Виды и основные свойства тканей. Свойства тканей: механические, технологические, гигиенические

ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

ТКАНЬ

Ткань вырабатывается на ткацком станке из двух взаимно перпендикулярных нитей: о с н о в ы, идущей вдоль ткани, и у т к а, расположенного поперек ткани. Количество рисунков ткацких переплетений очень велико. Основные переплетения следующие:
простое, или гладкое (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное); мелкоузорчатое (рогожка, усиленная саржа, диагоналевое, креповое); сложное (двойное, ворсовое, ажурное);
крупноузорчатое, или жаккардовое (ткани с крупным рисунком в виде узоров из цветов и т. п.).
Между формой одежды и тканью, из которой эта одежда сшита, издавна существует взаимосвязь. Так, в ХVI-ХVII и отчасти в ХVIII вв. вырабатывали очень плотные, тяжелые ткани (сукно, бархат, камлот, парчу и т. п.). Они соответствовали сложным и громоздким костюмам тех времен. В конце ХVIII в. характер женского костюма резко меняется, исчезают каркасные тяжелые формы, в моду входят (сказывается влияние античного костюма) одежды с мягкими драпировками (рис. 117, а). драпировки же красивы на мягких, светлых гладкокрашеных тканях, когда каждая фалда дает глубокие светотени. Естественно, изменяется фактура (структура) ткани; появляются кисея, муслин, батист, кашемир преимущественно светлых тонов. В моду входят перкаль (хлопчатобумажная ткань) и льняные ткани.
К 30-м годам ХIХ в. в костюме снова начинает проявляться четкость форм; на смену легким тканям приходят более жесткие, хотя и менее громоздкие и тяжелые, чем когда-то (рис. 117, б). Это муар, тафта, репс, поплин, атлас, капаус и т. п.
Так как для каждого определенного отрезка времени характерны новые линии, силуэты, крой, новая технология, то результатом этого зачастую является появление новых видов тканей с новыми фактурными и технологическими свойствами, ибо модель пальто, костюма или платья теряет весь свой вид, если она выполнена из неподходящей или устаревшей, вышедшей из моды ткани.

Рис. 117

В текстильной промышленности все большее распространение получает производство тканей из смесей различных по составу волокон - натуральной шерсти с шелком, шерсти со штапельным волокном, шелка с хлопком и синтетическими волокнами.
Большую роль в создании нового ассортимента тканей сыграла химия, сильно обогатив и расширив имеющийся ассортимент. Появляются нетканые, пленочные, дублированные, ацетатные материалы.
Ткани, предназначенные для легкого платья,- мягкие, эластичные, хорошо драпируются, хорошо образуют любые формы (тупики, блузки, летние легкие пальто и т. д.). Для верхней одежды широко применяется вельвет на поролоне, пелакса на вельвете (мужские и женские куртки), прорезиненный капрон и др.
Ткани с метанитом и люрексом предназначены для нарядных платьев. платьев.
Разнообразие тканей заключается не только в характере переплетения нитей, цвете, рисунке. Ткани прежде всего различны по своей структуре. Структура же определяется:
1) видом и толщиной пряжи; 2) характером переплетения нитей; 3) плотностью. От структуры и отделки ткани зависят ее толщина, вес, механические свойства, а также вид лицевой поверхности - фактура.
Последняя может быть самой разнообразной. Есть ткани с гладкой поверхностью (например, ткани сатинового и атласного переплетений), с начесом (драп, сукно), ткани как бы зернистые (креп, зпонж, букле), ворсовые (бобрик, бархат, полубархат, вельвет-рубчик, вельвет-корд) и другие.
Поверхность ткани может быть блестящей, матовой, шероховатой, крупенчатой, ребристой, жатой, пушистой.

Одни ткани обладают упругостью и хорошо держат приданную им в процессе обработки форму, другие - вялые, рыхлые, легко сминаемые или, наоборот, жесткие, сухие, труднообрабатываемые.
Чтобы яснее представить себе, как ткань ведет себя в том или ином случае, надо проверить ее на манекене или фигуре и посмотреть, драпируется ли она, мягкая или топорщится в фалдах и сборках. Только после такой проверки решают, подходит ли ткань для той или иной модели.


