Россия нашла свое золото скифов. Золото скифов

Что такое скифское золото?

Скифов считают отважными воинами, непревзойдёнными ремесленниками, хорошими скотоводами. И являются самым загадочным народом, появившихся внезапно, что является небезосновательным.

Кроме храброго войска и бессердечности, проявлявшейся в связи с другими народами, они славились также и необыкновенной симпатией к богатству. Одним из образцов являются «богатые» местности для погребения.

Умерших погребали в насыпанных курганах, заполненных огромным числом золота, потому что оно являлось олицетворением вечной жизни и богатства. Наряд, в котором погребали умершего, был весь покрыт .

Люди разрабатывали своеобразную технику изготовления скифского золота , который представлен ручной вытяжкой фольги из золота, которую выравнивали в тоненькие бляшки, на которых были начертаны разные рисунки. Эту работу выполняли выученные ремесленники, а тайны творения , нашитые на их одежду, были переданы от одного поколения другому.

Кроме этого, при погребении знатных личностей, скифский народ укладывал в могилки большие золотые изделия. Также они накрывали аристократским металлом даже лицо умершего, делая маски, выполненные из золотой фольги. Но понять, каков масштаб золотого наследия этого народа нынешнему народу невозможно.

Быть может, первобытных местностей для погребения практически нет, хотя бы даже тех, где были похоронены знатные скифы. Но опытные кладоискатели определят, где запрятано золото без труда. Скифское золото фото можно увидеть ниже.

Целое золото скифского народа есть возможность увидать в Музее исторических драгоценностей Украины, называемую «Золотой кладовой». Золотые украшения скифского народа сделаны из низкой пробы и обладают только культурной ценностью, что является наследием людей, которые заселяли территорию нынешней Украины и востока Российской Федерации за 1000 лет до н. э.

История местопребывания золотого запаса скифского народа, который хранился в Музее исторических драгоценностей Украины, в настоящее время окутана той же тайной, как и история происхождения этого народа.

Скифское золото Крыма

Скифское золото Крыма заинтересовывает в различные времена разнообразные народы. Оно является волшебным. В девятнадцатом столетии художник Айвазовский нашёл девяносто один курган, а в Санкт Петербург направил изделия лишь из одной третьей части 1-го кургана. Царь рассердился на замысловатого мастера Айвазовского, который за золото скифов приобретал себе ступени в масонском ордене в Италии, которая была 2-м его домом.

Производство золотых изделий сопутствовалось с чудодейственными обрядами. В каждое изделие вкладывался свой назначенный смысл. Золото скифов элементарно скапливается в огромном количестве руководителями разнообразных уровней, которые включают и самих кладоискателей. Золотые запасы Крыма растрачивается из-за недопонимания его ценности. Ценность золота скифов состоит в его магичности.

Главным назначением при раскопках золота скифов является 3 жезла Гермеса, Трисмегиста и 3 жезла власти. Эти артефакты давненько не перестают беспокоить всех правителей. О них знают много людей, однако не знают, где их найти.

Есть предположение, что точкой разведки может быть Крым. Из-за этого рыли курганы мастер «девятого вала» художник Айвазовский, сюда приезжал Кардинал Ришелье, здесь были царские личности со всей планеты.

С двадцатых годов двадцатого века в Крыму функционировали работники ОГПУ-КГБ, после чего курганы стали опустошёнными. В тридцатые-пятидесятые годы двадцатого века в Крыму учащенно проживал Иосиф Сталин в районе Большая Феодосия, который тоже искал те самые 3 жезла власти, которые кроме могущества над народом, предоставляли бессмертие его владельцу. По приказу Сталина много холмов было срыто и потом засыпано искусственными холмами в степных местностях Крыма.

В 2007-2008 гг.. поиском золота скифов очень плотно в Коктебеле занялся премьер Крыма Анатолия Могилева, который возложил обязанности на Юрия Синежука, тесно сотрудничавшего с торговцем с рынка Аликом Гулиевым. скифов премьер Крыма Анатолий Могилев загружал на яхту и отправлял вместе с золотом в Стамбул, затем летел в своё поместье в Вене.

А.Могилев скифское золото Украины добывал очень скрупулезно, как и Айвазовский. Ведь за это золото скифов можно было приобрести популярные должности среди почитаемых личностей.

Однако наиболее важные артефакты забрал себе Синежук, потому что все свои находки он не передавал Могилеву, а отдавал своей бабушке Евдокие Мазепе, хорошо разбиравшейся в античных находках и занимавшейся магией. Отсюда следует, что Синежук обманывал не только Могилева, но и все правительство Украины, до которого мало что доходило.

Яблоня скифское золото

Яблоня «скифское золото» выделяется быстрой спелостью плодов, большой урожайностью, стойкостью к зиме в условиях Полесья и Лесостепи, неизменностью к парше и снисходительностью к мучнистой росе. Яблоня быстро растет, формирует вместительную крону на толстом штамбе.

Плоды появляются на пятом году жизни растения, имеют огромные размеры со средней массой сто восемьдесят грамм. Они имеют кожицу средней толщины, довольно таки твёрдую и гибкую с желтым и зеленым оттенком и апельсиновым розовощекостью со стороны солнца. Когда плод созревает, окраска становится золотистой и желтой с интенсивным подрумяниванием. В плоде имеются:

— сухие вещества 13,92-15,38%;

— Сахар 10,76-12,04%;

— кислота 0,44-0,72%;

— пектины 0,92-1,36%;

— витамин С 10,54-12,08 миллиграмм на сто грамм сырой массы.

Созревает плод в конце осени. Употребляют этот плод до окончания первого месяца зимы. Главным предназначением яблони «скифское золото» является употребление свежих плодов и производство качественного ясного сока.

4-музей скифского золота

В Нидерландах завязался суд по скифов в крымских музеях. 4-ре музея Крыма, где скифское золото размещено, которые перешли под власть Российской Федерации, требуют возвратить им скифскую коллекцию, которую демонстрировали в музее археологов Алларда Пирсона в ВУЗе Амстердама.

Экс позиционировали объекты из музея скифского золота Крыма. После добавления Крыма Российской Федерации подняли вопрос о том, кому отдавать изделия.

После закрытия выставки ценности из киевской коллекции возвратились в Крым, но украинские власти настаивают на том, чтоб в столицу Украины были отданы все ценности. Украинский вопрос суд Амстердама будет решать в ближайшее время.



Какие ассоциации возникают при упоминании о кочевых племенах скифов? Лихие наездники, покорившие просторы Евразии. Конкуренты греков в освоении Северного Причерноморья. Пионеры партизанской войны, победившие могущественных персов. И, конечно же, мы знаем о скифах благодаря разбросанным по украинским и российским степям погребальным насыпям – курганам, а также найденным в них несметным сокровищам.


Сегодня эти сокровища пользуются немалым спросом на мировом рынке древностей. То и дело на ведущих аукционах Европы и Америки всплывают шедевры скифского искусства, законность попадания за границу которых более чем сомнительна. Например, стандартная скифская золотая бляшка в виде оленя весом менее грамма оценивается на «Сотбис» в 10 тысяч долларов. И это – штамповка, которая распространена весьма широко. Более редкие изделия ценятся куда выше – например, бляшка в виде козы ушла с молотка за 380 тысяч условных единиц.

Как и другие древние народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому умершего сопровождали в последний путь «по высшему разряду» – в могилу знатного скифа клали не только личные вещи, а и лошадей, слуг, наложниц и жену (которых перед этим специально убивали). Над погребением насыпали земляной холм – курган, размеры которого, как правило, зависели от влияния и богатства усопшего.

«Степные пирамиды» еще в древности манили любителей легкой наживы. Поэтому многие скифские захоронения предстали перед учеными уже разграбленными. Тем не менее, на протяжении двух последних столетий курганы не раз преподносили археологам «сюрпризы» в виде уцелевших бесценных сокровищ.



Исследователи выяснили, что самые знатные скифы заказывали украшения у греческих мастеров. Эллины (в том числе колонисты – соседи кочевников) достигли небывалых высот в ювелирном деле.


