Похороны в чечне обычаи. Похоронные традиции в Ингушетии и Чечне

Наименование: Народный обряд «Похоронные обряды».

Язык наименования: rus

Наименование: «Тезет.»

Язык наименования: chech.

Тип объекта: Народный обряд «Похоронные обряды»

В этом тексте читатель ознакомится с похоронным обрядом чеченцев «Тезет». В тексте приведены сведения о том, как этот обряд проводился несколько веков назад и как он проводится сегодня, какие подготовки проходят до и после смерти человека, что происходит когда человек умирает, приведены детали самого похоронного обряда и связанных с ним поминок.

подробнее...

ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ У ЧЕЧЕНЦЕВ

Тарикат – это область исламской науки,

которая занимается лечением и избавлением

человеческой души от плохих качеств и пороков.

Нет никакого сомнения в том, что все живое, созданное Всевышним, рано или поздно, по окончанию отведенного ему времени, вернется к своему Создателю. Свидетельством всему этому является и то, что мы часто теряем своих самых родных и близких, порой и тех, кого бы мы желали оставить после себя – наших детей.

Когда появляется человечек на свет, мы безмерно радуемся, забывая о том, что рано или поздно, то ли ему, то ли нам придется терпеть горечь утраты. Когда человек покидает этот бренный мир, забывая порой, что это по воле Всевышнего, мы ужасаемся болью и потерей родных. Однако каждому стоит понимать, что все мы смертны.

Смерть неизбежна, но никто не знает, когда она постучится в твою дверь. Бывает так, что человек, достигший преклонного возраста, готов к ее встрече, но еще больше случается и то, что она приходит внезапно для тех, кто только начинает жить…

Основной ритуал захоронения усопшего со времен первого человека на земле пророка Адама (а.с.) до наших дней дошел, видоизменяясь, но неизменными остаются основные обряды: омывание тела, заворачивание его в саван, копание могилы и т.д.

Делу захоронения усопшего чеченцами отводится особое место и внимание, согласно религии Ислам и Сунне Пророка Мухаммада (а.с.в.) (Су́нна (араб. – обычай, пример‎) - мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина). Основным законом похорон у чеченцев является Шариат (Шариа́т - комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман) и Тарикат (Тарика́т (араб. – дорога, путь ‎), или сулюк - метод духовного возвышения и мистического познания Истины (хакк), так же пути Овлиа-Устазов (Вали – покровитель, святой), Авлия (праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения). Чеченцы, исповедуя Ислам, придерживаются его двух основных тарикатов – Кадарийский (Кадирия – суфийский тарикат , основанный Абдул-Кадиром аль-Джилани (1077 - 1166 ). Это суфийское братство является одним из двенадцати основополагающих братств кадирийского тариката в Чечне и Ингушетии, как и в других регионах Северного Кавказа) и Накшбандийский (Накшбанди́я (суфийское братство (тарикат), – одно из 12-ти материнских братств суннитского толка, получившее это название в конце XIV века по имени Мухаммада Бахауддина Накшбанди аль-Бухари (ум. в 1389).

Если человек находится в тяжелом состоянии, его родственники обязаны: напомнить ему о “весет” – завещании; (если нет собственного “весет” – завещания, то человека хоронят согласно основным нормам захоронения) попросить его, чтобы он произнес Шахадат – свидетельство, что нет Бога кроме Аллах1а и Мухаммад (пророк, посланник) его; просить Всевышнего покоя, облегчения и прощения умирающему; самим как-то быть готовы к его утрате; принести в жертву – (“саг1а дакхар” – жертвенное животное (это не объязательство), а одобряемая сунна) жертвенное животное и раздать мясо соседям, родственникам, малоимущим и сиротам (мера раздачи мяса жертвенного животного заранее определяется старшим в роду и раздается несколько кварталов).

Широкое применение в народе имеют три вида такого пожертвования “садака ” (“саг1а дакхар”):

  • – человек в возрасте, будучи еще совершенно здоровым, сам готовится к такому процессу, покупает животное и вместе с родственниками проводят этот ритуал, и раздают мясо жертвенного животного;
  • – когда человек находится в тяжелом состоянии, его родственники сами проводят такой процесс и раздают жертвенное мясо;
  • – после того, как человек покидает этот мир, его дети и родственники приносят животное в жертву и раздают его по назначению до захоронения.

Со слов богословов, важными для усопшего являются все три вида, однако самым ценным является первый пример. Это подтверждает и следующее народное поверье: если совершить пожертвование (садака) при жизни, на свои честно заработанные средства, то ты его найдешь на том свете, как милостыню, размещенную впереди своего пути, и ты ее обязательно получишь. Если совершают пожертвование (садака) после смерти, то оно как бы размещено позади твоего пути, и ты можешь не найти его в ином мире.

Так же, готовясь к той подлинной жизни (и это является сунной Пророка (с.1.с), многие сами, на свои честно заработанные средства, покупают и готовят основное «одеяние» для себя (ситец 12-15 м., 1,5кг. ваты, 2 новых полотенца, новое ароматное мыло, новые масляные духи без спиртных добавок, неиспользованные резиновые перчатки, аптечные маски и т.д.).

Основными признаками того, что человек находится при смерти, являются то, что он не слышит окружающих, не обращает на них внимания, не может произнести ни слова, не имеет рассудка, с каждой минутой его руки и ноги становятся холодными, также его берет холодный пот. В таких ситуациях, по правилу, человека поворачивают головой в сторону севера, лицом в сторону Каабы, вынимают изо рта (легкий) зубной протез, если такой есть.

В предсмертный час («садолуш») человеку нежелательно давать пить воду (поскольку он не в силах спокойно ее выпить) , с помощью намоченной чистой водой ваты, приложенной ко рту, он впитывает кое-какую влагу. Так же, прося у Всевышнего прощения его грехов, духовное лицо (мулла) или кто-то из родных читают над ним суру Ясин (Ясин – одна из 114 глав Корана, ( Кора́н – священная книга мусульман) . Родственники в своих молитвах тоже просят милости Всевышнего по отношению к нему. В доме, где человек скончался, или, где его готовили к захоронению, каждый вечер в течение недели после смерти читают часть Корана – Ясин.

