«Кузьминки». Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной к школе группы

Сценарий русского народного праздника

«Кузьминки»

Задачи праздника:

Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.

Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.

Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников и детей дошкольного возраста.

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, самовар.

Костюмы: учителя-ведущие в русских народных сарафанах, танцевальный ансамбль - девочки в ярких разных разноцветных однотонных юбках, девушки – посиделочницы с русскими платками на плечах.

Ход праздника

Вступительное слово учителя:

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать.

Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Выходит учащийся ведущий (девочка)

Батюшка Кузьма – Демьян,

Скуй нам свадебку

Крепко – накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки.

Выходят 2 ведущих учителя (2 хозяйки) в русских народных сарафанах.

Хозяйка 1: Тепло и уютно в нашем зале этим холодным ноябрьским днем. За окном гуляет одинoкий ветер, a мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиг­рать.

Хозяйка 2: Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и праде­душки. Все полевые работы закончены, пришла пора и отдох­нуть. A назывались эти вечера посиделками.

Выходят соведущие – чтецы (3 человека)

1-й чтец. На завалинках, в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

2-й чтец. При лучине ли сидели

Иль пoд светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

3-й чтец. Добрым чаем угощались

C медом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались –

Без общенья жизни нет.

4-й чтец. А играли как? В горелки!

Их горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

1 -й чтец . Отдых-это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

Хозяйка 1 : А что происходило на посиделках, как молодые парни и дев­чата проводили посиделки, мы постараемся разыграть сейчас и думаем, что вы не будете просто зрителями, а будете веселиться и играть вместе с нами.

Игра « Горелки» ведущий объясняет правила игры, от каждого класса приглашается в зал 6 участников. .

Хозяйка (учитель – ведущая 2): Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка (учитель – ведущая 1) Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки.

Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись, народ!

Под русскую народную музыку входят Девушки – посиделочницы

Хозяйка 2 :

Здравствуйте, гости дорогие!

Проходите, будьте, как дома!

1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.

Мы и дома не лежим,

И в гостях не стоим.

Хозяйка 1 усаживает гостей на лавку.

Хозяйка 2: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я гостья: Гости – люди подневольные,

Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

Хозяйка 1: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяйка 2: Скоро, скоро будут!

Хозяйка 1: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!

Сравняй меня позднюю с ранними!

Ученики 5 класса стучатся, входят с шумом, исполняют народную песню “Во кузнице”.

Хозяйка: А вот и гости долгожданные! Ух, как здорово у вас получается. Хорошо поете, а может ещё и пляшите?

Ученики 5 класса (хореографический ансамбль) исполняют танец “Кадриль”.

Хозяйка 1: Собралось к нам гостей со всех волостей.

Ну, что ж, доброе начало, как говорится,

Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:

Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

3-я гостья - посиделочница: Гостям то, известное дело, хватило места,

Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка 1: В тесноте, да не в обиде!

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяйка 2

Праздник этот ремесла,

Домашнего очага,

Праздник не безделья –

Праздник рукоделья!

Хозяйка:

Как этот праздник наступает,

Весь народ гулять идет.

Очень весело, с задором

Песни русские поет!

Дети исполняют песню «Ах вы сени мои сени»

Хозяйка 1: Вот и праздник на славу удался. Как в стародавние времена и в игры поиграли, и песни попели, и потанцевали.

Хозяйка 2: Вот настал момент прощаться,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: «До свиданья.

До счастливых новых встреч!»

Все : Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!

Цели : познакомить с традициями народного праздника Кузьминки, раскрыть широту русской души, умение народа работать и отдыхать, воспитывать доброе отношение к народным традициям, любовь к народной культуре.

1-й ведущий.

Что за славный денёк,

На бугре солнцепёк,

Собирайся, народ, у ворот!

Петь, шутить, хороводы водить,

Весну красную веселить!

2-й ведущий. 14 ноября издавна считался на Руси праздничным днём. Его именовали Кузьма-Демьян. А ещё в народе этот день называли Кузьминки.

Кузьминки - мол, об осени поминки.

Кузьминки - встреча зимы...

В этот день и молодёжь и дети - все примечали, какой будет погода. Немало народных примет было связано с этим днём.

