Роль куклы в развитии детей. Нужно ли мальчикам играть в куклы

К выбору куклы необходимо подойти особенно ответственно, поскольку при помощи игры девочки не только развиваются, но и формируют важные социальные роли и навыки.

Куклы до года

Для столь раннего возраста детские психологи советуют приобретать куклы из мягкого, высококачественного материала. Маленькие дети познают окружающий мир не столько при визуальном, как при тактильном контакте, поэтому чтобы малышке нравилось трогать куклу, она должна быть приятной на ощупь. Кроме того, у игрушки должно быть доброе и яркое лицо с выразительными глазками и улыбчивым ротиком. Когда ребенок ещё совсем маленький, ему необходима кукла, на которой было бы удобно изучать и показывать ручки, ножки, глазки, ротик, носик, ушки. Такая кукла будет полезна девочкам, поскольку послужит заменой человека не только для игры, но и для обучения. Чтобы ребёнок не травмировал себя во время игры, формы приобретаемой куклы должны быть округлыми. Также очень важно, чтобы игрушка не включала мелких и острых деталей, которые малышка могла бы случайно проглотить или же которыми могла бы поранить себя во время игры.

Куклы от года до трёх лет

Обычно до трёх лет девочке хватает одной куклы, напоминающей ей саму себя по возрасту. В этот период предпочтения девочки отличаются тем, что ребёнку становиться уже не интересно просто сжимать куклу в ручках, покусывать или трясти. В этом возрасте малышек привлекает возня с одеждой. Так как маленькие барышни обожают одевать своих кукол, в игрушечном арсенале должна появиться игрушка с некоторым количеством вещей, которые легко снимаются. Так как раздевание куклы дается значительно проще - сосредоточенно сопя, юная стилистка справится с задачей самостоятельно - а вот чтобы одеть игрушку, без помощи взрослых ребёнок вряд ли обойдётся. Упростить задачу помогут кукольные наряды, которые не содержат пуговиц, молний и дополнительных деталей.

Куклы от трёх до четырёх лет

Специалисты утверждают, что в этом возрасте малышки начинают осознавать свою половую принадлежность и подражать поведению мам. У малышек начинают формироваться задатки материнского инстинкта, поэтому, как правило, они относятся к кукле, как к младенцу.

Девочке доставляет удовольствие заботиться о своей кукле, кормить, переодевать, выводить на прогулку, рассказывать сказки и укладывать спать. Исходя из этого, своевременным будет приобретение пупса, который имитирует действия новорожденного: плачет, кушает, пьёт и спит. Также не помешает в дополнение к игрушке приобрести набор одежды, коляску, бутылочку и прочие необходимые атрибуты.

Выбирая игрушку, позаботьтесь о её размере. Если кукла будет слишком большой, малышке будет неудобно с ней возиться. Слишком маленькая игрушка будет просто не интересна. Желательно, чтобы размер пупса приблизительно соответствовал размерам новорожденного ребёнка. Также важно, чтобы игрушка была простой и удобной, изготовленной из качественного материала.

Куклы от пяти до семи лет

Когда девочка подрастает, у куклы появляется новая миссия - кукла становиться подружкой. Так как в этом возрасте у девочек закладываются представления о стиле, красоте и моде, немаловажную роль начинает играть внешность игрушки. Выбирая куклу, следует обратить внимание на её лицо, длину волос, сменный гардероб. Кроме самой куклы, девочке могут понадобиться прилагающиеся атрибуты, например: кукольный домик, машина для куклы, косметический набор и прочие. Самостоятельно разобраться в сегодняшнем разнообразии игрушек достаточно сложно, поэтому желательно заранее расспросить у девочки, что именно она хотела бы получить в подарок, а ещё лучше отправиться за покупкой вместе, чтобы малышка выбрала самостоятельно ту игрушку, которая ей приглянулась. В свою очередь Вам следует обратить внимание на качество, а также целесообразность предполагаемой покупки.

