Принципы обучения амонашвили. Педагогическая система амонашвили

Первый принцип - это любить ребенка. Учитель же должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная добрая сила, доставляющая (приносящая) ребенку гармонию души, стимулирующая его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка.

Второй принцип (он вытекает из первого) - это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечивание среды означает внимание ко всем сферам общения ребенка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Несогласованность разных сфер общения в воспитании вызывает колебание ребенка, он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начнет делать назло другим, даже назло отцу, матери, и учителю тоже, тогда именно он с легкостью найдет приют в «тихом омуте».

Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движение его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.

У учащихся возникает много познавательных вопросов, на которые часто они не находят ответа. Педагог поощряет детей задавать ему подобные вопросы. В одних случаях он указывает школьникам, в каких источниках можно найти ответы на них, в других же записывает вопрос, обещая просмотреть необходимую литературу, а на одном из уроков объявляет, что готов дать исчерпывающий ответ.

Ученики должны чувствовать, с какой ответственностью и серьезностью относится учитель к их вопросам. Ответы учителя должны способствовать, во-первых, дальнейшему развитию интересов детей, во-вторых, возвышению авторитета и достоинства каждого из них.

И форма ответа, и само его содержание, и тон педагога должны глубоко затрагивать чувства детей. В экспериментальном обучении Ш.А. Амоношвили отчетливо проявлялось возрастание познавательных интересов школьников к явлениям действительности, вопросы их становились содержательными и многосторонними.

Свод правил для учителя

Например несколько правил:

Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.


Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.

Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.

Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.

Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.

Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.

Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам.

Предлагайте родителям присутствовать на уроках.

Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.

Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.

Помогайте ребенку превзойти самого себя.

Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.

Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия. Нравственная основа детско-учительской кооперации в системе Амонашвили - способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь.

Тубельский Александр Наумович - директор средней школы № 734 г. Москвы, кандидат педагогических наук..
Школа самоопределения - комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования.
Концепция Школы самоопределения основывается на антропософском предположении о том, что с появлением на свет индивид осуществляет свою предзадан-ность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). Процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я».
Эти процессы опираются на следующие принципы.
1. Личностный смысл учебы(личностно ориентированное образование). Каждый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладевая материалом учебного пред мета, каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление, формируются некоторые универсальные способы мыследеятельности (понимание, нахождение детьми личностных смыслов, рефлексия и т.п.), а не просто усваиваются некоторые понятия и алгоритмы.
2. Межпредметные погружения:учителя, работающие в одном классе, в течение нескольких дней работают над одними понятиями или универсальными умениями.
3. Рефлексия:учебные понятия являются предметом обсуждения детей, темами своеобразного подросткового философствования. Это позволяет учителям ос мысленно проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе с детьми.
4. Творческий экзамен как открытое соревнование:накопление опыта самоопределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей.
5. Культурное взаимодействиеребят разных возрастов и самоуправление.
6. Особое образовательное пространство:пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.
7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование:подобно ребенку, выходящему в личностное развитие после того, как он научается задавать вопросы самому себе и про себя, учитель должен критически оценивать свой предмет, свой профессиональный опыт.
Особенности содержания

В начальной школе (трех-, четырех-, пяти или шестилетней) идет освоениеобщекультурных навыков чтения, письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность.
Важной задачей учителя является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждениек выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержание уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.
Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться любимым делом, столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать в любом виде деятельности.

Один день в неделю посвящается трудовойподготовке - учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.
Особенности методики
Учебно-воспитательный процесс организуется в виде «погружений»,когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вместе с учителем.
Другой формой учебного процесса является мастерская или студия,которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику (см. п. 9.6.).
Балльной системы оценивания не существует,в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность, при этом успехи связываются не в сравнении с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.
Учебный год завершается творческими экзаменами,на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводящаяся открыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения.
Большое внимание в Школе самоопределения уделяется организации укладашкольной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества. Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и дополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести.

Формы повышения квалификации работников образовательных учреждений. Аттестация педагогических кадров, ее цели, задачи, изменения в порядке прохождения. Методическая работа в школе, её особенности на современном этапе.

С 1 января 2011 г. введен новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится 1 раз в 5 лет. Ее проходят педработники, не имеющих квалификационных категорий. Аттестации не подлежат педагоги, отработавшие менее 2 лет, а также женщины, находящиеся в декретном отпуске.

