Как простить измену? И, стоит ли ее прощать? Как простить и забыть обиды? Секреты прощения и шаги к свободе.

Обиды, разочарования, душевная боль – естественная реакция нашей психики, когда нам кажется, что с нами поступили неправильно, несправедливо. Но если упиваться ими и позволять управлять нашими выводами и последующими действиями, можно серьезно навредить этим не обидчику, а самим себе. Что значит простить человека и как научиться прощать?

О важности прощения говорят все духовные учения и психологические течения. Прощая, вы освобождаете в первую очередь свою собственную душу, а вовсе не совесть предавшего вас человека. Но простить порой бывает очень непросто, особенно если его поступок серьезно повлиял на вашу жизнь. Попытаемся разобраться, как это сделать.

А вы знаете какие секретные слова помогут влюбить в себя мужчину очень быстро?

Чтобы узнать это — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Жертва обстоятельств или хозяйка своей жизни

Абсолютно в любой ситуации у вас есть два взгляда на нее, два способа ее осмыслить и пережить. Первый – это . Он сопровождается вопросами «Почему человек так поступил со мной?», «Я не заслужила такого отношения», «Как он мог так со мной поступить» и подобными. Находясь в этом состоянии, вы смотрите на случившееся с пассивной точки зрения. Вы как бы ни при чем, словно и не участвовали в ней.

При таком отношении обида расцветает яркими красками, обидчик – гадкий и мерзкий человек, и вы, конечно, никогда и ни с кем не поступили бы подобным образом. Простить в этом случае для вас будет означать еще больше унизить себя и признать его право поступать так, как он считает нужным и возможным для себя. Конечно, это сложно.

Но есть и другой взгляд. Вы можете взять на себя часть своей ответственности. Вас предали или обманули, и человек, которому вы доверились, оказался настоящим мерзавцем. Но ведь вы сами не разглядели его изначально, ошиблись в нем. Значит, небольшая доля ответственности за случившееся лежит и на вас.

И не лучше ли, вместо того, чтобы призывать громы и молнии на его голову, сделать выводы о том, что вы не очень хорошо разбираетесь в людях и начать учиться этому. Пересмотреть свое умение выстраивать личные границы, замечать во время общения тревожные звоночки, оценивать человека объективно, по его поступкам, а не по собственным эмоциональным реакциям на него.

Прощение в этом случае станет естественной частью этой ответственности. Вы не можете отвечать за действия других людей, зато вы можете в полной мере отвечать за свои собственные действия. И признавать право на ошибки и не очень этичные поступки, как свое, так и чужое.

Что значит простить человека

Кажется, что прощение – это эмоция, но это не совсем так. Это гораздо более сложный и многоуровневый процесс, включающий в себя разные этапы и вполне определенный ряд конкретных шагов, о которых мы сейчас поговорим подробнее.

Как найти ключ к сердцу мужчины? Использовать секретные слова , которые помогут вам покорить его.

Если вы хотите узнать, что нужно сказать мужчине, чтобы очаровать его — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Что делать, чтобы простить человека

3.Проанализировать случившееся

Как только вы обнаружите закономерность, мешающую вам понять, что значит простить человека и как научится прощать – вы уже на полпути к освоению этого важного навыка. Что общего в этих случаях? Что было задето в вас, какие слабые точки? Когда вы найдете их, прощать станет намного легче, и вы будете делать это в разы быстрее.

Подумайте еще о том, что и вы сами наверняка не святая. Что тоже совершали нехорошие поступки и обижали других людей, иногда осознанно, иногда нет. Это не к вопросу о карме и не о законе бумеранга. Это к тому, что людям в разных ситуациях свойственно проявлять себя по-разному, по разным причинам.

Вы станете мягче к другим, когда осознаете и свое собственное несовершенство, и свои темные стороны личности, признаете право на их существование и проявления. Прощение – это не поиск правых и виноватых, а признание того факта, что каждый может быть неправым, ошибиться, совершить глупость или гадость. Каждый, в том числе и вы сами.

