Если ребенок остался без попечения родителей. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это кто? Права и защита детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ)

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью,руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ).

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) (абзац дополнен с 6 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 32-ФЗ).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментировать статью "Семейный кодекс.
Глава 18. Выявление и устройство детей, Оставшихся без попечения родителей"

При этом, по сообщению Елены Альшанской, возглавляющей при департаменте Общественный совет по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей...

Обсуждение

"Как подменили ребенка": Светлана Дель рассказала о состоянии детей, которых удалось вернуть
По словам многодетной мамы, ей страшно подумать, в каком состоянии сейчас находятся остальные малыши.
[ссылка-1]
Семья Дель показала, в каких условиях жили изъятые дети
Про жителей Зеленограда сняли короткометражный документальный фильм. Его автором стала режиссер Ольга Синяева. В картине, рассказывающей о событиях с точки зрения Светланы и Михаила Дель, можно увидеть интерьер их квартиры.
[ссылка-2]

Примите искренние слова сочувствия в связи со сложившемися обстоятельствами. Просто сама столкнулась примерно с такой ситуацией. Детей забирали прямо из дома, пока я была на работе. Просто (я одна воспитываю 4-х детей) задолженность за питание была: ну, значит, я не в состоянии их воспитывать. Поместили в больницу. Туда приходила бабенка с местного УВД, с комиссии по делам несовершеннолетних, заставляла подписывать показания. Не подпишешь - мать не пустят в больницу. И все в таком роде. Отделу опеки вообще самое главное: изъять ребенка из семьи, создать видимость работы. Перед судом куда только не писала: и главе администрации, и в прокуратуру, и в отдел по защите прав ребенка. Бесполезно. Ладно, хоть судья встала на мою сторону, детей вернули. А я пришла к выводу: в нашей стране никто не защищен - ни родители, ни дети, особенно это касается многодетных семей. С утра приходят с отдела опеки - в комнате, творческий беспорядок: игрушки, одежда. В заключении это было обозначено, как "грязь", "антисанитарные условия" и пр. Сейчас живу, оглядываюсь, потому как любой звоночек от какой-нибудь склочной соседки или обиженной жизнью, завистливой личности может привести к чему угодно.Это только там, высших эшелонах власти громко призывают: "Рожайте". В местных органах власти все по-другому: "Зачем рожала? Я тебя просила?" И еще вдогонку: вот в УК РФ есть статья за ложный донос, почему ложный донос не присутствует у нас в гражданском законодательстве? Ведь пишут разные гадости, сообщают в какие-то органы, отнимают время, а не несут никакой ответственности уроды всякие

29.01.2017 12:07:07, Ве Ра

Проект № 1048557-6 «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», далее также – «Закон о системе «Контингент», или «Контингент» Президентом не подписаны. В чём причина? Законопроект принят в третьем чтении Государственной Думой, утвержден Советом Федерации 23 декабря 2016 г. Запланирован был к введению в действие с 01 сентября 2017 года...

Тем, кто никогда не сталкивался с опекой, необходимо знать, какая она - Curatoria vulgaris, нарушающая все законы, как письменные, так и человеческие. Кто знает, какие бумажки о вас лежат у нее на полках... Александр Коваленин, РВС Недавно в «Прямом эфире» мне пришлось оппонировать опеке. Ведут они себя настолько типично, что этот ролик может служить наглядным пособием: «Опека обыкновенная (Curatoria vulgaris)». Тем, кто не сталкивался, полезно получить живое впечатление. Этот надменный...

«Солнечный город» (СГ) хочет конкурировать с государством на рынке содержания детей. Марина Аксёнова начала раскрутку проекта "фостерных семей", поддержанного мэрией Новосибирска. Опубликованы статьи на "Сибмаме" [ссылка-1] , и в "Тайге" [ссылка-2] . В изложении М.Аксёновой это в первую очередь выглядит как просто частный приют для трудной жизненной ситуации. Хотя другое его использование тоже особо не скрывается. Чтобы его объяснить, надо сделать предисловие. 1. Наличие рынка...

Анализ закона о фостерных семьях Не так давно под руководством депутата Государственной думы Ольги Баталиной разработан законопроект о так называемых фостерных (профессиональных) семьях [ссылка-1] . Собственно, институт платного родительства существует у нас уже несколько лет, но новый баталинский законопроект существенно усиливает все недостатки нынешних форм возмездного опекунства. Сейчас в семью ребенка за деньги могут взять опекуны. Они же - в отличие от настоящих приемных родителей...

