НОД: познавательное развитие, тема: «В осеннем лесу. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень

Галина Щука
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»

Образовательная область : «Познавательное развитие » .

Интеграция ОО : «Речевое развитие » , «Социально-коммуникативное развитие » , «Физическое развитие » .

Тема : «Осень » .

Цель : развитие познавательно -исследовательской деятельности, кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период .

Задачи :

Образовательные :

Закреплять знания детей о перелетных, зимующих птицах;

Уточнить представления о жизни животных с наступлением осени ;

Закреплять умение образовывать слова;

Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод, что в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, а в желтых листьях его нет.

Развивающие :

- познавательную активность в процессе выполнения опыта;

Умения сравнивать, рассуждать;

Наблюдательность, любознательность, внимание;

Интерес к познавательной деятельности .

Воспитательные :

Воспитывать желание помогать, приходить на помощь;

Умение договариваться;

Бережное отношение к живой и неживой природе.

Оборудование :

Смарт доска;

Смарт презентация к занятию ;

Ноутбук;

Предварительная работа : беседа о жизни животных в лесу с использованием наглядного материала; наблюдение на прогулке за птицами; чтение рассказов о животных; рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы» ; наблюдение за деревьями; рассматривание листьев; сбор листьев разной формы и окраски; чтение художественной литературы про осень .

Используемый материал : бумажные осенние листочки ; демонстрационный материал : «Перелетные птицы» , «Зимующие и кочующие птицы» ; материал для опыта и исследования листьев (лупы на каждого ребенка, кусочки белой ткани, засушенные осенние листья , деревянные брусочки на каждого ребенка, листья живых растений для опыта); смарт доска; ноутбук; видеоматериал.

Ход занятия

Дети заходят в группу , становятся в круг, отмеченный осенними листочками .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем :

Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, гости! В гости просим!

Воспитатель : Отгадайте, ребята, загадку.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь ёлочек и сосен ,

Я время года….(осень )

Словесная игра «Погода осенью »

Воспитатель передает осеннюю веточку каждому ребенку, а он называет признак погоды осенью .

Воспитатель : У меня в руках осенняя веточка , я буду вам передавать веточку, а вы должны сказать, какая погода осенью .

В : - Когда осенью идет дождь , какая погода? (дождливая)

В : - Когда осенью дует ветер , какая погода? (ветреная)

В : - Когда осенью холодно , какая погода? (холодная)

В : - Когда осенью пасмурно , какая погода? (пасмурная)

В : - Когда осенью сыро , какая погода? (сырая)

В : - Когда осенью хмуро , какая погода? (хмурая)

В : - Когда осенью ясно , какая погода? (ясная)

В : - Когда осенью солнце , какая погода? (солнечная)

Воспитатель : Слышите, ребята, звонок. Кто-то звонит по скайпу, сейчас ответим. Слайд 1

Воспитатель : Это детский сад «Сказка» , старшая группа , кто ты?

Лесовичок : Я старичок-Лесовичок . Ребята, у меня беда большая, проснулся сегодня утром от шума, гама. Ничего не пойму, что происходит, все в лесу перемешалось. Толи еще лето, толи уже осень ?

Воспитатель : Ребята, напомним лесовичку, а какое сейчас время года? (осень )

Лесовичок : Такая путаница, птицы не улетели на юг, а животные не готовятся к зиме. Помогите навести порядок в лесу.

Воспитатель : Поможем лесовичку навести порядок в лесу? (да)

Лесовичок : Отправляю вам фотографию с тем, что происходит в лесу.

Фотография «Животные» . Слайд 2

Воспитатель : Да действительно, все перемешалось. А как животные готовятся к зиме? (некоторые запасают еду, а некоторые ложатся в спячку) . А все ли животные осенью готовятся к спячке ? Давайте поиграем. Там, где луна, переместим животных, которые ложатся в спячку. Там, где солнышко, будут животные, которые не спят зимой.

Дидактическая игра «Кто спит, кто не спит» (на экране лес и отдельно стоящие животные, дети перемещают животных по заданию).

Лесовичок : Спасибо большое, что помогли правильно разместить животных. Высылаю вам следующую фотографию.

