Проведение курбан байрам. Жертвоприношение и его суть или что такое "Курбан"

Курбан (жертвоприношение) – это одна из характерных черт нашей исламской религии. Оно было предписано Аллахом Тааля как одно из средств приближения к Нему, а также чтобы верующие помнили о беспримерной жертве нашего отца Ибрагима (мир ему). Аллах послал Своему пророку множество испытаний, и он преодолел их с большим терпением. И наконец настало время для последнего – очень серьезного испытания – когда окончательно стало бы ясно, будет ли он до конца послушен повелениям Аллаха, либо последует за желаниями своего сердца. Ибрагиму (мир ему) был дарован ребенок – долгожданный сын – в очень преклонном возрасте, и вот ему было велено принести в жертву этого единственного сына. Как и другим родителям, Ибрагиму (мир ему) хотелось бы видеть своего сына живым и здоровым. Однако, несмотря на его сильную любовь к сыну, ему было повелено пожертвовать своим сыном. Ибрагим (мир ему) ни на мгновение не поколебался в своей решимости подчиниться приказу Аллаха, а не собственным желаниям.

Всевышний Аллах описал в Коране жертву отца и сына в следующих словах:

فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ

فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ

وَنَادَيْنَاهُ أَنْ يَا إِبْرَاهِيمُ

قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ

إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْبَلَاء الْمُبِينُ

А когда же он [Исмаил] достиг (такого возраста) чтобы (уже) (ходить и) работать вместе с ним [наравне с отцом], он [пророк Ибрахим] сказал (ему) (однажды): «О, сынок мой! Поистине, я вижу во сне (откровение), что закалываю тебя в жертву, и посмотри же, что ты думаешь». Он [Исмаил] сказал (чтобы обрести довольство своего Господа и желая помочь отцу исполнить его обязанность перед Аллахом): «О, отец мой! Делай, что тебе повелено (Аллахом); (и) ты найдёшь меня, если пожелает Аллах, из (числа) терпеливых».

И когда они оба [пророк Ибрахим и его сын Исмаил] предались (Аллаху) и (тогда Ибрахим) уложил его [своего сына] лбом (на землю, чтобы принести его в жертву), и (в этот момент) Мы воззвали [обратились] к нему (в тот трудный для него момент, когда он уже прикоснулся ножом к шее своего сына): «О, Ибрахим, (остановись)! 105. Ты уже (выполнил то, что тебе было повелено) и (уже в действительности) увидел истинность сна». (И Аллах Всевышний дал ему барана, которого он и принёс в жертву Аллаху.) Поистине, Мы так вознаграждаем искренне добродетельным!

Поистине, это [принесение в жертву собственного сына] – явное испытание. (37:102-106)

Истинный смысл курбана

Каждый год тысячи животных приносятся в жертву в праздничные дни Ид аль-Адха. И мы должны спросить себя: «В чем истинный смысл курбана, чему нас должно научить это действие?» Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) описывал курбан как часть шариата нашего отца Ибрагима (мир ему) (Тирмизи, 883) и его сунну (Маджма аз-Заваид, 5593). Ибрагиму (мир ему) было велено принести в жертву своего юного сына Исмаила (мир ему). Он всем сердцем повиновался приказу Аллаха и с честью прошел испытание. Нам следует брать пример с Ибрагима (мир ему) – когда встает выбор между нашими желаниями и повелением Аллаха, следует принести в жертву свои страсти и прихоти. Так же, как Ибрагим (мир ему) повиновался Аллаху в каждый момент своей жизни, и ему не приходило в голову ослушаться Его повелений даже ни на мгновение, так и мы должны повиноваться каждому приказу Аллаха, — касается ли это прав Аллаха или прав Его творений.

Самое любимое для Аллаха деяние в день Ид аль-Адха

«В десятый день зуль-хиджжа (день Курбана) нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан (жертвоприношение животных) Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем» (Тирмизи, 1493).

Существуют особые награды, которые обещаны за действия, совершаемые в особые дни. Жертвоприношение в день Курбана – это одно из таких действий. Это самое любимое для Аллаха деяние в этот день и поэтому наиболее вознаграждаемое. Так что курбан следует совершать с радостным сердцем (а не считать тягостью), поскольку в нем содержится только благо и добро.

Серьезные предупреждения для тех, что пренебрегает обязательностью курбана

За совершение курбана каждому верующему обещана большая награда (как передается в хадисах), но за пренебрежение этим действием (для тех, кому оно обязательно) также существуют серьезные предупреждения. Если курбан обязателен для человека, но он пренебрегает его совершением, он становится грешником перед Аллахом Тааля.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «У кого есть возможность принести жертву в праздник Ид, но он не сделает этого (несмотря на то, что она становится ваджибом для него), такой человек пусть не приближается к нам (к местам поклонения) в день Ид» (т.е. такой человек не должен отмечать это радостное событие вместе с другими верующими) (Ат-Таргыб ва т-тархиб, 1667).

Суннаты и адабы курбана

1.В день Ид аль-Адха самое лучшее и любимое для Аллаха деяние – это пролитие крови жертвенного животного (Тирмизи, 1494).

2.Перед принесением жертвы, равно как и во время принесения жертвы, нельзя плохо обращаться с животным, причинять ему боль – наоборот, нужно делать это максимально безболезненно для животного (Муслим, 1955).

3. Если у человек есть (лишние) средства, будет желательным (мустахаб) совершить курбан ради Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), его сподвижников и праведников нашей уммы (Тирмизи, 1495).

4. Человеку следует поспешить с исполнением обязательного курбана. За совершение курбана в первый день обещано больше награды, чем за курбан во второй день, а за совершение курбана во второй – больше, чем в третий день праздника (Тирмизи, 1521).

5. Считается Сунной не есть ничего утром праздничного дня. Желательно, чтобы первой пищей, которую человек съест в этот день, было мясо его жертвенного животного (Ибн Маджа, 1756).

6. Не дозволяется держать пост в 10-ый, 11-ый, 12-ый и 13-й дни месяца зуль-хиджжа (Муснад Ахмад, 20722).