В заключение

Научится прощать важно для вашего же блага. По мере взросления и познания самого себя каждый находит свой собственный путь к прощению, но лишь только когда осознает важность этого умения. На помощь приходит опыт, как позитивный, так и негативный. Но чем лучше вы владеете искусством простить человека, тем легче вам общаться с людьми и выстраивать отношения с ними.

Есть всего несколько секретных слов , услышав которые мужчина начнет влюбляться.

Открой секрет, который знают лишь единицы женщин. Нажми на кнопку и посмотри видео до конца.

В воздухе витает идея о том, что надо всех прощать. Она транслируется с добрыми намерениями, но вредна. Суть ее в том, что всепрощение - это путь к жизни, свободной от горечи и ненависти. И если вы не можете простить бессовестного обидчика, значит, вы человек духовно неразвитый и вам грозят серьезные эмоциональные и физические проблемы. Эти мифы ранят людей. Но есть много способов отпустить и обрести покой, которые не связаны с прощением. Если верите, что прощение, как и благодарность, универсальная исцеляющая эмоция, вы начинаете эту идею пропагандировать и даже можете начать давить на других, чтобы они прощали тех, кто сделал им больно.

Но часто бывает, что обидчик даже не извинился, живет как ни в чем не бывало, не испытывает угрызений совести и не признает свою ошибку. «То, как поступил с тобой отец, дело давнее. Не вижу смысла копаться в прошлом и таить старые обиды. Неужели ты не можешь его простить и спокойно жить дальше?» - спрашивает мать у взрослой дочери. Мать может говорить так из добрых побуждений, но рискует превратить дочь в жертву.

А что надо услышать обиженной стороне?

Чтобы исцелиться, обиженному человеку необходимо услышать ясное подтверждение тому, что пережитое им ужасно

Люди, которые продолжают злиться и испытывать горечь, часто не способны к прямой оценке после того, как их предали или бросили. Ребенку или взрослому, возможно, говорили, что ничего плохого не произошло, его чувства и восприятие неправильны, чрезмерны или ненормальны. Может, даже говорили, что он сам виноват в случившемся, что это все результат его неправильного поведения.

Чтобы исцелиться, обиженному необходимо услышать ясное подтверждение тому, что пережитое им ужасно, что его чувства и восприятие имеют смысл. Предлагать простить обидчика - значит заставить испытывать еще большую эмоциональную нестабильность. Он будет вновь ощущать, что его предали, даже если обида или оскорбления незначительны, если велики - тем более.

Слова «Ну что тебе стоит его простить?» - последнее, что обиженный или обманутый человек должен слышать, потому что тот, кто плохо с ним поступил, ничего не сделал, чтобы заслужить прощение. Бесполезны клише «Она же старалась, как могла», «Что случилось, то случилось» или «Это же произошло 40 лет назад».

Никто не имеет права указывать, что вы должны забывать, а что нет

Единственное, что вы можете сказать в такой ситуации, - вы надеетесь, что обиженный человек найдет способ справиться с тяжестью злости и боли. Как я объясняю в книге «Почему бы вам не извиниться?» («Why Won’t You Apologize?»): вы не станете менее любящим или цельным человеком оттого, что не можете простить или не хотите кого-то видеть.

Открытое занятие в 4 классе

«Секрет моего успеха»

учитель Ёлгина Валентина Васильевна

Тема: У мею ли я прощать? Я умею просить прощение.

Цель занятия:

    создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознанию своих поступков и поступков других людей.

