Где можно закончить школу экстерном. Окончить школу экстерном можно, но стоит ли? Поступление в экстернат

Пока чиновники спорят о целесообразности 12-летки, некоторым школьникам и 11 классов кажется слишком много. Они предпочитают окончить школу досрочно, а выигранный год посвятить серьезной подготовке к вузу. Саша Кочубеева знает обо всех перипетиях экстерната не понаслышке...

Для меня главным аргументом в пользу выбора экстерната стало то обстоятельство, что я просто устала от суматошной школьной жизни. С новой же формой обучения высвободилось огромное количество свободного времени, и о будильнике я забыла начисто.

Перетащить документы в экстернат оказалось делом нехитрым: никаких медицинских показаний, справок для поступления не требуется.

Признаюсь, первое посещение особой радости не доставило: мне вручили разграфленный лист и запустили по кабинетам - каждый преподаватель, оценивая мой уровень знаний, устраивал мини-экзамен по программе предыдущего класса. Процедура, конечно, малоприятная. Но, положа руку на сердце, теперь могу уверенно сказать - ускоренное образование того стоит.

Времени на занятия в экстернате затрачивается гораздо меньше, чем на школу: 3 раза в неделю по 3 урока-семинара плюс по субботам целый день читают лекции. Конечно, на дом материала остается очень много, но зато по 10 параграфам зачет устраивается всего один - никаких вызовов к доске, ежедневных "срезов знаний" и прочей нервотрепки.

Сессия тянется долго - первый экзамен сдаешь в последних числах марта, а последние - в середине июня. На каждую дисциплину отводится несколько сроков сдачи, за исключением сочинения и алгебры. Темы на выпускные сочинения экстернатам присылают другие, нежели обычным школьникам, - экстерновские попроще. В общем, отношение к экзаменующимся достаточно лояльное и у преподавателей, и у РОНО.

Тем не менее и в этой бочке меда не обходится без дегтя. Медаль по окончании экстерната не выдается, как бы хорошо вы ни учились. В аттестате непременно поставят отметку о способе получения вашего образования - экстернат. Да и экзамены придется сдавать по всем без исключения предметам после каждого пройденного класса. Даже если вы решились одолеть 10-й и 11-й классы в один год, сессий все равно будет две - зимой и летом.

Раньше была возможность сдать 11-й класс всего за три месяца (с октября до Нового года), но недавно вышедшее постановление Министерства образования подобную практику пресекло. Теперь федеральные экзамены - сочинение и алгебру принимают только в июне, и получить диплом досрочно нет никакой возможности.

Самая популярная и многими любимая система экстерната - так называемая "поэтапная". Недели две начитываются лекции по одному предмету, затем проводят экзамен и принимаются за другую дисциплину. Можно иначе: ежедневно по четыре пары лекций по всем предметам и месяц сессии. Когда ребенок серьезно занимается спортом, состоит в разъезжающей по гастролям театральной труппе и времени на школу не остается вовсе, имеет смысл перейти на индивидуальное обучение при экстернате. Заключается оно в следующем: частно нанимаются педагоги из экстерната по всем дисциплинам и в этом случае приличный аттестат гарантирован без лишних умственных затрат со стороны ребенка.

В некоторых экстернатах функционируют программы для восьми- и даже семиклассников. Ускоренным такое образование не будет и подойдет детям, которые по состоянию здоровья или каким-либо другим причинам не могут посещать школу каждый день.

В этом году во многих школах ввели новшество. Правда, касается это лишь тех, кто учится без "троек". Теперь можно сдавать экстерном отдельные предметы. Но только те, которых не будет на выпускных экзаменах. Это хорошая возможность заранее "спихнуть" какое-нибудь обществоведение, информатику или экономику и спокойно учить важные для себя предметы.

Прежде чем записаться в экстернат:

Хорошенько подумайте, под силу ли вам будет перерабатывать большой объем материала за короткий срок, способны ли вы учиться самостоятельно, а не из-под палки?

Идти в экстернат лучше по чьей-то "наводке": узнаете о специфике учебного заведения, о качестве образования и преподавателях.

Обязательно поинтересуйтесь у директора экстерната, какой диплом об окончании вам выдадут: с пометкой "экстернат" или "вечерняя школа"? Первая предпочтительнее, т. к. с "вечерней школой" принимают далеко не в каждый вуз.

По возможности не совмещайте ускоренный курс в экстернате с посещением подготовительного отделения вуза - не все справятся с такой нагрузкой.

Помните: несмотря на то, что официальный набор осуществляется дважды за год (в начале осени и в январе), перейти на обучение в экстернате можно в любое время.

