“Улыбка Будды” или «Лицо внутренней Любви.

Есть мнение, что именно буддисты лучше других умеют видеть жизнь в светлых тонах. Матье Рикар, буддийский монах и приближенный Далай-Ламы, раскрывает нам смысл безмятежного выражения лица изображений Будды, чтобы приоткрыть один из путей к обретению внутренней гармонии.

Есть множество способов восприятия мира. Видеть жизнь «в радужном свете» прежде всего означает ясно осознавать, что в каждом живом существе, то есть и в нас самих, от природы заложен колоссальный потенциал, побуждающий нас к духовному развитию.

А воспринимать окружающую действительность «в мрачных тонах» - значит полагать, что наша жизнь изначально лишена позитивной перспективы и что преодолеть эту обреченность невозможно - как невозможно вырезать прекрасную статую из гнилого дерева.

Пессимизм говорит о нашей внутренней предрасположенности к страданию, которая порой может перейти в подлинное отвращение к жизни.

Суть истинного оптимизма в том, чтобы использовать каждое мгновение для содержательной работы над собой, ведущей в конечном счете к усовершенствованию мира, вместо того чтобы заполнять свое время бесплодной рефлексией по поводу прошлого и страхом перед будущим. Как писал Ален** в своей книге «Разговор о счастье»: «Каким чудесным было бы человеческое общество, если бы каждый подбрасывал дров в общий костер, вместо того чтобы плакать над пепелищем! »

Глаза знания

Будда не закрывает глаза на мир, но лишь обращает взгляд в глубину собственной души, чтобы лучше ее понять. Он подобен золотой рыбке, с широко раскрытыми глазами плывущей в океане невежества и страдания, и глаза его полны понимания и сочувствия.

Будда пребывает в гармонии с реальностью, потому что ему ведома высшая природа вещей: он знает о взаимозависимости всех явлений во вселенной и о том, что в отрыве от остального мира наше «я» не существует. Даже сквозь тучи обуревающего многих из нас смятения он способен различить заложенную в каждом человеке способность к духовному росту.

Улыбка бескорыстной любви

Улыбка Будды есть выражение безграничной и бескорыстной любви. Она отражает безусловную благожелательность: ее питает желание помочь всем без исключения живым существам обрести счастье, открыв его неиссякаемые источники - мудрость, внутреннюю свободу, сочувствие , - и освободиться от страдания и его глубинных причин - невежества, ненависти, вожделения.

Мы чужды благодушия, которое рядится в одежды оптимизма и пытается вопреки логике окрасить в радужный цвет печальные факты окружающей нас несовершенной реальности. Наш просвещенный оптимизм - это открытость и творчество, которые позволяют естественно, спонтанно принимать весь мир, не пытаясь при этом укрыться за ложным чувством собственной исключительности.

Дух полноты бытия

Инстинкт подсказывает нам, что сознание исходит из сердца, наука локализует его в мозгу, а буддизм описывает его как явление, независимое от окружающего мира. Но как бы то ни было, все события, происходящие в нашей психике, безусловно, связаны с возбуждением, подавлением или синхронизацией деятельности разных участков головного мозга.

Смысл медитации в том, чтобы освоить новый способ действовать и существовать, работая над собственным духом. В физическом плане такая работа дает результат благодаря пластичности нашего мозга, который меняется по мере того, как мы становимся богаче внутренне и начинаем иначе воспринимать внешний мир. Она меняет то, как мы интерпретируем происходящее и переживаем свои эмоции. Именно работа духа дает нам возможность раскрывать себя и ощущать полноту бытия в каждый момент своего существования.

* Матье Рикар (Matthieu Ricard) - ученый-генетик, в 1972 году отказался от научной карьеры и обосновался в Индии и Непале, где полностью посвятил себя изучению тибетского буддизма. Монах и личный пере-водчик далай-ламы XIV, он яв-ляется автором нескольких философских книг.** Ален (Alain; настоящее имя - Эмиль-Огюст Шартье, 1868-1951) - французский философ-гуманист и писатель.

