Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Мы разные, и это прекрасно: как воспитывать толерантность у детей

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности - терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности - это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность - это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит - легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы - разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу - далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие :

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании - это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность - значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность , ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество - детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда - готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий :

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность - уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности - это тяжёлый интеллектуальный и ответственный , большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы


Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир - многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается , вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки - то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике - он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся - он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются - он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают - его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть - он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают - он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители - он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности - он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём - он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра - вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен - причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность - это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности :

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: ОП.09 Инклюзивные подходы в дошкольном образовании

Тема: Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Введение

Человечество перешагнуло порог третьего тысячелетия. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, формирования общемирового экономического пространства, интенсивности развития средств массовой коммуникации, приведших к интернационализации всех сторон человеческого бытия, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальной структуры.

Актуальность научных исследований, посвященных толерантности, представляется самоочевидной. Энергия злобы и ненависти ко всему похожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим другую религию и придерживающимся другой системы ценностей, долго накапливающая, сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев - результаты действия разрушительной и испепеляющей силы, имя которой нетерпимость. Она бушует сегодня во всем мире. Что касается России, то в ней нетерпимость приобрела в последние годы чудовищную силу. толерантность конфликт психологический педагогический

В интересах международного сотрудничества существенно важно, чтобы отдельные люди, общины, нации признавали и уважали культуру, плюрализм человеческого сообщества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Человечество в целом уже породило внутри себя настоятельную потребность во взаимопонимании и терпимости различных народов друг к другу. Неслучайно 1995 год был объявлен ООН «Годом Толерантности», а каждый год 16 ноября - Международный день, посвященный толерантности.

Главная роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

Данное положение распространяется и на дошкольный возраст, которому принадлежит огромное значение в первичном складывании личности. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями.

Стремление изменить мышление человека в сторону глобальности характерно не только для современного этапа развития отечественной педагогики. Международные семинары педагогов показывают, что этими проблемами занимаются многие ученые различных стран. Несмотря на различный уровень экономического развития, в области воспитания встают одни и те же вопросы, поскольку мы живем в мире взаимозависимости. Ученые Франции, Японии, США и других стран считают, что воспитывать уважительное отношение к другим людям, проявлять к ним интерес необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок «открыт» влиянию многих культур.

Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, мало изученная.

Глава 1. Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте

Потребность поиска элементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальной жизни привела к возникновению понятия «терпимость».

В греческой философии требование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативных установок античной этики, связанной тесно с идеей равенства людей. Гераклит и софисты делают вывод о произвольном характере человеческих суждений и оценок, с одной стороны, а с другой - об объективности человеческого сознания.

Демокрит особо акцентирует внимание на то, что «стыд» и «долг» определяют внутренние ограничители действий человека и различает право и мораль. Платон в своем диалоге «Горгий» воспроизводит идеи Сократа и формулирует понятие «терпение», связанное с интеллектуальным аскетизмом, вписывающимся в человекоутверждающее мировосприятие и являющимся предпосылкой духовного и социального сплочения.

Сенека рассматривает «терпимость» как основу для мужества, ибо в ней есть разумность, упорство и относится к тем благам и желаниям, исполнение и прославление которых осуществляется не «толпой поздравителей», а благоговением коленоприкланенных.

Тертуллиан, представитель ранней патристики, в своем трактате «О терпении» отводит терпимости первостепенную роль. Общезначимость и практическая ценность «терпения» для него несомненны. Оно существует в виде Божественного, определяющего смирение и аскетизм.

Христианская концепция «терпимости» складывалась в результате реализации потребности человека в гуманности и достижении равенства между людьми. Основанное на «любви», «смирении» и «всепрощении», терпение находится под охраной суровой стыдливости, которая способствует воспитанию христиан как добродетельных и послушных граждан по отношению к тем, кого Бог поставил над ними.

В эпоху просвещения происходит актуализация «терпимости».

