Детский сад. Обязанности воспитателя детского сада должностные

Роль воспитателя в жизни ребенка и общества

«Любить детей -- это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их -- это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»

Горький М

На мой взгляд, воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Познакомившись с трудами многих русских и советских педагогов, я пришла к выводу, что наиболее полно и исчерпывающе роль воспитателя в жизни ребенка и общества раскрывает педагог - философ Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).

В книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель изложил основные положения свободного воспитания детей дошкольного возраста.

По мнению К.Н. Вентцеля, ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы - и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, или компенсация, означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно форму будет стремиться принять воспитывающее общение в идеальном детском саду. В традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что последний под его влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.

К.Н. Вентцель считает, что воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это учреждение представлялось ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Также, К. Н. Вентцель считает, что детский сад должен быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни.


Контрольная работа по дошкольной педагогике на тему:

«Воспитатель дошкольного учреждения - специалист по дошкольному воспитанию»
Санкт - Петербург
2009 год.
План работы

1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества.
2. Мама или детский сад.
3. Функции воспитателя дошкольного учреждения.
4. Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ведущими нормативными документами.
5. Требования к личности воспитателя.
6. Воспитатель XXI века. Каким ему быть?
Список литературы.
1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества

«Любить детей -- это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их -- это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»
Горький М
На мой взгляд, воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Познакомившись с трудами многих русских и советских педагогов, я пришла к выводу, что наиболее полно и исчерпывающе роль воспитателя в жизни ребенка и общества раскрывает педагог - философ Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).
В книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель изложил основные положения свободного воспитания детей дошкольного возраста.
По мнению К.Н. Вентцеля, ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы - и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, или компенсация, означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно форму будет стремиться принять воспитывающее общение в идеальном детском саду. В традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что последний под его влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.
К.Н. Вентцель считает, что воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это учреждение представлялось ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Также, К. Н. Вентцель считает, что детский сад должен быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни. Однако в процессе свободного воспитания воспитатели детского сада, по мнению К. Н. Вентцеля, должны считаться с возрастом детей, которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений, быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки какой - нибудь программы, какого - нибудь расписания значило бы просто вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.
Самое главное место, по мнению ученого, здесь должно отводиться играм детей. Игры должны быть свободными, причем в отношении них должен проводиться тот метод освобождения творческих сил, который будет проводиться там по отношению ко всем другим занятиям ребенка. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел эту последнюю. Этим самым и объясняется прогресс детских игр, из поколения в поколение передающихся и воспроизводящихся. А между тем, отмечает ученый, игра - это поприще свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни - могла бы являться одною из наилучших форм упражнения творческих способностей ребенка. И она для современных воспитателей остается почти не утилизированной в этом отношении. Они стараются как можно больше направлять игры детей и руководить ими и очень мало дают им самим свободно играть, очень мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.
Между тем, деятельность воспитателей детского сада ученый видит в запечатлении характера творчества в самой высшей степени как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, придерживаясь метода освобождения в ребенке творческих сил, метода пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, метода приведения ребенка в состояние наибольшей активности, а не состояние наибольшей пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев при традиционных методах преподавания. Поэтому воспитателям не следует спешить отвечать на вопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенка гораздо большее значение имеет помочь самому, собственными усилиями добиться ответа на возникший вопрос, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.
Определяющим моментом в этой связи будет являться выявление потребностей и интересов ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда им удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Воспитатель должен помнить, что ребенку следует предлагать те знания, которые ему нужны в данный момент, а не те, которые ему понадобятся в будущем, а в данный момент не нужны. Таким образом, знания, приобретаемые детьми в детском саду, не будут оторваны от жизни вообще и в частности от жизни детей, от настоящей действительности, непосредственно ими переживаемой жизни, с ее хотя бы и повседневными, но глубоко их захватывающими интересами. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети.Также большую роль в развитии ребенка будут играть занятия искусством, причем они должны быть тесно связаны с жизнью, с его свободными, душевными переживаниями, с теми образами, которые естественно и самопроизвольно в нем рождаются. При этом воспитатели не должны указывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при постоянной практике, и при накоплении все большего запаса опыта и наблюдений. Таким образом, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности, он постепенно придет к более совершенному исполнению своих художественных произведений.
Таким образом - через науку, философию, искусство, религию - интеграцию знаний, объединение естественных и гуманитарных наук при изучении человека, человечества, природы и Космоса - происходит становление космического сознания ребенка.
Овладевая научными знаниями о Мире, растущий человек, по К.Н. Вентцелю, «будет все больше осознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством, природой, Космосом». В результате к нему придет «понимание необходимости заботы об окружающей среде». Образование, как считал педагог-философ, может развивать космическое чувство - чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу, бережное отношении к ним.
2. Мама или детский сад