Платья, костюмы и пальто с мягкими линиями, глубокими фалдами, драпировками, подчеркивающими линии фигуры (рис. 118, 119), должны изготовляться из тканей типа вуали, крепа, жоржета, букле, ратина, которые обладают способностью хорошо драпироваться.
Ткани для платьев и летних пальто с широкими, торчащими юбками, жесткими драпировками, пышными рукавами и большими воротниками (рис. 120) должны быть жесткие, плотные (такие как тафта, муар, репс, фай, поплин, пике, тисненый сатин).
Особо следует сказать о прозрачных тканях. Эти ткани (как из натуральных, так и из синтетических волокон) могут быть мягкими и эластичными, упругими, жесткими и торчащими.
Структуру таких тканей разнообразят применением различных металлических нитей (люрекс), а также самой выработкой, достигая ребристости, чешуйчатости, жатости, гофрированности и т. д.
Решая композицию той или иной модели, учитывая перечисленные общие свойства, присущие прозрачным тканям, необходимо в первую очередь считаться с основным их свойством - прозрачностью. Именно поэтому характерными элементами одежды здесь становятся драпировки, сборки, плиссе, отлетающие туники (рис. 121), оборки; характерны и такие дополнения, как шарфы, банты, пелерины и т. д.
В моделях из прозрачных тканей не должно быть большого количества швов, рельефов, линий кокеток, так как последние в этом случае некрасиво выделяются. Не следует также применять жесткие складки, пластроны (манишки), воротники, манжеты и карманы.
Уплотненная в этих деталях ткань (заложенная в два-три слоя) как бы становится тяжелее, выглядит совершенно иначе, чем в основных деталях.
Изготовляя модель из прозрачной ткани, необходимо предусмотреть и чехол. Ткань чехла должна сочетаться с основной тканью и не обеднять ее. Более того, надо, чтобы ткань чехла способствовала выявлению особенностей основной ткани.
Фактурные соотношения чехла и ткани платья являются важными моментами в правильном решении композиции.
Прозрачную ткань можно дублировать иногда с другой тканью. Это позволяет сделать швы малозаметными, а ткань более интересной, выигрышной.
Физико-механические свойства тканей
Знание физико-механических свойств тканей очень важно, поскольку в процессе работы любая ткань подвергается самым разнообразным механическим воздействиям - растяжению, усадке, изгибу, трению.
Растяжимость. Тканям свойственна р а с т я ж и м о с т ь, причем по нити основы они растягиваются мало, по нити утка значительно больше, а в косом направлении особенно сильно.
Целый ряд тканей имеет свойство сильно растягиваться (искусственные крепы, креп-марокен, эпонж, креп-сатин). другие ткани (сатин, вельвет, поплин, репс, тафта, муар) вытягиваются мало.
У тканей, обладающих большим удлинением, возможны перекосы. Неравномерно вытягиваются иногда отдельные детали одежды, особенно по косому направлению нитей (пальто по среднему жну спинки; фалды юбки клеш спереди, сзади или на боках; лиф с косым расположением нитей).
При стачивании сильно растягивающихся тканей края соединяемых деталей могут вытягиваться, шов получает неправильное направление и портит весь вид изделия. Чаще всего это проявляется при стачивании деталей по косым срезам. При утюжке отдельные детали из таких тканей могут изменить свою форму, изделие в результате окажется искаженным. Поэтому при разработке той или иной конструкции, связанной с косыми срезами, надо учитывать способность ткани растягиваться. В отдельных случаях надо производить оттяжку деталей кроя, выравнивая и срезая при этом неровности.
Изделия, выполненные из тканей с большой растяжимостью и не подвергшиеся специальной обработке (оттяжке), в готовом виде теряют свою форму.
Усадка . Свойство ткани усаживаться, т. е. частично изменять длину и ширину после увлажнения и влажно-тепловой обработки, называют усадкой. Ткани обладают различной способностью к усадке. Так, хлопчатобумажный или шелковый эпонж может дать усадку около 10 -12%, чистошерстяная ткань типа букле около 8+10%, чистошерстяная ткань типа коверкота и габардина - З + 5 %, штапельные ткани - до 14%. Хлопчатобумажная шотландка, плетенка и сатин почти не дают усадки.
Усадка бывает полезной и отрицательной.
Та усадка, которая присуща чистошерстяным тканям, считается п о л е з н о й. В состав шерстяных волокон входит корковый слой, способствующий созданию к длительному удерживанию той или иной формы, достигнутой в процессе влажнотепловой обработки. Шерстяные ткани тем и отличаются от других, что их можно посредством влажно-тепловой обработки растягивать (оттяжка) и сокращать (сутюжка) на отдельных участках изделия (кстати, это отличает производство одежды из шерстяных тканей от производства одежды из тканей хлопчатобумажных, льняных, шелковых, из искусственного волокна).
Формование изделий из тканей, не обладающих способностью хорошо сутюживаться, значительно труднее. В этом случае изделию приходится придавать определенную форму исключительно конструкцией.
Под о т р и ц а т е л ь н о й усадкой подразумевают общее излишнее сокращение ткани под действием воды (дождь, стирка, чистка) и влажно-тепловой обработки. Поэтому ткани, обладающие в той или иной мере способностью сокращаться, должны подвергаться предварительной обработке - декатировке, чтобы сшитые из них изделия при носке не деформировались.
Моделируя любое изделие, необходимо обязательно учитывать способность ткани к усадке. Зачастую получение необходимой формы достигается именно влажно-тепловой обработкой.
Приведем два примера: жакет с отрезным бочком из ткани, поддающейся влажно-тепловой обработке (рис. 122, а), и платье с отрезным бочком из ткани, не поддающейся влажно-тепловой обработке (рис. 122, 6). В первом случае излишки ткани по линии шва сутюжены, а во втором - переведены в вытачку.
Другой пример: если ткань не обладает усадкой, то плавной формы рукава достигают посредством вытачки на окате рукава (при наличии верхнего шва рукава вытачка совмещается с ним).
Осыпаемость. Существуют ткани, которые обладают способностью осыпаться на срезах. Это отрицательное свойство. Наибольшая сыпучесть характерна для гребенных тканей из грубой и полугрубой шерсти, тканей из искусственного шелка и хлопчатобумажных тканей.
При моделировании изделий из таких тканей следует избегать применения подрезов, сложных рельефов, кокеток, а также прорезных карманов, вытачных петель, ластовиц в цельнокроеных рукавах. В противном случае ткань в указанных местах со временем расползется, изделие потеряет свою прочность и внешний вид. Кроме того, при этом необходимо увеличение ширины швов в 1,5-2 раза (по сравнению со швами в изделиях из тканей, устойчивых к осыпанию) и их обметывание. Отсюда дополнительные припуски на обработку.
Упругость ткани (сминаемость). В процессе носки ткани, не обладающие упругостью, легко мнутся. На различных частях одежды появляются складки и замины, отчего одежда теряет свою форму и вид.
Это свойство определяется упругостью волокон и структурой ткани. Шерстяные ткани мнутся мало, так как шерсть очень упруга; на льняных же, наоборот, быстро образуются глубокие замины и складки.
Чем плотнее ткань и чаще переплетение, тем меньше возможность взаимного сдвига нитей (основы и утка) при изгибе ткани, тем больше ее упругость и меньше сминаемость.
Сминаемость ткани - одно из отрицательных ее свойств. Если ткань сильно мнется, ее нельзя использовать для слишком узких, облегающих фигуру изделий, драпировок, складок, плиссе. Такие ткани не рекомендуют применять в платьях, не отрезных по линии талии, особенно с узкой юбкой, Раздвижка тканей на швах. Это свойство характерно для тканей из натурального шелка и искусственного волокна, для шерстяных и хлопчатобумажных тканей (маркизет, чесуча, репс, рогожка, пике, поплин, фай). При моделировании одежды в процессе композиционной разработки следует избегать узких форм. Но в любом случае, стачивая детали, шов надо делать шире, а строчку чаще.
Устойчивость к действию высоких температур . Ткани по- разному устойчивы к действию высоких температур. Целый ряд тканей, например из искусственных волокон, не выдерживает обработки горячим утюгом: ткани спекаются, изменяют цвет, значительно сокращаются по длине или ширине.
Производя утюжку изделий, нельзя забывать, что слишком высокая температура и излишне длительное воздействие утюга на ткань приводят к ослаблению последней.
Особую осторожность следует соблюдать при утюжке тканей, содержащих искусственные и синтетические волокна. Так, несоблюдение температурных режимов в процессе утюжки вискозных тканей приводит к изменению цвета ткани, а подчас и к уменьшению прочности. При утюжке на вискозных тканях часто образуются неликвидируемые ласы *; поэтому не рекомендуется допускать больших давлений гладильной поверхности.
Плотные, сухие ткани сутюживаются трудно; операцию в этом случае надо повторять.
Рисунки на тканях
По характеру окраски различают ткани гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые, а по рисунку - набивные и гладкокрашеные с выраженным ткацким рисунком.
По своему характеру рисунки могут быть двух видов.
1. К о н к р е т н ы е: растительные (цветы, листья), тематические (детские, индустриальные, спортивные, сюжетные), геометрические (полоски, клетки, диагональ, горошек).
2. А б с т р а кт н ы е, или беспредметные (где нет конкретной темы изображения).
Каждый рисунок имеет свой раппорт, т. е. повторяемость одной и той же темы по всему полотну. Иногда раппорт резко выражен, иногда эта повторяемость мало ощутима. Масштаб раппорта очень различен.
* Ласами называют блестящие участки на ткани, образующиеся в процессе влажно-тепловой обработки. При утюжке пяти ткани сплющиваются, поверхность ее делается более гладкой и приобретает блеск. Ласы могут быть сняты с ткани отпариванием, но при этом может исчезнуть часть эффекта утюжки.
Все рисунки разделяются на:
1) с т а т и ч н ы е с вертикально и горионтально расположенным орнаментом;
2) д ин а м и ч н ы е, где преобладает диагональное направление орнамента;
3) к о м б и н и р о в а н н ы е, соединяющие в себе статику и динамику.
Кроме того, следует выделить ткани с купонными рисунками к с каймой.
К у п о н н ы й рисунок определяет его расположение на фигуре. Иногда предусматривается к обозначается вырез горловины, пройм и т. д.
К а й м о в ы й рисунок имеет более широкие возможности для использования. Здесь все полотно заполнено определенными, однозначными формами, повторяющимися по всему полотну, с постепенным нарастанием, где рисунок сконцентрирован и насыщен в виде каймы. Кайма служит как бы отделкой для акцентирования одной или нескольких частей платья. Например, кайма, расположенная по центру платья, образует насыщенную широкую полосу. В асимметрично решенных композициях полосу каймы располагают с одной стороны изделия. Иногда кайму располагают по линии кокетки, по низу юбки, рукавов и т. д.
Во все периоды моды в женской одежде использовался р а с т и т е л ь н ы й орнамент. Конечно, для каждого периода были характерны свои композиционные решения в разработке рисунков цветов, листьев, веток, букетов. Расположение раппорта, масштаб рисунка, характер его нанесения на ткань бесконечно видоизменялись. При этом иногда орнамент изображают более натуралистично, резко выделяя его на общем фоне ткани. В другое время те же цветы и листья начинают изображать более условно, стилизованно, они как бы сливаются с фоном ткани.
Рисунок можёт иметь различное заполнение фона: от полного заполнения, до редко разбросанных форм. Рисунки могут быть с размытым орнаментом, сливающимся с фоном и напоминающим окраску поверхности мрамора.
Рисунки на тканях с точки зрения решения композиции делят на легкие и трудные.

