Чудеса и тайны магнита проект для детей. Познавательно-исследовательский проект «Чудо-магнит

Наталья Суслова

Руководитель: Суслова Н. В.

Актуальность

У меня дома на холодильнике большое количество магнитиков. Я давно знал, что красивые картинки держатся на камне - магнит.

Гипотеза

Я задумался над вопросом: почему эти картинки держатся на холодильнике и падают с дверцы деревянного шкафа? что это за чудо камень- магнит? Какими свойствами он обладает?

Моё исследование

Родители мне подсказали, какие опыты можно провести с магнитом и где найти о нём информацию.

Цель и задачи

Я поставил перед собой цель: изучить свойства магнита и задачи: провести опыты с магнитами; изучить, как и где люди применяют магнит в современном мире; как в своих играх его могут использовать дети.

План реализации проекта.

Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, я самостоятельно думал; спрашивал у взрослых; мне читали книги и включали мультфильмы про магниты; проводил эксперименты; получал информацию с помощью компьютера.


В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Подборка опытов

Опыт 1. К магниту притягиваются только железные предметы.

Если взять деревянный карандаш, пластмассовую ручку, камень, тканевый мешочек, картон и поднести к ним магнит, то они не притянутся к магниту.

А если поднести магнит к железной крышке и булавкам – то они притянутся к магниту.


Вывод: к магниту притягиваются только железные предметы.

Опыт 2. Сила магнита действует на расстоянии.

Если повесить булавку на нитке и медленно поднести к ней магнит, то булавка будет отклоняться в сторону магнита.


Вывод: сила магнита действует на расстоянии.

Опыт 3. Сила магнита действует через предметы и материалы.

Возьмём железную крышку и картон. Поднесём к ним магнит.

Крышка притянулась к магниту даже через картон.


Вывод: сила магнита действует через предметы и материалы.

Опыт 4. Сила магнитов у разных магнитов разная.

Один магнит удерживает площадку с двумя грузами, а второй может удержать площадку только с одним грузом.



Вывод: сила магнитов у разных магнитов разная.

Опыт 5. Сила магнита больше по краям.

Если поднести магниты к булавкам, то больше всего булавок притянется по краям магнитов.


Вывод: сила магнитов больше по краям.

Опыт 6. Два полюса магнита.

А ещё у каждого магнита есть два полюса.

Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.

Вывод: у магнитов два полюса; полюсы магнитов одного цвета отталкиваются, а полюсы магнитов разных цветов притягиваются.

Магниты в современном мире

Благодаря своим свойствам магниты являются удивительными предметами.

Они применяются в очень многих инструментах, приборах и оборудовании. Например, в компасах, игрушках, мебели, телевизорах, компьютерах и другой технике. Магниты даже могут лечить различные болезни у людей, например, сложные переломы костей (фото);

с помощью магнитов удаляют металлические частицы из глаза (фото). Мастера маникюрных дел используют лак с магнитными частицами, потом подносят магнитик и создают необычные узоры (фото). Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные мины и снаряды (фото).

Чтобы убедиться в том, что человек активно использует магниты в быту, мы провели экскурсию по детскому саду. Увидели, что магнитики на дверцах шкафчиков, холодильника необходимы для плотного их закрывания.



Есть магнитная лента на кухне для столовых принадлежностей.


На доске в группе мы выкладываем цифры, буквы, прикрепляем картинки, играем в магнитный театр.


А ещё магниты есть среди деталей компьютера (фото).

Лаборатория «Чудесные свойства магнита»

Когда я рассказал ребятам в своей группе об увлечении магнитами, мне предложили возглавить лабораторию «Чудесные свойства магнита». Я не только рассказывал о свойствах магнита, но и давал ребятам возможность самим провести игры-опыты и сделать выводы.

Так с экскурсией к нам в гости в лабораторию пришли почти все ребята из других групп. (видео)



Мои дальнейшие планы

На сегодняшний день я начал изучать географическую карту России и решил совместить свои интересы. Поместил на карте магнитики с названиями и изображением городов нашей страны. В этом мне помогли и ребята из моей группы.