Уникальные находки из причерноморских курганов Куль-Оба, Чертомлык, Солоха получили мировую известность. Крупнейшие музеи желали заполучить образцы скифского искусства. Кстати, нажиться на всеобщем интересе к скифам стремились не только расхитители могил. Одесские аферисты продали доверчивым французским ученым изделие современных ювелиров под видом «короны скифского царя Скилура». Некоторое время «предмет старины» даже выставлялся в Лувре, пока обман не был раскрыт.


Пожалуй, самая знаменитая скифская находка всех времен была сделана во время исследования кургана Толстая Могила, что в Днепропетровской области. Раскопки этого погребения (которое изначально казалось специалистам «неперспективным») проходили в 1971 году. Руководителем работ был Борис Мозолевский – археолог и поэт, не имевший на тот момент научной степени, но мечтавший во что бы то ни стало найти захоронение скифского царя. Мечта ученого-романтика сбылась. Ему удалось сделать то, чего не удавалось именитым профессорам и академикам. «Жемчужиной» Толстой Могилы стала пектораль – золотое нагрудное украшение тончайшей работы и весом более килограмма. Изображения людей и животных на пекторали до сих пор вызывают интерес ученых, которые не пришли к единому мнению относительно их значения. Открытие Мозолевского стало одной из самых громких археологических сенсаций века.


Сегодня интерес к скифскому наследию не утихает. И проявляется этот интерес не только в лучших выставочных залах мира, куда отечественные музеи периодически привозят «скифские» экспозиции. С распадом Советского Союза финансирование археологических исследований (и в России, и в Украине) резко сократилось, а освободившуюся нишу заняли «черные археологи». Скифское золото – самое прибыльное «направление» деятельности охотников за артефактами.

Title="По мнению, ученых, среди
современных народов ближайшие родственники скифов - осетины." border="0" vspace="5">


По мнению, ученых, среди
современных народов ближайшие родственники скифов - осетины.

Кстати, с грабителями скифских погребений связана одна любопытная история. В 1862 году археолог Забелин исследовал курган Чертомлык. Во время раскопок ученый обнаружил скелет, принадлежавший «черному археологу» древности. Судя по всему, грабитель прорыл узкий тоннель в центр кургана, где находилось погребение. Ему удалось достать оттуда золото, однако тоннель обрушился, и горе-преступник был погребен вместе с добычей.

Полынный, пыльный и ковыльный,Вершиной спрятавшись в туман
Стоит над степью он, всесильный,Седой, как прадед мой, курган.
А прадед мой с вершины этой Смотрел внимательно в простор
И, вражьи орды чуть заметив,Сейчас же разводил костер…



«29 января с. г. крестьяне села Нижних-Серогоз, в числе 33 человек, по своему почину, занялись раскопками кургана, что возле с. Нижних-Серогоз, под названием „Агузки“. Этот курган разрыт был членом Археологической комиссии Веселовским в 1893 г., который и закончил раскопки. В настоящее же время вышесказанными крестьянами открыт совершенно новый туннель и найдено во время раскопок несколько предметов, которые от них мною отобраны и представляются Вашему высокоблагородию.

…Старый солевозный чумацкий шлях, идущий от Никополя на юг, к Перекопу, тянется по бескрайним степям Таврии. И повсюду, аж до самого Мелитополя и далее, раскиданы по степи высокие, издалека видные «могылы» — курганы, оставленные неведомыми древними народами и таящие, по преданию, несметные сокровища.





Что за люди оставили эти
курганы в степи? Бывалые люди рассказывали всякое. Неспешно плетутся по пыльной дороге волы, поскрипывает подвешенное к задку воза ведёрко с дёгтем для смазки колёс, неторопливо льётся рассказ о минувших временах…

…Около двух тысяч лет назад верстах в двадцати от нынешнего Никополя был погребён скифский царь. С ним, по обычаю, зарыли жену, рабов, лошадей и имущество, а над могилой насыпали высокий курган, столетия спустя получивший название Чертомлыцкого. Вскоре после похорон в курган, прорыв подземный ход, проникли грабители.

Едва они подступились к царским сокровищам, как обвалилась земля, и грабители вынуждены были бежать, оставив одного своего товарища под завалом. А в 1863 году археолог и историк И. Е. Забелин, раскапывая Чертомлыцкий курган, натолкнулся на следы этой древней трагедии. Он обнаружил следы грабительских подкопов, скелеты царя, царицы и челяди. Под грудой обвалившейся земли стояло ведёрко с собранными грабителями золотыми украшениями, а рядом лежал скелет неудачливого грабителя, двадцать веков пролежавшего на месте преступления.



Скифы. Рельеф на амфоре из Чертомлыцкого кургана. Серебро. 4 в. до н. э. Эрмитаж.
За два тысячелетия в причерноморских степях сменилось множество народов, оставивших после себя высокие курганы с каменными идолами на вершинах. И два тысячелетия в этих курганах рылись кладоискатели, соблазнённые «даровым» золотом мертвецов…

Серебряная амфора из Чертомлыцкого кургана близ Никополя. 4 в. до н. э.. Эрмитаж.
Первые исторические сведения о «гулящих копачах», грабящих курганное золото, появились ещё в Средние века. В одном из документов XVI века говорится: «По городищам и селищам ходячи, могилы роскопуют, ищучи там оброчей и перстней». А к концу XIX столетия только в Херсонской губернии более половины «степных пирамид» были уже перекопаны и разграблены.



Реконструкция женского головного убора — калафа — по золотым накладкам и остаткам ткани, найденным в Рыжановском кургане
Тем не менее и на долю археологов там кое-что осталось. Большой Рыжановский курган в Звенигородском уезде (под Киевом) раскапывал в 1884 году археолог Ю. Гринцевич. Через три года после его раскопок, в траншее, размытой дождём, местный крестьянин нашёл амфору и множество золотых украшений, которые он тайно выкапывал на протяжении нескольких дней. А уже после этого крестьянина другой археолог, Г. Оссовский, нашёл ещё 446 золотых предметов!

Фрагменты ткани из мужского захоронения в Большом Рыжановском кургане

Круглодонный серебряный кубок, найденный в Большом Рыжановском кургане. Его, безусловно, сделал выдающийся греческий мастер.
Рельеф изображает борьбу мифических чудовищ — грифонов с быком и оленем

Покрывало с золотыми бляхами.Рыжановский курган

На бляхах покрывала из Рыжановского кургана изображена голова Горгоны Медузы
Вскрывая древние захоронения, кладоискатели, конечно, не особо затрудняли себя в определении значения найденных сокровищ. По их убеждению, эти золотые «треугольники», «пластинки» и «кольца» — клады, зарытые турками, татарами, запорожцами, гайдамаками или разбойниками. Поэтому легенды о разбойниках или запорожцах, зарывших золото в очередной «могыле», уверенно считались надёжным указателем пути к сокровищам…

В степи за Мариуполем, близ сёл Амвросиевки, Голодаевки и Савуровских хуторов, находится курган Савур-могила. Величественный курган был виден за 40-60 вёрст. Некогда на «могыле» стояла половецкая каменная баба — «каменный чоловик», но к середине XIX столетия её уже не было.



В старину мимо курганов Савур и Медведь пролегали большие дороги — Чумацкий шлях и Великий (Почтовый) шлях. У чумаков бытовала пословица — «Савур-могыла, Теплынский лис — де бере чумакив бис». Место это считалось заклятым — где-то близ могилы был зарыт зачарованный клад («багато сховано гро́шей»). Клад этот, по преданию, закопал легендарный разбойник Савва, который «с товарыством» в старину жил на Савур-могиле. Следами пребывания разбойников долгое время оставались глубокие ямы — остатки землянок. Одна из ям, отмеченная кустом бузины, была остатками землянки Саввы.