1-й ведущий. Вот, например, если на Кузьму-Демьяна лист останется на дереве, то другой год будет морозным.

Снег на Кузьминки обещает будущей зимой большой разлив.

А вы, ребята, знаете ещё народные приметы, связанные с этим праздником?

Дети из зала приводят примеры народных примет. Раздаются звуки балалайки, появляются Фома и Ерёма.

Фома и Ерёма.

Здрасьте. А вот и мы оба,

Фома да Ерёма.

Фома. Потешки услыхали, к вам прибежали.

Вместе . Мы ребята удалые, озорные.

Фома . В общем и в целом прекрасно живём.

Ерёма . А ну, Фома, присядем у ворот да потешим народ.

Фома . Нынче вам расскажем в лицах весёлые небылицы. (Садятся.)

Ерёма (толкает Фому). Начинай.

Фома.

Нет, ты начинай.

Оба вместе начнём, а вы подпевайте.

Фома и Ерёма, имитируя игру на балалайке, исполняют «Небылицы».

Фома. Вы послушайте, ребята, чепуху мы будем петь.

Ерёма. На дубу коза пасётся, в бане парится медведь.

Здорово, здорово у ворот Егорова.

А у наших у ворот всё идёт наоборот.

Фома.

Рано утром вечерком, поздно на рассвете,

Баба ехала пешком в ситцевой карете.

Все . Здорово...

Ерёма.

А наш дедушка Иван посадил кота в карман,

Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Фома.

На заборе чепуха жарила (варила) варенье,

Куры съели петуха в это воскресенье.

Ерёма.

Сидит ёжик на берёзе, новая рубашечка,

На головке сапожок, на ноге фуражечка.

Фома. Черти вилами поели из баранины уху,

Не пора ли нам, ребята, кончить эту чепуху.

Фома и Ерёма кланяются и убегают со сцены.

1-й ведущий . Кузьма и Демьян - большие искусники, они покровители всех ремесел: кузнечного дела и женского рукоделия.

С Кузьмой и Демьяном женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше.

Вот так: «Батюшка Кузьма-Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними»...

2-й ведущий. Кузьминки повсюду слыли больше девичьим праздником. Что это значит?

В некоторых местах существует по сей день обычай, по которому девушка-невеста считается в день Кузьмы-Демьяна первой хозяйкой всего дома.

Она сама готовит богатые кушанья и гостей угощает.

Молодёжь в эти дни не ограничивалась чаем, за рукодельем девушки пели песни.

На сцену выходят девочки в русских сарафанах с различным рукодельем в руках, рассаживаются по лавкам и начинают петь «Пряху».

Молодая пряха у окна сидит.

Молода, красива, карие глаза,

По плечам развита русая коса.

Русая головка, думы без конца,

Ты о чём мечтаешь, девица-краса?

В низенькой светелке огонёк горит,

Молодая пряха у окна сидит.

1-й ведущий. Кузьма и Демьян - праздник кузнецов. В народе рассказывают, что святые были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и прозвали их бессеребренниками.

2-й ведущий . В уезде Вологодчины полагали, что Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, просили только, чтобы хозяева их накормили кашей, поэтому ещё их называют «кашечниками».

3-й ведущий. В Курской губернии наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трёх куренков и есть их утром, в обед и вечером, чтобы птица водилась.

Трапеза в этих местах всегда сопровождалась молитвой.

1-й ведущий. Следуя старинным народным традициям, мы решили в этот день отведать кашу различную и похлебать куриной лапши. Так и поступили. Но сначала с рецептами ознакомились.

Каждый класс представляет на сцене свою кашу, расхваливая её.

2-й ведущий. А какой же праздник без русских удалых частушек?

На сцену выходят мальчики и девочки, одетые в русские сарафаны и косоворотки, и исполняют частушки.

На весёлое гулянье

Я пришёл без ремешка.

Девяносто песен знаю,

Ещё дома полмешка.

Полотенце вышивала

Петухами, утками.

Я миленка поджидала

Часами и минутками.

Ехал Ваня на баране,

Нова дудочка в кармане.

