Открытое занятие по развитию речи (средняя группа) «Сказка. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Наши друзья — игрушки

Занятие по развитию речи в средней группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Воспитательные задачи:

Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации; Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим; Развивать потребность к культурному общению.

Развивающие задачи:

Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);

Образовательные задачи:

Учить отвечать на вопросы полными ответами.

Цели:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки», колокольчики, машина на пульте управления.

Ход занятия :

Орг. момент.

Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем « Здравствуйте» ногами!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!

Ребятки,я вижу что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем, я позвоню в маленький колокольчик,слышите как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться. Ну чтобы уж совсем наши язычки были готовы к работе, ты Даяна позвони в большой колокольчик.

Воспитатель: А теперь я проверю,действительно помогли нам колокольчики,или они старались зря.

Речевая разминка:

Да-да-да наступили холода.

За-за-за пришла зимушка зима.

Оз-оз-оз на улице крепкий мороз.

Ам-ам-ам гости пришли к нам

Да действительно, мои помощники -колокольчики,старались не зря.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Только никому об этом не говорите. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.)

Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Итак, отправляемся в страну Красивой речи. (Включается сказочная музыка. Детям в руки даю большие воздушные шары) . Закройте, пожалуйста,глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (здесь капельки воды, долетают и до детей) - Эмоциональная разрядка.

2. Основная часть.

Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. Наверно жители страны думали,что дети придут сюда невоспитанные,которые не правильно разговаривают, и они в страну красивой речи не хотят никого пускать.

Игра «Паутинка добрых слов»

Дети разматывая клубок, передают его друг другу,при этом каждый называет какое-то «доброе слово»

Воспитатель: Ребята вы сказали столько добрых слов что на душе стало тепло и хорошо, а вам? Не зря «ОТ ТЕПЛОГО СЛОВА «СПАСИБО» -

РАСТАЕТ ДАЖЕ ЛЕДЯНАЯ ГЛЫБА»

И наш замок тоже не выдержал,открылся. Ой ребята, красиво здесь ребята, но чего - то не хватает, солнышко не хватает, света.

(Приезжает машина на пульте управления,маленький персонаж сидит в машине с письмом в руках) .

Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну:

Все, что есть у нас: наша красивая, волшебная страна, поля, и леса, и дорожки, солнышко.

Помогите нам расколдовать нам нашу страну!

Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? Да.

Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого, яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

1. задания:

Ребята фотограф запутался,он хотел сделать семейную фотографию, а рассадить членов семьи он не может.Давайте ему поможем. Дети по одному называют членов семьи.(на слайде они выходят). Посмотрите, солнышко наше заулыбалось и теперь у нас стало уютнее.

Игра фантазия « Мешочек мечтаний»

(Воспитатель дает детям мешочек)

Давайте от всего сердца помечтаем о том, что я сделаю для родного поселка, когда стану большим. (рассказы детей)

Я верю, что ваши мечты сбудутся, что вы всегда будете любить и помнить « милый сердцу уголок», для которого вы мечтаете сделать столько хорошего и прекрасного. Я предлагаю вам подойти к эскизу нашего поселка и вы на свое усмотрение украсите его. Сделать поселок как вы и мечтали более красивым и уютным

(дети подходят к плакату и украшают его разными насаждениями из цветов, деревьев, зданий).

Какие вы молодцы, в нашем поселке появилась еще одна улица. Как же мы ее назовем? (Улица Будущего). Комсомольский стал еще больше и красивее.

Пальчиковая игра« Люблю по Комсомольскому я шагать...».

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Люблю по Комсомольскому я шагать,

Парк – раз (на каждое название загибают по одному пальцу),

Базар – два,

Три – фонтан-красавец,

А четыре – наш ДК

Пять – по парку я гуляю,

Всякий уголок в нем знаю,

Шесть – на площадь я хожу,

Там с ребятками дружу.

Семь, конечно, наш детсад,

Каждый побывать в нем рад!

