Ребенок левша: стоит ли переучивать. Ребенок-левша: надо ли переучивать

Содержимое

Каждый человек индивидуален. Не существует таких критериев, которым все обязательно должны соответствовать. Если ребенок — левша, нужно ли его переучивать, пытаясь сделать похожим на всех?

Особенности ребенка-левши

Прежде, чем ответить на вопрос, переучивать ли ребенка, который является левшой, необходимо разобраться, откуда растет корень проблемы. Ни для кого не секрет, что человеческий мозг — Центр Управления нашим телом. Состоит он из двух полушарий, работает перекрестно, то есть, правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, и, соответственно, наоборот, левое полушарие - за функционирование правой половины. В зависимости от того, насколько развито каждое из полушарий, мы можем по-разному воспринимать информацию.

Каждое из полушарий несет ответственность за определенные сферы жизнедеятельности. За левым полушарием закреплены речь и абстрактное мышление, за правым — образное мышление, способности в сфере музыкальных и творческих занятий. Доминирование правого или левого полушария определяет психологические особенности личности человека.

Дети, у которых ведущей является левая рука, отличаются эмоциональностью и художественной одаренностью. У них лучше получается лепка, рисование, отлично развиты музыкальные способности. Однако, они страдают некоторой задержкой речи и возникновением сложностей в произношении отдельных звуков.

Особенности, которыми обладает любой ребенок-левша:

  • Богатое воображение, склонность фантазировать;
  • высокая подвижность;
  • способность «схватывать» целостный образ;
  • успехи в геометрии;
  • прекрасная координация движений.

Ребенок с доминирующей левой рукой не без труда осваивает чтение и письмо. В обычной жизни таким детям не избежать ряда трудностей, ведь большинство предметов быта предусмотрено для правшей (дверные замки, музыкальные инструменты, отвертки и т.п.), а на это требуется дополнительная адаптация. Люди с активным левым полушарием способны мыслить логически, владеть аналитическими способностями, превосходно запоминают стихи, склонны к изучению иностранных языков.

Природа леворукости

Всех левшей условно можно разделить на 4 группы:

  1. Левши, получившие леворукость по наследству. Подобная особенность способна передаваться даже через поколения. Не исключено, что есть какой-то загадочный ген леворукости, который отвечает за подобное проявление.
  2. «Компенсаторные левши» - люди, ставшие левшой вследствие травмы. Научно подтверждено, что если у эмбриона происходит повреждение левого полушария мозга, то правое начнет развиваться интенсивнее, что влечет за собой леворукость.

Человек, получивший травму в совсем юном возрасте, когда владение правой рукой им не было еще освоено в полной мере, после выздоровления не сможет ею пользоваться. Пока правая рука находится в бездействии, ему поневоле приходится осваивать движения другой рукой, в результате чего он становится левшой.

  1. Подражательные левши — самая спорная группа. Это те дети, у которых родители левши. То есть, изначально ребенок мог родиться праворуким, но наблюдая за родителями-левшами, такие дети и сами в итоге становятся леворукими.

Спорной группа является потому, что леворукий ребенок, если его оба родителя правши, таковым все равно не становится.

Детей первой и второй группы переучивать из левшей в правшей запрещено.

Как распознать

В раннем детстве спешить делать выводы о том, что ваш ребенок левша не стоит. Многие малыши в возрасте 6-7 месяцев могут брать левой рукой игрушки, однако, это вовсе не означает, что они левши.

По мнению большинства ученых доминантность левой или правой руки формируется у детей не ранее, чем к 4 годам. Отметив у крохи 2-3,5 лет способность легко управляться и левой и правой рукой, говорит о том, что процесс формирования доминантности полушарий еще не завершен.

Уже к 5 годам родители обязаны твердо знать о том, какая рука у ребенка главенствует, ведь именно в этот период начинается активная подготовка к школе. Для этого пригодятся несколько несложных тестов:

  • Понаблюдайте, какой рукой ребенок держит ложку, берет предметы, рисует, пишет;
  • Попросите кроху сложить ручки на груди. Та, которая окажется сверху — будет ведущей;
  • Понаблюдайте за тем, какая ладонь находится сверху, когда малыш хлопает в ладоши.
  • Попросите кроху открыть и закрыть пару пузырьков с откручивающейся крышкой;
  • предложите протереть зеркало или стул тряпочкой;
  • играя в мяч попросите малыша поймать его одной рукой;

Встречаются дети, у которых в возрасте 3-5 лет обе руки доминируют в равной степени. В этом случае допускаются попытки ненавящего и осторожно склонить ребенка к праворуким действия. Однако, если он начинает этому сопротивляться, то следует попытки немедленно прекратить.