Ваню бабушка любила,

Кашей масляной кормила.

На окошке два цветочка -

Голубой да аленький.

Я (мальчишка) парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я частушек много знаю

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся я назад -

Сапоги мои лежат.

Мы пропели, что сумели,

Поплясали от души.

Выходи на круг, кто смелый,

Пой погромче и пляши.

Повторяют и вызывают детей из других классов петь частушки.

Елена Чеботько
«Кузьминки - по осени поминки!» Сценарий осеннего праздника для старшего дошкольного возраста

Кузьминки - по осени поминки!

Цель : Познакомить детей с традициями русского народа. Побуждать интерес к народной культуре.

Задачи : Познакомить детей с особенностями народных праздников на примере фольклорного праздника «Кузьминки»

Совершенствовать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Ход праздника:

Зал оформлен в стиле «русская горница». Под музыку русской народной песни «Пряха» входят девочки в русских народных костюмах. Их встречает хозяйка.

Хозяйка – Мир вам гости дорогие,

Вы явились в добрый час –

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

1 Девочка – Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

2 девочка – Здесь для вас обряды русские

И медовый каравай.

Хозяйка – И места гостям приметные-

Будет праздничный вам стол

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

3 девочка – Много мы обрядов знаем

4 девочка – А давай-ка «Кузьминки» обыграем!

Хозяйка – Тогда, детушки, живей за дело! Хлеб из печи доставать, на стол накрывать, а то сейчас и гости придут.

5 девочка – А кто к вам придет, матушка?

Под музыку вбегают мальчики, образуют круг, проводится игра.

Игра «Никонориха гусей пасла»

Дети ведут хоровод, в кругу противоходом идет водящий «козлик». Дети поют:

Никонориха гусей пасла,

Да пустила в огород козла,

Никонориха ругается,

А козел-то ухмыляется.

С окончанием пения дети разбегаются, обнимаются парами, кому пары не хватило, тот «козел»

Раз, два, три – козлик ты!

Хозяйка – Давно вас ждем – поджидаем, посиделки без вас не начинаем!

Мальчики – А зачем мы здесь собрались?

Хозяйка – А затем, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна.

Кузьминки – начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

Мальчики – А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?

Хозяйка - Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они – покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник, а еще говорят, что Кузьминки – по осени поминки.

Мальчики – Ну-ка, хватит нам трудиться, будем петь и веселиться!

1-й кузнец - Идут кузнецы из кузницы.

2-й кузнец - Несут кузнецы два молота.

3-й кузнец - Галки - вороны, собирайтесь к нам.

2-й кузнец - Варите кутью.

1-й кузнец - Поминать Кузьму.

«Кузнецы» - Хозяева, кузнецы нужны?

Девочка – А что вы умеете делать?

Кузнецы – А вот что!

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице…», мальчики поют и играют на ложках.

Хозяйка – Садитесь, молодцы, дорогие, а всем ли место хватило?

1 мальчик – Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим!

2 мальчик – Гости – люди подневольные: где посадят, там и сидят!

3 мальчик – Дома сидеть – ничего не высидеть!

4 мальчик – Решили на людей посмотреть, да себя показать!

В это время один мальчик «лень», ложится на лавку, засыпает. Выходят две девочки, обращают внимание на «лень».

1 девочка – Не колода, лодырь, а лень! И лежит она целый день!

2 девочка – Не жнет, не косит, а обеда просит!

Игра «Лень»

Хозяйка – Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!

3 девочка – А много гостей – много новостей!

Хозяйка – А каких новостей?

4 девочка – Да, веселых. Вот послушай!

Дети разыгрывают потешки.

Андрейка, детка, о чем плачешь?

Об ворота ударился!

Когда это случилось?

А что же ты сейчас плачешь?

Да вчера дома никого не было!

Где ты был, брат Иван?

В горнице!

Что делал?

Петру помогал!

А что Петр делал?

Да на печи лежал!

Я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Хозяйка – Что это мы все сидим и гостей не веселим?

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Обращается к мальчикам

И ребята не зевайте, от девчат не отставайте!

Частушки:

1. Я секрет румян достала

У прабабки Феклы -

Лучше всех румян заморских

Сок из нашей свеклы.

