План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД Экология. Конспект НОД по экологии в детском саду с использованием ИКТ

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Красная шапочка»

Тема НОД: Путешествие в мир природы.

Батырева Наталья Геннадьевна,

пгт. Междуреченский, 2013

Путешествие в мир природы.

Методическая разработка НОД

Аннотация

Возраст участников: 5-6 лет, старшая группа

Актуальность и практическая значимость НОД:

Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т. д. Человек научился сам создавать те вещи, которые ему необходимы: готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые. С давних времён человек учился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Важно сохранить нашу планету для дальнейшей жизни! Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Задача педагога – показать необходимость воспитания у детей экологической культуры. В экологическом воспитании детей совершенно определенную и очень важную функцию выполняют НОД: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая деятельность как исследовательская. В настоящее время исследовательская деятельность одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы в детском саду. Теоретическая значимость данного НОД заключается в том, что экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с растительным, животным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к окружающему миру. Практическая значимость состоит в возможности использования тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры. Чем раньше начинается формирование экологической культуры, тем выше ее уровень.

Тип НОД: познавательно-исследовательский

Форма НОД: путешествие

Планируемый результат: Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи, получат необходимый запас знаний норм и правил поведения в природе.

Область расширенного применения: Материал данного НОД может использоваться для разработки других мероприятий, методическая разработка НОД может использоваться другими воспитателями и дошкольными учреждениями.

Программное содержание НОД:

Цель: Создать условия для формирования первоначальных представлений о природе.

Программные задачи:

Обучающая задача:

Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (знание норм и правил поведения в природе);

Учить устанавливать причинно-следственные связи через экспериментальную деятельность;

Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Развивающая задача:

Развивать связную, четкую речь и зрительную память;

Способствовать развитию у детей ответственного, бережного отношения к себе и окружающей природе посредством вопросов.

Воспитательная задача:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе и правильное поведение в лесу и возле водоемов;

Воспитывать сопереживание всему живому, восприятие красоты.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» - Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;

Развивать связную, четкую речь;

«Физическая культура» - Развивать самостоятельность, организованность, инициативность в двигательной деятельности детей;

«Здоровье» - Продолжать работу по укреплению здоровья детей;

«Художественное творчество» (аппликация) – Формировать аккуратное и бережное отношение материалам;

«Познание» - Учить устанавливать причинно-следственные связи через экспериментальную деятельность;

Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (знание норм и правил поведения в природе);

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций животных, насекомых, леса; чтение книг, отгадывание загадок, дидактические игры по данной теме.

Индивидуальная работа: добиваться четких, полных ответов на поставленные вопросы.

Словарная работа: ельник, сосновый бор, муравейник, березовая роща, «подземные жители»

Методическая работа:

Словесный метод – беседа, рассказ

Наглядный метод – рассматривание картинок, мультимедийная презентация

Практический метод – опыт – эксперимент

Материал и оборудование: мультимедийная установка; запись «Звуки леса», «Звуки воды»; стаканчики с водой, трубочки для напитков; полоска серой, голубой ткани; бумажные фильтры; пустой стаканчик; клей; цветная бумага; салфетки, картон, ножницы.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но во время путешествия я буду выполнять роль гида, а вы будете путешественниками. А вот куда мы с вами пойдем, сейчас нам подскажет волшебный экран.

(прослушивание записи «Звуки леса»)

Воспитатель: Что вы видите перед собой?

Предполагаемые ответы детей: Лес

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, деревья, которые вы видите?

Предполагаемые ответы детей: Мы видим березу, сосну, ель.

Воспитатель: А как называется лес, в котором растут одни сосны?

Предполагаемые ответы детей: Сосновый бор.
Слайд №2

Воспитатель: А если растут одни березы?

Предполагаемые ответы детей: Березовая роща.

Воспитатель: А что вы видите возле березы?

Предполагаемые ответы детей: Мы видим муравейник.

Воспитатель: А что вы знаете о муравейнике и его жителях?

Предполагаемые ответы детей: Они очень трудолюбивы. У них есть муравьи, которые охраняют муравейник, муравьи, которые пасут тлю. Все заботятся о самом главном муравье – муравьиной королеве. Есть еще муравьи, которые кормят всех малышей. У них очень много лабиринтов в муравейнике, много этажей.

Воспитатель: А знаете, есть пословица «Трудится как муравей»? Что она означает?

Предполагаемые ответы детей: Муравьи очень трудолюбивые и дружные, все время что-то делают.

Воспитатель: Посмотрите, что это появилось на нашем экране? Это какая – то картинка.