Дж. Локк связывает «терпимость» с проявлением насилия, для которого необходимо определить предел существования. «Терпимость» связывается с обеспечением и сохранением справедливости, а в случае ее нарушения, государство имеет право подавлять эти попытки путем наказания.

А.Шопенгауэр и А.Гален определяли «терпимость» как отношение «Я» к самому себе, к другим - «Ты», «Он», «Мы».

Терпимость для И.Канта, противопоставлена ненависти, характеризует достоинство и честь человека и воспитывается как обязанность, проявляемая через дисциплину.

И.В. Гете, а в последующем Шиллинг и Гегель, эстетический характер добра ставит исходным пунктом критики общества, где мораль предохраняет человека от дегродирования, чему в немалой степени способствует толерантность.

Ч.Дарвин, опираясь на то, что нравственное чувство основано на «общественных инстинктах», где нравственная совесть заставляет рефлексировать собственное «Я», подчеркивает самоопределение, выражающееся у человека в форме стыда, сожаления, раскаяния или жестокого упрека и, в конечном итоге, способствует развитию «терпимости» как к самому себе, так и к другим, особенно к тем, к кому человек питает чувство симпатии. Терпимость приобретается в зависимости от условий усложнения инфраструктуры общества.

На основе вышесказанного можно заметить, что возникновение понятия «терпимость», а затем понятия «толерантность» связано, прежде всего со стремлением человека к саморазвитию, самосовершенствованию, а так же с желанием жить в гармоничном гуманном обществе и с идеей равенства людей.

Сегодня толерантность предполагает проявление уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом, каков он «человек», а не к какой национальности он принадлежит. Достоинства и недостатки людей - их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности - признак бескультурья, невоспитанности. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

Декларация принципов толерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Не при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность - обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказ от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это так же означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Глава 2. Формирование толерантности как педагогическая проблема

Данная проблема в педагогике сформировалась относительно недавно и является, на мой взгляд, следствием тенденций изменения содержания образования, таких как: гуманизация, демократизация, гуманитаризация, глобализация.

Сегодня стало актуальным развитие, прежде всего, нравственных основ личности, становление «Я» - доминантного, позволяющего личности действовать свободно за пределами собственного внутреннего мира в пространстве саморазвития другого и других, преодолевая тем самым свою ограниченность. Этого начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимания и принятия другого.

Гуманистическая позиция и профессиональная компетентность составляют в целом педагогическую культуру личности педагога, так как является сущностной характеристикой личности педагога. Д.В. Зиновьев, исследую проблему повышения педагогического мастерства, выдвинул новые требования к педагогу, его мастерству, неотъемлемой частью которого в современных условиях выступает наличие социокультурной толерантности, под которой понимается моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической национальности, либо культурной принадлежности; терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Зиновьев выделяет структурные компоненты социокультурной толерантности, составляющие так называемую «триаду толерантности»: уважение, симпатия, доброта. Их реализация происходит в деятельности.

Педагогика толерантности должна предложить как общие процедуры, так и конкретные методы и приемы реакции на нетерпимость и на пути ее устранения или нейтрализации, разъясняющие природу прав человека и формы проявления нетерпимости в мире. Желательно, чтобы каждый гражданин узнал как можно раньше, что означают такие понятия, как расизм, национализм, фашизм, этнические чистки, дискриминация по полу, религиозные преследования и другие. Люди должны принимать друг друга такими, какие они есть, быть терпимыми и не прибегать к насилию, жестокости, морально - психологическому давлению человека.

Мы понимаем под термином «толерантность» - морально-нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения ее людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т.д.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть; терпимости в отношении любого рода дефектов, не выходя за рамки норм и правил человеческого общежития.

Я выделила следующие уровни толерантности:

Когнитивный - знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;

Эмоционально-оценочный - осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо, признается право на отличие;

Поведенческо-рефлексивный - устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.

Подводя итог, можно сказать, что формирование толерантности -это движение по направлению к свободной гуманной личности и протекать оно должно с помощью гуманистического личностно- ориентированного подхода.

