Роль семьи в воспитании маленького гражданина. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании маленького гражданина

Зиновьева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Россияночка"
Населённый пункт: город Тихвин
Наименование материала: консультация
Тема: Воспитываем маленького гражданина
Дата публикации: 19.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Воспитываем маленького

гражданина

Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель

взрослых – формирование у ребенка активной социальной позиции,

воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой

творческой личности. Одной из главных задач является

патриотическое воспитание ребёнка, включающее в себя целый

комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,

улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Очень верно подметил русский писатель Ю.Я.Яковлев «Любовь к Родине

начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И

всё лучшее, что в человеке, достается ему от матери» Чувство любви к матери

развивается у детей с ранних лет.

Сколько звезд на небе!

Эти звезды маме

Подарю опять.

И однажды утром,

Глядя на меня

Мама улыбнется -

Звездочка моя.

Н.Бондаренко

Взрослые стараются научить детей дружить, уважать

и помогать друг другу. В совместной деятельности дети

приобретают известный опыт взаимоотношений, навыки

поведения в коллективе, которые важны для гражданина.

С детства мы любим играть и смеяться.

С детства мы учимся добрыми быть.

Вот бы такими всегда оставаться

Чтоб улыбаться и крепко дружить.

В.Кайданов

Чувство любви к родной природе – ещё одно из

слагаемых патриотизма. Природные явления, объекты,

окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и

легче для его восприятия, сильнее воздействуют на

эмоциональную сферу. Эта атмосфера радостной встречи

родной природой надолго остается в памяти ребёнка,

способствуя формированию его сознания как гражданина

патриота

То берёзка, то рябинка.

Куст ракиты над рекой…

Край родной на век любимый.

Где найдешь ещё такой!...

Особенность современного патриотического воспитания в том, что растет

значение регионального и местного компонентов. Опираясь на принцип

воспитания «от близкого к далекому», можно связать начало патриотического

воспитания с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет

ребенок. У дошкольников постепенно складывается образ собственного дома с его

укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок воспринимает свой дом

таким, какой он есть, и любит его. Это чувство

родительского дома ложится в основу любви к

Родине, Отчизне. Задачей родителей является сделать

так, чтобы у ребенка было много теплых

воспоминаний о семье, об укладе, о семейных

традициях. Привязанность к родному дому, желание

беречь его, делать лучше, связаны и с тем, чтобы у

ребенка в семье были свои обязанности, чтобы его не

освобождали из-за малых лет от общего труда – это

способствует укреплению чувства семьи.

Затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного

города, страны, всего культурного мира. Любовь к родному городу и родному

краю прививается через литературу, музыкальный

материал о малой Родине.

В старшем дошкольном возрасте складываются

начала действенного в полном смысле слова

отношения к Родине, проявляющиеся в умении

заботиться о родных и близких людях, делать нужное

для других, беречь то, что создано трудом человека,

ответственно относиться к порученному делу, бережно

обращаться с природой. У детей формируются знания

и представления о Родине – России.

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть Родина своя!

Для ивушки плакучей нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки опушки нет родней.

Есть ветка у листочка, овражек у ручья…

У каждого на свете есть родина своя.

Страну, где мы родились, где радостно живём,

Края свои родные мы Родиной зовём!

В.Карасев

Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так и в детях

отражается нравственная чистота своих родителей. То, что упущено в детстве,

очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Важно, чтобы ребенок

в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и

её будущее.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей

жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и

сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш» В.А.Сухомлинский

МБДОУ «Батыревский детский сад «Солнышко» Батыревского района Чувашской Республики

Консультация для родителей
«Воспитываем патриотов»

