Лэпбук для старшей группы ДОУ своими руками «Вправо – влево, вверх – вниз. Учимся ориентироваться в пространстве

Ирина Тютина

Лэпбук «Влево - впаво . Вверх – вниз .

Учимся ориентироваться в пространстве ».

Цель : формировать пространственные представления у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Задачи :

1. закрепить ориентирование на собственном теле ;

2. закрепить ориентирование в микропространстве ;

3. закрепить понимание и употребление предлогов;

4. закрепить ориентирование на листе бумаги .

Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений , обобщают опыт ориентации людей в предметно- пространственном окружении .

Развитие пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов :

Обучение детей ориентировке “на себе” .

В лепбуке это задания на изучение своего тела, тела человека, что расположении у человека вверху , внизу , справа, слева.

Обучение детей определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя» .

В лепбуке это задания на расположение фруктов и овощей справа, слева, задание на расположение колец пирамидки сверху вниз и снизу вверх , задание на расположение снеговика с использованием наречий «сверху» , «снизу» , «посередине» , задания на печатной основе.

Обучение детей моделированию предметно – пространственных построений .

В лэпбук включены задания , которые наглядно показывают значение и употребление предлогов.

Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем .

«На зарядку становись!»

(подвижная игра) (вариант : «Непослушный спортсмен» , «Зеркало» )

Карточки со схематичным изображением человечков в разных позах.

Цель : закрепление представлений о схеме тела.

«Тактильные ладошки»

На обратной стороне лэпбука изображение двух рук (правой и левой, стрелки (право и лево) .

Цель : наглядное определение (примеры) понятий «правое» и «левое»

Игра «Муха»

Цель : учимся ориентироваться в пространстве листа , закрепление понятий «право-лево» , «верх-низ» , развитие внимания

«Где право? Где лево? Разукрась»

Цель : закрепление пространственных представлений , развитие внимания.

«Выложи узор»

Цель : формирование умения ориентироваться на плоскости листа .

Дидактическая игра «Сделай картинку»

Цель. Закреплять умение различать и называть пространственные отношения : на, над, под; упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под.

Оборудование. Изображение дерева на большом листе бумаги, плоскостные солнышко, грибы, облако, белка, птица, цветок, пчела.

Ход игры. Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину. Вывешивается изображение дерева и различных предметов : грибы, ежик, цветок, солнышко, пчела и т. д.

– Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом.

Постепенно дети составляют на доске картинку, комментируя свои действия («Ежик под деревом» , «Облако над деревом» ).

Дидактическая игра с колечками

Цель. Закреплять понятия «внутри» , «снаружи» , «около» , «между» ; развивать пространственную ориентировку , внимание, быстроту реакции.

Оборудование. Два кольца.

Ход игры

На стол кладется два кольца. По инструкции педагога «Внутрь» дети должны положить игрушку внутрь кольца, «Между» – положить игрушку между кольцами; на сигнал «Снаружи» - за пределы кольца.

Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Цель. Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости ; употреблять в речи слова «справа» , «слева» , «наверху» , «внизу » .

Оборудование. Макет дома с окнами. Плоскостные изображения жильцов (девочка, мальчик, собака, кошка)

Педагог говорит детям о том, что однажды все собрались и решили жить вместе. И построили себе дом.

(На доске выставляются макет дома и жильцов) . А потом стали спорить, кто, где будет жить.

Педагог : «Давайте поможем всем заселиться в дом» . «Кошка будет жить справа» . Один из детей помещает кошку в окно справа.

Аналогично проводится работа с остальными жильцами. В конце игры педагог спрашивает детей : «Где живет собачка? Где живет девочка?» и т. д.

«Графический диктант»

Цель : формирование навыка внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии.

Карточки с пошаговой инструкцией, на другой стороне карточки - рисунок,

что бы ребёнок смог сам себя проверить (коллекция пополняется)

«Копирование образца»

Карточки с рисунками (коллекция пополняется)

Цель : тренировка зрительно-моторной координации

«Лабиринт»

Карточки с лабиринтами разной сложности (коллекция пополняется)

Цель : закрепление умения детей ориентироваться на плоскости , развитие внимания, зрительного сосредоточения.

Дидактическая игра «Секреты»

Материал. План участка детского сада. На плане схематически изображены предметы : песочница, веранда, дом, стол, качели, клумба и т. п., игрушки секреты, красные кружки, которыми на плане отмечаются расположения секретов.

Ход игры. Дети выходят на участок. Воспитатель показывает и рассматривает с детьми план участка, устанавливается соответствие изображений на плане с реальными предметами.

Воспитатель говорит детям, что на участке спрятаны секреты, а на плане красными кружками обозначены места, где секреты находятся. Двое - трое детей начинают искать эти секреты. Каждый ребенок ищет свой секрет (ориентируется по своему кружку ) . Выигрывает тот, кто быстрей отыщет свой секрет.

Дидактическая игра «Вправо - Влево »

Предложите детям выполнить разные задания :

– найти все машинки, которые едут направо (налево,

– найти зверят, которые держат предмет в правой (левой) лапке,

– выбери картинки, на которых солнышко светит справа (слева,

– выбери зверят, у которых бантик справа (слева,

– выбери картинки, на которых звери едут на машине (велосипеде, мотоцикле и т. д.) .

«Весёлые стихи»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой.

На полянке два жука

Танцевали гопака :

Правой ножкой топ,топ!

Левой ножкой топ, топ!

Ручки вверх , вверх , вверх !

Кто поднимет выше всех?

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз .

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Глазки вправо , глазки влево ,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо , влево , кругом, вниз ,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко ,

Вверху птички – высоко .

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так : тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо ,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

В правую руку свой мячик возьми,

(Взор следует за мячом)

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

(В какой руке у нас сейчас мяч)

Правого плечика мячик коснётся.

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

Т. А. Шорыгина

Посмотрим вверх

Посмотри-ка вверх , дружок!

Ты увидишь потолок.

Белый-белый он на вид -

Белой краскою покрыт.

Видишь голубой плафон,

Он висит под потолком.

Знают взрослые и дети -

Лампочка в нем ярко светит.

Т. А. Шорыгина

Посмотри вниз

Возьму с собой дочурку -

Пойду с ней на прогулку.

Ирочка! Остановись!

Посмотри под ноги, вниз .

Видишь палый, желтый лист -

Он от сырости пятнист.

К темной веточке прилип,

А под ним алеет гриб!

Т. А. Шорыгина

Солнечный зайчик

Скачет, как мячик,

Солнечный зайчик.

Вверх , вниз ! Со стола - на карниз.

Зеркальцем взмахну -

Побежит к окну

И прыжками по стене

Возвращается ко мне.

Запетлял по половице,

Словно гонится лисица.

Раз! И прыгнул мне на парту -

Зайчик рад теплу и марту!