Теперь мы можем организовать виртуальное путешествие.


Публикации по теме:

«Чудесные свойства улыбки». Консультация для родителей «Чудесные свойства улыбки» Установлено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры положительных эмоций, приводит в хорошее настроение,.

"Удивительное рядом" Цель: развитие познавательной активности ребенка посредством опытно-экспериментальной деятельности. Образовательные.

Конспект НОД «Волшебные свойства магнита» в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 г. Черемхово» Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Исследовательский проект «Чудесные фокусы» Исследовательский проект «Чудесные Фокусы» Паспорт проекта 1. Вид проекта: исследовательский 2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели.

Исследовательский проект «Бумага и ее свойства» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Журавский детский сад «Журавлик» Участники проекта: Воспитатель:.

Инга Варлашова
Познавательно-исследовательский проект «Свойства магнита»

Познавательно-исследовательский проект :

«Свойства магнита »

Группа № 10 «Паруса»

Воспитатель : Варлашова Инга Анатольевна

Место выполнения :

МАДОУ № 5 «МОРЯЧОК» Краснодарский край г. Геленджик

Актуальность :

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В детском экспериментировании наиболее сильно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Экспериментирование связано со всеми видами деятельности такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.

Проблема :

Знакомство с магнитом произошло с игрой «Лабиринт» когда дети взяли держатель «карандаш» и начали двигать по лабиринтам небольшой железный шарик, сначала детей заняла игра, затем им стало интересно как двигается шар по лабиринту не соприкасаясь с держателем «карандашом» притом же держатель и шар были отделены друг от друга прозрачным плотным пластиком.

Цель проекта :

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Изучить свойства магнита и возможности использования в свободной игровой деятельности детей.

Задачи проекта :

Образовательные

Знакомство с понятием «магнит »

Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств.

Развивать познавательную активность , обследовать предмет и экспериментировать с ним - формировать представление о свойствах магнита выявить действия магнитных сил Земли . Развивать мыслительные операции, логическое мышление, умение выдвигать гипотезы, делать выводы стремления к самостоятельному познанию и размышлению , активизировать словарь детей.

Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения, взаимопонимания, воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Методы проекта : Игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно -экспериментальный.

Этапы и сроки реализации.

1этап. Подготовительный

2этап. Практический

3 этап. Заключительный

1 этап. Подготовительный

1. Знакомство с темой, выделили ее актуальность, спланировали деятельность.

2. привлечь родителей к подбору тематической художественной и детской литературы;

3. просмотр мультфильмов «Фиксики»

4. пополнение развивающей среды :

5. работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта .

6. разработка занятий, определение тематики бесед.

2 этап. Практический

1. Ознакомление с природным происхождением магнит .

2. Узнать свойства магнита - опыты с магнитом , игры с магнитной доской , игры с магнитом в уголке экспериментирования, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит

3 этап. Заключительный

1 Создание магнитного театра «Пчела Майя»

2 Изготовления дидактической игры «Притянет не притянет?»

3 Итоговое занятие

Материал и оборудование :

1 большой магнит , маленькие магниты по числу детей , скрепки, булавки, маленькие гвозди, гайки, набор предметов из различных материалов : мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная ёмкость, бумага, предметы из дерева, пластмасс, камни, алюминия.

Итоговое занятие

Организационный момент

Идёт деятельность в группе раздаётся звонок скайпа.

Воспитатель :

Ребята нам кто то звонит, вам интересно кто это звонит? Давайте узнаем?

Ответы детей…

2 Видео : обращения Фиксика к детям.

«Здравствуйте ребята, я Фиксик посмотрите, что я обнаружил. Наш профессор сказал, что это магнит , но он забыл сказать зачем он нам нужен. А нам так хочется знать, для чего он нам нужен, где его можно использовать и каковы его свойства » (связь прерывается)

Воспитатель : Ребята, мы сможем помочь Фиксику?

Ответ детей…

Воспитатель : Ребята, а вы сами знаете, что такое магнит ?

Ответ детей…

Воспитатель : А где вам встречался магнит ?