Предполагаемые ответы детей: Это экологический знак, который обозначает, что нельзя трогать муравейники, разорять их. Это большая дружная семья.

Воспитатель: А мы с вами тоже большая, дружная семья.

Игра

Перед нами луг широкий, (дети разводят руки в стороны)

А над нами лес высокий. (поднимают руки вверх)

А над нами сосны, ели (качают руками)

Головами зашумели. (покачивание головой)

Грянул гром, (присели, спрятались)

Побежали быстро в дом. (вернулись на рабочее место)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лес может быть березовым и сосновым, но есть еще такой лес, в котором растут ели. А как называется такой лес, может вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: Ельник.

Воспитатель: В таком лесу почти все деревья хвойные и это радует, т.к. хвойные леса выделяют много кислорода. А вы чувствуете, как легко нам дышать в таком лесу?

Предполагаемые ответы детей: да.

Воспитатель: Ребята, а теперь закройте рот и нос рукой. Вам легко дышать?

Предполагаемые ответы детей: нет.

Воспитатель: Откройте рот и нос. А теперь?

Предполагаемые ответы детей: Легко дышать.

Воспитатель: Ребята, а почему стало легко дышать?

Предполагаемые ответы детей: Потому что воздух стал проникать к нам в организм через нос и рот.

Воспитатель: Давайте проведем дыхательную гимнастику -

«Ежики» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

Воспитатель: Скажите, а воздух окружает нас только в лесу?

Предполагаемые ответы детей: Нет, воздух окружает нас повсюду – на улице, дома, в магазине и т.д.

Воспитатель: Можно ли увидеть воздух?

Предполагаемые ответы детей: да, нет.

Воспитатель: Мнения разделились, а чтобы это проверить мы с вами проведем опыт.

Опыт:

На подносе стоят стаканы с водой и трубочки для напитков.

Воспитатель: Вы говорили, что воздух можно увидеть, как вы можете доказать?

Предполагаемые ответы детей: нужно подуть в трубочку.

Воспитатель: Давайте подуем в трубочку и посмотрим, что произойдет.(дети дуют, появляются пузырьки ). Ребята, посмотрите, что появилось на поверхности?

Предполагаемые ответы детей: пузырьки

Воспитатель: Это значит, что мы с вами можем увидеть движение воздуха. А на нашем волшебном экране появилась очередная подсказка куда мы отправимся дальше. Чтобы это узнать нужно отгадать загадку:

Чем больше в неё вложишь,

Тем больше она отдаст. (земля)

Предполагаемые ответы детей: земля.

Воспитатель: Да, ребята, есть на свете такая чудесная кладовая: положишь в нее мешок зерна, а осенью посмотришь, вместо одного в кладовой уже 20

Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер

Слайд №10


Горсточка семян делается большой кучей огурцов, морковки, томатов.

Слайд №11

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. А вы знаете, как еще называют эту чудесную кладовую?

Предполагаемые ответы детей: почва.

Воспитатель: А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» кто-нибудь слышал?

Предполагаемые ответы детей: да.

Воспитатель: А почему так о ней говорят?

Предполагаемые ответы детей: она нас кормит, дает урожай.

Воспитатель: А кормит она не только нас, но и растения. Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества.

Слайд №12


А еще в почве обитают много жильцов и я хочу проверить знаете ли вы их, слушайте внимательно:

Маленький рост, длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться.

(полевка)

Слайд №13

Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у... (крота)

Слайд №14

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки.

(дождевой червь)

Слайд №15

Воспитатель: Какие вы молодцы, много знаете о «подземных жителях», а наш волшебный экран предлагает поиграть в игру «Один и много».

Слайд №16

Поле – поля – много полей

Слайд №17

Колосок – колоски – много колосков

Слайд №18

Василек – васильки – много васильков

Слайд №19

Мак – маки – много маков

Слайд №20

Сорняк – сорняки – много сорняков

Слайд №21

Кустарник – кустарники – много кустарников

Воспитатель: Молодцы, как много слов, связанных с природой вы знаете, а теперь настало время намного отдохнуть.

Физминутка

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять.(Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.(Ходьба "змейкой”)

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали.(Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем.(Ходьба на пятках)

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

Воспитатель: Посмотрите, что появилось на нашем волшебном экране.

Слайд №22

Предполагаемые ответы детей: река.

Воспитатель: И правда, мы с вами очутились на берегу реки. Посмотрите вокруг, что вы видите?

Предполагаемые ответы детей: всюду мусор, мутная вода, банки битые.

