Почему нельзя собаку в дом. Почему Православная церковь запрещала держать в доме собаку

Кошечки и собачки, хомячки и мышки, попугайчики и экзоты… Кого только не держат в своих квартирах россияне. Одни покупают домашнюю живность для того, чтобы ее размножать на продажу. Другим песик или кошечка как отдушина нужны, а кролики, птички и грызуны становятся живыми игрушками для детей. Кого-то трели болтливого попугая и лай соседского пса, быть может, и забавляют, но большинство категорически против такого соседства.

В конце 2011 года Президент Дмитрий Медведев подписал закон, который запрещает держать в квартирах собак, певчих птиц и любых других животных, которые нарушают спокойствие.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства в прошлом году плотно занялся вопросом домашней живности.

— У нас в стране многие граждане держат в квартире кошек и собак. И по несколько особей. Ежегодно в департамент жилищно-коммунального хозяйства поступает около 20000 обращений от граждан, которые устали слушать лай собаки или заливистые разговоры соседского попугая, — делится цифрами Ирина Булгакова, директор департамента. — Наши специалисты выезжают, разговаривают с владельцами животных, но не проходит и месяца, как соседи вновь звонят и просят разобраться. Ситуация действительно критическая. И мы не могли не предпринять мер.

С того самого момента в квартирах запрещено содержать:
— собак (исключение составят инвалиды, которым нужна собака-поводырь, и собаки с ростом в холке не более 53 см);
— певчих птиц и попугаев;
— коз, баранов, овец;
— свиней (исключение составят мини-пиги).

Регламентирует закон и количество кошек — их должно быть не больше двух. В течение 3-4 месяцев в квартире также можно держать до 6 котят.

— Ирина Александровна, закон инициирован департаментом жилищно-коммунального хозяйства. Поясните, пожалуйста, нашим читателям, почему в законе фигурируют козы, бараны и овцы?
— Кому-то этот пункт покажется фантастическим, но действительно некоторые москвичи держат у себя в квартире баранов и коз. Чем они их кормят и как за ними следят, мы не знаем, но жалоб много. С начала 2012 год их уже поступило 12. Некоторые держат на балконах кур, но это законом не запрещено.
— Если с собаками и птицами все понятно, то как быть с кошками? Кому они помешали? Зачем вводить ограничения?
— Запрет нужен для того, чтобы граждане не превращали свои квартиры в питомники для кошек. Эта проблема остро стоит в домах, где живут пожилые люди. Они подбирают бездомных кошек и держат их в квартирах. При этом должный уход за животными не производится: кошки гуляют по подъезду, испражняются, рядом с квартирами сердобольных старушек стоит удушающий запах кошачьей мочи. Весной прибавляется еще одна проблема: некастрированные животные начинают издавать гортанные звуки, тем самым мешая соседям.
— Согласно новому закону получается, что собака больше не друг человека, и ее нельзя держать дома?
— В квартире — нельзя. В частном доме вы можете содержать столько животных, сколько позволит ваш кошелек.
— Куда хозяева должны деть «лишних» животных?
— Усыпить.

Вот так один простой закон может лишить тысячи россиян питомцев.

Среди верующих бытует мнение, что собака – животное «нечистое», богопротивное. Действительно, в Ветхом Завете собака названа нечистой. Но этим словом пророк Моисей называет и других животных. Есть версия, что таким образом Моисей пытался избавить свой народ от идолопоклонничес тва: ведь древние египтяне поклонялись различным животным, видя в них божеств: кошкам, быкам, крокодилам, соколам и даже жукам-скарабеям… Правда, «нечистыми» Моисей объявил не всех животных. К примеру, коров он назвал «чистыми», чтобы их можно было употреблять в пищу. Но в любом случае христиане отказались от «божественной» природы братьев наших меньших.

Во времена Христа собак стали держать при домах в качестве сторожей. Так, хананеянка говорит Иисусу: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Апостол Павел предупреждал: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3:2), имея в виду носителей лжеучений. А апостол Петр говорил о грешниках: «Пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2:22). Но особенно назидательно звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).

В библейском понимании собака не могла занимать высокое место в мировой иерархии. Ведь Христос заповедовал «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37), а также «возлюбить ближнего твоего, как самого себя» (22:39). То есть, в первую очередь речь идет о любви к Богу и человеку, созданному «по образу Божию», а животные, хоть и являются помощниками человека, но никак не могут претендовать на равенство с ним.

