Первые сутки жизни новорожденного. Устанавливать ли режим ребенку? Не стоит бояться, если…

С момента рождения ребенка начинается так называемый период новорожденности, который длится в течение первого месяца его жизни. В этот период младенец адаптируется к новым условиям: из теплого и темного пространства маминого живота, который плотно «обнимал» его в последние недели беременности, он попадает в мир, наполненный ярким светом, звуками, запахами и разными ощущениями. Природа отводит ребенку примерно три недели на то, чтобы приспособиться к новым условиям жизни, и это самый трудный период в его жизни. Поэтому, организуя уход за новорожденным, родителям важно научиться понимать и удовлетворять потребности малыша, чтобы помочь ему успешно адаптироваться к окружающему миру.

В первом выпуске передачи из цикла «Мы-родители!» о своем опыте воспитания ребенка от рождения и до года рассказывает певица, актриса и мама Анна Руднева.

Физиологические особенности развития ребенка первой недели жизни

Питание ребенка на первой неделе жизни

Первое время младенец ест очень часто. Лучшим питанием для него является грудное молоко, которое содержит все необходимые питательные вещества и витамины. Кроме того, грудное молоко – «индивидуальный продукт», который организм мамы вырабатывает только для данного ребенка, учитывая его потребности и состояние здоровья. Состав грудного молока меняется в зависимости от возраста младенца. Так, в первые два-три дня после родов он питается молозивом, которое имеет богатый и ценный состав. Современные педиатры рекомендуют кормить ребенка, питающегося грудным молоком, по требованию, то есть столько раз, сколько он захочет.

Сон ребенка на первой неделе жизни

В первый месяц жизни ребенок очень много спит – 19-20 часов в сутки, просыпаясь через каждые два-три часа, чтобы поесть. Периоды бодрствования новорожденного не зависят от времени суток, а сон значительно отличается от сна взрослого человека. Для младенцев характерна так называемая поверхностная фаза сна. Если спящего малыша побеспокоить в этот период, он может с легкостью проснуться.

Особенности кожи новорожденных детей

Кожа новорожденного ребенка имеет ряд особенностей. Она довольно сухая и тонкая, легко уязвима и склонна к раздражениям. На крыльях носа и щеках младенца могут быть заметны беловатые или желтоватые «точки» – результат скопления секрета сальных желез. Также на лбу, затылке и верхних веках ребенка могут быть багрово-синюшные пятна, которые пропадут через несколько недель.

Также на коже здоровых новорожденных может наблюдаться так называемая физиологическая эритема – расширение кожных капилляров, которое выглядит как покраснение. Это результат адаптации кожных покровов к окружающей среде. В норме это явление проходит в течение десяти дней и не требует лечения. Однако если через этот срок физиологическая эритема не прошла, родителям стоит показать ребенка врачу.

  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание
  • Первые дни и недели жизни ребенка являются сложными и для родителей, и для младенца. Мамы и папы в период новорожденности, который длится 4 недели после родов (28 дней), учатся ухаживать и заботиться о малютке, а ребенок адаптируется к новым условиям жизни. Насколько успешно пройдут эти процессы, зависит от многих факторов. И одним из них является понимание, как именно развиваются новорожденные, чтобы вовремя отреагировать на какие-либо проблемы и обратиться к педиатру для их устранения.


    Сразу после рождения малышу нужно адаптироваться к окружающему миру, и лучше всего ему в этом поможет мама

    Основные этапы развития

    Еще во время пребывания в роддоме у ребенка начинается этап адаптации к изменившимся условиям жизни. На этом этапе все системы органов крохи приспосабливаются к новым условиям:

    • Начинают работать легкие , а кровообращение перестраивается на функционирование с включением малого круга.
    • Голова крохи в первые дни жизни довольно часто вытянутая, что связано с податливостью костей черепа и прохождением малютки через родовые пути. Ее форма становится правильной к 2-недельному возрасту. Кроме того, у многих младенцев на голове возникает родовая опухоль, бесследно исчезающая через 1-2 дня.
    • Кожа сразу после родов отличается красноватым оттенком . У многих деток с третьего дня она приобретает желтый оттенок – так проявляется физиологическая (неопасная) желтуха, которая в норме исчезает к 2-недельному возрасту.
    • Нервная система весьма чувствительная и работает активно. Проявляются разные безусловные рефлексы, среди которых основными выступают поисковый и сосательный.


    В большинстве случаев кожа новорожденного имеет красноватый оттенок, который проходит к концу первой недели жизни

    • Терморегуляция пока несовершенна, поэтому у крохи нередки резкие перепады температуры тела. Младенец легко перегревается и быстро замерзает.
    • У новорожденного отлично развиты слух, обоняние, вкус и осязание. В то же время зрение ребенка слабое, он видит все нечетким и расплывчатым.
    • У многих малышей после родов наблюдается небольшое косоглазие , вызванное слабостью глазных мышц . Такое состояние со временем проходит самостоятельно.
    • Мочеиспускание в первые сутки происходит 4-6 раз, а затем число мочеиспусканий в сутки достигает 15-20 раз. У многих детей в первый день моча приобретает красноватый оттенок, что является нормой и связано с малым содержанием воды в молозиве.
    • В кишечник крохи, который ранее был полностью стерильным, попадают разные микроорганизмы. Из кишечника начинает выделяться меконий (так называют темный кал, который скопился в пищеварительном тракте младенца к моменту родов), а затем кал светлеет и становится более жидким.

    Выпуск программы знаменитого детского врача Е. Комаровского, посвященный новорожденным деткам, смотрите ниже:

    На следующем этапе развития, который начинается после выписки, родителям приходится сталкиваться с разными трудностями, например, с коликами, часто беспокоящими младенца со 2-3 недели жизни.