Сергей Василенков для Женского журнала "Прелесть"

В возрасте 1,5–3 лет ребёнок в ролевой игре обычно делает с куклой то же самое, что с ним делает взрослый. Это время подражания, поэтому особого разнообразия кукольной атрибутики ещё не требуется. Основной мебелью для игры в куклы в таком возрасте будут служить кроватка и ванночка. По своим детям вижу - пожалуй, самая любимая игра - это купание кукол и пупсов. И не только их, а и всей кухонной утвари, поэтому для детей такого возраста хорошо иметь пластмассовую кухонную утварь. Необходима кухонная утварь - обычно это бутылочка (для пупса), чашка, тарелка и ложка. Для кроватки нужны матрас, подушка и одеяло, постельное белье, которое очень интересно шить самостоятельно, а для купания куклы – полотенце или простынка (вместо них можно использовать всевозможные тряпочки, например махровые, которые в процессе игры могут выполнять разные функции). С их помощью ребенок сможет проигрывать знакомые ему сюжеты – укладывание спать, кормление, купание.

Теперь о кукольном гардеробе . В зависимости от возраста ребёнка одежда куклы должна быть такой, чтобы он мог сам ее хотя бы снимать, а совсем хорошо – если получается и одевать (иначе вам постоянно придётся подбегать и помогать). Хорошо если одежда имеет простую застежку, например, липучку, или большую пуговицу, а вот завязки, шнуровки с большими петлями - это уже для малышей постарше.

Для игры вполне достаточно одного комплекта легкой одежды, а также теплой – на случай, если он захочет взять куклу на прогулку в холодное время года. При этом нельзя забывать и об обуви и шапочках-панамках. Если любимая кукла вашего малыша – тряпичная (тот же плюшевый мишка), то можно для нее сшить или купить теплую одежду и тряпичные ботиночки, а можно просто закутать ее в теплый платок-одеяло, идя на прогулку.

Одежда нужна не только чтобы кукла «не мёрзла», но и с точки зрения развитий движений (мелкая моторика), а также интеллектуального и общего развития ребенка. Дело в том, что процесс одевания-раздевания куклы ребенок отождествляет с такой процедурой в собственной жизни, что способствует развитию самосознания, восприятия; малыш на своем уровне начинает понимать необходимость и смысл этого действия.

Если ребёнок собирается "гулять" с куклой, бывает просто необходимо транспортное средство : летом это машинка, тележка или коляска, а зимой – маленькие санки для куклы. Малыши испытывают особое удовольствие, когда словно взрослые катят позади (или впереди) себя своего любимца.Самые маленькие любят каталки на палочках.

В домашних условиях транспорт также необходим., Можно, например, «ездить в гости» или «путешествовать» по квартире. Таким образом, игра будет более разнообразной. Тут подходят машинки и грузовички, у которых в кузов можно посадить куклу, придумать можно много чего.

Сегодня в магазинах игрушек продаются разные игрушечные домики, предназначенные для сюжетно-ролевых игр, т.е. такого большого размера, в которых вполне может помещаться сам ребенок. Дома эти могут быть как совсем простыми, например, матерчатыми и легко складывающимися в пакет, как палатки, так и сложными, сборными пластмассовыми например. Последние обычно представляют собой довольно громоздкие конструкции из тяжелых материалов. В таких игрушечных домах бывает по нескольку комнат, в которых даже имеется какая-нибудь мебель (например, на кухне – раковина, плита, шкаф), а к самому дому прилегает гараж и что-то вроде приусадебного хозяйства, окруженного заборчиком. В гараж вполне помещается детский электромобиль. Такое игрушечное хозяйство лучше всего ставить на дачном участке, можно где-то под навесом, чтобы летом в любую погоду там можно было играть, ведь и в дождь очень интересно.

Все это необыкновенно привлекательно и любой ребенок, увидев подобный дом, будет мечтать о нем. Дом – важное место для игры ребенка и почти в любых играх он обязательно либо создается, либо обозначается. В ход идут столы, стулья, одеяла, покрывала – все, из чего можно создать уютное гнездышко и назвать его домом. Это очень удобно и интересно - строить дом из того, что есть вокруг, потому что он всегда разный. Организовать комфортное пространство для игры – важное и желанное действо для ребенка, а удовольствие от него не заменит никакой покупной дом. Потому что любой покупной дом скорее всего скоро наскучит, и его всё равно придётся дополнять подушками-одеялами и т.п.