Восемь – детская площадка – Здесь качели, карусели.

Девять – это магазин, Много ярких в нем витрин.

Десять – из-за поворота вижу школьные ворота.

Очень любим Комсомольский (разжимают кулачки),

Он красив и вечно молод.

(Мальвина заходит в руках указка, показывая картинки с УМК,задавая вопросы гостям, идет и видит детей,подходит)

Ну вот же, все хотят заниматься,а Буратино,как всегда,спрятался куда то (посматривая по сторонам).Так охота кого -нибудь поучить.Вы не видели его. Ну и ладно,пусть останется незнайкой. Тогда я вас поучу.

В стране Красивой речи живут удивительные дети,они любят играть в эту игру, а мне интересно вы справитесь с заданием.

Дидактическая игра:

«Назови одним словом»

Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.

Диван, стул, стол, кровать, шкаф.

Помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.

Набережная, ДК, Олимп, Советская.

А, б, в, п.

Повар, шофер, плотник, продавец, врач.

1, 2, 4, 5, 7, 8, 0

Мальвина:

Я так и думала что в страну Красивой речи попадают только умные и старательные дети.Пойду я все таки, и найду Буратино и заставлю его заниматься. Ой чуть не забыла,у меня для вас есть бесплатные, пригласительные билеты. Вы можете пригласить в нашу страну своих мам, пап, дедушек и бабушек, ну вообщем кого захотите.(уходит)

Воспитатель: - А мы с вами покатаемся на волшебной карусели. Дорогие мои ребятки, детям нельзя без родителей далеко ходить, поэтому вы приходите со взрослыми да? (Вос-ль спрашивает детей. –Маша ты с кем пришла на карусели?С мамой. Артем ты с кем пришел на карусели? Данил а ты с кем будешь кататься?

Дидактическая игра: «Скажи ласково».

Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

Дети при помощи воспитателя образовывают слова

Дочь - доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

Воспитатель подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

(Загорается гирлянда)

Вос-ль:- Посмотрите дети мы с вами своей красивой,правильной речью, душевными словами растопили злое сердце волшебника и он расколдовал нашу страну Красивой речи. Теперь жители страны могут жить спокойно, не бояться и радоваться что к ним приходят в гости такие умницы как вы. Давайте мы тоже превратимся в волшебников, только не злых!а в добрых и сделаем так,чтоб наша страна не только засияла, но и зацвела.Я вам в этом помогу. Сделаем чудесные тюльпаны,которые украсят нашу страну Красивой речи.

(Делают оригами цветы тюльпаны).

Смотрите,дети как у нас здесь красиво стало. Пусть сюда приходят дети,и если они пришли грустные, то волшебной стране станет весело, и они уйдут веселыми, кто не умел красиво правильно говорить, тот заговорит красиво и правильно, а кто не улыбался,тот заулыбается, кто придет больным поправится, Добро пожаловать.

Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо! »

Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

Вот и прибыли мы в детский сад и наше путешествие закончилось. Спасибо Мои дорогие ребятки,Вы у меня самые умные, самые хорошие!

Воспитатель: Куликова Мария Николаевна

Программное содержание:

  • В описании – определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним)
  • Продолжить учить детей давать описание внешнего вида предметов, употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны..
  • Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
  • Упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.

Методические приемы:

Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, чтение стихов.

Материал:

  • игрушки для описания: машина, мишка, кукла, мяч, матрёшка, неваляшка и др.
  • загадки об игрушках
  • стихотворение: «Пусть игрушки дружат с нами»
  • корзина
  • Схема составления рассказа об игрушках

Предварительная работа:

Рассматривание игрушек, словесные игры, чтение стихотворения

Ход занятия:

Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Как можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас) .

Давайте пригласим Мишкиных гостей. Достаю корзинку из-под стола.

Воспитатель: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим: «Мишка, а почему гости спрятались?» .

Воспитатель: Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.

Загадываю загадки:

Догадайся кто такой?

Если бьешь его рукой,

Он совсем не плачет,

Только выше скачет.