Воспитатель: Вы правы, всюду мусор, вода в реке мутная, растения увядают, лягушки ускакали. Что же делать?

Предполагаемые ответы детей: нужно собрать мусор в пакеты.

Воспитатель: Давайте мы с вами так и сделаем.

Слайд №23

Воспитатель: Берег мы очистили, но как помочь реке?

Предполагаемые ответы детей: тоже очистить.

Воспитатель: Посмотрите, на берегу реки есть лаборатория по очистке воды. Давайте пройдем туда и попробуем очистить воду.

Игра – эксперимент – с помощью фильтра дети «помогают» реке – очищают грязную воду. Воспитатель предлагает вылить воду в реку. Дети сливают чистую воду из своих стаканчиков в большую банку, а воспитатель меняет серую ткань на голубую.

Воспитатель: Берег стал чистым, вода в реке прозрачной. Послушайте, как весело нашей речке.

Слайд №24

(Прослушивание записи «Звуки воды»)

Воспитатель: Мы выполнили полезную работу – очистили водоем от мусора, а волшебный экран приготовил нам еще одно задание. Перед вами будут появляться разные знаки, а вы должны будете рассказать, что они обозначают.

Слайд №25

Слайд №26

Слайд №27

Слайд №28

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо усвоили правила поведения в природе, но наша наше путешествие завершается, но мы обязательно будем путешествовать снова и снова, чтобы узнавать новое и интересное. Ребята, что вам запомнилось сегодня?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Вам хотелось бы еще раз побывать в таком путешествие?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнили правила поведения в природе, узнали о многообразии окружающего мира и надеюсь, что в будущем вы будете соблюдать эти правила и узнавать новые. А сейчас предлагаю на память о нашем путешествии сделать памятные значки «Юный эколог» и подарить эти значки ребятам младшей группы, чтобы они знали, что нужно беречь и охранять природу.

( Изготовление значков)

Воспитатель: Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он,

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика -

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

Спасибо за путешествие! До новых встреч!

Экологический памятный значок «Юный эколог»


Используемая литература:


  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы 2010 г.

  2. «Игровые экологические занятия с детьми» под ред. Молодовой Л.П. 1996 г.

  3. Энциклопедия окружающего мира «Экология» под ред. Р. Спарджена (раздел «окружающая среда») 1997 г.

  4. Энциклопедия «Мир вокруг нас» перевод с ит. Е. Титуновой (раздел «воздух», «вода») 2000 г.

  5. Детская энциклопедия «Росмэн» под ред. Д.Эллиот, К.Кинг (раздел «забота о земле») 1996 г.

  6. Интернет - ресурсы

Елена Доценко
Конспект НОД по экологии в старшей группе: «Земля-наш общий дом»

Тема Земля- наш общий дом

Цель : обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать

развитию познавательных интересов.

Задачи :

Развивающие :

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы.

Развивать творческое воображение,

Развивать навыки активной речи, обогащать словарь детей,

Приобщать к действенному отношению к природе.

Образовательные :

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость,

Уметь различать живую и неживую природу, называть объекты живой и неживой природы.

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле .

Воспитательные :

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом , как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Подготовка к НОД :

Чтение произведений о природе,

Рассматривание иллюстраций,

Проведение бесед и игр на экологическую тему .

Формы организации : групповая и индивидуальная .

Виды деятельности : игровая, двигательная, изобразительная, коммуникативная.

Развивающая среда : иллюстрации с изображением живой и неживой природы, мольберт, медальки с изображением живой природы.

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко

«Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой

Живут в нем птицы и цветы

Веселый звон ручья

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем

Природою родной земли

Зовется этот дом.»

Воспитатель : «У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. У насекомых, цветов, деревьев - есть свой дом.»

Ребята, как же можно назвать наш общий дом ? (Земля )

Земля - это наш чудесный дом для всех людей, зверей, птиц, рыб, насекомых.

Дети, а что такое природа?

Дети : Солнце, воздух, вода, животные, птицы, насекомые, трава, деревья и

Воспитатель : А что нельзя назвать природой?

Дети : То, что сделано руками человека.

Воспитатель : А машина есть в природе?

Дети : Нет, она сделана руками человека.

Воспитатель : А, вот лошадь и верблюд- это уже природа. Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолет похож на стрекозу, самолет- на птицу, подводная лодка- на кита.

Всю природу земли можно разделить на 2 огромных мира : мир живой и неживой природы.

Что такое мир живой природы?

Дети : растения, птицы, животные- то, что растет, развивается, размножается.

Воспитатель : Что такое мир неживой природы?

