Мой сын не такой как все. Если «мой ребенок не такой, как все»…

Ваш ребенок слишком замкнут или, наоборот, чересчур активен? Он не умеет общаться со сверстниками, ему неинтересно узнавать новое, он будто живет в собственном мире? Подобные нередко свидетельствуют о том, что малыш, скорее всего, болен аутизмом..

Специалист считает, что одной из проблем может быть аутизм - патология, при которой нарушается способность человека к любым социальным контактам и навыкам.

По словам специалиста, в большинстве случаев аутичные дети рождаются в результате тяжелой беременности и родов. При рождении такие дети обычно признаются нормальными, первые признаки аутизма проявляются в возрасте от 3-4 месяцев до двух с половиной лет. У мальчиков он встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Ребенок-аутист не улыбается, не проявляет положительных эмоций в возрасте полугода и более. Не повторяет за взрослыми звуки, не лепечет в возрасте одного года. Не совершает обычных жестов - в годик не указывает пальцем, не машет ручкой на прощание. Не знает никаких слов в возрасте 16 месяцев и не произносит осмысленных фраз в возрасте двух лет. Бывает, что аутизм проявляется несколько позже, когда ребенок внезапно перестает разговаривать и реагировать на окружающих.

Такой ребенок может играть только в полном одиночестве, при этом он всегда расставляет игрушки в одном и том же порядке - например, по цвету. Внешние симптомы: у малыша неподвижное выражение лица, он не смотрит в глаза, вы не понимаете его жестов... Речь детей-аутистов, если они умеют говорить, обычно монотонна, словно они повторяют заученный текст. Часто такие дети склонны, как эхо, повторять чужие слова, не вдумываясь в их смысл. Они могут многократно повторять одно и то же действие. Одним словом, ребенок-аутист напоминает маленького робота...

При этом, говорит психолог Наталья Филь, аутисты часто обладают необыкновенными способностями и талантами: феноменальной памятью, способностями к математике, к программированию.

По теории швейцарских нейробиологов Камиллы и Генри Маркрам, аутизм развивается из-за переизбытка информации, которую ребенок не в состоянии переварить. В результате "уход в ракушку" становится своеобразной защитной реакцией. Даже характерная для детей-аутистов манера поведения - однообразие движений - может быть не чем иным, как попыткой стабилизировать окружающий мир.

Вторая разновидность "странных" детей - это так называемые " " - ребятишки, якобы обладающие выдающимися способностями. Они часто ведут себя не вполне адекватно, например, не слушают педагога, постоянно конфликтуют с остальными детьми, не считаются с мнением и чувствами окружающих. И это нередко принимается за "особую одаренность" (особенно родителями).

Несмотря на широкую известность, не существует пока ни одного строго научного доказательства существования этого феномена, - утверждает психолог. - Существует, правда, перечень качеств и основных признаков, характеризующих детей-индиго. Это - высокая самооценка, индивидуализм, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитетов, энергичность, порою мешающая сосредоточенности, резкие перепады настроения, чувство социальной справедливости, повышенное чувство ответственности, развитые интуиция и чувство опасности. Хотя дети-индиго полная противоположность аутистам, у них есть и некоторые общие качества. К их числу относятся: низкая коммуникабельность, склонность замыкаться в себе, большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта, интерес к далеким друг от друга предметам и способность быстро осваивать компьютерные технологии.

Профессиональные медики и психологи полагают, что все дело тут - в минимальной мозговой дисфункции, которая приводит к синдрому "гиперактивности".

Что же делать, если вы обнаружили, что ваш ребенок - "инопланетянин", не похожий на своих сверстников?

1. Прежде всего, покажите его детскому психологу. Осмотрев малыша, специалист при необходимости порекомендует обратиться с ребенком к психиатру.

2. Если ребенок - аутист, не стоит давить на него, навязывая собственные правила, это может усилить отклонения в поведении. Если же он гиперактивный, то, напротив, ему нужен жесткий режим и физические нагрузки.

3. Обязательно хвалите ребенка за любой "нормальный" поступок.

Уважаемые родители!

