Конспект НОД по речевому развитию для детей младшей группы: «Солнышко, солнышко. Проект в первой младшей группе «Ласковое солнышко Занятие солнышко 1 младшая группа

МБДОУ Инсарский детский сад « Солнышко»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в младшей группе

«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

Провела: Ладанова М.А

ИНСАР 2014

Образовательные задачи по ФГОС:

Социально-личностные : воспитывать у детей отзывчивость, доброту, поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Художественно-эстетические: формировать умение передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей, использовать прием сплющивания, для получения плоского изображения исходной формы;

Речевые: обогащать активный словарь детей «солнце»

Познавательные: формировать начальные представления причинно-следственных связей «солнце - тепло, туча и ветер -холодно»

Физические : развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.

Материал для педагога: Проектор, плотный картон (голубого, синего цвета) с силуэтами животных, пластилин желтого цвета, доска для лепки, салфетка для рук.

Материал для детей : на каждого ребенка- плотный картон (голубого, синего цвета) с силуэтами животных, пластилин желтого цвета, доска для лепки, салфетка для рук, конфеты.

Ход деятельности:

1. Организационная часть .(слайд лес, солнце, туча)

Воспитатель:

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с .

И такое чистое,

Доброе, лучистое!

Давайте позовем солнышко, чтобы оно нам улыбнулось и поздоровалось с нами.

Дети:

« Солнышко- ведрышко

Выгляни в окошко.

Солнышко нарядись,

Красное покажись!

Солнышко – ведрышко

Взойди поскорей

Освети, обогрей

Телят, да ягнят,

И маленьких ребят!»

На экране появляется большое солнце и оно очень грустное.

Воспитатель.

Посмотрите солнышко грустное. Что не хватает у нашего солнышко. (Ответы детей .) У солнышка нет лучиков, вот поэтому оно грустное. Как же нам помочь солнышку? (ответы детей) Мы сейчас поможем солнышку найти лучики.

Дидактическая игра «Собери лучики»

Цель: развитие представления о цвете, форме, мелкой моторики. Собрать лучики для солнышка, разложить их вокруг солнышка.

Данил, найди лучик. Где ты его нашел? (Под столом .) Даша, а где ты нашла лучик? (на стуле).

Дети поочередно ищут лучики, отвечают, где находят лучики. Все лучики прикрепляют к солнышку. Воспитатель незаметно переворачивает солнышко другой стороной, где солнышко улыбается.

У солнышка много дел: землю обогреть, ярким светом осветить, всех разбудить своими ласковыми лучами - цветы, птиц, животных в лесу, мальчиков и девочек.

2. Игра «Солнышко и дождик»

Цель: производить действия по сигналу воспитателя.

Солнышко светит, нам очень весело и мы радуемся. Когда идет дождик, мы должны спрятаться!

Воспитатель поднимает фигурку солнышка.

Солнышко, покажись!

(дети бегают, кружатся)

Красное, покажись!

(радуются)

Дети радуются,

Весело пляшут.

Воспитатель поднимает зонтик. Дети приседают.

Молодцы!

Садятся за столы.

4.Сегодня мы с вами будем лепить солнце .

Рассматривание картины -солнце какое?(желтое, круглое)

Чем мы будем лепить?(пластилином)

Пластилин какого цвета нам нужен?(желтый)

Прежде чем начать работать, давайте подготовим наши пальчики

Пальчиковая гимнастика « Солнышко»:

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с

лучами».)

Этапы выполнения работы .

Взять кусочек пластилина. Погреть его. Положить между ладонями и скатать шарик круговыми движениями, надавливая на него ладошкой.

Готовый шарик положить на середину картона и слегка надавить на него, расплющить, чтобы шарик-солнышко закрепился на картоне.

Аккуратно протрите руки.

5. Заключительная часть

Молодцы ребята, какие красивые солнца у нас получились.

Чем мы сегодня занимались?(Звали солнышко, играли, лепили из пластилина.)

Все ребята старались, поэтому солнышко приготовило для вас угощенье.

Педагогический проект «Весеннее солнышко»

Антонова Валентина Валерьевна, воспитатель МБДОУ д/с «Сказка» (г. Семикаракорск)

Участники проекта: Воспитатель, дети первой младшей группы.
Срок реализации: 1 неделя, март 2015 года.
Тип проекта: краткосрочный, творческий, информационно – исследовательский.
Актуальность педагогического проекта: Тема проекта была выбрана не случайно. Хочется познакомить детей с солнышком и его влиянии на природу, ведь с приходом весны солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, формы солнце, мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем.

Цель проекта: Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); развитие творческих навыков
Задачи проекта:
1. Дать детям элементарные представления о солнце и его влиянии на окружающий мир.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений за солнцем.
3. Обогатить словарный запас детей по данной теме с использованием слов «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.
4. Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».