Ответ детей…

Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю превратиться на время в исследователей и помочь узнать Фиксику о свойствах магнита , вы согласны?

Ответы детей…

Воспитатель : А в этом нам помогут вот эти предметы, как вы думаете, что это такое?

Ответы детей…

Воспитатель : Тогда возьмите каждый по магниту , и мы сможем с вами показать и рассказать Фиксику свойства магнита .

Воспитатель вместе с детьми обходят группу, подносят магниты к предметам .

Исследования :

Дети проводят магнитом над предметами , пластик и бумага, алюминиевые конструкции мягкие игрушки, карандаши, пуговицы, камни, не притягиваются,а железные детали притягиваются к магнитам . У воспитателя в руках большой магнит , воспитатель обращает внимания детей, что размер магнита играет значения , магнит притягивает больше предметов к себе и примагничивает сильнее .

Воспитатель : Что мы с вами видим?

Ответы детей…

Воспитатель : Мы узнали что, металлические предметы из стали и железа притягиваются к магниту , а алюминиевые, бумага, камни, мягкие игрушки, дерево, пластик не испытывают его притяжения. Так же играет значения какой по размеру магнит .

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете сможет ли магнит притянуть предмет , если между ними будет препятствие?

Ответы детей…

Воспитатель : А давайте исследуем?

Ответы детей…

Исследование :

«Есть ли у магнита препятствия

Наполненная емкость с различными веществами (стеклянные небольшие шарики, песок, крупа, камни, картон, на дно которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость .

Ответы детей…

Воспитатель : Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, манки, гороха, а также среди камней, а так же может двигать предметы через картон. Магнит не боится препятствий.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете магнит боится воды ?

Ответы детей…

Воспитатель : А хотите проверить?

Ответы детей…

Исследование :

«Сокровища морского дна»

В ёмкость с водой опустим металлические небольшие монеты, булавки, скрепки. Затем надо вести магнит по внешней стороне ёмкости скрепка следует за движением магнита вверх .

Воспитатель : Что мы с вами увидели?

Ответы детей…

Воспитатель : Да, магнитная сила проходит через воду и стекло и магнит не боится воды .

Физ-минутка :

Воспитатель :

Ребята наши руки устали давайте с вами немного отдохнём?

Ответы детей…

Воспитатель : Представьте себе, что я магнит , я раздам вам карточки с картинками, на них будет изображения, то что притягивает магнит и не притягивает , это будет как будто ваше имя, на время игры. Кому попадется ключ, кому то пластиковый конструктор и т. д. Я буду проходить мимо каждого из вас, и каждый из вас будет притягиваться ко мне как к магниту или убегать в сторону. (Игра повторяется, с заменой карточек)

Воспитатель : Друзья мои, мы немного отдохнули, хотите ещё продолжить наше исследования?

Ответы детей :

Воспитатель : Смотрите ребята, а как вы думаете магнитные свойства можно передать обычному железу?

Ответы детей…

Воспитатель : А давайте проверим?

Ответы детей…

Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку . Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю ! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Если магнит убрать , то все скрепки рассыпятся. То же самое произойдет с другими железными деталями (гвозди, гайки, если они некоторое время побудут в магнитном поле , то и они приобретут свое собственное магнитное поле .

Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагниченное поле легко разрушить,если просто резко стукнуть предмет.

Воспитатель : Что вы узнали нового?

Ответы детей…

Воспитатель : Да, магнитное поле можно создать искусственно.

Воспитатель : Друзья мои вот и закончился наш исследовательский проект . Что Вам больше всего понравилось?

Ответы детей…

Наводящие вопросы воспитателя :

Какого цвета магнит ?

Он твёрдый или мягкий?

Он лёгкий или тяжёлый?

С каким свойствам магнита вы познакомились ?

- Магнит притягивает железные предметы?

- Магнитные силы проходят через разные материалы?

А через какие материалы притягивает магнит ?

Действует ли магнит на расстоянии ?

- Магнит может притягивать через препятствия?

Играет ли размер магнита в примагничивании ?

