Конспект НОД «Хлеб - богатство России. Конспект НОД в подготовительной группе с презентацией на тему «Хлеб - всему голова

В.: Здравствуйте, дети.

Доброе утро!!!

Придумано кем-то просто и мудро,При встрече здороваться:- Доброе утро!- Доброе утро!Солнцу и птицам!- Доброе утро!Улыбчивым лицам!И каждый становитсядобрым, доверчивым...Пусть доброе утродлится до вечера...

Дети, у нас сегодня необычное занятие. А чтобы узнать о чём сегодня пойдёт речь, вам нужно отгадать загадку:

Загадаю вам загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Ребята, правильно, хлеб. Речь наша сегодня пойдёт об этом очень ценном продукте питания, который каждый день употребляет в пищу человек. А поможет нам в этом наша очень интересная интерактивная папка «Хлеб всему голова».

Ребята, в этой папке собрано очень много загадок о хлебе. Посмотрите внимательно, ничего не понимаю, а почему рядом в кармашке колоски пшеницы и ржи?

Воспитатель показывает в лэпбуке кармашек с колосками пшеницы и ржи.

Ничего не понимаю, ребята, а причём здесь колосок пшеницы и ржи?

Дети, а вы любите хлеб?

Какой бывает хлеб?

Давайте мы с вами назовём, какой бывает хлеб?

Хлеб – один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него ни один день. Недаром народ создал пословицы о хлебе.

Какие пословицы о хлебе знаете вы?

А сейчас я вас приглашаю в хлебный отдел продуктового магазина.

Что мы с вами видим в магазине? (работа с лэпбуком)

А как это назвать одним словом?

Правильно. Это хлебобулочные изделия.

Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, и наконец испечь.

Ребята, люди каких профессий потрудились, чтобы у нас на столе был всегда вкусный, ароматный хлеб?

Во время беседы используется работа с лэпбуком.

Много сил, работы человек отдаёт, чтобы вырастить хлеб. И помощники у человека есть. А кто они? Мы сейчас узнаем? Я вам сейчас загадаю загадки.

Используется презентация: «Откуда хлеб пришёл?»

1слайд: загадка: Овсом не кормят,

И кнутом не гонят,

А как пашет, семь плугов тащит.

2 слайд: картинка трактора.

3 слайд: загадка: Ходит в поле из края в край,

Режет чёрный каравай.

4 слайд: картинка плуга.

5 слайд: загадка: За железным конём,

Ящик тянется с добром,

Сквозь дырявое окно,

В землю падает оно.

6 слайд: картинка сеялки.

7 слайд: загадка: В жёлтом море он плывёт,

Волны жёлтые сечёт,

Из трубы зерно течёт.

8 слайд: картинка комбайна.

Вот сколько помощников бывает у человека. А сейчас, давайте посмотрим, как колосок попадает хлебом к нам стол

Работа с лэпбуком «Хлеб всему голова».

Работа с картинками. Выставляются картинки:

трактор с плугом, на поле созревшие колосья ржи,

комбайн, убирающий хлеб, мельница, хлебозавод, буханка ржаного хлеба.

Дети составляют рассказ по картинкам.

Кто расскажет, как получается хлеб?

А сейчас послушайте загадку:

Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнёшь его в ладони –

Золотым зерном набит.

10 слайд: поле с созревшими колосьями пшеницы.

Физкульминутка (звучит спокойная музыка)

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)Закачался колосок.Мы в поле придем, (Ходьба на месте)Колоски соберем, (Наклон)Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)Гостей приглашаем,Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Ребята, подойдите сейчас к столу мы с вами поиграем в игру «Волшебные мешочки». У меня два мешочка. Давайте на ощупь отгадаем, что у нас в мешочках?

Давайте, рассмотрим зёрна пшеницы. Возьмите одно зёрнышко.

Посмотрите, какое оно?

Мягкое или колючие?

По размеру оно какое?

Какое зерно цветом?

Какое по форме зернышко.

Оно тяжёлое или лёгкое?

Вот мы с вами и изучили свойства пшеницы.

А что у нас во втором мешочке?

Мы с вами научились на ощупь определять муку и зерно.

А сейчас мы свами попробуем из зерна приготовить муку.