Провела: воспитатель
Тумакова А.Ш

Батырево, 2017

Я не сомневаюсь, что заботливые родители пытаются привить своим детям чувство прекрасного, для этого занимаются их музыкальным, художественным, культурным образованием. Но не всем известно, что патриотическое воспитание закладывается не в детском саду и даже не в школе. Основы патриотизма формируются в ближайшем окружении ребенка, и прежде всего в семье. Воспитание качеств патриотизма начинается с пелёнок : с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо своей страны, что село, лес, река, которые ребенок видит каждый день, - это и есть его Родина . Патриотизм не передается сам собой от отцов к сыновьям. Во все времена, во все эпохи мальчиков специально обучали и готовили к роли защитника, борца, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. И первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей всегда были родители . Наша задача - сформировать у детей чувство патриотизма , воспитать элементы гражданственных чувств и общественных отношений. Для этого необходима целенаправленная работа взрослых. Патриотическое воспитание должно находиться в единстве и взаимосвязи с умственным, трудовым и эстетическим воспитанием . Чтобы воспитать патриота , необходимо учитывать следующее :

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, говорите с любовью и чувством гордости о своей стране, где мы с вами живем, где живут наши родные и близкие люди, где нам очень дорого абсолютно все. От того, насколько патриотично настроены вы - родители , во многом зависит, каким будет их ребенок. Ребенок во всём подражает своим родителям . Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых, то есть мнение родителе станет их мнением , и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.

2. Рассказывайте своему ребенку о различных испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Если ребенок с ранних лет научится испытывать чувство жалости к другому человеку, радость от того, что он совершил хороший поступок, будет гордиться своими родителями , родственниками, восхищаться, соприкасаясь с прекрасным подвигом, он приобретёт свой эмоциональный опыт. Очень важно познакомить ребенка с историей своей семьи. Рассказать ему о том, кем были его бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Не последнюю роль тут будут играть семейные фотоальбомы. Если в семье есть люди, имеющие государственные награды, ребенку нужно непременно рассказать о них. Таким образом вы воспитываете гордость за свою семью. Важно так же постоянное общение с ребенком. Рассказывайте ему, где и кем вы работаете. Чем занимаетесь на работе. Как это важно для вашей семьи и для других людей, для города, для страны. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины , её традиций, истории.

3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины .

Помните, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы. Эта работа является наиболее сложной. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины , сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

4. Посещайте с детьми выставки, музеи, даже если вам очень не хочется делать это в выходной день.

Помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности. Нам родителям , учить любить родину надо не словами . Надо показывать и рассказывать, за что любить.

5. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне.

Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом , где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну.

6. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально.

7. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были в детском саду).

9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.

Наше отношение к ребенку это «бумеранг» , который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется. Нужно научить малыша любить своих близких. Мать учит ребенка любить и уважать отца. Отец так же учит любить и уважать мать. И самый лучший способ здесь – личный пример. Ребенку свойственно подражать своим близким – маме и папе. Если он видит, с какой любовью и нежностью папа относится к маме, он будет относиться к ней так же. Так же он будет копировать уважительное отношение, доброту и заботу мамы к отцу.

10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!

Привитые в детстве патриотические чувства не допустят даже мысли у вашего уже взрослого ребенка, уехать в другую страну, другой город, оставив без опоры вас, свою семью.

В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых : родителей и педагогов . И решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!

Консультация для родителей:

«Воспитание маленького гражданина»

Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи –

нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас

великим интересом ко всему.

К.Г.Паустовский.

Основы гражданского воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание навыков гражданственности начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие привязанности и любви к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

Особых усилий в период дошкольного детства требует формирование отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов. Именно этот аспект педагогической работы определяет в конечном счете эффективность всех затрат на гражданское воспитание в будущем.

Методы и приёмы патриотического воспитания разнообразны, но они обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обострённость первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.)

Взрослые (педагоги и родители) должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной действительностью, жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которыми окружают ребёнка.

Наиболее интересные и результативные формы работы с детьми это – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.) Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России.

Не стоит забывать в общении с детьми о великой русской литературе, поэзии А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, С.А.Есенина и др. Пусть ухо ребёнка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи.