Конечно, мечта любой девочки - иметь большой и красивый дом для куклы. Одна его беда - размер, он всегда занимает довольно много места. Однако совсем не обязательно покупать домик в магазине. Созданный своими руками дом обычно вызывает у детей больший эмоциональный отклик, чем купленный. Делая своими руками вместе со взрослым, ребенок творит: сам придумывает, что именно ему нужно, а без чего можно обойтись и сам создает то, что придумал. Кроме того, так легче чем с покупным домом изменять всю обстановку в процессе игры и взросления. Благодаря такому проектированию и воплощению задуманного будут развиваться творческие способности ребенка, мышление и воображение, и мелкая моторика.

Обычно дома продаются со всей необходимой мебелью. Здесь важно помнить, что перебор как мебели, так и всевозможной утвари только ограничит игру, сведет ее к набору действий по применению всех предметов, а не познанию смыслов человеческих отношений , то же относится к перебору кукол и кукольной одежды.

Особое значение для игры, как неотъемлемая составляющая кукольного хозяйства, имеют. Их значение сложно переоценить – ведь они могут выполнять огромное разнообразие функций в любой игре. Например, как было сказано, для создания игрового ландшафта. Или для игры в магазин – что может быть лучше, чем использование шишек, каштанов, листьев, деталей от конструктора и других мелочей, в качестве продуктов? А фантиков (бумажек, листиков, стеклышек, ракушек, самостоятельно нарезанных бумажек разного цвета) – в качестве денег?

Условность – прямой путь к способности абстрактно, т.е. отвлеченно мыслить. А в школе, как известно, без этого умения – никуда. Да и в жизни тоже.

Есть такая профессия: кукольник. С тех пор, как один человек захотел сказать всем остальным что-то сокровенное о себе и о них, появилась эта древняя специальность.

Давным-давно, когда не было ни книг, ни телевизора, ни кино, а музыку потребляли, как редкий деликатес, в специально отведенных для этого местах – родились куклы. Возможно, вначале это было так. Чтобы развлечь детей, хозяйка зажигала вечером свечу и начинала двигать пальцами возле нее, а на стене появлялись забавные силуэты кроликов, смешных людей и собак. Затем из тряпок, кожи и дерева стали делать подобие различных животных и людей. Вот как возникла кукла и как возникла игра.

Те роли, которые не могли себе позволить люди, куклы часто брали на себя. Люди делали кукол-богов для ритуальных шествий и действий, инсценировки божественных событий. Потому что актеры по разным причинам боялись брать на себя роли богов в таких «спектаклях». Даже название «марионетка» пошло от куклы, изображавшей деву Марию. Кукла может больше, чем актер, хотя как раз по самой своей сути кукольник – это актер широчайшего профиля. С помощью своих кукольных персонажей мастер-кукольник имеет уникальную способность иносказательно говорить о том, о чем прямо, что называется – «в лоб», сказать нельзя.

Обычному человеку при слове «кукла» сразу вспоминается время, когда все мы играли в одну и ту же игру – детство, играли и во взрослых, и в куклы. Но не так все просто. Потому что есть куклы, сделанные не всегда для детей, даже и вовсе не для них – а потому, что без кукол невозможно. Такие куклы создаются художниками.

Куклы Катерины Петрик ворвались в нашу обыденность так, словно в душной комнате открыли форточку. На выставке «Рождественские сны» они расцветили тусклые зимние дни зарядом импрессии, взрывом цвета пробудили чувства, лежащие на высотах человеческих душ. Ведь что такое импрессионизм? Это запись прекрасных случайностей, динамика настроений: спокойствия, солнца, лета, зимы, дождя и грозы. Вот и получается, что эти куклы – не объекты, а впечатления.

Катерина Петрик – талантливая киевская художница. Она закончила театрально-декоративное отделение Академии художеств Украины, училась в итальянской академии искусств и московской школе кукольного дизайна, работала над созданием коллекций ювелирных изделий. Создает и выставляет своих авторских кукол всего несколько лет, но ее уникальные куклы уже есть в частных коллекциях Украины, США, Франции, Италии и Канады.

