Эстонский национальный костюм. Национальный костюм эстонии

Этот снимок сделан прошлым летом во время заключительных концертов V Праздника песни и танца школьников Эстонии. Праздник удался на славу - достаточно сказать, что из разных районов республики в Таллин съехалось более 25 тысяч мальчишек и девчонок - 940 коллективов! Были и гости из братских республик. А как радушно встречала ребят столица Советской Эстонии - тысячи таллинцев присутствовали на концертах!

Все участники праздника были одеты в национальные костюмы тех мест, откуда они приехали. Что-то вынули бабушки из сундуков, а что-то ребята сделали сами. Недавно в издательстве «Ээсти раамат» вышел трехтомник «Эстонская народная одежда» - научное исследование, альбом с прекрасными иллюстрациями, практическое пособие для мастеров. Сегодня на наших страницах выступают авторы этого уникального издания: ученый-этнограф из Тарту Айно ВООЛМАА написала статью, а таллинский художник Мелание КААРМА проиллюстрировала ее.

Национальный костюм формируется веками. В нем всегда отражается главное в жизни народа: особенности быта и своеобразие мировосприятия, многовековые обычаи и художественный вкус. Традиционная одежда рассказывает о том, из каких этнических групп складывался народ, кто были его соседи. А изменения в костюме, за которыми стоят важные исторические процессы? Словом, перед нами своего рода памятник истории и культуры - и ценнейший.

Давайте прежде всего полюбуемся костюмами, воспроизведенными на иллюстрациях. Обратите, например, внимание, как сам покрой одежды выявляет внутреннюю грацию фигуры - мужской и женской. Причем не всякого человека, а именно эстонского крестьянина, основательного и сдержанного, крепко стоящего на земле. Декоративных элементов, особенно в женском костюме, немало: вышивка и узорное ткачество, вязанье и кружево, художественная кожа и металл. Все это очень красиво и в отдельности. Но главное все же в том, что каждая деталь органично живет в ансамбле костюма. Да, великий художник создавал его, веками соразмеряя и гармонизируя формы и техники, краски и узоры. Художник этот - народ.


Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

В народной одежде эстонцев четко выделяются несколько типов, которые соответствуют этническим группам, сложившимся очень давно. Главные - южная, северная, западная и островная.

Традиционный костюм жителей Южной Эстонии сохранил немало древних черт. Особенно много их в одежде мульков - одной из местных диалектных групп. Рассмотрите рисунок, изображающий крестьян из района Халлисте. К глубокой старине восходят льняные рубахи туникообразного покроя, то есть без швов на плечах, «мешком», которые носили также литовцы и латыши. Особенно архаична женская рубаха: вплоть до XX века отверстием для шеи служил простой вертикальный разрез. А вот мужские делали с Т-образным вырезом и низким стоячим воротником.

Как и во всей Эстонии, маленькие девочки ходили здесь летом в одних рубахах и обязательно подпоясанные: считалось, что туго обвитый вокруг талии пояс наделяет силой и предохраняет от болезней. Взрослые девушки надевали одноцветные юбки, которые еще в начале прошлого столетия были нешитыми.

Как реликтовое явление, общее для финно-угорских народов, в одежде мульков удерживались и вышитые набедренники, свисавшие с боков от пояса. Замужние женщины носили еще передник - вместе с традиционным головным убором его торжественно надевали невесте во время свадьбы. Впредь она уже не смела появиться без них. А до замужества? По старинному обычаю, эстонские девушки коротко стригли волосы и повязывали голову тесьмой или носили венок. И еще древний элемент костюма - наплечное покрывало, которое женщина держит в руках.

Мужчины в Южной Эстонии носили длинные штаны из белого холста или сукна; спереди с пояса свисал кожаный карман. Верхняя одежда у мужчин и женщин была одинаковой - длинный распашной кафтан из черного сукна. А короткие мужские куртки и кофты, изображенные на других рисунках, появились лишь после перехода к модной городской одежде. Головной убор мужчины - типичная для эстонских крестьян фетровая шляпа. Зато кожаные постолы, которые по всей Эстонии были рабочей обувью, мульки надевали и в праздники.

