Что делали на Руси на Масленицу? Как праздновали на Руси Масленицу? История Масленицы на Руси. История масленицы




Масленица на Руси всегда была одним из самых задорных и веселых праздников. Любовь, душевное тепло, дружеские объятия, изощренные забавы и развлечения, многочисленные угощения и вкусные яства - все это ждет вас с началом масленичной недели. Суть сего праздника заключается в том, чтобы верующие люди смогли хорошенько подготовиться к Великому посту. Тогда они смело смогут принять грядущее телесное воздержание и духовное смирение.

Праздник для души

Масленица - праздник, пропитанный весельем, радостью жизни, удовольствием и любовью к ближнему. Как праздновали Масленицу на Руси? Подготовка к этому чудесному событию, как правило, занимала три дня масленичной недели. В это время все заготавливали дрова для костров, убирали и украшали избы. А вот четверг, пятница, суббота и воскресение называют днями широкой Масленицы. Ведь именно в эти дни происходили все действа: гуляния, увеселения, всевозможные представления, а также обряды проводов зимы.

Традиции празднования Масленицы на Руси предусматривают самые шумные народные гуляния. Это событие никого не оставляло равнодушным. Все принимали в нем участие: и молодежь, и старики. Никто не оставался сидеть дома. Туда заглядывали только для того, чтобы немного отогреться от февральских морозов. Остальное время проводили на ярмарках, скупая нужные и ненужные вещи, сладости и лакомства, развлекал себя кулачными боями, удивительными представленьями, катаниями на санях.




Что характерно, в масленичную неделю всегда царило согласие. От двора к двору ходили соседи, чтобы попросить прощение, забыв обиды в прошлом. Если соседи находились в ссоре, они непременно должны были помириться. Просивший прощения, слышал в ответ: «Бог простит». И даже если случалась драка, что в такие дни под воздействием пьянящих напитков было довольно-таки частым явлением, все тут же улаживалось. Вокруг царила любовь и благодать.

Себя заложи, но Масленицу проводи

Так звучит старая поговорка. А все потому, что люли верили, что этот праздник нужно отмечать с размахом, дабы в наступившем году не бедствовать. Оттого на Масленицу столы всегда ломились от различных яств и питья. Огромной популярностью пользовались молочные продукты, потому что в неделю перед Великим постом запрещено употреблять мясо. Поэтому ели в основном яйца, сметану, сыр и творог. Из мучных изделий преобладали, конечно же, лепешки, сырники, хворост. Все это запивали большим количеством излюбленного всеми напитка - пива.




Масленица - древнейшее празднество, уходящее своими корнями в дохристианскую эпоху. Традиции празднования Масленицы на Руси и обрядовые действия были направлены на изгнание зимы и всех связанных с нею тягот. При этом наступление весны всегда ассоциировалось с новыми надеждами, теплом, хорошим урожаем.




В северной России основным обрядом изгнания «Масленицы-блиноедки» является сожжение соломенного чучела, в то время как в южных районах его было принято хоронить. Уже в конце XIX века празднование Масленицы возымело более развлекательный характер. Хотя многие традиции, непосредственно манера празднования и угощения, как раз напоминают те, что были актуальны многие столетия назад.

Добавлено в закладки: 0

Напечатать

Масленица и ее значение в России

Расступайся, народ — Масленица к нам идет! Чучело зимы сжигают, Весну красную встречают!

Масленица — это радостная встреча весны, хвала Солнцу, это недельное гулянье с блинами и единение всего народа.

В 2018 году Масленицу празднуют с 12 — 18 февраля , а в 2019 празднуют с 4 — 10 марта . Время зависит от даты Пасхи, поэтому такие расхождения в числах.

Как праздновали масленицу на Руси

На Руси Масленицу отмечают с языческих времен, ведь это славянский праздник, имеющий свой божественный смысл, где главным действующим лицом выступает сама Природа.

Наши предки были настолько близки к природе, что весь уклад крестьянской жизни подчинялся ее законам, люди из года в год соблюдали все незыблемые традиции веры.

Вот и Масленица — символизирует свет и тепло, а символом масленицы является«коловрат» .

«Коло» — это солнце и постоянное движение его ассоциировалось с цикличностью жизни человека, это весеннее равноденствие. У многих народов это начало Нового года.

Три важных смысла вложенных в масленицу

Первый важный смысл Масленицы

Переломный момент перехода от зимы к весне, а это всегда зарождение всего нового, ведь солнечный свет и тепло дают жизнь всему живому на земле. А на Руси раньше солнце почитали за бога, поэтому блины — символ Масленицы.

Вот и мы весело встречаем Масленицу, объедаемся блинами, радуемся солнцу и весне. Раньше Масленицу ласково называли объедуха, целовальница, блиноедка.

Второй важный смысл Масленицы

Культ земли — кормилицы, которая издревле играла важнейшую роль в жизни крестьян. Именно от плодородия земли зависел будущий урожай, а значит сытая и счастливая жизнь людей.

Ярило — бог плодородия и жизненной энергии у славян, он давал всем надежду, поддерживал силу духа, согревал теплом души людей, а главное — давал силу земле. Вот почему, как жертвоприношение для богатого урожая, сжигали большое соломенное чучело, а пепел разбрасывали по полям, чтобы она питалась и наливалась соками.

Третья интересная особенность Масленицы

Это плодородие в жизни молодых. Продолжение рода — главная цель жизни крестьян, ведь в большой дружной семье легче выживать и справляться с трудностями.

Сейчас все по — другому, а тогда люди готовились к семейной жизни загодя: в предмасляничную неделю жених выбирал себе невесту, знакомился с родителями, получал благословение от них с тем, чтобы после Великого поста сыграть свадьбу.

И смысл Масленицы был в том, чтобы после долгой зимы оживить чувства, пробудить желания и взбодрить организм, подпитаться солнечной энергией и посеять искру любви.

Делалось это через всеобщее веселье, катание с горок, братание, игривые утехи, взятие снежного городка, катание на лошадях, песни и хороводы.

В тоже время Великий пост заставлял молодых людей не грешить, очищаться от всего ненужного, воздерживаться во всем, чтобы подготовить душу и тело к таинствам брака.

Масленичная неделя

Все 7 дней народ ликовал, и каждый день имел свою традицию и название. Масленица делилась на 2 части: Узкая — первые 3 дня недели и Широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье.

Понедельник — «Встреча»

Хозяйки пекли блины, из соломы делали чучело, наряжали его.

Вторник — «Заигрыш»

Смотрины невест, катание с горок, игры, зазывание на блины.

Среда — «Лакомка»

Известная всем традиция, когда зять приходит к теще на блины.

