У ребенка истерика! Что делать? Что делать при истерики у ребенка.

Воспитание ребенка – очень сложный процесс, требующий большого количества времени, физических и моральных усилий. Несмотря на все старания, в жизни каждого малыша наступают, так называемые, критические периоды, требующие повышенного внимания со стороны родителей. Именно в эти периоды чаще всего и появляются первые истерики у ребенка. Дети закатывают скандалы с плачем, криками, катанием по полу, размахиванием руками и ногами. Нередко такие эксцессы сопровождаются желанием заполучить новую игрушку или запретную вещь. И если причины истерики у детей старшего возраста зачастую понятны родителям, то такие эпизоды у грудничков выбивают почву из-под ног и заставляют расписаться в собственном бессилии.

На самом же деле, причины истерик, как и пути устранения такого поведения, практически всегда лежат на поверхности. Задача родителей – вникнуть в ситуацию и пытаться понять, что движет чадом.

Оглавление:

Причины истерики у ребенка

В исключительно редких случаях к истерике приводят внутренние сбои организма –расстройства нервной системы. Истерики у этих детей, к сожалению, являются проявлением тяжелых психических заболеваний, которые требуют профессионального лечения под присмотром психотерапевта или психиатра.

Во всех же остальных ситуациях истерика – своеобразный ответ психики ребенка на входящую в нее информацию . Чаще всего корни этой проблемы необходимо искать во взаимоотношениях между членами семьи, детьми и взрослыми во дворе, в детском садике или школе.

Существует перечень факторов, провоцирующих приступы:

  • постоянное недосыпание;
  • повышенная утомляемость;
  • недостаточное питание, приводящее к постоянному чувству голода;
  • перенесенное тяжелое соматическое заболевание;
  • врожденный неуравновешенный склад нервной системы;
  • ошибки воспитания в виде чрезмерной строгости, опеке или частых наказаний.

В основе истерики может лежать любой из перечисленных факторов, а в большинстве случаев – их совокупность.

Непосредственными причинами приступа довольно часто являются:

  • отрыв от интересного занятия;
  • желание получить новую игрушку или вещь, запрещенную родителями;
  • стремление привлечь внимание окружающих;
  • попытки выразить недовольство;
  • желание подражать кому-либо;
  • неудача при выполнении определенного занятия

Типы истерики у ребенка

Специалисты выделяют 2 типа истерики у ребенка, которые отличаются по механизму своего развития и провоцирующим факторам:

Подходы к устранению того или другого вида истерики должны отличаться, так как эти два расстройства имеют разную природу происхождения. Если верхний тип является следствием ошибок воспитания, то для устранения случаев истерик нужно устранить ошибки воспитания.

В то же самое время, при наличии нижнего типа истерики, лучше сразу же обратиться за помощью к специалисту, дабы не усугубить и так непростую ситуацию.

Что делать при истерике у ребенка?

Тактика родителей при истерике должна отличаться в зависимости от возраста ребенка, поскольку на разных этапах своего развития малыш испытывает разные потребности и желания. Но, вместе с этим, существуют определенные принципы, которые помогают успокоить ребенка при истерике, независимо от его возраста.

Принцип первый – оставайтесь спокойным

Ребенок может привлечь внимание родителей только своим поведением. Истерика – одна из таких попыток добиться своего. Если малыш почувствует, что родители реагируют на его выходки, то риск повторной истерики существенно повысится. Если вы стали свидетелем такого поведения – не теряйте самообладание. В некоторых случаях это может быть очень трудно, особенно когда истерика случается в людном месте или ребенок заходится в плаче до остановки дыхания. Но только безразличие является правильным путем в борьбе с детскими истериками.

Принцип второй – оставайтесь взрослым

Никогда не переходите на язык ребенка и не вступайте с ним в дискуссию. Единожды поддавшись на его уговоры, вы заметите, что в следующий раз он будет манипулировать вами с гораздо большей уверенностью в положительном для него результате. Если ребенок захотел новую игрушку, не пытайтесь отговаривать его или предлагать взамен что-то другое. Вы должны четко держаться своей линии, а при первых же проявлениях истерики указать, что игрушка не позволена в первую очередь из-за его плохого поведения.

Если вы боитесь взглядов окружающих или в своем приступе дите приносит дискомфорт окружающим, лучше отвести его в удаленное и безопасное место.

Если ребенок маленький и может невольно причинить себе вред, нужно остаться с ним, пока он полностью не успокоиться.!

Принцип третий – отложите разговор

Самое плохое решение при истерике у ребенка – начинать тут же обсуждать возникшую ситуацию. Лучше всего отложить разговор до тех пор, пока малыш или подросток полностью не успокоится и не сможет правильно воспринимать вашу информацию.

В процессе последующего разговора, прежде всего, уточните причину такого поведения. Аргументированно объясните, почему вы не смогли удовлетворить просьбу ребенка, и почему так нельзя поступать. Только не угрожайте малышу наказанием при повторении истерики. Как показываем практика, под риском наказания дети закатывают истерики намного чаще.

Принцип четвертый – избегайте причин

Если вам показалось, что вы выяснили причину такого поведения вашего малыша, вам не нужно сразу же проверять на практике, как он поведет себя при повторном ее появлении. Первое время лучше избегать подобных конфликтных ситуаций. Если ребенок забудет об этом эпизоде, то есть очень много шансов, что истерика больше не повторится.

Принцип пятый – избегайте перенапряжения

Нередко причиной истерики является вовсе не скверный характер малыша, а физическое или, особенно, моральное перенапряжение. Если ребенок устает от большого количества занятий, или его постоянно окружают семейный ссоры, причина истерики – не в ребенке.