Костюм жителей Северной Эстонии в прошлом столетии мало чем отличался в разных районах. Надо сказать, что эта группа оказалась значительно восприимчивее к новым формам одежды. Главная причина - влияние культуры городов, которых тут больше. К тому же в северных деревнях рядом с крестьянами жили немецкие, финские и эстонские свободные ремесленники, а они тоже одевались по-городскому.

В отличие от Южной Эстонии женщины здесь носили рубаху без рукавов и потому поверх нее надевали короткую широкую блузку. Она называлась кяйсед - «рукава». Такую рубаху из двух частей, известную в старинном костюме германцев и славян, носили в Эстонии прибрежные шведы, которые обитали здесь с XIII века. От них и заимствовали ее североэстонские женщины.

Отметим, что через одежду, выдававшуюся прислуге барских имений - хуторов и мыз - в счет заработка, тоже входили в крестьянский костюм новые веяния. Именно так уже в XVIII столетии появилась в Северной Эстонии пышная продольно-полосатая юбка. Отсюда она перекочевала в южные районы и на острова, но в каждой местности приобретала несколько иную расцветку.

Модным новшеством был и мужской костюм: штаны по колено, куртка, жилет и шейный платок. Такая одежда, характерная также для крестьян Скандинавских стран, распространилась отсюда на юг. Интересно, что поначалу короткие штаны шили из козьих шкур замшевой выделки - еще сто лет назад это считалось признаком зажиточности. Но большинство уже тогда носило матерчатые штаны и куртки, выкрашенные по европейской моде в синий цвет. Той же самой краской индиго красили и длинные кафтаны.

Одежда Западной Эстонии имела немало общего с костюмом жителей южных и северных районов, но в целом отличалась от них. Скажем, рубахи тут женщины носили с длинными рукавами, а юбки - продольно-полосатые, с преобладанием красного цвета. Верхняя одежда и наряды мужчин северной части региона покроем и цветом походили на североэстонские, в южных же районах сохраняли цвет натуральной овечьей шерсти. Взгляните на иллюстрацию, где изображены жители Тыстамаа - это на юге, неподалеку от Пярну. Как видите, в здешний мужской костюм входили уже знакомые нам короткие штаны, жилет и шейный платок. Но вот куртки мужчин, как и женские кофты, не отличались покроем и отделкой от верхней части длинных распашных кафтанов.

Наконец, острова: Сааремаа, Муху и Хийумаа. В костюме их населения немало своеобразного, причем свои особенности на каждом острове, а на большом Сааремаа - ив каждом районе. Весьма разнообразны, например, головные уборы женщин. Но самая характерная черта их нарядов - плиссированные юбки, складки которых в старину заглаживали- горячими хлебами или камнями. Такие же юбки носили и шведки на островах, расположенных неподалеку. Рубахи на более южных Сааремаа и Муху были с рукавами, на Хийумаа, как и в Северной Эстонии, в женский костюм входила блузка-кяйсед.

Интересно, что некоторые модные элементы одежды прижились на островах раньше, чем на материке: лифы и кофты у женщин, куртки и жилеты у мужчин, шейные платки. Уже в XVII веке здесь башмаки были и рабочей обувью. Однако в целом традиционный крестьянский костюм сохранился на островах гораздо дольше - до начала нашего столетия, на Муху даже до недавних дней. На остальной территории Эстонии в конце XIX века он уже уступил место одежде городского типа. Дело в том, что капитализм пришел на острова значительно позже, а ведь именно с его приходом разрушался всюду привычный уклад жизни земледельца и вместе с ним - древние художественные традиции народа.

Важную роль в эстонской народной одежде, особенно женской, исстари играли ювелирные изделия и орнамент - вышитый, тканый, вязаный, кружевной... И то и другое наши предки не воспринимали просто как украшение костюма - древние поверья приписывали им силу талисманов, отвращающих всевозможные беды.

Взгляните еще раз на иллюстрации: почти у каждой женщины самые разные ювелирные украшения. Чаще всего это белые или цветные бусы из стекла - их надевали на шею девочке, как только у нее прорезался первый зубок. В праздники женщины позажиточнее доставали из сундуков бусы из серебра. Очень часто носили также серебряные цепочки с подвесками из монет, окруженных ажурным ободком вроде солнечных лучей - «спицами». Порой такие ожерелья закрывали всю грудь.

