Художественная каллиграфия. Что такое каллиграфия? Инструменты для каллиграфии

6 июня – международный день русского языка. Сколько языков в мире? Считается, что более пяти тысяч. Но одним из самых распространённых, самых выразительных языков мира является русский язык. В нём отображаются обычаи, традиции, быт народа, его ум и опыт, красота и сила души. На русском языке написана богатейшая литература, отражены достижения всего человечества.

Русский язык имеет длинную историю своего развития, и сегодня много говорят о том, что русский язык в опасности, поскольку в речевом обиходе всё чаще слышна англоязычная лексика. Говорят, что язык нужно срочно спасать, иначе он утратит самобытность. Еще Марина Цветаева в свое время тонко подметила такое свойство русского языка, как «уступчивость». Да, наш язык - невероятно гибкий, податливый. Русский язык мгновенно русифицирует иностранные слова, наращивая на них всевозможные приставки и суффиксы, имеет множество различных диалектов. Но вместе с тем на каждое такое новое слово найдется несколько русских аналогов, это лишь вопрос выбора.

Лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын писал: «Лучший способ обогащения языка – это восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств». Может, настало время к этому прислушаться? Русский язык обладает множеством богатств. Нужно научиться только грамотно и с толком использовать эти ресурсы.

Сегодня мы предлагаем вам большую подборку русской каллиграфии . Здесь вы найдете авторов, цитирующих писателей, мыслителей и даже советские мультики. Некоторые из них ограничиваются лаконичными, односложными фразами, а другие сопровождают слово потрясающей иллюстрацией. И в том, и в другом случае в центре всегда остается слово. Русское слово.

Шерри Боббинс - это бренд дизайнерских подарков и декора, идея которого - вещи со смыслом. Надписи о любви, семье, холсты на подрамниках, постеры в рамах, подушки и открытки.

Школа U0026 является одной из ведущих российских студий русскоязычной каллиграфии и леттеринга. Авторская программа обучения, разработанная специально Юлией Кузнецовой.

Виктор Пушкарёв. Русский исторический леттеринг.

Евгения Пестова – художник, дизайнер и преподаватель. Леттеринг и каллиграфия, живопись маслом и акварелью, коллаж и смешанные техники, переосмысление традиций в современном ключе.

Марина Козинаки – иллюстратор, фотограф и автор книги “По ту сторону реки”.

Анна Цымбал. Основные направления работы - современная каллиграфия, леттеринг и акварельная живопись.

WhiteForType – это проект, посвящённый мотивации и любви к буквам.

Свадебная каллиграфия, леттеринг и много красивых фраз.

В этом аккаунте вы найдете не только каллиграфию, леттеринг, открытки, но и товары с фразами автора, которые можно приобрести себе или в подарок.

Мастерская счастья, в арсенале которой открытки и картины, полные добра и света.

Ульяна Базарова, инстаграм которой полон очень разных по стилю работ, от классической каллиграфии до авторского леттеринга.

Лаконичный аккаунт без декора и украшений – только письмо. Необычные фразы добавляют интереса к автору, как и техника выполнения работ.

Каллиграфия - искусство красивого и чёткого письма. Красиво писать учились ещё пещерные люди, изображая на каменных стенах и сводах своего жилища древних животных, природу, которая их окружала, постепенно придавая рисункам сюжетные композиции. Это было рисуночное письмо, и такая его форма называлась пиктографией, рисунок передавал сообщение целиком. Впоследствии, рисунки древних людей превращаются в символы, имеющие определенное смысловое значение. Постепенно они начинают выстраиваться в определённые комбинации, представляющие уже последовательность событий и персонажей, участвующих в этих событиях, и приобретают повествовательный характер. Это идеография - символьное письмо. В нём рисунок (иероглиф) обозначал отдельное слово. Таким образом, зарождается письменность.

«О, ты, который хочешь стать мастером в письме.
Стать людям приятным и другом,
Устроить край письма своим местопребыванием;
Чтоб весь мир знал тебя,
Тебе следует оставить покой и сон,
И это надо сделать со времени молодости;
Голову о бумагу, как колем тереть.
День и ночь от этой работы не отдыхать.
Отказаться от своих желаний,
Отвернуться от страсти стяжательства и алчности.
Бороться также с плотскими страстями,
Рубить шею плохим страстям,
Дабы ты знал, что такое малая священная война.
Что такое обращение к великой.
То, что считаешь невозможным для себя.
Этим никого не должен ты оскорбить.
Берегись, я сказал тебе, не обижай душу,
Так как от обижающего душу истина отвращается.
Сделай своим постоянным занятием - довольство и послушание,
Не будь ни одного часа нечистым,
Всегда признавай необходимым отстранение
От лжи, вожделения и клеветы,
Удаляйся от зависти и завистливых людей.
Так как от зависти происходит для тела сто несчастий;
Не имей в обычае козней и плутовства,
Не избирай нехороших свойств;
Всякий, кто от плутовства, козней и лицемерия,
Очистился,- стал мастером в письме.
Кази - Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках


Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, ещё в палеолите - «рассказ в картинках», так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть «рисую-пишу» (пиктографическим письмом и в наше время ещё пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что «рассказ в картинках», с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.

Шумерская клинопись (четвёртое тысячелетие до н.э.).

Рисуночный характер символов, характерный для первобытных людей, теряет связь с изображениями, и постепенно заменяется на иероглифы. Это начальный этап возникновения письменности. На глине иероглифы изображались чёрточками с клиновидными утолщениями на конце, отсюда возникло её название - шумерская клинопись. Отдельным иероглифам соответствовали конкретные звуки, а из них в устной речи складывались слова или простые фразы.

Часто слова записывались по принципу ребусов: из знаков, звучание которых было похожим на звучание нужного слова, составлялось слово. Иногда идеографические знаки выступали в качестве «matres lectionis» («помощников чтения»): идеограмма с определённым значением употреблялась рядом со слоговым комплексом для пояснения значения слова. Клинопись насчитывала до 900 знаков. Постепенно система записи усложнилась и стала настолько неудобной, что вытеснилась другими, появившимися к тому времени системами записи языка.