Задачи:

    способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение»;

    воспитывать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека;

    научить правильно реагировать на семейные конфликты и предложить способы их решения;

    развивать положительные эмоции, стремление делать добро себе и другим людям;

    формировать умения объяснять и доказывать;

    формировать умение моделировать своё речевое поведение в различных ситуациях;

    познакомить учащихся с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

Познавательные УУД

Формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

Формируем умение осознавать недостаток информации;

Формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД

Формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

Формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему

Регулятивные УУД

Формируем умение учиться высказывать своё предположение;

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

Формируем умение осознавать роль речи в жизни людей

Принципы отбора материала – доступность, эстетичность, соответствие теме.

Используемые методики и технологии:

    Энергетический обмен эмоциями с помощью групповых тренингов. Тренинги.

  • Решение конфликтных ситуаций по методике погружения и проигрывания (драматизация).

    Коллективное создание образа добра, в виде ожившего и распустившегося дерева.

Подготовка к занятию:

    Разработка ситуаций семейных конфликтов.

    Подготовка пословиц и поговорок по теме классного часа.

    Человеческие качества на листочках.

    Контур большого сердца на доске.

    Сердечки.

    Реквизит для театрализованных мини-ситуаций.

    Презентация к занятию.

    Музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Орг. момент. Тренинг – настрой

Улыбнитесь друг другу. Пожелайте улыбкой хорошего настроения.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Садитесь.

Я вам желаю: слушать и слышать друг друга, учителя. Активной работы и хорошего настроения на всё занятие.

Я рады видеть каждого из Вас!

И пусть зима в окно нам дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Я вижу, что у вас улучшилось настроение.

У меня настроение тоже отличное. Начнём наше занятие.

Разминка «Не стоит обижаться – лучше рассмеяться»

Учитель просит детей встать в круг и показать пантомимой, какие мы бываем, когда обижаемся. Плечи наклонены вперед, губы ладони – сжаты, живот напряжен, голова опущена, лицо хмурое.

А теперь, расправьте плечи, губы улыбаются, ладони - свободны, живот мягкий, голова высоко поднята, лицо веселое - такие мы бываем, когда мы умеем прощать!

Когда вы себе не понравились?

Что сделали, чтобы выйти из этого состояния?

II. Сообщение темы и целей занятия.

Говорить мы сегодня будем об одном из самом сложном, но очень важном человеческом чувстве, о прощении. (слайд 1)

Как вы понимаете значение этого слова? (слайд 2 и3)

Как вы думаете, когда мы прощаем кого-то, в нас что-нибудь меняется?

Вы когда-нибудь мирились с кем-нибудь после ссоры? Вот это и есть прощение!

Как вы себя чувствовали в этот момент?

Когда вы долго были с другом в ссоре, вы хорошо себя чувствовали?

А тот, с кем вы в ссоре, ему хорошо или плохо?

Иногда простить бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаётся лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Мы сегодня будем учиться преодолевать свои обиды.

III. Основная часть.

1. Из истории

Как вы думаете, какой жест может сопровождать прощение?

На Руси слово «прощай» всегда означало «прости». Пожав на прощание руку, человек забывал все нанесенные обиды. (слайд 4)

Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца. (слайд 5)

2. Работа с пословицами.

Ребята, а вас обижали когда-нибудь?

А вы кого-нибудь?

Конечно, ведь все мы люди, а человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает. Но главное признать свою ошибку. Недаром на Руси так много пословиц и поговорок об этих чувствах.

Задание: Собрать пословицу и объяснить значение. (слайд 6)

Есть слёзы, есть и совесть.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Кайся, да опять за старое не принимайся.

3.Работа со стихотворением

– Послушайте стихотворение о мальчике, который переживал обиду.

Чтение стихотворения Агния Барто «Обида» (слайд 7)

Моей сестренке двадцать дней,

Hо все твердят о ней, о ней:

Она всех лучше, всех умней.

И слышно в доме по утрам:

Она прибавила сто грамм!

Hу, девочка, ну, умница!

Она водички попила –

За это снова похвала:

Hу, девочка, ну, умница!

