Полигамность и полигамные браки: как к этому относиться? Полигамный мужчина — это… Что такое полигамная семья.

Критерий типологии – количество брачных партнёров.

Моногамия – брак, заключённый между одним мужчиной и одной женщиной.

Полигамия – брак, включающий несколько партнёров. Подразделяется на 2 варианта: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество).

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака, имеющий значительный потенциал развития. Развитие брака проходило в направлении ограничения сексуальной свободы. Моногамия экономически обусловлена. При утверждении права собственности мужчины было введено определение происхождения и наследования по мужской линии. В этом случае только моногамия обеспечивала достоверность рождения наследников.

Существование полигамии связывается с преемственностью брачного поведения людей и высших приматов. Считается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам в связи с особенностями их врождённого сексуального поведения. Общество терпимее относится к полигамии мужчин.

Полигамия нарушает естественную пропорцию мужчин и женщин. При преобладании в обществе представителей какого-либо пола полигамные браки становятся более вероятными.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Полигамия связана с значительными психологическими проблемами: ощущение двойственности статуса, эмоциональное напряжение, ревность, соперничество. Последствия могут быть непредсказуемыми. Чаще встречается полигиния. Прочность полигамии зависит от ресурсов мужчины, а также от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам со стороны женщины. Также влияют народные традиции.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные)

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. Интересы семьи и рода главенствуют над индивидуальными. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью.Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж.Патрилинейность – исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. При этом отец, решает, вознаградить сыновей, или нет. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление. Достоверность матери устанавливается более объективно, чем отца. Благодаря способности женщины к установлению и регулированию межличностных отношений она нередко одерживает победу в борьбе за власть в семье. Женщины играют большую роль в поддержании родственных связей. Часто при формальном главенстве мужчины реальная власть в семье принадлежит женщине. В частности в русской семье женское, материнское начало выражено очень сильно. В советском обществе это явление ещё более усилилось. В.Дружинин говорил о том, что доминантную роль женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций. Мужчина был лишён возможности обеспечивать семью и воспитывать детей. Его роль в их социализации была минимизирована. Тоталитарное государство взяло на себя отцовские функции. Мать, неся много мужских функций, теряет психологическую связь с ребёнком. Возникает проблема материнства.

В современных семьях также стоит проблема разделения власти. Глава семьи объединяет в себе лидера и менеджера. Чтобы предупредить разрушительные конфликты, необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и обеспечивало выполнение функций семьи. Традиционная модель семьи может быть приемлема, если устраивает обоих супругов.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым лидером является муж, а тактическим и эмоциональным – жена. Муж определяет долгосрочное направление жизни семьи, устанавливает приоритетные цели, выбирает способы и средства их достижения, организует деятельность семьи. Выполняет представительскую функцию. От него зависит положение семьи. Его внесемейная активность поощряется членами семьи. Он обладает высокими притязаниями, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе близких. Его мировоззрение, способ жизни служит ориентиром для членов семьи. Он задаёт стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Участвует в воспитании детей: способствует формированию навыков, собственного мнения, правильной ориентировки в окружающем мире, служит образцом волевых качеств, организаторских способностей. Является предметом гордости семьи. Жена находит в нём жизненную опору.

Можно говорить также о квазипатриархальном укладе, когда мать укрепляет власть отражённым авторитетом отца.

Неоматриархальная семья . Аналог неопатриархальной, но роль лидера выполняет жена.

В неопатриархальных и неоматриархальных семьях при общем главенстве матери или отца, приоритет в некоторых сферах жизни семьи может принадлежать его супругу. Общая черта рассмотренных вариантов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния. Конфликтность может возникнуть вследствие нечёткого распределения сфер влияния, притязаний кого-либо из супругов на другую роль, некачественного выполнения или невыполнения обязанностей.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. Возможен симбиоз родителя и ребёнка. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано с нуклеаризацией семьи, снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов), заменой практических связей в совместном труде эмоциональными.

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака: каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не являются «одним телом и душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, отсутствует манипулирование, стремление подчинить супруга. Существование такого брака имеет основой принцип равенства мужчины и женщины, заявленный в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе.

Существуют противоречивые взгляды на такой брак. Некоторые учёные говорят о такой семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение является почвой для конфликта. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья . В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

Бикарьерная семья возникла благодаря изменению социального положения женщины.

Таким образом, произошли значительные изменения в отношениях между мужчиной и женщиной в браке в сторону эгалитарности. Но, несмотря на это, «женская дилемма» продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и её внутрисемейными обязанностями. Подлинного равноправия в сфере труда не удалось достичь. Женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. Они заняты и в физически тяжёлом труде. Существует понятие «стеклянного потолка» для женщин-менеджеров. Беременных и женщин с маленькими детьми не берут на работу. Возросшая трудовая активность не освобождает замужних женщин от домашних дел. Воспитание остаётся делом женщин. Существует предубеждение, что мужчины мало подходят для воспитания. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, вовлекают в этот процесс не только личные, но и семейные ресурсы. Тройная нагрузка (материнство, ведение домашнего хозяйства, работа) препятствует социальной и политической активности женщин. Понятие «женская дилемма» сложно. Оно включает не только конфликт профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации: автономия или служение ближним, эмоциональность или рационализм, независимость или привязанность к близким. Для многих женщин, реализующих себя в профессиональной деятельности характерен страх потери любви. Становление бикарьерной семьи во многом зависит от решения «женской дилеммы». Её решение зависит от жизненных позиций супругов, их интерпретации супружеских ролей. В развитых странах бикарьерная семья обладает значительным потенциалом развития. Это связано с деятельностью ряда факторов: практическая возможность участия женщин в общественно-политической жизни, активизация мужчин в воспитании детей, рациональное разделение домашнего труда, привлечение техники и помощников, повышение социальной значимости домашнего труда, модернизация традиционных ролевых структур.

