Что делать, если ребенок вас «не слышит»? Ребенок плохо слышит.

- Ну почему я всё должна повторять по 10 раз?! Неужели нельзя послушаться сразу?
- Сказала раз, сказала два - он не реагирует. Наорала - сразу пошёл и сделал! Спокойные слова не понимает, только крики. Ну вот как с ним ещё?
- Повторяю, повторяю - а он меня не слышит. Слушает, но не слышит, смотрит сквозь меня, о чём-то своём думает.
- Да всё он слышит, просто не хочет прекратить. Делает всё наоборот, что ни скажи. Совсем от рук отбился!

Не все дети одинаково реагируют на слова. Одному ребёнку достаточно сказать один единственный раз, чтобы он внял просьбе, другой не воспримет и на десятый. «Перестань стучать ложкой по кастрюле, я ни слова не слышу из телевизора! Ты что не слышишь меня? Я говорю, перестань стучать! Так, повторяю в последний раз - прекрати этот ужасный стук! Да что это такое! Ну, ты сам напросился!» Бах! И шлепок по попе. Теперь услышал.

В чём причины такой реакции? Почему он не слышит, а если слышит, то почему не реагирует?

Во-первых, ребёнок действительно может вас не слышать. Когда он поглощён своим делом, да ещё и достаточно шумным, окружающие звуки для него становятся просто фоном. Белый шум, из которого родительская речь не вычленяется.

Во-вторых, может он и слышал, что ему сказали, но ещё не успел среагировать. У некоторых детей переключение между разными видами деятельности отнимает много сил и времени. Они просто физически не способны остановиться сразу. Их нервная система так не умеет. А если родители настаивают и принуждают, то ребёнок может начать раздражаться или обижаться.

В-третьих, если ребёнка по многу раз в день отрывать от интересных ему занятий, не давать ему делать то, что ему хочется, он просто перестанет слушать родителей. Потому что ему необходимо развитие и познание, и когда оно пресекается из раза в раз, приходится как-то отстаивать свои права.

Так что делать тем родителям, которые не хотят ни кричать, ни шлёпать по попе? Как достучаться до своего чада?

1. Использовать короткие фразы. Не больше 3-4 слов. Как правило дети, для которых слуховое восприятие не является ведущим, теряют нить повествования уже на третьем слове. Им становится не интересно и они отключаются, погружаясь в свои мысли. Поэтому чтобы завладеть их вниманием, нужно говорить коротко и по существу.

2. Установить контакт глаз. Это наиважнейший момент! Мы слишком полагаемся на силу слов, постоянно используя "дистанционное управление" детьми. Но оно просто до смешного малоэффективно. Мы не пульты, а дети не телевизоры. Чтобы общаться, слышать и понимать друг друга взгляд глаза в глаза и прикосновения необходимы. Если мы хотим, чтобы нас услышали, чтобы поняли важность наших слов, нужно подойти к ребёнку, обратить на себя его внимание, взять за руку или плечо, или приобнять, посмотреть в глаза: "Антон, этот грохот мешает мне слушать новости. Перестань, пожалуйста, стучать". И подождать. Не требовать немедленно реакции, дать ребёнку время на осознание и переключение.

3. Написать или нарисовать важное. Информация показанная воспринимается лучше, чем просто услышанная. Дети с удовольствием реагируют на различные схемы, рисунки, порядок действий в картинках, записки и пр. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Не надо настаивать на аудиальном контакте, если это не язык вашего ребёнка. Лучше использовать те способы взаимодействия, которые ему более доступны.

4. Не поощрять неправильно поведение. Когда ребёнок делает что-то, что не нравится родителю, он получает шквал внимания к своей персоне: не делай, не трогай, не лезь, нельзя, упадёшь, разобьёшь и т.д. Плюс длительные лекции на тему, почему именно так нельзя и что воспитанные дети так не делают, и что мама в шоке. А если потребность ребёнка во внимании родителей как раз не удовлетворена, то будьте уверены, что самый эффективный способ получить к себе интерес, он уже нашёл. Неприемлемое поведение нужно игнорировать. Не ребёнка! Поведение. Как с младенцем. Намочил штанишки? Переодели и всё. Ну намочил, и намочил. Разбил чашку - бывает. Дерётся - коротко объяснить, увести. Суёт пальцы в розетку - так же и т.д.

5. Поощрять хорошее, "правильное" поведение. И вот чтоб ребёнку не пришлось идти от противного и стоять на ушах ради того, чтоб с ним пообщались, нужно замечать его именно тогда, когда он "хороший". А то ведь обычно, если дети играют сами, делают вовремя уроки, остаются опрятными на улице, делятся игрушками, общаются с младшими братьями и сёстрами - это считается нормальным, не требующем похвалы, это то, что ребёнок делать должен, так зачем его за это хвалить или благодарить. Если ребёнок ведет себя хорошо, родители не обращают на него внимания. Хорошее поведение воспринимается как само собой разумеющееся. Если же ведёт плохо, то наказывают. Если сам играет, мама делает свои дела, а вот если орёт - тогда мама всё бросает и бежит к нему. Так, получается, орать-то лучше. Невозможно воспитать, постоянно ругая за ошибки, наказывая за плохое. Это подавляет ребёнка, делает минимальной возможность его развития. Нужно хорошее поощрять. Замечать его и радоваться за ребёнка, радоваться вместе с ним.

«Я ему 10 раз уже сказала – а он «ноль» реакций! Ты вообще меня слышишь?» Порой, родителей может довести до бешенства ситуации, когда ребенок игнорирует их просьбы, делает вид, что не слышит, не делает так, как просят родители. Он мирно продолжает свои увлекательные занятия или наоборот протестует, восстает и делает все наоборот. Варианты действий ребенка на наши высказывания могут быть разнообразны, но упрек родителей один – он меня не хочет слушать, такое ощущение, что он меня вообще не слышит!

Почему же так происходит? Ведь маленький ребенок не строит планы о том, как бы доконать своих родителей, проучить их, и воспитать. Его реакции больше напоминают автоматические реакции, отражение наших с ним отношений. И если ребенок вас не слышит, то это лакмусовая бумажка, показывающая, что вы существуете на разных волнах со своим ребенком, что отношений сотрудничества между вами нет.

А что могло послужить этому. Хотелось бы перечислить причины, которые приводят к такому результату:

Самый безобидный и легко исправимый вариант, когда ребенок действительно вас не слышит в силу того, что погружен в состояние игры, в мир своих фантазий . Он настолько увлечен этим, что доносящийся голос просто не замечается. Вообще, игру ребенка лучше не перебивать, без особых поводов. Но если повод действительно важный, то сначала убедитесь, что когда вы говорите ребенок смотрит на вас, что его внимание полностью переключилось с игры на вас и только тогда говорите – об этом больше читайте в статье

Во всех же остальных случаях ребенок действительно не хочет слушать своих родителей. Для того чтобы лучше прочувствовать эти причины, мысленно поменяйтесь ролями с ребенком и представьте:

  • А вам хочется слушать людей, которые постоянно нудным и авторитарным голосом повторяют одно и то же «Я тебе сказала…». И при этом хочется ли вам начать меняться в лучшую сторону, исправиться, быть хорошим?
  • А хочется ли слушать людей, которые чаще говорят обидные фразы и с другими не в лучшую сторону, нежели говорят слова поддержки и одобрения?
  • А вам хочется слушать людей, которые почти всегда говорят: «Нет, Нельзя, опасно, упадешь, не трогай»…
  • А хочется прислушиваться к людям, которые не обращают никакого внимания, когда ты действительно ведешь себя безупречно. Но всегда обратят внимание при малейшей ошибки и оплошности, и укажут на это.
  • А может быть вам хочется слушать людей, которые игнорируют ваши просьбы и заняты разговорами с подругами по телефону или, не отрываясь, смотрят телевизор, лишь отвечая сейчас-сейчас, подожди, подожди, и это в лучшем случае.
  • Или, быть может, вам хочется слушать людей, которые уже давно все за вас решили, когда и чем заниматься, куда ходить и где присесть, и даже кем вы будете в будущем, и мифическая свобода выбора вам теперь может только сниться.

Ведь ребенок вовсе не монстр, который приходит, чтобы отвлекать от важных дел. Кстати он даже понимает, когда делает что-то не то, но порой, это единственный способ обратить на себя внимание, вызвать очень яркие эмоции своих родителей. Он бы и сам рад что-то сделать для любимой мамы, но встречая нудно-поучительный настрой, просто не может уже делать так, как просит мама, чтобы сохранить свое Я.

И еще, на мой взгляд, самый важный фактор, который часто не берется вообще во внимание при разборе полетов непослушных детей: Ребенок нас не слышит и не выполняет наши просьбы, когда видит не покорную и независимую маму – он просто берет с вас пример. Если на каждое высказывание папы – у мамы есть свое мнение и аргумент против, то есть мама не слушает папу – ребенок не будет слушаться.