В самом деле, чем ближе к выпускным экзаменам, тем больше мешает необходимость каждый день ходить в школу. Уроки по предметам, которые в будущем не понадобятся, домашние задания, классные часы… Все это кажется лишним. Во всяком случае, если уже решил, куда будешь поступать.

Предположим, вуз технический, надо сдавать профильные экзамены - математику и физику. Тогда зачем писать рефераты по истории, готовить доклады по литературе, сдавать зачеты по биологии? Если это и нужно, то лишь для общего развития. А с практической точки зрения - пустая трата времени, которого и так катастрофически не хватает: два раза в неделю репетитор, два - подготовительные курсы, в выходные - лекции для поступающих. В результате старшеклассник становится бледным и задерганным, хронически недосыпает и, подходя по утрам к родной школе, мечтает, чтобы она сгорела.

Человек со стороны

Экстерн (от латинского externus - внешний, посторонний) - человек, который сдает экзамены за курс учебного заведения, в котором не обучался, вольноприходящий ученик, внешний слушатель. Соответственно, экстернат - система, позволяющая ребенку заниматься самостоятельно дома, а в школу приходить, только чтобы его проверили и поставили оценку.

По окончании учебного заведения экстерн получает такой же аттестат, что и выпускник обычной школы, не содержащий никаких пометок о форме обучения.

История вопроса

В российских дворянских семьях домашнее образование было обычной практикой. Нередко репетиторы так готовили своих питомцев к гимназии, что те выдерживали экзамен сразу во второй, а то и в третий класс. Немало и обратных примеров. молодые люди, выгнанные из шестого-седьмого класса за неуспеваемость и плохое поведение, к 20 годам брались за ум, самостоятельно штудировали учебники, сдавали экзамены сразу за весь гимназический курс и поступали в университет.

Экстернами по разным причинам были философ Питирим Сорокин, основоположник космонавтики Константин Циолковский, кибернетик, создатель первой советской ЭВМ Сергей Лебедев. Вольнослушателем (то есть ему даже отметок не ставили, переводя из класса в класс без экзаменов) посещал гимназию будущий премьер-министр России Сергей Витте. Большую часть школьной программы освоил самостоятельно нобелевский лауреат академик Виталий Гинзбург.

Самым знаменитым студентом-эктерном до сих пор остается Владимир Ульянов - его выгнали за неблагонадежность из Казанского университета, а через четыре года он, сдав 14 экзаменов по 18 предметам на высшую по тем временам оценку «весьма удовлетворительно», получил диплом первой степени Петербургского университета.

Из того же Казанского университета вышел, недоучившись, начинающий писатель Лев Толстой. Через два года, подготовившись, он сдал экзамены экстерном. Так же окончил консерваторию в Петрограде пианист Генрих Нейгауз.

В СССР экстернат был введен для того, чтобы аттестат могли получить часто болеющие ребята, дети-инвалиды, а также молодые люди, у которых не было возможности окончить школу вовремя.

Сегодня, чтобы перейти на экстернат, никаких уважительных причин не нужно. Это может сделать каждый, кому не хочется, некогда или нельзя каждый день сидеть за партой.

Большая часть экстернов - десятиклассники, у которых в школе нет особых проблем, они уже выбрали вуз и хотят высвободить время и силы для подготовки.
На такую систему переходят подростки, которые, по сути, уже работают: профессионально занимаются спортом или музыкой, снимаются в кино или рекламе, выступают на подиуме.

Еще одна группа - юноши из тех, кто хочет окончить школу раньше, чтобы иметь запасной год перед армией, или, наоборот, уже вернулся из армии, но среднего образования получить не успел.

Кроме того, нередко экстернами становятся ребятишки, в том числе самые маленькие (7–10 лет), чьим родителям не нравится происходящее в сегодняшней школе.

Ну и наконец, это шанс для хронических троечников, а также для тех, кто забил на учебу. Экстернат, как бег на короткую дистанцию, мобилизует, заставляет собраться, не требует возвращения к пройденному и повторения материала. В этих условиях получение хорошего аттестата вполне реально даже для не слишком одаренных и усидчивых учеников.

Полная самостоятельность

Согласно закону об образовании (ст. 10) и приказу Минобразования России «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» сдавать предметы экстерном можно в любой школе. Родители пишут заявление, образовательное учреждение выдает учебники, назначает сроки экзаменов - и вперед. В обязанности школы входит также организация лабораторных работ и две консультации по каждому предмету перед экзаменом.

Все это совершенно бесплатно, однако никакой ответственности за ребенка школа в данном случае не несет: если экзамен не сдан, тебя возвращают в обычный класс - учись вместе со всеми.