2. Почему, как человечек,

Весь в мурашках огуречик?

Он на солнышке лежит,

От чего же он дрожит?

3. Мне миленочек прислал

К празднику записку,

М Что меня он обожает,

Как салат с редиской.

4. Ухажеров нынче сто

Под моим окошком

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

5. Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко.

Ведь без мышки не собрать

В огороде репку.

6. Вот миленок мой рыдает,

Ведь близка разлука.

Ты, подруженька, ошиблась,

Плачет он от лука.

7. На себе всегда ловлю

Восхищенья взоры!

Красоту мне и здоровье

Дарят помидоры!

8. Если б не было пшеницы,

Не было б ватрушки.

Как сумели, так пропели

Мы для всех частушки.

Хозяйка – На Руси уж так идет

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец

И на дудочке игрец!

Дети – Пусть Ивана впустят, чтоб играл на гуслях!

1 ребенок – А ты брат, Андрейка, сыграй-ка на жалейке!

2 ребенок – А ты брат, Ермошка, сыграй-ка на ложках!

Оркестр ложкарей «Перевоз Дуня держала» русская народная

Хозяйка – В эту пору играли на посиделках, разбившись на пары, а потом весь вечер мальчик ухаживал за выбранной девочкой, охранял ее и заботился о ней.

Русская народная игра «Селезень утку догонял…», после игры слышится стук.

Домовой – Ох, устал я за печкой сидеть,

На ребят решил посмотреть.

Хозяйка – Как на голову свалился

И откуда появился?

Девочки ахают, мальчики охают.

Домовой – В этом доме я живу и за печкою сижу!

Кто меня тут потревожил?

Хозяйка – Собрались мы здесь в горнице, девицы-красавицы, да добры молодцы. Проводить осень, да зиму встретить!

Не серчай на нас, а пускайся с нами в пляс!

Дети танцуют хоровод «Выходили красны девицы»

(на мелодию песни «Ой, вставала я ранёшенько»)

1. Выходили красны девицы

Из ворот гулять на улицу.

Ой ли, ой ли да люли

Из ворот гулять на улицу.

2. Выносили красны девицы

Во белых руках по соловью.

Ой ли, ой ли да люли,

Во белых руках по соловью.

3. Соловьи-то все рассвищутся,

Красны девки разгуляются.

Ой ли, ой ли да люли,

Красны девки разгуляются.

Домовой – А какой же праздник на Руси без пышного каравая, да без сладких пирогов. Выносит каравай.

Домовой – Свети, свети месяц, нашему караваю!

Поглянь, поглянь, солнце, нашему караваю!

Хозяйка – Кушайте, кушайте, да поправляйтесь,

Крепкого здоровья набирайтесь!

Все поют - Дорогие гости, русское спасибо.

Мы для вас подносим, кланяемся низко,-

Полюбить нас просим, как велит обычай, хлеб и соль подносим.

Публикации по теме:

«Чудо-дерево». Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста Чудо-дерево Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Осень. Здравствуйте, ребята! Я в гости к.

«Праздник осени». Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Праздник Осени» Сценарий осеннего праздника в старшей группе Цели и задачи: Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического.

Сценарий осеннего праздника детей старшего дошкольного возраста «Нижегородская ярмарка» Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об исторических местах города, любви к Отечеству, гордость за его культуру.

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень России» Ведущая: Здравствуйте, родители, Здравствуйте, друзья! Праздник посмотреть хотите? Праздник начинать пора! (Дети, с веточками рябины в руках,.

Татьяна Александровна Фролова
«Кузьминки». Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной к школе группы

Фролова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель

учреждения «Детский сад № 106 ОАО «РЖД». г. Мичуринск

Цель: Воспитывать чувство гордости за русский народ, формировать патриотические чувства.

Задачи: -знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками;

Пробуждать интерес к народному искусству и желание нести людям радость, добро, хорошее настроение.

Участники: дети подготовительной к школе группы, ведущий, гости.