    Также новоиспеченную маму могут ожидать сложности налаживания лактации, с которыми лучше всего бороться частыми прикладываниями.

    К концу этапа новорожденности младенцы заметно меняются – их черты лица становятся более четкими, послеродовая отечность исчезает, взгляд фокусируется на лицах и предметах.

    Мышцы крохи укрепляются, что позволяет ему ненадолго приподнимать голову и двигать конечностями. Кроме того, малыш радует близких «комплексом оживления» – узнаванием их лиц, активными движениями и проявлением положительных эмоций.


    К началу второго месяца кожа малыша приобретает розовый цвет, голова выравнивается, а на лице исчезает родовая припухлость

    Календарь развития по неделям в таблице

    Возраст

    Умения

    1 неделя (7 дней)

    Удерживание головки несколько секунд.

    Фокусирование взгляда на расстоянии от 5 до 15 см.

    Непроизвольное смыкание пальчиков и ручек.

    Непроизвольная улыбка.

    Узнавание запаха грудного молока.

    Реагирование на яркий свет морганием и закрыванием глаз.

    Оживление при приближении родителей.

    2 недели (14 дней)

    Рассматривание взрослого, невольные подмигивания и забавные гримасы.

    Фиксация взгляда на яркой игрушке диаметром до 10 см.

    3 недели (21 день)

    Удерживание головки до 5 секунд, поднимание ее после небольшого отдыха.

    Узнавание мамы и папы.

    Разглядывание предметов и лиц на расстоянии до 50 см.

    Замирание при виде чего-либо нового и резких незнакомых звуках.

    Захватывание ручками пальцев и волос родителей.

    4 недели (28 дней)

    Активные движения ногами и руками.

    Сосредоточение взгляда на предметах и лицах на расстоянии до 1 м.

    Выражение эмоций разным криком (недовольным, радостным).

    Приподнимание головы в положении лежа на животике до 5 секунд.

    Удерживание взгляда на мамином лице или неподвижном предмете в поле зрения долгое время.

    Активное рассматривание окружающего мира с рук взрослого.

    Крепкое удерживание пальцев взрослого.

    Удерживание взгляда на движущемся предмете до 7 секунд.

    Агукание.

    Рассчитайте календарь прививок

    Укажите дату рождения ребенка

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

    Сформировать календарь

    Первая неделя

    В первые дни жизни малыш и мама знакомятся друг с другом, а основная потребность младенца заключается в тесном контакте с мамочкой. Лучшим питанием для карапуза является молозиво, которое через несколько дней сменяется зрелым молоком, подстраиваясь под потребности крохи.


    После рождения кроху очень важно как можно раньше приложить к материнской груди

    Внешне ребенок пока не похож на младенцев на страницах журнала. Лицо крохи после родов бывает несимметричным, на голове нередко возникает припухлость, а сама голова сплющена и немного вытянута в овал.

    Кожа зачастую красная и лишь к концу первой недели бледнеет. У некоторых детей на 3-5 дне жизни возникают шелушения кожи на груди и животике. Небольшая желтушность с 3-го дня жизни также считается нормой.

    Кроме того, на первой неделе отмечают такие особенности:

    • Мышечный тонус на первой неделе повышен.
    • Слез у малютки в первые недели жизни нет, а потовые железы еще развиваются (их функция налаживается к 7-му дню жизни).
    • На слизистых не должно быть налета, она в норме должна быть влажной и розовой.
    • К концу первой недели пупочная ранка подсыхает и затягивается.
    • Носик малютки иногда покрывает сыпь в виде мелких белых точек.
    • Сердце малютки сокращается 110-170 раз за минуту, а нормальная частота дыханий в минуту составляет 30-50 раз.
    • Со второго-третьего дня вместо мекония начинает выделяться желтоватый стул с кислым запахом около 4-5 раз в день (при грудном вскармливании).

    О том, как выглядит малыш в первые дни после родов, смотрите в видео:

    Вторая неделя

    Краснота кожи, припухлость и желтушность на этой неделе зачастую проходят. Кроха начинает прибавлять в весе, а гипертонус в конечностях, который считается нормой для ребенка первого месяца жизни, пока сохраняется. Малыш еще не научился удерживать голову, а движения ног и рук малютки пока непроизвольные и хаотичные.

    Отмечаются и такие нюансы:

    • Младенец большую часть суток спит (около 16-20 часов).
    • Терморегуляция пока еще не наладилась.
    • Ладошки и стопы покрыты сухой кожей.
    • Ноготки отрастают, поэтому их уже требуется постричь.
    • Кожа многих деток начинает шелушиться.
    • Мочеиспусканий насчитывают минимум 15 в сутки.
    • Кишечник ребенка опорожняется 3-4 раза в день, а кал – кашицеобразный, желтый.


    В двухнедельном возрасте ребенок большую часть времени проводит во сне

    Третья неделя

    Движения конечностей карапуза старше 2 недель уже становятся менее хаотичными, а череп у большинства малышей третьей недели жизни восстановил свою форму.

    Активность младенца растет, а из-за обилия впечатлений многие малыши становятся к вечеру раздражительными.

    Плач крохи меняется, приобретая интонацию, например, когда малютку что-либо тревожит, крик будет громким и требовательным.

    Для ребенка третьей недели жизни характерны и такие особенности:

    • Обоняние крохи становится острее.
    • Малыш начинает ощущать равновесие и положение собственного тела в пространстве.
    • Приемов пищи на грудном вскармливании в этом возрасте бывает не меньше 10-12.
    • Карапуз начинает узнавать лица и голоса близких.
    • Режим дня лишь устанавливается, кроха по-прежнему большую часть суток проводит во сне.