Можно много и долго рассуждать о ребенке с нарушением речи, используя различные теории, термины, догадки, предположения… Но важным всегда остается одно – это прежде всего ребенок, нуждающийся в специальной, профессиональной, незамедлительной помощи. Это ребенок, который развивается, как и всякий другой, но его развитие идет своеобразно. Это беззащитное существо, которое самостоятельно справиться со своими проблемами не может, не может противостоять нападкам безразличного, а порой даже и сурового общества. Это личность, обладающая определенными чертами характера, к которой нужен индивидуальный подход. Это маленький ранимый человечек, который должен как-то выживать в этом мире. В мире, который не понимает его или относится с жалостью, безразличием, жестокостью, но не помогает ему, зарождая в нем различные комплексы, психические нарушения: агрессию, логофобию, замкнутость, негативизм, инфантильность и т.д.

Ребенок сам должен захотеть помочь себе, активно участвовать в процессе формирования правильной, выразительной, логичной речи. И это во многом зависит от родителей: от того, как вы настроите ребенка на процесс обучения, как организуете работу с ним. Потому что именно вы являетесь важными и значимыми людьми в жизни ребенка, именно вы являетесь главными помощниками в исправлении нарушений речи ребенка, именно вы оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние своего малыша.

Просто будьте рядом с ним , помогайте ему развиваться, обучаться, познавать окружающий его мир. Читайте вместе с ним книги, рассматривайте картины, побуждайте ребенка к общению с вами и следите за правильностью его речи.

Творите вместе с ним , создавайте ваши совместные шедевры с помощью кисти, карандашей, красок, мелков, занимайтесь аппликацией, оригами, лепкой из пластилина… Важно весь этот творческий процесс сопровождать речью: пусть малыш расскажет вам, что он нарисовал, как он рисовал, что использовал для создания полотна. Поощряйте его творческий потенциал, хвалите его работы. Вы даже можете создать «стену почета», на которой будут вывешены лучшие картины ребенка.

Любую работу по дому можно делать вместе с ребенком : готовить, подметать и мыть полы, вытирать пыль, поливать цветы…. Дайте малышу поручение, объясните для чего это нужно и как это надо сделать, а по окончанию выполненной работы пусть ваш ребенок расскажет вам о том, что он сделал.

И
зучайте окружающий вас мир!
Во время прогулок, походов в зоопарк, театр, кино, магазин, аптеку, библиотеку рассказывайте ребенку о явлениях в природе, о предметах, которые вас окружают, о том, как нужно вести себя и что делать и говорить в том или ином месте. Позволяйте ему самостоятельно заказывать книжку в библиотеке, покупать продукты в магазине, пусть малыш сам расскажет вам о каком-либо явлении в природе (о котором вы недавно ему рассказали).

Во время прогулок, походов в зоопарк вы можете сделать несколько снимков, по которым малыш будет учиться строить красивый, логичный, последовательный рассказ о том, что он видел, делал, узнал.

Разучивайте стихи, разгадывайте загадки, играйте в подвижные, дидактические игры, читайте и инсценируйте сказки… Словом, все в ваших руках!!!

В работе с таким ребенком должны принимать участие различные специалисты: и психолог, и логопед, и невролог… - должно оказываться комплексное, системное, коррекционное воздействие.

Вам важно найти нужных специалистов и совместно, в плотном сотрудничестве с ними вести активную работу по развитию и обучению вашего сокровища!

Вы, родители, проводник ребенка в этот мир, и то, каким он станет, кем будет, как сложится его дальнейшая жизнь, в большей степени зависти от вас!

Что, если он отличается от других не тем, что раньше всех заговорил, пошел, научился сам есть или правильно складывать пирамидку, а тем, что, возможно, никогда не заговорит, не пойдет, не будет играть с другими детьми?.. Как маме жить с этой особенностью ребенка? Что нужно знать друзьям и близким, чтобы поддержать в такой ситуации? Вот несколько советов, которые помогут понять, что происходит, и в каком направлении двигаться.

1. Принять

На принятие потребуется время, для всех разное. Этот процесс можно сравнить со стадиями переживания горя, сформулированными психологом Элизабет Кюблер-Росс:

  1. Отрицание: «Это ошибка, такого просто не может быть, необходимо все перепроверить».
  2. Злость, поиск виновных: «Это врачи виноваты! У кого-то из твоей родни тоже было что-то подобное!»
  3. Торг: «Если я буду… ситуация обязательно улучшится». «Буду соблюдать пост, и Бог нас простит».
  4. Депрессия: «Это тупик, выхода нет…»
  5. Принятие: «Я понимаю, что уже ничего не могу исправить, и больше не испытываю бессилия и ужаса».