7. Для жертвоприношения следует выбирать самое лучшее животное – какое только вы можете позволить по своим средствам. Самое здоровое и красивое животное принесет тому, кто его пожертвовал, бОльшую награду в Судный день (Ибн Маджа, 3122).

8. По возможности желательно самому вырастить/откормить животное для жертвоприношения (Бухари, 5553).

9. Если человек умеет это делать, считается Сунной самому принести свое животное в жертву. Если такой возможности нет, желательно хотя бы присутствовать при жертвоприношении своего животного (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1662).

10. Женщина также может сама забить собственное животное (если при этом нет опасности смешения полов).

11. Нельзя забивать одно животное на виду у другого.

12. Следует использовать острый нож для забоя. Не причиняйте животному лишней боли, используя тупой нож во время забоя (Ибн Маджа, 3172).

13. Не точите нож на виду у животного (ат-Таргыб ва т-тархиб, 3422).

14. Следует привести животное на место убоя без насилия, не следует тащить животное силой (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1664).

15. Следует уложить животное на левый бок, повернув его в сторону кыблы (Базлюль-маджхуд, т.4, с. 70) (Тирмизи, 1494).

16. Не следует снимать с животного шкуру, пока оно совершенно не остынет, и в его теле не останется признаков жизни (Шами, т.6, с. 296).

17. Человеку, который забивает животное, нужно держать нож в правой руке и делать это как можно быстрее.

18. Во время забоя следует произнести следующие слова:

Бисмиллях, Аллаху акбар!

19. Если произнесение имени Аллаха будет упущено намеренно, мясо такого животного становится запретным (харам).

20 .Перед забоем считается Сунной произнести следующее дуа:

«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-ль-алямин ля шарика лях»

Поистине, мой намаз, мой курбан, моя жизнь и моя смерть – ради Аллаха Тааля, Господа миров, у Которого нет сотоварища (Абу Дауд, 2797).

21. Желательно поесть мяса забитого животного и угостить других. Однако, дозволяется полностью раздать мясо курбана нуждающимся. Самым лучшим будет разделить его мясо на три части: первую употребить для нужд своей семьи, вторую – раздать друзьям и родным, и третью – раздать бедным и нуждающимся (Алямгири, т.5, с. 300).

22. Передается в хадисах, что самое лучшее деяние в день Курбана – это пролитие крови. Однако, передается, что еще бОльшей награды заслужит тот человек, который этот день посвятит упрочению уз родства. Так что вместе с обязательностью жертвоприношения нам следует постараться укреплять семейные узы в этот день.

Ибн Аббас (радыАллаху анхума) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил в день Ид аль-Адха: «Нет более достойного деяния, чем пролитие крови (курбана) в этот день, кроме соединения уз родства (если они были разорваны)» (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1661).

Ответы на вопросы относительно курбана

Приближается мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан-Байрам). Что означает слово «курбан»?

Слово «курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.

На какой день в этом году выпадает Курбан-Байрам?

Я слышал о посте перед Курбан-Байрамом, расскажите о нем.

Первая декада – первые 10 дней — месяца Зуль-хиджжа считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост. Особенно важно держать пост в день Арафа, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (23 сентября, среда).

Однако, нельзя держать пост в праздник и следующие три дня после него.

В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».

Для кого курбан является обязательным?

Согласно ханафитскому мазхабу, курбан обязателен для здорового (находящегося в здравом уме) и совершеннолетнего мусульманина, который обладает нисабом (минимальным имущественным порогом, обладание которым делает закят обязательным) к моменту наступления дня Ид (Шами, т.6, с. 312, Алямгири, т.1, с.191).

Курбан будет обязательным для мусафира (путника)?

Курбан не обязателен для мусафира (Шами, т.6, с. 313).

Будет ли действителен обязательный (ваджиб) курбан, если он совершается от имени кого-то без его согласия?

Обязательный курбан не будет действительным (Бадаи ас-санаи, т.5, с.67; Шами, т.6, с.315).

Если бедный человек, для кого курбан не является обязательным, приобретет животное, станет ли курбан обязательным для него?

Курбан станет обязательным для него (Шами, т.5, с.478).

Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?

Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху, который совершается в память о жертве Ибрагима (мир ему) и покорности Исмаила (мир ему). Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного нельзя.

Время совершения курбана

Когда наступает время принесения жертвы?

Время жертвоприношения наступает с момент рассвета 10-го дня зуль-хиджжа и продолжается до окончания 12-го числа месяца зуль-хиджжа (Алямгири, т.5, с.296).

Разрешается совершить курбан до времени праздничной молитвы Ид?

Не разрешается совершать курбан до праздничной молитвы в городах, но разрешается в деревнях и на фермах, где не читается праздничный намаз. Там можно совершить курбан сразу после рассвета (Шами, т.6, с. 318).

А если человек, который живет в городе, приобретет животное на ферме, и его забьют там же до праздничной молитвы, будет ли его курбан действительным?

Его курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 318).

Можно совершать курбан ночью?

Если он будет совершаться в хорошо освещенном месте, где нет опасности заблудиться, курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 320; Алямгири, т.5, с. 296).

Животные для курбана

Каких животных можно приносить в жертву?

Коз, овец, буйволов, коров, быков и верблюдов можно приносить в жертву на курбан. Но кроме этих, никаких других животных нельзя приносить в жертву на курбан. (Алямгири, т.5, с.295).

Сколько человек могут принести в жертву быка, корову, буйвола или верблюда?

Этих животных могут принести в жертву семь человек – то есть, в курбане могут быть до семи частей (участников) (Алямгири, т.5, с. 296).

Барана или козу каждый человек приносит в жертву от себя.

Можно ли принести в жертву кастрированное животное?

Да, это разрешается. Абу Рафи’ рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).

Какой возраст должен быть у животных, чтобы курбан был действительным?

Козам и овцам должно быть не меньше года. Однако, если шестимесячная овца будет напоминать (по виду, по размеру) годовалую овцу, курбан будет действительным. Быки, коровы, буйволы должны быть не моложе двух лет. Верблюдам должно быть не меньше пяти лет (Шами, т.6, с.321).