Цель аттестации - установить соответствие педагога квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.

Основными задачами аттестации являются:

· Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педработников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных пед.технологий

· Повышение эффективности и качества педтруда

· Определение необходимости повышения квалификации педработников

· Обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педработников

Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации, гуманность.

(1,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

О педагогических технологиях

Основой педагогической деятельности является владение педагогическими технологиями способов и средств, направленных на изучение и активизацию учебно-воспитательной деятельности каждого ученика.

Любая учебная деятельность состоит из множества учебных процессов. От знания и понимания учителем, как школьник способен участвовать в учебном процессе и умеет практически применять полученные знания и приобретенные умения, и навыки зависит результат обучения. Учебный процесс повторяется снова и снова. На этом основано повторение и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков. На смену отдельным формам и методам обучения приходят системные педагогические технологии. Педагогические технологии должны быть направлены на разработку каждым педагогом индивидуальных условий, основанных на изучении учебных возможностей каждого школьника и на этой основе создания системы гуманных педагогических взаимоотношений обучающих и обучающихся, направленных на активизацию учебно-воспитательной деятельности, посредством введения адекватного педагогического и методического сопровождения, позволяющего раскрыть учебные двигатели человеческого сознания и духовные.

Педагогическая технология – это продуманная система, позволяющая раскрыть возможности достижения положительных результатов в образовательной деятельности.

В педагогике существует большое количество авторов занимающихся разработкой педагогических технологий: Амоношвили Ш.А., Беспалько В.П., Селевко Г.К., Шаталов В.Ф., Щуркова Н.Е., Якиманская И.С. и др.

Педагогическая технология – это проект содержания и применения на практике системы учебно-воспитательных изучающих и развивающих школьников технологических средств: приёмов и методов организации преподавания на основе учета и психолого-педагогического изучения учебных возможностей школьников для стимулирования их творческой активности и развития самостоятельной учебно-трудовой деятельности. По- средством введения специального адекватного педагогического сопровождения. Понятие педагогические технологии трудно входит в педагогическую практику. Трудно отступить от сложившейся системы фронтального применения приёмов и методов обучения. Педагогические технологии представляют собой последовательную систему приемов, средств и методов практической реализации учебного процесса с учетом потенциальных особенностей развития и технологических средств целенаправленного влияния на каждого ученика.

Таким образом, под педагогическими технологиями коррекционно-развивающего обучения понимаем систему технологических условий направленных на изучение особенностей развития и активизацию учебного процесса школьников со сниженными учебными возможностями, путем практического применения развивающих учебно-воспитательных педагогических приемов и методов организации преподавания, позволяющих стимулировать, активизировать и развивать осознанную учебную деятельность каждого ученика.

Предметом педагогической технологии являются практическое взаимодействие учителя и учащихся на разных этапах учебно-воспитательной деятельности организованное на основе диагностирования и учета учебных возможностей, которые должны быть развиты в процессе обучения и воспитания при помощи средств, способов и приемов изучения и активизации обучения и воспитания школьников.

Можно выделить следующие задачи педагогических технологий: создание условий для восприятия, усвоения и закрепления школьниками прочных теоритических знаний; создание условий для формирования и сознательного применения практических умений и навыков при решении учебно-воспитательных задач на основе поэтапного мышления; создание условий для изучения, понимания и соблюдения школьниками системы социальных норм, правил и привычек поведения.

Переход к практической реализации той или иной педагогической технологии начинается с определения целей ее применения для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Смысл педагогической технологии заключается в том, чтобы все школьники в процессе урока смогли добиться положительного результата в соответствии с их учебными возможностями. Решение данной проблемы возможно на основе:

  • Диагностики (мониторинга) качества знаний на каждом этапе обучения.
  • Создание условий для активизации учебной деятельности каждого ученика.
  • Гуманной психолого-педагогической оценки учебного труда школьников.

Этому способствует адекватное применение методов и средств обучения. Методы применения педагогических технологий – это система способов деятельности учителя и учащихся, направленная на развитие, воспитание учащихся в процессе усвоения знаний и формирование практических умений и навыков. Средства применения педагогических технологий – это специально разработанное адекватное методическое сопровождение, направленное на изучение и активизацию учебно-трудовой деятельности каждого школьника.

Основные идеи гуманно-личностной педагогики

Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:

1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.

2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не только научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.

3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, появляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).

Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни Ш.А.Амоношвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты.

Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:

  1. Уроки познавательного чтения.
  2. Уроки письменноречевой деятельности.
  3. Уроки родного языка.
  4. Уроки математических воображений.
  5. Уроки духовной жизни.
  6. Уроки постижения красоты.
  7. Уроки планирования и деятельности.
  8. Уроки смелости и выносливости.
  9. Уроки о природе.
  10. Уроки о мире наук.
  11. Уроки общения.
  12. Уроки иностранной речи.
  13. Уроки игры в шахматы.
  14. Уроки компьютерной грамотности.

Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный учитель.

7. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.

8. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С. Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.

Овладение основами гуманного педагогического мышления - непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.

Методика Шалвы Александровича Амонашвили

Доктор психологических наук, профессор.

Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989 г., почетный член РАО с 21 марта 1993 г., действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии.

Книги Шалвы Александровича Амонашвили

  • Основы формирования навыков письма и развития письменной.речи в нач. классах – Тб., 1970;
  • Обучение. Оценка. Отметка – М., 1980;
  • Созидая человека – М., 1982;
  • Здравствуйте дети! – М., 1983;
  • Воспитат.и образоват.функция оценки учения школьников – М., 1984;
  • В школу – с шести лет – М., 1986;
  • Как живете дети? – М., 1986;
  • Единство цели – М., 1987;
  • Личностно-гуманная основа пед.процесса – Минск, 1990.

Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система "Школа Жизни" (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе "Школа Жизни" работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.

Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости. Он утверждает, что "классики – не из прошлого, они пришли к нам из будущего". Это их, гигантов педагогических мыслей, неоднократно цитирует Ш.А. Амонашвили и называет своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав известный афоризм Исаака Ньютона: "Он видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов".

Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.

В настоящее время Ш.А. Амонашввили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.

Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д.Д. Зуевым издает стотомную "Антологию гуманной педагогики".

Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.

Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили и В.А. Сухомлинского.

Влияние личных качеств учителя в системе обучения детей младшего школьного возраста

Шалва Александрович Амонашвили в пособии для учителей "Здравствуйте, дети!" обобщает результаты своей педагогической деятельности, своих наблюдений над формированием личности самых маленьких школьников. Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток.

"Моя практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания" - пишет Ш. Амонашвили в предисловии.

Академик АПН СССР А. В. Петровский назвал эту книгу "педагогической симфонией", лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка. Эту характеристику можно отнести и к книге Ш. Амонашвили "В школу – с шести лет". Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.

  • Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
  • Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
  • В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
  • В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

Понятия: гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ.

Во-первых,гуманность учителя - позиция,которая выражается в умении видеть за любыми внешними проявлениями ребенка черты живого, но сложного человека, имеющего право на индивидуальность,в умении не подавить человеческое профессиональным,проявить и понять настроение детей, ребенка,коллег, родителей,а также соотносить свое душевное состояние с конкретными обстоятельствами.

Во-вторых,гуманность ученика - внутренняя установка на доброе начало,преимущественно выражающаяся в зависимости от возраста ребенка сначала в умении жалеть,сопереживать,помогать, у подростков- в пестрой смеси порой противоречивых,как и сами ребята,ценностей в желании общаться со старшими,в оформлении личных интересов и занятий, у старших - в уважении к суждениям и образу жизни сверстников,в порядочности,уважении душевного мира - своего и других, самостоятельности принимаемых решений, чувств собственного достоинства и достоинств других, в жизненном самоопределении(выборе решений).

В тоже время известно: все прогрессивные образовательные системы прошлого и настоящего неизменно строились и строятся на признании прав ученика быть личностью и развиваться,в первую очередь,духовно. Духовно- значить гуманно.Ведь сама гуманизация не что иное,как возрастание веры педагога в потенциалы личности и возможности их раскрытия,обогащения.

Гуманистическая концепция видит главный резерв влияния на развитие личности не в совершенствовании,возрастании внешних на нее влияний, но в поиске и реализации внутренних потенциалов,заданных природой и благоприобретенных в ходе социализации в процессе обучения и воспитания.14При этом следует заметить: никто,конечно, не может отрицать того лучшего,что накопила прежняя школа,чаще вопреки господствовавшим идеологическим схемам, как никто не может отрицать, что это лучшее стало золотым фондом нашей педагогики и школы.

Идеи гуманизации затронула школы, вызвав в ней существенные изменения,которые можно оценивать как тенденции,способные придать школе новый облик.Их объединяют общие черты:уважение к ребенку и его собственному“Я”, признание права ученика быть активным субъектом учебного и воспитательного процесса.