К л е г к и м относят рисунки малых и средних размеров, не имеющих верха и низа, а также больших размеров без резко выраженного цветового решения, со сплошь заполнен- ным фоном. Здесь при решении композиции и при раскрое в качестве центральной осевой линии изделия можно принять любую линию на ткани, не считаясь с рисунком (рис. 123, а, б).К т р у д н ы м относят односторонние рисунки, имеющие верх и низ. В этом случае, ткань следует набросить на манекен, приколов ее справа и слева так, чтобы рисунок был направлен в противоположные стороны (это не относится к тканям с сюжетным и тематическим рисунком: деревья, домики, фигурки человека и пр.), что помогает выбрать наилучшее решение в расположении рисунка.
К трудным относят также рисунки больших размеров, выделяющиеся на общем фоне. Ткани с такого рода рисунком следует, независимо от орнамента, применять в изделиях простых лаконичных форм с минимальным количеством швов и рельефов.
На рис. 124, а изображена модель платья, выполненная из ткани с ярко выраженным динамическим рисунком. Масштаб раппорта рисунка так велик, что он помещается в пределах одной модели. Динамичность рисунка настолько выражена и насыщена, что композиция сводится к самой простой и лаконичной форме без лишних швов и рельефов, размельчающих весь орнамент рисунка.
Трудными нужно считать также рисунки в виде гирлянд, волос и т. п., организованных различными элементами. Здесь надо учитывать размер рисунка, его направление, расположение осевой линии, а также общее цветовое решение. Рисунок должен быть расположен так, чтобы он зрительно не искажал фигуру (это бывает в тех случаях, когда рисунок с ярким крупным орнаментом сконцентрирован в изделии на выступающих точках груди, в области бедер). При раскрое необходимо следить за совпадением рисунка на парных деталях в вытачках, за сохранением раппорта на стыках кокетки и лифа, лифа и юбки и по низу изделия. Рисунок не должен обрываться где-то посередине.
На рис. 124, 6 изображены джемпер и юбка из ткани со сложным рисунком в виде гирлянд. Центральная осевая линия рисунка смещена, что зрительно искажает фигуру. На парных деталях (рукавах) рисунок расположен по-разному. На стыке джемпера и юбки рисунок сбит, гирлянды хаотично наползают одна на другую; отсюда создается впечатление небрежности. Внизу на джемпере рисунок оборван посередине раппорта.

На рис. 124, в показан лиф платья с крупным рисунком, имеющим верх и низ; цветовое решение - резкое. Цветовые пятна расположены так, что они не концентрируются в изделии на самых выступающих точках груди. Центральная осевая линия рисунка точно совпадает с осевой линией фигуры. На обоих рукавах рисунок расположен симметрично.
Создавая композицию той или иной модели, надо помнить, что на набивных тканях внутренние линии, рельефы, клинья, подрезы, мелкие детали мало заметны и невыразительны. То же самое можно сказать и о драпировках. драпировка, выполненная на гладкокрашеной ткани, оттеняющей каждую фалду или складку, почти всегда удачна. драпировка же, выполненная на набивной ткани, будет едва заметна. Особенно это относится к тканям со сплошь заполненным мелким рисунком. В этом случае воспринимается только общий силуэт (рис. 125).
Прежде чем перейти к характеристике отдельных рисунков на тканях, подытожим сказанное: при решении композиции из ткани с рисунком необходимо эту композицию соизмерять с масштабом, размером и характером рисунка таким образом, чтобы последний не дробил, не сбивал формы и располагался так, чтобы фигура зрительно не деформировалась.
Рисунок «горошек». Этот рисунок является классическим и никогда не выходит из моды. Меняются лишь размер горошка (мелкий, средний, крупный), ритмическое построение рисунка.
Может быть также различным цветовое соотношение горошка с фоном (например, светлый горошек на темном фоне и темный горошек на светлом фоне) в зависимости
от моды.
Рисунок «горошек» на ткани располагают по диагонали. При решении той или иной композиции это обстоятельство следует обязательно учитывать (в случае косого расположения нитей нарушается ритмичность рисунка).
Ткань с рисунком «горошек» может быть использована и как отделка. В этом
случае ткань сбивают, искусственно создавая частый рисунок, которым можно украсить горловину, перед лифа, линию застежки, оборку на юбке и т. д.
Рисунок полос, клеток, диагоналей. Эти ткани бывают пестротканые, набивные, а также гладкокрашеные, с выраженным ткацким рисунком.
При композиционном решении различных видов одежды, помимо перечисленных выше свойств тканей, необходимо в первую очередь учитывать ее рисунок. Непродуманное, без- различное отношение к рисунку зачастую приводит к тому, что ткань, красивая в куске, теряет весь свой вид в неудачно решенном изделии. Бывает и наоборот, когда невзрачная на вид ткань преображается в хорошо продуманной композиции.
Рисунок полос, клеток и диагоналей может играть основную роль в композиционном решении. Ткани в полоску и клетку завоевали всеобщее признание и никогда не выходят из моды. Строгость, геометричность рисунка этих тканей в какой-то мере ограничивает их применение: модели со сложными драпировками или с асимметричными решениями здесь совсем неуместны.
Для каждого этапа моды характерны различные направления п о л о с и их сочетание. Модными могут быть продольное направление рисунка на основных частях изделия и поперечное на деталях (рис. 126, а) или наоборот (рис. 126, 6). Были периоды, когда полосы располагали только в косом направлении, елочкой (рис. 126, в).
Не рекомендуется одновременное применение трех различных направлений - продольного, поперечного и косого - в одной модели. Такое дробление полос утомляет глаз, модель выглядят перегруженной (рис. 127).
В к л е т ч а т ы х тканях прежде всего надо определить характер рисунка. Если рисунок клеток симметричный (в симметричном рисунке можно найти линии симметрии в долевом, поперечном и косом направлениях; рис. 128, а), то из такой ткани можно изготавливать изделия любого фасона; надо только при раскрое следить за тем, чтобы в парных деталях рисунок клеток совпадал по швам, вытачкам и т. п.