Материалы: фонограммы музыкальных произведений: р. н. п. «Светит месяц», «Во деревне то было, в Ольховке», «Барыня», деревянные ложки – 16 шт. ; клубочки ниток – 3 шт., туесок для скороговорок, русские народные костюмы по количеству детей; русский народный костюм для ведущего (взрослый).

Место проведения : музыкальный зал. (Зал оформлен в русском народном стиле. У центральной стены стоит дом, колодец. Возле окна и у противоположной стены - столы, накрытые скатертью. На столах деревянная посуда, самовары, пряники, баранки, пироги, яблоки. Дети одеты в русские народные костюмы, свободно заходят в зал и садятся на стулья к столам)

Ход праздника.

На середину зала выходит ведущий в русском народном костюме.

Ведущий. На завалинках, в светёлке,

Иль на брёвнышках каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

При лучинах мы сидели.

Иль под светлым небосводом

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши…

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам.

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

(Звучит музыка из русской народной песни «Светит месяц», на середину зала выходят двое детей – хозяин с хозяйкой в русских народных костюмах)

Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть. Вам ли сегодня грустить да печалиться?

Хозяйка. Рады будем видеть вас у себя в гостях. Ждёт вас праздник большой, праздник радостный по обычаю старинному Кузьминками называется.

Хозяин. Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Хозяйка. Вас много интересного ждёт.

Много песен, много шуток

и весёлых прибауток!

(со стульчиков поднимаются и подходят к хозяевам группа детей)

Хозяйка. Здравствуйте гости дорогие! Проходите, будьте как дома.

Ребёнок (гость). Не беспокойся, хозяюшка. Мы и дома не лежим, и в гостях не стоим.

(хозяйка усаживает детей на стулья)

Хозяин. У нас для каждого найдётся и словечко, и местечко.

Ребёнок (гость). Гости – люди подневольные, где посадят там и сидят.

Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.

Ребёнок (гость). Дома сидеть – ничего не высидеть. Вот мы и решили людей посмотреть да себя показать.

(хозяин встречает ещё группу гостей)

Хозяин. Проходите, гости дорогие! Гостю почёт, хозяину – честь.

Ребёнок (гость). Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяйка. Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли места хватило?

Ребёнок (гость). Гостям – то известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка. В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком и поговорим ладком.

Ведущий. Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси с 14 ноября начинаются первые зимние праздники. Самый первый – Кузьминки. Этот день праздник мастеров кузнецов Кузьмы и Демьяна. Отсюда и название праздника.

Ребёнок. Праздник этот ремесла,

Домашнего очага

Праздник не безделья –

Праздник рукоделья.

Ребёнок. Как этот праздник наступает

Весь народ гулять идёт.

Очень весело с задором,

Песни русские поёт!

ПЕСНЯ «ВО КУЗНИЦЕ» обр. А. Жарова

Ребёнок. Парни наши мастера,

Ловко правят все дела,

Но и девочки под стать.

Ни в чём не станут уступать.

Ребёнок. А как шили-вышивали.

Так и песню напевали

Пели, правда, от души –

Больно песни хороши!

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «НА КУЗЬМУ - ДЕМЬЯНА»

(исполняет группа девочек)

Ребёнок. Эй, девчоночки – подружки,

Веселушки – хохотушки.

Ребёнок. Эй, ребята – молодцы

Озорные удальцы!

Не пора ли поплясать

Свою удаль показать.

Ребёнок. Ставим ножку на носок.

А потом на пятку.

Станем «Русскую» плясать,

А потом вприсядку!

Ребёнок. Эх, сыпь веселей,

Лаптей не жалей,

Это верно совершенно.

Что картошка без костей.

ТАНЕЦ «ЛАПТИ» ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ «ВО ДЕРЕВНЕ ТО БЫЛО, В ОЛЬХОВКЕ…»

Хозяин . Да, на Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец

И на дудочке игрец.

И блоху он подкуёт,

Дом добротный возведёт,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет!

Ведущий. А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься – всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет своё умение показать?

(Выходят три девочки).

Хозяйка. Как песню мы начнём спевать,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как кончим мы петь да плясать,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно задание?

Начнём соревнование.

ИГРА «СМОТАЙ НИТКИ В КЛУБОЧЕК»

Хозяйка. Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек больше?