Дети : Это то, что сделано руками человека.

Воспитатель : Что относится к миру неживой природы?

Дети : машины, мебель, одежда, игрушки…

Воспитатель : Сейчас мы поиграем в игру : «Живая и неживая природа»

Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, полом- это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой

дом, этот дом – природа. Но все равно единственным домом для человека остается природа. Почему?

Дети : человек не может жить без природы (без воды, воздуха, солнца, растений.

Воспитатель : А у нас в группе есть природа ?

Дети : Да, растения, воздух, вода…

Воспитатель : Отчего в нашем доме бывает свет?

От лампы.

Что можно сравнить с лампой?

Воспитатель : Солнце не только светит, но и греет. А в доме откуда мы получаем тепло?

От обогревателей, батарей, плит.

В природе идет дождь, а в доме?

Душ, кран.

В природе ветер, а в доме?

Вентилятор.

В доме есть пол, а в природе?

-Земля .

В доме на пол стелют ковры, а в природе?

На земле растет трава .

В природе выпадает снег, а в доме, где у нас снег и иней?

В холодильнике.

В природе дикие животные, а в доме?

Домашние.

Воспитатель : «Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным!»

Воспитатель называет объекты живой природы- дети бегают, а неживой природы- стоят на месте.

Воспитатель : Молодцы, дети, вы были очень внимательными. А, Старичок - лесовичок прислал вам медальки с изображением объектов живой природы, но на них нужно дорисовать то, чего не хватает.

Дети рисуют.

Воспитатель : Ну вот, молодцы, помогли Старичку - лесовичку . Он вас благодарит. Ребята, чтобы сберечь нашу планету – Земля , надо быть умным и добрым человеком, нужно охранять, защищать и беречь природу.

Послушайте стихотворение Е. Шкловского

«Смотрю на глобус- шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки :

«Ты береги, нас, береги!»

В тревоги рощи и леса,

Роса на травах, как слеза

И тихо просят родники :

«Ты, береги, нас, береги!»

Остановил олень свой бег :

«Будь человеком, человек!»

В тебя мы верим – не солги

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус- шар земной

Такой прекрасный и родной

И шепчут губы : «Сберегу!»

Я сберегу вас, сберегу!»

Воспитатель : Мы сегодня узнали о том, что вся природа Земли делится на

2 мира : мир живой и неживой природы. И нужно беречь и охранять нашу природу.

Список использованной литературы :

1. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

Практическое пособие для воспитателей.

ТЦ «Учитель» 2004г. -159с

2. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»

ТЦ «Сфера» 2004г. - 144с

Учить детей наблюдать за жизнью природы,показать детям многообразие животного и растительного мира. Воспитывать экологическую культуру. Дети отправляются в лес на прогулку,рассматривают и в виде загадок угадывают с какого дерева лист. Рассматривают грибы, птиц в лесу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Природа - чудесница».

Цель: развитие комплекса интегративных качеств личности воспитанников в процессе игровой и познавательно - коммуникативной деятельности.

Задачи:

Обучающие: учить наблюдать за жизнью природы.

Образовательные: показать детям многообразие растительного и животного мира. Помочь почувствовать красоту и многообразие природы.

Развивающие: развивать творческое воображение, фантазию. С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу.

Работа над словарём: багряный, молоденький, посвистывание, хохолок, стайка.

Предметно-развивающая среда для НОД: картинки деревьев, листья разных деревьев (самодельные); игрушки, изображающие животных и растения; имитация грибной поляны (пеньки, грибок, мох и т.д.); грамзапись пения птиц.

Раздаточный материал: листья разных деревьев (самодельные).

Деятельность детей в НОД: познавательная, познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Структура НОД:

  1. Вводная часть. Положительный настрой на занятие. (2 мин.).
  2. Первая часть (8 мин): вводная беседа, отгадывание загадок.
  3. Вторая часть (10 мин): путешествие в лес.
  4. Физкультминутка (3 мин)
  5. Третья часть (5 мин.): продолжение путешествия.
  6. Заключительная часть (2 мин): подведение итогов, рефлексия.

Ход НОД:

Воспитатель: - Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное сегодня настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнётесь мне радостно, по – доброму, тогда и в группе нашей станет светлей!

Дети улыбаются.

Вводная беседа .

Воспитатель: - Загадаю я вам загадку, а вы отгадайте, чему будет посвящено наше занятие.

Встал стеною до небес

Перед нами чудо…..

Дети: - Лес.