Рисунок асимметричный, односторонний (рис. 128, 6) требует особого внимания, так как в целом ряде моделей применение ткани с таким рисунком исключено: по швам, вытачкам и т. п. рисунок не будет совпадать.
Набивные клетчатые ткани, у которых рисунок только с лицевой стороны (ситец, гарус, фланель), надо использовать лишь при создании самых несложных моделей, так как для таких тканей очень характерен перекос рисунка и несовпадение его с нитью утка (рис. 128, в). Вытачки на лифе и юбке в этом случае лучше заменять защипами или сборками (в сборках искажение рисунка менее заметно).
Чтобы изделие не выглядело небрежным, надо наметить центральную осевую линию рисунка как на лифе, так и на юбке. Если применительно к симметричной клетчатой или полосатой ткани это не составляет труда, то в случае работы с тканями, где рисунок односторонний, несимметричный, такая операция чаще всего затруднена. Здесь надо ориентироваться на более заметные, выделяющиеся клетки и полосы (их лучше установить, положив ткань на некотором расстоянии от себя). На рис. 129, а расположение клеток неудачно, осевая линия рисунка найдена неправильно; на рис. 1 29, 6 показан наиболее приемлемый вариант, когда центральная осевая линия рисунка найдена правильно.
И на лифе, и на юбке ткань с симметричным рисунком клеток можно располагать так, чтобы направление его было косое. Но и здесь надо правильно намечать центральную осевую линию рисунка; в противном случае готовое изделие будет казаться перекошенным.
Следует помнить, что рисунок полос или клеток неизбежно преломляется в местах вытачек и швов. Особенно это заметно в области верхней вытачки, идущей от линии плеча, добиться совпадения рисунка елочкой нельзя, так как скосы ткани идут под разными углами. Случайное же преломление рисунка портит изделие (рис. 130, а).
При наличии верхней вытачки следует добиться того, чтобы рисунок сохранял с одной стороны долевое направление, а с другой, у проймы,- полукосое (рис. 130, 6).
Верхнюю вытачку можно расположить от линия проймы, причем рисунок (полос или клеток) должен сходиться елочкой.
Прямое направление рисунка клеток а плавном сочетании с косым подчеркивает особенности композиции модели.

Рис. 133

На рис. 131 изображены модели блузок, в которых благодаря вытачкам достигнут красивый переход рисунка с косого направления на прямое.
На юбках покроя клеш также происходит комбинирование направлений рисунка: на боках-долевое направление, а спереди и сзади - косое или полукосое, либо наоборот. Это обстоятельство всегда надо учитывать при решении формы.
Необходимо следить и за тем, чтобы по линиям швов рисунок клеток (или полос) совпадал (рис. 132, а), иначе изделие приобретает небрежный вид (рис. 132, 6).
На жакетах из полосатых или клетчатых тканей не рекомендуется делать рельефные швы, по линиям которых рисунок ломается самым причудливым образом (рис. 133, а). Швы эти, являясь линиями фасона, теряются, делаются незаметными, невыразительными, и, кроме того, рисунок клетки сбивается.
Если жакет прилегающей формы, на спинке делают центральный шов. По линии этого шва полоски или клетки сходятся елочкой до линии талии, точно ее фиксируя. Далее они сохраняют прямое направление (рис. 133, 6). Нельзя допускать, чтобы от линии талии полоски или клетки расходились елочкой.
Отделка изделий из тканей с рисунком полос или клеток должна быть простой и строгой. Такие виды отделок, как вышивка, бисер и аппликации, в данном случае, как правило, непригодны.
В основном для отделки рекомендуется использовать гладкокрашеную ткань, кожу, фетр, тесьму, пуговицы, застежку «молнию» и ту же ткань в полоску или клетку, только с рисунком в другом направлении (см. рис. 126, а, б и 134).
Если рисунок мелкий или средний, то отделка гладкокрашеной бейкой или кантом может украсить изделие и красиво подчеркнуть его конструкцию или мелкие детали, особенно при одинаковом направлении рисунка на основной части изделия и деталях.
Переход долевого направления рисунка на косое иногда составляет основную идею композиции (см. рис 131). Дополнять в этом случае модели различными деталями (карманами, клапанами) нецелесообразно; последние будут невыразительны, они только нарушат всю целостность задуманного фасона.

При работе с тканями в клетку и полоску надо следить за направлением рисунка, не допуская его перекоса.
Рисунок д и а г о н а л е й на тканях образуется ткацким переплетением. Если ткань гладкокрашеная и диагонали мало заметны, то их при решении композиции можно в расчет не принимать. Пестротканые и набивные ткани с резко выражеными диагоналями следует применять осторожно, поскольку добиться совпадения рисунка по линиям швов и вытачек и идентичности рисунка на парных деталях очень трудно, а зачастую и невозможно, для большей наглядности поясним это на ряде примеров. Так, в пальто покроя реглан рисунок по линиям пройм преломляется различно на левом и правом рукавах (рис. 135, а). Недопустимо плохо выглядит также такая ткань, если из нее сшить лиф с цельнокроеными рукавами. По линиям верхних швов рисунок соединяется некрасиво, причем левый рукав изделия всегда отличается от правого (рис. 135, 6). Расположить здесь рисунок более удачно нельзя. Некрасиво выглядит и жакет или пальто с рельефными линиями - швами: четкость рельефной линии нарушается раздробленностью рисунка.
Недопустимо соединение рисунка по линии кокетки с цельнокроеным рукавом (рис. 135, е) и т. д.
На рис. 136, а и б показаны воротники - отложной и шалью. Направление рисунка на обеих частях воротников разное. Отсюда нарушение ритма рисунка, создающее впечатление производственного брака.
На рис. 136, в и г показано, как следует расположить ткань (в косом направлении нитей переплетения), чтобы добиться идентичности рисунка на отлетах воротника. При этом надо учесть, что при обработке концы воротника растягиваются. Растяжимость их будет не совсем, одинаковая, так как с одной стороны преобладает поперечное направление нитей ткани, а с другой - долевое (растяжимость в поперечном направлении больше). Поэтому, чтобы избежать сложной обработки при использовании очень растяжимых тканей, рекомендуется воротники делать из гладкокрашеных тканей.
Оригинальной отделкой может быть основная ткань с долевым направлением рисунка (рис. 137). Достигают этого раскроем ткани по косому расположению нитей. Асимметричность рисунка диагоналей на воротнике в данном случае оправдана, так как рисунок как бы продолжается на планке к завязке, что придает модели оригинальный вид.

К тканям различного назначения предъявляются разные требования, т. е. они должны обладать соответствующими потребительскими свойствами. Так, бельевые ткани должны иметь прежде всего хорошие гигиенические свойства: гигроскопичность, влагопоглощаемость, паро-, воздухопроницаемость; ткани для зимней одежды — высокие теплозащитные свойства; подкладочные ткани - быть гладкими, мягкими, иметь высокую стойкость к истиранию, хорошие гигиенические свойства, в том числе и низкую электризуемость; мебельно-декоративные ткани — иметь высокие художественно-эстетические показатели, при этом мебельные — также высокую износостойкость, а декоративные — устойчивость к действию света, хорошую драпируемость (малую жесткость).

Потребительские свойства тканей характеризуются определенными показателями качества, которые контролируют как на стадии разработки, так и на стадии выпуска тканей. В первом случае определяют более широкий круг показателей, во втором — те из них, которые могут измениться в результате нарушения технологического процесса. Контроль качества выпускаемых тканей осуществляют по соответствию отдельных показателей качества нормам стандартов технических условий.

