История оригами. История возникновения оригами

Оригами - это японское искусство складывания бумаги, образовано от японского oru (складывать) и kami (бумага).

Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова «бумага» и «бог» очень похожи.

Оригами - одно из самых доступных искусств, ведь для того, чтобы сложить фигурку требуется лишь листок бумаги. Стандартная бумага для оригами должна быть тонкой, прочной и должна хорошо держать складки. Обычно она с одной стороны белая, а с другой - цветная и имеет форму квадрата со стороной 15 см. Некоторые художники-оригамисты также экспериментируют с другими материалами, используя для складывания картон, различные виды ткани, проволочные сетки, металлические листы и др.

Многие оригамисты любят складывать модели животных, а также все объекты живой природы. Кроме моделей животных, созданы модели почти всех физических объектов, включая людей, лица, растения, транспортные средства, здания и др. Некоторые оригамисты складывают абстрактные или математические формы, другие специализируются в модульном оригами, где из множества сложенных простых частей.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Сегодня искусство оригами переживает очередной пик популярности во всем мире, к тому же открыты новые направления оригами и области его применения. Так, математики используют основы и принципы этого искусства для решения геометрических и топологических задач, а архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Для психологов оригами - это одно из направлений арттерапии, так как оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека.

Базовые формы

Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со “школы оригами” - с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий - подобрать наиболее подходящий вариант базы. Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База - простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года, наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из одиннадцати классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 11 форм. Четыре базовые формы происходят из восточной культуры - основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки. Основа катамарана имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга. Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом. Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы “квадрат” можно сделать базовые формы “журавлик”, “лягушка”. Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”трапеция”,”прямоугольник”; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.

Название базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты Треугольник - это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата. Книга - следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну складку. Дверь - базовая форма дверь получается из книги. Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника. Блин - Складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Обратите внимание, что, складывая квадрат, мы снова пришли к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм. Такие базовые формы называются блинчатыми базовыми формами. Рыба - Название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму. Двойной треугольник - другое название двойного треугольника - водяная бомбочка. Двойной квадрат - если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник. Дом - название выбрано исходя из внешнего вида фигурки. Птица - у птицы есть крылья, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы. Катамаран - из этой формы очень просто делается пахарита. А также множество кусудам. Лягушка - из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок. Из базовой формы “Журавлик” можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду… Из базовой формы “Шляпа” можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету… Из базовой формы “Верблюд” можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску Смерти, ослика, цветы… Из базовой формы “Пони” можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент… Естественно, что олень, сделанный из базовой формы “Журавлик”, будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы “Верблюд”, не только по технике выполнения, но и по возможностям той базовой формы. К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов. Основным требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности сборки изделия.

Классическое оригами

Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911-2005).

Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.

Бумага и другие материалы

Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели.

Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70-90 г/м². Более тяжёлые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут быть использованы для мокрого складывания.

Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне меняются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая - цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок.

Фольгированная бумага, или как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.

В самой Японии в качестве материала для оригами господствует тип бумаги под названием васи (яп. 和紙?). Васи жёстче обыкновенной бумаги, сделанной из древесной массы и используется во многих традиционных искусствах. Васи обычно делается из волокон коры Edgeworthia papyrifera, но также может производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.

Формат бумаги

Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (формата А или половинки квадратов), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники. Существуют даже модели, складываемые из круга.

Математика в оригами

Практика и изучение оригами касаются некоторых областей математики. Например, проблема плоского изгиба (возможно ли образец складки согнуть в двумерную модель) была объектом серьёзного математического исследования.

Оригами представляет собой древнее складывания различных фигурок из бумаги. В переводе с японского оригами означает «сложенное божество» или «сложенная бумага» . Не смотря на то, что оригами издавна считается японским видом , корни его ведут в Древний Китай, где, собственно, и была изобретена бумага. Изначально оригами предназначалось только для проведения религиозных обрядов. Причем долгое время это было доступно только представителям знатных сословий, у которых владение техникой складывания из бумаги считалось признаком хорошего тона и отменного воспитания. И только после окончания второй мировой войны японское искусство оригами попало в Европу и Америку, где оно сразу нашло своих поклонников.