Большинство родителей описывают принятие не как результат, но как процесс, нечто, что приходит и уходит. И речь о принятии не только особенностей ребенка, но и того, что изменилась жизнь в целом. Все чувства и эмоции на пути от отрицания до принятия нормальны, но лишь на стадии принятия мама начинает активно помогать ребенку.

2. Мечтать по-новому

Самое время понять, почему ситуация вызывала такой ужас. Возможно, у мамы был образ-мечта будущего: она представляла, как читает малышу книжку, как ведет его за ручку по парку, как вся семья едет в отпуск.

Часто родителям кажется, что жизнь закончилась и ничего из того, о чем они мечтали, уже не случится. Но это не так!

В моей практике был такой случай: отец, узнав, что его сын глухой, решил, что они никогда не пойдут на рыбалку. Теперь ребенок слышит и говорит, но даже если бы он остался глухим, это никак не могло помешать совместной рыбалке. Многое из того, что кажется невозможным и невероятным сейчас, совершенно реально!

Можно ли представить себе, что слепоглухой мальчик поступит на юридический факультет и будет писать потрясающие стихи?

Постепенно появятся новые мечты. Важно вплетать их в свою реальность и не ставить преград своему воображению. С нами случается то, во что мы верим.

Можно ли представить себе, что слепоглухой мальчик благодаря операции и усилиям мамы и специалистов не только научится слышать и говорить, но и поступит на юридический факультет и будет писать потрясающие стихи? А что дети с ДЦП, которые еще недавно не могли самостоятельно ходить, встанут на ролики и лыжи? А что ребенок с синдромом Дауна станет чемпионом по спортивной гимнастике специальных Олимпийских игр?

Таких историй очень много. Конечно, ничего не случается само собой: все эти истории стали реальными благодаря тому, что родители не сидели сложа руки и нашли специалистов и подходящие методики реабилитации.

3. Искать единомышленников

Не жалейте себя, не думайте, что такая проблема только у вас. Ищите специализированные группы в соцсетях, читайте форумы и тематические сайты, переписывайтесь с родителями, которые успешно продвинулись по этому пути, спрашивайте совета. Обращайтесь в фонды - в них можно получить проверенную информацию.

Постепенно вы увидите, что возможностей очень много и что многие из них могут изменить мир вашего ребенка к лучшему, а некоторые даже способны полностью интегрировать его в обычную жизнь.

4. Действовать

Теперь, когда вы владеете информацией, двигайтесь вперед. Стройте новый мир, опираясь на полученные знания.

Со временем придет понимание, что особенность - лишь одна из сторон малыша. В ваших силах начать воспринимать ее как качество, делающее его неповторимым. Очень важно учиться принимать и развивать ребенка в целом, фокусироваться на его сильных сторонах.

5. Транслировать уверенность

Когда внутри вас испуг и жалость, готовьтесь получить это извне. Если вы дружелюбны, спокойны и в состоянии понятно объяснить другим, как общаться с ребенком и в чем конкретно его особенность, то и вам, и всем остальным будет намного проще. Кроме того, вы передаете ребенку ту эмоцию, которую испытываете. Дети считывают уверенность родителей и чувствуют себя защищенными.

Например, пятилетний сын подруги на вопрос мальчика о том, что у него такое странное на ушах, спокойно ответил: «Я глухой, у меня в голове импланты, я так слышу». Вопрос был закрыт, и дети перешли к активным играм. Ребенок самостоятельно справился с ситуацией, потому что до этого наблюдал подобное поведение мамы.

6. Помнить о себе

Старайтесь находить время для себя, чтобы чувствовать, что жизнь не остановилась в тот момент, когда вы узнали о диагнозе малыша. Ходите в кино, на выставки, в салон красоты, встречайтесь с друзьями, все это поможет чувствовать, что особенность ребенка - лишь одна из граней вашего мира.

7. Становиться причиной изменений

Вы можете помогать не только своему ребенку, но и родителям других детей, столкнувшимся с подобной проблемой. Вариантов много: стать волонтером фонда, создать тематическую группу в соцсетях, участвовать в исследованиях или даже основать собственный проект, который качественно изменит жизнь многих семей.

Так, Наталья Белоголовцева, мама ребенка с ДЦП, основала проект «Лыжи Мечты», направленный на реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья по всей России. Екатерина Мень, мама ребенка с расстройством аутистического спектра, привезла в Россию метод прикладного поведенческого анализа и стала обучать этому методу специалистов. И таких примеров множество.