Египетское иероглифическое письмо (четвёртое тысячелетие до н.э.)

Египетское иероглифическое письмо восходит к IV тысячелетию до н.э.. Египетский алфавит насчитывал порядка 600 знаков - довольно чёткие изображения предметов, людей, животных. Передавать видимые предметы не представляло сложности, а действия передавались при помощи их характерных моментов. Для отвлечённых понятий выбирались фигуры, связанные с данным словом: югу соответствовала лилия (гербовый цветок Южного Египта), прохладе - ваза с вытекающей водой, старости - сгорбленный человек.

В Египте развились скорописные формы письма: иератическое (от греч. hieratikos - жреческий) письмо, а из него - более упрощённое, демотическое (от греч. demotikos - народный). В эпоху создания демотического письма возникли первые школы светских писцов. Во II столетии до н.э. демотическое письмо стало вытесняться греческим письмом, более скорописным и более удобочитаемым.

Греческое капитальное письмо (III век до н.э.)

С юго-восточного побережья Средиземного моря алфавит распространился в районы, заселённые греками. Это произошло, вероятно, в XI веке до н.э. при посредничестве финикиян, сосредоточивших в своих руках большую часть торгово-промышленной деятельности Средиземного моря. Переняв финикийский алфавит, греки преобразовали его соответственно требованиям своего языка.

Финикийский алфавит, созданный во II тысячелетии до н. э., состоял из 22 согласных букв. Осознавая несовершенство такой фиксации речи, финикийцы для более точного понимания написанного использовали вспомогательные знаки, которые указывали, какой гласный звук должен идти за той или иной согласной буквой. Однако текст, записанный без гласных, был малопонятен.

Под влиянием египетской, ассиро-вавилонской, крито-микенской систем письма, знаки финикийского письма совершенствовались, принимая простую, удобную форму.
На Ближнем Востоке под влиянием финикийского письма возникло арамейское письмо, давшее начало всем восточным алфавитам. Финикийский алфавит в своей первичной форме был воспринят в Малой Азии, в Греции и Италии. Возникшее на его основе греческое письмо стало исходным для развития всех западных алфавитов.

Наиболее древние, дошедшие до нас греческие надписи, учёные датируют VIII - VII веками до н. э. К сожалению, древнегреческие рукописи почти не сохранились. Но по материалам, собранным археологами, по фрагментам книг, изображениям, можно получить представление о развитии и особенностях греческого алфавита. Письменность древние греки считали даром небес. Согласно одной из древнегреческих легенд, греков научил письму Кадм, сын финикийского царя Агенора, приплывший на своем быстроходном корабле на остров Фера (Санторин). Греки были поражены искусством писания и считали Кадма полубогом, отдавая ему надлежащие почести. Исторические данные свидетельствуют о том, что греки действительно заимствовали алфавит у финикийцев, значительно усовершенствовав его. В начале VII в. до н. э. греческое письмо испытывало его значительное влияние.
Так, пользуясь финикийским алфавитом, можно без особых трудностей прочитать древнегреческие надписи, найденные на острове Санторин.

Греки дополнили финикийский алфавит знаками для гласных звуков, геометризировали его и упростили.

Финикийские буквы, открытые влево, были повернуты лицом вправо. Изначально греческое письмо было левосторонним. Затем это левостороннее направление письма изменилось на правостороннее. Переходной формой явился так называемый бустрофедонический способ письма (от греч. Bustrophedon - поворачиваю быка), где первая строка текста писалась справа налево, следующая - слева направо и т. д., причём и буквы были повернуты «лицом» то влево, то вправо.

Такой метод письма был перенят от метода работы землепашцев. Рассуждали примерно так: пахарь, пройдя первую борозду, не возвращает быков вхолостую к началу поля, а разворачивается и пашет в обратном направлении. Под влиянием греческого письма изменилось направление письма и в латинской письменности. В IV веке до нашей эры греки переходят к письму слева направо.

Маюскульный и минускульный римские курсивы (I-VI вв.)

Латинских манускриптов дошло до наших времён немного. Древнейшие памятники являются по большей части эпиграфическими (высеченными на камне). Без сомнения, буквы, написанные от руки и высеченные на камне, были когда-то одинаковыми. Но постепенно они начинают всё больше отличаться друг от друга. Если эпиграфическое письмо стремилось к монументальности, то написанное от руки тяготело к простоте, округлённости форм и лучшей связи букв между собой, что обусловливалось необходимостью писать быстро.
В связи с этим развилось римское курсивное письмо, как наиболее устойчивая противоположность капитальному. В повседневной переписке римляне употребляли вощёные дощечки, на которых писали заостренной палочкой - stilus (отсюда - стиль). При быстром письме на таком материале некоторые элементы букв пропускались, для лучшей связи букв добавлялся плавный штрих, некоторые буквы сливали воедино, иную букву писали крупнее других, а всё письмо приобретало наклонное положение.
Курсив подразделяется на ранний и поздний. Ранний, или маюскульный курсив (majuscula - прописная буква), который употреблялся в I-VI веках, - это письмо прописными буквами, связующих элементов между буквами ещё мало.

В минускульном курсивном письме (minuscula - строчная буква), развившемся к IV столетию, форма букв приобрела резко отличный от маюскульного характер.

Римское капитальное письмо (I-V вв.)