Попытайтесь создать вокруг вашего малыша дружелюбную атмосферу, обеспечьте его рациональным питанием, полноценным сном, прогулками на воздухе . Следите за его успехами в школе и за тем, чтобы физические и умственные нагрузки соответствовали возрасту. Если успеваемость падает, возможно, не стоит кричать на малыша. Вполне вероятно, что он не успевает из-за того, что ему приходиться после школы посещать какие-то кружки или секции. Помните, что не все дети могут справляться с домашними заданиями одинаково успешно.

Что делать с истерикой у ребенка до года?

Приступы неконтролируемого поведения у ребенка, которому еще не исполнился даже один год, являются достаточно редким явлением. Они, как правило, не связаны с ошибками воспитания. Чаще всего такие эпизоды – проявление каких-либо психических или нервных расстройств у малыша. Лучше не пытаться самостоятельно бороться с истерикой у годовалого ребенка.

Обратите внимание

Главная задача родителей в этот период – своевременно проконсультироваться со специалистами, которые помогут выявить имеющиеся нарушения.

Истерика у ребенка 1-2 лет

В этом возрасте малыш уже начинает понимать запретное значение таких слов как «нет» или «нельзя». Нередко он воспринимает их своего рода раздражителями, отвечая на это приступами истерики. Чаще всего, это случается в людных местах, где истерика рассчитана, в первую очередь не на родителей, а на окружающих.

Помня об общих принципах борьбы с истерикой у ребенка, первое, что нужно сделать, обнять его и попытаться удержать в своих объятьях. Довольно часто подобный прием успешно проходит и ребенок успокаивается. Если же он, наоборот, пытается вырваться из объятий, не следует его удерживать, это может только усугубить ситуацию.

Если побег малыша не принесет ему вреда, отпустите его и попытайтесь переждать приступ . После этого в доступной для ребенка форме покажите ему свою любовь. Это могут быть объятия, поцелуи или что-либо другое, но только не разрешение того, чего он пытался добиться своей истерикой.

Истерика у ребенка 3 лет

Трехлетние дети во всем подражают взрослым и стремятся к самостоятельности. Запрет какого-то взрослого занятия зачастую и становится причиной приступов истерики. Малыш может начинать какую-либо затею, чтобы просто посмотреть на вашу реакцию. Ваше поведение в этой ситуации должно быть следующим:

  1. Нельзя однозначно запрещать малышу заниматься запланированным и заставлять его делать то, что по вашим меркам, является допустимым.
  2. Идеальным вариантом будет совместная игра, когда вы ребенку вместо истерики предложите вместе собрать конструктор или нарисовать картину. В этом случае крайне важно, что вы больше общались и своим примером показывали, как лучше себя вести.
  3. Психологи рекомендуют следить за своей речью, чтобы в разговоре с ребенком не появлялись указательные фразы. Малышу будет гораздо приятнее, если вы не укажите ему на то, что нужно одеваться на прогулку, а предложите вместе погулять во дворе или в парке.

Истерика у ребенка 4-6 лет

В этом возрасте дети не просто следят за тем, как взрослые себя ведут и что они делают. Они начинают соображать и нередко пользуются тем, что родители не могут прийти к единому мнению относительно их воспитания. В 4-6 лет малыш уже понимает – запрещенное что-то мамой, может быть разрешено папой или бабушкой. В этом возрасте очень важно, чтобы родители не соревновались между собой за любовь ребенка, а совместно выполняли миссию правильного его воспитания.

Истерики в таком возрасте уже бывают редко, поскольку с такими детьми уже можно поговорить, обсудить их проблемы и попытаться найти решение. Если ребенок не идет с вами на контакт, то лучше обратиться за помощью к профессиональному психологу и почитать литературу о воспитании детей. Помните: то, каким вырастит ваш малыш – зависит только от вас.

Чумаченко Ольга, врач, медицинский обозреватель

Детские истерики - страшный сон всех родителей. Истерики закатывают даже самые послушные малыши, ведь таким образом они проявляют свои эмоции. Почему дети истерят? Как бороться с этим явлением? Давайте разбираться вместе.

Малыш плачет, кричит, бросает вещи, бьётся головой об пол - с таким поведением ребёнка рано или поздно сталкиваются все родители. Детские истерики - это один из этапов развития, криком и слезами малыши выражают свои эмоции. Особенно часто такое поведение можно наблюдать в тот период, когда ребёнок ещё не умеет разговаривать. Активное эмоциональное развитие начинается в 2 года, многие родители жалуются, что в этом возрасте ребёнок постоянно истерит. Но дальше больше: в 3 года ребёнок переживает первый «кризис», он истерит буквально по любому поводу. К четырём годам, когда дети уже могут выражать свои чувства словами, такие поведенческие проблемы должны сойти на нет. Что же делать, если вы столкнулись с детскими истериками? Ждать? Ни в коем случае не пускайте всё на самотёк, малыш может и «не перерасти» проблему. Осознав, что желаемого можно добиться криком и слезами, ваше чадо может и в дальнейшем использовать такой способ манипуляции. Ваша задача - с самого раннего возраста научить кроху выражать свои эмоции и озвучивать свои желания без истерик.

Научитесь предчувствовать истерику. Наверняка, вы знаете, что вызывает бурную реакцию у малыша, и какие признаки указывают на то, что сейчас разразится буря. Заметив, что ребёнок вот-вот начнёт истерить, постарайтесь переключить его внимание. Этот приём отлично срабатывает на детях до трёх лет: переключить внимание малышей легко, к тому же они быстро забывают о переживаниях.

Обязательно показывайте крохе, что вам не нравится такое поведение. Во время истерик бесполезно кричать и выяснять отношения. Лучше покинуть комнату, лишив ребёнка зрителей. Можете вывести малыша в другую комнату и сказать, что он сможет вернуться назад лишь тогда, когда успокоится. В большинстве случаев такие приёмы срабатывают.