Скрываясь днём в подземельях, разбойники в ночное время выходили на добычу и собирали дань со всех обозов, шедших по Великому шляху. В одном из подземелий жил у них старик глубоких лет, который по временам смотрел в книгу и по ней определял, возможно ли ещё жить этим разбойникам в данном месте или уже пора скорее уходить, перебираться на другое. Переселяясь на другое место, разбойники из награбленных ими богатств брали лишь небольшую часть, а остальные сокровища зарывали в окрестных местах с заклятиями в землю.

Верстах в пяти от города Купянска, по дороге в слободу Маночиновку, возвышался большой курган, известный под названием Острой могилы. Курган, вероятно, был остатками древнего городища. Он долгое время служил местом паломничества окрестных кладоискателей, и искать клад в Острой могиле приезжали кладоискатели аж из Воронежской губернии

Следы раскопок были видны повсюду. Говорили, что будто одному из кладоискателей удалось докопаться до дверей, запертых большим висячим замком. Но лишь только дотронулся он до замка, как услышал из-за двери голос: «Не трогай, пропадёшь! А прежде откопай на 80-саженной цепи ключ, тогда отопрёшь им все двери и всё будет твоё». Дверь внезапно засыпал обвал земли, а сам кладоискатель едва живой вылез из вырытого им в кургане хода и отказался от дальнейших работ.



Смертью кладоискателя закончились поиски сокровищ легендарного разбойника Саввы Самодриги в курганах близ деревни Шамовка Херсонской губернии. Прорыв подземный ход в курган, кладоискатели в одну из ночей проникли в склеп, где обнаружили обугленный скелет. Ночь, душное подземелье, мысли о подстерегающих кладоискателя «страхах», внезапное зрелище человеческих останков — всё это так повлияло на кладоискателей, что один из них умер от страха, а другой навсегда зарёкся лазить по ночам в «могылы».

Справедливости ради надо сказать, что иногда игра со смертью всё же стоила свеч и находка курганного золота многократно превышала все неудобства, риск и издержки, связанные с кладоискательством. Но чаще всего грабителям курганов после нескольких дней или даже недель упорных раскопок доставалась ни на что не годная рухлядь. Вместо желанных денег кладоискателям доставались целые возы человеческих костей, битой глиняной посуды, ржавого железа, угольков.


В 1876 году в окрестностях села Андрусовка кладоискатели раскопали несколько курганов. Единственными сто́ящими вещами, найденными в них, оказались древнегреческая чернолаковая вазочка и серебряный проволочный браслет — да и то их отобрал у кладоискателей уездный исправник и доставил в Херсонский Археологический музей. А остальными находками стали медный котелок, бронзовые наконечники стрел и глиняные горшки, которые кладоискатели с досады перебили. Ещё печальней закончились поиски клада в селе Вершац, где в течение зимы 1898/99 года местными крестьянами были раскопаны несколько курганов. Мало того что в них, кроме битых черепков, ничего не оказалось, так кладоискателей вдобавок арестовала уездная полиция и десятерых из них привлекла к суду.
Верстах в семи к востоку от села Заселья близ Херсона до сих пор сохраняются следы обнесённого небольшим валом городища, покрытого следами кладоискательских ям. Называют его Шарманским городищем. Окрестные жители были убеждены, что в том городище есть подвал, а в нём запрятанные запорожцами 12 бочонков золота. В течение 18 лет около пятидесяти местных крестьян под предводительством кладоискателя Дия Холодулькина разрывали городище. Всю осень до больших морозов кладоискатели жили в степи в наскоро сделанных землянках, нанимали для раскопок рабочих и сами неустанно копали.


Они добрались до каменной камеры, вероятно, погребальной, от которой шли в разные стороны подземные ходы; вверху камера была заложена толстыми брёвнами, а в них проделаны два отверстия. Целая армия всевозможных колдунов, ворожей и баб-шептух уверяла, что они, колдуны, «видят», побуждала кладоискателей продолжать раскопки, и те ежегодно, затрачивая большие деньги на доски, брёвна и «струмент», с наступлением свободного от сельскохозяйственных работ осеннего времени принимались за раскопки. Слух об этом предприятии дошёл до Херсона, и по распоряжению губернатора полиция прекратила раскопки.
Тайны Пяти Братьев


Группа курганов Пять братьев возвышалась на берегу Дона, в его дельте, возле хутора Колузаево. Своими размерами — их высота достигала 7-12 м, а диаметр 60-70 м — эти курганы выделялись среди окружающего их множества более мелких насыпей, придавая неповторимый колорит простирающейся вокруг плоской равнине. Плывущему по широкому извилистому Дону на протяжении многих километров, за каждым поворотом реки, эти огромные курганы открывались с разных сторон, постоянно меняя ракурс и неизменно вызывая восхищение своей суровой красотой.
Пять братьев издавна привлекали к себе внимание путешественников и исследователей. О них высказывались самые различные, порою фантастические, мнения. Английский путешественник Кларк, видевший эти курганы в начале XIX столетия, полагал, что они представляют собой алтари Александра Македонского, устроенные великим полководцем древности для жертвоприношений. Интерес к Пяти братьям возрос во второй половине XIX века в связи с поисками в низовьях Дона древнего города Танаиса. Некоторые учёные полагали, что эти курганы принадлежат некрополю Танаиса.



В 1871 году к раскопкам Пятибратних курганов приступил сотрудник Археологической комиссии П. И. Хицунов, уже имевший опыт раскопок курганов в Крыму и на Таманском полуострове. Своей целью он избрал два больших кургана в группе и четыре маленьких. На глубине 4,5 саженей (9,6 м) от поверхности кургана Хицунову удалось обнаружить обширную каменную гробницу, сложенную из дикого камня без применения скрепляющего раствора. Она была частично разрушена, и внутри её не оказалось ничего, кроме песка и глины, перемешанных с истлевшим деревом и камышом. Решив, что гробница давным-давно разграблена, Хицунов прекратил раскопки.

В 1954 году в дельте Дона начала работать экспедиция Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР и Ростовского областного краеведческого музея, которую возглавил археолог В. П. Шилов. В первом сезоне экспедиция Шилова раскопала семь небольших курганов в Пятибратней группе, не трогая пока больших

В их число входили и четыре кургана, раскапывавшиеся некогда П. И. Хицуновым. При этом Шилову бросилось в глаза чрезвычайно важное обстоятельство: все курганы, которые копал Хицунов, содержали значительное число находок — раздавленные винные амфоры, железные и бронзовые наконечники стрел, обломки медных котлов и т. д. Стало очевидным, что Хицунов ни в одном случае не довёл исследования раскапывавшихся им курганов до конца — все они требовали доследования.

Внимательно осмотрев большие курганы и сопоставив увиденное с архивными данными, В. П. Шилов смог определить те два, которые начинал копать Хицунов. Особенное его внимание привлёк курган, в котором Хицунов обнаружил каменную гробницу. Осенью 1959 года Шилов начал его раскопки.


Когда камера была расчищена, археологи нашли в нём лишь фрагменты скелета пожилого мужчины. Вся южная часть склепа была начисто ограблена. Однако грабители орудовали в склепе уже после того, как перекрытие из брёвен рухнуло внутрь камеры, и это спасло её от полного ограбления.


После полной расчистки погребальной камеры оказалось, что в её северной части располагалось второе, совершенно не потревоженное захоронение: здесь лежали останки молодого воина в роскошном царском убранстве. От его парадной одежды сохранились многочисленные золотые нашивные бляшки — в одном лишь головном уборе их было 78. На шее погребённого сверкала массивная золотая гривна, украшенная на концах фигурками лежащих барсов, и, кроме того, золотое ожерелье; на пальцах — золотые перстни.


Возле погребённого лежало его оружие: у левого бедра — золотая обкладка горита и железный меч в деревянных ножнах, обложенных золотым листом; так же была украшена и рукоять меча. Вся поверхность золотой обкладки ножен была покрыта рельефными изображениями сцен битвы скифов с греками.