Т. А. Шорыгина

Перед домом

Перед домом

Есть скамейка

И крыжовника кусты,

Ранним утром их из лейки

Поливал сегодня ты.

А за домом огород,

Там на грядке лук растет.

Т. А. Шорыгина

Левая рука,

Рука левая,

Расскажи, что делала?

Расскажу я вам, друзья!

Помогала правой я.

Вместе сеяли газон,

Скоро стал зеленым он.

Вместе клумбу украшали

И цветы на ней сажали.

Подмели дорожки, -

Хлопнули в ладошки!

Т. А. Шорыгина

Наши руки

Наши руки - две сестрицы,

Левая и правая.

Наши руки - мастерицы,

Вам скажу по праву я.

Правая - лицо умыла,

Левая - дала ей мыло.

Лейку левая несет,

Правая цветы польет.

Наши руки - две сестрицы,

Наши руки мастерицы!

Целый день, целый день

Крутится скакалка.

Целый день, целый день

Скачет наша Галка.

Правой скок, левой скок,

Сразу обе ножки.

То назад, то вперёд

Скачут по дорожке.

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход

Он назад шагнул сначала,

А потом поплыл вперед

И поплыл, поплыл по речке

Набирая полный ход.

На одной ноге постой-ка.

Будто ты солдатик стойкий!

Ногу левую к груди,

да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Ветер тихо клен качает,

Вправо , влево наклоняет :

Раз – наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клен.

(ноги на ширине плеч, руки за голову; наклоны туловища вправо и лево ).

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево раз , вправо два ,

Потекла ручьем вода!

Раз, два, три, четыре

Хорошо мы потрудились.

Поднимает кукла руки,

Вверх- вниз , вверх- вниз ! (поднимать и опускать руки вверх )

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед) .

Смотри скорей, который час,

Тик – так, тик – так!

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу» )

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) .

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево , вправо , назад, вперед,

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места :

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

(ходьба на месте)

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

(повороты туловища вправо- влево )

Приседайте, не ленитесь,

Раз и два, раз и два!

(приседания) .

Поднимаем руки вверх – это «раз» ,

Повернулась голова – это «два» ,

Руки вниз , вперед смотри – это «три» ,

Руки в стороны по - шире развернули на «четыре» ,

С силой их к плечам прижать – это «пять» .

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть» .

Руки в стороны! В полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолет!

Посмотрите вокруг себя. Опишите, то, что вы видите.

(Учащиеся описывают все то, что видят вокруг себя).

Все то, пространство, что вы увидели вокруг себя это и есть горизонт. А там где вы видите линию, где сходится земля с небом - это линия горизонта.

Наш земной шар делится на 4 основные части: на север, юг, запад и восток.

Ой, а что это там вверху так сильно, ярко светит?

(Ответ детей.)

Правильно, солнышко. А кто знает, откуда оно взялось, там так высоко?

(Дети должны придти к выводу, что оно постоянно всходит с одной стороны и заходит в противоположной стороне горизонта).

Восток – сторона восхода солнца. Юг – сторона полуденного солнца. Запад – сторона заката солнца. На Севере никогда не бывает солнца.

По Солнцу можно определить стороны горизонта. Для этого нужно в 12 часов встать спиной к Солнцу, и тень, отброшенная фигурой наблюдателя, превратится в стрелку – указатель, показывающую на Север. Противоположная сторона – это Юг. Руки расправленные в стороны, укажут на Запад и Восток).

(Г) Объединение в группы. Все дети стоят в шеренге и делятся на первый (fist), второй (second), третий (third), четвертый (forth) на английском языке. Задание группам. Определить на местности стороны горизонта по Солнцу. Презентация.

Просмотр фрагмента мультфильма «Эхо»

Ребята обратите внимание, на ситуацию, в которую попала героиня мультфильма. (Героиня заблудилась)

А как вы думаете, что нужно знать героине мультфильма, что бы найти верный путь к дому?

(Ответы детей). Что бы суметь правильно найти дорогу в нужном направлении, необходимо, прежде всего, знать стороны горизонта и уметь их определять.

(Г) Объединение в группы. Задание на карточках: рисунки, на которых изображены различные местные признак ориентирования на местности. Ребята в группах должны описать ими увиденное. Объяснить что особенного в этих изображениях.

Представить аппликацию из предложенных картинок. Презентовать. (Кто-то из учащихся догадается, что по данным местным признакам, возможно, определить стороны горизонта). Если нет, то учитель оказывает помощь и объясняет, используя наводящие вопросы).

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Нам за парты сесть вели.

(П) Работа по учебнику. Объединение в пары. «Как сидите»

В парах учащиеся используют местные признаки, чтобы определить С, Ю, В и З.

Ребята. Скажите, в каких случаях людям нужно обязательно знать стороны горизонта и уметь ориентироваться на местности?

(Ответы детей)

Для чего им нужно это знать?

(Ответы детей)

Ориентирование – это умение определять стороны света, представить себе направление в окружающем пространстве. «Навигация – процесс управления движущимся объектом в определенном направлении. А как люди этой профессии ориентируются?

(Ответы детей)

Правильно по компасу, по географической карте. Компас это прибор, предназначенный для определения сторон горизонта. Географическая карта - это уменьшенное изображение модели земной поверхности.

Игра «Запомни». На карточках ключевые слова. Учащийся произносит одно из ключевых слов и добавляет имя ученика, стоящего слева от него. Он, в свою очередь, тоже произносит другое ключевое слово. Таким образом, школьники должны назвать все ключевые слова.

(П) Объединение в пары. Игра. «Навигация» Один задает маршрут, другой должен маршрут прокомментировать, выполнить. Некоторые учащиеся смогут назвать промежуточные стороны горизонта.

Ф.О.Уровень мыслительных навыков:

Применение знаний

Критерий оценивания: Обучающийся

Называет стороны горизонта.

Определяет стороны горизонта по природным признакам.

Задание 1

Дополните названия сторон горизонта.

Дескриптор: Обучающийся - записывает стороны горизонта.

Задание 2

Используя рисунки 1 и 2, определите и запишите стороны горизонта. Объясните, как вы определили.

Дескриптор: Обучающийся - определяет и записывает стороны горизонта.

Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве и отличать право и лево, вверх и вниз, впереди и позади. Учимся ориентироваться на листе бумаги. Знакомимся с планом и картой.

Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «лево». Как научить ребенка отличать правое и левое? Что делать, если ребенок постоянно путает, где у него левая, а где правая рука? Какие игры нам могут помочь? Как заниматься с детьми разного возраста дома? Ответы на эти вопросы — в статье

На самом деле, научить ребенка различать «право» и «лево» не так уж и сложно при одном условии – регулярности проведения игр на эту тему в течение примерно месяца – максимум двух месяцев. Регулярно – это значит примерно 4 раза в неделю по 5-7 минут игры. А еще лучше – ежедневно по 3-5 минуток. Ежедневные веселые мини-игры-пятиминутки гарантируют надежный результат в достаточно краткое время. Дополнительно к играм нужно постоянное доброжелательное напоминание во время рисования, игр, лепки, конструирования, одевания на прогулку о том, какая рука что делает и как нам помогает. В игре малыш быстро запоминает, где право и где лево и перестает путаться.