А мама шепчет: – Прелесть!

В восторге от Аленки.

Смотрите, разоделись

Мы в новые пеленки.

Смотрите, мы зеваем,

Мы ротик разеваем! –

Кричит довольный папа,

И он неузнаваем:

Он всю цветную пленку

Истратил на Аленку.

Я гвоздь в сарае забивал,

И то не слышал я похвал!

Обиду трудно мне скрывать,

Я больше не могу.

И вот я тоже лег в кровать

И стал кричать: – Агу!

Взглянул мой папа на меня:

Ты что вопишь средь бела дня?

Тогда я лег лицом к стене,

И ждал я нахлобучки.

Вдруг мама бросилась ко мне:

Давай возьму на ручки?

А я в ответ: – Я не грудной!

Ты просто так побудь со мной...

Чему радовались родители?

Что чувствовал сын, когда родители чаще обращали внимание на малышку, чем на него?

А он поделился с кем-нибудь?

Нужно ли обиду держать в себе? Почему?

А вот ещё одно стихотворение (слайд 8)

Обидели, обидели!

Разве вы не видели?

Разве вы не знаете,

Как меня обидели?

Так толкнули – я упала,

Меня мама поругала,

Конкурс снова проиграла,

Меня дети обозвали,

Меня в гости не позвали,

Мою тайну разболтали,

Не помогли и не спросили,

Два дня со мною не дружили.

Как быть, что делать? Посоветуйте.

Чувство обиды – неприятное, очень тяжелое чувство. Она мешает радоваться, удивляться, дружить. Об этом говорили еще в древнем Египте. «Хотите сохранить друзей - умейте прощать» (слайд 9)

Поэтому важно научиться прощать! Человек, который умеет прощать, облегчает жизнь, прежде всего, самому себе, своим друзьям, близким людям!

Других не зли и сам не злись,

Мы гости в этом бренном мире.

А если что не так – смирись.

Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно.

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.

4.Работа с понятием «толерантность», «терпимость». (слайд 10 - 13)

Действительно, некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга, не умеют быть терпимыми. Самые мудрые и добрые Люди на нашей планете давно это поняли и решили один день в году 16 ноября посвятить терпимости, т.е. толерантности, между всеми народами нашей Земли. А быть терпимыми, значит, уметь и прощать.

5. Театрализованные ситуации.

Страшны и неприятны любые ситуации, при которых вас обидели или вы кого-нибудь обидели. Но особенно страшно, если вы обидели самых близких вам людей – членов вашей семьи. Сейчас мы попробуем инсценировать приготовленные жизненные ситуации. Выберите в своих семьях исполнителей ролей членов семьи, которых вам необходимо инсценировать. После небольшой театрализованной постановки мы попробуем разобраться в ситуации и проанализировать по плану (слайд 14)

1. Между кем произошла ссора?

2. Кто прав, кто виноват?

3. Какой вы видите выход?

Ситуация 1:

Мама: Доброе утро, доченька! С Днём рождения, моя родная! Будь здоровой и счастливой! А вот тебе мой подарок. Носи, доченька, на здоровье! (мама дарит вязаную шапочку).

Дочка: Мама, а что, шапочка вязаная? Ты её сама, что ли вязала? Что, не могла в магазине купить? Она же не модная!

Мама: Дочка, связанные своими руками вещи никогда не выходили из моды. Я так старалась! Она так идеально подходит к твоей новой куртке!

Дочка: Если тебе нравится, то носи её сама! - обиженно сказала Марина и бросила шапочку.

Ситуация №2

1 дочка: Папа, ты не забыл, что обещал нам с сестрой сегодня пойти на каток?

Папа: Да, я помню, девчонки. Но, к сожалению, своё обещание сдержать сегодня не смогу. Вызывают на работу.

2 дочка: Опять работа!

1 дочка: Всегда работа!

2 дочка: Зачем ты тогда купил нам коньки, если на каток сходить с нами не хочешь!