Нужно ли переучивать

Переучить ребенка, являющегося левшой, заставляя его работать не левой, а правой рукой, можно. Но нужно ли это делать? Сбой в работе полушарий никуда не денется. И каждый раз перекладывая карандаш или ложку из левой руки в правую, будет совершаться попытка перенести врожденные и уже устоявшиеся функции правого (в данном случае ведущего) полушария на левое. Таким образом жизнь ребенка-левши еще больше усложнится из-за путаницы в сознании.

Не нужно видеть в леворукости что-то особенное, необычное и плохое и стремиться любыми способами переучить ребенка-левшу. Постоянное напоминание о такой особенности, впрочем, как и попытка переучить, способны привести к заниженной самооценке у ребенка-левши.

Последствия переучивания

Любые попытки переучить ребенка-левшу способны привести к ряду нежелательных проблем:

  • заикание;
  • повышенная утомляемость;
  • некрасивый почерк;
  • нарушения сна;
  • низкая самооценка;
  • отставание от сверстников в плане выполнения заданий;
  • страх перед неудачами;
  • отсутствие желания учиться.

Что делать, если ребенок — левша

Маленький ребенок, являющийся левшой, с трудом ориентируются в пространстве. Такие детки постоянно путают руки. В этом случае рекомендуется приобрести школьнику — часы, дошкольнику — яркий браслет. Можно совместно сделать красивую фенечку и надеть ее на левую руку. Ваше чадо будет знать, что рука с таким украшением — ведущая, левая. Такой ход поможет быстро запомнить нужную информацию.

С самого мальства приучайте ребенка работать сразу двумя руками. Отличными помощниками в этом выступят все увлечения и игры, в которых задействованы обе руки: игры с мячом, занятия на музыкальных инструментах.

Особое внимание следует уделять чтению и письму. Ребенок левша наделен способностью писать зеркально, а читать, начиная с середины предложения. При помощи сюжетных картинок или обычных игровых кубиков нужно постараться выработать у ребенка привычку читать и писать слева направо.

При организации быта ребенка, являющегося левшой необходимо учитывать эту его особенность. Например, нужно проследить за тем, чтобы свет от лампы падал обязательно с правой стороны. В современных магазинах можно приобрести канц. товары и другие принадлежности, приспособленные специально для левшей.

Имеет смысл поведать малышам о самых известных в мире людях-левшах, которые, несмотря на свою особенность, смогли добиться небывалых высот (Леонардо да Винчи, Иоганн Себастьян Бах, Альберт Энштейн, Чарли Чаплин и др.).

Одаренных и гениальных людей среди левшей больше, чем среди правшей. Если в вашей семье растет ребенок, который по стечению обстоятельств родился или стал левшой, не стоит переживать и уж тем более, преувеличивать вероятные трудности. Откажитесь от мысли переучить ребенка-левшу. Лучше относиться ко всему позитивно и уж в любом случае, не пытаться свое чадо изменить.

Если вы левша или знаете кого-нибудь из них, вы замечали, что левшам приходится приспосаб­ливаться к жизни в этом мире, поскольку мы жи­вем в правостороннем мире.

96 процентов людей праворукие, и, естествен­но, все вещи - от дверных ручек, замков, отвер­ток, автомобилей, музыкальных инструментов и машин до таких мелочей, как пуговицы на нашей одежде - предназначены для праворуких людей. Но тем не менее большинство леворуких людей, кажется, живут довольно хорошо. И конечно, есть примеры левшей, которые добивались в жиз­ни очень многого. Например, Леонардо да Винчи и Микеланджело, двое из величайших гениев ми­ра, были левшами.