Четверг — «Разгуляй»

Начинается Широкая Масленица, кулачные бои, соревнования, лазанье на столб, песни и хороводы, прыгали через костер, балаганы и потехи с медведем. Все это помогало выплеснуть плохое настроение и уныние.

Пятница — «Тещины вечерки»

Теперь зять зазывал тещу на блины.

Суббота — «Золовкины посиделки»

Собирались большими компаниями за столом, веселились, хохотали, пели. Невестка должна была подарить золовке подарок.

Воскресенье — «Прощенное воскресенье»

Это кульминация всего праздника. Люди поминали усопших, ездили на кладбище, проводили поминки, тризны, в церквях служили литургии, читали Нагорную проповедь Христа.

Масленица по праву считается «Бабской неделей». Здесь подчеркивалась важная роль женщины в хозяйстве. Все 7 дней они отдыхали от тяжелого крестьянского труда, в Масленицу нельзя было работать, шить, прясть — только печь блины, сватать молодых девушек и веселиться.

Прощенное воскресенье

Самым важным было попросить прощение у людей. Говорили: «Прости меня» и надо было ответить: «Бог простит — и я прощаю»

Даже в дореволюционной России сам царь объезжал войска и у солдат просил прощения. Это был день благих пожертвований и добрых дел.

Прощение — это очищение от грехов и всего негативного, сердце человека становилось добрее и чище, а мысли светлее и радостнее.

Сжигание чучела на масленицу

И, наконец, сжигалось чучело. Сделанное их соломы, тряпок и подручного материала, чучело насаживалось на большой шест, его устанавливали на видном месте, водили хороводы и пелись песни — этот обряд унаследован от предков: так погружались в транс.

Через 2 часа с помощью факела чучело поджигалось, в костер бросали старые вещи, остатки еды (впереди — пост), записки с пожеланиями.

Считалось, что в огне сжигались невзгоды и беды людей, весь негатив, накопленный за зиму.

Сегодня это превратилось в забаву и развлечение, а тогда проводы зимы были священным ритуалом, в котором принимал участие весь народ.

Как празднуют масленицу в других странах

Надо сказать, что Масленица празднуется во всех западных странах. В Америке и Европе — карнавал Марди Гра (жирный вторник). В Испании — праздник свободы и шуток.

В Англии — бег с горячей сковородкой и блинами — надо было на бегу 3 раза подбросить блин и поймать. В Словении и Хорватии — ритуал изгнания зимы, когда молодежь в масках с танцами и криками пугали зиму.

Но самая незабываемая масленица проходит в Италии. Более 3 млн. туристов приезжают посмотреть на великолепный костюмированный карнавал в Венеции. Слово «Карнавал» так и переводится (carne vale) прощай, мясо. Впервые такой карнавал прошел в 1094 году, сейчас это яркое, пышное театрализованное шоу с акробатами, клоунами, фокусниками, проводятся конкурсы, игры, концерты, театральные представления.

После Масленицы наступал самый строгий 7 недельный пост, цель которого подготовить душу и тело к Пасхе. Так что искренняя радость и счастье, полученное в Масленицу, запомнятся надолго. Да здравствует Весна, обновление жизни, когда хочется жить и любить!

МАСЛЕНИЦА. Семейная обрядность естественным образом сливалась с обрядностью, так сказать, общей, мирской. Например, в похоронах участвовали не только одни родственники, но и вся деревня. Свадьба также была общественным событием. Обряд рекрутских проводов тем более не умещался в рамках одной семьи; помочи по своей сути не могли ограничиться одной семьей, в святках участвовали все поголовно.

Масленица, как и святки, — одно из звеньев прочной цепи, составленной из общественно-семейных драматизированных обрядов* (*В книге упускаются такие народные действа, как радуница, семик и т.д., поскольку они известны автору только по печатным источникам. В авторскую задачу не входит и описание церковной службы. Нельзя, однако, не отметить того, что православная церковь использовала в своих обрядах почти все виды искусства: архитектуру и живопись, образное слово и музыку).

В годовом цикле таких обрядовых, следовавших один за другим периодов, масленица занимала свое прочное и определенное место. Она же была в некотором роде и продолжением семейных, например, свадебных обрядов. На масленой неделе муж с женой обязательно ехали к родным жены. Поездка на зятевщину, к теще на блины, обставлялась целым рядом приятных условностей. В эту неделю окончательно устанавливались родственные семейные отношения между новобрачными и их близкими.

Но играли (переживали) масленицу не одни новобрачные и их родители, а все — молодые и старые. Масленица отмечалась прежде всего обильной** (** См. полусатирические рассказы Ф. Горбунова) едой, блинами, великопостные строгости опять сменялись полной свободой.
Не напрасно масленица, начиная с четверга, в народе называлась широкой.
Катание на лошадях было главным делом на масленице. Выезд был своеобразным смотром коней и упряжи, здесь же присутствовал и спортивно-игровой смысл.

Повозка и упряжь на Севере, помимо хозяйственной функции, исполняли и эстетическую. Расписная дуга с колокольчиком, сани, медные и даже серебряные бляшки на шлее, хомуте, седелке, плетенные из жгутов кисти украшали выезд, которого ждали целый год после минувшей масленицы.
Все нестарое население увлекалось также самым разным катанием на снегу и на льду*** (***Игра — взятие снежного городка (вспомним картину В. Сурикова) сохранилась только в отдельных деталях, да и то среди детей и подростков).

Катание на санках (салазках, чунках) было любимым детским занятием и не только в масленицу. Из толстых широких досок для детей делали специальные кореги (корежки). Опасности упасть с такой корежки и перевернуться практически не было. Корежки таскали на веревочках самые маленькие. Корега с беседкой называлась козлом. Если днище кореги облить водой и наморозить на нем слой льда, то такая корега особенно стремительно неслась с горы.

Забавой для взрослой холостой и женатой молодежи служили так называемые слеги, на которых катались стоя, парами, держась друг за друга. Длинные, хорошо обтесанные слеги (нечто среднее между бревном и жердиной) клали на гору, обваливали снегом и обливали водой. Всю масленую неделю катались на слегах, визжали и падали, кричали и ухали, проносились по слегам и с песнями. Устоявшая на ногах пара катилась далеко за реку или за деревню.