В VIII веке до н. э. Среднюю Италию - земли между реками Тибр и Арно, населяли этрусские племена неизвестного происхождения, с нерасшифрованным до сих пор языком. Воинственные этруски покорили соседние племена и переняли их культуру. Для письма этруски вначале использовали западногреческую азбуку, а в последней четверти VII века уже имели свою азбуку, состоявшую из 21 (26) знаков. По форме буквы этрусской азбуки были сходны с буквами финикийско-греческой, письмо было направлено справа налево. Из этрусского письма, видимо, развилось латинское письмо.
Культура, созданная этрусками, стала колыбелью римской цивилизации. Историческая заслуга этрусской культуры состоит в том, что она послужила своеобразным мостом между греческой и римской цивилизацией. В I веке до н. э., когда Рим покорил Грецию, на культуру Римской империи большое влияние оказала культура греческого народа. Через посредство греческой литературы в римский язык перешло много греческих слов.
Латинская архаическая азбука имела 21 знак. Буквы этой азбуки напоминали буквы финикийско-греческой азбуки. Римляне писали справа налево. Изменение направления письма произошло в конце III века до н. э., становление графики букв продолжалось несколько веков. Во II веке до н. э. происходит стабилизация латинского письма. Архаические формы многих знаков были заменены более совершенными. Сложилась основная форма римского монументального письма. С III по I века до н. э. в римском монументальном письме образуются новые переходные формы, характерной чертой которых было появление засечек. Различают переходную форму с ярко выраженными засечками (II—I века до н. э.). В I в. до н. э. для нанесения рисунка букв на каменную плиту использовался ширококонечный инструмент, который оставлял тонкие или толстые штрихи в зависимости от угла письма. Под влиянием письма ширококонечным инструментом возникла классическая форма римского монументального письма. Красивое письмо становится искусством. Появляется новая профессия - мастер шрифта. Во II веке в Римском государстве было около 25 общественных библиотек, в которых не только хранились книги, но устраивались публичные чтения еще пишущихся книг. Наряду с общественными, росло и число частных библиотек. Римские шрифтовики развили искусство шрифта. Переписывалось очень много произведений греческих авторов. Богатые римские граждане, любители литературы, открывали предприятия по переписке и распространению книг. Книжные магазины открывали обычно на самых оживленных торговых улицах. В мастерских по переписке книг работали писари или копиисты -грамотные, специально обученные каллиграфии рабы. Рукописи писались на папирусе и имели форму свитков. С появлением писчего материала, допускающего фальцовку (пергамена), книга приобрела форму кодекса - скреплённых в блок листов материала для письма.
Чтобы лучше понять структуру римского капитального шрифта, его следует рассматривать в единстве с античной архитектурой.

Классический образец римского капитального письма - на знаменитой колонне Траяна в Риме (II век).

В чередовании его прямых и округлых линий проявляется тот же принцип, который замечается и у римских зданий. Вертикально поднимающиеся пилястры, меж ними полукруглый свод, над ним горизонтальный карниз - эти же элементы в преображённом виде прослеживаются и в буквах.

Кроме надписей на камне, капитальное письмо употребляли и в письме ширококонечным пером. Оно особенно стремительно стало развиваться после того, как появился пергамент. Буквы капитального письма, имеющие специфический характер оформления ширококонечным пером, известны под названием квадратных капиталов (capitalis quadrata).

Для длинных текстов ширококонечное перо было мало приемлемо из-за сложности письма и малой беглости. Но, всё же, капитальное письмо применялось приблизительно до X века, главным образом в декоративном письме и заголовках.
Вместе с квадратными капиталами из капитального письма уже довольно рано развивается более беглая и размашистая форма письма - рустика (capitalis rustica, т.е. крестьянское простое капитальное письмо).

Она сохранялась до XI века, несмотря на развитие новых видов письма. Рустика употреблялась уже на папирусе, что подтверждается находками в Помпее. Еще в VI веке рустикой писали целые книги, а позднее ею пользовались только для выполнения заглавий и выделения слов. Прекраснейшие тексты Вергилия и другие античные манускрипты, сохранившиеся до наших дней рукописи, в основном написаны рустикой, а частично - квадратным капитальным письмом.
Характерными чертами рустики являются тонкие вертикальные штрихи, причём горизонтальные штрихи выполнялись с сильным нажимом. В целом получается картина сжатого, узкого и высокого письма. Рустика встречается часто и в текстах, высеченных на камне, так как на ограниченной поверхности мрамора рустикой можно уместить много больше текста, чем капитальным письмом.

Унциальное письмо (IV-VIII вв.)

В конце первого века, под влиянием Востока в римскую архитектуру стал всё больше проникать стиль круглых сводов. Тот же принцип округления стал всё более проникать и в письмо. В произведениях третьего столетия, замечаются попытки такого округления формы, заимствованной из курсивного письма, но приспособленной к округлому стилю.

Вырабатывается новый стиль - унциальное письмо (scriptura uncialis). Унциальное письмо, полностью развившееся в IV веке, стало вскоре господствующим книжным письмом, и почти вся дошедшая до нас литература того времени исполнена унциалом. Так как унциалом писать было много легче, чем квадратным капиталом, и он был более чёток, чем рустика, то его считают первым письмом, специально предназначенным для письма ширококонечным пером.

В унциале горизонтальные штрихи имеют малое значение, и поэтому в письме нет резких отсечек наверху и внизу. Унциал оставался в употреблении до VIII столетия, но унциальные формы, смешанные с формами капитального письма, встречаются и в более поздние времена в заглавиях и инициалах.
Следует различать унциал старый и новый. Простейшим признаком старого унциала (IV-VI вв.) является диагональное, примерно 45 градусное направление пера и отсутствие засечек. В новом унциале (VI-VIII вв.) наблюдаются, в общем, легкие засечки и горизонтальное направление пера. Но встречаются и такие рукописи, в которых техника старого и нового унциалов смешана. Реже встречается унциал, писанный наклонно. Если в капитальном письме слова друг от друга не отделены, то в унциальном письме VII века это новшество уже введено в употребление.

Полуунциальное письмо (VI-IX вв.)

Со временем в унциал стали всё больше просачиваться элементы непрерывно развивающегося курсива. Таким образом, в V столетии был нарушен принцип размещения букв в строке в пределах двух линий, объединявший унциал с капитальным письмом, и унциал приблизился к строчному курсиву. Если в капитальном письме только связка буквы Q была выведена за нижнюю линию, немногим нарушая установленную закономерность строки, то в курсиве такие «нарушения» (удлиненная форма буквы S и другие) становятся обычными.
Возникшая на основе курсива модификация унциального письма, так называемое полуунциальное письмо (scriptura semiuncialis) переняла все эти инновации, в результате чего писать и читать такое письмо стало гораздо легче. Верхние и нижние удлинения некоторых букв (d, h, l, f, p, q) отчётливо выделяли своеобразные формы этих букв среди других букв строки. Развитие полуунциального письма знаменовало переход от прописных букв к строчным. Оно было первым строчным письмом для ширококонечного пера. В этом письме наблюдается уже целый ряд прообразов букв современного строчного алфавита (a, d, e, g, h и другие). Полуунциальное письмо распространяется по всей Западной Европе и в отдельных её районах подвергается различным изменениям.