Да и еще, обратите внимание, слушаете ли вы своих собственных родителей? Или все время спорите с ними?

Как видите, за банальным не послушанием, скрывается разнообразное множество причин. По сути, причины непослушания кроются вовсе не в ребенке, а в нас самих. И с ребенком-то, собственно, делать ничего не надо.

И какой же выход? Простой и в то же время сложный в своем исполнении, требующий выхода из своих собственных автоматических реакций и осознания своих порой эмоциональных поступков и высказываний. Изменение собственной позиции по отношению к ребенку: требовательной, авторитарной и поучительной – на позицию открытую к диалогу и сотрудничеству, принимающей мнение ребенка: его желания чего-то делать или, напротив, не делать.

Никогда , прислушайтесь к нему, почему он «закрывает уши», запишите свой голос на диктофон – и послушайте себя, хочется ли вам слушать такого человека? Практикуйте активное слушание, спокойно объясняя чувства ребенка ему самому (подробнее об этом читайте в книге Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»).

Будьте истинной женщиной, которая никогда не спорит со своим мужем и следит за своей речью. Только тогда ребенок будет с радостью или из чувства долга слышать и слушаться своих родителей.

А еще глубже понять эту тему вам поможет отрывок из лекции О.Г.Торсунова «Секреты воспитания»:

– Очень часто в своей работе детского психолога я сталкиваюсь с жалобами родителей на сложности воспитания, в частности такими: почему нужно десять раз повторять одну и ту же просьбу? Почему ребенок слышит и выполняет мое требование только тогда, когда я уже начала кричать? Почему часть моих просьб вообще игнорируется, как будто я и не просила ни о чем? – говорит Виттория.

Все подобные вопросы касаются одного явления, которое называется «избирательная глухота». Конечно, речь не идет о физическом нарушении слуха у ребенка, ведь приятные просьбы, ласковые слова, интересные беседы взрослых ребенок прекрасно слышит и правильно реагирует на них. Однако нарушение все же есть, но оно лежит совершенно в другой области – области коммуникаций. Оказывается, что не всегда бывает просто донести свою просьбу до ребенка так, чтобы он ее услышал и сразу же начал исполнять.

Причины

Одной из причин игнорирования ваших просьб ребенком является его возраст и особенности нервной системы . Понаблюдайте за малышом, который занят крайне интересным для него делом. В этот момент для него действительно не существует ничего вокруг. И если в этот момент озвучить просьбу, каковы у родителя шансы быть услышанным? Они практически равны нулю. Кроме того, быстро, как взрослый, переключаться с одного вида деятельности на другую ребенок просто не в состоянии, поэтому указание закончить игру на планшете и идти мыть руки перед обедом, скорее всего, останется без ответа.

Мама четырехлетней Иры жалуется, что девочка никогда не слышит с первого раза ее просьбы. На приеме выясняется, что в основном проблема касается ситуаций, когда Ирочка сидит у телевизора или играет на планшете. Прямо в моем кабинете устраиваем эксперимент – мама включает ребенку мультик. Иришка полностью погружается в просмотр. Через небольшое время по ее отрешенному виду становится понятно, что действие на экране полностью поглотило ребенка. Договариваемся с мамой, что в следующий раз перед началом просмотра Ире будет сказано, до какого места она может смотреть мультфильм, а также мама должна рассказать ей, что они будут делать после того, как просмотр будет закончен – идти за стол, собираться на улицу и т.д. Эффект от таких простых действий оказался очень результативным.

История из жизни

Простые правила

Правила помогут вам легче доносить до ребенка дошкольного возраста свои пожелания. Если ребенок занят чем-то увлекательным, а вам требуется, чтобы он закончил свое дело и выполнил вашу просьбу, не кричите из другой комнаты в надежде, что будете услышаны. Для начала дойдите до малыша. Посмотрите, что его так увлекло. Если есть время, задайте ему пару вопросов, относящихся к его занятию. Ваше внимание настроит ребенка на позитивный лад.

После этого постройте свою фразу следующим образом: «Я вижу, ты очень увлечен постройкой гаража. Ты уже сложил два этажа, а впереди еще столько работы – нужно построить пандус для заезда машин, организовать здесь мойку и заправку! Ты все так здорово придумал! Давай не будем разбирать эту постройку, она очень классная. Но сейчас пришло время обеда, и пора заканчивать игру. Тебе нужна еще пару минут, чтобы достроить третий этаж, или ты уже сейчас можешь прерваться, чтобы идти мыть руки?»

Таким образом взрослый показывает ребенку, что его игра – это важное и интересное дело. Он дает возможность закончить ее, а не бросать тут же, предупреждает о дальнейших событиях заранее. Все эти действия увеличивают шансы на послушание многократно!

Конечно, далеко не всегда мы располагаем достаточным временем, чтобы вести длинные беседы с ребенком перед тем, как озвучить свою просьбу. Возьмите на вооружение следующий способ: обнимите ребенка за плечи или дотроньтесь до руки, посмотрите в глаза, назовите по имени и начните свою просьбу словами: «Маша, сейчас очень важно, чтобы ты меня послушала. Мы опаздываем в поликлинику, поэтому прямо сейчас нужно отложить игрушки (ты сможешь доиграть в эту игру вечером) и надевать платье и носки. Они уже ждут-не дождутся тебя на диване».

Очень важно похвалить ребенка, если он сразу послушался. Причем лучше всего сказать: «Как здорово, что у меня растет такая внимательная девочка! Мне не нужно было повторять десять раз свою просьбу: я всего один раз попросила, а ты сразу услышала. Какая же ты молодец! Теперь мы наверняка успеем к врачу, а по дороге я расскажу тебе интересную историю».

Если «глухота» сопровождает непослушание

Ко мне на развивающие занятия для малышей ходит няня с двухлетним Даней. Это очень смышленый мальчик, привыкший всегда добиваться от взрослых желаемого. Когда какое-то из заданий кажется ему не очень интересным, он начинает бегать вокруг общего стола и опрокидывать детские стульчики. Няня бросается за ним в погоню, выкрикивая: «Даня, перестань! Даня, так нельзя!», при этом умиляясь его детской непосредственности и улыбаясь. Так продолжается до тех пор, пока все стульчики не улягутся ножками вверх или пока няня все же не догонит Даню. При этом малыш воспринимает данную ситуацию как веселую игру и даже не собирается слушаться.

История из жизни

Понаблюдав за этим поведением несколько занятий, я договорилась с няней, что отныне она больше не будет гоняться за мальчиком (таким образом, мы исключаем элемент игры и веселья). Вместо этого она объявит Дане, что тот должен будет сам поднять каждый стул, который уронит (так ребенок столкнется с последствиями собственных действий).

Первый раз Даня искренно не понимал, почему никто не обращает на него внимания и уложил на пол всего три стула из шести. И сначала очень не хотел ставить их на место. Однако няня с моей помощью была настойчива. К слову сказать, Дане потребовалось еще два занятия для полного преодоления привычки к опрокидыванию стульчиков. А няня приобрела важный опыт: для того чтобы ребенок услышал просьбу, важно самому относиться к ней серьезно, а также всегда сталкивать малыша с последствиями собственного непослушания. Этот способ всегда эффективнее нравоучений.

Напоминания, которые не работают

Как быть с просьбами, которые относятся к выполнению ежедневных бытовых действий, например, мытье рук после прогулки, чистка зубов перед сном, уборка игрушек? Порой родители прикладывают поистине титанические усилия для того, чтобы приучить детей делать это без напоминаний, и уж тут избирательную глухоту можно встретить чаще обычного.

Чтобы не повторять ежедневно бытовые просьбы, заведите карточки с картинками, на которых будут изображены необходимые действия. Так, в коридоре можно повесить карточку с ровно стоящей обувью, аккуратно висящей одеждой и изображением ребенка, моющего руки. В игровой – карточку с игрушками, расставленными по местам и т.д. Такие изображения помогают дошколятам не забывать домашние правила. И вместо «Я сколько раз говорила, что нужно мыть руки после прогулки!» можно обойтись просто указательным жестом в сторону висящих картинок.

Доходчивые просьбы

Как часто вы используете такие общие указания как: «Уберись здесь!», «Прекрати!», «Веди себя прилично!» или просто окрик по имени? Подобные формулировки звучат очень смутно и расплывчато – ребенок не всегда может точно понять, что вы хотите от него в данный момент. Поэтому ему проще всего их просто проигнорировать, включив «избирательную глухоту», нежели пытаться исполнить неясную инструкцию.