Для создания классического используют квадратный равномерно окрашенный лист бумаги, причем клеем и ножницами пользоваться запрещено. Однако сегодня этими канонами часто пренебрегают. Для зарисовки схемы изделий, даже самых сложных, существуют определенные наборы условных знаков, большая часть которых была введена в практику Акирой Ёсидзавой, известным японским мастером, в середине XX века.

История оригами


В мире существует немалое количество версий происхождения оригами. Но, не смотря на это, можно с полной уверенностью сказать, что по большей части оригами развивалось в Японии. "Нихонги" или «Японские хроники» утверждают, что оригами возникло еще 610 году нашей эры. В Корее, Китае, Испании и Германии также существовали похожие техники складывания из бумаги, однако они не были столь развиты, как в Японии.

К началу периода Хэйан оригами расценивалось, как неотъемлемая часть многих . Самураи обменивались оригами, символизирующими удачу. А бабочек, сложенных из бумаги, использовали во время проведения свадеб синто.

В 60-х годах прошлого века оригами постепенно стало распространяться по всему миру. Наибольшее распространение получило модульное оригами, вслед за которым начали возникать многочисленные новые течения. Сегодня оригами является по-настоящему международным видом .

Разновидности оригами

Одним из наиболее популярных видов оригами является модульное оригами , в котором целую фигуру собирают из множества одинаковых частей или модулей. Причем каждую часть складывают в соответствии с правилами классического оригами, используя один лист . Готовые модули соединяют путем вкладывания их друг в друга. Интересно, что распасться такой конструкции не дает сила трения, с которой все мы знакомы из школьного курса физики. Ярким примером является кусудама – объемное тело, имеющее шарообразную форму.


Простое оригами
представляет собой упрощенную , которую придумал британский оригамист Джон Смит. Цель простого оригами состоит в облегчении занятий людям, у которых ограничены двигательные способности, а также неопытным оригамистам.

Складывание по развертке – один из видов оригами, который представляет собой чертеж с изображением всех складок базовой формы модели, которой придают законченный вид в соответствии с фотографиями автора. Нужно отметить, что складывание по развертке несколько сложнее складывания по традиционным схемам. Однако этот метод способен дать не только информацию, как правильно сложить , но и показать, как была придумана данная модель. Дело в том, что развертки зачастую используют для разработки новых моделей оригами. Данный факт показывает, что для некоторых моделей оригами не существует других диаграмм, кроме как развертки.

Мокрое складывание представляет собой технику складывания оригами, которая была разработана Акирой Ёсидзавой. Этот вид оригами предполагает использование смоченной в воде для того, чтобы придать фигуркам плавность линий, выразительность, а также жесткость. Чаще всего этот метод используют для создания таких объектов, как фигурки растений, цветов и животных, которые в данном случае будут выглядеть наиболее естественно и приближенно к оригиналу. Для мокрого складывания подходит далеко не всякая бумага, а только та, в которую для скрепления волокон в процессе производства добавляют водорастворимый клей. Обычно это плотные сорта бумаги.

Зачем нужно оригами?


Японское искусство оригами дает возможность своими руками создавать прекрасные поделки и композиции. Поделки в технике оригами способны порадовать не только своего создателя, но и стать отличным подарком, ведь автор всегда вкладывает в них кусочек своей души. Например, если вы подарите кому-нибудь , сделанное из журавликов, то считается, что оно поможет человеку в исполнении его желаний и принесет удачу.

Оригами является замечательным украшением для дома. В технике оригами к Новому году можно сделать елочные игрушки, ко дню святого Валентина – сердечки, к свадьбе – цветы и шары. Также при помощи оригами можно создавать уникальные , вазы, цветы, рамочки для фотографий, шкатулки и еще великое множество красивых и полезных вещей.