Вспомним фразу Л.Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние. От зародыша до новорождённого пучина».
Обязательно ли вести ребенка в детский сад, когда есть возможность оставить его дома? Сейчас многие родители решают этот вопрос в пользу домашнего воспитания. К сожалению, не всегда такой выбор оказывается правильным и дает ребенку возможность гармоничного развития и качественной подготовки к школе. Чем руководствуются родители, когда решают не водить малыша в детский сад? Как правило, их беспокоят непривычные условия обитания и питания, но самое сильное волнение вызывает предполагаемая сложная адаптация ребенка в новом коллективе. Правильно ли лишать дошкольника опыта общения с незнакомыми людьми? Ведь рано или поздно ему все равно придется выбираться «из-под крылышка» близких, и именно от них зависит, будет ли ребенок готов к этому шагу.
Давайте рассмотрим, в чем конкретно состоит преимущество посещения малышом детского сада в противовес домашнему воспитанию.
Во-первых, детский сад обеспечивает ребенку следование режиму, который приучает к разделению работы и отдыха. Далеко не всегда дома удается организовать время малыша с учетом этого немаловажного аспекта.
Во-вторых, общение в коллективе, поиск контакта с незнакомыми сверстниками и взрослыми - все это залог наилучшей адаптации ребенка в школе. Групповые занятия дают возможность проследить за малышом в соревновательной ситуации и подкорректировать при необходимости реакции ребенка. Воспитание на дому не дает дошкольнику этой значимой составляющей гармоничного развития, а родителей лишает шанса увидеть и вовремя устранить существующие проблемы. В-третьих, детский сад дает ребенку возможность всестороннего развития: физкультура, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, иностранный язык.
Также на занятиях в детском саду закладываются основы знаний об окружающем мире (мир растений, животных, человека, времена года); развивается пространственная ориентация (умение называть, где находится предмет), память и логическое мышление (умение находить сходство-различие, обобщать, выявлять лишний предмет из предложенных, раскладывать картинки, объединенные сюжетом, в верной последовательности). Не менее важны подготовка руки к письму (копирование простого рисунка, фразы), обучение элементарным математическим навыкам (порядковый счет до десяти, прямой и обратный счет, умение решать простые задачи), развитие речи (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, способность составлять рассказы по картинкам).
В-четвертых, в саду ребенок овладевает навыками самостоятельной работы и выполнения заданий по словесной инструкции. На занятиях осуществляется тренировка произвольного внимания, позволяющего сосредоточенно работать над материалом. Если вы решили воспитывать и обучать малыша дома, еще раз задумайтесь, сможете ли должным образом реализовать все аспекты подготовки ребенка к школьной жизни.
Посещение детского сада поможет ребенку подготовиться к учебе в школе:
- следовать режиму, разделяющему работу и отдых,
- общаться в коллективе и находить контакт с людьми,
- всесторонне развиваться,
- овладеть навыками самостоятельной работы,
- укрепить здоровье и характер.
3. Фу нкции воспитателя детского сада

Воспитатель дошкольных учреждений учит ребёнка азам самостоятельности, правилам поведения в обществе, готовит ребенка к поступлению в школу (т. е. учит их читать и считать).
Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений начала развиваться примерно в этот же период.
В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Эта профессия была очень популярна в нашей стране в XIX - начале XX в. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной.
Гувернёров приглашают к детям старше трёх лет. Домашнее воспитание - нелёгкий труд. Задача гувернёра не просто организовать досуг ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучать своего подопечного. Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическое образование и опыт преподавания какого-либо предмета (репетиторство), а также желание и готовность работать с детьми. Домашнему воспитателю необходимо и наличие медицинской книжки.
Домашними воспитателями чаще становятся женщины. Сейчас появилась новая профессия для настоящих мужчин - гувернёр-телохранитель. Претендующий на эту работу помимо высшего образования и знания иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметь вредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и умение вождения автотранспорта.
Постоянное общение с ребенком - важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий - еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения - входят в основную обязанность воспитателя. Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии», пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком, петь, танцевать, правильно говорить, рисовать, дружить и т. д.
Однако самое главное в работе воспитателя детского сада - это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног.
Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача - научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными например: быть отличным спортсменом или хорошим певцом. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.
Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.
Перед воспитателем стоит нелёгкая задача -- будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, - так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.
Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка». Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав козлёнком».
Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.
4. Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ве дущими нормативными документами

В соответствии с законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 работники дошкольных учреждений имеют следующие права:

Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.
3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.
4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учрежден и т.д.................