Ответы детей :

Воспитатель : А кому мы можем об этом рассказать?

Ответы детей…

Воспитатель : Да, нам сегодня звонили Фиксик и он очень ждёт нашего рассказа. А как мы сможем ему об этом рассказать?

Дети :

Воспитатель : Ребята нас сегодня снимали на видео камеру, давайте отправим наше видео Фиксику, и он сможет увидеть и услышать, что примагничивает магнит . Вы согласны?

Ответы детей…

Заключительный этап (Совместная деятельность в режимных моментах) :

Изготовление театра «Пчёлка Майя» ;

дидактическая игра «Магнитит , не магнитит » .

Список литературы :

1. «Неизвестное рядом, опыты и эксперименты для дошкольников» --Дыбина О. В. Рахманова Н. П. 2010, Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - М.: Издательство : Детство-Пресс,2013

Наталья Морозова
Проект «Волшебный магнит»

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект

«Волшебный магнит» .

Участники проекта: дети старшей группы «Радуга», воспитатель Н. Л. Морозова, родители воспитанников.

Цель проекта :развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи проекта:

Знакомство с понятием «магнит»;

Формирование представлений о свойствах магнита;

Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Этапы проекта, их содержание:

1 этап: подготовительный – сбор информации, материала, пополнение уголка экспериментирования.

2 этап: организационный – разработка содержаний НОД с детьми, бесед.

3 этап: формирующий – проведение НОД по экспериментированию «Волшебные свойства магнита», самостоятельная экспериментальная деятельность детей, просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья» 158 серия «Магнит».

4 этап:итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.

Виды детской деятельности:

Рассматривание энциклопедий;

Знакомство с электронной энциклопедией;

Игры с магнитами;

Самостоятельное экспериментирование;

Изготовление игры «Рыбалка»;

Создание книжки-самоделки «Что притягивает магнит?»

Публикации по теме:

Конспект НОД «Магнит - волшебный камень» Конспект итоговой непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Магнит-волшебный.

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ «Волшебный магнит» Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ по теме «Волшебный магнит» ОО «Познавательно – исследовательская.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит» Занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования. Тема:"Волшебный магнит". Программное содержание: 1. Способствовать.

Конспект занятия в средней группе «Волшебный магнит» Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей. Задачи: 1. Помочь детям получить отчетливые представления о предметах.

Проект «Волшебный лучок» Проект реализуется с детьми 3-4 лет. Тип проекта: познавательно-практический. Вид проекта: исследовательский, краткосрочный(3 недели). Проблема.

Проект «Волшебный мир сказок» Человек, который верит в сказку сам в нее попадет, потому что у него есть сердце. (Сергей Королев) Актуальность проекта. Младший дошкольный.

Проект «Волшебный Новый год» Проект «Волшебный новый год» Подготовила: воспитатель МБ ДОУ ЦРР д/с № 1 «Ручеёк» Иванова Екатерина Александровна г-к. Анапа 2014г. Вид.

Цель: Активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций в ходе опытно- экспериментальной деятельности.

Подготовительная к школе группа (с участием детей средней группы)

Богомолова С.В. воспитатель высшей квалификационной категории Ступино, 3-я неделя января, 2017г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №22 «Журавушка» Ступинского муниципального района

Паспорт проекта

  • По доминирующему методу: познавательно- исследовательский.
  • По характеру содержания: ребенок – педагоги - родители.
  • По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.
  • По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок родитель, ребенок-педагог) .
  • По количеству участников: подготовительная к школе группа (18 детей) и их родители, воспитатели, воспитанники средней группы (15 человек) .
  • По продолжительности: краткосрочный (3-я неделя января) .
  • По роду деятельности: экспериментально-поисковый.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Тема совместной деятельности: «Что за чудо - магнит?»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи:

  • расширять знания детей о магните, его свойствах и способностях; познакомить с понятиями: магнит, магнетизм, магнитные волны.
  • формировать навыки исследовательской деятельности
  • развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы
  • воспитывать самостоятельность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
  • развивать речевую активность в процессе исследовательской деятельности.