Конкретные простые указания помогают ребенку легче сконцентрироваться и понять, что от него в точности ожидают. Вместо «Уберись тут!» произнесите: «Сложи эти машинки в коробку, а книжки поставь на полку». Вместо «Веди себя прилично!» скажите: «Пожалуйста, разговаривай обычным голосом и тише». Окрик по имени замените фразой: «Я хочу, чтобы ты подошла и взяла меня за руку».

Еще один способ борьбы с «тугоухостью» – предупреждение о последствиях. Например: «Сейчас я хочу запустить посудомойку. Тот, кто не принесет мне свою посуду, будет мыть ее вручную». Или: «Время убирать игрушки. А кто не услышит, что пришло время уборки, вечером будет сидеть без игрушек. Потому что у нас есть правило – кто игрушки не убирает, тот с ними больше не играет». Подобные формулировки лишают вас необходимости сто раз повторять одну и ту же просьбу.

Чтобы дошкольник мог сам контролировать время, когда ему заканчивать игру, просмотр мультфильмов или любое другое интересное занятие, подарите ему песочные часы – на них наглядно видно течение времени. Имея перед глазами это полезное устройство, ребенок уже не сможет «забыть», что время игры подходит к концу и скоро нужно будет заняться чем-то другим по вашей просьбе.

Краткое содержание: Ребенок не обращает внимание на слова родителей. Не слышит или не хочет слышать? Что делать, если ребенок вас не слышит? Советы родителям - как говорить с ребенком так, чтобы он вас услышал

У меня такое впечатление, что со своим сыном говорю не я, а привидение. Он устойчиво смотрит сквозь меня и методично кивает. Затем поворачивается, уходит в свою комнату. А когда спрашиваешь его: "Ты уже сделал?" - он говорит: "А? Ты мне разве говорила?"

Как говорить с ребенком так, чтобы он вас услышал? Вот несколько простых правил:

Подойдите поближе и окликните - назовите по имени.

Попросите посмотреть прямо на вас.

Поймайте взгляд и скажите (глядя в глаза!) все, что хотите сказать и довести до сведения. Говорите спокойно и доброжелательно.

Но - кратко (длинные монологи дети с ходу почти не усваивают)!

Если вам тяжело говорить кратко - заранее напишите речь на листочке. Методика такая: пишете все, что хотите сказать, потом вымарываете половину. Потом перечитываете и вымарываете еще половину. Затем убираете из оставшегося текста все претензии, наезды, упоминания прошлых провинностей и т. д. Ваша просьба или замечание должно быть предельно конкретным и четким - "в магазине надо купить: 1), 2), 3)", "Прийти домой до 23:00".

Когда что-то объясняешь, делай это в максимально простой форме и не выдумывай ничего лишнего. (Уильям Оккам, английский монах, теолог и философ, живший в XIV веке)

Попросите повторить то, что вы сказали (хотя бы самое основное и, опять-таки, без "наездов").

Поправьте и уточните и, если что-то забыл, - начинайте сначала.

И тогда...

ребенку волей-неволей придется услышать (хотя бы затем, чтоб вы больше не приставали). А главное, он не отвертится: ведь сам повторял; и не обидится: вы говорили корректно.

Вот и все, и не будет недоразумений.

Посмотрим глубже

Итак, возвращаемся к теме: ребенок не слышит. Вопрос: а почему?

Возможно, вас ребенок не слышит потому, что привык: вы говорите, а ваши просьбы со свистом пролетают мимо его ушей.

По-че-му? По привычке или, увы, потому, что вы непонятно, нечетко формулируете свою просьбу. Давайте посмотрим, как это так получается.

Просьбы прямые и косвенные

Первая (прямая просьба) побуждает к немедленному действию, вторая (косвенная) дает возможность поразмышлять: реагировать - не реагировать, делать - не делать, выполнять - не выполнять. На что вы сами быстрее среагируете: "Не мог бы ты подняться с дивана?" или "Встань, пожалуйста"?

Просьба косвенная - это, скорее, предложение, которое можно выполнить или не выполнить. Про косвенные "Не мог бы ты подняться" ребенок думает: "Да, не могу" - и не поднимается. А что, отчасти он прав. Это вы построением своей фразы даете ему право дурацкого выбора. Он выбрал - так что же тут обижаться?

Прямая: "Встань, пожалуйста" - это мягкий приказ, который проще выполнить.

Мамина шарманка

Вредно повторять одно и то же. Особенно вредно, если ребенок при этом не реагирует на ваши требования и замечания. Невнимание к нам становится привычным, "нормальным" поведением детки. И тогда, даже если он слышит прекрасно, все равно сделает вид, что не услышал. Или забыл. Или по горло дел и ему не до вашего занудства.

Лучше поискать способы исправить/преодолеть нежелательное поведение, чем превращаться в "бензопилу". Самый простой способ - действовать по принципу: не услышал - не получил. (Или получил, но не то, что хотелось.) Например, "купи в магазине муку". Не купил - не будет обещанных блинов.

И еще. Когда поручаете девочкам-мальчикам какое-то задание, старайтесь "пилюлю" слегка подсластить. Не тянул с домашними заданиями (сел выполнять сразу, при вашем первом же намеке), можешь погулять на улице подольше (или посмотреть тот самый долгожданный фильм).

Как же сказать, чтобы ребенок понял, запомнил и послушался

Обратите внимание: это должен быть разговор, а не ваш монолог.

Вообще, начало - важное дело. Оно создает эмоциональный настрой. Ваша задача - настроиться на понимание. На взаимное понимание.

Если вы действительно хотите общаться с ребенком (а, например, не ищете объект для разрядки своего испорченного настроения), то никогда не начинайте с упреков. Любой упрек эмоционально нас возбуждает, мы закрываемся и... можем услышать совсем не то, что нам хотят сказать.

Начинайте с чего-нибудь хорошего. С одобрения, с предложения, может даже с того, чтобы по голове погладить. Даже если вы собираетесь человека отчитывать за какие-нибудь проделки - все равно создайте хороший настрой. У детей не должно быть поводов сомневаться в вашей любви. Сейчас вы обращаетесь к человеку, к любимому человеку, и вы осуждаете проступок, а не его.

Начать без упреков - это и вам поможет. Ибо тогда и вы сами сможете отделить: вот ребенок (хороший, любимый), вот проступок (поступок плохой). Разбираемся со вторым, а первого не унижаем.

Предположим, ваше ненаглядное чудо протопало в комнату, позабыв снять уличную обувь. Вы пока не знаете почему, вы даже не уловили (пока), в каком же оно настроении.

Подойдите к ребенку или попросите, чтобы он подошел к вам.
- Поймайте взгляд. Можете даже мягко взять за подбородок и сказать: "Посмотри на меня".
- Скажите, что вам от него/от нее надо.
- Скажите, чем вы недовольны ("Мне не нравится, когда в комнату приносят грязь").
- Говорите коротко и конкретно.

Маленькому ребенку каждую команду выдавайте поэтапно. Не говорите: "Ты почему не разуваешься? Разувайся, иди мой руки и садись ужинать" - это целый список последовательных команд: а) разуться, пойти в ванную; б) открыть кран; в) взять мыло; г) вымыть руки; д) вытереть руки; е) выключить кран; е) пойти в кухню; ж) сесть на стул и т. д. Скажите иначе: "Иди и разуйся". И только когда он выполнит первое распоряжение, сообщите следующее.

Школьнику можно сказать и все сразу, но - без негативных эмоций. Не давите на совесть, не стыдите, а просто скажите, что вам от него нужно. "Да сколько же можно говорить, что в комнату нельзя проходить обутым! Ты на минуточку заскочил, а я тут убираю-убираю..." - в общем, и так понятно. Скажите конкретно, что вы сейчас требуете от него. "Я хочу, чтобы ты снял кроссовки, а потом вытер всюду, где наследил".

Если у вас разговор посерьезнее (а не сказанный мельком совет/замечание) и он будет достаточно длинным, ведите его разумно. Для этого:

А. Выбирайте подходящее время (подходящее не только для вас, но и для ребенка). Если, например, ему нужно срочно доделывать задание по математике, ясно, что не до разговоров пока.

Б. Смотрите, как человек реагирует на ваши слова. Наблюдайте за его реакцией. Как только заметили, что детка отводит взгляд, переминается с ноги на ногу, вертится на стуле, возводит глаза к потолку, подпирает щеку или повторяет монотонные движения (барабанит пальцами, шмыгает носом), - срочно закругляйтесь: перебор, ваши рассказы ему надоели и он отключается. От такой беседы толку не будет. Выскажите основную мысль и отправляйте выполнять.

И кстати, чем стыдить или укорять, намного проще дать ребенку возможность исправить ошибку - вытереть грязные следы, например. Это, во-первых, избавляет от чувства вины его, а вас - от претензий; во-вторых, поможет покрепче запомнить, почему ходить обутым не стоит.