Следующая группа изображает схватку двух греков со скифом. Безбородый грек лежит на земле. Он ещё жив, поддерживаемый бородатым товарищем, который пытается копьём отразить удар скифа, стремящегося добить копьём раненого юношу…


На третьей сцене показан бой пешего грека с двумя скифами — пехотинцем и всадником. Пеший юноша-скиф ранен и упал на колени. Греческий воин пытается его добить, а раненый готовится к отражению удара своим боевым топором. На помощь ему спешит скиф на коне с длинным копьём в руке, но лошадь его споткнулась и упала на передние ноги. Всадник натянул поводья, пытаясь поднять коня, но безуспешно. Юный скиф, по-видимому, обречён…


В четвёртой сцене изображены два грека, один из которых ранен и полулежит облокотившись, другой, склонившийся над ним, зубами пытается вытащить из колена раненого вонзившуюся стрелу.




Наконец, последняя сцена изображает мчащегося во весь опор коня, волокущего раненого молодого скифа, который крепко держит в руке повод. Перед конём на земле лежит греческий шлем…




Все изображения на ножнах очень реалистичны. Детально переданы особенности скифского и греческого вооружения, одежды и т. д
.

В могилу были также положены драгоценные серебряные сосуды: ваза, схожая по форме со знаменитой вазой из Куль-Обы, и килик. Около входа в камеру на небольшом пространстве пола в беспорядке лежала целая куча драгоценных предметов: золотых пластинок и бляшек с различными рельефными изображениями, разнообразных бус и т. д. общим счётом 1273 золотых предмета. По мнению В. П. Шилова, здесь стоял деревянный ларец, в который были уложены парадная одежда, головные уборы и украшения.

Реконструкция костюма «царя». Пятибратный курган № 8
Как и в других скифских курганах, в могилу были положены запасы пищи и вина. Вино было привезено из южночерноморских городов Гераклеи и Синопы. На большинстве амфор имеются клейма мастерских, в которых они были изготовлены, позволяющие достаточно точно определить дату захоронения: оно было совершено в последней трети IV века до н. э. Очевидно, что и в этом случае мы имеем дело с погребением высших представителей скифской аристократии, которых вслед за Геродотом принято называть царями. Поэтому и Пятибратний курган с полным основанием причисляют к скифским царским курганам, но он принадлежит царю иного племени или объединения племён, чем Чертомлык и Солоха.

Танаис (греч. Τάναϊς) — античный город (III в. до н. э. — V в. н. э.) в устье р. Дон. В первые века н. э. входил в Боспорское царство. Расположен примерно в 30 км к западу от Ростова-на-Дону, у хутора Недвиговка.


Заповедник Танаис — один из крупнейших в России археологических музеев-заповедников. Территория заповедника Танаис насчитывает более 3 тыс. га и объединяет ансамбль памятников истории и культуры разных времен и народов от эпохи палеолита до памятников жилой и культовой архитектуры XIX века. Это самый северный пункт древнегреческой цивилизации.

Как археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А. Стемпковским. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университета по кафедре римской словесности и древности П. М. Леонтьев, а с 1867 г. — В. Г. Тизенгаузен. Изучение Недвиговского городища проводилось под контролем Императорской археологической комиссии.


В конце 1860-х гг. при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, но ничего не знавшие об археологических раскопках Танаиса, «открыли» его заново. Председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов имел по этому поводу переписку с наказным атаманом Войска Донского М. И. Чертковым. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.


С 1870 г. до самого послереволюционного времени, когда все памятники древности были объявлены народным достоянием, находящимся под охраной советского закона, в течение 50 лет местные жители растаскивали городище на собственные нужды.



В 1955 г. Академией наук СССР была сформирована Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая совместно с Ростовским университетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к научному исследованию Недвиговского городища. Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов. В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.
Гайманова могила




Скифский царь Идантирс (Иданфирс).
В 1960-е годы, в связи с началом сооружения гигантских мелиоративных систем на юге Украины, перед археологами встала задача охранных раскопок в зонах будущего обводнения. Среди памятников археологии, которыми предстояло уйти под воду, были и сотни скифских курганов. Некоторые из них, судя по размерам, могли быть «царскими».


Чаша с изображением сцен из жизни скифской знати.
IV в. до н. э. Серебро, позолота, тиснение, чеканка. 10,5 X 9,2 см.
Из кургана Гайманова могила у с. Балки Васильевского района Запорожской области (1969 г.)
. Для этих работ Институт археологии Академии наук Украины создал несколько экспедиций, объединивших специалистов разного профиля. Одной из таких экспедиций была Северо-Рогачикская. Ей было поручено исследование курганов в Запорожской области. Здесь, у села Балки, насчитывалось около 20 курганных групп. Особое внимание привлекла одна, состоявшая из 46 небольших насыпей, среди которых одиноко возвышался восьмиметровый исполин с загадочным названием Гайманова могила.
К лету 1969 года экспедиция, которой руководил киевский археолог В. И. Бидзиля, раскопала 22 малых кургана. Все они оказались ограбленными. Это не вселяло больших надежд и по отношению к Гаймановой могиле: опыт показывал, что главной приманкой для грабителей всегда были именно большие курганы. Ну а здесь, где даже малые курганы не были обойдены их вниманием, вообще не стоило надеяться на то, что стоявший рядом исполин окажется нетронутым. Правда, до тех пор, пока курган не раскопан полностью, любые заключения были бы преждевременными…


На золотой обивке горита из этого же кургана вытеснено имя греческого мастера Порнаха, что является уникальным случаем
Рассудив таким образом, В. И. Бидзиля приступил к исследованию Гаймановой могилы. Курган представлял собой огромную насыпь высотой более 8 м; диаметр его превышал 70 м. Слой за слоем снимали бульдозеры землю с огромной шапки кургана. На глубине 4 м от вершины открылась кольцевая стенка из огромных, вертикально вкопанных в землю известняковых плит, сооружённая для предотвращения оползания насыпи. Ниже, на уровне поверхности, были найдены следы заупокойной тризны: лошадиные и бараньи кости, раздавленные амфоры, остатки уздечных наборов, наконечники стрел…

Обнаружился и грабительский лаз — он вёл прямиком в погребальную камеру. Она располагалась на глубине 8 м от уровня материка, и как и следовало ожидать, была полностью обчищена ещё в древности. Лишь несколько десятков разбросанных мелких золотых украшений да золотой перстень, в спешке обронённый грабителями, свидетельствовали об огромных богатствах, некогда находившихся в камере. По всей видимости, здесь были похоронены четыре знатные особы, вероятнее всего, двое мужчин и две женщины. Больше ничего определённого сказать было невозможно.
Казалось, что работы завершены. Но уже перед самым отъездом археологов ждал сюрприз. Один из сотрудников экспедиции, Борис Мозолевский, зачищал земляную стенку камеры, как вдруг глина под его ножом неожиданно, легко поддалась. «Здесь что-то есть!» — воскликнул Мозолевский. В стене обнаружился тайник с абсолютно нетронутым драгоценным содержимым…
Сокровища лежали горизонтальными рядами: наверху — деревянная чаша с золотой обивкой, ниже — серебряный килик и чашечка, под ними — ещё две деревянные чаши, обитые золотыми пластинами, под чашами — серебряный ритон с золотым раструбом и наконечником в виде головы барана.
Самые ценные вещи лежали на дне тайника: большой серебряный ритон с широким золотым орнаментированным раструбом и золотым наконечником, серебряная ритуальная чаша, в которую был помещён серебряный же кубок, и, наконец, самая замечательная находка, прославившая Гайманову могилу: серебряная с позолотой чаша ритуального назначения, украшенная широким фризом с рельефными изображениями шести фигур скифов.


Основу композиции составляют парные сцены (одиночные фигуры, очевидно, выполняют вспомогательную роль в сюжете). На одной стороне чаши изображены два сидящих бородатых скифских воина, занятых мирной беседой.
Роскошная одежда, парадное оружие, атрибуты высшей власти — плётка в руке одного из них и булава в руке другого — всё указывает на то, что перед нами представители высшей власти, скифские «цари». Фигуры, выполненные в технике высокого рельефа, позолочены; в серебре оставлены лишь лица и кисти рук.
Толстая могила
Киевский археолог Б. Н. Мозолевский, нашедший знаменитую чашу из Гаймановой могилы, вскоре стал автором ещё одного выдающегося открытия.
Ещё в 1964 году, при раскопках курганов неподалёку от Никополя, в 10 км от знаменитого Чертомлыка, его внимание привлёк огромный, высотой 9 и диаметром 70 м курган, именовавшийся местными жителями Толстой могилой (под таким же названием в своё время был известен и Чертомлыцкий курган).