Воспитатель: - Правильно, лес. Молодцы! Отправимся мы сегодня в лес на прогулку. Не за грибами и не ягодами, а чудесами! А какие в лесу могут быть чудеса?

Дети задумываются.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведанной птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

Но как же мы попадем в лес, как можно до него добраться?

Дети: на автобусе, пешком, на машине.

Воспитатель: - проще всего давайте превратимся во что - ни будь или в кого-нибудь.

Дети соглашаются с радостью.

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся.

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и кусты.

Путешествие в лес.

Воспитатель подбрасывает вверх листья деревьев, раскрашенные в осенние цвета.

Листья разноцветные

На ветру кружатся,

И на землю падают,

И ковром ложатся.

Дети ловят и называют, с какого дерева лист.

Какие красивые листья: жёлтые, красные. А почему они такие?

Дети: - Потому что осень наступила.

Воспитатель: - Правильно, а какие они были летом?

Дети: - Зелёные.

Воспитатель: - А какие они были весной?

Дети: - Сначала были почки, потом распустились и стали маленькими зелёненькими.

Воспитатель: - Хорошо, молодцы. Что с ними будет, когда зима придёт?

Дети: - Опадут и деревья будут голые.

Воспитатель: - Правильно. Вот вам и чудо: из зелёных листья жёлтыми становятся, а потом багряными.

Воспитатель берёт иллюстрацию с молодым клёном.

А вот маленький клён. Он встречает свой первый листопад.

Свой самый первый листопад

Встречает этот клён.

В свой самый праздничный наряд

Переоделся он.

Надеты на его сучки

Пять листьев вырезных.

Они красны и широки, совсем как у больших.

(В. Берестов)

Физкультминутка

Воспитатель: - А знаете, мне кажется, что Даша очень похожа на берёзу, Никита на дуб, а Леночка стройная, как осинка молоденькая. Давайте представим, что мы деревья.

Дети изображают то дерево, то листочек, которого у них в руках.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише –

Деревцо всё выше, выше.

А я буду ветром. Подул ветерок…

Дети изображают качающиеся деревья. Тише или сильнее, в зависимости от силы ветра. В конце игры листья опадают, и ветер собирает их в кучу.

Продолжение путешествия.

Воспитатель: - Ребята, идите скорее все сюда! Отгадайте, что я нашла?

Маленький – удаленький,

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл.

Дети: - Гриб.

Воспитатель: - Правильно, гриб. Вот так чудо! Грибок!

Находят грибок под осинкой.

Воспитатель: - Как называется этот грибок?

Дети: - Подосиновик.

Воспитатель: - Правильно, подосиновик. А почему он так называется?

Дети: - Потому что он растёт под осиной.

Воспитатель: - Правильно, молодцы. Что мы с ним можем сделать?

Дети: - Сварить, пожарить.

Воспитатель: - Правильно, приготовить что – ни будь из него. А кто живёт в лесу?

Дети: - Птицы, звери.

Воспитатель: - Как вы думаете, кого из лесных жителей можно увидеть в лесу в пору листопада?

Дети: - Белку, ежа.

Было лето и прошло,

Песенное, знойное.

А теперь в лесу светло,

Строже и спокойнее.

Только белка на виду –

Все углы облазила,

Витаминную еду

Запасая на зиму.

(Я. Аким)

Воспитатель: - А вот под клёнами клубок из листьев движется, кто это?

Загорелись, как пожар

На рябине кисти,

Катится на встречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаёшь?

Приглядитесь – это ёж!

Золотым клубочком стал

Хитрый ёжик колкий.

Листья клёна нанизал

На свои иголки.

Их несёт к себе домой,

Стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой

Спать под ёлкой сладко.

Пусть ему навеют сны

Снежные метели,

Пусть проспит он до весны

В тёплой колыбели.

(Т.Шорыгина)

Воспитатель: - Прислушайтесь… Осень… Падают с деревьев шуршащие листья. Слышны в небе прощальные песни улетающих в жаркие страны птиц, а тут у рябинки слышно тихое посвистывание, словно как на свирели: «Свири – свири – свирисвир!». А какая нарядная птичка сидит на рябинке. Что это за птичка?

Дети: - Свиристель.

Воспитатель : - как вы узнали?

Дети: - По окраске. У неё красно – коричневая окраска, чёрные пёрышки под клювом, на крылышках и хвосте. Прическа – хохолок на голове.

Воспитатель: - Что – то её не видно было летом лесу…. Да, это свиристель. Она прилетает в октябре в наши леса на зимовку с севера и сейчас лакомится ягодами рябины. Да тут целая стайка этих птиц. Облепили рябину и пируют.