Обсуждение

Ну что Вы вцепились в эту тему? предлагайте, что нужно изменить, по пунктам напишите, как правильно. Есть ли у Вас опыт усыновления или опеки? У меня младший ребенок в приемной семье (под возмездной опекой правильнее), ему требуется дорогостоящее лечение, и ни один кандидат в усыновители за 2,5 года его не посмотрел, а интеллект у ребенка очень даже сохранный. А представляете, как угасает этот интеллект в условиях депривации к 7 годам, а к 14?

очередная безграмотная статья на тему приемных детей.

разберем только одно предложение, даже его часть:
"в отличие от настоящих приемных родителей, не получающих за усыновленных детей регулярные выплаты" Сразу ТРИ ошибки.

во-первых: приемные родители НЕ усыновляют детей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, который заключается между приемными родителями и органом опеки и попечительства по месту жительства приемных родителей. Он заключается на определенный срок, но не более чем до достижения ребенком восемнадцати лет.Приемные родители в отношении детей, переданных им на воспитание, наделяются правами и обязанностями опекунов или попечителей (ст. 150 и 153 СК РФ).

во вторых: В отличие от опеки (попечительства) труд приемных родителей по воспитанию детей оплачивается. Размер оплаты труда, а также льготы, которые предоставляются приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, игр, игрушек, книг и др., установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников детских государственных учреждений, для детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, за ребенком, переданным в приемную семью, сохраняется право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются на счет, открытый на имя ребенка в банке.

в то время как: усыновленный ребёнок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. Только при усыновлении ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка.

10.06.2015 10:25:04, Ехидна.

В определении места жительства дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие совершеннолетия, зависимы от избранной им формы устройства и места жительства законных представителей.

Обсуждение

Может кому пригодится наш опыт с этими постоянными и временными регистрациями, не на прямую по теме:
Постоянно детка должна быть прописана у биородни, а у опекуна/приемного родителя- временно по форме №3 до 18 лет. У меня ре до 16,5 лет был с пустым паспортом, без постоянной регистрации, но с временной. Оказалось, что я должна найти его постоянную и проставить в паспорт, так же для военкомата нужна будет его 9-я форма. Где ре должен быть зарегистрирован постоянно знает опека. Я им высылала паспорт К., они сами ставили туда штамп, получали 9-ку и мне отправляли. Оказалось, К. числится в каком-то общежитии г. Приозерска. И на жилье его поставили в этом самом Приозерске. Но мы будем писать отказ и становится после 10 лет прибывания в СПб (только так можно по закону) в очередь на жилье в СПб. Постоянная регистрация остро нужна в военкомате и без нее не прописывают в общежитие колледжей и училищ (!) Потому что на основании временной регистрации другую временную не делают. Благо, что еще в 16 лет опекунам во всем может помочь опека ребенка и не надо ехать самому в "тьмутаракань". Мне паспорт К. из Пензы прислали в СПб, а я уже отсюда- в Приозерск. Опека, сделав свою часть выслала мне документы. Т.е. все дистанционно, быстро и не затратно, если пользоваться услугами почты России (отправление 1 класса), а не экспресс-почты или пони- в других ровно в 10 раз дороже стоит при тех же сроках доставки (проверяла сама).

Встреча Морозовых на вокзале [ссылка-1] 7 августа закончилось ещё одно дело по восстановлению семьи, которым полгода занимались Челябинское и Новосибирское областные отделения Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС). Жительница одного из посёлков Увельского района Челябинской области Светлана обратилась в РВС в феврале. В позапрошлом году жизнь заставила Светлану уехать с сыном в Новосибирскую область, где она стала жертвой наигранной комбинации районных органов опеки и неведомых...

Обсуждение

Я еще хочу сказать, что кровная и приемная сеья НЕ ПРОТИВОСТОЯТ друг другу. Вторая как раз призвана НА ВРЕМЯ заменить первую. Поэтому никакой сенсации в передаче ребенка в кровную семью нет, это НОРМА. Это не борьба двух матерей друг с другом, а, скорее, не выполнение кровной матерью правил, обязательных для воссоединения с ребенком: это комплект документов, доказывающий, что она может теперь его растить.

