Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль и функции общения в психическом развитии детей. Понятие мотивов и средств общения у дошкольников. Исследование зависимости общения от статусного положения в группе. Определение умения общению у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Структурно-содержательные характеристики общения. Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми. Онтогенетические аспекты общения как ведущего вида деятельности. Нестандартность и нерегламентированность общения детей со сверстниками.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2016

    Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения подростка со взрослыми. Стили родительского общения и воспитания. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение со сверстниками противоположного пола.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2007

    Понятие общения, характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенности общения детей 6 лет. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, подбор методик, анализ результатов и рекомендации для педагогов.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2011

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Теоретические аспекты проблемы развития межличностных отношений детей в группе сверстников. Методы изучения общения детей дошкольного возраста. Диагностика уровня развития взаимоотношений. Сущность и главные задачи методики Е.Е. Кравцовой "Лабиринт".

    курсовая работа , добавлен 17.06.2014

    Исследование общения дошкольников со сверстниками в зарубежной и отечественной психологии: анализ проблемы, ее развитие в онтогенезе. Организация и методика диагностики общения дошкольников со сверстниками, оценка результатов формирующих воздействий.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2011

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. - М., 1996.

Леонтьев А. Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте// Избр. психолог, труды: В 2 т. - М., 1983.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза и общение. - М., 1986.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.

Мухина B.C. Психология дошкольника.- М., 1975.

Психология личности и деятельности дошкольника. - М., 1965.

Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педвузов и педучилищ. - М., 1997.

Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. - М.; Воронеж, 1998.

Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.

Эльконин Д. Б. Избр. психолог. труды.- М., 1997.

Часть II. Общение дошкольников со сверстниками

Глава 1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте

Специфика общения дошкольника со сверстниками

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми.

Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Источник pedlib.ru

Общение детей дошкольного возраста

Общение детей дошкольного возраста – проблема или нет? Ведь не зря придумано выражение "детская непосредственность". Может ли каждый малыш наладить отношения со сверстниками?

И как помочь ребенку стать своим в детском коллективе?

Как общаются младенцы

Особенности общения в младенческом возрасте – потребность в положительных эмоциях. Улыбка матери, ее ласковый голос, нежные поглаживания – все это важно для крошечного человечка.

С точки зрения психологов, появление комплекса оживления (осознанной реакции на появление матери: гуления, размахиваний ручками и ножками) говорит о том, что период новорожденности закончился, и началось младенчество.

Звуки и радостные движения – это разговор маленьких детей, их приветствие к матери, и первые пробы влиять на родителей. Еще немного – и малыш научится осознанно манипулировать взрослыми с помощью плача и других эмоций.

Насколько важно насытить ребенка общением с матерью, ее любовью и лаской? Исследования в детских домах показали, что роль общения в развитии ребенка велика. Воспитанники детдомов часто отстают в психическом, физическом и эмоциональном развитии.

Дефицит материнского внимания сказывается на формировании речи и интереса к окружающему миру.

Общение в дошкольном коллективе

Рано или поздно каждая мама понимает, что настала пора приучать малыша к обществу ровесников. Игры на детской площадке, встречи с детьми друзей, всевозможные клубы раннего развития, ясли – вот где можно найти подходящую компанию для своего чада.

Как легко пойдет ребенок на контакт, зависит от его жизненного опыта, темперамента и других детей. Чтобы облегчить общение детей со сверстниками, приучайте малыша делиться своими игрушками, и не брать чужие без спроса, меняться, а не отнимать, угощать друзей вкусностями. Важно, что малыш на своем опыте узнает правила общения для детей.

Особенности детского общества таковы, что большое значение придается принятым канонам поведения, игры и взаимоотношений. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте учит малышей жить в коллективе – подчиняться его требованиям, трудиться и играть вместе, добиваться общей цели.

Если кто-то не выполняет правила, его просто не принимают в игру. В своей строгости дети намного превосходят взрослых!

Вместе с тем, особенности общения детей дошкольного возраста таковы, что наряду с дисциплиной, каждый член маленького кружка учится самоуважению и самозащите, когда кто-то пытается оспорить его роль и права в игре. Вспомните, кто становится лидером в детском коллективе - это инициативные, справедливые и самоуверенные ребята.

Ваш помощник логопед

Развитие общения дошкольников со сверстниками начинается с общения со взрослыми. Опыт, полученный в младенчестве, используется в дальнейшем. Речь имеет определяющее значение в общении дошкольников.

В дальнейшем, речь ребенка приобретает ведущую роль в общении. Детям с проблемной речью всегда приходится нелегко. Поэтому родители должны уделить особое внимание тому, как их малыши разговаривают: строят предложения, выговаривают звуки, правильно употребляют слова, доказывают свою мысль.

В штате любой детской поликлиники есть участковый логопед. Запомните, старший дошкольник должен иметь чистую и правильную речь. Иначе его просто задразнят товарищи, и он даже может оказаться изгоем.

Игра – средство активного общения дошкольников

В отличии от разговора со взрослыми, особенности общения детей со сверстниками таковы, что малыш учится бороться за свое мнение - с одной стороны, и подчиняться правилам большинства - с другой. Происходит двухстороннее развитие личности. Главная ценность того, что малыши разговаривают между собой на равных – чувство уверенности и единения с товарищами.