В конце недели торжественно сжигали масленицу — соломенное, установленное посредине деревни чучело.
Весна была уже не за горами.
Последовательно сменяющиеся трудовые будни и праздники образовывали стройный круглогодовой цикл.
Прожитые годы складывались для человека в отдельные возрастные периоды, совсем непохожие друг на друга, но вытекающие один из другого так же естественно и последовательно, как эпизоды в классической драме. (Василий Белов. Длиною в жизнь)

Начинается за 56 дней до Пасхи

Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста. «Разгульная», «широкая» «обильная» Масленица — любимейший зимний праздник русского народа. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями.
__________
Масленица
Масленица (масленка, масленичная неделя, сырная неделя, сырница, белая мясоедь, мясопуст) — языческий праздник проводов зимы и встречи весны. Первое упоминание о Масленице, с описанием всего происходящего в отпущенное ей время, известно только с ХVI в., хотя Мясопуст упоминался уже в Несторовской летописи при описании эпидемии язвы в Киеве в 1090 году. Существующее название было, вероятно, связано с большим количеством употреблявшейся во время его проведения масляной жирной пищи.

МАСЛЕНИЦА ОТНОСИЛАСЬ К ЧИСЛУ АГРАРНЫХ ПРАЗДНИКОВ, СОСТАВЛЯВШИХ ПОДВИЖНУЮ ЧАСТЬ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ. СРОК ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАВИСЕЛ ОТ ДАТЫ ГЛАВНОГО ХРИСТИАНСКОГО ПРАЗДНИКА ПАСХИ. ПО ПРАВОСЛАВНЫМ ПАСХАЛИЯМ ПРАЗДНОВАНИЕ МАСЛЕНИЦЫ НАЧИНАЛОСЬ ЗА 56 ДНЕЙ ДО ПАСХИ И ПРИХОДИЛОСЬ НА ВРЕМЯ СЫРОПУСТНОЙ НЕДЕЛИ, ПРЕДШЕСТВОВАВШЕЙ НАЧАЛУ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

Это соответствовало второй половине февраля — началу марта. Среди множества крестьянских календарных праздников Масленица занимала особое место. Она единственная не приурочивалась к конкретным дням христианского календаря и была древнейшим истинно народным праздником, отразившим в себе двойственность крестьянского мироощущения, вобравшего в себя элементы как христианских, так и языческих верований. Как и любое традиционно значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, Масленица представляла собой сложный, многоплановый, четко регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих.
Она впитала в себя особенности архаических аграрного и скотоводческого празднований проводов зимы и встречи весны, приуроченных ко времени весеннего равноденствия. В них нашли свое отражение и природные и биологические циклы, которыми издавна определялась жизнь крестьянского общества.
Главной особенностью Масленицы было совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение как к зимним, так и к весенним календарным праздникам. Период проведения Масленицы, однако, не соответствовал в данном случае тому времени года, которому она посвящалась.

Так символическая встреча весны, которую в определенной мере обрядовые действия должны были символизировать и приближать, приходилась на время, когда вокруг исполняющих ритуальные действия людей лежал плотный снег, зима не утратила пока окончательно своей силы, а до действительного прихода весны было еще сравнительно далеко. Вероятно, все это можно объяснить тем, что первоначально масленичные действия соотносились с началом Нового года, приходившегося по лунному календарю на март (после церковной реформы ХVI в., оно было отнесено на 1 сентября — по старому стилю летоисчисления), и празднование ее продолжалось более двух недель, захватывая время начала пробуждения в природе.


Тогда же, вероятно, Масленица и стала восприниматься как праздник проводов зимы и встречи весны. Длинная череда постов, введенная христианской церковью до и после ее главного праздника Пасхи, принудила вынести некоторые древние языческие ритуальные действия, не регламентированные жестко по времени церковным календарем и предназначенные стимулировать природу в день солнцеворота, за начало запретного времени. Таким образом, период проведения Масленицы сократился до одной недели, и она оказалась передвинутой в первую неделю облегченного поста, носившую в церковном календаре название,сырной» или,мясопуста» и предстоящую времени Великого Поста.

В сырную неделю мясо употреблять было уже нельзя, а сыр, масло, рыбу и яйца еще можно. Именно это временное положение позволяло исполнять главное правило Масленицы — накрывать обильные сытные столы со всевозможной снедью и употреблять в пищу большое количество разнообразной молочной пищи: сметаны, сливок, творога, коровьего масла, молока, а так же яиц, рыбы, различных круп, пирогов, блинов, кваса, пива и вина. Богатая масленичная еда, ее подчеркнутая избыточность, вероятно, исторически имели непосредственное отношение к магии первого дня Нового года, когда они должны были символизировать собой весь окружающий мир и предназначались, возможно, для разделения его благ между всеми участвовавшими в ритуальных действиях. Помимо обильного угощения обязательным условием Масленицы было исполнение различного рода обрядовых действий, направленных на благо крестьянской общины.


МАСЛЕНИЦА ВОБРАЛА В СЕБЯ ЦЕЛЫЙ ПЛАСТ РАЗНООБРАЗНЫХ РАЗНОВРЕМЕННЫХ ТРАДИЦИЙ, ПРАВИЛ, ОБРЯДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ.
В ней переплелись аграрные и семейные обрядовые действия, отголоски языческих и христианских представлений о человеческом существе и устройстве окружающего мира. Наиболее важными ритуальными элементами, составлявшими суть праздника, были следующие:

1. Поминальные: обряды связанные с поминовением усопших родителей и родственников и употреблением ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий, пирогов, хвороста и пр.

2. Обычаи связанные с молодоженами; смотры молодоженов, гостевание их у родственников и знакомых.

3. Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков.

4. Проводы Масленицы: зажигание костров, проводы-похороны, масленичные поезда, ряженье.

Масленица издавна была общенародным праздником, не имевшим каких- либо возрастных, социальных, семейных или половых ограничений. Неучастие в празднике могло быть оправдано только увечьем, немощью или болезнью человека. Ее радостно встречали как население сельских окраин, так и жители столицы, больших губернских и малых уездных городов России.
Порядок проведения Масленицы на различных территориях страны имел некоторые свои особенности. В северных губерниях основное внимание при отправлении ритуальных действий уделялось семейной обрядности и, особенно, той ее части, которая непосредственно относилась к молодоженам текущего года и молодежи. В центральных, поволжских и южнорусских губерниях большее развитие получили проводы Масленицы. В городах праздник к концу ХIХ в. уже утратил большую часть своей обрядовой специфики и сохранил в основном свою развлекательную часть.

К Масленице начинали готовиться еще с середины предыдущей недели. В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома — от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили к использованию праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: мешки муки разных сортов для блинов, пряженцов и пирогов, бочки соленой рыбы, пряники, конфеты и орехи для детей, собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло.

Суббота накануне масленой недели называлась,маленькой масленицей». В этот день принято было поминать умерших родителей. Для них пекли специальное угощение — блины — и клали его на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, раздавали в церквях нищим и монашкам. В воскресенье на заговены перед Великим Постом последний раз ели мясо. Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали разделить семейную трапезу умерших в доме родственников, оставляли для них на всю ночь накрытые большим количеством еды столы.