Потребительские свойства тканей условно можно разделить на следующие группы: геометрические; свойства, влияющие на срок службы ткани; гигиенические; эстетические.

К геометрическим свойствам относят: длину, ширину и толщину тканей.

Длина куска ткани колеблется от 10 до 150 м. В связи с тем что недопустимые дефекты при разбраковке ткани подлежат вырезу, в стандартах ограничено их количество, которое увязано с установлением минимальной длины куска. Если длина отреза меньше минимальной, то его переводят в мерный лоскут.

Ширина тканей, различных по сырьевому составу и назначению, колеблется от 40 до 250 см. Измеряют ее в трех местах примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. За ширину ткани в куске принимают среднее арифметическое трех измерений, подсчитанное с точностью до 0,1 см и округленное до 1,0 см.

Толщина ткани учитывается при подготовке настила (сложенной в несколько слоев ткани), по которому проводят раскрой ткани. Зависит в основном от толщины применяемых нитей, вида переплетения и отделки. В свою очередь толщина оказывает влияние на такие свойства ткани, как теплозащитные, паро-, воздухопроницаемость и др.

Свойства, влияющие на срок службы ткани, особенно важны для бельевых, подкладочных, мебельных тканей, для рабочей одежды и др. Имеют большое значение и для ассортимента одежных тканей.

К свойствам, влияющим на срок службы ткани, относят следующие:

Прочность при растяжении — один из основных показателей, определяющих срок службы изделия, хотя при эксплуатации прямому разрыву изделия не подлежат. Этот показатель характеризуют разрывной нагрузкой (Рр) — наибольшим усилием, которое выдерживает пробная полоска ткани при ее растяжении до разрыва. Измеряется в Н (ньютонах).

Растяжимость ткани и устойчивость изделий характеризуются удлинением ткани при разрыве.

Стойкость к истиранию — одно из основных свойств, по которому можно прогнозировать износостойкость ткани. Определяют стойкость к истиранию ткани по плоскости (подкладочные, бельевые), или по сгибам (сорочечные, костюмные, пальтовые), или только ворса (ворсовые ткани). Этот показатель оценивают по количеству циклов (оборотов) прибора до полного разрушения ткани или истирания ее отдельных нитей.

Усадка, или изменение размеров после мокрых и тепловых обработок — свойство ткани, которое учитывают при пошиве изделия, когда оно изготовлено из одной и той же ткани и когда оно сшито из разных тканей.

По величине усадки ткани делят на безусадочные, когда усадка по основе и утку составляет до 1,5 %, малоусадочные — по основе до 3,5%, по утку до 2,0%, усадочные - соответственно до 5 и до 2,0%.

Стойкость к свету это свойство особенно важно для оценки качества тканей, подвергающихся длительному воздействию света. Оценивают ткани по потере прочности пробных полосок после действия на них света в течение определенного времени.

Гигиенические свойства имеют важное значение практически для всех одежных и бельевых тканей. Для бельевых, летних платьевых, блузочных, сорочечных тканей более важными являются гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, для зимних — теплозащитные свойства, для плащевых — водоупорность.

Гигроскопичность — свойство ткани поглощать и отдавать водяные пары из окружающей воздушной среды. Чем больше ткань поглощает влаги, тем она гигроскопичнее. Определяют этот показатель по массе поглощенной влаги относительно массы сухой ткани и выражают в процентах.

Проницаемость — это способность ткани пропускать пары воды (пота), воздух, солнечные лучи и т.п. При оценке качества тканей учитывают такие показатели, как воздухо- и паропроницаемость. Эти свойства имеют важное значение для сорочечных, блузочных, платьевых и других, особенно эксплуатируемых в летнее время, тканей, а также для всех тканей детского ассортимента.

Водоупорность — способность ткани сопротивляться проникновению через нее воды. Это свойство особенно важно для оценки качества плащевых тканей. Для придания плащевым тканям водоупорности их подвергают водонепроницаемой или водоотталкивающей отделке.

Теплозащитные свойства—это способность ткани защищать тело человека от неблагоприятных воздействий низких температур окружающей среды. Если ткань в изделии не удерживает тепло, то температура в пододежном пространстве будет падать. Исходя из этого, теплозащитные свойства оценивают по падению температуры при прохождении через образец ткани теплового потока.

Электризуемость — способность ткани образовывать и накапливать заряды статического электричества. Установлено, что при электризации в результате трения могут возникнуть положительные или отрицательные заряды (разной полярности). Положительные заряды не ощутимы для организма человека, а отрицательные, которые свойственны синтетическим тканям, оказывают на человека неблагоприятное воздействие.

Масса (поверхностная плотность) ткани оказывает влияние на утомляемость человека. И не случайно, что в последние годы большой популярностью пользуется легкая зимняя одежда из стеганых тканей с утепляющим материалом (синтепон, пух-перо).

Масса ткани влияет на износостойкость, теплозащитные и другие свойства.

Эстетические свойства имеют большое значение. Их роль велика для всех без исключения бытовых тканей. При выборе ткани покупатель прежде всего обращает внимание на ее внешний вид.

Такие эстетические свойства, как устойчивость окраски, несминаемость, жесткость, драпируемость, раздвигаемость, пиллингуемость, определяют лабораторными методами, а художественно-колористическое оформление, структуру ткани и ее заключительную отделку — только визуально (зрительно).

Устойчивость окраски — способность ткани сохранять окраску при различных воздействиях (свет, стирка и глаженье, трение, пот и др.). При оценке качества ткани определяют устойчивость окраски к тем воздействиям, которым изделие подвергается в процессе эксплуатации. Оценивают этот показатель в баллах по степени посветления первоначальной окраски ткани и по степени закрашивания белого материала. При этом 1 балл означает низкую, а 5 баллов — высокую степень устойчивости окраски. В зависимости от степени устойчивости окраски ткани подразделяют на три группы: обыкновенной -«ОК», прочной — «ПК» и особо прочной окраски — «ОПК».

Несминаемостъ — это свойство ткани сопротивляться образованию складок и морщин и восстанавливать свою первоначальную форму после смятия.

Драпируемостъ — способность ткани в свободно подвешенном состоянии располагаться складками различной формы.

Раздвигаемость — свойство ткани, проявляющееся в смещении нитей под воздействием различных нагрузок при эксплуатации изделия. Раздвигаемость — нежелательное для ткани свойство, отрицательно отражающееся на внешнем виде изделия.

Пиллингуемость — склонность ткани к образованию пиллей на своей поверхности в результате различных истирающих воздействий при носке изделия. Пилли — это закатанные волокна в виде шариков, косичек различной формы и величины. Так же как и раздвигаемость, это свойство проявляется только в процессе эксплуатации изделия и отрицательно влияет на его внешний вид.

Художественно-колористическое оформление ткани оценивают визуально по ее художественной выразительности, оригинальности, новизне, соответствию гаммы цветов и рисунка направлению моды.

Оценка уровня качества тканей. Оценка уровня качества продукции включает:

оценку художественно-эстетических свойств;

оценку пороков внешнего вида;

оценку физико-механических свойств;

оценку химических свойств.

Художественно-эстетические свойства тканей оценивают экспертным методом.

Лабораторными методами оценивают физико-механические и химические свойства.

Оценка уровня качества по наличию пороков внешнего вида производится осмотром ткани с лицевой стороны на браковочном столе или броковочной машине. Пороки внешнего вида тканей возникают на различных стадиях их производства и обусловлены пороками сырья и нарушениями технологических процессов прядения, ткачества и отделки.