Есть и еще причина, по которой дети нас не слышат. Мы и сами не умеем их слушать . Очень многие родители задают вопрос "Ты о чем думал?" просто для разгона. Чтобы воздуха набрать и дальше присовокупить к этому свои идеи о том, что у него в голове.

Почему бы действительно не послушать, что у него в голове?

Активно слушать и слышать

"Да я и так его слушаю постоянно!" - скажете вы, и будете правы. Но дело в том, что ребенку важно почувствовать, что вы действительно его слушаете и понимаете (и даже сочувствуете ему). Слушать активно - это не только уметь навострить уши, но суметь показать собственную искреннюю заинтересованность.

Когда вы активно слушаете, ребенок, изливая, что у него на душе, разбирается сам с собою. С теми чувствами, которые на него "накатили", с теми переживаниями, которые его донимают.

Как мы обычно делаем? Когда у человека проблемы и неприятности или его просто "понесло", мы торопимся дать совет или поставить на место. Побуждения-то благие: исправить, наладить, помочь. Но, оказывается, когда человек огорчен, или сильно расстроен, или зол (и т. п.), он не может услышать совета. Даже самого умного. Потому что эмоции разум перекрывают.

Пусть сначала уляжется буря эмоций, и только потом ребенок способен услышать и слушать вас.

Не надо оставлять человека наедине с его собственными переживаниями. Иногда груз их слишком тяжел. Слушайте. Слушайте и со-чувствуйте.

Со-чувствовать - это чувствовать вместе. Это быть заодно.

Слушать и понимать что чувствует ребенок

Повернитесь к человеку лицом.

Как ни странно, мы часто слушаем детей, стоя к ним спиной или боком (моем, например, посуду, поглядываем в экран телевизора), отвернувшись, бросая косые взгляды. А надо бы так: глаза - на одном уровне. Сядьте, присядьте на корточки, позовите к себе на колени или посадите повыше, а не возвышайтесь над ним горой. Поза, жесты говорят о вашем желании слушать его - он это почувствует.

Забудьте о вопросах.

Обойдитесь без всяких вопросов, пожалуйста. Еще одна странность? Да нет, дело в том, что, если фраза оформлена как вопрос, она не отражает со-чувствия. А ведь нам следует настроиться на одну эмоциональную волну. "Что случилось?" или "Что-то случилось..." Попробуйте эти фразы на вкус, попробуйте и подумайте: вы сами после какой фразы охотней расскажете, что с вами произошло?

Держите паузу.

Говорите неторопливо, неспешно. Постарайтесь выдержать паузу после каждой реплики - и вашей, и юного человека. А вдруг ребенок захочет что-то добавить? Если, рассказывая, он смотрит мимо (словно бы вдаль или, наоборот, словно бы внутрь себя) - значит, что-то обдумывает. Скорее всего, он разбирается со своими переживаниями. Молчите и ждите. Это прекрасно: человек разбирается сам, но чувствует ваше плечо! Ваше участие, вашу поддержку.

Повторяйте и откликайтесь.

Повторяйте, как эхо, некоторые фразы ребенка. Самые важные, ключевые. Впрочем, ваш взгляд, поддакивание, покачивание головой - это тоже своеобразное эхо - отклик на то, что вам говорят сейчас.

Помогите определиться.

Назовите то чувство, которое овладело им. "Тебя это, наверное, разозлило...", "Ты растерялся и очень расстроился..." (Обратите внимание: без вопросов! Сейчас вы эхо, вы отклик, а не советчик и не судья.) Не страшно, если чувство вы не угадали: ребенок или сам вам его назовет, или вы разберетесь вместе, позже, значительно позже, когда схлынет первый накал.

Но знаете, что самое важное в этих правильных правилах? Ваша искренность. Ваше искренне внимание и желание выслушать и понять.

Так и обучаются сочувствию

Обычно мы интересуемся конкретными фактами: что произошло, где был, какую получил отметку... То есть тем, что он делал. И гораздо, гораздо реже интересуемся тем, что чувствует человек.

Вот почему детям так часто кажется, что родители им не со-чувствуют. И в чем-то дети правы.

Интересоваться не только фактами, но и чувствами. Выслушать и посочувствовать, то есть разделить его чувства.

Когда вы общаетесь с ребенком, обратите внимание в первую очередь на его настроение, на его переживания - на чувства. Старайтесь определить, какое именно чувство сейчас доминирует. Определите, что с вашим ребенком: он обижен, расстроен, увлечен чем-то, нетерпелив, боится, рассержен, радостен... Пусть это станет привычкой. И тогда вы не полезете с вопросами, и с непрошеными советами, и с лишними просьбами, тогда вы действительно почувствуете его - настроение, состояние, надежды и разочарования. Вам показалось, что он расстроен? Назовите это чувство вслух: "Ты был чем-то расстроен". Помните? Вопросов не задается, произносится утвердительное предложение. Не бойтесь, что не угадаете, это не страшно; главное, ребенок поймет, что вы готовы с ним разделить его эмоциональные проблемы.

Ты чем-то расстроен
- Нет, не расстроен!
- Наверное, просто сердит...

Ребенку очень важно понять свое собственное состояние. Зачем? Хотя бы затем, чтоб полноценно прожить его и освободиться. Чтобы понять, как управлять своими полезными и вредными эмоциями. Чтобы знать, что плохое - оно приходит и уходит. Мамины претензии, папино ворчание, собственное раздражение - это временно, это со всеми бывает, а любовь и понимание остаются.

Принцип светофора

Дети часто не слышат наших замечаний по очень простой причине: они многословны.

("Катя, тебе сколько раз говорить, нельзя так близко садиться к экрану, это вредно, глаза устанут и..." и т. д., и т. п.) Да и говорим мы их, извините, частенько таким въедливым тоном, что уж лучше (с точки зрения ребенка) отключиться и повитать в облаках (или пореветь немножко - для острастки). Нас, конечно, можно понять (действительно: сколько можно твердить одно и то же!), но факт остается фактом: нервы потрачены, а толку - чуть. Вот и работаем то ли шарманками, то ли попугайчиками.

Попробуйте делать замечания иначе. В сущности, это будет уже не замечание, а напоминалка. А значит, неприятное замечание вы превратите в игру.

Светофор

Нарисуйте светофор. Напомните ребенку, зачем он существует, и какой цвет в светофоре что означает, и что бывает с теми, кто идет на красный цвет. Предупредите, что вы больше не будете делать замечания, а просто, если он сделает так-то (или не сделает то-то и то-то), в светофоре загорится (вы "включаете") желтый свет, и это - последнее предупреждение. После желтого "загорится" красный, значит, ребенок будет оштрафован (наказан) за нарушения.

Непременное условие: не бросайте слов на ветер. Если повесили светофор - он должен работать.

Можно даже оснастить его звуковым сигналом. Если ребенок подобного не видел, расскажите ему о том, что "пикает" уличный светофор для того, чтоб слепой человек, собирающийся переходить дорогу, знал, когда это можно сделать. А что будет пищать в вашем светофоре? Да хоть будильник, хоть таймер, хоть детская музыкальная игрушка. Нажать-то легче, чем твердить: "Катя, тебе сколько раз повторять..."

Как им пользоваться

В зависимости от того, к чему вы хотите приучить (или от чего отучить) своего ребенка:

1. Повесьте свой светофор у телевизора.
2. Определите, что можно делать, а чего нельзя. (Например, нельзя смотреть лежа.)
3. Напомните (и пусть ребенок повторит все это вслух), что будут означать разные цвета. "О чем напоминает этот сигнал?" Пока "горит" зеленый цвет, я могу... Красный - это значит... А желтый предупреждает и напоминает: "Внимание! Ты посмотрел достаточно, пора отдохнуть! Выключай!"
4. Через пару недель (при регулярном повторении) у вашего прелестного создания выработается привычка располагаться от телевизора на правильном расстоянии и расставаться с ним по требованию светофора (пардон, по вашему требованию).
5 Используйте светофор для решения других острых вопросов. ("Острые" - это те, из-за которых вы легко выходите из себя.)
6. А почему бы не позволить ребенку тоже вывешивать светофор - для вас?

Другие публикации по теме данной статьи:

Особенно влияют эти факторы на развитие плода в первые месяцы беременности. В этот время зачаток органа слуха наиболее подвержен различным воздействиям.

Приобретенная глухота, в том числе на одно ухо появляется вследствие воспалительного процесса во внутреннем ухе, слуховом нерве. Они развиваются на фоне острого, хронического среднего отита. Также причиной могут стать перенесенные инфекционные заболевания, например, менингококковая инфекция, грипп, эпидемического паротита. Часто причиной могут стать корь и скарлатина.

Иногда глухота может появиться вследствие герпеса, спазма сосудов внутреннего уха, тромбоза. При приеме некоторых лекарственных средств, например антибиотиков аминогликозидного ряда, если ребенок затолкал себе в ухо что-то, отчего и не слышит или повредил барабанную перепонку и др.