Глава 3. Формирование толерантности у дошкольников

В последнее время актуальным стал вопрос толерантности для создания мира без зла и жестокости, где человеческая жизнь и принципы гуманизма - наивысшие ценности. Без толерантности, терпения невозможно построить эффективное взаимодействие как на межличностном, так и на более глобальных уровнях - социальном и международном. Воспитание толерантности у детей является необходимым условием формирования полноценной личности.

Отношение к окружающим начинает формироваться примерно с 4 лет. Оно основано на чувствах, которые дети успели постичь и освоить, на их собственных незамутненных представлениях о других. Но уже становится возможным появление опасения, передразнивания, осмеяния, которые базируются на ограниченности жизненного опыта, детской непосредственности и некоторой бестактности, которые свойственны всем детям на ранних этапах развития. Таким образом, толерантность - проблема педагогическая и воспитание толерантности нужно начинать еще у дошкольников, дабы не упустить момент формирования мировоззрения, принципов, ценностей и жизненных установок.

Формирование толерантности у детей необходимо для того, чтобы они научились выстраивать адекватные взаимоотношения с окружающими, независимо от национальности, вероисповедания, политических убеждений, взглядов на жизнь.Для реализации этой цели необходимо последовательное соблюдение принципов формирования толерантности у дошкольников, которым должны следовать в семье малыша, его ближайшем окружении, а так же в дошкольном воспитательном учреждении.

1. Целенаправленность. Для развития толерантности необходимо четкое осознание своей цели педагогом, а также совпадение его мотивации с мотивацией ребенка. Объясните малышу, для чего ему нужно формировать терпимое отношение к окружающим и что это даст ему сейчас в будущем.

2. Учет индивидуальных особенностей. Толерантность дошкольников, как и любые другие нравственные принципы, должны формироваться с учетом индивидуальных особенностей, например, уже имеющихся моральных устоев и установок. Важно учитывать и то, в каких условиях растет и развивается малыш и, исходя из этого, делать акцент на тех или иных нюансах. Немаловажны и половые различия, так, например, мальчики более склонны проявлять физическую агрессию, чем девочки, которые, в свою очередь, более чувствительны и подвержены влиянию извне.

3. Культуросообразность. Важно воспитывать в ребенке качества полноценной личности с учетом национальных особенностей культуры, во избежание возникновения противоречий с общепринятыми правилами и нормами. Но при этом нужно соблюсти тонкую грань между конформизмом и сохранением индивидуальности.

4. Связь толерантности с жизнью. Развитие толерантности у детей должно постоянно сопровождаться примерами из жизни, это могут быть общемировые примеры проявления толерантности, и примеры из жизни самого ребенка - как это качество может проявляться в отношениях с близкими, друзьями, педагогами. Также нужно следить за тем, чтобы слова не расходились с жизнью и нужно демонстрировать необходимость этого качества на личном примере.

5. Уважительное отношение к личности. Независимо от условий и целей воспитания, оно должно базироваться на уважении к самому ребенку, его личности, мнению, жизненной позиции.

6. Опора на положительное. Воспитывая в ребенке толерантность, следует опираться на уже имеющийся положительный опыт социального взаимодействия, пусть и небольшой, а так же активно поддерживать и развивать те качества, которые этому способствуют.

Заключение

В настоящее нелегкое время, потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает все большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам - понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.

В социальном плане толерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Основа толерантности - признание права на отличие.

Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.

Формирование толерантности процесс очень длительный и начинать его, по моему мнению, необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.

Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на нег возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.

Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность - игру и продуктивные виды деятельности.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу.

И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

Список литературы

1. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. - С. 51-52.

2. Воронова Л. Какие глупости! Или Ты вращаешься над бездной. К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности //Библиотека в школе. -2002. -№3. -С. 10.

3. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История "Первое сентября". - 2002. -№33. -С. 29; №34. -С. 24.