Перед вами кофемолка. Насыпаем в неё зёрна пшеницы, закрываем, нажимаем на кнопку. Процесс приготовления муки начался.

Давайте посмотрим, что у нас получилось?

Посмотрите, всё зерно у нас перемололось, настоящая мука получилась. Ничего, что у нас она получилась не белая. Ведь у нас нет мощного процессора как на хлебозаводе. Главное мы с вами увидели, процесс.

Дети, а что теперь с нашей мукой делать?

Видели, как дома мамы, бабушки пекли пироги?

А сейчас мы свами превратимся в настоящих пекарей – кондитеров. И испечём вкусное печенье.

Нам надо одеть фартуки, шапочки.

На столе пакет с мукой, яйцо, деревянная ложка, соль вода, песок, пластмассовый стаканчик с водой, дрожжи.

Для того, чтобы приготовить тесто нам понадобиться.

Начинаем готовить тесто. Мы с вами должны развести дрожжи в тёплой воде (чайную ложку), начнётся процесс брожения хлеба. Выливаем в блюдо, положим соль, сахар, размешаем деревянной ложкой, добавим яйцо, добавляем стакан муки. Размешиваем. Накрываем салфеткой и пусть тесто подходит.

А сейчас подумайте, какой формы у вас будет печенье? А помогут нам в этом наши Кубики. Выложите с помощью них печенье, которое вы будете делать.

Отличные у вас получились фигурки печенья.

Пока мы с вами выкладывали из кубиков фигурки печенья, тесто у нас подошло. И мы с вами будем делать печенье по вашему желанию с помощью формочек.

А сейчас разомнём наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика:

В миску воду наливаем,Дрожжи в воду добавляем (поворачиваем кулачки из стороны в сторону) Засыпаем всё мукой, (движение руками: жмём- жмём) Сыпем сахар, (имитируем движение щепоткой правой руки)Сыпем соль, (имитируем движение щепоткой левой руки)Месим тесто, месим тесто,Все печенье мы печём! (хлопаем в ладоши).- А сейчас мы начинаем делать печенье.

Из пшеничной муки испечём мы печенье, всем на загляденье.

Каждому ребёнку даётся кусочек теста. В работе используется скалка.

Ребята, а что вы знаете о пользе хлеба?

Как нужно относиться к хлебу? Какие правила бережного отношения к хлебу вы знаете?

Много нового узнали о хлебе. Берегите хлеб, много труда в него вложено, чтобы каждый день у нас на столе был вкусный, ароматный хлеб.

Дети, что вам понравилось на занятии?

Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы

Тема : «Хлеб на столе - это богатство в доме!»

Образовательные области :

- «Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие »

- «Речевое развитие

-«Художественно-эстетическое развитие»

Задачи НОД :

Обучающие : Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

Развивающие : Продолжать расширять и уточнять представления о предметном мире. Формировать представления о предметах облегчающих труд людей (комбайн, сеялка, трактор, элеватор. Продолжать расширять представления о людях разных профессий. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки.

Воспитательные : Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу . Воспитывать умение работать сообща, дружно, доводить дело до конца.

Реализация детских видов деятельности в НОД:

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

Продуктивная

Чтение стихов и пословиц.

Планируемые результаты уровня интегративных качеств :

Проявляет интерес к участию в пальчиковой гимнастике.

Проявляет любознательность

Эмоционально отзывчивый

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие

Проявляют интерес к экспериментированию.

Материалы : на каждого ребенка фартук и колпак, ложка,тарелка с зернами пшеницы, стакан с водой, пакет муки, кофемолка, соленое тесто, сито, мак Для магазина : муляжи хлебобулочных изделий, овощей, фруктов, корзины пластмассовые, этажерки.

Предварительная работа : Аппликация «Пшеничные колоски » «Берегите хлеб » Экскурсия на пищеблок «Печется булочка по- домашнему» . Чтение половиц о хлебе . Чтение рассказа Пришвина «Лисички хлеб » . Показ настольного театра «Колосок » .

Словарь : пшеница, зерно, колосья , агроном, элеватор, хлеборобы , щепотка, кофемолка, сыпучая, плотная, воздушная, этажерка.

Оборудование : Презентация «Хлебушек - душистый, колос - золотистый», экран, проектор, ноутбук.