После того, как тело отпустила душу, покойника поворачивают головой в сторону севера, лицом в стороны Каабы, подстилают под него ковер и кладут на пол, лентой из ситца подвязывают подбородок (чтобы рот не оставался открытым), опускают по длине тела и привязывают руки (есть места, когда некоторые привязывают руки и кладут их на грудь.???. В таких случаях возникают проблемы во время омывания тела, и многие советуют их опустить по длине). Так же привязываются ноги и кладется тяжесть на живот, чтобы тело покойника не теряло свой обязательный вид. Все это является основным уходом за телом покойника. У чеченцев принято, прежде чем передать тело покойника для приготовления в последний путь к священнослужителям, родственники покойника обязаны проверить его на предмет соответствия канонам Ислама (стричь ногти и ненужные волосы на теле, (если такие есть) чтобы на нем не было никакой грязи и т.д.) На все это обращается особое внимание, потому что это обязательный уход за телом покойника.

Три человека, включая основного умельца Муллы (Мулла́ - знаток и служитель мусульманского культа) , омывают тело покойника, делают вместо него омовение, заворачивают в белый ситец (саван ), опрыскивают духами или миской (духи на основе масел), и полностью готовят к захоронению. Под него подстилают чистый ковер и кладут подушку. Мужчину заворачивают в три слоя, а женщину в пять слоев, однако два слоя остаются внутри. Снаружи женщину тоже заворачивают в три слоя, после чего читается первая молитва над покойным. Таким же образом покойницу к захоронению готовят женщины, нужно отметить, что женщины над покойницей молитву не читают. Ее читают мужчины, перед тем, как вынести подготовленную покойницу из дома.

Похороны проходят, соблюдая все нормы Шариата и Тариката.

Обязательной процедурой над каждым покойником, как и предписано в Исламе, является: чтение Корана, омывание тела, заворачивание в белый ситец (саван), копание могилы и придание его земле.

Подготовка (копание) могилы занимает одно из основных мест траурной процессии у чеченцев. Как только человек покидает этот мир, (утреннее или дневное время суток), пять или семь человек, в основном молодые мужчины (близкие родственники покойного, соседи, добровольцы, беря с собой мерило тела покойника, идут на кладбище и начинают подготовку (копание) могилы для захоронения).

Этот процесс примерно длится полтора-два часа, но может продолжаться и больше, в зависимости от того, какой будет почва земли, твердая или мягкая. Глубина могилы не менее 160 см., а длина в рост покойника, плюс 10-15 см. в запас, ширина в среднем 80-90 см. Мужчине могилу копают на один «штык» больше, чем женщине.

Если покойник соблюдал нормы Кадарийского тариката, то его кладут в нишу могилы в сторону севера, если придерживался норм Накшбандийского тариката, то его кладут в нишу в сторону юга. Независимо от того, в какой стороне (северной или южной части) ниша, в обоих тарикатах хоронят покойника лицом в сторону Каабы.

В связи с тяжелой физической нагрузкой, тем, кто готовит (копает) могилу, в обязательном порядке дают пищу (обычно это обед – (вареное мясо, бульон, хлеб, напитки и т.д. ) и многие принимают его, выходя за территорию кладбища.

Утром, после согласования с имамом села, родственник покойного берет у него список 10 мусульман, которые читают отведенную ему 10-ю часть Корана. Они должны в срок, до захоронения покойника, выполнить эту просьбу и прочитать весь Коран.

В число обязательной раздаваемой милостыни по покойнику (садака) , входит: кафарат (5 пунтов пшеницы), которая раздается по 8 кг. 10-ти малоимущим или сиротам; тоненькие лепешки с творогом, смазанные сливочным маслом (чIепалгаш) ; халва (хьовла ) из кукурузной или пшеничной муки (их меньшее количество – 63), судя по всему, такое количество связано с годами жизни Пророка Мухаммада (а.с.в.); кроме этого, в течение семи вечеров такая милостыня (чIепалгаш и хьовла) раздается семи соседям.

Таким образом, чеченцы трепетно относятся к похоронам. Когда умирает человек, открывая ворота, ставя по всему периметру навеса, порой и двора, скамейки, семья покойного дает знак того, что их постигла беда, и эта весть быстро распространяется по всем родственникам, знакомым. В знак почитания покойного и того, что это общая утрата и боль всей общины, родственники и даже ближайшие соседи тоже открывают свои ворота. Несмотря на то, что знали усопшего или нет, практически все сельчане ходят на похороны и выражают соболезнование родственникам покойного.

Семья и старшие в роду покойного, как правило, оповещают близких и дальних родственников, знакомых, имама села (къеда) , тамаду муридов (муридийн тхьамда), 4 руководителей групп муридов (муридийн туркхаш) тарикато-последователей (муридаш) о смерти человека. Они оповещают и собирают всю группу тарикато-священнослужителей (муридийн тоба) , которые совершают обряд “Маха бар” – условная процедура выкупа (договора) души и тела покойника, включающий в себя: предварительное произнесение всеми присутствующими Шахадат – 3 (свидетельства единобожия), читают Астог1фируллах1 (прошу Аллаха о прощении грехов), 15 Салават (определенная ду‘а-мольба с возвеличиванием пророка Мухаммада (с.1.с.), его положения пред Всевышним и людьми), 3-5 разные Аяты и Суры Священного Корана, 70 тысячи раз произносят «ЛАИЛАХIА ИЛЛАЛЛАХI (нет бога кроме Аллаха), и мольбой просят Всевышнего о прощении грехов покойника и воздаяния ему благодати за проделанное им богоугодное дело. Этот обряд проводится в самой большой комнате (зале) дома или в мечети по соседству (если есть такая возможность).

Проделав всю вышеуказанную работу, муриды выходят во двор на “зикр” (Зикр поминание ‎ Всевышнего) исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Всевышнего Аллах1а).