Вес пекторали 1150 г. Диаметр 30,6 см. Три полукруглых фриза, образующих пектораль, заполнены растительным орнаментом, многочисленными, литыми из золота изображениями людей и животных.
Он весьма заинтересовал Мозолевского, но заняться им долгое время не удавалось, отвлекали другие дела. Имелись и сомнения: а скифский ли это курган? Ведь ещё в 1964 году археолог А. И. Тереножкин, использовавший метод ручного бурения курганов для определения их возраста, пробил на Толстой могиле две скважины. В них не оказалось следов глины — верного признака скифской могилы.






Наконец, Мозолевский решил попытать счастья. В феврале 1971 года он пробурил на Толстой могиле две повторные скважины. Результат — тот же, что и семь лет назад: глины не было. Но, как позже вспоминал сам Мозолевский, «вопреки всякому здравому смыслу, несмотря на каторжную усталость», он решил пробить ещё одну скважину — последнюю. И на глубине 7 м появилась глина! Повторное бурение окончательно подтвердило, что Толстая могила — скифский курган.






Мозолевский приступил к подготовке экспедиции. Начальный этап раскопок был невероятно напряжённым — громада кургана состояла из 15 тысяч кубометров земли. Когда насыпь была удалена, выяснилось, что под ней находились две гробницы в виде глубоких катакомб: центральная и боковая.

Курган был окружён широким рвом, в котором после частичной расчистки были обнаружены следы грандиозной заупокойной тризны: множество костей животных — лошадей, диких свиней, оленей, десятки разбитых винных амфор. По этим остаткам удалось установить, что общий вес съеденного на поминках мяса составлял около 6500 кг, а если принять очень вероятное допущение, что в нераскопанную часть рва были сброшены кости примерно такого же числа животных, что и в исследованную, — то целых 13 тонн. Такого количества мяса должно было хватить примерно на 3 тысячи человек. Возможно, поминки на Толстой могиле продолжались не один день.


В склепе оказалось совершенно не потревоженное погребение молодой скифской «царицы». Наряд её был самым богатым из всех, когда-либо открытых в скифских курганах. Всё здесь блестело золотом: головной убор был расшит крупными золотыми пластинами, золотые бляхи украшали и всю её одежду, и башмачки.


Не менее богатыми были и украшения: на шее — массивная золотая гривна весом в 478 г, украшенная на концах семью фигурками львов, крадущихся за молодым оленем. На висках — крупные золотые подвески с изображением сидящей с поднятыми руками богини; на руках — три широких золотых браслета. Каждый палец рук «царицы» был унизан золотым перстнем, а на одном пальце их было даже два.






Рядом с «царицей» был погребён ребёнок, которому в момент смерти едва ли было больше двух лет. По-видимому, это был малолетний наследник престола. Он умер и был погребён позже матери, для чего в гробницу был прокопан второй вход. Похоронен царевич был в отделанном алебастром деревянном саркофаге.


В изголовье стояли три драгоценных миниатюрных серебряных сосуда для питья вина: килик, ритон и кубок. В руке ребёнка был зажат большой золотой браслет — символ власти. В саркофаг был также положен пояс, расшитый золотыми пуговками, тоже символизировавший знатность погребённого. На шее — золотая гривна, в ушах — золотые серёжки, на безымянном пальце правой руки — маленький золотой перстенёк. Весь скелет малолетнего царевича был усеян золотыми бляшками, украшавшими одежду.






Вместе с царицей и царевичем были похоронены их убитые слуги: девочка-служанка, «кухарка», воин-«охранник» и «возничий» (так они названы по сопровождавшим их атрибутам). Картина их расположения в могиле ужасна: руки — неестественно вывернуты, словно выкручены, ноги — неестественно раскинуты. Особенно потрясает рука воина: пальцы судорожно сжаты и впились в землю — очевидно, он был ещё жив, когда его бросили в могилу, и агония продолжалась в уже засыпанном подземелье.

Когда исследование боковой гробницы было завершено, археологи приступили к раскрытию центрального погребения, где, по-видимому, был похоронен царь. То, что в нём уже успели побывать грабители, было ясно с самого начала: туда вёл лаз протяжённостью 22 м. Грабители точно рассчитали направление и вышли как раз на угол погребальной камеры. Но к тому времени свод камеры и коридора-дромоса, ведшего в неё, уже частично обвалился, и грабителям пришлось выбирать сокровища из-под осыпавшейся земли.

Головной убор женщины (реконструкция). Золото. IV в. до н.э.

В погребальной камере царило полное разорение. Хотя здесь оставалось ещё немало золотых нашивных бляшек и пуговок от парадной одежды царя, всё самое ценное — парадная утварь, украшения, оружие и т. д. — было унесено грабителями. И тем не менее самые сенсационные находки, принёсшие Толстой могиле всемирную славу, были сделаны именно здесь, в центральной гробнице! (Забегая вперёд, скажем, что Толстая могила оказалась богатейшим из всех известных в настоящее время скифских царских курганов. Вес золотых изделий, найденных в нём — 4,5 кг, — намного превышает вес золота, найденного в Куль-Обе, до того считавшемся самым богатым курганом.)
Свод камеры и ведшего в неё коридора-дромоса к тому времени уже частично рухнули. Обвалившуюся землю в погребальной камере грабители перерыли, а вот землю в дромосе ворошить не стали — по регламенту похорон ценных вещей там быть не должно. Но они ошиблись!

В дромосе, совсем рядом со входом в погребальную камеру, в 30 см от неё, лежал меч с обложенной золотом рукоятью, в ножнах, также покрытых золотой обкладкой с рельефными украшениями. Обкладка ножен меча украшена изображениями в скифском «зверином стиле»: сценами борьбы животных.

Под перекрестьем меча в геральдической позе стоят дерущиеся петухи — совершенно новый и необычный сюжет в скифо-античном искусстве. Ниже фантастический грифон, раздирающий оленя, лошадь, на которую сзади напал лев, а спереди грифон, ещё ниже — напавший на оленя леопард, и, наконец, поединок льва и леопарда… На выступе для подвешивания меча к портупее изображён фантастический рогатый львиноголовый грифон, хвост которого оканчивается змеиной головой. Изображения животных очень реалистичны, полны динамики, они очень чётки: проработаны мельчайшие детали.




Ещё ближе к камере, у самого входа Б. Н. Мозолевский нашёл неслыханное сокровище: золотую пектораль — царское парадное нагрудное украшение. Грабители не докопали до неё всего каких-нибудь десять сантиметров! Это поистине гениальное творение античной торевтики ныне получило мировую известность.



Вес пекторали составляет 1150 г, диаметр — 30,6 см. Она состоит из четырёх жгутообразных трубок, скреплённых на концах обоймами, к которым при помощи штифтов прикреплены изящные плетёнки, также заправленные в орнаментированные обоймы с наконечниками в виде львиных голов. Трубки делят пектораль на три полукруглых яруса. Средний заполнен растительным орнаментом, нижний и верхний — многочисленными скульптурными изображениями.
Курганы Меотиды


В сферу культурного влияния скифов входили и их ближайшие соседи — племена меотов, относившиеся к иберо-кавказской языковой семье. В I тысячелетии до н. э. они обитали на территории Прикубанья и Восточного Приазовья. Античные авторы впервые упоминают об этом народе в VI веке до н. э.


Остатками обширного скифо-меотского наследия являются сегодня многочисленные курганы, разбросанные по всему Северному Кавказу. Их раскопки дали археологам богатейший материал. Здесь были найдены многие выдающиеся произведения искусства, ныне хранящиеся в Государственном Эрмитаже и других российских музеях.

