Чудеса и тайны магнита проект для детей. Познавательно-исследовательский проект «Чудо-магнит
Наталья Суслова
Руководитель: Суслова Н. В.
Актуальность
У меня дома на холодильнике большое количество магнитиков. Я давно знал, что красивые картинки держатся на камне - магнит.
Гипотеза
Я задумался над вопросом: почему эти картинки держатся на холодильнике и падают с дверцы деревянного шкафа? что это за чудо камень- магнит? Какими свойствами он обладает?
Моё исследование
Родители мне подсказали, какие опыты можно провести с магнитом и где найти о нём информацию.
Цель и задачи
Я поставил перед собой цель: изучить свойства магнита и задачи: провести опыты с магнитами; изучить, как и где люди применяют магнит в современном мире; как в своих играх его могут использовать дети.
План реализации проекта.
Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, я самостоятельно думал; спрашивал у взрослых; мне читали книги и включали мультфильмы про магниты; проводил эксперименты; получал информацию с помощью компьютера.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Подборка опытов
Опыт 1. К магниту притягиваются только железные предметы.
Если взять деревянный карандаш, пластмассовую ручку, камень, тканевый мешочек, картон и поднести к ним магнит, то они не притянутся к магниту.
А если поднести магнит к железной крышке и булавкам – то они притянутся к магниту.
Вывод: к магниту притягиваются только железные предметы.
Опыт 2. Сила магнита действует на расстоянии.
Если повесить булавку на нитке и медленно поднести к ней магнит, то булавка будет отклоняться в сторону магнита.
Вывод: сила магнита действует на расстоянии.
Опыт 3. Сила магнита действует через предметы и материалы.
Возьмём железную крышку и картон. Поднесём к ним магнит.
Крышка притянулась к магниту даже через картон.
Вывод: сила магнита действует через предметы и материалы.
Опыт 4. Сила магнитов у разных магнитов разная.
Один магнит удерживает площадку с двумя грузами, а второй может удержать площадку только с одним грузом.
Вывод: сила магнитов у разных магнитов разная.
Опыт 5. Сила магнита больше по краям.
Если поднести магниты к булавкам, то больше всего булавок притянется по краям магнитов.
Вывод: сила магнитов больше по краям.
Опыт 6. Два полюса магнита.
А ещё у каждого магнита есть два полюса.
Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.
Вывод: у магнитов два полюса; полюсы магнитов одного цвета отталкиваются, а полюсы магнитов разных цветов притягиваются.
Магниты в современном мире
Благодаря своим свойствам магниты являются удивительными предметами.
Они применяются в очень многих инструментах, приборах и оборудовании. Например, в компасах, игрушках, мебели, телевизорах, компьютерах и другой технике. Магниты даже могут лечить различные болезни у людей, например, сложные переломы костей (фото);
с помощью магнитов удаляют металлические частицы из глаза (фото). Мастера маникюрных дел используют лак с магнитными частицами, потом подносят магнитик и создают необычные узоры (фото). Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные мины и снаряды (фото).
Чтобы убедиться в том, что человек активно использует магниты в быту, мы провели экскурсию по детскому саду. Увидели, что магнитики на дверцах шкафчиков, холодильника необходимы для плотного их закрывания.
Есть магнитная лента на кухне для столовых принадлежностей.
На доске в группе мы выкладываем цифры, буквы, прикрепляем картинки, играем в магнитный театр.
А ещё магниты есть среди деталей компьютера (фото).
Лаборатория «Чудесные свойства магнита»
Когда я рассказал ребятам в своей группе об увлечении магнитами, мне предложили возглавить лабораторию «Чудесные свойства магнита». Я не только рассказывал о свойствах магнита, но и давал ребятам возможность самим провести игры-опыты и сделать выводы.
Так с экскурсией к нам в гости в лабораторию пришли почти все ребята из других групп. (видео)
Мои дальнейшие планы
На сегодняшний день я начал изучать географическую карту России и решил совместить свои интересы. Поместил на карте магнитики с названиями и изображением городов нашей страны. В этом мне помогли и ребята из моей группы.