Передавая друг друга определенную сумму денег (в размере стоимости средней коровы) завернутую в чисткую ткань, как милостыня за покойника, они просят Всевышнего Аллаха прощения всех грехов покойника в течение всей его жизни, включая несоблюдение или неполноценного соблюдения покойным 5 обяъзательных столпов ислама как:

  • декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада (шахада т);
  • пять ежедневных молитв (намаз);
  • пост во время месяца Рамадан (ураза);
  • религиозный налог в пользу нуждающихся (закят);
  • паломничество в Мекку (хадж).

Все вышеперечисленные составные мероприятия обряда похорон, как: подготовка покойника к захоронению – омывание тела; подготовка (копание) могилы; раздача мяса жертвенного животного (ц1ий-саг1а), раздача нуждающимся определенного количества зерна (садака-кафарат), чтение Корана (из 10 частей) праведными мусульманами, условная процедура выкупа (договор) души и тела покойника (Маха бар), религиозный ритуал очищение от мирских грехов покойника (искъартхьовзор), а также посещение желающих места, где проходят похороны, их соболезнования родственникам проводятся с утра, примерно в одно и то же время, но в разных местах.

Скорейшее придание покойника земле считается естественной потребностью покойника и богоугодным делом, и поэтому ритуал похорон стораются завершить до обеда.

Ритуалы и обряды захоронения у чеченцев имеют небольшие разновидности, в зависимости от того, норм какого Тариката они придерживаются, и места бытования: равнина или горная местность. На похороны приходят как сельчане, так и люди из других районов, городов и сел республики. На равнине похороны проходят в течение трех дней, а в горной местности они длятся и неделю.

На чеченских похоронах “тезет” для расположения мужчин отводится навес и большой двор. Здесь проходит прием односельчан, родственников, знакомых, произносят мольбу за покойного и соболезнование родственникам. Старшие их рода и самые ближайшие родственники умершего садятся на почетное место. Это место определяется правой стороной двора от ворот, как входишь во двор. От них левее садится брат или старший сын погибшего, все остальные не садятся, они стоят по возрасту (молодые стоят левее). Правее от родственников садится богослов, который читает «дуа».

Далее садятся сельчане, знакомые и прихожане. Уважая мудрость и их преклонный возраст, им уступают почетные места в этом ряду. Когда человек или группа людей подходят и произносят «Ассаламу Алайкум» – приветствие, все встают (даже старцы, несмотря на свой преклонный возраст), а богослов отвечает «Ваалайкум ас Салам» – ответное приветствие, далее он или по его просьбе один из прибывших читает «дуа» (мольба), все остальные про себя произносят «Амин» («О Аллах, прими мою молитву!»).

После чтения дуа, выражения соболезнований родным и близким, взрослые из пришедших садятся, если среди них есть богослов или мудрый старец, то ему обязательно отводят одно из самых почетных мест, а молодые отходят в сторону и стоят там, где свободно, но не рядом с родственниками погибшего. Во время такого процесса необязательно, чтобы каждый из пришедших выполнял ритуал «рукопожатие», поскольку во время такого ритуала все должны стоять из-за уважения к гостю, а старцам порой, через каждую минуту или две, это бывает не под силу.

После того, как гости разместились, и выпала свободная минута от прихожан, богослов-хозяин рекомендует всем собравшимся прочитать “Ламаз бисмиллах1” (сура Аль-Фа́тиха – открывающая 1-я сура Корана), и 11 раз “Къулх” (Ихлас – 112-я сура Корана) и 4-5 Салавата, после чего просит богослова или старца прочесть дуа или сам читает, прося покойному милость у Всевышнего. В течение всего траура гостей долго не задерживают, а такой процесс повторяют регулярно.

Нужно отметить, что чеченские похороны являются неким институтом, где на примерах старшего поколения молодежь учится многим правилам этикета человечности. В виду этого, особое место уделяется одежде мужчин и женщин, как в обыденной жизни, так и на похоронах. Мужчины и женщины в обязательном порядке имеют головной убор, (и скромная, желательно, однотонная одежда).

Для женщин на похоронах отводится отдельный двор. В летнее время их размешают под навес, а зимой в зале или гостиной. Редко бывает так, что мужчин и женщин размещают в одном дворе. Такой вариант устраивается лишь в крайнем случае (если есть завещание покойного, чтобы все проводили именно у него в доме и во дворе).

После проведения всех подготовительных работ к захоронению, покойника выносят для коллективной погребальной молитвы над ним, и имам читает дуа.

Прежде чем совершить над ним погребальную молитву, те, кто хорошо

его знали (сосед, друг, знакомый, не менее трех человек), свидетельстуют о том, что он (или она) был хорошим человеком и соблюдал все каноны Ислама. Далее, имам просит всех простить ему обиды и долги (если есть) , а если таковые имеются, просит их обратиться к родственникам. Совершают погребальную молитву, которая проводится стоя совместно со всеми желающими, после чего, беря на насилках (барма) тело, мужчины направляются на кладбище, (несколько мужчин остается на месте). Женщинам не принято в день похорон идти на кладбище.

На кладбище, во время захоронения покойника, трое (вместе с имамом) спускаются в могилу и кладут покойника в нишу. После этого двое продолжают кирпичом или деревянными досками огораживать нишу. В это время сверху над могилой держат шерстяную бурку, чуть приподнятую от земли. После завершения данной работы ближайщие родственники (отец, сын или брат) начинают засыпать землю, (по три раза в ладонях) , далее остальные засыпают всю землю, а имам читает Ясин.

После того, как засыпают всю землю, имам читает ЗаIам (напутствие покойнику,состоящее из нескольких аятов (коранических стихов) из Корана и нравоучений для той жизни. Считается, что покойный слышит и знает то, о чем ему читают. После этого имам льёт из-под кувшина воду на могилу и читает дуа. Далее, четыре богослова садятся по четырем углам и читают суры из Священнописания (Ясин, Табарак, Духан, Саждат) , после чего все четверо по очереди делают дуа, присутствующие поддерживают словом мольбой Амин.