После падения Римской империи и переселения народов, в Европе возник целый ряд новых государств. Государства эти освободились от политического и культурного влияния Рима, и в них стали свободно развиваться свои виды письма, применявшиеся до того очень ограниченно. По-прежнему быстро развивается полуунциал. Возникают новые виды латинского письма.

Шрифты раннего средневековья.

Раздробленность ранней средневековой Европы привела к появлению различных региональных видов письма. Их можно разделить на четыре основные группы, которые часто называются национальными видами:
1) ирландско-англосаксонское (островное), распространённое в Ирландии и Англии;
Ирландско-англосаксонское письмо заимствовало многое и от рун (угловатое письмо, распространенное у народов Скандинавии, у древних германских племен),

И от греческого капитального письма, поэтому округлые буквы преобразовывались часто в угловатые и надломленные.

2) меровингское письмо - во Франции;
3) вестготское - в Испании;
4) староиталийское - в Италии.
Характерной чертой ирландско-англосаксонского письма является наличие надломов и угловатости. Это письмо вышло из употребления в эпоху ранней готики. Отдалённость Ирландии изолировала художников от влияния римского и византийского искусства шрифта и оформления книги, и способствовала развитию самобытного искусства. В Ирландии было высоко развито искусство обработки драгоценных металлов, резьбы по дереву, кости, камню, нашедшее свое отражение в богато орнаментированных переплётных крышках книг. Украшение ирландско-англосаксонской книги отличается тёмными и мрачными тонами чёрных, золотых, зелёных и красных красок. В монастырских скрипториях Франции развивалось меровингское письмо, которое достигло каллиграфического совершенства в VIII веке. Письмо характеризуется сжатым, высоким и узловатым рисунком с удлинёнными выносными элементами некоторых букв, что придает ему динамичность. Имея декоративный вид, письмо, однако трудно читается. Шрифт употреблялся для написания грамот и других документов, широкое распространение получил в дипломатической переписке.
В меровингском письме развивается чёткая, стройная и изящная каллиграфическая форма заглавных букв, выполненных пером. Чаще всего это были контурные буквы, середина которых заполнялась другой краской. Меровингская книга оформлялась по определённому замыслу, страницы богато украшались орнаментом. Под влиянием иконописи византийских художников в меровингской книге появляется много украшений, имеющих символическое значение (крест, телец, звёзды, голубь). Орнаментальные мотивы содержат в себе строгие геометрические формы и изображения листьев, веток лозы, цветов, птиц, рыб, животных и т. д.

В Испании, прежней римской провинции, где в V столетии основали государство вестготы, из римского курсивного письма возникло вестготское письмо, но и курсив долгое время сохранял свои права. Вестготское письмо употреблялось в VIII-XI столетиях, причём до X столетия оно было широкое и жирное, а позже узкое и угловатое. Оно превосходит другие виды письма своей ясностью и удобочитаемостью.

Арабы, покорившие в начале VIII столетия Испанию, ввели здесь и свою культуру и своё письмо, основали здесь школы. Арабское (мавританское) письмо, распространявшееся среди населения, оказало сильное влияние и на характер вестготского письма.

Старо-италийское письмо (IX-XIII вв.)

Старо-италийские виды письма развивались с IX века, достигли своего совершенства в XI веке и были в употреблении ещё в XIII столетии. Округление букв и здесь совершалось на основе традиций раннего римского курсива. Как центры письма прославились два монастыря: в Южной Италии - монастырь бенедиктинцев Монте Кассино и монастырь Боббио в Верхней Италии. В старо-италийских видах письма в качестве прописных букв употреблялись элементы унциального и капитального письма и увеличенные строчные буквы.

Нередко традиции искусства письма переносились из одной страны в другую, где оказывая взаимное влияние переплетались так, что их невозможно было отделить друг от друга. Это смешение, по всей вероятности, создало почву для появления общепризнанного, унифицированного письма. Такое письмо, известное под названием каролингского минускула (по имени династии Каролингов) к концу VIII века сравнительно быстро распространилось не только во всём государстве швейцарских Франков, но и за его рубежами. Почву для этого подготовили предшествовавшие ему наиболее значительные виды письма.

В наиболее совершенной художественной форме каролингский минускул представлен в IX столетии. Письмо того времени было особенно удобочитаемым, формы отдельных букв, большей частью не соединенных с соседними, отличались чистотой стиля.
Таким образом, в каролингском минускульном письме завершилось создание строчных букв и делались попытки создать соответствующие им прописные знаки. Пока вместо них употреблялись минускулы в увеличенном виде или буквы капитального и унциального письма, а часто и оба вперемешку. Лишь к XI столетию из капитального и унциального письма развилась самостоятельная форма прописных букв, так называемые ломбардские версалы (часто называемые готскими маюскулами).


Готика, текстура (XI-XV вв.)

В конце XI столетия характер минускулов начинает изменяться. Причиной этого было развитие нового стиля - готики, которая, покорив архитектуру и пластику, стала завоёвывать и искусство письма. Круглая арка отступает, а её место занимает стрельчатая, и таким образом в течение всего XII века наблюдается медленный, но последовательный процесс становления нового стиля. В письмо проникают надломленные линии; закругления и эллипсы принимают форму остроконечного миндаля.

В начале XIII столетия готический стиль стал господствующим практически во всей Европе. Особенностями раннего готического письма являются тёмная общая картина письма, сжатость букв и надломленность их концов. Сжатость письма позволяет уместить в строке больше текста и разделить страницу на два столбца, что ещё раз подчеркивает принцип вертикальности и в построении страницы. Такое ломаное готическое письмо, объединяющее всю страницу в плотную ткань, старые мастера письма назвали текстурой (от латинского textura - ткань). Плотно и равномерно покрывающий страницу текст действительно напоминал сотканную ткань.