Необходимо формировать уважение к государственной символике (Гимну, Флагу, Гербу России), чувство гордости за успехи россиян, интерес к жизни разных народов, их истории, культуре.

Чтобы пробудить у дошкольников патриотические чувства родителям советуем знакомить с достопримечательностями родного Нижнекамска, посещать музеи, выставки, памятники; рассказывать о труде взрослых и, конечно, о своей работе. Старший дошкольник должен знать, какую пользу обществу приносит труд его родителей, какие успехи у них на работе.

Ребёнку 5-7 лет необходимо показать достопримечательности родного края, связанные с Великой отечественной войной, с космосом, строительством родного города. Рассказывайте детям о подвигах героев, защищавших нашу Родину, подвигах детей ВОВ.

В День Победы 9мая посетите памятные мемориалы, принесите цветы, старайтесь сделать такие экскурсии семейной традицией.

Учитывая детские интересы и любознательность, взрослые должны руководить процессом ознакомления с явлениями общественной жизни. Они расширяют сферу интересов ребёнка, заранее обдумывая, какие дать ему знания, какими событиями познакомить. Советуем проверить, узнает ли ваш ребёнок по фотографиям и иллюстрациям Москву, Казань, Нижнекамск, известных на всю страну людей(героев, космонавтов, писателей, учёных, композиторов, художников); знаком ли он с достопримечательностями родного края.

Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу её интересы, заботы, горести и радости; чувствовать себя ответственным за всё, что в ней происходит. Помните, что отношение к Родине, её истории, культуре, языку передаётся от родителей к детям.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мирровозрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран . Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор

прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами . Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Консультацию подготовили воспитатели :
Сануева Д.А. Марченко А.В.

Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей Родине , преданность и стремление служить ее интересам . Поэтому очень важно с малых лет воспитывать это чувство . Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества . Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве , когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру , и формируется в ребёнке постепенно , в ходе воспитания любви к своим ближним , к детскому саду , к родным местам , родной стране .

Воспитание детей в духе патриотизма - одна из основ нравственного воспитания . И мы , дошкольные работники и вы , уважаемые родители , должны делать все, чтобы будущие граждане России выросли убежденными борцами за мир, патриотами , любили свою Родину , свой народ , свой край . Есть Родина большая и родина малая . Большая Родина - это наша необъятная страна Россия . А малая родина - это место , где человек родился и живет . Для нас этой родиной является наш родной город Краснодар .

Знакомство детей с родным городом , с историко-культурными , национальными , географическими , природными особенностями формирует у них такие черты характера , которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины . Ведь , яркие впечатления о родной природе , об истории родного края , полученные в детстве , нередко остаются в памяти человека на всю жизнь .

1 . Обращайте внимание ребенка на красоту родного города .

2. Во время прогулки расскажите , что находится на вашей улице , поговорите о значении каждого объекта .

3 . Дайте представление о работе общественных учреждений : почты , магазина , библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений , отметьте ценность их труда .

4. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора .

5 . Расширяйте собственный кругозор .

6 . Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей .

7 . Читайте ему книги о родине , ее героях , о традициях , культуре своего народа .

8. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок , примерное поведение в общественных местах .

В заключении хочется сказать , что патриотическое воспитание подрастающего поколения - это наша общая задача . Ведь каким будет наш завтрашний день , завтрашнее общество , какие в нем будут преобладать нравственные ценности - зависит в определенной мере от нас, взрослых : родителей и педагогов . И решать эту задачу нужно сегодня , сейчас , вместе !

Список литературы :

1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников » М. 2008

2. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду » 2006

3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая родина », 2005

4. Кондрыкинская Л..А.» С чего начинается Родина ?» М. .ТЦ. «Сфера » 2003

5. Журнал «Дошкольное воспитание » №4 , 2009. «Дошкольники - будущие патриоты нашей Родины » (Корякина ) стр. 12-14.

Похожие публикации