Можно ли принести в жертву беременное животное?

Да, это дозволяется (Алямгири, т.5, с.302).

Что следует сделать с детенышем (которое находилось внутри беременного животного) в таком случае?

Его следует также принести в жертву. Если оно не будет принесено в жертву в течение дней Ид, тогда его следует живым отдать в виде милостыни (Алямгири, т.5, с. 302).

Дефекты жертвенных животных

Животные, предназначенные для курбана, должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:

  1. слепота на один или оба глаза;
  2. слабость и истощение;
  3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (если оно не может жевать пищу);
  4. сломанный (до основания) рог;
  5. хромота (так, что оно не может опираться на больную ногу);
  6. явная болезнь.

Если животное ослабело от голода, оно подходит для курбана?

Если животное достаточно сильное, оно подходит для курбана. Если оно сильно ослабело от голода, его не подходит для жертвоприношения (Шами, т.6, с. 323).

Для курбана было приобретено здоровое животное. Однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?

Такое животное приносить в жертву нельзя (Шами, т.6, с. 325).

Если бедный человек приобрел здоровое животное без дефектов для курбана, однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?

Бедный человек может забить такое животное для курбана (Шами, т.6, с.325).

Можно ли принести в жертву животное с дефектом зрения?

Если у него потеряно более одной трети зрения (слепота на один или оба глаза), его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с. 297).

Если у животного оторваны хвост или ухо, его можно приносить в жертву?

Если более одной трети хвоста или уха животного оторваны или отрезаны, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.297).

Если животное хромает на одну ногу, можно ли его использовать для курба на?

Если оно ходит только на трех ногах, не опираясь на хромую ногу, его нельзя приносить в жертву. Однако, если оно может опираться на хромую ногу, его можно использовать для курбана (Шами, т.6, с.323).

Можно ли приносить в жертву слабое животное?

Если оно очень слабое, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.298).

Можно ли использовать животное, у которого нет зубов?

Если у него нет зубов, так что оно не может жевать, его нельзя использовать. Однако, если оно в состоянии жевать пищу, оно подходит для курбана (Алямгири, т.5, с.298).

Можно ли использовать животное, которое родилось без ушей?

Такое животное использовать нельзя (Шами, т.6, с.324).

Можно ли использовать животное, у которого обломан рог?

Если рог отломан под корень, его нельзя приносить в жертву. Если он сломался не до основания (не под корень), его можно принести в жертву (Алямгири, т.5, с.297).

Мясо и шкура жертвенного животного

Что следует сделать с мясом жертвенного животного?

Его можно употребить для своих нужд, разделить со своей семьей, друзьями и т.д. Но более предпочтительным будет отделить одну треть для неимущих (Алямгири, т.5, с.300).

Что следует сделать со шкурой жертвенного животного?

Человек может использовать ее для своих нужд. Также можно подарить ее или отдать как милостыню (Шами, т.6, с. 327; Алямгири, т.5, с.300; Маджма аз-Заваид, т.4, с.174).

Можно ли продать шкуру животного?

Можно, но деньги нужно раздать в качестве милостыни (Алямгири, т.5, с.301).

Можно ли дать мясо курбана тем, кто помогал снимать шкуру с животного (и потрошить его), в качестве вознаграждения?

Нет, не дозволяется отдавать мясо в качестве вознаграждения тем, кто помогал снимать шкуру с животного и т.д. в качестве вознаграждения (Шами, т.6, с. 328).

Можно ли отдавать мясо курбана немусульманам? Некоторые утверждают, что его можно давать только мусульманам, а некоторые считают, что можно давать и мусульманам, и немусульманам.

Допускается раздавать мясо курбана немусульманам. Раздача мяса курбана не ограничивается одними мусульманами (Муфтий Ибрахим Десаи)

А Аллах знает лучше.

  • Значение жертвоприношения (курбан );
  • Для кого обязательно жертвоприношение (курбан );
  • Как и когда выполняется жертвоприношение (курбан );
  • Что делать с мясом и шкурой жертвенного животного;
  • Жертвоприношение по обету (н азр - курбан );
  • Жертвоприношение (курбан ) от имени умершего;
  • Разрешенные и запрещенные для жертвоприношения животные;
  • Разрешенное и запрещенное мясо;
  • Обряды, связанные с рождением ребенка;
  • Виды клятв и их исполнение.

ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (КУРБАН )

Жертвоприношение в дни праздника Курбан-байрам – это поклонение (ибада ), совершаемое имуществом, которое относится к необходимому (ваджиб ). Откровение о жертвоприношении (курбан ) было ниспослано во втором году хиджры.

Жертвоприношение (к урбан ) совершается ради Всевышнего Аллаха в знак благодарности за Его дары и служит причиной приближения к Его милости. В одном из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказано: «Самые худшие из скупых людей - это те, которые не совершают заклания жертвенного животного, хотя должны были бы это сделать».

Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в праздник Курбан-байрам совершал заклание двух животных – одного от себя, а второго – от имени своей общины (умм а ). Мусульмане, имеющие соответствующий достаток и желающие заслужить ещё больше благостей Создателя, также могут принести в жертву 2-х и более животных.

Обряд жертвоприношения регулирует социальные отношения в обществе, напоминает благосостоятельным людям о том, что они несут некие обязательства как перед Всевышним, так и перед обществом. Если человек обладает какими-нибудь возможностями, то их необходимо использовать в благих целях, а не ради своего собственного обогащения. Всевышний Аллах велит обеспеченным людям заботиться о бедняках и неимущих, об их пропитании, о поддержании хороших отношений со всеми людьми.

В Священном Коране говорится:

«И служите Богу и не уподобляйте никого Ему, и будьте добры с родителями и близкими родственниками, и сиротами, и нуждающимися, и с соседом из вашей родни, и с чужаком-соседом, и со спутником в дороге, и со странником, и с теми, кем владеют ваши десницы. Воистину, Господь не любит гордых и хвастливых» .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто сыт в то время, когда его сосед голоден, не из нас» .