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири – свир!

Мы в лесу устроим пир!

Пусть опали с веток листья,

Шелестит осенний дождь,

Мы клюём рябины кисти –

Лучше ягод не найдёшь»

(Т. Шорыгина)

Воспитатель: - Вот сколько чудесных встреч приготовил нам осенний лес. И пусть для всех посетителей, которые хотят познакомиться с чудесами природы, лес ещё не один раз откроет свои двери. Словно гостеприимный дом.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Смело заходи в тот дом –

Чудеса ты встретишь в нём.

Включаю пение птиц, дети слушают.

А нам пора возвращаться пора в группу. Давайте мы с вами опять превратимся в детей.

Итог занятия .

Ну вот мы и в группе. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что было интересного и необычного в сегодняшней встрече с лесом?

Дети высказывают свои мнения.


Описание работы: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию экологических представлений. Это конспект познавательного занятия, способствующего повышению социальной и познавательной активности. Адресовано воспитателям старшей группы дошкольных учреждений.

Тема: «Такие разные растения».

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Задачи:

1. «Социализация»:

Вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.

2. «Познание»:

Освоение действия построения моделей отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости строения листа от количества тепла и влаги);

Ознакомление с функциями и видоизменениями листа;

Развитие экологических представлений.

3. «Коммуникация»:

Формировать умение рассказывать о содержании сюжетных картин;

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

Обогащать словарный запас;

4. «Физическая культура»

Физминутка.

Материал.

Демонстрационный. Природный материал, гербарий или картинки с изображением различных видов листьев (листья бальзамина, бегонии, липы, пальмы, кувшинки, иголки кактуса, верблюжьей колючки и др.). Картинки с изображением этих растений в реальных условиях (в пруду, в саванне, в прерии, в лесу). Растение с окрашенными стеблем, листьями. Карточки с условными обозначениями видоизменений листа, карточки с условными обозначениями условий жизни (тепла, воды), односторонние стрелки.

Раздаточный. Тетради, карандаши.

Методические приемы : наблюдение, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, проблемная ситуация, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Бабушка-Загадушка загадывает загадку:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответы детей (Комнатные растения)

Дети вместе с Бабушкой-Загадушкой рассматривают листья комнатных растений, гербарии, картинки, отмечая, что все листья разные.

Бабушка-Загадушка предлагает разделить их на две группы:

с крупными листьями и с колючками.

Бабушка-Загадушка спрашивает, куда дети отнесут эти растения:

1. У меня растёт лиана

В кадке около дивана.

Листья у неё резные -

В них окошечки сквозные. (Монстера)

2. Всю зиму и все лето

В красное платье одета. (Бегония)

Ответы детей. (К группе растений с крупными листьями)

3. Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)

4.На моем окошке поселился ежик.

Все глядит в окошко, а ходить не может.

Где же его лапки? Где у него рожица?

Может он без шапки от мороза ежится? (Кактус)

Ответы детей. (К группе растений с колючками)

Бабушка-Загадушка предлагает подумать, какую работу выполняют листья. Внимание детей обращается на растение с окрашенными листьями (вода поднялась в листья, что с ней происходит дальше?). После всех возможных вариантов, высказанных детьми, Бабушка-Загадушка предлагает детям следующий опыт: она смачивает тыльную сторону руки детей водой и спрашивает, что они чувствуют.

Ответы детей (мокро, холодно).

После высыхания воды Бабушка-Загадушка и дети делают следующий вывод: когда вода испаряется, она охлаждает руку. Бабушка-Загадушка или дети отмечают, что вода также испаряется с листьев, охлаждая растение.

Когда вокруг много воды (жаркий, влажный климат) — лист крупный, с него испаряется много воды (показывается карточка с условным обозначением крупного листа).

Когда вокруг мало воды и жарко (жаркий, сухой климат) — лист мелкий — колючка, так как растению нечего пить, оно бережёт воду, почти не испаряет её (показывается карточка с условным обозначением листа — колючки). Бабушка-Загадушка просит детей подумать:

- «Много ли воды у нас, в нашем климате?»

Ответы детей (много).

- «Жарко ли у нас?»

Ответы детей (нет).

- «Какой же лист будет у растений средней полосы?»

Ответы детей (обычный).

- «Почему?»

Ответы детей (не жарко и воды достаточно много, её не нужно беречь и не надо много пить).