Что касается формата бумаги для оригами, то чаще всего используют листы в форме квадрата. Также допускается применение и других форматов: прямоугольник (формат А), треугольник, пятиугольник, шестиугольник и восьмиугольник.

Журавлик в технике оригами своими руками

В качестве примера мы решили взять небезызвестного бумажного журавлика . Наверняка многие слышали о японской девочке Сасаки Садако, которая выжила после взрыва атомной бомбы в Хиросиме, но у нее начал развиваться рак крови. Когда девочка лежала в больнице, ей рассказали старинную легенду о том, что если человек своими руками сделает тысячу из бумаги, то он может загадывать любое желание и оно обязательно сбудется. Садако было всего 12 лет, и она успела сделать только 644 журавлика оригами, после чего умерла. Друзья девочки доделали недостающих 356 журавликов и загадали всего одно желание, чтобы в мире больше никогда не было болезней и войн, и похоронили эти 1000 журавликов вместе с Садако.

Давайте вместе с в память об этой мужественной японской девочке попробуем сделать точно такого же журавлика в технике оригами . Для этого нам понадобится обычный лист формата А4.

Итак, сначала нам необходимо сделать двойной квадрат. На фотосхеме, представленной ниже, подробно показано, как именно это сделать.


После того, как двойной квадрат готов, нужно загнуть край верхнего слоя заготовки к центру. Теперь делаем то же самое с правым краем.


Затем поворачиваем заготовку и повторяем те же действия с нижним слоем.


После этого отгибаем загнутые углы и намечаем линии сгиба, по которым уголки заготовки вкладываются вовнутрь. Сначала делаем верхний слой.

История искусства оригами

Сакура, сумо вкупе с танкой, оригами, кимоно, икебаной и шашками го восхищают и интригуют. Украинцев в том числе.

(Газета «Зеркало недели», Киев, 2003 г.)

Как уже упоминалось, оригами – это искусство складывания из бумаги без ножниц и клея. Ори в переводе с японского – «складывать», ками – «бумага», а также «божество».

Еще в Древнем Китае бумагу использовали по-разному, в том числе и в религиозных обрядах. Так, в глубокой древности во время похорон было принято вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб, чтобы обеспечить достойное пребывание умершего в ином мире. Однако позже из бережливости реальные вещи были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь их названия (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в любом китайском магазинчике). Из бумаги изготавливали и разнообразные полезные вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При этом использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из листов бумаги не получило в Китае такого мощного развития, как в Японии. Именно Страна восходящего солнца стала настоящей родиной этого искусства. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзэн-буддизма.

Буддисты впервые обратили внимание на «незначительные» детали и уничтожили деление мира на «высокое» и «низкое» (в отличие от западного мировоззрения). Они сосредоточились на преходящем с целью уловить в мелочах дыхание вечности, ибо все в мире взаимосвязано. Последователи буддизма искали в простейшем проявление единой и неделимой истины – макото. По их глубокому убеждению, любая малость содержит Истину, и надо только научиться ее обнаружить. В буддийском понимании разные пути к Истине не конкурируют между собой, а, скорее, дополняют друг друга.

Японские буддисты разработали поразительные способы, позволяющие увидеть Истину. Они открыли самый верный ее признак – красоту. На этом пути они смогли увидеть красоту недолговечности повседневных вещей, особую прелесть налета времени на них. Оригами возникло не в Китае, где также был распространен дзэн-буддизм (кит. чань), потому что китайцы искали истину в другом направлении, там не существовало би-до – пути красоты, то есть представления о красоте как пути к Истине.

Красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX–XII веках, в эпоху Хэйан (794-1185), и даже обозначили ее особым понятием – моно-но-аваре. Это открытие идет от синто – традиционных японских верований, согласно которым каждая вещь, каждое явление, даже слово, содержат в себе ками, божество. Бумага, сделанная ручным способом, была в то время изысканным и ценным материалом, который использовали в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях. Считалось, что ками охотно поселяется в чем-то необычном – тем более в закрученной мудреным зигзагом бумажной ленте гохэй, висящей перед входом в синтоистские святилища и указывающей на присутствие там божества. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками . С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.