Если ребёнок настолько глубоко вошёл в состояние истерики, что не может остановиться (плач сопровождается икотой, утрудняется дыхание), то помогите ему. Лучше всего успокоить кроху лаской. Не ждите, что плач прекратится сразу, будьте терпеливы. После того как ребёнок успокоится, объясните ему к чему приводят истерики.

В борьбе с истерикой главное - последовательность. Ваше поведение в любой ситуации должно быть одинаковым. Дети часто устраивают истерики на людях, поэтому придерживайтесь одной линии даже в общественных местах. Будьте готовы к тому, что найдутся «доброжелатели», которые будут коситься на вас или даже давать советы. Никого не слушайте и соблюдайте спокойствие. Ребёнок должен понимать, что истерикой он ничего не добьётся ни дома, ни на улице.

Что делать, если истерики у ребёнка не прекращаются и в 5 лет? В этом возрасте дети уже могут справляться со своими эмоциями, поэтому причина истерик в большинстве случаев кроется в попустительстве родителей. Если вы с раннего возраста давали своему ребёнку всё, что он требовал с помощью крика, то, скорее всего, он и будет себя вести так ещё долго, если не всегда. Пять лет - это осознанный возраст, поэтому исправляйте ошибку, которую допустили, с помощью разговоров. Если у истерик есть конкретная причина (натянутые отношения в коллективе, появление второго ребёнка в семье), то постарайтесь понять малыша, окружить его любовью и лаской. Но при этом ни в коем случае не поощряйте крики и слёзы.

Многие родители жалуются на то, что у ребёнка истерика начинается перед сном. У таких истерик обычно есть вполне объяснимые причины. Часто малыш кричит и плачет пред сном из-за того, что ещё хочет поиграть или посмотреть мультик. У ребёнка должен быть режим, нельзя идти на уступки из-за истерик. Спровоцировать истерику перед сном могут и эмоции, которые пережил малыш на протяжении дня. Если ребёнок перевозбуждён, попытайтесь успокоить его спокойными играми, чтением книги, разговорами. Закатывать истерики, лёжа в кровати, малыш может из-за нехватки внимания со стороны родителей: посвятите вечерние часы общению со своим ребёнком.

Истерика у ребенка: он топает ногами, кричит, плачет и ничего не хочет слышать. Или однотонно ноет, хнычет и канючит. Каждый родитель хоть раз сталкивался с подобным поведением своего чада. Но обычно проблема масштабнее, чем кажется, и затрагивает 9 из 10 семей, которым приходится воспитывать истеричного ребенка. Да и сами истерики – не разовое явление, так они происходят систематически. Мамы и папы в растерянности, они злятся, переживают, не знают, как все это прекратить. Что делать взрослым, если у ребенка истерика?


Что такое детская истерика?

Истерика – это особое эмоциональное состояние крайнего возбуждения. Ребенок кричит, рыдает, падает на пол, может биться о стены или царапать себе лицо. Он совершенно не восприимчив к словам и действиям окружающих и практически не чувствует боли. Остановить это крайне сложно. Такое поведение пугает и озадачивает родителей, особенно если, по их мнению, и причин-то особых для такого поведения у малыша не было. Что взрослые сделали не так?


Истерика, как правило, хоть и развивается стремительно, но как любой процесс в нашем организме, протекает в несколько стадий. Даже если кажется, что все началось внезапно, поверьте, симптомы начинающегося «концерта» были, и их нужно научиться узнавать. Часто малыш начинает сопеть, хныкать, замолкает. Это затишье перед бурей. Если вовремя отреагировать, истерики можно избежать. Порой для этого достаточно ласково обнять обидевшегося на весь мир малыша, спросить, что его так огорчило. Если дело в сломавшейся игрушке, предложить починить ее вместе.

Некоторых детей для профилактики истерики достаточно переключить на другое занятие. Не получается собрать конструктор? Не плачь, мы сейчас порисуем, а потом обязательно соберем из упрямых деталей домик или паровоз. Если предвестники разглядеть не удалось или взрослые не придали им должного значения, начинается сама истерика.


Справиться с предстоящей истерикой помогут вовремя замеченные ее симптомы

  • Первая стадия – голосовая. Ребенок, стараясь обратить на себя внимание, начинает хныкать или сразу кричать.
  • Вторая стадия – моторная. Она характеризуется возбужденными активными движениями малыша. Он может начать бросать игрушки, топать, кататься по полу. Это самая опасная стадия – ребенок может травмироваться.
  • Третья стадия - остаточная. Это своеобразный выход из «пике» - уставший физически и морально ребенок заливается слезами, обводит присутствующих несчастным взглядом и судорожно всхлипывает. Длиться стадия может до нескольких часов.


Почему ребенок так делает?

Надо сказать, что не всегда дети истерят «из вредности». И советы типа «Меньше внимания – быстрее успокоится» или «Ремня ему хорошего!» не только бесполезны, но и вредны.

Истерики у детей бывают двух видов – произвольные и непроизвольные. В первом случае малыш действительно показывает характер, что-то хочет получить и просто не видит другого способа. Он кричит, стучит ногами и руками, трясет головой, при это прекрасно отдавая себе отчет в том, что именно он делает. Если однажды ребенок добился своего путем такой истерики, он возьмет это на вооружение, и будет манипулировать родителями все чаще и чаще. Что делать в этой ситуации? Предоставить карапузу право выбора. Спокойно объяснить, что вам не нравится такое его поведение, предупредить о возможном наказании (например, лишении возможности посмотреть мультики или пойти в парк), а потом, если малыш не успокоился, осуществить наказание. Таким образом, у ребенка есть выбор – кричать дальше и лишиться чего-то приятного или взять себя в руки и разрешить конфликт миром.