В то время как некоторые родители расстраи­ваются, если их дети - левши, большинство ме­дицинских авторитетов считают, что благоразум­нее ничего не исправлять. Лучшее развитие левой руки - это не дефект человека, поэтому ребенка не надо бранить или наказывать и не надо делать никаких усилий, чтобы стараться превратить его в праворукого. Таково мнение авторитетов.

Итак, что же делает большинство людей праворукими?

Долгое время думали, что мы праворукие из-за таких вещей, как тренировка, традиции, и как результат - большинство людей праворукие. По­этому считалось, что у левши что-то не в поряд­ке, потому что они не могут делать вещи так, как делают другие. Сегодня считается, что большин­ство людей праворукие, потому что мозг боль­шинства людей функционирует в определенном направлении. Одна половина мозга доминирует над другой половиной. Левое полушарие мозга контролирует функции правой половины тела, а правое полушарие мозга контролирует функции левой половины тела. И у большинства людей ле­вое полушарие мозга господствует, поэтому пра­вая половина их тела более искусна и лучше раз­вита. Наша правая рука работает лучше, чем ле­вая рука.

Приходилось ли вам наблюдать, как ваш ребёнок, перекладывает ложку из правой руки в левую? Или когда малыш тянется за игрушкой, хватает её левой ручкой? Наверное, вы не раз думали над тем, нужно ли переучивать ребёнка, или оставить всё как есть.

Многие родители ошибочно считают, что левшество – это чуть ли не дурная привычка, которую можно искоренить у ребёнка жёсткими мерами, а дальше всё пойдёт, как надо. Но в том-то и дело, что это не привычка, не результат ошибок педагога и не болезнь.

Левшество – это один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врождённых генетических особенностей этого организма, а точнее – от особенностей строения мозга ребёнка.

Психологи установили, что у детей правшество и левшество в основном формируется к четырём годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Для выявления ведущей руки психологи используют специальные тесты. Родители и педагоги могут отнести ребёнка к левшам или правшам, наблюдая за ним изо дня в день: какой рукой ребёнок обычно берёт мелкие предметы, какой машет на прощание, какой рисует, бросает мячик и т.д.

Посмотрите, как относится ребёнок к тому, что вы доброжелательно и с улыбкой перекладываете ложку из левой ручки в правую. Если вы видите, что ребёнку это неприятно, что он пытается переложить ложку снова в левую руку, начинает капризничать, то это сигнал вам, что вы нарушаете естественный ход развития организма и рискуете причинить ему непоправимый вред.

Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа. Действительно, доказано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу.

Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.

При обучении леворукие дети более ориентируются на чувственные ощущения, а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах в строгих

условиях. Их стихия – индивидуальная работа, важна собственная инициатива и интуиция.

Как вы думаете, много ли левшей среди выдающихся людей?

Да, много! Леворукими были: Пабло Пикассо, Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Бетховен и Чарли Чаплин. А леворукий Эрне Рубик придумал кубик, которым до сих пор увлекаются во многих странах мира.

Может, и ваш ребенок один из одаренных детей? Зачем идти наперекор природе и переучивать, только для того, чтобы он был таким, как все? Природа умна, знайте: ваш ребенок обладает такими уникальными задатками, которых нет у многих других и которые являются сильными сторонами его личности. Любите своего ребенка таким, какой он есть.

Статью подготовила учитель прогимназии д/c "ЛУЧиК" на Остоженке

Васюкова Юлия Васильевна.

Леворукие люди у окружающих вызывают неоднозначный интерес. Некоторые уверены, что такой человек уникальная, творческая личность. Другие же считают данную особенность изъяном и, если он обнаруживается у ребенка, пытаются избавиться от него методом переучивания. Считается ли леворукость отклонением, каковы ее причины и признаки. Нужно ли переучивать левшу и с какими проблемами он может столкнуться в жизни. Обо всем этом в этой статье.

Особенности левши

У детей правшей более развито левое полушарие мозга, которое отвечает за аналитическое, логическое мышление, речь, письмо, чтение. У левшей, наоборот, развито правое, отвечающее за эмоциональность, интуицию, креативность, впечатлительность. Оба полушария мозга контролируют движения тела, но делая это перекрестно. Левое полушарие отвечает за правую сторону тела, правое — за левую.

Во всем мире 90% людей — правши, 9% - левши, остальные являются амбидекстрами (обе руки ведущие). С 1976 года 13 августа повсеместно отмечается международный день левшей. Цель его привлечь к дискриминации их в мире.