Праздновать Масленицу начинали с понедельника следующей недели. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник — «встреча»; вторник — «заигрыши»; среда — «лакомка»; четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг»; пятница — «тещины вечерки»; суббота — «золовкины посиделки»; воскресенье — «проводы», «проща», «прощенье», «прощеный день», «целовальник».

На основной территории России встреча Масленицы, как правило, не отмечалась специальными ритуалами и не всегда даже происходила в первый день праздника. Но «прихода» ее очень ждали и к нему заранее тщательно готовились: заливали на морозе крутые склоны берегов рек, строили высокие ледяные и снежные катальные горы, снежные крепости и городки, висячие и круглые качели, на ярмарках сооружали балаганы для представлений кукольников.

В отдельных деревнях встреча Масленицы представляла собой особый ритуал. Он состоял в почетном ввозе специально сделанного чучела, олицетворявшего собой праздник, в селение из-за околицы в сопровождении большого количества зрителей и исполнении ряда действий. Иногда несколько парней ввозили в деревню сани, в которых рядом с чучелом Масленицы стояла самая красивая девушка. За ними сзади двигалась еще целая вереница саней и разрисованных салазок с празднично разодетыми девушками. Праздник начинался на высоком месте деревни или на специально возведенной катальной горе.


Первыми встречали Масленицу дети, молодые девушки и парни. Они же являлись и основными исполнителями всех последующих действий. От начинающегося праздника ожидали радости, веселья, обильных трапез и развлечений, поэтому и старались встретить его как можно веселее и приветливее, надеясь, что и Масленица ответит им тем же. Дорогую гостью закликали, окликали, гукали; все действие сопровождалось соответствующими песнями-причитаниями: ,Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая речь!
Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя масленица, красная краса, русая коса, веточка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…»(Сахаров И.П., 1990, стр. 329.)
,А мы масленицу дожидали,
В окошечку доглядали,
В окошечку поглядали…
Сыром, маслицем поливали.
На горушку выходили,
Сыр и с маслицем выносили,
Сыром, маслицем поливали,
Чтобы горушки были катливые,
Чтобы девушки были гудливые.»
(Календарно-обрядовая поэзия сибиряков,1981,с. 138.)

Наши девушки игривы.
Молодушки веселые…
Дайте Масленицу нам прогулять,
С ребятами поиграть.
С ребятами поиграть,
С ребятами со холостыми…
У нас седня Масленица,
Масленица, Масленица.
Прилетела к нам ластовица,
Ластовица, ластовица.
Села ж она на колу,
На колу, на колу.
Кидает масло по кому,
По кому, по кому.
У кого нету- скулья тому…
(Русская обрядовая…,1998,с. 34-35.)

В некоторых регионах России перед началом постоянных катаний (см. Катальные горы) на вершине горы кем-либо из участников произносились наговоры: , … Масленица тонка, высока, поджара, на катушку прибежала. Подхватили молодцы, посадили на санки скатили больно далеко, поглянулось очень хорошо…»(Ончуков Н.Е.,1928, стр.122.)

После того, как необходимое число приветствий было пропето, сани с чучелом Масленицы в сопровождении всех собравшихся ее встречать с визгом и хохотом под крики детей: «Приехала Масленица! Пришла Масленица!», -съезжали вниз. Девушки и дети начинали кататься с горки на скамейках, заледеневших лукошках и санках (см. Катальные горы). С этого момента Масленица считалась встреченной, а праздник — начавшимся. Зарождение в день ее встречи нового месяца, когда он,окунул рог в масло», по народному поверью почиталось хорошим предзнаменованием не только на время конкретного праздника, но и сулило богатый урожай и сытую жизнь на протяжении всего предстоящего года.
Если же в этот день мела метель, то такой же ожидали и всю последующую неделю. ,Помело метлой на Масленицу; придет Осударыня Масленица Метельная.» (Демиденко Е.Л., 1985, с. 60). В Сибири и Приангарье во время встречи разыгрывали даже специальное представления, участники которых в игровой форме имитировали сельскохозяйственные работы и подсобные занятия крестьян. Все эти действия сопровождали специальные масленичные песни и комический оркестр. В этот день ходили к родственникам договариваться о порядке посещения друг друга, совместных развлечениях и поездках на ярмарки.

Отмечали встречу Масленицы и жители городов, даже таких, как столичный Петербург. Считалось, что праздник приходит в него через Охту или Ямскую слободу. Родоначальницей же праздника представляли нагруженную всякой снедью, пирогами, блинами и оладьями жительницу этой окраины. ,Насилу дождались такого праздничка, а его дожидали целый годик!»- говорили жители, распевая песни и пускаясь в пляс.

Главным символом праздника являлось масленичное чучело — Масленица женского или мужского пола, одетая в традиционный крестьянский костюм соломенная или деревянная кукла, снежная баба или специально избранный для этой цели человек, наряженный самым фантастическим образом в разномастную старую одежду.

Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называвшиеся «широкой» или «разгульной Масленицей». Накануне их следовало обязательно вымыться в бане и смыть с себя все тяготы и несчастья прошедшего года. В домах прекращали какую-либо постоянную работу, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым, кататься с гор, развлекаться, ездить по ярмаркам и пр. К этому времени приурочивалось исполнение большого количества инициационных обрядов, связанных в основном с чествованием,новоженов» -молодых супругов, вступивших в брак в этом году. Их валяли в снегу, катали с гор на примороженных шкурах животных и санях, сажали на перевернутые бороны, заставляли,выкупать» друг друга у веселящихся односельчан и пр. Дети и подростки ходили по домам, где жили молодые, распевая специальные песни — колядки и требуя от хозяев угощения за свои старания:

«Погляди на огневку- не найдешь ли гривенку,
Погляди в сундучек_ не найдешь ли пяточе,
Кто не даст полушку- уведем телушку,
Кто не даст денежку- уведем девушку,
Кто недаст лепешку-, разобьем окошки,
Кто не даст пирога,разобьем ворота,
Вот хозяин-господин графин водки выносил,
Стакан водки наливал, песенникам подавал».
(Ончуков Н.Е., 1928, с.125.)

В деревнях и на ярмарках проводились своеобразные «смотры молодоженов», на которых они должны были демонстрировать любовь и привязанность друг к другу, символически закрепляя тем самым в глазах крестьянской общины свой новый статус самостоятельных взрослых семейных людей. Эту же цель преследовали и обязательные, гостевания молодоженов» в домах тестя и тещи с непременным угощением блинами, посещение ими крестных родителей и родственников с обеих сторон. Присутствие там новой образовавшейся брачной пары повышало социальную значимость последних в глазах окружающих, так как подразумеваемая репродуктивная способность и плодовитость молодых супругов, по народным представлениям, сулили успех в сельскохозяйственной и скотоводческой деятельности жителям всей деревни.