Физически в этой ситуации наказывать нельзя! Это сделает малыша еще более агрессивным. Убедившись в неэффективности истерики как инструмента для получения личной выгоды, ребенок постепенно перестанет капризничать.


Прекратить произвольную истерику проще, чем ту, что зависит от выброса гормона, т.к. в первом случае ребенок способен контролировать свои эмоции

Непроизвольные истерики – процесс, протекающий на гормональном уровне. Малыш не в состоянии контролировать свое поведение и свое тело из-за резкого выброса гормонов стресса. Уговаривать в этой ситуации бесполезно , так как ребенок попросту вас не слышит. Что делать? Опять же успокоиться. И только потом переходить к делу.

В состоянии неконтролируемой истерики ребенку важен тактильный контакт. Попробуйте взять его на руки, обнять, погладить по голове. Говорите с ним тихим, успокаивающим голосом, описывайте что-то не имеющее отношения к происходящему : «Вон птички на окошко сели», «Смотри, какое сегодня солнышко, может, погуляем?». Не так важно, что именно вы будете говорить. Главное - тактильный контакт. Когда ребенок успокоится, нужно обязательно постараться выяснить, что произошло. Используйте для этого наводящие вопросы: «Тебя что-то расстроило?», «Ты испугался?» и т.д.


В случае с непроизвольными истериками важно иметь терпение и способность эмоционально успокоить малыша, при таком поведении ребенок быстрее начнет справляться с приступами

Кто подвержен истерикам?

Склонность к истерикам – врожденная особенность. Все зависит от типа организации нервной системы малыша:

  • Слабый тип. Это пугливые, неуверенные в себе дети. Они подвержены частой смене настроения. У них нестабильный аппетит и плохой сон. Они возбудимы, часто повышают голос. Очень подвержены истерикам, пребывая в которых ведут себя непредсказуемо. Успокаиваются относительно быстро.
  • Сильный тип. Ребята с таким типом нервной системы чаще пребывают в благодушном настроении, легко увлекаются, часто не доводят начатое до конца. В сильной стрессовой ситуации могут закатить истерику, но это маловероятно. Да и «погасить» такую истерику будет довольно просто.
  • Неуравновешенный тип. Это тревожные дети. Их часто мучают страхи, сомнения. Они спят «поверхностным» сном, за ночь могут просыпаться по несколько раз. Могут быть шумными в обществе, так как любят быть в центре внимания, но болезненно относятся к любой критике. Истерика у таких ребят может начаться внезапно и сопровождается проявлениями агрессии . Успокоить их трудно.
  • Медлительный тип. Это очень спокойные, рассудительные дети. Любят заниматься чем-то в одиночестве. Их трудно расшевелить. По причине замедленных процессов возбуждения и торможения в нервной системе практически не устраивают истерик. Могли бы, но пока до их мозга это доходит, необходимость в крике уже отпадает.

Таким образом, чаще всего на детские истерики жалуются родители ребят со слабым и неуравновешенным типами нервной системы.



Ночные истерики

Особняком стоят ночные истерики. Они всегда носят характер непроизвольных и могут быть вызваны рядом причин: страхами, приснившимися кошмарами, дневным перевозбуждением и обилием впечатлений. Малыш просто просыпается и сразу начинает кричать. Угомонить его сложно, он выгибает спину, стучит ногами и руками, пытается убежать.

Если малыша оставить без внимания, то он может покалечиться. Здесь важно обеспечить тактильный контакт, устранить причину страхов – включить ночник, убрать пугающий предмет из комнаты.

Я в свое время столкнулась с ночными истериками у своего двухлетнего сына. Не помогало ничего. Тогда нашлось нестандартное решение, которое теперь я рекомендую многим мамам. Мы обсудили с малышом «страшные тени и привидения», которые не дают ему спать, после чего пошли и купили в магазине небольшого ярко-желтого плюшевого очень смешного кота. Мы дали ему имя – Смельчак.

По рассказанной мной легенде, смелый солнечный кот по ночам охраняет мальчиков и девочек от теней и других злодеев. Сын стал спокойнее засыпать, потому что верил мне и Смельчаку. Через пару недель он вообще перестал просыпаться по ночам. Но Смельчака (уже изрядно потрепанного) и сейчас, полтора года спустя, в обязательном порядке берет с собой в постель. Заведите такого друга своему малышу. Пусть это будет добрый, очень яркий персонаж обязательно с большими глазами или широкой улыбкой. Сочините о нем сказку. Ваш ребенок в нее тоже поверит.

Возрастные истерики

Возрастные истерики – это следствие «настройки» детской нервной системы. В разные этапы своей жизни малыш по мере узнавания нового должен приспосабливаться к этому новому. Безболезненно получается не всегда и далеко не у всех.

  • До 1 года малыши истерят редко. Истерика у них всегда имеет свою причину: мокрые штанишки, усталость в промежутках между периодами сна, голод, скука и т.д. В этом возрасте причиной для частого и требовательного плача может послужить и повышенное внутричерепное давление. Подтвердить или исключить такую проблему поможет консультация врача- невролога. Психические отклонения в этом возрасте диагностировать практически невозможно.
  • Если ребенку уже 1,5 года, его истерики - еще не способ манипуляции, а всего лишь следствие перенапряжения неустоявшейся еще психики. Успокоить малыша довольно просто. Достаточно взять его на руки и переключить его внимание.