    Опорожнение кишечника в этом возрасте происходит от 2 до 8 раз в сутки. При грудном вскармливании стул желтый, с масляно-молочным запахом и консистенцией горчицы. Если малыш получает смесь, стул бывает 1-4 раза в сутки, а каловые массы более темные и твердые, с неприятным запахом и коричневатым оттенком.


    21-дневный малыш большинство действий и движений совершает по-прежнему рефлекторно

    Четвертая неделя

    Развитие малыша на этой неделе идет в высоком темпе. Кроха все лучше приспосабливается к окружающему миру, радуется родителям, следит за игрушками и начинает агукать. Сон в сутках ребенка четвертой недели жизни занимает примерно 17-19 часов, а число кормлений составляет минимум 6-7.

    Отмечаются такие особенности развития:

    • Ноги и руки ребенка по-прежнему согнуты, а кулачки сжаты.
    • Ребенок еще не научился хорошо координировать свои движения.
    • Младенец активно учится удерживать голову.
    • При недовольстве карапуз громко плачет и резко двигается, например, сучит ножками, когда его беспокоят колики.
    • Глаза у большинства малышей голубые, но с возрастом они могут изменить окраску.
    • Зрение еще не полностью полноценное, поэтому крохе сложно концентрировать взгляд.
    • Начинают выделяться слезы.

    Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

    Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

    Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться - ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

    Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

    Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

    Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

    - «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
    - «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
    - «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

    Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок - в норме.

    Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

    Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

    В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

    Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

    Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

    Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

    Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

      Нельзя поднимать ребенка за руки.

      Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

      Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

    Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

    С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме . Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

    В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

    Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

    Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

    То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, - не переживайте.

    Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, - при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

    Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

    Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

    Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

    Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

    Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

    Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

    Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

    С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, - звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

    Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

    Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

    Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

    Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, - держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

    Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

    Осязание новорожденного в первый месяц жизни

    У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

    Пеленание новорожденного

    Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

    Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

    Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

    Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить "перегрева".

    Грудное вскармливание новорожденного

    Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но - только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

    Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

    Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

    Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

    Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди - пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

    В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

    Обычный ритм кормлений новорожденного - 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

    Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

    Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

    Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

    Что естественно и что тревожно

      Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

      В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

      Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!

    Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

    К концу 1 месяца жизни новорожденный:

    • Вздрагивает и мигает при резком звуке.
      Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
    • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
      К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
    • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
      Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
    • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
      Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
    • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
      Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
    • Движения еще не координированы.
      Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

    Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!

    Первые дни малыша после рождения – своеобразный этап испытаний для новоиспеченных родителей и для самого новорожденного. Малыш кардинально поменял свою среду обитания, световое и звуковое сопровождение, питание, тип дыхания и кровообращения и т.д.

    Теперь ко всем этим изменениям нужно как можно быстрее адаптироваться. Задача адаптации к новым жизненным условиям и стоит в первые дни новорожденного.

    Маме в уходе за новорожденным в первые дни активно помогает персонал роддома. А вот дома молодые родители могут растеряться от разнообразия новых обязанностей и часто противоречивых советов, которые щедро раздают окружающие родственники и не только.

    Эта статья – для тех, кто хочет услышать мнение специалиста и опытного родителя, сформулированное доступным языком, четко и емко.

    С чем мамы могут столкнуться в первые дни после рождения малыша в роддоме?

    Повторим еще раз, что в первые семь дней у ребенка проходит ранний период адаптации. Адаптации к новым безводным условиям. Теперь у малыша нет поддержания извне постоянной температуры тела, бесперебойного питания через пуповину, привычного стука маминого сердечка рядом.

    Сразу после родов вашего малыша забирают для осмотра педиатром-неонатологом, для обработки, изменения и взвешивания. Потом вам принесут ребеночка и приложат к груди.

    Раннее прикладывание к груди матери – это и контакт матери и ребенка «кожа к коже», и начало невидимой эмоциональной связи матери и новорожденного. Это и иммунитет малыша, который запускают антитела и иммунные клетки, содержащиеся в молозиве. Это и заселение первой микрофлоры в кишечник малыша.

    На счет кормления не беспокойтесь. Даже если малыш съест буквально две капли молозива или слижет их с соска. Ему сейчас много и не надо. А питательное молозиво способно удовлетворить все потребности крохи на данный момент.

    Следующие два часа родильница проведет еще в родильном отделении под наблюдением врачей. Дальше пребывание мамочки и малыша может быть совместным или раздельным.

    При совместном пребывании кроватка ребенка стоит у кровати матери, и они постоянно находятся рядом. При раздельном пребывании большую часть времени ребенок находится в детском отделении роддома. Маме его приносят на кормления.

    Специалисты рекомендуют совместный режим пребывания после родов. Это хорошо и для мамы, и для малыша. Для мамы это способствует быстрейшему налаживанию лактации и сокращению матки. Для малыша более физиологично находиться в тесной взаимосвязи с мамой, как и раньше.

    Если с мамой и малышом все в порядке, до встречи и близкого знакомства с вашим крохой проходит после родов мало времени. Как правило, за несколько дней пребывания в роддоме мамочки успевают вдоволь насладиться моментами знакомства и общения с малышом, кормления.

    Но есть разные ситуации, когда совместное пребывание невозможно или нежелательно по причине особенностей состояния матери или ребенка после родов.

    Стоит отдельно остановиться на состояниях новорожденного, которые родителей, особенно маму, могут напугать в первые дни. Особенно при совместном пребывании мамы и малыша.

    Причем, в некоторых случаях мамочка постесняется расспросить об этом врача. А иногда, что греха таить, врач не сможет или не захочет подробно и доступно объяснить маме особенности ее ситуации с ребенком. А это еще больше взволнует и испугает родителей.

    Пограничными, или транзиторными состояниями новорожденных называют временные симптомы, которые возникают в связи с адаптацией маленького организма. Эти состояния не нуждаются в специальном лечении. Как правило, к концу периода новорожденности, то есть к 28-му дню жизни малыша, все бесследно проходит.

