, состоящий из пяти-шести слов, например, «На улице прекрасная погода, весна пришла – Ура! Ура! Ура!», сделать несколько разных рисунков, написать очень медленно свое имя и отчество, поставить свою обыкновенную подпись, а потом расписаться в квадрате, и еще несколько заданий. Потом графолог анализирует каждую позицию этого теста и дает общую характеристику человека по его почерку. Например, из сравнения быстрого и медленного почерков он делает выводы об устойчивости натуры, характере психики, доминировании мужского или женского начала в воспитании, закомплексованности, героизме, творческой активности и т.д. Далее анализируются остальные пункты теста. Больше всего информации можно получить из анализа подписи испытуемого.Подпись – это сгусток натуры человека в данный момент как результат его прошлой жизни.

– Для чего же все это нужно, если мы и так себя знаем?

– На сеансе графологии выясняется, что очень многого мы о себе не знаем, а из того, что знаем, не делаем никаких выводов. Графолог не только «раскрывает» человеку глаза на многие его проблемы, но и помогает найти пути их решения. Одним из наиболее необычных путей является метод «графологического оздоровления». Он основан на существовании обратной связи между психикой и почерком. Поскольку наш почерк, наша подпись являются отражением нашего психического состояния в данный момент, то, сознательно меняя свой почерк, вырабатывая другую подпись, человек меняет себя, достигает успеха, обретает новую судьбу.

Похожие публикации