Полякава Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №35 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Осинники
Наименование материала: статья
Тема: "Роль воспитателя в детском саду в формировании личности ребенка"
Дата публикации: 01.04.2018
Раздел: дошкольное образование

«Роль воспитателя в детском саду в формировании

личности ребенка»

В взаимодействие педагога и детей, собственно, и проходит развитие

личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша,

и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, несомненно,

определяющая.

Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного

учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.

Ошибка воспитателя в работе с детьми может сказаться потом, уже у

взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств

педагога. Зависит также от его умений и знаний. Личность педагога, её

влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая

техника. Всеми современными исследователями отмечается, что именно

чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая

деятельность В группе детского сада воспитатель самый главный человек для

ребёнка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его

красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда

можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе

со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Поскольку

воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на

него ложится огромная ответственность за создания условий для личностного

развития.

С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть

жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если воспитатель имеет только любовь к

делу, он будет хороший воспитатель. Если учитель имеет только любовь к

ребенку, как отец и мать, он будет лучше того педагога, который прочёл все

книги, но не имеет любви ни к делу, ни к воспитанникам». Кроме того,

профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной

щедрости, мудрой любви к детям. Развитие личности - это процесс ее

вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для дошкольников

такой средой является группа, в которой они заняты совместной

деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных

отношений, возникновению общественной направленности личности,

выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей

в этом возрасте деятельности - игры.

При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на те или иные

действия ребенка или события. Искренне радуюсь успеха малыша,

сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и

неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается

маленький человек.

Концепция дошкольного воспитания – это стремление одолеть грамотные

берега детства характерная черта недавнего прошлого. Она неизжитая и

сегодня. Вопреки решительным призывам выдающихся педагогов тех лет

«вернуть детям детство», избавиться от манеры «всех стричь под одну

гребенку», «прекратить муштру», наступление на детство приобретало

необходимый характер.

В общественном сознании сложились стереотипы, подменившие подлинное

понимание детства и заботу о нем.

«Детство – этап подготовки к будущей жизни». Если общество определяет

свое отношение к детству исключительно как к времени «подготовки», то

отрицается самооценность «проживания» эпохи детства ребенком. Между

тем условие непрерывности образовательного процесса, связывающее

дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее

лишь с позиции будущего. Только отношение «к детству как самоценному

времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками,

рождает также долго действующее качества личности, которые дают

возможность шагнуть за пределы детства».

«Взрослый – для того чтобы учить и воспитывать; ребенок – для того, чтобы

учиться слушаться.

Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет

педагогическая оценка. Когда воспитатель поощряет все успехи ребенка в

выполнении правил, дети осваивают их быстрее.

Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.

Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения

потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.

Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие

формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое

развитие. Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и

скорректировать собственную педагогическую деятельность.

Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив

соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно

заметно это стремление у старших дошкольников.

Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он

всего, лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен

помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности.

Необходимо использовать в работе с ошкольниками элементы проблемного

обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые

качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития

познавательных интересов у дошкольников(5 – 7 лет) используют

насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают

овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании

поведенияличности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу

дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные

желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.

Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы

созидательного типа личности, у других зрительного.

Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам

заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать

развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные

пути самовыражения и самоутверждения.

Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее,

активнее проявляет свои интересы, способности ставит перед собой более

высокие цели.

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольникавелико.

Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером

для его воспитанников.

Ребенок – это чистый лист, на котором взрослые могут «записать» все, что угодно. К сожалению не всегда влияние взрослых оказывается благотворным для растущего малыша, и способствует развитию гармоничной личности с высокими моральными принципами. Самое ужасное, если сами родители являются плохим примером для подражания, но даже в том случае, если они люди культурные и относятся серьезно к воспитанию малыша, не стоит забывать о том влиянии, которое оказывают на него встречающиеся ему по жизни учителя.

Роль воспитателя в воспитании детей невозможно переоценить. Уже с детского сада воспитатель – это тот человек, который является проводником малыша в окружающий его мир. Зачастую воспитатель и дети проводят вместе гораздо больше времени, чем дети и родители. От того, найдут ли общий язык воспитатель и дети, во многом зависит, как в дальнейшем малыш будет вести себя. Станет ли он самодостаточной личностью, или, наоборот, всю жизнь будет страдать комплексами. Каждый из нас, наверное, помнит своего воспитателя в детском саду, не смотря на то, что с тех пор прошел ни один десяток лет. Это лишний раз свидетельствует о том, насколько глубоки наши детские впечатления и как сильно они влияют на нашу дальнейшую жизнь.