Дочитав до "Приёмная семья получает на ребёнка большие деньги", читать бросила. Это история из цикла одна бабушка на лавочке рассказала.

Отдел защиты прав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей По общим вопросам, связанным с процедурой семейного устройства Вы можете написать Елене на почту [email protected] или позвонить на бесплатную горячую линию " Дети в семье" 8-800-700-88-05.

Уже неделю изучаю вопросы, связанные с этой темой. Пока вот это пригодится: Усыновление Семейный Кодекс, «Правила передачи детей на усыновление», утвержденные постановлением Правительства №275 правила ведения банка данных о детях, лишенных родительского попечения Федеральный банк данных о детях, подлежащих устройству в семьи: [ссылка-1] База мин образования [ссылка-2] [ссылка-3] Школа приемных родителей. Есть очная и очно-заочная форма. 10 недель. [ссылка-4] Школа приемных родителей На...

Начинаем публикацию выдержек из общественного заключения по проекту № 3138-6 Федерального Закона «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Проект № 3138-6 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1) Из Статьи 1. Следует, что доступ к решению детских судеб получают и международные некоммерческие (общественные) организации. 2) Статьёй 2 законопроекта...

Обсуждение

При этом следует иметь в виду, что приоритет международного права, установленный частью 4 статьи 15 Конституции РФ, распространяется только на федеральные законы, но не на саму Конституцию РФ, имеющую высшую юридическую силу, придаваемую ей всенародным голосованием (часть 1 статьи 15 Конституции РФ):

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, Конституция признаёт, что

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, в соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ, должны применяться «Всеобщая декларация прав человека» и «Международный пакт о гражданских и политических правах», которым противоречит рассматриваемый проект закона:

Всеобщая декларация прав человека
(Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года)

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Семейный кодекс. Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: Выявление и защита детей оставшихся без попечения родителей. Опека, попечительство, усыновление, приёмная семья. (с изменениями от 28 декабря 2004 года)...

Обсуждение

Аня, зачем им это? Ребенок уже дома. Чем помочь?

31.03.2012 01:11:03, Golga

изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в Гражданский кодекс РФ
Статья 1
Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2002, N 48, ст. 4737; 2008, N 17, ст. 1756) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 37 дополнить предложением следующего содержания: "Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.";

Теперь пункт первый звучит так:1. Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Усыновление – одна из возможных форм устройства судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. В семейном кодексе РФ записано: «усыновление – это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми». Усыновление является предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, в отношении которых допускается усыновление...

По данным из формы отчетности 103-РИК Федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей ".

Обсуждение

update - уточнила данные, был пропущен патронат.

30 декабря 2008
Интерфакс
...
Сколько в России сирот? В последние годы звучит цифра 700 тысяч…
Алина Левитская, глава Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей:
В нашей статистике даже те дети, которые уже устроены в семьи, считаются сиротами. У меня лично язык не поворачивается назвать ребенка сиротой, если он устроен в семью. Это даже обидно и для ребенка, и для семьи, которая его взяла. В федеральном банке данных число детей-сирот, которые не устроены в семьи, стабильно снижается. На сегодня в этом банке данных около 150 тыс. детей, а в прошлом году было около 180 тыс. К сожалению, 80% из них – так называемые "социальные сироты", оставшиеся без родительского попечения при живых кровных родителях.

Вообще, у нас в стране в 2006 г. по сравнению с 2005 г. впервые снизилось число выявляемых сирот, то есть первично получающих статус сироты. Вся информация о сиротах в стране поступает в банк данных от региональных операторов. Так вот до 2006 г. сведений о сиротах поступало значительно больше, чем о детях, устроенных в семью. А с 2006 г. наметилась тенденция, когда число детей, которые уходят в семью, стало превышать число детей, получающих статус сироты. Скажем, в 2005 г. 133 тыс. детей получили статус сироты, а в 2007 - 123 тыс. В семьи в 2005 г. ушло около 90 тыс. детей, а в 2007 – уже 130,5 тыс. Разница очевидная.

По итогам этого года абсолютный показатель, возможно, будет чуть меньше или как в 2007. Потому что в России наиболее предпочтительный возраст детей, которых берут в семью, - до 5 лет. А у нас в банке данных практически уже не осталось здоровых детей до пяти лет. Более 60% - старше 10 лет, а в этом возрасте детей не очень охотно берут в российские семьи, да и сами дети к этому моменту уже не очень хотят уходить из детского дома, интерната.