Ожидаемый результат:
- обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.
- познавательный интерес к экспериментам;
- развитие у детей наблюдательности.

Проект выполняется в 3 этапа.
Первый этап:

Предварительная работа:

Беседа с детьми, для выявления знаний детей о солнце.

Примерные вопросы: Какого цвета солнышко? Какой формы солнышко? Для чего нужно солнышко? и т.д.
Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, с использованием «солнца», иллюстративный материал.
Подготовка атрибутов для игр, занятий.

Второй этап:
Виды деятельности

1. Чтение художественной литературы (Чтение и заучивание потешек)

***
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки!
***
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку!

Физкультминутки

***Солнце***

Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (потягивания – руки вверх)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем (потягивания – руки в стороны)
Мы закончили разминку
Отдохнули ножки, спинки!

***Солнце спит и небо спит***

Солнце спит и небо спит, (сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (качаем раскрытыми в стороны руками)
Небо тучей заволок, (закрыли лицо руками)
И деревья раскачал (качание туловища влево-вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крышам, (хлопаем в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик.(встали, спрятали руки за спину).

2. Двигательная Подвижная игра «Солнечный зайчик»

***
Солнечные зайчики играют на стене
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок.
(дети ловят зайчика на стене. Педагог направляет зеркальце пониже, дети стараются поймать зайчика)

3.Упражнения для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Весеннее Солнышко»

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
(А. Барто.)

Давайте покажем солнышку, как оно нам нравится.

№1 Ходьба по кругу, взявшись за руки (15 с)
№2 Ходьба в разных направлениях (10 с)
№3 Бег по кругу (10с)
№4 Ходьба по кругу (10 с)
№5 Построение в круг.

Упражнение «Погреем руки на солнышке»

Исходная позиция: стоя ноги слегка расставлены, руки опущены.
Руки вперед, повернуть ладошками вверх – вниз.
Вернуться в исходную позицию. (повторить 5 раз). Темп умеренный.

Упражнение «Спрячь ладошки»

Исходная позиция: лежа на спине, руки прижать к полу – греем животики.
Поворот на живот – греем спинку. Можно повернуться на бок – погреть бочок (повторить 5 раз). Темп умеренный.

Упражнение «Радуемся солнышку»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.
8-10 подпрыгиваний на месте (2-3 раза, чередуя с ходьбой). Дыхание произвольное.

Упражнение на дыхание «Вырастим большими»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести: «У-х-х-х!» (повторить 4-5 раз)

4. Познавательно – исследовательская: Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца - по иллюстрациям и с помощью родителей дома

5. Коммуникативная Дидактическая игра «Опиши картинку».

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического
мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу
предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. Ребенок
должен не только назвать, что изображено, но и описать форму,
количество, величину, пространственное расположение объектов и их
деталей.

6. Продуктивная Проведение занятий лепки и аппликации по теме «Солнышко»

***Занятие по лепке на тему «Солнышко»***

Цель занятия: Продолжать учить надавливающим движением указательного
пальца размазывать пластилин на картоне; формировать
интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы: листы картона синего и голубого цвета по количеству детей,
пластилин желтого цвета.

Ход занятия: Перед началом занятия необходимо подготовить основу –
«солнышко в небе». Для этого скатать из пластилина желтого
цвета шарик, затем расплющив его, придавить к картону в центре
листа. Раздать детям заготовки.

Воспитатель: У вас на картинках голубое небо. А в небе светит солнышко.
Только оно светит слабо, совсем не греет. Как вы думаете,
почему?

Дети: Потому что у солнышка нет лучиков.
Воспитатель: Давайте ему поможем и сделаем лучи. (Предложить детям
нажать пальчиком на край пластилинового солнца, надавить
посильнее и оттянуть палец вниз ил в сторону – так получится
солнечный лучик.)

Воспитатель: Вот какой получился луч! Давайте сделаем солнцу много
лучиков! Теперь оно светит ярко! (Предложить детям работать
самостоятельно. Чтобы лучи получились длиннее, надо
посильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно
поворачивать заготовку.)

В конце у детей нужно спросить какое у нас получилось солнце (лучистое, яркое).

***Занятие коллективная аппликация на тему «Солнышко»***

Коллективные работы целесообразно использовать для украшения групповой комнаты, кукольного уголка.
Цель: привлечь ребят участвовать в изготовлении коллективной аппликации. Она развивает эстетические чувства, стимулирует их желание заниматься аппликацией.
Материал: цветная бумага желтого цвета, клей, ножницы, карандаш, основа (плотный круг для головы солнышка).
Ход занятия: воспитатель предлагает детям обрисовать свою ладошку на листе желтой бумаги, помогает в обрисовке и вырезании получившейся ладони.