Меры профилактики и лечения

Наиболее затруднительно выявить эту патологию у детей раннего возраста. Обычные методы диагностики речью, камертонами, аудиометром, могут быть не эффективными. Глухота у детей раннего возраста определяется с помощью звучащих игрушек. Также разработаны методы определения патологии с помощью специальных компьютерных устройств. С их помощью наиболее точно определяется степень глухоты, оба уха не слышат, или одно ухо.

Для предупреждения врожденной патологии, основное значение имеет профилактические меры по предупреждению вирусных инфекций у беременных женщин. Во время беременности категорически запрещено употребления алкоголя. Применять любые лекарственные препараты следует только по рекомендации лечащего врача. Особенно опасно использовать при беременности антибиотиков. Следует избегать вредных факторов, способных повлиять на развитие слуха будущего малыша на производстве и в быту: шума, вибраций, интоксикаций. Медики не рекомендуют вступать в брак с лицами, страдающими врожденной глухотой.

Врожденная, приобретенная глухота на ухо, лишает малыша возможности научиться разговаривать. Поэтому этот процесс требует приемов обучения. В процесс обучения речи большую роль играет овладение навыками зрительного восприятия речи, восприятия речи с губ. Если имеется остаток слуха, широко используются специальные звукоусиливающие приборы, реэдукация слуха – определенные слуховые упражнения.

Важную роль в дальнейшем лечении ребенка является раннее выявление патологии, точное выявление ее причины. Поэтому так важно проходить своевременно профилактические осмотры. Если у вас появились подозрения, что ваш малыш не слышит на оба, или одно ухо, попробуйте проверенный метод:

Поместите в пластмассовую коробочку гороховых сушеных зерен на 1/3. Потрясите ею возле уха ребенка. Если ребенок никакой реакции не проявляет, срочно покажите малыша ЛОР-врачу. Если доктор обнаружил проблемы со слухом, немедленно начинайте лечение.

Медицина еще не придумала «волшебной» таблетки для устранения глухоты. Часто, единственной возможностью помочь ребенку слышать, остаются слуховые аппараты. Они представляют собой сложные устройства различной интенсивности, которые следует подбирать индивидуально. При правильно подобранном устройстве, малыш сможет слышать, а значит, обретет возможность полноценного развития.

Глухота детей требует обязательной консультации лор-врача. Специалист назначит специальные занятия с ребенком, которые следует выполнять регулярно, длительное время. Существует множество специально разработанных эффективных методик. Чем раньше вы их начнете, тем лучше. Будьте здоровы!

Нарушение слуха у детей. Или почему ребенок стал плохо слышать?

Для комфортного существования человек одарён пятью чувствами - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Но именно зрение и слух всё же относят к важнейшим функциям организма, так как без этих навыков качество жизни человека сильно ухудшается, и познавать мир в полной степени становится практически невозможно. Ребёнок, появляясь на свет, ещё не умеет выражать свои чувства и эмоции, поэтому слух крайне важен для малыша. Ведь развитие речи напрямую связано со слухом. Но, к сожалению, бывает так, что ребёнок не слышит. В таком случае очень важно вовремя выявить нарушение слуха у ребёнка и попытаться в кратчайшие сроки устранить причину. Если же нарушение функций слуха решить невозможно, важно помочь крохе познать мир иными путями.

В медицине существует два определения проблем со слухом - это тугоухость и глухота.

Тугоухость - это определённая степень понижение слуха. Восприятие речи затруднено, но в основном оно возможно. Как правило, человек слышит громкую речь или близко стоящего человека. Обычно при таком диагнозе хорошо помогает слуховой аппарат.

Глухота - это снижение слуха или грубо говоря полное его отсутствие. Человек практически не реагирует на звуки (редко может услышать сильно громкий звук) и не воспринимает речь других людей. В данной ситуации слуховые аппараты бессильны.

Заболевания, связанные с проблемами слуха, разделяются на следующие группы:

Причины, почему ребёнок стал плохо слышать?

Ребёнок на самом деле может плохо слышать по следующим причинам:

  • хронические и острые воспалительные процессы слухового аппарата.
  • перенесённые инфекционные заболевания у будущей мамы (герпес, краснуха, токсоплазмоз, грипп в первые 3 месяца беременности);
  • осложнения инфекционных заболеваний (менингита, энцефалита, скарлатины, гриппа, паротита, кори);
  • применение определённых медикаментов и антибиотиков;
  • асфиксия новорожденного или родовая травма;
  • черепно-мозговые травмы;
  • недоношенность;
  • наличие наследственных заболеваний;

Проблемы со слухом могут возникнуть у ребёнка в любом возрасте по различным причинам. Существуют сенсоневральные и кондуктивные и нарушения.

Проблема, связанная с внешним и средним ухом, заключающаяся со сложностью передачи звуков, это кондуктивное нарушение. При этом внутреннее ухо функционирует правильно. Такие нарушения излечимы.

Типичные кондуктивные нарушения слуха у детей

1. Сера. Детские ушки маленькие и ушной проход в них соответственно совсем узкий. Ушная сера собирается в этом проходе, образовывая серную пробку. Эта пробка блокирует доступ звука к барабанной перепонке. Всё лечение данной проблемы заключается в промывании ушка. Но не делайте эту процедуру самостоятельно, здесь вам поможет только врач отоларинголог.

2. Инородное тело. Детки очень любят экспериментировать с мелкими деталями или остатками пищи, запихивая их в носик или ушко, блокируя тем самым доступ звука к барабанным перепонкам. Извлечь такую детальку из уха поможет только врач.

3. Вода. Все малыши любят банные процедуры. Плескаться и играть в водичке одно удовольствие, но иногда такие процедуры заканчиваются такой неприятностью как потеря слуха. Вода, если осталась в ухе, вызывает воспаление слухового прохода.

4. Воспаление среднего уха (отит). Дети до 3-х лет болеют этим заболеванием довольно часто. Отит вызывает нарушение слуха, боль в ушах и высокую температуру. Это заболевание лечится при помощи антибиотиков, назначенных врачом.

Сенсоневральные, в отличие от кондуктивных нарушений связаны со слуховыми нервами, которые передают сигналы в мозг. К сожалению, такой вид носит необратимый характер. Помочь в таком случае могут слуховые аппараты.

Как определить нарушение слуха у ребёнка

Если вашему ребёнку ещё не исполнилось года, вы можете самостоятельно проверить есть ли у него нарушение слуха. Малыш должен проявлять следующие этапы слухового развития:

  • Новорожденный кроха, в первые недели жизни, вздрагивает от громких звуков и замирает при звуке вашего голоса.
  • В возрасте 1-3 месяца поворачивает голову на голос матери, а в 4 месяца ещё и на звук игрушки.
  • В 1,5-6 месяца реагирует широко открытыми глазами или криком на неожиданные резкие звуки.
  • В 2-4 месяца начинает «гулить», с переходом в детский лепет в дальнейшем.
  • При появлении родителей ребёнок начинает лепетать сильнее?
  • В 8-10 месяцев должны появиться новые звуки.

Если же вы заметили отсутствия вышеперечисленных этапов или у вас возникли сомнения по поводу слуха ребёнка, незамедлительно обращайтесь к врачу. Современные методы диагностики позволяют выявить проблемы слухового аппарата даже у новорожденных.

Последние новости

Слизистая оболочка нашего носа, служит фильтром для защиты от различных вирусов и бактерий. Но случается иногда так, что наш фильтр перестаёт функционировать правильно, становится труднее дышать, появляется заложенность носа. Бактерии, которые размножаются, окрашивают выделяющуюся слизь в жёлтый или зелёный цвет. А иногда можно заметить, что с носа текут сопли и они имеют кровяные жилки.

Образование слизи, которую в народе принято называть соплями, в полости глотки и горла – явление неприятное, вызывающее множественные дискомфортные ощущения. Причин для ее скопления может быть много. Что может стать причиной скопления слизи в горле?Естественно на первой месте в ряду причин накопления слизистых масс в глотке являются заболевания, которыми занимается врач оториноларинголог, или попросту ЛОР.

Когда рождается ребенок, особенно первенец, каждое его новое умение воспринимается родителями и близкими, как настоящее достижение. Малыш начинает ходить – и радости нет предела. Но когда первые восторги заканчиваются, то некоторые из родителей могут заметить, что походка их малыша отличается от походки взрослых или сверстников.

В медицине под химическим ожогом понимают поражения верхней части тканей, которое произошло в процессе щелочной активности, кислоты и других химических реакций или жидкостей.

Ребёнок стал плохо слышать после простуды и отита(((ЭТО ПРОЙДЁТ.