Можно, конечно, полюбопытствовать и узнать, что куклы делают из фарфора – тончайшего материала, по которому когда-то весь мир сходил с ума, он был дороже золота. Катины куклы созданы при помощи цернита – низкотемпературного фарфора, похожего на кожу, глаза их – редчайший австрийский хрусталь, реснички – специальный нежнейший шелк. Платья – вообще отдельная тема, они сшиты из антикварных, как говорят «поживших» тканей, и это делает кукол еще уникальнее. Но хочется говорить не об этом, а о том, что куклы Катерины Петрик – это не совсем и куклы в обычном смысле слова. С ними хочется разговаривать, хочется назвать их «существами», уж очень сильная от них исходит одухотворенность. Они, скорее, эльфы или вейлы, волшебные создания, дающие нам, людям, возможность разговора более глубинного и доверительного. Беседа с домашним эльфом может быть иронической, сострадательной или веселой, но в любом случае это не просто разговор с неодушевленным предметом или символом. Каждая такая кукла помогает в этом разговоре находить новые, еще неоткрытые пласты.

Для Катерины кукла – возможность разговаривать посредством своих работ с людьми о чем-то сокровенном, скрытом, что не всегда можно выразить словами – даже тогда, когда тебя нет рядом, нет твоего реального присутствия. Это дает художнику определенную свободу. Слово – оно обязывает, а визуальное искусство говорит на своем языке и дает уникальную возможность каждому человеку понимать его по-своему. Например, с тех пор как Вивальди написал свои «Времена года», многие люди видят и воспринимают природу через эту музыку. А Катя Петрик создала посредством кукол образы времен года. Причем они – состояния, а не, скажем, портретное сходство с кем-либо. Ведь авторские куклы бывают разные: портретные, шаржевые, копирующие детей со всеми их складочками, – словом, любые. Для художника важны не детали оформления, важен образ. А образ – это состояние.

Катерина может сделать куклу-грусть или куклу-радость, главное – чувствовать это состояние. Тогда оно визуализируется и вдыхается в куклу. Можно состояние выразить и цветом в живописи, для нее это тоже легко. Но ее кукла отличается именно тем, что она выражает состояние автора на данный момент. Если зимой Катерине нестерпимо захочется зелени, она может сделать зеленую травяную куклу. Куклы по временам года – это именно состояния тех времен года, не больше и не меньше. Ностальгическое состояние может выражаться и так: вот проходит лето, и Катя предчувствует, что зимой будет по нему скучать. Тогда она делает свою куклу-лето подобно тому, как варенье из розовых лепестков консервируют на зиму. Вот и в куклу: все собрать, все запахи и цвета, все цветения и жужжания – и лето остается. Можно зимой любоваться этими цветами, этой гаммой и палитрой, и оживают твои летние восторги. С помощью такой куклы можно остановить мгновенье, говорит художница, и это огромное удовольствие.

А еще Катя признается, что лично для нее кукольное творчество было неким спасением. Каждого человека гипнотизирует среда, на него транслирует свои штампы система: бизнес, карьера – обычная формула, по которой большинство людей сейчас живет. Катерина не хотела становится частью этой системы-матрицы, и чтобы не раствориться, не получить эту программу в мозг, ей нужно было закрыться и делать что-то свое. Остановиться на секунду, послушать, что у тебя внутри. Как и всякий художник, который пишет картины не только для кого-то, но и для себя, она делает эти куклы, потому что не может иначе. Это как бы ее личный долг матрице, ее спасение и ее защитная стена.

Интересно, что множество театров кукол, начиная от итальянских и заканчивая японскими, не оказали на Катерину влияния большего, чем музыка, живопись, мода, архитектура и другие виды искусства. Она не уделяет специального внимания именно театрам кукол, и ее куклы никак не связаны с ними. Однако некоторое влияние на нее, как выяснилось, оказал венецианский карнавал, костюмированное действо «комеди дель арте», вообще итальянское искусство.

Можно отрицать необходимость романтики во взрослой жизни, но нельзя отрицать такую серьезную составляющую жизни, как игра. Звучит странно, однако психотерапевты давно знают, что у людей, недоигравших в детстве, могут быть психологические проблемы. То есть детство на то и дано человеку, чтобы играть. Взрослым, усталым и издерганным, тоже доступна реальность, именуемая игрой. Когда Катя Петрик делает кукол, она забывает обо всем, погружаясь в состояние творчества. Потом приходят люди и говорят, что кукла, оказывается, говорит им что-то свое, им кажется, что она идет куда-то, а еще она, дескать, ручки сложила так-то, потому что стесняется. А художница говорит, что и не предполагала ничего такого... И так целые истории про Катиных кукол рассказывают. Будто бы ее кукла «Ангел» благотворно влияет на ауру семьи, а кукла «Ночь» покровительствует добрым снам. Куклы, несмотря на свою статичность, оживают в фантазиях людей. Зрители их оживляют своим впечатлением – и это люди взрослые, абсолютно серьезные. Куклы провоцируют игру воображения.