Наряду с этим принцип открытости придает школе новый облик и, зачастую,новую структуру.В этом случае исчезает жесткость структуры школы, программа становится более гибкой,разнообразной и адаптированной к потребностям детей.

Гуманистический климат школы- важный и самый трудный для реализации.Он требует от педагогов и других специалистов,работающих с детьми, компетентности,преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии. С.Френе отмечает,что необходимо“понять душу ребенка, его психологию.Каждый выберет свою дорогу,отвечающую индивидуальным склонностям,вкусам и запросам”.

Заключение

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего«момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики.»
(Амонашвили Ш.А.)

Список литературы :

  1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. – Екатеринбург, 1993. Т. 3. с. 140.
  2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М., 2000.
  3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 2001.
  4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1977.
  5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.Общедидактический аспект. – М., 1977.
  6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии – М., Педагогика, 1989.
  7. Выготский А.С.: Антология гуманной педагогики – М., 1996. с. 19.
  8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка – М., 1985.
  9. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии – М., Знание, 1992.
  10. Корчак Я. Антология гуманной педагогики – М., 1997. с. 39-40
  11. Лернер И.Я. Внимание технологии обучения// Сов. Педагогика – №3, 1990. с. 138-141.
  12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.
  13. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики – М., 1997. с. 19.
  14. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М., Просвещение, 1980.
  15. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина//Педагогика.- №2, 1993. с.66-70.
  16. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования – М., 1986.

, Россия

Научная сфера: Место работы: Учёная степень:

доктор психологических наук

Учёное звание: Альма-матер : Известен как:

выдающийся педагог

Награды и премии


Орден Буратино

Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли (род. 8 марта , Тбилиси) - советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Биография

Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.

Ш. А. Амонашвили относится к числу редких учёных, которые отказываются от своей кандидатской диссертации, поскольку она опровергается его последующими идеями. Своими учителями называет Академика Давид Онисимович Лордкипанидзе (Он пристрастил меня к классической педагогике (Коменский , Ушинский , Гогебашвили, Руссо , Песталоцци . Вся классика) и Барнат Иосифович Хачапуридзе (доктор психологических наук, создал свою версию теории установки, исследовал невоспринимаемые раздражители в установке) . В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете . В 70-80-ые годы он активно взаимодействует с известными московскими педагогами и психологами, в частности с В. В. Давыдовым , который оказывает ему помощь, когда деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики, и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией. С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии - лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989-1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР . С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С. С. Орбелиани г. Тбилиси. С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) .

Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989 г., почётный член РАО с 21 марта 1993 г., действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии . Доктор Honoris Causa Софийского университета (Болгария) . Научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах . Ректор Академии педагогического искусства и социализации . В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш. А. Амонашвили . Руководитель издательского дома «Шалвы Амонашвили». Вместе с членом-корреспондентом РАО Д. Д. Зуевым издаёт «Антологию Гуманной Педагогики» (вышло более 40 томов).

Семья

  • Родители - Амонашвили Александр Дмитриевич (1910-42) - погиб на фронте, Амонашвили Мария Ильинична (1915-90).
  • Сестра - Амонашвили Натела Александровна, учитель Тбилисской I экспериментальной публичной школы №1, д.п.н., автор пособий и дидактических материалов для 1–4 классов.
  • Жена - Ниорадзе Валерия Гивиевна - д. п. н., проф. МГПУ.
  • Дети - Паата (1964) - психолог, социолог, писатель, издатель, Нино - филолог, ювелир.

Педагогические идеи

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей - значит стать на их позиции»

Основные методические подходы

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Труды

  • Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980
  • Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. - М., 1983.
  • Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? - М., 1986
  • Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М., 1987
  • Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984
  • Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М., 1986
  • Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996
  • Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. - М., 2003.
  • Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать!.- М..2005.
  • Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жизнь героями духа.- М.,2003.
  • Амонашвили Ш. А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры. - Артемовск, 2008.
  • Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. - Донецк, 2009.
  • Амонашвили Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа). - Донецк, 2010.
  • Амонашвили Ш. А. Амона-Ра: Легенда о Камне. - Артемовск, 2010.