1 дочка: Мы научились кататься, а ты даже посмотреть не хочешь, как у нас получается? Папа: Я очень хочу, но нет времени попасть с вами на каток. Надеюсь, в следующий выходной получится!

2 дочка: А в следующий мы не пойдём, у нас дела будут! Пока, папочка!

1 дочка: Пока!

Ситуация № 3

Сестра: Лена, помоги мне решить задачу по математике!

Лена: Хорошо, давай разберёмся вместе.

Сестра: Мне не надо вместе. Реши сама – и всё, а я в это время другие уроки делать буду!

Лена: А почему я за тебя твои уроки делать должна? У меня своих достаточно!

Сестра: Так, значит, не хочешь помогать! Мама, а мне Лена помочь не хочет, реши ты!

Мама: Доченька, Лена тебе объяснит, но решать за тебя не будет, это ведь твоя работа, тебе её делать нужно!

Сестра: Так значит, вы обе против меня! Тогда я математику делать вообще не буду, сами виноваты!

(Обсуждение представленных ситуаций, предложение разрешения конфликтов в семье).

5. О прощёном воскресенье. (слайд 15)

На Руси давно существует праздник, который именуют Прощёным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы это традиция – празднования прощёного воскресенья – входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!» Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»

IV.Итог.

Ну а чтобы подвести итог нашему занятию, я предлагаю послушать сказку.

Сказка «Цветочек и ручеек» (слайд16 - 18)

На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок.

Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился цветочек и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть.»

Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.

Но цветок слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону.

На смену весне пришло знойное лето...

Цветочек изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В завядших лепестках с трудом можно было узнать когда-то красивый цветочек. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал:

«Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».

Решил он позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро стал совсем высохшим.

Какая по настроению эта сказка?

Вам жалко цветочек?

Вы хотите ему помочь?

А может не будем помогать, ведь он такой обидчивый и гордый?

Тогда проведем с вами такую работу, которая научит цветок, как надо правильно себя вести.

Тренинг «Оживи цветок».

Работа в парах. (слайд 19)

Перед вами листок, на котором написаны различные человеческие чувства.

Вам нужно выбрать те, которые помогают прощать. Будьте внимательны! (Звучит муз. песня «Дорогою добра»)

Досада

Порядочность

Агрессия

Доброта

Любовь

Раздражение

Уважение

Гнев

Вдохновение

Интерес

Презрение

Ненависть

Обида

Зависть

Сердечность

Ненависть

Любовь

Взаимопонимание

Равнодушие

Радость

Ревность

Страх

Счастье

Успех


Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Почему вы зачеркнули другие качества? (Эти качества мешают нам прощать.)

Посмотрите, что-то изменилось? (слайд 20)

Вот то же происходит и в душе человека, когда он прощает, отпускает обиду.

Обладая такими качествами, мы сможем простить другого человека?

Я надеюсь, что в ваших сердцах никогда не будет таких качеств.

А плохие качества пусть унесёт наш ручеёк.

Памятка. Учитель раздаёт ребятам на память красивые памятки с лучами солнца. Ребята, запомните! (слайд 21)

1. Каждый может совершить ошибку.

2. Совершив ошибку, умей её признать.

3. Прости, и будешь прощён.

4. Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.

5. Прости, и твоя душа будет светлее.

V. Рефлексия.

На сердечках, лежащих на ваших столах, напишите слова, которые вы скажите тем, кого вы обидели. Прикрепите эти сердечки к доске. (На доске мелом выведен контур сердца, и по этому контуру учащиеся прикрепляют сердечки.)

Получилось большое горячее сердце, способное прощать. (слайд 22)

В популярной психологической литературе декларируется: прощать надо. Обязательно! Что бы с тобой ни сделали! Ведь у прощения есть множество плюсов: уходят негативные чувства, злость, обида, гнев. На их место должны прийти любовь, гармония, благодарность и прочие, считающиеся «хорошими» чувства.