Обряд жертвоприношения стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства и дружбы между ними, поскольку в праздничные дни верующие стремятся к совершению благих и добрых дел не только в отношении к своим близким, но и ко всем людям, торопятся раздать милостыню, а также преподнести мясо жертвенного животного в качестве подарка. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства и щедрости.

В масштабе всего человечества этот праздник открывает великий путь к миру, согласию и единению людей всего земного шара. Курбан-байрам учит солидарности, взаимоуважению, бескорыстию и добру. Не трудно понять предназначение жертвоприношения, в котором заключены Справедливость, Всезнание и Мудрость Господа, направленного на обеспечение голодающего, бедствующего населения во всем мире, которые также как и все остальные люди имеют право на полноценное существование. Состоятельный человек может принести радость и довольство многим людям, а самое главное – обрести довольство Всевышнего и духовное удовлетворение, которое не каждый богатый человек сможет испытать даже на протяжении всей своей жизни.

Таким образом, обряд жертвоприношения не только способствует духовному очищению самого верующего, но и обеспечивает пропитание бедной части населения земли хотя бы на некоторое время.

ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН )

В Священном Коране говорится:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха» .

Жертвоприношение (курбан ) является необходимым (ваджиб ) для:

  1. мусульманина;
  2. разумного;
  3. совершеннолетнего;
  4. свободного от рабства;
  5. не находящегося в путешествии;
  6. владеющего имуществом в размере нисаба (не обязательно владеть нисабом год).

Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

КАК И КОГДА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Жертвоприношение можно совершать в первые три дня праздника Курбан-байрам, но лучше это делать в первый день. Жертвоприношение совершают после праздничного намаза. В местности, где праздничный намаз не совершают, жертвоприношение можно делать с наступлением рассвета. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Сегодня (т.е. в праздник) наше первое дело – это чтение (праздничного) намаза, а потом – совершение жертвоприношение (курбан ) . Кто так сделает, тот выполнит нашу с унну. Если кто-то сделает жертвоприношение (курбан ) раньше этого (намаза), то это будет считаться простым мясом, отданным своей семье» .

После вечернего намаза (аль -магриб ) третьего дня праздника совершать жертвоприношение (курбан ) нельзя.

Тот, кто умеет и имеет возможность, совершает жертвоприношение своими руками. Тот, кто не умеет или не имеет возможности, может поручить другому совершить жертвоприношение.

При заклании животное категорически нельзя мучить. Порицаемо тащить животное волоком на место закалывания за ноги, начинать поиски ножа или точить нож после того, как животное уже связано, а также резать одно животное на виду у другого. Отношение ко всем созданиям Аллаха должно быть чутким и внимательным.

Перед закланием необходимо сформировать намерение: «О Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву». Во время заклания желательно, чтобы животное лежало на левом боку головой в направлении Кыблы.

Со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!») надо быстро острым ножом перерезать животному пищевод, дыхательные пути и основные вены.

и следующий аят Священного Корана:

قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Воистину, моя молитва, мое поклонение (Аллаху), жизнь моя и смерть – во власти Аллаха, Господа (обитателей) миров, наряду с которым нет (иного) божества …»

Во время жертвоприношения недостаточно сказать «Бисмиллях» , надо обязательно сказать «Бисмиллях, Аллаху Акбар» . Если режущий сознательно не сказал этого, мясо животного становится запретным, если же не сказал по забывчивости, то это прощается.

До полного наступления смерти нежелательно отделять голову или начинать снимать шкуру животного.

ЧТО ДЕЛАТЬ С МЯСОМ И ШКУРОЙ ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО

Мясо жертвенного животного можно раздать или оставить себе. Лучше (мандуб ) разделить его на три части: одну раздать беднякам и неимущим, другую – родственникам и друзьям, а третью оставить себе. Допускается отдать мясо жертвенного животного (к урбан ) не мусульманам в качестве подарка.

Мясо и шкуру жертвенного животного (курбан ) порицаемо (макрух ) продавать или расплачиваться с мясником. Разрешается использовать шкуру самому, отдать бедняку или в благотворительную организацию.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО ОБЕТУ (НАЗР - КУРБАН )

Обет совершить жертвоприношение (н азр урбан ) делает его необходимым (ваджиб ). Жертвоприношение по обету (н азр урбан ) бывает 2-х видов:

  1. Обет (н азр ), не связанный с какими-либо условиями. Например, сказав: «Я сделаю жертвоприношение во имя Аллаха», человек волен сделать это жертвоприношение в любое время.
  2. Обет (н азр ), связанный с каким-либо условием. Например, сказав: «Если выздоровеет больной, то я принесу жертву во имя Аллаха», человек должен совершить жертвоприношение, когда больной выздоровеет. Можно сделать жертвоприношение и раньше, не дожидаясь исполнения желаемого.

Мясо животного, принесенного в жертву по обету (назр ), нельзя употреблять в пищу тому, кто дал обет, а также его жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Кроме того, мясо жертвенного животного, принесенного по обету (назр ), нельзя есть тем, кто обладает нисабом.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН ) ОТ ИМЕНИ УМЕРШЕГО

Жертвоприношение за умершего совершают в праздник Курбан-байрам. Мясо жертвенного животного совершивший жертвоприношение за умершего может раздать или оставить себе. А мясо животного, принесенного в жертву по завещанию, раздают только бедным.

РАЗРЕШЁННЫЕ И ЗАПРЕЩЁННЫЕ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

Приносить в жертву можно только следующих животных: овцу, козу, корову, буйвола и верблюда. Козе или овце должно быть не менее года, корове или буйволу – не меньше двух лет, верблюду – не меньше пяти лет. Также можно принести в жертву крупную 6-ти месячную овцу, если по размеру она подобна годовалой. Для козы достижение годовалого возраста – строгое условие.

Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать в собственном стойле. Если несколько одинаковых животных до заклания содержатся вместе, то лучше отметить свое животное особым знаком.

Одну овцу или одну козу может принести в жертву один человек. Одну корову, буйвола или верблюда могут принести в жертву от одного до семи человек (семей). Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

Не приносятся в жертву птицы (петух, курица, утка и т.п.), а также дикие парнокопытные животные (например, дикие буйвол, коза и т.д.).