Детский коллектив построен на взаимодействии. Каждый ребенок может предложить свою идею или новые правила. Игра как средство общения детей имеет огромную ценность. Что такое игра? – это правила и общая цель.

У каждого ребенка своя роль. Причем, дети выбирают себе роль плохого персонажа добровольно, и также добровольно следуют сюжету игры.

В игре имеет место парадокс: отрицательный герой подчеркнуто плохо относится к другим игрокам. Он всячески доказывает свою "игровую агрессивность". В тоже время, все члены компании – партнеры и товарищи по игре, одна команда, выполняющая общую работу.

Как общение влияет на психическое развитие ребенка

Роль общения в психическом развитии ребенка заключается в получении неповторимого эмоционального опыта. Взрослый человек для ребенка - авторитетный пример, а ровесник – соучастник. Общение со сверстниками дает уверенность и эмоциональную подзарядку.

Поведение детей в компании дошкольников подчиняется особым правилам – их непосредственность выражается в криках, визгах, драках, кривлянии, смехе, шутках. Поддержка других ребят, их одобрение или сочувствие его выходкам приносит малышу несравненное наслаждение и веру в себя, как в хорошего ребенка.

Общение детей 2-3 лет

Особенности общения детей раннего возраста заключаются в непосредственной дружбе и безусловной симпатии. Трехлетки воспринимают ровесников, как общую массу - все для них друзья, партнеры по игре и шалостям. В это период нет места ревности к похвале и успеху другого ребенка.

Такое эмоциональное единство закладывает в психике малыша фундамент "чувства локтя" с другими людьми и причастности к коллективу. Чтобы игры приносили радость не только детям, но и взрослым, нужно организовывать такие забавы, в которых участвуют все ребята одновременно ("Кошки и мыши", "День и ночь", "Гуси-лебеди") .

Общение дошкольников 4-5 лет

Начиная с 4-5 лет, сверстник становится осознанно желанным партнером по играм. Дети понимают, что играть с друзьями интереснее, чем с мамой или папой.

Появляется утрированный детский эгоизм, направленный на подчеркивание своего превосходства перед другими ребятами. Самые популярные формы общения ребенка со сверстниками выглядят, как хвастовство.

Ровесники становятся неким эталоном, в сравнении с которым малыш видит себя и лучше, и достойнее, и красивее. Внимательные взрослые должны организовывать детей в ролевые игры, где у каждого дошкольника будет своя роль.

Общение старших дошкольников 6-7 лет

Дети 6-7 лет проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы, ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга.

Происходит подъем на новую ступень детской социальной лестницы.

Интерес к ровесникам имеет познавательный и наблюдательный характер. Дети стараются узнать как можно больше о своих товарищах, помочь им, причем бескорыстно. В этом возрасте к поведению дошкольников добавляется доброта.

Коллектив детей способен сплотиться для игры или защиты товарища. В ровеснике ребенок теперь видит не соперника, а равноценную личность.

Почему ребенок одинок?

Бывает так, что родители с волнением замечают, что ребенок не хочет общаться с другими детьми. Нужно помнить, что здоровых асоциальных детей не бывает. Если малыш одинок – значит, тому есть причина.

Почему в детских компаниях появляются изгои? Как правило, это дети, которые неприятны окружающим: нечистоплотные, пошлые, слишком наивные, с физическими и речевыми недостатками. Не зря детское общество считается самым бескомпромиссным и жестким.

Дети, не вписывающиеся в общие рамки, изгоняются.

Особенности общения в дошкольном возрасте таковы, что дети проходят жесткий общественный кастинг: плаксы, слабаки, толстяки, заики и грязнули безжалостно отвергаются. Особенную неприязнь вызывают неопрятные (те, которые не приучены к носовому платку, мытью рук и лица, туалету) и непорядочные дети (нытики, ябеды, хвастуны, жестокие, эгоисты) . Обо всем этом нужно помнить родителям – гораздо важнее научить ребенка жить в коллективе, чем вне его.

Отщепенцами могут стать даже маленькие интеллектуалы, если они не получили опыт общения со сверстниками и не умеют подчиняться общим правилам. Умники, дураки, слабаки, клоуны – все это говорят наши дети о своих сверстниках, отличающихся от них.

Если взрослые не вмешаются в ситуацию и не найдут способа ввести ребенка в коллектив, проблема станет достаточно серьезной. Возможно, придется менять детсад или школу. Совместные игры, в которых изгой может показать превосходство, специальные задания, которые он точно выполнит лучше всех, утрированные похвалы, - вот способ привить уважение и вызвать интерес к непохожему ребенку.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

  • Личным примером – у доброжелательных и общительных родителей такие же дети.
  • Давать ребенку поручения и почаще просить о помощи – маленькие помощники более общительны и раскованы.
  • Постоянно хвалите малыша за что-то конкретное, а также за личные качества и поведение – за успехи в садике, красивый рисунок, аппликацию; за то, что он добрый, заботливый, красивый.
  • Сделайте общение детей в коллективе дружелюбным, пусть малыши конкурируют только с собой (что я сделал сегодня лучше, чем вчера?) .
  • Будьте справедливы в собственной семье – давайте всем детям любовь и ласку в равной мере.
  • Будьте открытыми в проявлении чувств – искренние дети больше нравятся ровесникам.