Для нашей страны считают предпочтительнее семью, в которой наряду с равенством прав, ответственность за содержание семьи и воспитание детей возьмёт отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей. В настоящее время в России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних обязанностей, чем это было принято раньше.

Заглянув в толковый словарь, можно увидеть, что полигамный мужчина - это человек, который одновременно поддерживает сексуальные отношения с несколькими женщинами (двумя или больше). Кроме того, выделяют понятие женской полигамии.

История полигамии

В первобытном обществе такого понятия, как моногамия, не существовало вообще. Для наших далёких предков полигамия была просто необходима - только благодаря ей можно было постоянно продолжать род и увеличивать его численность. В свою очередь, именно это позволяло племени выживать в суровых условиях. Огромное значение имела иерархия внутри самого племени. Так, безоговорочное право на оплодотворение любой из самок имел вожак - сильнейший представитель рода, а уже после него, по убыванию значимости, прочие самцы. Параллельно происходил естественный отбор, ведь от более сильных самцов рождались более крепкие и выносливые дети. Почему же сейчас слово «полигамия» используется чаще всего в негативном контексте?

Переход от полигамии к моногамии

По мере эволюции между отдельными представителями разных племён стали возникать более устойчивые и крепкие связи. Появлялись даже зачатки брака. Однако в основе их продолжала лежать полигамия. Муж мог иметь какое угодно количество женщин на стороне, а вот его супруга в случае измены рисковала быть забросанной камнями. К слову, именно в таком варианте зарождались гаремы.

Со временем стали возникать вопросы раздела имущества. Их решили очень просто - так как доминировали в обществе именно самцы, наследовать всё также должен был ребёнок мужского пола. Для того чтобы не оставить всё имущество, нажитое за долгую жизнь, чужому отпрыску, глава семьи должен был быть уверен в своём отцовстве. Здесь и возник вопрос об определении отцовства. В наши дни эта проблема решается всего за пару часов - ребёнок и отец сдают специальные анализы, а затем практически моментально узнают результат. Тогда же единственным выходом из положения стал моногамный брак.

Большую роль в укреплении и развитии моногамного брака сыграли религии. Параллельно развивались и чисто человеческие взаимоотношения - помимо естественного инстинкта продления собственного рода стали играть роль привязанности, чувства.

Правда ли, что все мужчины полигамны?

Многие представители сильного пола оправдывают свои любовные похождения тем, что они от природы полигамны и не в силах сопротивляться влиянию инстинктов. Сам собой напрашивается такой вопрос: «Возможно, полигамный мужчина - это нормально?» Давайте попробуем разобраться.

Почему мужчины полигамны? Считается, что причина действительно кроется в древних инстинктах - первобытные самцы старались оплодотворить как можно большее количество самок и оставить как можно больше наследников. Вероятно ли, что эти инстинкты действуют и в наши дни?

Физиологически мужчины действительно склонны к полигамии. Однако не следует забывать о том, что человек отличается от животного способностью мыслить и действовать вопреки зову природы. А потому хранить верность всю жизнь мужчине непросто, но возможно. Однако помнить об этом нужно не только мужу, но и жене - окружив своего «самца» любовью, заботой, пониманием, дав ему всё, что нужно для счастья, она ограждает себя от измены. Ведь порядочный и умеющий быть благодарным человек будет ценить то, что делает для него избранница. И как минимум из чувства уважения не станет ранить её чувства походами «налево».

Впрочем, есть люди, которые считают, что измены с мужской стороны - это нормально, они искренне не понимают, почему девушки так категорично относятся к этому. Здесь главное - быть изначально честным со своей второй половиной, сразу расставив все точки над «i».

А как у них?

Что значит полигамный, мы уже выяснили. Теперь поговорим о распространённом мифе о том, будто все животные полигамны. Это далеко не так. Отношения между представителями разных полов в животном мире также строятся по-разному. Например, некоторые птицы сходятся только на время высиживания яиц и выведения птенцов, а в следующий раз ищут новых партнёров. Есть песцы, лисы и даже некоторые виды рыб, которые практикуют исключительно моногамный образ жизни. А вот, скажем, бобры могут вести себя по-разному в зависимости от сферы обитания.

Примечательно, что в животном мире даже полигамные самцы стараются оплодотворить сильных здоровых самок. Полигамный человек, прикрывающийся своими инстинктами, скорее всего, даже не думает о продолжении рода и выживании. Как минимум в этом случае он должен бы был выбирать именно тех женщин, которые теоретически могли бы выносить и родить здоровое потомство (крепких, с широкими бёдрами, а не просто с красивой грудью). Если этого нет, то разговоры о полигамности - не более чем пустые слова для того, чтобы оправдать собственную распущенность.

Преимущества полигамных отношений

Итак, полигамные отношения - это такая форма контакта мужчин и женщин, при которой один партнёр поддерживает связь одновременно с несколькими людьми противоположного пола (да-да, полигамия свойственна не только мужчинам, но и некоторым женщинам).