Бабушка-Загадушка обращает внимание детей на то, как они разделили растения на группы на предыдущем занятии. На одной стороне — те из них, которые много пьют, и их надо часто поливать, на другой — те, которые мало пьют, их поливают редко. Дети называют, какие у них листья (на одной стороне — мясистые, большие, на другой - маленькие, как колючки). Дети обосновывают свои предположения, а затем проверяют их.

Один из детей выкладывает модель на фланелеграфе, используя карточки с условными обозначениями видоизменений листа (крупный, обычный, колючка), условий жизни (высокая температура, низкая температура, много воды, мало воды).

Много воды, высокая температура - крупный лист.

Мало воды, высокая температура - лист - колючка.

Много воды, температура низкая - лист обычный.

Итог занятия.

Бабушка-Загадушка играет с детьми в игру «Что перепутал художник?».

Анализ ситуации изображенной на рисунке.

Объяснить её нелепость.

Придумать по картинке веселый рассказ.

Цель игры: оценить образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами природы. Развивать у детей умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

- «Мне кажется, что художник, что то перепутал, помогите мне разобраться, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. А как на самом деле должно быть?».

Ирина Горлова
Конспект НОД по экологии «В гости к фее природы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Усть-Ишимский детский сад №1»

Конспект НОД по экологии

«В гости к фее природы »

Подготовила : воспитатель I

Филоненко Ольга Витальевна

Усть – Ишим – 2014 г.

Образовательная область : Познание.

Интеграция образовательных областей : Познание, Чтение Художественной Литературы, Коммуникация, Социализация, Художественное Творчество.

Цель НОД :

Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приёмы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).

Формировать навыки правильного поведения в природе .

Задачи НОД по образовательным областям :

Познание : Закрепить знания детей о природе и заботливое отношение к природе .

Коммуникация : Активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь детей.

Чтение художественной литературы : Закрепить стихи о птицах – ласточке.

Социализация : Развивать умение быстро отвечать на блиц – вопросы; отгадывание загадок.

Художественное творчество : Развивать творческие способности детей – смекалку и сообразительность.

Методы и приемы : сюрпризный момент – появление почтового голубя, показ, вопросы, аудио – запись, рефлексия.

Формы детской деятельности : беседа, дидактическая игра с правилами, отгадывание загадок, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, слушание, экскурсия, решение проблемной ситуации.

Виды детской деятельности : двигательная, игровая, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы, конструирование из бумаги , речевая, познавательно – исследовательская.

Предварительная работа : беседа, дидактические игры, чтение стихов и потешек, игры, наблюдение.

Материалы и оборудование для педагога : конверт с письмом, речка с мусором, пакет, дерево с перелетными птицами, карточки (зеленого, белого, желтого и красного цвета,экологические схемы по игре «Стань другом природы » , цветик семицветик бледный и яркий.

Материалы и оборудование для детей : карточки (красного, желтого, зеленого, белого цвета, ватман, заготовки для аппликации, ножницы, клей карандаш, фломастеры.

Ход НОД

Дети заходят в зал и становятся полукругом (на стульях у каждого лежат карточки желтого, зеленого, белого, красного цвета).

Раздается стук в дверь.

Воспитатель : Это кто же к нам стучится

Просится к нам в дом?

Влетает почтовый голубь (ребенок в маске) .

Ребенок : Я полсвета облетел

В садик к вам я залетел

Сообщенье вам из леса

Это очень интересно! (улетает)

Воспитатель : Дети что мы будем делать с этим письмом? (ответы детей)

Хорошо давайте его вскроем и прочитаем :

«Здравствуйте, дорогие дети Усть-Ишимского детского сада №1. Обращаюсь к вам я - Фея природы . В моем природном государстве есть клуб любителей природы . В этом клубе растет цветик семицветик - он исполняет добрые желания. Но вот беда цветик семицветик был яркий красивый и вот он стал бледный. Его заколдовала злая Тетушка Непогодушка. А расколдовать его можете только вы. Для этого вам нужно выполнить 7 заданий и вступить в клуб знатоков природы . Дети вы хотите там побывать и помочь цветику семицветику стать опять прежним ярким цветком. Жду вас в своем государстве. До встречи Фея природы

Воспитатель : дети, что будем делать?

Дети : Надо помочь?

Воспитатель : Как мы ему поможем?

Ответы детей.

Воспитатель : приготовились, мы отправляемся в гости к Фее природы . Закрывайте все глазки.

В королевство природы попасть легко

Не надо ехать далеко

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так

Один хлопок - еще хлопок

И вот уже виден сена стог

И вот уже поле колосится

Шумит- волнуется пшеница

Над ней синеют небеса

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы попали в клуб любителей природы . А вот и цветик семицветик. И, правда, он совсем бледный. Посмотрите ка дети здесь на лепестках что-то написано. Да это же задания. Выполнив, их все мы расколдуем цветик семицветик, и он опять станет яркий - красивый.