На экране, на фоне леса, перепутанные перелетные и зимующие птицы. Слайд 3

Воспитатель : Да здесь все птицы перемешались, вот поэтому и шум в лесу. А осенью все птицы остаются зимовать? (нет, улетают в теплые края) Давайте разберемся, кому улетать, кому оставаться зимовать. Поиграем в игру .

Дидактическая игра «Перелетные – зимующие птицы» (дети разбирают силуэты птиц, перед ними ориентиры-картинки зимний лес и теплые края, после слов : «Осень наступает , ветры задувают, вмиг все птицы улетают», дети занимают свои места возле знаков).

Воспитатель : А теперь проверим, правильно ли разобрались с заданием, тех ли птиц мы отправили на юг? (проверка – самопроверка) .

Лесовичек : Спасибо вам, помогли отправить птиц в теплые края. Появляется картинка «Листопад» . Слайд 4

Воспитатель : Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад) . Давайте поиграем в игру листопад.

Физминутка :

Дует, дует ветер, – дети дуют и покачивают туловищем

Желтые листочки…

С дерева срывая. – движения руками

И летят листочки - кружатся

С ветки на дорожки.

И бегут по листьям – легкий бег

Маленькие ножки.

Мы с тобой гулять пойдем - шагают

И листочки соберем. – наклоняются, как будто собирают листочки.

Лесовичок : Ребята, а почему листья желтеют? (высказывания детей)

Воспитатель : Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. Вам интересно узнать, как устроен лист? (интересно)

Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.

Воспитатель : Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором (лупой) .

Опыт №1 : Исследование строения листа с помощью лупы

Воспитатель : Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка» . Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Вывод : У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос :

«Почему осенью листья изменяют окраску»

Воспитатель : А почему же листья желтеют осенью ? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

1. Опыт «Почему лист зеленый?»

Что нам понадобится для этого эксперимента?

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети : на ткани появились зеленые пятна) .

Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений) .

А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на ткани) Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.

Вывод : Когда наступает осень , становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.

Дети подходят к доске. На экране лесовичок. Слайд 5

Лесовичок : Спасибо вам, ребята. Теперь у меня и порядок в лесу, больше знаю, почему листья осенью желтеют и опадают . А мне пора идти спать, зима не за горами. До свидания.

Воспитатель : А как мы помогали лесовичку наводить порядок, как мы это делали? (дети отвечают, как помогали лесовичку) Ребята, у меня есть осенние листочки-смайлики , если вы считаете, что мы помогли лесовичку, то возьмите себе листик с улыбкой, если вы считаете, что не помогли, то возьмите листочек грустный.

Используемая литература :

1. Сооломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада . Конспекты занятий . – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень . Часть1 и 2» . – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003» , 2010г.

3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.

4. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи . Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: «Издательство Гном и Д» , 2007г.

Подготовила и провела

Михайлова Галина Павловна воспитатель 1 квалификационной категории

Конспект занятия в средней группе. Познавательное развитие.

Тема: "Что нам осень принесла?"

Цель. Расширение знаний об осени и её дарах.

Задачи.

  1. Расширять представления детей об овощах и фруктах.
  2. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
  3. Дать представления о пользе природных витаминов.

Форма занятия: групповая.

Продолжительность: 20 минут

Участники: дети средней группы.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Материал . Кукла Незнайки. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов. Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает грядку с огуречной рассадой, огурцы цветут, плетни с огурцами. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.

Методы и приемы: наглядный, словесный.

Ход занятия.

  1. Организационный этап. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о том, что нам осень принесла! Но сначала вы должны отгадать мои загадки.

Стук в дверь (воспитатель выходит за дверь и одевает на руку куклу - Незнайки).

Воспитатель: Кто это к нам пришел? Здравствуй Незнайка, заходи к нам помоги ребятам отгадать загадки.

  1. Основной этап.
  2. Отгадывание загадок.
    Круглый бок, желтый бок;
    Сидит на грядке колобок,
    Врос в землю крепко,

Что же это…
(Репка)

Незнайка : Это колобок!

