Как увеличить лактацию при введении прикорма. Схемы введения первого прикорма при грудном вскармливании: в каком возрасте начать прикармливать грудничка? Завершение грудного вскармливания

В настоящее время педиатры едины во мнении, что введение прикорма лучше всего начинать во втором полугодии жизни ребёнка.

Существует два основных способа введения прикорма - «классический» и «педагогический». Первый способ - это введение в рацион малыша специальным образом приготовленных продуктов, прикорм вводится как источник калорий и «строительных материалов» и постепенно замещает часть грудных кормлений. Второй способ - постепенно ознакомление ребёнка с пищей, традиционной для семьи. При этом на протяжении довольно длительного периода прикорм носит обучающий и развивающий характер, и только затем становится полноценным питанием. Оба способа ведут к успеху - к полноценному и разнообразному питанию взрослой пищей и усвоению ребёнком правил поведения за столом.
Главное - не допускать насилия над малышом и учитывать его индивидуальные особенности. Возможно, что «педагогический» прикорм способствует продлению грудного вскармливания, и это нужно учитывать при выборе пути.


Завершение грудного вскармливания

И для мамы, и для ребёнка важно суметь плавно завершить грудное вскармливание по обоюдному согласию. Для того чтобы это стало возможным, должны выполняться следующие предпосылки.

  • Во-первых, ребёнок должен быть способен полноценно и разнообразно питаться взрослой пищей (речь не идёт о чипсах с пивом).
  • Во-вторых, сосание груди должно утратить первенство среди прочих источников получения удовольствия и обретения душевного комфорта.
  • В-третьих, у малыша не должно быть недостатка общения с матерью, причём не только эмоционального и телесного, но также игрового и партнёрского.

Эти три условия могут выполняться уже в начале второго года жизни. Малыш начинает сосать грудь нерегулярно и «не до конца», «главное правило» перестаёт выполняться и производство молока постепенно снижается. Обычно дольше всего сохраняются подутренние кормления, но вскоре ребёнок забывает и про них.

" Что касается особенно длительного грудного вскармливания (дольше двух лет - до самопроизвольной инволюции молочных желез), то его польза для здоровья ребёнка невелика, а психологические последствия неоднозначны.

Выбор остаётся за матерью, но лично я не вижу смысла в приложении особых усилий для дополнительного продления грудного вскармливания, если ребёнок готов с грудью расстаться раньше, чем предписывают некоторые теории.

Бывает и так, что мать решает отлучить малыша до того, как он готов к этому. Причиной обычно служит усталость моральная или физическая. Я не буду здесь рассматривать различные техники отлучения. Отмечу только то, что насильственно отлучать ребёнка стоит только в крайнем случае, и подобные безвыходные ситуации встречаются редко. Часто отлучение мотивируется необходимостью лечения матери.

" Но ребёнок на втором году жизни гораздо менее требователен к «чистоте» маминого молока - попадание в молоко небольшого количества лекарств (особенно если лекарство в принципе применимо к грудным детям) скорее всего не повредит малышу, чего нельзя сказать о стрессе от непонятного запрета на сосание груди.

Даже если мать на некоторое время попадает в больницу или уезжает, предпочтительнее по возвращении домой восстановить грудное кормление хотя бы в минимальном объёме, а затем в спокойных условиях его завершить.
Резкое прекращение сосания груди опасно и для молочных желез. Мне кажется, что перетягивать грудь нельзя ни при каких обстоятельствах - лучше постепенно снизить лактацию сцеживанием небольших порций молока (см. выше). Это может показаться несколько хлопотным занятием, но оно предупредит возникновение лактостазов или мастита, а также снизит вероятность развития мастопатии.


Заключение.

" В заключение мне хочется ещё раз подчеркнуть, что грудным вскармливанием управляют простые и надёжные законы, и не требуется больших усилий, чтобы их соблюсти.

При этом каждая семья может смело вести свой уникальный и неповторимый образ жизни, не опасаясь помешать осуществлению полноценного грудного вскармливания. Внимательность к ребёнку, гибкость мышления и приобретение знаний о различных сторонах жизни малыша являются главными условиями успешного преодоления трудностей. При этом критерием успеха является физическое и психическое развитие малыша в атмосфере любви и радости.

Как и грудное вскармливание, тема введения прикорма – предмет многих дискуссий и множества противоречивых рекомендаций. Сроки варьируются от трех недель (хотя сегодня, к счастью, такие советы слышатся редко) до «как можно позже», продукты предлагаются от совершенно диетических до перевода полугодовалого малыша на родительское меню. Попробуем сориентироваться во всей этой многоголосице.
Для начала отметим, что говорить мы будем именно о ребенке, находящемся на грудном вскармливании. Поскольку диета малышей, получающих искусственные смеси, находится под пристальным вниманием врача и должна определятся его рекомендациями. А мамам грудничков сложнее – ведь нередко участковые педиатры, привыкшие к преобладанию среди пациентов «искусственников», дают всем одинаковые рекомендации. А это не совсем верно.