Комментарии

Меня зовут Александр, хочу узнать у вас как вы лечили своего Ребёнка? Прочитал ваше описание Симптомов, у нас такая-же Проблема точь в точь. Мы живём в Германии и здешнии Врачи у меня не внушают Доверия, у них вообще всё всегда нормально.

Здравствуйте!у сына были аденоиды увеличены с 2 лет. по осени как немного засопливит давало осложнение на уши и почти не слышал. Лор назначал капли в нос Авамис на месяц,они гормональные и обычно помогали.Обострение ушей лечили отипаксом(капли в уши).еще на физио ходили на нос. это помогало,слух опять появлялся,но ребенок храпел ужасно по ночам. В 4 года удалили аденоиды под наркозом и гландны заодно подрезали,т.к еще ангины были. Больше обострений с ушами не было,слышит нормально,болеть почти перестал.

Но сейчас мучаемся с речью. многие звуки заменяет или говорит со свуком Г. как бы гнусавит. Не знаю связанно это с прошлыми болячками или нет.

Добрый вечер!Случайно нашла ваш пост и хотела по интересоваться,какое у вас было лечение?Пришлось ли ложится в стационар или лечились дома??У нас такая же проблема,весь интернет перерыла((Напишите пожалуйста,заранее спасибо!

Слух восстановился со временем полностью, нас направляли к сурдологу для проверки на спец аппарате.Аденоиды мы не удаляли,потому что у нас только 1-2 степень при болезни, отитом болеет, но удалять я не хочу, это уже крайняя мера

Спасибо!Скажите пожалуйста а лечились дома или всё таки в больницу нужно?

Врач решает, нужно ли в больницу,мы дома лечились,очень часто нос промывали травами

нет не удалили. в ноябре,декабре пролечились и слух восстановился.Сначала курс лазера,потом с магнезией электрофорез в нос, капали и капаем назонекс.

У нас на фоне постоянных зеленых соплей и отитов раз в месяц слух стал тоже падать, все переспрашивал даже в период ремиссии. Тогда стали проверять аденоиды, 2-3 степени и постоянный туботит. 3 месяца летнего отпуска без сада и соплей слух все равно не улучшили, удалили аденоиды и слух вернулся. Отиты закончились. Еще пневмо23 прививались.

Это когда воспаление в трубе евстахиевой, она связывает нос с ухом. Делали эндоскопию носоглотки и сказали об этом. Это маленькая трубочка в носик вставляется и на экране доктор смотрит что внутри, вот увидел огромные аденоиды как раз у входа этой трубы, они все перекрыли, от того и слух падал. Капли, травка, гомеопатия за 3 месяца ничего не сделали, поэтому решились на удаление аденоидов, больше года уже прошло и уши тттт. а до этого 3 парацентеза были, потом гнойные отиты сами прорывались, перепонка уже в рубцах. а сейчас слух хороший

А еще отипакс нельзя при гнойном отите, только отофу.

Про аденоиды сказали 2-3 степени, ему тогда 3,5 года было, не храпел и не гнусавил, только слух стал падать, это и послужило показанием к удалению аденоидов, ну и отиты 8 раз, из них 3 гнойных

Спасибо за отзыв. Были уже сегодня у лора, в понедельник в больницу, скорее всего нас ожидает парацентез, т.к. у нас эксудативный отит -жидкость скопилась. А все наши проблемы от аденоидов

Вам нужно идти к лору, сделать тимпанограмму. Сделать эндоскопию носоглотки, чтобы выяснить, в аденоидах причина не проходящего экссудативного отита или нет.

Как было у нас. Мы пролечили отит лекарствами, слух снижен. Прошли по два курса продувания, пневмомассажа и электрофореза. Слух оставался снижен (это все тимпанограммами контролировалось). Отправили на эндоскопию с предположением, что надо срочно оперировать аденоиды. Выяснилось, что причина не в аденоидах, а имеет место сильный отек носоглотки и слуховых труб, который за 1,5 месяца лечения не прошел. Пролечили это дело, слух восстановился. Но напереживались мы тогда вдоволь((

Не тяните, это страшно! Мой первый муж остался со сниженным слухом на всю жизнь после такого недолеченного ОРВИ в детстве, очень сильно мешает ему это - не само снижение слуха даже, а психологический барьер, что он не такой как все.

Да. При экссудативном отите внутри уха накапливается жидкость, поэтому ребенок хуже слышит. Если его не долечить, жидкость кристаллизуется, и ухудшение слуха станет необратимым.

Дочка (3,4 года) переболела простудным заболеванием, с температурой, кашлем и соплями, болели больше недели, один раз пожаловалась на ушки, а потом сказала что уже не болят. На выходных ей стало гораздо лучше, сегодня уже пошли.

Девочки, кто прошёл через этот ад, подскажите было ли снижение слуха? В среду ночью стали болеть уши, сначала одно, через пару часов второе. Дикая боль от прострелов. Перед этим был незначительный насморк и кашель, которые.

ДЕвочки, а кто-нибудь сталкивался с отитами? я -нет. а вот у меня подруга, точнее ее сын, имеет этот диагноз с завидным постоянством. Заранее скажу, сама подруга паникерша, боится за каждый чих ребенка, и цепочка «сопли-отит-менингит-инвалид.

Я заметила за сыном(старшим), что он плохо слышит, мне говорят не придумывай проблемы. Так вот вчера поехала в Областной центр К детскому ЛОРу, диагноз=ДВУХСТОРОНОЕ острое воспаление среднего уха.Температура была у него еще на прошлой недели, два.

Добрый день. Ребенок 3 месяца, с рождения на ГВ. Живем с моей мамой и ее детьми, девочка 10 лет притащила из школы инфекцию в понедельник (вирус), где-то во вторник я видимо от нее заразилась, так.

Доброго времени! Ситуация такая. Болели еще летом, болело ухо, пролечились и все было хорошо.Потом заболели в сентябре - простуда и после нее ребенок стал жутко храпеть. вычитала что это могут быть аденойды и мы отправились.

Девочки, подскажите как уберечься от повторения отитов! Я уже панически боюсь малейших соплей. со старшими такого не было. Ушки болели, но хватало только капель (Софродекс капали) и никаких антибиотиков не назначали. А с младшенькой совсем.

Девочки, сегодня утром сопли, извиняюсь, потекли. Очень похоже на начальную стадию простуды. Не аллергия, ее я всегда отличаю. Горло не болит, температуры нет, кашля нет. Чем лечиться, чаем с малиной и апельсинами? К Гинекологу на.

Вот так бывает, лечишь сначало одно, а потом болезнь развивается в другое. Очень страшно, когда не знаешь что лечить и от чего температура 6 дней шпарит. Появился насморк и кашель, лечили ОРВИ. На 6-ой день.

Я простудилась 3 день уже валяюсь((((((((((Температуры не было,кашля нет. Первый день болело горло (хотя гланды удалены),сейчас горло не болит,сопли,нос заложен и слабость. Лечюсь народными средствами,клюкву завриваю,чай с медом,стрепсилс рассасываю от горла,в общем таблетки не.

Ребенок не слышит на одно ухо.

Девочки, на фоне этого 2 вопроса:

1. Что это может быть у малыша? Есть ли шанс, что все само пройдет (так сказать перерастет).

2. Может кто-нибудь сможет подкинуть контакты толкового детского Лора (или клиники) в Москве.

P.s. семья они молодая, поэтому огромные бабки отваливать не смогут. Поэтому и ищем хорошего врача, который бы не стал тянуть с молодых родителей деньги, пользуясь их страхами и незнанием.

Там очень хороший аппарат и толковые диагносты.

если ситуация не изменится то надо смотреть что это и из-за чего.

для начала ксвп, сделать аудиограмму, узнать на сколько снижен слух на ушке. дальше выяснить какая тугоухость.

про семашко не слышала. мы на вернадке наблюдались. но там только москвичи. про мо не знаю куда обращаться (это если бесплатно). моники наверно.

вообще лор в поликлинике должен дать направление в профильное учреждение.

тугоухость не лечится. это если она. а если опухоль или еще что то, то это совершенно иное..

опять же надо обследоваться. не с бухты барахты же он сказал про операцию.

если просто слух проверить, то есть мелфон, радуга звуков, отофон.

если проверить слух и узнать причину, нии педиатрии, институт аудиологии..там и мрт/кт сделают, (направят). сразу станет все ясно что и из-за чего. лечится это или нет.

ну какой имплант! у ребенка второе ухо нормальное.

Тугоухость даже в роддоме могут определить. Мне в Семашке сказали, что обследования отофоном в некоторых роддомах делают.

А я со своим детенышем в 3 месяца забегала. И все ему отлично определили.

Или вы про какую болезнь?