Когда завершается весь процесс захоронения, один из родственников, соответсвенно, мудрый и уважаемый человек, выражает благодарность всем, кто откликнулся на их горе, иногда имамы объявляют время и место мовлида (мовлид – это коллективное выражение любви к Пророку, салаЛлаху алейхи васаллям) и зикра за покойного, а потом люди расходятся по домам.

Самые ближайшие родственники (молодежь) остаются и ставят нагробную плиту (чурт) , тем самым читая Салават, Суры из Корана Аль-Фатиха, Ихлас и другие, еще раз делают дуа над покойным, после чего возвращаются домой.

Напомним, похороны у чеченцев продолжаются в течение трех дней (на равнине, а в горной местности порой и неделю).

После завершения похорон, родственники еще раз проводят обряд садака (сагIадаккхар) . Если покойник соблюдал нормы Кадарийского тариката или его похоронили согласно его нормам, то этот обряд проводят по истечению трех дней, а если Накшбандийского тариката, то после истечения недели. В обоих случаях в жертву приносится крупный рогатый скот, закупаются всякого рода сладости, хлеб, фрукты, напитки, собирают всех, кто принимал участие в захоронении покойного: мюридов, соседей, родных и близких. Мюриды читают Мавлид, совершают обряд Зикр, читают Аяты и Суры из Корана и еще раз просят милость и прощения покойному…

В ближайший четверг всем соседям, родным и близким раздаются пакеты (рис, сахар, чай, хурма, сладости) . Это еще один вид «садака» у чеченцев.

Стоит отметить, что у чеченцев, (если у человека имелось завещание, в котором все прописано) , все виды садака и расходы, связанные со всей похоронной процессией, оплачиваются исключительно из средств самого покойного, нажитых им самим на этот день.

После заверщения похорон, в ближайщую пятницу, родные покойника посешают его могилу, читают над ним Ясин и делают дуа. (Желательно, чтобы родные посещали могилы усопших, ухаживали за ними и проводили такой обряд регулярно).

Малая семья стала основной формой семейной организации чеченцев уже в конце XIX - начале XX в. Но малая семья долгое время сохраняла черты патриархального быта. Полновластным хозяином и главой семьи был муле. Глава семьи по своему усмотрению распоряжался имуществом, женил сыновей. Однако при выдаче замуж дочери решающее значение имело слово матери. Патриархальное отношение к женщине отразилось в старой чеченской поговорке «лошади и жены не жалей».
Свадебные обряды. Браки между родственниками у чеченцев запрещались в пределах трех поколений. В прошлом большую роль при заключении брака играло имущественное положение. Брачный возраст для юноши считался с 18-20 лет, а для девушки с 17-18 лет. Иногда обручали малолетних детей. Примерно с 14 - 15 лет девушку начинали приглашать на свадьбы, семейные и общественные увеселения, куда она могла ходить в сопровождении молодых людей - родных или близких родственников. У чеченцев было широко распространено похищение невест. Это объясняется, по-видимому, трудностью уплаты кебина. Очень часто молодой человек заранее договаривался с девушкой о ее похищении. После похищения жених просил прощения у семьи невесты, и, как правило, все заканчивалось примирением. После примирения проводилась свадьба.
Когда брак совершался с соблюдением свадебных обычаев, он начинался со сватовства. Жених должен был избегать до свадьбы встреч с родителями невесты. С невестой он мог видеться, но только чтобы никто не видел их свиданий. Если же они встречались где-то на людях, то не должны были разговаривать. Невеста при этом должна была прятать от жениха лицо. Перед свадьбой совершалась помолвка. Помолвку и свадьбу иногда разделял довольно большой срок, в особенности тогда, когда у жениха не было приготовленных средств для свадебных расходов и уплаты кебина. Кебин состоял из двух частей: обязательных подарков семье и родственникам невесты, т.е. собственно кебин, и урдо - части, которая должна была обеспечить женщину в случае развода. Кебин платили деньгами, скотом или ценными вещами.
Свадьба проводилась в доме жениха и продолжалась несколько дней. За невестой отправлялась большая группа родственников жениха. Проводы невесты из родного дома совершались очень торжественно. Невесту наряжали в свадебное платье, голову ей покрывали белым шарфом. Провожавшие невесту подружки пели ритуальные свадебные песни. Из дома невесту выводили дружки жениха. О прибытии свадебного поезда перед въездом в селение жениха извещали стрельбой из ружей. В доме жениха для невесты готовили особую комнату, куда ее вводили по разостланным коврам. В этой комнате девушка в окружении родственниц оставалась до окончания свадьбы.
На свадебное торжество собирались родственники, друзья и односельчане. Приглашали даже случайных прохожих. Они считались гостями всего селения, и их сажали на почетные места. Жених в свадьбе не участвовал, он скрывался в это время в доме друга или родственника, а то и просто в лесу. И после свадьбы молодой какое-то время прятался от посторонних, посещая жену только ночью, тайком.
Свадьба у чеченцев сопровождалась своеобразными состязаниями в искусстве танца, исполнении частушек, в остроумии и пр. Распорядителями на свадьбе были иная - генерал и его помощники, мужчина и женщина. .Инал рассаживал гостей во дворе в круг, по одну сторону - мужчин, по другую - женщин. Танцы устраивались внутри круга. Без разрешения распорядителей никто не имел права танцевать. Когда танцевали старики и почетные гости, все вставали и хлопали в ладоши в знак почтения. На свадьбе также выступали клоуны и канатоходцы.
В день окончания свадебных торжеств в сопровождении мужчин, женщин и детей свершался обряд вождения молодой по воду. Молодая брала поднос с пирогами и кувшин для воды. У речки она прокалывала несколько пирогов булавкой, бросала их в воду, а затем черпала их из воды кувшином. Когда же она ставила кувшин на плечо, раздавались выстрелы. Причем стреляли не только в воздух, но иногда и в пироги. Этот обряд проходил под музыку и песни. Проведение обряда означало, что невестка должна приступить к хозяйственной деятельности. своей новой семьи.
Обряды детства чеченцев. У чеченцев муж уезжал на время родов из дома и возвращался только после появления ребенка. Иногда молодая уходила рожать в дом своих родителей. Женщина, родившая наследника, пользовалась уважением, это упрочивало ее положение в семье. Рождение девочки встречалось порой равнодушно. Но в том и другом случае отец ребенка долгое время не должен был говорить с женой. При рождении мальчика устраивалось торжество, на котором один из родственников отца давал имя ребенку. У чеченцев большинство имен мусульманского происхождения, но встречаются и старинные местные имена.
Погребальные обряды чеченцев. В погребальных обрядах чеченцев мы находим сочетание мусульманских и языческих элементов. Хоронили покойника в день смерти. Омывание, вынос, устройство могилы и погребение производились по мусульманскому обычаю. В проведении поминок в день похорон заметно влияние местных древних верований. Чеченские похороны отличаются многолюдностью. Из самых отдаленных селений приезжают родственники и знакомые, чтобы проводить в последний путь. Важную роль на похоронах играют плакальщицы, они говорят о хороших качествах покойного, о его дальнейших планах, которые смерть помешала осуществить. Тело покойника на кладбище несут мужчины. Женщины остаются оплакивать умершего дома. Погибших в боях хоронили в том виде, в котором они были убиты, т. е. без омывания и савана. На могиле такого покойника, помимо намогильного памятника с соответствующей надписью, устанавливался длинный шест с флажком.
На второй день после похорон устраивается богатый поминальный пир. Вдова должна носить черную траурную одежду в течение года после смерти мужа. В некоторых местностях было принято носить как траурное то платье, которое было на женщине в день смерти ее мужа.
Печальным пережитком старой Чечни можно считать кровную месть. Зачастую кровная месть осуществлялась годами и приводила к истреблению большого числа людей. В высокогорных районах Чечни допускался выкуп за кровь, при его уплате совершался обряд «примирения кровников» Однако в других местностях страны выкупа за кровь не брали. Здесь сложилась поговорка «Мы кровь своих убитых не продаем». Обычай гостеприимства в Чечне соблюдался очень строго. За жизнь своего гостя хозяин отвечал, как за члена своей семьи или рода. Он должен был защищать гостя от врагов, мстить за его убийство.