Допустимо, если животное обладает незначительными недостатками, например, у него надломан рог, повреждено несколько зубов или оно хромает. Однако, существуют определенные недостатки, которые делают животное непригодным к жертвоприношению:

– если животное слепое на один или оба глаза;

– если один или оба рога животного сломаны до основания;

– если у животного не достает более половины уха или более половины хвоста;

– если хромое животное не в состоянии встать на ноги;

– врожденное отсутствие уха или хвоста;

– большая часть зубов повреждена так, что животное не может принимать пищу;

– если животное больное;

– если животное очень ослаблено;

– поврежденные соски;

– если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола – два соска.

РАЗРЕШЁННОЕ И ЗАПРЕЩЁННОЕ МЯСО

Согласно канонам Ислама мусульманам разрешено (халяль ) употреблять в пищу мясо домашних животных и домашних птиц, таких как мясо коровы, буйвола, верблюда, лошади, барана, козы, курицы, журавля, страуса, голубя, зайца, гуся. Также разрешено употреблять в пищу саранчу и любую рыбу. Однако необходимо отметить мнение великого имама Абу Ханифы, который оговаривал незначительную порицаемость употребления конины.

Для того, чтобы мясо вышеперечисленных животных и птиц стало разрешенным (халяль ) необходимо соблюдение обряда убоя. Этот обряд заключается в перерезании шейных артерий, пищевода и дыхательных путей с упоминанием имени Всевышнего («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ). Человек, совершающий данный обряд, должен быть мусульманином или человеком из числа людей Писания (христиан или иудеев) и находится в здравом уме.

Мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной, является строго запрещенным для употребления в пищу. К ним относятся львы, тигры, волки, шакалы, гиены, гепарды, лисы, соболи, медведи, собаки, ящерицы и т.д. Употребление в пищу мяса диких травоядных животных (газелей, оленей, диких коров, зайцев и т.д.) разрешено при соблюдении упомянутого обряда убоя.

В случае охоты с огнестрельным оружием упоминать имя Всевышнего Аллаха («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ) необходимо во время выстрела. Если животное было только ранено, то охотник должен завершить обряд убоя, воспользовавшись ножом.

Мясо осла, мула, кошки, белки, слона, хищных птиц (орел, сокол, ворона, черный гриф, ястриб, коршун), летучих мышей также нельзя употреблять в пищу.

Не употребляют в пищу мясо животных и насекомых, вызывающих брезгливость, например, мышей, лягушек, змей, мух, жуков, бабочек, скорпионов. Также несъедобным считается мясо морских животных, не относящихся к рыбам, таких как осьминогов, моллюсков, крабов и т.п. Не употребляют в пищу рептилий, которые живут на суше и в море, например, черепах и крокодилов.

12 сентября начался главный мусульманский праздник - Курбан-байрам. Еда - одна из самых важных его составляющих. Без каких блюд не обходится торжественный обед и каков распорядок дня празднующих, рассказала Зарема Тагирова, кулинарный блогер и знаток татарской кухни.

"Праздник жертвоприношения", или Курбан-байрам, - самый главный праздник для мусульман. Он начинается через 70 дней после окончания тридцатидневного поста в месяц Рамадан и совпадает с днём завершения паломничества в Мекку.

Курбан-байрам отмечают три дня, начиная с восхода солнца, а перед праздником выдерживают 10 дней поста - уразы. Верующие умываются, надевают чистые одежды и посещают мечеть для праздничной утренней молитвы - намаза, с чтением проповеди, а также посещают и кладбища, чтобы почтить память усопших родственников. Заключительным этапом праздника является принесение в жертву какого-либо животного - барана, козы, верблюда или быка, при этом возраст барана не должен быть больше года, а быка или коровы - не более двух лет. Животное должно быть здоровым и не иметь никаких физических недостатков, его приносят в жертву в соответствии с канонами: читают молитву, а мясо делят на три части - одну отдают нуждающимся и нищим людям либо оставляют в мечети, вторую часть используют в приготовлении праздничных блюд, которыми угощают родственников, друзей и соседей, а третья часть остаётся в доме хозяина. Мясо не должно храниться, его необходимо съесть по окончании Курбан-байрама, а кости - предать земле.

Что же готовят на праздник из жертвенного мяса? В первый день - блюда из субпродуктов: печени и сердца. Второй день начинают с тарелки супа, приготовленного на бульоне из бараньих голов и голяшек. Готовят тушёное мясо, жаркое, дополняя рисом, бобовыми и овощами. В третий день на столах мусульман появляются супы из бараньих костей, плов, шашлык, лагман, манты, бешбармак, чучвара и многие другие традиционные блюда.

Особое место на праздничном столе отведено сладостям, которыми принято украшать столы и одаривать детей. В Курбан-байрам выпечка, как правило, готовится с использованием миндаля и изюма: это всевозможные восточные печенья, пироги и бисквиты.

Блюда для праздничного стола

Джиз быз

Джиз быз - блюдо пастухов, которым они питались и питаются в своих долгих путешествиях по пастбищам. Ливер невозможно долго хранить, вот почему это блюдо быстро готовится и тут же съедается. Потроха барашка - это кладезь витаминов и вкусов. В блюде используется весь ливер, по вашему вкусу, - печень, сердце, почки, лёгкое, брюшина, селезёнка и бараньи яйца (для мужской вариации джиз-быза). Готовят джиз-быз в садже (вогнутая стальная или чугунная сковорода с двумя ручками по бокам. - Прим. ред. ), либо в казане или воке.

Ингредиенты (на 4 персоны):

  • набор бараньего ливера (печень, лёгкое, сердце, селезёнка) - 1 шт.;
  • лук репчатый - 4-5 шт.;
  • масло растительное / курдючное сало - 3-4 ст. ложки ;
  • чеснок - 2-3 зубчика;
  • перец болгарский - 2-3 шт.;
  • томаты - 3-4 шт.;
  • кориандр - 1 ч. л.;
  • перец чёрный молотый и соль по вкусу.