    К ним относятся:

    1. Физиологическая потеря массы тела

    Масса тела малыша уменьшается из-за перестройки ребеночка к новому типу питания. При выходе из водной среды «на сушу» наблюдается своего рода дефицит молока и воды в первые сутки. Также у малыша отходит первородный кал (меконий), подсыхает остаток пуповины.

    Чтобы восполнить энергетические затраты, в первые дни организм новорожденного использует собственное депо специального бурого жира, который сосредоточен в районе шеи, почек, верхней части спины. Убыть массы тела не должна превышать 6-10% от первоначальной массы при рождении.

    После 3-4-х суток жизни малыш начинает прибавлять в весе (от 10 до 50 г в день). К 12-му дню здоровый малыш должен добрать потерянный вес.

    2. Токсическая эритема

    Возникает чаще на 3-5 день после родов. Представляет собой розовую пятнистую сыпь с желтыми уплотнениями в центре. Элементы сыпи могут быть разного размера: от точечных до сантиметра, не чешутся.

    Сыпь появляется чаще всего на груди, лице, на разгибательных поверхностях крупных суставов и вокруг них (локтевых, плечевых, коленных). При этом малыша ничего не беспокоит, его самочувствие не страдает.

    Возникает данное состояние вследствие проникновения в кровь токсинов микроорганизмов, с которыми кроха столкнулся за это время. К ним относятся даже условно-патогенные бактерии, которые заселили кишечник малыша в первые дни жизни.

    Как правило, токсическая эритема встречается чаще у малышей, у которых есть наследственная предрасположенность к аллергии.

    Такое состояние обычно лечения не требует. При выраженном процессе рекомендуют увеличить питьевой режим малыша и иногда назначают антигистаминные (противоаллергические) средства. В норме сыпь исчезает через 2-3 дня.

    3. Другие транзиторные проявления на коже

    • Ярко красная окраска кожи новорожденного является своеобразной реакцией на раздражители (снятие родовой смазки, сухой воздух, непривычно низкую температуру окружающей среды).
    • Крупнопластинчатое шелушение кожи у новорожденных наблюдается из-за смены среды обитания и чрезмерного испарения влаги из кожи. Проявляется практически на всех участках тела, но больше выражено на животе, голенях и стопах.
    • Милии – маленькие точки белого цвета на спинке и крыльях носа, на подбородке новорожденного. Причиной данного состояния является закупорка сальных желез. Ко 2-3-й неделе жизни протоки сальных желез открываются, и милии постепенно проходят.
    • Усиленная пигментация (потемнение) кожи вокруг сосков и мошонки у мальчиков является проявлением гормональных перестроек в организме малыша. Эти перестройки связаны с массовым выбросом женских половых гормонов во время родов у матери. Темная окраска кожи исчезает без всякого лечения к 3-й неделе жизни крохи.
    • Телеангиоэктазии – это пятна малинового цвета в затылочной ямке, на лбу и в области переносицы малыша. Представляют собой расширенную сеть капилляров (сосудистые звездочки). В народе данное проявление получило название «метка аиста». Телеангиоэктазии постепенно тускнеют и проходят к году.

    4. Половой (гормональный) криз

    Причиной данного состояния является высокий уровень женских половых гормонов в последние дни беременности и в момент родов и их влияние на организм новорожденного.

    Проявляется это:

    • нагрубанием молочных желез, увеличением и уплотнением их на 3-5 сутки. Иногда даже из железы выделяется светлый липкий секрет (молозиво). В течение недели все проходит безо всякого лечения;
    • увеличением из-за их отека больших и малых половых губ, клитора у девочек, мошонки у мальчиков;
    • выделением обильного слизистого секрета серовато-беловатого цвета из половой щели у 60-70% девочек. Иногда появляются выделения кровянистого характера (метроррагии). Как правило, через несколько дней они исчезают.

    5. Физиологическая желтуха

    Желтушное окрашивание кожных покровов, склер и слизистых оболочек появляется на 2-3-е сутки жизни крохи. Интенсивность окраски достигает максимума на 4-6-е сутки, а исчезает – к 7-10-м суткам. Чувствует при этом малыш себя хорошо.

    Причиной данного состояния является распад большого количества плодного (фетального) гемоглобина эритроцитов (красных кровяных клеток) новорожденного. Это естественный процесс замены плодного гемоглобина на новый «взрослый» гемоглобин. При этом в кровь выбрасывается продукт распада эритроцитов – свободный билирубин, который должен утилизироваться печенью.

    Но низкая ферментативная активность незрелой печени новорожденного не позволяет это сделать в короткие сроки. Уровень билирубина в крови новорожденного колеблется от 26-34 до 130-170 мкмоль/л.

    У недоношенных детей чаще развивается такое состояние и протекает более продолжительно. Также более выражены проявления желтухи у малышей, которых поздно начали кормить грудным молоком или при недостатке молока у мамы.

    Следить за временем появления и нарастанием интенсивности желтушной окраски кожи нужно строго, так как желтуха быть и не физиологической. К примеру, при резус-конфликте крови мамы и ребеночка, когда у мамы резус-отрицательная кровь, а у малыша – резус-положительная.

    6. Транзиторные нарушения терморегуляции (гипертермия и гипотермия)

    Сразу после рождения происходит понижение температуры тела новорожденного компенсаторно в ответ на более низкую температуру окружающей среды, на испарение влаги с кожи.

    Поэтому для профилактики еще больших потерь тепла в родильных залах поддерживают температуру не ниже 24°С, новорожденного для осмотра кладут на подогреваемый столик, затем заворачивают в теплые пеленки. В течение первого дня жизни температура ребенка устанавливается в пределах нормы.