Выявление проблемы: определить, в чем заключается волшебная сила магнита, и все ли предметы он может притягивать и почему?

Предполагаемый результат:

  • расширять представления детей о магните, его способности притягивать предметы
  • знакомить детей с тем, какие предметы может притягивать магнит; в результате опытов установить важность свойств магнита в повседневной жизни и его применение
  • пополнить словарный запас детей такими понятиями как магнит, магнитные силы, магнетизм земли
  • изготовить сувениры для родителей на холодильник
  • привлечь родителей к реализации данного проекта.

Итоговое мероприятие: демонстрация опытов и показ магнитного театра детям средней группы.

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Методы и приёмы: беседы, опыты, эксперименты, сравнения.

Информационные технологии:

интернет, презентации, просмотр детский обучающих фильмов о магнетизме: «Смешарики» (серия 31 «Магнетизм» ) , «Фиксики» (серия 25 «Магнит» ) , «Лунтик» (серия 158 «Магнит» ) , «Путешествие Гулливера» Д.Свифт.

Практическая значимость проекта

В процессе работы над данным проектом дети познакомились с магнитом, узнали, что они притягивают металлические предметы. Узнали, что сила магнита способна действовать через различные преграды. Провели опыты и смогли сделать выводы по ним. Познакомились с разнообразием декоративных магнитов, которые дети принесли из дома. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная деятельность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

I этап: подготовительный.

  • Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.
  • Подбор методического, дидактического, иллюстративного материала для реализации данного проекта.
  • Разработка, планирование проекта и методического сопровождения к нему, составление календарно-тематического планирования совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
  • Подбор литературных произведений по данной теме для изучения с детьми.
  • Составление конспектов занятий организационно-образовательной деятельности с детьми.
  • Работа с родителями по поводу проведения опытов дома.
  • Обогащение познавательно-развивающей среды дидактическими играми, демонстративными пособиями, информационными технологиями (просмотр познавательных фильмов о магните) .
  • Проведение индивидуальных консультаций и бесед на тему «Магнит и его свойства» .
  • Анкетирование родителей.

II этап: введение детей в проблемную ситуацию.

Воспитатель: Ребята, в последнее время я стала замечать, что вам очень нравится играть с магнитами, прикрепленными к магнитной доске. Давайте вместе с вами подробно познакомимся с магнитом и его свойствами.

С детьми составляется план совместной деятельности.

III этап: основной - реализация проекта.

ООД «Знакомство с магнитами»

Практическая деятельность: «Какие предметы притягивает к себе магнит?»

Определение металлических предметов дома.

Создание уголка «Знайка» .

Опыт№1 «Чудеса со скрепками»

Опыт№2 «Как выйти сухим из воды» .

ООД аппликация «Цветочная поляна» .

Рассматривание декоративных магнитов.

Знакомство с компасом.

Репетиция показа магнитного театра малышам.

Знакомство с магнитом детей средней группы детьми подготовительной группы.

IV этап: заключительный.

Показ магнитного театра «Цветочная поляна»

Используемая литература.

  1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М.: Сфера, 2005;
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.: Мозаика-Синтез 2010г.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада, М., Просвещение, 1994г.
  4. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. Спб, 2004г.;
  5. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие/Кочкина Н.А. Мозаика-Синтез 2012г.;
  6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Физика. (Составитель А.А. Леонович; М., ООО «Издательство АСТ ЛТД» 1998г.) ;
  7. «Большая книга экспериментов для дошкольников» М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС» 2006г.

Приложение.

  1. Анкета для родителей.
  2. Конспект ООД.
  3. Памятка для родителей для успешных занятий исследовательской деятельностью.
  4. Материал для игровой деятельности.
  5. Материал для ознакомления детей по теме «Магниты - важная часть нашей повседневной жизни» .
  6. Диск с мультфильмами.

Приложение 1

Вопросы для анкетирования родителей.

  1. Что, по вашему мнению, было самым важным в проведенной работе?
  2. Что, по-вашему, мнению, было самым интересным в работе?
  3. Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?
  4. Ваши пожелания и предложения.