Итак, каковы принципы введения прикорма детям на грудном вскармливании:

  • Прикорм детям, находящимся на полноценном грудном вскармливании, вводится не ранее, чем им исполнится 6 месяцев. В этом возрасте дети обычно начинают сидеть, управлять своими руками и класть пищу себе в рот. Их пищеварительная и иммунная системы также становятся более зрелыми. Совокупность этих признаков может свидетельствовать об их готовности есть мягкие и полутвердые пищевые продукты. В отдельных случаях по строгим медицинским показаниям (например, гипотрофия, отсутствие прибавок в весе) прикорм может быть введен с 4 месяцев.
  • Дети, которые сосут грудь, не бывают голодными. Дети, которых кормят по требованию, регулируют собственное потребление молока; когда они голодны, они делают поисковые движения, плачут или сами прикладываются к груди. Когда неограниченное кормление грудью продолжается вместе с вводом других пищевых продуктов, младенцы все еще контролируют, сколько они едят. Если они не любят некоторые продукты, или предлагаемой пищи недостаточно, они могут получать большее количество грудного молока.
  • В грудном молоке есть защитные факторы. Противоинфекционные факторы в грудном молоке обеспечивают защиту против болезней и уменьшают серьезность тех, которые происходят. Эта защита продолжает быть полезной и после 6 месяцев, потому что ввод других пищевых продуктов и напитков может привести к большему количеству инфекций и болезнетворных микроорганизмов, в то время, когда собственная иммунная система ребенка все еще не созрела. Поэтому не стоит пренебрежительно относится к грудному молоку после того, как ребенку исполнилось 6 месяцев или даже год – оно все так же ценно.
  • Прикорм не замещает кормления грудью, а дополняет их. Частое кормление грудью по требованию обеспечивает все потребности в энергии младенцев 6-8 месяцев, так что, если они не проявляют интерес к еде, но часто сосут грудь, нет никакой причины чрезмерно беспокоиться по этому поводу. Кормление грудью должно продолжаться с такой же частотой, как и в период исключительного грудного вскармливания. Кормление грудью продолжает быть важным для детского питания, развития и заботы и после 6 месяцев жизни. В среднем, груднички 6-8 месяцев получают около 70 % энергии из грудного молока, 55 % в 9-11 месяцев, и 40 % в 12-23 месяца. Грудное молоко - также главный поставщик белка, витаминов, минералов, эссенциальных жирных кислот и защитных факторов. Оно содержит большее количество калорий и питательных веществ в мл, чем большинство других пищевых продуктов, и гораздо больше, чем в кашах или овощных пюре, которые являются типичными первыми продуктами прикорма для грудничков после 6 месяцев. Если желудок у ребенка заполнен пищевыми продуктами с бедным составом, он будет получать меньшее количество грудного молока, и его питание и общее здоровье будут хуже. Поэтому наша задача – понять, как кормить другими продуктами так, чтобы они дополняли грудное молока, а не заменяли его.

Кормление грудью, если оно происходит по требованию, связано, как правило, со сном. А прикорм вводится в те часы, когда обычно принимают пищу: завтрак, обед, полдник, ужин. Грудью можно кормить и перед, и после предложенного прикорма, если ребенок хочет «запить» незнакомую еду.

  • Очень важно сохранять у ребенка заинтересованность в кормлении, следовать за его интересом, а не пытаться накормить во что бы то ни стало. Заинтересованность сохраняется, если малыш участвует в совместной трапезе, видит, как с удовольствием едят все вокруг, проявляет инициативу, а не пассивно «употребляет» приготовленную пищу. Тем более речь не может идти о насилии.

Что давать в качестве прикорма? Сразу же оговоримся – сок и кефир в настоящее время прикормом не считается. Согласно последним рекомендациям диетологов, сок вообще не стоит вводить в рацион малыша, пока он не начал питаться «взрослой» пищей в больших объемах. Так же не нужны в качестве дополнения к грудному молоку смеси и коровье молоко – это гораздо менее ценные продукты.

В целом все разнообразие схем введения прикорма можно разделить на две части: «лучшие кусочки с семейного стола» (как максимально радикальный вариант – педприкорм) и традиционная схема – специальное детское питание, купленное или приготовленное самостоятельно. Выбор, разумеется, за мамой, поэтому рассмотрим вкратце оба варианта.