  • В 2 года детская истерика вызвана, как правило, желанием ребенка получить больше внимания от взрослых. Он уже умеет дифференцировать себя как отдельную личность. И часто с помощью истерики пытается объяснить, что ему что-то не нравится. Двухлетние детки могут капризничать от избытка впечатлений, от усталости, из-за болезни. В этом возрасте поводом для систематических истерик может стать рождение еще одного ребенка в семье. И очень часто истерики случаются на почве необходимости идти в детский сад. Как успокоить малыша? Способ зависит от причины истерики. Если устал – обеспечить ему отдых. Если «ревнует » к брату или сестре – уделить больше внимания.
  • В 3 года начинается так называемый «кризис трех лет». «Я сам!» - именно это чаще всего слышат родители трехлетних малышей. Малыш настойчиво требует уважения к своим убеждениям, яростно протестует, истерит по поводу и без. Трехлетние малыши невероятно упрямы. Они еще не умеют идти на компромисс. Успокоить их трудно. В некоторых случаях без помощи психолога не обойтись. Ребята – большие индивидуумы, и подход к их истерикам требуется индивидуальный.
  • Обычно к 4 годам детские истерики сходят на нет, но если в возрасте 4-5 лет они все еще случаются, это может свидетельствовать, увы, о пробелах в воспитании. Если ребенок не знает слова «нет» или не ощущает границ дозволенного, винить его в этом нельзя. Это дело рук взрослых. Истерики уже вполне контролируемые, малыш осваивает способы манипуляции: если мама запрещает что-то, то можно попросить папу, если и он не даст желаемого, перед громкой истерикой уж точно не устоят бабушка и дедушка. Если у малыша к 4-5 годам не выявлено неврологических или психических заболеваний, то доктор Комаровский советует по возможности оставлять истерящего ребенка в одиночестве. В изоляции нет зрителей, а значит, устраивать представление не интересно.


  • В 6 лет наступает время повышенных требований и довольно жестких ограничений. У ребенка появляются обязанности. Он понимает необходимость вести себя в рамках приличия. Парадоксально, но факт – в этом возрасте истерики снова становятся непроизвольными. Это связано с тем, что в течение дня малыш вынужден хорошо себя вести в детском саду. Но к вечеру он устает. И после садика закатывает истерики. Это протест и неумение «сбросить» нервное напряжение. Помочь ему можно, интересно организовав вечерний досуг.
  • Кризис семи лет – это второй ощутимый возрастной кризис в жизни человека. В 7 лет ребенок переходит от младшего возраста к школьному. Он болезненно воспринимает крутые перемены в жизни (необходимость учиться, соблюдать распорядок дня). Истерики в этом возрасте спонтанны. Бороться с ними нужно вместе со взрослыми, осваивая такое понятие как «сотрудничество».

Истерика у ребенка 2 года: что делать? Довольно распространенным явлением среди детей до 2-3 лет являются . Дети кричат, ложатся на пол, топают ногами, разбрасывают различные вещи. В такие моменты взрослые, которые не так давно стали родителями, находятся в замешательстве, и хотят это поскорее прекратить. Как реагировать на истерики? Половина взрослых очень теряются в данной ситуации — истерический плач 2-5-летнего ребенка может вывести из себя кого угодно. Для того чтобы умело справляться с такими состояниями, важно понимать их причину и знать несколько методов устранения.

Даже самый покладистый ребенок в 2-3 года время от времени перестает слушаться, а иногда устраивает истерики по любому поводу. Родителям надо понимать, что это является нормальной частью процесса развития. Малыши 2-3 лет пытаются понять мир, и когда не в состоянии выполнить эту задачу, используют лишь тот инструмент, который они имеют в своем распоряжении. Истерики у детей часто наступают в результате разочарования.

Первопричиной можно обозначить то, что малыши до 5 года развития еще не в состоянии полностью управлять всеми эмоциями, которые у них возникают. В результате получаются такие, часто неконтролируемые проявления.

В процессе взросления детей меняется их сознание. И они тяжело воспринимают тот факт, что раньше , пожелания и прочие потребности. А сейчас появились правила, которым нужно следовать. Это обижает малыша и часто приводит к протестам, которые проявляются истериками.
С течением времени дети начинают осознавать, что есть определенные правила, за рамки которых выходить нельзя, но пока они свыкнутся с этим, можно часто наблюдать такие состояния. Как успокоить малыша?

Как вести себя во время истерик?

  • Проявлять понимание. Не следует забывать, что дети еще не в состоянии контролировать свои эмоции, а вы можете.
  • Вести себя спокойно и уверенно. Если вы столкнулись с таким проявлением, важна уравновешенность. Истерики ребенка не должны выводить вас из себя.
  • . Если хоть раз дать понять ребенку, что, закатив истерику, он получит желаемое, истерики будут постоянно.
  • Быть терпеливыми. Не нужно надеяться, что малыш быстро успокоится, особенно если родители уже поддавались на его манипуляции. Необходимо спокойно и последовательно вести себя в каждой такой ситуации и давать понять, что вы не собираетесь менять свою позицию. Тогда со временем ребенок поймет, что его манипуляции не имеют смысла.
  • Очень важно сохранять последовательность во всех действиях. Если существует такая проблема, когда малыш не понимает, что допустимо делать, а что недопустимо, это значит — взрослые непоследовательны в своих решениях и запретах. Родители позволили ребенку усомниться в своем слове.
  • Когда истерика уже в самом разгаре, борьба не имеет смысла, можно попытаться взять на руки кроху и успокоить. Крики и наказания в этой ситуации неуместны.
  • Можно попробовать отвлечь ребенка или отвести в комнату и сказать, что не можете общаться с ним в таком состоянии, и обязательно поговорите, когда успокоится.
  • Когда дети много играют на публику и устраивают множество истерик на людях, важно перейти туда, где никого нет, и надобность в истерике отпадет. Если же вы поддадитесь, повторных ситуаций будет сложно избежать.
  • В любом случае помните, что рано или поздно при правильном подходе истерики 2-3 лет закончатся. Ребенок вырастет, научится управлять эмоциями и выражать свои желания по-взрослому — словами и просьбами. Поэтому родителям нужно запастись терпением и следовать этим несложным советам.
  • Если , то приготовьте ему успокоительный чай с липой, ромашкой и медом, проведите с ним немного времени перед сном, почитайте сказку. Ваш спокойный голос поможет малышу успокоиться и заснуть.
  • Если ребенок закатывает истерики после садика, то это означает, что там, скорее всего, он сдерживает свои эмоции. Помогите малышу наладить — дома можно устроить для ребенка небольшой праздник и пригласить его сверстников — детей 2-5 лет.
  • Истерический плач малыша часто мешает не только родителям, но и всем, кто проживает в доме. Попросите их тоже проявить понимание. Если ребенок без истерики не может уснуть, постарайтесь максимально звукоизолировать его комнату, чтобы не мешать спать старшим детям.