    К 3-5-му дню жизни малыша температура тела у него может повыситься до 38,5°С. Причиной всему незрелость центров терморегуляции головного мозга новорожденного, адаптация к сухому воздуху с непостоянной температурой. Ребенок несет большие потери жидкости с дыханием. К тому же, у мамы в первые дни лактации небольшое количество молока.

    7. Транзиторная неврологическая симптоматика

    Периодическое вздрагивание, непостоянное косоглазие, мелкое дрожание подбородка при крике, разница мышечного тонуса с левой и правой стороны, непостоянство мышечного тонуса и рефлексов, болезненный плач или крик – все это считается нормой в первые недели жизни малыша.

    Всему виной незрелость головного мозга новорожденного. К тому же, в момент родов малыш испытывает острую нехватку кислорода.

    Происходит так называемый сбой равновесия процессов возбуждения и торможения в нервной системе крохи. Поэтому ему нужно время, чтобы отстроиться и научиться воспринимать такой большой поток информации (звук, свет, тактильные ощущения).

    8. Транзиторные нарушения работы почек

    • Неонатальная олигурия – в первые три дня выделение мочи менее 15 мл на кг веса ребенка в сутки. Так организм младенца приспосабливается к новым условиям, где поступление жидкости из-за неустановившегося питания ограничен и есть потери жидкости с дыханием.
    • Появление белка в моче у новорожденного в первые дни жизни считается нормой. Этот факт свидетельствует об активизации функции клубочков почек. И, как и многие системы, у новорожденного пока система фильтрации почечных клубочков и канальцев несовершенна. Поэтому эпителий почечных клубочков обладает повышенной проницаемостью, что и ведет к потере белка.
    • Мочекислый инфаркт – это отложение кристаллов мочевой кислоты в просвете собирательных трубочек почек. Такое состояние встречается у каждого шестого новорожденного.

    Так как продуктом распада многих клеток, например, клеток крови является мочевая кислота, то ее избыток не успевают утилизировать почки только что рожденного крохи.

    В анализе мочи появляются мочевая кислота, эпителий, гиалиновые цилиндры, лейкоциты. При этом на пеленках или подгузнике появляются кирпично-желтоватые пятна от мочи.

    9. Транзиторное расстройство стула новорожденного (диспепсия)

    Только что родившемуся малышу понадобится время, чтобы желудочно-кишечный тракт перестроился к другому типу питания, заселился полезной микрофлорой. Это процесс адаптации практически у каждого малыша протекает по представленным ниже стадиям:

    • Первые 2 дня у малыша отходит первородный кал скудными порциями (густой дегтеобразный меконий).
    • С 3-их по 7-е сутки появляется переходный стул. Это частый (до 10-15 в сутки), негомогенным как по консистенции, так и по окраске стул. Присутствуют в нем примеси слизи, комочки, жидкая составляющая, что проявляется как пятно воды на пеленке вокруг кала. Цвет кала постепенно меняется от темно-оливкового до желтого.
    • После 7-х – 8-х суток стул нормализуется. При естественном вскармливании стул представляет собой желтую густую гомогенную кашицу без примеси зелени. Могут появляться в небольшом количестве белесоватые комочки (створоженное материнское молоко).

    При вскармливании адаптированной смесью стул у детей более плотный, с более резким запахом.

    10. Транзиторный иммунодефицит

    У только что родившегося малыша отмечается транзиторное снижение иммунных сил. Иммунитет – это защитные силы организма.

    Причиной этого является пережитый стресс в родах, гормональные перестройки в момент рождения, смена стерильных условий на активную атаку чужеродных микроорганизмов, неустановившееся питание в первые дни жизни и так далее.

    Самый опасный период в плане инфицирования – это первые трое суток. Поэтому так важно соблюдать в роддомах стерильные условия для новорожденных.

    Все вышеописанные проявления исчезают самостоятельно и не требуют специфического лечения. Поэтому пугаться их не стоит, но следить за динамикой таких симптомов очень важно, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам.

    Очевидно, что гораздо спокойнее и лучше, если мамочка будет знать о возможности развития таких состояний заранее.

    Первые дни новорожденного дома

    Теперь поговорим о первых днях малыша уже в домашних условиях. А точнее, с какими трудностями сталкиваются родители в уходе за малышом, оставаясь с ним один на один.

    Ведь практически все гигиенические процедуры в роддоме выполнял медперсонал, а дома мамочка может растеряться от недостатка опыта в этих делах.

    Утренний туалет (умывание, туалет носа, подмывание)


    После пробуждения малыша нужно умыть. Для этого нужно взять несколько ватных шариков и смочить их теплой кипяченой водой. Протереть слегка влажными ватными шариками глазки малыша от наружного края глаза к внутреннему краю. Затем протереть все лицо.

    Вытирать кожу малыша нужно промакивающими движениями мягкого полотенца или пеленки, ни в коем случае не тереть. Нужно следить, чтобы вода не затекала в шейные складочки и не оставалась там, а если такое произошло, то тщательно вытереть влагу насухо.

    Как правило, после сна в носу малыша скапливаются корочки, которые мешают ему свободно дышать. Избавиться от них можно с помощью ватных жгутиков, смоченных вазелиновым маслом или кипяченой водой. Жгутики необходимо сделать самостоятельно.

    Для этого можно взять небольшой кусочек ваты и скатать из него плотный жгутик длиной 3-4 см и толщиной 0,3-0,4 см. Таким образом, вам будет легко ввести его в полость носа. Прокрутив его, вы соберете и закрутите на ватный жгутик все корочки со стенок носика малыша.

    Чистить ушки малышу часто не надо. Достаточно протирать насухо ушную раковину и кожу за ней после купания. Часто у малышей, особенно после сна в шапочке, кожа за ушком мокнет. Важно промывать этот участок и насухо вытирать. Нужно следить, чтобы эта зона хорошо вентилировалась и не мокла.