Принципам прикорма с семейного стола была посвящена прошлогодняя Всемирная Неделя Грудного Вскармливания. Тема «Кормление грудью и пища с семейного стола» была выбрана потому, что в большинстве домашних хозяйств во всем мире, груднички 6-12 месяцев и маленькие дети питаются теми же самыми пищевыми продуктами, которые едят остальные члены семьи. Это не подразумевает, что в 6 месяцев детей можно перевести сразу с исключительного кормления грудью на еду с взрослого стола. Грудничкам старше 6 месяцев и маленьким детям надо давать наиболее питательные «лучшие кусочки» семейной пищи, соответственно подготовленные (пюреобразные, порезанные, размягченные и т.д), подходящие к пищевым способностям ребенка.
Начало потребления других пищевых продуктов отмечает новую стадию в социальном, эмоциональном и поведенческом развитии грудничков старше 6 мес., поскольку ребенка может кормить теперь не только мать. Дополняющее питание также дает возможности развития общения, координации и моторных навыков, и может заложить основу правильного выбора продуктов питания во всей жизни.

Основные принципы этого способа: знакомить ребенка с пищей, которой питается его семья, позволяя встроиться постепенно во взрослый рацион, но выбирать при этом наиболее ценные для него «кусочки», а именно:

  • Продукты животного происхождения (мясо, домашняя птица, рыба или яйца). Если не ежедневно, то так часто, как возможно, даже если количество маленькое – в добавление к основному элементу.
  • Бобовые (бобы, горох, чечевица, горошек, тофу). Особенно они важны для вегетарианцев, или когда невозможно дать животные пищевые продукты.
  • Молочные продукты (йогурт, сыр)
  • Овощи с основной пищей. Яркие овощи содержат большее количество питательных веществ, чем бледные.
  • Фрукты как закуска и в добавление к основной пище. Яркие плоды содержат большее количество питательных веществ, чем бледные.
  • "Основной элемент" в питании семьи - рис, кукуруза, картофель, пшеница, с некоторыми из пищевых продуктов выше.

Младенцы поначалу просто знакомятся с новой пищей, ее консистенцией, вкусом. Постепенно, по мере возрастания интереса, количество прикорма возрастает.

Если мама предпочитает прикармливать ребенка специально приготовленной пищей, то обычно начинают с монокомпонентных пюре (из одного овоща) или с каши, если ребенок плохо прибавляет в весе.
При таком способе прикорма трудно удержаться от соблазна скормить ребенку больше, чем он хочет съесть – ведь жалко выкидывать с любовью приготовленное пюре или почти полную баночку недешевого питания… Постарайтесь не поддаваться этому соблазну – есть риск нарушить аппетит ребенку, и после года мучаться от того, что ребенок совсем ничего не ест. Можно замораживать питание маленькими порциями сразу после приготовления или вскрытия баночки – например, в емкостях для льда. И размораживать крохотными порциями. Тогда выбрасывать придется совсем немного.
Сейчас не советуют начинать прикорм с фруктов. Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому. Кроме того, гораздо чаще раздражают слизистую кишечника, вызывая расстройства и аллергию. Овощи намного больше подходят для введения нового продукта. Первые овощи в нашем рационе - кабачок, цветная капуста, морковь. Позже вводится картошка. Первоначально нужно лишь малое количество пищи (одна или две чайных ложки), которые дают на кончике чайной ложки или с пальца. Не нужно непременно доводить объем до определенного количества. Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки - убирайте еду и предложите грудь.
Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре. 1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором - исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.
Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку. Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Разминать удобнее всего блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.
Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой. Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки - убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев. Принцип введения каши такой же - начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем. Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке. Заваривается кипятком.
После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) - предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры - можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Часто мамы задают вопрос - а нужно ли давать пить ребенку с началом введения прикорма? На сегодняшний день нет таких рекомендаций, которые обязывают давать грудничку определенный объем жидкости. Чаще всего дети на грудном вскармливании до года не интересуются никакой другой жидкостью, кроме молока матери. И это нормально. Вы можете предлагать малышу чаек, компот, если он этого хочет. Если же отказывается - не настаивайте.
В каком же объеме кушает прикорм грудничок?
Не огорчайтесь, если малыш съел всего 50-80 грамм прикорма, при положенных 150-180 (указанных на упаковке). Эти цифры – ориентир для искусственного вскармливания, когда порция смеси заменяется прикормом – а грудничок продолжает получать большую часть питательных веществ из маминого молока. Детки на грудном вскармливании предпочитают кушать маленькими порциями, но чаще. К тому же очевиден большой плюс - ребенок учится контролировать чувство насыщения и не переедает.