В недрах громадного — высотой более десяти метров — Майкопского кургана археологи обнаружили богатейшее погребение конца III — начала II тысячелетия до н. э. Это погребение содержало множество художественных произведений, в том числе бусы из сердолика и бирюзы, происходящие из Передней Азии.
Над прахом покойника был водружён балдахин (ныне хранящийся в Эрмитаже), украшенный нашивными бляшками в виде львов и бычков, полотнище которого держалось на серебряных столбиках с литыми из золота фигурками бычков. Эти удивительно реалистические фигурки, вероятно, выполнены талантливым местным мастером и свидетельствуют о высоком художественном уровне скифо-меотской культуры. В то же время нашивные бляшки явно исполнены либо в самой Месопотамии, либо под влиянием месопотамского искусства.




Один из прославленнейших шедевров, найденных на земле древней Меотиды — небольшая (35,1 x 22,5 см) золотая фигура оленя из кургана у станицы Костромская (VI в. до н. э.). Это рельефная пластина некогда украшала круглый железный щит, найденный в погребении вождя. Образ оленя был связан у скифов с представлением о солнце, свете


Ещё одна знаменитая находка — золотая пантера из кургана близ станицы Келермесской. Как и её «современник», олень из Костромского кургана, эта пантера служила украшением щита. Фигура зверя стилизована, причём условность доходит до того, что хвост и лапы, в свою очередь, украшены фигурами свернувшихся хищников. И, однако, выразительность звериного образа такова, что эту бляху следует признать произведением не только декоративного, но и изобразительного искусства.




Очень интересные находки были сделаны близ адыгейского аула Уляп, где археологическая экспедиция под руководством А. М. Лескова исследовала комплекс меотских курганов и святилищ IV века до н. э.



Одно из святилищ оказалось особенно богатым: помимо многочисленных костей, здесь были найдены бронзовые котлы, античные амфоры, орудия труда, детали конского убора, предметы вооружения, разнообразные золотые украшения.



Среди последних особенно выделяются две крупные золотые пластины, изображающие шагающих оленей. Уляпские олени — один из лучших образцов скифо-меотского звериного стиля. Голова, гордо посаженная на могучей шее, увенчана ветвистыми рогами, удивительно пропорциональное тело зверя на длинных стройных ногах как бы устремлено вперёд. Реалистическая трактовка фигур животных сочетается с условно переданными рогами в виде стилизованных головок грифонов.



Самыми значительными находками из этого святилища стали два скульптурных навершия, когда-то, вероятно, увенчивавших древки штандартов или бунчуков. Одно из них изображает лежащего кабана с вытянутым вперёд рылом. Фигура сделана из двух массивных штампованных серебряных пластин, соединявшихся с помощью серебряных гвоздиков с золотыми шляпками.
Пластины с изображениями кабана в скифском искусстве не редкость, однако навершия в виде кабана ранее известны не были. Точно так же до сих пор археологам не встречалась круглая скифская скульптура, причём созданная с применением разных материалов и технических приёмов — штамповки, гравировки, пайки. Поэтому находку в Уляпе следует считать уникальной.




Второе навершие изображает оленя — уже известный скифский символ солнца. Голову оленя, посаженную на стройную длинную шею, увенчивают массивные ветвистые рога. Эта скульптура, созданная без всякой условности и стилизации, отличается редкой выразительностью и представляет собой один из лучших образцов скифо-меотского искусства.


На ритуальной площадке, расположенной на вершине одного из уляпских курганов, был обнаружен целый комплекс находок: три бронзовых античных сосуда, серебряная чаша, золотые гривна и бляшки, два богато украшенных ритона — золотой и серебряный. Золотой ритон, основание которого украшает скульптурное изображение головы пантеры, судя по ряду деталей, был привезён из Ирана или Малой Азии.

Второй ритон, серебряный, увенчивает крылатый конь Пегас. Его крылья, грива, ремни оголовья и ряд других деталей щедро позолочены, глаза некогда были инкрустированы янтарём. Среднюю часть сосуда опоясывает позолоченный фриз, на котором неизвестный художник изобразил в технике рельефа сцены из древнегреческого мифа о борьбе богов и гигантов. В числе противоборствующих персонажей легко узнаются Зевс-громовержец, Гермес с кадуцеем в левой руке, бог-кузнец Гефест
Для души-скифские украшения






















Летом, пока мы все берём отпуска и второпях летим на море, археологи выходят под палящее солнце в поисках особых исторических ценностей. В этом году одна из экспедиций прошла в Бахчисарайском районе, неподалеку от села Песчаное. И стоит признать, что прошла она успешно! В излюбленном археологами Усть-Альминском некрополе найдены настоящие сокровища. Специалисты обнаружили не просто украшения, а новое «скифское золото».

140 драгоценностей

В 2014 году четыре крымских музея отправили на выставку в нидерландский музей Алларда Пирсона чуть более тысячи артефактов из коллекции «скифского золота». Среди самых ценных экспонатов – скульптура змееногой богини – прародительницы скифских царей, китайские лакированные шкатулки, сережки в виде мужских фигурок, сосуды в виде милых барашек, грифон на бронзовом навешье, золотые украшения, посуда и многое другое. Все это добро Голландия должна была отдать ещё в середине мая 2014 года. Однако после того как Крым воссоединился с Россией, власти Украины потребовали вернуть всё им. «Мол, раз Крым российским мы не признаём, значит и золото из Крыма – украинское, и в какой музей его возвращать – решать нам!» – заявили тогда киевские чиновники. В Нидерландах на скандал решили не нарываться, выставку продлили – авось всё само собой разрешится. Все наши экспонаты опечатали прямо в витринах в Амстердаме. Теперь идут суды.

Вернёмся к нашей экспедиции… Усть-Альма всегда радовала археологов. Не удивительно, что там ведутся раскопки уже более 50 лет. Несмотря на то, что «чёрные копатели» грабят эти могилы с XIX века, и особенно они пострадали в 90-е, крымские специалисты из года в год продолжают находить там ценные исторические предметы. В этом году обнаружили 140 золотых артефактов!

Золотые серьги
Фото: Анастасия Медынцева

– Смотрите, это знаменитое скифо-сарматское золото. Абсолютно такое же, как сейчас находится в Амстердаме, из того же могильника, из Усть-Альминского некрополя, – рассказала «Комсомольской правде» главный хранитель Бахчисарайского историко-культурного и археологического музей-заповедника Оксана Алпашкина. – Эти находки ни в чём не уступают тем, что «зависли» в Нидерландах, а может и превосходят. Артефакты великолепно сохранились. Судя по цвету метала – это золото, причём очень высокая проба.

Все найденные артефакты попадут в фонды Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.

Что нашли в разграбленных могилах

Если вы думаете, что 140 предметов – это приличная куча золота, то нет. Главный хранитель музея аккуратно разложила перед собой несколько маленьких пакетиков. Один с серьгами, ещё пара с перстнями, другие – с наглазниками, различными украшениями для одежды и другие золотые «кнопочки».

Из таких амфор состояло ожерелье
Фото: Анастасия Медынцева

– Мы нашли единственное погребение в склепе, который датируется I веком н.э. В этой погребальной камере была одна женщина, – вспоминает руководитель экспедиции Александр Труфанов. – Две серьги, венок погребальный (трилистники), бляшки (ими украшались манжеты мужских и женских платьев), ожерелье в виде амфор (нашивались на воротники), наглазники (золотые круглые пластинки). Кстати, на глазах такие штуки ещё ни разу не находили, их всегда находят в районе плеч. Есть видимо какой-то обряд, ритуал, о котором мы не знаем. Возможно, при отпевании они накладывались на глаза, а при захоронении убирались на грудь. И всё это было на женщине. Кроме золотых украшений там была посуда: лепные курильницы, краснолаковый кувшин и флакон для благовоний.

Археологи изучали участок, который долгое время считался уже ограбленным. Однако «чёрные копатели» чаще перерывают небольшие пласты земли, профессионалы же делают достаточно большие раскопы.