Но почему же многие люди не хотят идти по «правильному» пути – гармонии и всепрощения, почему годами держатся за те чувства, которые приносят массу самых неприятных ощущений? Что, они такие глупые или «психологически непродвинутые»?

Конечно, легко «заклеймить» таких людей. Однако замечу, что в поведении тех, кто не готов простить любую обиду на любых условиях, есть определённая мудрость. Во-первых, все чувства появляются у человека не просто так, а как сигнал о психологических процессах, и попросту подавить любое чувство – это как забивать боль анальгетиками: неприятные ощущения, конечно, уйдут, а сам процесс в организме, сигналом которого была боль, не прекратится. И вполне может быть, что за время, пока вы заедаете болеутоляющими любой «негативный сигнал» от тела, какой-то орган (печень, зубы, аппендикс) серьёзно разрушится.

То же самое с обидой и гневом: они сигнализируют, что «Случилось нечто неправильное! Со мной поступили не так, как должны со мной поступать!». Конечно, установки и мнения о том, как «следует поступать», могут быть у человека совершенно ложными (нарциссическим интроектом, например), но могут оказаться и абсолютно здравыми сигналами, указывающими на то, что кто-то вломился в ваши границы. (Например, приходит в школу мама пятиклассника, идёт по коридору, улыбается. Навстречу ей – классная руководительница, хмурится и говорит: «Вот что вы тут улыбаетесь, когда у вашего сына такие отметки! Ну-ка, в мой кабинет, поговорим!». На мой взгляд, ситуация, когда взрослую, самостоятельную маму отчитывают, как пятиклассницу – совершенно дикая и неприемлемая; здоровым поведением будет спокойно и с достоинством отстоять свои границы, а не разливаться любовью и гармонией в ответ).

Избегать любой ценой любого негатива только потому, что он негатив – это детское, магическое мышление. Нам даны чувства и положительные, и отрицательные, и все они по-своему важны и ценны, все играют свою роль в здоровье и выживании человека.

Поскольку агитации за то, чтобы «простить любой ценой» в интернете полным-полно, я решила собрать мифы о прощении и обсудить их тут.

Простить можно любую обиду и любого обидчика. Это правильный поступок.

Вы не можете «простить» того, кого в принципе не можете наказать. Простить можно только того, над кем вы имеете власть прощать и можете выбрать: карать его или миловать. Например, провинившегося ребёнка вы можете простить, а политика – нет. Политику ни жарко, ни холодно от того, что вы на него сперва «обижались», а потом «простили и преисполнились гармонии». Ну, то есть, утешить себя, не злиться и не обижаться на то, что кто-то сильный и имеющий власть вас обидел – можно и это, возможно, принесёт облегчение. Но это точно нельзя назвать прощением, а только самоутешением или самовнушением.

Прощать – полезно для здоровья. Болезненные переживания (обида, злость) копятся и наносят вред организму, вызывают телесные болезни и даже могут привести к раку!

«Отключать» собственную чувствительность к боли – это ещё более быстрый путь к болезням тела. Душевная боль, обида выполняют в психике ту же важную роль, что в организме – болевые рецепторы. Они сигнализируют, что что-то с вами или миром не так. А заглушать сигналы из психики (обиды и злость), насильно заменяя их на любовь, свет и гармонию – это то же самое, что заедать болеутоляющие галлюциногенами. То есть, мало того, что сигналы болевых рецепторов подавляются, но и информации о реальном мире человек не получает. Возможно, он уже в опасности, возможно, что-то ему грозит – но кроме «всё хорошо, прекрасная маркиза» он не слышит.

В позицию «обиженного» станосятся те, кто хочет манипулировать другими или насладиться преимуществами и удобствами «жертвы».