На иностранном языке

Ш. А. Амонашвили автор книг: Педагогическая симфония (трилогия: «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели»). М., 1983-1986; Переведена на многие языки. В 2003 году издана в трёх томах на китайском; Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. Переведена на чешский, венгерский, болгарский и др. языки; Школа Жизни. М., 1996. Переведена на югославский, эстонский языки;

Критика взглядов Ш. Амонашвили

Главным критиками работ Шалвы Амонашвили, пожалуй, остаются представители Русской Православной церкви. Так, по мнению протеерея Александра Новопашина, представителя Информационно-консультативного центра св. Иринея Лионского, педагогические взгляды педагога пропитаны оккультизмом. В доказательство своей точки зрения автор представляет следующие аргументы:

  • "...Амонашвили, как и многие проводники учения деструктивных культов вводит собственный новояз";
  • "...гуманизм Амонашвили основанный на «винегрете» из религий и философских течений ведет к полной потере духовных ориентиров, прежде всего у невоцерковленных педагогов и закладывает в сознание ребенка мину замедленного действия, которая позднее приведет к трагической развязке";
  • "О целях детского воспитания говорится в самых общих выражениях – самих по себе ничего не значащих. Такие понятия, как «совершенство», «божественность», «мудрость» в педагогике Амонашвили не имеют ясного определения, они размыты и по-сути остаются словами";
  • Вольная трактовка текстов Евангелия со стороны Ш. Амонашвили;
  • Манеры Амонашвили на публичных выступлениях напоминают поведение неопятидесятнических пасторов;
  • остальные аргументы сводятся к критике Ш. Амонашвили по вопросам теологии.

Примечания

Ссылки

  • Ш. А. Амонашвили. Ребенок и взрослый в творческом диалоге 1 часть
  • Ш. А. Амонашвили. Ребенок и взрослый в творческом диалоге 2 часть
  • Ш. А. Амонашвили интервью Обсуждение закона «Об образовании в РФ»
  • Без политики с Шалвой Амонашвили - интервью днепропетровскому телевидению
  • Видео презентации уроков Ш.А. Амонашвили: «Мудроречие», «Математика», «Слова-подарки»
  • Шалва Амонашвили: «Урок - это когда ребёнок набирает света»
  • Программа «Наблюдатель» (эфир 14 мая 2012 года). Гости студии - Виктор Шаталов и Шалва Амонашвили
  • Официальный сайт Международного центра гуманной педагогики
  • Информационно-консультативный центр Св. Иринея лионского

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 8 марта
  • Родившиеся в 1931 году
  • Лауреаты премии Правительства РФ
  • Педагоги России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Амонашвили, Шалва Александрович" в других словарях:

    - (р. 1931), грузинский педагог и психолог. Один из создателей системы начального обучения детей шестилетнего возраста. Труды по психологии и методике начального обучения … Энциклопедический словарь

    - (р. 1931), грузинский педагог и психолог, почётный член РАО (1993). Один из создателей системы начального обучения детей с шестилетнего возраста. Труды по психологии и методике начального обучения … Большой Энциклопедический словарь

«Рождаясь, мы несем с собой богатство»

Шалва Александрович, в лекции вы упомянули слова Иисуса: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное…» Как вы понимаете эту фразу?

Во-первых, в детях есть первозданная чистота. Скажем, малыши не умеют лгать… В них ведь не прописано это Творцом. Но пройдет время и они станут этим заниматься. Кто научит? Взрослые. В нас уже накоплены пороки, а в детях - чистота и искренность, к которым нужно стремиться в любом возрасте!

Во-вторых, малыши, не разбираясь в религиозных теориях и философских размышлениях, просто и без условий верят в Создателя. Мы чаще всего опираемся на знания, к примеру, что есть Бог, о котором можно прочесть в Евангелие или другом священном писании. Нужно ли нам сохранять эту первозданную веру?

Взрослея и засоряясь духовно, мы теряем много благих качеств. В этом смысле нужно оставаться детьми.

Вы говорили, что слово «воспитание» несет в себе скрытые смыслы и знания. Какое его определение есть в вашем личном словаре?

Вслушайтесь в звучание. В-ось-питание. У каждого человека есть внутренняя основа, его ось и духовный стержень - образ Творца. Раскрытие и познание этой сути - и есть процесс воспитания.

Объясню проще. Когда человек рождается, в нем уже присутствует образ, который вложил Бог, создавая существо по своему подобию. Это, кстати, прописано в постулатах основных религий. Появляясь на этот свет, мы уже несем с собой несметные богатства: чувства красоты, чистой любви, сострадания, способность сочувствовать, совесть и другие дары.