«Если кто-то из учеников изъявит желание пройти двухлетнюю программу за год, мы составим индивидуальный учебный план, график консультаций, расписание промежуточных аттестаций и экзаменов, - говорит Тамара Мешкова, директор школы № 971 в Теплом Стане. - Но у нас таких случаев пока не было. Ребята, желающие учиться самостоятельно, переходят в другие школы - базовые по экстернату в округе».

Интенсив

Постигать школьную премудрость в одиночку можно, но трудно, а главное, неизвестно, получится ли. В смысле - сдашь ли экзамен? Поэтому сегодня в Москве все большее распространение получает так называемая очная форма экстерната - интенсив. Ученик посещает школу два-три раза в неделю, изучает предметы блоками, сдает их и переходит к следующим.

Занятия идут либо в первой, либо во второй половине дня и на обычные уроки не похожи. Вместо привычных ответов у доски, нового материала, закрепления - лекции и семинары по три пары в день. Плюс домашние задания (хоть их на следующий день никто не проверяет) и тестирование по результатам усвоения основных тем.

Обучение ведется по модульной системе. Сначала в течение двух - четырех недель, предположим, география и физика, потом экзамен по ним - и новый цикл: история и биология за 10 и 11-й классы, химия и физика, геометрия и астрономия. Выучил - сдал. Получить при такой системе плохую оценку не трудно, а очень трудно. К тому же любой предмет можно пересдать, причем не один раз, а несколько. Ну а тем, кто активно работает на занятиях и выполняет домашние задания, пятерку или четверку ставят автоматом. Иной раз преподаватели заранее интересуются, в какой вуз собирается школьник: если учащийся выбирает экономический факультет, придираться по химии к нему вряд ли будут. Русский, математика, а иногда и английский идут параллельно целый год - чтобы не забыть. В результате на май-июнь остается лишь ЕГЭ: два обязательных (русский и математика) и один по выбору.

Как уместить материал целого года в два месяца? Темы сгруппированы в блоки, дают только основу, объем информации максимально сжат. Например, курс химии за 11-й класс уложен в 20 часов вместо обычных 70. Кроме того, в интенсиве нет второстепенных предметов вроде экологии, мировой художественной культуры, экономики, москвоведения, ОБЖ, как, впрочем, и отнюдь не второстепенной физкультуры.

Отказались в интенсиве и от классных часов, дежурств по школе и общественной работы. Одни школы распределяют программу по классам: до Нового года - 10-й, после - 11-й. Другие - по предметам: в первом полугодии вся физика, химия, литература и другие необходимые дисциплины сразу за оба выпускных класса, во втором - что осталось. В апреле по всем предметам, которые идут в аттестат, оценки уже проставлены, май уходит на интенсивную подготовку к ЕГЭ по русскому и математике - их экстерны будут сдавать вместе со всеми выпускниками этого года.

Экзаменационные билеты раздают школьникам в начале занятий, вывешивают на сайт учебного заведения, обсуждают на занятиях. Всего с учетом промежуточной аттестации молодой человек должен сдать за год 12 экзаменов.

Есть экстернат и в частных школах, и в негосударственных образовательных центрах, но здесь он похож скорее на индивидуальный учебный план. Когда детей в группе мало и учитель может работать с каждым по индивидуальному плану, несложно организовать экстернат не по общей схеме, а с учетом особенностей и интересов конкретного ученика.

Бывает, школьник пребывает с родителями за границей, а нужно получить российский аттестат. Тогда вероятно обучение по Интернету с консультациями и проверкой заданий по электронной почте. Если ребенок болен или ему трудно общаться, можно посещать школу два-три раза в месяц, сдавать зачеты, писать контрольные, брать новые задания. В одной школе вспоминают случай, когда десятиклассница (тогда учились десять лет) приезжала в школу всего раз в неделю, причем вечером: она поступила в училище при московской консерватории и оканчивала выпускной класс, будучи второкурсницей.

Противопоказания

Переводить ребенка на экстернат имеет смысл в том случае, если он все схватывает на лету, в интеллектуальном плане на голову выше сверстников, если ему скучно в классе, потому что он все уже знает. Умеет ли он записывать лекции? Самостоятельно работать? Распределять свое время? Составлять план и контролировать его выполнение? Если нет, с экстернатом лучше не связываться.

Некоторые школы экстерна, заботясь о конечном результате, не берут учеников с тройками. Официально, если среднее учебное заведение обычное, без углубленного изучения предметов, такая практика запрещена. Но к этим ограничениям стоит прислушаться.