Еще одна категория сирот, которые не очень востребованы, – дети из многодетных семей. Мы их не разлучаем, не раздаем в разные семьи. Потому что по выходе из детского дома, возможно, они будут единственной опорой друг для друга. Поэтому, желательно, чтобы они уходили в замещающую семью все вместе. Это, конечно, непростой процесс.

Кроме того, в банке данных есть дети, которые являются выходцами из регионов Средней Азии и оказываются, как правило, в Московской области в результате миграционных процессов. Российским кандидатам в замещающие родители сложно брать таких детей, поэтому мы работаем с соответствующими землячествами, чтобы эти дети тоже могли найти семью.

Вторая позиция – дети с инвалидностью. Эту категорию детей российские замещающие родители берут менее охотно, и не потому что они такие черствые, а потому что сложно поставить на ноги такого ребенка - его лечение, образование будут стоить дорого.

Кстати, очень многие регионы очень грамотно ведут работу по устройству таких детей: семье, которая берет ребенка с инвалидностью оказывают еще большую финансовую поддержку. Это свидетельствует о том, что все же наше общество меняется, становится более открытым, более гуманным и более ответственным в ситуации, когда в России каждый год детей становится меньше на миллион. Поэтому каждая детская судьба должна быть предметом внимания и заботы взрослых.

"Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается".

Обсуждение

Уважаемая Аида!
У моей знакомой в Казани есть разрешение на опеку, но найти девочку она не может, везде говорят, что девочек нет. Она ищет дошкольницу, можно и первоклашку (у нее есть муж и сын 8 лет). Ездила и в другие города, но там или местным жителям детей отдают или только на усыновление. Может Вы можете помочь, подсказать, вдруг в вашем ДД есть девочка, которой нужно тепло семьи?
Заранее благодарю за ответ.
Светлана

Что-то я не понимаю все равно.

Выдержки из Федерального закона РФ № 44 от 16 апреля 2001 года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Статья 8. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи

К производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть отнесена такая информация, как пол, возраст, приметы, за исключением особых примет, состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера таких детей, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья их родителей, наличие у таких детей несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних родственников и информация об их отказе принять таких детей на воспитание в свои семьи, а также возможные формы устройства таких детей на воспитание в семьи и фотографии таких детей.

Т.е. я правильно понимаю, что производная информация - это то, что разрешено размещать о ребенке? Но здесь есть в т.ч. и информация о здоровье - "состояние здоровья". Или состояние здоровья - подразумевает просто общие фразы - "здоров\имеет проблемы со здоровьем?"

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, у которых единственный или оба родителя:

Лишены родительских прав,

Ограничены в родительских правах,

Признаны безвестно отсутствующими,

Признаны недееспособными (ограниченно дееспособными),

Находятся в лечебных учреждениях,

Объявлены умершими,

Отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,

Находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

Уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

Отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты

населения и других аналогичных учреждений

И в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

На сегодняшний день одной из важнейших проблем России - это проблема обездоленных детей. По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия "социальный сирота": это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.

Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.

Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.

Социальное сиротство - проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.

В чем опасность социального сиротства:

· нарушение общественного порядка – 58,3%;

· рост необразованности населения – 8,3%;

· детская смертность – 33,3%;

· деградация общества –17,6%;

· повторяют путь своих родителей – 12,5%;

Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.

Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%). Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%). Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.

Причинами отказа от малышей были:

1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов);

2) низкое материальное положение (61-76%);

3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%);

4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%);

5) болезнь ребенка (1,4-3,6%);

6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%);

7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%).

Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире .

В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.

Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.

Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы - профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть "канал поставки", это будет бесконечный процесс .

Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:

1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.

2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.

3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.

4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.

5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.

6. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

7. Возрождение духовной культуры нации.

8. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

9. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.

10. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

11. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных - отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.

Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.

Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же - численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.

В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.

Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства - сопровождение и реабилитация неблагополучных семей . Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению

Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.

Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.

Литература:

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2009.

2. Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2010.

3. Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 2003.

4. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2011.