Теперь мы можем организовать виртуальное путешествие.
Публикации по теме:
«Чудесные свойства улыбки». Консультация для родителей «Чудесные свойства улыбки» Установлено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры положительных эмоций, приводит в хорошее настроение,.
"Удивительное рядом" Цель: развитие познавательной активности ребенка посредством опытно-экспериментальной деятельности. Образовательные.
Конспект НОД «Волшебные свойства магнита» в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 г. Черемхово» Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Исследовательский проект «Чудесные фокусы» Исследовательский проект «Чудесные Фокусы» Паспорт проекта 1. Вид проекта: исследовательский 2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели.
Исследовательский проект «Бумага и ее свойства» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Журавский детский сад «Журавлик» Участники проекта: Воспитатель:.
Инга Варлашова
Познавательно-исследовательский проект «Свойства магнита»
Познавательно-исследовательский проект :
«Свойства магнита »
Группа № 10 «Паруса»
Воспитатель : Варлашова Инга Анатольевна
Место выполнения :
МАДОУ № 5 «МОРЯЧОК» Краснодарский край г. Геленджик
Актуальность :
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В детском экспериментировании наиболее сильно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Экспериментирование связано со всеми видами деятельности такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.
Проблема :
Знакомство с магнитом произошло с игрой «Лабиринт» когда дети взяли держатель «карандаш» и начали двигать по лабиринтам небольшой железный шарик, сначала детей заняла игра, затем им стало интересно как двигается шар по лабиринту не соприкасаясь с держателем «карандашом» притом же держатель и шар были отделены друг от друга прозрачным плотным пластиком.
Цель проекта :
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Изучить свойства магнита и возможности использования в свободной игровой деятельности детей.
Задачи проекта :
Образовательные
Знакомство с понятием «магнит »
Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств.
Развивать познавательную активность , обследовать предмет и экспериментировать с ним - формировать представление о свойствах магнита выявить действия магнитных сил Земли . Развивать мыслительные операции, логическое мышление, умение выдвигать гипотезы, делать выводы стремления к самостоятельному познанию и размышлению , активизировать словарь детей.
Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения, взаимопонимания, воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Методы проекта : Игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно -экспериментальный.
Этапы и сроки реализации.
1этап. Подготовительный
2этап. Практический
3 этап. Заключительный
1 этап. Подготовительный
1. Знакомство с темой, выделили ее актуальность, спланировали деятельность.
2. привлечь родителей к подбору тематической художественной и детской литературы;
3. просмотр мультфильмов «Фиксики»
4. пополнение развивающей среды :
5. работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта .
6. разработка занятий, определение тематики бесед.
2 этап. Практический
1. Ознакомление с природным происхождением магнит .
2. Узнать свойства магнита - опыты с магнитом , игры с магнитной доской , игры с магнитом в уголке экспериментирования, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит ?»
3 этап. Заключительный
1 Создание магнитного театра «Пчела Майя»
2 Изготовления дидактической игры «Притянет не притянет?»
3 Итоговое занятие
Материал и оборудование :
1 большой магнит , маленькие магниты по числу детей , скрепки, булавки, маленькие гвозди, гайки, набор предметов из различных материалов : мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная ёмкость, бумага, предметы из дерева, пластмасс, камни, алюминия.
Итоговое занятие
Организационный момент
Идёт деятельность в группе раздаётся звонок скайпа.
Воспитатель :
Ребята нам кто то звонит, вам интересно кто это звонит? Давайте узнаем?
Ответы детей…
2 Видео : обращения Фиксика к детям.
«Здравствуйте ребята, я Фиксик посмотрите, что я обнаружил. Наш профессор сказал, что это магнит , но он забыл сказать зачем он нам нужен. А нам так хочется знать, для чего он нам нужен, где его можно использовать и каковы его свойства » (связь прерывается)
Воспитатель : Ребята, мы сможем помочь Фиксику?
Ответ детей…
Воспитатель : Ребята, а вы сами знаете, что такое магнит ?