Распространенным нагрудным украшением, а заодно и застежкой были в прошлом веке круглые - конические или плоские - пряжки из серебра или другого металла. С гладким краем назывались сыльг, с зубчатым - преэс. Последние нередко декорировались так называемыми «глазками» - гранеными красными стеклышками. Но самое парадное украшение - конические сыльг, достигавшие, как видно по рисункам, довольно внушительных размеров.

Наконец, орнамент. С давних пор он был в основном геометрическим и состоял из различных комбинаций простейших фигур: треугольников, квадратов, ромбов, розеток. Но, как и всегда в народном искусстве, многовековая традиция и неиссякаемая изобретательность мастеров превращали эти нехитрые мотивы в узоры необыкновенной красоты, буквально преображавшие даже повседневную одежду! У мульков бытовал и растительный орнамент, вероятно, средневекового происхождения. Им вышивали некоторые традиционные части костюма, например, набедренники.

В конце XVIII - начале XIX века прежде всего в Северной Эстонии распространился иной растительный узор - модных стилей барокко и рококо. С помощью городских и мызных вышивальщиц, которые тогда начали украшать им нижний край блузок-кяйсед и головные уборы, такой орнамент вскоре стал характерной чертой североэстонской народной одежды. Все же, когда за рукоделие брались сами крестьянки, они обычно упрощали и геометризовали пышные цветочные мотивы.

Так выглядел традиционный эстонский костюм. В наше время встретишь его нечасто. Однако интерес к народной одежде у нас в республике, да и повсюду, отнюдь не угас. Народную одежду исследуют ученые, зарисовывают художники, копируют модельеры. В музеях ею любуются тысячи людей. Перед вами только рисунки. Но все равно - разве не красиво?

Почта Эстонии начиная с 1994 года выпускает серию открыток, марок и конвертов с рисунками художницы Мари Каарма (Mari Kaarma), на которых она запечатлела огромное разнообразие эстонского народного костюма.
В 1999 году появились открытки, марки и конверты, посвящённые народным костюмам Сетумаа.


Сету (также сето, псковская чудь) - малочисленный финно-угорский народ, является этническим и лингвистическим меньшинством, проживающим на юго-востоке Эстонии и северо-западе России. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа.
С эстонцами сето объединяет схожесть языка, а с русскими - вера, т.к. в отличие от лютеран-эстонцев, они являются православными. В течение нескольких веков, приняв обряды православия, и соблюдая их, сету не имели перевода Библии. Русские, проживавшие рядом, никогда не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами», часто это наименование выступает в качестве этнонима.
Коренная культура сету развивалась под воздействием восточных и западных культур, на пороге двух миров. Народный костюм сету имеет немало схожих элементов с русским народным костюмом и костюмом, характерным для финно-угорских народов. Особенно сильным было влияние русской народной культуры на костюм народности сето, проявившись в целостном комплекте одежды. В первой половине XIX века женщины-сето, подобно русским, носили рубахи с очень длинными, узкими рукавами. Частью праздничного женского костюма были белые шерстяные глухие платья, похожие на русские сарафаны, сохранившие древнее эстонское название - рюй (наряд, одежда). Кафтан был с ложными рукавами, которые заправлялись за пояс и висели на спине. То, что народность сето принадлежит к южным эстонцам, подтверждают женские головные уборы, украшения, древние набедренные передники, геометрический орнамент.
От племён восточных славян эстонцы переняли технику изготовления ткани (соответствующие заимствования вяртен - веретено, пасмас - пасма, пийрд - бёрдо и т.д.), а позже и термины скорнячного дела, необходимые при обработке овечьих шкур. Не говоря уже об откровенно русских чертах, присутствующих в костюме народности сето. С восточными славянами их роднят общие головные повязки со свисающими на спину концами, а также покрой мужских штанов. Под влиянием русской народной культуры на востоке и юге Эстонии распостранилась вышивка красной хлопчатобумажной ниткой и орнамент, вытканый на ткацком станке.