Текстурные минускулы имели правильные, «размеренные» расстояния между вертикальными штрихами, ширина внутри буквенного просвета приблизительно равна толщине штриха. Строчное «t» своей верхушкой выходит за верхнюю горизонтальную линию, над буквой «i» для выделения её стойки среди других появляется чёрточка - точка. По-иному стали писаться и некоторые другие знаки. В ранних видах готического письма прописными буквами служили ломбардские версалы. Позже они сохраняются лишь в виде инициалов, так как со временем готическое письмо вырабатывает свои особые формы прописных букв.

Ротунда, швабское письмо (XV в.)

В Италии развивается особый вид раннего готического письма - так называемое круглоготическое письмо или ротунда (итал. Rotondo - круглый, округлый). В его буквах сохраняются закругления, они размашисты и стремительны. Надломлены только верхние концы стоек. Круглоготическое письмо шире и просторнее других видов готического письма и по праву рассматривается в настоящее время как промежуточная форма между готикой и антиквой. Это один из немногих видов готического письма, к которым можно было приспособить маюскулы антиквы.

Круглоготическое письмо считается одним из красивейших стилей письма Западной Европы всех времен. Оно достигло расцвета в XV столетии и теряет свое значение лишь с переходом от готики к ренессансу.
Развитие готического письма в Южной Европе закончилось круглоготическими формами, в то время как в Северной Европе оно продолжалось в течение целого периода, названного поздней готикой.
Поскольку потребность в скорописи никуда не исчезла, в конце XII века появляется и готический курсив.

А в XIV веке в результате скрещивания книжного письма и канцелярского курсива возникает новая разновидность готического шрифта - бастарда (от французского bâtard - смешанный).

Из позднейших видов готического письма самым старшим было швабское письмо (или швабахер). Оно очень просторно, как и круглоготическое, и более удобочитаемо, чем текстура. Широкие пропорции придают этому письму размашистый характер.

В немецкоязычных странах разновидности готического шрифта активно использовались и после эпохи средневековья. Например, шедевр канцелярской эстетики XVII-XVIII веков - канцлей (от немецкого Kanzlei - канцелярия), утвердивший красоту бумаги, как высшую бюрократическую добродетель.

Или популярная в тех же XVII-XVIII веках фрактура, чьё название происходит от немецкого «Fraktur» - излом, перелом, и иногда употребляется в качестве названия готического шрифта как такового.

В эпоху Возрождения происходят огромные изменения в экономической и общественно-политической жизни европейских народов, вызванные зарождением в недрах феодализма буржуазных отношений.
Развитие городов, усиление в них классовых противоречий, изменения, происходившие в мировоззрении людей, способствовали созданию качественно новой литературы, опиравшейся на античность, народные литературные традиции.
В конце XIII и в начале XIV века зарождается капитализм в Италии, происходит образование государств-городов, таких, как Венеция, Флоренция. Этот процесс сопровождается быстрым развитием культуры. В Италии XIV века развивается книжное дело. Наряду со скрипториями появляются светские учреждения книгописания. Огромный вклад в развитие светской культуры внёс выдающийся гуманист итальянского Возрождения Франческо Петрарка (1304 - 1374 г.г.). Франческо Петрарка не только собирал рукописи, но и сам был хорошим каллиграфом. Ему приписывается создание нового вида письма - гуманистического минускула, послужившего в дальнейшем образцом для создания многих типографских шрифтов.

Поджо Брачолини (1380 - 1459), учёный-гуманист, переводчик, археолог и библиограф тоже собирал античные римские надписи, древние рукописи латинских авторов. Во Флоренции он основал училище, в котором обучали письму чётким и красивым каролингским минускулом. Его ученики распространили это письмо по всей Италии.
Эпохе Возрождения так и не удалось поставить точку в истории «варварской» средневековой эстетики. Более того, по иронии судьбы стремясь отмежеваться от мрачного средневековья и построить новую культуру на основе чистых античных образцов, каллиграфы Ренессанса на самом деле лишь возродили доготический, но всё же средневековый стиль письма. Они самозабвенно копировали исполненные каролингским минускулом манускрипты, ошибочно принимая их за подлинники греко-римской античности. Из этого копирования родился новый шрифт, названный гуманистической антиквой (от латинского antiquus - древний).

В деловых кругах ренессансной Италии стало употребляться так называемое «торговое» письмо - гуманистический курсив, большинство букв которого исполнялось одним движением пера. В его основе также лежит каролингский минускул.

Параллельно с развитием гуманистического минускула развивалось и рукописное письмо, выполняемое тонким или обыкновенным пером. Безупречное исполнение этого письма стало называться каллиграфией . Термин «каллиграфия» (от греч. kallos - красота и graphos - графическое изображение, письмо) появился в Европе в XVI веке одновременно с гуманистическим курсивом. В XVII веке, когда был разработан канон классического каллиграфического письма, служившего основным стилем до второй половины XX века, этот термин означал - «стилистически безупречное исполнение письма тонким пером».

Существует множество видов каллиграфического письма. Обычное каллиграфическое письмо - двухнажимное (имеет жирные основные и тонкие соединительные штрихи). В старину искусство каллиграфии ценилось очень высоко. В старой школе много внимания уделяли обучению каллиграфии, так как человек, владевший красивым почерком, уже мог работать писарем. Самым распространенным видом каллиграфического письма в XVIII веке было английское. Созданное на основе его русское письмо считается одним из красивейших образцов каллиграфического письма. Для старых образцов каллиграфического письма характерен большой наклон букв, например наклон букв английского письма равен 54°. Однако встречаются варианты без наклона (прямые) и с левосторонним наклоном. Вместе с искусством каллиграфии развивались и получили распространение линейно-орнаментальные украшения - росчерки.

В XIX - начале XX веков распространяется круглое письмо - рондо, которое значительно отличается от гуманистического курсива и приобретает качества каллиграфического письма, выполненного ширококонечным пером.

На основе рукописных каллиграфических образцов письма были созданы типографские каллиграфические шрифты.