Потенциальные возможности каждого из нас неограниченны! Задача родителей - раскрывать эти образы, позволять им проявляться.

- Как это возможно сделать?

Только своим примером. Как сказал Лев Толстой: «Истинное воспитание ребенка - в воспитание самих себя». Помните, что каждый из нас - источник образов: как стоите, говорите, улыбаетесь, повышаете голос, какие нотки в нем звучат, какие эмоции появляются.

Как будто я держу лейку и поливаю цветок, который еще не расцвел. Точно знаю, что бутон распустится, нужно лишь позаботиться о нем и подождать. То есть взрослые ежеминутно «поливают» внутренний образ ребенка своими внешними.

Постепенно замечаю, что дитя становится добрым, чутким, отзывчивым. Почему? Потому что я «напитывал» это существо именно такими примерами, они отозвались в нем. И не только я. Бабушка, учитель, а в каких-то ситуациях и обычный прохожий…

Закон воспитания: сейчас или никогда

- Какие правила нужно соблюдать, общаясь с детьми?

Специально выдумывать я их не стану. Это известнейшие 10 заповедей. Живите ими, и все правила сами будут исполнены. Если иначе, то нужно быть добрыми, чуткими, отзывчивыми, внимательными…

- Чего нельзя себе позволять?

В первую очередь, раздражения. Это главный враг воспитания! Мама и папа, которые запросто кричат, повышают голос и обижаются, вредят своему чаду. Иногда можно какие-то эмоции, не неся их в душе, мягко разыгрывать. Как будто вы актер.

И даже наказывать можно с любовью. Тогда ребенок принимает это как норму и не выплескивает на родителей ответную агрессию. Наказать - это не в угол поставить, лишить чего-либо или избить - это путь указать.

Еще раз повторюсь, какой образ создаем, тот и раскрывается в ребенке. Если глобально: как живем, так и будет жить наше чадо, копируя наши программы поведения.

Получается, задача родителей - быть максимально осознанными в общении с детьми, постоянно наблюдать за собой?

Конечно. В отношении ребенка редко могут быть случайности. Все должно быть сотворено осознанно и преднамеренно. Ведь воспитание устроено так: какой-то важный период пройдет, и обратного пути к нему не будет. Мы не сможем вернуться к той же точке, чтобы что-то исправить.

Сейчас или никогда. Здесь такой закон действует. Иначе нужно будет заниматься перевоспитанием, переобучением, а это намного сложнее. Лучше, чтобы все было вовремя и соразмерено с мудростью.

Кроме того, нужно иметь более возвышенное представление о вашем ребенке, чем, возможно, есть на самом деле. Тогда вы будете искать пути в педагогике, чтобы это ваше воображение было доказано. Какие наши мысли, таким и становится мир вокруг нас. В начале было слово, а не дом, дача, гараж…

«Воспитание нужно начинать до зачатия»

У одного философа спросили: «Когда начинается воспитание детей?» Он поинтересовался: «А сколько лет Вашему ребенку?». Мать ответила: «Шесть недель от зачатия». Мудрец заметил, что она уже на шесть недель опоздала. Вы приводили в пример эту притчу. Так когда начинать воспитание?

До зачатия. Важно, как мама готовится к принятию будущего ребенка. Мы даем лишь тело, а душа приходит. Ее воспитание начинается в наших мечтах. Мы начинаем создавать и направлять образы: кого мы видим, насколько сильно хотим.

Представляете, что происходит, если мама мечется и думает, избавится ей от ребенка или нет? И малыш получает нечто отрицательное, и у женщины появляется ужасный образ…

- Вы упоминали, что будущие родители могут притягивать душу, звать… Как это?

Мечтая. В своих мыслях нужно обласкивать будущее существо. Умеете рисовать - рисуйте, как-нибудь представляйте, воображайте своего ребенка. Мама или папа становятся магнитом, притягивая души из разных пространств высшего мира. Оттуда, куда смогла дотянуться мечта.

- А дети выбирают родителей?

Философия говорит о том, что развитые души, конечно, делают свой выбор. А развитые родители могут притянуть существ из высших миров. Остальные - как получится.

«Дети научили меня искренней любви!»

- О духовном воспитании. Что ребятишкам нужно рассказывать о Боге и о мире?