Помните, что ваш правильный настрой, поддержка близких и друзей и помощь специалистов могут изменить мир вашего ребенка к лучшему!

Об авторе

Сооснователь проекта «Я тебя слышу», эксперт в вопросах поддержки семей с детьми с нарушенным слухом.

Читайте также

Неловкие ситуации и пути их преодоления

Ребенок, еще не уяснивший, что можно говорить и делать, а чего − нет это бомба замедленного действия, которая может рвануть в самый неподходящий момент. Конечно, дети в этом не виноваты – никакого злого умысла быть тут не может в принципе. Однако, нам от этого легче не становится, и каждому родителю хочется выйти из таких ситуаций с минимумом потерь и, желательно, сделать так, чтобы они не повторялись в будущем....


Часто бывает так, что посещение развивающих занятий или других групповых мероприятий подобного рода, становится сплошным огорчением для мамы малыша:

Мой ребёнок вместо того, чтобы лепить и рисовать, как все детки, отвлекается, бегает вокруг столов, мешает всем, не хочет заниматься!

Мой ребёнок не хочет танцевать вместе со всеми, не хочет ходить по массажным коврикам и играть в подвижные игры. Он прячется за мои ноги, плачет, хочет уйти.

Как в одном, так и в другом случае, маме кажется, что окружающие на них с малышом смотрят осуждающе, что ребёнок у неё «не такой как все», что с ним не все в порядке. Это очень тяжёлое переживание для многих людей.

Мне часто приходят письма обеспокоенных родителей, посещающих с ребёнком групповые занятия. Там они впервые замечают, что ребёнок, так или иначе, отличается от сверстников. Им кажется, что для того, чтобы считаться «нормальным», ребёнок непременно должен хотеть делать то же, что и другие дети. При этом те же самые родители, если их спросить, все ли взрослые люди добровольно согласятся танцевать под музыку или заняться вязанием, ответят: «Нет, не все». Если спросить их считаются ли какими-то не такими, ненормальными те, кто отказался, они тоже ответят, что нет, не считаются. Получается, что взрослый человек имеет право на непохожесть, а ребёнок, к сожалению, нет. А ведь взрослый, который не любит шумные мероприятия, когда-то был тем самым малышом, прижимающимся к маминой ноге.

Внимательно понаблюдав за маленькими детьми, можно заметить, как сильно они отличаются друг от друга. Вот один карапуз сидит и увлечённо перебирает деревянные бусинки, складывает их в коробочку, готов заниматься этим чуть ли не часами. А другой больше ползает, стучит найденными предметами, пытается вскарабкаться на диван. Это два совершенно нормальных ребёнка, но они не похожи друг на друга - их увлекают разные виды активности. Точно так же они будут различаться и на протяжении всей жизни. Один будет больше любить тихие занятия, а другому всегда будут приносить больше удовольствия подвижные виды деятельности.

Групповые развивающие занятия не рассчитаны на индивидуальный подход к каждому, поэтому они включают в себя все виды доступных малышам активностей: и рисование, и лепку, и танцы, и физкультуру. Так будет строиться система группового образования и в дальнейшей жизни ребёнка. Например, в детском саду, школе. Постепенно, каждый ребёнок привыкнет, так или иначе, участвовать даже в тех занятиях, что не приносят ему особого удовольствия. Но, пока он совсем маленький, заинтересовать и мотивировать его делать то, что ему не нравится или пугает можно, только используя индивидуальный подход. Если малышу не нравится танцевать со всеми, попробуйте сделать это дома, подобрать другую музыку. Если не любит рисовать, можно устроить рисование, например, в ванной – там можно развернуться более активно (ванну легко отмыть). А в группе лучше предоставить малышу право выбора - в чём участвовать, а в чём нет, особенно если ребёнок сильно сопротивляется или явно боится. Если ваш малыш мешает другим ребятам делать то, чем они занимаются, то можно ненадолго выйти, подождать пока начнётся другая часть занятия, которая малышу больше по душе или занять его отдельно, если позволяет помещение и педагог не против.

Помните, что ваш малыш уже яркая индивидуальность! И именно сейчас вы получаете самую достоверную информацию о его природных талантах и склонностях, о том, что ему нравится, в какой деятельности он в будущем будет наиболее успешен.

Похожие публикации