Эти христианские принципы не могли не сказаться на укладе русской жизни. Хотя на Руси на собак возлагалось очень много функций: они караулили дома и скот, ходили с хозяевами на охоту, а на Крайнем Севере еще и использовались в качестве ездовых, даже в лютые морозы этих животных не пускали в дом дальше сеней… В знаменитом «Домострое» собаки неоднократно упоминаются среди других «поганых» животных, которым не место рядом с человеком: «Для скотины и для собак держать для того особые миски, и чистой посуды не поганить».

Испокон веков считалось также, что собака не должна находиться в помещении, где есть иконы или другие святыни. Нельзя и освящать помещение, в котором находится собака. Кстати, не случайно именно слово «собака» и производные от него – «пес», «сука» - стали в русском языке ругательными словами. Так, мат раньше называли «песьей бранью»: псы не могут разговаривать, они лают… У славян также существует понятие «песья вера», относящееся к инородцам.

Протоиерей Виктор Кузенко утверждает, что запрет держать в доме собак относится к так называемым «околоцерковным преданиям». «В Библии слова “собака”, “псы” и их производные встречаются не менее 25 раз, - пишет он. - Для Древнего Востока, для страниц Библии собака - это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание. В двух случаях - во Второзаконии (23,18) (“не вноси цены пса в дом Господа”) и в Евангелии от Матфея (7,6) (“не давайте святыни псам”) - можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного. Однако анализ контекста не дает оснований для однозначных выводов. Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки. В Евангелии от Матфея о собаке приводится изречение: “не давайте святыни псам”; поставленное в ряд с другим “не мечите жемчуг перед свиньями”, т. е. не делайте бессмысленных поступков или, проще, - не делайте глупости».

Правда, в средневековых соборных документах Русской Православной Церкви действительно встречается запрет приводить собаку в храм, так как ее пребывание там просто неуместно: от собаки может быть запах, она может вести себя беспокойно, нарушая церковную атмосферу.

Один из самых распространенных вопросов, задаваемых священнику, - можно ли держать в доме или квартире собаку? Люди, задающие этот вопрос, обычно от кого-то что-то слышали о том, что содержание собаки в жилом помещении не соответствует традициям христианского благочестия или даже подпадает под церковные запреты.

Итак, можно или нельзя держать собаку в доме? Этот вопрос, возможно, потому и возникает столь часто, что на него отсутствует прямой ответ, как положительный, так и отрицательный. Случается, что некоторые священники вменяют прихожанам во грех содержание в семье этого «домашнего млекопитающего семейства волчьих», ссылаясь при этом обычно на «традицию» или мнение «отцов»... Другие священники, напротив, не видят в этом ничего плохого, на том основании, что имеющиеся в нашем распоряжении догмати­ческие и символические тексты, выражающие веру и учение Православной Церкви, не выносят никакого запретительного суждения о собаках, а равно кошках или иной домашней живности .

К сожалению, почти каждому из нас приходилось сталкиваться с так называемым «околоцерковным» преданием, которое к Православной Церкви не имеет решительно никакого отношения, но, тем не менее, живет возле нее.

К числу подобных «околоцерковных» преданий относится и мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни. Говорят, что якобы нельзя освящать те квартиры, где живут собаки, а если собака войдет в освященное помещение, то его необходимо заново освятить. Возникает вполне резонный вопрос: а в чем же виновата собака и каким образом она может помешать благодати Божией? Обычно отвечают, что поскольку в Священном Писании Ветхого Завета собака названа нечистым животным, то, следовательно, она своим присутствием оскверняет святыню.

Если для людей, придерживающихся такого мнения, недостаточно Господних слов, сказанных апостолу Петру, а именно: «Что Бог очистил, не почитай нечистым» (Деян. 10, 9-15), постановления Апостольского собора, отменившего необходимость соблюдения христианами ветхозаветного закона (Деян. 15, 24-29), и иных свидетельств Нового Завета, то им нелишне будет узнать, что говорят святые отцы о причине разделения в Ветхом Завете животных на чистых и нечистых , а также в чем именно заключается эта нечистота. Великий византийский богослов IX века святитель Фотий, патриарх Константинопольский, пишет об этом следующее: «Египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ Израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми...»