Приложение 2

Конспект организационно-образовательной деятельности

по опытно-экспериментальной работе.

Тема «Магнит и его свойства»

Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

познакомить с понятием «магнит» ;

сформировать представления о свойствах магнита;

актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;

формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по полянке?

Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит» .

Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами.

Опыт «Все ли притягивает магнит?»

Педагог: какие материалы вы видите на столе? (дерево, железо, пластмасса, бумага, ткань, резина) .

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что притягиваются только железные предметы.

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Педагог: А может магнит действовать через другие материалы?

Дети самостоятельно проводят опыт с каждым материалом и делают вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластмассу.

В стакан с водой бросаем скрепку, прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Делаем вывод, что магнит может действовать через стекло и воду.

Задачка на сообразительность.

Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или воспользоваться свойством магнита.

Опыт «Взаимодействие двух магнитов» .

Педагог: Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?

Дети проверяют, поднося магниты друг к другу (притягиваются или отталкиваются) . Педагог поясняет, что один конец (полюс) магнита называется южным (положительным) , а другой северным (отрицательным) . Магниты притягиваются разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Вывод: у магнита два полюса.

Опыт «Магниты действуют на расстоянии» .

Педагог: нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку двигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, при котором скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторяем этот опыт с другими магнитами и делаем вывод, что магниты бывают разными по силе. Вокруг магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем» .

Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу» .

Педагог: попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если к ней поднести еще одну, то оказывается, что верхняя скрепка притягивает нижнюю. Делаем цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

Подведение итогов.

Педагог: что нового мы сегодня узнали?

Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты действуют на расстоянии, могут притягиваться и отталкиваться.

Педагог: а где в нашей группе можно встретить магниты? А дома?

Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?

Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм» .

Приложение 3

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для успешных занятий исследовательской и проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребёнка;
  • благоприятная среда;
  • грамотный доброжелательный помощник-взрослый

Уважаемые родители!

ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Наталья Никитенко
Познавательно-творческий исследовательский проект «Волшебные свойства магнита»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» комбинированного вида г. Карабаша

Проект

Тема : «Удивительные свойства магнита »

Выполнили : воспитатель

подготовительной группы «В»

Н. В. Никитенко

Вид проекта : творчески – познавательный , исследовательский .

Срок : долгосрочный (декабрь)

Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы «В» .

Актуальность :

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом , не задумываясь о его свойствах , истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Тема изучения магнита и его применение стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом , но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах , его свойствах и использовании . У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита . Для этого есть необходимость в обогащении предметно - пространственной среды, воспитывать жизненную активность у детей.

Цель :

Дать представление детям о свойствах магнита . Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита . Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивая мыслительную активность, наблюдательность.

Задачи :

1. Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним; формировать представление о свойствах магнита ; познакомить с понятиями «магнит » , «магнетизм » , «магнитные силы » .

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; активизировать словарь детей.

3. Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Планируемый результат :

В ходе реализации проекта дети будут знать , какие предметы может притягивать к себе магнит , в результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его разнообразие и значение. Дети будут стремиться к самостоятельному познанию и размышлению , логическому мышлению, умению выделять лишний предмет и обосновать свой ответ .

Эксперимент с магнитом .

«Свойства магнита » .

Дата проведения : 05.12.2015г.

Руководитель : Н. В. Никитенко

Цель : Познакомить детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты.

Задачи :

1. Сформировать представление о свойствах магнита .

2. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком .

3. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки предметами.

4. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита ; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.

Оборудование : металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы; магниты , емкости, песок, стакан с водой, гвоздь.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, я сегодня получила посылку, а в ней странное письмо. Посылка пришла к нам из Цветочного города, в котором живут Незнайка и его друзья. Винтик и Шпунтик хотели построить новую машину для уборки снега, а Незнайка все детали перепутал, теперь вместе лежат железные, деревянные, пластмассовые и др. предметы.

Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям?

Ответы детей : Выбрать все железные предметы.

Воспитатель : А как вы сможете отличить железные детали, от остальных?