Оставим в стороне вопросы морали и посмотрим на то, какие преимущества может иметь полигамная семья. Сразу отметим, что речь идёт не о разовых изменах, а о настоящей полигамной семье (как в арабских странах, где у мужчины может быть сразу несколько жён). Причём это полноценная семья, где у каждого члена есть собственные обязанности, права и т. д.

Собственно, основные преимущества полигамных семей:

с точки зрения биологии, разнообразие половых связей благотворно влияет на жизнестойкость потомства;полигамная семья - довольно трудный шаг для женщины, и если уж она соглашается на это, то лишь на условиях обдуманной договорённости;как следствие из предыдущего пункта - процент разводов в полигамных семьях практически равен нулю.

Кроме того, следует упомянуть, что мужчины могут завести нескольких жён (в тех странах, где это разрешено) только в том случае, если имеют достаточно средств для того, чтобы обеспечивать весь гарем. То есть жены этакого «султана» будут на 100% уверены, что их дети никогда ни в чём не будут нуждаться, не будут голодать и получат достойное образование.

Недостатки полигамных отношений

А теперь поговорим о минусах. Прежде всего, полигамный мужчина - это человек, который должен уделять каждой своей партнёрше достаточно внимания. Удаётся это, мягко говоря, немногим. И хотя в плане материальных благ никто в семье не испытывает недостатка, некий психологический дискомфорт всё же может иметь место.

Не следует также думать, будто к полигамному браку можно привыкнуть, и что со временем ни намёка на ревность не будет. Скорее всего, с ней просто придётся смириться как с неизбежным фактом, но не более того.

Вдобавок ко всему замечено, что полигамный человек, и без того рассеивающий своё внимание на нескольких партнёров, уделяет меньше времени детям.

Полигамия и отечественный менталитет

Кто-то может возразить и привести в пример счастливые полигамные семьи Востока. Однако следует учитывать несколько факторов. Во-первых, многожёнство не запрещено исламом (в отличие от христианства, распространённого у нас). Во-вторых, девочек воспитывают в данной культуре с самых ранних лет, они психологически готовы к тому, чтобы стать «старшей» или «младшей» женой.

Следует также учитывать то, что в арабских странах при этом женщины не имеют практически никаких прав. Наши же девушки, попавшие под мощное течение экспансии, вряд ли смогут делить своего мужчину с кем-то. А потому легализация полигамных браков в нашей стране, скорее всего, не приведёт ни к чему хорошему - подходящего психологического фундамента, формировавшегося веками, для этого попросту нет.

Существует ли женская полигамия?

В отличие от мужчин, женщины не имеют исторических предпосылок для этого явления. Соответствующих механизмов в генетическом коде представительниц прекрасного пола просто нет. Женская полигамия - не что иное, как психологическое явление, даже отклонение от нормы. Ведь генетически девушки запрограммированы не на то, чтобы завести детей от как можно большего количества самцов, а на то, чтобы выбрать самого сильного, выносливого и умного представителя вида и родить потомство именно от него. Фактически полигамные женщины идут поперёк генетического кода и своего естественного предназначения.

Как относиться к полигамии?

Как бы мы ни относились к данному явлению, полигамный мужчина - это достаточно распространённое явление. И единственный логичный выход из ситуации - сделать всё возможное для того, чтобы партнёр был настолько счастлив и доволен, чтобы не смог услышать зов природы.

Для кого-то полигамная семья – это норма, и в том, что у мужчины несколько жен, нет ничего предрассудительного. Для кого-то представить себя очередной (второй – третьей-четвертой) женой просто ужасный кошмар, в который невозможно поверить. Однако, вспоминая истории современных девушек, которые вышли замуж, например в ОАЭ и живут в любви и роскоши, поневоле задаешься вопросом: «Может не все так плохо?» Сколько прекрасных романов рассказывают о подобных историях любви, читая которые проливаешь слезы и начинаешь верить в сказку. В сказку, которая иногда все же может быть былью…

Статистические данные свидетельствуют о том, что у каждого четвертого мужчины, находящегося в браке, есть постоянная любовница. В тоже время, лишь 3% женатых, ни разу в жизни не изменяли своим женам. Однако среди этих трех процентов, большинство находится в повторных (и д.т.) браках. Постоянные отношения с другим мужчиной, не законным мужем, связывают около 20% замужних женщин (среди богатых и знаменитых эти цифры еще выше).

Например, даже в нашем небольшом поселке (около 300 семей), стало нормой, когда женатая пара, вроде имеет одну семью, а вроде бы и нет. Мужья, по причине отсутствия хорошей работы, уезжают в другую страну или в другую область, при этом понятно, что большую часть времен они проводят именно на работе. Однако, имея там постоянное жилье, неплохой доход, они заводят себе не просто любовниц, а женщин, которые рожают им детей. Есть, конечно, среди них и те, у кого уже есть собственные дети, но сути дела это не меняет – мужчина живет на две семьи. Конечно, с этим мнением можно поспорить, многоженство – это зарегистрированный брак, по нормативным актам или другим обычаям страны. Но повторюсь – суть подобных отношений все та же.