В современном же доме кукла становится модной и весьма престижной деталью интерьера, как картина или скульптура. Однако, чтобы вписаться в интерьер, она должна соответствовать обязательному условию – быть произведением искусства, а не предметом дешевого массового изобилия. Это именно авторская кукла. Порой одна такая кукла в доме становится коллекционным вариантом, потому что создается художником-профессионалом, в единственном экземпляре. Автор от начала и до конца делает куклу своими руками, не доверяя никому даже незначительные детали. Он сам одевает ее, выискивая на рынках и аукционах старинные ткани, кружева, бижутерию. Процесс рождения такой куклы длится долго, и готовая кукла «от кутюр» стоит немало. Да, дорого, но ведь это высший класс!

Не случайно во всем мире люди разного уровня состоятельности приобретают кукол не менее охотно, чем живопись и старинные монеты, потому что авторская кукла становится своеобразным вложением капитала и ее стоимость со временем возрастает. Очень крупные коллекции кукол собрали, например, голливудские звезды Деми Мур и Грейс Келли. Принцесса Диана тоже собирала кукол. Самой выдающейся коллекцией в мире принято считать собрание известной парижской галеристки Дины Верни, ее коллекции пятьдесят лет, в ней много редких и дорогих кукол.

Каждый коллекционер хранит их по-своему. Но ясно одно: кукла делает дом неповторимым, непохожим ни на какой другой. Как любая вещь ручной работы, она несет в себе мощный энергетический заряд, создавая в доме особую ауру. И нужны определенные знания, интуиция и хороший вкус, чтобы поселить такую куклу в своем доме. Возникает ощущение полностью живого существа в доме. Потому что они, как вполне реальные живые создания, занимают какое-то пространство, в том числе и эмоциональное. Когда куклы «уезжают» на выставки, когда Катерина их долго не видит, она признается, что скучает по гипнозу их взглядов.

Современная авторская кукла, какой она видится нам, зрителям, часто апеллирует к состраданию, стремится вызвать сочувствие к людям, симпатию к их душевным порывам и уважение к их чувствам. Как ни парадоксально это звучит, куклы-впечатления, созданные Катиной фантазией и эмоциональной избыточностью, оказываются способны вдохнуть в нас, людей, чуть больше тепла. Смотришь на «Украинскую мадонну»: мечтательный взгляд куда-то в небо и внутрь себя, по-детски оттопыренные, безумно трогательные розовые ушки, беременный живот и внутри его ребеночек. Ее мадонна – почти девочка. И оттого еще больше трогают душу эти беззащитные ручки-веточки, огромные удивленные глаза.

Изумительное по цвету и подробностям вышивки платье. Очень изящная, нежная. Земная и неземная. Трудно поверить до конца, что она – кукла. Может, все-таки эльф? Выберет себе человека и заговорит с ним...


На фото: «Украинская мадонна», «Ангел», «Яблочный спас».


Текст написан в 2004 году для киевского журнала «Натали» и тогда же опубликован.

Считается, что девочки с самого рождения должны, обнимать плюшевых зверюшек, рисовать принцессочьи замки и укладывать любимого пупса спать, укрыв кружевным одеяльцем. А мальчишки, наоборот, как только научатся ползать, должны среди всех игрушек без сомнений выбирать трактора, супер-героев, пиратские корабли и играть в завоевание крепости. Хотя во многом, конечно, такое разделение на «девчачьи» и «мальчуковые» игрушки навязано взрослыми. Многие опасаются, что уже в раннем возрасте игрушки способны сформировать неверное представление о мужских и женских ролях и поэтому выбирают только те игрушки, которые этим ролям соответствуют.

Психологи же в один голос уверяют – нет ничего страшного в том, что мальчишки играют в , а девочки – в разбойников. Редкие отклонения от нормы, которых так боятся многие родители, сопровождаются гормональными нарушениями и изменением в поведении не только во время игры. Куклы, с которыми так любят играть многие мальчики, сами по себе не могут помешать здоровому процессу развития. \

Давайте разберемся, почему же так важно и полезно мальчишкам играть в куклы и какую куклу выбрать мальчику, если он заинтересовался игрой?