Кризис 2-3-летнего возраста

Возраст 2-3 года — критичный в психологическом плане. Примерно к 2-3-летнему возрасту большинство родителей сталкиваются с резкими изменениями в поведении ребенка. Постоянные истерики у ребенка в 2 года, бесконечное нет на все вопросы, отказы от привычных повседневных ритуалов. Первая мысль: ну вот, разбаловали. Но не спешите винить себя, ведь такое поведение для ребенка 2 лет является психологической нормой. Кризис двух лет у ребенка — в чем его причины и как себя вести в таких ситуациях?

Истерика у ребенка 2 лет часто возникает потому, что он начинает в этом возрасте прощупывать границы. Если до двух лет ребенок психологически ассоциирует себя со своими родителями, представляя этот организм единым целым, то к двум годам начинается его отделение в самостоятельную личность. И тут у него возникает закономерный вопрос: что может отдельная личность? Можно ли все, что захочется, или есть какие-то границы? Можно ли получить много? Кто может остановить? Малыш начинает исследование, и, конечно, его результаты далеко не всегда ему по нраву. Ведь так обидно, когда кто-то несколький встает на пути к такой желанной цели. Вот тут-то и начинаются истерики и противостояния.

Как бороться с истериками? Для того чтобы помочь ребенку освоиться в этом мире, дать ему опыт различных коммуникаций, сделать этот период наименее болезненным и для себя, и для ребенка, психологи рекомендуют родителям разделить возникающие ситуации на три зоны.

Ситуации категорического нет или нельзя

К таким ситуациям однозначно относится любое поведение, которое угрожает жизни или здоровью ребенка. Например, ребенку 2-5 лет нужно четко знать, что от мамы убегать никогда нельзя. Сюда же относятся какие-то ваши личные запреты, которые вы по каким-то своим соображениям хотите установить для ребенка. Да, здесь будут слезы. Но и этот опыт бесценен для ребенка, ведь он будет знать, что не все в этой жизни происходит исключительно по его желанию, и научится это принимать.

Как успокоить ребенка и облегчить ситуацию? Если вы хотите отвести обиду ребенка от себя, вы можете придумать какое-то третье лицо, например, доктора, который не разрешает есть мороженое, и вы ничего с этим не можете поделать. Кроме того, зачастую, чтобы прекратить слезы, достаточно аргументированного объяснения, почему вы запрещаете данное действие, многие дети в этом возрасте уже готовы принимать ваши аргументы и понимают их.

Важно понимать в этой зоне родителям следующие факторы. Первое: если вы поставили запрет, его надо выполнять всегда, без исключения, в противном случае ребенок перестанет понимать, чего от него хотят. Второе: чем больше вы ставите правил и запретов, тем сложнее будет вашему ребенку во взрослой жизни принимать самостоятельные решения. Истерики у ребенка 2 лет не должны мешать вам размышлять здраво.

Ситуации гибкости

Такие ситуации необходимы ребенку для получения жизненно-важного навыка гибкости, коммуникаций и переговоров. Бесценный опыт. В каких ситуациях это уместно? Например, в таком извечно сложном вопросе, как просмотр мультфильмов.

Все родители сталкиваются с одной и той же ситуацией: р , вы включаете, а дальше он категорически не дает их выключить и устраивает истерику. Ведь в 2 года ребенок еще не понимает, почему только что можно было, а теперь вдруг стало нельзя. Попробуйте дать ребенку возможность сдвинуть оговоренные границы. Например, после просмотра одного мультика малыш плачет и требует еще, спросите его какой еще он мультик хочет посмотреть и договоритесь, что вы ему разрешите, но после этого все-таки выключите планшет. Понятно, что после второго мультика он, скорее всего, опять начнет плакать, и, как ни странно, но и здесь вы можете пойти еще на одну уступку, с двухлетними малышами это вполне допустимо, но желательно делать не больше двух уступок. После второй уступки все-таки выключите планшет, несмотря на слезы.

Вы удивитесь, когда обнаружите, как быстро у ребенка истерика закончится, даже несмотря на то, что вы все выключили. А просто пока вы уступали, вы сделали две очень важных вещи: во-первых, вы дали ребенку возможность самому хоть как-то повлиять на ситуацию, сдвинуть границы, а во-вторых, за время уступок он успел свыкнуться с мыслью, что рано или поздно все равно придется попрощаться с мультиками.

Такие ситуации можно предупреждать, т.е. не ждать, когда ребенок впадает в истерику по окончании мультика, а подойти к нему, пока мультик еще не закончился, и начать с ним договариваться, пока он еще не начал плакать.