Это зависит от семейной культуры. Главное, говорить о духовном. Если в семье есть искренне верующие люди, то, конечно, они познакомят со своей религией. Ребенок пусть сам определяется: примет ли это, попросит ли повести в церковь, храм, мечеть.

И в семье, и в школе должна присутствовать разумная и не фанатичная религиозность. Та, которая никому не мешает. Моя вера говорит: не навреди, люби каждого, даже врага. Кого это обижает?

Не нужно вести себя так, будто кроме моей религии других нет. Конечно, есть! Я православный христианин, но у меня есть друзья мусульмане и евреи. Я иду к ним от имени их Бога. И стараюсь узнать их обычаи. Иначе как уважать ближних? В противном случае мы разойдемся, истребим друг друга на религиозной почве. Сейчас как раз это и происходит в мире…

- Вы говорили, что дети - лучшие педагоги. Чему вас научили ваши дети и внуки?

Во-первых, терпению. Я постоянно упражняюсь в этом. Во-вторых, любви. Ведь они умеют любить искренне. Это потом мы навязываем принцип тебе-мне. Но изначально у детей нет условий, почему нужно любить родных людей. Этой чистоте и доброте стоит учиться. Взрослым нужно возвращаться к ребенку внутри себя…

Досье

Шалва Амонашвили - всемирно известный педагог, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук, автор десятков педагогических, психологических и художественных произведений.

Его система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Образование. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. В 1958 году окончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили. В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1972 году - докторскую.

Карьера. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, участь на втором курсе университета. С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии - лаборантом, научным сотрудником, ученым секретарем, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.
В 1989 - 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР.
С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С. С. Орбелиани г. Тбилиси.
С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет (МГПУ).

Проекты. Проводит семинары для учителей, воспитателей, школьных психологов, работников образования по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Основал более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики в России, на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ. Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.

Награды и звания. Доктор психологических наук, академик Российской Академии Образования, иностранный член Академии Педагогических Наук Украины, почетный доктор Софийского Университета имени Климента Охридского, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь детства». Награждён медалями: «К. Д. Ушинского», «Учитель Великой России».
Книги. «Педагогическая симфония», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», «В школу с шести лет», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни», «Вера и любовь», «Исповедь отца сыну», «Письма к дочери», «Баллада о воспитании», «Истина Школы», «Без сердца что поймём?», «Спешите, дети, будем учиться летать!», «Почему не прожить нам жизнь героями духа», «Амон-Ра», «Саломея», «Вся Земля ждёт нас», «Свет во тьме», «Рука ведущая».

Текст: Марина Чайка.

Грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, исследователь-экспериментатор и практик.

Каков вклад в развитие педагогики Ш.А. Амонашвили

Основное внимание его исследований сосредоточено на начальном обучении (новое содержание, формы и методы). Еще задолго (с 1965 г.) до введения в нашей стране обязательного обучения детей с 6 лет (1984 г.) Ш.А. Амонашвили исследовал проблему раннего обучения. Он доказывал, что это сензитивный возраст, т.е. наиболее чувствительный, податливый, благоприятный, отзывчивый для ускоренного интеллектуального и нравственного развития, для формирования культуры чувств. Ш.А. Амонашвили уделил особое внимание личности учителя, его нравственным качествам и духовному облику.

Нюансы методики

Учителя, работающие с шестилетками, должны обладать целым рядом особых качеств, быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Учитель должен понимать детей. Учителю надо быть оптимистом. Учителя «обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада» . Завоевать любовь детей - насущнейшая задача учителя, считает ученый-исследователь, «ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества»2
Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы, формы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому - эффективными», - утверждает Ш.А. Амонашвили^.
Из этих высказываний определенно видно, что педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся.
С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки. Прежде всего и, безусловно, справедливо Ш.А. Амонашвили различает и разводит понятия «оценка» и «отметка». Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, например: «Молодец», «Ты хорошо справился с заданием», «Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня», «Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок» и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. «оценка». Отметка же- это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а ъ том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах.
Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе и приеме учебно-воспитательной работы. Так, не следует одного ребенка по его успехам или неудачам в учении (или в другом деле) сравнивать с другим учеником. Такое сравнение неэтично и негуманно. Сравнивать можно результаты сегодняшней работы одного и того же школьника с результатами того, что было раньше.
Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни.
Свои взгляды и идеи гуманистической педагогики сотрудничества он отразил в монографиях и многочисленных статьях.

Похожие публикации