Воспитатель : Берет красный лепесток, отрывает. Читает задание «Назови художника» . Дети возьмите карточки на стульчиках. Я буду читать строки из стихов - а вы должны поднять правильно карточку. Если о зиме белая, о весне зеленая, о лете красная, об осени желтая :

Четверо художников

Столько же картин

Белой краской выкрасил

Все подряд один

Лес и поле белые, белые луга

У осин заснеженных ветки как рога (зима белая) ;

У второго синие небо и ручьи

В синих лужах плещутся стайкой воробьи

На снегу прозрачные льдинки кружева

Первые проталинки. Первая трава (весна зеленая)

На картинке третьего красок и не счесть

Желтая, зеленая, голубая есть

Лес и поле в зелени. Синяя река

Белые пушистые в небе облака (лето красное)

А четвертый золотой расписал сады

Нивы урожайные – спелые плоды

Всюду бусы - ягоды. Зреют по лесам

Кто же тот художник. Догадайся сам (осень желтая)

Воспитатель : Замечательно справились. Продолжаем путь дальше. Вот мы и у речки (отрывает синий лепесток) «Помоги речке» .

Дети, а что же случилось с речкой. Вся в мусоре, в банках, бутылках. Как же нам помочь речке (ответы и предложения детей) .

Давайте очистим речку от мусора. Собрать весь мусор в пакет. Дети давайте послушаем, как весело зажурчала наша речка (фонограмма журчания воды) .

Воспитатель : продолжаем наш путь дальше. Вот мы и в лесу. Посмотрите-ка, какое замечательное дерево, а на нем птицы :

Что это за птицы?

Как назвать одним словом? (отрывает оранжевый лепесток) .

Задание назови птиц, что прилетают в марте, в апреле, в мае (ответы детей) .

Вспомните стихотворение про ласточку - дети читают стихотворение Плещеева «Травка зеленеет» .

Воспитатель : Дети послушайте, как птицы поют в весеннем лесу (лечь на палас, закрыть глаза и послушать) .

Воспитатель : Замечательно отдохнули. Продолжаем наш путь дальше. Мы оказались на экологической полянке . Посмотрите здесь знаки «Поведение людей в природе » (отрывает желтый лепесток) .

Дети выберете по одному знаку и расскажите о поведении людей в природе . Рассказ детей по экологической схеме .

Воспитатель : Молодцы ребята – что ж надо дальше продолжать путь. Вот мы очутились на лугу. Посмотрите сколько здесь цветов, трав (отрывает зеленый лепесток) .

Дети выберете любой цветок или лекарственную траву и расскажите о ее пользе. Как человек использует травы, цветы в каких целях (рассказ детей о лекарственных травах) .

Воспитатель : Ребята у нас осталось всего два лепестка - голубой и фиолетовый (отрывает голубой лепесток) .

Здесь ребята «Блиц – вопросы» . Отвечать необходимо быстро :

Кто на себе носит дом (улитка)

Не птичка, а с крыльями (бабочка)

У какого зверя деревья на голове (лось)

Кто шляпу носит, а здороваться не умеет (гриб)

Куда исчезают насекомые с наступлением зимы (прячутся - впадают в спячку)

Перечислите хвойные деревья (ель, сосна, пихта)

Какие животные впадают в спячку (барсук, медведь, еж, суслик, хомяк)

Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов (кукушка)

Какую птицу называют лесным доктором (дятел)

Без чего не сможет расти растение (свет, вода, тепло)

Воспитатель : Все-то вы знает. Просто замечательно. Нас уже можно принимать в клуб любителей природы .

Остался один лепесток фиолетовый (отрывает фиолетовый лепесток)

Аппликация : Доделай аппликацию в клуб любителей природы «Мое чисто село» .

Дети делают аппликацию все вместе.

Воспитатель : Дети пока вы делали аппликацию Цветик семицветик, опять стал ярким и красивым. Кому мы сегодня помогали? Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Какие вы, испытали, трудности выполняя задания? Что вам больше всего понравилось?

За то, что вы легко справились, с заданиями вам вручаются, дипломы «Любитель природы » .

Всем спасибо наше путешествие закончено.

Используемая литература :

Программа «Детство» - Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.

Журнал «Дошкольная педагогика»

Программа «Мы» экологического образования детей – Н. Н. Кондратьева и др. – 2 изд.

Похожие публикации