– Когда копаешь большими площадями, то лучше представляешь архитектуру погребального сооружения, поэтому нам удалось найти несколько могил, которые грабители пропустили, – объясняет Труфанов. – Помимо склепа (женского захоронения) были раскопаны ещё несколько рядовых могил. Вещей там было довольно много: бронзовые браслеты, керамика, бусы.

Ещё два золотых перстня были найдены в большом склепе (рядом с женским захоронением), который был ограблен в древности. Два кольца были обнаружены среди обломков костей.

Небольшой перстень
Фото: Анастасия Медынцева

– Таких перстней в наших коллекция ещё не было, – восхищена находками Оксана Алпашкина. – Этот перстень с геммой из стекла довольно маленький, скорей всего детский. А этот побольше, но что за камень, не могу сказать, – гранат или сердолик?! Экспертиза покажет. На перстне отлито уникальное изображение – Амур, а перед ним стоит на задних лапках собачка, а он кормит её или дразнит. Такого изображения нет, возможно, ни в одной коллекции.

Второй перстень
Фото: Анастасия Медынцева

Среди находок есть несколько подвесок: в виде лунницы (детский оберег) и сдвоенное ведерко, скорее всего, чей-то амулет.

– Наверное, есть всё-таки в природе такой закон… Что-то убыло, а что-то прибыло, причём даже лучше, – всё никак не может забыть артефакты, отданные в Амстердам, главный хранитель. – Конечно, теперь мы особо рады перстням, серьгам в виде кандили и украшению из амфор, такого нигде нет. Да и наглазникам, мы абсолютно такие же отправляли на выставку, но эти лучше сохранились, они плотнее.

Наглазники
Фото: Анастасия Медынцева

Также были найдены различные бусы, амфоры, фибулы, посуда. Эти и другие находки после изучения специалистами передадут в Бахчисарайский дворец. Они хоть и не золотые, но тоже представляют большой интерес для историков.

СПРАВКА

Усть-Альминское городище и некрополь – городище находится в 1 км к западу от села Песчаное Бахчисарайского района. Оно расположено на крутом и обрывистом мысу Керменчик, возвышающемся над морем и устьем реки Альма. Береговая полоса подвержена абразионным процессам. Сохранившаяся часть крепости имеет форму ромба площадью до 6 гектар. К городищу примыкает некрополь площадью около 5 гектар. Исследованная территория городища – около 2000 кв. м, некрополя – около 8000 кв. м. Памятник датируется концом ІІ в. до н. э. – ІІІ в. н. э.

Территория древней скифской цивилизации охватывала большое количество километров. На этот счет есть множество К примеру, золото скифов, их ремесленные изделия находят в различных местах их жительства, а также в курганах захоронений.

История скифской цивилизации

В основном представления современных историков о древней цивилизации скифов почерпнуты из письменных записей, сделанных греками - Страбоном, Геродотом, Плинием Старшим и другими. Также информацию предоставляют найденные в раскопках предметы утвари, военного дела, искусства, а также золото скифов, о котором так много говорят сейчас.

По историческим данным, эти племена в VII-II веках до нашей эры занимали территорию Восточной Европы. Существует две теории возникновения скифской цивилизации. По одной из них, эти племена образовались из населения, которое раньше проживало на данных территориях. Вторая теория принадлежит перу историка Геродота. Она состоит в том, что скифы пришли в эти степи из азиатских земель. Их язык (по немногочисленным данным, которые были найдены) относится к группе иранских индоевропейского семейства.

Ранний этап скифской цивилизации обозначен большими военными походами, которые доходили почти до Египта. Это было приблизительно в VII веке до нашей эры. В последних десятилетиях этого столетья скифы уже обосновались на (это подтверждают археологические находки).

Уже в VII-V столетьях до нашей эры тут характерна смена деятельности племен, а именно переход к кочевому скотоводству. Если говорить о дальнейшем проживании скифов на территории полуострова, то можно сказать о нескольких войнах, которые тут велись. О них можно судить по обширным захоронениям (курганам) воинов.

В IV столетье скифы закончили свою кочевую жизнь и перешли к земледелию. Это случилось из-за увеличения численности населения, что мало способствовало большому передвижению.

В III столетье до нашей эры скифы были полностью уничтожены. Судя по обгоревшим останкам, чужеземное нашествие дотла выжгло их поселения. Остались только города греков, которые были защищены добротными стенами.

Однако нельзя сказать, что все их наследие кануло в Лету. Нартский эпос - это наследие культуры скифов. Оно досталось больше всего осетинам.

Ремесла скифской цивилизации

Если говорить о ремеслах цивилизации скифов, то многие придерживаются мнения, что на ранних этапах ее развития они были на достаточно примитивном уровне, тем более у кочевых народов. Многие археологи склоняются к мнению, что большинство изделий этого времени было изготовлено на заказ у греческих мастеров или просто куплено у них.

Лишь в дальнейшем, когда племена стали вести более-менее оседлую жизнь, они начали улучшать свое мастерство, создавать новое. Конечно, основой некоторых изделий стали греческие, однако в дальнейшем у них появился свой стиль работы.

Так чем же занимались древние скифы? По найденным раскопкам мастерских (к примеру, в Каменском городище) можно судить о том, что у них была хорошо развита металлургия, кузнечество, а также ювелирное дело. Эти ремесла были поставлены на большое производство. В отличие от них, ткачество, гончарство и другие были развиты на уровне домашнего производства.

Если говорить о ювелирном деле скифов, то сейчас считается, что на территории современной Украины именно они стали впервые добывать золото. Очевидно, именно это в дальнейшем оказало большое влияние на то, что этот металл был очень популярным и почитаемым в их культуре. Мастера изготавливали различные украшения, которые надевались на различные а также нашивались на одежду.

На сегодняшний день золото скифов (фото некоторых артефактов представлены ниже) является уникальной археологической находкой этой цивилизации, причем самой многочисленной из их наследия.

Золотые артефакты древности. Их значение

Изучая находки, относящиеся к древним скифам, можно отметить, что некоторые золотые изделия носили не только функцию украшения, но и ритуальное значение. Для последнего использовались различные специальные золотые сосуды, из украшений это были тиары, головные уборы. Также изготавливались многочисленные дополнительные украшения к ритуальным предметам (например, набалдашники к ритуальным посохам).

Также золото скифов использовалось как украшение. К примеру, популярны были золотые бляшки, которые нашивались на одежду для ее украшения. Также распространены были для мужчин металлические обручи (гривны), которые носились на шее. На концах их украшали звери. Еще популярными были пекторали, которые представляли собой большие ожерелья, что спускались на плечи и грудь.

Для женщин создавались особые головные уборы, которые украшались бляшками и золотыми пластинами. Также часто встречались подвески, которые размещались на висках, и разнообразные браслеты, перстни, серьги и т. д.

Золотые артефакты, которые сохранилось до наших дней

На сегодняшний день золото, найденное археологами в сохранившихся курганах, находится в многочисленных музеях. Коллекции представлены различными находками, которые поистине не имеют цены (как в историческом значении, так и в денежном). Каждое золотое изделие отображает тот стиль жизни, который был присущ этой древней цивилизации.

К примеру, одним из самых знаменитых артефактов, найденных в курганах скифов, является золотая пектораль. Это царское украшение. Считается довольно интересным артефактом из серии "золото скифов". Музей в Киеве хранит его. Пектораль была найдена в Днепропетровской области, в кургане Толстая Могила.

В Эрмитаже также хранится довольно известная фигурка из наследия скифов - фигура оленя, выполненная из золота. Она была найдена на Прикубанье, в одном из курганов.

Символизм на золотых изделиях скифов

Что можно сказать о символах, которые изображались на изделиях древних скифов? Очень популярным был в их культуре так называемый звериный стиль. Его появление на их наследии, которым сейчас является золото скифов (фото представлено ниже), имеет несколько версий.