(Мяч)

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые.

(Кукла)

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

(Матрешка)

Двери, окна, но не дом.

Есть сиденья даже в нём.

Фары светят, как глаза,

Есть четыре колеса.

(Машина)

Воспитатель: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (мяч, машина, кукла, матрёшка) .

Воспитатель: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки) .

Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы ему объяснили как с ними играть. Поможем Мишке? (Да) .

Воспитатель: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме) .

Воспитатель: По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие) .

Воспитатель: По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные)

Воспитатель: По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие) .

Воспитатель: У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.

Воспитатель: Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал) . Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые) .

Из железа? (Железные) .

Из дерева? (Деревянные) .

Из меха? (Меховые) . Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.

Воспитатель: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать) .

Воспитатель: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

Воспитатель: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.

Физминутка: «Как у нашего кота…»

Воспитатель: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы) .

Воспитатель: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

Дидактическое упражнение «Один - много»

Хорошо, когда игрушек много: всем хватает, можно выбрать (каждый ребенок выбирает себе игрушку) . Давайте поиграем в игру. Из одной игрушки словами будем делать много. Например: «Одна рыбка – много рыбок» (Дети называют единственное и множественное число своей игрушки) .

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят игрушки – 5-6 шт. Давайте посчитаем, сколько их. Сосчитали. Дети отворачиваются. Воспитатель убирает один, два или три предмета и предлагает детям отгадать, чего не стало: "Раз, два, три - посмотри. Чего не стало?" Игра повторяется 2-3 раза.

А сейчас я Вам прочитаю стихотворение про одну игрушку:

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Жалко вам зайку? Будете разбрасывать свои игрушки? Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.

  • Не бросать их на пол, на них могут наступить.
  • Не кидаться игрушками.
  • После игры класть на место.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места. На этом наше занятие закончилось.

Программное содержание :

1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.

2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

4. Закреплять умение разгадывать загадки.

5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: снежинки, мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинка совы, картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк,заяц), модули, снежок.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

(В группе на полу по кругу разложены снежинки).

Воспитатель :

"Собрались все дети в круг,(дети встают на снежинки)

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся"(улыбаются)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Золотой ключик»! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

(ответы детей)

Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)

А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс,)

У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. (по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?

(Из-за ширмы появляется сова)

Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?

(ответы детей)

Сова: Кто я?

(ответы детей)

Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенкукомарика?

Дети: з-з-з-з

Сова: песенку жука?

Дети: ж-ж-ж-ж

Сова: ветра?

Дети: ш-ш-ш-ш ,

Сова: водички?

Дети: с-с-с-с

Сова: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку комарика (З) - заяц , машина, коза, зима, снег; забор, велосипед .

песенку жука (Ж) - живот, белка, жираф, дом, гараж , яблоко, ёжик, ножик ;

песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, бумага, машина ;

песенку водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.

Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по извилистой дорожке! До свидания, дети.

Дети: До свидания, сова!

Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: "Назови одним словом"

Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза

Дети: насекомые;

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр

Дети: деревья;

Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка

Дети: птицы;

Белочка: брусника, земляника, малина, смородина

Дети : ягоды;

Белочка: ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек

Дети: цветы;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Дети : животные

Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"

Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие

Дети: лапищи.

Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой

Дети: носище.

Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие

Дети: глазищи.

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите зайчика! До свидания!

Дети: До свидания!

(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.

Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и снежный лаз, давайте по нему проползём!

Смотрите, какие-то пенёчки, давайте сядем, отдохнём.

А кто это там выглядывает из-за сугроба? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель : А почему ты прячешься?

Зайчик : Я боюсь.

Воспитатель : Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать снежок, а вы в ответ называть слово ласково и бросать снежок мне!

Дидактическая игра "Назови ласково"

гриб – грибочек, лист - листочек , ветка - веточка , куст - кустик , ягода - ягодка , трава - травка , жук – жучок , елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек , облако- облачко.