    Существуют небольшие нюансы в подмывании малышей разного пола.

    Девочку нужно подмывать спереди назад, так, чтобы остатки кала и все загрязнения не попадали в половую щель. Из-за близкого расположения выходных отверстий прямой кишки, мочеиспускательного канала и влагалища у девочек высокий риск проникновения инфекции в мочеполовой тракт.

    При подмывании девочку нужно расположить лицом к себе, уложить затылок малышки в локтевой сгиб своей руки и предплечьем поддерживать туловище крошки. Широко расставленной кистью придерживать девочку за ягодицы, а свободной рукой обмывать кожу промежности.

    Мальчиков можно подмывать по-разному. Со временем вы приноровитесь держать малыша при подмывании именно так, как вам удобно. Со временем это будет делать проще, ведь ребеночек совсем скоро будет пытаться поддерживать головушку.

    Подмывать детей нужно под проточной водой. Подмывание малышей в тазике сильно нежелательно, так как высок риск занести инфекцию с загрязненной водой в мочевыводящие пути.

    Менять подгузник малышу нужно регулярно, примерно каждые три часа и по мере загрязнения. Пока не заживет пупочная ранка верхнюю часть подгузника нужно подворачивать под нее.

    В первые недели жизни (да и в последующие тоже) важно малышу давать отдохнуть от жаркого и тяжелого подгузника. Ведь количество мочеиспусканий и дефекаций может достигать до 20-и в день.

    Проводить воздушные ванны без подгузника желательно несколько раз в день, следя за температурой кожи малыша и не допуская его переохлаждения.

    Первое купание новорожденного


    Практически сразу после приезда из роддома новорожденного нужно искупать, ведь ребенка в роддоме только подмывали. Кожа малыша в это время уже шелушится на груди и животе и требует обновления. Но так как пупочная ранка еще не зажила, высока возможность инфицирования, то воду для купания нужно кипятить.

    Где вы будете купать ребенка – в ванночке или ванне – не имеет большого значения. Но я за то, чтобы хотя бы до заживления пупка у ребенка была своя индивидуальная ванночка.

    Вы должны учитывать, что во время купания голову и шею новорожденного нужно поддерживать одной рукой постоянно, так чтобы вода не попадала в ушки малыша. Поэтому лучше на первое время купания малыша позвать помощника.

    Помощнику лучше стоять с другой стороны ванночки. А подход с двух сторон возможен только к отдельно стоящей ванночке. Еще удобно, что маленькую ванночку вы можете поставить на любую удобную для вас высоту и в самое теплое помещение в доме (актуально в зимнее время).

    В первые полгода купать ребенка нужно ежедневно. Температура воды должна составлять 37-38°С, температура воздуха в комнате 22-24°С. Купать лучше перед кормлением.

    Первые пару дней купать малыша нужно в воде с добавлением марганцовки, а затем с отваром трав (лучше череды). Марганцовку следует развести в отдельной емкости, чтобы кристаллы калия перманганата (марганцовки) не попали в процессе купания на кожу малыша. Приготовленный концентрат марганцовки в отдельной емкости уже потом добавлять в ванночку с водой, так чтобы вода приобретала едва розовый цвет.

    Ребенок может испугаться первого погружения в ванночку. Чтобы это погружение было плавным, чтобы не так чувствовался перепад температур, лучше малыша купать первое время в пеленке.

    Пеленка еще предотвращает от резкого переохлаждения кожи ребенка, которое может быть при интенсивном испарении воды с кожи ребенка.

    Для купания малыша, завернутого в пеленку, помещают плавно в воду, и поочередно обмывают сначала одну ручку, а затем прикрывают ее смоченной пеленкой. Только потом приступают к мытью следующего участка тела.

    Пользоваться мылом можно не чаще одного раза в неделю.

    Первый сеанс купания не должен затягиваться дольше 7-10 минут. Вот поэтому еще одна пара рук не помешает в этом деле.

    При купании уделите особое внимание складочкам младенца. Тщательно промойте их, а потом промокните все участки кожи мягким полотенцем.

    Для профилактики опрелостей в складочках после купания лучше воспользоваться присыпкой. Не всегда жирные кремы под подгузник подходят младенцу и предотвращают появление покраснений и опрелостей.

    В современных подгузниках практически всегда применяется пропитка для того, чтобы защитить кожу малыша. И на практике не все кремы и мази хорошо взаимодействуют с компонентами этой пропитки. Поэтому множество слоев всяческих средств ухода может сыграть злую шутку с вами и с ребенком.

    Проводить обработку пупочной ранки новорожденному нужно минимум один раз в день. При выраженном мокнутье пупка проводить туалет ранки можно дважды в день. Обычно это делают после купания.

    В первые дни после снятия пуповинного остатка пупок прикрывает плотная кровянистая корка, которую нужно обязательно убирать. После купания, когда она подмокнет, это проще сделать.

    Необходимо чистыми руками развести края пупочной ранки и обильно капнуть в нее несколько капель 3%-ной перекиси водорода. Оставить на 20-30 секунд, а затем просушить ранку, тушируя ее ватным тампоном на палочке. Потом обработать дно пупочной ранки с помощью ватного тампона на палочке 1%-ным раствором бриллиантовой зелени (зеленки).

    Стрижка (подстригание) ногтей

    Подстричь ногти можно малышу сразу после роддома. Как правило, в этот период это уже необходимо, так как доношенный малыш рождается с небольшим, но остреньким маникюром. Ноготки сильно царапаются и легко ломаются.

    Обрезать ногти нужно по прямой линии ножницами с закругленными концами. Так будет меньший риск образования заусенцев и инфицирования ногтевого ложа.