До сих пор в Японии складывают ката-сиро – восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; делают гофу – бумажные амулеты, и нагасибина – символ семейной гармонии: мужчина и женщина в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты пользуются метелкой харам-гуси, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из нее придается эзотерический смысл.

Так к появлению оригами оказался причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну бумажного листа. В сознании японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ори-ками»). Быть может, не последнюю роль в этом сыграло упоминавшееся уже созвучие японских слов «бумага» и «божество» – «ками». Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. В бумажные коробочки-санбо, например, помещали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Подробнее о роли бумаги в церемониале восточной жизни будет сказано ниже.

В эпохи Камакура (сёгунат Минамото, 1192–1333) и Муромати (сёгунат Асикага, 1332–1573), когда культ прекрасного приобрел характер почти непререкаемой догмы, оригами выходит за пределы храмов и достигает императорских покоев. Привилегированные классы обязаны были каждый свой шаг и поступок, буквально каждую мелочь совершать, не забывая о гармонии и искусстве. Оригами в этой куртуазной атмосфере было хорошим способом заявить о своей утонченности и благородстве. Придворные, монахи, представлявшиеся ко двору, должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки в форме журавля, бабочки, цветка или красивой геометрической фигуры служили символами любви или доброго расположения. Иногда с их помощью удавалось выразить больше оттенков смысла, чем словами. Умение складывать стало одним из признаков достойного образования и хороших манер.

Японский церемониал не ограничивался изготовлением изящных карточек для стихов и буддийских сутр. Очень важными были не только оттенки цвета бумаги (как уже говорилось выше), но и хитроумные способы ее складывания. Сам процесс складывания бумаги обозначал общение человека с божествами. Соответственно и каждая форма складки имела свой смысл – выражение почтения, благое пожелание, мольба о долголетии и т. д. Иногда достаточно было на какой-нибудь предмет искусства положить свернутый вдвое лист белой бумаги, чтобы обозначить ритуальный характер подношения. Складывание бумаги было весьма формализованным актом и происходило по нормам собственного этикета. Так, в это время человек должен был зажать губами другой, менее ценный листок чистой бумаги, чтобы своим «вульгарным» дыханием не осквернить божественной бумажной складки.

Существовали десятки вариантов церемониального складывания бумаги. Например, к свадебным подаркам прикрепляли изображения бабочек, сложенные из белой бумаги. Они символизировали неразрывную связь молодоженов с их богами-покровителями. Подобные бумажные символы доверялось изготавливать лишь известным мастерам. В Средние века этой технологией владели два семейства – Ёсида и Мацуура, тесно связанные с Великим синтоистским святилищем в Исэ. Позже сформировалась школа Огасавара, мастера которой умели складывать бумагу 65 способами, в зависимости от вкладываемого в подарок смысла. Эта школа определяла правила этикета при дворе сёгунов с XIII по XIX век. Существовало несколько учебников ритуального складывания бумаги, составленных по рекомендациям школы Огасавара.

Другая знаменитая школа этикета, уходящая корнями в эпоху Муромати (сёгунат Асикага, 1332–1573), обладала умением складывать бумагу, художественно заворачивая ею подарки, 17 различными способами. Мастера этой школы особенно ценились, когда нужно было красиво и со значением упаковать подарок к свадьбе или празднику совершеннолетия. При этом очень важно было не только правильно сложить бумагу, но и закрепить ее специальной бумажной тесемкой, завязанной церемониальным узлом – мизухики.