Если ребенок в 2 года не слушается, еще одним полезным устройством для родителей в этой зоне может стать обыкновенный будильник. Договаривайтесь с малышом, что он будет чем-то заниматься, пока не зазвонит будильник. Дальше можно этот будильник, например, передвигать при необходимости. При таком подходе вы снизите направленный на себя негатив, ведь вы же не виноваты, что будильник уже зазвонил. Очень полезно для детей 2-5 лет иметь свой режим дня — спать и гулять малыш должен в одно и то же время, по расписанию.

Ситуации без границ

Именно этот опыт позволяет нам во взрослой жизни принимать самостоятельные решения, совершать удивительные открытия, достигать амбициозных целей. Он хочет разбросать все игрушки по комнате? Разрешите ему, почему нет? Пусть побудет властелином игрушек и своих желаний, даже если он отказался сейчас их складывать обратно. А если хотите быть мудрее, не убирайте их, и предложите ему еще раз их сложить, но попозже. Если он согласится, то получит опыт того, что его желания и решения имеют еще и последствия.

Все три описанные зоны очень важны для формирования жизненного опыта ребенка. Конечно, очень сложно всегда принимать правильные решения, найти ту тонкую грань между допустимостью и вседозволенностью, если ребенок в 2 года постоянно истерит. Еще сложнее это сделать, когда у ребенка истеричный плач, ведь это всегда испытание для родителей, разве можно спокойно смотреть на слезы своего любимого малыша. Но от того, насколько грамотно родителям удастся пройти этот сложный для них и малыша период, во многом зависит то, как сложится их дальнейшее взаимодействие с ребенком.

Истерики у ребенка 5 лет — одни из самых неприятных моментов для родителей. Психологи утверждают, что дети не закатывают истерики просто так, лишь потому, что им надоело быть хорошими или они стремятся манипулировать взрослыми. Зачастую крики указывают на злость и неудовлетворение дитя. Поскольку они не могут правильно объяснить и рассказать, что им не нравится, они начинают кричать.

Чтобы понять, как , нужно научиться сохранять спокойных дух и понимать, что его беспокоит.

Родителям важно осознать, что в 5 лет наступает кризисный период в жизни, когда , замыкаться в себе.

В период кризиса пяти лет ребенок может:

  • замыкаться в себе, быть менее разговорчивым, перестать делиться с родителями своими радостями и победами;
  • стать неуверенным в себе, бояться новых дел, выглядеть напуганным;
  • раздражаться и злиться, грубо себя вести со старшими и даже сверстниками;
  • закатывать истерики без особого основания, долго плакать;
  • копировать манеру поведения своих родителей, имитировать ситуации из жизни;
  • отстаивать свои права, требовать больше свободы, говорить о самостоятельности.

Если ребенок правильно развивается, то уже к и рассказывать о своих насущных потребностях. Он начинает пристально наблюдать за взрослыми, слушать, о чем они говорят, и желает находиться в кругу толпы. Маленькие дети хотят быть похожими на взрослых, копируют их манеру поведения, чтобы их также считали большими.

У детей головной мозг уже хорошо развит, они учатся проявлять самообладание, контролируя свои эмоции и чувства. В этот период у дошкольников особенно развито воображение, они любят фантазировать, складывают свое личное представление об окружающем мире. Их привлекает все то, что творится вокруг них, они начинают рассказывать вымышленные собственные истории.

В возрасте 4-5 лет для ребенка важное место в жизни занимает общение с другими людьми, со сверстниками. Если нет возможности поговорить с кем-то или тяжело добиться расположения других, то дитя может чувствовать одиночество. Это становится одной из причин кризиса, что в результате приводит к истерикам и капризам.

Работа над качествами

Для того чтобы успешно бороться с истериками ребенка, нужно выявлять следующие качества:

  • понимание;
  • спокойствие;
  • терпение;
  • любовь.

Важно понимать, что ребенка нельзя назвать взрослым человеком, только в миниатюрном виде. Это формирующаяся личность, которая еще не может полностью контролировать себя, свои эмоции и способна остро реагировать на непредвиденные обстоятельства и неприятности. Поэтому родителям необходимо стараться ставить себя на место ребенка и смотреть на ситуацию его глазами.

Если родитель что-то запрещает, нужно обязательно держать свое слово. К тому же очень важно, чтобы в подобных вопросах супруги были единомышленниками, работали в команде и их мнения по поводу мер наказания не расходились.

Если возникают истерики у ребенка 4-летнего возраста, следует сохранять спокойствие и самому не терять самообладание. Насколько это возможно, родители должны не обращать внимание на детские выходки, крики, а продолжать заниматься своими делами. Следует напоминать себе причину возникновения истерики, тогда легче будет с ними справляться и держать себя в руках.

В случае с детскими истериками родителям важно запастись терпением. Не следует ожидать, что они сразу прекратятся, особенно если чадо заметило, что . Только правильная и последовательная реакция сможет прекратить капризы и истерики.

Можно попробовать следующие методы:

  • Когда ребенок начинает кричать и капризничать, то если это возможно, следует взять его на руки и, не причиняя ему вреда, подождать, пока он успокоится. Важно не дать ему швырять предметами и пинаться. При этом сохранять спокойствие, не кричать. В результате малыш увидит, что его действия безрезультатны.
  • Если начинается истерический припадок, то можно отвести дитя в пустую комнату, оставить его там и объяснить, что он сможет выйти только после того, как успокоится.
  • При истериках на людях родители должны сразу же увести капризника из поля зрения окружающих. Нельзя идти у него на поводу только потому, что он устроил представление. Это подольет масло в огонь и убедит его в том, что, закатив таким образом истерику, он легко сможет добиться своих целей.

Воспитательный процесс

Воспитательные меры зачастую выражаются в . Они учат детей быть послушными и развивать самообладание. При вразумлениях не следует перегибать палку и быть слишком жесткими.