Леворукость - не патология и не болезнь. Такие дети имеют множество психологических особенностей, но это лишь результат своеобразной деятельности мозга. Ребенок левша - творческая натура, он чувствительный и эмоциональный. Он не всегда может контролировать эмоции. Такие дети позже начинают разговаривать, у них затруднена ориентация в пространстве. Но, в то же время, леворукие малыши часто бывают очень одаренными, с неординарной фантазией и развитым образным мышлением. Левши артистичны с ярко выраженной индивидуальностью. Как правило, материальная сторона жизни их мало волнует, а вот к творчеству они относятся с особым трепетом. Творчество - их сильная сторона, с такими людьми никогда не бывает скучно. При этом дети левши нуждаются в особом внимании из-за эмоциональной неустойчивости и трудности в обучении. Очень важно беседовать с ними, подбадривать, помогать развивать их сильные стороны. При правильном подходе такой малыш может достичь серьезных успехов в жизни.

Если в семье леворукий ребенок, очень важно приобрести все необходимое оборудование для него: стол, принадлежности для письма, рисования, ножницы для бумаги. Это поможет ему быстрее и легче адаптироваться.

Причины леворукости

Считается, что леворукость закладывается во время внутриутробного развития, натального (роды) и постнатального периода. Существуют некоторые факторы, влияющие на развитие леворукости:

  • Хронические заболевания матери во время беременности (почки, сердечно-сосудистая система, аутоиммунный синдром).
  • Злоупотребление спиртными напитками, курение во время беременности.
  • Осложнения во время беременности (гипоксия плода, конфликт по резус-фактору, фетоплацентарная недостаточность).
  • Родовые травмы.
  • Поражение левого полушария, ДЦП, механические травмы конечностей.
  • Наследственность. Вероятность рождения в семье леворукого малыша составляет 17%, если один из родителей имеет данную особенность, 46% - если оба.

Признаки

Формирование ведущей руки завершается у малыша в возрасте 4-5 лет. До этого периода допустимо использование им обоих рук. На данном этапе развития доминантность полушария мозга не определена. После 5 лет основной признак леворукости - выполнение бытовых действий левой рукой (чистка зубов, прием пищи, рисование, письмо, складывание кубиков, конструктора, расчесывание и т.д).

Диагностика

Диагностировать данную особенность несложно. Обычно родители сами определяют, что их малыш левша, наблюдая за его действиями.

Существуют задания, позволяющие диагностировать леворукость:

  • Рисование . Перед малышом кладут лист бумаги, карандаш и просят его нарисовать все, что ему захочется. Затем предлагают нарисовать то же самое, но другой рукой. После чего сравнивают качество выполненных рисунков.
  • Открывание коробочки . Положить в коробку любую игрушку, закрыть крышкой и попросить ребенка ее достать. Если преобладает левая рука, то соответственно, ей и будет открываться коробка. Для более достоверных данных задние следует повторить несколько раз.
  • Игра в мяч . Мама и ребенок бросают мяч друг другу, используя при этом только одну руку. Понаблюдайте, какой рукой он бросает и ловит мяч.
  • Вырезание . Ребенку предлагают вырезать любую картинку из открытки или журнала, при этом наблюдают за активностью левой и правой руки.
  • Мозаика или пазлы . Ребенку предлагается сложить картинку из несложных фрагментов, рассчитанных на его возраст. При выполнении задания отчетливо видно, какую руку он использует активнее. Именно ведущей рукой он будет брать фрагменты и укладывать их на нужное место.

Во время проведения заданий на леворукость, ребенок не должен знать об этом. Это обеспечит чистоту эксперимента.

Возможные проблемы в школе, жизни

Весь мир подстроен под правшей, поэтому левше приходится трудно. По статистике, такие дети испытывают трудности при адаптации в школе и общении.