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что это? (Ответы детей)

Конечно, это репка. А как вы догадались, что это репка? (Из сказки)

Незнайка : А я читал сказку «Репка». Репка такая большая выросла, что ее еле-еле вытянули из земли. Мышка прибежала и репку вытянула!

Воспитатель : Дети, а вы как думаете, кто вытянул репку? (Ответы детей)

Незнайка : Я понял, это не мышка вытянула репку, а все дружно тянули ее - и дед, и бабка, и внучка, и жучка, и кошка, и мышка. Для того чтобы в огороде выросла репка, надо дружно трудиться.

Воспитатель : Послушайте еще одну загадку. Незнайка, чтобы правильно отгадать загадку, ты должен быть внимательным:
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец)

Незнайка вместе с детьми отгадывает загадку, объясняет, почему в загадке говорится про огурец.

  1. Обобщение.

Воспитатель : Дети, как можно одним словом назвать репу и огурец? Правильно, овощи!

Воспитатель : А какие еще овощи вы знаете? (Дети перечисляют овощи).

Воспитатель : Следовательно, репа, огурец, помидор, морковь, свекла, капуста, картошка - это овощи.

Незнайка : Вы еще забыли назвать яблоко!

Воспитатель : Ребята, правильно говорит Незнайка? Нет, Незнайка, яблоко - это фрукт. Дети, какие еще фрукты вы знаете? (Дети перечисляют фрукты ).

Правильно яблоки, груши, сливы, абрикосы, лимоны, мандарины, бананы, это все - фрукты. Молодцы!

Воспитатель: Дети, а вы знаете, где растут фрукты?

Дети: Фрукты растут в саду - на деревьях.

Воспитатель: А где растут овощи?

Дети : Овощи растут в огороде - на грядках.

Незнайка : Если посадить в огороде один огурчик, то вырастет много огурчиков?

Воспитатель : Нет, Незнайка, сначала нужно посадить огуречные семена, из них вырастут маленькие росточки. После этого огуречная рассада цветет, и только потом на месте цветов появляются маленькие огурчики. Люди поливают растение и огурчики растут. Затем их срывают и кушают. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много трудиться.

(Показывает иллюстрации и сопровождает свой рассказ показом последовательности роста растения).

Воспитатель: Дети, я вам предлагаю поиграть с Незнайкой.

  1. Проводится игра «Собери урожай».

Дети подходят к столам. Перед каждым ребенком лежат фрукты и овощи (муляжи).

Воспитатель дает Незнайке и одному ребенку по корзинке.

Первая корзинка - для сбора овощей - у Незнайки, вторая корзинка - для сбора фруктов - у ребенка.

Воспитатель : Нужно в корзинку Незнайки положить овощи, а в корзинку Леры - фрукты.

По окончании игры педагог хвалит ребят за то, что они правильно собрали в одну корзинку овощи, а в другую - фрукты.

  1. Обсуждение «Какие заготовки делают на зиму?»

Воспитатель : Вот какая щедрая осень! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. А вы знаете, ребята, какие заготовки люди делают на зиму? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека.

Незнайка : А я знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.

Воспитатель : Да, Незнайка, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты. И сейчас мы поиграем в игру «Узнай на вкус».

  1. Проводится игра «Узнай на вкус».

В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спрашивает, что кушал каждый ребенок. Незнайка участвует в игре вместе с детьми.

Незнайка благодарит ребят за новые интересные знания, которые он получил на занятии, и прощается с ними.

  1. Заключительный этап. Итог занятия.

О чём мы сегодня с вами говорили?

Что вы узнали об осени?

Кто приходил к нам в гости?

Во что вы сегодня играли?

Литература.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

Средняя группа. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ - Москва, 2014

Конспект НОД в старшей группе по теме «Осень»

«ОСЕНЬ »

(образовательная область «познание»)

Цель : обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи :

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

Активизировать словарь детей по теме занятия;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей : здоровье, познание, социализация.

Оборудование :

Конверт с письмом и заданиями от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);

Листочки из картона для дорожки;

Презентация «Осень».

Презентация «Почему опадают листья».