При всех «недостатках» таких современных мужчин, не хочу «лелеять» абсолютно всех женщин. Муж уехал в другую область на работу – отлично, она, не теряя времени, приглашает любовника (а может быть больше «мужа»), практически на постоянное проживание. У него тоже есть семья, в соседнем городе (поселке, деревне и т.д.), но у своей «пассии» он бывает практически каждый день. Не единожды они были замечены вместе в магазинах, на прогулках. Машина «второго» мужа может несколько дней стоять около подъезда, причем в определенное время, с 9 00 до 17 00. И разве можно отрицать, что это вовсе не полигамная семья, когда они вместе ходят за покупками, вместе встречают с учебы детей (может быть даже совместных, ведь встречаются уже 10-20 лет), вместе обедают, ужинают? Это ли не ведение «совместного хозяйства»? Ну и что, что ночуют они иногда порознь, каждый в своем доме и кто-то с законным мужем или женой…

Если оценивать и рассматривать полигамную семью с точки зрения законодательства, то несомненно, подобные браки имеют все основания считаться полноценной семьей. Муж, жены, дети все являются родственниками друг другу, имеют равные права и обязанности по отношению к каждому члену семьи. Глава семейства, а это преимущественно мужчина, обязан финансово содержать и жен, и детей (хотя все чаще встречаются и иные случаи). Однако нравственная сторона вопроса в том, сколько на самом деле у человека, фактических и постоянных половых партнеров. Убедить друг друга в том, что у меня здесь кто-то для души и тела, а у тебя – там, но мы все, же СЕМЬЯ, конечно можно. Почему бы не разделить любовь настоящего мужчины (в плане секса и заботы) с кем-то еще? А уж если такие отношения норма в обществе и так жили все предки, то тем более подобная семья – это счастье.

Несомненно, мое повествование, получилось слегка ироничным, ведь я славянка, и горжусь этим. Даже в мыслях не буду делить любимого мужчину, вернее любимого мужа, ни с кем другим, хватает и его матери. Наша жизнь, полна неожиданностей и крутых поворотов, зарекаться в этом может было бы и глупо, но… А между тем, наверное мужчин, которым по силам заботиться, опекать, любить, холить и лелеять своих жен, много жен, и делать их по-настоящему счастливыми, впору награждать орденами и медалями. Ведь вокруг нас так много тех, которые не могут сделать счастливой одну жену, не говоря уже о нескольких.

Недавно один знакомый долго рассуждал о преимуществах полигамных семейных отношений. Конечно, имелись в виду в первую очередь семьи, где у одного мужчины несколько женщин. Что же в действительности стоит за такой формой сожительства?

Как выглядит полигамный брак?

Как мы знаем, на Востоке мужчина может иметь . Правда, при условии, что он сможет их всех содержать. У нас совсем другие культурные понятия. Но все же полигамные семьи встречаются и у нас.

Например, мужчина живет на две семьи. Они могут находиться в разных городах или даже странах, а могут и в одном городе. В обеих семьях могут рождаться дети. Иногда жены (как правило, официальная – только одна, или все браки – гражданские) знают друг о друге. Иногда - нет. Иногда только делают вид, что не знают. Таких семей у мужчины может быть и больше двух – три, четыре… Особенно если он обеспечен.

Гораздо реже встречается ситуация, когда мужчина живет с обеими своими женщинами в одном доме. Кстати, не обязательно жен может быть только две. Например, руководители сект нередко создают себе целый гарем из наложниц, причем все дамы проживают на одной площади и рожают «гуру» детей.

Если все «супруги» проживают вместе, то они обычно делят между собой семейные функции и обязанности. «Старшая» жена ведет дом, решает все «оргвопросы», «средняя», скажем, смотрит за детьми, а «младшая» служит в основном для постельных утех.

При каких условиях женщина может добровольно согласиться стать «одной из»? По разным причинам. Например, она уже постарела, а мужчине еще нужен секс. Или у них нет детей, а он хочет ребенка. Или родились одни дочери, а он мечтает о сыне-наследнике… Часто она не представляет себе, как будет выживать в одиночку – нет своих денег, жилья и т.п. Если женщина еще молода, то ее может привлекать состояние мужчины, хочется жить в достатке. Бывают, конечно, и случаи, когда женщина просто любит этого мужчину и готова на все, чтобы остаться с ним – даже делить его с другими «женами».

Плюсы полигамного брака

На первый взгляд, в распространении масса плюсов. Решается проблема дефицита мужчин и женского одиночества, так как любая представительница прекрасного пола, если не найдет себе одинокого мужчину, всегда может стать членом такой семьи. Женщина «пристроена» материально, у нее есть крыша над головой, не приходится одной взваливать на себя все обязанности по хозяйству, заботы о детях, всегда найдется, кому помочь. Никто не заставит ее насильно исполнять супружеский долг – если ей не можется или нет настроения, муж просто отправится в спальню к другой «жене»… Кстати, совершенно не обязательно полигамный брак предполагает «секс втроем». Чаще всего у каждой из «жен» своя комната, а иногда и квартира, где она живет вместе с детьми.

Мужчине незачем бегать по любовницам. Если одна из жен не устраивает его в постели, но она при этом, к примеру, хорошая хозяйка, то разводиться ни к чему, ведь можно найти еще одну жену, которая даже яичницу готовить не умеет, но зато сексуальная. А если с обеими дамами не о чем поговорить, то можно взять еще интеллектуалку, которая будет сопровождать мужа на приемы и званые ужины и развлекать его и его окружение умными беседами.