Игра – главное и важнейшее занятие дошкольника. Как научить ребенка общаться с другими детьми во время игр?

  • Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.
  • Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.
  • Объясните, как приятно быть добрым и щедрым (тем более что все игрушки потом вернутся к нему) .
  • Признавайте право ребенка на запрет: если у него есть веские основания не делиться игрушкой, или не дружить, или обижаться – пусть решает сам.
  • Играйте с малышом с самого начала – тогда он сам сможет стать организатором интересных игр.

Что делать, если ничего нельзя сделать?

И, наконец, малыш, страдающий недостатком, от которого невозможно избавиться, должен получить преимущество перед остальными детьми: если ребенок хорошо рисует – отдайте его в художественную школу. У него аналитический ум? - пусть играет в шахматы. Девочку-рукодельницу научите шить красивые наряды для кукол…

Помните, что нельзя отдавать мальчиков на "девчачьи" кружки (танцы, пение, музыка…) , если Вы не намерены заниматься этим серьезно – такие увлечение прощаются в мальчишеском обществе только тем ребятам, которые по-настоящему талантливы и уверены в себе.

Общение – это средство ребенка заявить о себе. Общаясь со сверстниками, дошкольник получает опыт, который определяет его отношения с обществом во взрослой жизни. Детский коллектив – это маленькая школа, где учителя и ученики - сами дети.

Случайные материалы:

Материал www.vse-dlya-detey.ru

Особенности общения в дошкольном возрасте: популярные и не популярные дети у сверстников - Психология - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал

«Особенности общения в дошкольном возрасте:

популярные и не популярные дети у сверстников»

1.2 Структура межличностных отношений

1.3 Становление и развитие межличностных отношений

Глава 2. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников

2.1 Эмоциональное благополучие ребёнка как необходимое условие его психического здоровья

2.2 Отношения к сверстникам у популярных и не популярных дошкольников

2.3 Проблемные формы межличностных отношений

Глава 3. Помощь ребёнку в расположении к себе сверстников

Заключение

Библиографический список литературы

Введение

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях остаточно сложна.

В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л. С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью.

Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы. Это, прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.

Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый, прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

Исходя из этого, актуальность данной темы курсовой работы определяется следующими аспектами:

Наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста;

Необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него;

Следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях детей, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе дошкольных учреждений, в связи с появлением новых воспитательных технологий.

Специальные исследования (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием.

Однако, среди типичных для детей эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную.

Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений.

В связи с этим учет эмоционального состояния ребенка, является исходным пунктом осуществления любого педагогического воздействия. Формирование культурных эмоций, грамотная и бережная коррекция недостатков эмоциональной сферы должно по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачи воспитания.

Объект исследования: межличностные отношения в группе сверстников.

Предмет исследования: эмоциональное благополучие ребёнка в зависимости от его статуса в данной группе сверстников.

Цель курсового исследования – выявить характерные особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста, рассмотрев их структуру, становление и развитие.

2. Охарактеризовать эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников.

3. Показать различные формы межличностных отношений.

Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста

1.1 Общение мальчиков и девочек

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте.

В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола.

Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

1.2 Структура межличностных отношений в группах детей

Для дошкольника сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками.

Контакты, возникающие либо спонтанно (когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры) , либо как организуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Источником представлений о нормативном поведении при этом выступают взрослые.

Усвоение же норм и правил межличностных отношений происходит во взаимодействии со сверстниками. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может демонстрировать свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер.

Нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства (быть таким, "как все") . Симпатии и антипатий дошкольника обусловлены тем, в какой степени сверстник соответствует социальному эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений как детей дошкольного возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.

В детских группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками. Функционально - ролевые отношения выступают при изучении "делового" общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: "в какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?" и "что они отражают?" Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Функционально - ролевые отношения, проявляющиеся в игровой деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны взрослого. В самой игре, как, впрочем, и во всех других формах совместной деятельности детей в группе, проявляются два вида отношений: собственно игровые отношения и отношения по поводу совместной деятельности в игре.

Например, собственно - игровые отношения воспроизводят социально - типические образцы поведения: доктор к больному - добр; учитель с учеником строг. Это отношения "вообще", они "бессубъектны" и заданы ребенку в общении со сверстниками.

Другой тип игровых отношений возникает "вокруг" игры, при обсуждении её замысла, построении "сценария", распределении ролей. Психологический смысл общения ребенка заключается здесь в том, что именно в контексте этих отношений ребенок сам осуществляет личностный выбор той или иной роли. Так возникают и разрешаются существенно важные конфликты детской жизни: "во что играть?"; "кого принимать в игру?"; "кто будет главным?".

В детской группе осуществляется взаимная коррекция поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если ребенок следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают "жалобы" взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

Анализ мотивационного плана совместной деятельности в детской группе открывает путь к изучению личностно - смысловых отношений, которые выделяются при ответе на вопрос: ради чего, во и

Материал uchi.ucoz.ru

1.2 Особенности общения детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.

Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя .

Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Еще одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость - и чем чуднее, тем веселее .

В 3-4 года общение со сверстниками приносит в основном радостные эмоции. А вот позже возникают более сложные и не всегда радужные отношения.