В Чечне и Ингушетии исповедуют мусульманство, поэтому похороны проводятся по мусульманским обычаям. Хотя некоторые оговорки на местные традиции все же есть. Умерших здесь хоронят как можно раньше, желательно в тот же или на следующий день. Как только человек умирает, оповещают всех его родных и знакомых, тут же в дом приходит много людей.

Эти люди пришли не только проститься с покойным, но и помочь семье организовать похороны. Такая традиция в Ингушетии обычное дело - отзываться целыми семьями, дворами и чуть ли не поселками на беду.

Родственники, знакомые и соседи сразу же делятся на группы - одни выкапывают на кладбище могилу, другие помогают с омовением и подготовкой тела к погребению, третьи занимаются приготовлением поминок. Но для канонического мусульманства поминки после похорон - это, можно сказать, нонсенс. Потому что Исламом предписано освободить скорбящих родственников от хлопот.

Однако в Чечне и Ингушетии придерживаются немного других взглядов: семью покойного стараются наоборот отвлечь, занимая родственников организацией похорон и поминок. Так как людей собирается много, нужно расставить столы, занять недостающие стулья или посуду у соседей - в общем, дел невпроворот, предаваться унынию действительно некогда. Но опять же, делается это только во благо семьи, перенесшей траур.

Кроме того, в Ингушетии есть обычай очень серьезно относиться к гостям. Если родственники пришли, а кто-то и приехал издалека, чтобы оказать помощь, их нужно обязательно накормить и расположить на ночлег при необходимости. Гость здесь куда важнее собственного состояния.

Как в Ингушетии и Чечне относятся к смерти?

Отношение к смерти здесь, как и во всех мусульманских странах, смиренное: все происходит по воле Аллаха.

Поэтому на похоронах родственники покойного стараются вести себя сдержанно - никаких разрывов одежды, расцарапывания лица, причитаний. Такое поведение считается недостойным мусульманина. В то же время каждый здесь понимает, что семья перенесла горе, и старается подставить плечо поддержки.

Ингушские кладбища

Место под могилу в Ингушетии бесплатное. Считается, что незачем дополнительно нагружать людей, перенесших утрату, тем более что проблем с местами под кладбища нет.

Каждый человек имеет право быть похороненным на местном погосте, и после смерти родственника его семья не отягощена волокитой по оформлению могилы. Достаточно просто прийти на кладбище и выкопать яму под захоронение. Погребение происходит очень быстро, без проволочек - так положено по Шариату. Да и с таким количеством помощников как можно по-другому?

Даже памятник в Ингушетии делают за пару часов: на простой бетонной плите на скорую руку выбивают имя покойного и даты его жизни.

Юсуп Темирханов. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Вчера стало известно о том, что в омской колонии умер чеченец Юсуп Темирханов, осужденный за убийство полковника российской армии Юрия Буданова.

В марте 2000 года командир 160-го гвардейского танкового полка Юрий Буданов был арестован по обвинению в похищении, изнасиловании и убийстве 18-летней жительницы чеченского села Танги-чу Эльзы Кунгаевой.

В 2003 Буданов был осужден на 10 лет колонии строго режима, отбывал наказание в Дмитровограде Ульяновской области, губернатором которой тогда был бывший командир Буданова генерал Владимир Шаманов. Правозащитники и журналисты также неоднократно обвиняли Шаманова в военных преступлениях против мирных жителей Чечни, однако он всегда отрицал эти обвинения.

Юрий Буданов в суде. 2002 год. Фото: РИА Новости

В 2004 году (через год после вынесения приговора) полковник Буданов написал прошение о помиловании на имя губернатора Шаманова. Тот удовлетворил прошение. Эта новость вызвала огромный резонанс. В Грозном прошел многотысячный официальный митинг против помилования. Рамзан Кадыров тогда заявил:

«Если это помилование Буданова произойдет, мы найдем возможность воздать ему по заслугам».