Ответы детей : По весу, они тяжелее других; они тонут в воде; а можно использовать магнит , он притягивает железо.

Воспитатель : Так как же можно помочь нашим маленьким друзьям?

Ответы детей : Надо провести магнитом над предметами и железные детали притянутся.

Воспитатель : Давайте проверим.

Физкультминутка.

Воспитатель – магнит , дети железные предметы, при появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути) .

Дети проводят магнитом над предметами , и железные детали притягиваются к магнитам .

Воспитатель : Расскажите, что делали? И что получилось?

Ответы детей : Провели магнитом над предметами , и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

Воспитатель : Вы видели, как магнит притягивает железные предметы, почему так происходит?

Ответы детей : Потому что на них действуют магнитные силы .

Результат эксперимента : Вокруг магнита находится магнитное поле . Оно действует на все железные предметы и притягивает их.

А теперь попробуйте достать предметы, спрятанные в песке. Приступайте.

Дети проводят над песком магнитом , и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.

Воспитатель : Расскажите, что вы сделали и что получили?

Ответы детей : Провели магнитом над песком и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в песке.

Результат эксперимента : Магнитные силы проходят сквозь песок.

А через воду пройдут ли магнитные силы ? Проверьте, используя магнит .

Дети проводят магнитом над водой , железные детали, находящиеся на дне, притягиваются к магниту .

Воспитатель : Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?

Ответы детей : Провели над стаканом с водой магнитом и гвоздь , лежащий в воде, притянулся.

Результат эксперимента : Значит, магнитные силы проходят через воду.

Эксперимент с магнитом .

«Магнит и его удивительные свойства » .

Дата проведения : 26.12.2015г.

Руководитель : Н. В. Никитенко.

Цель : Формировать у детей представления о магните .

Задачи :

1. Развивать способности детей, вести целенаправленную деятельность-отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту ) .

2. Развивать мыслительные операции, умение делать выводы.

3. Закрепить приобретенные знания в практической (экспериментальной) деятельности детей.

Оборудование : канцелярские скрепки, стакан с водой, магнит , монетки, картон, миска с водой, бумажный кораблик, игла.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами побываем в нашей лаборатории и продолжим работу, будем экспериментировать, делать опыты.

Послушайте загадку :

Хватаю в крепкие объятья

Металлических я братьев

Ответы детей : магнит .

Воспитатель : В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным – давно, люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Недалеко от горы был город, в котором жил храбрый рыцарь. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело он разгуливал, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства ему рассказывала мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может . Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но рыцарь был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был рыцарь силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Рыцарь был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.

Ребята, как называлась эта гора?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель : Какой способ нашел рыцарь, чтобы освободиться от этой горы?

Ответы детей : Снял доспехи.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что я нашла около горы (показываю магнит ) .

Вот перед вами обычный магнит ,

Много секретов в себе он хранит.

Какой он на ощупь?

Ответы детей : Твердый, холодный, тяжелый, гладкий.

Воспитатель : Какие предметы притягивает магнит ?

Ответы детей : Металлические.

Физкультминутка.

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Дети с воспитателем приступают к экспериментированию.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как достать металлический предмет со дна стакана, не замочив руки? Сейчас мы попробуем это сделать.

Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают скрепку.

Результат эксперимента : Магнитная сила проходит через стекло.

«Волшебный магнит » . На картоне лежит монетка, а под ним магнит . Дети

двигают магнит , монетка тоже движется.

Результат эксперимента : Магнит действует через картон.

Перед детьми стоит миска с водой, в ней кораблик.

Воспитатель : Почему кораблик вдруг начал плыть по воде?

Ответы детей : К нему прикреплена металлическая иголка, магнит притягивает ее к себе и ведет кораблик.

Воспитатель : Но мы же не дотрагивались магнитом до иголочки ?

Значит, магнит может действовать на расстоянии.

Проверьте это свойство на своих корабликах . Дети ведут кораблик по воде.

Результат эксперимента : Магнитная сила действует на расстоянии.

Похожие публикации