Минусы полигамного брака

А теперь давайте посмотрим на полигамию с другой стороны. О равноправных отношениях в таком браке не может быть и речи. Муж – хозяин и господин, а жены должны удовлетворять его нужды. Для этого он их и завел.

Каждая нормальная женщина мечтает быть единственной и неповторимой для своего любимого мужчины. Каково сознавать, что ты никогда не будешь для него такой? Возможно, внешне женщина и соглашается принять правила полигамной игры, но внутри все равно нет-нет да и вскипит обида: почему я одна его не устраиваю, почему ему нужен для жизни кто-то еще?

Вряд ли это будет способствовать повышению женской самооценки. Ведь если мужчине не хватает ее одной, то, значит, с ней что-то не так. А значит, она просто недостойна того, чтобы мужчина выбрал именно ее. Она – просто придаток к этому мужчине, причем не единственный.

Получается, что полигамный брак дает преимущества прежде всего мужчине. Он получает одновременно домохозяйку, мать своих детей, любовницу, интересную собеседницу – причем не нужно искать ту, которая все это совместит в одном лице. Но идет ли тут речь о любви?

Если человек действительно любит, то он принимает любимого вместе со всеми недостатками. К любимому человеку стремишься притереться в сексе, ему можно простить непрактичность или то, что он звезд с неба не хватает… Любят ведь по большому счету не за какие-то достоинства. Просто любят. И любящему не придет в голову искать партнера на стороне, потому что любовь дает ему все, что необходимо.

Если вспомнить, то даже у турецких султанов были любимые жены, а остальные – так, потому что принято… Стремление к полигамии – не что иное, как следствие неспособности или нежелания любить. И для женщины принятие таких отношений, на мой взгляд, унизительно. Впрочем, каждый сам волен делать выбор.