В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется. После четырех лет общение (в особенности у детей, посещающих детский сад) со сверстником становится привлекательнее общения со взрослым и занимает все большее место в жизни ребенка. Дошкольники уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Они явно предпочитают играть вместе (а не в одиночку), и другие дети становятся более привлекательными партнерами, нежели взрослые.

Наряду с потребностью в совместной игре у ребенка 4-5 лет обычно появляется потребность в признании и уважении сверстника. Эта естественная потребность создает массу проблем в отношениях детей и становится причиной многих конфликтов. Ребенок всеми силами стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за неспособности услышать партнера.

В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Успехи и промахи других приобретают для ребенка особое значение. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и сравнивают со своими. Реакции детей на оценку взрослого - кого он похвалит, а кого, может быть, и поругает - также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстника у многих детей могут вызывать огорчения, а вот его неудачи - нескрываемую радость. В этом возрасте возникают такие тяжелые переживания, как зависть, ревность, обида на сверстника. Они, конечно же, осложняют отношения детей и становятся поводом для многочисленных детских конфликтов.

Мы видим, что в середине дошкольного возраста происходит глубокая качественная перестройка отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого. Каждому важно показать, что он хоть в чем-то лучше других - лучше прыгает, рисует, решает задачи, обладает лучшими вещами и т. п. Такое сравнение отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником он оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а "в глазах другого". Этим другим для 4-5-летнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность. Некоторые дети буквально "вязнут" в негативных переживаниях и не на шутку страдают, если кто-то в чем-то их превосходит. Подобные переживания могут в дальнейшем стать источником многих серьезных проблем, вот почему очень важно вовремя "притормозить" надвигающийся вал зависти, ревности и хвастовства. В дошкольном возрасте это возможно сделать через совместную деятельность детей, и прежде всего через игру.

Данный возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главное содержание общения детей в середине дошкольного возраста заключается теперь в общем деле или деловом сотрудничестве. Сотрудничество следует отличать от соучастия. Младшие дети, как мы уже отмечали, действовали одновременно и одинаково, рядом, но не вместе. Малышам важно было разделить свои эмоции и повторить движения сверстника. При деловом же общении, когда дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Здесь уже совершенно недопустимо повторение действий или слов другого, потому что у каждого своя роль. Большинство ролевых игр устроены так, что каждая роль предполагает партнера: если я врач, мне нужен больной; если я продавец, то мне необходим покупатель, и т.д. Следовательно, сотрудничество, согласованность действий с партнером - необходимое условие нормальной игры .

В ролевой игре совершенно нет повода соревноваться и конкурировать - ведь у всех участников общее дело, которое они вместе должны выполнить. Детям уже не так важно утвердить себя в глазах сверстника; гораздо важнее играть вместе, чтобы получилась хорошая игра, или красивая комната для кукол, или большой дом из кубиков. При этом не имеет значения, кто построил этот дом. Главное - результат, которого мы достигаем вместе. Необходимо, таким образом, сдвинуть интересы ребенка с самоутверждения как основного смысла его жизни к совместной с другими детьми деятельности, где главное - общий результат, а не его личные достижения. Создавая условия для общей игры и объединяя усилия детей для достижения общей цели, вы поможете ребенку избавиться от многих личностных проблем.

Однако для многих детей-пятилеток обостренная потребность в признании и уважении сверстника является лишь возрастной особенностью. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.

К 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями .

К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Значительно также возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут объединяться с товарищем в своем "противостоянии" взрослому, защищать или оправдывать его.

Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Так, они, например, радуются, когда воспитатель в детском саду хвалит их товарища, и расстраиваются или пытаются помочь, когда у него что-то не получается. Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих игрушек.

Дети начинают интересоваться тем, что переживает и предпочитает другой ребенок.

В старшем дошкольном возрасте дети все чаще специально что-то делают для другого, чтобы помочь ему или как-то сделать ему лучше. Они и сами понимают это и могут объяснить свои поступки.

В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других.

Таким образом, особенности общения старших дошкольников состоят в том, что представленная выше последовательность развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности. Дети часто негативно могут относиться к сверстникам другой национальности. Воспитывать у детей этику межнационального общения необходимо уже в дошкольном возрасте.

О средствах воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста пойдет речь в следующем параграфе.


У педагога способности создавать нравственную среду в классном коллективе и «среду второго уровня», т.е. обеспечивать педагогическую компьютерную поддержку воспитания детей в процессе учебной деятельности. Мы показали, что эффективность нравственного воспитания младших школьников зависит от реализации педагогических условий, включающих в себя использование компьютерной поддержки. Заметим при этом...

Организации педагогической деятельности по воспитанию у младших школьников духовно-нравственных качеств в общеобразовательной школе (на примере общеобразовательной школы № 4 г. Соль-Илецка Оренбургской области) 2.1 Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников мы взяли за основу...

Начать воспитательную работу по формированию толерантности к своей личности (5 класс). Осознав себя, ученики переходят к пониманию себя как субъекта семейной культуры, деятельность классного руководителя направлена на изучение семейной самобытности, формирование толерантного взаимодействия в семье (6 класс). Затем акцент делается на освоение культуры Малой Родины, своего этноса, а также на...