Если спросить любую маму, какова роль воспитателя, она, безусловно, отметит, что эта роль важна. Не нужно быть специалистом в области психологии, чтобы понять, что от того, какой воспитатель попадется малышу, зависит, насколько хорошо он будет усваивать знания и навыки. Если контакта с воспитателем нет, то ребенок может отказываться от похода в детский сад, или же ходить в него, но не участвовать активно в играх и занятиях, что отразится на его знаниях. К сожалению, сегодня нет возможности свободно выбирать воспитателей для своего малыша, в результате многие дети проходят через неприятный период, который так или иначе в дальнейшем влияет на всю жизнь. Но, в то же время, если родители видят, что воспитатель не нашел подход к малышу, они просто обязаны искать способы исправить ситуацию. Ни в коем случае нельзя оставлять ее без внимания.

Какими качествами должен обладать воспитатель детей дошкольного возраста?

Определяя ребенка в детский сад, большинство родителей стремятся попасть в группу к «хорошему» воспитателю. Для этого они проводят своеобразную «разведку», расспрашивая знакомых и друзей, чтобы сделать правильный выбор. Однако даже самый хороший воспитатель может «не подойти» вашему малышу. И он будет категорически отказываться ходить в сад. При этом воспитатель будет иметь не одно высшее образование в области воспитания, и обладать обширным опытом.

Какое же главное качество должно быть у воспитателя детей дошкольного возраста? Это, прежде всего любовь к детям. Малыши всегда интуитивно чувствуют воспитателя, какие бы слова он не произносил и как бы себя не вел. Звучит, конечно, банально, но если дети глазами воспитателя это всего лишь «воспитуемые», то вряд ли он будет пользоваться их любовью. Если же воспитатель сумеет расположить малышей к себе, то процесс воспитания и обучения пойдет гораздо быстрее и будет намного более эффективным.

В то же время, нужно признать, что далеко не каждый, кто любит детей, может быть хорошим воспитателем. Второе важно качество воспитателя детей дошкольного возраста – требовательность и разумная строгость, а это требует выдержки и последовательности. Дети устроены таким образом, что усваивают те или иные навыки только в результате многократного повторения, поэтому, воспитание, как таковое сводится к постоянному повторению требований и контролю за их выполнением. Хороший воспитатель – тот, кто тысячу и один раз, не срываясь на крики (как это делают родители), повторяет одни и те же требования и подталкивает ребенка к выполнению их. Согласитесь, для этого нужны «железные нервы». При этом дети глазами воспитателя остаются индивидуальными, он умеет увидеть особенности каждого малыша и тем самым получает возможность найти к нему подход.

Если у малыша был хороший воспитатель в детском саду, то в школу он оправляется без боязни, поскольку знает, что взрослые всегда поймут и помогут. А вот если с воспитателем не повезло, то малыш испытывает страх перед школой и это может отразиться на его учебе.

Воспитатель и родители

Если взаимоотношения воспитателя и детей интересуют многих, то вот взаимоотношения родителей и воспитателя часто остаются «за кадром». Однако, нормальные взаимоотношения воспитателя с малышами невозможны, если он не наладил контакт с их родителями. Таким образом, на воспитателя ложится сложная задача выстроить доверительные отношения с родителями.

Опытный педагог сумеет это сделать. Например, он покажет родителям искреннюю заинтересованность их ребенком. Согласитесь, любая мама сразу проникнется уважением к человеку, который интересуется ее малышом. Воспитатель должен выделять время для общения с родителями не только на редких родительских собраниях, но и вне их. В таких беседах можно выяснить, как выглядя дети глазами воспитателя, и сделать соответствующие выводы. Не секрет, что для каждого родителя его ребенок – самый лучший, и мы, родители, склонны не замечать некоторых «особенностей». Для этого и нужен воспитатель, который укажет на те, или иные достоинства или недостатки малыша.

Родители, в свою очередь, должны уважительно относиться к человеку, который является специалистом в области воспитания детей и не навязывать ему модель взаимодействия воспитателя и детей. Кроме того, сегодня появилась еще одна категория родителей, уверенных в том, что любой вопрос можно решить за деньги. О каком воспитании может идти речь, если мама с папой всем своим видом показывают своему ребенку, что с воспитателем можно не считаться только потому, что они заплатили солидную сумму за детский сад. Это ошибочный подход, который ни к чему хорошему не приведет. Если вы хотите, чтобы механизм «воспитатель и дети» работал хорошо, предоставьте возможность воспитателю делать свое дело так, как он считает нужным.

Похожие публикации