Ход НОД:

Педагог: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

(Ответы детей)

«Отгадать легко и быстро :

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед.

Вкусней его на свете нет».

(ответы детей)

Педагог: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб ?

(Ответы детей)

Педагог: Верно, молодцы! Мы уже с вами говорили о хлебе : знаем, из чего делают хлеб . Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы можем с вами узнать еще очень много интересного. Хотите узнать? Хлеб- главное блюдо на каждом столе, говорят, что хлеб - это сила. А,вы, любите хлеб? А какой больше всего?

А если хлеб стал чёрствым , как его можно использовать?

(ответы детей)

Сделать гренки, покормить птиц и животных, приготовить много разных вкусных блюд.

Педагог: Верно. Ребята, а,вы,хотели бы узнать как хлебушек приходит к нам домой? (ответы детей)

Я предлагаю вам подойти к экрану и вместе проследить длинный и очень трудный путь хлеба . В каждом доме любят хлеб , но он сам не растёт. Нужно вложить в него много труда.

Презентация «Хлебушек - душистый, колос - золотистый» (Показ слайдов).

Педагог: Сначала люди пашут и удобряют землю, сеют зёрна ржи и пшеницы. Хлебные зерна любят воду и солнце.

Чувствуя заботу людей, появляются совсем небольшие молодые всходы, потом вырастает зелёный колосок, который через время становится золотым. Каждый колос наполнен зерном. Ребята, а,вы, хотели бы вырастить своё пшеничное поле?

(Ответы детей)

Педагог: Приглашаю вас пройти к импровизированному полю, и высадить колосья (дети выкладывают на поле колосья (колосья муляжи) .

Все справились, умницы, я вами очень довольна.

А сейчас мы с вами, превратимся в настоящие колоски и пошумим на ветру (под музыку дети импровизируют покачивание колосков, воспитатель читает стихотворение)

Отчего ты рожь золотая? –

Ветерок спросил пролетая.

А в ответ колоски шелестят

Золотые руки растят!

Педагог: Молодцы, какое замечательное поле у нас выросло, но только очень жаль, что по - настоящему, так быстро колоски не могут расти. Хлеб – дар матушки земли . У меня в руках лукошко, а лукошке земля. Прикоснитесь ладонями к земле. Какая наша земля?

(Ответы детей)

Педагог: Тёплая, плодородная, мягкая, чёрная, влажная, добрая. Правильно.

Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля, из которой корням растений удобно добывать пищу. А что ещё необходимо для хорошего роста растения?

(Ответы детей)

Педагог: Вода, солнечный свет, воздух.

Предлагаю вернуться к слайдам и посмотреть, что же происходит дальше (продолжение слайдов) .

Что мы видим на этой слайде? Зачем трактора пашут землю?

Кто управляет трактором?

Что мы видим на следующем слайде? Когда сеют пшеницу?

Что делает сеялка? Зачем на сеялке стоит человек?

Посмотрите, какое пшеничное поле. Когда созревает пшеница? (в конце лета в августе)

Осенью люди собирают урожай – идёт жатва. Потом зерно везут на элеватор, затем на мельницу, на мельнице мелят зерно.

Как вы думаете, кто следит за тем, чтобы колоски убирали зрелыми , спелыми, сухими здоровыми?

Что ребята мы видим на этой слайде? Каким должен быть комбайнер?

Комбайн убирает пшеницу. Зерна попадают в бункер, а оттуда ссыпаются в грузовик. Что дальше происходит с зерном? Там зерно сушат, проветривают (Для того чтобы оно лучше хранилось) . Что мы видим на следующем слайде? (Современную и старинную мельницы)

Что мы видим на следующем слайде? Для чего нужна пшеница? Почему они хлеборобы ? (следующий слад)

И вот уже мука поступает на хлебозавод .

На заводе применяются автоматические линии. Тестомешалки приготовляют из муки тесто. Тесто разливают в формы, и подаётся оно по конвейеру в печь. Из печи вылетает румяный хлеб . На хлебозаводе выпекают много вкусных изделий. Какие вы знаете хлебобулочные изделия?