Сиротами считаются дети младше 18 лет , которые потеряли обоих (или своего единственного) родителей по причине их смерти.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - это граждане, которые не достигли совершеннолетия, и на них не распространяется забота обоих (или единственного) родителей. Данный статус устанавливается в случаях, когда родители:

  • Лишены своих прав на детей.
  • Не способны вести нормальную деятельность.
  • Объявлены умершими.
  • Содержатся под стражей или в местах заключения.
  • Признаны пропавшими без вести или умершими.
  • Не заботятся о ребенке, не отстаивают его права.
  • Отказываются забрать ребенка из учреждений, где он проходит лечение, обучается.
  • Другие случаи в рамках законодательства, в том числе если личности родителей ребенка не установлены.

Федеральные льготы детям, потерявшим родителя в 2019 году

  • , размер которой устанавливается государством. Каждый год ее величина индексируется с учетом показателей инфляции. При потере одного, размер выплаты с 1 апреля 2018 года - 5240,65 рубля, при потере обоих - 10481,3 рубля .
  • Страховая пенсия положена сиротам, родители которых официально вели трудовую деятельность. Вычисляется как сумма ИПК * 81,49 рубля + 2491 рубль (4983 рубля для сирот).
  • Обеспечение жильем из специального фонда. Данное право сохраняется после 23 лет до того, как гражданин не будет фактически обеспечен жильем.
  • Особые условия при поступлении в колледжи и университеты.
  • Студентам данных учебных заведений предоставляется повышенная стипендия.
  • Ежегодно предоставляются средства на канцелярские предметы и учебники.
  • Бесплатное медицинское обслуживание.
  • Предоставление льгот на путевки в санатории и другие оздоровительные учреждения, включая бесплатный проезд до них.
  • В академотпуске остаются выплаты стипендии (в случае заболевания).
  • Бесплатное питание при обучении в государственных заведениях.
  • Свободный проезд на общественном транспорте во время учебы в пределах города, пригорода или района.
  • Бесплатное второе среднее специальное образование.
  • После завершения учебы дети-сироты могут бесплатно посещать профессиональные курсы в центре занятости и получить там консультацию.
  • Если в службу занятости обращается сирота без опыта работы, ему е не менее средней региональной зарплаты (на протяжении полугода ).

Региональные льготы

Данная категория льгот зависит от субъекта РФ, а пособия выплачиваются из регионального бюджета. В том числе специальные льготы детям сиротам устанавливает городская администрация. Информацию о них предоставляют органы социальной защиты по месту жительства.

Регионы предлагают следующие льготы:

  • Дополнительные денежные выплаты.
  • Бесплатный проезд при использовании общественного транспорта.
  • Освобождение от оплаты коммунальных услуг.
  • Выплаты на проведение жилищного ремонта.

Медицинское обслуживание

Детям-сиротам положено бесплатное обслуживание при обращении в медицинские учреждения муниципального и государственного уровня. Сюда входит диспансеризация, прохождение оздоровительных процедур и осмотров врачей, оперативное решение.

Если имеются медицинские показания, то эта категория граждан имеет право воспользоваться путевкой в оздоровительные лагеря для детей и студентов, санатории, курорты, базы отдыха. Также государство оплачивает проезд от места жительства до данных учреждений.

Социальная поддержка опекунов

После усыновления гражданам полагаются такие же пособия, как и на рожденных детей. Однако законом предусматриваются специальные выплаты , которые может получить опекун. Они финансируются из региональных и местных бюджетов.

При усыновлении опекуну в 2018 году производится единовременная выплата на сумму 16873 рубля . Это пособие на одного ребенка. Индексация детского пособия прошла 1 февраля 2018 года на 3,2% .

При наличии у ребенка инвалидности эта сумма увеличивается как минимум в полтора раза . При усыновлении братьев и сестер величина пособия так же возрастает, как и после принятия в семью ребенка старше семи лет .

Если ребенку еще не исполнилось три месяца или полтора года , то опекуну полагаются дополнительные пособия. Их размер определяется с учетом величины заработной платы опекуна за расчетный период.

Для ухода за усыновленным ребенком младше 3 месяцев полагается отпуск сроком 70 – 100 дней . Его может получить не только мужчина, но и женщина. Данный отпуск оплачивается в полном размере от средней зарплаты.

Для получения выплаты предоставляются следующие документы:

  • Заявление.
  • Паспорт опекуна (копия).
  • Решение суда или договор об опеке.
  • Документы для подтверждения правана повышенное пособие.