Прикорм — постепенное введение в меню ребенка помимо привычного уже молока присутствующих в рационе взрослого продуктов. Узнайте, как при грудном вскармливании с минимальными рисками для ребенка и без утраты лактации начать знакомство со взрослой пищей. И в каких случаях целесообразно его введение в 4 месяца.

Пищеварительная система до 4-х месячного возраста

Органы пищеварения начинают функционировать уже с 4-5 месяцев внутриутробной жизни плода. При сосательных, глотательных и дыхательных движениях ребенок потребляет около 1 литра околоплодных вод в сутки. Желудок у новорожденного вмещает объем 5-10 мл, а к концу 1 года жизни достигает 250-300 мл.

Микрофлорой кишечник начинает активно заселяться уже на 2-4 сутки после родов. Полезные кишечные бактерии участвуют в переваривании пищи, синтезе необходимых витаминов и создании иммунной защиты. При грудном вскармливании преобладают бифидум-бактерии, росту которых способствует лактоза грудного молока. При введении в питание новых продуктов во флоре кишечника преобладающий вес имеет условно-патогенная кишечная палочка и у новорожденного часто случаются расстройства пищеварения.

Пищеварительные ферменты кишечника в небольших количествах вырабатываются пока только в тонкой кишке, основная же масса ферментов поступает с грудным молоком, которые и помогают расщеплению его компонентов.

Слюна ребенка предназначена для обеспечения герметичности между соском и ртом новорожденного, ее ферментативная активность слабая и рассчитана только на свертывание грудного молока. Условный рефлекс слюноотделения при приеме пищи плохо развит и формируется в течение первого года жизни. Объем выработки слюны увеличивается к 3-4 месяцам.

В желудочном соке низкая концентрация соляной кислоты, что в первые месяцы после рождения практически не позволяет расщеплять растительные и мясные белки. До 4 месяцев пищеварительная система ребенка не рассчитана к приему чего-либо помимо грудного молока. Окончательный, относительно стабильный вид система пищеварения приобретает в период полового созревания.

Когда целесообразно вводить прикорм в 4 месяца

К 4-5 месяцам жизни благодаря развитию нервной системы ребенка угасает рефлекс выталкивания языком более густой пищи, развиваются глотательные движения и он начинает интересоваться, чем таким вкусным питаются окружающие взрослые. Возрастают потребности в питательных веществах и микроэлементах. Пока что материнское молоко в состоянии их удовлетворить.

Причины, по которым ребенок может слишком рано отказаться от груди

Если начинать вводить прикорм в 4 месяца, то развитие пищеварительной системы ускоряется, повышается кислотность желудочного сока, включается в активную работу ферментативная система. Одновременно нарушается сформировавшийся к этому времени баланс микрофлоры кишечника, что проявляется его периодическими дисфункциями.

Хочется отметить, что ребятишкам, находящимся на полном грудном вскармливании по требованию и нормально набирающим вес, с вводом прикорма все-таки лучше повременить до полугода, когда младенец более подготовлен к приему густой пищи и физиологически и психически.

Но если существуют предпосылки для введения новых видов пищи, такие как набор веса ниже критических значений и другие проблемы со здоровьем, или малыш настойчиво и активно интересуется едой, то оттягивать момент знакомства с привычным гастрономическим набором родителей не нужно. В противном случае интерес ребенка «перегорит» и вы окажетесь в щекотливой ситуации, когда ребенку уже год, а он кроме грудного молока ничего и знать не желает. В итоге с введением прикорма в таком возрасте возникают большие трудности.

Общепризнанных научных исследований на тему введения прикорма детям на грудном вскармливании по настоящее время нет, как и единого мнения в данном вопросе. Чем же руководствуются в своих рекомендациях отечественные педиатры и Всемирная организация здравоохранения? Первые предлагают начинать с 4 месяцев, а последние не ранее 6 месяцев.

Наши педиатры опираются на рекомендации противоречивых схем прикорма по Национальной программе. С одной стороны, в этом документе указывается, что сохранять полное грудное вскармливание без введения продуктов и жидкостей, отличных от грудного молока, нужно стремиться как минимум до 6 месяцев. С другой стороны, вышеназванное руководство, ссылаясь на научные исследования и накопленный опыт, предлагает минимально возможный возраст для введения прикорма — 4 месяца.

Пустышка пережиток прошлого или лучший друг ребенка на грудном вскармливании

В то время как ВОЗ признает возможным введение прикорма в этом возрасте лишь в случаях серьезных проблем в здоровье ребенка. В результате проведенных организацией глобальных исследований, навыки употребления густой пищи у детей формируются к 5-7 месяцам жизни. Также в арсенале ВОЗ имеются статистически обоснованные доказательства о снижении уровня заболеваемости детей, позднее получавших прикорм и жидкости и высоком темпе роста психомоторного развития.