Матье Рикар, psychologies .ru

Еще об улыбке:

"Улыбка Будды" или Внутренняя Улыбка

Самое простое начальное упражнение для выработки стабильного положительного эмоционального фона называется "Улыбка Будды". Его можно выполнять в любом месте и в любое время, доводя это выполнение до автоматизма, но начинать его освоение лучше в спокойном состоянии, удобно расположившись в комнате, где нет постороннего шума и где вас никто не побеспокоит.

Расслабьтесь, постарайтесь полностью успокоиться и ни о чем не думать. Полностью расслабьте мышцы лица, представляя, что они наливаются тяжестью и теплом, и, потеряв напряжение и упругость, как бы "стекают" вниз в ленивой и приятной истоме.

Сосредоточьтесь на уголках своих губ, так, чтобы из всех мышц и участков тела чувствовались только они. Представьте (только представьте, не прилагая мышечных усилий), как губы начинают слегка раздвигаться в стороны, образуя очень легкую, почти незаметную улыбку.

Образное представление того, что ваши губы растягиваются в легкой улыбке заставит мышцы лица совершить спонтанную работу, и ваше лицо примет выражение, которое Спокойные называют "дуновением ветерка радости".

Чувство радости и физические усилия по созданию улыбки рефлекторно связаны между собой. Когда человек испытывает положительные эмоции, он улыбается. Но существует и обратная связь. Если человек расслаблен и полностью сосредоточен на идеомоторном движении уголков губ, характерном для зарождения улыбки, автоматически на фоне расслабления и спокойствия возникнет чувство тихой, спокойной радости. "Дуновение ветерка радости" - это выражение лица, когда начавшаяся было рождаться улыбка так и не родилась, но мимика сделала свое дело и рефлекторно вызвала легкое ощущение блаженства и покоя внутри.

Состояние расслабления и внутреннего покоя очень важно для начинающих практиковать "улыбку Будды", поскольку ощущение зарождающейся радости столь тонкое, что если вы будете в момент выполнения упражнения испытывать достаточно сильные эмоции озабоченности, тревоги, или вновь переживать чувства, связанные с какими-то недавними событиями в вашей жизни, вы просто не сможете выделить из общего шумного эмоционального фона "точку равновесия" - фоновое чувство покоя и тихой радости.

Это упражнение называется "улыбка Будды", потому что выражение вашего лица при его выполнении должно напоминать выражение лица статуй основателя буддизма - спокойное, расслабленное, отрешенное и лишенное эмоций, с губами, чуть-чуть растянутыми в стороны в легкой, почти незаметной улыбке.

Вызвав необходимое эмоциональное состояние "улыбки Будды", постарайтесь хорошенько запомнить его, чтобы в дальнейшем, если вам придется заниматься в условиях, когда вы взволнованны и когда вас отвлекают, вы смогли вызвать его, не только расслабляя мышцы лица и мысленным представлением растягивая губы в улыбке, но и вспоминая его, детально воспроизводя свое состояние и ощущения в момент, когда выполнение упражнения вам удавалось особенно хорошо.

Старайтесь выполнять это упражнение как можно чаще, желательно несколько раз или по крайней мере один раз в день до тех пор, пока состояние "улыбки Будды" не станет знакомым и привычным для вас, и вы не сможете легко и быстро вызывать его практически в любых условиях, за исключением, конечно, состояния сильного стресса.

Из книги Оранжевая книга - (Техники) автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Лекарство для души автора Раджниш Бхагван Шри

УЛЫБКА ИЗ ЖИВОТА...Если вы сидите, и вам нечем заняться, просто расслабьте нижнюю челюсть и слегка приоткройте рот. Начните дышать ртом, но неглубоко. Пусть дышит само тело, и это дыхание будет неглубоким, оно будет становиться менее и менее глубоким. Когда вы почувствуете,

Из книги Элегантность и шик при небольшом бюджете автора Криксунова Инна Абрамовна

Обаятельная улыбка Хочу обратить ваше внимание на одну весьма существенную деталь внешнего облика мужчины. Хотя дополнением в прямом смысле слова эту деталь назвать нельзя, тем не менее, она настолько значима для мужской привлекательности, что я считаю необходимым