В книге Коралай Парсонза «Животные. Звери и птицы, упоминаемые в Библии» читаем: «Собака у древних евреев вовсе не была таким другом человека, как у нас. Да, бывало, их держали в качестве сторожевых псов, использовали для охраны стад от волков и шакалов. Щенкам разрешали входить в дом и подкармливали их остатками пищи (Мк. 7,27). Но в целом отношение к псам было отрицательное. По иудейскому закону, они считались нечистыми. Сравнить кого-либо с «мертвым псом» считалось тяжелейшим оскорблением, и даже деньги, полученные за продажу столь презренного животного, нельзя было приносить в дом Господа (Втор. 23,18). Соломон и апостол Петр сравнивают грешников с псами (Притч. 26,11; 2 Пет. 2,22). В Египте собаки, напротив, пользовались большой любовью и уважением». Надо помнить, что понятия Ветхого Завета относились к определенной религиозно-этической среде . Можно очень подробно говорить о том, какой это имело смысл: преобразовательный, аллегорический, символический. Есть и примеры, которые говорят о том, что «нечистые» - это не всегда именно плохие, негодные. Многие отцы Церкви в качестве такого примера приводили слона. По классификации Ветхого Завета, он относился к «нечистым» тварям, но украшения из «тяжестей слоновых» - слоновой кости и бивней - считались самыми дорогими и благородными украшениями ветхозаветной эпохи.

Историческая традиция, или норма благочестия, понимающая собак как животных «нечистых», которым запрещено переступать порог дома, имеется, и было бы неверно отмахнуться от нее, не попытавшись предварительно рассмотреть ее истоки. Есть основания предполагать, что на Руси она зародилась не ранее XV и не позднее XVII вв., в тот промежуток, когда складывались и получали широкое хождение такие нравоучительные памятники русской духовной мысли, как «Домострой» Сильвестра или «Сын церковный» Иоанна Шевелева-Наседки. В двух предложениях можно сказать, что это было время, когда средневековая картина мира необратимо распадалась, а кризис этого распада переживался наиболее консервативными современниками как наступление «последних времен». Средство спасения виделось, прежде всего, в следовании тем или иным неукоснительным нормам, правилам, уставным предписаниям, сиречь - «букве». При отсутствии, в отдельных случаях, объяснений, например, о собаках, их выискивали по аналогии или по контексту во всем корпусе Священного Писания, особенно в части Ветхого Завета.

В Библии слова «собака», «псы» и их производные встречаются не менее 25 раз. Для Древнего Востока, для страниц Библии собака - это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание (Пс. 21,17; 58, 7; Лк. 16,21; Мф. 15,27 и др.). В двух случаях - во Второзаконии (23,18) («не вноси цены пса в дом Господа») и в Евангелии от Матфея (7,6) («не давайте святыни псам») - можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного. Однако анализ контекста не дает оснований для однозначных выводов. Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки. В Евангелии от Матфея о собаке приводится изречение: «не давайте святыни псам» ; поставленное в ряд с другим «не мечите жемчуг перед свиньями» , т. е. не делайте бессмысленных поступков или, проще, - не делайте глупости .

В средневековых соборных документах Русской Церкви есть постановление, запрещающее вводить собак в храм, поскольку пребывание собаки в нем не является уместным в силу присущих ей особенностей (запах, беспокойное поведение, нарушающее благоговейный порядок и тишину храма, и т. д.). Однако это запрещение касается только храма и мотивируется отнюдь не тем, что собака оскверняет святыню и препятствует благодати Божией пребывать в храме. Соответственно, и наличие собаки в доме никоим образом не может помешать благодати . Отгоняет от нас эту благодать не собака, а наша греховная жизнь, освободиться от которой гораздо сложнее, нежели от собаки. Поэтому никакого препятствия для освящения квартиры наличие в ней собаки не представляет , хотя, с точки зрения здравого смысла, держать собаку в квартире не всегда оправданно. Но это уже вопрос целесообразности, а отнюдь не церковной дисциплины.

Предписания «нечистоты» иудаизма, Ветхого Завета не были подтверждены в Новом Завете, более того - они были во многом упразднены. Смеем считать, что это касается и наших четвероногих друзей - собак и прочих животных. Святая Церковь за всю свою двухтысячелетнюю историю не посчитала нужным внести прямым образом такой запрет. А что не запрещено, то, как известно, разрешено.