Примерный возраст, в котором малыш может освоить различия этих двух понятий и начать без ошибок ими пользоваться – это пятый год жизни. Но слышит слова «право» и «лево» малыш с самого своего рождения. А уже в три года показывает, где у него правая ручка, а где левая ручка.

Самые маленькие дети учатся ориентироваться в пространстве «на себе», на своем теле: вверху – это где голова, внизу – это где ноги, вперед – где лицо, назад – где спина, вправо – где правая рука, влево – где левая рука.

Сначала у детишек Вы сможете увидеть помогающие им жесты. Например, ребенок, пытаясь определить, где это – «позади», касается предмета спиной. Или чтобы определить, где у него правая рука, начинает ей двигать. В дальнейшем вместо движения появляется только взгляд в нужную сторону или еле заметный жест. И уже после этого малыш, просто слыша слово «влево», «вправо», «вперед», «назад», понимает его без жестов.

Когда мы играем с детьми в игры, помогающие научиться ориентироваться в пространстве, то обязательно знакомим малышей не с одним понятием (только «правая рука»), но с парами слов: влево и вправо, выше и ниже, впереди и сзади. Например, когда мы учим различать правую и левую руку, то объясняем так: «Правой рукой ты держишь ложку, где она у тебя? А что делает левая рука? Она держит хлеб». Или во время рисования: «В правой руке у тебя кисточка. Где твоя правая ручка. А где левая? Что она держит? А левая держит листочек бумаги, на котором ты рисуешь». То есть упоминаем сразу обе руки.

Игры с детьми дома: учимся ориентироваться в пространстве

Игры с самыми маленькими: знакомимся с пространством

Тра-та-та

Самые маленькие детки слышат слова «влево» и «вправо» в маминых пестушках и потешках, в мамином массаже с песенками, от которых получают радость.

Тра-та-та, тра-та-та,

Поймал дедушка кота,

А бабушка — кошку

За левую ножку!

На слова «левую ножку» мама ласково потряхивает левую ножку малыша и гладит ее. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой. Так малыш знакомится со своим телом.

Или другая потешка – для деток постарше, которые уже учатся ходить и «танцевать» и топать ножкой под песенку.

Топни-ка, ножка

ПрАва, понемножку!

Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем-переступаем правой ножкой).

Топни-ка левая –

Маменька велела!

Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем – переступаем левой ножкой)

Ай, деточка, попляши!

Твои ножки хороши! (подпрыгивание или пружинки)

Для детей постарше можно использовать стихотворения и делать под них движения.

При одевании ребенка можно приговаривать строчки из этого стихотворения Елены Благининой: «Вот они – сапожки! Это – с левой ножки! Это – с правой ножки!» и просите ребенка: «Дай мне левую ручку. А теперь правую ручку»:

Е.Благинина

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

Вверх — вниз

Маленьких детей мы знакомим прежде всего со словами «Вверх» — «вниз» (птичка полетела на дерево – вверх! Мячик упал вниз – бух! На качелях качаемся вверх – вниз, вверх — вниз), вперед – назад (беги ко мне, догоняю). И лишь затем ребенок сможет освоить слова «вправо» и «влево».

С малышами можно сделать простую аппликацию, которая научит ориентироваться не только в комнате, но и на листе бумаги. Например, сделать платочек или салфетку для куклы или другой игрушки.

Сделай узор на платочке

Вам понадобится набор вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур: например, четыре красных треугольника и красные круги. Или другой набор: один зеленый круг, четыре зеленых треугольника и один зеленый прямоугольник.

Покажите малышу образец платочка с аппликацией, который Вы сделали. Пусть любимая игрушка ребенка попросит малыша помочь ей и подарить точно такой же платочек.

Рассмотрите внимательно образец вместе с малышом: обведите пальчиком малыша фигурку на образце: круглая они или есть уголочки? Если есть уголочки, то сколько их — три уголочка или четыре уголочка? Как она называется? Назовите формы – это круг, а это квадрат. Опишите словами, как расположены фигуры. например: «Смотри, в серединке круг, а в уголках – квадраты. Так мы и сделаем! Разложи фигурки на своем платочке»

Самые простые орнаменты состоят из 2 фигур (например, на одном коврике, салфеточке или платочке приклеены круг и квадраты). Более сложные – из трех разных геометрических фигур. Сначала малыш выкладывает фигуры на своем платочке, и только потом приклеивает.

Когда платочек готов, подарите его торжественно игрушке, пусть она скажет малышу «Спасибо», порадуется вместе с ним.

Внимание! Это важно! Никогда малыш не должен видеть, что его рисунок или аппликация после игры выбрасывается! Если он делает свою салфеточку для куклы, то кукла должна сама взять у него аппликацию, положить ее на свой игрушечный столик как салфеточку, поставить игрушечную посуду, восхититься, какой же красивый стол стал с этой салфеточкой. Сказать, что пригласит гостей и покажет им новую салфеточку. Поблагодарить малыша. Только тогда Вашему ребенку будет и в дальнейшем интересно заниматься с Вами.

Знакомимся с мозаикой

В самых простых играх с мозаикой мы тоже можем начать знакомить ребенка с пространством и учить ориентироваться в нем.

Игра 1. Покажите малышу детали мозаики (подойдет магнитная мозаика с геометрическими разноцветными формами или любая другая мозаика для малышей). Покажите ребенку синие детали – пусть это будет дождик. Дождик кап-кап-кап-кап – капает по крыше, по окошку, по деревьям. Пусть ребенок сделает дождик на игровом поле из синих деталек и научится заполнять деталями равномерно всё игровое поле мозаики. Вот какой дождик у нас пошел! Важно, чтобы малыш располагал детали по всему игровому полю, а не ставил кучкой где-то в центре или сбоку.

В следующий раз попробуйте разложить другие детали, придумав, что же это будет. Белые детали могут быть летающими снежинками. А желтые – осенними листочками. Красные – конфетами на столе, а крупные детали – воздушными шариками, которые летят в небо. Много мелких разноцветных деталей может быть салютом в небе.

Ребенку не так просто класть детали на мозаику – покажите ему, как сначала взять деталь двумя-тремя пальчиками и как потом прижать ладошкой к магнитному полю, чтобы фигурка «прилипла».

Игра 2. В следующих играх познакомьте малыша с понятиями «вверху» и «внизу». Сделайте вместе с ребенком из всех синих деталей «речку» внизу игрового поля. Для этого выложите широкую полосу из деталей синего цвета. Проведите по ней пальчиком ребенка – «течет речка», речка длинная — длинная. Можете сделать рядом из отдельных зеленых деталей «травку» — так же, как мы делали дождик.