Из книги Книга-подарок, достойный королевы обольщения автора Криксунова Инна Абрамовна

Белозубая улыбка Красивые, здоровые зубы играют огромную роль в создании привлекательного, сексапильного облика. Улыбка, обнажающая белоснежные, ровные зубы способна преобразить лицо с самыми невыразительными чертами.Приведение в порядок зубов стоит недешево, поэтому,

Из книги Достигатор. Как легко достигать своих целей, или Инструкция о том, как легко превратиться в Homo летающего автора Колесов Павел

Хорошее настроение и улыбка Для того чтобы все это работало, есть еще один момент. Люди будут вам легко идти навстречу. Люди будут вам легко помогать. Поддерживать. Советовать. При одном условии – если вы организуете все так, чтобы им это было легко. А для этого людям должно

Из книги Измени свой мозг – изменится и возраст! автора Амен Дэниэл Дж.

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Дейл Карнеги. Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы автора Нарбут Алекс

Из книги Как удачно выйти замуж автора Попова А.

Из книги Путь высшего наслаждения автора Панкова Ольга Юрьевна

Буддизм. Как люди видят его? С точки зрения науки – это одна из лидирующих мировых религий. Для людей далеких и от религии, и от науки, слово «буддизм» наполнено таинственностью недосягаемых знаний, непостижимостью истины, пряным запахом и пестрыми красками Индии, загадочностью медитаций и ощущением присутствия рядом параллельного мира.

Для тех же, кто следует поучениям Будды, это слово означает Путь.

Сегодня модно говорить о поиске смысла жизни, о своей миссии, о предназначении. Большинство разговоров так и остаются разговорами, и лишь немногие начинают искать в своей жизни нечто большее, чем просто способы выживания. Смысл жизни. Почему же так трудно его найти? Люди находятся в состоянии поиска дни. недели, годы… Кто-то посвящает этому всю жизнь, да так и не находит.

Все дело в том, что мы утратили связь с самими собой, разучились слушать и слышать себя. Стресс, депрессия, крысиные бега по карьерной лестнице – быстрее! выше! сильнее! Мы научились испытывать радость, занимаясь шоппингом или в очередной раз выживая в экстремальных видах спорта.

А ведь только в спокойном, умиротворенном состоянии мы можем услышать тихий голос внутри себя.

Сегодняшние буддисты, осознано выбравшие эту религию, сумели остановиться и увидеть реальную жизнь трезвыми глазами. Отбросив ненужное внутри себя, они приобрели взамен состояние гармонии и равновесия. Медитируя, используя разные практики, эти люди уверенно идут по своему Пути, светясь внутри тихой радостью.

Вот одна из таких практик, которую может освоить любой человек. В считанные минуты можно расслабиться и наполнить себя при помощи техники, называемой «Улыбка Будды» (если вам нравится, можете называть ее «внутренняя улыбка», или - «улыбка Джоконды»).

Внешнее проявление этой техники - выражение лица, словно человек прячет улыбку: начал улыбаться, да сдержался, вот только лицо уже разгладилось и глаза засветились жизнью.

Чтобы достичь такого состояния, представьте место. где бы вы хотели сейчас оказаться, где комфортнее всего себя чувствуете. Это – ваш рай. Начните медитировать. Полностью расслабьтесь и успокойтесь.

Все внимание перенесите на лицо. Расслабьте его мышцы, почувствуйте, как они наливаются тяжестью. Сконцентрируйтесь на уголках губ. Из всех мышц на лице для вас существуют только они. Не прилагая никаких усилий, представьте, что губы слегка раздвигаются и образуют легкую, внешне незаметную улыбку. Эта улыбка живет только в вашем представлении.

Сделали? Чувствуете, как тело отвечает на вашу улыбку? Оно восстанавливает комфортное состояние, внутри стираются негативные установки: страх, тревога, неуверенность. Тело наполняется радостью, самодостаточностью и уверенностью в своих возможностях.

Со временем вы научитесь удерживать это состояние как можно дольше. Еще немного, и вы ощутите позитивные изменения внутри себя и по отношению к вам.