Ответ детей…
Воспитатель : А где вам встречался магнит ?
Ответ детей…
Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю превратиться на время в исследователей и помочь узнать Фиксику о свойствах магнита , вы согласны?
Ответы детей…
Воспитатель : А в этом нам помогут вот эти предметы, как вы думаете, что это такое?
Ответы детей…
Воспитатель : Тогда возьмите каждый по магниту , и мы сможем с вами показать и рассказать Фиксику свойства магнита .
Воспитатель вместе с детьми обходят группу, подносят магниты к предметам .
Исследования :
Дети проводят магнитом над предметами , пластик и бумага, алюминиевые конструкции мягкие игрушки, карандаши, пуговицы, камни, не притягиваются,а железные детали притягиваются к магнитам . У воспитателя в руках большой магнит , воспитатель обращает внимания детей, что размер магнита играет значения , магнит притягивает больше предметов к себе и примагничивает сильнее .
Воспитатель : Что мы с вами видим?
Ответы детей…
Воспитатель : Мы узнали что, металлические предметы из стали и железа притягиваются к магниту , а алюминиевые, бумага, камни, мягкие игрушки, дерево, пластик не испытывают его притяжения. Так же играет значения какой по размеру магнит .
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете сможет ли магнит притянуть предмет , если между ними будет препятствие?
Ответы детей…
Воспитатель : А давайте исследуем?
Ответы детей…
Исследование :
«Есть ли у магнита препятствия ?»
Наполненная емкость с различными веществами (стеклянные небольшие шарики, песок, крупа, камни, картон, на дно которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость .
Ответы детей…
Воспитатель : Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, манки, гороха, а также среди камней, а так же может двигать предметы через картон. Магнит не боится препятствий.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете магнит боится воды ?
Ответы детей…
Воспитатель : А хотите проверить?
Ответы детей…
Исследование :
«Сокровища морского дна»
В ёмкость с водой опустим металлические небольшие монеты, булавки, скрепки. Затем надо вести магнит по внешней стороне ёмкости скрепка следует за движением магнита вверх .
Воспитатель : Что мы с вами увидели?
Ответы детей…
Воспитатель : Да, магнитная сила проходит через воду и стекло и магнит не боится воды .
Физ-минутка :
Воспитатель :
Ребята наши руки устали давайте с вами немного отдохнём?
Ответы детей…
Воспитатель : Представьте себе, что я магнит , я раздам вам карточки с картинками, на них будет изображения, то что притягивает магнит и не притягивает , это будет как будто ваше имя, на время игры. Кому попадется ключ, кому то пластиковый конструктор и т. д. Я буду проходить мимо каждого из вас, и каждый из вас будет притягиваться ко мне как к магниту или убегать в сторону. (Игра повторяется, с заменой карточек)
Воспитатель : Друзья мои, мы немного отдохнули, хотите ещё продолжить наше исследования?
Ответы детей :
Воспитатель : Смотрите ребята, а как вы думаете магнитные свойства можно передать обычному железу?
Ответы детей…
Воспитатель : А давайте проверим?
Ответы детей…
Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку . Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю ! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Если магнит убрать , то все скрепки рассыпятся. То же самое произойдет с другими железными деталями (гвозди, гайки, если они некоторое время побудут в магнитном поле , то и они приобретут свое собственное магнитное поле .
Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагниченное поле легко разрушить,если просто резко стукнуть предмет.
Воспитатель : Что вы узнали нового?
Ответы детей…
Воспитатель : Да, магнитное поле можно создать искусственно.
Воспитатель : Друзья мои вот и закончился наш исследовательский проект . Что Вам больше всего понравилось?
Ответы детей…
Наводящие вопросы воспитателя :
Какого цвета магнит ?
Он твёрдый или мягкий?
Он лёгкий или тяжёлый?
С каким свойствам магнита вы познакомились ?
- Магнит притягивает железные предметы?
- Магнитные силы проходят через разные материалы?
А через какие материалы притягивает магнит ?
Действует ли магнит на расстоянии ?
- Магнит может притягивать через препятствия?