К примеру, по одной из них, такие изображения показывали строение мироздания и были его символическим изображением. Правда, до конца эта версия еще не изучена.

Также некоторые исследователи придерживаются мнения, что этот стиль появился в результате того, что скифы хотели наделить обладателя изделия теми качествами, которые были присущи тому или иному зверю.

Но многие находили признаки того, что это своих богов древние жители тех земель воплощали в изображениях таких животных. Так или иначе, этот стиль был очень популярен у скифов.

Даже сейчас его отголоски сохранились во множествах культур, которые жили после скифской цивилизации. Их можно найти в различных художественных поделках, в украшении одежды (орнаментах, вышивке). К примеру, очень часто встречается образ женщины, по бокам которой стоят всадники. В культуре скифов есть подобная статуэтка, которая была найдена в кургане Карагодеуашх. Это пластина, на которой изображено женское божество в окружении всадников и стоящих людей.

Территории, где были найдены следы скифской цивилизации

Исходя из того, что скифы изначально были кочевым народом, их следы найдены на различных территориях. К примеру, в Туве найден царский курган Аржан, который относится к этой древней культуре. Однако возраст этого захоронения очень велик, намного больше тех, которые были найдены в Причерноморье и Приднепровье. Через некоторое время тут же было найдено второе захоронение - Аржан-2. Именно в нем золото скифов нашли археологи. Так как было раскопано захоронение, то были найдены сопроводительные предметы, которые клали в могилу умершим (богатая одежда, утварь, оружие).

Также следы этой цивилизации были обнаружены в Восточном Казахстане, на Алтае, близ Енисея. Все это свидетельствует о том, что она была изначально более обширна, чем думали об этом ранее. К слову сказать, еще неизвестно, где будут найдены археологические находки в будущем.

На сегодняшний день золото скифов, коллекция которого многочисленна, находится во многих музеях разных стран.

Легенды о скифском золоте

Это наследие древней цивилизации, как и любая археологическая ценность, имеет и свои легенды. Скифы вообще с трепетом относились к этому металлу. Он был олицетворением солнечного божества, а также символом царской власти. Примечательно, что остальные металлы использовались в их цивилизации гораздо реже.

Также скифы верили, что именно золото обладает магическими свойствами. Некоторые исследователи нашего времени находят их в особо значимых украшениях, которые носили цари тех времен. Это и то, как предмет был изготовлен, для чего применялся, что на нем было изображено.

Также существует легенда о происхождении этого народа, и уже там упоминается золото скифов. В ней говорится о человеке по имени Таргитай, у которого было три сына. Как-то они стали свидетелями чуда - перед ними с неба упали четыре золотых предмета. Это были чаша, секира, плуг и ярмо. Каждый из братьев пытался приблизиться к золотым изделиям, но всякий раз золото воспламенялось и не пускало. Лишь третьему удалось это сделать. Тогда двое старших братьев приняли этот знак, и младшему досталось все царство.

Таким образом, впоследствии он стал родоначальником скифского народа, который был назван паралатами. Старший же брат - это родоначальник авхатов, а средний - катиаров и трапиев. Общее же название их рода - это сколоты. Скифами их стали называть эллины.

Эта легенда была записана греческим ученым Геродотом. Он, к слову сказать, в то время записывал многочисленные исторические события. Очень много информации наши современники узнали именно из его записей.

Также окутаны тайной и курганы скифов. Многие археологи считают, что обречены те люди, которым повезло что-то стоящее найти. Так, к примеру, ушел из жизни Василий Бидзиля, ученый, который отыскал чашу в Кургане Гайманова могила. Также умер и Борис Мозолевский. Ему посчастливилось найти золотую пектораль. Конечно, не все это связывают с находками, однако многие придерживаются именно такой версии. Бытует мнение, что скифские курганы в этом схожи с египетскими пирамидами.

Конечно, многих привлекает не столько интерес ученого, но и просто элементарный способ обогащения. Существуют многочисленные легенды об этом золотом народе, об их несметных сокровищах. На Украине практически в каждой местности есть свои легенды. К примеру, в Запорожской области бытует мнение, что в каком-то из скифских курганов была спрятана золотая лодка, В говорится о целом коне из этого металла. Если послушать легенды в других местностях, то там можно встретить изделия из золота от диадем до целых карет.

Очевидно, это совсем не случайно, ведь, опять же по легенде, народ скифов был самым золотым на этих территориях.

Крымское золото скифов, а также другие предметы их наследия

По многим музеям разбросано золото скифов. Крым, как одно из основных мест жизни этого народа, также не остался в стороне. В музеях этого полуострова находится богатая коллекция этой древней цивилизации (и не только золотых изделий). Тут можно обнаружить и золотые изделия, многочисленные украшения, которые носили как особы царского рода, так и простые люди (серьги, браслеты, нагрудные изделия, ожерелья, кольца и др.).

Помимо этого, существуют многочисленные предметы, которые использовались в быту, в войнах (оружие, сосуды, вазы, предметы культа и др.). Такое большое количество артефактов этой культуры, находящихся на полуострове, объясняется тем, что именно тут долгое время проживали эти народы.

Очень важным является для полуострова золото скифов. Крым - это как бы продолжение той народности, которая жила тут когда-то. Одним из крупных открытий был курган Куль-Оба, который находится вблизи Керчи. В сентябре 1830 года там было найдено захоронение, которое было первым наглядным примером того, как выглядели древние скифы, их убранство и сцены жизни.

В кургане было найдено захоронение царицы и знатного воина. Умершие были полностью одеты, а также украшены различными драгоценностями (диадема, браслеты и др.). Захоронение еще было не разграблено, поэтому произвело большое впечатление своим богатством.

Золото скифов, которое хранится в Киеве

В Музее исторических драгоценностей, который находится в городе Киеве, есть поистине уникальное собрание. Сюда входит древнее золото скифов. Украина может действительно гордиться этой коллекцией. Тут собраны уникальные украшения, носимые в древние времена царскими особами.

Одним из самых известных экспонатов (как было уже написано выше) является пектораль, принадлежащая царской династии. Это уникальное сокровище было найдено в кургане Толстая могила.

Еще в музее можно найти и другое благородное украшение - гривну. Его носили мужчины, которые заслуживали это своими деяниями или происхождением.

Также в музее хранится гайманова чаша, которая была найдена в кургане Гайманова могила. Примечательна она тем, что автор очень тщательно передал лица и мимику изображенных на ней воинов. Также очень хорошо видно и убранство, а также орнамент на одежде.

Последняя выставка коллекции

Была представлена в Амстердаме в феврале 2014 года последняя выставка. Золото скифов было взято из пяти музеев: из одного Киевского, а также четырех, которые находятся на территории Крымского полуострова.

Проведенная выставка называлась “Крым: золото и секреты Черного моря”. Ее провели в городе Амстердаме, в музее им. Алларда Пирсона. На выставке были представлены уникальные вещи: пектораль из киевского музея, лаковые из бахчисарайского заповедника и др.

Если задаться вопросом о том, где золото скифов находится сейчас, то можно сказать, что его вернули на родину, однако из-за сложной политической ситуации это произошло не полностью.

Сегодняшняя ситуации вокруг древних артефактов скифов

На сегодняшний день ситуация, которая затрагивает крымское золото скифов, очень сложная, пожалуй, даже тупиковая. Та часть коллекции, которая после окончания выставки должна была вернуться на полуостров в музеи, просто не была отдана. То золото скифов, вывезли которое до отсоединения Крыма от Украины, просто не знают, куда возвращать, так как на него предъявляют права обе стороны.

На данный момент идет суд, который решает, куда должны возвратить экспонаты. К слову сказать, многие из них являются достоянием именно полуострова, так как были найдены на его территории. Также в пользу возврата его Крыму говорит то, что именно музеи являются хранителями раритетов, а не само государство.

Если говорить про золото скифов, вернули которое после выставки, то это всего лишь девятнадцать предметов. Их вывезли из Киевского музея, где они хранились. Остальные 565 экспонатов, которые принадлежат крымским музеям, так и не были возвращены.

Похожие публикации