А потом сделайте солнышко вверху игрового поля, собрав желтые детали в круг. Дополнительно можно собрать рядом с солнышком облачка из белых деталей.

Что вверху? Солнышко. А что внизу? Речка и травка. Так малыш начинает понимать слова «вверху» и «внизу» применительно к картинке, листу бумаги, игровому полю игры.

Игра 3. В следующей игре с мозаикой пусть полетят наши листочки – куда они летят? Вверх или вниз? Давай на них подуем – дует ветер! Куда мой листочек полетел? Вверх. А твой куда полетел? Вниз!

Когда малыш подрастет, наши листочки будут летать еще и вправо или влево. Куда твой листок полетел? Вправо! А мой сейчас полетит влево. Я подую на него. Вот! Уже летит!

В этой очень простой игре малыш начинает ориентироваться на плоскости, понимать, где верх, а где низ, видеть ограничение игрового поля его сторонами (правой и левой).

Игры для детей 3-5 лет: учимся различать «право» и «лево» и не только

Примерно на четвертом году жизни малыш уже различает и называет свою правую и левую руку. А в 4-5 лет ребенок учится определять направление по отношению к себе. Ему еще трудно понять, что у человека, который стоит напротив, «лево» находится там, где у него «право». Он может определить направление только «от себя». Поэтому во всех играх с детьми 4-5 лет взрослый стоит так же, как и ребенок (лицом в одну сторону) – показывая и подсказывая на первых порах.

Найди игрушку

Вариант 1. Попросите малыша выйти за дверь и спрячьте игрушку. Когда он зайдет в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть рассказан так: «Иди прямо к столу, у стола поверни направо (ребенок выполняет). Пройди пять шагов. А теперь один шаг назад, поверни налево (ребенок выполняет). Пройди два шага. Ищи!» В первых играх трехлетнему малышу можно дать одну-две команды, четырехлетнему давайте не больше 2-3 команд. Потом можно увеличить количество команд до 5 и даже более.

Когда ребенок освоит эту игру, то усложните ее. Во втором варианте игры малышу нужно назвать направление, в котором он идет. Вот как это делается.

Вариант 2. Вырежете из цветной бумаги или цветного картона стрелки разного цвета и разложите их на полу. Скажите ребенку: «Иди туда, куда показывает красная стрелка, пройди три шага. Куда же тебе надо идти?» (ребенок называет направление: влево, вправо, прямо или назад). «А дальше иди туда, куда показывает синяя стрелка. Куда она тебя ведет? (ребенок называет – вправо или влево. вперед или назад) Пройди 2 шага». А теперь ищи!

Когда малыш освоится с названием разных направлений, то поменяйтесь ролями с ребенком. Пусть он спрячет игрушку, а Вы ее будете искать. Детям очень трудно дать инструкцию. Поэтому помогайте малышу вопросами: «А дальше мне куда идти – по какой стрелочке? А! По желтой стрелочке, значит, направо. А сколько шагов сделать?» и т.д.

Эту игру можно проводить от имени сказочного героя: например, Карлсон спрятал игрушку, и надо ее найти. Или Старуха Шапокляк спрятала любимую игрушку Чебурашки, и мы ему помогаем разыскать ее. Можно поиграть и по-другому с любым любимым героем ребенка, который будет отдавать команды (например, мальчики любят чтобы им отдавали команды их любимые герои — воины).

Догонялки с кулачками

В эту игру можно играть и дома, и в дороге. Посадите малыша к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол (на ноги, если Вы сидите на диване) и попросите ребенка положить его кулачки.

А теперь поиграем! Спрашиваем малыша, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой — картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш – левша, то всё будет с точностью до наоборот.

Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:

Кулачками мы играем,
Руки быстро поднимаем!
Раз, два, три!
Левая, беги!
На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, а Вы его пытаетесь запятнать – коснуться левого кулачка на столе.

Слова в стишке меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка – убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть.

Если Вы используете картинки- подсказки, то постепенно можно их будет убрать – например, сначала оставить только подсказку для правой руки, а потом и она станет не нужна. Малыш начнет убирать нужный кулачок без подсказок — картинок.

Найди сюрприз!

Посадите четыре игрушки в центре комнаты так, чтобы получился «крестик». В центр этого «крестика» встанет в игре ребенок (см. рисунок). Например. ребенок встанет в центр, а впереди у него будет мишка, сзади зайчик, справа машинка, слева поезд (можно использовать любые другие игрушки, которые есть у Вас дома).

Под одну из игрушек (или в одну из игрушек) спрячьте сюрприз. Это может быть красивая картинка или наклейка, записка с загадкой, пожелание или стишок, новая загадка, интересная веточка, цифра, новая буква, набор бусинок, небольшой рисунок, который Вы нарисовали, интересное задание на записочке, камушек или ракушка – всё, что угодно.

Пусть малыш встанет в центре комнаты и в центре получившегося «крестика». Вы стоите так же, как и он – т.е. если ребенок смотрит на окно, то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети, особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Тогда ищем клад! Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: «Повернись вправо. А теперь повернись два раза влево. Еще раз повернись два раза влево. А теперь три раза вправо. Ищи!» Дети любят в этой игре поворачиваться прыжками. Пусть прыгают на здоровье!

Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него. И находит его! Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он ищет сюрприз под игрушкой и …не находит. Значит, надо попробовать еще раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. И наконец находим! Ура!

Некоторые дети любят складывать полученные в игре сюрпризы в свою шкатулочку или коробочку. Некоторые – дарят мамам или друзьям. Но в любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу! Даже если пришлось три раза его искать.

Народная подвижная игра «Корабль плывет!» — учимся отличать «право» и «лево», «вверх» и «вниз», «вперед» и «назад»

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала разучиваются движения игры.

Вот какие движения можно использовать в игре для различения направления право и лево:

  • «Правая повертушка» – это вращение кистью правой руки (другой вариант — правым предплечьем) как будто «заводим мотор».
  • «Левая повертушка» – это вращение кистью левой руки (другой вариант – левым предплечьем) как будто заводим мотор левой рукой.
  • >«Правая потоптушка» – топаем правой ногой.
  • «Левая потоптушка» – топаем левой ногой.

Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед – назад или другие направления).

Как играть в игру?

Ведущий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Дети спрашивают: «Какой корабль?»

Ведущий отвечает: «С правой повертушкой!»

Дети выполняют движение – делают правую повертушку (вращают правой рукой).

Снова водящий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Игроки спрашивают: «Какой корабль?»

Водящий придумывает название корабля. Например, «С левой потоптушкой и с левой повертушкой». Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В первых играх даются простые задания, включающие одно действие, например, « с левой потоптушкой». В дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями: «с правой потоптушкой и двумя вертушками» или «с правой потоптушкой и с левой повертушкой» или «с двумя потоптушками и левой повертушкой».