Различают распространенные и местные пороки. Распространенный порок имеется по всей длине тканей, а местный — на ограниченном участке.

Грубые местные пороки в кусках тканей, предназначенных для торгующих организаций, не допускаются. К ним относятся: дыры, подплетины, пятна размером более 2 см и др. Эти пороки вырезаются на текстильном предприятии. Если размер порока не превышает 2 см, ткань разрезают по месту порока.

Воздухопроницаемость — способность ткани пропускать воздух, характеризуется коэффициентом воздухопроницаемости (дм 3 /(м 2· с), который показывает, какое количество воздуха проходит через единицу площади в единицу времени при определенной разнице давления по обе стороны материала.

Выносливость — характеризуется числом циклов многократных деформаций, которое образец ткани выдерживает до разрушения. Определяют выносливость на пульсаторах.

Геометрические свойства ткани — характеризуют ее размеры —толщину, ширину, длину, от которых зависят жесткость, теплозащитные свойства, драпируемость, прочность

Драпируемость ткани — способность образовывать складки и линии под действием собственной массы.

Левая крутка нити — витки при скручивании нити направлены снизу вверх налево, обозначается буквой S (для шелковых тканей — Z).

Линейная плотность нити (текс) — косвенная характеристика толщины нити, которая определяется величиной массы нити длиной 1 км. Чем толще нить, тем больше линейная плотность.

Механические свойства — характеризуют способность тканей выдерживать приложенные механические нагрузки (при растяжении, сжатии, трении и др.). Под действием механических сил материал деформируется, изменяются его размеры, форма, толщина и др.

Морозостойкость — способность ткани, пропитанной водой, выдерживать переменные многократные замораживания и оттаивания без ухудшения прочности или без видимых признаков разрушения.

Номер метрической нити — характеризует количество метров нити в одном грамме. Чем тоньше нить, тем больше номер.

Осыпаемость ткани — выпадение отдельных нитей из открытых срезов ткани.

Пиллинигуемость — характеризует склонность ткани к образованию на поверхности пиллей (закатанных волокон в виде шариков различной формы и величины). Оценивают по максимальному числу пиллей, приходящихся на 10 см 2 (для шерстяных — на 1 см 2).

Плотность ткани — выражают числом основных (П 0) и отдельно числом уточных (П у) нитей, расположенных на определенном участке, равном 100 мм. Плотность тканей различного назначения неодинакова, ее можно изменить в процессе выработки за счет изменения тонины применяемой пряжи и переплетения.

Поверхностная плотность ткани (г/м 2) — масса одного квадратного метра ткани, выраженная в граммах.

Правая крутка нити — витки при скручивании нити направлены снизу вверх направо, обозначается буквой Z (для шелковых тканей S).

— наибольшее усилие, выдерживаемое до разрыва полосками ткани определенной установленной ширины (пробной полоски), выраженное в килограммах (кгс) или единицах силы — ньютонах (Н) или деканьютонах (даН); 1даН = 10Н = 1,02 кгс.

Степень крутки — мера интенсивности скрученности нитей, определяющая внешний вид и свойства тканей. Крутка характеризуется количеством кручений (витков), приходящихся на 1м нити. Различают крутку пологую (слабую 100-200 кр/м), муслиновую (среднюю 600-800 кр/м), креповую (высокую 1500-2000 кр/м), мооскреповую (нить состоит из двух нитей пологой и креповой крутки).

Стойкость к истиранию — способность ткани противостоять истирающим воздействиям. Оценивают по числу циклов (оборотов) истирания до разрушения материала.

Теплозащитность ткани (°С/(м 2· Вт) — характеризуется суммарным тепловым сопротивлением, влияющим на ее способность задерживать тепло. Определяют по снижению температуры при прохождении через 1 м 2 материала теплового потока в 1 Вт.

Туше (фр. Toucher — трогать, касаться) — органолептическая характеристика ткани, определяемая на ощупь (ткань из тонкой шерсти — упругая и мягкая, полушерстяная с синтетическим волокном — жесткая, крепдешин из натурального шелка — шелковистый, со скрипом и т. д.)

Удлинение при разрыве (разрывное удлинение) — приращение длины растягиваемой пробной полоски ткани до момента разрыва, выраженное в процентах по отношению к зажимной длине пробной полоски.

Усадка ткани — изменение размеров в результате стирки, которое определяется как отношение разности размеров между метками образцов после стирки к первоначальному размеру между метками до стирки. Определяется раздельно по основе и утку и выражается в процентах.

Усталость ткани — постепенное местное изменение структуры ткани, не сопровождающееся заметной потерей массы.

Ширина ткани в куске — расстояние между двумя краями полотна ткани с кромками или без них в направлении, перпендикулярном нитям основы.

Электризуемость —способность ткани генерировать и накапливать при трении заряды статического электричества. Характеризуют удельным поверхностным электрическим сопротивлением (Ом).

Билет № 6 (1) Механические свойства тканей

Механические свойства определяют способность тканей сопротивляться механическим воздействиям (растяжению, изгибам, трению и т. д.). К основным механическим свойствам тканей относятся: прочность, удлинение, сминаемость, драпируемость, износостойкость.

1. Прочность важнейшее свойство, влияющее на качество ткани. Характеризуется пределом прочности при растяжении (характеризуется разрывной нагрузкой по основе и по утку), раздирании и продавливании. Чем прочнее волокно, толще пряжа, плотнее ткань, тем больше прочность ткани. Наибольшую прочность при растяжении придает тканям полотняное переплетение. Процессы отделки: отваривание, беление, крашение – уменьшают прочность; процессы – мерсеризация, аппретирование, валка – увеличивают прочность.

2. Удлинение – увеличение длины ткани при ее растяжении. Определяется при испытании ткани на прочность на разрывной машине. Относительное разрывное удлинение - это отношение абсолютного разрывного удлинения образца к его начальной длине, выраженное в %. Разрывное удлинение (абсолютное и относительное), так же как и разрывная нагрузка, является стандартным показателем качества ткани. Чем больше удлинение волокон, крутка пряжи, плотность ткани, изогнутость нитей, тем больше удлинение.

Полное удлинение ткани складывается из 3-х слагаемых: упругого (исчезает сразу после снятия нагрузки), эластического (исчезает постепенно), пластического (не исчезает, остается в ткани). При большой доле упругого удлинения в полном удлинении - ткани с высокой упругостью (не сминаемые – из синтетических волокон). При большой доле эластического удлинениия - ткани достаточно упругие (малосминаемые – из шерсти, нат. шелка). При большой доле пластического удлинения - ткани с низкой упругостью (сильносминаемые – х/б, льняные, вискозные).

3. Сминаемость - способность тканей под действием деформаций изгиба и сжатия образовывать морщины и складки.

Сминаемость, в основном, зависит от волокнистого состава, от соотношения упругого, эластического и пластического удлинений в полном удлинении ткани (см. п. 2)

4. Драпируемость - способность ткани образовывать мягкие округлые складки при драпировке материала. Зависит от мягкости (жесткости) ткани. Мягкость – способность поддаваться изменению формы, жесткость – способность сопротивляться изменению формы. Мягкие ткани драпируются лучше, жесткие – хуже. Самые мягкие ткани – шерстяные, из натурального шелка; самые жесткие – из синтетических волокон. Лучше других драпируются платьвые и блузочные ткани.