(Ответы детей)

Педагог: Торты и пирожные красиво украшают. А потом готовую продукцию везут в хлебный магазин . Вот какой долгий трудный путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол

Что мы видим на следующем слайде? С каким настроением надо замешивать хлеб ? Кто печет хлеб ? Где пекут хлеб ? Мы с вами пекли хлеб ? Вам понравилось?

Что мы видим на следующем слайде? Какие хлебобулочные изделия вы знаете ? Как надо относиться к хлебу , хлеборобам , пекарям?

Вот здорово, ребята! Сколько,вы, узнали нового о пшеничном колоске !

3 часть. Лаборатория.

Педагог: А сейчас, предлагаю отправиться в лабораторию и изучить свойства муки. Хотите посетить лабораторию?

Надевайте фартуки и колпаки.

Для чего нужна мука?

У вас на тарелках лежат зерна пшеницы, потрогайте их. Какие они? (Гладкие твердые)

А давайте проверим, как из этих зерен получается мука?

Как вы думаете, получиться мука или нет? Сейчас проверим

Возьмите по щепотке зерен и положите в кофемолку. Представим себе как будто это маленькая мельница.

Здесь такое с ним творится

В оборот его берут

В порошок его сотрут

Станет все зерно мукою

Потечет мука рекою.

Высыпаю получившуюся муку на тарелку, и сравниваем с мукой из пакета.

Какая мука у нас получилась? Серая

На промышленных мельницах зерна пшеницы специально обрабатывают, чтобы она получилась вот такая. Какая? Белая.

Осторожно потрогайте, понюхайте. Мука имеет запах? (Да, особый)

Возьмите ложку муки сыпьте через сито в тарелку. Мука сыплется. Мука – она какая? Сыпучая.

Возьмите щепотку муки? Какая мука на ощупь? (Легкая, воздушная, мягкая, пышная)

В стакан с водой положите ложку муки размешайте ее. Что случилось с мукой (Растворилась) Положите еще две ложки муки размешайте (Получилось тесто тягучее, густое, плотное)

Итог: Мука белая, сыпучая, растворяется в воде, имеет своеобразный запах.

Вытирайте руки влажными салфетками. Готовы к следующему заданию?

Задание «Пекарня»

Педагог: Ребята, а теперь мы отправляемся в пекарню! Хотите мы с вами сделаем из соленого теста хлебобулочные изделия (сушки с маком и кренделя и др.) ? Перед работой надо бы размять пальцы. Предлагаю встать в круг.

Физкультминутка.

Мы тесто замесили

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки

Сдобные ватрушки

Булочки и калачи-

Всё мы испечём в печи

Очень вкусно!

А теперь, представим, что мы с вами пекари.

Кто такие пекари? Где в нашем городе делают и пекут хлеб ? Как хорошо вы все знаете!

Присаживайтесь за столы. Приступайте к работе. Как вылепить сушку? Как вылепить крендель?

Работаем быстро и аккуратно.

Вытирайте руки. Снимайте фартуки и колпаки.

Педагог: Какие вы молодцы! Как здорово у вас получилось! Все справились с заданием!

Педагог: Ребята, скажите, а какие еще изделия можно приготовить из муки? А куда они потом отправляются? (Ответы детей) (Следующий слайд)

Педагог: Да, совершенно верно, готовые торты и пирожные, хлебобулочные изделия, красиво украшают, упаковывают, а потом готовую продукцию везут в магазины . Вот какой долгий трудный путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол.

А вы знаете пословицы о хлебе ? (Ответы детей)

Хлеб – всему голова .

Без печки – холодно, без хлеба – голодно .

Снега много – хлеба много .

Что посеешь, то и пожнёшь.

Если в мае дождь, будет и рожь.

Есть хлеб – будет и песня .

Без хлеба - нет обеда .

Хлеб батюшка , вода матушка.

Хлеб – достаток и богатство.

Итог: Как быстро пролетело время! Мне сегодня вы очень помогали, мне было с вами здорово и интересно! А вам? Ребята, а вам хотелось бы рассказать о нашем занятии? А кому бы вы хотели рассказать? Что еще бы вы хотели узнать о хлебе?

Вера Курина
Конспект НОД «Хлеб - всему голова»

Воспитатель коррекционной группы

«Весёлая семейка» ГБДОУ №58

г. Санкт-Петербург

Курина В. А.