Способ приготовления:

Лук очистить от шелухи, помыть. Мелко нашинковать и убрать на время в сторону. Перец болгарский и томаты помыть и нашинковать. Вымыть набор бараньего ливера. Каждую составляющую отдельно нарезать. Сердце - убрать протоки и сгустки крови. Печень нарезать крупно, убрав лишнюю плёнку. Лёгкое и селезёнку также нарезать не очень мелко.

В казане распустить масло с зубчиком чеснока. Как только он станет коричневым, его нужно убрать из масла. Первым обжарить сердце в течение 1-2 минут, затем добавить печень, после - лёгкие и селезёнку. Тщательно перемешать и обжарить в течение минуты.

В финале добавить лук, нашинкованные томаты и перец. Они придадут блюду вкус, сок и мягкость. Тушить, помешивая, 5 минут. В конце блюдо нужно посолить, поперчить и всыпать кориандр. Перед подачей посыпать крупно нарезанной кинзой.

Салат "Восточный"

Не последнее место на праздничном столе занимают салаты с ливером и мясом. Восточный салат вариативен, и его можно приготовить как с печенью, так и с отварной говядиной или бараниной. Все продукты должны быть нашинкованы соломкой.

Ингредиенты (на 4 персоны):

  • печень барашка или говядина отварная - 200 г;
  • томаты - 3-4 шт.;
  • огурец солёный - 3-4 шт.;
  • перец болгарский - 3-4 шт.;
  • лук красный - 1 шт.;
  • кинза;
  • масло растительное - 2-3 ст. л.;
  • соевый соус - 1/2 ч. л.;
  • уксус яблочный - 1/2 ч. л.;
  • перец свежемолотый;
  • соль морская;
  • кунжут.

Способ приготовления:

Печень барашка очистить от проток и плёнок, нарезать тонкой соломкой и обжарить 1-2 минуты на хорошо разогретой сковороде.

Все овощи вымыть, обсушить. Лук нашинковать полукольцами и убрать в сторону. Томаты, перец и огурец нарезать тонкой соломкой.

В миске соединить соевый соус, уксус яблочный, масло растительное, соль и перец. Всё перемешать. Проверить на баланс кислоты - сладости.

Овощи и печень выложить в миску и заправить соусом. Выложить в тарелку салат, сверху посыпав кунжутом.

Шулюм

Шулюм - это наваристый, сытный суп из мяса, крупно порезанных овощей и зелени. Как правило, его готовят на открытом огне, а выбор овощей обуславливается сезонностью. Из мяса выбирают голяшки, лопатки и другие составные части барашка, а также говядину, птицу и дичь.

Ингредиенты (на 4-6 персон):

  • баранина (голяшка) - 2 кг;
  • лук репчатый - 2 шт.;
  • перец болгарский - 10 шт.;
  • картофель - 6-8 шт.;
  • томаты - 8-10 шт.;
  • петрушка - 200 г;
  • кинза - 200 г;
  • базилик - 200 г;
  • укроп - 200 г;
  • соль;
  • перец горошком;
  • перец свежемолотый;
  • перец чили.

Способ приготовления:

Баранину нарубить кусками по 100-150 граммов. Лук репчатый очистить. В кастрюлю налить холодную воду, уложить мясо и лук. Первые 40 минут солить нельзя. После закипания снять пенку, уменьшить огонь и варить 1 час.

Картофель очистить и нарезать крупными дольками. Добавить в бульон после 40-45 минут приготовления блюда. Перец сладкий нарезать соломкой. На помидорах кожицу надрезать крест-накрест, обдать кипятком и очистить от кожуры. Нарезать дольками. После часа варки мяса в кастрюлю закладываются перец и томаты.

Всю зелень мелко нашинковать. За 10 минут до готовности начинаем её добавлять: сначала укроп и петрушку, затем через пару минут базилик, а когда суп уже готов - кинзу.

Шах-плов

Плов - блюдо, объединяющее людей, традиции и нации за одним столом. Его вариаций великое множество, но одним из самых ярких представителей праздничных пловов является шах-плов, блюдо азербайджанской кухни. Название происходит от его внешнего вида, который напоминает корону средневековых восточных правителей.

Характерная черта азербайджанских пловов - газмах (это слово нельзя перевести на русский - Прим. ред. ). Это корочка из лаваша, теста или лапши, а также нижний слой риса, который прилипает к нему. Суть газмаха в том, что он, поджариваясь, препятствует сгоранию риса. Под казан часто укладывают специальный круглый железный лист, который не даёт сгореть плову и способствует равномерному распределению температуры.

Ингредиенты (на 4-6 персон):

  • рис длиннозерновой (лучше Басмати) - 200-300 граммов;
  • баранина (мякоть) - 500-600 граммов;
  • масло топлёное или курдючный жир ;
  • соль ;
  • шафран - щепотка.

Газмах:

  • лаваш тонкий - 2-3 шт.;
  • масло топлёное - 80 граммов;
  • кунжут.

Ширин-ашгара:

  • курага - 80 граммов;
  • изюм (киш-миш) - 80-90 граммов;
  • масло топлёное.

Зирвак:

  • луковица - 1 шт;
  • морковь средняя - 1 шт;
  • смесь для плова (семена барбариса, кумин, перец чили, зира) - 1 ч. л.

Способ приготовления:

Рис: минимум за 3-4 часа до приготовления плова необходимое количество риса как следует промыть. Залить водой, посыпать сверху солью и оставить в стороне. Важно сделать это заранее, так он быстрее сварится. В чашку всыпать шафран, залить его кипятком, накрыть блюдцем, дать отстояться минимум 4 часа или ночь.

Наполнить самую большую кастрюлю водой (воды также должно быть много, т. к. рис набухает при варке) и поставить на сильный огонь. Всыпать много соли, несколько столовых ложек. Как только вода в кастрюле начнёт закипать, влить в неё воду, в которой замачивался рис. Как только всё снова закипит - всыпать рис, помешивая. Когда он сварится, откинуть на дуршлаг и остудить.