5. Износостойкость – способность ткани противостоять действию разрушающих факторов: механических (трение), физико-химических (свет, влага, температура, пот, моющие средства при стирке, растворители при химчистке и т. д.), биологических (действие микроорганизмов, процессы гниения, поврежление шерсти молью). Износостойкость ткани зависит от волокнистого состава, вида нитей, вида переплетения, характера отделки. Влага не оказывает вредного воздействия, но способствует развитию микроорганизмов, повреждающих ткань Действие солнечных лучей ослабляет ткань, особенно после стирки. Основным разрушающим фактором является трение. Износ материала проявляется на лицевой стороне, особенно на локтях, коленях, по шаговым швам, внизу брюк, по краям карманов, низу рукавов. Износостойкость тканей можно повысить, используя пряжу, содержащую синтетические волокна, стойкие к истиранию

Пиллинг – образование на поверхности ткани пиллей – комочков из спутанных волокон. Особенно склонны к пиллингу ткани из синтетических волокон (капрон, лавсан). Пиллинг портит внешний вид изделий.

Способность тканей противостоять многогкратным деформациям называется выносливостью или долговечеостью. Первым признаком «усталости » ткани является потеря одеждой формы в области локтей, коленей и т. д.

Долговечность изделия зависит не только от износостойкости материала, но и от конструкции изделия, его качества, от сложения человека и характера носки, от правильности ухода за изделием. Срок службы изделия можно увеличить путем укрепления отдельных деталей одежды (тесьмой внизу брюк, подкладкой в области коленей и т. д.).

Билет № 6 (2) Материалы с пленочным покрытием, пленочные материалы (для непромокаемых пальто и курток)

Плащевые и курточные материалы предназначены для изготовления одежды, которую носят в условиях повышенной влажности, дождей и пониженных температур: плащи, куртки легкие и утепленные, комбинезоны, дождевики и др.

Требования к плащевым и курточным материалам: водонепрпоницаемость (основное требование); прочность; высокая стойкость к истиранию; ветрозащитность; легкость (поверхностная плотность плащевых и курточных тканей должна быть в пределах 180-300 г/м 2); небольшая усадка при намокании; достаточная воздухопроницаемость 20-50 дм 3 /м 2 . с (пропускная способность ткани для воздуха – в дециметрах кубических через 1 квадратный метр в секунду) - для обеспечения комфортного состояния человека в одежде; высокая упругость; несминаемость; легкость ухода. Выпускают ткани 3-х видов: 1 – с водоотталкивающей пропиткой; 2 – с полимерным покрытием; 3 – прорезиненные.

Ткани с водоотталкивающей пропиткой вырабатывают хлопчатобумажные, шелковые, смесовые.

Водоотталкивающая пропитка основана на обволакивании волокон пленкой, непроницаемой для воды, но проницаемой для воздуха. Для придания тканям водозащитных свойств используют парафино-стеариновую эмульсию или кремнийорганические соединения. Обработанные таким образом ткани почти полностью теряют способность смачиваться водой, не впитывают ее, не промокают и сохраняют при этом высокие гигиенические свойства. Их внешний вид улучшается: они приобретают мягкость и устойчивость к различным загрязнениям. Ткани, обработанные кремнийорганическими соединениями, после стирки быстро высыхают, а их защитные свойства не снижаются после длительной носки одежды.

Ткани с пленочным покрытием вырабатывают из капроновых или лавсановых нитей полотняным или саржевым переплетением. Для пленочного покрытия применяют синтетические смолы (полиамидные и полиэфирные) и силиконы (увеличивающие поверхностную плотность на 15 - 20 г/м²). Эти ткани имеют высокую прочность при растяжении и стойкость к истиранию, небольшую поверхностную плотность (70 - 120 г/м²), высокую водоупорность и красивый внешний вид. Недостаток - воздухонепроницаемость, поэтому при изготовлении плащей следует предусматривать конструктивные особенности для доступа воздуха к телу человека (сетки, отверстия). Необходимо применять конструкции с минимальным количеством швов. Раскрой плащевых тканей с пленочным покрытием затруднен вследствие их способности к скольжению. Изготовление плащей из этих тканей трудностей не вызывает. Для пошива рекомендуются хлопчатобумажные швейные нитки № 60 и лавсановые нитки № 22Л и ЗЗЛ и иглы № 85 - 100. Влажно-тепловой обработке изделия не подвергаются. Объемные формы изделий создаются конструктивным путем.
Ткани плащевые прорезиненные вырабатывают на основе хлопчатобумажных тканей или тканей из искусственных или синтетических нитей. На изнанку или лицевую сторону ткани наносят слой бензинового раствора синтетического каучука или слой латексного покрытия с наполнителями и пигментами и подвергают вулканизации. Поверхностная плотность резинового покрытия 110 - 190 г/м². Каучуковые и латексные покрытия придают тканям водонепроницаемость и стойкость к истиранию, но не пропускают воздух, поэтому их гигиенические свойства низкие.

Примеры современных плащевых и курточных тканей :

Ткань «таффета» (Taffeta) - ткань, изготовленная из полиэфирных (лавсановых) волокон, более прочная и более устойчивая к действию ультрафиолета, чем нейлон (капрон), практически не растягивается при намокании. Защищает от ветра, быстро сохнет, обеспечивает хороший воздухообмен. Используется для спортивной одежды, курток, тентов и пр.

Ткань «таслан» (Taslаn) - прочная ткань с плотной двухдиагональной структурой плетения волокон и водооттакливающей пропиткой. В продольном и поперечном направлении вплетаются усиливающие нити, что придает ткани высокую сопротивляемость разрывам, трению, многократным изгибам. За счет дополнительной полипропиленовой обработки ткань на протяжении долгого времени сохраняет свои первоначальные свойства и внешний вид. Водоотталкивающая, ветрозащитная, «дышащая».

Ткани с отделкой «лаке» - из капрона или лавсана, с водоотталкивающей пропиткой, с блестящей (глянцевой) поверхностью, которая образуется при отделке на специальных каландрах; Водоотталкивающая, ветрозащитная, «дышащая».

Плащевая ткань с отделкой «лаке» напоминает по внешнему виду ткань «болонья»

Одежда защищает человека не только от высокой или низкой температуры и осадков, но и от солнечной радиации, ветра и механических повреждений. Поверхность кожи должна быть скрыта от этих воздействий, а также от пыли, грязи и болезнетворных микроорганизмов. В материале не должно быть вредных химических соединений и других примесей. Существуют специальные характеристики тканей, которые определяют их свойства и способность выполнять те или иные функции. Это могут быть теплозащитные свойства, способность поглощать пыль и грязь, предохранение от химических соединений и укусов насекомых. Такие характеристики называют гигиеническими свойствами тканей.

Какое свойство ткани называется гигиеническим

Существует материала, относящихся к гигиеническим:

  • гигроскопичность;
  • намокаемость;
  • пылеемкость;
  • сорбционные свойства;
  • теплозащитные свойства;
  • отсутствие вредных примесей;
  • капиллярность;
  • водопоглощаемость;
  • водоупорность;
  • воздухопроницаемость;
  • паропроницаемость.