Перечисленные документы отправляются в службы социальной защиты по месту жительства в течение полугода с официальной даты усыновления. Если указанный срок уже прошел, то добиться выплаты пособия можно в судебном порядке.

При усыновлении второго и последующих детей гражданам полагается материнский капитал . Чтобы получить его, нужно обратиться в ближайшее отделение Пенсионного фонда. Туда необходимо предоставить соответствующее заявление и документы, подтверждающие российское гражданство родителей и усыновление детей.

Льготы опекунам:

  • Право на сокращенный рабочий день (сопровождается снижением заработка).
  • При наличии детей до 5 лет могут отказаться от работы в ночную смену, в выходные и праздничные дни, командировочных направлений.
  • Дополнительно предоставляется 4 нерабочих дней в месяц , которые оплачиваются по среднему заработку.
  • Ежегодный дополнительный отпуск (до 14 дней ).
  • Отпуск для сопровождения ребенка до места обучения, если образовательное учреждение находится в другом городе.
  • Налоговые вычеты в размере 1400 рублей (за первого и второго подопечного), 3000 рублей (на третьего и последующих) и 6000 рублей (на детей с инвалидностью).
  • Дополнительные льготы устанавливаются на региональном уровне. Это возмещение расходов на оплату услуг ЖКХ, содержание ребенка, выплаты на студентов, проходящих очное обучение, а также пособия на инвалидов, подкинутых и оставленных детей.

Пример на тему льготы сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Игорь остался сиротой в 12 лет. Его родная тетя Нина Александровна, будучи единственной родственницей, оформила на него опекунство. Сейчас Игорь живет и учится в техникуме в Саратове, а Нина Александровна снимает комнату и работает в другом городе. Женщина планирует переехать в город, где учится и живет племянник. За консультацией она обратилась в местный муниципалитет.

Специалист отдела соцзащиты объяснил Нине Александровне, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , а также , ее племянник имеет право на получение жилплощади. При этом под жилой площадью закон подразумевает отдельные квартиры, дома, а не комнаты, койко-место или коммунальные квартиры. Выделяют его из жилого фонда того населенного пункта, где проживает и учится ребенок.

  • Трудовой деятельности.
  • Медицинского обслуживания.
  • Льготы сиротам действует на федеральном уровне. Однако регионы могут устанавливать дополнительные пособия и предоставлять льготные условия.

    При усыновлении ребенка опекуну выплачивается единовременное пособие , установленное государством. В дальнейшем на ребенка распространяются общие льготы и пособия, как для семей с родными детьми (материнский капитал, пособия по уходу). Для получения дотаций необходимо предоставить ряд документов согласно требуемому перечню.

    Опекун также имеет право воспользоваться дополнительным отпуском и отгулами, подлежащими оплате. При наличии усыновленных детей полагаются налоговые вычеты , которые зависят от количества детей в семье и их состояния здоровья.

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по льготам для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Вопрос: На какие льготы могут рассчитывать сироты и дети без попечения родителей при поступлении в ВУЗы?

    Ответ: Такие абитуриенты имеют право пройти бесплатную подготовку в высшем учебном заведении. При этом их зачисляют без конкурса. Обязательное условие – нужно успешно сдать вступительные экзамены.

    Сиротам обеспечивается бесплатное обучение за счет государства, включая получение высшего образования (только до 23 лет ). В процессе обучения им полагается повышенная сумма стипендии и ежегодные перечисления на канцелярию и другие принадлежности для учебы.

    Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из которых прямо указаны в статье 121 Семейного кодекса, а часть причин «прячется» в формулу: «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».

    В связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», в Семейный кодекс были внесены изменения, которые добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребенка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной строкой.

    Итак, дети остаются без попечения родителей в следующих случаях:
    . Родители (единственный родитель) умерли;
    . Родители ребенка неизвестны (подкидыш, найденыш);
    . Родители лишены родительских прав;
    . Родители ограничены в родительских правах;
    . Родители признаны недееспособными;
    . Родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;
    . Родители длительно отсутствуют, в том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;
    . Родители уклоняются от воспитания детей;
    . Родители уклоняются от защиты прав и интересов детей;
    . Родители отказываются забирать свои детей из какого-либо учреждения (отказники);
    . Родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь от них;
    . Одинокая мать ребенка, оставившая его на полное государственное попечение не поддерживает с ним контактов (не принимает участия в его воспитании);
    . Родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребенка;
    . Родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребенка;
    . Родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;
    . Все иные случаи отсутствия родительского попечения, в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

    Возможны также различные комбинации причин, по которым ребенок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец - в местах лишения свободы. Или: отец - погиб, мать - помещена в больницу.

    Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребенок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребенок является оставшимся без попечения родителей - отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребенка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значение не имеет.

    Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников, должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребенка и принять меры к его устройству.

    Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребенок все равно будет считаться оставшимся без родительского попечения. Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребенка, за исключением необходимости немедленно обеспечить такую защиту до устройства ребенка (т.е., например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание - передавать ребенка в приют, иное учреждение). Вопрос о жизненном устройстве ребенка все равно остается открытым, и ответственность за такое устройство лежит на органах опеки и попечительства.

    Поскольку законом установлен тридцатидневный срок, в течение которого органы опеки и попечительства должны осуществить постоянное устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребенка, осуществляющих о нем заботу, не обязывает органы опеки и попечительства осуществлять жизненное устройство ребенка в этом случае. Однако если родители оставили ребенка «на родственников» на срок, превышающий 30 суток, органы опеки и попечительства должны признать такого ребенка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего из числа заботящихся о нем родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего ребенка.

    Статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Федеральным Законом №159 от «21» декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» далее ФЗ №159, а также Семейным Кодексом Российской Федерации .

    Семейный кодекс Российской Федерации в статье 121 объединяет всех детей в одну категорию, как детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите, а ФЗ №159 делит их на две подкатегории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует мнение, что эти дети отличаются тем, что дети-сироты – это, как правило, дети из благоприятных семей, чьи родители внезапно погибли при трагических обстоятельствах, например, в автокатастрофе. И что такие дети более социализированы, образованы и т. п. Данное мнение, на наш взгляд является в корне не верным. Как такой вывод можно сделать о детях, которые потеряли родителей в возрасте полугода? Или как можно судить насколько была благоприятна обстановка в семье до гибели родителей? На наш взгляд такое деление является формальным, так как все эти лица имеют равные права на защиту государства и по нашему мнению это всего лишь дань традиции. Например, не до конца ясно, чем отличаются дети, чьи родители умерли, от детей, чьи родители признаны умершими по решению суда. Только тем, что у одних есть только свидетельства о смерти родителей, а у других решение суда и свидетельства о смерти родителей.

    Рассмотрим более подробно, какие дети приобретают статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все указанные лица должны быть не старше восемнадцати лет.

    1. Лица, у которых умерли оба либо единственный родитель. Подтверждается свидетельством о смерти родителей, или решением суда об объявлении родителей умершими.
    2. Лица, родители которых лишены в их отношении родительских прав либо ограничены в родительских правах. Подтверждается решением суда о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав. Здесь следует учесть, что при ограничении родителей в родительских правах, если причины такого ограничения не были устранены, то в течение шести месяцев органы опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
    3. Лица, родители которых отсутствуют (неизвестны). Подтверждается свидетельством о рождении, решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими.
    4. Лица, родители которых являются недееспособными либо ограниченно дееспособными либо находятся в лечебном учреждении . Подтверждается решением суда о признании недееспособными или ограниченно дееспособными. Как правило, ограниченно дееспособными признаются лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, в таком случае они должны быть также лишены по этим основаниям родительских прав. И справкой из медицинского учреждения о заболевании родителей, препятствующем выполнению родительских обязанностей.
    5. Лица, родители которых находятся под стражей или в местах лишения свободы. Подтверждается справкой из мест заключения.

    Кроме того Федеральный Закон №159 вводит понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. То есть это лица, которые в возрасте до 18 лет приобрели статус сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Данное определение используется только в рамках ФЗ №159 и в других законах не содержится. Такой возраст (23 года), установлен государством не случайно. Так как по достижении совершеннолетия люди обычно поступают в учебные заведения, и установление такого возраста позволяют человеку пройти обучение, и находиться при этом под дополнительной государственной защитой. А лица старше 23 лет уже являются социально зрелыми и могут обеспечивать себя самостоятельно.

    Похожие публикации