Одним из критериев определения типа брака и супружества может служить численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный и полигамный браки.
В первой части нашего повествования мы рассмотрели виды браков, которые заключались между одним мужчиной и одной женщиной. Такие браки называются моногамными. В обществах западного типа брак и, следовательно, семья ассоциируются с моногамией. Считается незаконным состоять в браке более чем с одной женщиной или одним мужчиной одновременно.
В первой части нашего повествования мы говорили о том, что строгий моногамный характер римской семьи не допускал многоженства: нельзя было жениться тем, кто состоял в другом нерасторгнутом браке. Но это легко устранялось путем уничтожения мешающего мужа или жены.(Вспомните грибы, поднесенные Агриппиной своему мужу Клавдию).
Но превзошел всех, конечно, английский король Генрих VIII, живший в XVI веке и заслуживший репутацию Синей Бороды. Он был женат шесть раз. Если с первой женой он все-таки развелся, так как Екатерина Арагонская происходила из знатного испанского рода и с ней нельзя было поступить иначе, то с последующими женами он даже не утруждал себя бракоразводными процессами, при этом излюбленным способом избавляться от опостылевшей супруги была ее казнь.
На Руси тоже бывали случаи двоеженства. Из цитируемого нами Устава Ярослава Мудрого известно, как наказывалось двоебрачие: "Если виновным в этом преступлении является муж, то он подлежит наказанию, назначенному епископом, а вторая жена заключается в монастырь. Заключению в монастырь подвергается и жена, вышедшая замуж при живом муже, причём второй муж платил пеню в пользу духовного судьи."
Пусть вас это не шокирует, но в мировом масштабе моногамия, вообще говоря, не является самой распространенной формой брака.
Во второй части нашего повествования мы рассмотрим браки, состоящие из нескольких партнеров.Такие браки называются полигамными.
Термин “полигамия” обозначает форму брака, при которой мужчина или женщина могут иметь более одного супруга.
Если обратиться к истории и сравнить, как обстояло дело в древности, то из 250 первобытных обществ только 43 имели моногамную форму семьи, 193 все-таки предпочитали полигамную, но ни в одном обществе не было группового брака.
Возникает вопрос: какой брак является групповым?- это сожительство нескольких женщин с несколькими мужчинами.
Некоторые антропологи, например, Л. Морган и многие советские этнологи считают, что это древнейшая форма брака, при которой все мужчины одной кровнородственной группы или рода могли иметь брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы. Свидетельств такого брака нет, но, тем не менее, считается, что теоретически он мог существовать только как этап развития брачно-семейных отношений. В дальнейшем, по мнению тех же учёных, он сменился парным браком.
В настоящее время существование группового брака в древности считается недоказанным и, как правило, отвергается.
Но в наше время групповой брак все-таки существует как форма экспериментов молодёжи (это так называемая "шведская семья") .
Только не путайте полигамный брак с групповым браком или промискуитетом, о котором мы говорили во вступлении. Промискуитет- это беспорядочные половые связи кого угодно и с кем угодно, то есть родителей с детьми, родственников, однополых лиц и т.д..
Американский ученый Джордж П. Мердок провел сравнительное исследование 565 различных первобытных обществ и обнаружил, что полигамия допускалась в 80% из них. В 1960-1980 годах он сделал опись брачного состава 1231 обществ, из которой следовало, что только 186 обществ были моногамны, а 1041 были полигамны. Эти данные легли в отредактированную версию его Этнографического Атласа.
Другой исследователь семейных отношений Джозеф Джинат, автор "Полигамных семей в современном обществе," пишет, что одна треть всемирного населения состоит в полигамных браках.
Конечно, полигамные браки чаще встречались странах Азии, Африки и даже Америки. В настоящее время обычай полигамии существует у большинства народов во всех частях света, а также у исповедующих ислам и буддизм.
Однако полигамия не встречается как общее явление для целых народов, потому что в таком случае необходимо было бы иметь вдвое большее число женщин, чем мужчин.
Можно подумать, что полигамия- явление, возникшее у диких племен и народов. Совершенно не верное предположение, потому что полигамия упоминается даже в Ветхом Завете.
Брак первых людей Адама и Евы был моногамным, оно и понятно, потому что других людей не было вообще. Далее потомки первых людей также придерживались парных браков. И только у Ламеха, потомка Адама в шестом поколении, появляется две жены: Ада и Цилла. О чем это говорит? Значит, женщин стало больше, чем мужчин? Далее коротко перечислим известных библейских мужей, состоявших в полигамных браках:
- Авраам, у которого была законная жена Сара и наложница Агарь;
- Иаков, который имел двух законных жен, родных сестер Лию и Рахиль и двух служанок своих жен Валлу и Зелфу. От них он заимел двенадцать сыновей и одну дочь. Согласно Библии, племена потомков двенадцати сыновей Иакова образовали израильский народ. Кстати, вначале Лия предназначалась в жены старшему брату Иакова Исаву, хотя он к тому времени был женат на нескольких женщинах, и обе сестры, Лия и Рахиль, были двоюродными сестрами Иакову и Исаву, да и разница в возрасте у них была немалая- около 60 лет.
- царь Давид имел 10 жен, многих из которых он брал путем захвата других территорий и царств. Известно, что его второй женой была мудрая Авигаиль, которая уберегла его от нового кровопролития, а третьей женой была Бат-Шева (Вирсавия), известная тем, что она родила Давиду сына Соломона, ставшего впоследствие третьим еврейским царем;
- царь Соломон не ограничился десятью женами как его отец, он имел 700 жен и 300 наложниц (конечно, имена их не сохранились);
-персидский царь Артаксеркс II имел 336 жен и наложниц, от которых родилось 150 сыновей;
- Александр Македонский, долгое время находившийся в Персии и Вавилоне, перенял все местные обычаи и держал при себе гарем, состоявшим из 360 наложниц. Древнегреческий историк и мифограф, современник Александра Македонского Диодор Сицилийский в своих трудах, посвященных этому выдающемуся полководцу и завоевателю, пишет, каким образом Александр общался с таким количеством женщин: «Каждую ночь они проходили перед кушеткой царя, так что он мог выбрать одну, с кем делил эту ночь».
Как видим из вышеперечисленных имен, обычай иметь несколько жен существовал у богатых или знатных людей.
У индусов моногамия была только у людей низшего и бедного класса; более знатные по закону могли иметь 2 или 3 жены, а брахманы даже 4.
Если вновь обратиться к древности и проследить кодекс брачных отношений уже известных нам зороастрийцев, то можно увидеть, что браки, заключенные ими, как правило, были моногамными, но бывали случаи, когда зороастриец брал в жены вторую жену, а иногда и третью.
Надо заметить, что согласно их брачным законам, муж не имел права приводить в дом вторую жену без согласия первой. Обычно это происходило в тех случаях, когда в течение семи лет, прожитых в браке, жена оставалась бездетной, а будучи чадолюбивыми, зороастрийцы не представляли своей жизни без рождения детей, ведь их главной задачей, как написано в первой части книги, было продолжение рода, поэтому они шли, можно сказать, на компромисс- брали в дом вторую жену.