Типичные проблемы:

  • Трудно запоминать направление хода часовых стрелок.
  • Трудно ориентироваться в пространстве (право-лево). При переходе дороги, правша сначала посмотрит налево, а затем направо. У левши все наоборот, сначала он посмотрит направо, а только потом налево. Поэтому родителям важно учитывать эти нюансы, при обучении малыша правилам дорожного движения.
  • Зачастую при рисовании малыш не может правильно распределить пространство листа, части рисунка «наплывают» друг на друга, причина - особенности зрительного восприятия.
  • Левша с трудом воспринимает и запоминает конфигурацию букв и цифр. У него страдает техника чтения и письма. Он может путать сходные по форме буквы и цифры, может писать лишние элементы, с трудом различает и выделяет геометрические фигуры.
  • Зеркальное написание букв и цифр, зеркальное чтение, рисование, восприятие объемных предметов. При письме ребенок левша пишет текст, таким образом, что прочитать его можно поднеся к зеркалу. Тоже касается и рисования.

Но, несмотря на все это, левши зачастую показывают просто феноменальное способности к адаптации.

Если после 10 лет зеркальное восприятие сохраняется, ребенок нуждается в специальных занятиях, которые корректируют этот недостаток.

Нужно ли переучивать

Пытаться переучивать леворукого ребенка на праворукого не стоит. Маленькие глаза, цвет волос, смуглая кожа, веснушки, ведь эти особенности внешности никто же не пытается изменить. Также и с леворукостью — это особенность ребенка, не более.

Как правило, переучивание левшей приводит к нежелательных последствиям. Малыш становится капризным, раздражительным, у него нарушается сон, пропадает аппетит, появляются головные боли и повышенная утомляемость. В некоторых ситуациях, могут развиться такие осложнения, как заикание, нервный тик, энурез (недержание мочи), невроз.

  • завязывать, развязывать узелки на веревке;
  • собирать палы, мозаику;
  • собирать, разбирать конструктор, например, Лего;
  • крутить, вертеть карандаш в руке.

Министерство здравоохранения с 1985 года приняло постановление о запрете переучивания левшей на правшей. Также запрещено снижать им оценки в школе за почерк.

Итак, если ваш ребенок левша, знайте, он очень ранимый, чувствительный. Для него губительны излишние нагрузки, он склонен к самоедству и чувству вины. Это особенный ребенок, которому требуется больше внимания. Вы должны принять его таким, какой он есть. Помните, что леворукость - это просто особенность тела, не недостаток и не патология, это нормально.

Просмотров: 1819 .

Каждый десятый житель планеты является левшой. То есть миллионам людей приходится подстраиваться под «праворукий» мир, сталкиваясь каждый день с разными трудностями. Вот почему некоторые родители, увидев, что их ребёнок берёт ложку левой рукой, задумываются о его переучивании. Давайте разберёмся, нужно ли это делать.

Как определить левшу?

Если вы подозреваете, что в вашем доме растёт левша, нужно для начала выяснить, на самом ли деле это так. Помните, что до четырёх лет дети одинаково ловко владеют обеими руками. Начиная с пяти лет уже можно диагностировать ведущую руку, для этого попросите ребёнка выполнить ряд действий:

1. Открыть и закрыть два-три пузырька с откручивающимися крышками (откручивает доминирующая рука).

2. Протереть игрушку, стул или зеркало тряпкой (активно работает ведущая рука).

3. Поймать маленький мяч одной рукой (леворукий малыш поймает, соответственно, левой).

4. Помочь вдеть нитку в иглу (ведущая рука вдевает нитку в игольное ушко).

5. Похлопать в ладошки (доминирующая рука всегда сверху).

6. Нарисовать пальцем круги на ладошке другой руки (левши рисуют на правой ладошке).

7. Переплести пальчики в замок (сверху окажется большой палец доминирующей руки).

8. Скрестить руки в «позе Наполеона». Кисть ведущей руки окажется на предплечье другой.

Если из восьми тестов малыш выполнит не меньше пяти левой рукой, то вывод напрашивается сам собой.

Причины леворукости

Генетическое левшество

Даже от бабушки или дедушки может передаваться склонность к леворукости, а если эта особенность присутствует у одного из родителей, то шанс рождения левши вырастает в 12 раз. У таких детей обычно не бывает никаких нарушений в психическом развитии, так как это всего лишь вариант нормы.

«Компенсаторное» левшество

Если во время внутриутробного развития или в раннем детстве были болезни или травмы, повлекшие повреждение левого полушария мозга, соответствующие функции перенимает правое полушарие. Следовательно, левая рука становится доминирующей, а у ребёнка возникают отклонения в развитии моторики и речи.