Объяснить, что каждая ладошка это будет лучик к нашему солнышку, и чем больше будет лучиков, тем ярче солнышко будет светить и согревать ребят.
Воспитатель: Ребятки вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да
Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте её отгадать
Круглое, теплое,
Красивое, доброе
Всем светит,
Всем греет,
Всех веселит,
Всем здоровья дарит.
Дети: Это солнышко.
Воспитатель показывает основу солнышка (желтый круг) и предлагает ребятам приклеить свои вырезанные ладошки к этому кругу.
Солнышко-ведрышко
Взойди поскорей,
Освети, обогрей,
Телят, да ягнят,
Да малых ребят!
Воспитатель поощряет детей
Воспитатель поощряет детей, хвалит за правильно приклеенные ладошки.

Третий этап:

Подведение итогов проекта.
Оформление уголка для родителей по итогам реализации проекта.
Использованная литература:
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.
2. Колдина, Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий/Д. Н. Колдина. – М.,2009.
3. Янушко, Е. А. Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2005.
4. Янушко, Е. А.Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2010.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе

Тема : «Солнышко, солнышко, выгляни в оконце!»

Задачи:
1. Закреплять знания детей о солнце (для чего нужно, какое оно).
2. Побуждать детей к активному общению, развивать речь.
3. Формировать у детей интерес и положительное отношение к игре, желание участвовать в общем действии.
4. Воспитывать желание помогать сказочному персонажу.

Материал : мультимедиа, игрушка Зайчика.

Ход деятельности:
Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель показывает детям на видеопроекторе слайд с изображением леса, за лесом большую гору и тучу.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Оно весь мир обогревает, и усталости не знает.
Улыбается в оконце, а зовут его все….
.
(солнце)
Дети: Солнце!
Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадку! Это солнышко. А кто скажет, где живет солнышко?

Дети: На небе.
Воспитатель: Правильно, на небе. А что же хорошего солнышко нам делает?
Версии детей.
Воспитатель: Солнышко просыпается раньше всех и у него много дел: ярко посвятить, и всех обогреть.
В группу заходит Зайчик.
Зайчик: Здравствуйте ребята. Я пришел к вам за помощью. Вот уже несколько дней у нас в лесу не светит солнышко, оно куда – то запропастилось. В лесу стало холодно и темно. И даже страшно. Помогите найти солнышко.
Воспитатель: Что же делать? Как помочь лесным зверям?
Версии детей.
Воспитатель: Давайте отправимся искать солнышко!
Дети: Да!
Воспитатель : Тогда в путь!
На видео проекторе слайд леса. Дети с Зайчиком идут искать солнышко.
Воспитатель:
За солнышком, за солнышком (Ходьба на месте)
Дорожкою лесной,
Пойдем искать мы солнышко
К тучке дождевой.
Щебечут птички звонкие,
Порхают мотыльки. (Ходьба на месте, руки вверх, вниз)
Желтеют одуванчики (Повороты туловища вправо, влево, руки на поясе)
Синеют васильки.
На видео проекторе появляется большая гора с дождевой тучей. Воспитатель обращается к горе.
Воспитатель: Солнышко - ведрышко!
Выгляни в окошко!
Твои детки плачут, по камушкам скачут!
Солнышко не появляется.
Воспитатель: Ничего не получается, солнышко не появляется Что же нам делать?
Версии детей.
Воспитатель: Тучка спрятала солнышко, давайте прогоним тучку. Дуйте на тучку. Еще сильнее дуйте. Посмотрите, тучка ушла и появилось солнышко!
На видео проекторе появилась солнышко.
Зайчик: Спасибо вам ребята за солнышко! Теперь мы согреемся, нам будет тепло и светло!
Воспитатель: Ну, вот солнышко мы нашли, помогли Зайчику, теперь пора нам возвращаться в детский сад.
Дорожкою лесною идем мы в детский сад.
С хорошим настроением и Зайчик то же рад. (Ходьба на месте)
Воспитатель : Вот мы и пришли в детский сад.

Конспект игрового занятия для детей второго года жизни «Солнышко и дождик»

Оборудование:

Солнце, вырезанное из картона и прикрепленное к нитке.
Аудиозаписи: Э. Григ «Утро», «Дождик-дождик, лей-лей-лей».
Вырезанные из картона желтые круги, счетные палочки.
Зонт, солнце на палочке.
Подносы с манной крупой.
Палочка, к ней прикреплены разрезанные на ленты прозрачные пакеты.
Барабаны.
Лужи (бумага), дорожки (коррекционные).
Картонные капельки голубого цвета на ниточках, тазик.
Дощечки для лепки, пластилин желтого цвета, вырезанные из картона тучки.