Задача игроков (ребенка или детей) – не ошибиться. Когда дети освоятся с игрой, можно ее усложнить.

  1. Выкладываем на пол 10 карандашей (палочек, камешков или любых других предметов, которые будут обозначать шаги). Малыш правильно выполнил задание – идет вперед на один шаг (встает около следующего камешка или карандаша). Неправильно сделал – остается на месте. Задача – дойти до Вас как капитана. Как только малыш стал капитаном, Вы меняетесь ролями, и он придумывает, какой корабль плывет. Причем ребенок может придумать и новые движения, которых не было в предыдущей игре.
  2. С группой детей можно провести игру так. Малыши стоят в ряд. Если кто-то ошибается, он делает шаг назад. Если сделал правильно — то шаг вперед. Задача – быстрее дойти до капитана. Кто дошел до капитана первым – будет водящим в следующей игре.

Что изменилось?

Играть в эту игру можно как с игрушками, так и с несколькими детьми.

Игра с игрушками. Посадите на стол или диван 5-7 игрушек. Они должны сидеть спиной к малышу! Это важно! Нужно, чтобы ребенок и игрушки располагались лицом в одну сторону и сидели в рядок.

Потом попросите малыша отвернуться и закрыть глаза. Или можно закрыть игрушки непрозрачным платком. И поменять игрушки местами.

Малыш открывает глаза – и … что же изменилось? А! Кукла сидела вправо от меня, а медведь влево. А теперь наоборот стало – теперь кукла сидит слева от меня, а медведь справа».

Игра с детьми. Малыши садятся на коврик в ряд. Один малыш – ведущий закрывает глаза. Остальные быстро меняются местами. Дополнительно можно поменяться еще чем – то или взять в руки предметы. Малыш – ведущий открывает глаза и ищет, что же изменилось: «Ой, у Маши в руках появилась кукла. А у Наташи, наоборот, в руках был мяч. А теперь мяча нет. Петя сидел справо от меня, а теперь сидит влево.

Мальчишки очень любят эту игру как игру в «разведчиков».

В первых играх делайте только 2 изменения. Потом количество изменений можно постепенно увеличивать.

От подвижных игр можно перейти к более сложным играм с геометрическими фигурами, помогающим научиться ориентироваться на плоскости (листе бумаги).

Выложи узор

Попросите малыша догадаться, как узор вышила Красная Шапочка для своей бабушки на ее платочке (можно использовать любых любимых персонажей ребенка).

Возьмите два одинаковых квадратных листа бумаги. Это будет игровое поле для Вас, и для ребенка. И вырежете из цветного картона парные одинаковые фигуры – например, зеленый квадрат, синий квадрат, красный треугольник, желтый треугольник, зеленый круг, синий круг и т.д. Получится два набора одинаковых фигур. Один набор возьмите себе, а другой – ребенку. Мы будем выкладывать на игровом поле разные фигуры.

Перед тем, как играть покажите ребенку, как мы будем выкладывать фигурки на квадрате – платочке. Где верх, где низ, где право, где лево.

Поставьте перед собой большой лист картона или любую другую вещь, которая станет перегородкой. Перегородка нужна, чтобы ребенок не видел Ваш узор. Выложите узор на своем листочке. И после этого попросите малыша внимательно послушать Вас и сделать такой же узор. Примерный узор представлен на картинке: «Вверху – красный треугольник. Внизу – желтый треугольник. Справа – где у тебе правая ручка? – синий круг. Слева – зеленый круг. В середине – синий прямоугольник. Получилось? Давай посмотрим».

Уберите перегородку и сравните два платочка. Исправьте неточности, если они есть.

При более сложной игре ребенку нужно учесть расположение фигур. И тогда мы говорим, например, так: «Вверху – красный треугольник. Он смотрит уголком вверх, а стороной в серединку/в центр».

В дальнейшем, когда малыш освоит игру, можно сделать его водящим.

А можно сделать другой вариант этой игры – более сложный, когда мы прямо не говорим, что за фигуру надо положить. А малыш сам выбирает ее из набора фигур: «Догадайся, что же вышила Красная Шапочка вверху – это не квадрат, не круг. Что это? Точно, треугольник. Не желтый, не красный, не синий, а какой? Как же ты угадал – зеленый! Значит, что будет вверху платочка? Да, зеленый треугольник!»

Если ребенку трудно сориентироваться, то помогите ему. Нарисуйте на его игровом поле – белом квадрате — сверху красную линию, а снизу синюю. Справа нарисуйте ложку (правая рука держит ложку), а слева нарисуйте кусочек хлеба (левая рука держит хлеб). И когда диктуете – рассказываете, то помогайте подсказкой: «Вышила Красная Шапочка красный квадрат вверху. Где это? Да, там где красная линия. А справа она вышила зеленый треугольник. Покажи, где зеленый треугольник? Вот он! А где это справа – где ложка нарисована. Вот она! А где у тебя правая ручка? Значит, куда надо положить фигурку? Молодец! Красивый платочек получится!»

В такой игре нужно постоянно менять сюжет – то украшать флажками разной формы и разного цвета силуэт — кораблик (вместо квадрата), то расставлять разноцветные чашки разного размера на стол (право – лево, выше – ниже), то помогать герою написать зашифрованное письмо (прямоугольник — фон будет обозначать конверт, на котором в определенном порядке выкладываются фигуры), то делать ковер-самолет для Старика Хоттабыча (выкладывать рисунки на прямоугольнике). Сюжет игры может быть любым и из любой любимой сказки малыша!

Для пятилетнего ребенка можно усложнить задание и по-другому – научить правильно называть углы: правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол. Тогда узор может получиться, например, таким: «В правом верхнем углу – красный треугольник. И в левом нижнем углу – красный треугольник. В правом нижнем углу – желтый круг. И в левом верхнем углу – желтый круг. А в центре голубой ромб».

Игра в магазин

Еще один вариант предыдущей игры – игра в магазин. Вы делаете парные карточки для игры (как показано на предыдущей картинке) с разным расположением фигур на квадрате — основе. Это наши «ковры» или «платочки» или «салфеточки», которые будут продаваться в магазине. Нам нужны два одинаковых набора — один у продавца, другой у покупателя.

Ребенок-покупатель выбирает из своего набора одну карточку – это «коврик» (полотенце, шарфик, салфеточка и т.д.), который он хочет купить в магазине. Малыш должен объяснить продавцу, какой ковер или салфеточку он хочет купить. Так объяснить, чтобы продавец дал ему именно этот предмет с именно таким узором. Для этого ему нужно очень точно описать свой «коврик»: что нарисовано в середине, что вверху, что внизу, что справа, что слева.

Малыш может сам выбрать «коврик» для покупки. А может быть, в другом варианте этой игры, его попросит помочь сказочный персонаж и даст ему картинку с изображением нужного ему «коврика».