Хозяин. А сейчас мы с мальчиками поиграем в шуточную игру.

ИГРА «ГОНЧАРЫ»

Дети парами становятся по кругу. Один ребёнок впереди, изображая «горшок», садится по-турецки, лицом в центр круга. Сзади «горшка» стоит ребёнок, изображающий продавца. В центре круга водящий - «покупатель». Он ходит по кругу, выбирая себе «горшок». В это время «продавцы» хвалят свой товар, громко выкрикивая. Водящий - «покупатель», выбрав «горшок» начинает диалог с продавцом.

Водящий. Почём горшок?

Продавец. По денежке.

Водящий. А купить то можно?

Продавец. Да покупай.

Водящий. А сколько стоит?

Продавец. Да пять рублей.

Водящий. Есть такие деньги.

Водящий и продавец, взявшись за правые руки, исполняют попевку (Чичары, чичары,

Собирайтесь, гончары.

По кусту, по мосту,

По лебедю – горазду.)

В конце попевки разбегаются в разные стороны, обегая круг. Кто первый подбежит к «горшку», тот выигрывает. Опоздавший становится водящим – «покупателем». Игра продолжается.

Хозяйка. Пошутили, посмеялись и хватит. Теперь бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. Слушайте, запоминайте, да складно быстро

повторяйте.

Ребёнок. Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

Ребёнок. Дали Клаше каши с простоквашей.

Ела Клаша кашу с простоквашей.

Хозяин. И для этих гостей (показывает на родителей) званых да почётных, я тоже приготовил скороговорки. Ну, кто из вас, говорить скороговорки горазд.

Туесок мой открывайте,

Скороговорки вынимайте,

Прочитайте-ка скорей,

Да скажите веселей.

(взрослые достают из туеска записки-листочки со скороговорками).

1. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.

2. Несёт сено Сеня в сени

Спать на сене будет Сеня.

3. Мамаша Ромаше

Дала простокваши.

4. Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

Хозяин. Ай да молодцы! Славно у вас получается.

Ведущий. А сейчас для всех ребяток

Загадаю я загадку

Знаю, знаю наперёд –

Вы смекалистый народ!

Деревянная подружка

Без неё мы как без рук.

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт.

Дети. Ложка!

1 ребёнок. Звонкие, резные,

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

2 ребёнок. Эх, топну ногой,

Да притопну ножками!

Развесёлый у нас будет

Танец с ложками.

Хозяйка (берёт поднос с ложками)

Подходите, разбирайте

Пляску с нами начинайте.

ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ МУЗЫКУ «БАРЫНЯ»

Ребёнок. Там, где песня льётся,

Там легче живётся.

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

Ребёнок. Как известно всем, подружки

Мастерицы петь частушки

И вы парни не зевайте,

Девчатам тоже помогайте.

ЧАСТУШКИ сл. Л. Волокитиной

1. Девки, пойте, девки, пойте,

Веселитесь от души.

Хороши Кузьминки наши,

И мы тоже хороши.

2. Не хотели мы плясать,

Стояли и стеснялися,

А Кузьма заиграл-

Мы не удержалися.

3. А у нас во дворе

Квакали лягушки.

А я с печки босиком-

Думала подружки.

4. По деревне мы шли

И Кузьму увидели.

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

5. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад-

Сапоги мои лежат.

6. Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души-

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши!

Хозяин. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением славным.

Хозяйка. Мы вас к чаю приглашаем!

Чай горячий – наша сила,

Украшение стола.

С чая лиха не бывает,

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Хозяин. Дорогие гости! Садитесь за столы дубовые, за скатерти узорные, да угощайтесь на здоровье.

Ребёнок. Тары-бары-растабары-

Выпьем чай из самовара.

С сушками с ватрушками.

(все пьют чай, угощаются)

Ребёнок. Посидели, повеселили, пора и честь знать. Спасибо Хозяин с Хозяюшкой за веселье да за угощенье!