Дневников в экстернате нет, посещаемость не контролируется, родителям никто не звонит и в школу не вызывает. Так что данная форма обучения вряд ли подойдет ребятам с тройками, проблемным детям, трудным подросткам. Они забудут и то, что получили при систематическом обучении, выбьются из колеи, а нового ничего усвоить не смогут. Если же ученик способный, действительно не стоит тратить время, ведь экзамены можно сдавать сразу за целую ступень: во втором классе за четвертый, в шестом или седьмом - за девятый. Но ребенка никто не должен заставлять учиться с опережением, он должен захотеть этого сам.

Завершение учебы в школе - важный этап в жизни человека, ведь именно школа дает нам первоначальные знания и является фундаментом для дальнейшего образования и развития. Поэтому вопрос, как закончить школу, является актуальным для многих людей. Кто-то хочет закончить школу экстерном, кто-то - с золотой или серебряной медалью, а кто-то хочет просто поскорее покинуть школьные стены.

Экстернат

Некоторые люди хотят сэкономить время и не ходить в школу, но все же сдать экзамены и иметь возможность получать дальнейшее образование. Узнаем же, как закончить школу экстерном. Раньше для обучения экстерном необходимы были какие-то специальные причины: длительные командировки родителей, болезни. Но на сегодняшний день никаких причин не требуется, воспользоваться правом на экстернат может любой желающий. Как правило, это старшеклассники, которые уже определились с будущим ВУЗом и занимающиеся подготовкой к поступлению в него. Заниматься экстерном может любой желающий независимо от его возраста - это говорится в ФЗ "Об образовании". Чтобы уйти в экстернат, вам нужно написать заявление на имя директора школы, если вам нет 18 лет, то придется пригласить родителей.

Виды экстерната

Существует возможность закончить как бесплатный экстернат, так и платный интенсив. Бесплатный экстернат должна предоставлять любая школа, но сроки обучения при этом не сокращаются. Ученик при этом имеет:

  • право брать необходимую учебную литературу в библиотеке школы;
  • получать консультации перед экзаменом (2 часа по каждому предмету);
  • посещать практические и лабораторные занятия;
  • принимать участие в конкурсах, олимпиадах и централизованном тестировании.

Услугу платного интенсива могут предлагать школы, которые имеют лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг на платной основе. При этом двухгодичная программа 10-11 классов изучается за один год, а программа только одиннадцатого класса проходит за четыре с половиной месяца. Поэтому на вопрос, во сколько заканчивают школу, ответить однозначно нельзя. Обычно этот возраст колеблется от 17 до 18 лет, но в случае экстерната он может быть уменьшен. Основной минус обучения экстерном - отсутствие связей с одноклассником. У человека, который закончил среднюю школу экстерном, вряд ли будут яркие воспоминания о последнем звонке и выпускном. Но для кого-то этот недостаток несущественен.

Как стать медалистом

Некоторые школьники хотят получить от школы не только знания, аттестат и приятные воспоминания, но и медаль - золотую или серебряную. Конечно, содержание драгоценных металлов там не очень велико, но зато ею можно хвастаться перед друзьями и знакомыми. Никаких льгот для поступления в ВУЗ или на работу в настоящее время медаль, к сожалению, не дает. Закончить школу с золотой медалью сложно, но вполне возможно - для этого надо учиться "на отлично" в последние годы учебы.

Конечно же, лучше это делать на протяжение всей учебы - это позволит завоевать авторитет учителей и не запустить какой-то предмет. Ведь наверстывать упущенное за несколько лет бывает очень сложно. Важно обсудить свое желание с педагогами - возможно, они пойдут вас навстречу и разъяснят условия, необходимые для получения медали.

Закончить школу с минимумом усилий

Конечно же, не все хотят быть медалистами или учиться в экстернате. Такие люди хотят получить аттестат и распрощаться со школой, чтобы вступить в дальнейшую жизнь. Поэтому вряд ли они будут принимать активное участие в школьной жизни. Человек, который закончил школу - какое образование он получит? Его образование будет считаться средним, он может продолжить обучение и получить как высшее, так и средне-специальное образование.

Чтобы без проблем закончить школу, нужно следовать лишь нескольким простым правилам:

  • не идти на конфликт с учителями,
  • помогать им по мере необходимости в школьной жизни (например, спортивная или творческая деятельность)
  • и, все же, хоть изредка, но учиться. Ведь никто не будет ставить оценки только за хорошее поведение, а если вы заканчиваете школу с "двойками", то вместо аттестата вам дадут лишь справку.

В этой статье мы рассказали, как закончить школу и что для этого нужно сделать. Надеемся, это позволит вам получить именно то образование, которое вам нужно.