Как сохранить грудное вскармливание после введения прикорма

Если ваша ситуация предполагает введение новых видов пищи с 4 месяцев, то для сохранения грудного вскармливания и во избежание нежелательных последствий для ребенка, воспользуйтесь следующими простыми правилами:

  1. Не стремитесь скормить ребенку какой-то определенный объем пищи. Давайте ему столько, на сколько хватает его желания.
  2. Не пользуйтесь бутылочкой для кормления. Сосать ребенок должен только грудь. Кормите с ложки.
  3. Никогда не отменяйте кормление грудью заменой. Также, как и раньше, продолжайте грудное вскармливание по требованию. После «перекуса» вводимым продуктом всегда давайте грудь.
  4. Не отменяйте и не заменяйте другими жидкостями кормление грудью в ночные и утренние часы.

Педагогический прикорм

Малыши на грудном вскармливании быстрее привыкают к новой пище, ведь со вкусом и ароматом они опосредованно уже знакомы. Педагогический прикорм — это наиболее естественный вид знакомства со взрослой пищей и максимально совместимый с грудным вскармливанием.

Принцип педприкорма в том, что ребенок не наедается новой пищей, а пробует ее на вкус, готовя тем самым пищеварительную систему к приему блюд, присущих привычному рациону региона проживания и конкретной семьи. У малыша также формируется навык совместных трапез.

На практике этот способ очень прост. Когда мама кушает, то держит ребенка на руках за столом, предварительно выдав ему ложечку. Если малыш проявляет активный интерес к происходящему и тянется ручками или ложкой к еде, то ему дают маленький кусочек на пробу. И так всего помаленьку.

Желтушка у новорожденных, и все, что с ней связано

Таким образом дается толчок развитию собственной ферментативной системы малыша. Легче переносятся новые продукты, употребляемые совместно с мамой и получаемой ферментативной поддержкой грудного молока. Если ребенку сильно понравился какой-либо продукт, то его объем можно довести до чайной ложки.

Но останавливаться на чем-то одном не стоит, цель педприкорма — познакомить малыша со всеми продуктами в микродозах, присутствующих на семейном столе.

При этом методе нужно питаться вместе с малышом здоровой пищей — исключить жареное, копченое и т.д.

Немного истории

Рекомендации некоторых педиатров о первоначальном введении в пищу соков и фруктовых пюре младенцам, кормящихся грудным молоком, мягко говоря, устарели. Идут они с советского прошлого, когда дети почти поголовно питались искусственными смесями из-за необходимости раннего выхода мамы на работу.

Для покрытия потребностей интенсивно растущего организма в витаминах и минералах рекомендовалось вводить соки, начиная уже с 2-3 месяцев жизни ребенка. Сейчас их употребление для детей, получающих грудное молоко, не рекомендуется до годовалого возраста из-за агрессивного воздействия на желудочную среду. То же самое относится к введению желтка, творога, кисломолочных продуктов.

Кормление грудью при смешанном вскармливании важно не только сохранить, но и увеличить. Ведь если расслабиться и не стараться повышать объем выработки своего молока, его будет становиться все меньше. Многие мамочки в итоге через несколько дней или недель полностью переходят на искусственное вскармливание. Чтобы смешанное вскармливание новорожденных в один прекрасный день не превратилось в исключительно искусственное, старайтесь соблюдать следующие правила.

1. Всегда давать ребенку сначала грудь и только потом докармливать смесью. Если у мамочки возникла проблема с естественным вскармливанием, молока в груди недостаточно, добыть смесь из бутылочки ребенку, конечно же, легче, чем сосать, ждать пока у мамы не случится прилив молока. Если мама сначала будет давать ребенку бутылочку, то он наестся из нее, а грудь сосать не захочет.

2. Не переходите на кормление грудным молоком из бутылочки! Это одно из главных правил - как сохранить лактацию на смешанном вскармливании. Многим мамочкам кажется удобным кормить ребенка полностью из бутылочки - и смесью, и своим молоком. Но в этом случае гарантировано еще большее снижение выработки молока. Никакое сцеживание не стимулирует так приливы молока, как сосание ребенка. Да и сцеживаться часто вряд ли кто захочет. Уж куда проще чаще предлагать грудь, чем ежедневно сцеживаться.
Другая проблема, параллельно возникающая с этой, полный отказ от сосания груди в пользу бутылочки.