Таким образом, леворукость – это не дурная привычка и не каприз, а индивидуальная (обычно врождённая) характеристика малыша. Такая же, как цвет глаз или тембр голоса. Вот почему её нужно принять, а не стремиться сломать или перестроить.

Психологические особенности левшей

Отличия правшей от левшей не ограничиваются лишь тем, что один малыш активнее пользуется правой рукой, а другой – левой. У леворуких детей совершенно другие методы переработки поступающей информации.

Специалисты отмечают, что маленькие левши более неуравновешенны и эмоциональны, а также намного чувствительнее к мнению взрослых, чем правши. Зато у них уже в детстве можно встретить пристрастия к творческой деятельности, ярко выраженные научные интересы. Детские психологи отмечают, что леворукие малыши позже начинают различать, где левая, а где правая сторона. Поэтому они часто пишут и читают буквы и цифры не только зеркально, но и сверху вниз. У них могут появиться трудности в овладении чтением и письмом. Обычно они произносят первые слова позже своих сверстников, да и произношение звуков вызывает у маленьких левшей некоторое затруднение.

Чего нельзя делать?

Самое главное – не пытайтесь сделать из маленького левши правшу, а также ни в коем случае не наказывайте его из-за предпочтения «неправильной» руки. Перекладывать каждый раз карандаш из левой руки в правую – значит переносить врожденные и уже устоявшиеся функции правого (ведущего) полушария на левое. Из-за переучивания у детей могут появиться проблемы с речью, нарушения сна, энурез, разнообразные неврозы.

Не нужно видеть в леворукости что-то необычное и тем более плохое. Постоянное напоминание, впрочем, как и ненужные попытки переучивания, приведут к заниженной самооценке.

Не кричите на ребёнка. Из-за повышенной впечатлительности он может уйти в себя, что приведет к плохим отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками. Решайте все накопившиеся проблемы с помощью игр.

Что нужно делать?

Маленькие левши плохо ориентируются в пространстве и постоянно путают руки. Купите ребёнку часы (школьнику) или яркий, красивый браслет (дошкольнику). Или сделайте вместе с ним необычную фенечку. Та рука, на которой красуется браслет – левая, ведущая. С таким напоминанием он быстро запомнит нужную информацию.

С самых юных лет приучайте левшу работать обеими руками. Здесь помогут все увлечения и игры, в которых задействованы и правая, и левая рука: игры с мячом, занятия на музыкальных инструментах.

Уделяйте особое внимание чтению и письму. Левши склонны писать зеркально или читать с середины предложения. Вырабатывайте у них привычки писать и читать слева направо с помощью картинок с сюжетом или обычных игровых кубиков.

Организуйте быт леворукого малыша с учетом его основных потребностей, например, свет от лампы или окна обязательно должен падать справа. Также можно приобрести специальные принадлежности и канцелярские товары для левшей: ножницы, прописи, компьютерные мышки и т.д.

Расскажите истории о самых известных в мире левшах, достигших, несмотря на особенность (или благодаря ей), небывалых высот. Леонардо да Винчи, Иван Павлов, Иоганн Себастьян Бах, Альберт Эйнштейн, Николай Лесков и многие другие были левшами.

Как утверждают специалисты, одарённых и даже гениальных людей среди левшей в процентном соотношении гораздо больше. Возможно, именно в вашей семье растёт второй Эйнштейн. Присмотритесь к своему малышу и помогите ему реализовать свой творческий потенциал. Только не переусердствуйте с «реализацией», записав его во все кружки сразу. Он, конечно, особенный, но не стоит лишать его детства.

Если вы воспитываете ребёнка-левшу, не переживайте и не преувеличивайте возможные трудности. Отнеситесь к этому своеобразию позитивно и не пытайтесь его изменить. И возможно, в списке великих левшей скоро появится и его имя.


В предыдущих беседах мы обсудили вопросы происхождения леворукости, теории возникновения, возможные варианты развития доминантной руки и способы проведения тестирования ведущей руки. Однако, есть один важный вопрос, на котором необходимо заострить внимание – переучивать ли ребенка на правую руку, если он пишет левой? Нужно ли делать так, чтобы он был «как все»?