Играет ли размер магнита в примагничивании ?
Ответы детей :
Воспитатель : А кому мы можем об этом рассказать?
Ответы детей…
Воспитатель : Да, нам сегодня звонили Фиксик и он очень ждёт нашего рассказа. А как мы сможем ему об этом рассказать?
Дети :
Воспитатель : Ребята нас сегодня снимали на видео камеру, давайте отправим наше видео Фиксику, и он сможет увидеть и услышать, что примагничивает магнит . Вы согласны?
Ответы детей…
Заключительный этап (Совместная деятельность в режимных моментах) :
Изготовление театра «Пчёлка Майя» ;
дидактическая игра «Магнитит , не магнитит » .
Список литературы :
1. «Неизвестное рядом, опыты и эксперименты для дошкольников» --Дыбина О. В. Рахманова Н. П. 2010, Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - М.: Издательство : Детство-Пресс,2013
Наталья Морозова
Проект «Волшебный магнит»
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект
«Волшебный магнит» .
Участники проекта: дети старшей группы «Радуга», воспитатель Н. Л. Морозова, родители воспитанников.
Цель проекта :развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи проекта:
Знакомство с понятием «магнит»;
Формирование представлений о свойствах магнита;
Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;
Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Этапы проекта, их содержание:
1 этап: подготовительный – сбор информации, материала, пополнение уголка экспериментирования.
2 этап: организационный – разработка содержаний НОД с детьми, бесед.
3 этап: формирующий – проведение НОД по экспериментированию «Волшебные свойства магнита», самостоятельная экспериментальная деятельность детей, просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья» 158 серия «Магнит».
4 этап:итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.
Виды детской деятельности:
Рассматривание энциклопедий;
Знакомство с электронной энциклопедией;
Игры с магнитами;
Самостоятельное экспериментирование;
Изготовление игры «Рыбалка»;
Создание книжки-самоделки «Что притягивает магнит?»
Публикации по теме:
Конспект НОД «Магнит - волшебный камень» Конспект итоговой непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Магнит-волшебный.
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ «Волшебный магнит» Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ по теме «Волшебный магнит» ОО «Познавательно – исследовательская.
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит» Занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования. Тема:"Волшебный магнит". Программное содержание: 1. Способствовать.
Конспект занятия в средней группе «Волшебный магнит» Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей. Задачи: 1. Помочь детям получить отчетливые представления о предметах.
Проект «Волшебный лучок» Проект реализуется с детьми 3-4 лет. Тип проекта: познавательно-практический. Вид проекта: исследовательский, краткосрочный(3 недели). Проблема.
Проект «Волшебный мир сказок» Человек, который верит в сказку сам в нее попадет, потому что у него есть сердце. (Сергей Королев) Актуальность проекта. Младший дошкольный.
Проект «Волшебный Новый год» Проект «Волшебный новый год» Подготовила: воспитатель МБ ДОУ ЦРР д/с № 1 «Ручеёк» Иванова Екатерина Александровна г-к. Анапа 2014г. Вид.
Цель: Активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций в ходе опытно- экспериментальной деятельности.
Подготовительная к школе группа (с участием детей средней группы)
Богомолова С.В. воспитатель высшей квалификационной категории Ступино, 3-я неделя января, 2017г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №22 «Журавушка» Ступинского муниципального района
Паспорт проекта
- По доминирующему методу: познавательно- исследовательский.
- По характеру содержания: ребенок – педагоги - родители.
- По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.
- По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок родитель, ребенок-педагог) .
- По количеству участников: подготовительная к школе группа (18 детей) и их родители, воспитатели, воспитанники средней группы (15 человек) .
- По продолжительности: краткосрочный (3-я неделя января) .
- По роду деятельности: экспериментально-поисковый.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Тема совместной деятельности: «Что за чудо - магнит?»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
- расширять знания детей о магните, его свойствах и способностях; познакомить с понятиями: магнит, магнетизм, магнитные волны.