«Быть каллиграфом - почти то же самое, что быть танцором: нужно тренироваться каждый день, чтобы стать мастером», - Николя Ушенир.

Всего 25-30 лет стремительного развития технологий – и мы живем в мире, где бумагу для письма вытесняют дисплеи, электронные книги в сумках сменили обычные, а дети учатся набирать текст на клавиатуре раньше, чем берутся за ручку. В таком контексте может показаться, что каллиграфия — искусство обреченное. Но это не так.

Что объединяет модников Dior, Белый дом и IT-гиганта Apple?

Заглянем на секунду в Париж, на показы модных домов Dior, Miu Miu, Louis Vuitton, Lanvin. У каждого гостя - от первого места у подиума до последнего возле входа, в руках именные приглашения, выполненные в превосходном каллиграфическом стиле. Все карточки придуманы одним человеком - французским каллиграфом Николя Ушениром.

Он не просто подписывает вручную около 15 тысяч карточек в сезон, но и придумывает для притязательных клиентов новые шрифты, логотипы, «графические карты» бренда. У мастера с детства был хороший почерк, однако тогда он и мечтать не мог, что стильные завитки и буквы могут стать настоящей профессией и откроют перед ним двери легендарных домов.

Древним искусством «красивого письма» пользуются лидеры IT-рынка. Компания Apple пригласила американского каллиграфа Джейка Вайдманна, обладающего редким титулом Master Penmen, презентовать новый iPad Pro со стилусом Apple Pencil. В промо-ролике Джек с помощью стилуса повторяет движения пера и рисует на экране планшета что-то невероятное. На самом деле мастер никогда не изменяет ручному письму: он уверен, что рука человека – лучший инструмент, способный создавать пусть не идеальные, но наполненные смыслом надписи и картины.

Каллиграфия занимает особое место в жизни Белого дома. Сотрудники отдельного офиса несут ответственность за все письма, конверты с адресами, приглашения и оповещения, которые рассылает резиденция президента США. В дипломатии высшего уровня с помощью личного характера корреспонденции подчеркивают уважение к адресату. И даже карточки с именами гостей за праздничным столом в День благодарения тоже написаны штатными каллиграфами.

Зачем учиться каллиграфии

Научиться делать утонченные надписи на конвертах, открытках, приглашениях на вечеринку и свадьбу может тот, кто этого хочет. Даже если сейчас кажется, что вы способны испортить блокнот неразборчивым почерком, при должном усердии все получится. Любить каллиграфию можно уже за то, что она способствует художественному самовыражению, учит терпению и аккуратности: попробуйте не пролить чернила на стол и не растереть так тщательно прорисованный символ.

Это хобби занимает немного времени, а минимальный набор инструментов не потребует значительных финансовых затрат. В конце концов, неужели не любопытно прикоснуться к древним традициям «красивого письма», восходящим не только к истории европейской цивилизации — Древней Греции и Рима, но и восточных Китая и Японии?

Как выбрать первые инструменты

Начнем с главного инструмента каллиграфии - условного пера. На самом деле сегодня им может быть металлическое перо с держателем, перьевая ручка, роллерная ручка, кисть, более современный брашпен и даже настоящее гусиное перо. Выбор инструмента зависит от вашего «стажа» в каллиграфии, стиля и шрифта, который хотите выучить.

Новичкам будет легче справиться с перьевой или роллерной ручкой, которую можно заправлять готовыми чернильными картриджами разных цветов. Некоторые мастера советуют также остроконечное металлическое перо и простой прямой держатель , выполненный из металла или дерева. Скошенный держатель - для более опытных учеников. Он позволяет менять угол наклона пера и экспериментировать, - например, с латинским алфавитом.

Существует также ширококонечное перо, удобное для шрифтов италик и готик. Работать с ним не так просто, но интересно. Оно менее гибкое при нажатии, чем остроконечные перья. Его часто выбирают левши. Толщина пера указывается на упаковке в миллиметрах.

После первых уроков можно приобрести набор перьев разной гибкости с держателем, чтобы индивидуально подбирать толщину линий.

В китайской и японской традиционной каллиграфии для прорисовки иероглифов используют не перья, а кисти. Как правило, ворсинки на кистях сделаны из синтетических материалов, поэтому они хорошо держатся вместе. Кисти подходят для так называемых «квадратных» шрифтов.

Опытные каллиграфы умудряются писать не только цветными чернилами, но и гуашью, акварелью и акриловыми красками - выглядит необычно , но кто сказал, что в каллиграфии нельзя фантазировать?

С чего начать?

Уделите внимание организации рабочего пространства. Пусть на столе будет много свободного места и мало лишних предметов. Рука должна лежать удобно и держать перо под углом 45 градусов. Чернильницу поставьте справа от руки (если вы левша, то слева), чтобы нечаянно не перевернуть ее. Многие мастера каллиграфии советуют писать на наклонной поверхности наподобие мольберта или старой школьной парты.

Перед первым использованием нового пера следует снять с него масляное покрытие, иначе оно не будет гладко скользить по бумаге. Используйте для этого спирт или специальный раствор для очистки перьев.

После того, как вы закончили работу, обычные чернила смойте слегка мыльной водой и просушите перо. Водостойкую тушь, акриловые или индийские (пигментные) чернила нужно снимать специальным раствором.

Помните уроки письма в 1-м классе? Вот и сейчас, прежде всего, придется научиться рисовать прямые и кривые. У каллиграфических кривых есть особенность: линия, которую ведут вверх, должна быть тонкой, а опускающаяся вниз - наоборот, толстой. Меняйте силу нажима пера, но не давите слишком сильно, и линии будут правильными.

Когда элементы букв освоены, пора переходить к буквам, и лишь потом - к отдельным словам. Разучите начертание каждой буквы выбранного вами шрифта. В этом поможет тетрадка с каллиграфическими упражнениями или листы-шаблоны. Те части букв, которые находятся ниже строки, должны быть параллельны друг другу.