), мне регулярно заявляли, что ничего хорошего из этого не выйдет: школьник будет вместо учёбы целыми днями смотреть телевизор и есть чипсы. Либо, как вариант, кое-как, с напряжением всех сил, экзамены сдаст, но будет знать предметы на порядок хуже «очников».

Чтобы показать, как оно бывает на самом деле, публикую открытое письмо френда nlkr о его личном опыте школьного обучения. Рекомендую прочесть как сторонникам, так и противникам современных школ. Обращаю особое внимание: автор вызвался ответить на вопросы любопытных, спрашивайте, что и как.

«Итак, сначала о школе в общем. Некоторые данные - гимназия с углубленным изучением иностранных языков, считается в городе достаточно престижной (Томск, если это важно). Есть разные дополнительные предметы и элективные курсы, но на фоне других школ со специализацией нагрузка на учеников относительно невысокая - поэтому я позволю себе небольшие обобщения. Писать буду в основном об экстернате - о других аспектах школьного обучения легко можно узнать и без меня (могу, конечно, рассказать и обо всем остальном, но в этом случае не знаю, что более всего интересно - хочется узнать Ваше мнение по этому поводу, а можно и спросить об этом читателей, устроить что-то вроде интервью - я бы в первую очередь рассказал об общем уровне образованности, чтобы развеять заодно слухи о „тупых американцах, не знающих, вокруг чего вращается Земля“ и подобные им, о ЕГЭ и заточенности школьной программы на него, и о том, кого воспитывает школа из человека).

Причина перехода на экстернат - в том, что школа не оставляет достаточно много времени, чтобы увлекаться чем-то всерьез. Когда я начал подрабатывать (мелкий фриланс), нехватка времени уже начала проявляться, а когда устроился на нормальную работу со свободным графиком, времени стало не хватать катастрофически. Самообучение мне всегда казалось более выгодным вариантом, поэтому я решил попробовать перевестись на экстернат (начало-середина десятого класса) и пошел консультироваться с руководством школы.

Идею, разумеется, восприняли в штыки - никому не нужны лишние проблемы и лишняя работа. На меня и родителей начали давить с возрастающей агрессивностью - убеждать, что это изначально плохая идея, что это не одобрит департамент образования, что мне это не нужно, что я должен пересмотреть свои интересы и относиться к учебе менее халатно, что мои оценки упадут, и так далее. Тогда (начало-середина десятого класса) я понял, что с этим сделать ничего особо нельзя, так как школу мне менять не хотелось, а другого выхода, казалось, не было. В итоге школа опустилась еще ниже по личной шкале приоритетов, домашнее задание из этой шкалы исчезло вообще.

Небольшая ремарка про домашнее задание: при должном уровне преподавания оно не нужно (речь именно о закреплении пройденного материала; я не говорю о случаях, когда на дом дают изучить новый материал из-за того, что учебный план по некоторым предметам очень сильно сжат во времени). Немного утрируя, поясню - ученики, которым хочется что-то понять, охотно будут заниматься сами; ученикам, которым не хочется, хоть кол на голове теши - никакое домашнее задание не поможет. Очень много примеров есть обоим случаям, так что домашнее задание показано далеко не всем.

Еще одна небольшая ремарка про учителей и самостоятельность: я очень удивился, когда натолкнулся на мнение о том, что „до одиннадцатого класса у ученика не должно быть интересов, кроме школы“ (почти точная цитата). В основном это мнение учителей „старой закалки“ - если я знаю предмет, выигрывал даже областные олимпиады по нему, но домашнее задание не ношу - я враг народа и должен быть морально уничтожен; молодые же учителя, которые понимают, что материал и без домашнего задания я понимаю хорошо, легко идут на уступки. Доходит это до абсурда - одноклассники часто просили меня объяснить материал по предметам, по которым средний балл у меня не превышал тройку.

Позже (начало одиннадцатого класса) я попал в больницу с головными болями, пролежал там какое-то время и ближе к выписке спросил у врачей про заветную справку с рекомендациями о домашнем обучении. Врач сказала мне, что на самом деле никаких справок для этого не нужно - любой ученик имеет полное право переводиться на экстернат тогда, когда захочет, нужно только сесть и написать заявление. После рассказа о том, во что выливается „сесть и написать заявление“, справку выписала. С заветным клочком бумаги сразу же пошел к руководству - тут уже ничего против сказать не смогли. Так я в итоге стал учиться дома. На этом биографическую часть постараюсь закончить и буду рассказывать чуть более сухо.