3. Кормите ребенка ночью грудью. Ночью хорошо сосут даже детки, вовсе отказавшиеся от груди. А еще, именно ночью вырабатывается запас гормона пролактин. Особенно ближе к утру. Если ребенок хорошо и неоднократно кушает грудь ночью, днем у мамочки молока будет больше.
Но если ребенок хорошо спит и не просыпается, будить его специально на кормления вряд ли нужно.

4. Не спешить вводить прикорм. ВОЗ рекомендует прикармливать детей с шестимесячного возраста. Эта рекомендация обусловлена как совершенствованием ферментов в кишечнике к этому возрасту, то есть улучшением способности переваривать твердую пищу, так и сохранением исключительно грудного вскармливания на протяжении 6 месяцев. Ведь абсолютно точно известно, что лактация при введении прикорма страдает. Ребенок высасывает молока у мамы ровно на столько меньше, на сколько больше кушает взрослой пищи. А если малыш кушает еще и смесь, то лактация может и вовсе сойти на нет. Если мама ввела прикорм стало меньше молока - это обычная история, к сожалению. И с каждым месяцем увеличивается количество прикорма и уменьшается количество молока у матери.

5. Не давать пустышку. При смешанном вскармливании это только спровоцирует еще большее уменьшение лактации . Конечно, проще дать пустышку, чем держать ребенка у груди. Но только таким образом, без пустышки, получится нормализовать грудное вскармливание. Сосательный рефлекс у малышей очень силен и нужно это использовать.

При соблюдении этих правил, кормление грудью и смешанное вскармливание становятся реальными и очень удобными. Мамочка успокаивается, нервы приходят в порядок. А психологический комфорт - это прямая дорога к полной отмене смеси.

Повысить лактацию можно следующим образом.

1. Часто предлагая грудь. Это когда вскармливание искусственное нужно строго соблюдать промежутки между кормлениями. А вот грудь предлагать при недостатке молока можно и нужно часто.

2. Постепенно уменьшая количество смеси, при контроле за количеством мочеиспусканий и весом ребенка. Например, после кормления грудью ребенок выпивает по 50 граммов смеси. Постепенно уменьшайте количество до 40 граммов, потом до 30 граммов. И в один прекрасный день вы поймете, что в смеси больше нужды нет.

3. Хорошим настроением и полноценным питанием. Здоровая, сытая и не уставшая мама имеет большие шансы долго прокормить ребенка грудью. Если есть возможность, воспользоваться помощью по дому своих близких - сделайте это. И постарайтесь максимально оптимизировать свое время. Например, зимой нет никакой нужды часами гулять с коляской на улице. Малыша можно положить спать в коляске на открытом балконе или на застекленном с открытыми окнами.

Какие-то биологически активные добавки для лактации принимать совсем необязательно. Тем более, что ни одна из них не имеет научно доказанной эффективности. Оказывают только плацебо эффект.

Как сохранить лактацию в первые дни после рождения малыша? Как поддерживать выработку грудного молока, если малыша нет рядом, при смешанном питании, введении прикорма? Тактика действий мамы в ситуациях, когда естественное вскармливание невозможно или нарушено.

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения о кормлении детей первых лет жизни указывают на грудное молоко, как на идеальную пищу для младенца, удовлетворяющую все потребности его организма вплоть до шести месяцев. Однако и в дальнейшем оно продолжает играть важнейшую роль в его развитии до рекомендуемых сроков отлучения от груди. Завершение лактации нежелательно до двух лет, поэтому ее поддержание должно рассматриваться кормящей женщиной приоритетным перед иными типами кормления.

Основные принципы

Как продлить лактацию? Консультанты по грудному вскармливанию отвечают на этот вопрос просто: нужен положительный настрой. Десятки мифов о том, что кормить долго невероятно сложно, что молоко исчезает сразу при введении прикорма или может «перегореть» за одну ночь, не отвечают действительности.

Наше тело создано природой идеальным с точки зрения длительного обеспечения «детеныша» пищей. Физиологически мы можем кормить и до года, и до двух, и даже до семи лет. Важно лишь верить в свои силы и понимать, что именно влияет на выработку молока в организме женщины.

Материнские рефлексы

Грудное молоко зарождается вовсе не в груди. Его выработку стимулируют два гормона - пролактин и окситоцин. И каждый из них вырабатывается в отделе головного мозга под названием гипоталамус.

В передней доле гипоталамуса вырабатывается пролактин. Его незначительный объем высвобождается в тот момент, когда в теле женщины происходит отделение плаценты. Остальное - дело техники. Если происходит стимуляция соска и ареолы, гипоталамус получает необходимые рефлекторные импульсы и «включает» секрецию пролактина. Тот направляется в молочные железы и обеспечивает выработку молока в альвеолах.