Ход занятия:

Приветствие «Встало солнце поутру»

В колыбельке золотой
Спало солнце за рекой.
(Родители сажают малышей на колени, ручки малышей складывают перед грудью, образуя круг «колыбельку». Имитация качания младенца на руках).

Встало солнце поутру, разбудило детвору.
Вышли детки погулять,
Стали прыгать и скакать.
(Руки плавно поднимаются, разъединяются, плавно опускаются. Хлопки ладошками по ножкам поочередно, одновременное похлопывание).

И... (имя ребёнка) здесь.
(Показываем открытыми ладошками на называемых детей).

Слушание отрывка музыкального произведения Э. Грига «Утро»

Давайте позовем солнышко. Повторяйте за мной:

Солнышко, покажись поскорей!
Нас ребяток обогрей!

Под звуки музыки воспитатель поднимает за нитку солнце.

Чтение стихотворения Агнии Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Смотрит солнышко в окошко.
Греет нашу комнату
Мы захлопали в ладошки
Очень рады солнышку.

Дидактическое упражнение «Вот как солнышко встает»

Вот это круг. Желтого цвета. Это будет наше солнышко. Возьмите в руки желтый круг.

Вот как солнышко встает.
Выше, выше, выше.
(Поднять руку с солнышком вверх, потянуться)

К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Медленно присесть на корточки, руку опустить на пол)

Хорошо, хорошо.
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши)

Дидактическое упражнение «Туча закрыла солнце»

Вдруг подул ветер. Вот так. Подуйте, как ветер дует. Ветер принес тучку. Вот она. Тучка закрыла солнышко. Наложите тучку сверху, так, чтобы она закрыла солнышко. Снова подул ветер. Подуйте. И тучка улетела. Солнышко открылось и засияло.

Конструирование «Солнышко лучистое»

А теперь вы сами сделаете красивое солнышко. Желтый круг - это солнце, а лучики сделаем из палочек. Нужно выложит их вокруг желтого круга. Вот так. (Воспитатель показывает).

Подвижная игра «Дождик и солнышко»

Вот солнышко ясное сияет и все ребятки гуляют. (Воспитатель держит солнышко на палочке, дети ходят по ковру)
А вот солнышко спряталось за тучкой, пошел дождь. Бегите все ко мне под зонт. (Воспитатель раскрывает зонт, дети бегут к нему).

Пальчиковая гимнастика «Капельки-дождинки»

Капельки-дождинки
Упали на травинки.
Кап-кап капельки,
Кап-кап маленьки.
(Раскрываем одну ладонь, подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней, имитируя дождевые капли)

На ладошки дети
Ловят капли эти.
Кап-кап капельки,
Кап-кап маленьки.
(То же самое делаем с другой ладошкой)

Упражнение «Соберем капельки»

Вот сколько капелек упало из тучки. Много капелек. Давайте их соберем и сложим в этот тазик.

Рисование пальчиками по крупе «Дождик капал»

Когда из тучки на землю падают капли, то от них остаются следы. Давайте нарисуем следы от капелек. Приставляйте пальчик, нажимайте и убирайте. Вот одна капелька упала. А их тучки много капелек падает, поэтому сделаем так пальчиком много раз. Получится много следов от капель. Сколько капель упало из тучки? Много капель.

Музыкально-ритмическое упражнение «Дождик-дождик, лей-лей-лей»

Дети отбивают ритм палочками по барабанам..

Чтение потешки «Дождик»

Дети, давайте попросим дождик перестать нас каплями поливать. Воспитатель читает потешку, а дети качают указательным пальчиком.

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить!

Подвижная игра «Перепрыгни через лужу»

Вот какие лужи остались после дождика. Попробуйте перепрыгнуть через лужу. А эта лужа очень большая, нам ее не перепрыгнуть. Поэтому перебросим через нее мостик и пройдем по нему.

Дидактическая игра «Не намочи»

Вот дождинки у меня (палочка, к ней прикреплены разрезанные на ленты прозрачные пакеты). Воспитатель пытается задеть «дождинками» те части тела детей, о которых идет речь, а дети их прячут.

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Лей потише, не стучи -
Ручки нам не замочи!
Лей потише, не стучи -
Уши нам не замочи!
Лей потише, не стучи -
Щеки нам не замочи!
Лей потише, не стучи -
Брови нам не замочи!
Лей потише, не стучи -
Плечи нам не замочи!

Лепка барельефная «Солнышко»

На картон, вырезанный в форме тучки, дети налепляют пластилиновый шар желтого цвета, придавливают и вытягивают пальцами лучи.

Динамическая пауза «Солнце вышло из-за тучки»

Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки.
Потягивания, руки вверх.

Руки в стороны потом
Мы пошире разведем.
Потягивания, руки в стороны.

Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Похожие публикации