При этом если у второй жены рождались дети, она получала такие же права, как и первая, хотя старшей жене все-таки оказывалось большее уважение.
Некоторые ученые полагают, что полигамия у зороастрийцев является результатом влияния многоженства у мусульман, но это совершенно неверно. Полигамия была известна древним иранцам задолго до того, как Иран стал мусульманской страной. Согласно преданию, сам пророк Зороастр был женат трижды.
Например, известный античный историк Страбон в I в. до н.э. писал о многоженстве у мидян (Мидия находилась в западной части Ирана): "Более общим является обычай многоженства царей. У горных мидийцев этот обычай распространяется на всех, и им не разрешается иметь меньше пяти жен". О мидийской культуре известно очень мало, так как до сих пор в Мидии не производилось систематических раскопок, эту древнюю страну часто отождествляют с Персией, которая заимствовала от мидян многие элементы культуры, например, одежду, такую, как тюрбаны, хитоны с рукавами, войлочные шляпы.
Кстати, вавилонский царь Навуходоносор взял в жены Нитокри-сы, которая была родом из горной Мидии.
В Вавилоне, где любили роскошную жизнь, одевались в яркие ткани, носили дорогие перстни, натирались благовонными маслами, также была распространена страсть к многоженству.
Так что кто имел несколько жен: мидяне или персы- приходится полагаться на информацию Страбона.
Многоженство было распространено и в “Поднебесной Империи”. Фарид Алекперли в своей книге "Тысяча и один секрет Востока" пишет, что "Китайский император кроме «главной жены», имел еще двух «второстепенных». Главная жена занимала среднюю часть дворца, её так и называли: «императрица Среднего дворца». Восточные апартаменты считались почетнее западных, поэтому вторая жена жила в восточной части дворца и её называли «императрицей Восточного дворца», а третья - занимала западные покои, ее называли «императрицей Западного дворца».
Любопытно, что многоженство практиковалось не только южными народами. В древности полигамия была распространена даже у христиан! Например, Хлодвиг Первый, король франков, родившийся в 466 году, был одним из самых крупных политиков своего времени и, пожалуй, единственным великим королём династии Меровингов.
Имя его первой жены неизвестно, летописцы называют её наложницей, потому что в глазах христианских священников, писавших в то время хроники, брак, не освященный Церковью, был недействителен, а её сына Теодориха признают незаконорождённым. Несмотря на это Теодорих, как старший сын, получил долю в отцовском наследстве и стал в будущем королем франков Теодорихом Первым. В глазах подданных он был вполне законным сыном.
Через несколько лет, будучи в первом незаконном браке, Хлодвиг сочетался законным браком с Клотильдой Бургундской, дочерью короля Бургундии. От этого брака тоже родились дети. Клотильда почитается как святая, которая покровительствует невестам, приёмным детям, родителям, изгнанникам и вдовам.
Некоторые христиане Северного Кавказа также позволяли себе жениться на нескольких женщинах. В середине XIII века адыгский феодал христианского вероисповедания содержал на Тамани около 100 жен.
Как ни странно, но и на Руси тоже были распространены полигамные браки, при этом у мужа было несколько законных жен, не считая наложниц.
Ярким представителем, состоящим в полигамном браке, является князь Владимир Красное Солнышко, который крестил Русь и положил начало христианства на Руси, поэтому он известен как Владимир Креститель.
Он был незаконным сыном князя Святослава Игоревича и его наложницы ключницы Малуши.
Но до того как креститься, был он очень охочь до женщин. Современники говорили, что "войны и женщины были его страстью". Вот некоторые строки из воспоминаний его современников:«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц".
Вначале Владимир хотел жениться на дочери полоцкого князя Рогнеде. История его сватовства описана в «Повести временных лет». Но Рогнеда наотрез отказалась выйти замуж за сына рабыни и выполнить обряд разувания мужа в знак своей покорности, все-таки она была княжной!
Владимир был настойчив: он убил отца и двух братьев Рогнеды, а затем насильно забрал княжну в жены. Но она не могла простить мужу смерти своих родственников, к тому же он ей постоянно изменял, поэтому она его ненавидела.
Говорят, что у него было до 800 наложниц, да и жен было немало.
Сохранились имена некоторых из них: Олофь из Скандинавии, Адель из Чехии, Манфреда из Болгарии, гречанка Юлия, жена Ярополка. Владимира не остановило даже то, что он захватил ее беременной, и вскоре она родила сына, которого назвали Святополк.
Владимир также просил в жены дочь корсуньского князя, но получил отказ. И тогда он взял Корсунь (Херсонес) хитростью, не побрезговав услугами предателя, обесчестил княжескую дочь на глазах родителей, а затем выдал ее замуж за этого предателя.
В 988 году, по свидетельству «Повести временных лет», Владимир женился еще раз. Гречанка Анна покорилась этому замужеству ввиду того, что в случае отказа, Царьград, где она проживала со своими братьями, не избежал бы участи города Корсунь. Это замужество было для Анны ненавистнее смерти.
По легенде в это время у Владимира разболелись глаза, и он перестал видеть. Анна посоветовала ему креститься, чтобы получить исцеление. Князь послушал ее и крестился- и тут же прозрел. В награду за совет жены Владимир вернул Корсунь грекам.
Так как по христианским законам Владимир должен был иметь только одну жену, поэтому он разрешил своим женам выйти замуж по своему разумению и выделил им приданое, а себе оставил только одну жену Анну, приведшую его в лоно христианства. Рогнеда, самая первая его жена, основала монастырь и постриглась в монахини под именем Анастасии.
Когда в 1007 году Анна умерла, Владимир женился на немке, внучке Оттона I Великого.
После князя Владимира Красное Солнышко многоженство на Руси прекратилось.
Если привести примеры полигамии у других народов, то она также встречалась у марийцев. Об этом свидетельствуют архивные документы XVIII века. Двоеженство у этого народа прекратило свое существование также в связи с распространением православия.
В отличии от многих восточных народов, вначале древним тюркам не был присущ обычай многоженства. В древности мужчина-тюрок мог иметь только одну жену. Позже, под влиянием китайцев и мусульман, тюркские правители (хаганы) стали практиковать многоженство.
По другому было у арабов. До установления Ислама, в Аравии мужчина имел право жениться на неограниченном количестве женщин. Ислам ограничил это право до четырех жен.
Еще в Х1Х в. европейские путешественники отмечали, что "многоженство в мусульманских странах явление редкое и наблюдается почти исключительно в богатом классе, т.е. поддерживается только лишь сильно развитой страстью при материальном достатке".
Вот еще интересные сведения: из 2 800 мудрецов, которые упоминаются в Талмуде, только один имел двух жен. Элементарный анализ фактов доказывает, что моногамия стала нормой для всех еврейских общин задолго до распространения христианства и, соответственно, проповеди Христа.
Получается, что все-таки в современном мире преобладает единобрачие (моногамия).