У жертвы не так-то много удобств: сперва перенести вред, а потом ещё и выслушивать обвинения в том, что «самадуравиновата» и «да ты просто манипулятор». Да, все мы знаем, что «профессиональные жертвы» на свете есть, хоть их и не такой большой процент. Но несправедливо подвергать настоящую жертву двойным страданиям (от дурного обращения, а затем и от обвинения в «наслаждении своими страданиями» и манипуляциях) только ради того, чтобы никакой манипулятор не воспользовался человеческим сочувствием и поддержкой.

Тот, кто обижается и не прощает – просто жалеет себя и упивается жалостью!
Ну да, а что в этом не так? Почему жалость и поддержку можно получать только со стороны, почему не пожалеть и не поддержать того человека, с которым ты точно проведёшь остаток жизни – самого себя? Неужели себя можно только гнобить, наказывать и запрещать себе переживать те или иные чувства?

А ты просто не думай о плохом, не создавай негативных мыслеформ.
У меня была знакомая, которая не любила пристёгиваться, ведя машину, и на резонные замечания, что, дескать, это опасно и можно погибнуть в аварии, возмущённо требовала: «Не говори о плохом, не создавай негативных мыслеформ!». Это магическое мышление в чистом виде. Помимо «мыслеформ» есть объективные факторы, влияющие на работу психики, здоровье и жизнь. И «просто не думать» о том, что реально существует – означает подвергнуть себя опасности. Негативные чувства к другому человеку могут сигнализировать, что вам с ним не стоит иметь дела, что он опасен, ненадёжен, может причинить вред. Не слышать сигналов от собственной психики – это то же, что не думать о возможности аварии, чтобы «не создавать негативных мыслеформ» и не предпринимать мер для защиты себя.

Обидчика нужно пожалеть и поддержать. Он не нарочно, он, вероятно не хотел или не знал, что приносит такой вред.
Додумывать за другого и заранее прощать ему всё – не лучший способ строить отношения. Откуда вы знаете за другого человека; может, он и хотел. Может, поступил, как ему удобно, и ему было плевать на ваши интересы. А теперь вы его ещё и заранее простили, так что удобство стало полным и нет никаких причин менять своё поведение. «Всё равно ведь простят и меня же пожалеют».

«Держать зло» на другого – это порочный круг, поддерживающий негатив в мире, семье и обществе.
Делать дурные вещи другим и не получать воздаяние (даже в форме обиды и разрыва отношений) – это тоже миру, семье и обществу не очень много хорошего принесёт. Если зло не наказано, оно будет постоянно повторяться вновь. Во всех фильмах и сказках добро побеждает зло и злодеи наказаны, а не прощены в первых же кадрах фильма ради «гармонии и света».

Прощение – это духовная практика, путь к просветлению. Обижаться и таить обиду значит портить карму.
Закон кармы предполагает, что за всякое действие придёт воздаяние от мира. Откуда вы знаете, может, вы орудие кармы и ваша роль в мироздании – наказать того, кто неправильно поступает с ближними?

Нужно быть милосердным. Прощение – христианская добродетель.
Ну, тут одно из двух: или вы христианин, или верите в «карму». (Мне-то всё равно, но церковь не сочтёт вас христианином, если вы проповедуете идеи индуизма). Да и, если честно говоря, в Библии полно не только призывов благостно прощать, но и требований равноценной оплаты за содеянную обиду («око за око, зуб за зуб»).

Обида – это проявление себялюбия и гордыни.
Всепрощение – это тоже проявление гордыни. «Я настолько духовен, велик и мудр, что прощу кого угодно из этих людей, не ведающих света истины». Гордыня может принимать разные формы, так что проверьте – не пренебрежительно ли вы судите о тех, кто высот духовности и всепрощения пока не достиг?

Резюмируя, скажу: прощение – это всегда выбор. И оно будет иметь ценность только тогда, когда вы НЕ ОБЯЗАНЫ прощать, а можете свободно выбрать другой вариант отношения к человеку. Именно для этого, именно для большей свободы выбора я и рассмотрела все предложенные идеи.