Словесная игра "Большой - маленький?"

Лиса - лисёнок , волк - волчонок , медведь - медвежонок ,
белка - бельчонок , ёж – ежонок , тигр – тигренок , слон – слоненок , лев – львенок , заяц – зайчонок , мышь – мышонок.

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходя ёлочки, под одной из них живёт ёж. Счастливого пути!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за комочек лежит под елкой?

(ответы детей)

Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

(лиса)

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…

(белочка)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(ёж)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(медведь)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(заяц)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

(волк)

Ежик : Молодцы! Много знаете!

Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое, ёжик за игру, но нам пора прощаться. До свидания, ёжик!

Ёжик: До свидания, ребята!

Воспитатель: Ребята! Вы, наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад.

Двигательное упражнение «По снегу побежали».

(выполнение движений по тексту)

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)

Друг за другом дружно встали

И по снегу побежали! (бег на месте)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Раздеваемся. Скажите, где мы гуляли?

(ответы детей)

Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

С кем вам больше всего понравилось играть?

(ответы детей).

ГККП детский сад №7 «Арай» г. Степногорск, п. Заводской

учитель – логопед

Мамедова Азиза Джаффар-гызы

Задачи:
1. Формировать умение образовывать прилагательные от существительных.
2. Формировать умение сочетать существительные с числительными (количественный счет).
3. Развивать умение составлять слова с уменьшительно – ласкательным значением.
4. Развивать мышление, памяти.
5. Развитие дыхания.
6. Воспитывать стремление к взаимопомощи и сотрудничеству.
Оборудование: «печка», «пирожки», костюмы яблоньки, речки, бабы-Яги; домик бабы-Яги, картинки 4- лишний, разрезные картинки фруктов; муляжи овощей и фруктов; мячик; корзинка с яблоками.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Как приятно, что сегодня
Гости к нам сюда пришли,
И не глядя на заботы
Час свободный все нашли.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются).
А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга (ритуал приветствия):
«Доброе утро, лесами полям,
Доброе утро скажу всем друзьям,
доброе утро родной детский сад,
видеть друзей своих очень я рад!»
2. Основной этап.
Логопед. Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в увлекательное путешествие по сказке. А вот в какую сказку мы попадем, вы должны отгадать:
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные,
Яблонька спаси меня,
Реченька спаси меня… (Гуси – лебеди).
Ребята, а что случилось в этой сказке? Куда улетели Гуси – лебеди? А вы хотите помочь Аленушке найти братца Иванушку? (да).
Для этого нам нужно попасть в сказку.
Но чтобы попасть в сказку, нам нужно вместе произнести волшебные слова: раз, два, три, вокруг себя повернись и в сказке очутись.
Вот мы с вами и в сказке, ребята. Кого же первого встретила Аленушка на своем пути? (печку). А вот и печка. Давайте подойдем к ней поближе и спросим куда полетели гуси – лебеди. «Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели»?

Печка: «Выполните мое задание скажу».
Ребята, смотрите печка испекла пироги, чтобы пироги получились вкуснее, нам нужно добавить в них начинку. И назвать какие пироги у нас получились. Давайте подойдем к столу. На столе лежат картинки. Вам нужно взять одну из картинок, назвать что на ней нарисовано, положить в пирог и назвать какой пирог получился. Савелий, возьми одну картинку, назови что на ней нарисовано. Положи картинку в пирог. Какой пирог у тебя получился? Н-р: яблочный пирог, грушевый пирог, ананасовый пирог, малиновый пирог, грибной пирог, рыбный пирог, вишневый пирог, клубничный пирог, капустный пирог, мясной пирог. И так далее. (Дети выполняют задание).