В этом вопросе мнения родителей и старшего поколения могут сильно расходиться. В советское время переучивали всех поголовно, чтоб все советские дети были правшами. Когда росла я – тенденции стали меняться, хотя меня бабушки тоже пытались переучить – мама настояла на том, чтобы все оставить как есть! Мою родственницу по маминой линии переучивали долго и упорно – в результате у ребенка сформировался невроз с заиканием, долго потом пришлось родителям исправлять последствия своих действий. Поэтому, вопрос переучивания стоит остро до сих пор, и споры по нему не утихнут.

Переучить или оставить все как есть?
Нет, конечно, можно прилагать нечеловеческие усилия, постоянно стоять над ребенком и заставлять его писать правой рукой, брать предметы правой рукой и все-таки научить его манипуляциям, как это делают правши. Многие для этого привязывают левую руку к телу, надевают на нее варежку, применяют другие системы отучения – но природу обмануть невозможно. Леворукий ребенок, даже переученный, все равно будет левшой. Нельзя взять и перечеркнуть все биологические сущности детей – это невозможно.

Но, до конца 90-х годов еще бытовала привычка к переучиванию детей в детских коллективах (садике и потом школе) и в собственной семье. Одним из мотивов для таких действий родителей, воспитателей, учителей и старшего поколения был девиз – весь мир сделан для правшей, все вещи приспособлены под правую руку, это поможет ребенку избегать множества проблем в будущей жизни. Конечно, понять родителей можно, особенно если они сами праворукие и всегда орудовали только правой рукой. Им даже помочь малышу писать первые буквы сложно – рука-то другая! Но, только правильна ли такая позиция?

При насильственной смене ведущей руки происходит грубейшее вмешательство в работу тонких структур головного мозга и его проводящих путей. Недаром мы говорили о том, что левая рука и леворукость завязаны на противоположное полушарие. Переучивание, порой очень жесткое и настойчивое, приводит к сильному и выраженному стрессу, возникают проявления неврозов. Самым частым из них становится астения (астенический невроз), при нем могут появляться признаки повышенной утомляемости и истощения нервных процессов, резко снижается работоспособность ребенка, его познавательные функции, память и внимание. Это будет резко снижать качество обучения, а ведь переучивать обычно начинают в период, когда ребенок и так сильно загружен занятиями и обучением.

Могут отмечаться бурные и негативные реакции на переучивание – отказ от выполнения действий, истерики, бурные выходки и приступы недовольства. В зависимости от пола ребенка неврозы могут несколько различаться. Если у девочек они в основном выглядят как понижение настроения постоянная подавленность и плаксивость, то у мальчишек они проявляются расторможенностью, агрессией, двигательным беспокойством и неусидчивостью. Зачастую у леворуких детей формируются фобические расстройства – их могут беспокоить страхи неудач, они боятся порицания со стороны бабушек-дедушек или педагогов, окружения ребенка.

Кроме того, расстройства психики выражаются в появлении ночных кошмаров и ужасных снов, они возникают в четкой связи с процессом переучивания, во сне дети переживают процесс переучивания в преувеличенном и особенно тяжелом виде, дети не высыпаются, утром встают разбитыми и со сниженной работоспособностью. За счет сложностей с разделением реалий и снов, их запоминанием, формируются дневные страхи. Они будут усугубляться насмешками сверстников или одергиванием педагогов. Появляются страхи темноты, дети начинают бояться смерти, им сложно оставаться надолго одним в помещении.

При легкой степени невроза и не агрессивной методике переучивания страхи будут кратковременными, и если новые стрессы не наслаиваются, страхи постепенно исчезают. Но, зачастую у левши возникает невроз навязчивого состояния, особенно там, в той обстановке, где к его особенности относятся как к весомому недостатку ребенка, где родителей сильно тревожит леворукость малыша, и они указывают ему на это. Если родители применяют методику запугиваний и угроз, заставляя детей делать все свои привычные действия только правой рукой, дети, даже если им неудобно, будут стараться это делать. Однако, правой рукой непривычные для нее действия плохо удаются, взрослые же начинают расценивать это как капризы, думают, что малыш просто не слушается, упрямится и тогда следуют незаслуженные наказания. В итоге родители формируют у ребенка «комплекс неудачника», напряженность, замкнутость и недоверие к миру остается потом с ребенком на многие годы.