Сетуский женский костюм непременно включал в себя белые льняные рубахи - праздничная украшалась красной тканой вышивкой на рукавах у плеч и манжетах; сарафан - глухой косоклинный, с красной каймой, по низу черная бахрома. Сарафаны - в основном шерстяные, имели различные названия: китасник, рют, сукман. На сарафан одевали широкий пояс - ву. Обязательно носили передники: без кармана, длиннее и шире русских, они заходили назад - на 3/4. Праздничный передник - белый вышитый.
В качестве головного убора женщины в рабочие дни носили платок - кулдред. В праздник надевали линик - белый
полотенцеобразный головной убор, с тканным узором на концах или неукрашенный. Длинный до пят, его продевали под пояс. Сверху на линик повязывали красные тканные ленты - пяву, длиной до пояса. На ленту пришивали бусины - хелме. Волосы заплеталась в две косы особым способом "как рога", в них вплетали льняную кудель.
Верхняя одежда - ряпик - белый приталенный кафтан с двумя группами складок (по 4) сзади, закрывал сарафан, он застегивался на 1 пуговицу, спереди косоворот обшит красным. Ряпик был летний (тоньше) и зимний.
Обувь: поршни - паства, лапти из пакли или льна - цува.
Обязательны серебряные украшения: нагрудная чаша - сыльг и разновидности цепочек: чапошка, хелме, туникелакет, рублекут, пуртукалакерт.



Красота одеяний сету была общепризнанной среди эстонок и русских, сетуские девушки сравнивались со стаей белых лебедей. О возможной смене народного костюма сами сетукезки говорили так: «Да разве это возможно? Ведь она красива; наши матери также одевались, святая Дева Мария носила такую же одежду, и было бы грешно заменять ее другой».

Есть пословица «Женщину сету слышно, пока не скроется с глаз». Женщин сету отличало и обилие металлических, преимущественно серебряных, украшений: сетукезки любили носить кольца (считалось, что подаренное невестой колечко принесет удачу), серёжки, браслеты, ожерелья и цепи. Итак, наряд отличался красотой, «видимым богатством» и вполне ощутимой тяжестью.

Этническим символом сету и воплощением женской магии является сыльг - женское нагрудное украшение в виде крупной серебряной фибулы, или броши, выпуклой формы, вес её в среднем 2,5 кг, диаметр 25 см.

В культуре сету сыльг имеет сакральное значение, в обрядах используется для повышения способности к деторождению, защиты матери и ребенка от дурного глаза и болезней, для лечения самой женщины, членов ее семьи и домашних животных, для сохранения красоты и даже возвращения мужа домой. Сыльг имели право носить только замужние женщины детородного возраста, не имеющие внуков. Сейчас на фестивалях это ценное украшение выступает больше как знак принадлежности к сето.


Информация и изображения найдены на эстонских сайтах.

Эстонский народный костюм

Общее представление об одежде эстонцев XI -XIII вв. дают археологические находки. Женская одежда, по-видимому, состояла из шерстяной или холщовой туникообразного покроя рубахи, глухого сарафана или несшитой поясной одежды, набедренника и наплечного тканого покрывала. Замужние женщины носили, кроме того, передник и полотенчатый головной убор. Все эти элементы были общими и для других народов Прибалтики, полотенчатый головной убор бытовал также у соседних славян. Принадлежностью древнеэстонского костюма, характерной для других финно-угров, был, видимо, набедренник. Одежду украшали тканые узоры и характерные для прибалтийских и некоторых финно-угорских народов бронзовые спиральные пронизки, а также нашитые оловянные бляшки. Рубаху и верхнюю одежду скрепляли подковообразными пряжками. Праздничный наряд дополняли металлические браслеты, шейные гривны и нагрудные украшения из цепочек и подвесок, которые по своему типу напоминают соответствующие украшения ливов, латышей и литовцев. Мужскую одежду мы знаем хуже, чем женскую. Надо полагать, что мужчины носили рубаху, штаны и кафтан, в праздники (судя по ряду могильных находок) некоторые металлические украшения. Местные особенности в украшениях XI-XIII вв. позволяют думать, что локальные различия в одежде XIX в. имеют весьма глубокие корни.

Вплоть до XVI в. эстонская одежда сохраняла в общем свой прежний вид. Изменились только некоторые детали, главным образом украшения: нашивки из бронзовых пронизок сменились орнаментом из бусинок или бисера, исчезли бронзовые нагрудные цепочки, появились ожерелья из раковин каури, наряду с подковообразными пряжками стали носить круглые, позже конусообразные.

Более существенные изменения эстонский народный костюм претерпевает в XVII-XVI}

Похожие публикации