Зеликович Елена Исааковна

завотделением КТ института педиатрии

По поводу врача в нии педиатрии. Торопчина(или Торопченко, у меня непонятно записано) Лия Владимировна. тел.Она сурдолог, зав лор отделением помоему, к.м.н. В нии только к ней для начала, а потом она уже вам даст направление на КТ и МРТ к Зелекович. Мы тот же путь проходили. Все у Зеликович тоже делали. Да, все не быстро, но время терять тоже самим не стоит.

В нии приемы платные. Как бесплатно туда попасть не знаю. Быстро только за деньги. Прием(в том году мы были) стоит 2000 руб, если делает какие то обследования, консультации - это уже доп плата. Пусть берут денег побольше. Мы меньше 5 тыс за прием там не оставляли у нее.

Очень переживаю по этому поводу. Кажется, я уже на грани нервного срыва.

Проблема затянута, т.к. кормлю грудью малыша, а он еще и аллергичный, маловесный, без груди ему совсем никак.

Подскажите, пожалуйста, как вы выбрались из этого, как подняли слух? может быть есть какие-то советы? не поделитесь опытом, пожалуйста? Боюсь прогрессирования.

Живые темы на форуме

//Криопузик//, . мдааа.. не торопится никак разгон набрать твой хгч, но один факт железный ест.

Klavdiya, у меня на работе такая же ситуация спасает находящийся рядом мед центр, где можно УЗИ.

Селена пью 100 мкг..Волосы перестали клочьями лететь.

Популярные записи в блогах

Доброго воскресного дня, девочки. Были на Узи в 16 недель, посмотрели малыша, ттт все в порядке.

Я сегодня расстроилась как никогда. Еще когда только засунула градусник под язык (я измеряю бт.

ХГЧ сказали сдать через 14 дней, на 15 ДПП, но завтра лаборатории не работают. Сдала анализ сего.

Моя не верить:m0591: Оно?

цикл 28Д, О на 14ДЦ, снизу: 4ДПО, 5ДПО, 6ДПО - вот именно в ней мне и мерещится "ниточка наде.

Лучшие статьи в библиотеке

Воспроизведение материалов сайта возможно только с активной прямой ссылкой на www.babyplan.ru

©17, BabyPlan®. Все права защищены.

Ребенок не слышит на одно ушко

#1 Katarina11

#2 Devotee

ну вот я с одним ухом ходил и бегал до 27 лет, на левом ухе носил СА, на правом почти полная глухота, и СА то там не носил.

Развиваться? Ну развивался нормально, мама отправила меня в обычную общеобразовательную школу, учился на первой парте. Закончил первое высшее, потом второе.

Да, с одним ухом невольно поворачиваешь голову к источнику звука, я тоже так делаю - да и сейчас по привычке осталось, хотя сделал кохлеарную имплантацию на оба ухе уже..

Что касается травмы психологической? Ну как сказать, ребенок воспримет это как данность, ну с одним ухом, ну что поделать. Главное, внушить ему, что стесняться этого нечего, что у всех бывает разное: кто то в очках ходит, кто то еще что то, и т д. В общем не стесняться, не комплексовать. Недослышал - переспрашивать. Не стесняться говорить, что мол я на одно ухо не слышу - поэтому переспрашиваю. Окружающие относятся нормально.

Мешает ли в жизни? ну да, источник звука определить тяжело, нету стерео в музыке, в играх сложно определить откуда пальба - слева там, справа или снизу. Но в целом с одним ухом можно жить почти полноценно.

Кстати, вы знаете например, что композитор Игорь Крутой глух на одно ухо? Так что много таких есть.

  • Тамара Николаевна это нравится

#3 Katarina11

#4 Devotee

наверное лучше выбрать школу по-меньше, да

дело не в размере школы, лучше договоритесь о том, чтобы он учился на первой парте,это очень сильно облегчит дело в понимании учителя и усвоении материала

#5 Гость_Падший Мерлин_*

в точку, все зависит от понимания, от учителей

и также от того как ребенок будет стараться!

#6 Клара

Здравствуйте! У моей дочери аналогичная ситуация - одно ушко 4 ст. тугоухости, другое - норма. Могу с уверенностью вам сказать, что на развитии моего ребёнка это не отразилось. Когда ей было 10 лет она нам сама сообщила, что левое ухо не слышит. После обследования сурдолог велела радоваться и беречь от простуд здоровое ухо. По снимкам слуховой нерв на глухом ухе выглядит совершенно нормально, но височная кость по снимкам на той стороне гораздо меньшего объёма, чем на здоровой. Сейчас дочь учится в 11 классе (физ.мат. класс). Учится прекрасно, у неё много друзей. Она давно уже приспособилась к этой своей небольшой проблемке.

Когда ваш малыш пойдёт в первый класс, возьмите у сурдолога справку с диагнозом и рекомендациями, и обновляйте эту справку каждый год. Покажите эту справку учителям, они должны знать. Но не заостряйте внимание ваших близких, друзей ребёнка, их родителей, учителей на этой проблеме - ведь малыш всё слышит, но одним ухом. Ребёнок с односторонней тугоухостью должен учиться в массовой школе и сидеть на 1,2 парте. Моя дочь сидела на 1 парте до 9 класса, потом категорически отказалась. Говорит, что и на «камчатке» она всё хорошо слышит.

У меня у самой на слуховом нерве опухоль и по всем канонам должна быть односторонняя тугоухость,а после лечения (опухоль мне облучили) должна быть односторонняя глухота. Но слуховой нерв «жив и здоров», слух 100%. Вот такая у нас с дочкой ситуёвина. Вот так мы с ней поделили проблему. У меня масса знакомых с односторонней тугоухостью - реальных и виртуальных. У всех у них опухоли на слуховом нерве. Для них глухое ухо - это не серьёзная проблема, по сравнению с парезом лицевого нерва, головокружениями и невралгиями тройничного нерва.

Всё у вашего малыша будет хорошо, о проблеме вы узнали вовремя, будите контролировать ситуацию, а детские врачи вам помогут.

Где вы живёте? Могу подсказать, где занимаются Кросами.

  • BatraevaNA, Асфодель и магдалена это нравится

#7 Lana

Клара, привет! Рада видеть в добром здравии.

Особенно касательно последней новости о лечении опухоли.

  • Клара это нравится

#8 Lana

По сабжу. Мой отец потерял слух на одном ухе от скарлатины в 14 лет. Ему это абсолютно не мешало стать крупным ученым в своей области, учить иностранные языки и ездить по всему миру. Проблемы начались под 80 лет, когда с возрастом стал снижаться слух на здоровом ухе.

#9 гаухар

Здравствуйте! Я недавно заметила что у мой ребенок на левое ухо, ему 5 лет. Делали аудиограмму сказали левосторонняя тугоухость 4-й степени. Сказали нужно делать МРТ. Я боюсь делать МРТ, потому что слышала что детям делают МРТ под обшим наркозом, и еще боюсь что могут сказать что-то плохое. Что мне делать, добрые люди дайте ваш совет

#10 Гость_Падший Мерлин_*

Не стоит бояться, просто сделают снимок, глянут строение барабанной перепонки и прочее.

  • Комоша это нравится

#11 гаухар

спасибо, Волшебный Мерлин. Друзья я из казахстана, недавно к нам приезжал врач-оториноларинголог из России Шиленков А.А., никто не побывал у него на приеме, дайте ваши отзывы пожалуйста.

#12 Devotee

гаухар, детям МРТ делают под наркозом, так как им не объяснишь, что надо полежатьминут спокойно в аппарате МРТ. Взрослым делают нормально, просто минут 15 подремлете в аппарате и все.

#13 Гость_Падший Мерлин_*

Devotee ,Оо я чето видел пору детей без всякого наркоза

#14 NATANIKA

сказали левосторонняя тугоухость 4-й степени

Если правое - 100% - нет беды на сегодня . (Есть собственный опыт и сожаление о том, что не занималась левым сразу).

Обследовать и узнать причину тугоухости левого ушка ребёнка нужно обязательно, чтобы поддерживать слух правого ушка на хорошем уровне и заранее принимать меры, при необходимости. А м.б. и с левым можно будет что-то предпринять.

гаухар, не отказывайтесь от обследования и поиска причины . Это очень важно прежде всего для Вашего ребёнка. Наркоза не бойтесь (если он и вообще то понадобится для МРТ - грудничкам делают операции двухчасовые.)

#15 Алекса

Вопрос людям взрослым с таким же диагнозом, особенно у кого это с рождения - насколько сильно односторонняя глухота мешает вам в жизни?

Devotee ,подскажите а почему вы сделали кохлеарную тогда, раз вы и в одном аппарате все слышали?и еще вопрос появилась ли разборчивость речи на втором ухе?

#16 Devotee

Алекса, потому что слух упал до такой степени, что и СА перестали помогать. поэтому и сделал КИ.