Прежде всего, советуем посмотреть уроки владельца лондонской каллиграфической студии Пола Антонио, которые помогут сделать первые шаги в каллиграфии. Клиенты мастера - ювелирный дом Tiffany, Ralph Lauren и Louis Vuitton. Вот несколько основных роликов начального уровня: Первые штрихи, Как выбрать кисть для каллиграфии, Подбор инструментов и советы по их применению. У каллиграфа есть свой канал на YouTube, где собрано много обучающих материалов.

Еще три полезных урока для новичков: Урок 1. Как правильно держать перо и рисовать прямые. Урок 2. Рисуем кривые и первые буквы. Урок 3. Буквы для начинающих.

Многие люди жалуются на свой почерк, мол, он некрасивый, корявый и все в таком духе. И они даже не догадываются, что можно запросто научиться писать красиво. Да что там говорить, вообще-то, есть целая наука по письму, и название ей - каллиграфия. Это даже не наука, а, скорее, которому может обучиться каждый. Именно сейчас мы поговорим о том, что собой представляет каллиграфия и как можно начать ей обучаться.

Как уже говорилось выше, каллиграфия — это искусство и, главное, ее предназначение — это четкое письмо. Первое упоминание о каллиграфии было замечено еще в шестнадцатом веке в Европе. Данным термином обозначали то письмо, которое выделялось своей красотой и четкостью форм букв. Однако лишь в шестнадцатом веке дали определение данному письму, а истоки были обнаружены задолго до этого. По сути, это искусство зародилось в тот час, когда люди начали использовать символы для передачи информации, и именно с того времени оно начало развиваться.

Например, в Древнем Египте, еще четыре тысячи лет до нашей эры, египтяне использовали иероглифы, и это тоже подходит под определение каллиграфии. Данный вытеснили греки (три века до нашей эры). И примерно с этого момента во всех уголках мира были замечены письмена с различной техникой.

В одиннадцатом веке в Италии уже писали красивыми, тонкими символами, вырисовывая каждую букву. В это время в моду вошел так называемый готический стиль, который и в настоящее время остается популярным.

Итак, что такое каллиграфия и как она зародилась, мы уже узнали, теперь перейдем к обучающей части и затронем такой раздел, как каллиграфия для начинающих.

Поддельная каллиграфия

Поддельная каллиграфия — это то же самое, что и обычная, отличие заключается лишь в том, что для поддельной не нужна перьевая ручка. Для новичков в этом деле это то, что надо. Сейчас мы разберем, как писать красиво, да так, чтобы не было понятно, подделка это или нет. Тем более для данного вида письма не важна поверхность. Конечно, все аспекты будут затронуты, но позже. Как-никак, сейчас у нас каллиграфия для начинающих. А значит, стоит обратиться к азам.

Итак, урок каллиграфии мы начнем с простой фразы, написанной курсивом. Она может быть абсолютно любой, сейчас главное - понять саму технику. Для простоты можете взять символы, которые изображены на картинке снизу с текстом слева. Важно, чтобы все буквы были соединенными между собой.

Как только вы написали ручкой буквы, вам необходимо сделать их утолщение. В этот раз также можете обратиться к картинке с текстом по центру. В принципе, техника простая, утолщение делается только лишь на вертикальных линиях, на переходах в горизонталь линии сливаются.

Как только вы закончили рисовать утолщения, переходите к закрашиванию пространства внутри.

Теперь вы знаете, что такое поддельная каллиграфия. Через пару попыток вы научитесь быстро писать данным методом и поймете сами основы каллиграфии. Ну, а мы тем временем перейдем к инструментам, необходимым для каллиграфии с перьевой ручкой.

Инструменты

Урок каллиграфии не может обойтись без упоминания основных принадлежностей для нее.

Начнем с держателей. Для новичков лучшим вариантом будет корковый или же пластиковый держатель. Как минимум это рентабельней.

Переходим к перьям. Их существует невообразимое количество, и каждое из них хорошо в тех или иных аспектах. Но чтобы не утруждать вас излишеством непонятных фраз, необходимо сказать лишь одно, что для начинающих лучшим выбором будет один из трех вариантов пера:

  • Brause Extra Fine 66.

Какой именно выбрать, решать только вам, но на данном этапе их разница будет незаметна.

Сейчас поговорим о том, как правильно вставлять перо в держатель. В первую очередь вам необходимо сделать клин. Он располагается между металлическим ободком и лепестками. Кстати, перо крепится не по центру, а всегда со стороны, как показано на фото.

Итак, держатель и перо собраны, теперь поговорим о том, на чем мы будем писать, то есть о бумаге. Дело в том, что любая нам не подойдет. Если у вас есть возможность посетить тематический магазин, то там вам быстро подберут необходимую бумагу, ну, а если нет, то выберите материал для набросков или же такой, чтобы не сильно впитывал чернила. В противном случае будет появляться паутинка.

На чернилах останавливаться долго не будем, необходимо упомянуть лишь, что лучше покупать Speedball или Sumi. А также не забудьте набрать воду в стакан. Ручку окунать туда вы будете очень часто.

Техника письма

Кстати, перед тем как переходить к правильности написания каллиграфического шрифта, необходимо разъяснить, что русская каллиграфия ничем не отличается от какой-нибудь другой, и правила работают для всех одинаково.

Изначально стоит поговорить о том, как правильно держать перьевую ручку. Конечно, для начала можно использовать технику, как и с шариковой, но все же стоит делать так, как показано на фото. Важно лишь держать ее крепко. Мизинец с безымянным — это опора на поверхность. Средний палец просто поддерживает ручку, а большой и указательный ее держат.

Как только вы попрактиковались, можно приступать к написанию. Макните перо в чернила до тех пор, пока оно не достигнет середины скважины. Теперь приступайте.

Еще стоит упомянуть, что шариковая и отличаются. В то время как с обычной ручкой надо вести себя грубо и давить на нее, с перьевой нужно обращаться нежно, в противном случае при излишнем давлении будут брызги.

Пару секретов

Каллиграфии прописи — это, конечно, нелегкое занятие, но у новичков, бывает, дело доходит до абсурда. Сейчас мы поговорим о различных его проявлениях и предостережем вас от неудач.