Молодцы ребята!
Ребята подойдем к печке.
Логопед. Печка, мы выполнили твое задание.
Печка. Молодцы ребята, найдите стрелку она укажет вам путь.
Логопед. А вот и стрелка, пойдемте прямо.
Ребята, а кого потом встретила Аленушка на пути? (яблоньку).
Ребята, смотрите, а вот и яблонька.
Давайте подойдем к ней и спросим, куда Гуси-лебеди полетели.
Логопед и дети: «Яблонька, яблонька, скажи куда Гуси-лебеди полетели»?
Яблонька: «Выполните 3 моих задания, укажу вам путь».
Логопед: Ребята, смотрите, что это лежит? (Конверт). Давайте откроем его и посмотрим, что в нем. А в нем ребята, задания. Первое задание, под яблонькой лежат расколотые фрукты, вам нужно их собрать так, чтобы получились целые. Давайте быстрее их соберем. (Дети выполняют задание).

(Логопед спрашивает у кого что получилось).
Молодцы ребята, но у нас есть еще второе задание.
Подойдем к доске. Вам нужно посчитать фрукты указывая пальчиком на цифры. Савелий, посчитай яблоки. (одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д). Молодец! Дима, посчитай груши.

Молодцы, ребята! Но у нас с вами есть еще 3 задание.
Посмотрите на картинку, назовите что на ней нарисовано. (дети перечисляют). Какая картинка лишняя? Почему?
Давайте подойдем к яблоньке.
Ребята, смотрите кто это сидит возле яблоньки? (ежик). Посмотрите, у него корзинка, давайте посмотрим, что в ней. В корзине лежат шарики – ежики, наверное, это ежик принес их нам, чтобы посмотреть, как мы умеем с ними играть. Давайте, покажем. Сядем в круг. Каждый возьмите по шарику.

По тропинке, по дорожке Пр. рукой слегка ударять мячиком по ковру с
Топают к нам чьи-то ножки продвижением вперед
Это ежик, посмотри, Катаем шарик в ладошках, пальцы широко раскрыты
К нам пробрался из глуши
По дорожке находился Лев. Рукой катаем по ковру шарик круговыми движениями
И в ручей потом свалился Перекидываем из рук в руки
Уколоть он нас решил, Катаем по тыльной стороне лев. и прав. руки
Только понял нету сил.
Он пофыркал, с пальцев слез Подержать в лев. ладошке и переложить в пр. ладонь
И ушел обратно в лес. Пр. рукой слегка ударять шариком по ковру с
продвижением вперед.

Молодцы! Положите шарики в корзину и отдадим ее ежику.
А теперь подойдем к яблоньке. Яблонька, мы выполнили твои задания!
Яблонька. Все задания выполнили, молодцы! Я покачу яблочко, вы идите за ним, оно укажет вам путь.
Логопед: Ребята, пойдемте к яблочку. Смотрите, а что это перед нами? (Колодец).
Путь еще долгий, давайте подойдем к колодцу и испьем водички. Упр. Колодец.
Логопед: Давайте сделаем ладошки лодочкой, на раз водичку взяли, на два подняли, на три – выдохнули. И еще раз (3 раза).

Напились? (да). Давайте вспомним, кого встретила Аленушка дальше на своем пути? (Речку). А вот и речка.
Давайте подойдем к речке и спросим куда Гуси-лебеди полетели.
Логопед и дети: речка – реченька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
Речка: «Выполните мое задание, подниму свои берега и покажу вам путь».
Ребята, посмотрите, в речке плавают рыбки. Нам надо взять удочку, и выловить только те рыбки, на которых картинки, которые относятся только к зиме! Савелий, беру удочку и вылавливай! Что ты словил? (снеговика). Почему? (Потому что снеговика мы лепим зимой). Молодец! Передай удочку Диме. Дима вылавливай! Что ты словил? (шубу). Почему? (Потому что шубу мы надеваем зимой).
Молодцы ребята!
Речка: «Я поднимаю свои берега, а вы пробегайте!»
Логопед: «Ребята, смотрите, а что это?» (избушка бабы Яги).
Давайте постучим. (дети стучат).
Б. Я. Кто там ко мне пожаловал? Кто разбудил старушку?
Дети: это мы ребята из д/сада «Арай», пришли забрать Иванушку, отпусти его баба Яга, мы знаем, что он у тебя.