Хождение в гости и поглощение большого количества всевозможной жирной масляной пищи, присутствие в масленичной трапезе в качестве обязательного ее компонента блинов, блинчиков, оладий, пряженцов, хвороста, блинных пирогов, одаривание родственников подарками являлось непременным условием правильной и достойной встречи праздника. Для успешного сытого существования людей в наступающем году следовало «потешить масленицу», что означало щедро ее встретить и достойно проводить. «Хоть с себя что заложи, а масленицу проводи» (Соколова В.К., 1979, с. 12.),Масленица объедуха, деньгам прибируха.»(тульск.) Кто не отдавал дань празднику, подвергался всеобщему порицанию; кроме того, считалось, что он остальное время года будет жить в горькой беде и нужде.

Наибольшего размаха достигало развитие праздника в последние два дня. Молодежь каталась с гор на санках, скамейках, ледянках и пр. В это время в деревнях и на ярмарках устраивались «съездки». На льду озер и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению «снежных городков», олицетворявших собою, вероятно, уходящую надоевшую голодную зиму. Разгорались многосотенные спортивные состязания, «кулачные бои», в которых в определенной последовательности принимало участие все население мужского пола, за исключением немощных, убогих и стариков, и где одна деревня сражалась с другой. Проливавшаяся здесь кровь должна была окропить землю и способствовать хорошему урожаю.

Воскресенье являлось последним днем праздника. В этот сравнительно короткий отрезок времени совершалось значительное число наиболее значимых ритуальных действий. В разных регионах России они имели разное воплощение.

Большую роль в завершении Масленицы играли очистительные обряды, направленные на избавление живущих в деревне людей от влияния на их судьбы злых разрушительных сил. Они могли исполняться в различных формах: сжигания и потопления, ряженья, сопровождаемого шумом и смехом, то есть любым способом, способным отогнать или обмануть нечистые силы. В северных регионах страны кульминацией праздника являлось зажигание на возвышенном месте, льду озера или реки большого ритуального костра (см. Масленичный костер). В его сооружении участвовали все жители деревни или села, отдававшие для этого старые ненужные вещи: рассохшиеся кадушки, старые развалившиеся сани, обветшалую утварь, солому из старых постелей и пр. В центр кострища вертикально помещали высокий шест с надетым на него колесом или смоляной бочкой.

В южных и центральных губерниях проводы Масленицы представляли сложное многоплановое действие с участием специального масленичного поезда, составленного из лодок, саней и пр. и большого количества ряженых персонажей. Главным действующим лицом в нем являлось одетое в традиционный крестьянский костюм масленичное чучело из соломы или дерева, либо изображавший ее человек. Продвижение поезда по деревне сопровождалось разыгрыванием представлений. Исполнителями в них являлись участники шествия, а зрителями все остальные жители. Масленица была временем, когда происходило разрушение привычных стереотипов человеческого бытия и поведения, когда допускалось то, что было неприемлемым в повседневной обыденной жизни. Все это находило свое отражение в костюмах, поведении и выступлениях участников.
Фантастические костюмы ряженых, чисто изменявшие их внешний облик, применение масок-личин, гримирование лиц сажей, фривольные шутки и действия, производимые ими, шум и веселье — все это в крестьянском сознании ассоциировалось с нарушением границ между реальным и потусторонним мирами и создавало картину присутствия на празднике представителей чуждого человеку мира. Разыгрываемые сцены часто носили мистический характер, но исполнялись и представления, подвергавшие критике и осмеянию реальные события. После объезда деревни Масленицу увозили за околицу и там либо разрушали и разбрасывали по полям, либо топили в реке, либо поджигали. Все участники переодевались в обычную одежду и, очистившись таким образом от чужого влияния, возвращались к привычной жизни.
После этого праздник считался законченным, все его участники расходились по домам для заключительного обрядового действия, из-за которого последний день праздника и получил название — Прощенное воскресенье.

В этот день следовало посетить кладбище и могилы умерших родственников и отнести им поминальное угощение, а также посетить всех родственников, друзей и знакомых и испросить у них прощение за все причиненные в ушедшем году огорчения и обиды. Во время этого ритуала младшие просили прощения у старших, бедные — у богатых. Последними прощали друг друга члены одной семьи. Это происходило уже дома после последнего обильного ужина и вечерней молитвы. Все оставшиеся после празднования Масленицы скоромные угощения подлежали уничтожению или сожжению в предверие Великого Поста. Однако, как правило, их старались срочно доесть. «Бойся Маслена горькой редьки, да пареной репы; пируй- гуляй баба на Маслену, а про Пост вспоминай!»- гласили русские поговорки.

В отдельных местностях в понедельник после масленичной недели принято было справлять «тужилку по честной госпоже Масленице,» на которой ели постные блины с конопляным или подсолнечным маслом.

Сформировавшиеся в далеком прошлом в стройную ритуальную систему все масленичные обрядовые действия имели определенную аграрно-магическую направленность, которая должна была способствовать жизнеспособности и обильности нового урожая, процветанию деревни, успешной хозяйственной деятельностью людей. Она включала в себя обряды, связанные с пробуждением земли и природы; очистительные обряды, направленные на защиту благополучия людей и изгнание враждебных им сил за пределы конкретного жилого пространства и, хотя к ХIХ — началу ХХ в. большая их часть утратила свое истинное ритуальное значение и носила уже почти чисто развлекательный характер, некоторые обряды еще сохраняли ярко выраженный языческий облик.

Пограничная сущность Масленицы, отмечавшей собой рубеж зимы и весны и сытой веселой жизни, с одной стороны, и аскетизм, голодание и покаяние Великого Поста, — с другой, превратили ее в один из обрядов устранения отжившего зла и продуцирования плодородия и изобилия, что во время ее проведения, несомненно, способствовало созданию атмосферы праздничного мироощущения. Масленица была временем, когда все было дозволено. Поэтому она давала большие возможности для выражения общественного мнения в различных формах осмеяния существовавших порядков, поведения отдельных личностей и т.п.
Выработался и специфический язык этого праздника в виде определенных форм и символов, основой для появления которых послужили древние ритуальные языческие действия. Масленичная обрядность с ее первоначальной яркой аграрной направленностью к концу ХIХ в. уже в основном утратила свою строгую обрядовую структуру, но полностью еще сохранила всю присущую празднику игровую сторону.
Веселье как обязательная часть ритуального действия, вероятно, должно было обеспечить всем участникам развлечений и представлений благополучное, сытое, безбедное существование в продолжение всего приближавшегося нового аграрного года. Эротическая окраска многих обрядовых действий и шуток диктовалась их направленностью на повышение плодородия как природы, так и каждого конкретного человека. Исполнение песен, танцев, хороводов, ряженье в маски и нелепые одежды участников проводов масленицы также имело, несомненно, в прошлом магическое значение, утраченное со временем.