Ширин ашгара: промыть сухофрукты, уложить в сотейник и залить водой, чтобы она покрыла их полностью. Поставить на огонь, тушить. Как только вода испарится, добавить масло. Обжарить ашгара на среднем огне 3-5 минут, затем дать остыть.

Зирвак: соломкой нашинковать морковь и лук. В сухой казан положить смесь для плова и прогреть. Добавить масло или курдючный жир, протопить немного, затем обжарить овощи до золотистого цвета.

Баранину нарезать на кусочки, добавить частями в казан, припечатывая их со всех сторон. Добавить немного воды и тушить с зирваком 30 минут.

Газмаг: лаваш тонкий нарезать на полоски шириной 1,5-2 см.

Сборка шах-плова: казан или форму смазать топлёным маслом, посыпать кунжутом и выложить по всему периметру нарезанный лаваш внахлёст. Его концы должны свисать за стенки казана. Снова смазать топлёным маслом. Затем выложить слой риса, слой зирвака с бараниной, слой ашгара и снова всё повторить по аналогии.

Последний штрих: к заранее замоченному шафрану добавить немного масла и полить плов по всей поверхности. Теми кусочками лаваша, которые свисали с казана, выстелить верх плова, смазать топлёным маслом и накрыть крышкой. Поставить казан на огонь или в заранее разогретый духовой шкаф до 180 градусов на 1 час.

Перед подачей перевернуть плов кверху дном, нарезать на куски.

Печенье "Шакер-пури"

Кулинарное искусство Востока создавалось и создаётся женщинами. В любой семье, независимо от достатка, умение готовить передаётся из поколения в поколение. Это суть жизни и традиции народов. Мать не записывает рецептов: её дочери смотрят годами, как она колдует на кухне. Все девушки и женщины с детства знают золотое правило: "Твой глаз - это лучшие весы".

Восточная кухня славится изобилием сладостей и десертов. В основе многих из них специи, фрукты и сухофрукты, орехи. В Курбан-байрам отдаётся предпочтение десертам с содержанием миндаля. Печенье "Шакер-пури" - это лакомство, которым встречают и угощают гостей с чаем, ещё его раздают детям.

Ингредиенты (на 6-10 персон):

  • мука в/с - 200 г;
  • масло сливочное - 100 г;
  • мука миндальная - 80 г;
  • корица - 1/2 ч. л.;
  • яйцо - 1 шт.;
  • желток - 1 шт.;
  • сахарная пудра - 100 г;
  • молоко - 125 мл.;
  • ванильный сахар - 20 г;
  • разрыхлитель - 5 г.

Способ приготовления:

Масло комнатной температуры взбить в пышную массу вместе с ванильным сахаром и сахарной пудрой. Добавить яйцо и желтки, молоко. Всё тщательно перемешать. В массу всыпать просеянную муку вместе с разрыхлителем и корицей. Заместить тесто.

Тесто раскатать в пласт толщиной 1-1,5 см, при помощи формы в виде полумесяца нарезать. Уложить на лист, застланный пергаментом, и поставить в духовку, разогретую до 220 градусов, на 15-20 минут.

Достать готовое печенье, смазать по желанию сахарным сиропом и посыпать миндальными лепестками или же посыпать сахарной пудрой. Подавать к чаю.

Курбан-байрам издревле символизирует милосердие, единение, заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. По массовости и значимости он не уступает другому важному празднику всех мусульман – . С каждым годом Курбан-байрам отмечают раньше, чем в предыдущем году на 10-11 дней, поскольку летоисчисление мусульман не совпадает с Григорианским календарем. Оно ведется от 16 июля 622 года до н.э. – дня, когда пророк Мухаммед и первые мусульмане переселились из Мекки в Медину.

Этот особенный для всех мусульман день знаменует собой окончание обряда хаджа – паломничества в Мекку как одного из пяти основных заповедей ислама. Считается, что его хотя бы раз в жизни должен совершить каждый уважающий себя мусульманин. Но те мусульмане, у которых пока нет возможности отправиться в масштабное паломничество, исполняют необходимые обряды там, где окажутся в этот день.

Празднование Курбана-байрама традиционно начинается с раннего утра, около 07:00. предшествует полное омовение, после которого мусульманин облачается в чистую одежду. Принимать пищу до молитвы не рекомендуется.

Основным ритуалом праздника и символом верности Аллаху по традиции остается жертвоприношение. Эта традиция известна не только по Корану, но и по Библии. В христианском Священном писании можно найти эпизод, где Авраам говорит о необходимости возложить своего сына Исаака на жертвенный алтарь. В мусульманской культуре главным действующим лицом аналогичного сюжета стал пророк Ибрахим. Во сне он видит архангела Джабриила, и тот передает ему повеление Аллаха: нужно принести в жертву Исмаила, твоего единственного сына (пророк до 86 лет не имел детей, пока у него не родился первый сын Исмаил). Ни сын, ни отец не стали перечить воле Господа, поскольку были послушными мусульманами. Ибрахим отправляется в долину Мина (ныне Мекка), чтобы подготовиться к обряду. В это время его сын смиренно ожидает своей участи. «Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым», – восклицает Исмаил.

Однако как только Ибрахим занес нож над шеей покорного сына, Аллах решил, что нет необходимости в этой кровавой жертве. Он сказал Ибрахиму, что тот успешно прошел испытание. «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего», – сказал Аллах. Первенец пророка чудом остался жив. Вместо сына Аллах велел пророку зарезать барашка и тем самым дал понять, что человеческие жертвы не нужны. Заклания животного вполне достаточно.

В наше время барана в качестве объекта жертвоприношения могут заменять верблюд, корова (бык), буйвол, коза (козел). Считается, что человеку, совершающему жертвоприношение, с первой капли крови прощаются все грехи. Обряд предполагает множество тонкостей. Например, если мусульманин выбрал козу или овцу, то приносить их в жертву он должен один, а если он выбрал верблюда или корову, то обряд может совершить только группа из семи человек. Во-вторых, животное должно подходить по возрасту. Так, коза и овца (баран) должны быть не старше года, буйвол и корова (бык) – двух лет, а верблюда разрешается приносить в жертву до пяти лет от роду. В-третьих, животное должно быть здоровым, без серьезных заболеваний, чтобы мясо было качественное. В-четвертых, для заклания лучше всего выбрать животное с белой шерстью, чем с черной, поскольку пророк Мухаммед над двумя белыми баранами. Жертву перед закланием обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.