Конспект непосредственной образовательной

деятельности в подготовительной коррекционной группе

на тему «Хлеб – всему голова »

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Задачи :

1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба .

2. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол, обратить внимание на содержание труда людей.

3. Расширять знания о значении хлеба в жизни человека .

4. Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.

5. Воспитывать у детей бережной отношение и уважение к хлебу и людям , вырастившим его.

6. Развивать зрительное внимание, мышление, память, мелкую моторику, координацию речи с движением.

7. Закрепить навыки работы с тестом.

В занятии используются современные образовательные техники, здоровье сберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, сотрудничество, игровые.

Материал :

1. Картины и иллюстрации с изображением хлебобулочных изделий и процесс выращивания хлеба .

2. Муляжи хлебобулочных изделий .

3. Загадки о хлебе .

4. Поговорка о хлебе .

5. Мука, соль, подсолнечное масло, вода (для приготовления теста, клеёнки, дощечки.

Предварительная работа :

1. Экскурсия с родителями в булочную.

2. Рассматривание натуральных хлебобулочных изделий .

3. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением процесса выращивания, обработки, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.

4. Разгадывание загадок, поговорок о хлебе .

5. Чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Кто в ком главный» .

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель :

Ребята, мне сегодня утром передали конверт, вы хотите узнать, что в нем находится?

Дети :

Воспитатель достаёт из конверта загадку, читает :

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился.

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто.

В магазине занял место.

Воспитатель :

Что это?

Дети :

- Хлеб !

Воспитатель :

Правильно, это хлеб . А скажите, какой бывает хлеб ?

Дети :

Мягкий, пышный, душистый, белый, и т. д.

Воспитатель :

Сейчас в магазине можно купить хлеба столько , сколько захочется и не только хлеб , но и печенье, и пряники, и т. д. (показывает муляжи хлебобулочных изделий ) .

Как все это назвать?

- Хлебобулочные изделия .

- Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением. Гостей встречали хлебом и солью .

А вы ребята хотите узнать, как выращивают хлеб ?

Дети :

Воспитатель :

- Послушайте загадку :

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Что это?

Дети :

Воспитатель :

Весной, лишь оттает снег и просохнет земля, в поле выходит трактор. А кто его ведет?

Дети :

Тракторист.

Воспитатель :

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Земля становится мягкой, пышной. Затем к трактору прикрепляют сеялки и они ровными рядами укладывают в почву пшеницу. И все лето зреют колосья.

Представьте, что вы зернышки.

Физминутка «В землю зернышко попало»

В землю зернышко попало (присесть,

Прорастать на солнце стало (ручки поднять над головой ,

Дождик землю поливал (показ дождя,

И росточек прорастал (медленно встают,

К свету и теплу тянулся (руки вверх на цыпочках,

И красавцем обернулся (покружиться два раза) .

Ну, вот зерна созрели, начинается жатва. В поле выходят комбайны. А кто работает на комбайне?

Дети :

Комбайнер.

Воспитатель :

Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, они по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Машины везут зерно на элеватор, а затем на мельницу. Там мелют зерно в муку, а муку отправляют на хлебозавод и в магазины . Из муки выпекают различные хлебобулочные изделия . Хлеб – очень полезный продукт, в котором содержится полный комплекс питательных веществ, необходимых для жизнедеятельности организма.

Проводится подвижная игра «Каравай»

Как на Димины именины

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Каравай-каравай, кого хочешь выбирай!

Сегодня мы с вами тоже испечем баранки, сушки, пирожки и т. д. (Воспитатель высыпает в миску муку, соль, выливает воду, и на глазах у детей замешивает тесто. Отрывает по кусочку, и дети лепят хлебобулочные изделия – по выбору ).

Молодцы! Мы с вами много узнали о том, как хлеб появляется на нашем столе, какой долгий путь он проходит, узнали, что хлеб – главный продукт на столе, узнали о его пользе, и что хлеб нужно беречь . Не даром говорится в пословице – «Хлеб – всему голова » .

Горчакова Ирина Владимировна – Воспитатель МОУ Детский сад №282 г. Волгоград
Дата поступления работы на конкурс: 28.10.2017г.