Ход НОД:

Здравствуйте ребята, посмотрите, как красиво в нашей группе, а чтобы наше путешествие было сказочным и увлекательным, для начала нужно поприветствовать друг друга, вставайте скорее в кружок и повторяйте все за мной:

Здравствуй солнце золотое (руки в стороны)

Здравствуй небо голубое (руки вверх)

Здравствуй вольный ветерок (качаем руками над головой)

Здравствуй маленький дружок (берут друг друга за руки).

А теперь ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте, что я вам расскажу:

Сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу , к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень.

Да, ребята, правильно это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).

Письмо :

На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я приглашаю вас в осенний лес.

Воспитатель: Ну что ребята, принимаем приглашение Осени?

Воспитатель:

Ребята, но чтобы попасть в осенний лес, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались в осенний лес, посмотрите, как же тут красиво.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а зачем люди ходят в лес? (Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы.)

Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? (Опавшей листвой, грибами)

Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

Воспитатель: Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: – Правильно, послушайте стихотворение о приметах осени

«Приметы осени»

Осень подойдет не слышно

Тихо встанет у ворот

В огороде листик вишни

На дорожку упадет – эта первая примета

Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В листьях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Пожелтеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река-

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж жди не жди,

Моросящие дожди.

Пеленой затянут просинь-

Значит, наступила осень.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

Какое время года изображено на первой картине? (Осень)

А на этой? (Осень)

А какое время года на третьей картине? (Осень)

Почему про осень нарисованы три разных картинки? (Потому что осень бывает разная).

– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

– Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

– Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

«Мы листики осенние»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель: А теперь перейдём к заданиям на карточках.

Первое задание называется «Отгадай загадку».

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1. Кто же ухаживает за лесом? И как его называют (Лесник)

2. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно (Листопад)

3.Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это. (Дождь)

4.Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

5.Кто собрался в стайки? (Птицы)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

6.Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (Октябрь)

7.Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

8.Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок

И сковал ее. (Ледок)

9.Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый. (Снег)

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями.

Просмотр фильма «Осень» - Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием. Дети просматривают фильм «Осень».

Практическая часть.

Воспитатель: Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Осень предлагает вам составить осеннюю картину. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.

Дети составляют картину осени.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат яблоки. Это осень нам принесла свои подарки.

Чем мы с вами, ребята сегодня занимались?

Высказывания детей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Давайте в следующий раз отправимся в зимний лес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме «Осень»

Конспект НОД в старшей группе по теме « ОСЕНЬ »

(образовательная область «познание»)

Цель : обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи :

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

Активизировать словарь детей по теме занятия;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей : здоровье, познание, социализация.

Оборудование :

Конверт с письмом и заданиями от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);

Листочки из картона для дорожки;

Презентация «Осень».

Презентация «Почему опадают листья».

Ход НОД:

Здравствуйте ребята, посмотрите, как красиво в нашей группе, а чтобы наше путешествие было сказочным и увлекательным, для начала нужно поприветствовать друг друга, вставайте скорее в кружок и повторяйте все за мной:

Здравствуй солнце золотое (руки в стороны)

Здравствуй небо голубое (руки вверх)

Здравствуй вольный ветерок (качаем руками над головой)

Здравствуй маленький дружок (берут друг друга за руки).

А теперь ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте, что я вам расскажу:

Сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень.

Да, ребята, правильно это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).

Письмо :

На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я приглашаю вас в осенний лес.

Воспитатель: Ну что ребята, принимаем приглашение Осени?

Дети: Да!

Воспитатель:

Ребята, но чтобы попасть в осенний лес, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались в осенний лес, посмотрите, как же тут красиво.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а зачем люди ходят в лес? (Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы.)

Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? (Опавшей листвой, грибами)

Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

Воспитатель: Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: – Правильно, послушайте стихотворение о приметах осени

«Приметы осени»

Осень подойдет не слышно

Тихо встанет у ворот

В огороде листик вишни

На дорожку упадет – эта первая примета

Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В листьях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Пожелтеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река-

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж жди не жди,

Моросящие дожди.

Пеленой затянут просинь-

Значит, наступила осень.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Презентация «Почему опадают листья».

Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

Какое время года изображено на первой картине? (Осень)

А на этой? (Осень)

А какое время года на третьей картине? (Осень)

Почему про осень нарисованы три разных картинки? (Потому что осень бывает разная).

– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

– Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

– Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

Да!

«Мы листики осенние»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель: А теперь перейдём к заданиям на карточках.

Первое задание называется «Отгадай загадку».

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1. Кто же ухаживает за лесом? И как его называют (Лесник)

2. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно (Листопад)

3.Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это. (Дождь)

4.Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

5.Кто собрался в стайки? (Птицы)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

6.Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (Октябрь)

7.Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

8.Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок

И сковал ее. (Ледок)

9.Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый. (Снег)

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями.

Просмотр фильма «Осень» - Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием. Дети просматривают фильм «Осень».

Практическая часть.

Воспитатель: Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Осень предлагает вам составить осеннюю картину. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.

Дети составляют картину осени.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат яблоки. Это осень нам принесла свои подарки.

Чем мы с вами, ребята сегодня занимались?

Высказывания детей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Давайте в следующий раз отправимся в зимний лес.


Цель: закреплять знания детей о характерных признаках осени и явлениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

— уточнить и обобщить представлении детей о приметах осени, осенних изменениях в природе;

— формировать умение подбирать образные слова и выражения по теме «осень»;

— закреплять навык образования новых слов (прилагательные от существительных);

— закреплять умение давать полный развернутый ответ;

— познакомить детей с пластилинографией, приемами нанесения пластилина на контур – надавливание и размаливание;

Развивающие:

— продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые приемы;

— развивать умение детей составлять опорные таблицы и составлять по рассказы;

— развивать творческую инициативу

Воспитательные:

— продолжать воспитывать любовь в к природе, желание прийти на помощь;

— формировать умение работать аккуратно

Материалы и оборудование: письмо «От жителей леса», дидактическая игра «С каких деревьев листики?», сундучок, фонограмма музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь», репродукция картины Левитана «Золотая осень», пластилин, стеки, доски, цветной картон, салфетки.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: ребята, смотрите, нас сегодня почтальон принес письмо! (открывает его, читает)

Здравствуйте ребята! Угадайте, кто вам написал письмо?

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

« Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.. ..» (осень)

Правильно, я осень! У лесных жителей беда: они никак не могут решить, пришла пора готовится им к зиме, или нет… Одни говорят – еще рано, другие — что уже самая пора! Помогите им пожалуйста, напишите им письмо! А то не приготовят запасов на зиму и беда большая будет – погибнут животные от голода!»

Вопрос очень интересный. Поможем лесным жителям? (ответы детей). А что бы им показать, что уже наступила осень, мы с вами выложим осенний календарь.

Основная часть:

— Вы знаете, что каждое время года состоит из трёх месяцев. Назовите три осенних месяца (ответы детей) какой сейчас месяц? (ответы детей)

Воспитатель выкладывает в ячейке календаря название месяца.

Как вы думаете, дети, вся осень одинаковая или осенью бывают какие-то периоды? Какие периоды осени вы знаете? Чем отличается ранняя осень от поздней? (ответы детей)

Давайте, поиграем в игру «Осенние слова» . Я вам кидаю шар, а вы мне говорите по одному красивому слову об осени. (Золотая, красивая, печальная, дождливая, пасмурная, холодная, тёплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая и др.)

Воспитатель рисует в ячейке календаря дерево и солнышко и дерево и тучку.

Воспитатель: молодцы, справились с заданием. А вот скажите, как можно узнать, какая погода нас сегодня ожидает? (ответы детей)

Речевая игра «Какая погода бывает осенью?»

— Когда идёт дождь, погода? (Дождливая).

— Когда дует ветер, погода? (Ветряная).

— Когда холодно, погода? (Холодная).

— Когда пасмурно, погода? (Пасмурная)

— Когда сыро, погода? (Сырая)

— Когда хмуро, погода? (Хмурая)

Воспитатель рисует в ячейке календаря схематично тучку, дождик и ветер.