Найди такую же картинку.

Для изготовления игры потребуются наклейки (наборы одинаковых наклеек) и картон. Карточки делаются из картона в виде длинных прямоугольников, на которые наклеены наклейки в разном порядке: например, чайник – платье – мячик – девочка. На другой карточке: платье – уточка – мячик – девочка. На третьей: платье – чайник – мячик – девочка. На четвертой: мячик — платье — девочка — чайник. И так далее. Делаются два одинаковых набора карточек для игры.

Задача – найти пару одинаковых картинок и объяснить, почему эти картинки — пара (ребенок может объяснить так: «Здесь слева приклеено платье, справа от него чайник, еще правее мячик. А потом девочка. И на этой картинке точно так же»). Дети раньше 3 — 3,5 лет обычно не понимают смысла такой игры, ведь на всех картинках похожие игрушки. Они могут на любые картинки сказать, что они одинаковые. Примерно к 4 годам малыш уже может объяснить, чем отличаются картинки – расположением игрушек на них. К этому возрасту ребенок может и рассказать словами, в чем он видит отличия.

Новоселье

Если у Вас есть набор картинок с изображением мебели, то можно поиграть в эту игру с картинками. Или можно поиграть с игрушками и кукольной комнатой, сделанной из большой коробки.

Есть три варианта игры:

Вариант 1. Более простой.

Рассказываем малышу историю о том, что у куклы (зайчонка, кенгуренка, бегемотика или другой игрушки) – новоселье. И ему нужно помочь расставить мебель. Договариваемся с ребенком, что где будет стоять (рядом с окном, слева от него, справа от него, перед столом, за креслом и т.д.). Рисуем план комнаты. А дальше заполняем ее мебелью по нарисованному плану (для малыша этого возраста достаточно 4-6 предметов, обозначенных на плане плюс обозначения окна и двери). Как только всё будет готово — празднуем новоселье 🙂 — приглашаем в гости игрушки, которые поздравят с новосельем, угостятся чаем со сладостями и подарят подарки нашему игрушечному герою..

Вариант 2.

Есть уже готовый план комнаты для нашей игрушки. Его нарисовал главный друг нашей игрушки Топтыжка (или кто-то другой из любимых игрушек малыша). И нам надо помочь «прочитать» этот план и расставить все предметы точно по плану комнаты. Если малыш ошибается, то игрушка ему говорит: «Нет, я так не хочу. Посмотри, я хотела здесь большой диван поставить, а не круглый стол. Стол тут неудобно размещать – как из-за него выходить будем?»

Вариант 3. Перестановки.

Наша игрушка решила сделать перестановку мебели в комнате, потому что купила новое пианино или новый шкаф или новый стол. И надо ей помочь – разместить на плане эти предметы, всё проверить — поместится ли здесь, удобно ли будет, а потом уже расставить мебель в комнате.

Как провести такое новоселье и научить составлять план комнаты детей 3-4 лет, мы уже знаем из статьи

Внимание: чтобы понять план, ребенку сначала нужно определить, а где он сам находится в комнате, где окно, где дверь. И уже от этих ориентиров отталкиваться, выполняя задание. Вскоре он сам быстро поймет, как «читать» план, и сразу будет отыскивать на плане нужное место.

Если Вы будете проводить игру с детьми более старшего возраста, то тогда можно усложнить задание – пусть в нашей комнате будет до 10-11 предметов. А кукла может купить не один новый предмет мебели, а сразу два.

Игры для детей 6-7 лет

Детей 6-7 лет уже можно познакомить с тем, что такое карта и как ее читать и научить составлять подробную карту своего пути (как идти в гости к другу, к бабушке, к магазину, в детский сад, на игровую площадку, в парк).

Что такое карта и масштаб, Ваш малыш узнает из телепередачи «Шишкин лес» телеканала «Радость моя». Приятного просмотра!

Сделайте вместе с ребенком карту Вашего двора, района, начертите на ней дорогу в детский сад, в магазин, к друзьям, в детский клуб, в школу.

А теперь еще несколько игр для уже подросших малышей — будущих школьников.

Капитан и корабль

Эта игра учит сотрудничать друг с другом, и одновременно закрепляет умение ориентироваться в пространстве. В игре ребенку нужно будет ориентироваться с закрытыми глазами, по слову ведущего.

Играет пара. Один игрок – капитан. Другой – корабль. Их общая задача – переплыть море без кораблекрушения. Морем будет наша комната. В ней посередине расставляются стулья – рифы. Задача – нужно, переплывая наше «море» – комнату не задеть за стулья – «рифы».

Как играть? Игроку — кораблю завязываются глаза. Капитан ведет корабль, давая ему указания: «Шаг вправо. Еще шаг вправо. Назад. Еще назад. Маленький шаг влево. Теперь 5 шагов вперед» и так далее.

Ура! Задача выполнена. Теперь можно поменяться ролями:). Пытаясь пройти комнату — наше море — с закрытыми глазами, Вы поймете. насколько же это не просто! А своему маленькому капитану помогайте вопросами: «Куда дальше идти? На сколько шагов? Мне остановиться или идти вперед?»

Читаем план комнаты с помощью веселого человечка

Ребенок старшего дошкольного возраста уже может усвоить, что пространственные взаимоотношения «право», «лево», «вперед», «назад» меняются в зависимости от положения человека. Например, если Вы встанете с ребенком лицом друг к другу, то Ваша правая рука будет напротив левой руки ребенка! И тогда для Вас «вправо» – это будет, например, к окну. А для него «вправо» – это будет, наоборот, к двери.

Чтобы малыш смог это усвоить, нам понадобится прием, предложенный Л.А. Венгером. Нарисуйте картинку с веселым человечком (мы рисуем человечка так, будто смотрим на него сверху). Там, где у человечка круглый носик – это его лицо, в эту сторону он смотрит. Еще вырежете из цветной бумаги или цветного картона две стрелки – ручки человечка: красную и синюю. Красная стрелка будет обозначать правую руку, а синяя стрелка – левую. Можно сделать стрелки и другого цвета, но обозначение должно быть постоянным. Например, у Вас будет правая ручка человечка – это всегда коричневая стрелка. А левая ручка человечка – это всегда зеленая стрелка.

Поставьте нашего человечка на план комнаты, с которым ребенок уже знаком по предыдущим играм. Пусть малыш посмотрит на носик человечка и решит, куда прикрепить ручки – стрелки. Где будет правая, а где левая рука у человечка? Что будет впереди у человечка, а что позади?

Затем поставьте человечка в другое положение на плане комнаты. И предложите малышу прикрепить к нему стрелочки – ручки и сказать, что теперь у человечка впереди, сзади, вправо, влево.

Самое трудное – это когда человечек расположен лицом к ребенку. Пусть ребенок поэкспериментирует, сам попробует занять разные места в комнате, чтобы решить эту задачку.