    Первая прогулка младенца

    При хорошем самочувствии ребенка и благоприятной погоде гулять с ребенком на улице можно сразу после выписки из роддома. Продолжительность первой прогулки не должна превышать 15-20 минут.

    Чтобы сборы на улицу не затянулись, ребенок не перегрелся и не вспотел во время сборов на прогулку, выбирайте просторную и легко закрывающуюся одежду.

    При выраженном беспокойстве первую непродолжительную прогулку можно совершить на руках у мамы.

    Выходить гулять стоит после кормления. Так больше вероятность, что ребенок хорошенько поспит на свежем воздухе.

    В летнее время стоит избегать активного солнечного времени. То есть, гулять с ребенком лучше до 11 часов утра или после 16 часов дня. В зимнее время прогулки стоит отменить при понижении температуры ниже -10°С.

    Надевать малышу летом нужно на одну одежку больше, чем на себя, а зимой – на две. Плюс учитывайте, что ребенок в таком возрасте чаще спит на улице, поэтому его нужно укрыть пледом.

    Режим кормления в первые дни

    Про кормление можно говорить бесконечно. Тему кормления можно развить еще на такой же объем статьи. Поэтому для новоиспеченных мамочек здесь затрону только режимные моменты.

    Важный вопрос – кормить по требованию или по часам?

    Ответ: кормить новорожденного малыша грудным молоком желательно по требованию. При желании после месяца жизни крохи постепенно переходить к режиму кормлений каждые два часа.

    При кормлении заменителями молока необходим режим. Поэтому давать смесь раньше, чем через 3-3,5 часа после кормления, не нужно. Еда должна успевать перевариться. Иначе повышенного газообразования и колик вам не избежать.

    Период первых недель жизни малыша состоит практически из кормлений, плавно перетекающих в сон. Новорожденный в первые дни может бодрствовать до 4 часов в сутки.

    В заключении подведу итог. Первые дни малыша – самый ответственный момент, пройти который более ровно маме поможет нужная информация по теме. Эту информацию вы только что получили!

    Здоровья вам и вашим детям!

    Об особенностях первых дней новорожденного вам рассказала практикующий врач-педиатр, дважды мама Елена Борисова-Царенок.

    На протяжении первых секунд после рождения ребенок практически полностью обездвижен, не воспринимает звук и свет, не реагирует на болевые раздражители, его мышцы лишены тонуса, не вызываются ни-какие рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис», что в переводе с гре-ческого означает «очищение». Происходит это из-за колоссального количества самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в последние мгновения родов. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий информаци-онный шок. Плод, на протяжении девяти ме-сяцев находившийся в утробе матери, в од-ночасье оказывается в совершенно иных ус-ловиях. Вместо постоянной температуры 37°С — температура помещения, кажущая-ся ребенку очень низкой, и надо к ней приспособиться. Вместо постоянно окружавшей его водной среды — воздух, которым надо научиться дышать. Вместо невесомости — сила земного тяготения, к которой надо при-выкать. Было темно — а теперь вокруг яр-кий свет! Было тихо — а сейчас шквал са-мых разнообразных звуков! В те секунды, которые проходят между рождением и пер-вым криком, малыш находится в особом сос-тоянии.

    Чтобы защитить крохотное только что родившееся существо от шока, эволюция создала это защитное состояние — состоя-ние отсутствия реакции на внешние раздра-жители. Длится родовой катарсис очень не-долго и заканчивается в момент пересечения пуповины. В тот момент, когда рука акушера перерезает этот канал, связывавший мать и дитя, начинается его жизнь, как самостоя-тельного организма. Как только прерывает-ся кровоток по сосудам пуповины, ребенок совершает свой первый вдох. Этому способ-ствует тот факт, что на протяжении послед-них минут родов в крови плода возрастает доля углекислого газа, а концентрация кис-лорода значительно снижается, что оказы-вает раздражающее действие на дыхатель-ный центр, расположенный в головном моз-ге ребенка. Из этого центра поступает мощный импульс, сигнализирующий о нарастаю-щей гипоксии (недостатке кислорода), и ре-бенок громко кричит, совершая первый в своей жизни вдох. Легкие его, на протяже-нии всего периода внутриутробного разви-тия заполненные жидкостью, расправляют ся, наполняются воздухом и начинают осу-ществлять одну из основных жизнеобеспе-чивающих функций — дыхание.

    В этот же момент начинает свое функци-онирование малый круг кровообращения, не работавший, в силу своей ненужности, все девять месяцев. Его предназначение — пе-ренос обогащенной кислородом крови от легких к сердцу и насыщенной углекислым газом — от сердца к легким. Поскольку во время внутриутробной жизни легкие плода бездействуют, то и малый круг кровообра-щения не функционирует. Вместо него суще-ствуют каналы (шунты), характерные иск-лючительно для плодового кровообращения — овальное окно между правым и левым предсердием, артериальный проток между аортой и легочной артерией. Эти шунты прекращают свое функционирование посте-пенно на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Но их существование уже не играет никакой роли в кровообращении. Их наличие — одно из проявлений переходного состояния от внутриутробной жизни к внеутробному существованию. Именно их нали-чием можно объяснить синюшную окраску конечностей новорожденного в первые часы после рождения.