Считается, что совершить жертвоприношение мусульмане могут в течение трех праздничных дней. После заклания барана из его мяса готовят блюда для праздничного застолья. Причем мясо обычно делят на три части. Одну часть раздают бедным и малоимущим людям, второй угощают родственников, а третья остается в доме хозяина животного, который совершил заклание. Коран категорически запрещает отдавать мясо и шкуры животных кому-либо за деньги, а также расплачиваться ими.

В дни Курбан-байрама мусульманам полагается не работать, навещать родных и близких (в том числе усопших на кладбище), давать милостыню, обмениваться поздравлениями. Трудовых мигрантов, которые проживают в России, в этот день освобождают от работы. Любые добрые дела каждый мусульманский верующий должен сопровождать молитвой-благодарностью и просьбами к Всевышнему о прощении грехов.

Согласно Корану, он повелел пророку Ибрахиму принести себе в жертву собственного сына (для испытания). Ибрахим послушался и начал готовиться к предстоящему ритуалу. При этом, сын знал о предстоящем, но был послушен отцовской воле. В последний момент, Аллах пресек ритуал, и ангел принес для жертвоприношения барана. Ибрахим после этого стал зваться «другом Аллаха», а люди получили важный урок: всегда необходимо подчиняться Богу, даже если это приносит боль.

Празднуют курбан-байрам десятого дня двенадцатого месяца, по мусульманскому «зу-ль-хиджжа», одновременно совершая традиционное для паломничества в Мекку. С первыми лучами солнца совершают омовение и надевают чистую одежду. Дальше идут в мечеть, совершать утреннюю молитву. Перед есть, не рекомендуется. После завершения молитвы все возвращаются назад. Далее следует очередное посещение мечети, причем желательно идти другой дорогой. Имам, на специальной площадке, отведенной для праздника, произносит речь. Проповедь начинается с благодарностей Аллаху и пророку, а затем подробно объясняется значение хаджа и ритуала жертвоприношения. Далее следует и само жертвоприношение. Над животным, поваленным головой в направлении Мекки, обычно славят Аллаха. Вообще, к жертвенным животным предъявляют ряд требований. Например, если , то баран должен быть семимесячным, бык (корова) должен достичь 2 лет, верблюд – пяти. Также, не пригодны больные животные, слепые, хромые и худые. В них не должны присутствовать недостатки, влияющие на качество мяса, или его количество. Часть мяса принесенного в жертву животного потом раздают нищим, соседям и знакомым, а часть употребляют в пищу сами. С человеком, совершившим жертвоприношение (убившим ), не расплачиваются, а некоторую часть мяса (вообще, нельзя продавать ничего с жертвы – ни шкуры, ни мяса и т.п.).

В день курбан-байрам желательно пробовать разные мясные блюда, дарить знакомым, друзьям и родственникам подарки. В этот же день, как кульминация всего праздника, принято ритуально бить шайтана камнями. А в после праздничные дни, очень часто, мусульмане навещают родных, живущих в другой .

Связанная статья

Совет 2: Условия и правила жертвоприношения в Курбан байрам

Курбан байрам мусульмане начали праздновать во втором году после переселения Пророка Мухаммада (а.с.с.) в Медину. В то время жители Медины отмечали два языческих праздника. После прихода Ислама, Всевышний Аллах заменил эти дни праздниками Ураза байрам (завершение поста Рамазан) и Курбан байрам (праздник жертвоприношения).

Условия обязательности жертвоприношения по мазхабу имама Абу Ханифы:


  • Быть мусульманином;

  • Быть свободным;

  • Иметь здоровый рассудок;

  • Быть мукымом (находиться у себя дома, не путник);

  • Иметь имущество, превышающее основные потребности, чтобы жертвоприношение не могло повредить семейному бюджету.

Праздник Курбан отмечают три дня подряд. Время жертвоприношения наступает сразу, через тридцать минут после поднятия солнца в первый праздничный день и длится до последнего третьего дня праздника, до захода солнца. Однако, в тех населенных пунктах, в мечетях которых проводится праздничная молитва, совершение жертвоприношения до молитвы запрещается. Праздничная молитва проводится в населениях, где проводятся еженедельные пятничные молитвы.


От одного человека необходимо принести в жертву только одну овцу или козу. А верблюда или корову можно принести в жертву от семи человек. Так как они ценятся дороже и имеют больший вес.


Выбирают самые здоровые, красивые животные, независимо от того самка или самец. Это может быть овца, коза, верблюд, корова, бык или буйвол. Другие животные не подходят.


Являются непригодными для жертвоприношения:


  • Слепые на оба или один глаз;

  • Чересчур худые, больные, слабые;

  • Сильно хромые, если не могут дойти даже до места забоя;

  • Со сломанными рогами до основания или сломан один рог;

  • Беззубые или нет большинство зубов;

  • С отрезанным хвостом, если нет половины или больше хвоста;

  • Безухие, без одного уха с рождения или если отрезано до основания;

  • Животные с высохшем выменем.

Нежелательно, но можно резать животные со слабым зрением, с продырявленным ухом или с отрезанным кончиком уха и хвоста. Безрогие с рождения и кастрированные животные тоже подходят для жертвоприношения.


Жертвенное животное желательно зарезать самому хозяину, но если он не умеет резать, то может поручить кому-нибудь другому. Однако, при этом хозяин должен находиться рядом и сделать намерение. Животное закалывают с намерением только ради Всевышнего Аллаха. Намерение делается в душе и его необязательно громко произносить.


Мясо жертвенного животного делят на три части. Одной частью угощают родственников, вторую раздают нуждающимся людям, а третью оставляют для своей семьи. Однако, деление не является строго обязательным, и поэтому каждый смотрит на свой достаток.

Похожие публикации