Найди клад

В этой игре ребенок научится ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Как сделать игровое поле для игры?

Для изготовления игрового поля Вам понадобятся листы бумаги в клетку. Каждая строчка или каждый столбик имеют свое условное обозначение. Можно нарисовать картинку или подписать буквы или подписать цифры, нарисовать геометрические фигуры. На рисунке Вы видите примерные варианты игрового поля для детей 6-7 лет.

Для первой игры нужно простое игровое поле (5 на 5 клеточек). В дальнейшем можно сделать более сложное игровое поле – 5 на 10 клеточек, или 10 на 10 клеточек).

Как играть в игру?

Играет пара игроков, игровое поле у них одинаковое.

Ведущий – взрослый отмечает на своем игровом поле крестиком, где находится клад.

Ребенок, который не видит игрового поля взрослого, должен найти этот клад.

Взрослый говорит, например, такой путь: «Найди солнышко (букву А, цифру 6 и т.п.) нарисованную сверху. Теперь тебе надо пойти вниз – опустись на 3 клетки вниз. Поставь точку. Давай проверим. Если ты нашел клад, то от гриба, нарисованного сбоку, ты отошел на 7 клеточек вправо». Сравниваем, попал ли ребенок в нужную клеточку – и нашел ли он клад, обозначенный крестиком.

Когда ребенок научится без ошибок передвигаться по игровому полю, то ему задается путь из 2-3 шагов, а затем и из 5-6 шагов до клада. И он сможет также стать ведущим и «прятать клад» для Вас.

Диктант

Вариант 1. Это уже даже не игра, а задание для ребенка, которое поможет ему научиться свободно ориентироваться на листе бумаги. Дайте ребенку квадрат бумаги и фигуры разного цвета и формы. Вы ничего не показываете, только рассказываете, куда что положить. Например: «Возьми зеленый квадрат и положи его в середину. Вокруг положи 8 красных треугольников так, чтобы они своим острым уголком смотрели на квадрат. Между треугольниками положи маленькие желтые круги. В левом верхнем углу будет зеленый прямоугольник. В правом нижнем углу тоже будет зеленый прямоугольник. В другие два угла положи желтые прямоугольники» Затем мы смотрим, такой же узор получился или нет.

Вариант 2. Ребенок видит выложенный узор и должен его «сфотографировать» — то есть запомнить. Обычно мы с детьми играем в фотографов — изображаем руками, как «берем фотоаппарат», «нажимаем» на кнопочку и «получаем фото». И его запоминаем. Дальше образец узора убирается, и дети выкладывают узор по памяти. Если задание проводится в этом варианте, то нужно использовать для узора не более 4-5 разных фигур.

Если узор выложен неправильно, то можно предложить ребенку «починить фотоаппарат» и сделать следующее фото без ошибок. Обычно дети с радостью соглашаются и с удовольствием изображают, как они ремонтируют фотоаппарат и в следующей игре уже ошибок не допускают:).

Это задание можно проводить в игровой форме – попробовать передать разведчикам тайное письмо, составить заколдованную телеграмму в волшебный лес для сказочного персонажа или придумать что-то другое.

Еще игры с предлогами для детей дошкольного возраста по теме «Ориентация в пространстве» Вы найдете в статьях:

А какие игры, стихи, потешки, идеи Вы использовали или используете чтобы помочь малышам научиться различать, где «право», а где «лево»?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Учимся ориентироваться

Пожалуй, самое важное – умение ориентироваться в лесу, в тайге, вообще в любой труднопроходимой, пересеченной местности. Кроме топографических карт, работа с которыми требует некоторых специальных навыков и довольно сложна для новичка, есть множество других способов, достаточно простых и действенных.

Прежде чем углубиться в лес, надо обязательно посмотреть на солнце и запомнить, с какой стороны оно расположено. Если солнце слева, то при выходе из леса в том же направлении нужно, чтобы оно оказалось справа.

Передвигаясь в лесу, необходимо запоминать по возможности свой путь, замечая на дороге предметы, которые могут служить ориентирами: вывороченный пень, сломанное дерево, просеки, характерные изгибы ручьев и речек, овраги, канавы. В густом лесу определить свое месторасположение можно, забравшись на высокое дерево. Выйдя на тропу, нужно внимательно ее осмотреть. Если тропа заросшая и при движении по ней ветки бьют в лицо – с нее нужно сойти. Она звериная и к жилью не приведет. Заблудившись, лучше всего вернуться туда, откуда вы начали свой путь, и постараться сориентироваться снова. Выйти на дорогу можно по звуку проходящих автомобилей или поездов. Запомни, что в лесу громкий, низкий крик будет слышен значительно дальше, чем пронзительный.

Ночью, если нет компаса, можно ориентироваться по звездам и луне. В начале пути, выбрав на небе звезду, которая находится как раз над той точкой на земле, куда нужно выйти, можно углубиться в лес и идти по направлению к выбранной звезде.

Самый лучший, верный помощник при определении сторон горизонта и выборе направления движения – компас. Чтобы с помощью компаса установить, где север, где юг, надо опустить тормоз магнитной стрелки и, держа компас горизонтально, повернуть его так, чтобы северный конец стрелки указал на букву «с» (север). При таком положении буквы «в», «з», «ю» укажут направление на восток, запад и юг. В любом из этих направлений можно выбрать на местности какой-либо ориентир, который в дальнейшем будет играть роль своеобразного «маяка» при движении по маршруту. В дорогу желательно брать так называемый жидкостный компас (он продается в любом охотничьем магазине). Его стрелка меньше «мечется» при ходьбе или беге. Перед началом похода нужно обязательно проверить, исправен ли компас. С опущенным тормозом его устанавливают в горизонтальном положении. К стрелке подносят какой-нибудь железный предмет, выводя ее из равновесия, и проверяют, вернется ли она в прежнее положение. Если не вернется, то компас неисправен, и пользоваться им нельзя. Нужно иметь в виду, что любой компас вблизи линий электропередач, у железных дорог, а также во время грозы может неправильно указывать стороны горизонта.

В полевых условиях надо уметь определять расстояние с помощью глазомера, как говорится, «на глазок». Иногда это умение дается от природы, но чаще всего его нужно развивать постоянной тренировкой. Причем в разных ландшафтах наш глазомер ведет себя по-разному. Известно, что степняки, обладающие, кстати, чрезвычайно острым зрением, прекрасно определяют расстояние в степи, но делают грубые ошибки, находясь в горах или в море. Городской житель очень часто теряется, когда ему нужно определить расстояние в природных условиях.

Дети часто испытывают затруднения в определении правой и левой стороны, если родители в свое время не уделили этому вопросу должного внимания. Но нет ничего не поправимого, а тем более теперь, когда ваш ребенок подрос, и уже осознанно воспринимает полученную информацию, значит, вы быстрее сможете научить ребенка ориентироваться в пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ С ДЕТЬМИ: УЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

Пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы - мышление, письмо, чтение, счет. И если учесть, что мозг дошкольника развивается очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению с малышом еще и небольшую познавательную нагрузку, знакомя кроху с понятиями "верх - низ - право - лево".