Вопроса учащегося в эвристическом диалоге – это и свидетельство его активности, и цельности знаний одновременно. 2. Экспериментальная работа по формированию межнациональных отношений через этнопедагогическую афористику 2.1 Диагностика межнациональных отношений младших школьников Для диагностики эстетического отношения младших школьников нами были использованы устный (1–2 классы) и...

Общением дошкольников со сверстниками происходи в форме игры. Главное содержание игры - выполнение действий, которые связаны с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ярко выражена эмоциональная вовлеченность в игру.

Общение в игре в младшем дошкольном возрасте носит характер наблюдений и подражаний. К четырем годам дети вступают в стадию игрового сотрудничества, когда партнёр становится важной и неотъемлемой частью игры. В страшим дошкольном возрасте дети уже могут договориться о теме игры, ролях, спланировать игровые действия вперед, поддерживать диалог, сохраняя возможность реагировать на неожиданные высказывания партнера.

М.И. Лисина выделяет в общении дошкольников со сверстниками несколько периодов:

1. Возникновения деятельности общения со сверстниками. После своего появления на свет, ребенок не контактирует с окружающими. Реакции новорожденного на сверстников (например, плач) носят характер заражения, имеют рефлекторную природу и не являются коммуникацией.

2. Первый год жизни. По мнению, Э.Л. Фрухт, взаимодействие детей старше 8-9 месяцев, является первой формой социального контакта. Свой вывод исследователь основывает на интересе, которые проявляют дети в данном возрасте.

С.В. Корницкая с данным мнением не согласна и считает, что «общение младенцев побуждается не особой потребностью в общении друг с другом.

М.И. Лисина отмечает, что вышеуказанные суждения требуют фактического обоснования. Она отмечает, что взаимодействие младенцев нуждается в экспериментальном изучении.

3. Ранний возраст. Среди исследователей можно встретить разные указания на то, как взаимодействуют дети в этом возрасте.

По мнению Б. Спок, дети двух лет любят наблюдать за играми друг друга, а считаться друг с другом начинают после трех лет.

В.С. Мухина также указывает на интерес детей раннего возраста к играм друг с другом.

4. Дошкольный возраст. После трех лет у ребенка появляется инициированное общение, дети начинают активно вместе играть. Потребность в общении друг с другом начинает ясно прослеживаться.

Общение дошкольников со сверстниками имеет свои особенности, которые отличаются от общения со взрослыми:

1. Разнообразие коммуникативных действий и их широкий диапазон. В общении со сверстниками существует множество действий и обращений, которые практически не встречаются при общении со взрослыми. Именно в общении с другими детьми появляются такие формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду и т.д. В общении со сверстниками дошкольник решает большое количество коммуникативных задач: управление действиями партнера, контроль над их выполнением, оценка конкретных поведенческих актов, сравнивание с собой.

2. Общение со сверстниками носит яркую эмоциональную насыщенность. Действия, которые адресованы сверстнику, отличаются более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается много экспрессивных проявлений, которые проявляются в различных эмоциональных состояниях - от яростного негодования до бурной радости, от нежности до чувства гнева.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения детей со сверстниками. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при общении со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Таким движениям свойственна особая рискованность, ненормированность и незаданность.

4. Преобладание в общении со сверстниками инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка важнее его собственное действие, а инициативу сверстников, в большинстве случаев, он не поддерживает.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется: меняются содержание, потребности и мотивы общения. От двух до семи лет отмечается два перелома: первый происходит к четырем годам, второй около шести лет. Первый перелом проявляется в резком возрастании; значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего появления и в течение одного-двух лет после этого потребность в общении со сверстником занимает незначительное место, то у четырехлетних детей эта потребность выдвигается на первое место.

Второй переломный момент связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы можно назвать формами общения дошкольников со сверстниками.

Первая форма - эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). Потребность в общении со сверстниками складывается в раннем возрасте. К двум годам дети начинаю проявлять интерес привлечь внимание сверстника к себе, показать свои достижения и вызвать его ответную реакцию. В полтора-два года у детей появляются особые игровые действия, когда они выражают отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно баловаться и соревноваться.

В таком взаимодействии важное место занимает подражание. Дети словно заражают друг друга общими движениями, общим настроением, благодаря чему чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок стремиться привлечь к себе его внимание и завоевать расположение. В таких подражательных действиях дошкольники не ограничиваются никакими нормами; они принимают причудливые позы, кувыркаются, кривляются, визжат, хохочут, прыгают от восторга.

Вторая форма общения сверстников ситуативно-деловая. Она формируется примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (особенно те, кто ходит в детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры, когда дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Общение в ролевой игре происходит как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей - врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка) и на уровне реальных отношений, т.е. тех, которые существуют за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других). В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой. Это может указывать на то, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело - игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.

Сотрудничество необходимо отличать от соучастия.

Вместе с потребностью в сотрудничестве необходимо выделять потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Дети внимательно наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивая и часто критикуя партнеров. В возрасте четырех-пяти лет они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, показывают свои преимущества, скрывают от других детей свои промахи и неудачи. В этот период некоторые дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах.

Все это позволяет говорить о качественном изменении отношения к сверстнику в середине дошкольного возраста, которое заключается в том, что дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения, с собой. Ребенок начинает смотреть на себя «глазами сверстника». Таким образом, в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.

К концу дошкольного возраста у большинства детей складывается новая форма общения, которая называется внеситуативно-деловая. К шести-семи годам у ребенка значительно возрастает число внеситуативных контактов. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других.

Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситуативных, речевых контактов, а с другой изменяется сам образ сверстника, становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.

Выводы по второй главе. В зависимости от коммуникативной направленности можно выделить следующие психологические типы, которые встречаются в дошкольном возрасте: артистический, доминантный, романтический и исполнительный.

В дошкольном возрасте общение ребенка со взрослым человеком изменяется от внеситуативно-познавательного общения до внеситуативно-личностного общения. Формами общения дошкольников со сверстниками являются: эмоционально-практическое общение со сверстниками; ситуативно-деловая форма; внеситуативно-деловая форма.

Общение дошкольников со сверстниками имеет свои особенности, которые отличаются от общения со взрослыми: разнообразием коммуникативных действий и их широким диапазоном; яркой эмоциональной насыщенностью; нестандартностью и нерегламентированностью общения; преобладание в общении со сверстниками инициативных действий над ответными.

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей общения у дошкольников.
1.1 Основные особенности психологического развития детей дошкольного возраста 5-9
1.2 Особенности развития общения детей дошкольного возраста 10-11
1.2.1 Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми 12-15
1.2.2 Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками 16-18

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения у дошкольников.
2.1 Описание методического аппарата 19-20
2.2 Описание результатов исследований 20-38

Заключение 39
Литература 40-41
Приложения

Введение

Дошкольный возраст - период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

По Д.Б.Эльконину период дошкольного возраста определяют границы - 3 года (после кризиса 3х лет) и 7 лет (когда начинается кризис семи лет). В этот период, ребенок продвигается в развитии речевого общения и осваивает принятые позитивные формы общения, уместные во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Данная курсовая работа посвящена теоретическому изучению психологических особенностей общения детей дошкольного возраста

Актуальность работы заключается в необходимости изучения взаимосвязи различных психических процессов. Мы сосредоточим свое внимание на сфере общения детей дошкольного возраста и психическом развитии ребенка.

Актуальность исследования психологических особенностей общения детей дошкольного возраста обусловили цель нашего исследования - выявление влияния общения на психическое развитие ребенка, в период дошкольного детства.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: психологические особенности общения детей дошкольного возраста.

Гипотеза: общение детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками является условием психического развития ребенка.

В соответствии с целью и предметом нашего исследования нами были поставлены следующие Задачи:

  1. Выявить основные особенности психологического развития детей дошкольного возраста.
  2. Провести анализ различных теоретических подходов к изучению особенностей и значения общения в дошкольном возрасте.
  3. Выявить особенности влияния общения на психическое развитие детей дошкольного возраста.
  4. Выявить особенности влияния общения на психическое развитие детей дошкольного возраста, в процессе взаимодействия со взрослыми.
  5. Выявить особенности влияния общения на психическое развитие детей дошкольного возраста, в процессе взаимодействия со сверстниками.
  6. Определить диагностический инстументарий.
  7. Провести эмпирическое исследование.
  8. Выявить особенности общения в зависимости от уровня психического развития у дошкольников.

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей общения у дошкольников.

1.1 Основные особенности психологического развития детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) характеризуется значительными изменениями во всех сферах психического развития ребенка. Особое внимание нужно обратить на то, что именно в дошкольном возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно - целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (Л.С. Выготский).

Л.С. Выготский отмечал развитие произвольности как одну из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывая это с появлением высших психических функций (ВПФ) и с развитием знаковой функции сознания. Им была разработана схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

Исследования развития взаимосвязи между восприятием и мышлением в дошкольном возрасте привели Л.А. Венгера к мысли о существовании модельной (схематической) формы мышления, которая является промежуточной между образным и логическим мышлением. В его работах было показано, что существуют определенные виды деятельности, к которым сензитивно восприятие и мышление; в дошкольном возрасте ими являются рисование и конструирование, которые способствуют переходу от образного мышления к более высокому уровню - схематическому мышлению. Схематическое мышление предполагает умение детей выделить главные параметры ситуации, качества предметов, на основании которых проводится их классификация и обобщение, при условии, что предметы находятся во внешнем плане.

Моделирование, также является неотъемлемой частью сюжетно-ролевой игры, ведущей для деятельности детей дошкольного возраста. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию. Игра - это особая форма освоения реальной социальной действительности. Сюжетно-ролевая игра глубоко изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др.

Своеобразие социальной ситуации развития дошкольного возраста, характеризуется выходом ребенка за пределы своего семейного мира. Дошкольное детство, по мнению А.Н. Леонтьева, - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. Ребенок открывает многообразные общественные и трудовые функции взрослых людей и не менее многообразные отношения между людьми, что пробуждает у него желание активно участвовать в этой жизни.

В период дошкольного детства происходит усвоение эталонов - достижений человеческой культуры, благодаря чему процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике. Присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством, в отечественной психологии понимается как развитие.

В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями. Знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в процессе общения со взрослыми. Таким образом, знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план - сознания. Интериоризация знаков является механизмом формирования психики у детей.

В.С. Мухина писала о сходстве в развитии внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. С появлением новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых, благодаря чему начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, которые приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется наглядно-образное мышление. К концу дошкольного возраста, в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинает складываться произвольное, преднамеренное запоминание. Переход от примитивных форм памяти к высшим ее формам, является результатом длительного и сложного процесса культурно-исторического развития.