Представьте, вы собрали ручку, научились ее правильно держать, макнули в чернила и уже готовы начать творить, но как только вы пытаетесь что-то написать, чернило наотрез отказывается переходить на бумагу. Неудобная ситуация, да уж. Но есть выход. Всего-навсего необходимо кончиком пера коснуться воды, тогда чернила с удовольствием начнут писать.

Бывает и такое, что чернила забиваются в пере. Чаще всего это происходит из-за того, что они старые. Чтобы избежать данной проблемы, необходимо перо поместить в воду и как следует поболтать. После этого возьмите мягкую тряпочку и как следует протрите его.

Еще стоит упомянуть, что всегда можно найти примеры различных каллиграфических шрифтов и уже самостоятельно пытаться повторять их. Тем самым у вас будет совершенствоваться каллиграфия. Прописи (пример) представлены на фото ниже.

Вывод

Ну, вот вроде бы и все. Для начинающих этой информации хватит с головой. Каллиграфия — это непростое дело, и чтобы ему обучиться, необходима практика. А так как тема статьи подразумевает информацию для начинающих, то рассказывать что-то более сложное нет смысла.

И знайте: если у вас что-то не будет получаться — не отчаивайтесь. С первого раза никто ничего не добивается. Со временем вы обучитесь всем премудростям и сможете похвастаться своим красивым письмом перед друзьями.

Инструкция

В первую очередь нужно научиться сидеть при письме. Поначалу это будет непросто, но потом правильное положение тела при письме войдет в привычку. Итак, сядьте прямо, держите плечи и туловище ровно, слегка наклоните голову вперед, спиной опирайтесь на спинку стула. Не наклоняйте туловище вперед и не опирайтесь грудью на стол! Не кладите одну ногу на другую, лучше согните обе ноги в коленях под прямым углом, проследите за тем, чтобы стопы касались пола. Руки положите на стол, опираясь на них. Локти при этом должны находиться за краем .

После того, как вы научитесь правильно сидеть, научитесь также держать ручку. Удивительно, но далеко не все взрослые правильно держат ручку при письме. Кого-то научили еще в детстве, а кто-то со временем переучился сам. В любом случае, нужно немного попрактиковаться. Ручку следует положить на левую сторону среднего пальца, указательным пальцем придерживая ее сверху, а большим – снизу. При этом расстояние от указательного пальца до кончика ручки должно составлять около 1,5-2,5 см. Пальцы не должны быть ни слишком расслаблены, ни слишком напряжены. При письме рука должна не висеть в воздухе, а опираться на мизинец.

Научившись правильно сидеть и держать ручку, возьмите несколько прописей и попрактикуйтесь. Не стоит сразу пытаться писать целые и , сначала научитесь рисовать ровные и красивые линии, писать отдельные и связки и только потом – слова. Не старайтесь сразу писать , скорость письма придет со временем.

После того, как вы научитесь писать почерком, медленно и аккуратно выводя буквы, начните постепенно увеличивать скорость письма. Пишите , тренируйтесь хотя бы по 10-20 минут каждый день, и тогда вы непременно добьетесь отличных результатов.

Видео по теме

Источники:

  • Развиваем руки для письма

Человек, владеющий одинаково хорошо обеими руками, называется амбидекстр. Считается, что у таких людей равномернее развиты оба полушария: логическое левое, отвечающее за правую сторону тела, и интуитивное правое, отвечающее за работу левой половины. Амбидекстры могут одинаково легко справляться как с логическими и техническими задачами, так и с творческими. Развить правое полушарие помогает, в первую очередь, навык письма левой , то есть, пассивной рукой .

Вам понадобится

  • Прописи.

Инструкция

Еще один совет заключается в том, чтобы вы как можно больше практиковались и перед тем как начать любой новый текст, составляли план. Всегда составляйте план будущей публикации – это позволит структурировать мысли и идеи, распределить их, отсортировать, определить, что именно вы скажете в начале статьи, а что – в конце. Ваш текст должен описывать место действия, причины этого действия, само действие и наконец, его или выводы, сделанные вами.

Научитесь грамотно и логично выстраивать свои тексты – только тогда они будут красивыми и интересными. Не отклоняйтесь от основной темы, о которой пишете, а также не переусердствуйте со сложными терминами и длинными предложениями. Пишите лаконично и старайтесь говорить только о главном, обходя второстепенные и неважные моменты.

Стремитесь добиться максимальной содержательности и завершенности при небольшом объеме готовой статьи – читатели предпочитают краткость и не любят тратить много времени на чтение тех или иных текстов.

Следите за чистотой языка. Не используйте в текстах просторечной и бранной лексики, пишите стилистически правильно, соблюдайте грамматики и орфографии. Удерживайте в тексте отстраненную авторскую позицию, но при этом не выделяйте собственное мнение как единственную истину, не пытайтесь поучать или осуждать читателей, а также избегайте грубостей. Текст должен быть красивым, вежливым и простым, привлекающим внимание любого человека.

Избегайте чрезмерного повторения междометий и местоимения «Я», а также тавтологии. Чтобы в тексте не было повторяющихся слов (тавтологии), ищите синонимы и стройте предложения без повторений. И наконец, для того чтобы было эффективным, регулярно практикуйтесь – заведите блог и постоянно публикуйте в нем новые заметки, общаясь с читателями и наблюдая за их реакцией на ваши тексты.

Связанная статья

Источники:

  • как красиво и быстро писать

Одна из задач начальной школы - научить детей каллиграфически, однако даже далеко не все взрослые владеют этим навыком. Научиться писать каллиграфически можно самостоятельно, используя определенные правила.

Инструкция

Для начала примите правильное положение тела. Для этого сядьте на стуле прямо, голову чуть наклоните вперед. Если вы правша, то положите левую руку на стол и перенесите на нее часть веса тела, одновременно придерживайте этой рукой бумагу. Если вы , то точку опоры перенесите на правую руку. Та рука, которой вы пишите, должна едва касаться поверхности стола.

Возьмите инструмент для письма – ручку или перо, - в рабочую руку. Большим пальцем прижмите ручку к ногтевой фаланге среднего пальца. Указательный слегка согните и придерживайте ручку сверху. Держать пишущий инструмент в руке нужно без напряжения.

Похожие публикации