Воспитатель: Как называется явление, когда опадают листья? (ответы детей)

Воспитатель рисует в ячейке календаря несколько листиков, означающих листопад.

Физкультурная минутка « Мы листики осенние»

Мы листики осенние, Покачивание руками вверху над головой

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. Руки в стороны

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. Присели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял покачивание руками вверху над головой

Закружились, полетели

И на землю снова сели. дети садятся по местам

«Узнай, с какого дерева лист»

Воспитатель: Мы с вами на прогулке рассматривали листья с разных деревьев. Ну-ка, назовите, с какого дерева этот лист? (ответы детей)

Какой лист у клена? (ответы детей) правильно, у клена лист большой, с острыми зубцами. Он похож на растопыренную ладошку.

Дети выбирают разные листья. Воспитатель называет дерево, дети показывают лист.

Какой лист у дуба? У дуба лист ……….

Какой лист у калины? У калины лист……

Какой лист у осины? У осины лист…..

Какой лист у каштана? У каштана…..

Игра «Назови по-другому»

Лист дуба – дубовый лист

Лист клена – кленовый лист

Лист березы – березовый лист

Лист каштана – каштановый лист.

Воспитатель: У меня для вас небольшой сюрприз – Осень прислала для вас посылку . Она прислала вам осенние листочки, но они все белого цвета. Нам нужно раскрасить их.

— Чем мы можем раскрасить листья? (Красками гуашь, акварель, цветными карандашами, цветными мелками). А как вы думает, пластилином можно разукрасить? (ответы детей)

— есть такая техника рисования пластилином, которая называется пластилинография . Дети выбирают листья, пластилин красного, жёлтого, оранжевого, зелёного и коричневого цветов.

Воспитатель: (обращает внимание к схеме) Посмотрите, все ли мы приметы осени вспомнили? Перечислите мне их. (ответы детей) А теперь расскажите, как же надо готовиться к зиме птицам? (ответы детей). правильно, некоторые птицы улетают в теплые края…как их называют? (ответы детей)

Воспитатель в следующей ячейке рисует птицу.

А как называют птиц, которые остаются на зиму? (ответы детей) им нужно готовиться к зиме? (ответы детей) Как мы можем помочь зимующим птицам? (ответы детей)

Как животные готовятся к зиме? (ответы детей)

Воспитатель рисует медведя и белку

Заключительная часть

Воспитатель: Мы с вами много узнали об осени, её признаках, и теперь можем лесным животным дать ответ на письмо. Вы мне говорите, а я буду писать. Чтоб мы ничего не пропустили, смотрите на наш календарь.

Дети рассказывают, воспитатель записывает. Потом письмо и календарь запечатывают.

Конспект открытого занятия ФГОС «По следам осени»

Цель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику – печать листьев;
- развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции;
- вызвать интерес к осенним явлениям природы, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Задачи:

Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал: Колокольчик, шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка,кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки(с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, волшебный мешочек, кисточки, краски.

Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
(Слайд-1)
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, внутри шарика письмо)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это ребята, и что же там внутри?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
В письме надпись СУНДУК
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. (на дне сундука находят
мнемотаблицу, которая подскажет от кого карта)
(Отгадывание
загадки по мнемотаблице). (Слайд 2-Мнемотаблица) Воспитатель
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.
загадка:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Я - красивая желтая.

Воспитатель –(читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить рощу ? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства , а в этом поможет карта.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)
Воспитатель: Ребята назовите мне пожалуйста осенние месяцы:

дети - осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:

В: Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником?

Дети: потому что в это время появляется рябина.
В: Октябрь – листопадник. Почему?

Дети: потому что опадают листья.
В: Ноябрь – зимник

Дети: становится холодно, как зимой.

Остановка №1 ( на карте изображен желтый лист , воспитатель берет желтый лист и читает задание) (слайд 3 желтый лист) Задание: назовите приметы осени , которые определяют время года : (Слайд № 4,5,6)

Дети:

День короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки.

А осадки? Что это такое ?

Дети: дождь, снег, туман.
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода?