Занятие «Хлеб- богатство России»

(старший дошкольный возраст)

ЦЕЛЬ:

Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ

Закрепить умение детей составлять рассказ с помощью моделей - схем;

обобщить знания детей о полевых работах в разное время года; повторить пословицы о хлебе; учить различать семена ржи и пшеницы. Познакомить детей с картиной М.Шишкина «Рожь».

Закрепит умение детей проводить посев семян, создавать необходимые условия для роста растений.

РАЗВИВАЮЩИЕ

Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, чтение литературных произведений по теме.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: Картины с изображением поля, различных полевых работ; колоски пшеницы и ржи. Картина М.Шишкина «Рожь». Схема – модель для составления рассказа о полевых работах.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: Зерна пшеницы и ржи на подносах, лупы. Емкости для посадки семян.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие слова вы можете сказать о России? Какая она?

(ответы детей)

Очень часто говорят, что Россия- страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (предложения детей)

Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых - угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб.

У русского народа много пословиц про хлеб. Вспомните их.

(Дети называют пословицы, с которыми они знакомы.)

Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай». Как вы поняли эту пословицу?

(Рассуждения детей.)

Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Заработать на хлеб». Или иногда говорят: «Он дал ему хлеб» - то есть обеспечил доход. Или «Отнять у кого-то хлеб» - это обозначает лишить места работы.

Хлеб получить трудно. Расскажите, что вы помните о том, как выращивают хлеб. А помогут вам цветные квадратики. Коричневый квадрат обозначает вспаханное поле. Как вы думаете, что обозначает зеленый квадрат? (появление зеленых ростков.) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь или пшеницу.)

Теперь расскажите, что люди делают весной, летом, осенью.

(Дети, с помощью схемы, вспоминают последовательность полевых работ. Составляют рассказ.)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастить много пшеницы и ржи.

Дети, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему Музею хлеба.

Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате – зерно,

спелой зрелостью полно.

Задание: рассмотрите и сравните зерна и колосья пшеницы и ржи.

(Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи. Находят их отличия.)

- Зерна пшеницы круглые. А зерна ржи – длинные.

Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Это колос пшеницы (показывает)- пшеничный колос. Колос ржи – ржаной колос. Давайте их рассмотрим, они, как и зерна, тоже разные.

(Колос ржи – длинный, тонкий, у него не очень длинные усики.)

(Колос пшеницы – короче, толще, а усики у него длиннее.)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники. Посмотрите на эту картину.

(выставляет картину М. Шишкина «Рожь») Кто написал эту картину? Как вы думаете, как называется эта картина?

Хлебное поле еще называют, словом нива. Нива – от слова низ, то есть поле находится низко – низко. Послушайте, как Ю. Ждановская написала о поле. Смотрите на картину М.Шишкина и слушайте стихотворение.

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе…

Многие писатели и поэты с уважением говорят о хлебе в своих произведениях. Вспомните и назовите их. («Лисичкин хлеб» М.Пришвина, «Хлеб» М.Глинской.)

Каждому знакомы

Мудрые слова:

«Хлеб – хозяин дома, всему он голова!»

Он дороже злата, серебра ценней,

Крепкого булата

Хлебушек сильней.

К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь – не бери.

«Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори».

Закончите предложение : «Я знаю, что хлеб – наше богатство, поэтому я…».

(Дети поочередно предлагают свои варианты окончания предложения.)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых.

Проведем эксперимент.

Посадите зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, ухаживайте за посевами и понаблюдайте, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна.

Дети выполняют задание, ухаживают за посевами, проводят наблюдения (рассматривают грунт в лупу или микроскоп, регулируют освещение и т.п., результаты фиксируют в таблице).

НОД детей подготовительной к школе группы с использование ИКТ «Хлеб - всему голова»

Воспитатель:
А что вы знаете о хлебе?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, когда я была в вашем возрасте, часто не доедала хлеб, а что бы этого не узнали взрослые, выбрасывала недоеденные кусочки в ведро для мусора. Но однажды услышала от своего деда, бывшего заключённого фашистского лагеря про то, каким хлебом их кормили в плену…
Я расскажу вам рецепт «Хлеба» фашистских концлагерей.
Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных специальный «БРОД» по особому рецепту.
РЕЦЕПТ
отжимки сахарной свеклы – 40%,
отруби – 30%,
древесные опилки – 20%,
целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.