Исследуя процесс формирования памяти и мышления, П.П.Блонский описал их взаимосвязь, влияние друг на друга. Мышление ребенка - дошкольника во многом определяется памятью: мыслить - значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт и видоизменять его.

Ж. Пиаже установил основные закономерности развития мышления дошкольника: эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), артификализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям.

Главное в развитии мышления, как показал Пиаже, - это появление хоть какого-то признака, на основании которого производится обобщение, что свидетельствует о преодолении синкретизма. Также, для развития мыслительных операций, не менее важным является преодоление эгоцентризма и появление обратимости, как факта неизменности элементарных количественных отношений, при изменении расположения предметов в пространстве.

Исследования Пиаже привели его к выводу, что до 7 лет дети находятся на предоперационной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. Обратимость и преодоление эгоцентризма появляется у детей к концу дошкольного возраста.

Л.С.Выготский, изучая этапы формирования мышления, показал, что оно развивается от синкретического мышления к мышлению в комплексах, а затем к мышлению в понятиях.

А.Н. Леонтьев, подчеркивал произвольный характер высших форм человеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта; писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций.

Одно из основных положений советских психологов о мышлении (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) состоит в том, что мышление является процессом овладения системой общественно-исторических выработанных операций и знаний. Мышление определяется как обобщенное и опосредованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельности людей.

Мышление неразрывно связано с речью. Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. С точки зрения Выготского, речь соединяется с мышлением и, таким образом, ребенок начинает осмыслять те звуки, которые употребляет взрослый. Слово является для мышления тем знаком, который и превращает наглядно-действенное мышление в высшую психическую функцию. Именно в значении слова, говорил Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), но и средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека, а также, речь является основным средством коммуникации. Особенно велика роль общения в детстве. В дошкольном возрасте речь ребенка отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения. Для маленького ребенка его общение с другими людьми является главным условием формирования его личности, его человеческого развития.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Через общение с близким взрослым, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками, ребенок овладевает социальным пространством человеческих отношений.

Общение понимается как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В сложившемся понимании общения, как психологической категории, следует интерпретировать его как деятельность.

Предметом общения всегда является другой человек, который выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Конкретным предметом коммуникативной деятельности служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе, о выявившихся во взаимодействии, своих качествах и свойствах, также входит в продукт общения.

Потребность в общении состоит в стремлении к познанию себя и других как личностей, на основе чего, у ребенка формируется стремление к оценке и самооценке. Потребность в общении, по терминологоии А. Н.

Леонтьева, «опредмечивается» в мотивах общения, среди которых ведущее положение занимает личностный мотив.

Общение протекает в форме действий, cоставляющих единицу целостного процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. В состав действия входят операции - так называемые средства общения, с помощью которых осуществляются действия общения.

Из предложенного понимания предмета коммуникативной деятельности, ее мотива и продуктов следует, что общение выполняет важную функцию - познание людьми друг друга. Б. Ф. Ломов также выделяет и другие функции общения: организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата); формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие, с целью налаживания отношений).

Эти функции, с одной стороны, проявляют главные направления, в которых обнаруживается «работа» общения, а с другой - позволяют увидеть фундаментальное значение общения в жизни человека и объяснить тем самым возрастающую роль изучения данной проблемы в развитии всей системы психологических наук.

Человеку, как социальному существу, «свойственно общение». В последнее время все глубже раскрывается тесная связь общения с внутренним миром человека, с психикой в целом. Общение, безусловно, имеет решающее значение для развития ребенка.

1.2.1 Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.

Общение со взрослыми оказывает исключительное влияние на развитие детей, особенно в первые семь лет жизни. Значение коммуникации приобретает все более сложный и глубокий характер, по мере того как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяется его взаимосвязь с миром и появляются новые его способности.

Основой позитивного влияния общения является способность ускорять ход развития детей. Обогащение коммуникативного опыта детей позволяет преодолеть неблагоприятное влияние обстоятельств жизни, и ликвидировать его последствия. Влияние общения также способствует исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании. Положительное воздействие общения прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка и является главным фактором становления его личности и самосознания.

Влияние общения на психическое развитие детей, главным образом заключается в том, что ребенок, контактируя с взрослым, наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания. Общение с взрослым становится для ребенка источником ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, которые удовлетворяют его потребность во впечатлениях. В процессе общения взрослый обогащает опыт ребенка, он знакомит малышей с книгами, берет их с собой в путешествия, он открывает для них окружающий мир. В общении взрослый ставит задачу, перед ребенком и дает ему энергию для ее решения, подкрепляя усилия ребенка.

Развитие общения ребенка со взрослым М.И. Лисина рассматривала как смену своеобразных форм, которые свидетельствуют о характере происходящего психического развития ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает активной речью, благодаря чему, его коммуникативная деятельность выходит за пределы наглядной ситуации. Таким образом, общение ребенка со взрослым приобретает внеситуативную форму, тем самым, существенно раздвигая горизонты жизненного мира дошкольника. Внеситуативное общение предъявляет новые требования и к поведению взрослого; ему теперь недостаточно проявлять внимание к ребенку и играть с ним в игрушки, а необходимо расширять представления о мире, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает.