Надо отметить, что первоначальный этикет обращения с бумагой, почерпнутый из китайских церемоний, со временем претерпел радикальные изменения, утратив континентальные корни и приобретя сугубо национальный характер. Письменные указания подчиненным или приказы военачальникам стали заворачивать в бумагу так, что по отдельным характерным чертам можно было определить ранг как автора письма, так и адресата. Со временем особую манеру складывания конвертов переняли женщины, отправлявшие любовные послания, конечно же стихотворные, своим избранникам. Это искусство получило название ори-ками (сложенная бумага). Затем по мере усложнения методики складывания это название было вытеснено другими – ори-ката (способ складывания) или ори-гата (сложенная форма). Аристократия, придворные, монахи эпохи Хэйан были просто обязаны уметь складывать изящные фигурки из тонкой рисовой бумаги. Хорошим тоном стало придавать изысканную форму не только тексту письма, но и бумаге, на которой оно написано. Владение оригами стало одним из признаков образованности и изысканных манер. Для многих аристократических династий Японии фигурки оригами стали гербом или печатью.

Иногда бумагу не только складывали, но и надрезали особым способом, превращая ее в подобие декоративного кружева. Искусство складывания было известно под названиями кири-ками (вырезанная бумага), ками-оримоно, орисуэ, оригата, татамигами.

В эпоху Адзути – Момояма (1573–1603) и Эдо (сёгунат Токугава, 1603–1867) складывание бумажных фигур из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. В то время бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, 300–400 лет назад, появился ряд новых фигурок, которые позже стали считаться классическими. Среди них и журавлик – цуру, традиционный японский символ счастья и долголетия. Искусство оригами стало традицией, которая передается из поколения в поколение, в основном по женской линии. Историки оригами утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

Первым пособием по оригами была книга «Хидэн сэмбадзуру ориката» («Тайна сворачивания тысячи журавлей»), изданная в 1797 году, то есть в эпоху Эдо. В ней были собраны диаграммы и иллюстрации классических образцов журавликов, выполненных в технике оригами. В то время искусством оригами в основном пользовались для обучения детей, поэтому классические фигурки оригами были относительно просты. Обычно это были якко (слуга), кои (карп), кабуто (шлем самурая) и цуру (журавлик).

Для изготовления фигурок обычно использовали бумагу ханси, белого цвета и прямоугольной формы. Так, многие классические формы складывания носи в основе имеют прямоугольный лист бумаги. Лишь после 1880 года в обиход вошло слово «оригами», хорошо известное сейчас не только в Японии, но и за ее пределами. Известный японский исследователь истории оригами и талантливый оригамист Кунихико Касахара пишет в своей книге «Origami omnibus», что некий продавец бумаги из токийского района Юсима, ввезший в конце XIX века цветную бумагу из Европы, разрезал ее на небольшие квадраты и продал в наборах под названием «Оригами», положив тем самым начало популярной сегодня во всем мире разновидности искусства складывания. Полагают, что он разрезал материал именно на квадраты потому, что многие классические фигурки, сложенные из бумаги (цуру – журавлик, якко, ритуальные коробочки-санбо, ирис, карп, шары-кусудамы и др.), изготавливались из квадратных листов бумаги. Каковы бы ни были мотивы этого предприимчивого торговца, его идея была плодотворной и получила впоследствии широкое признание.

В наши дни мастерство упаковки подарка по всем правилам этикета в бумагу и употребление различных церемониальных бумажных эстетических объектов типа носи именуется цуцуми (заворачивание), или ори-гата. Это искусство (а это действительно искусство!) является неотъемлемой частью современной жизни японцев.

Во второй половине XIX века, после революции Мэйдзи, Япония широко распахнула двери внешнему миру и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками в технике оригами. Однако к этому времени в Европе уже существовали собственные традиции в этом виде искусства. Испания может похвастаться своим собственным, независимым открытием некоторых фигурок, например птицы – пахариты. Известный оригамист Винсенте Паласиос полагает, что эта модель впервые появилась в Толедо в XII веке. Если это действительно так, то пахарита, без сомнения, является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (а возможно, и одной из первых в мире!). И все же, поскольку бумага была материалом редким и дорогим, в Европе чаще складывали накрахмаленную предварительно ткань – воротники, манжеты (в костюмах XVI–XVII веков), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