«Хлеб войны» не может оставить равнодушным ни одного человека, особенно того, кто испытал на себе страшные лишения в период войны - голод, холод, издевательства. А моему деду волею судьбы пришлось пройти эти мучения плена.
- «А вот тем и питались» - говорил он, «Для русского вся еда это - хлеб да вода», а вода тоже была особенная, она скапливалась после дождя в лужах, в которых мыли сапоги фашистские солдаты.
- «Сдвину плесень рукой, наберу воды в ладошку, а она прелая, болотом пахнет…»
и замолчал.
Заключенные концлагерей, знают цену хлеба и преклоняются перед ним.
«Вот так-то дружок» - добавил мой дед и улыбнулся, но глаза его при этом не выражали никакого веселья, а скупая, мужская слеза скатывалась по щеке…
С тех пор моё отношение к хлебу сильно изменилось!
Воспитатель:
Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь».
И никакое золото не перевесит крошку хлеба.
Сегодня на наших столах, всегда лежит хрустящий, с аппетитной корочкой хлеб. Но как он появляется? Откуда он берётся?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле.
Трудно и тяжело достаётся хлеб. Много людей помогают ему «дойти» до стола.
Воспитатель:
Я предлагаю посадить маленькое зёрнышко и посмотреть, что из него вырастет.

Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.

Воспитатель:
Сейчас предлагаю совершить виртуальную экскурсию, что бы узнать всё о хлебе.
(просмотр презентации)

1 слайд
«Хлеб - всему голова»
2 слайд
Россия издавна славилась хлебом.
3 слайд



Хлеб и сейчас - богатство нашей страны.
4 слайд


А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.
5 слайд
Недаром народ сложил о хлебе столько пословиц и поговорок:
6 слайд


«Одно зерно горсть даёт»
Воспитатель:

А какие пословицы о хлебе вы знаете?

(дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе)
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Плох обед, коли хлеба нет.
Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
Без хлеба и у воды худо жить.
Без хлеба не обедают.
Будет хлеб - будет и обед.
В поле - по хлеб, в лес - по дрова.
Глубже пахать, больше хлеба жевать.
Горька работа, да хлеб сладок.
Ешь пироги, хлеб береги.
Захочешь есть - о хлебе заговоришь.
Много снега - много хлеба.
Не шуба греет, а хлеб.
Не трудиться - хлеба не добиться.
Хлебушко - калачу дедушка.
Хлеб да вода - чем не еда?
Хлеб да вода - богатырская еда.
Хлеб всему голова.
7 слайд
Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим каждый день, и он не приедается.
8 слайд
Как же его выращивают? Кого мы должны благодарить за хлеб на нашем столе? Кто знает, как называются люди, которые выращивают хлеб?
(ответы детей)
9 слайд
Отправимся в небольшое путешествие на поле.
10 слайд
Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу.
11 слайд
Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях, появляются зеленые ростки - всходы.
12 слайд
Летом вырастают колоски, а в них много-много зёрен.
13 слайд
Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами - комбайнами.


15 слайд
Зернышки достают из колосков - обмолачивают. Вот сколько много получается зерна.
16 слайд
Зерно перетирают - мелят и получают муку.
В муку добавляют воду и другие продукты и замешивают тесто.
17 слайд
Из теста лепят хлеб, булочки или лепешки. Тесто кладут в формочки и выпекают в печи или в духовке.
Воспитатель:
Ребята, как называется тот человек, который выпекает хлеб?
(ответы детей)
18 слайд
И получается вкусный, ароматный хлеб.
19 слайд
(ребёнок рассказывает стихотворение)
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло.

Воспитатель:
Ребята, мне очень хочется прочитать вам стихотворение Сергея Михалкова
«Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Воспитатель:
Ребята, в завершении нашей беседы, мне хотелось бы предложить вам, организовать проект «Хлеб – это жизнь!» Вы согласны?
(ответы, пожелания, предложения детей)
Воспитатель:
Я предлагаю вам изобразить в рисунках, что вам больше всего запомнилось.
(Художественное творчество)
Похожие публикации