4. Гельдыев Р. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности //Школьный психолог. -2001. -№40. -С. 7.

5. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. - С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6.

6. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6.

7. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.

8. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11.

9. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. -С. 104.

10. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.

11. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и история появления толерантности. Понятие толерантности согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Дифференцированное понимание феномена толерантности. Свойства толерантного и интолерантного человека.

    реферат , добавлен 19.01.2012

    Аспекты формирования толерантности у подростков как фактор предупреждения конфликтов. Тренинг толерантности. Оценка сплоченности группы. Соглашение с инициативой других. Повышение самооценки. Настройка на группу. Уважительное отношение к другим.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Понятие толерантности, механизмов ее формирования. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных психологическим характеристикам возрастных особенностей младших школьников. Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Теоретические основы явления толерантности. Понятие, сущность и особенности сказкотерапии как средства развития толерантности. Анализ и оценка уровня толерантности у детей младшего школьного возраста (на базе детского оздоровительного лагеря "Мечта").

    курсовая работа , добавлен 11.07.2010

    Толерантность и интолерантность как составляющие современного мира. Стереотипы и стереотипизация: основные методологические подходы. Проблемы толерантности к чужим стереотипам. Необходимость гражданско-правового оформления принципов толерантности.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2011

    Определение сущности, анализ структуры и специфики этнической толерантности как психолого-педагогического феномена. Изучение особенностей проявления этнической толерантности в студенческом коллективе и возможности её развития у студентов-психологов.

    магистерская работа , добавлен 22.06.2011

    Определение понятия "толерантность". Основные психологические составляющие толерантности. Характерные особенности в развитии межличностного диалога. Экспериментальное исследование психологических характеристик толерантности у детей школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2012

    Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе. Данные понятия в системе "Я и другие". Развитие самосознания идет от простого к сложному и формирование Я-концепции. Внимание к другому - шаг толерантности. Постановка целей и их приоритет.

    реферат , добавлен 15.03.2010

    Исследование толерантности личности как психолого-акмеологического явления в многонациональном коллективе. Выявление внешних и внутренних детерминант этнической толерантности. Разработка психотехники по формированию межэтнической толерантности личности.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Подходы к понятию толерантности. Сплоченность классного коллектива. Психологическая характеристика подросткового возраста. Формирование неконфликтного, монолитного общества. Взаимосвязь между уровнем толерантности и индексом сплоченности коллектива.

Введение

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена экономическими и политическими процессами в жизни страны.

Нередко на почве этнокультурных различий в отношениях между людьми проявляются отчужденность, непонимание, агрессия. Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Существенное значение, имеет воспитание толерантности с детства, и потому нам представляется необходимым разрабатывать соответствующие программы и методики, ориентированные на дошкольный возраст, для дошкольных образовательных учреждений.

Может возникнуть вопрос: стоит ли вообще заниматься формированием толерантности у столь маленьких детей, так ли это необходимо и возможно, может, стоит подождать, когда дети подрастут? Опираясь на исследования в области детской возрастной психологии на этот вопрос можно ответить положительно.

Толерантность не формируется сама по себе, уважение к другим народам нужно воспитывать с детства, с дошкольного возраста.

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения сегодня, в условиях отсутствия наработанных программ и методик, представляет собой процесс сложный, требующий больших эмоциональных затрат от педагогического коллектива, и в основном опирается на руководителей и воспитателей-энтузиастов. Разработка и внедрение таких программ - актуальная и важная задача нашей педагогики.

Цель курсовой работы: «Рассмотреть условия формирования толерантности дошкольников и профилактика агрессивного поведения в ДОУ».

Задачи курсовой работы:

Изучить научно - методическую и специальную литературу о принципах формирования толерантности дошкольников;

Изучить особенности форм и методов воспитания толерантного отношения в ДОУ;

Разработать план конспект занятия в целях профилактики агрессивного поведения дошкольников;

Сделать вывод по проделанной работе.

Объект исследования: методика работы с родителями в рамках ДОУ.