- формировать навыки исследовательской деятельности
- развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы
- воспитывать самостоятельность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
- развивать речевую активность в процессе исследовательской деятельности.
Выявление проблемы: определить, в чем заключается волшебная сила магнита, и все ли предметы он может притягивать и почему?
Предполагаемый результат:
- расширять представления детей о магните, его способности притягивать предметы
- знакомить детей с тем, какие предметы может притягивать магнит; в результате опытов установить важность свойств магнита в повседневной жизни и его применение
- пополнить словарный запас детей такими понятиями как магнит, магнитные силы, магнетизм земли
- изготовить сувениры для родителей на холодильник
- привлечь родителей к реализации данного проекта.
Итоговое мероприятие: демонстрация опытов и показ магнитного театра детям средней группы.
Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Методы и приёмы: беседы, опыты, эксперименты, сравнения.
Информационные технологии:
интернет, презентации, просмотр детский обучающих фильмов о магнетизме: «Смешарики» (серия 31 «Магнетизм» ) , «Фиксики» (серия 25 «Магнит» ) , «Лунтик» (серия 158 «Магнит» ) , «Путешествие Гулливера» Д.Свифт.
Практическая значимость проекта
В процессе работы над данным проектом дети познакомились с магнитом, узнали, что они притягивают металлические предметы. Узнали, что сила магнита способна действовать через различные преграды. Провели опыты и смогли сделать выводы по ним. Познакомились с разнообразием декоративных магнитов, которые дети принесли из дома. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная деятельность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
I этап: подготовительный.
- Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.
- Подбор методического, дидактического, иллюстративного материала для реализации данного проекта.
- Разработка, планирование проекта и методического сопровождения к нему, составление календарно-тематического планирования совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
- Подбор литературных произведений по данной теме для изучения с детьми.
- Составление конспектов занятий организационно-образовательной деятельности с детьми.
- Работа с родителями по поводу проведения опытов дома.
- Обогащение познавательно-развивающей среды дидактическими играми, демонстративными пособиями, информационными технологиями (просмотр познавательных фильмов о магните) .
- Проведение индивидуальных консультаций и бесед на тему «Магнит и его свойства» .
- Анкетирование родителей.
II этап: введение детей в проблемную ситуацию.
Воспитатель: Ребята, в последнее время я стала замечать, что вам очень нравится играть с магнитами, прикрепленными к магнитной доске. Давайте вместе с вами подробно познакомимся с магнитом и его свойствами.
С детьми составляется план совместной деятельности.
III этап: основной - реализация проекта.
ООД «Знакомство с магнитами»
Практическая деятельность: «Какие предметы притягивает к себе магнит?»
Определение металлических предметов дома.
Создание уголка «Знайка» .
Опыт№1 «Чудеса со скрепками»
Опыт№2 «Как выйти сухим из воды» .
ООД аппликация «Цветочная поляна» .
Рассматривание декоративных магнитов.
Знакомство с компасом.
Репетиция показа магнитного театра малышам.
Знакомство с магнитом детей средней группы детьми подготовительной группы.
IV этап: заключительный.
Показ магнитного театра «Цветочная поляна»
Используемая литература.
- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М.: Сфера, 2005;
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.: Мозаика-Синтез 2010г.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада, М., Просвещение, 1994г.
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. Спб, 2004г.;
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие/Кочкина Н.А. Мозаика-Синтез 2012г.;
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Физика. (Составитель А.А. Леонович; М., ООО «Издательство АСТ ЛТД» 1998г.) ;
- «Большая книга экспериментов для дошкольников» М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС» 2006г.
Приложение.
- Анкета для родителей.
- Конспект ООД.
- Памятка для родителей для успешных занятий исследовательской деятельностью.
- Материал для игровой деятельности.
- Материал для ознакомления детей по теме «Магниты - важная часть нашей повседневной жизни» .
- Диск с мультфильмами.
Приложение 1
Вопросы для анкетирования родителей.
- Что, по вашему мнению, было самым важным в проведенной работе?
- Что, по-вашему, мнению, было самым интересным в работе?
- Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?
- Ваши пожелания и предложения.