Б. Я. Пришли, а я давно вас жду. Не побоялись, все задания выполнили. А осталось у вас последнее задание, самое сложное. Если вы назовете ласковые слова, отдам вам Иванушку.
Логопед. Ребята, что же нам делать? Кажется, я знаю, а поможет нам в этом волшебный мячик.

Я буду каждому из вас кидать мячик и называть слова, а вы должны сказать ласково.
печка – печенька;
речка – реченька;
вода – водичка;
капля – капелька;
песок – песочек;
яблоко – яблочко;
рыба – рыбка;
камень – камушек;
Б. Я. Ой ребята, ну и молодцы вы, со всеми заданиями справились! Аленушка, иди забирай своего братца!
(выходит Аленушка).

Аленушка. «Спасибо вам ребята за помощь! Нам с братцем пора возвращаться домой. До свидания ребята!
Логопед. А нам ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, и все вместе произнесем волшебные слова: «Раз, два, три, вокруг себя повернись и в детском саду очутись!» Вот мы с вами ребята, снова вернулись в детский сад.
3. Этап рефлексии.
Ребята давайте немножко отдохнем. Сядьте на пол, возьмитесь за руки. Представьте, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ветерок. Водичка в ручейке теплая. Давайте представим, как теплая водичка через ваши ручки переливается друг к другу по кругу. Мысленно передадим друг другу, тепло ручейка.
Молодцы. Вставайте!

4. Итог занятия.

Скажите в какой сказке мы сегодня побывали? Кого мы встретили? Какие задания мы выполняли? Какое задание было самое сложное? Что вам понравилось?
Ой ребята, смотрите, кажется кто-то забыл корзину. Давайте посмотрим, что в ней. По-моему, это яблонька оставила нам свои яблочки. Давайте ребята наших гостей тоже угостим яблочками. (угощают).

Занятие по развитию речи в средней группе.

Тема: «Путешествие с солнышком»

Программные задачи:

1. Закреплять правильное произношение звуков русского языка, формировать четкую дикцию, регулировать силу голоса;

2. Развивать умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета, учить составлять сложные предложения, работать над формированием грамматического строя речи;

3. Расширять запас слов названиями предметов, качеств, действий, активизировать словарь; употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении качеств, признаков предметов, формировать и дифференцировать понятия (животные, растения, насекомые);

4. Развивать логическое мышление и внимание, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Оборудование: набор карточек с картинками насекомых и животных для формирования направленного выдоха, макет солнышка, прищепки желтого цвета.

Ход занятия.

Орг. момент: Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга словами:

Доброе утро, скорей проснись, солнцу шире улыбнись (2р.)

Воспитатель: Отгадайте, к кому мы пойдем в гости: « Раньше всех встает, тепло всему живому дает». (солнышко). Да, мы сегодня будем путешествовать с солнышком. Давайте позовем солнышко, чтобы оно пустило нас к себе: « Солнышко, ведрышко, выгляни в окошко… » Закройте глазки и предсавьте, как солнесный лучик согревает вам щечки (трут щечки ), носик (трут носик ), ручки (трут ладошки ), каждый пальчик. Стало совсем тепло. Вот вы и сами стали маленькими солнышками. Давайте представим, что пока солнышко спит. Покажите, как оно закрыло глазки, положило под щечку ладошки и спокойно, глубоко дышит. (дети дышат ). Еще не наступило утро, месяц не ушел с небосклона. Но он уже приготовился, а по пути постучал в дом солнышка, чтобы оно проснулось. Давайте разбудим солнышко. Будем стучать к нему в дом и говорить « тук-тук-тук » сначала медленно и тихо, а потом все быстрее и громче, а то солнышко нас не услышит.