Предмет исследования: Формы работы дошкольных учреждений с родителями.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и методики воспитательной работы.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

Цели воспитания толерантности

толерантность агрессивный воспитание учащийся

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы:

Детская непосредственность;

Ограниченный жизненный опыт;

Детская бестактность и т.д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ним. Современная семья существенно отличается от семьи предыдущих лет -- прежде всего своим культурным статусом и своей национальной неоднородностью. Для того, чтобы наладить взаимодействия с такими семьями и детьми, педагогам дошкольных учреждений требуется больше знаний о культуре того или иного народа, особая бережность в обращении с иноязычным ребёнком, большая тщательность в выборе средств и методов воспитания, чтобы не задеть национальные, религиозные чувства, учесть политические особенности представителей других культур.

Одной из самых «больных» проблем в современном мире является проблема толерантности, с которой сталкиваются многие страны, выбравшие демократический путь развития. Во всём мире растёт число молодёжных группировок с националистическими взглядами, молодёжь не всегда могут правильно сориентироваться в оценке действий тех или иных сообществ, агрессивно навязывающих свои идеологические стандарты.

Большую роль в погашении политической напряжённости и сглаживании отношений в обществе играет то, какие ценности будут привиты подрастающему поколению, какую идеологию будут транслировать им семья и средства массовой информации, каким методам отстаивания своих прав обучат детей взрослые. И именно в дошкольных учреждениях должно начинаться воспитание гражданственности и патриотизма. Именно дошкольное детство является начальным периодом для развития в ребёнке качеств, необходимых для его социализации в современном мире.

Казахстан всегда был многонациональной страной, в которой переплелись множество культур, традиций, религий.

Сегодня, как никогда для актуальной проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения этих конфликтов.

Возрастает появление инокультурных браков -- союз молодых пар разных по этническим и социальным взглядам. Вероятность распада такой семьи существенно повышается при переезде на другое место жительство (в другую страну), особенно если один из супругов не имеет полноценной социальной или профессиональной деятельности, либо не знает языка этой страны.

Особое место в данных обстоятельствах занимает проблема образования ребёнка и его адаптация в новой среде, выбора круга общения. Особенно трудно формируется толерантность к «другому», когда речь идёт о национальных и религиозных различиях. Не секрет, что биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, «чужому»: не такой как я, значит, - «плохой», «неприемлемый». И шагом в процессе формирования сознания должно быть психологическое преобразование «чужого» - в «другого». Залогом такого преобразования и должно стать приближение к национальному миру других народов в разных его проявлениях.

Чему же можно научить ребёнка в современной ситуации:

Умение понимать и сохранять себя как уникальную личность и представителя определённой культуры;

Умение уважать другого как уникальную личность и как представителя Другой культуры;

Умение предотвращать, а при необходимости и решать возникающие конфликты.

В образовательном учреждении, в отличии от семьи, намного легче формируется коммуникативное поле ребёнка: он знакомится с разными типами культур, учится выстраивать взаимодействие с представителями разных наций и осваивает роль представителя своей культуры. Специфика влияния образовательного учреждения состоит в обретении ребёнка «чувства МЫ».

Знакомство детей с культурой и религией других народов можно осуществлять через посещение Этнографического музея, чтение произведений, игры, показ слайдов, видеороликов, иллюстраций, рассказы педагога о национальных и религиозных обрядах и традициях и многое другое.

Главное, чтобы ребёнок понял, что все люди одинаковые, независимо от цвета кожи, веры и знания или незнания того или иного языка.

Ирина Сергеева
Воспитание толерантности у дошкольников

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ .

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.

На современном этапе развития общества значительно изменились ценностные ориентиры, на первый план выходят материальные ценности, в то время как жизненный уровень большинства населения снизился, и родители вынуждены решать финансовые проблемы. В связи с этим повысилась занятость, агрессивность людей, отчего страдает молодое поколение. Они переживают постоянные стрессы, неудовлетворенность в любви, ласке, защищенности.

Понятие «толерантность » формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор.