Английскому писателю и философу Клайву Льюису однажды после завершения его лекции задали каверзный вопрос: может ли собака (даже неважно, собака ли, кошка или другое домашнее животное) попасть в рай? Ведь если нет, то получается, что высшее милосердие распространяется только на людей? А если может, то какой смысл в вере, ведь вряд ли у собак существуют религиозные чувства? Льюис ответил: «Сама по себе не может. Но вместе с хозяином - безусловно» . «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Религия всегда шагала рядом с человеком и его жизнью. И выгнать из человека веру в бога не получалось и не получится никогда. Даже в смутные времена гражданской войны, когда разрушались и уничтожались храмы, а священников расстреливали веру в бога уничтожить не удалось. В религии существует много запретов и обрядов, которые не все знают, а многие даже и не догадываются о них. Самые главные заповеди мы с вами все хороши знаем, их 10 – не убей, не укради и так далее.

Многие знают или думают, что знают о том, что держать собаку в доме христианам запрещено, а вот почему держать собаку в доме христианам или православным запрещено сказать точно не могут. Давайте в этом вопросе с вами попробуем разобраться.

Почему запрещено православным держать собаку в доме

Многие из вас помнят свое беззаботное голопузое детство, когда вас отправляли в деревню к бабушке и вы там все лето занимались непонятно чем, бегали, купались в речке, утром пили теплое парное молоко и клянчили у бабушки щенка.

А получив, этого самого щенка вы сразу же переходили ко второй стадии операции упрашивали бабушку разрешить вам взять нового друга к себе в кровать и вообще, чтоб он жил в доме. Бабушки, понятное дело, всяческими путями от этого нас отговаривали, а когда отговорить не получалось просто запрещали и жил наш щенок на улице под крыльцом. Мы тогда не понимали почему нельзя собаку держать в доме. А ответ на самом деле прост, по некоторым церковным канонам держать собаку в доме запрещено, так думают многие верующие люди, а наши бабушки в деревнях обычно очень верующие и набожные. Почему запрещено держать собаку в доме христианину?

Многие думают, а некоторые священники об этом говорят, что собака она подобна волку, а раз так, то она нечистая. Если собака войдет в дом где висят иконы или в освященное помещение, то помещение нужно снова святить. На самом деле – это большое заблуждение. Есть религиозные обряды и верования, а есть околорелигиозные. И такие вот верования считаются от лукавого. Если обратиться к святому писанию, то никаких запретов на содержание собак или других животных в доме нет и быть не может. Ведь все мы твари божьи, а, значит, должны жить вместе, дружить и делить пищу.

Можно найти средневековые источники где действительно говорится о том, что собаку нельзя приводить в храм. Но это не относится к тому, что собака нечистое животное. Запрет был наложен потому, что собаки себя беспокойно ведут, могут иметь неприятный запах и так далее, а других запретов на собак нет. В исключения попадает только змея, ведь если верить библейским историям именно в змею вселился дьявол, чтоб обольстить Еву. До некоторых пор христианин, который встретил на своем пути змею должен был ее убить. Итак, делаем вывод, если вы законопослушный христианин, то заводить собаку и жить с ней в одном доме под одной крышей не возбраняется.

Почему мусульманам нельзя держать дома собаку

Это тоже одно из заблуждений, мусульманам можно держать в доме собаку и плохо относиться к этому животному запрещено. Да и, вообще, к любому животному относится плохо в исламе запрещено святым писанием. Если и запрещается держать собаку в доме, то только из соображений собственной гигиены. Собака может перенести болезнь или заразу, но если у вас пес чистый и вы регулярно делаете ему прививки, то содержать собаку в доме можно.

Тоже самое, можно сказать, и о представителях других религий, в общем, ни в одной религии вы не встретите прямого запрета содержания собаки в доме. Может быть,написано, что собаку в доме держать не рекомендуется, но вот запрета вы там не найдете.

Если вдаваться в религию, то есть такое мнение, в котором сходятся и христиане, и исламисты – собака не имеет души. Вроде как душа только человеческая после смерти не исчезает, а отправляется на страшный суд и там уже решают куда ей, этой душе отправляться дальше в рай или ад. С этим утверждением можно поспорить и в доказательство мы хотели бы привести одну небольшую историю, которая была рассказана ветеринаром из одной клиники.

Есть у собаки душа или нет

На протяжении десяти лет в эту клинику на осмотры и за лечением обращался мужчина с немецкой овчаркой, пса звали «Васей» почему так, сказать трудно.

Так вот в момент, когда врач делала Васе прививку или укол собака прикусывала ей рукав халата и зажмуривала глаза, не издавая ни звука. К сожалению пес заболел страшной болезнью, врач поставил диагноз рак. Долго боролся хозяин за жизнь питомца, но пришел момент, когда пес не мог спать, а только выл от боли. Собаку пришлось усыпить. Горю того мужчины не было предела, врач тоже сильно переживала, ведь знала этого пса со щенячьего возраста. Ваську похоронили, а его хозяин больше никогда не заводил себе собаку.