В задней доле гипоталамуса синтезируется окситоцин. Его выработку также активирует процесс сосания, однако на интенсивность выработки могут влиять и другие факторы. Например, доказано, что повысить уровень окситоцина можно с помощью теплого питья или контакта с кожей младенца, ощущением его запаха. Окситоцин - гормон не только физиологический, но и психологический. «Включать» и «выключать» его могут наши эмоции. При достаточном уровне окситоцина происходит сокращение клеточного эпителия, благодаря чему молоко проталкивается в протоки и отправляется к ребенку.

Этот механизм невозможно «сломать» за одну ночь или «испортить» плохим настроением, стрессом. С точки зрения эволюции он является механизмом выживания вида, поэтому сохранение лактации в течение длительного времени является скорее нормой, чем исключением для женщины.

Рефлексы ребенка

В момент появления на свет доношенный малыш уже умеет сосать грудь. Его рефлексы заложены эволюцией. Кроха рефлекторно ищет грудь, широко раскрывает ротик и захватывает сосок. Также рефлекторно он начинает ритмично двигать челюстями и язычком. Это создает отрицательное давление во рту, воздействующее на молочную железу, как «спусковой крючок». Движения языка «подбирают» капли с соска и перемещают их в горло. Это запускает глотательный рефлекс.

Социальные факторы

К сожалению, исключительно природным механизмам всегда сопутствуют и социальные, нередко вызывающие нарушения грудного вскармливания, уменьшающие или полностью прекращающие лактацию. Поэтому главная рекомендация консультантов по ГВ относительно становления и поддержания лактации - помогать и не мешать.

Помогать необходимо не просто в первые дни, а минуты после рождения ребенка. Чтобы выработка грудного молока достигла достаточного уровня, следует придерживаться следующих правил.

При соблюдении этих правил лактация будет поддерживаться столько, сколько нужно, то есть пока на нее будет «спрос». Но есть ситуации, когда мама и малыш разделены, естественное вскармливание временно невозможно или ребенок получает дополнительную к грудному молоку пищу. В этих случаях следует постараться сохранить лактацию, насколько возможно.

Раздельное пребывание матери и ребенка

Если молоко передается малышу для питания, следите, чтобы кормление было организовано без использования соски и бутылочки. Допускается применять специальный поильник, мягкую ложечку, шприц. В дальнейшем при попытке восстановить естественное вскармливание вы наладите его без проблем.

Прием лекарственных препаратов

Послеродовые осложнения или развитие застойных процессов в молочных железах нередко требуют применения лекарственной терапии у женщины. При этом врачи рекомендуют отказаться от кормлений грудью. Сохранить лактацию при приеме антибиотиков позволят следующие рекомендации.

  • Уточните возможность использования препаратов, совместимых с грудным вскармливанием . При возможности подобрать равноценный аналог врач обязательно сделает это. Также следует помнить, что в грудное молоко попадает не более десяти процентов действующих веществ лекарственных средств, то есть концентрация их незначительна. По мнению американского педиатра Томаса Хейла, автора справочника «Лекарственные препараты и материнское молоко», отлучать от груди на время приема лекарств следует лишь в самую последнюю очередь. В большинстве случаев для этого нет необходимости.
  • Сцеживайте молоко . При невозможности кормить грудью необходимы регулярные сцеживания. Это позволит поддерживать выработку молока. Сохранить лактацию при сцеживании можно лишь регулярной «работой». Стимулировать грудь следует каждые три часа. Если молоко не высвобождается, предварительно сделайте массаж молочных желез теплым полотенцем, выпейте теплого чая. Лучшим способом освободить «скованные» протоки будет общение с ребенком.

При завершении курса приема лекарственных средств вы сможете вернуться к естественному вскармливанию. Продолжительность медикаментозной терапии обычно не превышает десяти дней. За это время молоко не может полностью «уйти», даже если вы вообще не будете сцеживать грудь. Но восстановить лактацию на необходимом уровне будет значительно сложнее.

Особенности рациона

Необходимость знакомства малыша со «взрослой пищей» после шести месяцев требует коррекции естественного вскармливания. Это создает вопросы, как сохранить лактацию при введении прикорма. Не менее актуальна проблема поддержания лактации при смешанном вскармливании.

Докорм

Необходимость смешанного вскармливания возникает при сниженной выработке грудного молока. Если женщина использует рекомендации по восстановлению лактации, через некоторое время она может вернуться только к естественному вскармливанию. Однако у некоторых мам необходимость параллельного использования адаптированной смеси сохраняется в течение всего периода грудного кормления.