материал подготовлен
Соснина Наталия Николаевна

В России отмечают множество различных праздников.
Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый – это Масленица!

Праздник, о котором пойдет речь, необычный и многоликий. Для одних это время покаяния и примирения, а для других – целая неделя разгульного веселья. Такое противоречие уходит своими корнями глубоко в историю Руси.

Прародительницей современной Масленицы была древнеславянская языческая Комоедица. Вплоть до XVI века на Руси отмечался священный День весеннего равноденствия, который считался началом Нового года по солнечному календарю древних славян. А празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после.

Славяне поклонялись природе и почитали Солнце, как божество, дающее жизненные силы всему живому. Поэтому в весенний праздник Комоедицы принято было печь лепешки, символизирующие солнце – круглое, желтое и горячее. Впоследствии, а именно с IX века, когда появилось заквасное тесто, лепешки приняли вид современных блинов.

В это же время люди приносили жертвы почитаемому славянами священному зверю – медведю. «Медвежьему» богу – или по-древнеславянски Кому – в дар преподносили блины – откуда и пошла поговорка «первый блин комам», то есть медведям.

Две недели праздника люди в окружении родичей своего рода проводили в веселых играх, пирах, состязаниях и языческих обрядах.

Все эти действия имели глубокий смысл и значение. После зачастую полуголодной зимы, славянам необходимо было подготовиться и набраться сил для предстоящей работы, которая будет непрерывно продолжаться от восхода и до заката все теплое время года.

В настоящее время сведений о том, как праздновалась Комоедица очень мало, но историки постарались восстановить некоторые обряды и обычаи того времени.

Праздничный день начинался с посещения святилища, возле которого рассыпали зерно, привлекая птиц, символизирующих умерших предков. Славяне верили, что таким образом на священном празднике весны соединится весь род.

В это время женщины накрывали столы, уставляя их блюдами и напитками, приготовленными из бережно сохраненных из зимних запасов продуктов. Поделив все угощение, пятую его часть несли к Священному огню, разведенному на открытом месте, и накрывали жертвенник. Возле костра ставили соломенное чучело на шесте, называемое Мареной, при этом приговаривая:

«Приезжай ты к нам,
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».

Отведав первые блины, заводили хоровод, который вели непременно по движению солнца. После все начинали прыгать через костер, тем самым очищаясь от злых духов, а затем омывались талой водой, которая придавала красоту и силу. В это же время славили пары молодоженов, которые поженились за год, а холостых метили веревкой. Чтобы снять веревку, необходимо было здесь же сделать свой выбор или откупиться угощением на праздничный стол.

Еще один ритуал на Комоедицу был связан с предсказанием весенней погоды.

В чашу наливали специально приготовленный напиток, сурью из заговоренного молока с добавленными в него волшебными травами. С первой чашей, до краев наполненной священным напитком, к жертвеннику шла жрица Марены, где ее ждала жрица плодоносной богини Живы, которая должна была выбить чашу из рук так, чтобы ни капли не пролилось на жертвенник. Иначе славян ждала холодная и ненастная весна.

«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»

Затем, славя бога Ярило и подбрасывая в костер старые вещи, сжигали чучело Марены, приговаривая при этом: «Марена загорела, Всему миру надоела!»

После сожжения чучела, молодежь проводила обряд пробуждения медведя. Ряженный в шкуре медведя лежал в импровизированной берлоге, а девушки и парни пытаясь его «разбудить», кидали снежки и прутья. «Медведь» просыпался только после того, как самая красивая девушка подходила к нему и садилась на спину. Тогда ряженный вставал и, изображая пробуждение медведя, плясал на потеху народу.

Повеселившись, начинали пир. После начинались праздничные забавы, игрища и кулачные бои. Заканчивался день и, прощаясь, славяне угощали друг друга гостинцами, «заедками», кланяясь и прося прощение за нечаянные обиды.

Комоедица проходила в почитании и соблюдении древних традиций, прославлении славянского рода и его обычаев.

С принятием христианства православная церковь старается упразднить все языческие проявления славян, в том числе и праздники. Поэтому с XVI века на Руси введен церковный праздник Сырная седмица или Мясопуст , который предваряет Великий пост. В это время полагалось, постепенно отказываясь от соблазнов, подготовить свою душу и тело к покаянию, простив обиды и примирившись с родными и близкими.

Еще в древние времена христианства Сырная седмица получила чин богослужения, о чем пишет живший в IV веке в уединении патриарх Феофил Александрийский. Это древнее постановление Церкви в VII веке еще более утвердилось и распространилось, когда византийский царь Ираклий, изнуренный продолжительной войной с персами, дал обещание Богу после благополучного окончания войны запретить употребление мяса перед Великим сорокадневным постом.

Название «Сырная седмица» происходит от того, что являясь приготовительным этапом к предстоящему воздержанию, в течение недели запрещается употреблять в пищу мясо, однако еще дозволены сыр, яйца и молочные продукты.

В среду и пятницу Сырной седмицы, проходят богослужения с молитвой и обычными поклонами, а в субботу в церкви вспоминают святых просиявших пощением, и усердным молитвенным бдением и совершают празднование Собора всех преподобных отцов.

Воскресный день седмицы называют «прощеным воскресеньем», а на Литургии в этот день говорится о том, что для получения нам прощения от Бога, необходимо самим простить ближних своих.

В народе Сырная седмица получила название Масленица, так как в этот период разрешались молочные продукты, в число которых входит и масло.

Сочетая в себе языческие и христианские традиции, народная Масленица издавна праздновалась на Руси с размахом, о чем говорит и царское установление XVIII века, в котором Петр I предписал светское празднование по образу иноземных карнавалов.

Царь Петр, любивший разгульные молодецкие забавы, праздновал Масленицу с поистине царским размахом. Это подметил в свое время и сын генерала русской службы Фридрих Берхгольц, известный благодаря подробному дневнику о пребывании в России. Он писал о необычной процессии, которую устроил русский царь, состоящую из кораблей русского флота, поставленных на сани запряженные лошадьми:

«Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге и, несмотря на зиму, он делал, однако ж, со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль».