В 2009 году Юрий Буданов освободился по УДО, с работой и жильем ему также помогал его бывший командир Владимир Шаманов. Буквально сразу Рамзан Кадыров напомнил о том, что не забыл о Буданове. В интервью агентству «Регнум» Кадыров сказал:

«Буданов — шизофреник и убийца, признанный враг чеченского народа. Он оскорбил наш народ. Каждый мужчина, женщина и ребенок считает, что, пока Буданов существует, позор не снят с нас».

А еще через два года, в июне 2011-го, Буданов был застрелен в Москве. Его похоронили с воинскими почестями на кладбище в Химках рядом с аллеей героев Великой Отечественной войны.


Полиция и следователи на месте убийства Юрия Буданова в Москве. Фото: РИА Новости

Уже через месяц по подозрению в убийстве Буданова был задержан Юсуп Темирханов. Своей вины он так и не признал. Темирханова защищал чеченец Мурад Мусаев, один из лучших адвокатов в России, человек, приближенный к Рамзану Кадырову.

Пятничная новость о смерти Юсупа Темирханова стала большим событием для огромного количества чеченцев. И жители республики, и те, кто уехал из Чечни в эмиграцию, разместили в социальных сетях на своих страницах фотографии Темирханова, называя его «настоящим героем Чечни», который «отомстил за свой народ».

«Нохчи къонах» (чеченец, живущий по кодексу чести и ставящий служение всему народу выше своих личных интересов) — именно эти два слова чаще всего можно было прочитать в постах чеченских пользователей.

Такого всенародного признания на моей памяти не получал ни один из прошлых и нынешних чеченских деятелей.

В соцсетях стали распространяться видеоролики из села Гелдаген, где живут родственники Темирханова. На этих видео — огромные толпы людей, стихийно приехавших на тезет (поминальный обряд, который длится у чеченцев три дня). Сотни машин, припаркованных вдоль дороги в село Гелдаген, — этот народный кортеж растянулся на несколько десятков километров.

Первыми в Гелдаген приехали чуть ли не в полном составе жители села Танги-Чу — односельчане Эльзы Кунгаевой, девушки, которую зверски изнасиловал и убил бывший полковник российской армии Юрий Буданов (приговором он был лишен звания и всех своих наград).

«Позор тяжелую нам ношу
Буданов зверский на плечи положил
и 10 лет свободно по земле ходил
Юсуп герой Чеченского Народа
в Москве Буданова убил
контрольный в лоб ему пустил
А приговор судьи с улыбкой Юсуп принял ты
Тобой гордимся мы достойный сын Чечни»

— кустарно сделанные видеоролики с подобными текстами, перепетыми на арабский мотив, вирусно распространяются в интернете и набирают огромное количество просмотров.

Источники «Новой газеты», отслеживающие потоки сообщений, посвященных этому событию, свидетельствуют

о невероятном всплеске активности в среде чеченской молодежи, которая с восторгом отзывается о Темирханове как о «шахиде, отдавшем жизнь за честь своего народа».

Официальный Грозный никак не отреагировал на событие в день, когда стало известно о смерти Темирханова. Ни один чеченский телеканал не приехал в пятницу в село Гелдаген, которое, кстати, является родовым для героя России, спикера парламента Чечни Магомеда Даудова, чьим именем тут названа сельская школа. Обошли полным молчанием данную новость все представители чеченской власти в своих личных аккаунтах в Инстаграме, Майлистори (чеченский аналог Инстаграма), Фейсбуке и ВКонтакте. Главными новостями в этот день были сообщения о том, что 28-летний племянник Кадырова Ибрагим Закриев, назначенный месяц назад мэром Грозного, лидирует в медиарейтинге глав северокавказских столиц, а также день рождения матери Рамзана Кадырова — Аймани Кадыровой, возглавляющей Фонд имени Ахмата Кадырова.

Надо полагать, бурная реакция чеченского общества на смерть Темирханова, застала чеченские власти врасплох. Они впервые столкнулись со столь отчетливым и, главное, массовым выражением мнения народа об истинных и ложных героях. И помешать этому явлению они не могли: не разгонять же, в самом деле, поминки?

Уже на следующий день чеченские телеканалы дали сюжеты о столпотворении в селе Гелдаген и о том, что тезет перенесли в сельскую мечеть, так как двор семьи Темирхановых просто не вмещает в себя желающих высказать соболезнования.

Но можно ли первому лицу республики присоединиться к поминальному обряду и участвовать в похоронах «чеченского къонаха»?

Это — политический вопрос, на который должен был ответить Рамзан Кадыров. И он ответил, приехав на похороны в село Гелдаген.


Тело Темирханова под крики «Аллаху акбар!» вносят в мечеть села Гелдаген. Кадр видео / Instagram

Вся эта ситуация поставила чеченское руководство в очень сложное положение.

Реакция народа на смерть Темирханова идет в разрез с российской политикой по оценке российско-чеченского конфликта, вылившегося в две военные кампании.

Федеральное руководство так и не признало многочисленных фактов военных преступлений, совершенных против мирных жителей Чечни российскими военнослужащими. Только несколько случаев дошли до суда и приговоров, самые известные — дело ханты-мансийского омоновца Лапина и дело полковника Буданова. Оба преступника были осуждены только благодаря усилиям правозащитного центра «Мемориал» и журналиста «Новой газеты» Анны Политковской. Поддержку оказывал в этих делах и отец Рамзана Кадырова — Ахмат-Хаджи Кадыров.

Но расследование все равно шло крайне тяжело и было политически лимитировано: по сути, следователи получили «добро» только на выявление самых очевидных, зафиксированных правозащитниками и журналистами преступлений, совершенных российскими военными и полицейскими. Суд даже снял с Буданова обвинения в изнасиловании Эльзы Кунгаевой, хотя материалами дела факт изнасилования был полностью доказан. И никто из чеченских политиков не протестовал против таких «полумер».