Приложение 2
Конспект организационно-образовательной деятельности
по опытно-экспериментальной работе.
Тема «Магнит и его свойства»
Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
познакомить с понятием «магнит» ;
сформировать представления о свойствах магнита;
актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;
формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по полянке?
Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит» .
Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами.
Опыт «Все ли притягивает магнит?»
Педагог: какие материалы вы видите на столе? (дерево, железо, пластмасса, бумага, ткань, резина) .
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что притягиваются только железные предметы.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.
Педагог: А может магнит действовать через другие материалы?
Дети самостоятельно проводят опыт с каждым материалом и делают вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластмассу.
В стакан с водой бросаем скрепку, прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Делаем вывод, что магнит может действовать через стекло и воду.
Задачка на сообразительность.
Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или воспользоваться свойством магнита.
Опыт «Взаимодействие двух магнитов» .
Педагог: Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?
Дети проверяют, поднося магниты друг к другу (притягиваются или отталкиваются) . Педагог поясняет, что один конец (полюс) магнита называется южным (положительным) , а другой северным (отрицательным) . Магниты притягиваются разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Вывод: у магнита два полюса.
Опыт «Магниты действуют на расстоянии» .
Педагог: нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку двигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, при котором скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторяем этот опыт с другими магнитами и делаем вывод, что магниты бывают разными по силе. Вокруг магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем» .
Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу» .
Педагог: попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если к ней поднести еще одну, то оказывается, что верхняя скрепка притягивает нижнюю. Делаем цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.
Подведение итогов.
Педагог: что нового мы сегодня узнали?
Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты действуют на расстоянии, могут притягиваться и отталкиваться.
Педагог: а где в нашей группе можно встретить магниты? А дома?
Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?
Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм» .
Приложение 3
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Для успешных занятий исследовательской и проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
- желание самого ребёнка;
- благоприятная среда;
- грамотный доброжелательный помощник-взрослый
Уважаемые родители!
ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Наталья Никитенко
Познавательно-творческий исследовательский проект «Волшебные свойства магнита»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» комбинированного вида г. Карабаша
Проект
Тема : «Удивительные свойства магнита »
Выполнили : воспитатель
подготовительной группы «В»
Н. В. Никитенко
Вид проекта : творчески – познавательный , исследовательский .
Срок : долгосрочный (декабрь)
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы «В» .
Актуальность :
Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом , не задумываясь о его свойствах , истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Тема изучения магнита и его применение стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом , но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах , его свойствах и использовании . У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита . Для этого есть необходимость в обогащении предметно - пространственной среды, воспитывать жизненную активность у детей.
Цель :
Дать представление детям о свойствах магнита . Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита . Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивая мыслительную активность, наблюдательность.
Задачи :
1. Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним; формировать представление о свойствах магнита ; познакомить с понятиями «магнит » , «магнетизм » , «магнитные силы » .
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; активизировать словарь детей.
3. Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Планируемый результат :
В ходе реализации проекта дети будут знать , какие предметы может притягивать к себе магнит , в результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его разнообразие и значение. Дети будут стремиться к самостоятельному познанию и размышлению , логическому мышлению, умению выделять лишний предмет и обосновать свой ответ .
Эксперимент с магнитом .
«Свойства магнита » .
Дата проведения : 05.12.2015г.
Руководитель : Н. В. Никитенко
Цель : Познакомить детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты.
Задачи :
1. Сформировать представление о свойствах магнита .
2. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком .
3. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки предметами.
4. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита ; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
Оборудование : металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы; магниты , емкости, песок, стакан с водой, гвоздь.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, я сегодня получила посылку, а в ней странное письмо. Посылка пришла к нам из Цветочного города, в котором живут Незнайка и его друзья. Винтик и Шпунтик хотели построить новую машину для уборки снега, а Незнайка все детали перепутал, теперь вместе лежат железные, деревянные, пластмассовые и др. предметы.
Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям?
Ответы детей : Выбрать все железные предметы.