И вы захотите возвращаться в это состояние снова и снова. Возвращайтесь! Экспериментируйте, пробуйте менять правила, будьте каждый раз разными, но всегда оставайтесь собой!

И обязательно улыбайтесь!

Есть множество способов восприятия мира. Видеть жизнь «в радужном свете» прежде всего означает ясно осознавать, что в каждом живом существе, то есть и в нас самих, от природы заложен колоссальный потенциал, побуждающий нас к духовному развитию.

А воспринимать окружающую действительность «в мрачных тонах» – значит полагать, что наша жизнь изначально лишена позитивной перспективы и что преодолеть эту обреченность невозможно – как невозможно вырезать прекрасную статую из гнилого дерева.

Пессимизм говорит о нашей внутренней предрасположенности к страданию, которая порой может перейти в подлинное отвращение к жизни.

Суть истинного оптимизма в том, чтобы использовать каждое мгновение для содержательной работы над собой, ведущей в конечном счете к усовершенствованию мира, вместо того чтобы заполнять свое время бесплодной рефлексией по поводу прошлого и страхом перед будущим. Как писал Ален** в своей книге «Разговор о счастье»: «Каким чудесным было бы человеческое общество, если бы каждый подбрасывал дров в общий костер, вместо того чтобы плакать над пепелищем!»

Глаза знания

Будда не закрывает глаза на мир, но лишь обращает взгляд в глубину собственной души, чтобы лучше ее понять. Он подобен золотой рыбке, с широко раскрытыми глазами плывущей в океане невежества и страдания, и глаза его полны понимания и сочувствия.

«ЕСТЕСТВЕННО ПРИНИМАТЬ ВЕСЬ МИР, НЕ ПЫТАЯСЬ УКРЫТЬСЯ ЗА ЧУВСТВОМ СВОЕЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ»

Будда пребывает в гармонии с реальностью, потому что ему ведома высшая природа вещей: он знает о взаимозависимости всех явлений во вселенной и о том, что в отрыве от остального мира наше «я» не существует. Даже сквозь тучи обуревающего многих из нас смятения он способен различить заложенную в каждом человеке способность к духовному росту.

Улыбка бескорыстной любви

Улыбка Будды есть выражение безграничной и бескорыстной любви. Она отражает безусловную благожелательность: ее питает желание помочь всем без исключения живым существам обрести счастье, открыв его неиссякаемые источники – мудрость, внутреннюю свободу, сочувствие, – и освободиться от страдания и его глубинных причин – невежества, ненависти, вожделения.

Мы чужды благодушия, которое рядится в одежды оптимизма и пытается вопреки логике окрасить в радужный цвет печальные факты окружающей нас несовершенной реальности. Наш просвещенный оптимизм – это открытость и творчество, которые позволяют естественно, спонтанно принимать весь мир, не пытаясь при этом укрыться за ложным чувством собственной исключительности.

Дух полноты бытия

Инстинкт подсказывает нам, что сознание исходит из сердца, наука локализует его в мозгу, а буддизм описывает его как явление, независимое от окружающего мира. Но как бы то ни было, все события, происходящие в нашей психике, безусловно, связаны с возбуждением, подавлением или синхронизацией деятельности разных участков головного мозга.

Смысл медитации в том, чтобы освоить новый способ действовать и существовать, работая над собственным духом. В физическом плане такая работа дает результат благодаря пластичности нашего мозга, который меняется по мере того, как мы становимся богаче внутренне и начинаем иначе воспринимать внешний мир. Она меняет то, как мы интерпретируем происходящее и переживаем свои эмоции. Именно работа духа дает нам возможность раскрывать себя и ощущать полноту бытия в каждый момент своего существования.

* Матье Рикар (Matthieu Ricard) – ученый-генетик, в 1972 году отказался от научной карьеры и обосновался в Индии и Непале, где полностью посвятил себя изучению тибетского буддизма. Монах и личный пере-водчик далай-ламы XIV, он яв-ляется автором нескольких философских книг.** Ален (Alain; настоящее имя – Эмиль-Огюст Шартье, 1868–1951) – французский философ-гуманист и писатель.

Похожие публикации