Есть простое объяснение, почему Москва не стремилась расследовать и должным образом наказывать военных преступников, а Чечня с этим согласилась и в обмен получила сотни амнистированных чеченских боевиков, которых Москва также отказалась привлекать к уголовной ответственности. Это была сделка, одно из условий прекращения войны. И на тот момент в ней были заинтересованы обе стороны конфликта. Кейсы Лапина и Буданова Ахмат-Хаджи Кадыров выторговал у Кремля только лишь для демонстрации хоть какой-то легитимности этого неправового и несправедливого, но крайне необходимого тогда договора — для установления хоть и худого, но мира.

После убийства Кадырова-старшего все вопросы о привлечении российских военнослужащих к ответственности поднимали только журналисты и правозащитники «Мемориала».

«Мемориал» создал огромную базу данных, в которой детально зафиксированы все военные преступления в Чечне и собраны данные о всех российских военных подразделениях, частях и военнослужащих, причастных к этим преступлениям. Об этой работе мало что известно, но она идет каждый день уже много лет и когда-нибудь даст результат. Слишком много преступников еще живы. Слишком много чеченцев, убитых без суда и следствия, числятся «пропавшими без вести».

Рамзан Кадыров списал этот вопрос с повестки дня еще в самом начале своего руководства регионом, а недавнюю кровавую историю своего народа стал активно переписывать. Сегодня Кадыров постоянно заявляет, что в ходе двух чеченских войн против чеченцев воевали западные спецслужбы, заплатившие «тридцать серебреников» предателям чеченского народа. Так что нет ничего удивительного в официальном молчании чеченских властей в тот момент, когда они испытывают солидарные с народом эмоции по поводу смерти Темирханова.

Но вот столь бурная реакция чеченского общества по факту этой смерти заставляет задуматься о многом.

Что мы знаем про героя, «нохчи къонаха» Юсупа Темирханова?


Фото: РИА Новости

Биография Темирханова покрыта мраком — только общие сведения: где родился, кто родители. Что делал и чем занимался, где жил в обе чеченские военные кампании, как именно пострадал от российских военнослужащих, какое отношение имеет к родственникам убитой Будановым Эльзы Кунгаевой (ведь, по мнению чеченцев, он отомстил за ее поруганную честь) — ничего не известно. Его задержали с поддельными документами, которыми часто пользуются чеченские киллеры. Свою вину в убийстве Буданова Темирханов всегда категорически отрицал.

Прокурор Семененко вменила Темирханову «чувство ненависти и вражды ко всем военнослужащим, исполнившим свой долг и принявшим участие в контртеррористической операции, [руководствуясь которым, он] принял решение совершить убийство. Его выбор пал на Буданова, чье имя получило широкий общественный резонанс и который являлся наиболее ярким представителем той социальной группы, к которой он испытывал ненависть».

Логически из такой позиции вытекал однозначный вывод: все российские военнослужащие, принимавшие участие в чеченских войнах, — насильники и убийцы.

Неадекватность обвинения перекочевала в приговор Юсупу Темирханову. Если Буданов за преступление исключительной жестокости, отягченное его статусом «российского офицера, наводящего конституционный порядок в Чечне», получил 10 лет колонии строго режима, из них отбыл 8 и был освобожден по УДО, то Юсуп Темирханов, совершивший убийство из соображений мести, что во всем мире считается смягчающим обстоятельством, был осужден на 15 лет.

Он имел массу хронических заболеваний, но по УДО, понятно, никогда бы не вышел. Тем не менее отбывал свой срок Юсуп Темирханов в гораздо более комфортных условиях, чем обычные чеченские заключенные. Ему оказывалась квалифицированная медицинская помощь, в том числе с привлечением платных специалистов и с вывозом на обследование в коммерческие лечебные заведения, о чем он сам рассказывал в интервью. Его состояние здоровья было официально признано ФСИНом как основание для смягчения режима. В естественной смерти Юсупа Темирханова нет оснований сомневаться, по крайней мере, его адвокаты не высказали никаких версий, противоречащих официальной. Такое отношение к заключенному чеченцу, который сидел за убийство российского военнослужащего, ставшего культовым для многих силовиков, можно объяснить лишь одним обстоятельством:

Юсупу Темирханову оказывали посильное покровительство очень влиятельные люди.

В СМИ, следивших за процессом, всплывали обрывочные и неподтвержденные сведения о связях Темирханова с чеченским криминалом, который вовсе не автономен от чеченской власти. При этом Рамзан Кадыров никогда не упускал случай Буданова из виду, неоднократно высказывал угрозы в его адрес.

После целого ряда политических убийств врагов Рамзана Кадырова, включая убийство Бориса Немцова, мы уже довольно много знаем о том, как работают чеченские киллеры, которые могут быть гражданскими, а могут — и полицейскими, направленными в Москву для обслуживания политических и бизнес интересов руководства республики. Аналогичная ситуация пунктиром прослеживается и в истории с Темирхановым. Но если это так, и Темирханов был всего лишь наемным убийцей, то тогда Юсупу, получается, достались чужие лавры. А истинный мститель открыть свое лицо не может по вполне понятным причинам.

Отсутствие попытки нащупать в этой истории «второе дно» или хотя бы задуматься над этими вопросами, очень многое говорит о смещенных представлениях чеченцев о чести, об их умении быть благодарными тем, кто по-настоящему служит народу.

Приведу пример. В 2002 году над Баденским озером в Швейцарии по ошибке диспетчера потерпел крушение самолет. В этом самолете погибла вся семья осетинского архитектора Виталия Калоева. В 2004 году Виталий Калоев выследил швейцарского диспетчера и убил его (12 ножевых ранений). После чего добровольно сдался властям. Он никогда не отрицал свою вину — он следовал кодексу чести, который вовсе не чеченское ноу-хау, а типичен для всех традиционных обществ. Калоев был осужден на 8 лет, в приговоре мотив убийства был учтен как смягчающий, он был отпущен досрочно швейцарскими властями, так как его посчитали неопасным для общества. Даже швейцарцы понимали, что его преступление было обосновано хоть и дикими для 21 века, но вескими причинами. Когда Калоев вернулся в Осетию, для осетин он стал национальным героем.