К началу XX века оригами постепенно распространяется по всему миру. Однако искусство складывания бумаги в разных странах развивалось своими оригинальными путями. Так называемая «испанская школа» распространилась и в страны Южной Америки. Сегодня она ассоциируется с именем крупнейшего поэта и философа Мигеля де Унамуно (1864–1936). Он написал пародийно-серьезный трактат по оригами и придумал особый способ складывания бумаги, позволивший создать много новых забавных фигурок. Описание фигурок, которые он складывал за чашкой кофе, можно найти в его «Очерках и монологах». Известный философ Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге рассказал, как однажды Мигель сложил из бумаги несколько фигурок для мальчика, спросившего его, разговаривают ли птички между собой.

Среди западных любителей складывания фигурок из бумаги можно отметить автора «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла и американского иллюзиониста Гудини. Известно также, что Лев Толстой был знаком с оригами (см. раздел «Любопытные факты об оригами»). Упомянутый ранее Фридрих Фребель, создатель первых детских садов, впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический прием для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Очевидно, именно с его легкой руки школьники разных стран мира знакомы сегодня с небольшим набором «фольклорных» бумажных фигурок. О распространении оригами в России мы уже говорили выше.

Однако по-настоящему революционное развитие искусства оригами началось только после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного мастера Акиры Ёсидзавы (1911–2005). Он сыграл в истории оригами уникальную роль, поскольку изобрел сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретенных им схематичных условных знаков процесс складывания любого изделия стало возможным представить в виде серии рисунков – чертежей. Алгоритм складывания модели удавалось фиксировать и распространять в письменном виде.

В течение нескольких лет Министерство иностранных дел Японии посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, ведь развитое и поддержанное им традиционное искусство стало простым и ясным, не требующим лишних слов призывом к миру и дружбе народов. В 1978 году господин Ёсидзава впервые побывал в СССР. Он посетил Москву, Ленинград и Находку, знакомя жителей с искусством складывания.

К тому времени европейцы и американцы уже были знакомы с оригами. В 1937 году в Лондоне увидела свет книга Маргарет Кэмпбелл «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются традиционные для Востока базовые формы: «водяная бомбочка», «птица» и «лягушка». Фокусник Роберт Харбин (1909–1978), всерьез увлекавшийся оригами, собирал любую информацию на эту тему. Изучив классические модели и авторские работы Акиры Ёсидзавы, в 1945 году на телевизионном канале «Jigsaw» он сделал регулярную программу по оригами «Мистер Левая и Правая Рука», а в 1956 году издал книгу, посвященную искусству складывания. Она имела успех, позже появились и другие издания на ту же тему.

Постепенно складывается круг людей, увлеченных оригами. С июня 1965 года в Англии выходит «Листок оригами», а 22 апреля 1967 года создается общественная организация – Английское общество оригами (British Origami Society – BOS). В него вступают не только англичане, но и иностранцы. В 1996 году общее число членов общества превысило тысячу человек.

Параллельно оригами развивается в США, где вдохновителями широкого увлечения складыванием стали Лилиан Оппенгеймер (1898–1992) и Элис Грей (1914–1994). В 1960– 1970-е годы по понедельникам в нью-йоркской квартире Лилиан собирался кружок любителей складывания, который в разные годы посетили практически все известные оригамисты мира. В конце 60-х годов общественная активность Л. Оппенгеймер способствовала образованию центра оригами в США, а также подобных центров в других городах и странах – в Англии, Италии, Франции, Нидерландах и Бельгии, Испанского центра оригами в Барселоне (1982). Сейчас центры оригами существуют в Австралии, Австрии, Аргентине, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Венесуэле, Германии, Гонконге, Дании, Израиле, Индии, Испании, Италии, Канаде, Корее, Молдове, Нидерландах, Новой Зеландии, Перу, Польше, России, США, Украине, Франции, Швеции, Японии – всего 44 центра в 28 странах.