  • Прикладывайте малыша к груди часто . Чтобы увеличить интенсивность выработки молока, необходимо предлагать ребенку грудь каждые два часа. Повышенный «спрос» позволит снизить объем потребляемой искусственной смеси.
  • Давайте смесь после молока . Первичным питанием для ребенка остается грудное молоко, тогда как значение смеси вторично. Объем ее потребления малыш сможет контролировать сам. Пососав грудь, он скушает столько смеси, сколько ему необходимо.
  • Докармливайте с ложки или чашки . Использование бутылки с соской приведет к дезориентации малыша, так как техника сосания груди существенно отличается от техники сосания соски. Кушать с ложки детки первого года жизни не любят, поэтому «поведение» крохи у груди будет более продуктивным.
  • Используйте систему SNS . Она представляет собой поильник с трубочкой, которая прикрепляется к соску. И захватывается ребенком во время сосания груди. Система SNS помогает имитировать процесс грудного вскармливания, в течение которого малыш получает молоко, стимулирует грудь и «доедает» смесь.
  • Кормите ночью . Обязательно предлагайте малышу грудь несколько раз за ночь, так как в это время пролактин вырабатывается особенно активно. Стимулирует лактацию совместный сон с ребенком, когда грудь в течение всей ночи находится в его «непосредственном доступе».

Смешанное вскармливание - всегда необходимая мера. Его задача состоит в обеспечении малыша пищей в достаточном объеме, если грудного молока вырабатывается меньше, чем нужно. Но ввиду большей пользы естественного вскармливания перед искусственным важно стремиться не только к поддержанию, но и увеличению лактации.

Прикорм

Советская педиатрия рекомендовала введение прикорма в четыре месяца. Современные рекомендации Всемирной организации здравоохранения говорят о шести месяцах. Ранее введение прикорма признано не полезным и даже опасным для ребенка. Ведь до четырехмесячного возраста его организм еще не умеет справляться с никакой иной пищей, кроме грудного молока. А впоследствии велик риск развития дисбактериоза, срывов пищеварительной системы.

Но когда крохе исполняется полгода, знакомить его с другой пищей необходимо. Это позволит ему узнать не только новые вкусы. Задача - помочь ему адаптироваться к еде иной консистенции, чем другое молоко, тренировка оральных механизмов переработки еды, подготовка к периоду увеличенных энергетических потребностей, когда грудное вскармливание уже не сможет их покрывать.

Введение прикорма после шести месяцев носит ознакомительный характер. «Взрослая» пища не должна вытеснять грудное вскармливание. До года именно ваше молоко остается главной пищей для младенца, который получает из нее до семидесяти пяти процентов ценных веществ.

Сохранить лактацию после введения прикорма невероятно важно. Ведь для ребенка нет более ценной пищи в этом возрасте, чем грудное молоко. А его замещение кашами или соками лишь уменьшает питательную ценность вскармливания.

  • Кормите грудью, как обычно . Это позволит сохранить объем лактации на необходимом уровне. И поддержать растущие энергетические потребности ребенка. Введение прикорма призвано не вытеснить, а дополнить грудное вскармливание при сохранении потребляемой нормы молока младенцем. Сохраняйте дневные и ночные кормления.
  • Давайте прикорм, а потом грудь . После употребления новой пищи всегда докармливайте малыша своим молоком. Это подчеркивается в рекомендациях ВОЗ, Минздравсоцразвития России. Кормите и прикормом, и грудью, а не отдельно. Тогда естественное вскармливание может быть успешно продолжено и после года.
  • Не форсируйте события! Важно понимать, что прикорм не является основной пищей для малыша, и вам не нужно во что бы стало довести его до определенной нормы. Доказано, что резкое увеличение в рационе ребенка непривычной для него пищи стимулирует развитие стойких аллергических реакций.
  • Смотрите на состояние малыша . Сделайте перерыв с введением новых продуктов на время прорезывания зубов, плохого самочувствия ребенка или после прививки. Лучшей пищей в эти периоды для ребенка будет именно ваше молоко, которое легче всего усваивается его организмом и не «отбирает» у него энергию, необходимую для выздоровления.

Откажитесь от введения сока в качестве первого прикорма. Согласно новым исследованиям, раннее знакомство с соками влечет расстройство пищеварения и развитие аллергии у большинства детей. Организм малыша не может справляться с агрессивными для кишечника фруктовыми кислотами без смягчающей их клетчатки до девятимесячного возраста. Поэтому фруктовые пюре предпочтительнее в начале прикорма, чем соки.

Продление лактации до двух лет поможет вашему ребенку расти здоровым. Ценность грудного молока для него не меняется на каждом этапе развития. Даже будучи «взрослым» и получая разнообразный прикорм, он все еще остается грудным ребенком. И именно ваше молоко формирует основу его рациона, дополнять который другими продуктами следует не раньше, чем в шесть месяцев.

Распечатать

Похожие публикации