Если сравнить эти две истории — Калоева и Темирханова, ущербность второй сразу становится очевидной. Темирханов никогда не признавал своей вины в убийстве Буданова и, более того, никогда не говорил на суде о преступлениях федеральных военнослужащих ни в отношении Эльзы Кунгаевой, ни в отношении других мирных жителей Чечни. Тогда что же им двигало? Выяснение реального мотива — месть или деньги — было крайне важно в ходе расследования. Не только и даже не столько с правовой точки зрения, сколько с точки зрения незаживающего российско-чеченского конфликта.

Если бы обвинение доказало, что Темирханов, убив военного преступника, действовал из чувства мести, и попросило бы, как швейцарские прокуроры, учитывать в приговоре этот смягчающий вину фактор, такая позиция способствовала бы примирению чеченцев с Россией больше, чем отстроенная после войны Чечня.

Если бы обвинение доказало, что Темирханов — всего лишь киллер, то отпали бы основания для его героизации среди мечущихся в поисках моральных ориентиров чеченцев. Особенно, что важно, чеченцев пост-военного поколения. Ведь у молодых людей в Чечне есть действительно достойные примеры для подражания, и не нужно ходить далеко в лес в поисках настоящих «къонахов».

Это — Анна Политковская, которая служила чеченскому народу, которую убили выходцы из этого народа и на похороны которой почти никто из этого народа не пришел.

Это Наталья Эстемирова, сделавшая невероятно много для того, чтобы преступления Юрия Буданова и «кадета» Лапина были раскрыты. Наташа была убита в 2009 году, и на ее тезет не пришло даже и половины родного села Кошкельды.

Это — Оюб Титиев, которого судят сегодня в Шалинском суде Чечни, в том числе, и за то, что он много лет фиксировал обстоятельства военных преступлений в Чечне и помогал родственникам жертв добиваться правосудия. Это все те, кого сегодня называют «врагами чеченского народа», а чеченский народ или очень тихо выражает свою солидарность с этими героями, или вообще молчит.

До вчерашнего дня причины этого молчания еще можно было понять и принять. Сделать это после народного цунами соболезнований по случаю смерти Юсупа Темирханова крайне сложно.

P.S.

«Есть веские доказательства непричастности Темирханова к убийству Буданова. Юсупа мы считаем жертвой. Мы будем добиваться справедливости. Мы призываем, чтобы соблюдали закон и Конституцию и относились к нам, как к гражданам России. Его незаконно осудили, посадили, и он умер своей смертью по воле Всевышнего», — заявил Рамзан Кадыров журналистам во время похорон.

Таким образом он нивелировал ценность поступка Юсупа Темирханова, который выступил поводом для консолидации чеченского народа в эти дни.

Чеченцы и ингуши, потеряв члена семьи, немедленно начинают подготовку похоронного обряда. Все родственники вне зависимости от степени родства с усопшим быстро оповещаются и прибывают (в огромных количествах). Подготовкой покойного к погребению занимается специально нанятый человек.

Подготовка похорон

Образовавшееся сообщество разделяется на группы. Одни молодые парни (не редко не только родственники, но и просто соседи) занимаются подготовкой могилы, другие занимаются дровами и разжиганием огня, на котором в огромном чане будет готовиться мясо. Ингуши считают своим долгом угостить всех, кто явился к ним с соболезнованиями, принято считать, что это милостыня, полезная усопшему в религиозном плане.

Стулья и столы для приема гостей зачастую занимаются у соседей, равно как и посуда при ее нехватке. Причем соседи также активно помогают родственникам покойного с подготовкой. Визитеры оказывают не только моральную, но и небольшую материальную поддержку, в крайнем случае, помогают по хозяйству.

Отдельная группа берет на себя подготовку усопшего к похоронам. В составе группы знающий традиции человек и несколько помощников.

Похоронный обряд чеченцев и ингушей

  • Тело покойного омывается, закутывается в саван, представляющий собой три куска белой ткани, не сшитых друг с другом.
  • Затем усопший заворачивается в ковер и выносится во двор. Все присутствующие на похоронах мужчины творят краткую погребальную молитву.
  • Старшие из гостей и родственников также могут немного рассказать о достоинствах и благих делах покинувшего этот мир человека. Затем тело доставляется на кладбище, его везут на машине или несут на плечах.
  • К приезду похоронной процессии могила уже выкопана. Место на кладбище выдается родственникам усопшего абсолютно бесплатно. За пару часов создается надгробие. Как правило, оно представляет собой серого цвета заготовку, на которой выбито имя покойного, дата его появления на свет и смерти. Иногда информация дополняется вырезанными фигурами, к примеру, солярными знаками, используются и аяты из Корана.
  • Доставленное тело умершего погружается в могилу и закапывается, лопатами по очереди работают все присутствующие мужчины, женщины не допускаются на кладбище. После того как могила засыпана землей, люди молятся, читают Коран, поминают Бога, соблюдая определенный порядок. Затем старший велит всем уйти с кладбища, с покойным на некоторое время остаются только двое самых близких, которые говорят слова прощания.

Поминальный обряд

Параллельно в доме проводится встреча всех посетителей, явившихся с соболезнованиями. Они рассаживаются за столом, им прислуживать будут молодые ребята. Столы принято расставлять во всех комнатах дома, подается достаточно скромное и стандартное угощение. В основном это мясо, бульон и бирх, иногда салаты. Из напитков в основном чай, к нему может подаваться халва.

На всех присутствующих должен быть головной убор, будь это шляпа, тюбетейка или платок. Алкоголь не предполагается, похороны имеют ярко выраженный религиозный характер. Вечером на поминки является бригада муридов для зикров и молитв. Все повторяется во второй и третий день.

Похожие публикации