Из книги Печи и камины своими руками автора Звонарев Николай Михайлович

ИСТОРИЯ ПЕЧИ НА РУСИ Прообраз современной печи, по археологическим данным, появился около четырех тысяч лет назад. И уже в VI веке н. э. славяне в подавляющем большинстве пользовались печью, а не очагом. Курной очаг и стал прообразом русской печи. В XV–XVI вв. курные печи стали

Из книги Вышитые пейзажи. Цветы и деревья, вышитые крестиком автора Ращупкина С. Ю.

История вышивания Вышивка - завораживающее, удивляющее своей неповторимостью и глубиной творчество талантливых людей, которые подняли ее до настоящего искусства.Сейчас мы уже никогда не узнаем, кто и когда впервые сумел перенести на ткань затейливые узоры,

Из книги Оригами и кусудамы автора Владимирова Светлана Евгеньевна

Пяльцы как непременный атрибут искусства вышивки В музеях России хранится множество украшенных вышивкой предметов быта и одежды. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются очень редко. Так же как история вышивки, история пялец тоже

Из книги Фелтинг. Удивительные поделки из свалянной шерсти автора Преображенская Вера Николаевна

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ БУМАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КУЛЬТУРЕ

Из книги Современная энциклопедия бани автора Доминов Эдуард

История оригами и кусудам Согласно древним китайским летописям бумага была изобретена в 105 г. н. э. в Китае мастером Цай Лунем, а в Японию проникла в VII в., в эпоху Хэйан. Там зародилось и стало широко практиковаться искусство оригами и кусудам.Сперва производство бумаги

Из книги Декупаж. Лучшая книга о декорировании автора Ращупкина Светлана

История валяния шерсти История валяния шерсти уходит своими корнями в глубокую древность. Валяние шерсти – это самая древняя технология создания текстиля. Ее можно связать с кочевниками, которые первыми одомашнили овец. Надо отметить, что шерсть дикой овцы практически

Из книги Оригами автора Згурская Мария Павловна

«Королева» бань: роскошь или история? Первоначально и русские бани, и сауны топились «по-черному». В центре помещения располагался очаг под кучей камней. Дым, циркулируя по помещению, обогревает потолок, стены, скамьи и затем выходит через щели стен и крыши. Во время

Из книги Витражи своими руками автора Каминская Елена Анатольевна

Из книги Строительство бани и сауны автора Шухман Юрий Ильич

История бумаги Возникновение оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связано с появлением бумаги.Считается, что технология изготовления бумаги была известна китайцам еще до нашей эры. В древности жители Поднебесной использовали для письма

Из книги Справочник настоящего мужчины автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Кремлевская диета для мужчин автора Луковкина Аурика

Из книги Большая книга узлов. Рыбацкие, охотничьи, морские, туристские, альпинистские, бытовые автора Демус Валерий Анатольевич

Пропали деньги – непридуманная поучительная история Все это так, но бывает, что и этих мер предосторожности мало. В 2009 году из Вологодской области я выехал на отдых в Анапу, где провел 21 день в санатории. По возвращении в Верховажье (Вологодской области), я засунул карту в

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Глава 2. История появления кремлевской диеты Наверное, это одна из тех диет, вокруг которой ходит самое большое количество слухов и сплетен. Изначальное ее название: «Условия эффективности питания, применяемые при разработке рациона военных и астронавтов США». Ну, а если

Из книги автора

Краткая история узлов Сложно установить точное время возникновения первых плетеных изделий. К сожалению, из-за недолговечности материалов узлы, используемые на ранней стадии развития человечества, почти не сохранились. Но, по мнению антропологов и археологов, навыки

Оригами (яп. 折り紙,"сложенная бумага") - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911-2005).

Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.

История оригами

Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка - по большей части это искусство развивалось в Японии. Однако, независимые традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае, Корее, Германии и Испании.

Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан. Самураи обменивались подарками, украшенными носи, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб синто и представляли жениха и невесту.

В 1960-х искусство оригами стало распространяться по всему миру, первым получило распространение модульное оригами, а затем и многочисленные течения, включая киригами. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.

Бумага и другие материалы

Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели. Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70-90 г/м². Более тяжёлые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут быть использованы для мокрого складывания.

Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая "ками" (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне меняются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая - цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок.
Фольгированная бумага, или как её часто называют "сэндвич", представляет тонкий лист фольги склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.

В самой Японии в качестве материала для оригами господствует тип бумаги под названием васи (和紙). Васи жёстче обыкновенной бумаги, сделанной из древесной массы и используется во многих традиционных искусствах. Васи обычно делается из волокон коры Edgeworthia papyrifera, но также может производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.

Формат бумаги

Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (формата А), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники.

Виды и техники оригами

Модульное оригами

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.

Кусудама (яп. 薬玉, "лекарственный шар") - бумажная модель, которая обычно формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе. Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка. В древней Японии кусудамы использовались для целебных сборов и благовоний.

Простое оригами

Простое оригами - стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом. При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки. Также одним из отступлений относительно традиционного оригами является необязательность однозначного задания новых складок уже существующими элементами - многие складки проводятся на глаз. Однако это не есть недостаток,где каждая складка обладает максимальной выразительностью, невозможность сложить две одинаковые модели выливается в огромные возможности для детского творчества.

Складывание по развёртке

Развёртка (англ. crease pattern) - один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки базовой формы модели, и далее остается только придать ей вид, согласно модели фотографии автора. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана - дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

Мокрое складывание

Мокрое складывание - техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости.
Особенно актуален данный метод для таких не геометричных объектов, как фигурки животных и цветов - в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу. Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Видеоуроки складывания оригами

Техника поделок из бумаги пришла в Японию из Китая в начале 7 века. Претерпев значительные изменения, она способствовала возникновению уникальной японской бумаги, васи, пластичной, мягкой, не рвущейся при работе и позволяющей воплощать самые смелые творческие идеи.

Неизвестно, когда возникло оригами как таковое, но толчок развитию издавна существовашего в Японии искусства заворачивания в бумагу и складывания
бумаги определенным образом в бытовых и церемониальных целях дал расцвет
самурайского общества, обеспечивший спокойствие и стабильность в стране. Однако, в период Сёва (1926-1989) это искусство было почти полностью забыто, оставшись только в виде носи, сложенной особым образом белой и красной бумаги, прикрепляемой к подаркам как символ добрых пожеланий.

Оригами же – это искусство складывания фигурок из бумаги исключительно ради удовольствия. Изначально, возможно, оно служило средством отвлечься во время болезни или какого-то несчастья, но его популярность начала расти в начале периода Эдо (1600-1868), что было связано с массовым производством дешевой бумаги, доступной широкому кругу людей.

В течение эры Генроку (1688-1704) стали модными изображения бумажных журавлей и лодок на одежде и гравюрах укиё-э. Оригами быстро приобретало все больше поклонников.

Почти сто лет спустя стали издаваться книги по оригами, описывающие технику изготовления различных фигурок. Адресованы они в основном были взрослым и
рассматривали изготовление сложных и многошаговых поделок.

Техника творческой работы с бумагой пришла в Европу в 12 веке, но оригами не получило столь широкого распространения как это было в Японии.

В течение периода Мейдзи (1868-1912) оригами стали преподавать в детских садах и начальной школе. Как это ни странно, идея обучения детей дошкольного возраста оригами была заимствована японцами в середине 19го века у немецкого педагога, Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля (1782-1852), одним из методов работы которого с детьми было конструирование геометрических фигур из бумаги.

В период Мейдзи было создано множество новых видов оригами неизвестными авторами. Однако в период Тайсе (1912-1926), популярность оригами несколько упала, поскольку в это время педагоги больше ценили оригинальность и креативность, чем следование схемам. Но, тем не менее, оригами не забылось и через некоторое время стало еще более популярным, чем когда-либо ранее. Была признана не только ценность этого искусства в обучении и воспитании детей, но и огромный творческий потенциал. По всему миру создано множество ассоциаций, объединяющих людей, увлеченных оригами. Источник

Похожие публикации