Хозяин с Хозяйкой. Вот так мы живём,

Чай пьём, пряники жуём,

Мёдом запиваем,

Вас в гости приглашаем!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Пикалёвская детская школа искусств

Сценарий фольклорного праздника

«Кузьминки»

Методическая работа

Преподаватель по классу

Народного хорового пения

Руководитель ансамбля р.н.п. «Ладушки»

Егорова О.Н.

Г. Пикалёво

2014 год

Из истории праздника

На Руси 14 ноября отмечался праздник «Кузьма-Демьян-рукомесленники, курятники» или просто Кузьминки.

Кузьма и Демьян – покровители ремёсел, главным образом, кузнечного дела и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».

Кузьминки – праздник кузнецов. В народе рассказывали, что святые были кузнецами и за работу денег не брали, от чего их звали бессребрениками.

По традиции в день, когда праздновалась память этих святых, в деревнях носили в церковь кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, - приходите к нам кашу хлебать!».

После церкви ремесленники собирались на складчину – сытник – и веселились всю ночь. Изба и двор, выбранные для пиршества, становились своеобразным театром и райком, и ярмаркой. Мастера приносили свои лучшие изделия, шутливой пантомимой, танцами, песнями и былями рассказывали о том, что умели делать.

Кузьминки слыли и девичьим праздником. В некоторых деревнях существовал обычай, в силу которого девушка-невеста считалась в день Кузьмы-Демьяна хозяйкой дома, она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причём в качестве почётного угощения подавалась куриная лапша.

На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину (складчина, ссыпанные вместе припасы) и приглашали парней. Нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом была каша. В избе молодёжь не ограничивалась угощением. Непременно звучали песни и разыгрывались поцелуйные игры.

Считалось, что Кузьма-Демьян покровительствует свадьбам, усиливают женское начало, оказывают помощь женским работам, семейному ладу и продолжению рода.

В некоторых деревнях существовал обычай в Кузьминки устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». К вечеру последнего дня праздника девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову, подвязывали кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Сначала устраивали потешное венчание на одной из девиц, затем клали на носилки и утаскивали в лес или на зады. Там чучело раздевали, раздёргивали, плясали на соломе, а потом сжигали.

Сценарий праздника

Сцена украшена в народном стиле: лавки, прялка, старинная посуда, вышитые полотенца, домотканые половики, ухват.

Выходят перед сценой две девушки.

1-ая девушка : Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, рады всем, кто пришёл к нам в гости.

2-ая девушка : Вот и наступила поздняя осень, на полях убран последний урожай, пришло время посиделок. Будем песни петь, плясать да в игры играть.

Звучит весёлая музыка. Девушки поднимаются на сцену. Раздаётся стук. Входят девочки, участницы ансамбля.

Девочки : Здравствуйте, хозяева. Мир вам и мы к вам.

1-ая девушка : Давно мы вас ждём, где вы, матушки загулялись?

Девочки : А мы покуда пирогов напекли, да сарафаны нагладили - тут и времечко прошло.

2-ая девушка : Ну что же, девицы - красавицы, душеньки – подруженьки, проходите в нашу горницу, во светлицу.

Девочки : А это вам гостинцы: пироги да пряники, пирожки да булки, всего понемножку да куриную ножку!

Девочки отдают хозяйкам корзинку с угощением, сами рассаживаются на лавки, в руках у них принесённое с собой рукоделие.

1-ая девушка : А что это с вами парней нет?

Девочки : Не споткнутся, прибегут. Была бы роща, а соловьи найдутся.

2-ая девушка : Сегодня праздник Кузьминки, праздник ремесла и домашнего очага.

1-ая девушка : Праздник не безделья, праздник рукоделья, так что, пока парней нет, давайте-ка за работу примемся.

Девочки берут в руки полотенца ручной работы, имитируют вышивание.

1-ая девушка : А ну-ка, девочки, запевайте-ка песню, с песней и работа веселей.

Девушки исполняют песню «Как была Дуняша тонкая прядёха».

1-ая девушка (рассматривает работу девочек ): Ай, да девицы, ай, да мастерицы!

2-ая девушка : Любо-дорого смотреть на ваше рукоделие!

Раскладывает работу девочек на видное место.

2-ая девушка : Пусть народ полюбуется вашим мастерством!