Но через некоторое время на пороге клиники появилась маленькая девочка со щенком овчарки в руках, висящие ушки, веселый взгляд с искорками, любопытный нос, все как обычно. Девочка принесла своего нового любимца на прививку. Когда щенка посадили на стол и врач взяла в руки шприц, щенок осторожно взял рукав ее халата в зубы и зажмурился…

Так, есть у собак душа или нет? Такие умные, верные, преданные животные, которые готовы пойти за своим хозяином в огонь и воду и, если нужно отдать за него жизнь не могут не иметь души.И если вам зададут вопрос почему нельзя держать собаку в доме, задайте вопрос в ответ, а почему нельзя? Можно держать собаку в доме и нужно, только о гигиене забывать не стоит. Для того, чтоб собака не принесла вам вреда нужно вовремя делать прививки собаке, осматривать собаку после прогулки на улице. Посещать врача для профилактики или вызывать его домой и тогда никаких проблем с содержанием собаки у вас не будет, какую бы религию вы ни исповедовали.

Среди многих истово верующих людей бытует мнение, будто собака — это животное нечистое, богопротивное, и держать его в доме, где есть иконы, или же иные святыни, никак нельзя. Запрещено освящать квартиры и дома, в которых держат собак, а если пес имел неосторожность войти в уже освященное помещение, то его необходимо освятить заново, так как оно осквернено.

Но чем же так провинились собаки, спросите Вы. Образцы верности и преданности, лучшие друзья людей на протяжении веков и тысячелетий, спасатели, ищейки, охотники и защитники, почему именно на них вдруг ополчилась Церковь? Что такого они сделали Богу, раз их сочли недостойными Его?

Почему православным нельзя держать дома собаку?

На самом деле, ответ на эти вопросы элементарен: все слова о «богопротивности» собак — не более чем ложь. И те, кто пытается доказать обратное, просто плохо разбирается в догмах собственной религии. Мнение о недопустимости собак в освященных местах относится к так называемым околоцерковным преданиям, которые на поверку не имеют ничего общего с истинной Православной Церковью, и зачастую только вредят ее прихожанам.

В Священном Писании Ветхого Завета собака действительно названа животным нечистым, но это не повод считать, будто одним своим присутствием несчастное животное способно осквернить любую святыню. На деле же, согласно Писанию, многих животных (не только собак) нечистыми назвал Моисей, спасший евреев от векового египетского рабства, и нашедший Землю Обетованную. Но назвал он их так не потому, что они были скверными, проклятыми, или не угодными Богу, а совершенно по другой причине.

Дело в том, что древнем Египте широко распространен был культ поклонения животным. Египтяне считали священными быков, кошек, крокодилов, соколов, даже жуков-скарабеев! И Моисей, стремясь избавить свой народ от такого нечестивого идолопоклонничества, назвал животных нечистыми. С другой стороны, некоторых, обожествляемых египтянами зверей, к примеру — быков, Моисей напротив, объявил чистыми. Это тоже было сделано не напрасно. Таким образом, «чистых» животных люди могли употреблять в пищу, а «нечистые» были для этого непригодны. Вот почему нельзя держать собаку в квартире . Люди не могли считать Богом тех, кого отправляли на заклание, и точно также не могли считать Богом «нечистых», а потому вопрос обожествления животных был решен.

Поэтому очевидно, что презрительное отношение некоторых православных христиан к собакам не имеет никаких адекватных объяснений и исторических причин.

Почему христианам нельзя держать дома собаку? (ответ церкви)

В канонических правилах Русской Церкви есть только одно правило, касающееся собак. И оно гласит, что их запрещено проводить в храмы. Однако это связано отнюдь не с тем, что животное греховно, а с вполне очевидными, прозаическими причинами, такими как запах и беспокойное поведение, которые может нарушить благоговейную тишину церкви. Этот запрет никак не распространяется на дома и квартиры, и уж конечно собака никак не может повлиять на благодать дома, или священные реликвии.

В какой-либо «нечистоте» и «неправедности» нужно винить в первую очередь себя и свои грехи, а не безответных животных, которые на протяжении всей человеческой истории были рядом с нами и оставались нашими вернейшими друзьями. Собака не сделает Ваш дом скверным, как не сделают его святым иконы и кресты. Все в этой жизни зависит от нас самих.

Похожие публикации