Наряду с весельем, гуляньями и игрищами, народная Масленица имеет и обрядовую сторону. Каждый день праздничной недели имел свое название и предназначение.

Мясное воскресенье – это последнее воскресенье перед Масленицей, когда ходили в гости к друзьям и родственникам, приглашали к себе на Масленицу и доедали мясные блюда.

Понедельник: «встреча»
Встречались сваты и договаривались о совместном проведении праздника. В этот день молодые невестки навещали родителей. На заранее выбранном месте для гуляний сооружали ледяные горки, балаганы, снежные крепости. Хозяйки начинали печь блины, отдавая первый бродяжкам на помин усопших. А молодежь мастерила из соломы и ветхой одежды символ праздника – чучело Масленицы.

Вторник: «заигрыш»
Этот день посвящался смотринам. Считалось, что если сосватаешь невесту на Масленицу, то свадьба как раз на Красную горку скажется. Молодежь приглядывалась друг к другу на гуляниях, веселых игрищах и катаниях с горки, чтобы затем прислать сватов в дом суженной.

Среда: «лакомки»
Этот день был посвящен теще, которая, наготовив блины, ждала своего зятя в гости и всячески показывала ему свое расположение.

Четверг: «разгул»
День, когда празднования разворачивались во всю ширь, прекращались всяческие работы по хозяйству и устраивались различные состязания. Развлечения чередовались с богатыми пирушками, а самым главным событием становился штурм снежного городка.

Пятница: «тёщины вечёрки»
В этот день к зятю в гости спешила теща со своими подругами. Готовила угощение и пекла блины дочь, а зять должен был угодить теще и показать гостям свое уважение к теще и ее родным.

Суббота: «золовкины посиделки»
Праздничный день проходил в доме молодой невестки, которая приглашала к столу на блины золовок или других родичей мужа. В этот день золовке преподносили подарок от родни невестки.

Воскресенье: «проводы»
Последний день Масленицы в народе называется «Прощеным воскресеньем» или «Целовальником». В этот день посещают могилы усопших родственников, просили прощения за все обиды, причиненные за год. К вечеру убирали дом, торжественно сжигали чучело Масленицы и остатки праздничной еды.

Обряд «похорон» Масленицы начинался с разведения священного костра, в который кидали поминальную пищу. Затем чучело Масленицы на шесте проносили по всей деревне или провозили на санях, которые потом сжигали вместе с чучелом, а пеплом посыпали поля. Поверье гласило, что сожженные дотла атрибуты праздника принесут хороший урожай.

Масленица – это древний и светлый праздник в России, объединяющий благодаря прощению ближних и помощью страждущим и тех, кто проводит эти дни в подготовке к Великому посту, и тех, кто веселится и участвует в массовых гуляниях.

Традиции, обычаи Масленицы на Руси
Масленица Прощеное воскресение

Многодневная Масленица богатый на традиции языческий праздник. До Крещения Руси в обиходе древних славян был солнечный календарь. В те далекие времена основное население земли русской проживало в небольших поселениях и земледелие, животноводство, строительство целиком зависели от природных явлений. Поэтому все обряды и традиции на Руси были неразрывно связаны с землей кормилицей и солнышком дающими жизнь всему живому.

До принятия христианства (10 век) Масленица отмечалась в конце марта, за неделю до весеннего равноденствия и семь дней после. В древней Руси она символизировала проводы надоевшей зимы и долгожданный приход весны. Щедрый на традиции праздник просто обозначал смену времен года. Весной заканчиваются лютые морозы, чаще приходит тепло, все ощутимее пригревает солнце и прибывает световой день. Отогревается земля обещая крестьянам хороший урожай, приносят телят и дают молочко коровки значит жизнь продолжается!

Древние племена славян возможно выпекали праздничные блины и приносили жертвоприношения языческим богам, но увы, свидетельства этому не сохранились. Тысячелетия назад предки наверняка не предавались обжорству и безудержному гулянию, время было слишком тяжелое! Неурожайные годы случались довольно часто и продовольственные запасы обычно заканчивались уже в конце зимы. Я возможно разочарую читателей, но блины на Руси были не праздничной едой, а быстрой заменой хлебу.

Пекли блины темные; ячменные, овсяные, гречневые…. А золотистые пшеничные блинчики вряд ли, ибо культура капризная и плохо растущая. В будни и праздники кушали предки блины с молоком, киселем, компотом, чаем, начиняли их разными кашами…. Но языческие ритуалы для повышения плодородия земли, скотины, поминание умерших несомненно проводили.

За прошедшие века дважды поменялся календарь, а язычество тесно переплелось с христианской верой. Упоминания древнеславянского языческого праздника с описанием традиций и обрядов появились в лишь шестнадцатом веке. Тогда же он получил официальное название Масленица. Православная церковь умудрилась совместить его с началом Великого поста. Московский архиепископ Адриан сокращает празднование на неделю, а Масленица на Руси отмечается за сорок девять дней до Пасхи. Более того, отменяются обязательные к исполнению ежедневные посты в среду и пятницу.

В эпоху Петра Первого народные гуляния достигают небывалого размаха. Царские особы устраивают карнавалы, принимают участие в народных забавах…. Старые обычаи постепенно забывались, а Масленица становится просто светским праздником. Гуляли со всей широтой русской души вытаскивая из сундуков лучшие наряды, из кладовок последние припасы, закупали недостающие товары. Как говорится: » Ели, пили, веселились, подсчитали — прослезились»! Употреблять мясо перед Великим постом запрещено, вероятно тогда и появилась традиция каждый день угощаться блинами.

Ели блинчики со сметаной, сливочным маслом, грибами, икрой и рыбкой, творогом, вареньем, медом…. Каждая семья стремилась чтобы стол «ломился» от еды, предки верили это залог сытого, изобильного года. Масленица на Руси была самым веселым праздником: «Кушали до икоты, пели до хрипоты, плясали до упаду»! Домашние заботы отходили на задний план, и люди веселились от души. А русская душа просит простора, на масленичной неделе стар и млад выбирался на улицу. Бродили по селу пьяные мужики, шмыгали сопливые детишки, прохаживались и «стреляли» глазками разодетые девицы, хохотали разбитные бабенки. А ветхие старички/старушки глядя на это «безобразие» вспоминали далекую молодость.

Народ всю неделю ходил в гости, к себе приглашал, катался на лошадях, строил снежные крепости, устраивал кулачные бои. Мужики и бабы без стеснения «слетали» с ледяных горок, водили хороводы… В столицах Руси горожан развлекали катаниями с высоких специально устроенных горок, каруселями, выступлениями скоморохов, живых медведей…. На площадях продавались пироги, баранки, блины, калачи, орехи и леденцы, медовый сбитень с пряностями…..Поздравляю с Масленицей, подайте блинчик с маслицем! Каждому праздничному дню по традиции отводилась особая роль.