1. В возрасте от 6 месяцев до 2-х лет малыш узнает , как устроен человек . С помощью самого простого пупса он сможет выучить, как называются части тела человека, научится их показывать. Кукла для любого ребенка (а значит и для мальчика) – это источник знаний о человеке , предмет, вокруг которого разворачивается общение со взрослыми.

2. Примерно с 2-х лет кукла пригодится мальчику, чтобы научиться заботиться о ком-то, кто младше и слабее. А еще можно пробовать раздевать и одевать куклу, чтобы научиться одеваться самостоятельно. Также кукла в этом возрасте поможет привыкнуть к режиму дня . Утром вместе чистим зубы и завтракаем, потом идем на прогулку, а вечером ложимся спать.

3. Во время игр с куклами, мальчики узнают об устройстве семьи и общества . В возрасте 3-4 лет взрослым нужно подсказать ребенку разные сюжеты для игр с набором небольших куколок. А кукла, похожая на мальчика, поможет ему справиться с задачами общения и понимания самого себя. Кроме игры в «больницу», «магазин» и «школу», мальчик сможет рассказать кукле, что хорошего или плохого произошло за день. На куклу можно злиться, ее можно воспитывать, с ней можно мириться – испытывать разные чувства на безопасной территории игры.

4. Важно помнить, что (о маленьком и слабом существе, которому требуется помощь) воспитывает в ребенке ответственность. Играя в куклу, наделяя ее характером, судьбой, привычками, все дети учатся понимать чувства других людей . Мальчику важно испытывать и осознавать разные чувства. В этом и помогают куклы.

5. Та самая игра в «дочки-матери», которая так часто пугает родителей (особенно, пап), может быть очень полезна для мальчишек. Она поможет закрепить полученную от мамы заботу в собственных действиях и освоить навыки, которые пригодятся ему позже, в собственной семьей.



Какую же куклу выбрать мальчику?

Психологи не советуют ограничивать кукольный арсенал мальчишек бэтменами, человеками-пауками и трансформерами. Они олицетворяют мужественность и силу, но это ведь герои популярных фильмов, а не живые люди. Следуя примеру супер-героев, мальчики могут решить, что проявлять слабость, просить о помощи или плакать – это стыдно, потому что Бэтмен никогда не плачет и не сдается.

Кукла Барби – тоже не лучший выбор для мальчика. У нее слишком ярко выражены половые признаки и довольно узкая «специализация» - наряды, развлечения, образ жизни. Даже девочкам дарить Барби лучше после 6 лет.

Для мальчика стоит выбрать куклу из натуральных материалов – из ткани или дерева. У куклы должно быть нейтральное выражение лица , чтобы ребенок смог наделять ее разными чувствами. Хорошо, если она будет похожа на мальчика – в штанишках, с короткими волосами, но даже это необязательно. Главное, чтобы он сам проявлял интерес в игре. А вы постойте в сторонке, посмотрите как мальчик играет в куклы и не переживайте – он просто учиться быть человеком .

Кукла-реборн отличается от живого младенца только одним – абсолютной неподвижностью. Она не двигается, не дышит и не моргает, но во всем остальном – в весе, росте, гладкости кожи, блеске глаз – неотличима от настоящего ребенка. Этих кукол придумали для детей – просто как очередную занимательную игрушку, чтобы развлекать малышей. Однако, как выяснилось, для этой цели реборны совершенно не подходят.

«Детям такие игрушки не нравятся, – рассказывает психотерапевт Варвара Сидорова. – С ними ведь невозможно играть: совершать нужное количество действий и манипуляций, фантазировать, придумывать. Натурализм и сходство с живым ребенком привлекают скорее внимание взрослых».

Реборны с их преувеличенной натуралистичностью, так похожие на живого, но странно и жутковато неподвижного младенца, у многих вызывают оторопь и желание отвернуться. Но есть люди – и их много, – которые ценят реборнов именно за предельное сходство с новорожденными и готовы заплатить за куклу немалые деньги. «Люди приобретают их в стремлении удовлетворить свои желания. Некоторым хочется нянчить ребенка и заботиться о нем, но по каким-то причинам на живого младенца они не решаются, а другие сами нуждаются в тепле и заботе – и делают с куклой то, что хотели бы, чтобы делали с ними: кутают, баюкают, качают на ручках, нянчат...» – говорит Варвара Сидорова.