Историю о моногамных брачных отношениях можно прочитать на сайте Web-kniga. Книга "Хорошее дело браком не называют"

Рецензии

Я с уважением отношусь к Вашему труду, хотя бы потому, что как исследователь я представляю сколько материала Вам пришлось переработать, чтобы систематизировать его в такую статью! Но, к сожалению, поиски оснований полигамных браков, также, как и оправдание гомосексуализма или однополых браков всегда начинаются за границей любви. Человек, не имеющий любви не в состоянии вместить в свой разум один брак на всю жизнь, поэтому появляются идеи искать лазейки к историческому, медицинскому, физиологическому, прогрессивному и т.д. обоснованию полигамного брака. А еще проще предложить вообще отказаться от брака, что в настоящее время имеет набирающую обороты тенденцию - гражданский брак и т.д.
Свежий пример того, что полигамия не предполагает любовь, но животное удовлетворение (от 10 июня 2011): «Кувейтская политическая активистка и телеведущая Салва аль-Мутаири, ранее баллотировавшаяся в парламент, предлагает принять закон, разрешающий мужчинам покупать для личного пользования секс-рабынь. По ее мнению, такая мера убережет представителей сильного пола от супружеских измен, так как они всегда смогут "расслабиться" в обществе наложницы.» Кстати в виде « секс-рабынь» предлагает и россиянок в том числе (полностью сообщение можно посмотреть - http://www.portal-credo.info/site/index.php?act=news&id=84595&cf=).
Удивительная нравственность – «"расслабиться" в обществе наложницы» «у них» не считается изменой (видимо всего лишь легким флиртом!) жене (скорее женам)!
Природа же только человека наделила любовью и только этим человек выделяется из мира зверей. Остальной животный мир не имеет любви – не следует путать привязанность. Поэтому у человечества есть всего два пути: движение к моногамному браку – тенденция к очеловечиванию, движение к полигамному браку – тенденция к озверению. Институт традиционного брака, в котором сам брак, к сожалению, часто заключается не по любви, пытается направить людей по первому пути, учит - хотя бы преподавая форму такого брака через закон. Потеряв такой институт брака, человечество вообще потеряет отличие от остального мира животных. Речь и письменность людей не отличает их от животных – она нам дана как средство для возможности иметь любовь, для достижения любви. А великолепно поставленная речь у многих преступников (с повадками зверя!), которые не найдя секс-рабыню кого-то насилуют, чтобы расслабиться – не доказывает тенденцию развития и совершенствования у них человеческих качеств, тем более любви.
Любые исследования, как и всякий научный эксперимент никогда не бывают тщетными, хотя могут иметь совершенно противоположные мотивации. Может я ошибаюсь, но данная статья имеет мотивацию направленную на оправдание полигамного брака (а может и группового секса, как в свое время мечтал Ф.Энгельс, предвкушая общность жен при коммунизме!) и осуждения запретов религии (тем более Ваше осуждение брака явно видно уже из названия Вашей книги "Хорошее дело браком не называют").
Не смотря на мотивации, на мой взгляд, статья ярко показывает насколько долго существовал звереющий человек т.е. с тенденцией приближения к зверю, затем, с появлением новой морали – пошел процесс очеловечивания. В настоящее время многие хотят повернуть и успешно поворачивают этот процесс вспять. СМИ целенаправленно уничтожают понятие любовь, отождествляя и заменяя его сексом – что называется «заниматься любовью», запутывают молодежь, наполняя сексуальной шелухой, у которой, уже даже и речь не может обойтись без мата (основанного на секс-интиме), подобно «Шариковым» после переворота 1917 года. В такой грязи любовь не растет – для любви важна чистота, и ни в коем случае не чистоплюйство.
Однако, Человек, имеющий любовь не смакует с третьими лицами о своих интимных отношениях, не будет искать секс-рабыню для «расслабления», и брак ему не тесен, и мысли о полигамии его не одолевают...

Уважаемый Владимир! Спасибо Вам за интересное замечание. Просто это вторая незаконченная часть моего повествования. (Первая часть- "Моногамные браки"), где рассматриваются разные виды браков. Первая часть у меня на платном сайте Web-kniga с таким же названием. На ПРОЗЕ только вступление. Когда я для себя стала изучать виды браков, то это меня так увлекло, что выросло в полугодовое исследование. Действительно, пришлось перелопатить огромное количество материалов, худ. лит-ры и пр. И естественно, захотелось продолжить исследование в этой области и описать полигамные браки, коль они тоже существуют. Написала всего лишь 3 главы, но у меня есть много материала еще на 4-5 глав. Ну а затем, конечно, надо освятить и однополые браки, тоже нашла интересный материал об истории однополых отношений и завершить современными видами браков. Когда начинаешь углубляться в процесс изучения, то многое начинает видиться по-другому: например, когда наши мужчины имеют жену и любовниц, у которых бедные дети не имеют никаких прав. Или послушаешь репортажи о дележке наследства у многих известных лиц (так, к примеру. Михаил Евдокимов и пр.) и не знаешь, что лучше:если бы у всех были одинаковые права, то не выливали бы грязь друг на друга на всю страну. А потом полигамных браков.....всего 0,8%. А вообще моя задача -не научное исследование, а научно-популярное, чтобы любопытствующий читатель имел представление о таком институте, как брака. И язык моего изложения, как Вы заметили, тоже не научный, хотя приходится читать много научных трудов.Не знаю, понятна ли вам моя точка зрения, я хочу только констатировать факты. Пишите свои замечания, меня очень интересует мнение внимательного и серьезного читателя. С уважением, Наталья
информацию о портале и связаться с администрацией .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Похожие публикации