Дети: посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.
Остановка №2 (на карте изображен красный лист , воспитатель берет красный лист и читает задание) (Слайд №7)

Дети назовите приметы осени , которые определяют погоду: Дети: -Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-
Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы. - Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень .

Поздний листопад - к суровой продолжительной зиме.

Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист , дети находят, воспитатель читает задание: (слайд № 9)
Назовите
пословицы осени:

Коли ясно, то и осень прекрасна .

-Осень идет , и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами .

От осени к лету , поворота нету.

Весна красна цветами, а осень снопами.
-Осень -
время собирать урожай.
-Красна ягодка, да на вкус горька.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
-Осенью и воробей богат.
- Ноябре зима с осенью борется.
- В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Осень - перемен восемь.

Осень идет и за собою дождь ведет.

- Воспитатель:
- А вы молодцы ребята много знаете пословиц про осень.

А сейчас давайте мы с вами отдохнем:
Массаж спины «Дождик» (слайд №10)
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)
- После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.
Воспитатель: - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках
- Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Воспитатель : Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?
Ответы детей
нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории : Остановка №4 ( на карте зеленый лист , дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить (слайд №11)
Исследование №1(строение листа с помощью лупы), Исследование№2 (? почему лист зеленый), Исследование №3.(большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки)
(слайд №12)

Воспитатель - Давайте пройдем в нашу лабораторию. А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос: Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором - лупой.

(Лупа, зелёные листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, переверните листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать
вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель : Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (
Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений ).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
В: -какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Исследование №3 . Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент « Как листья опадают »
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель- Пока лист летел, что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

А сейчас мы с вами потанцуем с нашими листочками.

Танец с листочками ( слайд № 13- музыка)

Остановка №5 ( волшебный мешочек ) ( слайд № 14- музыка ) Воспитатель:
Дети садятся на коврики.
- Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
- Что делать нам не знаю? Вам хочется стать волшебниками?

Давайте мы с вами станем волшебниками, и поможем Осени разукрасить рощу.

Дети проходят к столам. (слайд№15)

Сейчас мы будем рисовать осеннюю рощу необычным способом, в этом нам помогут наши листочки – мы будем ими печатать.
Вы уже знакомы с этой техникой, я только напомню последовательность работы: (слайд № 16)
- нужно взять листок, положить его на белый лист бумаги, с помощью кисточки нанести краску, не оставляя пустых мест;
- взять листок за черенок и окрашенной стороной положить на альбомный лист, прижать его, стараясь не сдвигать с места;
- затем взять за черенок и осторожно снять ого с листа, положить на поднос;
- взять следующий листок покрасить в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции;
(слайд № 17 музыка)
- когда рисунок заполнится отпечатками, нужно дорисовать стволы деревьев тонкой кистью.

Итог. Воспитатель: У вас получились картины с красивыми деревьями. Это листки – отпечатки, оставив свой след, помогли создать такие причудливые кроны и нарисовать необычайные деревья, и создать хорошее настроение.

Сегодня вы помогли осени украсить рощу. Доказали с помощью карты, что осень еще продолжается. Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.

А в заключение я хочу прочитать вам стихотворение: (Слайд №18)

Голубое небо, яркие цветы,
Золотая осень чудной красоты.

Сколько солнца, света, нежного тепла,

Это бабье лето осень нам дала.

Рады мы последним теплым, ясным дням,

На пеньках опятам, в небе журавлям.

Будто бы художник смелою рукой

Расписал берёзы краской золотой,

А, добавив красной, расписал кусты

Клёны и осины дивной красоты.

Получилась осень-глаз не оторвать!

Кто ещё сумеет так нарисовать?

Ребята что вам понравилось и запомнилось больше всего? Рефлексия: Дорогие ребята наше занятие подошло к концу. У нас есть дерево, на котором нет листьев. если вы на этом занятии получили полезную информацию, узнали много нового и оно вам очень понравилось то приклейте красные листочки. Если вы хотите ещё получить интересную информацию об осени – тогда желтые листочки, если вы не получили никакой информации, и вам не понравилось занятие тогда приклейте зелёные листочки.

Воспитатель: Большое спасибо всем за интересное занятие.

Похожие публикации