Требования, которые выдвигаются детям, должны быть четкими и последовательными, чтобы малыш понимал, что конкретно от него ожидается, и не желал ничего менять. Многие родители отмечают, что не стоит устанавливать слишком много правил. Важно, чтобы ребенок уяснил для себя один из важных моментов, что любой случай непослушания ведет к наказанию.

Выражать свои требования следует в форме утверждений. К примеру, вместо того, чтобы спросить о том, не мог ли он прибраться у себя в комнате, нужно четко сказать, чтобы он навел порядок там, где разбросал игрушки. Вежливость родителей в этом вопросе несколько неуместна, поскольку подобный вопрос дает детям возможность проанализировать все за и против и выбрать лучший для них вариант. Нельзя выпускать власть из своих рук.

Иногда родителям трудно определить, внимательно ли слушает ребенок в четыре года, насколько четко понимает их слова. Поэтому важно не забывать о повторении. Ключевые мысли следует повторять по несколько раз, включая жесты и подбирая правильный тон голоса.

В семье, где несколько маленьких детей, меры наказания могут отличаться друг от друга, особенно если есть ребенок, которому пошел 5 год, и он проходит кризисный этап в жизни. В некоторых ситуациях достаточно только строгого взгляда, а для других детей необходимо применять конкретные действия.

Последовательность и решительность

Когда родители говорят, что их чадо не понимает слова «нет», то здесь в первую очередь им нужно подумать о себе. Ведь чаще всего проблема скрывается не в самом ребенке и в том, что ему что-то не понравилось, а в том, что родители не могут как следует запретить и не выражают твердость характера.

Маленькие дети могут моментально увидеть любую, даже малейшую непоследовательность действий своих родителей.

Иногда дети могут одновременно спрашивать мнение об одном и том же вопросе, но по-разному подходить к этому. Или же зная, что мнения родителей могут разойтись, они поспрашивают у обеих сторон, затем найдут лазейку и воспользуются этим в своих же интересах. Поэтому следует действовать решительно. Если родитель что-то запрещает, нужно обязательно держать свое слово. К тому же очень важно, чтобы в подобных вопросах супруги были единомышленниками, работали в команде и их мнения по поводу мер наказания не расходились.

Одному из родителей не следует отменять наказание и запреты другого. Даже если супруги не согласны друг с другом, это следует выяснить наедине, не вынося на всеобщее обозрение. Дети моментально видят, когда их родители расходятся во мнениях, и сразу делают для себя выводы.

Если после непослушания родители обещали принять воспитательные меры, то так и следует поступать. При этом нужно дать понять, что если они не допускают плохих поступков сегодня, то такое поведение неприемлемо вообще.

Не нужно допускать ситуации, когда ребенок в пять лет начнет спорить, вступать в дискуссию, прося объяснить, почему именно такое наказание, а не что-то полегче. Детские истерики могут возникать в тех ситуациях, когда дети считают, что у взрослых просто нет выбора и они смогут уступить, к примеру, если находятся в окружении других людей. Но четкое и твердое «нет» даст понять, что родители не поддаются на постоянное нытье.

Не следует принимать воспитательные меры, опираясь на свое настроение. Хороший и радостный дух — это не повод игнорировать плохие поступки своего чада, а при дурном настроении не следует срываться и строго наказывать. В результате такой непоследовательности в требованиях чадо может подумать, что все решения принимаются в зависимости от настроения. Это приводит к тому, что ребенок начинает вести себя еще хуже.

В одной мудрой книге поощряется держаться сказанных слов, чтобы любое «да» означало «да», а «нет» — «нет». Это также касается обещаний что-то купить, подарить или исполнить желание своего малыша. Тогда дети научатся доверять словам своих родителей.

Если не давать слабину и не уступать капризам дитя, уже в следующий раз оно не захочет устраивать подобные истерики, поскольку увидит твердость духа и поймет, что своими криками ничего не сможет добиться.

Что важно делать родителям

Когда у детей возникают истерики, часто взрослые просто не знают, как им поступить. Чтобы добиться положительных результатов, нужно соблюдать несколько правил.

Первое, что нужно сделать, — это выяснить причину криков:

  • желание показаться взрослым и безрезультативность действий;
  • попытки научиться управлять своими эмоциями;
  • понимание отличий между девочками и мальчиками;
  • детские представления и фантазии, которые отличаются от реальности жизни.

После того как родители определили источник проблемы, они стараются придерживаться следующих правил:

  • Уделять ребенку больше времени: вместе проводить досуг, заниматься домашними делами, общаться, расспрашивать о делах, рассказывать интересные моменты о себе. Важно прислушиваться к мальчику или девочке, их мнению, принимать желание помочь, чтобы малыш чувствовал себя нужным.
  • Всегда нужно просто и доступно объяснять своему чаду о своих действиях. К примеру, зачем нужно вовремя ложиться спать, почему нельзя все купить в магазине и т.п.
  • В случае , нужно побеседовать с ребенком о том, что такие действия являются недопустимыми.

Во время разговоров малышу нужно чувствовать, что с ним говорят на равных и у родителей серьезные намерения. Проводя досуг, участвуя в совместных играх, желательно представлять себя маленьким ребенком. Важно постараться дать ему больше свободы, чтобы он руководил процессом игры. Также необходимо давать малышу какие-то взрослые обязанности и приучать их ответственно выполнять.

Когда малыш может справиться сам и не требует помощи, то лучше ему не мешать. Не следует запрещать ему выполнять сложные задания, поскольку это поможет ему понять, что он был не прав, и в следующий раз прислушаться к словам взрослых. Детям необходима поддержка и похвала. Если закрывать глаза на капризы, неумелое подражание взрослым и кривляния, не заострять на этом свое внимание, то ребенку со временем просто надоест это делать.

Похожие публикации