А решать будете вы сами. В конце концов, это вам вашу жизнь жить, не так ли?

Понравилось?
Подпишитесь на обновление через Е-Майл:
и Вы будете получать самые актуальные статьи
в момент их публикации.

Этот вопрос задают себе многие люди, которые столкнулись с каким-то неблаговидным поступком другого человека. Для начала следует разобраться, о каком прощении идет речь. Идет ли речь о прощении искреннем и эмоциональном, либо о сугубо практической задаче: стоит ли продолжать иметь с этим человеком дело?

Люди обычно путают два этих прощения, а между ними гигантская разница. Например, вы решили продолжить социальное взаимодействие с другим человеком, но вот на уровне эмоций как-то “не прощается”. Чтобы такого не было, предлагаю разделить эти два “прощения”. Назовем их “прощение разумом” и “прощение сердцем”.

Прощение разумом

Что это такое? Когда вы решили, что хотите проигнорировать неблаговидный поступок человека ради каких-то своих выгод, вы совершаете прощение разумом. Например, женщина решает простить изменщика-мужа из-за того, что не хочет сейчас каких-то потрясений в своей жизни. На уровне эмоций она продолжает испытывать боль, но при этом решает, что оставить всё как есть будет лучше.

Или человек, которого оскорбили, руководствуясь религиозными соображениями, решает простить обидчика, хотя на уровне эмоций хотел бы того испепелить на костре.

К прощению разумом относятся все прощения на словах. “Я прощаю тебя…” — так благородно звучит. На самом же деле это, в лучшем случае, означает, что человек больше не собирается поднимать этот вопрос. Какое-то время. Однако чаще это просто слова, не подкрепленные никакими фактами.

Правда в том, что на уровне разума никто никого простить не может. Такие прощения выдаются в сугубо утилитарных целях — погасить невыгодный для человека конфликт.

Именно поэтому при каждой новой ссоре сразу вспоминаются все былые обиды, ведь никто никого на самом деле не простил. Просто, обиды записываются в особую папочку.

По сути такое прощение означает: “Мне выгодно сделать вид, будто ничего не произошло”. Будто можно что-то стереть из памяти.

Прощение сердцем.

Может показаться, что прощение сердцем нечто совсем иное. Что уж если сердцем человека простить, то получится то, что надо. Если бы так было можно, я бы согласился, что это очень здорово. Но сердцем простить очень сложно.

Дело в том, что любая обида — это боль. Боль душевная, не физическая, но всё же боль. А теперь подумайте: легко ли приказать себе перестать чувствовать боль? Сказать: “Хорошо, забудем про эту рану в пол груди, сделаем вид, что никто меня ранил.”

Вряд ли это просто.

Поэтому прощение сердцем — тоже иллюзия. Правда в том, что никто никого не прощает. Мы просто делаем вид, что ничего не было, ради каких-то утилитарных соображений.

Но всё-таки что-то похожее на прощение существует. Это забвение и потеря актуальности. В некоторых случаях мы настолько меняемся с течением жизни, что то, что нас трогало в прошлом, для нас сегодняшних является ерундой. Кто во взрослом возрасте обижается, что его в детстве в садике кашей облили? Никто, ведь такая проблема уже неактуальна для нас.

Или пожилая женщина уже не обижается на деда, за то, что он ей 30 лет назад изменил. Ведь кому теперь нужен этот старый хрыч?

Что можно простить?

Мы можем простить только то, что неважно для нас. Поэтому вопрос “Стоит ли прощать?”, не имеет смысла. Ведь это не от нас зависит.

Единственный способ простить — это изменить наши ценности, сделав проступок неактуальным. Но тогда и прощения не потребуется, ведь если что-то неважно, то смысл об этом думать?

Похожие публикации