Встречали масленицу в понедельник; пекли вкусные блинчики, в деревнях мастерили Масленицу. Большое соломенное чучело одевали в старую бабскую одежду и катали «боярыню» на санях. Молодых невесток отправляли в родительский дом, туда же вечером приходили свёкор со свекровью. Угощались блинами и планировали празднование Масленицы.

Заигрыши. Вторник день смотрин, молодежь присматривалась друг к другу, родители «оценивали» возможных кандидатов в зятья/невестки. Парни из зажиточных семей надевали на коней лучшую сбрую, вешали колокольчики/бубенчики и прицепив разукрашенные санки катали девушек. Красуясь перед девицами молодые люди устраивали состязания на ловкость. Выезжали молодожены и степенные семейные пары. Выходили на улицы всем селом, пели, веселись, танцевали, зазывали на блины….. Громкий смех, гармошка, дерзкие шутки, драки, пьяные слезы/объятия, поцелуи словом жизнь удалась!

Среда лакомка день зятя, для него теща накрывала праздничный стол с особым пристрастием. Подавала блины сладкие да соленые, гречневые да пшеничные, кормила зятя варениками, самыми лучшими закусками и прочей вкуснятиной. Верна русская пословица: «Что есть в печи, все на стол мечи». Традиции требовали оказать любимому зятю всяческий почет и уважение! А если их несколько? Или зять почему-либо считает себя обманутым? Типа приданого недодали или невеста порченая оказалась! А за столом сидит родня, гости, доченька! Крутись теща, угождай зятю.

Широкий четверг (разгуляй). По обычаю это день самых безудержных развлечений. При этом некоторые забавы были довольно опасные, например кулачные бои, любимая традиция на Руси! Дрались мужики в городах и селах, участвовали крестьяне и горожане. Шли стенка на стенку или использовали цепной бой. Вроде потеха и правила есть, а травмы наносились серьезные. Выбитый зуб, разбитый нос либо драная одежда самое малое чем заканчивались подобные развлечений.

Еще одна забава широкого четверга захват снежной крепости. Мужчины разделялись на две команды, одна обороняла городок, другая нападала. Защитники отбивались мётлами, ветками, плетками, закидывали нападавших снегом. Заканчивалась потеха полным разрушением крепости. Широкий четверг всегда сопровождали разудалые песни, озорные частушки, русские пляски, поедание масляных блинов и конечно катания на лошадях. В санки запрягались даже самые захудалые клячи. Весело проводили Масленицу на Руси, шумно!

Тещины посиделки (вечерки). Если в лакомку зять много выделывался маманя могла «отомстить» в тещины посиделки. По традиции названый сын звал тещу на блины в пятницу. Женщине вовсе не требовалось особых приглашений, но древний обычай диктовал свои правила. Обязательным условием тещиных посиделок было личное приглашение зятя накануне, поклоны в пояс, плюс гонцы в пятницу. Хороший зять вообще мог заехать за тещей и провести названую мамашу через село. Такое отношение демонстрировало особый почет и уважение.

Теща конечно соглашалась прийти и по старинному обычаю делала необычный подарок. Дарила молодой семье зятя все необходимое для выпечки блинов, вплоть до муки/масла. В гости приходили не только тесть с тещей, обычно собиралась вся родня. Наступала очередь зятя угождать, кормить и всячески развлекать тещу, выслушивать наставления (учиться уму-разуму). Гуляли долго, с песнями, плясками, воспоминаниями, душевными разговорами. Зять уделивший теще мало внимания мог впасть в немилость либо вообще остаться врагом на всю жизнь! Суровые однако были нравы на Руси.

Суббота день сестры мужа(Золовкины посиделки). Суббота Масленицы тяжелый день для молодых жен. Предстояло принимать и угощать сестер мужа которые обязательно находили какой-нибудь изъян. Недаром на Руси в старину говорили: «Золовка, змеиная головка»! Ничего удивительного, новоиспечённая жена самым бессовестным образом «забрала» любимого брата. А если молодые счастливы и золовка это видит мира не жди! Молодой нужно было очень постараться чтобы Золовкины посиделки (по сути смотрины) могли угодить мужниной сестре. Чтобы блины получились вкусные да сдобные, квас не кислый….. По традиции невестка дарила золовкам подарки; ленты, головные платки, колечки, бусы, важно чтобы подарок понравился.

Обычно собирались большой компанией потому, что золовка могла привести на посиделки своих подруг. Замужняя приглашала семейных барышень, золовка девушка незамужних подружек. Если на Золовкины посиделки складывалась теплая остановка было весело, девушки пели, сплетничали, гадали на блинчиках. Например много дырочек в блинчике обещали кучу детей. На Руси по обычаю пекли дрожжевые блины, дыр как звезд на небе! Вечером девчата бежали на улицу, где продолжалось празднование Масленицы.

Прощеное воскресение Масленица. Последний день празднования Масленицы это проводы зимы и Прощеное воскресение, пожалуй самая древняя христианская традиция на Руси. Как и столетия назад масленичная неделя заканчивалась сжиганием соломенного чучела символизирующего зиму. Так же ели блины, пели народные песни, массово катались с горок, на санях, водили хороводы. Но масленичный разгул затихал!

По традиции уже накануне прощеного дня православные исповедовались, каялись в грехах, причащались. Потом навещали кладбище, просили прощения у умерших, оставляя дары на могилах. Многие прихожане с детьми в Прощеное воскресение стояли в церквях продолжительную службу. На Руси было принято просить прощения за невольные либо сознательные прегрешения. Дети просили прощения за грехи у старших, родители у детей. Муж у жены, сестра у брата и так далее.

Безгрешных людей нет, поэтому просили прощения у родственников, соседей, близких и друзей. Сами прощали обидчиков, мирились с врагами чтобы с чистой душой пройти Великий пост перед Пасхой. По православному обычаю не проявить милосердие нельзя, это большой грех. Кающийся просил прощения, и получал ответ «Бог простит и ты меня прости»! Иногда говорили «Бог простит и я прощу». Традиции традициями, но не каждому по силам простить убийцу, насильника… Сегодня многие вековые традиции и обычаи праздника утеряны, но румяные блинчики и сжигание чучела широко распространены в России. В этом году Масленица с 12 по 18 февраля.

Материалы:
Язычество в православии. Москва 1975 г. Носова Г. А.
Центр национальных культур и народного творчества
Путешествие в Древнюю Русь. Москва 1995 г. Рябцев Ю. С.

Похожие публикации