Услышало солнышко, что стучат в дверь. Открыло глазки, умылось, расчесало гребнем свои волосы – лучики золотые. Солнышко поправило свое платье, застегнуло золотые пуговицы, прикололо золотую брошку и вышло на небо (дети выполняют все действия по ходу повеств ования). Давайте мы себе в группе сделаем свое маленькое солнышко. Для этого нам надо подобрать слова, которыми мы будем называть солнышко и с каждым словом прикреплять лучик (солнышко ласковое, доброе, нежное, лучистое, теплое … ). (Дети прикрепляют прищепки желтого цвета к солнечному кругу ).

Отразились лучики в стеклах окон, в зеркалах и поскакали по земле солнечные зайчики. Давайте поскачем как солнечные зайчики, поиграем.

Словно побегайчики, солнечные зайчики,

Скачут весело вокруг

И зовут ребяток в круг

Вместе с ними поскакать,

Тоже зайчиками стать».

До кого дотронулись лучики, с тем стали происходить волшебные превращения: кто был веселым, стал еще веселее (с помощью детей )

Добрый – добрее, радостный – радостнее, ласковый – ласковее, счастливый – счастливее, красивый – красивее и т.д.

Как хорошо пригрело землю солнышко. Погреться вылезли дождевые червячки. Давайте покажем, как они это сделалаи (пальчиковая гимнастика ):

Дождевые червячки

Вылезли наружу.

После теплого дождя

Им поргеться нужно.

Лежебоки – червячки

Нежаться на солнце –

То сжимаются они,

Делаются тодще.

То становятся они

Длинными, как палка.

Наступать на червячков

Всем ребятам жалко.

Какая хорошая солнечная погода, хочнтся погулять. Я вам предлагаю поехать в лес на велосипедах.

Дид. игра «Прогулка на велосипедах»:

Сейчас мы поедем. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо! Подкачаем их насосом: с-с-с…(дети поворяют ).

Хорошо накчали шины, только слышим, что воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вотвоздух и выходит. Как выходит воздух из шины?: ш-ш-ш… (дети повторяют несколько раз ).

Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину: с-с-с….

Вот теперь можно ехать на веловипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины? Ш-ш-ш…

Вот мы и приехали на лужайку. Посмотрите, не только червячки обрадовались солнышку. Кто же на лужайке пригрелся на солнышке? Здесь заколдованы картинки. Давайте попробуем их расколдавать.

«Вышли на полянку,

Сели все в кружок

Угадай картинку,

Милый мой дружок».

Упражнение на формирование направленного длительного выдоха. Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанный тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками – отгадками.

Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам и подуйте на нее так, чтобы картинка открылась (следить, чтобы дети не надували щеки ).

Хочется ли вам узнать у кого какая картинка? Показывать картинки нельзя, но про них можно рассказать (воспитатель рассказывает про свою картинку, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают. После этого дети рассказывают про свои картинки по очереди, и когда картинка угадана, достают из конверта ответ ).

Хорошо в лесу, только комары мешают. Летают вокруг и звенят: з-з-з… Отогнали комаров ветками и пошли на полянку. А тма много – много красивых цветов. Пчелы летают, мед собирают и жужжат: ж-ж-ж….

А теперь разделимся на две группы: одни будут комарами и жить здесь (показывает на стулья, стоящие в одном углу комнаты ), другие будут пчелами и жить здесь (показывает на другой угол комнаты ). Слушайте внимательно. Когда я скажу: «Комары полетели», то комары должны летать по комнате и звенеть: з-з-з… Когда я скажу: «пчелы за медом полетели», то комары летят на место, а пчелы вылетают и жужжат: ж-ж-ж…..

Вот какое путешествие у нас получилось. Давайте назовем всех, кто рад солнышку. Я буду называть главное слово, а вы мне будете помогать:

Животные: …………………

Насекомые: ………………..

Растения: ………………….

Ну и, конечно, солнышку рады люди. Особенно дети. От него они становятся здоровыми, быстро растут, а на щечках в виде веснушек солнышко оставляет свои лучики.

Давайте скажем солнышку: «Спасибо».


Похожие публикации