Раздаётся шум, смех. Появляется группа парней, участников ансамбля.

Парни исполняют «Кулёмские припевки»

1-ый парень : А вот и мы!

Расступись-ка, народ, не пыли, дорожка, добры молодцы идут погулять немножко!

2-ая девушка : Давно мы вас ждём, девоньки уж и затосковали без вас, ведь сегодня праздник. Не столько работать, сколько веселиться надо.

Один из парней подходит к девочкам, пытается сесть между ними на лавку.

Девочка : (поёт с юмором )

Не садись-ка, милый рядом,

Тебе место на бревне.

Я тогда с тобой гуляла,

Когда не с кем было мне!

Парень : (притворно возмущается ) Ах, так!

У меня милашка Машка

Рукодельная была.

В решете коров доила,

Кочергой полы мела!

Девочка: (дразнится )

Федя-медя съел медведя!

Парень : Села Олеся, с печи ноги свеся!

Девочка: Андрей-воробей, не гоняй голубей!

Гоняй галочек из-под палочек!

Парень : Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

1-ая девушка : Да ладно вам дразниться! Лучше бы рассказали что-нибудь.

Парень :

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике!

Девочки : Чепуха! Чепуха! Это просто враки!

«Куры съели петуха», -

Говорят собаки!

Парень : Лошадь ела сало,

А мужик – овёс,

Лошадь села в сани,

А мужик – повёз!

2-ая девушка : Да что это вы за небылицы рассказываете!

Давайте лучше загадки отгадывать.

Темнообразные птицы.
Две созирают,
Две сожидают.
Одна повелевает. (Писец и бумага)

Щука ныряет, весь лес валяет и поднимает. (Коса косит сено)

Пять овечек стог объедают,
А пять-прочь отбегают. (Женщина прядет)

Вкруг поля хожу, в одну жердь колочу. (Набивка обручей)

Зайду на гору-горушку,
Задеру эту телушку,
Кожу брошу, мясо съем. (Лесорубы и дерево)

Рукой трясет, а другой дерет. (Лен чешут)

Принялась кума за дело,
Завизжала и запела,
Ела-ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

Железный нос в землю врос;
Роет, калечит, зеркалом сверкает. (Плуг)

Ни свет, ни заря пошел горбатенький со двора. (Серп)

Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

Летом на лугу, а зимой на крюку. (Коса)

Сам с локоток, а борода с веник. (Молоток)

В лес идет-домой глядит;
Домой идет-в лес глядит. (Топор)

Маленький, горбатенький,
Все поле обскакал,
Домой прибежал,
Всю зиму пролежал. (Серп)

Летом обувшись, а зимой разувшись. (Соха)

Щука блеснет-лес завянет,
На том месте город встанет. (Сенокос)

Травы поем-зубы вытуплю,
Песку хвачу-опять наточу. (Коса)

Девушки и парни поочерёдно загадывают друг другу загадки.

2-ая девушка : Ну, что же, сразу видно, что вы смекалкой да умом не обижены!

1-ая девушка : А как насчёт быстроты да ловкости?

2-ая девушка : А это мы сейчас проверим!

Проводится игра «Клубочки»

Парень : (поёт)

Эх, гармошечка моя,

Нет тебя дороже,

Я без шуток не могу,

Без частушек тоже!

Исполняются частушки с приглашением.

У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи!

За окном стоит корова

За воротами телега-

Никто замуж не берёт!

А я чайничала,

Самоварничала,

Всю посуду перебила,

Накухарничала!

На окошке два цветочка –

Голубой да аленький!

Я парнишка боевой,

Только ростом маленький!

2-ая девушка : Ой, подружки, выходите, хоровод наш заводите!

Исполняется игровой хоровод «Сидит Дрёма»

1-ая девушка : Вот спасибо, гости любезные! Развеселили нас да порадовали! А теперь милости просим к нашему столу! Лапши куриной отведать, чайку с пирогами попить!

Все вместе исполняют песню «Никанориха телегу продала». Уходят со сцены.

После представления со зрителями проводятся игры, водятся хороводы, традиционные пляски и танцы, желающие исполняют частушки и т.д.


Похожие публикации