Существуют две формы внеситуативного общения: познавательная и личностная. Таким образом, в дошкольном детстве выделяют внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную формы общения.

Внеситуативно-познавательное общение развивается в младшем дошкольном возрасте, с трех до пяти лет. Ребенок стремиться сотрудничать с взрослым, задавая ему бесконечное количество вопросов, так как только взрослый является для дошкольника главным источником знаний.

Познавательная активность ребенка направлена на события, явления и их взаимосвязи в предметном мире, на закономерности живой и неживой природы, на тайную суть вещей.

Интересно, что детей этого возраста удовлетворяют любые ответы взрослого. Поверхностные ответы вполне устраивают дошкольников и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира. С другой стороны, детские представления о мире надолго остаются в памяти ребенка, поэтому ответы взрослого не должны искажать действительность. При всей простоте и доступности эти ответы должны отражать реальное положение вещей.

В дошкольном возрасте изменяется содержание потребности ребенка в общении, перерастая из потребности во внимании и сотрудничестве - в потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку необходимо серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям, поэтому важно, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Потребность в уважении, в признании становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению. Потребность в уважении взрослого отражается в поведении и деятельности ребенка. Этот возрастной феномен проявляется в упрямстве, плаксивости и обидчивости детей. Если взрослый часто делает замечание, подчеркивает неумение или неспособность ребенка к какому-либо занятию, то ребенок будет отказываться от этого занятия, у него пропадет всякий интерес к этому делу. Таким образом, поощрение взрослого не только внушает дошкольнику уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили.

Познавательное общение тесно переплетается с игрой детей. Дошкольники обыгрывают деятельность взрослых, активно используя разные предметы - заместители, например, профессиональные атрибуты.

Это позволяет ребенку лучше осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры, расширить познание об окружающем мире. Как писал Ж. Пиаже, «конструирование реальности», способствует построению ребенком субъективного образа мира.

В старшем дошкольном возрасте, к шести-семи годам, интерес ребенка переключается на сферу социальных отношений. Внимание дошкольников привлекают события, происходящие среди окружающих людей, правила поведения, человеческие отношения, качества и поступки взрослых. Дети начинают отдавать предпочтение разговору со взрослыми на личностные темы, касающиеся жизни людей. Таким образом, возникает высшая в дошкольном возрасте - внеситуативно-личностная форма общения.

Личностный мотив является ведущим для коммуникативной деятельности старшего дошкольника. Потребность в общении приобретает новое содержание, характеризующееся стремлением ребенка к взаимопониманию и сопереживанию со взрослым.

Для детей становится важным совпадение своей позиции с позицией взрослых, так как это служит доказательством ее правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте важно быть хорошим, он не настаивает на похвале, для него гораздо важнее знать как нужно поступать, как все делать правильно, поэтому дошкольник охотно вносит поправки в свою работу.

Новая форма общения тесно связана с развитием сюжетно-ролевой игры дошкольника. В общении со взрослыми ребенок черпает материал для своих игр, внимательно наблюдая за всеми оттенками поведения старших.

Таким образом, в процессе игры, предметная сторона уходит для дошкольника на второй план, в то время как внимание ребенка акцентируется на отношениях, которые складываются между людьми.

1.2.2 Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Общение со взрослыми во многом определяет возникновение, развитие и специфику контактов ребенка с другими детьми. Между тем общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослым. В общении ребенка со сверстником можно наблюдать многообразие коммуникативных действий, повышенную эмоциональность, раскованность и нестандартность, которые практически не встречаются в контактах со взрослым. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, кокетство, фантазирование, стремление выразить обиду.

Общение со сверстниками воздействует на общее психическое развитие ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

В общении со сверстниками дошкольник учится применять на практике нормы поведения, упражняется в нравственных поступках. В группе детей впервые складывается общественное мнение, влияющее на формирование личности, возникают явления конформности. Оценка сверстников приобретает содержательность и начинает оказывать влияние на самооценку дошкольников, которая становится все более адекватной.

Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок более точно представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. По мере взросления, для ребенка все важнее становятся общение и контакты со сверстниками, что, безусловно, отражается на ведущей деятельности дошкольника - к 4-5 годам сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Меняется содержание потребности в общении дошкольников, от простого соучастия в игре до «чистого общения», не связанного с конкретной ситуацией. Взаимодействие дошкольника со сверстником все менее обуславливается ролевыми отношениями и, выходя за пределы разыгрываемого сюжета, переходят на уровень реальных отношений: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других.

Наряду с потребностью в сотрудничестве у дошкольника выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. К 5-6 годам ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника, поэтому число конфликтов снижается.

В общении детей довольно быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Таким образом, развивается групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлечь к себе их симпатии.

Между старшими дошкольниками возникает избирательная привязанность, появляются первые ростки дружбы. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. С возникновением устойчивых и глубоких отношений между детьми, приходит понимание того, что у товарища могут быть свои желания, предпочтения, настроение. Ребенок уже не только рассказывает о себе, но и обращается с личностными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку.

Таким образом, общение со взрослыми и ровесниками обеспечивает обогащение содержания детского сознания, оно детерминирует его структуру, реальное развитие отдельных психических процессов, личности, сознания и самосознания.

Похожие публикации