Термин «толерантность » (от латинского «tolerantia» - терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Когда и при каких обстоятельствах появился термин «толерантность » ?

Сама идея толерантности имеет давнюю историю и восходит к истории философской мысли. Она возникла в глубокой античности как одно из средств решения проблем, связанных с отношением к религиозным меньшинствам. Древнегреческие философы Гераклит, Эпикур, Геродот считали, что войны и их последствия вынудят в конечном счете людей жить в мире. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми. Компромиссному решению конфликта между протестантами и католиками способствовал Нантский эдикт, прекративший массовую резню гугенотов католиками. Уже тогда обращается внимание на право каждого человека быть иным. К взаимным уступкам, плюрализму, сотрудничеству, толерантности призывали Дж . Локк, Вольтер, Антуан Де Сент-Экзюпери, А. Маслоу, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский и др.

В разных культурах толкование толерантности имеет различные смысловые оттенки, обусловленные историческим опытом народов, преимущественно связанные с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений. В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность » является «терпение» , «терпеть» , «терпимость» , означающее способность терпеть только по милосердию, быть спокойным, рассудительным, великодушным, снисходительным.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16ноября 1995г. в Париже 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Декларация переведена на русский язык и принята за основу государственной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005гг.) . Благодаря усилиям ЮНЕСКО термин «толерантность » в настоящее время стал международным и широко используется философами, социологами, психологами, педагогами, медиками, политиками. Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе». В законе РФ "Об образовании" говорится : «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.» (ст. «Принципы государственной политики в области образования» ). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания : «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее : «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т. д., в основе которых лежат следующие факторы :

1. детская непосредственность;

2. ограниченный жизненный опыт;

3. детская бестактность и т. д.

Таким образом, проблему толерантности , можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста , поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Цель воспитания толерантности- воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитие растущих людей. Это сложно структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером его ценностных установок, целей, с одной стороны; с другой – реальным состоянием индивидуальных характеристик детей от младенческого до юношеского периодов. Этот многопланово протекающий, подчиняющийся определенным закономерностям и осуществляющийся во времени процесс имеет различные, четко определенные изменения, фиксирующие уровни, через которые по своему проходит каждый ребенок. (Д. И. Фельдштейн, 1995) .

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания , так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста .

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной , необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников :

Ознакомление детей с подвижными играми народов мира на физкультурных занятиях.

На музыкальных занятиях знакомить с танцами и песнями различных народов.

Чтения книг-сказок, так как в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь.

Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям , в основе которых сказки народов мира;

Организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов.

Использование в работе этнокалендаря, который является ярким развивающим пособием для изучение с традициями, культурным наследием, праздниками своего народа, а также культурой, национальными традициями, праздниками народов России и мира.

Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; (Рождество Масленица)

Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Например, игры и игровые упражнения, направленные на :

Развитие умений невербального общения :«Угадай-ка» , «Любимый сказочный герой» ;

Развитие чувства близости с другими детьми :«Ласковое имя» , «Комплименты» ;

Развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей :«Море волнуется» :

Гармонизацию осознания своего имени, фамилии :«Как можно нас назвать по-разному» , «Угадай, кто это?» ;

Развитие умения соблюдать дистанцию в общении :«Стоящие и сидящие» ;

Развитие умения понимать настроение окружающих :«Что можно сделать для друга» ;

Регулирование своего поведения :«Выдержанный человек» ;

Проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям :«Солнышко милосердия» , «Добрый лесник» ,

Обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Психогимнастика– включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение» , «Веселый – грустный» .

Этюды и упражнения направленные на :

На воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми : «Подарок» ;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас :«Спиной друг к другу» , «Хоровод дружбы» .

Арт-терапия– это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет» , «Я и моё настроение» , «Моё имя» , «Цветок милосердия» , «Дети планеты Земля» .

Сюжетно- ролевые игры дошкольников , основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия .

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями : собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка , формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Похожие публикации