нет, на втором ухе пока разборчивость не появилась, мозг, как я понимаю, филонит, и его вполне устраивает КИ на левом ухе, а КИ на правом получается таким. вспомогательным. ну тут надо еще учитывать что правое ухо не слышало вообще никогда. там слухового опыта и не было

#17 Алекса

У дочки такая же ситуацич как у вас,в правом какие-то частоты сохранены,но разборчивости нет.А вот с левым в аппарате уже многое понимает НО. речи так и нет,не повторяет слова ((у нас там 60-70дб.Вот не знаю чего делать(((надеюсь на левое ушко всн таки, не хочу я КИ ребенку.Не могу решится!

А вы бы сделали КИ в таком случае? если вернуть время и тот слух что у вас был в слуховом.

#18 Devotee

а много уже времени прошло после операции на второе ухо?

если бы у меня 3 степень тогда - КИ бы я не делал, меня устраивал СА, он вполне компенсировал слухопотерю. с 4 степенью стало совсем плохо. стал уже думать про КИ.

тут конечно сложно в том плане, что ситуация очень пограничная. я бы попробовал выжать все возможное из СА с настройщиком или попробовать другой, более мощный СА и тоже его настроить. это тяжело, трудоемко, но возможно. а уж если и это результатов не даст в разборчивости. тогда про КИ думать возможно надо. но я не авторитет. тут комплексно надо решать и думать вместе со спецами

#19 Алекса

#20 Devotee

Алекса, где занимаетесь? у кого? что сами педагоги говорят?

Тугоухость у новорожденных

Многие обыватели считают, что тугоухость – удел стариков. А на самом деле нарушение слуха может присутствовать и в раннем детском возрасте.

Тугоухость у детей и новорожденных – это не приговор, современная медицина умеет решать эту проблему, пусть и не полностью, но максимально возможное лечение обеспечивается.

Интересный факт – тугоухость в детском возрасте могут распознать и родители ребенка, для этого понадобится лишь внимательное отношение к собственному отпрыску и минимальный набор знаний в области развития детского организма.

Определение степени тугоухости и ее лечение

По данным Всемирной Организации Здравоохранения тугоухость является серьезной проблемой современного общества – на планете каждый 10 человек имеет снижение слуха. Что касается детского возраста, то и здесь цифры пугают – 1 новорожденный из 100 страдает тугоухостью врожденной этиологии, к трехлетнему возрасту 3% детей начинают хуже слышать, а к 5 годам этот процент возрастает до 15.

Если ребенок плохо слышит, то у него страдают многие функции и в первую очередь речь. Малыш поздно начинает произносить какие-то звуки, а если и начинает разговаривать, то его речь непонятна окружающим (звуки «смазаны», исковерканы, буквы «проглатываются») либо обозначение предметов не соответствует действительности.

Очень важно при имеющихся нарушениях слуха у детей провести определенные процедуры, чтобы обеспечить нормальное развитие ребенка. Главным в таком случае является не только лечение, но и определение причины, которая спровоцировала снижение слуха. Что предпримет врач:

  1. Установка причины тугоухости.
  2. При имеющейся возможности провести ряд лечебных мероприятий, чтобы избавиться от причины тугоухости.
  3. Своевременно и грамотно подобрать слуховой аппарат.
  4. Проводить комплексные занятия, которые будут улучшать общее развитие ребенка, несмотря на имеющуюся тугоухость.

Снижение слуха в детском возрасте: возможные причины

Вообще, в медицине рассматривается несколько факторов, приведших к тугоухости в детском возрасте или у новорожденных. И врачам важно точно определить провоцирующий фактор как можно раньше – во многих случаях слух ребенка удается восстановить практически на 100%.

Что провоцирует снижение слуха у ребенка:

  • инфекционные заболевания – грипп, корь, осложнениями которых являются патологические изменения во внутреннем ухе (в частности, поражению подвергается слуховой нерв);
  • патологии среднего уха воспалительного характера – чаще всего к рассматриваемому состоянию приводит отит, протекающий в острой или хронической форме;
  • прободения барабанной перепонки – дети слишком часто засовывают различные предметы в уши (это могут быть спички, пуговицы, мелкие детали от конструктора и так далее), что приводит к разрыву барабанной перепонке, образованию на ней рубцов и грубых сращений.

Отдельно стоит упомянуть тугоухость у новорожденных детей – ее диагностируют непосредственно в роддоме. Такой тип рассматриваемого патологического состояния может развиться у малыша в том случае, если мама во время беременности переболела опасными инфекциями – к таковым относятся грипп, токсоплазмоз, краснуха, герпес.

Как правило, врожденная тугоухость протекает в тяжелой форме, но по статистике именно это нарушение слуха в детском возрасте встречается крайне редко.

Нейросенсорная тугоухость у детей может появиться после перенесенного гриппа (особенно если лечение сводилось к несанкционированному приему антибиотиков), на фоне травмы головы. Но как правило, подобное снижение слуха наблюдается уже в более старшем детском возрасте, поэтому ребенок сам может указать на появившуюся проблему.

Чаще всего снижается слух с годами, родители и врачи, как правило, не распознают тугоухость на ранней стадии развития и поэтому диагноз ставится не сразу, а лечение начинается с опозданием.

Детская тугоухость кондуктивного типа

Обычно причиной развития такого вида нарушения слуха является воспалительный процесс, протекающий в среднем ухе – отит, протекающий в хронической форме. Тугоухость такой степени может развиться на фоне серной пробки – это самая безобидная причина снижения слуха у ребенка, потому устраняется одним посещением ЛОР-врача. В кабинете специалиста серная пробка удаляется путем промывания, слух восстанавливается практически сразу.

Симптомы тугоухости нейросенсорного типа

В этом случае отмечается патологическое поражение слухового анализатора нервной системы. Часто тугоухость у новорожденных диагностируется на фоне гидроцефалии, при родовой травме или перинатальной патологии.

Рассматриваемый вид тугоухости в детском возрасте может протекать в разной тяжести:

  • Симптомы первой степени – малыш абсолютно не слышит тихие звуки, а обычную разговорную речь взрослых ребенок не сможет различить в шумной обстановке. В обычных условиях ребенок с 1 степенью нейросенсорной тугоухости слышит разговорную речь с расстояния 6 метров, а шепот – с 1-3 метров. При развитии рассматриваемой степени тугоухости у ребенка обязательно будут присутствовать нарушения речи, малыш постоянно переспрашивает взрослых.
  • Симптомы второй степени – ребенок не различает средние и тихие звуки. При обследовании врач выявит, что обычную разговорную речь малыш услышит только с четырехметрового расстояния, а шепот – только при условии произношения звуков возле самого уха. Ребенок достаточно плохо разговаривает, его ответы на вопросы взрослых заключаются в словах «да/ нет/ не знаю».
  • Симптомы третей степени – ребенок абсолютно не слышит шепот, а обычную разговорную речь различает только с метрового расстояния. Малыш с третьей степенью нейросенсорной тугоухости начинает разговаривать очень поздно и непонятно. Он редко реагирует на обращенную к нему речь, только если ему не прокричать что-то возле уха.
  • Четвертой степени – ребенок практически ничего не слышит, его речь не развивается абсолютно. Такое состояние граничит с полноценной глухотой.

Пути решения проблемы

В некоторых случаях, если причиной рассматриваемого состояния являются не патологические поражения слухового отдела нервной системы, врачи назначают детям комплексное лечение. Оно подразумевает:

  • введение лекарственных препаратов – назначают сосудистые средства, ноотропы, витамины группы В, мочегонные травы (снижение внутричерепного давления), но в строго индивидуальном порядке;
  • проводят курсы рефлексотерапии микротокового характера – активизируются речевые зоны головного мозга, улучшается кровоснабжение улитки внутреннего уха, нормализуется тонус сосудов головного мозга;
  • специализированные занятия с логопедом, который не только «ставит» речь малыша, но и исправляет дефекты в произношении отдельных звуков, посещение курса лечения у психолога – это поможет улучшить развитие ребенка, даст ему шанс нормально разговаривать и понимать обращенную к нему речь, стать обучаемым и социально адаптированным.

Если же лечение не дает улучшения, то ребенку будет подбираться слуховой аппарат. Это происходит в индивидуальном порядке, с учетом многих факторов.

Если у новорожденного появились симптомы тугоухости и началось снижение слуха, это не повод записывать его в инвалиды и лишать нормальной жизни, помещая в специализированные интернаты. Современная медицина может предложить эффективное лечение, а опытные логопеды и психологи подготовят ребенка к социуму, обеспечат ему полноценную жизнь и общение со сверстниками.

Комментарии и мнения читателей:

Популярное на сайте

Лечение заболеваний уха горла и носа,

инфекций лор органов

ГорлоУхоНос.ру - сайт о ЛОР-заболеваниях. Симптомы и лечение болезней, диагностика и причины возникновения, народные средства, профилактика, осложнения.

Похожие публикации