Во-первых, „как оно всё происходит“. В теории: раз в полгода ученик должен прийти, сдать экзамен по предмету, получить оценки (три оценки - минимум, который должен быть обязательно), уйти. При этом отводится два часа специально для консультаций по экзамену. Форма - любая и определяется учителем, от собеседования или устного зачета до письменной работы на дом (бывает и всё сразу). На практике же всё происходит совершенно по разному; я попробую описать несколько абстрактных примеров и сформулирую выводы.

1. „Вот тебе материалы, сделаешь письменно это, это, это, это и еще вот это, потом расскажешь мне теорию вот про это, это и это. Придешь тогда-то, проверю, получишь оценку“

Практически идеальный вариант. Не требует много времени, но включает в себя и теорию, и практику. Так сдаются обычно предметы, где одинаково много и теоретического, и практического материала - алгебра/геометрия, языки. Несознательные граждане вообще могут учить только теорию - всем ясно, что происходит с письменным домашним заданием. Письменное задание отправляется либо более смышленым ученикам, либо решается матлабом и чем-нибудь еще подобным, если это алгебра.

2. „Ты всё равно всё знаешь, давай ведомости по оценкам“

Встречается редко, но на пятнадцать предметов один или два таких будут точно. Это либо предельно легкие предметы, либо те предметы, на которых ученик „собаку съел“ - но почти обязательным условием при этом являются молодые или просто неконсервативные преподаватели.

3. „У меня сегодня плохое настроение и вообще я тебя не люблю, поэтому учи всю теорию, а потом я буду придираться к мелочам, чтобы поставить тебе оценку похуже“

Встречается редко, но на пятнадцать предметов один или два таких будут точно. Вот он, Самый Главный Минус экстерната - поскольку встречи с преподавателем относительно редки, личное отношение и настроение преподавателя в этот день действительно играют важную роль.

4. „У меня сегодня хорошее настроение и вообще я тебя люблю, поэтому давай ведомости по оценкам и получи свою пятерку“

Встречается редко, но на пятнадцать предметов один или два таких будут точно. С одной стороны, главный минус уже не кажется таким минусом, но, с другой стороны, контроль пропадает напрочь. Когда понятно, что ученик знает предмет (вариант 2) - немного другое, всё-таки, дело.

5. „Учи всю теорию, а потом я спрошу тебя какую-нибудь небольшую ее часть и поставлю оценку“

Классический „студенческий“ вариант, встречается достаточно часто.

6. „Учи всю теорию, я тебя спрошу всего понемногу и поставлю оценку“

Очень простой и хороший вариант - и знать нужно все темы, и углубляться сильно не просят.

7. „Принеси мне письменно такое-то задание, сделай реферат по такой-то теме, я проверю и поставлю оценку“

Сравнительно простой вариант, а для несознательных граждан так совсем рай.

Сроки при этом любые, приходить можно в течение всего полугодия - можно сдать всё за последние три недели, можно ходить и методично сдавать три месяца. Тут уж кому как удобнее и лучше. Здесь проявляется нюанс школьной программы, на котором я хочу акцентировать внимание и который может слегка шокировать: да, первый вариант вполне реален - школьную программу, рассчитанную на полгода, способный ученик может выучить за три недели не хуже, чем остальные - и это очень просто. Вот здесь как никогда явно проявляется недостаток метода „под одну гребенку“ - ведь можно представить, какой объем материала некоторые могут освоить за полгода-год, если выкладываться по-максимуму и иметь желание учиться.

Хотя бы раз в жизни каждый подросток мечтал бросить школу и больше никогда туда не возвращаться. Понятно, что без школьного аттестата не получится найти работу или поступить в университет. Поэтому для тех, кто устал от школы, придумали обучение экстерном. Рассказываем, как придется учиться подросткам, которые выбрали обучение на дому.

1. Экстернат – форма обучения, при которой ученик самостоятельно осваивает школьную программу и сдает экзамены экстерном.
По новому закону РФ формы экстерната теперь как таковой не существует, но в документе можно указать пункт «самообразования» или «семейного образования», а вот экзамены нужно сдать экстерном. Причины перехода на экстернат могут быть любыми, для этого необязательно иметь медицинскую справку о болезни.

2. Форма бесплатного экстерната существует в общеобразовательных школах , но ученику могут отказать в такой форме обучения, если школа не может принимать экзамены экстерном. Для того чтобы обучаться на дому, необходимо написать заявление в школе. После перехода на экстернат нужно будет ходить в школу на консультации, сдавать домашнее задание и экзамены. Ученик может пользоваться всеми ресурсами школы: библиотекой, лабораториями и сайтами.