ИГРЫ С САМЫМИ МАЛЕНЬКИМИ

Самые маленькие детки слышат слова «влево» и «вправо» в маминых стихах, в мамином массаже с песенками, от которых получают радость.

Тра-та-та, тра-та-та,

Поймал дедушка кота,

А бабушка - кошку

За левую ножку!

На слова «левую ножку» мама ласково потряхивает левую ножку малыша и гладит ее. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой.

Вот тогда придешь домой!

Можно вспомнить веселый танец буги-вуги и станцевать его:

Ручку правую вперед,

А потом ее назад

И опять ее вперед

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги

По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

При одевании ребенка можно приговаривать строчки из этого стихотворения Елены Благининой:

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Вот они - сапожки.

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем галошки.

Эта - с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ:

Примерно на четвертом году жизни малыш уже различает и называет свою правую и левую руку. А в 4-5 лет ребенок учится определять направление по отношению к себе. Ему еще трудно понять, что у человека, который стоит напротив, “лево” находится там, где у него “право”. Он может определить направление только «от себя». Поэтому во всех играх с детьми 4-5 лет взрослый стоит так же, как и ребенок (лицом в одну сторону) – показывая и подсказывая на первых порах.

Найди игрушку.

ВАРИАНТ 1. Попросите малыша выйти за дверь и спрячьте игрушку. Когда он зайдет в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть рассказан так: «Иди прямо к столу, у стола поверни направо (ребенок выполняет). Пройди пять шагов. А теперь один шаг назад, поверни налево (ребенок выполняет). Пройди два шага. Ищи!» В первых играх трехлетнему малышу можно дать одну-две команды, четырехлетнему давайте не больше 2-3 команд. Потом можно увеличить количество команд до 5 и даже более.

Когда ребенок освоит эту игру, то усложните ее. Во втором варианте игры малышу нужно назвать направление, в котором он идет. Вот как это делается.

ВАРИАНТ 2. Вырежете из цветной бумаги или цветного картона стрелки разного цвета и разложите их на полу. Скажите ребенку: «Иди туда, куда показывает красная стрелка, пройди три шага. Куда же тебе надо идти?» (ребенок называет направление: влево, вправо, прямо или назад). «А дальше иди туда, куда показывает синяя стрелка. Куда она тебя ведет? (ребенок называет – вправо или влево. вперед или назад) Пройди 2 шага». А теперь ищи!

Когда малыш освоится с названием разных направлений, то поменяйтесь ролями с ребенком. Пусть он спрячет игрушку, а Вы ее будете искать. Детям очень трудно дать инструкцию. Поэтому помогайте малышу вопросами: «А дальше мне куда идти – по какой стрелочке? А! По желтой стрелочке, значит, направо. А сколько шагов сделать?» и т.д.

Эту игру можно проводить от имени сказочного героя: например, Карлсон спрятал игрушку, и надо ее найти. Можно поиграть с любым любимым героем ребенка, который будет отдавать команды (например, мальчики любят чтобы им отдавали команды их любимые герои - воины).

Куда бросили мяч

Ребенок по команде бросает мяч в заданном направлении: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Затем малыш командует, а мама (папа, старшие братья и сестры) выполняют команды.

Догонялки с кулачками.

В эту игру можно играть и дома, и в дороге. Посадите малыша к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол (на ноги, если Вы сидите на диване) и попросите ребенка положить его кулачки.

А теперь поиграем! Спрашиваем малыша, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой - картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш – левша, то всё будет с точностью до наоборот.

Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:

Кулачками мы играем,

Руки быстро поднимаем!

Раз, два, три!

Левая, беги!

На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, а Вы его пытаетесь запятнать – коснуться левого кулачка на столе.

Слова в стишке меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка – убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть.

Если Вы используете картинки - подсказки, то постепенно можно их будет убрать – например, сначала оставить только подсказку для правой руки, а потом и она станет не нужна. Малыш начнет убирать нужный кулачок без подсказок - картинок.

Найди сюрприз!

Посадите четыре игрушки в центре комнаты так, чтобы получился «крестик». В центр этого “крестика” встанет в игре ребенок. Например: ребенок встанет в центр, а впереди у него будет мишка, сзади зайчик, справа машинка, слева поезд (можно использовать любые другие игрушки, которые есть у Вас дома).

Под одну из игрушек (или в одну из игрушек) спрячьте сюрприз. Это может быть красивая картинка или наклейка, записка с загадкой, пожелание или стишок, новая загадка, интересная веточка, цифра, новая буква, набор бусинок, небольшой рисунок, который Вы нарисовали, интересное задание на записочке, камушек или ракушка – всё, что угодно.

Пусть малыш встанет в центре комнаты и в центре получившегося «крестика». Вы стоите так же, как и он – т.е. если ребенок смотрит на окно, то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети, особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Тогда ищем клад! Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: «Повернись вправо. А теперь повернись два раза влево. Еще раз повернись два раза влево. А теперь три раза вправо. Ищи!” Дети любят в этой игре поворачиваться прыжками. Пусть прыгают на здоровье!

Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него. И находит его! Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он ищет сюрприз под игрушкой и …не находит. Значит, надо попробовать еще раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. И наконец находим! Ура!

Некоторые дети любят складывать полученные в игре сюрпризы в свою шкатулочку или коробочку. Некоторые – дарят мамам или друзьям. Но в любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу! Даже если пришлось три раза его искать.

Что изменилось?

Играть в эту игру можно как с игрушками, так и с несколькими детьми.

Игра с игрушками. Посадите на стол или диван 5-7 игрушек. Они должны сидеть спиной к малышу! Это важно! Нужно, чтобы ребенок и игрушки располагались лицом в одну сторону и сидели в рядок.

Потом попросите малыша отвернуться и закрыть глаза. Или можно закрыть игрушки непрозрачным платком. И поменять игрушки местами.

Малыш открывает глаза – и … что же изменилось? А! Кукла сидела вправо от меня, а медведь влево. А теперь наоборот стало – теперь кукла сидит слева от меня, а медведь справа».

Игра с детьми. Малыши садятся на коврик в ряд. Один малыш – ведущий закрывает глаза. Остальные быстро меняются местами. Дополнительно можно поменяться еще чем – то или взять в руки предметы. Малыш – ведущий открывает глаза и ищет, что же изменилось: “Ой, у Маши в руках появилась кукла. А у Наташи, наоборот, в руках был мяч. А теперь мяча нет. Петя сидел справа от меня, а теперь сидит слева.

Мальчишки очень любят эту игру как игру в «разведчиков».

В первых играх делайте только 2 изменения. Потом количество изменений можно постепенно увеличивать.


Похожие публикации