Воспитатель : А как вы сможете отличить железные детали, от остальных?
Ответы детей : По весу, они тяжелее других; они тонут в воде; а можно использовать магнит , он притягивает железо.
Воспитатель : Так как же можно помочь нашим маленьким друзьям?
Ответы детей : Надо провести магнитом над предметами и железные детали притянутся.
Воспитатель : Давайте проверим.
Физкультминутка.
Воспитатель – магнит , дети железные предметы, при появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути) .
Дети проводят магнитом над предметами , и железные детали притягиваются к магнитам .
Воспитатель : Расскажите, что делали? И что получилось?
Ответы детей : Провели магнитом над предметами , и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель : Вы видели, как магнит притягивает железные предметы, почему так происходит?
Ответы детей : Потому что на них действуют магнитные силы .
Результат эксперимента : Вокруг магнита находится магнитное поле . Оно действует на все железные предметы и притягивает их.
А теперь попробуйте достать предметы, спрятанные в песке. Приступайте.
Дети проводят над песком магнитом , и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.
Воспитатель : Расскажите, что вы сделали и что получили?
Ответы детей : Провели магнитом над песком и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в песке.
Результат эксперимента : Магнитные силы проходят сквозь песок.
А через воду пройдут ли магнитные силы ? Проверьте, используя магнит .
Дети проводят магнитом над водой , железные детали, находящиеся на дне, притягиваются к магниту .
Воспитатель : Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Ответы детей : Провели над стаканом с водой магнитом и гвоздь , лежащий в воде, притянулся.
Результат эксперимента : Значит, магнитные силы проходят через воду.
Эксперимент с магнитом .
«Магнит и его удивительные свойства » .
Дата проведения : 26.12.2015г.
Руководитель : Н. В. Никитенко.
Цель : Формировать у детей представления о магните .
Задачи :
1. Развивать способности детей, вести целенаправленную деятельность-отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту ) .
2. Развивать мыслительные операции, умение делать выводы.
3. Закрепить приобретенные знания в практической (экспериментальной) деятельности детей.
Оборудование : канцелярские скрепки, стакан с водой, магнит , монетки, картон, миска с водой, бумажный кораблик, игла.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами побываем в нашей лаборатории и продолжим работу, будем экспериментировать, делать опыты.
Послушайте загадку :
Хватаю в крепкие объятья
Металлических я братьев
Ответы детей : магнит .
Воспитатель : В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным – давно, люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Недалеко от горы был город, в котором жил храбрый рыцарь. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело он разгуливал, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства ему рассказывала мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может . Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но рыцарь был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был рыцарь силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Рыцарь был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
Ребята, как называлась эта гора?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель : Какой способ нашел рыцарь, чтобы освободиться от этой горы?
Ответы детей : Снял доспехи.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, что я нашла около горы (показываю магнит ) .
Вот перед вами обычный магнит ,
Много секретов в себе он хранит.
Какой он на ощупь?
Ответы детей : Твердый, холодный, тяжелый, гладкий.
Воспитатель : Какие предметы притягивает магнит ?
Ответы детей : Металлические.
Физкультминутка.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Дети с воспитателем приступают к экспериментированию.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как достать металлический предмет со дна стакана, не замочив руки? Сейчас мы попробуем это сделать.
Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают скрепку.
Результат эксперимента : Магнитная сила проходит через стекло.
«Волшебный магнит » . На картоне лежит монетка, а под ним магнит . Дети
двигают магнит , монетка тоже движется.
Результат эксперимента : Магнит действует через картон.
Перед детьми стоит миска с водой, в ней кораблик.
Воспитатель : Почему кораблик вдруг начал плыть по воде?
Ответы детей : К нему прикреплена металлическая иголка, магнит притягивает ее к себе и ведет кораблик.
Воспитатель : Но мы же не дотрагивались магнитом до иголочки ?
Значит, магнит может действовать на расстоянии.
Проверьте это свойство на своих корабликах . Дети ведут кораблик по воде.
Результат эксперимента : Магнитная сила действует на расстоянии.