3. Для частных школ нужно собрать документы: аттестат или справку об образовании, медицинскую справку и копию паспорта. Стать экстерном можно в любом возрасте. Получить образование можно дистанционно, к примеру, с помощью скайпа. Обучения в частных школах стоит от 4 тысяч рублей за год до 5 тысяч в месяц.

4. Отказаться от нелюбимых предметов не получится, экзамен по ним придется сдать для получения аттестата. Если в школе, к примеру, не изучают какой-либо язык, ты можешь самостоятельно изучить его дома и сдать наравне с другими предметами. Школьники, получающие образование экстерном, не теряют своих прав: они могут получить золотую медаль, поступить в вуз по результатам ЕГЭ или колледж.Ниже приводим истории ребят, которые по-разным причинам связали свою жизнь с экстерном:

Хотел я, значит, уйти на экстерн. Потому что у нас в лицее говорили: «Можно уйти на экстерн в 11 классе, сдать всё сразу!Тебя на экстерн надо переводить, что тебе в одном классе с умными делать! Мать сегодня в школу, будем с завучем перевод на экстернат выяснять». Идёт мама к преподавателю. Там выясняется, что завуч всё это время старательно преувеличивала, мол, идиот - ну и пусть на экстерн идёт. До 11 класса этот вопрос не поднимался, перед 11 классом встал всерьёз, тем более, что уже от нескольких учителей поступала информация, что в лицее экстерн существует и даже на него уходили. Мы и обрадовались, всё равно ходить в школу достало, пошли выяснять, что да как. Выяснилось, что экстерн есть. Но туда не пускают. На бумаге - есть, на деле - никто не будет с тобой возиться, никто не даст тебе уйти на этот самый воображаемо-реальный экстерн. К сожалению, написать вопрос в Министерство образования не догадался, иначе бы дальше история приобрела все оттенки трэша и угара.

Александр

Главную роль сыграл журнал «StarHit». Там была статья про детей, которые закончили в 14-15 лет школу. И я такая: «Чем я хуже?». В 7 перешла в другую школу и стала основательно искать информацию. Наткнулась на группу про домашнее обучение, что посередине года стало новой мотивацией. Я была отличницей, мне всегда было скучно на уроках. Пошла к директору, меня мягко послали. Потом мне сказали, что возиться со мной не будут (хотя по закону обязаны). Пыталась через вышестоящий орган образования, не вышло. И стала искать школы в другом городе. Но мне было важно, чтобы бесплатно, поэтому я нашла такую в Питере. Подала документы, меня приняли. Надо было заплатить сумму за сайт, на котором я проходила аттестацию за 8-й и 9-й класс, один раз. Из этого складывалась итоговая оценка. Весь год я ничего не делала, временами открывала учебники. Я не очень помню этот год, старалась свободное время кружками заполнить. За пару дней до экзамена приехала в Питер. Там было одно занятие по желанию, объясняли, как лучше выполнять задания. Было сложно поступить в 10 класс, так как табеля об оценках не было, пришлось его доставать, свои мороки. Людям в новинку в моем старом городе такое явление.

Я училась в школе для слабовидящих детей, где программа длится не 9 и 11, а 10 и 12 лет. Училась не с 1-го, а с 9-го класса. С тех пор как я перешла туда, меня все время угнетало то, что я буду учиться на год больше, что мои одноклассники поступят в вузы раньше меня. В конце 11-го класса я сообщила директору и классной руководительнице, что хочу сдать ЕГЭ досрочно, потому что собираюсь поступать в другой город и нужно немного времени, чтобы освоиться в нем. Учителя на каникулах писали мне ускоренную программу. Я занималась, как и все одноклассники, а учителя по «неегэшным» предметам просто меня не трогали, писали в журнал типа «прошла две темы за урок» и все. К ЕГЭ готовилась с репетитором по английскому, а русский и обществознание мне помогали готовить учителя-предметники. К 1 марту я закончила программу, до 1 апреля ходила на постоянные консультации по обществу и русскому. С 1 апреля я стала свободна и сидела дома, готовясь к ЕГЭ. Поступила на таможенное дело. Трудности были в том, что некоторые учителя весь год упрекали меня, что я заставила их делать программу и проводить лишнее время на работе. Еще постоянные сплетни о том, что я беременна, и это причина моей досрочной сдачи экзаменов. Когда поняли, что я не беременна, начали говорить, что я вышла замуж. Из приятного: мне позволяли долго отвечать на уроках то, что я знаю. Одноклассники, когда не делали домашнее задание, просили меня отвлекать учителей, и я с радостью говорила, что я досрочник, мне надо программу проходить.