    В первые тридцать минут жизни ребенок пребывает в состоянии максимального нап-ряжения приспособительных реакций. Про-исходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой гово-рилось выше. На протяжении этого периода ребенок находится в состоянии возбужде-ния, он практически постоянно громко кри-чит (это необходимо для полного расправле-ния легочной ткани), он активен, зрачки его расширены, мышечный тонус, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

    Зачем нужно прикладывание ребенка к груди после родов

    Будучи на протяжении 40 недель внутри-утробной жизни тесно связанным с мамой, малыш привык постоянно ощущать ритм ее сердца. Теперь же, когда пуповина рассече-на, он внезапно оказывается отлучен от это-го ритма, от привычного тепла. Но сопри-косновение с материнской кожей возвраща-ет ребенку чувство защищенности; это каса-ется и голоса, который кроха слышал на протяжении последних четырех — пяти не-дель внутриутробного развития. Есть пред-положение, что ребенок способен узнать мать и по ритму ее сердца, который он чувствует, находясь в непосредственной бли-зости от нее. Больше того, при учащении пульса матери ребенок начинает беспоко-иться и, казалось бы, беспричинно плакать. И наоборот, когда пульс у матери ровный, спокойный, младенец доволен и испытывает сонливость. Поэтому ваше спокойствие пос-ле родов является основой спокойствия ма-лыша.

    Выкладывание ребенка на живот матери является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и малышу о том, что стрессовая ситуация завершилась благо-получно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями. Контакт «кожа к ко-же» необходим, потому что тактильный ана-лизатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утро-бе у матери. Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих дете-нышей, когда их лижут, — сколько создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма.

    Особое значение имеет прикладывание малыша к груди сразу после рождения. Оно способствует скорейшему завершению ро-дов — отделению последа в результате реф-лекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после ро-дов) также способствует увеличению коли-чества молока и продолжительности перио-да лактации. Даже если ребенок не будет со-сать, но только полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Таким образом, раннее прикладывание к груди является «пассивной иммунизаци-ей» ребенка, то есть своеобразной привив-кой от многих болезней, так как вместе с мо-лозивом в организм малыша попадают за-щитные антитела. Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия биллирубина, вызывающего жел-туху у новорожденных; оно способствует формированию здоровой микрофлоры у ре-бенка. Кишечник, кожа и слизистые ново-рожденного стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы. Микроорганизмы с ко-жи матери лучше других приживаются у ре-бенка.

    Лишенный этой поддержки, ребенок становится беззащитным перед натиском внешнего мира. Но, к счастью, почти всегда рождение малыша — долгожданный и счастливый миг, мать рядом с ним, он знает, что уже любим и запоминает это ощущение, являющееся непременным условием гармо-ничного развития его психики.

    Совместное пребывание мамы и малыша после родов

    В последующие шесть часов жизни ре-бенка наступает период относительной ста-билизации всех основных систем организма. Те успехи в первичной адаптации, которые достигнуты в первые минуты его жизни, зак-репляются, и малыш отдыхает. Если он бла-гополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, он засы-пает. Частота сердечных сокращений урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус снижается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело новорожденного, помещенное в гораздо бо-лее прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги. А во-вторых, в этот период снижается уровень обмена веществ и, соответственно, выра-ботка тепла. К тому же у всех новорожден-ных наблюдается относительная функциональная незрелость системы терморегуляции, им сложно поддерживать температуру тела постоянной. Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе он может получить так на-зываемую холодовую травму или же, наоборот, перегреться, если малыша чрезмерно укутать, что для него также нежелательно. Особенно это актуально для де-тей, рожденных до срока, у кото-рых это пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачас-тую переходя из физиологичес-кого состояния в начальную ста-дию заболевания.

    Еще один очень важный мо-мент адаптации — иммунологи-ческий. Находясь в утробе мате-ри, плод пребывает в стериль-ных условиях. Плацента матери проницаема для некоторых им-муноглобулинов — защитных антител, и плод получает от нее антитела к тем микробам, с ко-торыми знакома ее иммунная система. Этот иммунитет назы-вается трансплацентарным. Собственный же иммунитет но-ворожденного весьма несовер-шенен, хотя и достаточно зрел. В частности, отмечается очень низкое содержание иммуногло-булинов класса А, которые отве-чают за защиту организма от проникновения возбудителей через слизистые оболочки рта, носа, желудка, а также недоста-точное содержание интерферонов — веществ, предохраняю-щих от вирусных инфекций. В любом случае ребенок рождает-ся, находясь в состоянии имму-нодефицита. Это состояние усу-губляется при такой патологии беременности, как задержка внутриутробного развития пло-да, внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, внутриутроб-ное инфицирование. Попадая в новую среду обитания, новорож-денный оказывается окружен-ным бесчисленным количеством микроорганизмов, которые бук-вально атакуют его иммунную систему. Его кожа, слизистые оболочки сразу же начинают за-селяться бактериями, которые будут сопутствовать ему на про-тяжении очень длительного пе-риода времени. Поэтому для не-го очень важно, чтобы эти мик-роорганизмы перешли к нему от его матери. Поэтому так жела-телен непосредственный кон-такт кожи ребенка с кожей ма-тери в первые минуты после рождения.

    Столкнувшись с нашим от-нюдь не стерильным миром, ре-бенок начинает вырабатывать собственные антитела. Иначе каждая бактерия, проникнувшая в его организм, грозила бы стать причиной инфекционного забо-левания. Но атака слишком мощна, и силы — неравны. По-этому новорожденный малыш весьма уязвим для потенциаль-ной инфекции, поэтому его ок-ружают в стенах родильного до-ма такой стерильностью, поэто-му так строги требования к ре-жиму в детских отделениях род-домов. Иммунитет будет трени-роваться, укрепляться букваль-но с каждым днем. Начнется ак-тивная выработка антител. Но происходит это не сразу, а толь-ко к середине первого месяца жизни ребенка. Помня об этом, берегите себя и его.

    Учитывая все сказанное, хо-чется еще раз подчеркнуть зна-чение совместного пребывания мамы и малыша после родов. Нахождение матери и младенца в одной палате после родов по-могает легче пережить этот трудный период и женщине, и ребенку, результативно нала-дить грудное вскармливание, ведь при совместном пребыва-нии мама обычно кормит ребен-ка по требованию, а не по часам.

    Похожие публикации