Поэтому, старания родителей по облегчению для своего малыша дальнейшей жизни могут попросту испортить здоровье и психику ребенка с раннего возраста. При переучивании могут сформироваться не только неврозы, но и невротическийлогоневроз (заикание), могут проявиться недержание мочи и тики – облизывания губ, обгрызание ногтей, подергивания, мигания, наморщивание лба. Подобные явления родители могут не расценивать как проблему или не связывать с переучиванием, они могут принимать такое поведение за баловство или кривляния. При этом над ребенком начинают насмехаться, дразнить, воспитатели делают замечания, что закрепляет патологическое поведение ребенка в социуме. Ребенок будет стесняться своего состояния, будет становиться раздражительным, психованным и замкнутым. Тики проявляются вне связи с выполнением конкретных задач, усиливаются при нервозности или усталости.

Еще одним вариантом патологии нервной системы, развивающейся в ответ на переучивание, может стать истерический невроз – малыш перед походом в садик или школу перед важными событиями или выступлениями проявляет признаки сильного беспокойства с расстройством пищеварения, поносом и рвотой. Их могут сопровождать припадки психомоторного вида – падения с громким плачем навзничь, при этом дети руками и ногами молотят по полу, пытаясь всячески предотвратить страшную для себя ситуацию, отказаться от которой им не позволяют взрослые. Чтобы вернуть все на место, необходимо отказаться от идеи переучивания и, если ситуация зашла далеко, обратиться за помощью к неврологу и психологу.

В чем особенности в обучении левши?
Мы уже знаем на сегодня, что каждое из полушарий мозга берет на себя в процессе жизни определенные функции. Так, при обучении чтению правая часть мозга запоминает слова целиком, как мелодию или как картинку. А вот левое полушарие в это же время анализирует звуки, составление их в слоги и потом из них уже в слова. Также левое полушарие помогает изучать грамматические правила, в то время как сами образные значения слов отложатся в правом полушарии. Во время обучения именно левое полушарие мозга будет руководить поведением ребенка, оно будет влиять на способности выполнить задания, соблюдать дисциплину и контролировать способности к действиям. Полушарие сдерживает и эмоциональные порывы, если есть временный запрет на активность.

У левши больше активно правое полушарие, и им сложнее учиться в плане того, что нужно сдерживать двигательную активность – сидеть на занятии, не скакать и слушаться. Их поведение и обучение более затруднительно, чем у таких же одногодок-правшей. Эти дети более шумные расторможенные, есть ощущение, что у них внутри вечно работающий двигатель, который заставляет их везде лезть и успевать. Они многое выдумывают, страшные фантазеры и часто сами охотно верят в свои же фантазии. С левшой родителям будет сложнее, это дети своевольные, упрямые и с очень взрывным характером, эмоции у них хлещут через край и с ними сложно совладать.

Из-за подобных особенностей детей необходимо крайне тщательно подбирать для них методики обучения. Важно учитывать, что подготовка к школе для такого ребенка не должна включать привычные нам методики - навыки письма, чтения и математики. Изначально детям, рано начинающим погружаться в числа и буквы, будет сложно, так как для этого нужно задействовать подавленное левое полушарие. Если ребенка перегрузить информацией, ему становится сложно – он нервничает и растормаживается. Тогда можно получить замедление развития вместо пользы. Трудности в обучении могут привести к нежеланию учиться в школе и протестам.

Еще одна сложность у левши – это взаимоотношения в пространстве. Так как при письме они дают зеркальность, то есть по логике им нужно писать в другую сторону, то и запоминание пространства и направлений дается с трудом. Они сложно запоминают дни недели, месяцы, им труднее ориентироваться в тетради с линеечками и клеточками, сложно считать в столбик. Первоначально чтение также может вызывать у такого ребенка затруднения в понимании смысла, но это быстро проходит. Поэтому в его обучении необходимы четкие алгоритмы действий.

Есть еще много вопросов, связанных с этим уникальным феноменом – леворукостью и мы еще будем возвращаться к этой теме.

Малыш - левша. Откуда это?

Похожие публикации