Александра

Я перешла на экстернат по состоянию здоровья (психического, если важно), до этого было сложно посещать школу, много прогуливала, стало физически легче обучаться дома самостоятельно. Не нужно было вставать каждый день в семь утра, общаться напрямую с учителями и контактировать непосредственно с коллективом. Для меня школа - бесконечный стресс, было большим облегчением свести его к минимуму. Я предоставила необходимые медицинские документы, завуч кратко проконсультировала меня по поводу формы обучения, потом составила мне личное расписание, завела отдельный журнал. в расписании было указано, по каким часам каких учителей я буду посещать. В итоге ходила в школу практически каждый день, но задерживалась буквально на пять минут, чтобы взять или сдать задания. Процесс учебы был сведен к минимуму, и оценки мне ставили буквально ни за что. Я уделяла больше времени подготовке к ЕГЭ. Не считаю, что экстернат - это хорошее решение для людей, которые физически способны посещать школу, которые заинтересованы в «красивом» аттестате и активном получении школьных знаний, но из-за моих проблемам это стало для меня спасением и облегчило стресс перед экзаменами.

Убедить родственников, что это стоящее и нужное действие, было непросто, но получилось. В моей школе не было экстерната, поэтому пришлось переводиться в другую, похуже: там я заканчивала 10-й и 11-й классы за год. Учебная нагрузка ощущалась куда меньше, чем в предыдущие годы в школе. Впервые я спокойно высыпалась, а ещё могла выбрать, чем я сегодня занимаюсь. Трудно было сохранять темп учёбы. Любимые предметы продолжали быть фаворитами. По ним я даже частичный план подготовки составила, и к учебникам и книгам тянулась чаще. Самые нелюбимые постепенно оказались задвинуты на задний план. Больше полугода была полная свобода. Снова прийти в школу потребовалось ближе к итоговым экзаменам. С остальным потоком я увиделась только поздней весной и удивилась количеству таких же подростков, как я, пожелавших сдать два класса за год. У нас было по консультации перед экзаменом, но я их почти не помню. По учителям было видно, что им на нас плевать, ничего нового я тогда не узнала. На экзамене тоже смотрели в основном сквозь пальцы. ЕГЭ проходило в той же атмосфере: забирали у школы по утрам, кто-то сзади меня с акцентом обсуждал, как он вообще может ничего не сдавать, потому что его родители уже устроили его в вуз, но вот из школы не выпустят без циферок по стобалльной шкале. Судя по виду моего экстернатского потока, многие шли туда именно ради такого «сквозьпальцевого взгляда».

Под конец 9-го класса спонтанно решила перебраться в Петербург. Подала документы в первый попавшийся колледж с бюджетом и общагой, а под конец 2 курса поняла, что это образование совсем мне не нужно. Через полгода пошла заканчивать школу экстерном в отделение при Институте экономики и управления. Это было платно, но, так как у меня была академическая справка из колледжа, мне можно было зачислиться со второго семестра и заплатить только за него. Первое время ходила на пары, потом декан сказал, что все часы общеобразовательных дисциплин у меня пройдены, если нет времени и желания сидеть на парах, то можно не ходить до мая. Оценки в академической справке у меня были почти идеальные. Ближе к концу мая только побегала, посдавала внутренние экзамены по алгебре, геометрии и русскому, они были в виде ЕГЭ. В группе со мной были и ребята после 9 класса, которые учились с сентября. К ним было отношение немножко другое: следили за посещаемостью, оценками, знаниями.

Елизавета

В обычной школе мне категорически не нравилось, конкретно не ладилось с одноклассниками, тяжело было вставать утром. Чтобы сократить количество посещения школы до минимума, я перевелась в вечернюю школу. Учиться стало гораздо легче, предметы, которые были не очень-то мне полезны (физкультура, МХК, Москвоведение) там отсутствовали. После окончания 9 класса учителя рассказали о возможности экстерната, мне захотелось всех «заткнуть за пояс», закончить скорее школу, поступить, показать, чего я достигла. Искали в Интернете с возможностью закончить 10-11-й классы за год. Школа государственная, сменная общеобразовательная. Когда школа нашлась, записались на конкурсный отбор - тест в формате ГИА по математике и русскому. Далее начались занятия: у нас был заочный класс, на консультации можно было приходить по желанию, но большинство преподавателей считало это обязательным. Выдавались задания, мы выполняли их дома, отчитывались преподавателю, на основе этого выставлялись оценки. В конце года сдача ЕГЭ. Очень сильно запугивают, хотя бояться, по факту, нечего. В целом, процесс прошел очень легко и безболезненно, ни о чём не жалею, после школы поступила в вуз.

Похожие публикации