Что такое гигроскопичность ткани

Гигроскопичностью называется способность материала впитывать влагу из атмосферы. Это нестабильный показатель, но один из самых важных. Гигроскопичность меняется в зависимости от температуры и влажности воздуха. Если бы подобных изменений не происходило, тогда это свойство не имело бы значения. Параметр гигроскопичности определяет, насколько хорошо ткань регулирует теплообмен между человеческим телом и окружающей его средой. Процесс поглощения материалом влаги во многом зависит от влажности воздуха и времени года. В закрытых помещениях воздух обычно более сухой, чем на улице, из-за чего этот показатель в первом случае окажется ниже.

В процессе конденсации водяного пара всегда выделяется некоторое количество тепла, которое должно компенсироваться, если человек покидает закрытое помещение и выходит на свежий воздух. При этом выделяется такое количество тепла, которое в обычных условиях расходуется организмом за несколько часов. Происходит это не в одночасье, а постепенно. Способность впитывать влагу зависит от состава материала, его структуры, волокон и других качеств сукна. Существуют специальные таблицы свойств тканей, по которым определяется разница между тем или иным материалом. В их числе обычно присутствует и гигроскопичность.

Намокаемость тканей

Также к гигиеническим свойствам тканей относится намокаемость. Гигроскопичность относится к впитыванию паров, а намокаемость - к впитыванию жидкостей. Это свойство особенно важно для материалов, из которых изготавливаются полотенца, сорочки, простыни и другие изделия. Дополнительными характеристиками намокаемости являются капиллярность и водопоглощаемость. Первое свойство определяется по полоске ткани, опущенной одной стороной в специальную смесь, состоящую из кристаллизатора и раствора эозина в спирте. Второе - путем замачивания образца в воде на 1 минуту. Достаточная намокаемость ткани соответствует 100% поглощению влаги и капиллярности в пределах 100-400 мм.

Таблица и физико-механических, гигиенических, технологических

При сравнении тканей выявляются такие их качества.

Водоупорность и водонепроницаемость тканей

К гигиеническим свойствам тканей относится также водоупорность - способность ткани сопротивляться намоканию. Это достигается путем нанесения на поверхность специального покрытия, которое мешает проникновению воды. Водоупорность не влияет на воздухопроницаемость, потому что поры материала не забиваются и продолжают пропускать водяной пар и газы.

Не равна водонепроницаемой. В этом случае поры в сукне заполнены веществом, образующим тонкую защитную пленку, которая не позволяет пару и влаге проникать через поверхность материала. Это отрицательно сказывается на гигиенических свойствах тканей. Водоотталкивающая ткань чаще всего используется для пошива плащей, курток, изготовления зонтов, в шерстяных и костюмных материалах. Способность не пропускать воду имеет большое значение для палаточных тканей и брезента. В таблицах «Свойства ткани» обычно присутствует этот параметр, по которому возможно определить, можно ли использовать материал для специальных изделий.

Воздухопроницаемость ткани

Воздухопроницаемость — важная характеристика тканей, выражающаяся в способности пропускать воздух и гарантировать, что одежда будет хорошо вентилироваться, сохраняя определенное соотношение влажности и газового состава воздушной прослойки под материалом. Углекислый газ имеет тенденцию накапливаться в пространстве под одеждой. Его концентрация при этом увеличивается в два раза, по сравнению с обычным воздухом. Если содержание этого вещества в пространстве под одеждой будет составлять 0,1%, может наступить обморок. Человек начинает быстро утомляться и ощущать сильную усталость. Потому так важно, чтобы ткань хорошо вентилировалась, а ее структура была пористой.

Что такое паропроницаемость, лучепроницаемость и пылеемкость

К гигиеническим свойствам тканей относятся также паропроницаемость и лучепроницаемость. Паропроницаемостью называется способность материала пропускать водяной пар, который постоянно образуется на коже в результате потоотделения. В обычных условиях человеческий организм может выделять около 1 л паров, но при интенсивной нагрузке это количество может увеличивается в 12 раз. Это свойство ткани рассчитывается, исходя из количества водяного пара, проходящего через материал за 1 час. Особенное значение эта характеристика имеет для сукна, из которого изготавливают постельное белье, платья и блузки, мужские костюмы и подкладки.

К гигиеническим свойствам ткани относятся лучепроницаемость и теплозащитность. Лучепроницаемостью называется свойство ткани, определяющееся количеством ультрафиолетовых лучей, которое пропускает поверхность материала. Некоторое количество лучей необходимо человеческому организму для правильного функционирования. Но они способны проникать под материю, отражаться ею и поглощаться. Эти свойства зависят от состава сукна, варианта его отделки и структуры.

Теплозащитность имеет наибольшее значение для тканей, из которых изготавливается теплая одежда. Теплообмен между человеческим телом и окружающей средой - это сложный процесс, в нем задействовано множество факторов, влияющих на выбор подходящего материала.

Драпируемость

Драпируемость -- способность ткани образовывать мягкие, округлые складки. Драпируемость зависит от массы, жесткости и мягкости ткани. Жесткость -- это способность ткани сопротивляться изменению формы. Величиной, обратной жесткости, является г и б к ость -- способность ткани легко поддаваться изменению формы.

Жесткость и гибкость ткани зависят от размеров и вида волокна, толщины, крутки и структуры пряжи, строения и отделки ткани.

Исскусственные кожа и замша, ткани из комплексных капроновых нитей и монокапрона, из шерсти с лавсаном, плотные ткани из крученой пряжи и ткани с большим количеством металлических нитей обладают значительной жесткостью.

Хорошей драпируемостью обладают ткани из натурального шелка, шерстяные ткани креповых переплетений и мягкие пальтовые шерстяные ткани. Ткани из растительных волокон -- хлопчатобумажные и особенно льняные -- обладают меньшей драпнруемостью, чем шерстяные и шелковые.

Физические свойства тканей

К физическим (гигиеническим) свойствам ткани относятся гигроскопичность, воздухопроницаемость, паронепроницаемость, водонепроницаемость, намокаемость, пылеемкость, электризуемость и др.

Гигроскопичность характеризует способность ткани впитывать влагу из окружающей среды (воздуха).

Воздухопроницаемость -- способность пропускать воздух -- зависит от волокнистого состава, плотности и отделки ткани. Хорошей воздухопроницаемостью обладают малоплотные ткани.

Паропроницаемость -- способность ткани пропускать водяные пары, выделяемые телом человека. Проникновение паров происходит через поры ткани, а также за счет гигроскопичности материала, впитывающего влагу из пододежного воздуха и передающего его в окружающую среду. Шерстяные ткани медленно испаряют водяные пары и лучше других регулируют температуру воздуха.

Теплозащитные свойства особенно важны для тканей зимнего ассортимента. Эти свойства зависят от волокнистого состава, толщины, плотности и отделки ткани. Волокна шерсти наиболее «теплые», волокна льна «холодные».

Водоупорность -- это способность ткани сопротивляться просачиванию воды. Водоупорность особенно важна для тканей специального назначения (брезентов, палаток, парусины), плащевых тканей, шерстяных пальтовых и костюмных тканей.

Пылеемкость -- это способность тканей загрязняться. Пылеемкость зависит от волокнистого состава, плотности, отделки и характера лицевой поверхности ткани. Наибольшей пылеемкостью обладают рыхлые шерстяные ткани с начесом.

Электризуемость -- это способность материалов накапливать на своей поверхности статическое электричество. При соприкосновении и трении, неизбежных в процессе производства и использования текстильных материалов, на их поверхности непрерывно происходит накапливание и рассеивание электрических зарядов

Похожие публикации