Безопасность и предсказуемость

Женщины с удовольствием играют с реборнами, наряжают их в красивую одежду, кормят, баюкают и катают в коляске. Они обожают этих «детей», которые – о, чудо! – не плачут и не заставляют вставать по ночам… Получается удобный, приятный и безопасный способ почти побыть матерью. «Это действительно очень привлекает, – утверждает Варвара Сидорова. – С куклой можно поиграть и убрать ее в ящик. А живые дети требуют внимания, ответственности, поглощают ресурсы, время и силы. Кроме того, дети – это навсегда. А реборны никогда не вырастут, не изменятся, не покинут свою хозяйку. Все безопасно и предсказуемо. Они не скажут обидных слов, не причинят боли. За них не надо бояться, от них нечего ожидать. И ни в какой ситуации нельзя почувствовать себя плохой матерью».

С другой стороны, почему бы тогда женщинам не поиграть с другими куклами, тоже милыми и натуралистичными, но не с младенцами? «В любых играх происходит имитация жизни и тренировка определенных переживаний, – отвечает Варвара Сидорова. – Играя с реборном-новорожденным, женщина получает в гомеопатической дозе все то, что она получила бы от настоящего младенца. Она может с удовольствием позволить себе побыть нежной и заботливой. Кроме того, младенец – это трогательная нежность, беззащитность, бантики, кружавчики, красота… Поэтому уход за малышом всегда вызывает приятные эмоции – умиление, восхищение. Получая эти переживания в микродозе, женщина восполняет какой-то внутренний дефицит».

Антураж такой игры и возможность творить тоже обладает своим очарованием. Женщина может создавать разных младенцев с разными характерами, придумывать им судьбы и семьи. Это занятие становится чем-то вроде написания рассказов или сказок, только используются при этом не слова, а материальные объекты.

Реборна может приобрести и женщина, которая еще не стала мамой, но много думает об этом и «примеряет» на себя будущее материнство. Играя, она будет осваивать навыки практического ухода и вживаться в роль мамы. Кстати, в качестве «тренажера» реборны используются в группах подготовки беременных к рождению младенца.

Больше чем игра?

А что, если игра затянется? «В подобной игре нуждаются люди с эмоциональными дефицитами, которые можно восполнять, заботясь о кукле, – поясняет Варвара Сидорова. – Если речь идет о реборнах, то чаще всего это дефицит заботы, нежности, безопасности, умиленного любования. Иногда это потребность в уважении и признании себя значимой в качестве заботливой матери».

В этом случае реборны могут снизить давление неосуществленной потребности, но не могут удовлетворить ее вполне. При этом очень часто речь идет о людях, которые пережили травму в близких отношениях, нередко в раннем детстве, и по каким-то причинам эта травма не была залечена. «Куклы в этом случае «обезболивают» глубокое отчаяние, настолько привычное, что человек сам его уже не замечает. Просто чувствует, что после игры с куклой становится лучшее, приятнее», – говорит психотерапевт.

Именно поэтому требовать от человека, чтобы он немедленно прекратил играть с искусственным младенцем-реборном, попросту жестоко. Как отбирать лекарство у больного – или мел у человека, которому не хватает кальция. Нас это шокирует, нам странно и неловко наблюдать эти отчаянные попытки восполнить нехватку, но человек получает от этого облегчение. «Даже если человек не осознает глубины того, что с ним происходит, его нельзя лишать возможности играть. От этого он станет только несчастнее, – отмечает психотерапевт. – Лучше, не отменяя «обезболивающего», обратиться к специалисту, чтобы по-настоящему залечить ту душевную рану, которая осталась воспаленной и болит».

Представьте себе женщину, которая катит по парку коляску с ребенком. Ведь и она тоже утверждает себя в качестве матери, пожинает плоды отношения ребенка к ней как к маме, и именно в этом у нее есть потребность. Что, если она сможет получить все то же самое, но в другом виде? Скорее всего, со временем увлечение реборнами пройдет, а женщина перейдет в другую категорию – сказочницы или будущей мамы, готовой к новому этапу жизни.

Похожие публикации